С чего начать обучение грамоте дошкольников и какие задания наиболее эффективны?

Задачи и содержание образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте

Задачи и содержание образовательной деятельности по подготовке детей к обучению грамоте.

    Важное место в работе с детьми принадлежит развитию речи, что и нацеливает на то, чтобы научить детей осмысленно говорить, дать первоначальное понятие о языке, литературе, обогатить речь, внимание и интерес к речи, привить любовь к чтению, книге. Научить детей читать, подготовить их без страха идти в школу, при дальнейшем обучении помочь не разочароваться в школьной жизни – является задачей подготовительного периода в детском саду

 Извлечение из ФГОС ДО

Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.

Задачи обучения грамоте детей дошкольного возраста:

1) развитие слуховых функций. У детей необходимо развивать чувство ритма, предлагая им по­вторять (хлопками, отстукиванием) рит­мический рисунок, сравнивать серии уда­ров, предъявляемые последовательно. Та­ким образом развивается и речевое, и нере­чевое слуховое восприятие ребенка.

2) развитие фонематического восприя­тия.

3) развитие зрительно-пространственных функций с целью профилактики нарушений чтения и письма.

4) двигательное развитие: развитие мелкой и общей моторики, подготовка руки к овладению письмом.

5) развитие артикуляционной моторики.

6) развитие устной речи с целью профилак­тики нарушений чтения и письма предпола­гает комплексную работу.

 Развивая речь ребенка, важно помнить: опора на значение слова является весьма важной в работе с дошкольниками.

Обратите внимание

Подби­рать задания для развития звукопроизношения, фонематических процессов, лексико-грамматического строя речи необходимо так, чтобы можно было решать несколько задач одновременно, например: «Приду­май название действия на заданный звук» и т.п.

7)формиро­вание осознанного отношения к языковой действительности.

 Необходимо учить до­школьников определять количество слогов и звуков в слове, слов в предложении (от­бирать картинки, в названии которых име­ется заданное количество слогов и звуков, находить место звука по отношению к дру­гим звукам, выкладывать на стол полоски по количеству слогов в слове и слов в пред­ложении и т.д.), произносить слитно слово, предложение, произнесенное логопедом по слогам.

8) развитие мыслительной деятельности и эмоционально-личностных особенностей поведения ребенка включает формирование его познавательной и эмоционально-воле­вой сферы.

9) формирование у дошкольников эмоцио­нально положительного отношения к школе; адекватного отношения к своим способнос­тям, результатам работы, поведению, т.е. са­мосознания.

Содержание образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте:

Развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

  • Освоение чистого произношения сложных звуков;
  • упражнение в чистом звукопроизношении в процессе повседневного речевого общения и при звуковом анализе слов;
  • использование средств интонационной выразительности при чтении стихов, пересказе литературных произведений, в процессе общения (самостоятельное изменение темпа, ритма речи, силы и тембра голоса в зависимости от содержания);
  • автоматизация сложных для произношения звуков в речи.

Формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте:

  • В старшей группе дети осваивают  умения:
  • делить на слоги двух-трехслоговые слова;
  • осуществлять звуковой анализ простых трехзвуковых слов
  • интонационно выделять звуки в слове,
  • различать гласные и согласные звуки,
  • определять твердость и мягкость согласных, составлять схемы звукового состава слова;
  • составлять предложения по живой модели;
  • определять количество и последовательность слов в предложении;
  • развивать мелкую моторику кистей рук: раскрашивание, штриховка, мелкие мозаики.
  • В подготовительной к школе группе дети осваивают умения:
  • определять количество и последовательность слов в предложении;
  • составлять предложения с заданным количеством слов;
  • ориентироваться на листе, при выполнении графических диктантов;
  • выполнения штриховки в разных направлениях, обводки;
  • чтения простых слов и фраз;
  • разгадывания детских кроссвордов и решения ребусов;
  • освоение звукового анализа четырехзвуковых и пятизвуковых слов (лиса, слон, аист, школа)
  •  интонационное выделение звуков в слове, определение их последовательности, характеристика звуков (гласный-согласный, согласный твердый-мягкий),
  • составление схемы звукового состава слова,
  • выделение ударного гласного звука в слове.

Чем раньше ребенок овладевает грамо­той, тем меньше проблем у него с обучением в школе, тем успешнее оно протекает, дает больше положитель­ных эмоций, реже возникают трудности!

Источник: http://mdou22balakovo.ucoz.ru/publ/metodicheskaja_kopilka/lekcii_i_metodicheskie_stati/zadachi_i_soderzhanie_obrazovatelnoj_dejatelnosti_po_podgotovke_detej_k_obucheniju_gramote/8-1-0-103

Обучение грамоте дошкольников

3780 (22 за неделю) / 15.07.16 10:00 / Комментарии

Медленное побуквенное чтение или вовсе неумение читать создаёт для нынешних первоклассников серьёзные проблемы. К тому же научиться читать в семь лет оказывается труднее, чем в шесть.

Прежде чем научиться читать, малышу следует научиться слышать отдельные звуки, из которых формируются слова. Он должен уметь делать фонетический анализ слов – перечислять по порядку все составляющие слова звуки.

В школе происходит наоборот – вначале первоклассник учится писать и читать, и лишь позднее ему преподают морфологию, фонетику и синтаксис языка.
Любопытно, что 2-5-летним детишкам как раз интереснее всего изучать звуковую характеристику речи.

Следует воспользоваться этим интересом и ввести ребёнка в своеобразный мир звуков, где перед ним откроется особая атмосфера языка. Ведь отсюда родом морфология и фонетика языка. С помощью такого подхода к шести годам можно привести малыша к гладкому чтению, миновав изнуряющие упражнения по слиянию звуков путём соединения букв.

Учась слышать звуки, малыши постигают целую систему закономерностей русского языка, различают ударные и безударные гласные, твёрдые и мягкие согласные. Они сравнивают звучание слов, находя в них различие и сходство, составляют из фишек, соответствующих звукам, слова, делят слова на слоги.

Позднее они разделяют поток речи на предложения, а те – на слова, осваивают буквы русского алфавита. Изучив буквы, они составляют из них слова и предложения, применяя при написании грамматические правила, а также осваивают вначале послоговое, а затем слитное чтение.

Обучение чтению при этом не является самоцелью, но происходит в широком контексте изучения речи. Дети учатся ориентироваться в звуковой действительности языка, так постепенно у них закладывается будущий фундамент грамотности.


Обычно родители полагают, что им достаточно научить ребёнка знать все буквы, чтобы он научился грамотно писать и читать. Но практика показывает, что, и зная буквы, ученик при обучении грамоте может иметь большие затруднения.

Причинами таких затруднений могут быть педагогическая и микросоциальная запущенность ребёнка, отсутствие у него привычки или желания заниматься, сниженное внимание, малая усидчивость, проблемы с поведением и плохая память. Но более важны другие причины: дефекты произношения, нарушение фонематического восприятия, несформировавшиеся навыки звукового синтеза и анализа. Чтобы ребёнок мог грамотно писать, он должен представлять, что предложение составляется из слов, слова – из слогов и расположенных в определённой последовательности звуков. Только научившись складывать речевые звуки в слоги и слова, ребёнок может усвоить навыки чтения. К.Д. Ушинский сказал об этом так: «Только тот сможет сознательно писать и читать, кто усвоил звуко-слоговое строение слова».

Поэтому важно как можно раньше донести до ребёнка понятия «буква» и «звук», научить его выделять эти элементы из состава слова, различать всё многообразие согласных и гласных, глухих и звонких, мягких и твёрдых звуков, к заданным звуковым схемам подбирать слова.

То есть для того, чтобы ребёнок быстро и легко освоил чтение и письмо, избегая при этом типичных ошибок, необходимо научить его прежде звуковому синтезу и анализу. А это, в свою очередь, возможно на базе устойчивого фонематического восприятия любого звука родной речи.

Фонематический слух или по-другому фонематическое восприятие – это способность улавливать и идентифицировать фонемы (звуки речи). Чтобы успешно обучить дошкольника грамоте, необходимы следующие предпосылки:

  • отработанное фонематическое восприятие;
  • корректное произношение любых звуков родного языка;
  • владение простейшими навыками звукового анализа.

Все перечисленные процессы тесно взаимосвязаны. Если занятия проводились без учёта перечисленных факторов, то при чтении у детей «вылезают» следующие ошибки:

  • звуки с трудом сливаются в слоги и слова;
  • путаница в артикуляционно и фонетически близких согласных звуках (вместо мягких – твёрдые, вместо звонких – глухие, вместо свистящих – шипящие);
  • устойчивое побуквенное чтение;
  • замедленный ритм чтения, искажение в словах слоговой структуры;
  • непонимание прочитанного.

Программа обучения детей

Звуки люди слышат и произносят, а буквы пишут и видят. Развитие звуковой компоненты речи у детей необходимо для совершенствования их фонематического восприятия и артикуляционного аппарата. На занятиях дети узнают, что звук является единицей речи, знакомятся с различными звуками. Вычленяя из общего потока отдельные звуки, дети отгадывают, кто или что является их источником.

Звукоподражательные упражнения учат их произносить правильно гласные звуки (о, а, у, ы, и, э) и некоторые согласные (т – ть, б – бь, п – пь, м – мь), за исключением свистящих и шипящих. При этом на занятиях не используются термины, обозначающие звук (согласные, гласные и т. д.).
Взрослый выбирает способы освоения звуковой компоненты речи.

Он произносит звукосочетание, выделяя голосом гласный звук, давая детям эталон его произношения. Это становится подготовкой к выделению всякого звука в слове интонационно – естественному моделированию звука речи. Такие упражнения могут принимать игровую форму, когда разыгрывается сказочная сценка.

Большое значение имеет здесь эмоциональная окраска: интонации, жесты, мимика, выразительные движения и т. д. При работе над звуковой стороной речи диапазон задач можно сделать существенно шире, поскольку пятилетние дети особенно восприимчивы к звуковой стороне речи.

Они легко погружаются в море языковых звуков, учатся выделять в словах отдельные звуки, подбирать слова с заданным звуком, вычленять в слове первый звук, различать твёрдые и мягкие согласные по звучанию, даже ещё не зная названий обозначающих их терминов.

Вначале дети знакомятся с произнесённым словом, пытаются идентифицировать его с образом определённого предмета, признака или явления. Они узнают, что слово можно произнести тихо или громко, подобрать к нему «дружественные» слова (свечка – печка, шишка – мишка), что одни слова звучат похоже, а другие различно.

Это тот возраст, когда дети получают представление о длине слов (длинные и короткие), узнают о делении слов на слоги путём выделения гласных звуков. Но сами термины «звук» и «слог» пока не употребляются.

Читайте также:  Учим алфавит: рекомендации по раннему развитию для детей 3 лет

Для освоения данной информации с детьми проводятся дидактические игры, где они делят на части слова, одновременно отстукивая, прошагивая или прохлопывая ритмико-слоговую структуру слов с 1-3 слогами.

Вспомогательным средством в этих упражнениях являются заместители – игрушки или мелкие фишки, изображающие отдельные части слов наглядно. Подобные заместители становятся прообразом будущей графической записи слогов.

Дальше следует этап, где дети выделяют голосом некоторые согласные звуки: сонорные, шипящие, свистящие и прочие (щ, ц, ж, ч, с – сь, м – мь, з – зь, р – рь, ьи), то есть те, которые можно протяжно произнести. Затем дошкольникам нужно предложить выделить голосом интонационно нерастягивающиеся звуки: губные, взрывные и т. п. (т – ть, д – дь, к – кь). В результате детьми усваивается общий принцип интонационного выделения в словах звуков, с помощью которого можно вычленить любой тип звука.
Одновременно объясняется различие мягких и твёрдых согласных звуков на слух. Дети учатся сравнивать по звучанию слова, различать по твёрдости и мягкости пары звуков (называя их не твёрдыми и мягкими согласными, а, например, старшими и младшими «братцами»). Дети легко усваивают, что большой ковёр произносится твёрдо (р-р-р), а маленький коврик – мягко (рь-рь-рь), большой комар пищит «з-з-з», а маленький комарик – «зь-зь-зь». Для наглядности здесь можно использовать предметные картинки, которые группируются соответственно заданным звукам, имеющимся в написанных на них словах (л-ль, б-бь, с-сь и т.д.).
Дети учатся определять в слове первый звук, что можно считать началом звукового анализа. Процесс выделения в слове первого звука довольно конкретен, с ним может справиться и четырёхлетний ребёнок, ведь это проще, чем понимание позиции звука в начале, конце или середине слова. Дошкольники в этом возрасте могут довольно успешно подбирать на заданные воспитателем звуки слова. Этому помогает то, что они уже научились вычленять отдельные звуки. Кроме того, задания могут быть интересно обставлены (например, воспитатель может предложить детишкам сложить в сумочку мамы вкусные предметы, имеющие звуки «кь» и «к» и т. д.).
На занятиях, посвящённых развитию звуковой компоненты речи, можно активно использовать стихи, сказки, потешки, считалки, поговорки, различные игры и другие приёмы, которые представляют интерес для детей данного возраста.

Фонематическая сторона речи

Работа со звучанием слова в старшей группе продолжается, определяется его протяжённость – слоговая структура слов отмеряется шагами или хлопками. Здесь уже появляется понятие «слог», слоговое деление обретает графическую запись, которая начинает конкурировать наравне с игрушками-заместителями, хорошо известными малышам по средней группе.

Они продолжают выделять в словах интонационно заданные звуки, вычленять из слова первый звук, подбирать слова на предложенный звук. Одновременно дети узнают про смыслоразличительные функции звука, что в некоторых словах отличия состоят лишь в одном звуке (врачи-грачи, сом-дом, маки-раки, лук-жук, лес-лев).


При звуковом анализе должно происходить различие по качественной характеристике звуков на гласные, мягкие и твёрдые согласные. Вначале дети учатся отличать гласные звуки от согласных. Звуки открываются перед дошкольниками необычными гранями: их можно петь, долго тянуть, при их произнесении воздух беспрепятственно выходит изо рта.

Для этих «поющих» звуков вводится специальный термин «гласные» и его обозначение в виде красной фишки. Затем наступает знакомство детей с делением звуков на твёрдые и мягкие. Они обращают внимание, что пропеть такие звуки уже нельзя, поскольку воздух при их произнесении наталкивается на преграды в виде языка, губ и зубов.

Появляется понятие мягких и твёрдых согласных, а также их обозначения зелёными или синими фишками. В дидактических материалах, представленных схемами-картинками звукового состава слов, указками, фишками звуковой анализ становится материализованным, но дошкольникам он уже вполне доступен.

С помощью такого анализа дети сами выстраивают условно-символические модели разной степени сложности.

Важно

Звуки и буквы в русском языке часто не соответствуют друг другу, поэтому буквенное написание и звуковой состав слова бывают различными. Но детям в упражнениях на звуковой синтез и анализ следует пока предлагать те слова, которые пишутся так же, как и произносятся.

Педагогам необходимо замечать и не допускать в упражнения слова, которые пишутся и читаются по-разному, поскольку они будут на первом этапе путать ребёнка.
Далее работа переходит к изучению самих основ грамоты.

Шестилетние дети способны уже свободнее ориентироваться в фонетической структуре речи, они начинают больше проявлять интерес к знаковой стороне языка, то есть изучению букв и проявляют тягу к чтению. Они уже могут начинать писать печатные буквы, а также осваивают основные элементы письменных букв.

В этом возрасте ребёнка следует учить разделению потока речи на предложения, предложений на составляющие их слова, а также с помощью графической записи моделировать порядок слов в предложении. Так постигается анализ предложений (не более 3-5 слов).

Знаковая система языка

В 6-7 лет дети знакомятся с буквами родного алфавита и системой позиционного чтения. После этого идёт обучение послоговому и, наконец, слитному чтению, из букв азбуки дети учатся составлять слова и целые предложения.

Вначале им рассказывают о гласных парах букв «а-я», «о-ё», «э-е», «у-ю», «ы-и», а также о правиле их употребления после мягких и твёрдых согласных букв. Дошкольники узнают, что бывают заглавные (большие) и строчные (маленькие) буквы.

В этот период дети учатся использовать смешанные модели слов (твёрдые согласные обозначаются синими фишками, мягкие – зелёными, а гласные буквы выделяются красными фишками).

Такое распределение цветов заставляет детей выделять гласную букву, благодаря чему они лучше усваивают механизм позиционного чтения по-русски (чтение прямых слогов мя, ма, мё, мо, мю, му и прочих зависит от гласной буквы, следующей за согласной).

После этого дошкольники учатся видоизменять слова, заменяя в смешанных моделях с согласными буквами, обозначенными фишками нейтрального цвета, гласные буквы (лук-люк-лак). Это упражнение позволяет формировать механизм чтения у детей ещё до их знакомства с согласными буквами. Тем самым можно избежать «муки слияния звуков» при побуквенном чтении.
После того как механизм чтения будет сформирован, дети продолжают изучать знаковую систему языка: по очереди с каждой согласной буквой, которая обычно обозначает пару звуков (Р – р и рь, М – м и мь, Н – н и нь и т.д.).

Подготовка ребенка к письму

Предшествующая работа, а также возрастные особенности шестилетних детей дают возможность более конкретно развивать графические навыки. Дети уже могут овладеть инструментом для письма, знают конфигурацию главных элементов письменных и печатных букв.

Дети в подготовительной группе продолжают освоение элементов графики: по контуру обводят изображения предметов и штрихуют их, дорисовывают фигуры и копируют рисунки.

После этого они постепенно знакомятся сначала с гласными, а потом с согласными печатными буквами, учатся вписывать их в строку, соблюдая положенную высоту, ширину и длину, а также количество.

На этом этапе в практической работе дошкольников может присутствовать конструирование из отдельных элементов письменных букв. С помощью подобного занятия воображение и представление о пространственных отношениях ребёнка развивается.

Не следует считать обучением письму графическое упражнение, при котором письменные буквы возникают в результате соединения линиями точек, это всего лишь пропедевтика. Именно благодаря форме письменных букв ребёнка можно наиболее эффективно подготовить к письму, соединяя воедино зрительные и двигательные функции.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/obuchenie-gramote-doshkolnikov

Обучение грамоте в дошкольном возрасте

Содержание

Федеральные стандарты начального образования предполагают значительный уровень подготовки дошкольников к обучению по программам 1 класса, поэтому идеальный ответ на вопрос: «Как приучить ребенка читать?» – своевременное посещение малышом детского сада. Но родители могут самостоятельно справиться с подобной задачей, если присутствие ребенка на занятиях в дошкольных учреждениях было невозможно. Процесс подготовки к обучению грамоте в школе трудоемкий, чтобы он был успешным, помните:

  1. любое изучение букв, звуков, первые попытки сложить их в слова – все должно происходить в увлекательной, игровой форме, так как игра является ведущим видом деятельности в детстве;
  2. освоить навыки чтения малыш может только в определенной очередности, как будто он взбирается по лесенке наверх.

Если соблюдать требования каждого этапа, то малышу в школе по развивающим программам будет комфортно обучаться.

Знакомство с буквами и звуками

На начальном этапе изучения лучше буквы называть теми звуками, которые они обозначают (не «эн», а «н», не «ща», а «щ»). В домашних условиях используйте разнообразные игры для знакомства с ними.

  1. Распечатайте буквы на листах и развесьте по комнате. Они должны постоянно попадаться на глаза. Мимоходом упоминайте названия звуков, соответствующих им.
  2. Гуляя по улицам, обращайтесь к вывескам, надписям на витринах – находите вместе знакомые контуры, пусть малыш называет их, узнавая в стилизованных надписях.
  3. Придумайте, на что похожа та или иная буква – такие задания на ассоциации помогают запоминанию.
  4. Приобретите в магазине набор букв для школы – чем крупнее купите, тем лучше. Хорошо, если они будут на магнитиках, ведь тогда можно с ними играть даже на дверце холодильника в кухне, пока мама готовит обед.
  5. Легко подобрать развивающую книгу – азбуку в картинках. При чтении вслух дошкольнику запоминается и само изображение, и звук.
  6. Рекомендуется для игры сделать самодельные буквы из разных материалов:
    • наждачка;
    • бархатный картон;
    • соленое тесто;
    • пластилин;
    • глина;
    • мокрый песок.

Ребенок, ощупывая буквы руками, проводя пальцами по контуру с открытыми или закрытыми глазами, запоминает их прочнее. А потом можно поиграть в такую забаву: сложить в коробку или мешочек буквы, затем доставать их, угадывая на ощупь и произнося звук.

Читаем слоги

Карапуз выучил буквы, свободно называет слова, которые начинаются на них, находит каждую среди других.

Процесс второго этапа подготовки к обучению грамоте (соединение в слоги) у каждого дошкольника происходит по-своему, поэтому стоит набраться терпения.

Сразу необходимо исключить побуквенный способ чтения: «м» + «а» = «ма», «ш» + «а» = «ша», вместе «Маша». Он запоминается быстро, хотя такой метод крайне негативно влияет на скорочтение и приводит к ошибочному написанию слов.

Читайте также:  Как правильно рассказать ребенку о разводе родителей – 9 советов психолога

Работа над произнесением слога должна быть увлекательна и проста. Поэтому методисты дошкольного образования предлагают несколько вариантов изучения и закрепления связи между произнесением и видом слога в процессе игры.

  1. Подражание. Следует часто читать ребенку слоги произвольной сложности, чтобы он повторял за вами, – запоминание происходит механически и соединение звуков совершенствуется за счет постоянного повторения.
  2. Игра «Горка». Как и в школьной программе, для облегчения чтения используются наглядные схемы, где слова сопровождаются подстрочными дугами с точками. Они соединяют буквы по парам в единое целое. Поднимаясь по дуге вверх, малыш произносит слоги плавно, а при спуске быстро. «Кататься» следует вместе с ребенком и лишь после прочного усвоения дать ему самостоятельность.
  3. Слоговые таблицы, как в школе. Они представляют собой набор слогов, структурированных по сложности, предназначенный для автоматизации прочтения. Дети с таблицами работают сосредоточенно, не отвлекаясь на яркое оформление, как с другими пособиями. Повторения должны быть многократными, потому что дети не запоминают все слоги. Первый раз таблицу должен для примера читать взрослый. Читать малыши могут как угодно – хоть по строчкам, хоть в столбцах.
  4. Печатные настольные игры. Такие пособия нацеливаются на то, чтобы дошкольник к слогу подобрал соответствующую картинку, произнося название изображенного на рисунке предмета.

К концу обучения слогам малыш не должен растягивать произношения звуков. Иначе он забудет, в каком порядке прочитал буквы.

Слова – читаем, понимаем

Обучение детей чтению по дошкольной программе на этом этапе предполагает умение ребенка бегло произносить слоги – это необходимое условие для понимания написанного. Темп прочтения должен соответствовать скорости, с которой малыш разговаривает. Какие же задания давать дошкольнику, чтобы он научился читать и понимать?

  1. Начинать рекомендуется со столбиков слов с одинаковым началом (концом) для автоматизации техники чтения. Выполняется игра следующим образом:
    • прочитываются слова несколько раз, ускоряя темп и меняя громкость;
    • дальше следует обсуждение – что непонятно, какие общие признаки у слов в столбике;
    • задание – родители произносят прилагательное, а малыш подбирает слово из столбика (мягкая – подушка, яркое – солнце).
  2. Полезно давать для чтения надписи с картинками, потому что в русском языке иногда буквы читаются не так, как пишутся, тогда зрительный образ помогает к этому адаптироваться .
  3. Настольно-печатные игры. В их комплект входят яркие рисунки предметов с карточками-подписями к ним. Можно просто читать или разнообразить способы игры:
    • дать подписи и картинки с разницей в количестве на одну: задача заключается в том, чтобы найти лишнюю или недостающую;
    • разложить предметы с подписями, дошкольнику дать минутку запомнить, затем поменять слова к рисункам местами – пусть он восстановит, как было;
  4. Пригодятся купленные ранее наборы букв и кубиков с ними – из них ребенок складывает слова. Здесь идет работа над фонематическим восприятием, способностью концентрировать внимание, анализировать и синтезировать.
  5. Развивая попутно мелкую моторику руки, можно лепить из пластилина буквы для слова и выкладывать его.
  6. Напечатайте ребенку слова без пробелов в цепочку – пусть он, постепенно прочитывая ее, выделяет названия.

Обратите внимание: слова надо проговаривать четко, так, как они пишутся.

Учимся понимать прочитанное

Когда дошкольник по выбранной родителями программе привык бегло читать, ему необходимо научиться осмысливать текст. Взрослые могут помочь малышу и на этой стадии.

  1. Следите, чтобы в предлагаемом тексте слова были понятны ребенку, если встречаются незнакомые, то значение необходимо объяснить: столкнувшись с таким словом, он концентрирует внимание именно на нем, забывая о прочитанном.
  2. Многим детям сложно с одного раза удержать предложение в памяти, поэтому пусть малыш прочтет несколько раз, чтобы понять смысл. При этом не перестарайтесь, иначе ему станет скучно от однообразия.
  3. Не заставляйте ребенка торопиться, потому что он начнет догадываться о слове по начальным слогам, а не прочитывать полностью, и в итоге получит сумбур.
  4. Если ребенок пропускает буквы в словах, заменяет или добавляет их, вернитесь к слоговым таблицам, чтобы позаниматься еще над автоматизацией.

Формирование навыка беглого чтения неразрывно связано с развитием мелкой моторики руки. Давайте малышу больше играть с пластилином, вырезать из бумаги, перебирать мелкие предметы.

Для подготовки к обучению грамоте в школе, необходимо также работать над развитием памяти, словарного запаса. Самый лучший способ – много читать ребенку вслух с раннего возраста.

Развитая память, воображение, богатый словарный запас, прочные навыки осознанного чтения – это важные составляющие успешного обучения по программам в школе.

Источник: https://szabotoi.ru/razvitie-sposobnostey/obuchenie-gramote-doshkolnikov

С чего начинать обучение грамоте? цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке дошкольников к обучению грамоте. автор: – презентация

1 С чего начинать обучение грамоте? Цель: повысить компетентность педагогов в теоретическом вопросе по подготовке дошкольников к обучению грамоте. Автор: Вавилина Ольга Савватиевна, воспитатель МБОУ «ЕСШ» СП «Звездочка» п.Ерцево Коношского района Архангельской области<\p>

2 Актуальность данной темы обусловлена необходимостью развития ребёнка, в частности речевого развития. Важность речевого развития подчёркивают и новые стандарты, где этому развитию посвящён целый раздел. Вопрос обучения грамоте дошкольников является важным для каждого воспитателя, родителя, а также для учителя, который примет наших детей в 1 класс. Не менее важен он и для самого воспитанника – этот процесс влечет за собой его развитие.<\p>

3 Что мы вкладываем в понятие «грамота»?(ответы педагогов) Грамота – базовые правила чтения и написания текстов на некотором языке. Обучение грамоте – это овладение умением читать и писать тексты, излагать свои мысли в письменной форме, понимать при чтении не только значение отдельных слов и предложений, но и смысл текста, т.е. овладение письменной речью. Обучающийся грамоте учится переводить звуки речи в буквы, т.е. писать, и воссоздавать по буквам звуки, т.е. читать. Обучение грамоте – это обще речевое развитие детей.<\p>

4 Таким образом, готовность ребенка к обучению грамоте складывается из многих составляющих, среди которых первостепенное значение уделяется таким речевым характеристикам, как развитый речевой слух (он лежит в основе профилактики дисграфии и дислексии), четкая артикуляция звуков родного языка (что обеспечивает правильное проговаривание), знание зрительных образов звуков (букв) и умение соотносить звук с буквой; выработка гибкости и точности движения руки, глазомера, чувства ритма (что особенно важно для овладения письмом).<\p>

5 Вопросы для обсуждения: – Чем отличается звук от буквы? – Какие звуки называются гласными? – Сколько гласных звуков? Назовите их. – Какие звуки называются согласными? – Какие согласные всегда твердые? Всегда мягкие? – Что такое слог? – Что такое предложение? Очень хорошо объясняются эти термины в пособии Пятница Т.В. Грамота? Да!: Пособие по обучению грамоте – Мозырь, ООО ИД «Белый Ветер», 2005.<\p>

6 Этапы работы по обучению грамоте : 1. Подготовительный – Знакомство с неречевыми звуками. 2. Основной – Знакомство с гласными звуками. – Знакомство с согласными звуками,их характеристиками (твердые – мягкие, звонкие – глухие ). -Знакомство с буквами. 3. Заключительный – Звуко-буквенный анализ.<\p>

7 1 этап сначала даются звуки сильно контрастные по звучанию (дудка-барабан); затем звуки близкие по звучанию (большой бубен – маленький бубен); узнавание и дифференциация различных шумов (шуршание бумаги, фольги; стук карандашей, ручек, ложек). 2 этап. При произнесении гласных звуков воздух не встречает во рту преград (их можно петь). Последовательность нахождения звуков. Пример. Найди звук [а] : в ряду других звуков: [а],[у], [и], [а], [о]. в ряду слогов: ом, ум, ам, ан, ас. в ряду слов: аист, усы, артист, осы. в тексте: Аня с Аликом гуляли, в саду астры собирали.<\p>

Совет

8 Согласные звуки. Мягкий звук –«ласковый», твердый –«строгий». Для определения звонкости и глухости согласного, используем прием с горлышком : Если горлышко звенит, Значит звонкий звук бежит. Буквы. Знакомим детей с правилом: «Звуки мы произносим и слышим, а буквы видим и пишем».<\p>

9 Запоминание образа буквы: Написать букву в воздухе, на столе, на руке, у товарища на спине; Выложить печатную букву из карандашей, счётных палочек, шнурков, верёвочек; Написать букву пальчиком на песке или мелкой крупе; Выложить букву из крупных и мелких пуговиц, бусинок, фасоли и других мелких предметов; Угостить фигурным печеньем в виде буквы; Вылепить из пластилина, теста; Выбрать (подчеркнуть) нужную букву в тексте.<\p>

10 3 этап. При совершенствовании навыков звукового анализа необходимо соблюдать порядок формирования умственных действий: – с опорой на материальные средства (наглядность, раздаточный материал, фишки и т.д.) – в речевом плане (проговаривание); – по представлению – в уме (самое трудное).<\p>

11 Последовательность предъявления слов для звукового анализа: -слова из двух гласных (ау, уа); -слова из двух звуков (ум, ах, ус); -слова из трех звуков (дым, мир); -слова из двух открытых слогов (ваза, мама); -слова из одного слога со стечением согласных в конце (куст, лист); -слова из одного слога со стечением согласных вначале (двор, гром); -слова из двух слогов со стечением согласных на стыке слогов (галка, сумка); -слова из трех открытых слогов (Лариса, работа). Подача для звукового анализа слов, написание которых не расходится с их произношением.<\p>

12 Проводить анализ слова следует в определенной последовательности: 1. Произнеси слово и послушай его. До того, как начнется вычленение звуков из слова, педагог должен убедиться в том, что ребенок произносит слово правильно. 2. Произнеси слово по слогам. 3. Выдели (протяни) первый звук в слове, назови его, охарактеризуй. 4. Обозначь выделенный звук фишкой. 5. Протяни (выдели) второй звук в слове, охарактеризуй его и т.д. 6. Прочитай по фишкам слово целиком. 7. Ответь на вопросы: – сколько всего звуков в слове? – сколько гласных? – сколько слогов? – сколько согласных?<\p>

13 Также необходимо при обучении грамоте: *обогащение словарного запаса; *развитие речи; *графические задания; *работа над предложением. В работе над культурой речи очень важна помощь родителей.<\p>

14 При обучении грамоте необходимо включать все анализа- торы – зрительный, слуховой, тактильный, двигательный. Главная наша цель- это качественная подготовка будущего первоклассника к успешному обучению в школе.<\p>

15 Для диагностики речевого развития можно использовать адаптированную методику Ткаченко Т.А. Рассматриваем следующие уровни: Звукопроизношение (характеристика воспроизведения звуков и характеристика дифференциации звуков); Фонематический слух; Слоговая структура; Лексика (запас существительных, прилагательных, глаголов); Грамматический строй ( употребление падежных конструкций, использование предлогов, согласование различных частей речи, построение фраз); Связная речь. Диагностика детей подготовительной группы проводится в начале и в конце учебного года.<\p>

Обратите внимание

16 Минивикторина для педагогов. Минивикторина для педагогов. Задание 1. *Изобразите руками буквы С, Х, У, Б. * Назовите количество букв в слове деньги. *Назовите количество звуков в слове якорь. *Поделите слово электричество на слоги. * Измените слово по образцу много домов – один дом, много манжет – …. *Продолжите ряд: лев – львенок, обезьяна – …. *Назовите родственные слова к слову «игра». *Назовите первый звук в словах грач, щетка, яблоко, пенек, облака. *Назовите последний звук в словах печь, земля, столб, лень, громко. *Сколько слов в предложении: Наступила осень и перелетные птицы улетели на юг.<\p>

17 Задание 2 Выполнить звуковой анализ слова и подобрать другие слова к данной схеме. калина Задание 3 Выбрать слова, подходящие для звукового анализа. мак, мыло, облако, сумка, лиса, лопата, плита, малина, сад.<\p>

18 Задание 4 Восстановить текст. Беж итчере злеснуюпо ляну ежик. Осень юу ежей мало добычи. Скрыли сьюрки е ящерки. Вкружки с вились скользкие змейки. Труд нонаход итьжуч ков. Во сенниедни готов ятхлопот ливыее жи жилище на зиму.<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/1279956

Когда начинать обучение грамоте

Консультация для родителей

Когда начинать обучение грамоте?

Логопед Сафронова О.Г.

Научить ребёнка чтению и письму легко и без принуждения – мечта многих родителей. Но когда начинать обучение грамоте? Этот вопрос неизбежно встаёт перед всеми родителями в бесконечном ряду прочих проблем. К сожалению, в оп-ределении оптимального времени для начала обучения грамоте пока не вырабо-тано единого мнения.

Одни родители стремятся начать это обучение как можно раньше, и карточки со словами и буквами прикрепляют к колыбели рядом с по-гремушкой. Другие уверены, что обучение грамоте следует отложить до школы. Одни полагают, что начинать надо тогда, когда ребёнок сам проявит интерес к буквам, к письменности.

Другие советуют показывать буквы лишь тогда, когда ребёнок научится выговаривать соответствующие звуки. Третьи настойчиво реко-мендуют предоставить дело обучения специалистам – школьным учителям, пото-му что «мы научим не правильно, а учителю придётся переучивать; лучше уж пусть сразу учится как положено».

И родителям приходится думать, как учить дошкольника грамоте, не вступая в противоречие с задачами и методами школь-ного обучения. Дело в том, что в чтении и письме существуют как бы два пласта – теоретический и практический. Школа призвана ввести ребёнка в теорию письма и чтения, помочь ребёнку осмыслить законы письменной речи и употреблять их сознательно.

Практическое освоение письма и чтения – это другая, совсем отдель-ная задача, и решать её лучше всего до школы.

Первокласснику легче размы-шлять, какую работу выполняет буква Ь в слове «лью» или почему в слове «пол-ка» эта буква не пишется, а в слове «полька» – пишется, если до школы он уже научился свободно манипулировать этой и всеми другими буквами, если ему не надо мучительно напрягаться, чтобы вспомнить, как выглядит этот мягкий знак, или чтобы прочесть написанные на доске слова с мягким знаком. Родители, счита-ющие что ребёнку, умеющему читать и писать, будет скучно на уроках и он при-выкнет к безделью, глубоко заблуждаются. В первые месяцы в школе ребёнку скучать некогда: на него буквально обрушивается новый мир отношений со взрослыми и со сверстниками. Школа заставляет маленького человека найти и освоить новое место не только в классе, но и в жизни, новые формы поведения, новые обязанности, новый режим. Серьёзность и огромность этих перемен трудно переоценить. И если ко всем школьным новостям прибавится ещё и такое «собы-тие», как знакомство с письменной речью, то ребёнок может просто не успеть что-то освоить. Чаще всего страдает именно чтение. А в результате – неважные отметки, накапливающееся недовольство учительницы и домашних (а их оценка так важна для душевного благополучия ребёнка!), и – едва ли не самое печальное – возможная непопулярность среди одноклассников, для которых школьная успе-ваемость надолго становится мерой человеческих достоинств ученика. И ещё одна потеря: не прочтён тот драгоценный запас детской литературы, который по-настоящему вкусить, пережить, впитать в душу можно только в детстве.

У вас есть желание и возможность заниматься с ребёнком? Тогда пусть он придёт в школу, умея читать.

Важно

Раннее обучение грамоте (в 4-5 лет) хорошо для нормально развивающихся детей, но если же ребёнок заговорил поздно – около трёх лет – или имеет серьёзные дефекты произношения, бедный словарь, строит короткие фразы, которые пестрят аграмматизмами (например, ребёнок практи-чески не употребляет предлоги, не изменяет слова по падежам), с обучением письменной речи спешить не стоит. Сначала ребёнку следует хорошо позани-маться устной речью со специалистом-логопедом, а затем постепенно начинать обучение грамоте. Особенно эффективны, по нашим наблюдениям, занятия по обучению грамоте по системе Д. Б. Эльконина. Принципы этой системы разрабо-таны замечательным детским психологом и выдержали уже более чем тридцати-летнюю практическую проверку. Игровая аранжировка этих принципов позволяет воспитывать у ребёнка особую чуткость к звучанию и написанию слов, что даст ему неоценимые преимущества при дальнейших орфографических занятиях. Во-первых, дети, обучавшиеся чтению по системе Д.Б.Эльконина, практически изба-влены от наиболее распространённых ошибок первоклассников: пропусков, пере-становок, грубых искажений букв. Во-вторых, дети не застревают на этапе слого-вого чтения, а быстро и без особых усилий переходят к слитному чтению целыми словами. В третьих, у детей формируется интерес к языку и его законам. И, нако-нец, самое важное – при использовании этой системы обучения грамоте занятия чтением и письмом не сводятся к тренировке навыков, а становятся важным шагом психического развития ребёнка.

Исходный принцип этой системы дошкольного обучения грамоте состоит в том, что знакомству и работе ребёнка с буквами должен предшествовать добук-венный, чисто звуковой период обучения. Буква – это знак звука.

Знакомство с буквенным знаком окажется безрезультатным, если ребёнок не знает, что именно обозначается этим знаком. Знаки звуков также нет смысла вводить до знакомства с самими звуками. Речь идёт не об умении ребёнка правильно произносить звуки, а о навыке звукового анализа слова.

Звуковой анализ включает прежде всего уме-ние сознательно, намеренно, произвольно выделять звуки в слове. Для дошколь-ника работа с неосязаемой звуковой материей слова очень сложна, поэтому звуко-вой анализ – добуквенный этап обучения грамоте – занимает много сил и време-ни.

Но не следует стремиться его сократить, ведь от этого этапа обучения зависит успешность дальнейшего формирования навыка чтения.

С чего начинать обучение грамоте? Начинать надо с игр. Путь дошкольника к грамоте лежит через игры в звуки и буквы. Ведь письмо – это перевод звуков речи в буквы, а чтение – это перевод букв в звучащую речь. Для того, чтобы нау-читься читать и писать, ребёнку нужно сделать два важных открытия: сначала обнаружить, что речь строится из звуков, а потом открыть отношения звука и бук-вы.

Ребёнок чувствителен к звуковой ткани речи, но для того, чтобы научиться выделять в слове отдельные звуки, одной речевой практики недостаточно. До-школьник может освоить звуковой анализ слов только с помощью определённого способа действия со словом – интонационного подчёркивания, последовательного протягивания звуков в произносимом слове (например, СССон, сОООн, соННН).

Также необходимо дать ребёнку почувствовать разницу между гласными и со-гласными звуками, обратить внимание на твёрдость и мягкость согласных звуков, выделять ударный гласный звук, определять первый и последний звук в слове. Затем можно переходить к определению полного звукового состава слов. Все эти задачи легко решаются с помощью различных игр и игровых ситуаций.

Совет

Главная задача любого, в том числе и добуквенного этапа обучения грамоте – сделать для ребёнка слово, его звуковую оболочку не только ощутимой, но и привлекательной и интересной. Когда же следует начинать показывать буквы? В тот же период, когда начинается знакомство со звуками.

После того как ребёнок научится сли-вать любую согласную букву с любой гласной, можно считать, что он освоил основной принцип чтения. Он умеет читать. Вот здесь-то и начинаются основные трудности обучения чтению. Дело в том, что техника детского чтения ещё на-столько слаба, процесс чтения ещё так труден, что читать самостоятельно, трени-роваться ребёнку не хочется.

Следовательно, перед взрослыми теперь стоят две задачи: надо, чтобы чтение служило для удовлетворения личных интересов и нужд ребёнка, чтобы он хотел читать, и надо облегчить ему труд по овладению техникой чтения. Итак, ребёнок уже прочитывает слоги, а вслед за ними – корот-кие слова. Не торопитесь усаживать ребёнка за книжки.

Переход от чтения отдельных слов к чтению текста должен быть специально подготовлен. Здесь снова помогут игры: отсутствие собственно читательской мотивации у ребёнка не будет помехой – её заменит мотивация игровая.

Игра – наш неизменный помощник в обучении и воспитании дошкольников. Играя с ребёнком в звуки, буквы и слова, можно преодолеть первые трудности и барьеры на пути к грамоте. Но игра имеет свои ограничения, она не всемогуща, и только игровыми средствами довести ребёнка до беглого самостоятельного чтения едва ли возможно.

Причины, мотивы, побуждающие человека играть и читать, – разные. И, помогая ребёнку в игре преодолевать первые технические сложности чтения, необходимо заботиться о воспитании не только умения, но и желания читать.

Начала техники чтения, зарождающийся интерес к самостоятель-ному чтению – вот всё, что требуется для того, чтобы отправляя ребёнка в школу, родители не беспокоились хотя бы об уроках чтения.

Источник: http://sundekor.ru/referat/kursovaya/kogda-nachinat-obuchenie-gramote/

Ссылка на основную публикацию