Особенности развития ребенка в 1 год, основные навыки

Развитие ребенка в 1 год: основные навыки

Основная роль в общении малыша с близкими отводится словам, количество которых в лексиконе достигает 10-15. Мама может замечать проявления упрямства и настойчивости, взрывы эмоций, которые нередко выливаются в истерику с топаньем ногами и катанием по полу.

Психологи называют данный период кризисом первого года, который нужно с достоинством пройти и малышу, и родителям. Потакать капризам не стоит, но и жесткими запретами вы ничего не добьетесь. Уже сейчас вам нужно учиться договариваться с ребенком, делая это спокойно и тихо, не оказывая давления на маленького упрямца.

Особенности физиологии годовалого малыша

Физическое развитие ребенка в 12 месяцев достаточно для начала хождения. Кроха может спокойно становится на ножки из любой позы на четвереньках и делать первые шаги. Его ноги широко расставлены, да и падения случаются часто. Важно предостеречь от испугов, чтобы малыш не «отложил» начало хождения на более поздний срок.

Если ребенок в 1 год не ходит, родителям стоит взвесить особенности его развития. Нет никакого повода для беспокойства, если при этом малыш бодрый, активно ползает, спокойно передвигается на ножках вдоль диванов или стен, проходя при этом внушительные расстояния.

Тревожный сигнал — низкая активность малыша, отсутствие «ползательных» навыков и тенденций к началу хождения. Это свидетельствует о тяжелых неврологических расстройствах. Однако остаться незамеченными до сих пор они не могли, так как ежемесячно с крохой работают педиатр и другие специалисты.

Поэтому ожидать внезапного открытия тяжелых болезней не нужно.

Обратите внимание

В соответствии с календарем развития ребенка до года, к этому периоду у малыша должно быть уже 8 зубиков.

Уход за ними обязателен, для чего необходимо использовать мягкую щеточку с маленькой головкой на длинной ручке и детскую зубную пасту.

От выбора последней зависит желание или, наоборот, нежелание крохи чистить зубки, так как нередко причиной отказа от гигиены рта является слишком резкий вкус зубной пасты или неприятное пощипывание язычка.

Также для развития годовалого ребенка характерен переход на один дневной сон продолжительностью до 2,5 часов. Не нужно переводить на него искусственно, просто следите, сколько времени кроха может спокойно проводить без дневного отдыха. Если к вечеру он становится капризным, а утром все также хочет прикорнуть часов в 11, сохраните двойной дневной сон еще на несколько месяцев.

Рост ребенка в 1 год определяется его генетическими особенностями. Самые крупные малыши могут дорастать до 80 см. Вес ребенка в 1 год также индивидуален. С принятыми для данного возраста нормативами вы можете ознакомиться ниже.

Вес, кг Рост, см Окружность головы, см
Девочки 7,0-11,5 68,9-79,2 42,2-47,6
Мальчики 7,7-12,0 71,0-80,5 43,5-48,6

Развитие ребенка 12 месяцев характеризуется следующими особенностями.

  • Для игры чаще выбирает мелкие предметы, захватывает их большим и указательным пальчиками. Такой пинцетный захват стимулирует мелкую моторику, а соответственно и речь крохи.
  • Много ходит вокруг мебели, при отсутствии поддержки переходит на ползание. Препятствия всегда переползает, поднимается вверх по лестнице, может залезать на невысокие предметы и ступеньки. Все еще существует опасность падений, если кроха не освоил технику безопасного спуска ножками вниз.
  • Речь ребенка в 1 год включает слова из двух слогов, значение которых ему известны. Слова «мама», «баба» и другие соотносятся с людьми. Не может говорить, но уже понимает сигнальные слова «играть», «спать», «пойдем». Знает значение слов «нельзя», «нет». Если малыш в 1 год не говорит, следует уделить внимание развитию его мелкой моторики. Делайте пальчиковую гимнастику, играйте в «сороку-сороку» на ладошках, перебирайте гречку и фасоль в тазике, трогайте пуговицы разного размера, пришитые на лоскуток. Такие занятия с ребенком 1 год помогут ему быстрее произнести первые слова.
  • В играх проявляется осознанность действий. Развитие малыша 1 года позволяет ему ставить кубики один на другой, сортировать игрушки, строить небольшие пирамидки, перелистывать странички книги. Если игрушку убрать из виду, будет ее искать, так как понимает, что предметы существуют, даже если их не видно.

Важный навык малыша — выбор доминантной руки. Он отдает предпочтение левой или правой в играх, когда берет ложку. Переучивать ребенка не нужно, так как склонность к большему использованию той или иной руки определяется индивидуальными особенностями человека.

Гимнастика для ребенка 1 год представляет собой веселую игру. Можно включить музыку и попрыгать с крохой. Или использовать фитбол, чтобы покатать малыша на спинке, животике. Пусть он сам попробует катить большой мяч перед собой, тем более что детки очень любят толкать крупные предметы.

Полезные игры для детей 1 года можно устраивать с помощью коробки, кастрюли. Дайте крохе предметы разных форм и попросите сложить их внутрь, а затем вытащить обратно. Затем поменяйте емкость, выбрав с меньшим горлом. Постепенно переходите к обычной пластиковой бутылке, куда влезут лишь маленькие предметы. Такая игра стимулирует моторику и развивает глазомер.

Ваш малыш, такой взрослый и самостоятельный, с каждым днем будет придумывать все новые игры и развлечения. Помогайте ему в этом, а еще больше общайтесь со сверстниками. Уже совсем скоро крохе будет крайне важно общество других малышей.

Источник: http://kids365.ru/razvitie-rebenka-v-1-god-glavnye-dostizheniya-krohi/

Развитие ребенка в 1 год – особенности, умения

Родители ответственны за физическое, умственное, психическое и нравственное развитие своих детей. Причем психологи советуют заниматься развитием еще с того момента, как малыш появился в животике матери. Уже к первому году ребенок обретет определенные навыки, которые станут основной для дальнейшего развития.

Родителям следует разделять два понятия: развитие и воспитание. Они на самом деле различны. Интернет-журнал psytheater.com дает им такие определения:

  • Развитие – это совершенствование имеющихся способностей и наклонностей.
  • Воспитание – приобретение новых знаний и навыков.

Для становления здорового и успешного человека важно и то, и другое. Однако на первом году жизни ребенок нуждается лишь в развитии.

Не воспитывайте детей, они все равно вас не поймут в силу своего возраста. Лучше потратьте усилия на то, чтобы развить и усовершенствовать те хорошие особенности, которые в них уже есть.

Это касается не только детей, но и взрослых людей, с которыми вы постоянно имеете контакт.

Важно

Никогда не пытайтесь воспитать другого человека в том направлении, который угоден вам, а не ему самому. Всегда задавайтесь вопросом: «Ты бы хотел изменить в себе это? Ты бы хотел жить так?».

Если человек не видит проблем в том, какой образ жизни он сейчас ведет, ваши усилия по переделке его будут напрасными. Вы лишь потеряете время и силы и еще обретете врага в лице близкого человека.

Поэтому лучше не меняйте других людей, а помогайте им развить в себе то хорошее, что в них есть.

Помогайте в развитии, а не в воспитании. Поскольку пока вы воспитываете, вы заставляете ребенка быть не собой. В силу своего малого возраста он вас не поймет, а вы лишь потратите свои нервы на ненужные манипуляции.

Когда вы помогаете ему в развитии тех качеств и особенностей, которые у него есть, вы приобретаете уверенного в себе ребенка. Поэтому не меняйте, а лучше помогите стать тем, кем он уже является, но лучше, совершеннее.

И тогда вам самим это может понравиться.

Поскольку трудно определить, кем является маленький ребенок, необходимо сначала изучить его. С рождения ему дана физиология и определенные психологические наклонности. Если говорить о таланте, то он тоже дается с рождения. Именно развитием данных сфер необходимо заниматься на первом году жизни.

Как проходит развитие ребенка в 1 год?

Первый год прошел. Ребенок уже приобрел некоторые физические навыки: ползает, произносит звуки, сидит, даже с помощью родителей ходит. Что же нужно развивать дальше? Родители должны совершенствовать полученные навыки и знакомить малыша с тем огромным миром, в котором он появился.

При развитии ребенка следует учитывать его индивидуальные особенности, а именно, каким образом малыш лучше усваивает тот или иной материал.

Существует три основных вида когнитивного развития:

  • Визуальный. Ребенку легче всего изучать материал, когда он его видит.
  • Слуховой. Информация воспринимается на слуховом уровне, то есть когда ребенок просто слушает, что ему говорят.
  • Тактильный. Малыш быстрее запоминает то, что попробовал на вкус, понюхал, потрогал, полизал и прочее.

Очень редко встречается чистый вид восприятия материала. Зачастую смешиваются два-три вида, но в разном соотношении, например, визуально-тактильный, который подразумевает, что ребенок воспринимает 60-70% материала через зрение, 30-40% — через прикасания к предмету. Учитывая особенность вашего ребенка усваивать поступающую информацию, вам будет легче его развивать.

В годовалом возрасте становятся важными следующие аспекты:

  1. Визуальные образы, которые малыш хорошо воспринимает.
  2. Новые звуки, которые ребенок с удовольствием изучает.
  3. Речь, которая больше связана с эмоциональной стороной жизни малыша. Он произносит звуки и лепечет, на что должны обратить внимание родители.
  4. Выполнение элементарных родительских просьб.
  5. Различие между наказанием и поощрением.
  6. Репетиция навыков поведения при достижении желаемого. Малыш все больше становится самостоятельным, желая получить желаемое. Если родители отказывают, тогда вполне возможна детская истерика, которая заключается в падании на пол, битье ногами, громком плаче и крике.

перейти наверх

Как проходит раннее развитие ребенка в 1 год?

Целый год еще впереди. Чем он будет знаменоваться? Как будет проходить развитие ребенка в этот год? Родителям следует не забывать, что данный возраст такой же важный, как и предыдущий год.

Теперь малыш является более активным и подвижным. Он начинает интенсивно познавать окружающий мир всеми возможными способами (в основном через зрительное восприятие и физический контакт с ними).

На первом году жизни малыш умеет выполнять много элементарных действий:

  • Разбрасывать, собирать или стучать предметами.
  • Взбирается на невысокие возвышения.
  • Кидает легкий мячик и неуклюже его ловит.
  • Проявляет интерес к небольшим предметам.
  • Осуществлять различные манипуляции пальцами: открывать двери, раскручивать крышки и пр.
  • Взаимодействует с игрушками, понимая, что с ними нужно делать.
  • Любит слушать сказки и то, как родители поют детские песенки.
  • Подражает родительскому поведению.

В этом возрасте малыш начинает стремиться к самостоятельности. Следует поддержать его в этом. Если он что-то желает делать самостоятельно, пусть делает. При этом побольше играйте с ним, рисуйте, читайте книжки и пр. Хорошо, если родители будут изучать своего ребенка. Необходимо выявить его способности, наклонности, которые можно будет перевести в таланты.

В течение второго года своей жизни малыш должен научиться:

  • Твердо становиться на ноги и ходить без родительской помощи.
  • Пить из чашки.
  • Повторять за родителями элементарные движения.
  • Выговаривать простые слова.
  • С помощью родительской поддержки бегать.
  • Проситься на горшок.
  • Выговаривать имена свое и родственников.
  • Понимать требования взрослых.

После достижения первого года рост и вес замедляются, поскольку вся энергия направлена на движение. Происходит следующее развитие малыша:

  • Год и 2 месяца – окружающий мир познается через непосредственный контакт с ним и на вкус.
  • Год и 3 месяца – включается в игровую деятельность, тянется к сверстникам.
  • Год и 4 месяцев – начинает проявлять самостоятельность. Сам выбирает еду, а после двух ложек отворачивается от нее. Настроение очень переменчивое.
  • Год и 5 месяцев – все больше становится самостоятельным и активным. Родители должны помогать ему познавать окружающий мир. Капризность все более становится отчетливой.
  • Год и 6 месяцев – карапуз уверено ходит и неуверенно начинает бегать. Начинает активно разговаривать на своем языке, который понятен только ему. Малыш требует к себе равноправного со взрослыми общения. Также ему становится важно, что ему говорят и чему обучают родители.
  • Год и 7 месяцев – ребенок осознает свои предпочтения, в какие игры и с какими предметами ему приятно играть. Также он начинает осознавать себя, распознает себя в зеркале.
  • Год и 8 месяцев – малыш легко взбирается по ступенькам, однако спускается еще с затруднениями. Свободно ходит, но бегает с затруднениями. Пробует первые попытки самостоятельно совершать действия. Родителям следует позволять малышу проявлять самостоятельность.
  • Год и 9 месяцев – ребенок играется с игрушками, понимает небольшие истории. Начинает понимать свою половую принадлежность. Словарный запас составляет 350 слов.
  • Год и 10 месяц – малыш уже может самостоятельно одеваться (совершая ошибки), подпрыгивать на месте, не падая. Начинает контролировать физиологические потребности. Растет количество бытовых умений.

Развитие ребенка осуществляется до 3 лет, что разделяется на три главных периода:

  1. С 12 до 18 месяцев кроха обретает самостоятельность и совершает исследовательские действия.
  2. С 18 до 24 месяцев кроха совершенствует свои умения и определяется со своим местом в этом мире.
  3. С 24 месяцев до 3 лет малыш обретает интеллектуальные навыки.

перейти наверх

Развитие детей от 1 до 2 лет

Малыш уже после первого года жизни становится очень любознательным. Его интересуют движущие предметы. Он любит строить и собирать. Малыш начинает постепенно отделяться от матери, осознавая свою отдельность от нее.

Также начинаются мини-кризисы, когда малыш плохо спит, перебирает едой, капризничает.

Истерики в данном возрасте объясняются психологами как единственный способ заявить о своих желаниях, поскольку детям пока не хватает словарного запаса, чтобы выразить свои мысли.

перейти наверх

Итог

Родители не только воспитывают детей, кормят их, обеспечивают защитой и теплом, дают пример для подражания, но и влияют на качество их развития. Отмечено, что в семьях образованных людей дети тоже вырастают образованными, умными, развитыми. Чем ниже уровень развитости у родителей, тем ниже по интеллекту их дети.

О чем говорят данные исследования? О том, что широта знаний и образованность родителей заставляет их детей познавать окружающий мир, образовываться, познавать большое количество информации и становиться более разумными. Родители уже сами по себе заставляют детей что-то познавать.

Если взрослые путешествуют, изучают языки, культуры, традиции различных стран либо занимаются самообразованием, дополнительным обучением, познаванием чего-то нового, то дети волей-неволей за ними начинают повторять.

Что-то познается в процессе повседневной жизни, что-то черпается из книг, журналов, общения с другими людьми.

Здесь важным фактором становится стремление родителей путешествовать, познавать новое и заниматься самообразованием. Такое могут позволить только любознательные люди, которые не желают себя ограничивать привычными вещами. Сыновья и дочки у них вырастают такими же любознательными, желающими многое знать, иметь выбор, а не жить с тем, что у них уже есть.

Чем более развиты родители, тем более умными становятся дети. Можно это называть копированием или предрасположенностью детей быть такими, как их папы и мамы.

Читайте также:  Агушки-хохотушки! во сколько малыш впервые смеется и как его рассмешить

Источник: http://PsyTheater.com/razvitie-rebenka-v-1-god-osobennosti.html

Развитие ребенка в 1,5 года: во что играть

Ваш кроха взрослеет – позади первый день рождения, постепенно затихают проявления кризиса одного года, поведение малыша становится более осознанным, отношения родителей с ним выходят на новый уровень.

Овладение новыми навыками происходит очень быстро, всё развитие предшествующие полтора года было направлено на то, чтобы подготовить его к полноценному взаимодействию с окружающим миром.

Итак, с какими результатами подходят малыши к этому рубежу, чем отличается развитие ребенка в 1, 5 года, чего ожидать, как стимулировать на новые свершения?

Физическое развитие

Границы норм роста и веса маленьких детей достаточно широки. Эти показатели зависят от особенностей жизни ребенка: наследственности, уровня физической активности, аппетита. Современные центильные таблицы ВОЗ определяют коридоры роста и веса для деток 18 месяцев:

Вес

9 – 14 кг

Рост

76 – 80 см

Объем груди

46 – 57 см

Окружность головы

46 – 51 см

Индивидуальные значения могут немного выходить за рамки данных интервалов – для здорового активного ребенка это будет вариантом нормы.

Психическое развитие

Кроха начинает сепарироваться от мамы, осознает себя как отдельную, самостоятельную личность, имеющую свои желания и потребности. Детки полутора лет уже достаточно автономны, они учатся общению с другими детьми, активно исследуют мир вокруг, практикуются в самостоятельном принятии решений. Важнейшие приобретения только что пережитого кризиса – это «нет» и «я сам».

Малыш становится капризным, упрямым, он злится, если что-то не получается.

Поскольку речь только начинает формироваться, объясниться карапуз не может, непонимание родителей зачастую становится поводом для настоящей истерики.

Взрослым важно уже в этот период знакомить своего отпрыска с различными чувствами, показывать, как экологично проявлять свои эмоции. Терпение и способность быть поддержкой сейчас очень важны.

Практические умения ребенка в 18 месяцев

Разберем, что умеет делать ребенок в 1 год и 6 месяцев. Перечисленные ниже навыки являются своего рода ориентиром для родителей, однако не стоит забывать, что они весьма условны, усреднены. Уровень владения каким-либо умением зависит от множества факторов, индивидуальных и неповторимых для каждой семьи. Любой ребёнок имеет право развиваться и обучаться в своем темпе.

Физическая сфера:

  • Малыш умеет вставать с опорой, ходить без помощи взрослого, бегать,
  • Появляется способность координировать движения: приседать и подниматься, наклоняться за игрушкой, поворачиваться в разные стороны, менять направление движения, подпрыгивать, залезать на возвышенности и спускаться с них,
  • Более продвинутый уровень – подпрыгивания, переступание через препятствия, шагание по ступеням вверх. Спускаться вниз сложнее, ребенок освоит этот навык чуть позже,
  • Детки целенаправленно бросают мяч в разных направлениях, пинают его ножкой,
  • Полуторалетки все еще много падают. Желание разведать все вокруг подталкивает их к совершению сложных действий, манипуляций со своим телом, которые пока им недоступны.

Речь:

  • Словарный запас растет с каждым днем, в среднем детки 18 месяцев имеют в запасе порядка 10-20 активных слов,
  • Рождаются первые зачатки фраз – наиболее активные отпрыски начинают строить небольшие, понятные только для родителей фразы,
  • В основном речь представляет собой смесь лепета и звукоподражания,
  • Пассивный лексикон очень велик – маленький человечек понимает практически все, что говорят ему взрослые, бурно, эмоционально реагирует,
  • Малыш показывает части тела, предметы и животных на картинках, называет.

Социально-эмоциональная сфера:

  • Полуторалетки проявляют живой интерес к другим людям, стремятся находиться в гуще событий (возможно, оставаясь при этом у мамы на коленях),
  • Формируется способность проявлять эмоции: жалеть кого-то, радоваться, печалиться, сердиться,
  • Характерно активное подражание эмоциям взрослых, при помощи жестов, мимики, возгласов,

Интеллектуальное развитие

Дети второго года жизни приобретают много «умелок» интеллектуальной природы. Они могут появляться в разной последовательности, раньше или позже.

Помните, что умственное развитие ребенка некорректно определять, ориентируясь на усредненный перечень того, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте.

Наблюдайте за малышом, принимайте во внимание его личные особенности, свойства характера, ваш образ жизни. Обычно в возрасте примерно 18 месяцев малыши способны выполнять следующие действия:

  • Возить за собой игрушку на веревочке,
  • Собирать простую пирамидку,
  • Сортировать предметы по формам и цветам,
  • Рисовать овальные формы, зигзагообразные, прямые линии,
  • Переворачивать книжные листы, имитируя чтение, увлеченно разглядывать картинки,
  • Складывать несложные формы или крупные бусины в отверстия сортера,
  • Продумывать свои действия – например, принести подставку, чтобы что-то достать.

Бытовые навыки

Приближаясь к порогу двухлетия, мальчишки и девчонки становятся все более самостоятельными в плане обслуживания себя на бытовом уровне. Координация движений, развитие мелкой и крупной моторики еще далеко не идеальны, поэтому зачастую попытки проявить инициативу приводят к необходимости генеральной уборки.

Несмотря на желание сделать всё самим, очень важно, чтобы родители позволяли чаду                                         пробовать, тренироваться, совершенствоваться. Деткам 18 месяцев под силу следующие действия:

  • Питье из чашки и из трубочки,
  • Использование ложки – карапуз может кушать сам пюрированную и твердую пищу, учится есть ложкой суп,
  • Снимание с себя одежды (если ее не нужно расстегивать),
  • Самостоятельное умывание.

Режим, питание, уход

Распорядок дня полуторалеток завязан на снах и времени принятия пищи. Обычно детки этого возраста переходят на один длительный – 2-3 часовой дневной сон. Общие рекомендации таковы:

  • Спать дома,
  • Гулять во время бодрствования, в идеале утром и вечером,
  • Перед сном кроха должен пообедать, а после сна – пополдничать,
  • Перекус можно перенести на время после возвращения со второй прогулки, если она не слишком поздняя. Еще один вариант – взять что-нибудь съедобное на улицу, хотя это не очень удобно по многим причинам (невозможность умыться, взять что-то, что едят ложкой, излишний интерес других детей),
  • Определить одно и то же время для укладывания спать днем и на ночь,
  • Придумать ритуалы, которые будет соблюдаться каждый раз во время укладывания,
  • Если малыш спит днем два раза, выбрать оптимальное время для прогулки – самую светлую, теплую часть дня. В качестве второй прогулки можно организовать короткий выход перед вечерней ванной всей семьей.

Питание маленького ребенка должно быть разнообразным и здоровым. К полутора годам дети уже могут кушать пищу с общего стола, при условии, что она является качественной и полезной.

Педиатры рекомендуют пятиразовую схему питания, с перерывами не более 4х часов.

Желательно, чтобы время принятия пищи каждый день было одним и тем же, это способствует развитию правильного пищевого поведения и здорового ЖКТ.

Рацион должен содержать фрукты, овощи, белки, жиры и углеводы в сбалансированном количестве. Иногда этого бывает непросто добиться, поскольку у крохи появляются свои предпочтения.

Совет

Вместо того, чтобы накормить любой ценой, постарайтесь найти адекватную замену нелюбимому продукту. Если малыш отказывается от еды, не стоит сильно настаивать.

Уберите из зоны доступа все снэки и через какое-то время организуйте обед или ужин для себя – наверняка непоседа захочет присоединиться к трапезе сам.

Многие дети 18 месяцев еще находятся на грудном вскармливании. Получение материнского молока играет важную роль в процессе усвоения остальных блюд.

Кроме того, именно сейчас материнское молоко содержит наибольшее количество иммуноглобулинов, играющих важнейшую роль в формировании сильного иммунитета.

Количество дневных кормлений снижается, ограничиваясь прикладываниями на сон и просыпание, иногда после приема основной пищи. Ночью детки второго года жизни продолжают активно прикладываться к маминой груди.

Уходовые процедуры за взрослеющим карапузом включают в себя обычные гигиенические привычки, которым нужно обучать малышей, проделывая их совместно каждый день:

  • Чистка зубов,
  • Умывания,
  • Причесывания,
  • Подстригание ногтей.

Чтобы кроха более лояльно относился к этим манипуляциям, можно позволить ему причесать или умыть маму, поухаживать за своими игрушками.

Досуг и развитие

В повседневную жизнь семьи полезно внедрять игры и занятия, развивающие малыша. Такие крошки способны сосредоточиться на одной деятельности в течение нескольких минут, поэтому ваши занятия займут не много времени, и проводить их можно спонтанно в любое время дня.

Желательно, чтобы с карапузом занималась не только мама, с которой он и так проводит большую часть времени. Обычно папы и бабушки подходят к развивающей деятельности с завидным энтузиазмом, который перенимает и отпрыск.

Гармоничному развитию ребенка в 1,5 года способствуют следующие упражнения:

  • Пробуйте собирать примитивные паззлы из двух-трех крупных деталей,
  • Стройте башни и пирамидки,
  • Показывайте, как можно группировать предметы по разным признакам (цвет, форма),
  • Давайте для игр прищепки, заколки, стучалки,
  • Попросите папу накрутить на лист фанеры различные защелки, крючки, открывающиеся разным способом окошки, имитацию розетки – кроха будет с упоением все это исследовать,
  • Организуйте игру в прятки,
  • Купите несколько вариантов лото, парных карточек на разные тематики,
  • Рисуйте красками с помощью кисти, губки, пальцев,
  • Занимайтесь лепкой, позволяйте карапузу перебирать предметы разных форм и фактур,
  • Разговаривайте, рассказывайте простым языком, как устроен мир, что вы чувствуете в разные моменты жизни, описывайте природу, погоду и других людей,
  • Включайте музыку, танцуйте и пойте вместе с малышом,
  • Делайте вместе утреннюю зарядку.

Если в какой-то момент у вас не хватает ресурса на занятия, активную игровую деятельность, насыщенные прогулки, делегируйте это папе, бабушкам и дедушкам, а сами потратьте немного времени на восстановление сил.

Помните – мы развиваем детей каждый день, просто находясь рядом с ними, показывая на своем примере, как взаимодействовать с окружающей действительностью, общаясь с малышами на доступном им языке, проявляя свою любовь и поддержку.

Источник: https://pups.su/vospitanie/razvitie-rebenka-v-1-5-goda.html

Особенности развития ребенка в 1 год

Первый день рождения малыша — это долгожданное событие для его родителей, бабушек и дедушек. За 12 месяцев жизни он прошел путь от беспомощного младенца до активно познающего окружающий мир маленького человечка, наделенного уже вполне сформированным характером, привычками и желаниями.

Развитие ребенка в 1 год проходит бурными темпами. Малыш, словно губка, впитывает и старается повторить все увиденное и услышанное, попробовать на вкус все, что попадается под руку.

В жизни молодых родителей наступают нелегкие времена, ведь оставить без присмотра вечно находящегося в движении карапуза нельзя ни на минуту.

Что умеют делать дети в 1 год?

Мамы и папы малышей нередко интересуются тем, что должен уметь делать их малыш в 12 месяцев. Дети этого возраста чаще всего могут:

  • произносить до 15 простых слов и слогов (мама, баба, дай, на, да, би-би);
  • стоять без поддержки взрослых, самостоятельно подниматься на ножки и ходить без опоры;
  • бегать, держась за руку старшего;
  • задерживать внимание на включенном телевизоре или компьютере;
  • подтанцовывать в такт музыке;
  • есть ложкой и пить с чашечки;
  • кусать и пережевывать твердую еду (при достаточном количестве молочных зубов);
  • строить башню из нескольких кубиков, нанизывать кольца на стержень пирамидки;
  • делать фигурки из песка с помощью формочек;
  • катать по полу машинку;
  • открывать дверцы, выдвигать ящики столов;
  • играть в ладушки;
  • проситься на горшок;
  • к разным людям относиться по-разному;
  • показывать пальчиком на некоторые части своего тела;
  • махать ручкой на прощание, посылать воздушный поцелуй;
  • находить взглядом знакомых людей;
  • понимать, когда их ругают или хвалят;
  • отвечать улыбкой или смехом на улыбку другого человека;
  • проявлять негативные эмоции, не получив желаемую вещь;
  • активно играть в подвижные игры с взрослыми.

Не стоит беспокоиться, если малыш не овладел к году всеми указанными навыками. Развитие детей раннего возраста происходит по индивидуальному графику. В случае когда годовалый ребенок произносит всего 2-3 слова, это указывает не на то, что он отстает в развитии, а на то, что его время разговаривать еще не наступило.

Не все дети одинаково хорошо умеют ходить в 1 год. Если малыш любит ползать, он может встать на ножки позже своих сверстников. А неумение ребенка пить из чашечки, играть в ладушки или показывать пальчиком на собаку во дворе чаще всего свидетельствует о том, что родители уделяют недостаточно внимания его развитию.

Для того чтобы речевое развитие ребенка проходило нормально, взрослым нужно как можно больше разговаривать с ним. Многие малыши в 12 месяцев на ходу ловят новые слова и пытаются их воспроизвести, поэтому родителям нужно следить за своей речью и не произносить при карапузе нецензурных слов.

Обратите внимание

Психологи настоятельно просят старших не сюсюкать с годовалым малышом, перекручивая слова, так как это негативным образом отразится в будущем на его речевых способностях. Разговаривая с ребенком, нужно произносить все слова четко, правильно выстраивать их в предложения. Кроха с ранних лет должен слышать красивую и правильную речь своих родителей.

Для того чтобы его языковые способности развивались лучше и быстрее, молодой маме нужно обязательно читать ему сказки.

Зубки у годовалых малышей

У детишек к 12 месяцам во рту насчитывается в среднем от 6 до 12 зубиков. Но если зубки начали прорезаться слишком поздно, тогда к году их может быть меньше, и это не считается отклонением от нормы.

В случае когда малыш получает достаточно витамина D, кальция и фосфора, переживать родителям по поводу нехватки зубиков не стоит, ведь они в любом случае появятся в ближайшем времени. Из-за бурного роста зубов у детей младшего возраста очень часто болят и чешутся десны.

В этот период малыши капризничают, отказываются от еды, плохо спят по ночам и суют в рот все, что им попадается под руки. Нередко прорезывание
зубов сопровождается повышением температуры тела.

Для того чтобы облегчить состояние крохи в 1 год, ему можно купить специальные игрушки-прорезыватели, грызя которые малыш будет чесать воспаленные десны и успокаиваться. Некоторые родители дают своим ребятишкам расчесывать десны твердым яблоком или сушкой.

Читайте также:  Интересные эксперименты с яйцом, которыми можно увлечь дошкольников в домашних условиях

Делать это нужно очень осторожно, так как ребенок может откусить большой кусок и подавиться.

Чтобы уменьшить зуд десен во время прорезывания зубов, педиатры назначают своим маленьким пациентам специальные анестезирующие мази и гели, предназначенные для снятия неприятных симптомов, связанных с ростом первых зубиков.

Развитие сенсомоторных способностей

У детей раннего возраста происходит активное сенсомоторное развитие. Годовалые малыши очень энергичны, они постоянно находятся в движении, норовя потянуть, потрогать или попробовать на вкус все, что встречается у них на пути.

Не нужно запрещать детям двигаться и прикасаться к предметам, ведь благодаря своей активности они познают окружающий мир.

Но убрать опасные и бьющиеся вещи, спрятать электроприборы и лекарства, закрыть на замки все дверцы и поставить заглушки в розетки все-таки стоит, ведь подобные меры предосторожности уберегут любознательное чадо от травм и прочих неприятностей.

Родителям необходимо оказывать влияние на сенсомоторное развитие детей. Для этого существует множество упражнений, которые малыши делают весьма охотно. Например, если дать в руки ребенку лист бумаги, тот с удовольствием начнет его сминать и рвать.

Такая невинная забава способствует формированию мелкой моторики рук крохи. У ребенка в 1 год обязательно должна быть пирамидка: надевая поочередно кольца на стержень, чадо не только играется, но и тренирует координацию движений пальцев.

Малышу нужно давать в руки предметы разной формы, величины, фактуры и температуры — это способствует формированию его ощущений.

На сенсомоторное развитие детей раннего периода большое влияние оказывает физическая нагрузка. С детками нужно делать гимнастику в игровой форме, используя мячи, кольца, палочки. Пусть малыш повисит на кольцах, которые держит в руках его папа, или побежит за брошенным мячиком. С помощью палки можно подниматься из положения лежа в положение сидя.

Важно

Полезно годовалым детишкам приседать, в этом им тоже могут помочь кольца или палка. Если ребенок уверенно стоит на ножках, ему понравится подниматься по невысоким ступенькам, держась за руку мамы. Не менее полезно взбираться на диван или ползать на четвереньках (можно наперегонки со старшим братиком или сестричкой).

Простые физические упражнения укрепят предплечья, кисти рук и ножки малышей, подготовив их к дальнейшим нагрузкам.

Первый кризис в жизни малыша

Развитие годовалого ребенка знаменуется первым в его жизни психологическим кризисом. Малыш стремительно растет, у него каждый день появляются новые потребности.

Если раньше кроху вполне устраивало быть накормленным и переодетым, то сейчас на первый план выходят его желания, которые часто идут вразрез с волей мамы и папы. Все это приводит к поведенческим расстройствам. Появляются капризы, раздражительность и даже истерики.

Такие изменения в поведении детей раннего возраста психологи считают совершенно нормальными, они не свидетельствуют ни о плохом воспитании, ни о дурном характере.

Взрослым нужно помочь преодолеть крохе этот кризис. Если ребенок начал капризничать, его нужно взять на руки, обнять, успокоить, но ни в коем случае не кричать на него и уж тем более не шлепать. Физические наказания в воспитании детей не допустимы ни при каких обстоятельствах.

Для того чтобы малыш успокоился, можно попытаться переключить его интерес на пробегающую мимо кошку или растущий на клумбе цветок.

Дети в 1 год еще не умеют долго концентрировать внимание на чем-нибудь одном, поэтому, заинтересовавшись новым предметом, они вскоре забудут о своей истерике.

В воспитании детей раннего возраста не должно быть немотивированных запретов. Годовалый малыш уже прекрасно понимает слово «нельзя», однако внимать ему не спешит.

Взрослые делают непростительную ошибку, когда не позволяют ему делать или брать что-либо, не объясняя причины своего запрета.

Совет

Для 12-месячного малыша слово «хочу» выходит на первый план, и, если родители не разрешают ему удовлетворить свои потребности, в его душе назревает бунт, который выливается в слезы и истерики.

Для того чтобы предотвратить этот бунт, родителям надо всегда объяснять малышу причину запрета: на дорогу нельзя бежать, потому что можно попасть под машину; кошечку нельзя тянуть за хвост, потому что ей больно; снимать шапку на улице нельзя, потому что можно простудиться. Но и мотивированными запретами злоупотреблять не стоит, ведь малыш все равно будет отрывать куски обоев от стены и топать по лужам.

Распорядок дня и питание ребенка

У ребенка в 12 месяцев немного изменяется режим дня и рацион. Если на сон у детей до года уходило около 14 часов в сутки, то у подросшего малыша потребность в отдыхе уменьшается.

Обычно после 1 года ребенок переходит на одноразовый дневной сон, длящийся до 2 часов, и на 12-часовой ночной отдых. Если кроха продолжает спать по 2 раза в день, насильно переводить его на одноразовый сон не нужно.

Наступит время, и детский организм самостоятельно настроится на более взрослый режим.

В 1 год можно постепенно начинать отучать своего подросшего малыша от грудного вскармливания. Организм крохи уже достаточно подрос и окреп, чтобы получать питательные вещества из обычной еды.

Рацион годовалого ребенка должны составлять свежие фрукты и овощи, молочные каши, кисломолочные продукты, яйца, отварные мясо и рыба. Обычно отлучение от материнской груди у малышей в 12 месяцев проходит безболезненно.

Но если на улице стоит жаркая погода или карапуз болеет, его придется еще некоторое время покормить грудью.

Нормальное воспитание и развитие ребенка невозможно без свежего воздуха, поэтому с крохой нужно гулять на улице 2 раза в день по несколько часов.

Пусть малыш поиграет в песочнице, побегает за мячиком, потрогает руками цветы и листочки, бросит голубям кусочек булочки вслед за мамой. После занимательных игр на свежем воздухе детки отлично едят и крепко спят.

А набравшись сил после полноценного отдыха, они продолжают свой нелегкий труд в исследовании окружающего их мира.

Источник: http://moyasna.ru/1-3/razvitiya-rebenka-v-1-god.html

Развитие детей в первые годы жизни

На каждом этапе развития ребенка родители открывают для себя что-то новое. Естественно, что для них важно знать, какие нормы развития приняты в том или ином возрасте, чтобы сравнивать навыки и показатели своего чада с общепринятыми.

Важно понимать, что отставание ребенка от каких-либо норм совсем не означает пробелы в развитии, по крайней мере в большинстве случаев. Если отклонения незначительные, то списать их можно на индивидуальный график развития ребенка.

Обратите внимание

Кроме того, нужно учитывать такие важные показатели, как условия проживания малыша, уход и питание, наличие родовых травм, рождение раньше срока и так далее.

Все эти факторы могут оказать влияние на развитие ребенка, особенно в первые годы жизни.

Навыки и развитие годовалого ребенка

В возрасте одного года нормально развивающийся ребенок должен уметь делать следующее:

  • ходить с поддержкой или без поддержки;
  • стоять без поддержки;
  • складывать игрушки в корзину;
  • делать небольшие башни из нескольких кубиков;
  • выполнять простые просьбы и команды;
  • произносить несколько слов (до шести);
  • лепетать на своем детском наречии.

В этом возрасте можно стимулировать умственное развитие крохи, постепенно начиная работать с ним по специальным методикам, развивая сенсорные навыки. В этот же период можно в ненавязчивой игровой форме обучать ребенка цветам, буквам, цифрам, используя картинки, книжки, игрушки.

Навыки и обучение полуторагодовалого малыша

А вот в возрасте полутора лет большинство детей уже уверенно умеет:

  • ходить и бегать без поддержки;
  • забираться на ступени и спускаться, удерживаясь за поручни;
  • пить из чашки, не проливая, и пользоваться ложкой;
  • показывать по просьбе родителей на знакомые предметы, игрушки, части тела;
  • рисовать линии карандашом;
  • поднимать с пола предметы, не теряя равновесия;
  • выражать эмоции жестами или звуками;
  • отдавать предпочтение отдельным игрушкам;
  • иметь в словарном запасе до 15 простых слов.

В этом возрасте родителям стоит подумать о том, чтобы отучить ребенка от пустышки и отлучить от груди, если он все еще находится на грудном вскармливании.

Полуторагодовалого малыша можно приучать к соблюдению простых правил гигиены, показывая ему, как мыть руки, собирать за собой игрушки, чистить зубы. Кроме того, в этом возрасте уже можно обучать ребенка правилам поведения за столом, приучать к использованию салфеток и столовых приборов.

У крохи в 1,5 года должны быть свои пусть небольшие, но уже обязанности. Ему можно поручать вытирать пыль, поливать цветы, вытряхивать прикроватный коврик.

Конечно же, главным событием в жизни полуторогодовалого малыша должна стать покупка его первого велосипеда. В этом возрасте он пока не сможет самостоятельно крутить педали, но будет счастлив погонять по двору на велобеге, отталкиваясь ногами.

В полтора года с малышом уже можно впервые посетить стоматолога. Со временем такие походы должны стать регулярными, как минимум один раз в год.

Основные навыки двухлетнего ребенка

В два года, при условии, что развитие ребенка проходит нормально, он порадует родителей следующими достижениями:

  • быстрым бегом, уверенной ходьбой и умением прыгать;
  • навыками строить башню из более чем четырех кубиков;
  • играми с мячом (кидание, пинание и ловля);
  • ролевыми играми с игрушками;
  • самостоятельными уверенными спусками и подъемами по лестнице;
  • знанием собственного имени и способностью говорить о себе в третьем лице;
  • знанием названий собственных частей тела;
  • умением слушать во время чтения книг и показывать на соответствующие рассказу картинки;
  • умением снимать и надевать на себя простые вещи;
  • пополненным словарным запасом;
  • использованием нескольких словосочетаний в речи;
  • попытками контроля мочевого пузыря и кишечника.

Двухлетние дети могут также похвастаться улучшенной координацией «глаза-руки», поэтому они с удовольствием упражняются в рисовании, конструировании и собирании пазлов.

В два года уже можно пробовать «переселять» малыша в отдельную если пока не комнату, то кровать. А вот что касается желания крохи завести себе маленького друга — кошку или собаку – то в возрасте двух лет этого делать не рекомендуется. Малыши в этом возрасте еще недостаточно ответственны, кроме того, с домашними питомцами они могут быть не слишком осторожны и внимательны.

Как развивается трехлетний ребенок?

Если развитие трехлетнего ребенка протекает согласно запланированному природой графику, то к этому возрасту он:

  • самостоятельно, уверенно и быстро спускается и поднимается по лестнице, переставляя ноги поочередно;
  • одевается и раздевается без помощи родителей;
  • катается на трехколесном велосипеде;
  • понимает простые команды и выполняет просьбы;
  • говорит о себе в первом лице;
  • большую часть слов произносит четко и раздельно;
  • понимает, о чем ему говорят;
  • показывает на знакомые предметы в книжках, на картинках, на улице;
  • знает практически все части тела и показывает их;
  • проявляет интерес и пытается наладить контакт с детьми на прогулке;
  • самостоятельно пользуется горшком.

К трем годам у детей заметно улучшается речь, поэтому с этого возраста нужно активнее приучать их к чтению, вместе петь песенки, разучивать стихи, просто разговаривать, обсуждая увиденное и услышанное.

Как развивается четырехлетний ребенок?

Развитие четырехлетнего ребенка протекает в ускоренном темпе. В этом возрасте дети уже отлично контролируют собственные действия, стараются быть самостоятельными во всем, начиная от одевания и раздевания и заканчивая туалетом и питанием. Кроха отлично пользуется ложкой и вилкой, ест аккуратно и достаточно быстро.

Повышенная активность в четыре года превращает пухлощекого кроху в долговязого малыша с начинающими развиваться мышцами.

Важно обратить внимание на внутреннюю часть бедер и предплечья малыша. Если младенческие жировые складки так и не пропадают, то кроха, скорее всего, склонен к полноте. В этом случае вместе со специалистом нужно будет составить для него правильный график питания, обеспечить адекватные возрасту физические нагрузки.

Важно

В словаре четырёхлетнего крохи уже больше тысячи слов, он уверенно использует фразы из более чем 6 слов, говорит понятно и четко. В этом возрасте у малышей возникает первый интерес к собственному телу, поэтому они часто играют роль докторов, акцентируя внимание на различиях между мужчинами и женщинами.

Четырехлетние малыши уже способны справиться с завязыванием шнурков, посещают детский сад. Также в этом возрасте можно приучать детей к плаванию, периодически бывая с ними на занятиях в бассейне.

Как развиваются дети в пять лет: особенности

Пятилетний малыш отлично знает разницу между утром и вечером, завтраком и обедом. Он много запоминает и с удовольствием демонстрирует навыки знакомым и незнакомым людям по просьбе.

Кроха уже способен подолгу заниматься самостоятельно, концентрируя внимание на раскрашивании или сборе конструктора.

Дети в пять лет особенно восприимчивы к иностранным языкам, поэтому можно пополнять их словарный запас иностранными словами, используя игровую форму обучения.

Совершеннее становится к 5 годам и физическое развитие. Малыши в среднем весят до 20 кг, прибавляют в росте по сравнению с прошлым годом не менее 4 см. Они выбирают для себя в основном подвижные игры, очень активны и непоседливы.

Как развивается ребенок в 6-7 лет?

К шести-семи годам развитие ребенка достигает высокого уровня. Личность его уже почти сформирована. Малыш отлично координирован, хорошо рисует, умело прорабатывает мелкие детали. В книгах ребенок обращает внимание не только на картинки, но и на сюжет, действия, анализирует поступки героев, ставит себя на их место и продумывает возможный сценарий своего поведения.

Дошкольники уже отлично пересказывают и сочиняют собственные истории на основе личного опыта, они знают много стихов и песен, с удовольствием посещают спортивные секции и творческие кружки.

На новый уровень переходит и социальная адаптация малышей. Они уважительно относятся не только к старшим, но и к сверстникам, умеют концентрировать внимание на том, что не представляют для них интереса, и в целом готовы к поступлению в первый класс.

Читайте также:  Как без лишнего стресса приучить своего ребенка к детскому саду?

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/razvitie-detej-v-pervye-gody-zhizni.html

Ребенок в год: особенности развития

Первый день рождения ребенка – волнующий момент в жизни родителей. Это определённый рубеж, который не зря называют переходом из младенчества в детство. Ещё совсем недавно малыш только тем и занимался, что ел и спал, а сегодня он уже активно перемещается по комнате, делает свои первые шаги, произносит осознанные звуки.

Второй год приходится центром возрастного периода “от рождения до трёх лет” – периода “впитывающего сознания”, того времени, когда мозг ребенка словно губка вбирает в себя огромное количество информации, а процесс познания происходит посредством пережитого сенсорного опыта.

В это время мы, взрослые, еще не можем воздействовать на ребенка напрямую – не можем, например, научить чему-либо. Но в наших силах окружить малыша правильной, богатой информацией средой, демонстрировать положительный опыт и создавать такие условия, в которых малыш сможет гармонично развиваться.

Совет

Для этого нам необходимо знать, какие изменения, физические и психологические, происходят с ребенком на втором году жизни.

Итак, перед нами годовалый малыш. Как правило, он уже умеет ходить, держась за руку или самостоятельно. Навык хождения развивается скачками – вы наверняка удивитесь, как быстро и незаметно ребенок будет обретать то или иное умение.

Сначала он неуверенно отпустит вашу руку и сделает первые самостоятельные шаги, а через несколько дней побежит. К двум годам дети уже не только свободно ходят, но и бегают, поднимаются по лестнице, прыгают, карабкаются и переползают.

В возрасте от года до двух лет ребенок решает серьёзные задачи своего физического развития. В своих движениях он становится все свободнее и энергичнее. Ребенку постоянно требуется реализовывать физический потенциал, постоянно проверять новые возможности  своего тела и двигаться все больше и больше.

«Просто не может сидеть на месте!» – часто восклицают родители, и это действительно так. Природа велит ребенку двигаться и развиваться, и он не желает терять ни минуты. Важно понимать это и помогать ребенку в развитии новых навыков.

Первая помощь, конечно, заключается в отсутствии ограничений – не сидеть дома, а гулять чаще, позволять ребенку ходить в интересном ему направлении, не проходить мимо лестниц, не помогать, если ребенок в этом не нуждается.

Еще одним важным умением годовалого ребенка является способность и желание переносить предметы. Иногда нам может казаться, что малыш берёт на себя непосильную ношу и еле тащит стул или сумку, но не препятствуйте этому! Вряд ли ребенок возьмёт на себя то, что ему не под силу, а вот изрядно потрудившись и доставив стул до желаемого места, будет невероятно горд собой.

В этот период вам пригодятся всевозможные игрушки-каталки – на палочках, на веревочках, машины, тележки. При этом катать можно еще и стулья, пылесос, коляску на прогулке.

Не лишним в этом возрасте будет установить в квартире детский спортивный комплекс.

Обратите внимание

Также можно сооружать препятствия,  которые ребенок будет с удовольствием преодолевать – раскладывать подушки по комнате, использовать пустые коробки в качестве туннелей.

Чем старше становится ребенок, тем проворнее он достает игрушки с низких полок и шкафов, а ближе к двум годам самостоятельно расставляет предметы на них. Наверное, вы уже давно убрали повыше опасные и хрупкие предметы. Маленький исследователь готов заглянуть в каждый шкафчик, и день ото дня его исследовательский дух только усиливается.

Вам будет казаться, что самое любимое занятие ребенка – это разбрасывание вещей, раскидывание игрушек и опустошение полок. Всё верно. Примерно до полутора лет ребенком движет стремление к хаосу.

Весь мир для него – пространство, состоящее из бесчисленного множества не связанных друг с другом вещей. И беспорядок, который ребенок способен произвести – это определённый вклад в окружающий его мир.

К тому же, разбрасывать и разбирать на части – это то, что ребенку сейчас удается лучше всего. И он раз от раза совершенствует приобретённый навык.

Но период хаоса рано или поздно закончится и в возрасте от полутора лет начинается удивительный период в развитии ребенка, которое характеризуется чувством порядка. Дети этого возраста проявляют огромный интерес к уборке, расстановке предметов по местам.

Для ребенка становится определенной игрой – вспомнить, где предмет стоял, и поставить все на место или взять совок и веник и, подражая маме, подмести сор с пола.

Ваш малыш начинает проявлять самостоятельность и всё, что требуется от родителей – поддержать новые умения вашего ребенка.

Важно

Предоставьте маленькому помощнику возможность проявить себя. Конечно, вам придётся затрачивать больше времени на уборку, чем вы делали это обычно, но зато, сколько радости получит малыш, осознавая, что без его помощи просто невозможно обойтись.

Чтобы ребенок всегда был при деле, делитесь с ним своей работой. Если моете посуду, то ставьте его рядом на стул или безопасную подставку и давайте возиться с безопасными приборами. Если моете полы, то и ему выделите небольшую тряпку.

Зовите ребенка помочь вам, когда вытаскиваете бельё из стиральной машины, разрешайте самому подметать с помощью маленькой щетки.

Колосальные изменения происходят с руками ребенка. Предметы, которые он способен  захватывать, становятся все меньше и меньше. Самые маленькие крошки, найденные на полу, не ускользают от ловких пальчиков.

К полутора годам дети активно начинают манипулировать орудиями – ложки, зубные щётки, расчёски, ручки. Огромная страсть к подражанию вкупе с развитием ловкости рук делают свое дело.

И вот уже ближе к двум годам малыш поражает вас своими умениями собирать мозаику и нанизывать бусины на шнурок.

Активно происходит развитие пинцетного захвата – это способность брать предметы тремя пальцами руки – большим, указательным и средним. От того, насколько хорошо пинцетный захват развит, настолько быстрее и правильнее ребенок начнет пользоваться пишущими предметами.

Чтобы помочь ребенку развить важное для него умение, следует периодически предлагать ему полезные упражнения – вкладывание бусин в бутылку с узким горлышком, отщипывание кусочков солёного теста или пластилина, перелистывание страниц, регулярно давайте ребенку возможность повозиться с сыпучими продуктами (гречкой, горохом, макаронами).

Совет

Новый этап взросления характеризуется еще и развитием способности снимать и надевать одежду. Координация рук улучшается, пальцы, как мы уже сказали, становятся сильнее.

И в возрасте от полутора лет большинство деток способны снимать с себя некоторую одежду – шапки, носки, штаны, обувь. И не забывайте, что они вполне способны складывать ее на место, важно только показать куда.

Ближе к двум годам многие дети сами надевают штаны, шапки, кофты.

Мы уже упомянули про желание ребенка выполнять некоторую домашнюю работу. Интерес к этому происходит не без участия развивающейся моторики рук. Детям нравится пользоваться тряпкой – мочить и выжимать ее, протирать пыль или мыть пол, они обожают мыть посуду, а также помогают накрывать на  стол.

Две главные составляющие психического развития годовалых малышей – это желание подражать и желание исследовать все вокруг. Разговаривать по телефону как мама, нажимать на кнопки клавиатуры как папа, чистить зубы и есть ложкой как взрослые – ни одно действие не останется без внимания малыша

Наступает тот возраст, когда ребенок уже вполне способен выражать свое настроение и не только плачем, но и другими эмоциями. Он может хитрить, грустить, удивляться – и все эти эмоции в полной мере отражаются на его лице.

Начинает формироваться характер – ребенок может демонстрировать настойчивость и недовольство. Особенно остро ребенок годовалого возраста реагирует на слово «нельзя».

Большое количество запретов заставляет ребенка думать, что все вокруг запрещено, тогда как его мозг жаждет исследований и говорит рукам «потрогай все, что только сможешь достать». Разумнее всего сейчас убрать с глаз долой все опасные, хрупкие, дорогие предметы и сократить количество запретов до минимума.

Это не значит, что ребенок вовсе не должен слышать слова «нет», но и злоупотреблять им не стоит. Также следует не забывать о том, что в каждом запрете важно придерживаться последовательности – «если нет, то нет».

Период от года до двух лет характеризуется противоречием между зависимостью и независимостью.

Малыш осознает, что его возрастающие способности в движении дают ему много возможностей, например, уйти от мамы в другую комнату или далеко отойти от нее на улице, но при этом потребность быть рядом с мамой еще очень велика.

В связи с этим, ребенок буквально каждый день переживает бурные чувства, основанные на желании оторваться от мамы и стать более независимым, но и также огромное желание быть все время рядом с ней.

Обратите внимание

Нередко случаются в этом возрасте истерики и вспышки агрессии. И это не случайно. Весь день годовалого малыша наполнен огромным количеством эмоций, слишком быстрыми шагами движется его развитие.

В итоге перегружается нервная система, накапливается усталость, что и приводит к периодическим выплескам эмоций. В такие моменты важно находиться рядом с ребенком, жалеть и проговаривать его чувства.

Со временем родители начнут распознавать те моменты, которые могут привести к негативному выходу эмоций и научатся их избегать.

Ближе к двум годам у ребенка остро проявляется потребность все делать самостоятельно. В полной мере расцвет периода «я сам» произойдет ближе к кризису трех лет, но уже и сейчас малыш готов проявлять инициативу.  Главное, не препятствовать попыткам малыша сделать что-то самостоятельно, давайте ему больше простора для деятельности.

Следует также уделить должное внимание особым кризисным этапам развития ребенка на втором году жизни, которые еще называют «скачками роста». Наиболее полная информация об этой теории представлена в книге «The wonder weeks». Русская версия книги носит название «Капризничает? Значит, развивается!».

Теория кризисов развития основана на том, что ребенок до двух лет овладевает новыми навыками не постепенно, а скачками. Обычно мамы характеризуют это так: долгое время ничего не происходит, а потом наступает день, когда ребенок резко вырастает, взрослеет и обретает новые умения.

Все происходит как будто по какому-то внутреннему звонку. И это лишь внешние проявления развития. Огромное количество изменений в ребенке происходит вне нашего видения.

Ребенок осознает себя в этом мире, осознает правила и границы, признает своих и посторонних, разбирается с категориями «мое-чужое».

Важно

В тот момент, когда приходит время для очередного навыка или этапа развития, ребенок начинает проявлять беспокойство, потому что чувствует какие-то внутренние изменения.

Обычно его беспокойство проявляется в беспричинном (как нам кажется) плаче, раздражительности, продолжительном нытье. Случаются необъяснимые перепады настроения – только что смеялся, а сейчас уже плачет.

Ребенок цепляется за маму, болезненно реагирует на ее отлучения, желает постоянно быть на руках. Часто дети в кризисные периоды плохо едят и спят, протестуют против переодеваний.

В возрасте от года до двух лет ребенок переживает три основных кризиса развития: 55, 64 и 75 недели. Каждый кризис определен неделей, на которую приходится пик кризисного поведения.

После чего, собственно и происходят изменения, а негативные проявления идут на спад. Т.е.

если кризис несет название 55-й недели, то изменения связанные с ним, начинают происходить за 2-4 недели, а после уже наступает период затишья.

Важно отметить, что временные периоды кризисов роста весьма условны. Каждый ребенок, развивается по собственной программе и абсолютно по-разному реагирует на новые изменения. Знания о кризисах помогают родителям выявить причину неожиданного расстройства ребенка.

Период от года до полутора лет – это период так называемого детского языка (преобладание гласных и междометий). Чаще всего слышатся звукоподражание и упрощенные слова в виде одного слога.

Совет

В возрасте примерно от года и трех месяцев ребенок начинает понимать 90 процентов простой речи, понимает речь, обращенную к нему, распознает эмоции. Ребенка интересуют названия предметов, поэтому важно называть все вокруг. В годовалом возрасте ребенок начинает ассоциировать слова с картинками и сейчас самое время начать рассматривать книги.

В год и шесть месяцев начинают появляться довольно внятные существительные, к году и девяти месяцам появляются глаголы и с ними простые предложения. В этом возрасте ребенок уже способен следовать простым инструкциям: «дай мячик», «положи на стол», «принеси книжку».

К двум годам завершается формирование пассивного словарного запаса и происходит взрывной период – ребенок начинает говорить все больше и больше день ото дня.

В этот период одним из главных вкладов родителя в речевое развитие ребенка является внимательное слушание. Малыш учится говорить, многие слова и фразы даются ему с трудом и уверенность в том, что тебя слышат и пытаются понять придаст сил в дальнейшем постижении языка.

Немалую роль играет и качество речи, которую ежедневно слышит ребенок. Родителям следует выражаться четко и внятно, не сюсюкать с ребенком, а разговаривать обычным взрослым языком.

Желательно избегать «детских» вариантов слов и называть предметы, так как они на самом деле называются – не «бибика», а «машина». Хорошо бы обогащать речь, которую малыш регулярно слышит.

Это возможно сделать с помощью чтения хороших стихотворений и прослушивания аудиосказок. Замечательно, если во время прогулок родители будут комментировать происходящее вокруг.

Список использованной литературы:

Л.С. Выготский «Мышление и речь» Мария Монтессори «Впитывающий разум ребенка» Хетти Вандерейт и Франс Плой «Капризничает? Значит, развивается!»

Уильям и Марта Сирс «Ваш ребенок от рождения до двух лет»

Источник: https://letidor.ru/zdorove/rebenok-v-god-osobennosti-razvitiya.htm?full

Ссылка на основную публикацию