Основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

Сенсорное воспитание детей дошкольного возраста

Человек познает окружающий мир с первых минут своей жизни. Первоначальным источником являются ощущения, которые человек испытывает. Он воспринимает окружающий мир, используя органы чувств. У одних людей они развиты в достаточной мере, у других — не совсем.

Потому сенсорное воспитание детей дошкольного возраста – важный этап обучения независимо от того, посещает ребенок детский сад или нет. Некоторые ученые убеждены, что в этом возрасте сенсорное воспитание является наиболее значимым, основным видом воспитания.

Ощущения и восприятие

Определение означает направленное влияние на сознание, эмоции, формирование ощущений, представлений, развитие мыслительной деятельности с их последующим усовершенствованием. Ощущения относятся к самому простому способу познания окружающей среды.

Познавательный процесс отражается в виде влияния на органы чувств различных свойств отдельных предметов. Испытываемые ощущения – самый эффективный источник информации, чтобы узнать не только мир, но и свои умственные и физиологические возможности.

Дошкольник познает мир и себя через явные свойства предметов. Он учится определять форму, цвет, положение предмета в пространстве, учится различать запахи и вкус. Существуют другие формы познания – умение мыслить, фантазировать, запоминать.

Данные формы — следствие умственной обработки полученных образов.

Человечеству известны пять типов ощущений:

  • Тактильные ощущения – осязание, в котором задействованы рецепторы кожных покровов. Например, ощущение разницы между теплом и холодом, ощущения боли, давления.
  • Обоняние позволяет человеку различать запахи.
  • Ощущение вкуса – малыш с первых дней чувствует кислое, соленое, сладкое, горькое, не имеющее вкуса. Человек способен отличить четыре варианта вкуса. 
  • Восприятие звука – слуховые ощущения. Он учится отличать искусственные источники звука от природных. При этом слуховые и зрительные ощущения считаются наиболее значимыми.
  • Зрительное восприятие помогает уловить контрасты между цветовыми оттенками, а также отличать темноту от света и так далее.

Восприятие и ощущения имеют отличия. Последние ложатся в основу восприятия. Восприятие является суммарным итогом свойств предметов при непосредственном их влиянии на органы чувств.

Значимость сенсорного воспитания

Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста актуально как в дошкольных учреждениях, так и дома.

Обеспечивая малыша потоком новых и разнообразных внешних впечатлений, взрослые заботятся о последующем его интеллектуальном развитии.

Обратите внимание

От полноты предоставленной информации зависит как физическое, так и эстетическое развитие. При ограниченном количестве такой информации возможны задержки в развитии.

Значимость такой формы воспитательного, образовательного процесса невозможно недооценить. С каждым годом развития маленького человечка сенсорное воспитание усложняется. Независимо от степени сложности и принимаемых эталонов, о которых будет сказано чуть позже, сенсорное воспитание имеет определенное значение в жизни человека:

  • Оно является базовой формой для умственного, физического и эстетического развития.
  • Приводит в порядок непоследовательные представления детей об окружающем мире.
  • Развивает навыки наблюдения.
  • Формирует базу для развития воображения.
  • Оказывает положительное воздействие на эстетическое восприятие.
  • Активизирует внимание.
  • Помогает ребенку изучить и овладеть новыми способами познания мира.
  • Помогает усвоению новых знаний, полученных в школе.
  • Подготавливает к реальной жизни.

Кроме того, уделяя этому аспекту больше внимания, взрослые помогают малышу развить его речевые навыки.

Формирование цветового понимания

Одной из задач педагогов и родителей является объяснение малышам дошкольного возраста сенсорных эталонов. Сенсорная культура – целая система, наработанная человечеством. Это совокупность действий, направленная на гармоничное развитие всех органов чувств. Для развития каждого ощущения имеются свои средства. Обусловливающими факторами предмета являются его габариты, контуры и расцветки.

Эталоны цвета. Понимание отличается тем, что оно не может быть обусловлено изучением методом проб и ошибок, которое может быть применено при изучении формы или величины предмета. Цвет можно только увидеть и распознать. Воспринимать окрас можно при помощи зрительной ориентировки.

  1. Примерно с одного года и до двух лет малыш различает не более двух цветов. По мере вырастания ребенок уже должен уметь отличать от четырех и более цветовых оттенков. Вначале он должен научиться распознавать и делить предметы. Отождествление цвета включает в себя навык нахождения предметов аналогичного цвета. Например, для начала можно выбрать игрушки, предметы только синего и желтого окраса. Их распознают первоначально. Взрослый выбирает предмет синего цвета и просит малыша найти другой, такой же.
  2. На втором этапе, являющимся более сложным, ребенка учат выбору цвета по его названию. Взрослому необходимо предоставить словесные обозначения цветов. В этом поможет дидактический, игровой способ. Например, нужно отсортировать предметы только одного цвета.
  3. Третий этап включает в себя ряд действий, при которых ребенок должен сам назвать цвет. При этом периодически взрослый должен помогать ему, называя затруднительные цвета, но просить повторить малыша вслед за ним. Например, можно не называть полностью наименование, а произнести первую букву, как бы подсказывая.
  4. На четвертом этапе к имеющимся уже знакомым цветам добавляют дополнительные.
  5. Пятый этап акцентирует внимание на обобщении предметов по цветовому признаку. Научить этому можно также в игровой форме, при помощи простого вопроса: «Что бывает такого же цвета?» и так далее.
  6. Эффективное применение полученных знаний. Теперь можно обобщать, обозначая. Например, трава, листва бывает зеленой, огурец – зеленый, лимон – желтый.
  7. Ребенок должен уметь сопоставлять цвета, сочетать их оттенки, то есть совершать ряд действий. Можно показать картину, на которой использовались не более пяти основных цветов. На изображении могут присутствовать их оттенки. Например, черный – серый. Определить схожесть и различия помогут игры в виде таблицы, в каждом столбике которой изображены предметы различных цветов и оттенков. Задача для малыша – разделить их по цветам, обращая внимание на оттенки.

Понимание формы

Восприятие формы предмета, его величины образуется только после многократной практики. Теория здесь практически бесполезна. Выполнение нескольких действий включает в себя:

  • сравнение вещей между собой;
  • находить подходящую форму, размер;
  • уметь выделять предмет по признаку, который будет его отличать от других.

Процесс обучения включает в себя объяснение. Дошкольнику на простом и понятном для него языке нужно объяснить значение формы, величины. Например, формой называют очертания, контуры предмета.

Обязательно уточнить, что практически все вещи из окружающего мира имеют свою форму.

Она может быть простой, сложной, состоять из одной или нескольких частей, иметь легко узнаваемые очертания или иметь своеобразную конструкцию.

Последовательность действий для изучения форм аналогична порядку изучения цвета:

  • Малышей знакомят с простыми формами. Для начала это круг, квадрат, треугольник.
  • Далее их знакомят с названием форм.
  • Ребенок теперь должен сам назвать знакомые ему формы.
  • Мыслительная часть обучения состоит из того, что малыш должен сам разобрать какой-либо предмет по форме и попытаться составить из этих частей другой предмет. Делать он это должен в уме.

Чтобы кроха научился адекватно распознавать имеющиеся формы, можно предложить ему поиграть в пазлы-вкладыши. Сопоставлять отдельные элементы помогают конструкторы, сортеры. Можно задействовать тактильные ощущения, ощупывая и описывая предмет. Эффективна методика обучения, если обводить фигуру карандашом.

Понимание величины

С величиной немного сложнее. Если формы могут иметь четкие геометрические очертания, то понятие «величина» может быть абстрактной. К этому параметру относятся длина предмета, размер, объем, ширина, толщина, высота и другие параметры. Потому признак величины является относительным и может определяться на глаз.

Педагоги советуют начать обучения с каждого отдельного параметра. Обучение проходит с применением тактильных ощущений, примерки, прикладывания, группирования объектов по определенным признакам.

Примерное содержание знакомства с величиной состоит из нескольких практических этапов:

  1. Сравнение объектов только по одному отличительному признаку. При этом предметы должны иметь одинаковую форму и быть одного цвета. Отличие в их размерах, которая должна быть не менее трех сантиметров. На первом этапе важно научить ребенка таким понятиям, как «большой», «средний», «маленький». 
  2. На втором этапе идет обучение практическому навыку сопоставления геометрических фигур и умению их изображать на плоскости при помощи рисования. Для начала можно попросить ребенка отделить большие кубики от маленьких. Затем продолжить, но уже с предметами треугольной, шаровидной форм.
  3. Далее можно предложить ему отсортировать различные по форме предметы по их размерам. В этом случае форма не имеет значения. Например, треугольники и квадраты идут в одну сторону, так как имеют одинаковый размер, а другие, квадраты и круг — в другую. Исследование предметов по размеру можно проводить при помощи сортеров, где в основной конструкции имеются отверстия, в которые необходимо вставить нужный предмет.
  4. Развитие мысленного, зрительного восприятия помогает сориентироваться в контрастных размерах.

Целенаправленный, систематизированный подход поможет обучить ребенка простым, но в то же время жизненно важным знаниям. Процесс обучения должен проходить постепенно, от одного этапа к другому.

Вначале практика, затем знакомство с эталонами, которых в сенсорном воспитании несколько, затем — к самостоятельному определению форм и размеров, а потом — к умственным манипуляциям с тем или иным предметом.

Природа – главный помощник

Средства сенсорного воспитания детей различны. К сожалению, многие методики перестали практиковаться. Некоторые исследователи утверждают, что применения методов старой и новой школ в изучении сенсорных эталонов способствовало бы лучшему развитию.

Развитие тактильных ощущений может осуществляться не только с применением искусственных материалов, но и природы.

Гуляя с малышом, дайте ему возможность побегать по травке, залезть в лужу, слепить снежок из снега, почувствовать дуновение ветра и многое другое. Младший дошкольный возраст очень восприимчив к новым ощущениям.

Они остаются с человеком на всю жизнь, вызывая во взрослой жизни ассоциации детства. Какими они будут, зависит от родителей малыша.

Лето богато на обилие цветов и ароматов. Именно летом можно играть с песком, что хорошо развивает мелкую моторику. Вода благотворно влияет не только на общее физическое состояние, но и знакомит детей с новыми ощущениями, понятием «жидкость».

Сбор ягод поможет закрепить знания на величину, форму и цвет. Если добавить в песок воды, то можно познакомить кроху с новыми ощущениями, ведь песок может быть как сухим, так и влажным.

Изначально дети учатся определять свойства предмета тактильно, в старшем дошкольном возрасте, они задействуют уже зрительное восприятие и проводят собственный анализ.

Важно

Осень – оптимальное время года для развития сенсорики. К летним ароматам прибавляются дополнительные запахи, изучается богатая палитра цветов. Лето, осень — время собирать первый гербарий.

Явления природы идеальны для развития временной ориентации. Вначале дети учатся чувствовать смену сезонов, затем они интуитивно определяют время суток, дни недели и месяцы. В возрасте шести лет ребенок уже должен иметь в этом навыки. В это же время можно рассказать малышу о возникновении погодных условий: почему идет дождь, снег и так далее.

Творческий этап

С детьми нужно проводить как можно больше творческих занятий. Рисование, лепка, аппликации и многое другое призваны воспитывать в маленьком человечке исследовательскую деятельность.

Прежде чем изобразить какой-либо предмет, можно для начала разобрать его по признакам, опираясь на имеющийся опыт. Многие педагоги советуют перед тем, как нарисовать что-либо, вначале слепить это. Данный подход способствует более четкой передаче предмета на бумаге.

Как правильно исследовать предметы?

Существует рациональный способ обследования предмета. Это основа — пусть малыш:

  • расскажет о предмете в общих чертах;
  • мысленно расчленит предмет на части и выделит его основные признаки (размер, форма, цвет);
  • поймет соотношение частей: какой элемент с какой стороны расположен;
  • разберет мысленно на части более мелкие элементы;
  • в качестве закрепления даст определение предмету в общих чертах.

В этом возрасте обязательно нужно использовать несколько видов дидактического материала. Для дошкольников это игры, мозаики, шнуровки, различные виды конструкторов.

Трудовая терапия

Постепенно вводя в распорядок дня новые обязанности по дому, можно продолжить обучение сенсорному восприятию. Например, кроха помогает готовить? Почему бы не дать ему попробовать овощи или фрукты, попросив определить их вкус, и таких вариантов много.

Читайте также:  Как правильно играть в пальчиковые игры железновой и чем они полезны

Жизнь постепенно обучает человека новым навыкам. Процесс обучения продолжается всю сознательную жизнь, но насколько удачным будет восприятие новых ощущений, зависит от родителей, которые познакомили ребенка с азами познаний.

История познания мира начинается с первых минут появления на свет. Для полного ощущения жизни необходимо уметь развивать свое слуховое, зрительное, тактильное восприятие, а также задействовать обоняние и вкусовые рецепторы.

Большинство вышеперечисленных занятий активно практикуют в дошкольных учреждениях, но ведь ребенок идет в детский сад лишь в 3 года, а до этого времени занятия необходимо проводить дома.

Источник: https://pups.su/vospitanie/sensornoe-vospitanie.html

Теоретические основы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста

СЕНСОРНОЕ ВОСПИТАНИЕ – система целенаправленннх педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания я совершенствование ощущений и восприятия,

Сенсорное воспитание является центральной проблемой на протяжения целых эпох развития дошкольной педагогики. Внимание на эту проблему впервые направил Я.А.Коменский в I7 веке.

Он словесному воспитанию противопоставил воспитание деятельное. Считал необходимым организовать восприятие явлений окружающего мира детьми с помощью всех органов чувств.

Совет

Свои взгляды на эту проблему он отразил в своем труде “Мир чувственных вещей в картинках”.

Большое значение накоплению чувственного опита детей уделял И.Г.Песталоцци. В своей книге “Азбука зрительного восприятия” он пробует опираться на чувственный опыт ребенка, учитывает роль этого опыта я овладении счетом.

Первую резвернутую систему сенсорного воспитания дошкольников предложил Фридрих Фребель (1-ая половина 19 в.). Он создал пособие “Дары Фребеля”, которое имело 6 даров (шары, кубы, цилиндры, плитки и др.

) Использование этого пособия способствовало развитию у детей строительных навыков, формировало представления о форме, величине, пространственных отношениях, количестве.

Ценная черта “даров” -последовательность в ознакомлении детей с геометрическими формами, сама мысль о строительном материале.

К сильным сторонам этой системы следует отнести включение задач сенсорного воспитания в общие задачи умственного развития ребенка, признание роли самого ребенка в умственном и сенсорном развитии, обеспечение систематического руководства этой деятельностью со стороны педагога.

Недостатком “даров” является абстрактность, сухость, формализм материала, ограниченность всей системы сенсорного воспитания, практически несвязанной с живой действительностью, что ограничивало кругозор детей и свободу творчества.

Мария Монтессори создала четкую продуманную систему сенсорного воспитания, которая к до сих пор является основой программ в дет. саду за рубежом. Она считала, что нельзя научить ребенка правильно мыслить, если он сам не будет упражняться в правильном мышлении. В этих целях должна использоваться система сенсорных упражнений.

Для того чтобы научить ребенка мыслить, необходимо научить его правильно сравнивать и группировать, т.е. правильно различать. Для развития чувства осязания, веса, размера, зрения, слуха, ритма и т.д. по ее методике были изготовлены предметы (дощечки, кубики, цилиндры, пластинки) из различного материала.

Ребенок должен был, например, вставлять бруски и цилиндры разных размеров в соответствующие отверстия или на ощупь, с завязанными глазами) определить свойство материала и его конфигурацию, назвать, из какого материала сделан предмет и что это за предмет. Отношение к ее педагогическим идеям и опыту не было однозначным ни в зарубежной, ни в русской педагогике. Так, Е.Н.Водовозоваи Е.И.

Обратите внимание

Тихеева, критически оценивая практику воспитания в “Доме ребенка”, указывали на такие недостатки, как отсутствие живой свободной речи, свободных коллективных игр.

Овид Декроли идее тренировки органов чувств противопоставил возможность воспитания у детей “правильного отношения к впечатлениям от окружающей жизни”. Он создал систему дидактических игр, обеспечивающих сенсорное развитие детей. В отличие от Фребеля он использовал в играх детей не геометрические тела, а предметы окружающего мира.

Разработал обстоятельную методику проведения сенсорных игр. Например, детям предлагались предметы разной формы (ключ, волчок, ложка, чашечка, отвертка, мячик, наперсток, монетка и др.), сложенные в ящик, с тем чтобы они осмотрели и ощупали предметы (т.е. получили таким образом множество впечатлений, которые бы послужили основой для составления понятия о форме).

Затем следовало перебрать те же предметы с завязанными глазами и назвать их. Было установлено, что ребенку легче запомнить название натурального предмета, нежели назвать его изображение на картинке. Он делает вывод, что игры являются средством сенсорного и духовного развития ребенка.

Эта идея раскрыта в его сочинении “Возбуждение умственной и двигательной анергии посредством воспитательных игр”.

Огромный вклад в разработку проблемы сенсорного воспитания дошкольников внесла Е.И.Тихеева.

Она считала возможным лишь в отдельных случаях применять специальные упражнения по так называемой “умственной ортопедии”, которые при умелом руководстве могут содействовать развитию у детей утонченности восприятия, воспитывать выдержку, волю, наблюдательность и др.

Эти упражнения должны связываться с практическими занятиями и играми, проводимыми в детском саду; их следует постоянно разнообразить.

Она создала свою оригинальную систему дидактических материалов для развития органов чувств, построенную на принципе парности и состоящую из различных знакомых детям предметов (две чашечки, две вазочки разных размеров, цветовой окраски и т.д.), игрушек и природного материала (листья, цветы, плоды, шишки, раковины и т.д.). Игры и занятия детей, в которых эти дидактические материалы использовались, сопровождались беседами. Руководящая роль в таких играх принадлежала воспитателю.

Важно

Над созданием современной системы сенсорного воспитания детей дошкольного возраста работали педагоги А.П.Усова, Н.П.Сакулика, Н.А.Ветлугина, А.М.Леушииа и др. и психологи Л.С.Выготский, Б.Г.Ананьев, С.Л.Рубинштейн, А.Н.Леонтьев, А.В.Запорожец, Л.А. Венгер и другие.

15. Задачи, содержание и условия сенсорного воспитания в детском саду.

Сенсорное воспитание – система целенаправленннх педагогических воздействий, направленных на формирование способов чувственного познания я совершенствование ощущений и восприятия.

Сенсорное воспитание означает целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений).

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания (память, мышление) строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Хорошо известно, что знания, получаемые словесным путем и не подкрепленные чувственным опытом, неясны, неотчетливы и непрочны. Предметы и явления окружающей действительности обладают комплексом свойств (величина, цвет, форма, конструкция, звучание, запах и т.п.). Необходимо учить детей выделять в предметах и явлениях самое существенное, характерное.

Сенсорное развитие является условием успешного овладения любой практической деятельностью. Необходимо для успешного обучения ребенке в детском саду, в школе. Большая роль сенсорных процессов в формировании индивидуальных способностей ребенка. Большинство из них имеет ярко выраженную сенсорную основу (музыкальные, изобразительные и др.).

Задачи сенсорного воспитания детей дошкольного возраста1) формирование у детей системы перцептивных (обследовательских) действий;

2) формирование у детей системы сенсорных эталонов;

3) формирование у детей умения самостоятельно применять систему перцептивных действий и систему сенсорны': эталонов в практической к познавательной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Успешное выполнение практических действий зависит от предварительного восприятия и анализа того, что нужно делать.

Умение воспринимать предметы, анализировать их, сравнивать, обобщать не формируется само собой в ходе той или иной деятельности; требуется специальное обучение по определенной системе.

Так, важно в предметах выделять форму, величину, цвет, материалы, части и пространственное их отношение, скорость и направление перемещения предмета относительно других, соотношение предметов по величине, удаленность предметов и др.

Совет

В программу сенсорного воспитания включены и способы обследования предметов, например: поглаживание для выделения гладкости или шероховатости; сжимание, надавливание для определения твердости или мягкости; взвешивание на ладони для определения массы и т.п.

В программу сенсорного воспитания включена и система сенсорных эталонов – это обобщенные представления о свойствах, качествах и отношениях предметов. Это эталоны цвета (цвета спектра), форм (геометрические плоскостные и объемные формы), пространственного положения и направлений (вверху, внизу, слева, справа и др.

), эталоны величины (метр, килограмм, литр и др.), длительность времени (минута, секунда, час, сутки и др.), эталоны звучания, звуков речи, звуковысотных интервалов (тон, полутон) и т.п. Ребенок в жизни сталкивается с огромным разнообразием форм, красок и других свойств предметов. Овладение системой сенсорных эталонов и их словесными обозначениями облегчает ребенку ориентировку в окружающем мире, помогает видеть знакомое в незнакомой, замечать особенности незнакомого, накапливать новый сенсорный опыт. Ребенок становится более самостоятельным в познании и деятельности, поднимается нановый, более высокий уровень знаний – обобщенных и систематизированных.

Условия и методика сенсорного воспитания дошкольников. Условиями сенсорного воспитания в детском саду являются: 1. содержательная, результативная деятельность детей. Продуктивная деятельность (рисование, лепки, аппликация, конструирование) к.

только создает благоприятные условия для развития ощущений и восприятий, но и вызывает потребность в овладении формой, цветом, пространственными ориентировками; 2. использование в дидактическом процессе различных средств и форм организации обучения: занятий, дидактических игр, дидактических упражнений.

В методике сенсорного воспитания дошкольников можно выделить несколько этапов.

Целью I этапа является привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен.

Для этого воспитатель предлагает детям что-нибудь нарисовать, слепить, построить, сделать какой-то предмет, который должен быть похожим на образец или удовлетворять определенным требованиям.

Если дети не имеют достаточного сенсорного опыта, они начинают выполнять задание, не проанализировав образец, не отобрав нужный материал. В результате рисунок или постройка оказываются непохожими.

Неумение достигнуть результата в деятельности ставит ребенка перед необходимостью познания, выделения особенностей предметов, материала. Взрослый помогает детям увидеть, выделить, осознать то свойство, которое должно быть учтено в деятельности. Этот момент является исходным для обучения детей способам выделения свойств, особенностей предметов.

Цель 2 этапа- обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках.

В процессе обучения воспитатель показывает и называет перцептивное действие и то чувственное впечатление, которое стало результатом обследования. Затеи он предлагает детям все это повторить.

Самое главное – организовать многократные упражнения в выделении разных качеств. При этом важно следить за точностью способа, которым пользуется ребенок, точностью словесных обозначений.

Цель 3-го этапа – формирование представлений об эталонах. В раннем возрасте ребенок усваивает сенсомоторные предэталоны, когда он отображает лишь отдельные особенности предметов – некоторые особенности формы, величину предметов, расстояние и т.д.

Обратите внимание

В возрасте до 5 лет ребенок пользуется предметными эталонами, т.е. образы свойств предметов соотносит с определенными предметами. Например: “овал похож на огурчик”, “треугольник такой, как крыша у домика”.

В старшем дошкольном возрасте происходит усвоение детьми системы общепринятых эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонное значение в отрыве от конкретного предмета.

В этот период ребенок уже соотносит качество предметов с освоенными общепринятыми эталонами предметов: трава зеленая, яблоко как шар, крыша у домика треугольная и т.д. Детей учат применять освоенные эталоны качеств для анализа предметов, учат сравнивать предмет с эталоном, замечать сходство и отличие.

Цель 4-го этапа -создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организация собственной деятельности.

Здесь важна система знаний, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений. Например, отбор материалов и инструментов для труда и т.п.

Широко используются все виды деятельности как на занятиях, так и в повседневной жизни.

Источник: https://cyberpedia.su/11×12328.html

Метод сенсорного воспитания как способ развития дошкольников

[dropcap]Р[/dropcap]ебенок вступает в дошкольный возраст в 3 года, когда начинает воспринимать мир собственными глазами. Этот период становления личности маленького человека заканчивается перед вступлением в школьный этап, обычно это 7 лет. Это достаточно долгий период для детского организма, поэтому возраст можно разделить условно на следующие этапы:

  • младший дошкольный;
  • средний дошкольный;
  • старший дошкольный.
Читайте также:  Как научить своего ребенка прыгать?

За короткий период своей жизни ребенок совершает настоящий прорыв в своем психологическом развитии. На этом этапе взросления происходит отделение малыша от родителей, он начинает чувствовать и воспринимать мир самостоятельно.

Ребенок особенно чутко чувствует потребность не просто в родителе рядом, а в наставнике и учителе.

И чем лучше родители справятся с решением этой ответственной задачи, чем больше они будут знать о психологических потребностях своего малыша, тем комфортнее для ребенка пройдет процесс адаптации к взрослой жизни.

Содержание психологического развития дошкольников

У малышей этого возраста просыпается интерес к общению со сверстниками: ребенок перестает совершать действия исключительно совместно с родителями и стремится к самостоятельности. Можно отметить три ключевых момента в поведении детей дошкольного возраста:

  • расширение круга общения ребенка;
  • вовлечение в сюжетно-ролевые игры;
  • формирование системы ценностей и образного мышления.

Дети начинают налаживать свои первые социальные контакты, они отгораживаются от взрослого. У детей этого возраста принимают первые осознанные решения, проявляются его амбиции и желание быть первым, быть лидером в группе сверстников.

Ребенок активно подражает жизни взрослых, стараясь быть похожим на них, и перенимает модели поведения в рамках сюжетно-ролевых игр, их задачи могут быть разными: дочки-матери, игры в больницу, школу, магазин и т.

п. В процессе игры ребенок моделирует поведение в той или иной жизненной ситуации по подобию поведения родителей. Кроме этого, в игру вовлечены и другие дети, что также способствует социальной адаптации малыша.

На этом этапе взросления у ребенка начинает формироваться собственная система ценностей, содержание которой опирается на нормы морали, принятые в семье. Ребенок начинает воспринимать мир не так прямолинейно, как раньше: к старшему дошкольному возрасту он уже способен взглянуть на себя со стороны. Его речь становится опосредованной и спланированной.

Что такое сенсорное воспитание

В дошкольный период у детей активно развиваются органы чувств, малыши с помощью развившегося образно-наглядного мышления получают массу информации о том, что его окружает, познает форму предметов и их свойства. Именно для совершенствования этих навыков в процессе воспитания отдельно выделяется сенсорное развитие.

[highlight]Сенсорное воспитание ( от лат. «sensus» — «ощущение, чувство») – это развитие и совершенствование развития у дошкольников ощущений, восприятий и представлений.

[/highlight] Эти процессы – первый этап чувственного познания мира, на их базе формируется чувственное познание мира и в дальнейшем умственное воспитание, поэтому своевременное развитие сенсорных чувств у детей крайне важно.

Решение этой задачи позволит в дальнейшем ребенку совершать успешную психологическую деятельность.

В основу сенсорного воспитания входит совершенствование его знаний и навыков относительно внешних свойств и размеров предметов и явлений, пространства и времени. Ребенок начинает адекватно воспринимать формы и величины, расстояния, различать цвета, оценивать вес и температуру, развивается музыкальный слух.

Особенности развития сенсорики у детей-дошкольников

Сенсорное развитие ребенка происходит благодаря успешному усвоению им сенсорных традиционных эталонов. В качестве эталонов выступают цвета (основные цвета радуги), геометрические фигуры, метрическая система мер, ее содержание.

Как правило, к трем годам ребенок знает несколько основных цветов, может выбрать из двух предметов один, различает круг и квадрат, знает слова «больше» и «меньше», охотно называет разные виды животных и имитирует звуки, у дошкольников этого возраста решает легкие логические задачи.

[highlight]Помимо знания установленных эталонов, ребенку необходимо понимать принцип их работы.[/highlight] Дети младшего дошкольного возраста делают это, в основном, на ощупь: их действия носят ориентировочный характер, они долго исследуют предметы прежде, чем сделать тот или иной вывод.

К пяти годам эти навыки совершенствуются, развиваются процессы ощущения и восприятия окружающего мира. Познавая предметы через игру (конструирование, рисование), малыш начинает более тонко различать цвета, формы предметов, их соответствие или различие. Тактильный контакт сопровождается зрительным, слуховым, обонятельным.

Важно

Еще один показатель того, что сенсорика малыша развивается на должном уровне – речь.

К 5-7 годам у ребенка должен сложиться словарный запас, позволяющий не только называть предметы, но и давать им определения, обозначать их признаки.

Также у детей этого возраста активно развивается воображение: ребенок может создавать содержание образов предметов, которые ему еще не встречались, наделять их свойствами, додумывать скрытые детали.

Методика сенсорного воспитания

Обследование

Это первоначальный уровень сенсорного воспитания, начинается он еще тогда, когда малыш берет в руки свою первую погремушку.

Детские игрушки выполнены в ярких цветах и имеют стандартные формы, чтобы ребенок мог запоминать основные сенсорные эталоны.

И если до наступления дошкольного возраста малыши просто манипулируют предметами, то уже к дошкольному начинают производить настоящее обследование предметов, внимательно изучать формы, различая размеры, цвета, геометрические фигуры, их содержание.

Обучение обследованию предметов у дошкольников необходимо для выявления свойств того или иного объекта, чтобы в дальнейшем ребенок имел личный опыт. Каждый предмет сугубо индивидуален, но правила обследования, методика, в целом, схожи:

  • изучение общего, целостного вида предмета;
  • разделение предмета на отдельные основные части и выявление основных признаков (форма, цвет, материал и т.п.);
  • изучение расположение частей в пространстве (справа или слева они находятся, сверху или снизу и т.д.);
  • изучение самых мелких деталей и их расположения в пространстве.

После этих манипуляций ребенок еще раз проводит обследование общего вида предмета, обобщая полученную информацию и закрепляя ее тактильными ощущениями.

Осень богата красками, наблюдая за тем, как опадает листва с деревьев, ребенок познает смену времен года. Рассматривая разные опавшие листья: от ясеня, дуба, березы, тополя, он начинает запоминать разновидности деревьев. Летом ярких цветов еще больше, как и запахов: нюхайте вместе с ребенком цветы, изучайте цвета.

Совет

Отличным средством для сенсорного развития малыша станет поездка на море, озеро или речку, где можно зайти в воду, походить босиком по песку. Эти тактильные ощущения ребенок сможет проанализировать, запомнить свойства явлений.

Весна – это период зарождения новой жизни, обратите внимание ребенка на то, как поют птицы, возвращаясь с теплых стран, или тает снег, снова превращаясь в воду.

Дидактические игры

Помощником в рациональном использовании игрушек станут дидактические игры. Это учебные занятия, проводимые в форме игр, позволяющие развивать логические навыки ребенка, разрабатывать моторику, аналитические способности.

Благодаря таким играм дети постепенно, в форме игр изучают сенсорные эталоны, развивается мелкая моторика, логические навыки и аналитические способности. Существует масса дидактических игр, но разделить их можно по зонам воздействия:

  • для развития речи ребенка (игры с описанием рисунков или предметов);
  • для развития слуха («угадай по голосу»);
  • для развития вкуса («угадай по вкусу»);
  • для развития мелкой моторики (пазлы, конструкторы и т.д.).

Роль дидактических игр в сенсорном воспитании ребенка колоссальна. Увлеченный игрой, он с удовольствием выполняет все просьбы и условия игры, обучение происходит легко и в веселой форме.

Благодаря этим играм дети начинают грамотно выстраивать свою речь, она становится более образной.

Такая методика помогает выстроить их представление о природе разных предметов, а игры для развития моторики служат прекрасным средством для развития логических навыков и увеличения подвижности пальцев рук.

Придумать дидактическую игру для своего ребенка можно самостоятельно.

    Просто обратите внимание на то:

  1. какие аспекты сенсорного воспитания нуждаются в дополнительной отработке;
  2. какие игры наиболее привлекательны для малыша.

Творческая деятельность

Развитие сенсорного воспитания с помощью творчества – отличная методика для обследования предметов и привития ребенку чувства прекрасного с самого раннего возраста. Кроме того, развивается фантазия и воображение, ребенок, глядя на исходные материалы, начинает представлять итоговый вариант.

Чтобы процесс занятия творчеством проходил продуктивно, нужно постоянно разговаривать с ребенком и просить его рассказывать о том, что он делает. Если вы рисуете дом, расспросите малыша, что это за дом, кто в нем живет. Подробно обсудите сам рисунок: из каких частей он состоит, какого цвета, как они расположены по отношению друг к другу.

Развитие мелкой моторики благотворно сказывается на общем развитии ребенка и улучшении его речи. Предложите малышу слепить из пластилина несколько фигурок или целое панно. Ребенок, увлекаясь игрой, самостоятельно продумывает детали и составляет целую историю, наделяя персонажей тем или иным качеством.

Методика сенсорного воспитания детей с нарушением интеллекта

У детей с диагностированными отклонениями в развитии наблюдается отсутствие интереса к окружающему их миру и низкий уровень развития тактильных навыков. Они плохо хаотично двигаются, их координация нарушена. С такими детьми проводится коррекционно-развивающая работа по сенсорному воспитанию, направленная на развитие восприятия разных свойств и форм предметов.

Чтобы добиться результата, необходимо, чтобы занятия были систематическими и комплексными. Во время занятий необходимо прорабатывать все виды жизнедеятельности ребенка: режим, игры, занятия, прогулки. Так детям будет легче адаптироваться и воспринимать окружающий мир.

Важно, чтобы при контакте с предметов, его обследовании и изучении, ребенок испытывал эмоции. При систематической работе у детей вырабатываются сенсорные стимулы, они начинают узнавать и положительно реагировать на изученные предметы.

Все действия необходимо сопровождать громкой, доступной и внятной речью, а все проявления самостоятельности у малыша поощрять.

Заключение

Для нормального, адекватного возрасту, умственного развития, малышу необходимо полноценно изучить свойства и характер окружающих его предметов, уметь описать их и обозначить различия. Начинать заниматься с ребенком необходимо с самого раннего детства, но именно дошкольный возраст позволяет закрепить и систематизировать существующие у малыша навыки, развить их и усовершенствовать.

На первых этапах сенсорного воспитания дети знакомятся с сенсорными эталонами, изучают их. Затем, когда они путем обследования получают намного больше информации об устройстве мира, они начинают использовать имеющиеся знания для выявления новых качеств предметов и явлений.

Можно по праву назвать сенсорное воспитание, заложенное в дошкольном возрасте, фундаментом умственного развитии ребенка, его интеллекта и способностей к обучению. Познание мира происходит в процессе игры, ребенок с любопытством воспринимает процесс обучения, он вовлечен в процесс.

Подводя итоги, основными методами сенсорного развития можно назвать следующие способы:

  • обследование предметов;
  • дидактические игры;
  • занятия творчеством.

К нестандартным способам сенсорного воспитания можно отнести, например, поход в зоопарк. В сочетании с верными действиями родителей или руководителя экскурсии, содержание такого похода принесет не только необыкновенные впечатления, но и сможет сразу же систематизировать полученную информацию.

Узнает, что некоторые животные живут на суше, другие – под водой. Очень важно не просто рассказывать, а вести диалог с ребенком, задавать ему вопросы, заставляющие активизировать мозговую деятельность.

Такой поход в зоопарк поможет выработать у ребенка любовь к животным, интерес к живой природе и фауне.

В помощь родителям в книжных и детских магазинах продаются наборы для дидактических игр, развивающие игры и книги. Например, одна из таких книг имеет новое покрытие на каждой странице – одна страница покрыта шерстью, другая имеет усы из лески, напоминающие усы животного, и т.д. Сделать такие пособия можно и самостоятельно.

Литература

Психологами написано и составлено огромное количество пособий по сенсорному воспитанию детей разного возраста. Одним из наиболее интересных практических пособий является книга Е.Давыдовой «Сказочный мир сенсорной комнаты».

В ней в качестве основного инструмента развития сенсорики она предлагает использовать специально оборудованную комнату, в которой одновременно присутствует содержание огромного количества звуков и образов: журчание ручья, музыка, пение птиц, снег, дождь, различное освещение и т.д.

Нахождение ребенка в комнате активизирует сразу несколько органов сенсорного развития.

Обратите внимание

В другом пособии, «Развиваем сенсорику и мелкую моторику», составленном практикующим педагогом Н.Кирпичниковой, можно найти массу полезных советов по планированию сенсорного воспитания. Мероприятия распределяются в зависимости от возраста дошкольника, в книге представлено много практических идей, которые можно использовать в работе с малышом.

Читайте также:  Агушки-хохотушки! во сколько малыш впервые смеется и как его рассмешить

Большое разнообразие основных дидактических игр для развития ребенка можно найти в классическом пособии для воспитателей детских садов «Дидактические игры и упражнения по сенсорному воспитанию дошкольников».

Источник: http://detki.guru/vospitanie/sensornoe-vospitanie-doshkolnikov.html

Природа как средство сенсорного воспитания детей дошкольного возраста



В статье исследуется значение природы в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста и развитии их. С помощью природных материалов дети прекрасно развивают свое зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также имеют прекрасную возможность потренироваться в различении температуры, ощутить разницу в весе и форме предметов.

Ключевые слова: сенсорное воспитание, природа, дошкольный возраст, восприятие, ощущения, природные материалы, чувственное познание

The article studies the importance of nature in sensory education of children of preschool age and their development. With the help of natural materials, children perfectly develop their eyesight, touch, taste, smell, hearing, and also have an excellent opportunity to practice in distinguishing temperature, to feel the difference in weight and form of objects.

Keywords: sensory education, nature, preschool age, perception, sensations, natural materials, sensory cognition

Постановка проблемы: Актуальность этой проблемы, приводит к мысли, что педагогам, надо проводить колоссальную работу в данной направленности: от непосредственного знакомства с объектами природы на улице, для достижения сенсорных эталонов, до создания развивающей среды.

Ребенок напрямую воспринимает обилие качеств и свойств природных объектов: форму, значение, звучание, цвет, положение в пространстве и т. д. У него формируются начальные определенные и эффектные представления о природе, которые в будущем ориентируют его увидеть и осознать связи и взаимоотношения природных явлений, а также овладевать новейшими представлениями.

Многообразие предметов природы дает возможность сформировать увлекательную и полезную деятельность малышей. В ходе наблюдений, игр и труда в природе дети знакомятся с особенностями и свойствами предметов и явлений природы, учатся видеть их видоизменение и становление. У них формируется любознательность.

Приобретенные знания и умения воспитатель способен рекомендовать дошкольникам применять в практике: дети увлажняют песок, поливают водой снег, с целью формирования крепких сооружений, обмазывают глиной основание ручейков и каналов, для того чтобы удержать воду. В течении данной работы происходит последующее усовершенствование знаний и развитие способностей.

Природа всегда притягивает внимание ребенка, ставит перед необходимостью включать в познавательный процесс всевозможные органы чувств: зрение, осязание, обоняние и слух.

От степени сенсорного развития детей зависит его будущий успех: в какой степени дошкольник абсолютно слышит, видит, осязает находящееся вокруг, до такой степени лучше он способен оперировать данной информацией настолько ведь конкретно данные навыки способен выразить в речи.

Сенсорное развитие — это источник познания среды, начальная стадия накапливания чувственного опыта.

Важно

Своевременное сенсорное развитие — обуславливающее фактор адекватной и быстрой ориентировки в безгранично меняющемся окружении, возможности эмоционально понимать красоту и гармонию мира.

Знакомство дошкольников с природой — это способ образования в их сознании реалистических познаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании верного отношения к ней.

Для того чтобы малыши должным образом восприняли явления природы, очень важно обращать процесс восприятия ими природы.

Отсюда вытекает то, что в основаниях ознакомления дошкольника с природой обязаны быть наглядность, непосредственное влияние объектов природы на их органы чувств. Они должны иметь возможность ознакомиться с предметами, прикоснуться к ним, послушать, попробовать на вкус, почувствовать их тяжесть.

Анализ литературы по теме исследования. В научных исследованиях теоретические основы природы как средства сенсорного воспитания детей дошкольного возраста: Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декроли, Е. И. Тихеева, А. В. Запорожец, А. П. Усова, Н. П. Сакулина, А.

В. Запорожец, Л. А. Венгер, Н. А. Ветлугина, А. П. Усова, А. Г. Рузская, В. П. Зинченко; в теории дошкольного воспитания вопросы восприятия аспектах рассматривались практиками и исследователями: Венгер Л. А., Печора К. Л., Пилюгина Э. Г. Ф. Фребеля, Г. Домана.

Цель статьи: раскрыть влияние природы в сенсорном воспитании детей дошкольного возраста.

Изложение основного материала. Природа — важный инструмент обучения и становления ребенка дошкольного возраста. Дошкольник выполняет множество открытий, общаясь с ней. Неповторимо любой живой субъект, замеченный малышом. Различны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.

), с которыми ребята таким образом предпочитают играть. Они общаются с природой в любую пору года — и когда кругом лежит легкий белоснежный снег, и когда цветут сады.

Отличительную ценность для малыша при знакомстве с природой исполняет лицо взрослого, совместно с которым и совершается изучение ребятами окружающего вокруг мира.

Ни один использованный дидактический материал не поспорит с природой, согласно многообразию и мощи развивающего действия для малыша. Объекты и явления природы ясно представляются пред ребенком.

Совет

С содействия ощущений ребята познают единичные свойства, характеристики объектов, которые конкретно влияют на его органы чувств.

Таким образом ребенок познает о том, что объекты обладают собственным вкусом, цветом, величиной, запахом, звуком, весом, температурой и иное [2, c. 15].

Подобным способом, ребенок конкретно, через органы чувств, воспримет обилие качеств природных объектов: форму, величину, звуки, цвета, положение в пространстве, движение и др. У него сформировываются начальные точные и эффектные представления о природе, какие в будущем могут помочь ему обнаружить и осознать взаимосвязи и взаимоотношения природных явлений, овладеть новейшими определениями.

Многочисленные взаимосвязи и взаимоотношения среди природных явлений ребята постигают в ходе исследований. В ходе наблюдений, игр и работы в природе ребята знакомятся с особенностями и свойствами предметов, явлений природы, постигают видеть их видоизменение и прогресс.

Приобретенные навыки и умения педагог в силах рекомендовать дошкольникам применять в практике: ребята увлажняют песок, поливают водой снег в целях формирования крепких сооружений, обмазывают глиной основание ручейков и каналов, для того чтобы сдержать воду.

В ходе данной работы происходит последующее усовершенствование знании и становление интеллектуальных возможностей [3, c. 27–28].

В дошкольном образовательном учреждении ребенка знакомят с природой и её предметами, что же оказывает огромное воздействие равно как сенсорное воспитание в частности, столь и на становление дошкольников в целом.

При этом чрезвычайно значимо место воспитателя — его способность образовать условия, обеспечивающие динамичность и независимость любого воспитанника при знакомстве с природой.

Обратите внимание

По этой причине, в случае если рассуждать о задачах, стоящих пред педагогом, знакомящий ребенка с природой, в таком случае одним из их числа станет развитие у ребенка элементарной системы знаний.

Система знаний о природе содержит сведения о её предметах и явлениях (их признаках, свойствах), а кроме того взаимосвязях и взаимоотношениях среди них. Сведения о природе у ребенка-дошкольника образовываются на уровне суждений, в каких отображены значительные, однако по внешнему виду выраженные особенности, связи и взаимоотношения [1, c. 9].

Освоение ребятами окружающего мироздания наступает с ощущений и восприятий, какие возникают в ходе влияния объектов и явлений природы в его органы чувств. И. П.

Павлов продемонстрировал, что физиологической базой чувственного познания служит общая работа визуального, слухового, дерматологического, обонятельного и прочих анализаторов. Нежели более анализаторов примет участие в восприятии, этим вернее, обильнее, красочнее и содержательнее понимание.

Из этого места вытекает, что в основах ознакомления ребенка с природой обязаны находиться наглядность, конкретное влияние объектов и явлений природы в их органы чувств. Ребята обязаны владеть право взглянуть предметы, прикоснуться, послушать, попробовать, почувствовать их вес и т. д.

Основной ресурс познаний об обществе — ощущения. С содействием чувств ребята познают единичные свойства, качества объектов, какие напрямую влияют на аппараты его чувств. Таким образом, ребенок познает то, что объекты обладают неповторимым вкусом, цветом, запахом, массой, температурой и др.

Наиболее трудоемким познавательным процессом представляет собой восприятие, обеспечивающее отображение абсолютно всех свойств объекта, с каким ребята напрямую соприкасаются [4, c. 11–13].

Выдающие зарубежные научные работники в сфере дошкольной педагогики (Ф. Фребель, М. Монтессори, О. Декорли), а кроме того знаменитые представители отечественной дошкольной психологии и педагогики (Е. И. Тихеева, А. В.

Важно

Казак, А. П. Усова, Н. П. Сакулина и прочие) объективно полагали, что сенсорное развитие, нацеленное на обеспечение полного сенсорного становления, представляет собой одной с ключевых сторон дошкольного воспитания.

Важную роль Тихеева придавала исследованию ребенком дошкольного года явлений природы. «Детей следует воспитывать, учить, растить среди природы и при посредстве природы, — писала она. — Каждый детский сад должен иметь садик или хотя б двор» [6, c. 41].

В каждое время года ребята получают удовольствие от большинства чувств, какие предоставляет природа. Свободно и с удовольствием дети усваивают наименования цветов, трав, животных, внешний вид, строение. Подобный конкретный контакт может помочь им точно обнаружить их, разбираясь согласно форме, строению, запаху, по влажности, гладкости, пушистости.

Для наиболее эффективного решения данных задач возможно сформировать развивающую сферу в группе. В области сенсорного воспитания ребенок-дошкольник способен приобрести все без исключения эти чувства, какие ещё согласно этим либо другим обстоятельствам недостаточно в реальном мире.

С помощью природных материалов ребята превосходно развивают собственное зрение, осязание, вкус, обоняние, слух, а также обладают отличной возможностью потренироваться в различении температуры, почувствовать разницу в весе и форме объектов.

Сенсорные упражнения дают ребятам право распознавать и систематизировать объекты согласно объему, фигуре, окраске, степени шероховатости либо гладкости, по весу, температуре, вкусу, шуму, звучанию [2. c. 116].

Знакомя ребенка с разными особенностями объектов допускается применять естественный и бросовый материал. С целью формирования осязания применяем: кусочки меха, шишки, желуди, емкости с крупой (горох, фасоль, пшено, гречка). С целью обоняния: природные запахи (укроп сухой, кофе, мята, апельсиновые корки).

Становление вкусовых качеств: лимоны, бананы, чеснок, овощи. С целью формирования слуха: применяем музыкальные инструменты, изготовленные собственными руками (маракасы, банки), диски с звуками природы.

Совет

Те ребята, которые обладают сенсорным развитием, готовы отличать огромное количество звуков, широкую палитру красок, вкусовые ощущения [8, c. 25].

Выводы. Таким образом, можно сделать выводы, о том что влияние природы в процессе сенсорного воспитания неоспоримо. Следовательно, к концу дошкольного возраста дети усваивают элементарную систему знаний о природе, что способствует становлению грамотной личности и формированию стойкого положительного отношения к природе.

Литература:

  1. Аванесова В. Н. Дидактические игры и занятия в самостоятельной деятельности детей //Сенсорное воспитание в детском саду. — М., 1981. -185 с.
  2. Башаева Т. В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук. — Ярославль, 1997.
  3. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика — Пресс, 2009.Каменева Л. А. Как знакомить дошкольников с природой. — М., 1983.
  4. Марковская М. М. Уголок природы в детском саду. — М., 1989.
  5. Методические рекомендации к программе воспитания и обучения в детском саду. / Под ред. М. А. Васильевой — М., 2005.
  6. Методика ознакомления детей с природой в детском саду»./ Под ред. П. Г. Саморуковой — М., 1991.
  7. Пилюгина Э. Г. Занятия по сенсорному воспитанию с детьми раннего возраста: Пособие для воспитателей детского сада. — М., 2009.
  8. Плеханов А., Морозова О. М. М. Манасеина: сенсорное развитие и воспитание детей дошкольного возраста // Дошкольное воспитание. -2010. — № 7. — С. 31–35

Основные термины (генерируются автоматически): природа, явление природы, дошкольный возраст, орган чувств, ребенок, ребята, сенсорное воспитание, сенсорное развитие, сенсорное воспитание детей, внешний вид.

Источник: https://moluch.ru/archive/154/43520/

Ссылка на основную публикацию