Что такое лэпбук для развития речи и мелкой моторики у старших дошкольников?

Познание | “Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста”

Автор: Бобошина Лилия Сергеевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МКДОУ “Детский сад №1” п.

Алексеевск
Населённый пункт: Киренского района Иркутской области
Наименование материала: Статья
Тема: “Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста”
Дата публикации: 03.04.2017
Раздел: дошкольное образование

МКДОУ «Детский сад №1 п. Алексеевск Киренского района»

Воспитатель: Бобошина Лилия Сергеевна.

Тема: «Лэпбук – как средство развития познавательных способностей детей

старшего дошкольного возраста».

Актуальность

Новое время диктует новые задачи и заставляет искать новые продуктивные формы

работы с детьми по развитию интеллектуального и творческого потенциала личности

ребёнка.

В

связи

с

внедрением

Федерального Государственного Образовательного

Стандарта дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в

своей педагогической деятельности, которые были бы интересны дошкольникам и

соответствовали бы их возрасту, и наиболее эффективно бы решали педагогические,

образовательные и воспитательные задачи. Федеральный государственный стандарт

дошкольного

образования

(ФГОС

ДО)

ориентирует

нас,

педагогов,

на

создание

благоприятных условий для развития детей в соответствии с их возрастными и

индивидуальными

особенностями

и

склонностями,

развития

способностей

и

творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой,

другими детьми, взрослыми и окружающим миром.

Важным аспектом современного Российского образования является «научить учиться

самому!», т. е. подразумевает, что нам воспитателям необходимо постоянно заниматься

самообразованием, повышать свой уровень профессиональной компетентности и

владеть новейшими образовательными технологиями.

Можно ли у вас спросить? А вы любите секреты или же сюрпризы? Вот именно на

такой любви к секретам, к сюрпризам и построена технология создания таких

удивительных книг как лэпбук.

Что же такое лэпбук? Лэпбук (lapbook) – пришёл к нам из Америки, представляет

собой одну из разновидностей метода проекта. Обобщить, оформить результаты

исследовательской деятельности, проделанной по определенной теме проекта, мы

можем представить в виде «ЛЭПБУКА».

Лэпбук (lapbook) – в переводе с английского языка означает «книга на коленях», это

интерактивная самодельная книга или папка, которая содержит внутри множество

кармашков, книжек-раскладушек, картинок, конвертиков, окошек, дверок и других

деталей, которые очень нравится детям.

Все материалы лэпбука соответствуют определенной теме и несут в себе

познавательную и развивающую функцию. Содержание лэпбука можно пополнять и

усложнять. Данное пособие является средством развивающего обучения,

предполагает использование современных технологий: технологии организации

коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии

проектной деятельности, игровых технологий.

Адаптировала его под наш менталитет Татьяна Пироженко. Она разрабатывала

эту технологию для занятий со своим ребенком и предложила использовать ее в

исследовательской работе с детьми.

Вы скажете, что это технология не новая! И возможно, ваши коллеги используют

интерактивные папки (лэпбуки), в своей педагогической деятельности, но они

недостаточно широко распространены в детских садах и заслуживают особенного

пристального внимания, как технология дошкольного образования.

Было бы даже правильнее определить лэпбук не как средство обучения, а как особую

форму организации учебного материала.

Лэпбук отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде.

-информативен;

– полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием

взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами, несет в себе способы ознакомления с цветом,

формой и т.д.;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к

миру искусства;

-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступны детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность

всех воспитанников.

Таким образом, можно сказать, что лэпбук — это собирательный образ

плаката, книги и раздаточного материла, который направлен на развитие

творческого потенциала в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор,

но и формируя навыки и умения.

Значение лэпбука для педагогов:

Способствует организации материала по изучаемой теме в рамках планирования;

Способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности и может

быть формой представления итогов проекта или тематической недели;

Способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми.

Это прекрасный и замечательный способ подать всю имеющуюся информацию в

компактной форме.

Чем для меня привлекательна данная форма работы в ДОУ?

Значение лэпбука для ребенка:

Во-первых, лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать поиск

информации по интересующей его теме, лучше понять и запомнить материал.

Во-вторых, это отличный способ для повторения пройденного материала. В любое

удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет

пройденное, рассматривая книжку, картинки, играет в дидактические игры .За счет

наглядной привлекательности лэпбука обучение проходит непроизвольно. Изучаемый

материал успешно используется детьми в повседневной жизни.

В-третьих, ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать

информацию, формируя навыки школьного обучения.

В-четвертых, лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно

будут заняты несколько детей. Можно выбрать задания под силу каждому (одним –

кармашки с карточками, а другим детям – задания, подразумевающие умение

рисовать и т.д.) и сделать коллективную книжку.

Лэпбук способствует развитию познавательных процессов, творческого

мышления, любознательности, воображения, моторики, пространственной

ориентировки, обогащению словарного запаса, расширению представлений детей

об окружающем мире, развитию фразовой речи.

Из чего состоит лэпбук? Лэпбук – это папка формата А3, А4, в которую вклеиваются

кармашки, книжки-раскладушки, окошки и другие детали с наглядной информацией

по теме: от интересных игр, до лексики и большого количества интересно поданной

информации.

С чего начать ? тема – план – макет – оформление .

Тема должна быть интересна ребенку и выполнима (соответствовать возрасту),

оригинальна.

Чтобы полностью раскрыть тему, необходим подробный план того, что должен

включать в себя лэпбук.

Как мы создаём лэпбуки

1. Начинаем с выбора темы.

Тема лэпбука может быть любая:

-интересные события, происходящие с ребенком;

-увлечения детей;

-темы недели;

-литературные произведения; и т.д.

Темы могут быть как общие, так и частные. Например, можно сделать общий лэпбук

на тему «Дикие животные”. А можно взять какое-нибудь конкретное животное и в

лэпбуке дать подробную информацию о нем.

2. План.

После того, как мы выбрали тему, надо взять бумагу и ручку и написать план. Ведь

лэпбук – это не просто книжка с картинками. Поэтому вам надо продумать, что он

должен включать в себя, чтобы полностью раскрыть тему. А для этого нужен план

того, что вы хотите в этой папке рассказать.

Следующий этап самый интересный. Теперь надо придумать, как в лэпбуке будет

представлен каждый из пунктов плана. То есть нарисовать макет. Здесь нет границ для

фантазии: формы представления могут быть любые. От самого простого, до игр и

развивающих заданий. И все это разместить на разных элементах: в кармашках,

блокнотиках, мини-книжках, книжках-гармошках, вращающихся кругах, конвертиках

разных форм и т.д.

«Мастер – класс для родителей : «Лэпбук , как форма совместной деятельности

взрослого и детей»

Задачи:

1) способствовать развитию у детей желания собирать и организовывать

информацию по изучаемой теме,

2) повысить качество понимания и запоминания изучаемого материала,

3) приобщать детей и родителей к совместному творчеству.

При сборе информации и оформлении лэпбука происходит взаимодействие: педагог-

ребёнок, ребёнок-родитель, педагог-родитель. То есть происходит «Творческое

взаимодействие» – и это отличный метод создания единого образовательного портала

между детским садом и родителями.

Хотим предложить вашему вниманию несколько лэпбуков.

Данное пособие организует совместную работу

воспитателя , родителя и ребенка.

Каждый лэпбук уникален, как уникален и его создатель, нет правильного или

неправильного метода его создания, ведь все зависит от того, как ребенок

воспринимает заданную тему, какими средствами он пользуется для достижения

своих целей. Лэпбук «Занимательная геометрия» содержит разнообразный

занимательный математический материал для развития логического мышления

дошкольников, он:

знакомит детей с геометрическими фигурами и телами,

развивает способность дошкольников к комбинированию, их пространственные

представления и воображение,

закрепляет умения находить зависимости и закономерности, способность предвидеть

результаты своих действий, умение находить ошибки и недостатки.

Подобранные игры позволяют разнообразить методы и приемы работы, обеспечить

индивидуально-дифференцированный подход к детям.

Для создания лэпбука понадобились материалы: Картонная папка-основа,

бумага (цветная, белая), ножницы, клей-карандаш для бумаги, скотч.

Из этих материалов изготовились элементы: кармашки, разнообразные конвертики,

вращающийся круг, книжка-гармошка, лист и полоса бумаги, сложенные в несколько

раз.

В папку входят игры:

Загадки «Разрешите познакомиться» (учит анализировать все названные в ней

признаки фигуры, понимать смысл образных выражений)

«Секретный квадрат» (упражнять в конструирование различных предметов из

геометрических фигур по предлагаемому рисунку).

«Подбери по форме» (учит самостоятельности при выборе способа сопоставления

предмета и формы, цвета геометрической фигуры)

«Продолжи ряд» (формирует умение составлять узор по образцу)

«Назови фигуру» (развивает память, речь)

«Закалка для ума» сложи фигуру (развивает мышление, память, формировать

конструкторские навыки, направленное воображение).

Таким образом, можно сказать, что лэпбук – это собирательный образ плаката, книги

и раздаточного материала, который направлен на развитие у дошкольника творческого

потенциала, который учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя

не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления

трудностей и решения поставленной задачи.

Создание лэпбука решает ряд задач современного образования, давая дошкольникам не

только знания предмета, но и обучая их всесторонне смотреть на проблему, ставить

задачи и решать их, творчески подходить к вопросу организации и подбору

информации.

В заключение хотелось бы отметить, что в наших маленьких книжках – раскладушках

поместилось очень много информации в очень привлекательной и интересной форме.

Дети очень бережно относятся к продукту своего творчества и с гордостью

рассказывают и показывают его.

Лэпбук стал содержательным элементом развивающей предметно-пространственной

среды группы.

Лэпбук помог привлечь родителей к совместной деятельности по теме, стал как бы

особым видом детско-родительского проекта.

Вывод: такая необычная, яркая, красочная и занимательная папка обязательно будет

привлекать внимание детей, что будет способствовать закреплению полученных

знаний, развитию внимания, памяти, мелкой моторики.

И это просто интересно! Дошкольникам нужны эмоциональные, яркие и

увлекательные занятия!

Источник: http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=5096

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста | МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №95»

«Источники способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли» (В. А. Сухомлинский)

Что такое мелкая моторика и почему так важно её развивать? Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. У мелкой моторики есть очень важная особенность.

Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики.

Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей готовности к школьному обучению.

Обратите внимание

Ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки.

Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными. Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложнокоординированных движений руки может оказаться недостаточными для освоения письма. Как же развивать мелкую моторику у детей старшего дошкольного возраста?

Конечно же, в игре.

«Мозаика», «Пазлы»- В них есть мелкие детали, которые надо соединять между собой. При выборе пазлов надо исходить не только из эстетических предпочтений ребенка. Здесь действует правило: чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали и, соответственно, наоборот.

«Конструктор»-для детей старшего дошкольного возраста лучше выбирать конструкторы с мелкими деталями, с разными видами соединений. . Развивается образное мышление, фантазия, мелкая моторика рук. Лепка из глины и пластилина. Это очень полезно и отлично влияет на развитие мелкой моторики рук, причём лепить можно не только из пластилина и глины.

Если во дворе зима, что может быть лучше снежной бабы или игр в снежки. А летом можно соорудить сказочный замок из песка или мелких камешков. Рисование или раскрашивание картинок – любимое занятие дошкольников и хорошее упражнение на развитие мелкой моторики рук. Обратить внимание надо на рисунки детей.

Разнообразны ли они? Если мальчик рисует только машины и самолёты, а девочка похожих друг на друга кукол, то это вряд ли положительно повлияет на развитие образного мышления ребёнка. Изготовление поделок из бумаги. Например, вырезание самостоятельно ножницами геометрических фигур, составление узоров, выполнение аппликаций.

Ребёнку нужно уметь пользоваться ножницами и клеем. По результатам таких работ вы сможете оценить насколько развита мелкая моторика рук и движения пальчиков малыша. Изготовление поделок из природного материала: шишек, желудей, соломы и других доступных материалов. Кроме развития мелкой моторики рук эти занятия развивают также и воображение, фантазию ребенка.

Читайте также:  Стоит ли отдавать ребенка на спортивную гимнастику и что важно знать о подобных занятиях?

Замечательно развивают мелкую моторику тренировки с объёмными буквами. Сейчас продаются такие книжки, открытки и таблички, на которых буквы не просто написаны, а сделаны объёмными. Завяжите ребёнку глаза и дайте ему ощупывать эти буквы. Пусть он

попробует на ощупь определить, что за буква находится под его пальцами. Такие тренировки в целом полезны для изучения алфавита.

Дети постарше учатся завязывать шнурки. Это могут быть готовые шнуровки, сделанные мамой или завязывание шнурков на предметах (кофточки, ботинки, шапочки и т.д.).

Игры с использованием мелких предметов, из которых надо что-то сложить или построить, что-то взять, прикрутить или отвинтить, на что-то надеть, куда-то положить или насыпать, сжать или разжать – это то, что поможет вашему малышу в будущем лучше усваивать школьную программу.

Важно

Такие занятия развивают не только воображение и мелкую моторику, но и память, аккуратность, глазомер, ассоциативное мышление, умение анализировать и принимать решения. Родителям можно использовать подручные материалы для развития мелкой моторики рук: -Смешайте фасоль, горох, чечевицу и попросите ребёнка разобрать всё в разные чашечки. Для интереса назовите игру «Золушка».

-Для мальчиков можно создать игру «Юный механик», для которой потребуются только болты с гайками. Попросите раскрутить или накрутить гайку. Для интереса попробуйте посоревноваться с ребёнком , кто быстрее справиться или даже устроить семейный турнир. Хорошо ещё если болты и гайки будут разными по величине. Это ещё будет способствовать развитию глазомера.

-Завяжите на шнурке несколько, не очень тугих узелков и ребёнка попросите их развязать, и наоборот. — Для девочек хорошо подойдёт нанизывание бусин, макарон или пуговиц на проволоку. -Хорошо развивает мелкую моторику «Оригами». Да и потребуется лишь одна бумага.

Хорошо бы, если сделанные работы вы смогли бы обыграть, например, придумайте совместно сказку и поиграйте в неё вместе с ребёнком. -Сложи фигуру из спичек. Только в эту игру в целях безопасности играйте только рядышком с ребёнком. Попробуйте сложить кораблик или какую другую фигуру. В этой игре у ребёнка будут развиваться и воображение, и творчество.

А если вы поставите условие, чтоб ребёнок повторил вашу фигуру, то развиваться будут и внимание, и память. — . Спрятанный предмет. Игрушки из киндер сюрприза спрячьте в горох или фасоль, и ребенок пусть ищет все игрушки, закопанные в крупе. При выполнении этого задания происходит точечный массаж. -Прищепки. При развешивании белья попросите ребёнка вам помочь.

Или возьмите картонные геометрические фигуры и пусть ребёнок с помощью прищепок превратит фигуру в какой нибудь предмет. -Игры с тенью развивают мелкую моторику рук, воображение и фантазию у ребёнка. -Работа с нитками очень разнообразна: Рисование нитью по силуэту. Мелкое нарезание и приклеивание к шаблону. Плетение разноцветными шнурками. -Создание картин с помощью семян и плодов.

— Пробки от пластиковых бутылок можно использовать как «машинки» и поиграть в «гонки». С использованием пробок можно поиграть в игру «В новеньких сапожках». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги и топаем: В новеньких сапожках -Зашагали ножки: топ-топ-топ, Прямо по дорожке: топ- топ- топ. Ну-ка, веселее: топ- топ- топ, Топаем дружнее: топ- топ- топ». Для создания игр для развития мелкой моторики рук используйте всю свою фантазию. Главное — помните! Любые игры и упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!

Успехов вам и терпения!

Источник: http://mbdou95.ru/?page_id=1903

Мастер — класс по созданию пособия «лэпбук «речевичок», как средство развития речи детей с овз»

Мастер — класс по созданию пособия «лэпбук «речевичок», как средство развития речи детей с овз»

Что такое ЛЭПБУК?

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга» (lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить где угодно и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук — это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.

Это отличный способ закрепить определенную тему с дошкольниками, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации. Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей.

Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

В интерактивной тематической папке хранятся материалы с разным речевым содержанием: чистоговорки, скороговорки, сюжетные картинки, карточки и т.д. Всё, что поможет детям с ОВЗ, имеющим разный речевой уровень, более эффективно включиться в работу.

Поскольку мы, используя лэпбуки имеем возможность провести словарную работу, составить рассказ, рассмотреть иллюстрации и побеседовать с ребёнком индивидуально.

Включенность детей с ОВЗ в эту работу позволяет восполнить недостаточность общения, расширить кругозор, обогатить жизненный опыт, обеспечить своевременное и эффективное развитие речи.

Значение ЛЭПБУКА:

Для педагога:

  • способствует всестороннему развитию ребенка с ограниченными возможностями здоровья
  • способствует организации материала по изучаемой теме в рамках комплексно-тематического планирования — способствует организации индивидуальной и самостоятельной работы с детьми
  • способствует оформлению результатов совместной проектной деятельности.

Для ребёнка:

  • способствует пониманию и запоминанию информации по изучаемой теме
  • способствует приобретению ребенком навыков самостоятельного сбора и организации информации по изучаемой теме
  • способствует повторению и закреплению материала по пройденной теме

В нашей группе комбинированной направленности использование лэпбуков как никогда актуально. Поэтому специалисты (воспитатели, учитель — логопед, педагог — психолог и т.д.), работающие с детьми с ОВЗ активно применяют данное пособие в своей работе.

Нетрадиционный прием коррекции звукопроизношения и словаря (лэпбук) позволяет: — уточнить имеющийся словарь; активизировать и обогатить словарь через обучение различным способам словообразования; все это создает основу для коррекции звукопроизношения не только «искусственным» путем, но и «естественным», через развитие лексико-грамматической стороны речи.

Лэпбук отвечает требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде:

  • информативен
  • полифункционален: способствует развитию творчества, воображения.
  • пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера)
  • обладает дидактическими свойствами; является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства
  • вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части)
  • его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста
  • обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Для создания лэпбука нам понадобятся такие материалы:

  • Поликарбонат любого цвета, самоклеящееся бумага под дерево (для основы, но можно взять картонную папку за основу (можно купить или сделать своими руками).
  • Обычная бумага, бумага для ламинирования, цветная бумага для принтера, но и просто белые листы, если их хорошо оформить и раскрасить, смотрятся очень неплохо.
  • Ножницы.
  • Клей-карандаш для бумаги.
  • Степлер.
  • Скотч, цветные липучки, мешочки, коробочки, кнопочки
  • Безграничная фантазия

Вырезаем детали, приклеиваем и оформляем всё на свои места. А после этого начинаем занятия с ребенком, детьми.

Содержание лэпбука по развитию речи «Речевичок»

  1. «Прочитай по первым буквам». Цель игры: закрепление навыков чтения и звукобуквенного анализа слова.
  2. «Засели картинку в домик». Цель игры: развивать умение определять первый звук в слове и соотносить его с буквой.
  3. «Мой, моя, моё, мои». Цель игры: закрепить согласование притяжательных местоимений с существительными.
  4. Упрямые слова. Слова-близнецы. Слова-друзья. Слова наоборот. Цель: формирование семантического компонента речи детей (понимание значения слова) старшего дошкольного возраста посредством обогащения и активизации словаря словами – синонимами, антонимами, омонимами и неизменяемыми словами русского языка (упрямые слова)
  5. Артикуляционная гимнастика. Цель: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
  6. Пальчиковая гимнастика. Цель: способствует овладению навыками мелкой моторики; помогает развивать речь; повышает работоспособность коры головного мозга.
  7. Составь рассказ по серии сюжетных картинок. Цель: развитие связной речи путем овладения умением отслеживать последовательный сюжет по серии картинок
  8. «Цветок – восьмилепесток. Цель: обучение составлению и чтению слогов.
  9. Мнемотаблицы. Цель: формировать умение преобразовывать абстрактные символы в образы (перекодировка информации.
  10. Читайка. Цель: развивать первоначальные навыки чтения.
  11. Скороговорки и Чистоговорки. Цель: развитие речи и совершенствование дикции.
  12. Мини кольца Луллия – игры: Раздели слово на слоги, найди нужную схему. Подбери картинку к схеме или схему к картинке. Употребление предлогов, применение сигналов.

Таким образом, новый подход в использовании лэпбуков неоспорим, его возможности безграничны, в реализации современных требований ФГОС, в формировании определённых качеств у дошкольника, таких как:

  • уверенность в собственных силах;
  • любознательность;
  • способность к волевым усилиям;
  • самостоятельность;
  • инициативность.

Лэпбук, будь то дидактическое пособие или финальный этап проекта, — это интересный и полезный инструмент в работе воспитателя с детьми с ОВЗ. Но использовать его нужно правильно.

Источник: http://doshkolnik.ru/logopedia/17636.html

Особенности развития мелкой моторики рук старших дошкольников

2

Особенности развития мелкой моторики рук

старших дошкольников

Развитие мелкой моторики рук – залог нормального развития интеллекта ребенка. На протяжении всего детства дошкольника четко выступает эта зависимость — по мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции.

Чем лучше малыш работает пальчиками, тем быстрее он развивается, лучше говорит и думает, а затем и учится в школе.

Во время стимуляции моторных навыков пальчиков ребёнка его речевой центр начинает активизироваться, а это в будущем повлияет на почерк, ловкость рук, скорость реакции.

Мелкая моторика развивается естественным образом, начиная с младенческого возраста на базе общей моторики. Сначала ребёнок учится хватать предмет, после появляются навыки перекладывания из руки в руку, так называемый «пинцетный захват» и т. д.

, к двум годам он уже способен рисовать, правильно держать кисточку и ложку. В дошкольном и раннем школьном возрасте моторные навыки становятся более разнообразными и сложными.

Увеличивается доля действий, которые требуют согласованных действий обеих рук.

Начинать работу по развитию мелкой мускулатуры рук нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Совет

А в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.

Перед тем как изучить особенности развития мелкой моторики руки старших дошкольников, рассмотрим развитие познавательной сферы в данном возрасте.

Старший дошкольный возраст – это период активного развития познавательной, интеллектуальной и личностной сферы ребенка. В этом возрасте главней задачей педагогов и психологов является подготовка к школьному обучению, к письму. Об этом отечественные и зарубежные психологи отмечают в своих работах, изучившие психологические особенности детей дошкольного возраста.

У ребенка в старшем дошкольном периоде активно развиваются внимание, восприятие, память, мышление, воображение и речь. Происходит изменение в ведущем виде деятельности, конструкторская игра постепенно превращается в трудовую деятельность.

В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается активное мышление. В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода.

У него появляется и развивается способность планировать свое действие, совершенствуется ручные движения и умственные операции, воображение и представления.

В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер. Начало формирования произвольного внимания связано с внутренним регулируемым восприятием и активным владением речью.

Переломный момент в развитии внимания связан с тем, что дети впервые начинают сознательно управлять своим вниманием, направляя и удерживая его на определенных предметах. Для этой цели старший дошкольник использует определенные способы, которые он принимает у взрослых.

Обратите внимание

Таким образом, возможности произвольного внимания к 6-7 годам уже достаточно велики».

К концу дошкольного возраста структура памяти претерпевает изменения, связанные со значительным развитием произвольных форм запоминания и припоминания.

Читайте также:  Учим цвета с ребенком: лучший возраст, игры и упражнения

Мышление в дошкольном возрасте развивается по следующим линиям: совершенствование наглядно-действенного мышления на основе развивающегося воображения, улучшение наглядно-образное мышления путем формирования произвольной и опосредствованной памяти, начало формирования словесно-логического мышления на базе использование речи как средства постановки и решения интеллектуальных задач. Следовательно, у ребенка в старшем дошкольном возрасте присутствует наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое мышление.

Одним из основных новообразований дошкольного возраста является воображение. Воображение, так же как и восприятие, внимание и память постепенно переходит из непроизвольного в произвольное, из непосредственного превращается в опосредствованное. Формирование воображения в старшем дошкольном возрасте находится в непосредственной зависимости от развития речи ребенка.

В старшем дошкольном возрасте развитие речи достигает высокого уровня. Большинство детей этого возраста правильно произносят слова. Происходит увеличение словарного запаса и понимание слов. По утверждению Л. С.

Выготского, «история письма у ребенка начинается значительно раньше того момента, когда учитель впервые вкладывает ему в руки карандаш и показывает, как надо написать букву».

То есть, рисование является предпосылкой формирования письменной речи.

Таким образом, развитие восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения и речи влияют на психологическую готовность к школьному обучению. В развитии восприятия, внимания, памяти, мышления и речи большую роль играет мелкая моторика рук.

Готовность к школьному обучению ребенка определяется развитием зрительно-моторной координации. Мышцы руки должны быть достаточно крепкими, должна быть хорошо развита мелкая моторика, чтобы ребенок мог держать ручку или карандаш, чтобы не уставал при письме».

Важно

Развитие мелкой моторики рук является одним из немаловажных аспектов развития дошкольника в период подготовки его к школе.

Проблема повышения эффективности комплексной медико–психолого-педагогической работы по развитию мелкой моторики и координации движений пальцев рук старших дошкольников не теряет своей актуальности.

Чем больше уверенности и изобретательности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда (ручкой, карандашом, кистью), тем сложнее движения, необходимые для этого взаимодействия, тем ярче творческая стихия детского разума, чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее.

Согласно данным психологов и физиологов у детей 5 – 6 лет слабо развиты мелкие мышцы руки, несовершенна координация движений, не закончено окостенение запястий и фаланг пальцев. К 6 – 7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

У большинства современных детей старшего дошкольного возраста можно отметить недостаточное развитие мелких мышц рук. Дети с плохо развитой ручной моторикой неловко держат ложку, карандаш, не могут самостоятельно застегивать пуговицы, шнуровать ботинки. Возможности освоения мира этими детьми оказываются обедненными.

Дети часто чувствуют себя несостоятельными в элементарных действиях, доступных сверстникам. Это влияет на эмоциональное благополучие ребенка, его самооценку. С течением времени уровень развития сложно координированных движений руки может оказаться недостаточным для освоения письма.

Поэтому развивать мелкую моторику рук детей нужно и в младшем, и в старшем дошкольном возрасте.

Существует множество традиционных и нетрадиционных методов развития мелкой моторики старших дошкольников (табл.).

Таблица

Методы развития мелкой моторики рук старших дошкольников

Традиционные методы Нетрадиционные методы
Самомассаж кистей и пальцев рук (поглаживание, разминание). Самомассаж кистей и пальцев рук с предметами (грецкими орехами, карандашами).
Пальчиковые игры с речевым сопровождением и без речевого сопровождения. Игры с пальчиками с использованием разнообразного материала: бросового, природного, хозяйственно-бытового.
Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда и т.д. Нетрадиционные художественные техники: оригами, аппликации из подручных материалов, пластилинография, рисование пальчиками и т.д.
Предметная деятельность: с бумагой, глиной, пластилином, водой, природным материалом, ножницами (например, рисование, лепка, аппликации, вырезание). Игры и упражнения с использованием сухого бассейна.
Игры: мозаика, конструкторы, пазлы, шнуровка, бусы, кубики, пристегивание, складывание разрезных картинок, игры с вкладышами, палочками и т.д. Игры с различными бытовыми предметами: прищепками, резинками для волос, пуговицами, пробками, скрепками и т.д.
Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий – шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек» и т.д. Игры с песком.
Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней. Игры с крупой: сортировка семян, выкладывание изображений и др.

Благодаря вышеизложенным методам у старших дошкольников развивается не только мелкая моторика рук, но и такие психические процессы, как внимание, воображение, память, мышление, а также речь.

При выполнении заданий на развитие мелкомоторных умений необходимо учитывать индивидуальные особенности ребенка: его возраст, настроение, желание и возможности, чтобы ребенок занимался с удовольствием.

Для достижения хорошего результата важно регулярно делать упражнения. Они могут быть как частью образовательного процесса, так и элементом домашних дел.

Совет

Таким образом, развивать мелкую моторику рук можно не только в специально организованных условиях, с конкретными развивающими пособиями, но и в быту. 

Систематические упражнения с участием рук и пальцев у старших дошкольников гармонизируют тело и разум, положительно влияют на деятельность мозга, простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка.

Источник: https://multiurok.ru/files/osobiennosti-razvitiia-mielkoi-motoriki-ruk-starsh.html

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность работы по развитию мелкой моторики руки у детей старшего дошкольного возраста с ОНР обусловлена возрастными психологическими, физиологическими и речевыми особенностями.

Всесторонне представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно-двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания.

Именно с помощью тактильно-двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы логопедических детей научить говорить, нужно не только тренировать их артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику.

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники часто испытывают серьезные трудности. Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу.

Что такое мелкая моторика? Мелкая моторика – это совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук. В применении к моторным навыкам часто используется термин – ловкость. К области мелкой моторики относится много разнообразных движений: от примитивных жестов до очень мелких движений, от которых зависит почерк человека.

Значение мелкой моторики … «Истоки способностей и дарования детей находится на кончиках их пальцев. От них … идут тончайшие ручейки, которые питают источник образной мысли. » В. А.

Сухомлинский Движение рук – это основа для формирования навыков самообслуживания у детей. Уровень развития мелкой моторики является одним из важных показателей готовности ребёнка к обучению в школе.

Движение пальцев рук влияют на развитие моторной функции речи и стимулируют развитие других психических функций, таких как мышление, память, внимание.

Обратите внимание

Цель и задачи Цель: развитие мелкой моторики у детей с ОНР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней и пальцев рук и пальчиковой гимнастики.

Задачи: Развивать мелкую моторику пальцев рук у детей с ОНР посредством дидактических игр и игрушек, массажа ладоней, пальцев рук и пальчиковой гимнастики. Развивать тактильную чувствительность рук. Стимулировать зрительное и слуховое восприятие. Тренировать тонкие движения пальцев рук.

Развивать память, внимание, терпение и связную речь. Развивать навыки ручной умелости. Совершенствовать предметно-развивающую среду группы для развития мелкой моторики.

Игры с крупой Детям предлагаем поиграть в Золушку. Для этого на листочке бумаги смешиваем по чуть-чуть гречки, риса и гороха. После этого предлагаем рассортировать. Интересно наблюдать за детьми: каждый делает это по-своему. Кто-то берёт крупу двумя пальцами, кто-то просто двигает её по листу. Иногда делаем это на время. Берём поднос и рассыпаем по нему мелкую крупу (манку).

Лучшей доски для рисования не придумаешь. Насыпаем в кружку сухой горох. Перекладываем по одной в другую кружку. Сначала одной рукой, затем двумя руками, попеременно большим и средним пальцами, большим и безымянным, большим и мизинчиком. Насыпаем горох на блюдце. Ребёнок большим и указательным пальцами берёт горошину и удерживает её другими пальцами – набирает целую горсть.

Можно делать это и двумя руками.

Разверни, не порви… Только на первый взгляд кажется просто развернуть грецкий орех, завёрнутый в фольгу. Сколько фольги ребята испортили, прежде чем научились делать это аккуратно и медленно, стараясь не порвать тонкий материал.

Игры со счётными палочками. В этих играх хорошими помощниками станут обыкновенные счётные палочки или спички ( без серы). «Сложи колодец» «Выложи картинку» «Выложи геометрическую фигуру»

Игры с прищепками Упражнения с прищепками развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Чтобы игра была интересней, можно прикреплять прищепки по тематике.

Важно

Игры с конструктором лего Способствуют развитию восприятия. Создаются условия, в которых дети знакомятся с цветом, формой, величиной, осязаемыми свойствами предметов.

Сухой бассейн Дети любят играть в сухом бассейне (из крышек). Там спрятаны мелкие игрушки от киндер-сюрпризов, которые ребята с возрастающим интересом ищут в большом количестве пробок и крышек.

Игры – шнуровки Игры-шнуровки развивают сенсомоторную координацию, мелкую моторику рук. Развивают пространственной ориентирование, способствуют усвоению понятий «вверху» , «внизу» , «слева» , «справа» .

Способствуют развитию речи. Развивают творческие способности. Развивают усидчивость, внимание, терпение.

Игра способствует координации движений, гибкости кисти и раскованности движений, что является залогом отсутствия проблем в школе.

Рисование – любимое занятие. Не обязательно нужно рисовать на листе бумаги карандашами и кисточками, можно рисовать на снегу или песке, манке, на запотевшем окне, на асфальте… А можно рисовать пальцем или ладошкой, делать отпечатки кусочком ваты, скомканной бумагой, печаткой, тычком. Ещё есть много разных способов развить детское восприятие…

Игры с пластилином Лепка, рисунки из пластилиновых колбасок, пластилинография… При этом мы попутно будем развивать и мелкую моторику руки.

Игры с бумагой Оказывается, бумагу можно мять, рвать, складывать, резать ножницами… Такие игры помогут детям узнать как обычная бумага превращается в красивую аппликацию и забавные объёмные игрушки. Развитию точных движений, вниманию, терпению, усидчивости и памяти помогают занятия в технике оригами: складыванию корабликов, самолётов, цветов, животных и т. д.

Совет

Игры с природным материалом Для детей уже не секрет, что из шишек, желудей, листьев и каштанов можно создать необыкновенные поделки, а можно просто использовать их для массажа рук.

Пазлы и мозайка Пазлы – в переводе с английского «головоломка» , «затруднение» . Кроме мелкой моторики, эта игра формирует ещё и пространственное представление, умение складывать большое из мелких деталей. Мозайка – игра, которую помнит каждый из детства. Дети уже делают композиции по образцу или ориентируясь на собственную фантазию.

Работа с ножницами В старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторике и координации движений руки становится важной частью подготовки к школе. Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами.

Пальчиковые игры – наилучшее средство для развития мелкой моторики и речи в своей совокупности. Разучивание текстов пальчиковой гимнастики способствует быстрому формированию речи, пространственного мышления, внимания, памяти и воображения. Речь детей становится более выразительной.

Массаж кистей рук и пальцев Массаж является одним из видов пассивной гимнастики. Он оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышая тонус, эластичность и сократительную способность мышц. Массажные шарики су-джок и кольцевая пружинка незаменимы для массажа пальчиков и ладоней.

Развитие графической моторики

Развитие графических навыков Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, непосредственно образовательная деятельность проводится в тетрадях с крупной клеткой.

Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких точных движений, а так же создаёт благоприятные условия для развития ориентировки в микропространстве.

Цель: развитие графических навыков, путём преодоления недоразвития моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребёнка. Задачи: Совершенствовать навыки выполнения пальчиковых гимнастики и игр, которые стимулируют развитие речи. Формировать мелкую моторику, умение слушать, запоминать, выполнять действия на основании словесной и зрительной инструкции.

Совершенствовать умение детей ориентироваться в пространстве и на плоскости, определения пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями, а так же умения различать правую и левую стороны. Учить детей ориентироваться в тетради в крупную клетку.

Обратите внимание

Учить детей рисовать прямые линии, квадраты, прямоугольники по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв в подготовительной группе. Учить детей рисовать наклонные линии по точкам и без них, использовать эти элементы при написании букв. Совершенствовать навыки штриховки горизонтальными и косыми линиями. Развивать глазомер, слуховое внимание, зрительное восприятие, речь.

Вывод Развитие кисти руки и координация движений пальцев рук – задача комплексная, охватывающая многие сферы деятельности детей. Она является одним из аспектов проблемы обеспечения полноценного развития в дошкольном детстве.

Читайте также:  Что должен уметь ваш малыш в 1 год и 7 месяцев?

И поскольку общее моторное отставание наблюдается у большинства современных детей, особенно с ОНР, слабую руку дошкольника нужно и необходимо развивать. Игры и специальные упражнения активизируют моторику рук, улучшают подвижность пальцев, развивают их силу и гибкость.

Вырабатывается их ловкость, умение управлять своими движениями.

Литература 1. Жукова Н. С. «Преодоление недоразвития речи у детей» 2. Галигузова Л. Н. Смирнова Е. О. «Степени общения: от года до семи» 3. Дарвиш О. Б. «Возрастная психология» 4. Холмовская В. В «Воспитание и обучение детей пяти, шести лет» 5. Фомина Л. Ф. «Воспитание у детей правильного произношения» 6. Кольцова М. М «Развитие моторики» 7.

Елена Данилова «Пальчиковые игры» 8. Гризик Т. И. «Детство и отрочество» 9. Справочник старшего воспитателя. 10. Журнал «Дошкольное воспитание» 2007 г. 11. Журнал «Дошкольное воспитание» 2006 г. 12. Дубровина И. В. «Готовность к школе, развивающие программы» 13. Данилова Е. Е. «Психология» 14. Строгонова И. А.

«Дошкольное образование, развитие мелкой моторики руки ребёнка» 15. Выгодский Л. С.

Источник: http://present5.com/razvitie-melkoj-motoriki-u-detej-starshego-doshkolnogo-vozrasta/

Развитие мелкой моторики: виды обучающих средств для дошкольников

Своевременное и всестороннее развитие мелкой моторики детских рук – чрезвычайно важный аспект работы с детьми дома и в ДОУ. Каждый родитель обязан знать, что детская мелкая моторика – это природная способность к выполнению ловких и четких движений кистями и пальцами.

Интересные факты о моторике

Координация охватывает деятельность костной, нервной, мышечной системы. В сферу моторики рук входит целый спектр жестов, таких как захват предмета, рисование, письмо.

Суть мелкой моторики

Чтобы дети дошкольного возраста развивались гармонично, родители и воспитатели должны знать все особенности детской психики и применять проверенные средства формирования важных навыков.

Правильная тренировка мелкой моторики ребенка – основополагающий аспект детского развития в целом. Эта сфера умений закладывается уже в тот период, когда ребенок считается новорожденным.

Самые маленькие дети пользуются мелкой моторикой таким образом, что вначале только рассматривают и изучают собственные конечности. Вскоре они обучаются управлению руками.

В раннем возрасте ребенок захватывает игрушки и другие вещи ладонью. По мере развития он учится пользоваться при захвате предмета двумя пальцами, задействованы указательный с большим пальцем.

Чем раньше дети осваивают правильный захват предметов, тем правильнее и удобнее они будут держать свою первую ложку для приема пищи, затем карандаш и кисточку для творчества.

надевание разноцветных резинок на пальцы рук по схемам, изображенным на рисунках

Цели тренировки мелкой моторики

Родители должны понимать, для чего надо уделять так много внимания развитию моторики.

С ребенком стоит усиленно заниматься в то время, пока он посещает ясли (1,5-2 года), первую и вторую младшую (2-4 года) группу, среднюю (4-5 лет) и старшую (5-6 лет) группу детского сада.

Дело в том, что на завершающем этапе обучения и воспитания в ДОУ, в подготовительной (6-7 лет) группе, проводится немало тестов на предмет готовности к освоению программы в школе.

Познавательные процессы и другие аспекты зависят от совершенства мелкой моторики.

Когда в этой сфере полный порядок, ребенок предрасположен к успешному обучению письму, способен на логические мыслительные операции, умеет продуктивно рассуждать, имеет отличную память, потенциал к эффективной концентрации внимания, богатое воображение и при общении использует связную правильно построенную речь.

Ход развития моторики

Мелкая моторика формируется не сразу, а по определенной, постепенно прогрессирующей схеме. При этом у каждого ребенка индивидуальный сценарий развития.

У маленьких детей преобладают неловкие и даже потешные движения. Вскоре тело начинает работать гармоничнее и точнее. Чтобы процесс становления моторики проходил быстро и качественно, рекомендуем практиковать развивающие игры. О том, как развивать ребенка в этом направлении, детально рассказано ниже.

сопоставление цветов путем надевания обрезанных крышечек от фломастеров на раскрашенные в разные цвета ватные палочки

Особенности развития ручной моторики

В сфере совершенствования детской моторики имеется важный нюанс. Следует обратить внимание на то, что именно мелкая моторика плотно взаимосвязана со сферой восприятия, памятью, детской нервной системой, областями внимания и зрения.

Научно доказано, что у детей, виртуозно владеющих руками, лучше всего развита речь. Так происходит потому, что моторный центр локализуется в мозге в непосредственной близи от речевого центра. Процесс обучения моторным умениям, где задействованы пальцы рук, естественным образом активируется центр речи.

Чтобы у ребенка по возрасту сформировались широкие речевые способности, стоит в играх и развлечениях стоит делать акцент на развитие мелкой моторики. Хорошо, что сегодня для этой цели производится огромное количество продуманных игрушек.

Тренируя мелкую моторику, можно значительно облегчить жизнь ребенка, ведь у него при взрослении будет стабильно быстрая реакция, красивый почерк и выраженная ловкость рук.

Важно

Чтобы дополнить программу детского сада домашним самообразованием, нужно определить способности ребенка, пройдя консультацию у специалиста.

Во время разговора с психологом или другим экспертом можно обсудить волнующие вас темы и предупредить различные проблемы в развитии.

Индивидуальная диагностика развития требуется не только детям с отклонениями, но и всем здоровым малышам, так как сегодня увеличивается количество психических расстройств.

Актуальность домашних занятий с детьми растет с каждым днем, так как они органично дополняют образование в ДОУ.

Если вы затрудняетесь заниматься с ребенком и не можете организовать эффективные уроки в игровой форме, то просмотрите мастер-классы в интернете или запишите ребенка в платный кружок.

Итак, польза развития мелкой моторики очевидна. Далее разберем наиболее популярные виды обучающих занятий.

сопоставление цветов путем вставки самодельных цветочков из деревянных палочек и картона в задекорированную упаковку из под куриных яиц

Обучающие средства для мелкой моторики

Традиционные методы развития мелкой моторики рук детей

Всем родителям следует ознакомиться с общепринятыми техниками тренировки детской моторики.

Массаж рук

Несложная техника, способствующая более эффективному развитию моторики, это массаж детских ладоней и пальцев. Можно произвольно гладить, массировать и водить в разных направлениях своими пальцами по руке ребенка и сочетать эти действия с веселыми стишками. Например, рассказ про сороку-ворону.

Закрывание крышек

Прекрасная тренировка для кистей – завинчивать и наоборот развинчивать крышки, используя бутылки или банки разных форм и размеров. Вскоре руки станут ловкими. Эта увлекательная игра не наскучит.

самодельная игрушка из картонной коробки с отверстиями, куда вставлены верхние части пластиковых бутылок, для развивающей игры в завинчивание крышек (также хорошо использовать бутылки разных цветов с соответствующими крышками или бутылки с разным диаметром горлышка, чтобы каждую крышку можно было прикрутить только к определенному основанию, а к другим она не подходила по цвету или размеру)

Занятия лепкой

Лепить из пластилина поделки могут все дети. В зависимости от возраста и предпочтений берем тесто, пластилин или глину, для удобства используем доску. Например, слепите ежика, собаку или других простых животных. Также навыки лепки пригодятся при совместном изготовлении фигурок домашней выпечки. Ребенок будет в восторге от того, что помогает родителям, и одновременно разовьет кисти.

Классическая игра в Ладушки

Разные вариации веселой системы хлопков исполняем вместе с ребенком. Благодаря такому развлечению он быстро научится выпрямлять кисть и сильно хлопать, это полезно для моторики.

Аппликации

Стоит приобрести безопасные ножницы для детей, удобный клей-карандаш, картон и бумагу разных цветов. Несложно и интересно обучать ребенка созданию красивых композиций. Можно выстригать фигуры (квадраты, кружки) и наклеивать их в виде композиции, изготавливать снежинки. Помимо моторики аппликации развивают способность к творческому взгляду и пространственному мышлению.

Игры с бумагой

Для самых маленьких детей, от 7 месяцев, есть отличное занятие, которое может надолго увлечь и прекрасно развить способность владеть ручками. Упражнение может протекать как изучение свойств бумаги, ребенок может ее мять, рвать, бросать.

При чтении книг после года пусть ребенок сам листает странички. Также можно изготавливать книжки своими руками.

Разработать проект, заготовить детали и написать текст можно совместно, а завершать процесс будет ребенок – он сможет склеить детали по вашей инструкции.

Интеллектуальные игры с мелкими элементами

Обратите внимание на такую игру как пазлы и мозаики. Приобретайте такие товары в соответствии с возрастом. Обычно для детей младше 3 лет более крупные детали. Собирая пазлы и картины из мозаики регулярно, мы тренируем воображение.

Раскраски и рисование

У детей активно развивается фантазия и интеллект, когда они обводят в рабочих тетрадях контуры по пунктиру, раскрашивают, рисуют на доске. Кроме освоения раскрасок рекомендуем ознакомиться с прописями.

Бусы для игр

Отлично, если у мамы есть бусы из элементов разных цветов, форм, размера. Пусть малыш их перебирает время от времени, надевает на куклу или родителей.

Пуговки и шнуровки

Проверенная гимнастика для рук – это расстегивание, застегивание и вставка шнурков в отверстия. Застежки можно найти в одежде. Дети любят самостоятельно расстегивать молнии, учатся работать с пуговицами. Можно изготовить коврик с пуговками, куда можно пристегивать детали. В итоге, мы развиваем руки и приобретаем самостоятельность.

Миски-вкладки

В магазине можно приобрести набор мисок, которые вкладываются друг в друга. Играя с ними ребенок учится отличать большое от маленького.

Складывание горошка в банку

Берем горошинку пальчиками, кладем в банку, закрываем крышку. Наполнение тары горошинами не подходит для слишком активных детей.

Игра с крупой

В любых емкостях можно играть с крупами. Для совершенствования моторики и обострения тактильных возможностей. Можно насыпать несколько видов круп и предоставить их ребенку.

Игры с песком

Купите кинетический песок, рассыпьте его на горизонтальной поверхности. Любого ребенка легко завлечь такой игрой. Эта субстанция приятна на ощупь, не пахнет, не липнет к рукам, не пачкает стол. Если у вас имеется только обычные песок, то на нем можно порисовать.

Пальчиковые игры

Можно использовать пальчиковые игры из интернета или книжек, а также изобретать собственные вариации. Такие занятия, бесспорно тренируют моторику и развлекают ребенка.

Нетрадиционные техники совершенствования мелкой моторики

Также существуют непопулярные инновационные идеи тренировки детской моторики. Нестандартное оборудование для занятий можно купить в магазине или найти дома.

Рисование пальцами

Чтобы изобразительная деятельность принесла массу удовольствия и пользы, не используйте кисти. Базой может быть как альбом, так и мольберт. Панно может быть изображено на простыне, ватмане.

У детей получаются удивительные картинки. Не жалейте детскую одежду, лучше обращайте внимание на творчество. Существуют специальные краски для пальчиков.

Можно создавать ладонью радужные рисунки и дорожки, окрасив каждый палец в разный цвет.

Прищепки

Замечено, что детей забавляют бытовые прищепки. Дайте задание прикрепить их куда-либо.

поделки с бытовыми прищепками

Точечные рисунки

Дошкольники отлично осваивают технику рисования пальцами методом точек. Ставятся одна за другой точки, пока не получится нужный рисунок.

Аппликации кусками ткани

Оригинальные картины получаются, когда дети создают их при помощи мелких кусков ткани. Чтобы сделать инструмент для творчества, берем мешочек, куда собираем побольше разноцветных тканевых обрезков либо ниток. Для создания картины нужно приклеивать этот материал на бумагу в пределах определенных контуров.

аппликации посредством вклеивания в контуры на рисунке такого количества круглых или шарообразных элементов, какое число точек выпадет на игровом кубике

Мягкие книжки

Можно купить практичные и полезные мягкие книжки, где представлены различные фактуры. Такие развивающие материалы можно сшить и склеить самостоятельно.

Подушка

Если у вас есть склонность к рукоделию, изготовьте развивающую подушку, куда пришито много интересных для исследования тканевых предметов, пуговиц, бусин. Ребенок будет с удовольствием изучать ее.

Рисование набрызгом и мелками

Примените технику набрызга или порисуйте мелом. Главное, чтобы у ребенка было желание изобразить интересные для него объекты.

Рисунки-отпечатки

В этой технике все просто, используются совершенно любые краски и вместо кисти предметы для создания оттиска. В качестве основы можно взять листочки деревьев или кусок поролона.

Кляксы

Детям нравится выдувать краску через трубочку, образуя смешные кляксы. Из клякс можно создавать композиции или просто фантазировать на тему того, на что похожа клякса.

Трафарет

Трафареты можно купить или вырезать самостоятельно. Через трафареты рисуем все или только некоторые объекты будущей композиции.

Мячик

В продаже имеются небольшие мячики с рельефной поверхностью. Такие непременно должны быть у вас дома.

Сортеры

Детский сортер подбирается по возрасту и может выглядеть как куб, домик или машинка. Чаще вставляйте фигуры в соответствующие им отверстия.

По мере взросления ребенка, обязательно приобретайте наборы для мелкой моторики, которые созданы специально для детского творчества. Существуют комплекты для мальчиков и девочек с приложенной инструкцией. Творите вместе с детьми и результат доставит вам истинное удовольствие.

Источник: https://mixfacts.ru/articles/razvitie-melkoj-motoriki-vidy-obuchayuschih-sredstv-dlya-doshkolnikov

Ссылка на основную публикацию