Как использовать игры триз для развития дошкольников?

6 полезных ТРИЗ-игр, которые научат нестандартному мышлению

Вы когда-нибудь слышали о методике ТРИЗ? Этот популярное педагогическое направление, цель которого — сформировать нестандартное мышление и воспитать творческую личность. О специальных играх по методике ТРИЗ «О!» рассказала Анастасия Гончарова, сертифицированный ТРИЗ-специалист, педагог, автор курсов по развитию творческого мышления для детей и взрослых.

Гончарова Анастасия, сертифицированный ТРИЗ специалист, педагог, автор курсов по развитию творческого мышления для детей и взрослых, соавтор учебных пособий по ТРИЗ, руководитель ТРИЗ школы

ТРИЗ — это Теория решения изобретательских задач, она была создана писателем-фантастом и изобретателем Генрихом Сауловичем Альтшуллером. ТРИЗ — это наука о творчестве, которая учит мыслить так, чтобы находить лучшее и максимально эффективное решение.

Обратите внимание

Для того, чтобы прийти к этой теории, автором было проанализировано более 40 000 патентов на изобретения и авторских свидетельств, благодаря чему удалось выявить закономерности, помогающие изобретателям пройти путь от идеи и до ее реализации и внедрения.

Задача ТРИЗ в дошкольном возрасте — развивать фантазию и воображение детей, учить их системному мышлению и осознанию происходящего вокруг, а также дать в руки преподавателям инструмент по конкретному практическому воспитанию у детей качеств творческой личности, способной понимать единство и противоречие окружающего мира и уметь находить решения.

Занятия по ТРИЗ формируются в зависимости от возраста учащегося, вот почему объекты изобретательской деятельности могут меняться. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают сказки, игрушки, загадки, пословицы, играют в подвижные игры. Для ТРИЗ-игр, как правило, необходимо минимум материалов, основной акцент делается на рассуждениях и поиске идей для игры или задачи.

Эти игры помогут вам прикоснуться к миру творчества и изобретательства.

«Волшебная палочка»

В ТРИЗ есть приёмы, которые помогают фантазировать и находить интересные идеи. Один из них — увеличение и уменьшение. Его суть в том, что надо мысленно представить, как какой-либо предмет или начинает становиться все больше и больше или наоборот уменьшаться. А для этого можно придумать волшебную палочку!

Скажите ребенку: «У меня есть карандаш, давай представим, что он превратился в волшебную палочку. Теперь он может увеличить или уменьшить все, что захочешь. Что бы ты хотел увеличить или уменьшить?»

Возможные варианты ответов:

  • Хочу уменьшить зиму и увеличить лето.
  • Хочу увеличить выходные.
  • Хочу увеличить капли дождя до размеров арбуза.

А теперь усложним эту игру дополнительными вопросами: «Зачем это увеличивать или уменьшать?»

  • Хочу увеличить конфету до размера холодильника, чтобы можно было отрезать куски ножом.
  • Пусть руки на время станут такими длинными, что можно будет достать с ветки яблоко, поздороваться с другом через форточку или достать с крыши мячик.

Затем обсудите, что в этих идеях будет хорошего и удобного, а что плохого. Вместо карандаша вы можете использовать любую палочку, пусть она у вас станет волшебной!

«Хорошо-плохо»

Уметь находить и выявлять противоречия — важный навык, составляющий тризовское мышление, потому что именно с разрешения противоречий начинается изобретение и создание нового. В детском возрасте мы учим детей находить противоречия в мире. Для этого можно использовать игру «хорошо-плохо».

Первый участник называет явление или событие и говорит почему это хорошо, следующий продолжает, но объясняет, в каких случаях это может быть плохо, после чего первый начинает рассуждать о хороших сторонах последнего высказывания.

Например, родитель начинает: «Пойти гулять — это хорошо, потому что можно найти что-нибудь интересное». Ребенок продолжает: «Найти что-нибудь интересное — плохо, потому что это нельзя принести домой с улицы».

Следующий говорит: «Если что-то интересное нельзя принести домой с улицы — это хорошо, потому что тогда можно найти что-нибудь интересное дома», и так далее.

«Мешочек с сокровищами»

Одной из важных составляющих тризовского мышления является системное умение видеть предмет во всех его взаимосвязях, а это значит — его прошлое, настоящее и будущее.

Эта игра научит понимать предметы в настоящем, осознавать, для чего они созданы, из чего состоят, к какому виду принадлежат. В мешочек из непрозрачного материала сложите некоторое количество предметов или игрушек.

Пусть ребенок опустит руку в мешочек и ощупывая предмет вслух перечислит те свойства, которые подсказывают ему тактильные ощущения.

Важно

Желательно брать одновременно не более 5−6 предметов, изготовленных из разных материалов и не имеющих ярко выраженных частей, бывает, что вместо свойств ребёнок называет части, и ответ становится очевидным.

После того, как свойства определены и перечислены, предложите подумать, что похоже на этот предмет. Например, у вас в мешочке лежит мыло, оно скользкое и холодное. Что еще бывает таким же? Можно придумывать свои сочетания, а чтобы оживить игру, можно попросить ребёнка найти дома предмет с загаданным свойством (мокрое, тяжелое, шершавое и так далее).

«Не да, а нет!»

Необходимость переключаться с одного способа работы на другой, с одной деятельности на другую, делают мышление ребенка динамичным, гибким, способным справляться с нестандартными, неожиданными задачами, развивает его творческое мышление. Для этого отлично подходит игра «Не да, а нет!». В ней нужно отвечать на вопросы, которые обычно подразумевают положительный ответ, отрицательно:

  • Машина всегда обгонит пешехода? Нет, если машина стоит на светофоре, пешеход её легко обгонит!
  • Днем всегда светло? Нет, если погода плохая и на небе тучи, то даже днём будут сумерки.
  • У всех деревьев есть листья? Нет, у ёлки — иголки.

Попробуйте задать такие вопросы ребёнку и порассуждать вместе с ним, а если ребёнок еще маленький, сами расскажите ему, как по-разному устроен окружающий мир и обратите внимание на интересные вещи.

«Составь загадку»

Выберите любой объект, про который вы хотите сочинить загадку, определите, какой этот объект и что есть на свете, на него похожее. Например, если в качестве объекта вы выбрали «иглу», то на вопросы: «Объект какой? На что это похоже?», вы ответите: «Острая, похожа на стрелу, блестящая, похожа на ёлочную игрушку, скользкая, похожа на рыбку».

Теперь соединяем все слова с выражением «но не» и получаем загадку: «Острая, но не стрела, блестящая, но не ёлочная игрушка, скользкая, но не рыбка. Что это такое?» Попробуйте и вы сочинить с ребенком такую загадку!

«А что потом?»

Эта игра может постепенно усложняться, в зависимости от возраста ребенка. Вы называете начальное явление, а следующему игроку необходимо продолжить цепочку последовательности в правильном порядке.

  • Сначала осень, а потом? — Зима, а потом? — Весна, а потом? — Лето.
  • Сначала вторник, а потом? — Среда.
  • Сначала вечер, а потом? — Ночь.
  • Сначала завтрак, а потом? — Обед.

С детьми постарше можно использовать более сложные понятия:

  • Сначала глина, а потом? — Ваза, кирпич, скульптура.
  • Сначала бревно, а потом? — Дом, бумага, шкаф.

Изобретатель создает будущее, именно придумывая новое мы двигаемся вперёд.

Кто знает, если бы не изобретения и творчество человека, может мы и жили бы до сих пор в Каменном веке? Поэтому почаще представляйте вместе с ребёнком будущее, рисуйте автомобили и города будущего, обсуждайте, как может измениться та или иная техника, стройте свои прогнозы на то, что может произойти с социальными системами: какие будут больницы будущего, а школы будущего? Создавайте, формулируйте и обсуждайте своё видение того, как будет устроен наш мир.

Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/11101

№ 4100 «Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников» – Воспитателю.ру – сайт для педагогов ДОУ

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад № 4 «Колобок» г.Ртищево Саратовской области»

Обмен опыта на тему:

« Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников» Подготовила:

Демьянова Ю.С.

2018г.

«Технологии ТРИЗ в речевом развитии дошкольников» В окно смотрели двое. Один увидел дождь и грязь, Другой листвы зелёной вязь И небо голубое. В окно смотрели двое. Способность общаться, познавать мир, планировать свои действия формируются у ребенка по мере развития его речи, поэтому проводить работу с дошкольниками по развитию их речи необходимо как можно раньше.

В своей педагогической деятельности я столкнулась с такими проблемами,  современных дошкольников : -монологическая речь плохо развита; -небольшой опыт рассказывания текстов; -недостаточно активный словарь; -дети не владеют алгоритмом составления связного рассказа.

Общение носит формальный характер, многие высказывания взрослого не вызывают реакции ребёнка, что препятствует успешному развитию диалогической речи. Слайд 4 Как уже сказала выше, ранний возраст – это наиболее благоприятный период для формирования активной речи у малышей. Соответственно, работая с детьми младшего возраста, моя основная цель – своевременно сформировать у них активную речь.

Для достижения поставленной цели остановила свой выбор на ТРИЗ технологии-педагогики Генриха Сауловича  Альтшуллера. Немного из истории. В 1982г была создана Международная ассоциация ТРИЗ, которая в конце 80-х начала проводить специальные семинары, благодаря которым ТРИЗ получает широкое распространение в школах. В 1987г.

ТРИЗ случайно ( семинар для инженерно – технических работников проводился на базе детского сада)  приходит в детский сад. Так ТРИЗ впервые нашёл применение в детском саду в 1987г. в городе Находка. Что же такое ТРИЗ? ТРИЗ расшифровывается как Теория Решения Изобретательных Задач.

Основная цель ТРИЗ- технологии- это не сообщение новых знаний, а обучение способом самостоятельного добывания информации, что возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.

Применение данной технологии обусловлено тем, что ТРИЗ способствует преодолению детьми замкнутости, робости, учит их отстаивать с использованием речи свою точку зрения, формирует у детей понимание речи, обогащает словарь, активизирует речь малышей.

Совет

Слайд 5 Используя в работе по развитию речи с дошкольниками элементы ТРИЗ, важно учитывать следующие дидактические принципы: • Принцип свободы выбора — в любом обучающем или управляющем действии предоставить ребенку право выбора. • Принцип открытости —нужно предоставлять ребенку возможность работать с открытыми задачами (не имеющими единственно правильного решения).

В условие творческого задания необходимо закладывать разные варианты решения. • Принцип деятельности — в любое творческое задание нужно включать практическую деятельность. • Принцип обратной связи — воспитатель может регулярно контролировать процесс освоения детьми мыслительных операций, так как в новых творческих заданиях есть элементы предыдущих.

• Принцип идеальности — творческие задания не требуют специального оборудования и могут быть частью любого занятия, что позволяет максимально использовать возможности, знания и интересы детей.

Слайд 6 От принципов перейдём к методам технологии ТРИЗ: -обучение детей творческому рассказыванию по картине; -работа с противоречием; -обучение дошкольников составлению логических рассказов по серии картинок; -обучение детей созданию образных характеристик объектов; -обучение детей сочинительству и словотворчеству; -обучение детей составлению текстов сказочного содержания; Формируя активную речь малышей, в своей группе я использую элементы ТРИЗ во всех видах деятельности. В режимных моментах, на прогулке, при умывании использую прием причинно-следственных связей, который активизирует словарь детей. Например, спрашиваю детей: «Если Оксана Анатольевна накрыла на стол, что из этого следует?» (будем обедать), «Если будем обедать, что необходимо сделать?» (помыть руки) и т.д. Прием причинно-следственных связей помогает малышам усвоить взаимосвязь и последовательность действий, характеризующих ситуацию в целом. Дети начинают активнее пользоваться фразовой речью, когда пытаются задуматься и ответить на вопросы причинно-следственного характера «почему?», «зачем?» и т.д. Больше всего мои малыши любят играть, поэтому использую игры ТРИЗ-технологии для развития всех сторон речи. Я заметила, что игры ТРИЗ-технологии очень интересны малышам, успешно развивают их речь, логику, мышление, воображение. Играя в них, дети сами не замечают того, что учатся правильно говорить. При проведении игр стараюсь увлечь каждого ребенка, заинтересовать его, чтобы у малыша не угасал интерес к игре. В младшем возрасте дети очень любознательны, они не оставляют без внимания ничего, что попадается им в руки, задают множество вопросов. Поэтому стараюсь им подробно рассказать обо всем, что их интересует. При этом поощряю самостоятельные рассуждения ребенка, подталкиваю их к высказываниям. Так, использую метод мозгового штурма в игре “Маша-Растеряша”, который предполагает постановку изобретательской задачи и нахождения способов ее решения. Перед игрой обязательно заранее рассматриваем какой-либо объект (нож), рассказываю детям о его назначении. Дети говорят, что ножом можно резать и т.д. Уже в процессе игры знакомлю их с историей о невнимательных людях, которые все теряют и путают. Предлагаю детям оказать помощь такой Маше-Растеряше: «Дети, Маша потеряла нож, чем теперь буду резать хлеб?”, и дети дают ответы. В ходе реализации этого метода развиваются коммуникативные способности детей: умение вести спор, слушать друг друга, высказывать свою точку зрения, но и, конечно же, расширяется и активизируется их словарь. Идём далее, игра « Где живёт?». Цель: развитие словаря, грамматического строя речи. (проводится со 2 младшей группы) Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это могут быть неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. Дети называют среду обитания живых объектов. Ход игры. В: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую! В: Где живет медведь? Д:В лесу, в зоопарке. В: А еще? Д: В мультиках, в книжках. В: Где живет собака? Д: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие. Игра « Один – много» Цель: учить находить в одном предмете множество его составных частей. Закреплять понятие «один – много», развитие словаря, грамматического строя речи. Ход: – Ребята, сколько у меня расчесок? (одна). -Чего в расческе много? (зубчиков) Аналогично: – кубик, книжка и т.д. Игра « Перевёртыши» или « Скажи наоборот». Цель: развивает логическое мышление, наблюдательность, внимание, расширяет кругозор, способствует развитию связной речи. Ход  игры: Для этой игры нужен мяч. Взрослый бросает мяч ребёнку и говорит слово, малыш придумывает противоположное слово и бросает мяч обратно. Например: снегурочка –добрая, а баба-Яга-злая, я- большая, Маргарита – маленькая и т.д. Для старших дошкольников используются следовательно только прилагательные добрая- злая, большая- маленькая, белый- чёрный. Игра « Паровозик» или « Поезд времени», а также « Раньше – позже» Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функции, развитие фразовой речи, развитие словаря, грамматического строя речи. Ход:  Ведущий подбирает 3-4 варианта, изображения одного объекта в разные временные периоды, для старшего возраста 5-6  . Это может быть дерево, птица, бабочка, т.е. любая живая система, для своих маленьких я взяла цветок. Дети раскладывают картинки в определенной последовательности в кармашки « поезда времени».  Для подготовительной группы можно взять более сложное , например, человек: 1 карточка – младенец 2 карточка – дошкольница 3 – девочка-подросток 4 – девушка 5 – женщина 6 – старушка .   Игра « По кругу» Цель: автоматизация определенного звука. Ход:  Игрок вынимает  карточку из стопки, например того же « медведя» , придумывает « медведь мягкий», следующий « медведь коричневый»,  « медведь большой» и участники игры  поочерёдно говорят . Игрок, назвавший последнее словосочетание , оставляет картинку себе , и получает право вынуть из стопки следующую картинку. Победитель- игрок, набравший наибольшее количество картинок.         Игра «Хорошо-плохо» Цель: развитие словаря, грамматического строя речи. Ход игры: ведущим называется любой объект, явление , у которого определяются положительные и отрицательные свойства. Вопросы задаются по принципу: « что-то хорошо-почему?», «что-то плохо-почему?». Ход игры: В: Лиса-это хорошо. Почему? Д: Она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая. В: Лиса- это плохо. Почему? Д: Ворует кур , ест зайчиков. Аналогично: укол, конфета, солнышко, книга ( хорошо- много интересного узнать, плохо – быстро рвётся) Вариант игры для старшей группы.       Игра « Подбери рифму» Цель: учить подбирать рифмующие слова, развитие фонематического восприятия. Ход игры: Дети подбирают картинку, название которой звучит в рифму шишка -мишка, ракета –конфета Практика показала, что эффективно формирует словарь малышей и другие стороны речи применение метода воображения. Мои дети очень любят  игру , которая проводится с использованием данного метода. В ходе данной игры провоцирую детей с помощью изображений различных героев, любимых игрушек, к постановке вопроса и получения на него ответа, который надо расшифровать, подключив воображение. Когда мы впервые начали с детьми играть в эту игру, я давала им сначала только реальные задания, которые были направлены на уточнение имеющих знаний (например, какой из героев ,что ест). После того, как малыши стали успешно с этим справляться, я усложнила задание и ввела упражнения на развития воображения. Предлагала малышам уже фантастические задания, например, как лисичка буде есть колобка. Опираясь на выше изложенный метод воображения, привлекла , более  усовершенствованная   игра « Круги Луллия», которая эффективно используются в педагогике для развития речи и интеллектуально-творческих способностей детей. Круги Луллия можно использовать в работе с детьми 3-7 лет в непосредственной образовательной деятельности педагога с детьми, а так же в режимных моментах. Пособие позволяет корректировать различные аспекты речевой деятельности, а именно: – уточнять и активизировать словарный запас; – автоматизировать звуки речи; – развивать фонематические процессы; – совершенствовать слоговую структуру слова; – совершенствовать развитие связной речи; Следующая интересная игра по ТРИЗу « Волшебный поясок». Версия известной во всем мире игры «ДА-НЕТКА» для детей Возраст игроков: 4-8 лет.  Состав игры: 1. Игровое поле – пояс с десятью кармашками. 2. Пять комплектов тематических картинок (“Геометрические фигуры”, “Часы”, “Грибы”, “Животные”, “Транспорт”). 3. Две прищепки, выполняющие функции меток (для сужения поля поиска). 4. Фишки. Правила игры: •    Карточки из одного комплекта, например “Домашние животные” раскладываются по кармашкам в пояске. Один из игроков назначается ведущим. •    Ведущий задумывает одно из животных, изображенное на карточке. Другие игроки должны отгадать задуманный предмет, задавая наводящие вопросы, на которые ведущий может отвечать только “Да” или “Нет”.   В кармашки можно выкладывать картинки не только из одного тематического набора, можно составлять свои комплекты с картами разных тем. Прищепки используются для сужения поиска картинки. Например : игрок может спросить: карта находится справа или слева от прищепки, тем самым облегчая себе поиск. Производители рекомендуют помечать картинки, выбранные ведущим, дабы исключить споров, какая же картинка первоначально была задумана.   Примерный ход игры: На столе раскладываются картинки из разных тематик: животные домашние, дикие, мебель… Игрок: Это животное с фермы? Ведущий: да Игрок: Это птица? Ведущий: Нет Игрок: У животного есть мех? Ведущий: Нет Игрок: у животного есть рога? Ведущий: Да Игрок: Это корова!   Вот еще несколько интересных правил к игре. 1.    “Сколько”. Придумываем как можно больше вопросов, начинающихся со слова “Сколько”. Например: “Сколько на столе животных?”, “Сколько хищных?”, “Сколько всего ножек у мебели?”, “Сколько сидячих мест?”, и др. За каждый придуманный вопрос игроку вручается награда – монетка или спичка. Выигрывает тот, кто наберет больше всего наград. 2. “Молчанка”. Угадываем задуманный предмет, но играем молча, то есть спрашиваем при помощи жестов или показываем предмет с помощью пантомимы. Количество картинок на столе можно сократить 4. “Вопросы”. На стол выкладывается только одна картинка. Игроки должны придумать множество вопросов к этому изображению. Выигрывает тот, кто задал больше всех вопросов к картинке. Играя с детьми в игры ТРИЗ-технологии, я использую специальную игрушку «Тигрулю» – героя всех игр, которая мне помогает. От лица игрушки задаю проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, не понимает, просит малышей помочь. Детское стремление общаться и помогать ей повышает активность ребенка и заинтересованность. После подведения итогов дети расстаются с понравившейся игрушкой до следующей игры. В конце любой игры подвожу итоги в виде краткой беседы для того, чтобы обучить детей навыкам рефлексивного анализа. Для этого задаю вопросы «Чем занимались?», «Что нового узнали?». Для подведения итогов использую и игровые упражнения «Доскажи предложение», «Обсуждение планов на будущее» и т.д. Цель таких упражнений – учить детей проговаривать цепочку взаимосвязанных действий, устанавливать причинно-следственные связи и видеть результат, но и конечно развивать их активную речь. Девиз ТРИЗовцев – «Можно говорить все». И этого девиза я придерживаюсь в работе с малышами. Дети не боятся говорить, так как даю им только положительную оценку «Хорошо», «Молодец» и т.д. Использую приемы поправления (все объясняю, но не настаиваю). Задавая ребенку вопрос, не тороплю его с ответом, жду, когда ребенок ответит, при затруднении помогаю ему, подсказываю нужные слова. Выслушиваю каждого ребенка, никто не остается без внимания. Таким образом, дети познают и учатся сопоставлять природные и физические явления в такой форме, когда сами дети не замечают, что учатся, им это интересно, их это увлекает. А все знают, что добиться положительных результатов можно только в том случае, если малышу интересно. Практика показала, что в подобранных мною играх по технологии ТРИЗ ребенка привлекает игровая ситуация, которая стимулирует его активность и стимулирует его речевое общение.  Тесный контакт детского сада и семьи – необходимое условие правильного и своевременного развития речи ребенка. Поэтому для достижения наилучших результатов провожу работу в данном направлении и с родителями. Вначале провела анкетирование, из которого узнала, как родители относятся к проблеме развития речи посредством технологии ТРИЗ: Количество родителей прошедших анкетирование -9 человек. Из них 90% не знакомы с ТРИЗ- технологией, но хотели бы познакомиться, 10% – слышали и хотели бы подробнее познакомиться с ней.  100% опрошенных интересует информация о применении ТРИЗ в развитии детей дошкольного возраста, из них 80% хотели бы получить информацию через индивидуальные консультации и беседы, 20% через методическую литературу. Все родители, прошедшие анкетирование, положительно относятся к ТРИЗ- технологии в образовательном процессе в нашей группе и готовы помогать воспитателям в изготовлении наглядных пособий по ТРИЗу.  На основании полученных результатов провела консультацию, индивидуальные беседы, привлекаю родителей к совместным мероприятиям с их детьми по данной теме. Также создана картотека  « Игр детей дошкольного возраста по развитию речи, творческого мышления, воображения дошкольников с использованием элементов ТРИЗ- технологии». Таким образом, игры и упражнения ТРИЗ развивают все компоненты устной речи: у детей формируется словарь; звуковая культура речи, грамматический строй речи, происходит развитие свободного общения с взрослыми и детьми.

Читайте также:  Занимательная геометрия для малышей: игры и советы родителям

Анализ моей работы показывает эффективность применения методики ТРИЗ в процессе развития речи детей.

Они стали более раскованы, учатся аргументировать простейшие умозаключения, сопровождают речью игровые и бытовые действия. Речь становится средством общения ребенка со сверстниками.

А это значит, что использование технологии ТРИЗ успешно влияет на формирование активной речи у детей. Поэтому начатую работу буду продолжать и в дальнейшем.

Источник: http://2018.vospitately.ru/publikacii-vospitateley/iyun/no-4100-tehnologii-triz-v-rechevom-razvitii-doshkolnikov/

Использование ТРИЗ в математическом развитии детей дошкольного возраста

Каждый ребенок изначально талантлив и даже гениален, но его надо научить ориентироваться в современном мире, 

чтобы при минимуме затрат достичь максимум эффекта

Г.С. Альтшуллер 

В последние годы распространилось новое направление в развитии творчества детей – ТРИЗ (теория решения изобретательских задач).

Основы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ) заложил автор – отечественный изобретатель инженер и писатель Генрих Альтшуллер в результате анализа больших массивов патентной информации.

Теория была им проверена в процессе практического применения и первоначально применялась для решения инженерно-технических проблем.

Однако впоследствии она показала свою плодотворность для решения проблемных задач в самых различных областях человеческой деятельности, включая искусство, бизнес, рекламу, политику, журналистику, криминалистику и др., т.е. оказалась очень интересна и весьма эффективна для развития творческих способностей обучающихся.

Сущность технологии творчества в том, что новая информация даётся в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются как знания научных дисциплин, так и знание логической системы приёмов их решения, т.е. теории решения изобретательских задач (ТРИЗ).

Жизнь в наши дни не стоит на месте. Испокон веков общество стремилось прививать подрастающему поколению черты, необходимые для жизни в существующем обществе. Менялись лишь требования к тем самым передаваемым чертам и способам их прививания. Одна из основных задач всех педагогов согласно ФГОС – воспитание нового поколения людей, обладающих высоким творческим потенциалом.

Обратите внимание

Всё грандиозное начинается с малого. А ТРИЗ – это уже, скорее, символ умных, ищущих инженеров, конструкторов, которые, наконец, поняли, что чем раньше начать развивать у детей мышление, воображение, фантазию, наблюдательность, внимание, тем плодотворнее будет работа.

Сущность технологии творчества в том, что новая информация даётся в виде проблемных и изобретательских задач и ситуаций, для решения которых требуются как знания научных дисциплин, так и знание логической системы приёмов их решения, т.е. теории решения изобретательских задач.

Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология, позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка. Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

 Основная задача использования ТРИЗ-технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий. Для этого необходимо:

  •                   Организовать проведение занятий таким образом, чтобы они естественно вписывались в естественную жизнь детей.
  •                   Иметь специальную игрушку – героя занятия, которая «помогает» воспитателю. От лица игрушки задаются проблемные вопросы, с ней проводятся обучающие диалоги по теме занятия. Игрушка активно выражает свое мнение, спрашивает и уточняет непонятное, порой ошибается, запутывается, не понимает. Детское стремление общаться и помогать ей существенно увеличивает активность и заинтересованность.
  •                   В конце занятия подводить итоги для того, чтобы обучать детей навыкам рефлексивного анализа (чем занимались, что узнали нового, что осталось непонятным и другое). Итоги подводятся в самых разнообразных формах: игры «интервью», «копилка новостей», «доскажи предложение» и другие; обсуждение планов на будущее (вот мы сегодня узнали о …, а в следующий раз узнаем еще и о …..); продуктивная деятельность и обсуждение полученных работ. При этом, желательно, обеспечить естественный переход детей от одного вида деятельности к другим, связав содержание занятия с последующим режимным моментом. После подведения итогов дети расстаются с игрушкой до следующего занятия.
  •                   Проводить на втором году обучения не только коллективные познавательные упражнения, но и индивидуальные на любом окружающем материале. Эти упражнения можно рекомендовать родителям для развивающего общения с детьми.
  •                   Быть готовым использовать «тризовский» подход в повседневном взаимодействии с детьми, уметь самостоятельно подмечать и стремиться разрешать противоречия, уметь системно воспринимать и анализировать ситуацию.
Читайте также:  Эксперименты с водой для дошкольников: более 20 интереснейших опытов

Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах.

Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем.

По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.

Для решения «тризовских» задач можно выделить следующие этапы:

Цель первого этапа – научить ребенка находить и различать противоречия, которые окружают его повсюду. Что общее между цветком и деревом? Что общее между плакатом и дверью? и др.

Цель второго этапа – учить детей фантазировать, изобретать. Например, предложено придумать новый стул, удобный и красивый. Как выжить на необитаемом острове, где есть только коробки со жвачками?

Содержание третьего этапа – решение сказочных задач и придумывание разных сказок с помощью специальных методов ТРИЗ. Например, “Вас поймала баба-яга и хочет съесть. Что делать?

На четвертом этапе ребенок применяет полученные знания и, используя нестандартные, оригинальные решения проблем, учится находить выход из любой сложной ситуации.

Стремление применять технологии, эффективно развивающие интеллектуальные и творческие способности ребёнка, – характерная особенность современной методики математического развития.

Оно не сводится к тому, чтобы научить дошкольника считать, измерять и решать арифметические задачи.

Это еще и развитие способности видеть, нестандартно мыслить, открывать в окружающем мире свойства, отношения, зависимости, умения их «конструировать» предметами, знаками и словами.

Важно

В дошкольном возрасте математическое развитие является наиболее значимым, компонентом формирования «картины мира» ребенка.

Под математическим развитием дошкольников понимаются качественные изменения познавательной деятельности ребенка, которые происходят в результате математического развития, связанных с ними логических операций.

Одна из важных задач воспитателей – развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. ТРИЗ способствует формированию математических представлений, позволяет детям в игровой форме развивать мышление, математические способности.

Игра является, как бы отправной точкой для дальнейшего преобразования, развития и создания множества интересных вариантов.

Целью использования ТРИЗ – игр в детском саду является развитие с одной стороны таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность, а с другой стороны поисковой активности, стремления к новизне, развитие речи и творческого воображения.

В целях математического развития детей рекомендуется проводить ТРИЗ-игры в возрастных группах:

Возраст детей Название игры Цель
Младший «Много – мало»«Фигуры»«Где живёт»«Волшебная верёвочка» Формировать понимание относительности количества.Учить детей определять главную функцию предмета, закреплять знания о геометрических фигурах, ориентацию в пространстве.Учить детей выявлять надсистемные связи, развивать речь, мышление.Учить измерять и сравнивать величины с помощью условной мерки, развивать внимание, память, мышление.
Средний «Что умеет делать»«Чем был – чем стал»«Раньше позже»«Волшебный светофор»«Теремок» Учить называть действия предметов, развивать умение, развивать арифметические действия, логическое мышление.Учить детей видеть изменения в количестве, упражнять в правильном назывании цифр числового ряда.Учить устанавливать причинно – следственные связи, умение видеть предмет или явление в прошлом, настоящем.Учить выделять систему, подсистему и надсистему объекта, развивать логическое мышление, речь.Учить детей выделять главные признаки объекта, закреплять знания о геометрических фигурах.
Старший «Что умеет делать»«Чем был – чем стал»«Раньше-позже»«Волшебный светофор»«Теремок» Обогащать словарный запас детей, развивать речь, память, логическое мышление.Учить детей определять линии развития объекта, развивать логическое мышление, речь.Учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия сегодня, завтра, вчера, развивать речь, память.Развивать аналитическое мышление, умение выделять общие признаки путём сравнения. Отмечать похожесть и различия объектов.Учить детей выделять главные признаки объекта, закреплять знания о геометрических фигурах.

Описание игр

«Много – мало»

При ознакомлении с понятиями много-мало.

В: Этого было много, а стало мало. Что это может быть?

Д: Снега было много, а стало мало, потому что растаял весной.

В: Этого было мало, а стало много. Что это может быть?

Д: Игрушек, овощей в огороде…

При уточнении понятия относительности размера

В: Это было раньше маленьким, а стало большим.

Д: Человек был маленьким ребенком, а стал взрослым и высоким.

В: Это было раньше большим, а стало маленьким.

Д: Конфета, когда ее едят становиться маленькой; самолет, когдастоит рядом кажется очень большим, а когда улетает – становиться все меньше и меньше.

При уточнении понятия “цена”, “стоимость”

В: Раньше было дорогим для тебя, а стало бесценным.

Д: Был маленьким хорошим ребенком, его все любили, он был дорог, вырос, стал нехорошим человеком, его перестали любить; игрушка подаренная, а потом надоевшая или сломавшаяся.

«Фигуры»

При ознакомлении с геометрическими фигурами.

На картинках у детей изображены предметы круглой, треугольной и других форм.

Например: «Раз, два, три, все у кого изображены предметы круглой формы, ко мне беги!» и так далее. Ведущий спрашивает у подбежавших детей, для чего служит этот объект (его функцию).

«Где живёт»

В: В каких предметах нашей группы живет прямоугольник?

Д: В столе, в шкафчиках, на моей рубашке, на полу (у линолеума рисунок), в каблуке.

В: Где живет цифра 3?

Д: В днях недели, в месяцах года,

В: Где живет цифра 5?

Д: В днях рождениях, в номерах наших домов, на пальцах руки, в адресе нашего детского сада.

«Волшебная верёвочка»(при обучении измерению и сравнению величины предметов с помощью условной мерки).

В: Как можно использовать веревочку?

Д: Ей можно измерить все.

В: Например?

Д: Комнату, высоту дома, свой рост.

При закреплении геометрических форм.

Совет

В: Поиграем в игру. Я показываю фигуру геометрическую, а вы называете предметы, в которых есть такие формы, или которые состоят из этих форм. Кто последний назовет – тот и выигрывает. Прямоугольник.

Д: Стол, окно, коробка из-под карандашей…

В: А у стола что прямоугольное?

Д: Крышка стола, дно ящика, боковые…

«Что умеет делать»

В: Что может цифра «4»?

Д: Обозначить количество предметов, стать другой цифрой.

В: Что может треугольник?

Д: Находиться в другом объекте, например: треугольные часы.

В: Что может знак «+»?

Д: Прибавить, обозначить положительный результат, находиться в книге, тетради.

«Чем был – чем стал»

В: Было числом 4, а стало числом 5.

Д: 4+1=5

В: Сколько нужно прибавить, чтобы получилось число 5?

В: Было число 5, а стало3.

В: Что нужно сделать, чтобы получилось число 3?

Д: 5-2=3

«Раньше-позже»

В: Какая часть суток сейчас?

Д: День.

В: А что было раньше?

Д: Утро.

В: А раньше?

Д: Ночь.

В: А еще раньше?

При закреплении понятий “сегодня”,”завтра”,”вчера”…

В: Какой сегодня день недели?

Д: Вторник.

В: А какой день недели был вчера?

Д: Понедельник.

В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?…

Живая и неживая системы.

В: Посмотрите, какое это растение?

Д: Тыква большая.

В: Она всегда такая была? Что было с ней раньше?

Д: Была маленькая тыквочка, а до этого растение зацвело.

В: Правильно, а еще раньше?

Д: Маленький росточек.

В: А еще раньше?

Д: Семечко.

В: А что было до того, как семечко попало в землю? Покажите мне это!

В: Это блюдце с водой. Что будет с водой дальше?

Д: Ее может кто-то выпить. Или вылить.

В: А дальше?

Д: Если ее выльют, то она впитается в землю, а если там было какое-нибудь семечко, то оно прорастет, будет дерево…

В: Вот какую пользу приносит вода. А если она в чашке, ее никто не выливал, что будет дальше?

Д: Она испариться, превратиться в тучку и в дождик.

В: Конечно, от небольшого количества воды в чашке дождик не прольет, а влажность в воздухе увеличиться. Почему?

Д: Потому, что жидкие человечки воды встретятся с бегущими человечками воздуха.

«Волшебный светофор»

В: Цифра 6. Поднимает желтый кружок.

Д: Эта цифра нужна, чтобы решать задачки, что-то сосчитать.

Воспитатель обобщает: Число 6 служит единицей измерения.

Воспитатель поднимает красный кружок.

В: Число 6 живет в математике среди других чисел. В задачках, в примерах.

Воспитатель обобщает: Число 6 действительно живет в современной арифметике.

Воспитатель поднимает зеленый кружок.

Воспитатель просит изобразить каждого ребенка свой пример или если это начало года, то разбирает примеры вместе с детьми: 1+1+1+1+1+1; 2+2+2; 3+3; 5+1; 10-4.

«Теремок» (при закреплении геометрических фигур).

Д: Тук-тук. Я треугольник. Кто в теремочке живет? Пустите меня к себе.

В: Пущу тебя, если скажешь, чем ты, треугольник похож на меня, квадрат.

Д: Мы геометрические фигуры. У нас есть углы, стороны. Мы делаем мир разнообразным.

Д: Тук – тук. Я круг. Пустите меня к себе.

В: Пустим, если скажешь, чем ты, круг отличаешься от нас (треугольника и квадрата).

Д: У меня нет сторон и углов. Зато я могу катиться, а вы нет.

Примечание: Игра может усложняться. Могут браться объекты разнообразных форм, и детям придется сказать еще и о похожестях и различиях объектов.

Обратите внимание

В игре “Теремок” могут принимать участие от 2 до 10 человек. Чтобы игроки, находящиеся в теремке, не скучали, работу можно строить по цепочке.

Тот, кого уже впустили в теремок, спрашивает следующего игрока, который просится в теремок и так далее. В течение игры задания можно менять: задавать то на похожести, то на различия.

Картинки обязательно использовать только на первом этапе, затем дети могут “держать” объект в голове.

Игру можно посвящать только одной какой-то теме. Например, только животным или предметам посуды, мебели. Тогда перед игрой воспитатель сообщает об этом детям. Или если берутся картинки – подбирает соответствующие.

Сам “теремок”, конечно же, условный. Это может быть просто угол в комнате, а могут – поставленные стульчики, за которые все объекты в итоге собираются.

Детей привлекает в играх занимательность, свобода действий и подчинение правилам, возможность проявить творчество, фантазию и логическое мышление.

Используя в своей работе по формированию математических представлений у дошкольников игр по технологии ТРИЗ, можно сделать вывод: дошкольник, овладев умениями: понимать новые реалии, быстро ориентироваться, обучать самого себя, принимать самостоятельные решения, успешно справляться с массой постоянно «сваливающихся» творческих задач, основными мыслительными операциями по созданию творческого продукта, успешно адаптируется к школе вне зависимости от системы обучения. У него высокий уровень познавательной активности и речи, ярко выраженные творческие способности, развитое воображение. Он умеет и хочет сам учиться.

Литература:

  1. Гин. С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошк. учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2007.
  2. Измайлова Е. И. Учимся думать и запоминать: Методическое пособие по развитию мышления и речи старших дошкольников. – М.: АРКТИ, 20911
  3. Журналы «Дошкольное воспитание» с перечнем литературы и применением ТРИЗ: № 8 (1988 г.); № 5, 6 (1989 г.); № 1, 2, 3, 5 (1990г.) ;№ 4 (1993г.) ;№ 1 (1994 г.) ;№ 5 (1996 г.) ;№ 11. (1997 г.) ;№ 5, 9 (1998 г.)
  4. Журнал «Ребёнок в детском саду»: №1, 2, 4 (2001г.)
  5. Репина Г.А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления. – М.: ТЦ Сфера, 2008.

Источник: https://moluch.ru/archive/102/23402/

Триз для малышей: играем и изучаем

Теория решения изобретательских задач (ТРИЗ), разработанная Генрихом Альтшуллером еще в середине прошлого века, изначально не имела отношения к детям. Сейчас эта теория применяется во многих отраслях, в том числе в педагогике. Уже лет с 3-х отдельные ее элементы можно применять в занятиях с детьми. Эта система хороша тем, что не дает готовых знаний, она заставляет думать.

Цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, с пониманием происходящих процессов. В конечном итоге развивается ассоциативное мышление, память, внимание, наблюдательность, творческое воображение, формируется навык анализа любой поступающей информации, качественно иное отношение к жизни и окружающему миру.

Занятия для 3-х – 4-х-летних малышей занятия должны проводиться в игровой форме, желательно объединены общим сюжетом, содержать литературно-художественный материал. В этом возрасте важно научить видеть двойственность мира: в плохом уметь находить хорошее и наоборот. Важным условием для успешных занятий является достаточная общая осведомленность малыша.

Важно

Для малышей 3-х лет применяют ТРИЗ сказки, т.е. сказки с додумыванием сюжета, постановкой проблемы и решением ее малышом. Очень важно, чтобы сюжет самой сказки был хорошо знаком, а действия героев понятны.

При этом желательно не просто дофантазировать сюжет, решая поставленную проблему, но и применять в рамках сказки другие методы-игры, речь о которых пойдет далее.

Читайте также:  Когда малыши начинают осознанно улыбаться и агукать?

Какие методы и игры можно использовать в играх с дошкольниками. Собственно, это главный вопрос, ибо про ТРИЗ мало говорить, гораздо важнее действовать.

Описанные игры можно проводить отдельно, «на ходу». Но для детей 3-4 лет удачнее вариант, когда в рамках сказки мы играем в такие игры.

Например, игру «да-нетки» можно использовать при угадывании названия сказки, в которую предлагается поиграть.

Игра “Да-Нетки” или “угадай загаданное”.

Мама загадывает предмет, ребенок пытается угадать путем наводящих вопросов. Главная цель игры – научить ребенка задавать “правильные” вопросы, то есть те, которые отсекают неправильные ответы. Это вопрос времени.

Чем младше ребенок, тем больше времени понадобится. Сначала ребенок будет задавать вопрос «в лоб». Например, «это мишка?», «это котик?», «это кубик?».

Потом он догадается задавать другие вопросы: «это живое?», «это игрушка?».

Игра “Хорошо-плохо”.

А это уже метод. На базе этой игры мы учимся видеть мир с разных точек зрения, в дальнейшем этот навык очень полезен при выборе оптимального решения.
У каждого явления две стороны: хорошая и плохая. Цели игры – назвать каждому предмету хорошие и плохие качества. Пример: “Книга”. Хорошо – из книг узнаешь много интересного . . . Плохо – они быстро рвутся.

Игра “Противоположности”.

Совет

Аналог нашей детской забавы “съедобное-несъедобное”. Нужно назвать противоположное явление, обычно проводится с мячом. Мама кидает мяч ребенку и называет предмет, ребенок мяч ловит и называет противоположное. Такая игра учит видеть мир системно.

Игры с открытыми проблемами. Хороши в рамках сказок.

В процессе игры озвучивается проблема, которую надо решить, причем способов решения можно придумать много. Например, как сделать так, чтобы колобка в лесу не съели.

Игра на решение противоречий.

Суть игры можно описать простым вопросом: что будет если голубь и орел поменяются крыльями. Подобные вопросы хорошо находить в окружающей действительности. Например, на прогулке увидев бабочку и голубя спросите, что у них общего (у них есть крылья).

А что будет, если они обменяются крыльями.
В примере с голубем и орлом. Самое первое, что приходит в голову – орел не сможет летать, крылья голубя слишком малы для его тела.

И наоборот – голубь не сможет управлять такими огромными крыльями, хотя ему бы возможно и понравилось.

Метод фокальных объектов.

Переносим свойства одного объекта на другой и додумываем модель. Развиваем воображение. Например, что будет если соединить льва и орла. Здесь в выдуманном животном мы должны перенести свойства льва и жирафа на общее существо и додумать умения получившегося животного.

Системный анализ.

Смысл в том, чтобы любой объект разложить на систему и подсистему. Например, колобок состоит из теста (подсистема): вода, мука, яйцо. А убежал колобок в лес (это система). Прошлое колобка – его испекла бабка, будущее – его съела лиса.
Лягушонок: подсистема- лапки, жабры и т.д., система – болото.

Игра “Что будет, если..”

Игра на воображение и построение причинно-следственных связей.Например, что будет если:- не нужно будет платить в магазине- птицы не смогут летать

– исчезнет электричество и т.д.

Игра в ассоциации.

Обратите внимание

Например, ветер-вентиляторшуба-шкурапевец-птица певчаядухи – цветокдуш- мойка- мочалка-мылоДля малышей хорошо сделать картинки этих явлений и находить “пару”.

Важно научить детей видеть идеальный конечный результат. Например, сказка Сутеева “Яблоко”. Яблоко только одно, а желающих его получить – трое. Идеальный конечный результат, чтобы каждый получил яблоко. В сказке Сутеева его делят на три части. В сказке про колобка идеальный конечный результат – звери сами не хотят колобка есть, тогда и защищать его не придется.

А теперь главное – зачем все эти игры нужны? В жизни мы обычно сталкиваемся с проблемами, решив которые мы должны добиться совершенно определенного конечного результата. Решать можно долго, затратив массу сил, средств. Кроме того, решение может быть не идеальным: требовать слишком много ресурсов, быть невыполнимым и т.д. Но у всякой проблемы есть идеальное решение, просто его возможно еще не нашли. Описанные игры – первый шаг в освоении методов и приемов ТРИЗ. Кроме того, методика ломает стереотипы и шаблоны, засевшие в наших головах, и открывает путь к творческому мышлению, что уже немало.

Источник: http://school-baby.ru/index.php/tematicheskie-zanyatiya/zanyatiya-s-detmi/62-triz-dlya-malyshej-igraem-i-izuchaem

ДЕТСТВО-ГИД

Из опыта работы

«Речевое развитие дошкольников с элементами ТРИЗ»

Брендина Татьяна Егоровна,

воспитатель МКДОУ № 483,

г. Новосибирск

Дошкольный возраст – это тот возраст, когда ребенок открывает для себя мир, появляется способность к творческому решению проблем, возникающих в той или иной ситуации жизни ребенка.

Использование приемов и методов ТРИЗ в моей работе успешно помогает развить у детей изобретательскую смекалку, творческое воображение, диалектическое мышление. Основатель теории ТРИЗ Г.С. Альтшуллер и его последователи адаптировали это пособие для детского творчества.

Ведь цели ТРИЗ – не просто развить фантазию детей, а научить их мыслить системно, понимая происходящие процессы, понимая единства и противоречия окружающего мира, научить решать свои маленькие проблемы.

Я хочу поделиться тем, как использую технологию ТРИЗ в речевом развитии своих дошкольников. Ведь среди многих задач воспитания и обучения детей в детском саду – развитие речи, речевого общения – одна из главных. Эта общая задача включает ряд специальных, частных задач.

Какие игры использую в работе над звуковой культурой речи? Любимая игра «Поезд» — по заданному звуку найти пассажиров и рассадить по вагончикам. Пассажирами могут быть игрушки, предметные картинки с изображением животных, птиц, растений и т.д.

А можно «оживить» игру, тогда пассажирами будут дети, а первый звук в их имени указывает на определенный вагон ( первый вагон занимают дети, имена которых начинаются со звука «А» — АНЯ, АНДРЕЙ; второй вагон везет тех, чьи имена начинаются со звука «Н» — НАДЯ, НАТАША и т.д.).

  Расселись по вагончикам и поехали в «Волшебную страну», где каждый ребенок может стать «волшебником». Здесь заранее приготовлены «чудеса». На столе перевернуты карточки с предметными картинками, в ряд разложены определенные карточки. По первым звукам нужно «прочитать», что изображено на скрытой.

Взрослый: «Хочешь быть волшебником? Тогда скажи, что же здесь спрятано?» — (перевернута карточка с изображением лука: лампа, утка, карандаш). Предметных картинок очень много, подбирать нужные приходилось долго, особенно, когда дети играют самостоятельно,  и тогда я наклеила карточки на кубики.

Важно

Игра пошла быстрее, нужно только повертеть кубик, чтобы найти нужное изображение.  Эту замечательную игру «Поезд» я использую и в работе по подготовке к обучению грамоте: по количеству слогов найти пассажиров ( например, в первом вагоне едут дети, в имени которых два слога – СВЕ — ТА, А — НЯ).

Эту игру применяю и в работе по ФЭМП:   (количественный счет, порядковый счет: например, в первом вагоне 5 пассажиров, а во втором на 1 больше); при составлении арифметических задач.

Еще одна игра «Цепочка слов» — из предложенных карточек с предметными картинками выложить цепочку, где по последнему звуку ребенок подбирает карточку,  предмет которой начинается с этого звука (апельсин – ночь – чемодан- носок и т.д.). В старшем возрасте играем уже без опоры на наглядность, только воспринимая слово на слух.

В работе над грамматическим строем речи использую такие задания, как «Цветик – Семицветик»: собрать цветок, подобрав слова –признаки к слову,( например, ЯБЛОКО – какое? – ребенок проговаривает слово, четко произносит окончания: кислое, сладкое, румяное и т.д., пока не выложит все лепестки). Или подобрать слова – действия: МАШИНА, что делает? – едет, поворачивает, останавливается и т.д).

Часто дети просят поиграть в такую игру «Что получится, то и получится». Она не требует никакой подготовки, ведь бумага и ручка всегда под рукой.

Быстро черчу таблицу с четырьмя колонками: первая – кто? что?; вторая – какой? какая?; третья – что делает?; четвертая – где?. Выдалась свободная минутка, дети предлагают: «Давайте посмеемся!».

Беру бумагу и заполняю колонки, дети поочередно называют слова: сначала одну колонку заполняем, затем следующую.

Например:

Что?         Какой?       Что делает?  Где?

Кукла       кислый      рисует             на солнце

Книга       горячий     спит                 в кармане

Лимон     смешной   бегает             в лесу

Мне остается только согласовать слова в предложении и прочитать их (Кислая кукла рисует на солнце). Детям весело, а я решаю свои задачи: мы учимся подбирать  слова – предметы, слова — признаки, слова — действия, согласовывать существительные с прилагательными, употреблять слова с предлогами и т.д.

Совет

  А сейчас я расчертила таблицу и заламинировала ее, остается только вписывать слова. Те дети, кто умеет читать и печатать слова, самостоятельно заполняют этот лист. Есть вариант посложнее: «Кто пришел, что сказал?» — предыдущая игра  дополняется вот этими вопросами.

Здесь мы упражняемся в употреблении существительных в П.п и Т.п.

При работе над связной речью   использую различные схемы, таблицы и т.д.

  Например, при составлении описательного рассказа по пейзажной картине можно использовать прием фрагментарного рассказывания: картина делится на 4 части, которые закрываются прямоугольниками разного цвета.

Ребенок, постепенно открывая каждую из 4-х частей картины, рассказывает о каждом фрагменте, объединяя их в один сюжет.

Одним из приемов развития навыка творческого рассказывания является обучение детей составлению сказки по силуэтным изображениям. У нас представлены модели животных, людей, растений, природных явлений, сказочных персонажей.

Можно с их помощью рассказать знакомую сказку, можно внести еще одного героя, стать самому участником событий.

Но интереснее всего звучат сказки с произвольно выбранными героями – ведь здесь нужно придумать историю, объединить всех общим содержанием.

В пособии, разработанном Л.И.Венгер, О.М.Дьяченко, представлена система игр и упражнений на развитие связной речи детей и на развитие умственных способностей. Это «Вместе расскажем историю», «Сказки по-новому», «Цветные сказки» и др.

Обратите внимание

мы с детьми придумали на этой основе свою игру и назвали ее «Цветные дорожки». Сделали из цветного картона дорожки с вкладышами, их цвет ассоциируется со средой обитания. На дорожку помещается картинка с изображением какого-либо животного. Например, ребенок начинает историю: «В одном лесу жил медведь.

Он был уже очень старый, мудрый, все звери приходили к нему за советом. Но вот однажды…». И тут из набора картинок берем любую, а можно выбрать героя  из другой среды обитания.

Что случится дальше? Как помочь? Где искать пути выхода из создавшегося положения? Самые интересные истории мы записываем в свою книгу сказок, выставляем для чтения родителям.

Д. Родари придумал целую серию игр для творческого рассказывания: «Бином фантазии», «Снежный ком», др.

Еще одно интересное пособие помогли сделать родители – это «Кольца Луллия». Эта игра придумана много сот лет назад французским поэтом, философом, мыслителем, миссионером — Раймондом Луллием. Он создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень.

При свободном вращении кругов под стрелкой оказываются определенные сектора. На секторах он писал изречения, слова, размещал рисунки. Любой желающий мог задать вопрос и с помощью полученной комбинации получить ответ, который надо было расшифровать, подключив воображение.

Луллий считал, что можно путем различных комбинаций уже известных понятий выводить новые истины – «тайны двойного».

Вариантов игры огромное множество – это игры на классификацию предметов, на развитие ГСР, ЗКР, на творческое рассказывание, на подготовку к обучению грамоте. Мы с детьми используем и в работе над ФЭМП (количественный, порядковый счет, составление арифметических задач).

Важно

Задания в этой игре могут быть реалистичными и фантазийными. Например, берем круги из серии «Чей хвост?». Ребенок вращает круги и находит правильное решение, проговаривая при этом: «Хвост собачий, медвежий, щучий…».

А если предложить фантазийное решение, совместив, например, щуку и лисий хвост? Что же будет? Как она сможет плавать? Хорошо ли ей будет? – фантазирует ребенок. Или, например, возьмем один круг с растениями, а другой с предметами одежды, игрушек.

Что будет, если на кустах смородины растут игрушки? Одинаковые или разные? А одежда? Будет ли она расти? Какого размера? Что с ней делать? Какой простор для детского воображения!

ТРИЗ технология позволяет снять психологические барьеры, убрать боязнь перед новым, неизвестным. Мои дети стали более активно проявлять интерес к объектам окружающего мира, стали более логически и творчески мыслить, а главное, стремиться фантазировать и изобретать. Поэтому, я и в дальнейшем буду использовать в своей работе технологии ТРИЗ.

Источник: http://detstvogid.ru/rechevoe-razvitie-doshkolnikov-s-elementami-triz/.html

Ссылка на основную публикацию