Эксперименты с водой для дошкольников: более 20 интереснейших опытов

Эксперименты с водой для дошкольников

Эксперименты с водой для дошкольников должны быть увлекательными и отвечать интересам ребенка. Очень интересно прошла наша тема “Вода”, мы обыграли ее со всех сторон. Чтобы сделать кульминацию запоминающейся, я решила дать сыну те материалы, от которых он приходит в восторг. Географические знания в виде игры, что может быть лучше!

Сегодня мы узнаем и наглядно проверим как камни, которые откалываются от скал, становятся гладкими в воде. Дошкольники могут сами провести безопасный, но совершенно классный эксперимент – извержение вулкана.

В конце мы узнаем, что вулканы бывают не только наземными, но и подводными.

Обратите внимание

Посмотрим видео извержение подводного вулкана и проведем еще один интереснейший эксперимент – подводный вулкан в домашних условиях!

Итак, поехали! Мой дошкольник, трех лет девяти месяцев, очень любознателен. Это знакомо многим родителям. Не буду отвлекаться, начнем сразу экспериментировать с водой.

Вода камень точит

Чтобы увидеть своими глазами как вода камень точит, нам понадобилось:

  • 1 пластиковая большая бутылка
  • наждачная бумага
  • лейка
  • вода
  • песок
  • морской камушек
  • молоток

Сначала мы поговорили о том, что на дне моря, океана, есть песок. Вспомнили как на берегу мы находили камушки, они были очень гладкие и приятные на ощупь.

А откуда они берутся в воде? Волны бьются о скалы, постепенно откалывая куски от них. Которые также разбиваются в воде и становятся гладкими.

И мы решили посмотреть как именно это происходит. Сначала Александр насыпал в бутылку песок, затем налил воду.

Мы взяли наш камешек и разбили молотком.

Каким он стал теперь? Он имеет острые углы, примерно таким он попадает в воду. Но как же он становится потом гладким? Александр складывает осколки в бутылку с водой и песком, и я предлагаю ему долго потрясти ее.

И я предложила моему дошкольнику попробовать самому сгладить один из осколков камня.

Затем я поставила рядом ведерко песка и предложила сравнить текстуру песка и наждачной бумаги. Из чего мы сделали вывод, что камушки в воде становятся гладкими от постоянного перемещения течениями и волнами по песчаному дну. Которое в свою очередь их шлифует как наждачная бумага.

Извержение вулкана в домашних условиях

Тему вулканов я хотела затронуть давно, уже год лежит у меня модель вулкана и вот наконец я почувствовала, что момент подходящий. Такой как у нас при желании вы можете найти в Амазон под названием Uncle Milton Nat Geo Fire and Ice Volcano.

Начали мы с обычного вулкана. Рецепт прост, думаю что многие его помнят со школьной скамьи

  • 1 чайную ложку соды засыпаем в кратер вулкана
  • 2,5 столовых ложки уксуса наливаем в небольшой стаканчик (у нас продается только 5%)
  • Туда же добавляем 6 капель моющего средства для посуды;
  • 20 капель красного пищевого красителя и 10 капель желтого красителя;
  • Смешиваем и вливаем в вулкан.

А теперь любуемся извержением. Хочу сказать, что первый раз я попробовала сделать без ребенка, пока он был в садике. Меня мало впечатлило действо, так как хотелось брызг и настоящего извержения.

Но увидев лицо Александра во время эксперимента, я поняла все прелести этого устройства. Оно безопасно, ребенок способен провести его самостоятельно и всё вокруг остается чистым.

Александр повторял эксперимент 4 раза подряд и его лицо каждый раз было таким.

Ну что же, давайте поговорим о подводных вулканах. Мы вспомнили, что поверхность дна не ровная.

Важно

А теперь займемся подводным вулканом. Если вы уже делали извержение вулкана дома со своими детьми из соды и уксуса, то может быть чуть подустали от одного и того же. А вот подводный вулкан в домашних условиях это нечто новенькое и точно не оставит равнодушными ваших дошкольников.

Нам понадобилось:

  • Вода комнатной температуры
  • Горячая вода (нужна помощь родителя!)
  • Прозрачная емкость
  • Маленькая прозрачная рюмка
  • Деревянная палочка или трубочка
  • Канцелярская резинка
  • Красный пищевой краситель

Берем прозрачную посуду, я использовала стеклянную банку из под кофе, наливаем в нее воду комнатной температуры. Привязываем канцелярской резинкой деревянную палочку к рюмке. Теперь родитель должен налить несколько капель красного красителя в очень горячую воду и наполнить ею рюмку.

Будьте аккуратны с горячей водой, опыты должны быть безопасными, поэтому здесь я делала все сама.

Теперь кульминация – медленно, аккуратно, перпендикулярно опускаем рюмку с горячей водой в емкость с водой комнатной температуры и наблюдаем извержение подводного вулкана! Вся горячая вода (лава) поднимается кверху, ни одна капелька не опускается на дно! Это происходит из-за температуры воды, молекулы горячей воды двигаются быстрее.

Извержение подводного вулкана видео

Чтобы посмотреть как провести эксперимент с подводным вулканом посмотрите видео ниже, оно очень интересное и познавательное.

Ну что же, вот и закончилось наше водное путешествие, уверена, что моим читателям было также интересно следить за ним. В этом посте я хотела показать вам, что эксперименты с водой для дошкольников увлекательны, познавательны и, как всегда, помогают наладить контакт родителя и ребенка.

Вам также будет интересно:

Наши занятия географией
Наши игры на тему водной стихии

Источник: https://www.millionairekids.ru/eksperimenty-s-vodoj-dlya-doshkolnikov/

Играем: опыты для дошкольников с водой

Во что вы играете с детьми старшего дошкольного возраста? Наверняка ребенок уже отвергает простые игрушки и требует более сложных развлечений.

А понравятся ли чаду опыты?

Вода – настолько интересный материал, что с ней с удовольствием будет играть как ребенок, так и взрослый.

Вы же знаете, что у привычной для всех прозрачной жидкости есть три состояния: жидкое, газообразное и твердое. Так давайте расскажем об этом ребенку.

1. Пресная и соленая

Возьмите ложку морской соли и размешайте ее в обыкновенной воде, получив искусственным образом соленый раствор. Предложите теперь ребенку попробовать такую воду на вкус.

После этого начинается самое интересное: нам нужно добиться полного испарения воды. Нальем в стаканчик немного раствора и прокипятим его. Когда жидкости останется на донышке, отставим стакан и забудем о нем на насколько дней.

После того, как воды не останется, посмотрите на дно. Там соль! Куда делся раствор? Он снова стал пресной водой!

2. Жидкая и твердая

Вы же замораживаете лед? Отлично, давайте сделаем несколько особенных кубиков. Возьмите тоненькие трубочки для коктейля, обрежьте их примерно по 5 см в длину и воткните в формочку для льда.

Поставьте все в холодильник и ждите заморозки. Что получилось? Правильно, твердые кубики с палочкой. Напоминает кораблик? Прикрепим к мачте парус и отправим судно в плавание.

Кораблики можно запускать по лужам, а можно устроить регату в тазу с водой.

Уверены, сначала ребенку будет интересно наблюдать, как вода превращается в лед, а затем удивляться обратному процессу. 

3. Прозрачная и цветная

Для этого опыта нам понадобится обычная краска. Капаем по одной капельке в воду и наблюдаем, как происходит постепенное перемешивание. Отметьте, что цвет становится менее ярким, скорее превращаясь в оттенок. Чем больше краски, тем ярче цвет.

4. На поиски сокровищ

Нам понадобятся какие-нибудь мелкие предметы: камешки, ракушки, пуговицы, блестки. Наливаем в стаканчик воду и высыпаем «сокровища». Ставим все в морозилку. Ждем, когда жидкость замерзнет. А теперь отправляемся на раскопки! Как добыть сокровища? Вооружитесь пинцетом, ложкой – и вперед. Опускаем кусок льда в теплую воду, ждем, когда он немного подтает и начинаем добывать клад!

5. Она впитывается

Наливаем в какую-нибудь емкость воду, подносим к ней губку и наблюдаем. Она тут же впитается в поры. Настоящий фокус! Интересно подносить к воде разные предметы и наблюдать за тем, какие могут ее впитать, а какие не обладают таким свойством.

6. Игры на смекалку

Не забудем и об интеллектуальных играх. Предложите ребенку подумать, что будет, если:

  • вся вода исчезнет с Земли;
  • пресная станет соленой;
  • все замерзнет;
  • воду поставить в чайнике на огонь и не снимать достаточно долго.

Есть множество простых опытов для дошкольников с водой. Каждый из них интересен по-своему. Не важно, какой выберите вы, главное, ребенок во время игр получит максимум удовольствия и пополнит багаж знаний интересными фактами.

Источник: https://Babadu.ru/academy/article/opyty-dlya-doshkolnikov-s-vodoy

Веселые опыты для маленьких непосед!

Маленький ребенок – это не только вечный двигатель и прыгатель, но еще гениальный выдумщик и бесконечная почемучка. Детское любопытство хоть и доставляет родителям много забот, но само по себе очень полезно – ведь это залог развития малыша. Узнавать что-то новое полезно не только в виде уроков, но и в форме игры или опытов. Именно о них мы сегодня и поговорим.

Простые физические и химические опыты не требуют особенных знаний, специальной подготовки или дорогих материалов. Их можно проводить на кухне, чтобы удивить, развлечь ребенка, открыть перед ним целый мир или просто поднять настроение. Практически любой опыт ребенок может подготовить и поставить самостоятельно в вашем присутствии.

Однако, в некоторых из экспериментов, главным действующим лицом лучше сделать маму или папу. 

Взрыв цвета в молоке 

Что может быть удивительнее, чем превращение привычной вещи в непривычную, когда белое, знакомое каждому, молоко становится разноцветным?
 Понадобится: цельное молоко (обязательно!), пищевые красители разных цветов, любое жидкое моющее средство, ватные палочки, тарелка. 

План работы:

  1. Налейте молоко в тарелку. 
  2. Добавьте в него по несколько капель каждого красителя. Старайтесь делать это аккуратно, чтобы не двигать саму тарелку. 
  3. Возьмите ватную палочку, окуните ее в средство и прикоснитесь ей в самый центр тарелки с молоком. 
  4. Молоко начнет двигаться, а цвета перемешиваться. Настоящий взрыв цвета в тарелке! 

Объяснение опыта: Молоко состоит из молекул разного типа: жиры, белки, углеводы, витамины и минералы. При добавлении в молоко моющего средства происходит одновременно несколько процессов.

Во-первых, моющее средство снижает поверхностное натяжение, и за счет этого пищевые красители начинают свободно перемещаться по всей поверхности молока.

Но самое главное, что моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке, и приводит их в движение. Именно поэтому для этого опыта не подходит обезжиренное молоко. 

Выращиваем кристаллы

Этот опыт все знают с детства – получение кристаллов из соленой воды. Можно, конечно, делать это с раствором медного купороса, но детский вариант – простая поваренная соль.

 

Суть эксперимента проста – в соленый раствор (18 ложек соли на пол литра воды) опускаем цветную нитку и ждем, когда на ней нарастут кристаллы. Будет очень интересно.

Особенно если взять шерстяную нитку или заменить ее замысловатой щетинчатой проволокой. 

Картошка становится подводной лодкой

Ваш ребенок уже научился чистить и резать картошку? Его больше не удивишь этим серо-коричневым клубнем? Конечно, удивишь! Нужно превратить картошку в подводную лодку! Для этого нам понадобятся один клубень картофеля, литровая банка и пищевая соль. Налейте полбанки воды и опустите картофелину. Она утонет. Добавьте в банку насыщенный раствор соли. Картошка всплывет. Если вы захотите, чтобы она снова погрузилась в воду, то просто в банку добавьте воды. Ну чем не подводная лодка?

Разгадка: Картофель тонет, т.к. он тяжелее воды. По сравнению с раствором соли он легче, поэтому и всплывает на поверхность.

Батарейка из лимона

Этот опыт хорошо проводить с папой, чтобы он подробнее объяснил, откуда в лимоне электричество?

Нам понадобятся:

  • Лимон, тщательно вымытый и насухо вытертый. 
  • Два кусочка медной изолированной проволоки примерно 0,2-0,5 мм толщиной и длиной 10 см. 
  • Стальную скрепку для бумаги.
  • Лампочку от карманного фонарика.

Проведение опыта: первым делом, зачищаем противоположные концы обеих проволок на расстоянии 2-3 см. Вставляем в лимон скрепку, прикручиваем к ней конец одной из проволочек.

Втыкаем в лимон в 1-1,5 см. от скрепки конец второй проволочки. Для этого сначала протыкаем лимон в этом месте иголкой. Возьми два свободных конца проволочек и приложи к контактам лампочки.

Что произошло? Лампочка загорелась!

Стакан смеха

Вам нужно срочно доварить суп, а ребенок висит на ногах и тянет в детскую? Этот опыт заставит его отвлечься на несколько минут! Нам понадобится только стакан с тонкими ровными стенками, наполненный доверху водой.

Проведение опыта: возьмите стакан в руку и поднеси к глазам. Посмотрите сквозь него на пальцы другой руки. Что произошло? 

В стакане вы увидите очень длинные и тонкие пальцы без кисти. Поверните руку пальцами вверх, и они превратятся в смешных коротышек.Отведите стакан подальше от глаз, и в стакане появится уже вся кисть, но маленькая и сбоку, как-будто вы передвинули руку. 

Посмотрите с ребенком друг на друга через стакан – и не надо ходить в комнату смеха.

Вода течет вверх по салфетке

Это очень красивый опыт идеально подойдет для девочек. Нам необходимо взять салфетку, вырезать полоску, нарисовать точечками линии разных цветов. Потом опускаем салфетку в стакан с небольшим количеством воды и восхищенно наблюдаем, как поднимается вода и пунктирные линии превращаются в сплошные.

Чудо-ракета из чайного пакета

Этот элементарный фокус-опыт просто “бомба” для любого ребенка. Если вы уже замучились искать гениальные развлечения для детей, это то, что вам нужно!
 
Осторожно раскройте обычный чайный пакетик, поставьте его вертикально и подожгите. Пакетик догорит до конца, взлетит высоко в воздух и будет кружить над вами.

Этот нехитрый эксперимент обычно вызывает бурю восторгов и у взрослых, и у детей. А причина у этого явления та же, которая заставляет взлетать искры от костра. Во время горения создается поток теплого воздуха, который выталкивает пепел вверх. Если поджигать и тушить пакетик постепенно, никакого полета не получится.

Кстати, взлетать пакетик будет не всегда, если температура воздуха в помещении достаточно высока.

Живая рыбка

Еще один несложный опыт, которым можно приятно удивить не только детей, но и подруг.  Вырежьте из плотной бумаги рыбку. В середине у рыбки круглое отверстие А, которое соединено с хвостом узким каналом АБ. 

Налейте в таз воды и положите рыбку на воду так, чтобы нижняя сторона ее вся была смочена, а верхняя осталась совершенно сухой. Это удобно сделать с помощью вилки: положив рыбку на вилку, осторожно опустите ее на воду, а вилку утопите поглубже и вытащите.

Теперь нужно капнуть в отверстие А большую каплю масла. Лучше всего воспользоваться для этого масленкой от велосипеда или швейной машины. Если масленки нет, можно набрать машинного или растительного масла в пипетку или трубочку от коктейля: опустите трубочку одним концом в масло на 2-3 мм.

Потом верхний конец прикройте пальцем и перенесите соломинку к рыбке. Держа нижний конец точно над отверстием, отпустите палец. Масло вытечет прямо в отверстие.

Читайте также:  Математические игры для детей 2, 3, 4 лет – осваиваем счет с улыбкой
Стремясь разлиться по поверхности воды, масло потечет по каналу АБ. Растекаться в другие стороны ему не даст рыбка.

Как вы думаете, что сделает рыбка под действием масла, вытекающего назад? Ясно: она поплывет вперед!

Фокус «заговор воды» 

Каждый ребенок считает, что его мама – волшебница! И чтобы продлить подольше эту сказку, нужно иногда подкреплять свою волшебную природу настоящими “волшебностями”.
Возьмите банку с плотно закручивающейся крышкой. Внутреннюю сторону крышки покрасьте красной акварельной краской.

Налейте воды в банку и закрутите ее крышкой. В момент демонстрации не поворачивайте банку к маленьким зрителям так, чтобы была видна внутренняя сторона крышки. Громко произнесите заговор: «Точно так, как в сказке, стань водичка красной». С этими словами встряхните банку с водой.

Вода смоет акварельный слой краски и станет красной.

Башня плотности

Такой эксперимент подойдет деткам постарше, либо внимательным, усидчивым малышам.  В этом опыте предметы будут зависать в толще жидкости.

Нам понадобятся:

  • высокий узкий стеклянный сосуд, например, пустая чистая пол-литровая банка из-под консервированных оливок или грибов
  • 1/4 стакана (65 мл) кукурузного сиропа или меда
  • пищевой краситель любого цвета
  • 1/4 стакана водопроводной воды
  • 1/4 стакана растительного масла
  • 1/4стакана медицинского спирта
  • разные мелкие предметы, например, пробка, виноградина, орех, кусочек сухой макаронины, резиновый шарик, помидорчик “черри”, маленькая пластмассовая игрушка, металлический шуруп

Подготовка:

  • Аккуратно налейте в сосуд мед, так, чтобы он занимал 1/4 объема.
  • Растворите в воде несколько капель пищевого красителя. Налейте воду в сосуд до половины. Обратите внимание: добавляя каждую жидкость, лейте очень аккуратно, чтобы она не смешивалась с нижним слоем.
  • Медленно влейте в сосуд такое же количество растительного масла.
  • Долейте сосуд доверху спиртом.

Начинаем научное волшебство:

  • Объявите зрителям, что сейчас заставишь разные предметы плавать. Вам могут сказать, что это легко. Тогда объясните им, что сделаете так, чтобы разные предметы плавали в жидкостях на разном уровне.
  • По одному аккуратно опустите в сосуд мелкие предметы.
  • Пусть зрители сами увидят, что получилось.

Результат: разные предметы будут плавать в толще жидкости на разном уровне. Некоторые “зависнут” прямо посередине сосуда. Объяснение: этот трюк основан на способности различных веществ тонуть или плавать в зависимости от их плотности. Вещества с меньшей плотностью плавают на поверхности более плотных веществ.

Спирт остается на поверхности растительного масла, потому что плотность спирта меньше плотности масла. Растительное масло остается на поверхности воды, потому что плотность масла меньше плотности воды.

В свою очередь, вода – вещество менее плотное, чем мед или кукурузный сироп, поэтому остается на поверхности этих жидкостей. Когда вы опускаете предметы в сосуд, они плавают или тонут в зависимости от своей плотности и плотности слоев жидкости.

Совет

У шурупа плотность выше, чем у любой из жидкостей в сосуде, поэтому он упадет на самое дно. Плотность макаронины выше, чем плотность спирта, растительного масла и воды, но ниже, чем плотность меда, поэтому она будет плавать на поверхности медового слоя.

У резинового шарика самая маленькая плотность, ниже, чем у любой из жидкости, поэтому он будет плавать на поверхности самого верхнего, спиртового, слоя.

Подводная лодка из винограда

Еще один трюк для любителей морских приключений! 

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом и бросьте в нее виноградинку. Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на нее тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики.

Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывет. Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывет. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не “выдохнется”.

По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь. Его объем уменьшается, рыба идет вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускают пузырь.

Он увеличивается, и рыба всплывает.

Цветы лотоса

Еще один эксперимент из серии “для девочек”. 
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Куда делись чернила?

В копилку маме-волшебнице можно положить следующий фокус. 
В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь. Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

“Стой, руки вверх!”

А этот опыт снова для мальчишек – взрывных и шаловливых непосед!  Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т. п. Налейте в нее немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте ее крышкой (незавинчивающейся).

Поставьте ее на стол, перевернув “вверх ногами”, и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся “грохот” и бутылочку подбросит вверх.

Секретное письмо

Каждый из нас мечтал хотя бы раз в жизни превратиться в детектива или секретного агента. Это ведь так увлекательно – разгадывать загадки, искать следы и видеть невидимое.

Пусть ребенок на чистом листе белой бумаги сделает рисунок или надпись молоком, лимонным соком или столовым уксусом. Затем нагрейте лист бумаги (лучше над прибором без открытого огня) и вы увидите, как невидимое превращается в видимое.

Импровизированные чернила вскипят, буквы потемнеют, и секретное письмо можно будет прочитать.

Разбегающиеся зубочистки

Если на кухне нечем заняться, а из доступных игрушек только зубочистки, то и их мы легко пустим в дело!
Для проведения опыта вам понадобятся: миска с водой, 8 деревянных зубочисток, пипетка, кусок сахара-рафинада (не быстрорастворимого), жидкость для мытья посуды. 1.

Располагаем зубочистки лучами в миске с водой.  2. В центр миски аккуратно опускаем кусочек сахара, – зубочистки начнут собираться к центру. 3.

Убираем сахар чайной ложкой и капаем пипеткой в центр миски несколько капель жидкости для мытья посуды, – зубочистки “разбегутся”! 

Что же происходит? Сахар всасывает воду, создавая её движение, перемещающее зубочистки к центру. Мыло, растекаясь по воде, увлекает за собой частички воды, и они заставляют зубочистки разбегаться. Объясните детям, что вы показали им фокус, а все фокусы основаны на определённых природных физических явлениях, которые они будут изучать в школе.

Исчезающая монетка

А этому фокусу можно научить любого ребенка старше 5 лет, пусть он показывает его своим друзьям!

Реквизит:

  • стеклянная банка с крышкой емкостью 1 литр
  • водопроводная вода
  • монетка
  • помощник

Подготовка:

  • Налейте в банку воды и закрой крышку.
  • Дайте своему помощнику монетку, чтобы он мог убедиться в том, что это действительно самая обычная монета и в ней нет никакого подвоха.
  • Пусть он положит монету на стол. Спросите у него: “Ты видишь монету?” (Конечно, он ответит “да”.)
  • Поставьте на монетку банку с водой.
  • Скажите волшебные слова, например: “Вот волшебная монета, вот была, а вот и нету”.
  • Пусть ваш помощник посмотрит сквозь воду сбоку банки и скажет, видит ли он монетку теперь? Что он ответит?

Советы ученому волшебнику: Можно сделать этот трюк еще более эффектным. После того, как ваш помощник не сможет увидеть монетку, вы можете заставить ее появиться вновь. Скажите другие волшебные слова, например: “Как монетка провалилась, так она и появилась”. Теперь уберите банку, и монета снова окажется на месте.

Результат: когда вы ставите на монетку банку с водой, кажется, что монетка исчезла. Ваш помощник ее не увидит.

Источник: http://mama.tomsk.ru/dosug/games/experiment.html

Эксперименты с водой для детей

Ребенок познает окружающий мир наглядным, экспериментальным путем. Его знания базируются на том, что он увидел, услышал и почувствовал самостоятельно. Кроме того, внимание детей фиксируется только на тех объектах, которые им интересны. В связи с этим любую информацию ребенку лучше подавать в виде игры или эксперимента, чтобы она лучше запоминалась и находила практическое применение.

Вода – это вещество, без которого жизнь на нашей планете не образовалась бы. Она окружает нас в повседневной жизни постоянно и даже входит в состав человеческого тела. Опыты с водой станут отличным познавательным развлечением для ребенка и его родителей.

Огромное преимущество таких экспериментов для детей заключается в том, что они сами могут стать не просто наблюдателями, но и участниками игры.

Такое времяпровождение позволит не только получить удовольствие от фокусов, а также изучить основные свойства и характеристики воды.

Опыты с водой для малышей

Маленькие дети, больше чем кто-либо другой, готовы к впитыванию новых знаний. Однако нужно подобрать такой способ их подачи, чтобы он был интересен малышам. Опыты с водой идеально подходят для игры с детьми.

Однако эксперименты нужно подбирать такие, чтобы ребенок не просто порадовался получившемуся фокусу, но и понял его смысл. IQ клуб предлагает несколько распространенных опытов с водой для детей дошкольного возраста.

Форма воды

Начать можно с простого эксперимента для детей 3-4 лет, которые вообще мало что знают об окружающем мире. Для опыта понадобятся разные предметы, куда можно перелить воду: стакан, ваза, ведро, а также подойдет поверхность стола. Емкости должны быть прозрачными, чтобы ребенок хорошо видел воду в них.

Суть эксперимента в том, что ребенку демонстрируется, как вода принимает форму предмета, в котором она находится. Также немного жидкости можно вылить на стол и показать, как она растекается.

Расширение воды

Для того, чтобы дети узнали про еще одно из свойств воды, нужно взять бутылку на 1,5-2 литра, цветную изоленту и саму воду, конечно же. Эксперимент лучше проводить зимой, при значительном снижении температуры или при наличии большой морозильной камеры, куда бутылку можно поставить вертикально.

Алгоритм проведения опыта с водой:

  • Заполните бутылку водой примерно до половины;
  • На уровне жидкости наклейте по кругу цветную изоленту;
  • Оставьте бутылку на морозе или в морозилке на несколько часов в вертикальном положении;
  • После того, как вода полностью замерзнет продемонстрируйте бутылку ребенку.

Эксперимент позволяет малышу самостоятельно убедиться в том, что лед образовался гораздо выше уровня наклеенной изоленты. Так он поймет, что при заморозке вода расширяется.

Выращивание кристаллов

Очень простой, но красивый опыт с водой и поваренной солью можно провести в домашних условиях и удивить малыша. Для эксперимента понадобится соль, теплая вода, шерстяная нитка или веточка и какая-нибудь банка.

В нее нужно налить воды и растворить большое количество соли (настолько много, чтобы начал образовываться осадок). Нитка погружается в раствор и оставляется в покое на 3-5 суток.

После чего ребенку можно продемонстрировать получившиеся кристаллы на ниточке и объяснить, как они появились.

Фокус с переворачиванием

Многие люди считают, что если перевернуть стакан с водой, то она просто выльется, хотя это утверждение полностью неверное. Для эксперимента понадобится только плотная бумажка, например, картон.

Наливают в стакан воду, закрывают его бумажкой и резко переворачивают. Теперь можно отпускать руку, и жидкость никуда не денется. Суть в том, что давление воздуха вне стакана, гораздо больше, чем в нем.

Поэтому бумажка держится на краях, а вода не выливается.

Эксперименты с водой для начальной школы

В младшем школьном возрасте можно приступать к изучению важнейших свойств воды. Например, без особых сложностей получится определить: имеет ли вкус вода, какой у нее цвет и другие простые характеристики. Но детям в этом возрасте будут интересны сложные эксперименты с водой. Воспользуйтесь советами IQ клуба и проведите следующие виды опытов с окружающей нас жидкостью.

Поиск пути

Опыт можно провести с помощью обычной салфетки, разноцветных маркеров и, конечно же, воды. Для этого разверните салфетку и отрежьте длинную полосу небольшой ширины, но на всю ее длину. По всей поверхности полоски поставьте разноцветный точки в виде бус. Окуните ее в стакан с водой, не доходя до конца несколько сантиметров.

Ребенок увидит, что вода распространяется не только вниз, но и вверх, окрашивая салфетку пятнами тех цветов, которыми были поставлены точки. Объясните ребенку после эксперимента, что суть опыта заключается в том, как вода распространяется по любому пути, который находит. В данном случае им стали целлюлозные волокна салфетки.

Растворение

Воду для эксперимента наливайте в стакан до краев. Затем растворяйте в ней соль или сахар (лучше брать теплую жидкость) и аккуратно перемешивайте.

Ребенок увидит, что несмотря на заполнение стакана водой, туда можно добавить еще достаточное количество сахара или соли, ведь между молекулами вещества имеется свободное пространство.

Кроме того, данный эксперимент позволит показать, что в определенный момент кристаллы перестают растворятся, а начинают выпадать в осадок.

Особенности кипения

Простой, но в то же время познавательный даже для взрослых эксперимент проводят следующим образом:

  • Для опыта с водой берут носовой платок и резинку;
  • Платок нужно намочить и хорошо отжать, а затем закрепить с помощью резинки на поверхности стакана, закрывая его;
  • В центре на платок нажимают так, чтобы он на пару сантиметров погрузился в воду;
  • Стакан резко переворачивают и одновременно ударяют рукой по дну.

Смысл эксперимента достаточно прост: кипение воды в момент удара образуется за счет того, что воздух всасывается через носовой платок и должен пройти преграду в виде воды, а значит, на ее поверхности появятся пузырьки.

Самонадувающийся шарик

Только взрослый человек должен проводить следующий опыт, так как он подразумевает химическую реакцию. Для ребенка такой эксперимент больше покажется фокусом. Его суть:

  • В бутылку с водой добавляют чайную ложку пищевой соды и растворяют;
  • Отдельно смешивают лимонный сок с 3 ложками уксуса;
  • Получившуюся смесь добавляют в бутылку;
  • Сразу же нужно надеть на горлышко шарик, ведь реакция произойдет быстро;
  • Для отсутствия отверстий, пропускающих воздух, шарик приматывают изолентой.

После вступления компонентов смеси в химическую реакцию получается углекислый газ, давление которого и способствует надуванию шарика.

Интересные фокусы для подростков

Дети в средней школе уже многое успели изучить в уроках природоведения, поэтому обычными фокусами их не удивить. Однако открыть несколько волшебных свойств воды все же получится. Некоторые из опытов с водой, которые предлагает IQ клуб, помогут лучше усвоить ее физические и химические особенности

Круговорот воды

В школе ребенку еще с первого класса рассказывают о круговороте воды в природе, но данный эксперимент позволить показать его наглядно. Для опыта с водой понадобятся: тарелка или противень из металла, банка на 3 литра, 5 кубиков льда и чуть больше стакана кипятка. Алгоритм выполнения:

  • Бутылку ставят на твердую поверхность и на дно, примерно на 3-4 см, наливают кипяток;
  • Лед кладут на тарелку, а ее устанавливают сверху бутылки, чтобы кубики находились прямо над горлышком;
  • Пар, который образуется от кипятка, будет подниматься вверх, но там встретит препятствие в виде холодной тарелки и снова конденсируется;
  • Результатом эксперимента станет облако, сформировавшееся внутри банки.
Читайте также:  Стоит ли отдавать ребенка на спортивную гимнастику и что важно знать о подобных занятиях?

Добыча воды

Детям всегда нравятся различные приключения, поэтому в опыты с водой можно добавить немного игрового момента. Представим, что мы очутились на необитаемом острове и нужно добыть питьевую воду. Окружает остров, естественно, океан с соленой водой. Однако есть возможность добыть себе пресную жидкость. Как проводится:

  • воду для эксперимента разводят с солью в тазике, чтобы имитировать морскую;
  • на дно таза устанавливается пластиковый стаканчик;
  • Внутрь кладут камушки гальки, чтобы он не всплывал (при этом края стакана должны быть выше уровня воды;
  • Сверху таз закрывают пищевой пленкой так, чтобы не было промежутков;
  • В центр на уровне стаканчика также кладут камешек гальки;
  • Конструкцию оставляют на солнце.

Суть данного опыты с соленой водой заключается в том, что на солнце она начинает активно испаряться. Но пространства, куда это можно сделать, нет. Поэтому жидкость снова конденсируется на поверхности пленки и по ее стенкам сбегает в стаканчик.

На химии подростки смогут провести еще множество опытов с разными состояниями воды. Они убедятся, что многие вещества имеют большую плотность, чем она (не даром плотность воды берется за единицу). IQ клуб рекомендует проводить в домашних условиях те эксперименты, о которых забывают в процессе обучения, чтобы ребенок всесторонне развивался и интересовался окружающим миром.

Источник: https://iqclub.ru/blog/2017/11/yeksperimenty-s-vodoy-dlya-detey/

Опыты с водой для дошкольников

6050 (40 за неделю) / 18.08.16 09:00 / Комментарии

Детей всегда привлекают различные опыты и эксперименты, любят они и повозиться с водой. Можно эти занятия совместить, в результате чего получится интересное времяпрепровождение не только для крох, но и для родителей.

Необходимые материалы

Для предлагаемых опытов потребуется лишь очень небольшое количество инвентаря и, конечно же, обычная вода. При проведении опытов дети должны всё попытаться сделать самостоятельно, а помощь взрослого нужно свести к минимуму. Лишь в таком случае они усвоят важные свойства воды.

Замораживание воды

Можно поступить необдуманно – налить воду в красивую чашку и поставить на время в морозилку, чтобы увериться, что вода при замораживании расширяется. Но тогда придётся попрощаться с чашкой, которую разорвёт лёд. Можно заменить хрупкую керамику пластиковым контейнером, налив туда воды до метки. Когда она замёрзнет, то метка скроется подо льдом, то есть объём воды увеличится.

Выталкивание воды

Целью эксперимента будет убедиться, что при опускании предметов в воду её уровень повышается. Налить в стакан воды несколько ниже кромки. Дать ребёнку мелкие камешки, которые он будет по одному кидать в воду, пока та не достигнет кромки стакана и не начнёт переливаться наружу.

Многие дети тайком приносят в дом снег с улицы, пытаясь проверить, как он будет таять и из чего он состоит. Можно их «дикие» эксперименты сделать менее разрушительными.

Детям нужно показать, что снег способен таять от любого источника тепла: его можно растапливать рукой, даже через варежку, на грелке, на батарее.

То есть снег может таять от контакта с любой тёплой поверхностью или тёплым воздухом.

Невидимые чернила

Когда-то революционеры писали письма молоком, но можно использовать для тайнописи воду и лимон. Нужно смешать равные объёмы воды и лимонного сока. Обмакнуть в смесь ватную палочку и написать или нарисовать ею что-либо на листке бумаги. Дать бумаге просохнуть, после чего подержать её над горящей лампочкой накаливания – от тепла чернила и проявятся.

Опыт с водой воздухом

Для данного эксперимента подойдёт тазик, куда нужно налить воды, затем осторожно погрузить в воду стакан, перевёрнутый вверх дном. Детям нужно стараться, чтобы не упустить ни одного воздушного пузырька из стакана. Затем нужно при погружении стакана слегка его наклонить и обратить внимание ребёнка, что частично воздух в стакане заместился водой.

Плавающее яйцо

Если опустить в стакан с водой сырое яйцо, то оно утонет. Но если в воду предварительно всыпать несколько ложек соли и хорошенько её размешать, то в полученном соляном растворе яйцо будет плавать. Ведь солёная вода плотнее пресной, поэтому и плавать в море легче, чем в реке.

Опыт с соломинкой

Опустить в стакан, заполненный водой, соломинку для коктейля до самого дна, затем зажать её верхний кончик пальцем и поднять над водой. Если палец отпустить, то из соломинки в стакан выльется попавшая внутрь неё вода.

Таяние льда в воде

В таз с водой нужно опустить две разные по размеру льдинки. Пока они плавают, нужно спросить у малыша – какая из них растает быстрее? По окончании эксперимента он убедится, что большая льдинка будет таять дольше и что размер здесь имеет значение.

Можно ли пить талую воду?

Цель – убедить ребёнка, живущего в городе, что даже чистый по виду снег может оказаться грязнее водопроводной воды. В одно белое блюдце нужно положить горсть уличного снега, а в другое налить воды из-под крана.

После таяния снега ребёнку нужно внимательно рассмотреть оба блюдца и определить, в котором из них был снег – там на дне может остаться мусор.

Так что, есть снег на дворе лучше не стоит, но талой водой из него можно поливать огород и поить животных.

Прозрачность воды

Нужно взять два идентичных стакана: в один налить молоко, а в другой воду и бросить в оба по монетке. Обратить внимание ребёнка, что в одном стакане монетка видна, а в другом «пропала». Отсюда можно сделать вывод, что некоторые материалы не имеют цвета и называются прозрачными.

Круговорот воды в природе

В широкую и желательно тёмную ёмкость налить немного воды и поставить по центру небольшую пустую банку, а сверху прикрыть полиэтиленом, на который в центре, над банкой положить небольшой грузик. Ёмкость поставить под лучи солнца. Оно нагреет дно ёмкости вместе с водой, которая будет испаряться, конденсироваться на плёнке и стекать по ней в центральную банку.

Эффект радуги

Для опыта потребуются маленькое зеркало, лист белого картона, миска с водой и яркое солнце. Миску с водой поставить на солнечное место, опустить туда зеркало, прислонив к краю миски. Зеркалом нужно поймать солнечный луч, после чего вращая перед ним картон, найти положение, когда на нём отразится радуга.

Текучесть воды

Показать ребёнку несколько различных предметов (шарик, ручку, кубик) и определить вместе с ним их форму.

Затем указать на стакан с водой и спросить, есть ли у неё форма? Пусть ребёнок переливает воду из стакана в сосуды различной формы. Напомнить ему про разную форму луж на дороге.

Из всего сделать вывод, что вода не имеет собственной формы, а принимает форму вместившего её сосуда и легко её меняет.

Всасывание воды

Поставить в подкрашенную акварельной краской воду цветок и понаблюдать, как изменится его окраска. Ребенку нужно рассказать, что в стебле растения есть малюсенькие трубочки, всасывающие воду и отдающие её цветку. Это явление называется осмосом.

Есть ли у воды запах?

В два стакана налить чистую воду и дать ребёнку понюхать, спросив, пахнет ли чем-то вода. После этого в один стакан капнуть валерьянки, вновь дать понюхать малышу и сравнить с водой в другом стакане. Сделать вывод, что чистая вода не имеет запаха, но если в неё добавлять пахнущие вещества, то и она будет пахнуть тем же.

Есть ли у воды вкус?

Наполнить чистой водой три стакана и дать попробовать ребёнку на вкус, спросив, имеет ли вода вкус. Затем в один стакан добавить сахар, в другой – соль, тщательно размешать и вновь предложить попробовать малышу и отозваться о вкусе воды. Вывод: чистая вода безвкусна, но при добавлении в неё какого-либо вещества она принимает его вкус.
 

Источник: http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/opyty-s-vodoy-dlya-doshkolnikov

20 интересных опытов для детей

В каждом ребёнке заложено стремление познавать окружающий мир. Отличный инструмент для этого — опыты. Они будут интересны как дошкольникам, так и ребятам младшего школьного возраста.

Правила безопасности при проведении домашних опытов

1. Застилать рабочую поверхность бумагой или полиэтиленом. 2. В ходе опыта не наклоняться близко во избежание повреждения глаз и кожи.

3. При необходимости использовать перчатки.

Опыт №1. Танцы изюма и кукурузы Понадобится: Изюм, зерна кукурузы, газировка, пластиковая бутылка. Ход опыта: В бутылку наливается газировка. Сначала опускается изюм, затем зерна кукурузы. Результат: Изюм двигается вверх и вниз вместе с пузырьками газированной воды. Но достигнув поверхности, пузырьки лопаются и зерна падают на дно.

Опыт №2. Мягкое стекло

Понадобится: стеклянный стержень, газовая горелка Ход опыта: стержень нагревается посередине. Затем разрывается на две половинки. Половинка стержня нагревается горелкой в двух местах, аккуратно сгибается в форме треугольника.

Вторая половинка тоже нагревается, сгибается одна треть, затем на нее одевается уже готовый треугольник и половинка сгибается уже полностью. Результат: стеклянный стержень превратился в два треугольника, сцепленные друг с другом.

Опыт №3.

Вода поднимается по салфетке

Обратите внимание

Понадобится: пластиковый стакан, салфетка, вода, фломастеры Ход опыта: стакан заполняется водой на 1/3 часть. Салфетка складывается несколько раз по вертикали так, чтобы получился узкий прямоугольник. Затем от него отрезается кусочек примерно 5 см шириной. Этот кусочек необходимо развернуть, чтобы получился длинный отрезок.

Затем отступить от нижнего края примерно 5-7 см и начать ставить большие точки каждым цветом фломастера. Должна образоваться линия из цветных точек. Затем салфетку помещают в стакан с водой так, чтобы нижний конец с цветной линией был примерно на 1,5 см в воде. Результат: вода по салфетке быстро поднимается вверх, закрашивая весь длинный кусок салфетки цветными полосками.

Опыт №4. Радуга из воды

Понадобится: емкость, наполненная водой (ванна, тазик), фонарик, зеркало, лист белой бумаги. Ход опыта: на дно емкости кладется зеркало. Свет фонарика направляется на зеркало. Свет от него необходимо поймать на бумагу. Результат: на бумаге будет видна радуга.

Опыт №5. Сладкий и цветной

Понадобится: сахар, разноцветные пищевые краски, 5 стеклянных стаканов, столовая ложка. Ход опыта: в каждый стакан добавляется разное количество ложек сахара. В первый стакан одна ложка, во второй – две и так далее. Пятый стакан остается пустым. В стаканы, выставленные по порядку, наливается по 3 столовых ложки воды и перемешивается.

Затем в каждый стакан добавляется несколько капель одной краски и перемешивается. В первый красную, во второй – желтую, в третий – зеленую, а в четвертый – синюю. В чистый стакан с прозрачной водой начинаем добавлять содержимое стаканов, начиная с красного, затем желтый и по порядку. Добавлять следует очень аккуратно. Результат: в стакане образуется 4 разноцветных слоя.

Опыт №6. Фигурки из желатина

Понадобится: стакан, промокашка, 10 граммов желатина, вода, формочки животных, полиэтиленовый пакет. Ход опыта: в 1/4 стакана воды высыпать желатин и дать набухнуть. Нагреть его на водяной бане и растворить (примерно 50 градусов).

Вылить получившийся раствор на пакет ровным тонким слоем и высушить. Затем вырезать фигурки животных. Положить на промокашку или салфетку и подышать на фигурки. Результат: Фигурки начнут изгибаться.

Опыт №7.

Яйцо с прической

Понадобится: скорлупа от яйца с конусной частью, вата, фломастеры, вода, семена люцерны, пуста катушка от туалетной бумаги.

Важно

Ход опыта: скорлупа устанавливается в катушку таким образом, чтобы конусная часть располагалась вниз. Внутрь кладется вата, на которую насыпаются семена люцерны и обильно поливаются водой.

Можно нарисовать на скорлупе глаза, нос и рот и поставить на солнечную сторону. Результат: через 3 дня у человечка появятся «волоски».

Опыт №8. Рисует солнце

Понадобится: плоские мелкие предметы (можно вырезать фигурки из поролона), лист черной бумаги. Ход опыта: на месте, где ярко светит солнце, положить черную бумагу. Трафареты, фигурки, детские формочки разложите на листах неплотно. Результат: Когда солнце будет садиться, можно снять предметы и увидеть отпечатки солнышка.

Опыт №9. Цвет в молоке

Понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды. Ход опыта: в молоко насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии.

Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги. Результат: в тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.

Опыт №10. Волны в бутылке

Понадобится: подсолнечное масло, вода, бутылка, пищевой краситель. Ход опыта: в бутылку наливается вода (чуть больше половины) и смешивается с красителем. Затем добавляется ¼ стакана растительного масла.

Бутылка тщательно закручивается и кладется на бок, чтобы масло поднялось на поверхность. Начинаем раскачивать бутылку вперед и назад, образуя тем самым волны. Результат: на маслянистой поверхности образуются волны, как на море.

Опыт №11. Цветные капли

Понадобится: емкость с водой, емкости для смешивания, клей БФ, зубочистки, акриловые краски. Ход опыта: клей БФ выдавливается в емкости. В каждую емкость добавляется определенный краситель. А затем поочередно помещаются в воду. Результат: Цветные капли притягиваются друг к другу, образуя многоцветные островки.

Опыт №12. Рисуем магнитом

Совет

Понадобится: магниты разных форм, железные опилки, лист бумаги, стаканчик бумажный. Ход опыта: опилки поместить в стаканчик. Магниты положить на стол и накрыть каждый листом бумаги. На бумагу насыпается тонкий слой опилок. Результат: вокруг магнитов образуются линии и узоры.

Опыт №13. Лава-лампа

Понадобится: Два фужера, две таблетки шипучего аспирина, подсолнечное масло, два вида сока. Ход опыта: стаканы заполняются соком примерно на 2/3.

Затем добавляется подсолнечное масло так, чтобы до края стакана осталось сантиметра три. В каждый стакан бросается таблетка аспирина.

Результат: содержимое стаканов начнет шипеть, бурлить, поднимется пена.

Опыт №14. Коробка катается

Понадобится: коробка из-под обуви, линейка, 10 круглых фломастеров, ножницы, линейка, воздушный шар. Ход опыта: в меньше стороне коробки вырезается квадратное отверстие. Шар кладется в коробку так, чтобы его отверстие можно было немного вытащить из квадрата.

Нужно надуть шар и зажать отверстие пальцами. Затем положить под коробку все фломастеры и отпустить шар. Результат: Пока шар будет сдуваться, коробка будет ехать. Когда весь воздух выйдет, коробка проедет еще немного и остановится.

Опыт №15.

Читайте также:  Учим цвета с ребенком: лучший возраст, игры и упражнения

Кривое зеркало

Понадобится: зеркало, карандаш, четыре книги, бумага. Ход опыта: книги складываются в стопку, и к ним прислоняется зеркало. Под его край кладется бумага. Левая рука кладется перед листом бумаги.

Подбородок кладется на руку, чтобы можно было смотреть только в зеркало, но не на лист. Глядя в зеркало, напишите на бумаге свое имя. А теперь посмотрите на бумагу. Результат: почти все буквы перевернуты, кроме симметричных.

Опыт №16. Живое зеркало

Понадобится: прямой прозрачный стакан, небольшое зеркало, скотч Ход опыта: стакан крепится к зеркалу скотчем. В него наливается вода до краев. Нужно приблизить лицо к стакану. Результат: изображение уменьшается. Наклонив голову вправо, в зеркале можно увидеть, как она наклоняется влево.

Опыт №17. Отпечаток пламени

Обратите внимание

Понадобится: жестяная банка, свеча, лист бумаги. Ход опыта: банку необходимо плотно обмотать куском бумаги и держать в пламени свечи несколько секунд. Результат: убрав лист бумаги, можно увидеть на нем отпечаток в виде пламени свечи.

Опыт №18. Серебристое яйцо

Понадобится: проволока, емкость с водой, спички, свеча, вареное яйцо. Ход опыта: из проволоки создается подставка. Вареное яйцо очищается, насаживается на проволоку, под него ставится свеча.

Яйцо равномерно переворачивается до тех пор, пока не закоптится. Затем оно снимается с проволоки и опускается в воду. Результат: Через некоторое время верхний слой очищается, и яйцо становится серебристым.

Опыт №19.

Спасительная ложка

Понадобится: Чайная ложка, стеклянная кружка с ручкой, бечевка. Ход опыта: один конец бечевки привязывается к ложке, второй конец – к ручке кружки. Бечевка перекидывается через указательный палец так, чтобы с одной стороны была ложка, с другой кружка, и отпускается. Результат: Стакан не упадет, ложка, поднявшись наверх, останется возле пальца.

Опыт №20. Крашеные цветы

Понадобится: цветы с белыми лепестками, емкости для воды, ножик, вода, пищевые красители. Ход опыта: емкости нужно наполнить водой и в каждую добавить определенный краситель. Один цветок нужно отложить в сторону, а остальным подрезать стебли острым ножом.

Сделать это нужно в теплой воде, наискосок под углом 45 градусов, на 2 см. При перемещении цветов в емкости с красителями, нужно зажать срез пальцем, чтобы не образовались воздушные пробки. Поставив цветы в емкости с красителями, нужно взять отложенный цветов.

Разрежьте его стебель вдоль на две части до центра. Одну часть стебля поместите в емкость красного цвета, а вторую – в емкость синего или зеленого. Результат: вода поднимется по стеблям и окрасит лепестки в разные цвета. Произойдет это примерно через сутки.

Развивайте мышление ребёнка, играя в простые игры.

по материалам группы
 

Источник: http://www.DetkiTyumen.ru/biblio/category135/category137/2357/

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников – МБДОУ № 1 г. Красноярск

Экспериментирование– это важная ступенька к ознакомлению с окружающим миром. Ведь всем известно, что знания, полученные самостоятельно, запоминаются надолго. Ребенок познает объект в результате практической деятельности с ним.

Опыты помогают развивать речь, мышление, логику, творчество ребенка, наглядно показывать связи между живым и неживым в природе.

Исследование дает возможность ребенку самому найти ответы на вопросы как и почему.

Экспериментирование тесно связано со всеми сферами детской жизни:

  1. Наблюдение – составная часть любого эксперимента.
  2. Эксперимента без труда не бывает.
  3. Развитие речи тесно связано с экспериментированием: обогащается словарь за счет слов, обозначающих свойства объектов и явлений, а умение четко выражать свою мысль облегчает проведение опыта.
  4. Связь с ИЗО деятельностью. Чем точнее ребенок изучит предмет, тем лучше передаст его детали.
  5. Связь с математикой. Во время проведения опытов нужно считать, измерять, сравнивать, определять форму, размеры.
  6. С чтением художественной литературы.
  7. С музыкальным воспитанием.

Как обуздать кипучую энергию и неуёмную любознательность малыша? Как максимально использовать пытливость детского ума и подтолкнуть ребёнка к познанию мира? Как способствовать развитию творческого начала ребёнка? Эти и другие вопросы непременно встают перед родителями и воспитателями.

В данной работе собрано большое количество разнообразных опытов и экспериментов, которые можно проводить вместе с детьми для расширения их представлений о мире, для интеллектуального и творческого развития ребёнка.

Описываемые опыты не требуют никакой специальной подготовки и почти никаких материальных затрат.

Важно

Как проткнуть воздушный шарик без вреда для него? Ребёнок знает, что если проколоть шарик, то он лопнет. Наклейте на шарик с двух сторон по кусочку скотча. И теперь вы спокойно проткнёте шарик через скотч без всякого вреда для него.

«Подводная лодка №1.

Возьмите стакан со свежей газированной водой или лимонадом,  и бросьте в неё виноградинку.  Она чуть тяжелее воды и опустится на дно. Но на неё тут же начнут садиться пузырьки газа, похожие на маленькие воздушные шарики. Вскоре их станет так много, что виноградинка всплывёт.

Но на поверхности пузырьки лопнут, и газ улетит. Отяжелевшая виноградинка вновь опустится на дно. Здесь она снова покроется пузырьками газа и снова всплывёт. Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется».

По этому принципу всплывает и поднимается настоящая лодка. А у рыбы есть плавательный пузырь. Когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливая пузырь. Его объём уменьшается, рыба идёт вниз. А надо подняться – мускулы расслабляются, распускают пузырь.

Он увеличивается, и рыба всплывает.

«Подводная лодка»№ 2.

 Подводная лодка из яйца.

Возьмите 3 банки: две пол-литровые и одну литровую. Одну банку наполните чистой водой и опустите в неё сырое яйцо. Оно утонет. Во вторую банку налейте крепкий раствор поваренной соли (2 столовые ложки на 0,5 л воды). Опустите туда второе яйцо – оно будет плавать.

Это объясняется тем, что солёная вода тяжелее, поэтому и плавать в море легче, чем в реке. А теперь положите на дно литровой банки яйцо. Теперь постепенно подливая по очереди воду из обеих маленьких банок, можно получить такой раствор, в котором яйцо не будет ни всплывать, ни тонуть.

Оно будет держаться, как подвешенное, посреди раствора. Когда опыт проведён, можно показать фокус. Подливая солёной воды, вы добьётесь того, что яйцо будет всплывать. Подливая пресную воду – того, что яйцо будет тонуть.

Внешне солёная и пресная вода не отличаются друг от друга, и это будет выглядеть удивительно.

Как достать монету из воды, не замочив рук?

Совет

Положите монету на дно тарелки и залейте её водой. Как её вынуть, не замочив рук? Тарелку нельзя наклонять.

Сложите в комок небольшой кусок газеты, подожгите его, бросьте в пол – литровую банку и сразу же поставьте  её вниз отверстием в воду рядом с монетой. Огонь потухнет.

Нагретый воздух выйдет из банки, и благодаря разности атмосферного давления внутри банки вода втянется внутрь банки. Теперь можно взять монету, не замочив рук.

Цветы лотоса.

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.

Естественная лупа.

Если вам понадобилось разглядеть какое – либо маленькое существо, например паука, комара или муху, сделать это очень просто. Посадите насекомое в трёхлитровую банку. Сверху затяните горлышко пищевой плёнкой, но не натягивайте её, а, наоборот, продавите её так, чтобы образовалась небольшая ёмкость.

Теперь завяжите плёнку верёвкой или резинкой, а в углубление налейте воды. У вас получится чудесная лупа, сквозь которую прекрасно можно рассмотреть мельчайшие детали. Тот же эффект получится, если смотреть на предмет сквозь банку с водой, закрепив его на задней стенке банки прозрачным скотчем.

Не забудьте выпустить насекомое.

Водяной подсвечник.

Возьмите недлинную стеариновую свечу и стакан воды. Нижний конец свечи утяжелите нагретым гвоздём (если гвоздь будет холодным, то свеча раскрошится) так, чтобы только фитиль и самый краешек свечи остались над поверхностью.

Стакан с водой, в котором плавает эта свеча, будет подсвечником. Зажгите фитиль, и свеча будет гореть довольно долго. Кажется, что она вот – вот догорит до воды и погаснет. Но этого не произойдёт. Свеча догорит почти до самого конца.

Обратите внимание

И, кроме того, свеча в таком подсвечнике никогда не будет причиной пожара. Фитиль будет погашен водой.

Как добыть воду для питья?

Выкопайте яму в земле глубиной примерно 25 см и диаметром 50 см. Поставьте в центр ямы пустой пластиковый контейнер или широкую миску, вокруг неё положите свежей зелёной травы и листьев.

Накройте ямку чистой полиэтиленовой плёнкой и засыпьте её края землёй, чтобы из ямы не выходил воздух. В центре плёнки положите камешек и слегка придавите плёнку над пустой ёмкостью.

Приспособление для сбора воды готово.

Оставьте свою конструкцию до вечера.  А теперь осторожно стряхните землю с плёнки, чтобы она не попала в контейнер (миску), и посмотрите: в миске находится чистая вода.

Откуда же она взялась? Объясните ребёнку, что под действием солнечного тепла трава и листья стали разлагаться, выделяя тепло. Тёплый воздух всегда поднимается вверх. Он в виде испарения оседает на холодной плёнке и конденсируется на ней в виде капелек воды.

Эта вода и стекала в вашу ёмкость; помните, вы ведь слегка продавили плёнку и положили туда камень.

Теперь вам осталось придумать интересную историю о путешественниках, которые отправились в далёкие страны и забыли взять с собой воду, и начинайте увлекательное путешествие.

Чудесные спички.

Вам понадобится 5 спичек. Надломите их посредине, согните под прямым углом и положите на блюдце. Капните несколько капель воды на сгибы спичек. Наблюдайте. Постепенно спички начнут расправляться и образуют звезду.

Причина этого явления. Которое называется капиллярность, в том, что волокна деревьев впитывают влагу. Она ползёт всё дальше по капиллярам.

Важно

Дерево набухает, а его уцелевшие волокна «толстеют», и они уже не могут сильно сгибаться и начинают расправляться.

Умывальников начальник.

Сделать умывальник – это просто. Малыши имеют одну особенность: они испачкаются всегда, когда к тому есть хоть малейшая возможность. И целый день водить ребёнка домой умываться довольно хлопотно, к тому же дети не всегда хотят уходить с улицы. Решить этот вопрос очень просто. Сделайте вместе с ребёнком простой умывальник.

Для этого вам нужно взять пластиковую бутылку, на её боковой поверхности примерно на 5 см от донышка сделать шилом или гвоздём отверстие. Работа закончена, умывальник готов. Заткните сделанное отверстие пальцем, налейте доверху воды и закройте крышку.

Слегка отвинчивая её, вы получите струйку воды, завинчивая – вы « закроете кран» своего умывальника.

Делаем облако.

Налейте в трёхлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку, воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нём водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

Этот эксперимент моделирует процесс формирования облаков при охлаждении тёплого воздуха. А от куда же берётся дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака.

Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжёлыми и падают на землю в виде дождя.

Рукам своим не верю.

Приготовьте три миски с водой: одну – с холодной, другую – с комнатной температурой, третью – с горячей. Попросите ребёнка отпустить одну руку в миску с холодной водой, вторую – с горячей водой.

Через несколько минут пусть он погрузит обе руки в воду комнатной температуры. Спросите, горячей или холодной она ему кажется.

Почему есть разница в ощущениях рук? Всегда ли можно доверять своим рукам?

Всасывание воды.

Поставьте цветок в воду, подкрашенную любой краской. Понаблюдайте, как изменится окраска цветка. Объясните, что стебель имеет проводящие трубочки, по которым вода поднимается к цветку и окрашивает его. Такое явление всасывания воды называется осмосом.

Своды и тоннели.

Совет

Склейте из тонкой бумаги трубочку, чуть большую по диаметру, чем карандаш. Вставьте в неё карандаш. Затем осторожно засыпьте в трубочку с карандашом песок так, чтобы концы трубочки выступили наружу. Вытащите карандаш – и увидите, что трубочка осталась несмятой. Песчинки образуют предохранительные своды. Насекомые, попавшие в песок, выбираются из-под толстого слоя целыми и невредимыми.

Стой, руки вверх!

Возьмите небольшую пластмассовую баночку из-под лекарства, витаминов и т.п. Налейте в неё немного воды, положите любую шипучую таблетку и закройте её крышкой (навинчивающейся). Поставьте на стол, перевернув «вверх ногами», и ждите. Газ, выделенный при химической реакции таблетки и воды, вытолкнет бутылочку, раздастся «грохот» и бутылочку подбросит вверх.

Куда делся запах?

Возьмите кукурузные палочки, положите их в банку, в которую заранее был капнут одеколон, и закройте её плотной крышкой. Через 10 минут, открыв крышку, вы запаха не почувствуете: его поглотило пористое вещество кукурузных палочек. Такое поглощение цвета и запаха называют адсорбцией.

Что такое упругость?

Возьмите в одну руку небольшой резиновый мячик, а в другую – такой же по размеру шарик из пластилина. Бросьте их на пол с одинаковой высоты.

Как вели себя мячик и шарик, какие изменения с ними произошли после падения? Почему пластилин не подпрыгивает, а мячик подпрыгивает, – может быть, потому, что он круглый, или потому, что он красный, или потому, что он резиновый? Предложите своему ребенку быть мячиком.

Прикоснитесь к голове малыша рукой, а он пусть немного присядет, согнув ноги в коленях, а когда уберете руку, пусть ребенок распрямит ноги и подпрыгнет. Пусть малыш попрыгает, как мячик.

Затем объясните ребенку, что с мячиком происходит то же, что и с ним: он сгибает колени, а мячик немного вдавливается, когда падает на пол, он выпрямляет коленки и подпрыгивает, а в мячике выпрямляется то, что вдавилось. Мяч упругий. А пластилиновый или деревянный шарик не упругий. Скажите ребенку: “Я буду прикасаться рукой к твоей головке, а ты коленки не сгибай, будь не упругий”.

Прикоснитесь к голове ребенка, а он пусть как деревянный шарик не подпрыгивает. Если колени не сгибать, то и подпрыгнуть невозможно. Нельзя же разогнуть коленки, которые не были согнуты. Деревянный шарик, когда падает на пол, не вдавливается, а значит, не распрямляется, поэтому он и не подпрыгивает. Он не упругий.

Источник: http://dou24.ru/1/-3-qq/52-2011-02-01-05-56-21/2016-05-04-22-37-58/481-zanimatelnye-opyty-i-eksperimenty-dlya-doshkolnikov

Ссылка на основную публикацию