Как развивать эмоционально-волевую сферу ребенка дошкольного возраста?

Развитие эмоционально волевой сферы дошкольника – задачи и методы

Эмоционально-волевая сфера включает в себя содержание, динамику, а также качество эмоций и чувств каждого человека. Роль эмоций и воли в развитии ребенка сложно переоценить. Оказывая влияние на практически все познавательные процессы, они влияют на то, каким именно он увидит окружающий мир и каким будет его восприятие в дальнейшем.

Эмоции у детей очень непосредственные

Компоненты эмоционально-волевой сферы ребенка

Основу эмоционально-волевой сферы составляют:

  1. Эмоции – наиболее простые реакции ребенка на окружающий мир. Условно подразделяются на положительные (восторг, радость), отрицательные (гнев, страх), нейтральные (удивление и т.д.).
  2. Чувства – более сложные комплексы сферы, включающие в себя различные эмоции и проявляющиеся по отношению к определенным предметам, людям, либо событиям.
  3. Настроение – более устойчивое эмоциональное состояние, которое зависит от целого ряда факторов, в том числе тонуса нервной системе, состояния здоровья, окружающей обстановки, социального окружения, деятельности и т.д. В зависимости от продолжительности настроение может быть устойчивым, либо неустойчивым, стабильным, либо переменчивым – эти факторы определяются темпераментом, характером человека и некоторыми другими особенностями. Оно способно оказывать серьезное воздействие на деятельность человека, то стимулируя, то расстраивая ее.
  4. Воля – еще один компонент эмоционально-волевой сферы человека, отражает его способность к сознательной регуляции деятельности и достижении поставленных перед собой целей. Уже достаточно хорошо развита в младшем школьном возрасте.

Разница между эмоциями и чувствами — определение

Особенности развития эмоционально-волевой сферы дошкольника

Эмоционально волевое развитие ребенка в дошкольном возрасте осуществляется под воздействием, главным образом, двух групп факторов – внутренних, к которым относятся врожденные особенности ребенка, а также внешних – семейной ситуации ребенка, его окружения.

К числу основных этапов развития эмоционально-волевой сферы ребенка относятся такие моменты.

Закрепление положительных и отрицательных эмоциональных реакций. Ребенок начинает четко понимать, что вызывает у него положительные эмоции, что – отрицательные и в соответствии с этим корректировать свое поведение. А именно – избегать то, что вызывает у него негативные эмоциональные реакции и стремясь к тому, что пробуждает в нем позитивные.

Ребенок должен уметь различать собственные эмоции

Благодаря возникновению в сознании ребенка эмоционально положительного результата предстоящей деятельности, в создании ребенка формируются мотивы, имеющие разную силу и значимость.

Обратите внимание

Со временем это приводит к формировании иерархии потребностей, индивидуальной для каждого человека.

Любопытно, что положительные эмоции являются более значимыми стимулами, чем отрицательными: именно поэтому разумное поощрение действует на ребенка значительно лучше наказаний.

Разница между эмоциями и ощущениями — определение

Способность дошкольника понимать свое эмоциональное состояние и развитие навыков самопознания.

Еще в самом начале дошкольного периода ребенок еще не способен понимать переживаемые им эмоции.

А к концу он уже не только осознает то, что чувствует, но и способен выразить вербально то, что ему «хорошо» или «плохо», «весело» или «грустно» и т.д.

Спектр переживаемых ребенком чувств значительно расширяется. Параллельно с этим обогащается и его словарный запас, описывающий непосредственно особенности эмоционально-волевой сферы.

Что такое настроение у детей

Что нужно знать о развитии эмоционально-волевой сферы вашего ребенка? Полезные советы родителям

Для того, чтобы ребенок знал, что представляют собой эмоции, чувства и какие оттенки они имеют, словарный запас ребенка нужно периодически пополнять новыми для него понятиями.

В дошкольном возрасте у ребенка преобладают наглядные формы мышления. Поэтому изучать проявления эмоций и чувств очень удобно на конкретных примерах с помощью наблюдения за героями сказок и мультфильмов.

Например, во время просмотра можно обсудить с ребенком что именно чувствует персонаж, что вызвало у него такие чувства и эмоции, являются ли они положительными, либо отрицательными, могут ли что-нибудь рассказать о нем и т.д.

Также, пользуясь конкретными примерами, ребенку можно объяснить основные признаки и проявления эмоций, научить его различать их (например, описать, как меняются мимика и жесты человека, когда он смеется, сердится, удивляется и т.д., что происходит с интонацией его голоса).

Важно

Эмоциональная сфера — структура

Несмотря на то, что деление чувств и эмоций на положительные и отрицательные знакомо всем, не стоит внушать ребенку, что последние играют исключительно негативную роль в его жизни, стоит помнить о том, что контролируемый страх неразрывно связан с инстинктом самосохранения, обида выделяет границы личного пространства, отделяя дозволенное от запретного. Недовольство, выраженное в корректной форме, служит защитным механизмом, раскрывающий недовольство ребенка кем-либо или чем-либо.

Для того, чтобы научить ребенка- дошкольника уважать чувства других людей, необходимо чтобы он сам ощущал понимание со стороны взрослых. Для этого не нужно запрещать ему проявлять их и, параллельно – поощрять говорить о том, что он чувствует. Развитие эмпатии невозможно без понимания и доверия.

Причины нарушений эмоциональной сферы

Ребенку нужно научиться подбирать эмоции таким образом, чтобы они как можно лучше соответствовали его эмоциональному состоянию. А также – правильно распознавать эмоции окружающих. Это значительно облегчит его коммуникацию с другими людьми и будет развивать в нем такие качества, как эмпатия, способность к сочувствию и т.д.

Виды нарушений эмоционально-волевой сферы

Развитие волевых качеств ребенка

Качества эмоционально-волевой сферы ребенка развиваются при помощи регулярной и систематической деятельности.

Что такое воля и как ее развивать

Постепенно наращивания ее интенсивность и темп, нужно следовать главным правилам, и требованиям, предъявляемым к заданиям:

  • Сложность заданий должна быть умеренной: ребенок должен четко видеть цель и осознавать ее достижимость, но в то же время сталкиваться с определенными проблемами на пути к ее достижению.
  • Режимные моменты должны быть осуществлены примерно в одно время для выработки у ребенка более устойчивых навыков.
  • Развитие волевых качеств должно начинаться в раннем возрасте, но важно не переусердствовать: до дошкольного периода мозг ребенка еще физиологически не готов к длительной деятельности.

Как определяется волевая готовность у детей

Примеры заданий и упражнений на развитие эмоционально-волевой сферы ребёнка

Развитие эмоционально — волевой сферы ребёнка в дошкольном возрасте будет осуществляться гораздо легче при помощи специально организованных игр и упражнений.

Они позволят ребенку в простой и незатейливой форме запомнить базовые эмоции человека, их проявления и роль и жизни каждого. Проводить их можно как индивидуально, так и в малой группе.

«Маски»

Цель игры: изучение мимики и жестов, сопутствующих той или эмоции или чувствую. Развитие навыков распознавания эмоций по невербальным сигналам.

Маски с «эмоциями» можно самостоятельно

Для этой игры дети могут самостоятельно, под руководством взрослого сделать из бумаги маски, отражающие различные эмоции человека – грусть, радость, удивление, восторг и т.д. Затем на одного из детей надевается случайная из них (ребенок не знает, которая именно).

Задача игрока – угадать «свою» эмоцию при помощи подсказок других детей (особенности положения и формы глаз, бровей, губ и т.д.).

«Мимическая гимнастика»

Цель игры: развитие способности к активному выражению эмоций, умение связывать вербальные и невербальные проявления эмоциональных состояний. Развитие эмоционального интеллекта и эмоциональной культуры.

Мимическая гимнастика на узнавание эмоций

На карточках пишут эмоции, соответствующие тому или иному (в этом возрасте ребенку будет легче работать со сказочными персонажами). Задача ребенка – изобразить их.

Примеры заданий:

  • Улыбнуться, как Буратино.
  • Испугаться, как Красная Шапочка.
  • Рассердиться, как мачеха Золушки.

«Театр»

Цель игры: умение различать эмоциональное состояние других людей, опираясь главным образом на их невербальные проявления.

Ребенок старается изобразить невербально (то есть, при помощи мимики и жестов) то или иное эмоциональное состояние – радость, грусть, разочарование, удивление, восторг, волнение. При этом часть его лица должна быть прикрыта рукой или листом бумаги. Участники игры должны угадать, что именно изображает ведущий.

Театрализованные игры — эффективный метод развития эмоционально-волевой сферы

Развитие эмоционально-волевой сферы позволит ребенку в дальнейшем не только эффективно строить отношения с окружающими, но и более грамотно выражать свои эмоции.

Повышается эмоциональная культура ребенка и соответствующий интеллект. И решающую роль в этом возрасте будет играть отношения ребенка с родителями.

Источник: http://detki.guru/razvitie-rebenka/razvitie-emotsionalno-volevoj-sfery.html

Эмоционально-волевая сфера дошкольника

Эмоционально-волевая сфера дошкольника формируется в достаточно короткий промежуток времени. Пройдет всего 6-7 лет и в ребенке созреет самостоятельная, активная личность, внутри образуется стержень психики, который в дальнейшем становится основой характера.

Когда зарождается личность

Особенности эмоциональной сферы дошкольника проявляются в осознании собственной личности, активности, деятельности и объективной оценке себя. В это же время формируется соподчинение мотивов. Оно указывает на то, что ребенок уже способен подчинить непосредственные побуждения более осознанным целям.

К чему приводит правильное развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника? Некогда безудержные эмоции и чувства становятся подчиненными мышлению.

Эмоциональная сфера претерпевает серьезные изменения с речевым и физическим развитием. Глобально переформатируются взгляды на жизнь, отношения с окружающим миром. Что делать родителям? Они должны понимать, что их ребенок — индивидуальность, становление которой проходит с постепенным подстраиванием.

Развитие волевой сферы дошкольника возраста 2-4 лет требует постепенного подхода. Важно осознавать, что в этом возрасте дети нередко проявляют весь спектр негативных эмоций громкими истериками, слезами и криками.

В возрасте 4-5 лет эмоциями правит желание независимости, однако сложные ситуации, усталость, эмоциональная перевозбудимость могут привести к тому, что в поведении ребенка будут прослеживаться черты, которые присущи более младшим сверстникам. Возникновение такой ситуации должно стать сигналом для взрослых, на ребенка навалилось слишком много, он не может этого вынести. Все что потребуется: утешение, ласка, забота и разрешение вести себя как маленькому.

Всегда ли плохое настроение ребенка должно вызывать тревогу родителей? Нет! Дошкольник подчинен чувствам, ему не под силу корректное и постоянное управление переживаниями.

Именно эта особенность объясняет постоянную смену настроения и целую гамму чувств, возникающую в короткий промежуток времени.

Разительный смех может сменяться горькими слезам и истерикой, такое поведение детей считается абсолютно нормальным.

Развитие стабильного эмоционального состояния напрямую зависит от социальных ситуаций. Изменения привычного уклада жизни и режима могут стать причиной возникновения аффективных реакций и страха. На неудовлетворение новых потребностей личность отвечает состоянием фрустрации, которая выражается яростью, агрессией и депрессией.

Условия успешного развития дошкольника

К чему может привести неправильное общение:

  1. Односторонняя привязанность к матери очень часто оборачивается ограничением потребности в общении с одногодками.
  2. Выражение родителями отчаяния по поводу и без него формирует в ребенке волнение и страх.

Необратимые процессы в психике запускает навязывание родительских эмоций. В данном случае ребенок и вовсе не замечает своих чувств. Когда постоянно спрашивают, нравится ли ему, что, например, похвалили на занятиях и обиделся ли он, что забрали машинку, то эти события и вовсе могут не вызывать ярких эмоций, но ему приходится их замечать.

Активное развитие эмоциональной сферы дошкольника проходит и при проведении специально организованной деятельности. Речь идет о музыкальных занятиях, уроках рисования, во время которых дети учатся испытывать чувства, возникающие на основе восприятия.

Интенсивное развитие эмоций происходит во время игры, которая для дошкольников является основным видом деятельности.

Стадии развития

Особенности эмоционально-волевой сферы у дошкольников различного возраста:

  1. От рождения до 1 года. Нормальной линией развития считается признание родителей, умение отличать близких людей и реагировать на их присутствие, мимику, голос.
  2. От 1 года до 3 лет. В этот временной промежуток формируется минимальный уровень самостоятельности и уверенности в себе. Коррекция эмоциональной сферы требуется, если ребенок сомневается в собственных силах, наблюдаются нарушения в двигательных навыках, слабо развита речь.
  3. От 3 до 5 лет. Эмоциональное развитие дошкольников проявляется в активном познании окружающего мира, живом воображении, подражании поведению и поступкам взрослых. Дополнительные обследования с корректирующими занятиями проводятся, если у ребенка наблюдается постоянная вялость, отсутствие инициативы, подавленность.
  4. От 5 до 7 лет. В это время в эмоциональной сфере ребенка зарождается выраженное чувство долга и стремление к достижению цели. Наблюдается достаточно быстрое развитие коммуникативных и познавательных навыков.

Способы развития эмоционально-волевых качеств

Для развития эмоциональной сферы активно используется 2 приема: песочная и сказкотерапия.

Второй метод своими корнями уходит в XVII век, однако до появления исследований В. Проппа и Р. Гарднера сказки были лишь забавой. С помощью сказок проводится интеграция личности, расширение сознания, развитие творческих способностей, формируются линии взаимодействия с окружающим миром.

Правильно подобранная сказка способна вызвать интенсивный эмоциональный резонанс и обратиться не только к сознанию ребенка, но и к его подсознанию. Особую актуальность метод обретает при работе с детьми с отклонениями в эмоциональной сфере, когда требуется создание эффективной ситуации общения.

Читайте также:  Этапы развития зрения у новорожденного ребенка по месяцам

Сказка выполняет несколько функций:

  • психологически готовит ребенка к сложным ситуациям;
  • позволяет примерить различные роли, оценить поступки и результат деятельности;
  • сделать выводы и перенести их в реальную жизнь.

Методы работы:

  1. Сказка-метафора. Образы и сюжет сказок побуждают в сознании свободные ассоциации, которые в дальнейшем должны активно обсуждаться и корректироваться педагогом.
  2. Не менее активный метод — рисование по мотивам сказок. В данном случае ассоциации выливаются в графическую форму, а не словесную.
  3. Сказка формирует понятие, что такое хорошо и плохо. На основе поступков и действий персонажей ребенок может вынести свой мотивированный вердикт поведенческой линии.
  4. Эмоции, вызванные сказкой, можно не только проговорить или нарисовать, но и проиграть, подключив мимику и интонации.
  5. Максимум творчества позволяет раскрыть переписывание, дополнение сказки, изменение ее концовки, добавление новых героев и персонажей.

Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста эффективно проходит и с помощью песочной терапии. К. Д. Ушинский утверждал, что самой лучшей игрушкой для ребенка является кучка песка. И это так. Игры с песком известны ни одному поколению. Песочная игра — это просто, доступно, удобно и многообразно.

Основное преимущество песка в том, что он дает возможность ребенку строить свой индивидуальный мир, представляя себя творцом, задающим правила игры. Простое пересыпание песка позволяет снять напряжение и успокоиться, лепка фигур развивает мелкую моторику, побуждает фантазию, поиск зарытых сокровищ стимулирует заинтересованность.

Развивающие игры с песком способствуют выявлению психологических травм и позволяют от них избавиться. Данный метод особенно эффективен при работе с детьми, у которых наблюдается недостаточность в вербальном аппарате и задержка развития.

Работа над EQ

EQ — международное сокращение, обозначающее эмоциональный интеллект. Под данным термином понимают способность ребенка осознавать свои эмоции, связывать их с желаниями и поступками. При низких показателях EQ наблюдается противоречивое поведение, недостаточный контакт со сверстниками, неспособность выразить свои потребности, агрессивность и страх.

Эффективные игры на развитие эмоционального (коммуникативного) интеллекта:

  1. «Довольный слон». Для проведения игры потребуются картинки с изображением мордочек животных. Ведущий поднимает карточку со схемой эмоции и просит найти картинку с животным, который испытывает то же чувство.
  2. «Пиктограммы». Необходимо заранее заготовить два набора карточек (разрезанный и целый). Разрезанные пиктограммы перемешиваются в общей массе, цель ребенка — собрать целый шаблон.

Второй вариант предполагает парную игру. Один из детей выбирает половину изображения и описывает ее своему собеседнику, цель — найти вторую половину картинки. При несовпадении необходимо дать объяснение, почему именно эта картинка была выбрана.

  1. «Как дела?». Наиболее простая игра, позволяющая определить настроение и эмоции детей с аффективным поведением. Нужно предложить ребенку из стопки карточек с изображением эмоций выбрать ту, которая соответствует его настроению (сейчас, час назад, вчера).
  2. «Испорченный телефон». Оригинальная игра по развитию эмоционального интеллекта, которую можно проводить с детьми старше 3 лет. Вся «телефонная сеть» закрывает глаза, бодрствующим остается только первое звено. Ведущий показывает ему эмоцию и предлагает передать следующему. Передача осуществляется только мимикой и жестами. После того как действие дойдет до последнего игрока, ведущий, начиная с конца, спрашивает о том, какая эмоция передавалась и почему, сложно ли было понять участника.

Игры на развитие эмоциональной сферы

Будучи включенными в игру дети обретают бесценный опыт моделирования жизненных ситуаций. Предлагается перечень наиболее интересных и универсальных игр, способствующих формированию и развитию эмоциональной и волевой сферы дошкольников.

«Угадай эмоцию»

Основная деятельность в игре направлена на активное изучение жестов и мимики, возникающих при проявлении той или иной эмоции. Благодаря ей ребенок учится распознавать чувства и настроение окружающих.

Для игры потребуются маски, изображающие различные эмоции. В возрасте 5-6 лет дети уже могут принять участие в изготовлении. Обязательно нужно изобразить восторг, грусть, удивление, радость, безразличие, испуг.

На одного из детей надевают маску (неизвестную ему), его задача — определить эмоцию на основе подсказок коллектива. В качестве подсказок можно использовать визуальное описание (положение губ, бровей) и ситуативное (эмоция возникает, когда…).

«Мимическая зарядка»

Улучшает способность корректно выражать эмоции и делать это в связке с вербальными и невербальными проявлениями, а также активизирует развитие эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста.

На карточках следует написать или изобразить эмоции (в зависимости от возраста детей) и попросить ребенка показать их в связке со сказочным героем: улыбнись, как Золушка; удивись, как Буратино…

«Актер»

Игра, направленная на формирование умения различать психологическое состояние людей, руководствуясь невербальными проявлениями.

Задание ребенку — изобразить с помощью жестов и мимики необходимую эмоцию. При этом часть его лица закрывается маской или листом бумаги. Задача команды отгадать изображенную эмоцию.

«Есть команда!»

Игра направлена на развитие способности быстро сосредотачиваться. Детям, марширующим под музыку, шепотом даются команды (присесть, поднять руки, взяться за плечи). Примечание: для игры выбираются только спокойные движения.

Развитие эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста — длительный и многогранный процесс, требующий всестороннего развития и согласованного действия всех участников (педагогов, воспитателей, психологов, родителей). Только при таком подходе достигается эмоциональное благополучие дошкольников, позволяющее формироваться успешной личности.

Источник: https://doshkolnik.net/stati/emotsionalno-volevaya-sfera-doshkolnika.html

Общая характеристика эмоционально-волевой сферы дошкольника

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника. Если говорить КРАТКО и ПОНЯТНО, то главное заключается в том, что научить ребёнка управлять эмоциями, переключать внимание, развивать волевые усилия в том числе силу воли, то есть учиться делать “правильно” “ЧЕРЕЗ НЕХОЧУ” и, как следствие – развитие самодисциплины, подготовка в обучению в коллективе (в школе) .

Развитие эмоционально-волевой сферы дошкольника – вещь непростая и требует от родителей и педагогов много внимания, терпения, любви к ребёнку и понимания его возможностей и потребностей. Большую помощь в этом могут оказать специальные развивающие игры.

Любая развивающая игра (по возрасту) позволяет направить энергию ребенка в нужное русло, выплеснуть агрессию и снять мышечное и эмоциональное напряжение.

Эмоциональное развитие дошкольника характеризуется следующим:

• эмоции проходят путь прогрессивного развития;

• деятельность – основа эмоционального развития;

• эмоциональные процессы играют важную роль в регуляции деятельности;

• онтогенез эмоций неразрывно связан с общим ходом психического развития;

• на развитие эмоций оказывают влияние все структурные компоненты психики (познавательные процессы, мотивационно-потребностная сфера, самосознание).

Содержание эмоционального развития и его возрастную динамику определяют “эмоциональные новообразования”, последовательно формирующиеся на различных этапах онтогенеза.

Совет

На протяжении дошкольного возраста происходит изменение содержания эмоций, трансформация эмоциональных переживаний, появляются новые эмоции и чувства, что связано с изменением содержания и структуры деятельности ребенка.

Под влиянием различных продуктивных видов деятельности, ознакомления с окружающей природой и музыкой развиваются эстетические эмоции, как способность воспринимать, чувствовать и переживать прекрасное в окружающей жизни и в произведениях искусства.

Под влиянием занятий и дидактических игр развиваются интеллектуальные эмоции: удивление, любопытство (любознательность), уверенность или сомнение в своих мнениях и действиях, радость от правильного решения задачи, которые способствуют совершенствованию познавательной деятельности дошкольника, ее способов и приемов.

В результате выполнения нравственных требований развиваются нравственные эмоции, играющие большую роль в личностном развитии ребенка и формировании его активной позиции в качестве субъекта деятельности.

18.Особенности эмоций, чувств и их проявление в период дошкольного детства.

Основные изменения в эмоциональной сфере у детей на этапе дошкольного детства обусловлены установлением иерархии мотивов, появлением новых интересов и потребностей.( А.Н. Леонтьев. Деятельность. Сознание. Личность.)

Чувства ребенка-дошкольника постепенно теряют импульсивность, становятся более глубокими по смысловому содержанию. Тем не менее остаются трудноконтролируемыми эмоции, связанные с органическими потребностями, такими как голод, жажда и т. д.

Изменяется и роль эмоций в деятельности дошкольника.

Если на предыдущих этапах онтогенеза основным ориентиром для него являлась оценка взрослого, то теперь он может испытывать радость, предвидя положительный результат своей деятельности и хорошее настроение окружающих.

Постепенно ребенком-дошкольником осваиваются экспрессивные формы выражения эмоций — интонация, мимика, пантомимика. Овладение этими выразительными средствами, кроме того, помогает ему глубже осознать переживания другого.

Обратите внимание

Свое влияние на эмоциональное развитие оказывает развитие познавательной сферы личности, в частности, включение речи в эмоциональные процессы, что приводит к их интеллектуализации.

На протяжении дошкольного детства особенности эмоций проявляются вследствие изменения общего характера деятельности ребенка и усложнением его отношений с окружающим миром.

Около 4-5 лет у ребенка начинает формироваться чувство долга . Моральное сознание, являясь основанием этого чувства, способствует пониманию ребенком предъявляемых ему требований, которые он соотносит со своими поступками и поступками окружающих сверстников и взрослых. Наиболее ярко чувство долга демонстрируется детьми 6-7 лет.

Интенсивное развитие любознательности способствует развитию удивления, радости открытий .

Эстетические чувства также получают свое дальнейшее развитие в связи с собственной художественно-творческой деятельности ребенка.

Ключевыми моментами эмоционального развития ребенка дошкольного возраста являются:

— освоение социальных форм выражения эмоций; — формируется чувство долга, получают дальнейшее развитие эстетические, интеллектуальные и моральные чувства;

— благодаря речевому развитию эмоции становятся осознанными;

— эмоции являются показателем общего состояния ребенка, его психического и физического самочувствия.

Для четкого понимания различий в эмоциональном развитии на разных этапах онтогенеза можно рассмотреть их сравнительную характеристику

19.Волевые процессы ребенка в дошкольном возрасте. Особенности формирования и развития воли.

В дошкольном возрасте происходит становление волевого действия. Ребенок овладевает целеполаганием, планированием, контролем.

Волевое действие начинается с постановки цели. Дошкольник осваивает целеполагание — умение ставить цель деятельности. Элементарная целенаправленность наблюдается уже у младенца. Он тянется к заинтересованной его игрушке, ищет ее, если она выходит за пределы его поля зрения. Но такие цели задаются извне.

В связи с развитием самостоятельности у малыша уже в раннем детстве (около двух лет) возникает стремление к цели, но достигается она только с помощью взрослого.

У дошкольника целеполагание развивается по линии самостоятельной, инициативной постановки целей, которые с возрастом изменяются по содержанию. Младшие дошкольники ставят цели, связанные со своими личными интересами и сиюминутными желаниями. А старшие могут ставить цели, важные не только для них, но и для окружающих.

В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом – их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы.

Важно

Соподчинение мотивов у дошкольника, как показали исследования А. Н. Леонтьева, первоначально происходит в непосредственной социальной ситуации общения со взрослым. В результате отдельные действия ребенка приобретают сложный, как бы отраженный смысл.

Примерно с трех лет поведение ребенка все чаще побуждается мотивами, которые, сменяя друг друга, подкрепляются или вступают в конфликт.

После трех лет интенсивно формируется произвольность в сфере движений. У дошкольника впервые овладение движениями становится целью деятельности. Постепенно они превращаются в управляемые, подконтрольные ребенку на основе сенсомоторного образа.

В три – четыре года познавательные задачи дети часто подменяют игровыми. Мотивы поощрения и взыскания наиболее действенны. Нравственные мотивы либо отсутствуют, либо незначительно влияют на исход борьбы мотивов.

Развитие произвольности связано с осознанием ребенком отдельных компонентов деятельности и себя в ходе ее выполнения. В четыре года ребенок выделяет объект деятельности и цель его преобразования. В четыре – пять лет нравственные мотивы свойственны значительной части детей. Управление своим поведением осуществляется под контролем зрения.

В пять – шесть лет дошкольники применяют некоторые приемы, чтобы не отвлекаться. К пяти годам понимают взаимообусловленность разных компонентов деятельности.

К шести годам опыт построения деятельности начинает становиться обобщенным. О сформированности произвольных действий можно судить прежде всего по активности и инициативности самого ребенка.

К шести – семи годам ребенок начинает более адекватно относиться к своим достижениям и видеть успехи других детей.

Совет

В шесть – семь лет дети сохраняют неподвижную позу достаточно долго, и это уже не требует от них непрерывного усилия.

В старшем дошкольном возрасте черты произвольности начинают приобретать психические процессы, протекающие во внутреннем умственном плане: память, мышление, воображение, восприятие и речь. К шести – семи годам

У детей четырех – семи лет наблюдается настойчивость и при решении умственных задач, которая постепенно возрастает. У старших дошкольников познавательные мотивы все больше отделяются от игровых.

В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стремление к самоутверждению и признанию, что обусловлено потребностью осознать свою личную значимость, ценность, уникальность. И чем старше ребенок, тем важнее для него признание не только взрослых, но и других детей.

Мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание, выражаются (в возрасте четырех – семи лет) в соревновательности, соперничестве. Дошкольники хотят быть лучше, чем другие дети, всегда добиваться хороших результатов в деятельности.

В пять – семь лет самоконтроль начинает выступать как особая деятельность, направленная на улучшение работы и устранение ее недостатков. Но все же дети легче контролируют сверстников, чем себя.

Читайте также:  В 3 года ребенок совсем не разговаривает – в чем причины и что делать?

Старшие дошкольники стремятся поддерживать положительные взаимоотношения со сверстниками и выполнять общую деятельность. Часто ребенок отказывается от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты.

Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.

Обратите внимание

В дошкольном возрасте, на основе самооценки и самоконтроля, возникает саморегуляция собственной деятельности. В дошкольном возрасте самоконтроль формируется в связи с осознанием правил, результата и способа действия, если ребенок сталкивается с необходимостью подробно объяснить свои действия, самостоятельно находить и исправлять ошибки.

На протяжении всего дошкольного возраста детей привлекают не способы выполнения деятельности, а ее результат.

Наиболее успешно самоконтроль развивается в ситуации взаимоконтроля дошкольниками друг друга. Ситуация взаимоконтроля дает стимул для освоения самоконтроля, который требует умения соотносить выполняемую деятельность с правилом.



Источник: https://infopedia.su/5×2707.html

Эмоциональное развитие ребенка раннего возраста

Родители стремятся к гармоничному развитию своего крохи. Вместе с физическим, интеллектуальным воспитанием малышей значимую роль в становлении личности играет эмоциональное развитие ребенка. Способность понимать, осознавать свои чувства, эмоции, а также чувства и эмоции окружающих, умение сопереживать — все это играет огромную роль при формировании личности малыша.

Эмоции, способность их распознавать, умение их контролировать — признак успешности человека. По последним данным, успешность человека в большей степени зависит именно от коэффициента эмоционального развития. Именно поэтому, школьники, получающие отличные оценки достаточно часто испытывают неудачи во взрослой жизни.

Понятие эмоционально волевой сферы

Эмоции — особый вид психологических состояний личности, проявляющихся как, настроения, чувства, ощущения, переживания. Они также отображают психологическое состояние личности по отношению к себе, к окружающей действительности, а также к происходящему вокруг. Развитие эмоционального интеллекта — залог гармоничного воспитания ребенка.

Эмоционально волевая сфера — это не только эмоции и их проявления. Она рассматривает содержание эмоций, их динамичное развитие, глубину, а также качество проявленных состояний. Эмоции оказывают влияние на мировоззрение крохи, на то, каким увидит мир малыш, как он будет воспринимать окружающую среду, выстраивать личностные отношения.

Эта сфера делится на следующие составные части:

  • Эмоции. Ребенок показывает свою реакцию на окружающую действительность. Эмоции могут быть положительными, позитивными — например, смех, радость, или отрицательными, негативными — страх, плач. Малыш может продемонстрировать и нейтральные, например, удивление.
  • Чувства возникают позже и являются реакцией на отношение крохи к конкретным людям или событиям, предметам. Проявление одного и того же чувства возможно в нескольких эмоциональных действиях.
  • Настроение — устойчивое эмоциональное состояние ребенка, зависящее от окружающей среды, здоровья крохи, успешности деятельности. Настроение может быть изменчивым или устойчивым по продолжительности. На настроение немалое влияние оказывает также темперамент, характер малыша. Хорошее, позитивное настроение стимулирует несмышленыша на результативную деятельность. Плохое настроение негативное влияет на психоэмоциональное состояние ребенка.
  • Воля — это способность малыша к сознательному контролю над своими действиями при достижении спланированной цели. Еще совсем кроха демонстрирует свою волю и целеустремленность, настойчиво собирая башню из кубиков, которые постоянно падают.

Как происходит эмоциональное развитие

Эмоциональное развитие дошкольников происходит под давлением внутренних и внешних факторов. Внутренние — это врожденные особенности личности крохи, присущие ему с рождения, такие как темперамент. Внешние факторы — семья малыша, окружающий его мир. Воспитательные методы, применяемые для развития детей, оказывают существенное влияние на развитие эмоционально волевой сферы малыша.

Правильное распознавание эмоций, передача их, совсем не является легким и простым действием для несмышленыша. Ребятня дошкольного возраста с легкостью отличает восторг, радость. А вот грусть или страх могут выделить, понять не все дошколята.

У ребятни до 5 — 6 лет главным для определения эмоционального состояния другого человека является мимика лица. Именно по выражению лица, кроха может определить, что чувствуют другие люди.

В более старшем возрасте, учась в школе, дошколята учатся сдерживать свои чувства, не демонстрировать явно свои переживания.

Теперь кроме мимики помочь с распознаванием эмоционального состояния личности малышам помогают жесты, пантомима.

Роль семьи очень важна при правильном, здоровом формировании эмоциональности крохи. Ведь именно в дошкольном возрасте у несмышленыша формируются, закрепляются основные аспекты эмоций. Прививать, развивать положительное отношение к окружающим, показывать на собственном примере важность позитивного настроения — все это в силах родителей.

Советы родителям

Давно замечено, что поощрение, похвала оказывают более сильное впечатление на психику крохи, стимулирует малыша к дальнейшему развитию.

Наказание, крики, оскорбления негативно сказываются на эмоциональном состоянии ребенка, отбивает желание добиваться чего-либо. Постоянные упреки, наказания вызывают резко негативную реакцию на взрослых.

Малыш или проявляет агрессивность в ответ или отказывается от любого проявления активности.

  • У дошколят преобладающими являются наглядные формы мышления. Распознавание эмоций, как они проявляются внешне малыш может изучать с помощью мультиков, спектаклей или прослушивания сказок. Крохе можно объяснить какие существуют положительные, а какие отрицательные эмоции, что они выражают. С использованием мимики продемонстрировать чем отличает испуг от радости, удивление от грусти.
  • Обратить внимание крохи не только на выражение лица, но и на интонацию голоса. Не стоит заставлять кроху прятать свои чувства, не показывать их. Учить, что негативные эмоции всегда плохие. Эмоциями необходимо научиться управлять, взятые под контроль, они помогут крохе лучше осознать себя как личность, более гармоничному формированию психической устойчивости ребенка.
  • Инстинкт самосохранения — это очень важное качество, особенно для детей. Это качество основано на контролируемом страхе за свою безопасность. Высказанное или показанное в корректной форме недовольство поступком, действием или конкретным человеком демонстрирует работу защитного механизма психики ребенка. Определить свои или чужие границы помогает обида крохи на нарушение личностного пространства. 
  • Сопереживание чувствам других, уважение формируется на наглядном примере значимых взрослых. Если папа кричит на пожилую женщину: куда лезешь старуха, ждать уважения к старшим от малыша не стоит. Да и сам отец не будет вызывать у чада уважения. Понимание, доверие близких людей формирует близость родителей и их чада.
  • Малыш не должен скрывать своих чувств, переживания от близких, родных людей. Внимательное отношение к чаду позволит добиться доверительности в семье. Взрослые смогут объяснить непоседе, как правильно подобрать эмоции, грамотно их использовать и развивать. Самое главное, родители научат кроху разбираться в чужих эмоциях.

Истерики дошколят могут быть большой проблемой для взрослых. Для гармоничного психического развития дошколят необходимо взять проявление истерик под контроль родителей.

Приступы истерики необходимо прекратить как можно раньше.

Потакание капризам, желание откупиться от проблем своих отпрысков, только усугубляют истерические проявления, способствуют формированию избалованного, эгоистичного чада.

Единственно верный способ избавиться от истерик, капризов подрастающего поколения — это полное игнорирование самой истерики. Не стоит упрашивать маленького человечка, обещать что-то взамен, идти на поводу капризов чада. Пока взрослые не перестанут реагировать на истерики, дошкольник будет манипулировать своими родителями.

На положительное развитие маленьких непосед оказывает влияние чувство собственной востребованности, значимости. Необходимо привлекать чадо к семейным делам, заботам.

Доверять маленькому человечку поливать цветы, помогать маме готовить или наводить порядок. Дошколята могут сами выбирать себе одежду, выбирать игру, в которую хотят поиграть.

Таким образом формируется самостоятельность, ответственность маленьких непосед.

Развитие эмоциональной коммуникативности

Понимание эмоционального состояния окружающих — это важный шаг к формированию коммуникативности у дошколят. Несмышленыши смогут научиться сопереживать, сочувствовать, дружить. Эмоциональное развитие дошколят тесно связано со взаимоотношениями со сверстниками, взрослыми, а также с различными жизненными ситуациями.

Дошколята еще не могут в полной мере управлять своими эмоциями, скорее чувства управляют поведением маленьких непосед. Для дошкольников очень важно возникновение, сохранение позитивных отношений с другими людьми. Кроха очень переживает, когда его не принимают в игру, высмеивают. Малыш очень ценит возникающие дружественные чувства, симпатии к ровесникам.

Внутренний мир формируется у крохи в дошкольном возрасте и является основой личности маленького человечка. Задача родителей, воспитателей помочь крохе развить его эмоции, научиться ими управлять. Неумение общаться, связано напрямую с отставанием в психическом развитии ребенка.

Важно

Чтобы чадо научилось самостоятельно принимать решения, родителям не стоит постоянно решать проблемы дошкольника. Если ваше чадо пришло к вам за помощью, не взваливайте все на свои плечи. Пусть непоседа учится самостоятельности. Поговорите с несмышленышем, выясните, что его волнует, обязательно узнайте, как маленький человечек собирается исправить неприятную ситуацию.

Увидев, что дошкольник сможет сам справиться с проблемой, похвалите его. Но, не стоит мамочке говорить: «лучше сделай как я скажу» или, например, « я сама разберусь». Такое воспитание приведет к инфантильности дошкольника, создаст проблемы в общении со сверстниками у вашего чада.

Эмоциональные нарушения

Маленький человечек консерватор по своей натуре, он не любит никаких резких изменений в привычном течении жизни. Изменение режима жизни, поступление в детский сад или перевод в новое дошкольное учреждение, разлад в семье, развод родителей — все это может привести к тому, что у непоседы возникнут серьезные эмоциональные нарушения.

Выделяются следующие виды причин нарушений эмоционально волевой сферы дошкольника:

  • тревожное состояние, вызванное перенесенными стрессами;
  • недостаточность близости, доверия со значимыми взрослыми;
  • отставание в сфере интеллектуального развития;
  • социально — бытовые;
  • влияние компьютерных игр, а также фильмов, не соответствующих возрасту маленького человечка.

Все эти нарушения проявляются следующим образом:

  • гиперактивность;
  • повышенная агрессивность, нежелание идти на компромисс;
  • аутизм. Замыкание дошкольника в собственный внутренний мир, уход от контактов с окружающим миром и другими людьми;
  • тревожность. Может сопровождаться нервными тиками, заиканиями, в тяжелой форме — у непоседы может проявиться энурез.

Все эти виды психических расстройств нуждаются в коррекции с помощью грамотных специалистов. Дома, в семье родители могут помочь своему чаду научиться справляться с эмоциями. Несмышленыши любят, доверяют родителям, прислушиваются к ним. Такое отношение дошкольника служит залогом успешной корректировки психических нарушений.

Как развить эмоционально волевую сферу

У карапузов игра — это основная деятельность. Когда несмышленыш играет, у него формируется понимание социума, правил поведения, коммуникативность, воля к достижению поставленной цели. Основная задача упражнений, заданий, чтобы игры на развитие эмоционально волевой сферы помогли маленькому человечку запомнить, осознать основные базовые эмоции, их значимость в жизни каждой личности.

В садике или дома с дошкольником можно поиграть в следующие игры на развитие эмоционально волевой сферы:

  • угадай сказку или мультик. С помощью мимики, жестов ведущий показывает героя, какой-либо сказки или мультфильма. Дошкольник по внешним выразительным проявлениям лица, движений должен определить, кого именно изображает ведущий;
  • угадай, кто ты. В эту игру лучше играть небольшой группой. Каждому участнику по очереди раздать маски, изображающие радость, грусть, смех, страх, горе. Дошкольник, которому одели маску, не должен знать, что изображено на ней. По мимической подсказке тех, кто играет в группе, непоседа должен определить, какую эмоцию выражает данная маска;
  • мимическая гимнастика. Такой гимнастикой может заниматься с чадом и мамочка дома. Можно по очереди с непоседой изображать, как сердиться Карабас-Барабас, засмеяться как Буратино, изобразить строгую Мальвину или печального Пьеро. Тему для такой гимнастики может подсказать любая сказка или мультик; 
  • уходи злоба и ненависть. Иногда агрессивному дошкольнику необходимо выплеснуть свой негатив. Часто агрессивность выплескивается на сверстников или родителей. Для снятия излишней агрессивности можно поиграть следующим образом. Выделить место для игры, можно на полу. На пол постелить чистый коврик, разложить мягкие игрушки или подушки. Дошкольник должен лечь на пол, закрыть глаза, устроить «истерику» — колотить руками и ногами по полу, кричать «уходи злоба».

Любая игра должна помочь вашему чаду стать крепким, здоровым и не только физически, но и психически устойчивым.

Во взрослой жизни несмышленышам придется столкнуться с различными ситуациями, не всегда приносящими хорошее настроение. Дети должны уметь контролировать свои эмоции, сопереживать, сочувствовать.

Душевно черствые люди никогда не добиваются успеха. У них могут быть деньги, но не будет любящей семьи, которая всегда поддержит друг друга.

Источник: https://pups.su/vospitanie/emotsionalnoe-razvitie-rebenka.html

Развитие эмоционально-волевой сферы у детей дошкольного возраста

Эмоционально-волевая сфера человека развивается, изменяется на протяжении всей его жизни. Дошкольное детство – особый в этом отношении период.

Читайте также:  Распорядок дня 4-месячного ребенка

Это время, когда эмоции господствуют над всеми другими сторонами жизни ребенка, когда он находится как бы в их плену: у дошкольников чувства преобладают над всеми сторонами жизни, им не всегда удается управлять своими переживаниями, контролировать собственное поведение.

Анализ психолого-педагогической литературы и наблюдения за детьми свидетельствуют о влиянии эмоционально-волевых проявлений на успешность деятельности. Часто ребенок, захваченный своими переживаниями, упускает из вида цель деятельности и способ ее выполнения, не соблюдает правила игры, нормы общения со сверстниками.

На занятиях физической культурой эта проблема особенно актуальна, так как ребенок не только не достигает необходимого уровня физического развития, но и возникает риск не выполнения требований безопасности, травмирования ребенка.

Между тем, организация физического воспитания предоставляет широкие возможности не только для освоения основных видов движений, развития физических качеств дошкольников, но и развития их эмоционально-волевой сферы.

Об актуальности данной задачи говориться и в целевых ориентирах, представленных в ФГОС дошкольного образования: на этапе завершения дошкольного возраста ребенок способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты; способен к волевым усилиям, может следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах деятельности, во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены.

В психологической литературе эмоциональная устойчивость ребёнка дошкольного возраста рассматривается как один из базовых компонентов психического здоровья и индивидуальная характеристика эмоциональной сферы, выражающаяся в адекватности эмоционального реагирования ребёнка при взаимодействии с окружающей действительностью.

В период дошкольного детства развитие идет как никогда бурно и стремительно. Получают определенное развитие все стороны психики ребенка, тем самым закладывается фундамент для дальнейшего роста. Одним из основных направлений психического развития в дошкольном возрасте является формирование основ личности.

Ребенок начинает осознавать свое «Я», свою активность, деятельность, начинает объективно себя оценивать. Образуется соподчинение мотивов: возможность подчинить свои непосредственные побуждения осознанным целям. Малыш научается в определенных пределах управлять своим поведением и деятельностью, предвидеть ее результат и контролировать выполнение.

Совет

Усложняется эмоциональная жизнь дошкольника: обогащается содержание эмоций, формируются высшие чувства.

Маленький ребенок не умеет управлять эмоциями. Его чувства быстро возникают и так же быстро исчезают. С развитием эмоциональной сферы у дошкольника чувства становятся более рациональными, подчиняются мышлению. Но это происходит, когда ребенок усваивает нормы морали и соотносит с ними свои поступки.

Вся жизнь ребенка подчинена его чувствам. Управлять своими переживаниями он еще не может. Поэтому дети гораздо больше подвержены переменам настроения, чем взрослые, они способны пережить целую гамму чувств и волнений за необычайно короткий промежуток времени.

Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками и взрослыми, в игре, насыщенной переживаниями, в специально организованной взрослым деятельности дети также учатся испытывать определенные чувства, например, в беседе после чтения сказки, стихотворения, слушании музыки и т.д.

Дошкольный возраст – это период первоначального складывания личности, период развития личностных механизмов поведения.

Главная цель развития личности – реализация ребенком своего «Я», а также переживания себя в качестве социального индивида – успешно может решаться в процессе занятий физическими упражнениями в детском саду.

Ребенок оценивает свое «Я» по непосредственным усилиям, которые он приложил для достижения поставленной цели. В связи с развитием самооценки развиваются такие личностные качества, как самоуважение, совесть, гордость.

В сложных действиях проявляется воля ребенка – преодоление препятствий при достижении поставленной цели. Действенными факторами воспитания воли дошкольника могут служить условия, побуждающие к преодолению трудностей.

Обратите внимание

Особенно ценными в этом отношении являются подвижные и спортивные игры, физические упражнения, основанные на продолжительном и многоразовом повторении однообразных двигательных действий. При их выполнении требуется выполнять волевые усилия для преодоления постепенно растущего физического и эмоционального напряжения.

Большое значение имеют применения методов стимулирования волевых усилий, контроль и учет степени развития волевых качеств.

Двигательная деятельность активизирует нравственное развитие личности ребенка. Прежде всего, она способствует формированию таких положительных личностных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи, дружеской поддержки, чувство справедливости, честности, порядочности.

Это ярко проявляется в играх и игровых упражнениях, выполнение которых ставит ребенка перед необходимостью вступить в контакт со сверстником, оказать помощь в выполнении двигательного задания, найти оптимальные варианты согласований действий.

Педагог показывает зависимость общего результата от выполнения каждым ребенком определенных действий, от доброго и справедливого отношения к товарищам (помочь товарищу, если он не может выполнить правила игры, использовать вежливые формы предложения услуг, замечаний).

Наличие игрового момента способствует поддержанию у всех детей интереса к выполнению общей двигательной задачи, без чего невозможно достичь умения видеть другого, действовать с ним. Взаимная ответственность обеспечивает ребенку возможность самоутверждения, развивает уверенность, инициативность, формирует чувство товарищества.

Таким образом, занятия физической культурой – важный фактор формирования личности ребенка дошкольника. Таким образом, изучив литературу по данной теме, мной был разработан определенный план деятельности, который способствует развитию эмоционально-волевой сферы дошкольников через игры с правилами. [ 7, с.34 ]

Важно

Дошкольный возраст, по определению А.Н.Леонтьева – это «период первоначального фактического склада личности». Именно в это время происходит становление основных личностных механизмов и образований, определяющих последующее личностное развитие.

Развитие эмоционально-волевой сферы личности является сложным процессом, который происходит под воздействием ряда внешних и внутренних факторов. Факторами внешнего воздействия являются условия социальной среды, в которых находится ребёнок, факторами внутреннего воздействия – наследственность, особенности его физического развития.

Возраст 7 лет сопровождается более глубоким осознанием своих внутренних переживаний на основе формирующегося опыта социального общения. В этот период закрепляются позитивные и негативные эмоциональные реакции. Например, различные реакции страха или уверенности в своих возможностях.

Таким образом, к старшему дошкольному возрасту у ребенка складываются основные личностные характеристики. Потребности, интересы и мотивы обусловливают поведение, целенаправленную деятельность и поступки ребенка.

Успех в достижении желаемых для ребёнка целей, удовлетворение или неудовлетворение их наличных потребностей определяют содержание и особенности эмоциональной и волевой жизни детей старшего дошкольного возраста.

Эмоции, особенно положительные, определяют эффективность обучения и воспитания ребенка, а волевое усилие оказывают влияние на становление любой деятельности дошкольника, в том числе и психического развития.

В дошкольном возрасте желания, побуждения ребенка соединяются с его представлениями, и благодаря этому побуждения перестраиваются. Происходит переход от желаний (мотивов), направленных на предметы воспринимаемой ситуации, к желаниям, связанным с представляемыми предметами, находящимися в «идеальном» плане.

Еще до того, как дошкольник начинает действовать, у него появляется эмоциональный образ, отражающий и будущий результат, и его оценку со стороны взрослых. Если он предвидит результат, не отвечающий принятым нормам воспитания, возможное неодобрение или наказание, у него возникает тревожность – эмоциональное состояние, способное затормозить нежелательные для окружающих действия. [ 4, с.32 ]

Мотивы дошкольника приобретают разную силу и значимость. Уже в младшем дошкольном возрасте ребенок сравнительно легко может принять решение в ситуации выбора одного предмета из нескольких.

Совет

Вскоре он уже может подавить свои непосредственные побуждения, например не реагировать на привлекательный предмет. Это становится возможным, благодаря более сильным мотивам, которые выполняют роль «ограничителей».

Интересно, что наиболее сильный мотив для дошкольника – поощрение, получение награды. Более слабый – наказание (в общении с детьми это в первую очередь исключение из игры).

Еще одна линия развития самосознания – осознание своих переживаний. Не только в раннем возрасте, но и впервой половине дошкольного детства ребенок, имея разнообразные переживания, не осознает их.

В концедошкольного возраста он ориентируется в своих эмоциональных состояниях и может выразить их словами: «я рад», «я огорчен», «я сердит».
Развивая эмоциональную сферу своего ребенка, обогащайте активный словарь словами, обозначающие эмоциональные состояния. Помогут вам в этом герои сказок и мультфильмов.

Беседуйте о том, какие эмоции испытывают герои в той или иной момент, как меняется их настроение и почему. [ 2, с.105 ]

Называя эмоциональное состояние, точно определяйте его словесно: «радость», «удивление», «грусть» и т.д. запомните сами и объясните ребенку: чувства не делятся на «хорошие» и «плохие». Злость иногда помогает вскрыть недовольство чужим поведением или собраться и справиться с тем, что давно не получалось. Страх не дает забывать о правилах безопасности и поэтому позволяет быть осторожным.

Научите ребенка разделять чувства и поступки: нет плохих чувств, есть плохие поступки: «Владик рассердился на тебя, ударил. Он поступил нехорошо. Он не нашел подходящих слов, чтобы выразить свое недовольство».

С уважением отнеситесь к чувствам малыша: он, как и взрослые, имеет право испытывать страх, гнев, грусть. Не призывайте его отказаться, например, от проявления гнева: «Не смей грубить мне!». Лучше помогите ему понять свое состояние: «Я понимаю, ты сердишься на меня из-за того, что я занималась с твоим маленьким братом».

Обратите внимание

Педагоги могут организовать свою работу по развитию мира эмоций более последовательно и системно.

Начать эту работу можно со знакомства детей со своеобразным эмоциональным букварем, т.к. рассказать другим о чувствах, сделать их понятными можно не только с помощью слов, но и особого языка эмоций: мимики, жестов, поз, интонации. Педагогу нужно учить детей пользоваться языком эмоций как для выражения собственных чувств и переживаний, так и для лучшего понимания состояния других.

Педагог может использовать известный ему литературный материал. Вспоминая героев произведений, их переживания, дети сопоставляют их с личным опытом. Впоследствии это поможет им разобраться в непростых жизненных ситуациях.

Таким образом, дошкольное детство – период познания мира человеческих отношений. Играя, он учится общаться со сверстниками. Это период творчества. Ребенок осваивает речь, у него появляется творческое воображение. Это период первоначального становления личности.

Необходимо изыскать способы и средства для введения систематической работы по формированию и коррекции эмоциональной сферы ребенка. Задачи воспитателей – обеспечить разностороннее развитие детей. Достигнуть положительных результатов возможно лишь при тесном сотрудничестве и комплексном подходе в работе воспитателей и родителей.

Основную работу обучения и воспитания осуществляют педагоги на занятиях и в режимных моментах. С родителями педагоги обсуждают успехи или трудности ребенка в обучении. Основными методами на таких занятиях выступают: создание игровой ситуации, эмоциональной атмосферы, привлекающей внимание к изображаемому предмету, явлению, показ и формирование навыков и умений, обследование предмета.

В процессе обследования, наблюдения происходит сочетание восприятия предмета со словесным обозначением предметов, явлений, их свойств, и отношений (название цветов, геометрических форм, величин, пространственных отношений).

Таким образом, для коррекции развития эмоционально-волевой сферы дошкольников требуются специально разработанные формы работы, учитывающие возрастные и личностные особенности дошкольников, тщательный отбор и адаптация используемого материала.

Важно

Для определения эмоционального состояния ребенка можно использовать тесты на уровень тревожности, тест по самооценке, а также простой рисуночный тест, с помощью которого можно определить настроение, тревожность, агрессивность ребенка.

Психолого-педагогические принципы развития эмоционально-волевой сферы. Работа с детьми 3-6 лет по развитию эмоционально-волевой сферы должна базироваться на следующих принципах:

1. Единство социального, эмоционального и физического компонентов. Главным составляющим компонентом в отношениях между людьми являются эмоции, чувства и социальный мир ребенка, который не может существовать отдельно от их, а использование физических упражнений, и в частности подвижных игр, является один из наиболее рациональных путей для развития этих сфер.

2. Безоценочность. Любая оценка направлена на осознание уровня развития собственных качеств, достоинств и недостатков.

Вместе с тем, чтобы не вызывать негативных эмоциональных состояний в процессе занятий с детьми дошкольного возраста, должна осуществляться минимизация речевых обращений и переход к невербальным средствам 5 общения (мимика, пантомимика, жесты), которые будут способствовать безоценочному взаимодействию.

3.Присутствие соревновательного момента. При проведении игр необходимо использовать интерес детей к соревнованиям. В подвижных играх у детей 3-4 летнего возраста соревновательный момент отсутствует.

В силу возрастных особенностей фиксированность на собственных качествах, порождающая демонстративность, соперничество и ориентацию на оценку окружающих в данном возрасте нежелательна.

Однако необходимо постепенно к 5-6 летнему возрасту вводить в образовательный процесс игры с соревновательной направленностью, которые развивают волевые качества личности.

4. Чувство общности и эмпатия является тем фундаментом, на котором строится социально-нравственное отношение к людям. Именно это отношение порождает сочувствие, сопереживание и содействие. [ 25, с.6 ]

Источник: https://cyberpedia.su/4xab8d.html

Ссылка на основную публикацию