Что нужно знать родителям о развитии творческого воображения у детей в дошкольном возрасте?

Развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка.

Воображение необходимо развивать, т.к. вместе с уменьшением способности фантазировать, у детей обедняется и личность, и снижается возможность творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей необходима особая организация изобразительного творчества.

Воображение связанно со способностью и необходимостью творить что-то новое, опираясь на уже имеющийся опыт.

Обратите внимание

Именно воображение помогает нам интегрировать полученные ранее знания в другие области.

Воображение бывает воссоздающее или творческое:

Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающегося на словесное описание или условное изображение этого нового (чертёж, схема).

Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов.

Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей. В творческом комбинировании образов исчезает ведущая роль памяти, на ее место приходит эмоционально окрашенное мышление.

Воображение – это психический процесс.

Творческое воображение зависит от многих факторов, в том числе от возраста и умственного развития. Интересы взрослых и детей различны, и воображение детей работает иначе, чем у взрослого. Детство – это господство фантазии, игр, сказок и вымыслов.

  • До трех лет у детей воображение существует внутри других психических процессов, в них закладывается его фундамент. В три года происходит становление словесных форм воображения. Здесь воображение становится самостоятельным процессом.
  • В 4-5 лет ребенок начинает планировать, составлять в уме план предстоящих действий.
  • В 6-7 лет воображение носит активный характер. Воссоздаваемые образы выступают в разных ситуациях, характеризуются содержательностью и специфичностью, появляются элементы творчества. Творческое воображение необходимо человеку во всех сферах его жизнедеятельности.

Итак, развивая воображение с раннего детства, мы не только совершенствуем познавательные процессы и способности к творчеству, но и формируем личность ребенка. Отличным способом для развития творческого воображения является изобразительная деятельность и художественный труд.

Чтобы развивать творческое воображение, необходимо вести системное развитие творческих способностей детей дошкольного возраста, воспитывать любовь и интерес ко всем видам изобразительной деятельности. Должна быть выработана система, последовательность в работе с детьми:

1. Накопление впечатлений.

2. Спонтанное выражение творческого начала.

3. Поиск творческих решений

4. Самостоятельность

5. Индивидуальное и коллективное творчество.

Обучение должно быть доступным и интересным для ребенка. Обязательно наглядным, богатый демонстрационный материал: различные схемы, наглядные пособия являются основой обучения.

Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей. Очень хорошо использовать в работе с детьми дидактические игры, направленные на развитие художественного творчества.

Вот, например, игра «На что похожи облака?». Детям предлагается нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с каким-либо объектом.

Или игра «Превращение геометрических фигур». Детям предлагается, например, круг, и они превращают его в разные предметы.

Во что бы вы превратили круг? Да, действительно, это и арбуз, и очки, и смайлик, яблоко, часы, солнце и многое другое.

Важно

Развитию творческого воображения дошкольников способствует богатая наполняемость уголков художественного творчества, эстетическая, развивающая среда.

Познавательная область «Художественно-эстетическое развитие» включает в себя: продуктивную деятельность детей, рисование, лепка, аппликация, художественный труд, развивает детское творчество, приобщает к изобразительному искусству, народной культуре.

Рисование, лепка, аппликация – одни из самых любимых детских занятий. Вот поэтому важно уделять внимание наполняемости ИЗО-уголков в группе. Эти уголки должны быть яркими, динамичными, доступными для детей. Наполняемость меняется в зависимости от темы недели и от различных направлений в работе, соблюдены принципы вариативности и разнообразия.

Уголок ИЗО должен располагаться в хорошо освещенном месте, все материалы доступны для детей.

  • Необходимо выделить место для сменных выставок детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей.
  • Дидактические пособия необходимо подбирать в соответствии с темой недели и программным содержанием. Дети успешно используют различные схемы, дидактические альбомы, материалы для нетрадиционных техник рисования. Очень большой выбор дидактических материалов представлен у Ирины Лыковой. Коллекции календариков, марок, фантиков и открыток учат детей любованию. Дети видят прекрасное в окружающем нас мире и выражают свое эмоциональное отношение с помощью художественных средств.
  • Нетрадиционные техники рисования превращают изо деятельность в познавательную игру.
  • Дидактические игры развивают фантазию, творческое воображение.

Научите детей видеть прекрасное в окружающем нас мире! На прогулках любуйтесь цветами, бабочками и многим другим. Вызывайте у детей эмоциональную отзывчивость, умение радоваться каждой минуте.

Источник: https://dohcolonoc.ru/stati/6665-razvitie-tvorcheskogo-voobrazheniya-u-detej.html

Развитие воображения у детей. Советы родителям

Развитие воображения у детей

Бывают в жизни чудеса, или несколько слов о роли воображения в развитии детей

Советы родителям

Возможность создавать что-либо новое, необычное закладывается в детстве, через развитие таких высших психических функций, как мышление и воображение. Наиболее благоприятным для развития воображения является период от пяти до двенадцати лет.

Что же такое воображение? Воображение -способность создавать новые образы путем переработки предшествующего опыта, которая присуща только человеку.

С помощью воображения осуществляется мысленный отход от непосредственно воспринимаемого, формируется образ никогда не существовавшего или несуществующего в данный момент объекта. В процессе восприятия ребенок постоянно обогащается новыми впечатлениями о предметах и явлениях и связях между ними.

Поскольку жизненный “багаж” ребенка очень мал, а возможность оценки своего опыта ограничена, то в детской психике происходит постоянное пере комбинирование впечатлений. Возникает множество сочетаний, рождающих новые связи между явлениями и предметами.

Воображение претерпевает изменения по мере роста и развития ребенка. Младший дошкольник, у которого только начинает развиваться воображение, отличается пассивной формой.

Недостаток жизненного опыта компенсируется вхождением сказочных нереальных событий в реальную жизнь ребенка, и он легко верит в волка и Бабу Ягу на экране или картинке. В старшем дошкольном возрасте воображение активизируется, воссоздающее воображение сменяется творческим, позволяющим создать принципиально новый образ. Рассмотрим, как развивается воображение с раннего возраста дошкольного?

• Этап игрового действия

В раннем возрасте мы говорим только о предпосылках воображения, которое

зарождается в игровых действиях с предметом. Сначала малыш не откликается на

предложенные взрослым замещения реальных предметов (не принимает кубик вместо

стульчика). Постепенно в процессе игрового замещения ребенок все больше подражает

взрослому и, наконец, наступает момент, когда он использует в игре собственные

замещения. В этом проявляются первые признаки воображения, которое пока

функционирует только с опорой на реальные предметы и внешние действия с ними.

• Этап преобразования мира

Знаний и представлений недостаточно и ребенок легко объединяет разные

представления и некритически относиться к полученным комбинациям. В начале (3-5лет) дети еще очень нуждаются в наглядности при создании новых ситуаций в игре или восприятии литературных текстов. Но уже скоро их представления позволяют видеть ситуацию глазами не только разных людей, но и животных и даже предметов.

Ребенок 5-ти лет очень четко отличает реальное от нереального, понимает, что может и не может быть. Его жизненный опыт постепенно делает воображение критичным, он чувствует меру, за которую не должно переходить воображение. На этом этапе воображаемое ребенком почти полностью совпадает с образами памяти, т.е.

воображение носит преимущественно воссоздающий характер.

• Создание воображаемых миров

Совет

В возрасте 5-7 лет дети создают целыевоображаемые миры, населенные различнымисуществами, с которыми у ребенка сложные имногоплановые взаимоотношения. Такие “миры”- прямое отражение внутренних потребностей ипереживаний ребенка.

По содержанию детскихфантазий этого возраста можно судить опсихическом неблагополучии, особенно еслифантазии имеют устойчивый, навязчивыйхарактер.

Создавая новый образ, дети планируют процесс, начиная с замысла, и сознательно

используют специфические средства и приемы.

 Обучение и воображение

Любое обучение неразрывно связано с воображением, поскольку невозможно без  способности представить что-то, оперировать абстрактными образами и понятиями. Воображение является некоторым мостиком между мышлением и познанием. Важно научить ребенка использовать разные по степени сложности замыслы и реализовывать их в продуктивных видах деятельности:

рисовании, художественном труде, лепке. Чтобы активизировать работу мышления и воображения необходимо использовать проблемные ситуации, когда нет готового стереотипного решения.

Для решения проблемных ситуаций для младших дошкольников очень важен опорный предметный материал, который используется, как заместитель. Например, “как построить домик для собачки, если нет кубиков”, при этом в поле восприятия ребенка вносятся коробки, стулья, материя и пр.

Для старших детей проблемная ситуация может решаться только в словесной форме, например, что ты будешь делать если окажешься среди великанов.

Задачей взрослого при развитии воображения является насыщение представлений ребенка о мире (воссоздающее воображение) и обучение его способам создания новых объектов (творческое). К некоторым способам творческого воображения относятся:

• Агглютинация или склеивание несоединимых в реальности частей «Я не жаба И не зяблик. Я простой зеленый жаблик…»  (из стихотворения Елены Григорьевой)*

• Парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или его частей

«От земли и до луны, а потом обратно-Вот как я тебя люблю! Разве непонятно?» (из стихотворения Анны Богачевой)*

• Антропоморфизм или одушевление неживых  объектов «На окне сидит

пижама, У нее помятый вид, За окном идет панама, Ест орехи и бисквит.»

(из стихотворения Тима Собакина)* При правильно организованном обучении у ребенка формируются следующие качества и способности:

• умение делать выводы;

• умение интегрировать и синтезировать информацию;

• умение замечать тонкие различия;

• чувствительность к противоречиям;

• способность предвидеть последствия;

• способность выдвигать гипотезы и применять идеи на практике;

Источник: http://teremokds.ucoz.net/publ/stranichka_pedagoga_po_izo/dlja_vas_roditeli/razvitie_voobrazhenija_u_detej_sovety_roditeljam/9-1-0-30

Развитие воображения у детей

Развитие воображение у детей младшего школьного возраста имеет особое значение. Воображением называют выдумывание новых и интересных образов, которое происходит за счет смешения информации, получаемой ребенком в его повседневной реальной жизни. По факту, как говорят специалисты, воображение – это смешение различных образов реальности с новыми образами и представлениями.

Почему важно развивать его у ребенка

Развитие фантазии у детей дошкольного возраста – серьезный аспект общего развития детей сегодня. Ведь сейчас люди живут в информационной среде, причем зачастую она слишком богатая и активная.

Телевидение, интернет и многие иные ресурсы обеспечивают ребенка огромным количеством информации, которую даже не всегда следует усваивать. И такое богатство готовых образов начинает тормозить развитие воображения у крохи – зачем стараться, если уже все продумано и сделано за тебя. Современные дети реже читают.

Хотя именно чтение позволяет мозгу создавать определенный образ героя, окружающей его действительности, природы, описанной в произведении.

Если же чтение подменяется просмотром фильмов или мультиков, то герой уже будет навязанным. При этом вряд ли себе ребенок уже нарисует другой образ, читая книги – предложенный вариант всегда будет стоять перед ним. Из-за обилия всего готового необходимость фантазировать у малыша пропадает.

Сегодня возникла и такая проблема, как снижение успеваемости из-за большого количества времени, проведенного перед компьютером, гаджетом и т.д. За счет этого специалисты отмечают снижение интеллекта у детей.
У таких детей отмечаются:

  • Сложности как с процессом чтения, так и с пересказом прочитанного – ведь мозгу не дали работу определять картинки и составлять образы.
  • Проявления перевозбуждения и неврозов.
  • Сложности с выполнением домашнего задания.
  • Развитие бессонницы.
  • Хроническая усталость и постоянное чувство раздражения.

Какие есть виды воображения

Специалисты определили 3 типа воображения – все они базируются на том, каким образом оно формируется:

  • Воссоздающий вариант: образ здесь формируется после определенной услышанной истории или книги, которую ребенок прочитал самостоятельно.
  • Творческий: в этом случае малыш фантазирует, не ища опоры в каких-то фактах, а только используя собственный ум – специалисты уверены, что именно развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста один из самых важных этапов развития личности крохи, который надо развивать в первую очередь.
  • Буйное воображение: обычно такое воображение называют безудержным – дети в этом случае могут фантазировать довольно бурно и могут буквально с пеной у рта доказывать свою правоту.

Как надо развивать воображение у ребенка

Особенности развития воображения у детей дошкольного возраста заключаются в том, что надо использовать игры в качестве упражнений на развитие фантазии. Ведь именно игровые моменты позволяют малышу усваивать больше информации, т.к. ему это интересно, а все варианты игр его попросту увлекают.

Игры для развития воображения детей дошкольного возраста не такие и сложные. Специалисты рекомендуют следующие варианты:

  • Игра «Волшебник»: тут все просто – ребенку следует предложить любую палочку, которую стоит назвать волшебной. Малышу можно сказать, что она может буквально все. Далее следует предложить крохе придумать, что именно он может сделать с ее помощью, что изменить.
  • Игра «Путешествие во времени»: тут достаточно предложить ребенку составить фантазии на тему имеющейся машины времени – ребенок можно порассуждать на тему, куда бы он хотел попасть, в каком времени оказаться.
  • Игра «А что если»: в этом случае игра, скорее, для родителей, чем для детей. Ведь она помогает родителям оценить уровень фантазии крохи.
  • Игра «Дорисуй не хватающие детали»: этот вариант можно сделать как на готовых картинках, так и на сделанных родителем. Ребенку предлагаются половины рисунков, которые он может дополнять на свое усмотрение.
Читайте также:  Возрастные особенности развития детей 4 – 5 лет

Как еще можно заниматься

Упражнения на развитие фантазии и воображения у детей довольно разнообразны. Так, например, отличным решением станут аппликации. Можно подготовить для крохи различные предметы и фигурки из бумаги, которые он может собирать так, как ему нравится. Такой метод позволяет воображать максимально полно.

Отличными решениями станут лепка и рисование. Ведь здесь ребенок может в полной мере проявить себя – выразить свои эмоции, поделиться своими чувствами.

Малыш может использовать разные цвета и материи для создания той или иной картинки или композиции. Причем это могут быть как одиночные вариант, так и целые сюжетные компании.

Обратите внимание

Можно даже сочетать разные варианты творчества для получения более интересного конечного результата.

Отличным решением станет совместное чтение. Когда мама или папа читают ребенку книжки, он также учится создавать те или иные образы в своей голове. У него появляется интерес к миру и окружающей среде.

Книжки стоит выбирать по возрасту, чтобы они были понятны ребенку. Иначе его фантазии могут быть довольно странными, т.к. он не всегда понимает, о чем идет речь.

Современные методы развития воображения и фантазии у крохи позволяют использовать традиционные упражнения на развитие фантазии с современными технологиями. Так, сегодня для малышей существуют живые раскраски, паззлы и энциклопедии. Такие книги и игрушки помогают создавать не плоские предметы и картинки, а объемные, получая дополнительные знания о фигуре в целом.

Что касается энциклопедий, они предлагают такой вариант получения знаний, который не будет скучным для ребенка. Ведь просто читать буквы и смотреть картинки не так интересно.

Книги дополненной реальности предлагают вариант соединения с современными гаджетами – смартфонами и планшетами. В результате картинка начинает оживать и становиться максимально интересной.

С помощью такой можно создавать интересные объемные картинки, которые можно помещать в те или иные ситуации, помогать моделировать разные действия и т.д. Такие книги показывают более полные цвета и оттенки.

Живые объекты на них способствуют более бурному и быстрому процессу развития фантазийных процессов в мозгу малыша.

Источник: https://3dcolar.ru/2018/02/16/razvitie-voobrazheniya-u-detej/

Системно-векторная психология. Особенности развития воображения у детей дошкольников

Многие родители дошкольников стремятся, чтобы их дети росли успешными. И главное средство к достижению этого видят в их умственном развитии, основательной подготовке к школьному обучению: научить читать, считать, даже писать.

Некоторые начинают изучение иностранных языков, а также отдают во всевозможные секции, студии, вооружающие детей спортивными и эстетическими навыками.

В ответ на такой запрос педагоги — в дошкольных учреждениях, в развивающих центрах, группах временного пребывания детей для подготовки к школе — направляют свои усилия в работе с дошколятами на эти сферы развития. И упускают то, что является необходимым именно в дошкольном возрасте — развитие воображения.

О том, почему необходимо развитие воображения у дошкольников и как это делать, рассмотрим в данной статье.

Развитие творческого воображения у детей — это очень серьезно

Большинство родителей считают, что развитие воображения у детей дошкольного возраста, их игры по принципу «как будто» — это глупые пустяки, откровенная ерунда: зачем поощрять детские фантазии, которые не дают значимого результата? Только пустая трата времени, которое можно использовать на что-то более полезное, на обучение нужным знаниям, умениям и навыкам. По их мнению, чтобы стать успешным и счастливым, нужно быть умным.

К сожалению, в этой позиции есть недопонимание всей важности развития воображения, и особенно творческого[1], для полноценного общепсихического развития ребенка, для его успешности в ближайшем и отдаленном будущем (в школе и затем в самостоятельной взрослой жизни) и, главное, для его счастья.

Несмотря на то, что воображение — познавательный процесс и относится к познавательным способностям, тем не менее механизм его развития и работы тесно связан с эмоциями:

• Содержание построенного в воображении образа ярко переживается ребенком, эмоционально наполняется и тогда приобретает для него особую чувственную значимость, ценность.

• Проживание самого процесса создания образа — продукта воображения — невозможно без эмоций интереса и радости от получения результата.

• Выбор элементов, из которых конструируется новый образ, часто происходит на основе эмоциональных ассоциаций, значимого эмоционального опыта ребенка.

Важно

То, уделяют ли родители внимание развитию воображения у ребенка и как именно они это делают, существенно определяет его жизненную перспективу. Развитие детского воображения — это инвестиция в будущее ребенка.

Как ни парадоксально это звучит, но развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста позволяет закладывать основы для формирования способностей, необходимых в дальнейшей их жизни не только в школе, но и главным образом во взрослый период:

Способность создавать творческий продукт, придумывать то, до чего никто раньше не додумывался.

В не столь отдаленном будущем, когда все рутинные трудовые операции будут механизированы, самыми успешными, конкурентоспособными и востребованными людьми будут те, кто сможет освоить творческие профессии, то есть люди с развитым воображением.

Сейчас все больше растет социальный запрос на талант придумывать, создавать новое, а он немыслим без развитого воображения.

Активное творчество на пользу людям приносит человеку радость и полноту реализации в обществе, что делает его жизнь счастливее.

• Способность изменять свою жизнь согласно желаниям: воображая детали своей жизни, о которой мечтаешь, и то, как этого достичь, можно построить в воображении план, осуществление которого через практические усилия в выбранном направлении делает человека воистину хозяином своей судьбы.

Хитрость в том, что все эти замечательные способности, такие нужные в жизни любого человека, начинают формироваться именно в дошкольном возрасте, когда ребенку от 3 до 7 лет — период, который называют «сенситивным», то есть особо чувствительным для развития воображения. И начинается все с тех элементарных форм, которые серьезным взрослым кажутся пустяками и ерундой.

Стоит предупредить: если у дошкольника (то есть с 3 до 7 лет) воображение не развивается в должном объеме, то позже восполнить этот пробел будет практически невозможно.

Ребенок останется в определенном смысле ущербным, будет существенно уступать своим сверстникам и даже младшим, чье воображение развито гораздо больше.

Поэтому лучше не торопиться учить малыша написанию букв и цифр, но не опаздывать с развитием воображения.

С чего начинается развитие воображения?

Дошкольный возраст начинается примерно с 3 лет, ребенок вступает в него через определенный кризисный период развития — так называемый «кризис 3 лет»[2]. В это время малыш в своем сознании начинает отделять себя от окружающих людей, различать «Я» от «не-Я», впервые психологически самоопределяться.

Это становится предпосылкой к развитию способности разделять реальный и воображаемый план.

Совет

Но условия для такого развития создаются в игре, которая в течение всего дошкольного периода является ведущим видом деятельности, так как в ней развиваются психические новообразования, среди которых воображение — одно из основных.

Почему игра, главным образом сюжетно-ролевая, — благодатная деятельность для развития воображения? В ней создается «мнимая», воображаемая ситуация, которая позволяет ребенку осваивать смысл взрослых действий и социальных взаимоотношений, которые он — в силу своих ограниченных практических и коммуникативных умений — не в состоянии выполнять в реальной деятельности. Ребенок хочет быть как взрослый, но не может — например, управлять машиной, готовить обед, лечить людей. Однако в игре ему доступно представить, вообразить, что он — шофер, повар, врач. Выполняя имитационные действия, которые не ведут к практическому результату, малыш постигает их социальный смысл: перевозить людей и грузы для людей, кормить людей, облегчать их страдания, — то есть делать что-то для других, помогать им, чувствовать себя нужным.

Однако в 3 года дошкольник не может сразу представить себя кем-то. Для становления его воображения нужна материальная опора, в качестве которой выступают «предметы-заместители», помогающие выполнять ролевые действия.

Например, чтобы представить себя всадником на боевом коне, ребенку необходимо изобразить, как он скачет верхом, но в качестве «боевого коня» требуется длинная палочка, оседлав которую, он скачет, как будто настоящий кавалерист.

Или, чтобы представить себя доктором, ребенок использует щепочку вместо медицинского градусника, чтобы поставить его «больному» (кукле или сверстнику — партнеру по игре).

Примеры можно продолжить: кубик, замещающий мыло, чтобы изобразить намыливание рук; бумажки (или листочки, оборванные с куста) вместо денег, чтобы расплатиться с «продавцом в магазине»; обод из фанеры вместо руля, крутя который, можно изобразить, как водитель управляет машиной, и так далее.

Главная особенность предмета-заместителя — чтобы он по форме и размерам напоминал воображаемый предмет, тем самым обеспечивая возможность действовать с ним определенным образом. По таким ролевым действиям опознается исполняемая игровая роль.

Ролевые действия — это знак роли, выполняя их, дошкольник воображает себя тем или иным персонажем, представляет себя в выдуманной ситуации.

Смысл ролевых действий обогащается при изображении ребенком переживаний и психологических качеств передаваемого персонажа — сосредоточенности водителя, дисциплинированности пассажиров, заботливости мамы или врача, страдании больного, отважности бойца и так далее. Эмоциональное наполнение роли помогает ребенку постичь смысл человеческих чувств и отношений.

Особенности воображения дошкольников

Выполняя ролевые действия в игре, ребенок строит образ исполняемого персонажа посредством собственного тела — это основа для того, чтобы представить образ в воображении, у себя в голове. Именно поэтому особенностью детского воображения является его двигательный характер[3].

Это хорошо видно и тогда, когда (начиная с 4-5 лет и позже) необходимость в наличии предметов-заместителей может частично отпадать: дошкольник способен действовать с воображаемыми предметами, не используя для этого какие-либо реальные предметы.

Но его действия (благодаря предшествующему опыту предметных действий) выстраиваются таким образом, как будто изображаемый предмет присутствует, и его свойства — размер, форма, даже вес — определяют рисунок и качество (выразительность) имитационных действий.

Обратите внимание

Например, ребенок изображает, что поднимает какой-то предмет, и по «захвату», по позе, по темпу движений можно угадать, какой это предмет (мяч или чемодан), тяжелый он или легкий и т. п.

И к концу дошкольного детства игра может переходить полностью в план воображения: дети ничего не делают, они могут сидеть на скамеечке и просто придумывать и рассказывать сюжет. И лишь иногда — от полноты переживаний — вскакивают, чтобы действием изобразить, показать, как ведет себя персонаж в придуманной ситуации.

Когда дети играют вместе, то часто используют волшебное слово «как будто». «А давай как будто дочка не слушается маму, а мама ее наказывает?» — говорит один играющий другому, а тот соглашается или предлагает свой вариант. Так создается ближайшая перспектива развития сюжета.

«А давай как будто солдата ранили в бою, он падает, и медсестра его перевязывает и выносит с поля боя?» «А давай как будто…» — в этой формуле видно сразу несколько линий психического развития: и способность договариваться, координировать совместные действия, и планировать в уме, и, конечно, четко отличать воображаемый план («как будто») от реальной ситуации.

Как развивать творческое воображение у детей

Существует много приемов и методов развития воображения у дошкольников — на материале игр, рисования, сочинения сказок самими детьми.

«Системно-векторная психология» Юрия Бурлана обращает внимание на значение чтения детям произведений художественной литературы для развития у них воображения, а также на то, как это эффективнее делать. Данный способ — почитать своему ребенку нужную книжку — доступен каждому родителю. Казалось бы, нет ничего трудного. Однако на некоторых моментах стоит заострить внимание.

Важно, чтобы совместное чтение (когда родитель читает ребенку книжку) было систематическим, лучше — в какое-то определенное время, например после ужина или перед сном. Иногда ребенок сам просит почитать ему понравившуюся историю или сказку, но, кроме этого, родитель может выбрать и новое произведение, подходящее малышу по возрасту.

Чтобы дошкольник внимательно слушал, нужно заинтересовать его, эмоционально вовлечь в процесс восприятия.

Для этого чтение должно быть интонационно выразительным: в какие-то моменты таинственно завораживающим, в какие-то — динамичным, а в другие — спокойным, неторопливым (все в зависимости от развития сюжета).

Если в истории, сказке есть диалоги между героями, желательно читать их, изменяя голос (у каждого персонажа — свой тембр, выразительная манера говорить) — так, чтобы по особенностям голоса (на слух) можно было догадаться, кто это из героев.

Ребенок, эмоционально вовлеченный в чтение (слушание сказки), очень активно сопереживает персонажам, отождествляет себя с положительными героями — и тогда ярче и полнее представляет в воображении все, что происходит по сюжету.

При выборе книги для чтения немаловажно, чтобы она была с красивыми, крупными и эмоционально выразительными, но не агрессивными иллюстрациями. Это тоже помогает ребенку сосредоточиться на содержании и воссоздать в своем воображении всю историю.

Для дошкольников характерно играть в героев любимых сказок, драматизируя особенно яркие эпизоды, в центре которых — главный персонаж. Ребенок исполняет его, представляет себя в его образе: экспрессивно произносит реплики, имитирует действия своего героя.

Читайте также:  Эксперименты с сухим льдом для детей: 6 самых доступных и зрелищных опытов

Если этого не случается спонтанно (по инициативе самого ребенка), можно предложить ему поиграть в такую игру (театр), предварительно спросив, какой из эпизодов ему понравился больше всего.

Важно

Такое действенное проигрывание дополнительно обогащает воображение, развивает его.

Совместное чтение активно развивает не только воображение, но и эмоциональную сферу ребенка, его способность к сопереживанию, отзывчивость на чувства других людей, расширяет его представления о человеческих взаимоотношениях, укрепляет эмоциональную связь родителя с ребенком, взаимное доверие. А также готовит основу для развития любви к чтению, значение которого трудно переоценить для развивающейся психики ребенка.

Об этом и многом другом можно узнать на бесплатных лекциях по системно-векторной психологии Юрия Бурлана. Регистрируйтесь здесь.

[1] Воображение бывает двух видов — воссоздающее и продуктивное (творческое).

[2] Название, принятое в детской, возрастной психологии.

[3] Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк: Кн. для учителя. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 1991. — С. 65

Автор Елена Горшкова, педагог-психолог
Корректор Алла Антипина

Статья написана с использованием материалов онлайн-тренингов Юрия Бурлана «Системно-векторная психология»
Раздел: Врачи, Психология – все о детях

Источник: http://svp.expert/vrachi/razvitie-voobrazheniya-v-doshkolnom-vozraste/

Развитие воображения у детей

По мнению психоаналитиков, одной из основных функций воображения является защита личности, компенсация негативных переживаний, которые порождаются предсознательными процессами и фиксируют социальные конфликты личности.

В связи с этим эффекты творческого воображения-поведения – это не что иное, как изживание гнетущих эмоций (неважно, какие они при этом по знаку), возникающих в конфликте, до тех пор, пока не будет достигнут терпимый для личности уровень.

Нетрудно поэтому объяснить акты творческой деятельности, в том числе и детской, в доступных им видах продуктивной деятельности: рисовании, лепке, реже в конструировании.

Вообще о воображении как о психическом процессе следует говорить только при условии наличия действующего полноценного сознания. Поэтому можно утверждать, развитие воображения у детей начинается с трех лет.

Каково же содержание воображения дошкольника, и какие имеет развитие воображения у детей? В структуре воображения выделяют аффективный и познавательный компоненты, которые проходят ряд этапов в своем развитии.

Аффективное воображение, возникает в ситуациях противоречия между образом реальности, существующим в сознании ребенка и самой отражаемой реальностью. Невозможность разрешить его приводит к росту внутреннего напряжения и как следствие этого возникновению тревоги и страха. Свидетельством тому является довольно большое число страхов у детей 3-х летнего возраста.

В то же время следует отметить, что многие из противоречий дети разрешают самостоятельно. И в этом им помогает аффективное воображение. Таким образом, можно утверждать, что основная его функция – защитная, помогающая ребенку преодолеть возникающие у него противоречия. Кроме того, оно выполняет и регулирующую функцию в ходе усвоения ребенком норм поведения.

Совет

Наряду с ним выделяется и познавательное воображение, которое как и аффективное помогает ребенку преодолевать возникающие противоречия, а, кроме того, достраивать и уточнять целостную картину мира. С его помощью дети овладевают схемами и смыслами, выстраивают целостные образы событий и явлений.

Этапы развития воображения у детей.
Начало первого этапа в развитии воображения у детей относят к 2,5 годам. В этом возрасте воображение разделяется на аффективное и познавательное.

Такая двойственность воображения связана с двумя психологическими новообразованиями раннего детства, во-первых, с выделением личностного «Я» и, в связи с этим, переживанием ребенком своей отдельности от окружающего мира, а, во-вторых, с возникновением наглядно-действенного мышления.

Первое из указанных новообразований составляет основу для развития аффективного воображения, а другое – познавательного. Кстати, психологическая насыщенность этих двух детерминант обусловливают роль и значение аффективного и познавательного воображения.

Чем слабее «Я» ребенка, его сознание, чем менее адекватно он воспринимает окружающую действительность, тем острее возникающие между формирующимся образом реальности и самой отражаемой реальностью противоречия. С другой стороны, чем менее развито предметное мышление ребенка, тем труднее ему уточнять и достраивать реальную картину окружающего его мира.

Говоря о психологических детерминантах развития воображения у детей, следует упомянуть и о речи. Развитая речь – благоприятный фактор развития воображения. Она позволяет ребенку лучше представить предмет, который он не видел, оперировать этим образом, т. е. мыслить.

Развитая речь освобождает ребенка от власти непосредственных впечатлений, позволяет ему выйти за их пределы, а, значит, построить более адекватные (непротиворечивые) образы окружающей действительности. Не случайно, поэтому задержки в развитии речи провоцируют и задержки в развитии воображения.

Примером тому является бедное, по сути, рудиментарное воображение у глухих детей.

Развитие познавательного воображения осуществляется ребенком в игре с игрушками, когда ни разыгрываются знакомые действия взрослых и возможные варианты этих действий (кормление детей, прогулки с ними, укладывание спать и другие подобные им игры).

Обратите внимание

Развитие аффективного воображения осуществляется посредством проигрывания ребенком переживаний. В основном они связаны с переживаниями страха. И если родители организуют дома такие игры, они способствуют изживанию страха.

Например, мальчик трех лет просит разыграть сказку «Три поросенка», где наиболее значимыми и отыгрываемыми им моментами становятся сцены появления волка и убегания от него.

Трижды появляется волк и трижды наш малыш с визгом и криком убегает от него, прячась либо в другую комнату, либо за кресло. И родители правильно поступают, если помогают ребенку в этой игре.

Другой пример иллюстрирует непонимание родителями психологической сути происходящего. На вопрос о том, страдает ли их трехлетняя дочка чрезмерным чувством страха, они дружно отвечают, что их девочка, напротив, очень смелая и ничего не боится.

Доказательством этого, по их мнению, является то, что девочка постоянно играет в Бабу-ягу и Волка. На самом же деле ребенок в ситуации аффективного воображения защищает свое «Я» от переживаний, отыгрывая свой страх в подобной ситуации. Еще один пример о психозащитной функции воображения в дошкольном возрасте.

Трехлетний Игорь, гуляя с мамой, увидел большую черную кошку и в страхе спрятался за мамину спину. «Я кошки не боюсь, я только даю ей дорогу, потому что она очень хорошенькая», – так он объясняет свой поступок. И очень жаль, если мама начнет обвинять или упрекать малыша в трусости.

Ведь Игорек, по сути, моделирует воображаемую ситуацию и отыгрывает свой собственный страх.

В ситуациях, когда ребенок испытал сильное эмоциональное переживание, впечатление, важно проиграть с ним дома схожие ситуации, чтобы ребенок мог отыграть свои переживания. Есть и другие возможности для этого. Если, к примеру, ребенок уже рисует или лепит, он может сделать это в рисунке или в лепке.

Важно

Механизм построения воображения предполагает наличие двух последовательных элементов: порождение образа идеи и составление плана ее реализации.

На первом этапе развития воображения присутствует только первый из них – образ идеи, который строится путем опредмечивания, когда ребенок свои отдельные и неполные впечатления от действительности достраивает с помощью воображения до некоторого предметного целого. Поэтому квадрат может легко превратиться в дом или в будку для собаки.

Планирования же воображаемого действия, как и его продуктов на этом этапе развития воображения нет. В этом легко убедиться, если вы попросите 3-4-х летнего малыша рассказать о том, что он собирается нарисовать или вылепить. Он не ответит на ваш вопрос. Дело в том, что воображение творит саму идею, которая затем опредмечивается в изображении.

Поэтому у ребенка появляется сначала рисунок, изображение, фигурка, а потом ее обозначение (вспомните описание возникновения рисунка, данное в предыдущем параграфе). Более того, любые предложения ребенку заранее составить план и потом по нему действовать приводили к разрушению деятельности и отказу от нее.

Второй этап в развитии воображения у детей начинается в 4-5 лет. Идет активное усвоение норм, правил и образцов поведения, что естественно укрепляет «Я» ребенка, делает его поведение более осознанным в сравнении с предыдущим периодом. Возможно, именно это обстоятельство является причиной снижения творческого воображения. Как же соотносятся аффективное и познавательное воображение?

Аффективное воображение. В этом возрасте снижается частота возникновения устойчивых страхов (поскольку с развитием сознания уменьшаются эффекты искаженного восприятия окружающей действительности). Обычно аффективное воображение здорового ребенка возникает в связи с переживанием реальной травмы.

Например, ребенок пяти лет после перенесенной операции в течение месяца оперировал своего друга – медвежонка, проигрывая наиболее травмирующие элементы операции: наркоз, снятие швов и т.д.

Устойчивые внутренние конфликты проявляются в построении замещающих ситуаций: например, ребенок придумывает историю про плохого мальчика, который вместо него совершает шалости и тому подобные вещи.

Познавательное воображение в этом возрасте тесно связано с развитием ролевой игры и продуктивных видов деятельности-рисования, лепки, конструирования.

В этом возрасте ребенок пока еще следует за образом (образ «ведет» действия ребенка) и потому он в основном воспроизводит известные ему образцы поведения взрослых и сверстников в ролях, рисунках и т.п. Но поскольку ребенок уже хорошо владеет речью, у него появляются элементы планирования.

Ребенок планирует один шаг действий, затем совершает, выполняет его, видит результат, затем планирует следующий шаг и т.д. С четырех-пяти лет дети переходят к ступенчатому планированию. Например, перед тем, как что-то нарисовать, ребенок говорит: «Здесь нарисую дом» (рисует его), «а теперь трубу» (рисует ее), «окошечко» (рисует) и т.д.

Совет

Возможность ступенчатого планирования подводит детей к направленному словесному творчеству, когда они сочиняют сказки, как бы нанизывая одно событие на другое.

Третий этап в развитии воображения у детей начинается в 6-7 лет. В этом возрасте ребенок осваивает основные образцы поведения и получает свободу в оперировании ими. Он может отходить от стандартов, комбинировать их, используя эти стандарты при построении продуктов воображения.

В рамках данного этапа аффективное воображение направлено на изживание полученных психотравмирующих воздействий путем многократного их варьирования в игре, рисовании и других видах продуктивной, творческой деятельности. В случае устойчивых конфликтов с реальностью дети обращаются к замещающему воображению.

В этом возрасте творчество ребенка носит проективный характер, что символизирует устойчивые переживания. Например, мальчик, воспитывающийся в условиях гиперопеки, при выполнении задания рисует Змея Горыныча с шипами на голове.

На вопрос, зачем ему нужны эти шипы, он отвечает, что Змей Горыныч их специально отрастил, чтобы никто не мог ему на голову сесть.

Таким образом, мы видим, что творческие виды деятельности могут выступать и как способы компенсации травмирующих переживаний.

Познавательное воображение на этом этапе претерпевает качественные изменения. Дети шести лет в своих произведениях не только передают переработанные впечатления, но и начинают целенаправленно искать приемы для их передачи.

Например, при дорисовывании неоконченных изображений квадрат легко может превратиться в кирпич, который поднимается подъемным краном.

Обратите внимание

Важным моментом развития является то, что впервые появляется целостное планирование, когда ребенок вначале строит план действий, а затем последовательно его реализует, корректируя по ходу выполнения.

Если в этом возрасте ребенку задать вопрос, что он собирается рисовать, то он ответит примерно так: «Я нарисую дом, около него сад, а девочка ходит и поливает цветы». Или: «Я нарисую Новый год. Елка стоит, рядом Дед Мороз и Снегурочка, а под елкой мешок с подарками».

Дьяченко отмечает, что описанные три этапа развития воображения у детей представляют собой возможности каждого возраста. В естественных условиях, без руководства со стороны взрослых, все, о чем говорилось выше, реализуется только пятой частью детей каждого возраста. Об этом нужно знать и родителям, и врачам, и педагогам.

И еще одно замечание. Нужно помнить, что аффективное воображение без достаточного изживания травмы может привести к патологическим застойным переживаниям или к аутизации ребенка, к созданию замещающей воображение жизни.

В свою очередь познавательное воображение имеет тенденцию к постепенному угасанию. Говоря о значении воображения, следует указать на опережающий характер его развития в сравнении с мышлением. Это значит, что мышление развивается на основе воображения. Таким образом, переоценить значение воображения в психическом развитии ребенка в целом просто невозможно.

Источник: https://psyera.ru/4507/razvitie-voobrazheniya-u-detey

Развитие воображения – основа воспитания творческой личности

Каждый любящий родитель видит в своем ребенке маленького творца, гения, хочет, чтобы он стал успешным в профессии и жизни. Мамы и папы многое для этого делают: посещают с детьми различные кружки, учат музыке, рисованию, хореографии.

Это очень хорошо, так как доказано, гений – это 1% таланта и 99 % творческого труда. Для того чтобы стать успешным, нужно потрудиться над полноценным развитием всех качеств личности.

Важно

А творческому человеку необходимо еще наличие творческого мышления и воображения – способности конструировать образы несуществующих объектов, создавать новые на основе уже имеющихся образов посредством их необычных сочетаний.

Рассмотрим как осуществить полноценное развитие воображения в дошкольном возрасте и вырастить личность способную реализовать свои фантазии во взрослой жизни на благо человечества.

Воображение в развитии личности

Роль воображения в развитии личности давно уже раскрыта учеными разных областей науки. Психологи, например, доказывают, что оно помогает человеку проявлять творческие способности, управлять не только реальными, но и вымышленными событиями, видеть их перспективу, находить оригинальные решения многих проблем.

Читайте также:  Песок, который не рассыпается, – kinetic sand и его аналоги для детей

А свойства воображения (типизация, аналогия, акцентирование, агглютинация) показывают, что у каждого человека свои собственные ресурсы фантазии и творческого воображения. Они дают возможность адекватно построить свое поведение, внутренний мир, наметить жизненные цели.

И чем богаче будет воображение, тем плодотворнее будет деятельность человека.

Фантазия и воображение сыграли большую роль в прогрессе человечества, без них не было бы изобретено множества полезных вещей, которые прочно вошли в нашу жизнь, не создавались бы замечательные фантастические произведения, ведь весь культурный мир является плодом творческого воображения. Вот поэтому психологи обращают внимание родителей на то, что любая культурная деятельность обязательно опирается на воображаемое. Если родители хотят вырастить творчески развитую личность, они должны задуматься над тем, как развить воображение у ребенка?

Как появляются первые попытки детей придумывать и фантазировать?

Любой детский специалист скажет, что для появления и развития воображения детей нужен хотя бы небольшой жизненный опыт. Именно он является необходимым материалом для создания новых образов или творческого преобразования уже имеющихся.

Поэтому появление первых попыток воображения и фантазии психологи приписывают раннему детству, когда малыш находится в возрасте примерно двух лет. В этом периоде формируется начальный опыт взаимодействия с окружающим миром, попыток его преобразования.

Чтобы понять, как у ребёнка появляется стремление к созданию нового, необходимо знать особенности развития воображения в дошкольном возрасте.

Сигналом развития воображения у детей дошкольного возраста служит появление у них умения замещать реальные предметы воображаемыми образами. Особенно ярко это проявляется в игре, например, девочка, играя с куклой, кормит ее листочками – едой, палочкой – ложкой. Мальчик возит кубик и фырчит, как автомобиль. Это и есть первое проявление воображения.

Затем развитие фантазии продолжается, в старшем дошкольном возрасте ребенок может не только замещать, но и придумывать образы. Возможно, это будет домысливание счастливого конца у сказки или фантазия на тему игры: «А давай, я буду тигром, а ты будешь меня ловить…», «А давай, как будто мы летим на звездолете…».

При этом у ребятишек довольно легко возникают новые яркие образы. Однако такой факт не должен расслаблять родителей, которые будут думать, что с воображением у ребёнка все в порядке.

Совет

Пока эти фантазии больше показывают слабость воображения, так как малыши часто смешивают придуманное с действительным и не умеют вовремя разделить их, что может привести к нежелательным последствиям.

Например, дошкольник вообразил, что он умеет водить машину, как папа, и убежденно всем об этом рассказывает, или уверяет в том, что ночью бегает по крышам. Окружающие начинают насмехаться над ним или уличать во лжи. Поэтому в семье важно при помощи специальных приемов способствовать адекватному развитию воображения и фантазии у детей дошкольного возраста.

Шагаем по ступенькам воображения

К сведению родителей! Именно дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для развития воображения у дошкольников. Постарайтесь не пропустить этот важный момент в жизни ребенка.

Чтобы правильно развивать воображение у детей, способствовать положительному фантазированию, важно знать, что их формирование идет поэтапно. Каждый возрастной период имеет индивидуальные особенности воображения и его развитие требует особых подходов. Вот как «шагает» по возрастным ступенькам развитие воображения в дошкольном возрасте:

  • Совсем маленьких деток (примерно от двух до четырех лет) во время фантазийных действий характеризует отступление от реальности, так как они еще плохо знакомы с законами окружающего мира, не научились критически относиться к воображаемому действию, плохо сопоставляют его с реальным. Образы воображения неустойчивы, мало осознанны, что ярко проявляется в игре: вот только что стул был автомобилем, а теперь стал самолетом. Младшие дошколята пока не умеют планировать свою деятельность, поэтому воображение носит кратковременный характер, чаще даже хаотичный. Например, малыш, начиная рисовать домик, тут же переходит к другой задумке: это уже не домик, а машина или заборчик.
  • Воображение в среднем дошкольном возрасте выделяется тем, что ребенок берет на себя определенную роль и долго может не выходить из нее. Хотя в какие-то моменты может отвлечься от задуманного. Пока требуется опора на наглядность, чтобы на ее основе задумать новый образ: медицинский набор натолкнет на мысль поиграть в «доктора», кубики – построить сказочный дом. У детей на основе быстрого накопления опыта возрастают творческие проявления не только в игре, но и в лепке, рисовании, речи.
  • Развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста будет отличаться от предыдущих возрастных периодов самым главным – оно становится целенаправленным. Ребенок начинает ставить цель и следует ей при создании новых образов, ищет способы ее осуществления. Например, обсуждая со сверстниками сюжет игры «Магазин», старшие дошкольники обо всем договариваются. Важно все: где они будут играть (на прогулке); что потребуется для игры (игрушки и предметы – заместители), кто будет исполнять роли, что для замещения реальных предметов нужно подобрать (камешки, травинки, песок, листики). Или дети начинают играть в «Больницу» с определения места, где будет принимать доктор, кто придет лечиться, если не хватает какого-то оборудования, тут же придумывается предмет замещения, даже не похожий на больничный инструмент (палочка, кубик, карандаш). Характерно то, что игра может длиться до нескольких дней, дети по ходу придумывают новые действия и образы.
  • К началу школьного этапа жизненный опыт у детей возрастает, знания об окружающем мире увеличиваются и, соответственно, воображение становится более обогащенным. Ребятишки могут уже сами придумывать сценарии игр, творческих постановок по мотивам произведений, выполнять творческие работы по лепке, рисованию, аппликации, сочинять стихи и песенки, что способствует дальнейшему формированию творческого мышления и воображения

На что обратить внимание! Фантазии детей необходимо поощрять, обогащать подсказками, примерами из литературы, фильмов, рассматриванием картинок, направляя их в нужное русло, так как они являются основой развития творческого мышления ребятишек.

Виды воображения

Чтобы правильно организовать работу по развитию воображения у ребенка, родителям также надо иметь представление о видах воображения. В психологии выделено два главных вида, которые зависят от способа формирования новых образов.

  • Воссоздающий – основной вид воображения, присущий практически всем детям. При нем новый образ составляется на основе имеющихся знаний, например, ребенок внимательно прослушал сказку, рассмотрел картинки, услышал интересную историю, самостоятельно прочитал книгу – придуманный образ в виде дополнительного героя, новой концовки, добавления деталей – готов!
  • Для второго вида – творческого – характерны детские фантазии, когда дошкольник может уже не опираться на наглядность, а придумывать образы мысленно. Этот вид – наиболее важный, так как он является основой для творческого мышления. В отличие от воссоздающего творческое воображение необходимо целенаправленно развивать при помощи специальных приёмов.

Какими приёмами можно развивать воображение у детей?

Совет родителям! В дошкольном возрасте ведущими видами деятельности являются игровая и творческая. Именно они способствуют воспитанию всех личностных качеств детей, полноценному формированию их психических свойств, раскрытию творческого потенциала. В домашнем воспитании игра и творчество – самые доступные способы развития воображения у дошкольников.

Игра – эффективное средство для фантазии

В психологии отмечается роль игры в формировании воображения как исключительно важного средства, дающего мощный толчок к проявлению фантазии (т. е. импровизации) у детей. Однако выбор игровых способов будет зависеть от возраста ребенка; от того, каковы индивидуальные особенности воображения у каждого дошколенка.

Виды игр, способствующих развитию фантазии и воображения

Сюжетные игры. Малыши, фантазируя в игре, используют предметы-заместители и придуманные ситуации. Им будут интересны игры, которые приближены к реальности и понятны сюжетом: «Семья», «Больница», «Магазин».

На развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста хорошо воздействуют игры, где по сюжету используются более сложные образы и ситуации: «Зоопарк», «Ферма», «Путешествие», «Снимаем кино», «Корабль».

Главное в них – расширение знаний об окружающем (животных, профессиях, транспорте и т. д.), обучение игровым действиям.

Игры – драматизации (театрализованные). Придумыванию разнообразных творческих действий хорошо помогают театрализации сказок, стихов, песенок, потешек, мультфильмов.

В семье очень полезен будет прием разыгрывания сказки или мультфильма, когда ребенок примеряет на себя роль любимого героя: зайчика из «Заюшкиной избушки», «Принцессы на горошине», «Кота в сапогах», «Красной Шапочки».

В таких играх надо предоставить ребенку возможность комбинировать события, придумывать новые варианты, добавлять реплики героям, разнообразить личные впечатления о содержании. Поэтому образы воображения детей старшего дошкольного возраста при помощи таких игр становятся более оригинальными.

Развивающие (дидактические) игры. Не смотря на то, что такие игры проходят по определенным правилам и не предполагают отход от сюжета, тем не менее, многие из них можно с успехом использовать для совершенствования процессов воображения:

  • «Если бы… (собаки не умели лаять; солнышко перестало обогревать землю; люди ходили на руках и т. д.)»;
  • «Скажи наоборот (веселый – грустный, низкий – высокий, огонь – вода)»;
  • «Сказка – чепуха (по произведению К. Чуковского «Путаница»)»;
  • «Добрый и злой волшебник (нарисуй доброго волшебника, придумай его добрые волшебные дела; представь себе злого мага, чем он отличается от доброго?)».

Творческая деятельность как основа творческого мышления

Особенного внимания заслуживает творческая деятельность детей: конструирование, лепка, рисование, аппликация, – любимый вид дошколят, так как этими действиями они могут полностью выразить задуманное, им легче удержать в памяти какие-либо детали нового образа.

Родителям просто необходимо воспользоваться стремлением ребенка к созданию творческих работ, чтобы дать простор его фантазии, передать своему чаду необходимые умения и навыки. Дошколята редко творят молча, обычно они сопровождают свои действия рассказом, дополняя рисунок или постройку «словесными деталями».

Обратите внимание

Это дает возможность для развития критического отношения к воображаемому образу. Взрослый учит ребенка соотносить придуманное и реальное: «Ты можешь нарисовать волшебную летающую кошку, но в жизни кошки не летают».

К началу школьного обучения развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста достигает наивысшего результата именно в творческой деятельности.

Повседневные приемы развития воображения у дошкольников

Как можно еще развивать воображение и фантазию у дошкольников? Помимо классических, родители с успехом могут использовать разнообразные частные методы развития воображения, используя «мир вокруг нас».

Наблюдения за окружающей жизнью

Очень хорошо развивают фантазию и воображение у детей дошкольного возраста наблюдения за окружающим миром и природой. Родители могут использовать любую, самую повседневную, ситуацию для тренировки творческого мышления.

Например, увидев на улице сверстников своего ребенка, предложить ему вообразить, куда они идут, чем занимаются.

Или полюбовавшись необычной архитектурой здания, пофантазировать: сколько лет дому, кто его мог построить, какие люди живут в нем, что было в нем раньше?

Прогулки

Благодатно способствуют развитию творческого воображения прогулки в природу (на даче, в лесу, парке). Во время прогулки побуждать ребенка замечать необычное, обсуждать происходящее вокруг.

Например, рассмотреть облака на небе и придумать небольшую сказку при помощи вопросов: на что похожи, куда летят, что с ними произойдет дальше? Дополнить рассказ песенкой: «Облака, белогривые лошадки! Облака, что вы мчитесь без оглядки! Не смотрите вы, пожалуйста, свысока, А по небу прокатите нас, облака!»

Домашняя среда

Важным средством развития воображения у детей дошкольного возраста является домашняя среда, которая непосредственно влияет на ребенка. Для самостоятельного детского творчества родители должны правильно организовать игровой уголок, в который приобретаются игрушки по возрасту дошколенка. Помимо игрушек в нем могут быть собраны предметы, используемые для замещения во время игры:

  • природный материал, собранный во время прогулок по лесу, на даче (шишки, желуди, листья);
  • дополнительный материал (коробочки, обрезки ткани, картон, цветная бумага).

Используя разные вещи, дошколята с успехом дают волю своей фантазии, что развивает их творческое воображение и мыслительные процессы.

Как влияет речь на развитие воображения у детей старшего дошкольного возраста

Психологи говорят о том, что воображение и речь неразрывно связаны между собой, так как речь помогает не только создавать конкретные новые образы, но и оперировать отвлеченными понятиями и представлениями, что особенно актуально для старших дошкольников при подготовке их к школе. Например, творчески мыслить о красоте, доброте, дружбе, или о космосе, роботах, звездолете, то есть речь как бы помогает воображению от образов в действия перейти к их словесному выражению.

Совет родителям! Хорошо, если родители смогут помочь дошколенку сформировать активный словарь, обогатить детскую речь новыми словами и выражениями. Тогда ребенку легче и интереснее будет формулировать свои творческие замыслы, ставить цель, искать способы ее воплощения не только во время специальных занятий, но и повседневной обстановке.

Важным условием формирования творческого мышления детей является пример самих родителей. Если взрослые в семье сами увлечены творчеством, изобретательством, поиском нестандартных решений, имеют привычку конструировать новые образы и воплощать их в жизнь, то можно быть уверенным в том, что и их ребенок разовьется в творчески одаренного человека.

Удачи вам, уважаемые взрослые, в воспитании творческой личности!

Источник: https://myintelligentkids.com/razvitie-voobrazheniya-osnova-vospitaniya-tvorcheskoj-lichnosti

Ссылка на основную публикацию