Роль родителей в гармоничном воспитании и развитии детей

Гармоничное развитие ребёнка – о чем должен знать каждый родитель

Рождение ребёнка – это огромное счастье для нас, родителей. Каждый родитель уверен, что его ребёнок – особенный. Что он, родитель, сумеет развить способности ребёнка, правильно воспитать его, что он будет гордиться своим чадом. И каждый из нас уверен – наш ребёнок обязательно оправдает все наши надежды, осуществит мечты.

Но на практике оказывается, что всё гораздо сложнее. Даже если папа и мама ставят воспитание и развитие малыша на первое место, рано или поздно они сталкиваются с трудностями и разочарованиями. Неусидчивость, невнимательность, отсутствие интереса к знаниям, трудолюбия, отсутствие желаемых родителями способностей – чем выше родительские ожидания, тем больше их ждет разочарований.

И, тем не менее, нет неталантливых детей. Психологическая безграмотность мешают родителям понять ребёнка и помочь ему развиваться гармонично. Часто бывает даже наоборот – родители здорово мешают развитию ребёнка, навязывая ему то, что ему не нужно, подавляя в нем то, что ему задано от рождения.

Детская психология – как понять ребёнка

Обратите внимание

Некоторые родители думают, что ребёнок – это чистый лист бумаги, на котором можно написать все, что угодно. Они считают развитие способностей ребёнка исключительно родительским творчеством – что папа с мамой пожелают, то у ребёнка и сумеют развить.

На самом деле это – огромное заблуждение.

Ребёнок уже рождается с заданными психическими свойствами и желаниями, талантами и наклонностями. В Системно-векторной психологии Юрия Бурлана эти свойства называются векторами.

Невозможно изменить психическое, заданное ребёнку при рождении, как невозможно научить рыбку летать, а птичку – плавать.

Задача родителей, прежде всего, понять – кто же их ребёнок, какими векторами наградила его природа. Только так можно определить, какое именно развивающее обучение нужно малышу, что пойдет ему на пользу, чем его можно и нужно заинтересовать. Умственное воспитание детей и развитие творческих способностей не могут быть одинаковыми для всех.

Распространённая родительская ошибка – это то, что мы видим наших детей через себя. Наши собственные психические свойства, особенности и стремления кажутся нам правильными, и мы пытаемся воспитать их в своих детях.

К примеру, усидчивый родитель требует от активного ребёнка усидчивости.

Или наоборот – быстрый и ловкий родитель постоянно торопит своего медлительного и неуклюжего ребёнка, надеясь этим как-то его изменить, сделав похожим на себя.

Между тем, даже при внешней схожести чаще всего внутренне ребёнок отличается от своего папы и мамы, как всё та же рыбка от птички. Сколько ни учи рыбу летать, а птицу – плавать, ничего не получится.

Вернее, мы получим травмированную рыбку и такую же травмированную птичку. Сколько не будет пытаться родитель сделать из ребёнка подобие себя, – ничего хорошего не получится.

Он лишь помешает малышу развиться и быть собой, полноценно состоявшись в жизни.

Важно

В психическом ребёнка – в его векторах – заложена его будущая судьба, призвание, реализация, его место среди людей, его путь в этой жизни.

Счастье человека зависит от того, реализует ли он свою судьбу или же пытается реализовать чужую.

И именно от родителей напрямую зависит, сумеют ли они сделать все для того, чтобы их ребёнок вырос развитой личностью и смог состояться в том, в чем он должен состояться.

Родительская ответственность – огромна. Но если делать всё правильно, с пониманием особенностей детской психологии, то успех не заставит себя ждать.

Что такое гармоничное развитие ребёнка на самом деле

Пока ребёнок растёт, он развивается психически и интеллектуально. То есть, вектора человека развиваются только до пубертата, после чего он может лишь реализовать то, что сумел развить. Это значит, что развивать ребёнка необходимо. Главное – это точно понять личность ребёнка, определить его вектора и их состояние. Нужно знать – что, собственно, нужно развивать.

Развитие способностей у детей дошкольного возраста должно отвечать психическим потребностям того или иного малыша.

Если ребёнок с удовольствием рисует, скорее всего, у него есть зрительный вектор.

Маленький зрительник любит яркие краски, воспринимает мир прежде всего глазами. Родители должны с пониманием относиться к тому, что такой малыш может рисовать фломастерами по стенам своей комнаты, пытаясь внести в свой маленький мир больше любимых красок.

Занятия рисованием помогут развить свойства зрительного вектора. Если зрительник с детства развивает эти свойства (учится рисовать), он может стать хорошим художником, скульптором, архитектором.

Совет

Ребёнок со зрительным вектором очень привязчив. Для него важны эмоциональные связи с близкими, особенно с мамой. Такому малышу нужно обязательно уделять время.

 Эмоции детей со зрительным вектором нужно воспитывать. Часто такие детки бояться темноты или чего-то ещё. Страхи мешают развиваться ребёнку психически, поэтому с эмоциями ребёнка со зрительным вектором нужно хорошенько поработать. Детский психолог в данном случае не нужен – родители сами могут воспитывать эмоции ребёнка и  тем самым выводить его из страхов.

Если маленькому зрительнику пойдёт на пользу чтение хороших сказок и художественной литературы, то ребёнку со звуковым вектором больше придутся по душе энциклопедии. У такого малыша есть много вопросов по поводу того, как устроен мир, и он с удовольствием задаёт их родителям. Также звуковики талантливы к математике и музыке.

Для умственного воспитания ребёнка с обонятельным вектором полезно будет подарить ему микроскоп. А малышу с оральным вектором нужно дать возможность говорить и быть услышанным – выслушивать его, обращать внимание на то, что он говорит (определить вектора ребёнка можно на лекциях по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана).

Часто родители пытаются сделать из своего ребёнка «всесторонне развитую личность», пытаясь занять всё его время плотным графиком занятий в разных кружках и секциях. Интересы ребёнка при этом не всегда учитываются. И в этом кроется большая опасность.

Родители, которые ставят основную ставку на умственное воспитание детей, упускают один очень важный момент, чем рискуют вырастить неадаптанта.

Каким бы умом не обладал ребёнок, для гармоничного развития ему необходима социальная адаптация с самого раннего детства (с трёх лет).

Бывают случаи, когда гордость родителей, многократный победитель олимпиад, отличник с золотой медалью и красным дипломом очень быстро и плачевно на всеобщее удивление заканчивает свою жизнь – к примеру, спивается.

Умственное воспитание способствует развитию верхних векторов (зрительного, звукового, обонятельного и орального), в то время, когда нижние вектора (анальный, кожный, уретральный и мышечный) развиваются по-другому.

Для развития ребёнка очень хорошо, когда его отдают в детский сад – чем раньше он начинает ранжироваться, тем лучше.

Обратите внимание

Дети должны проводить время со сверстниками – ранжироваться. Имеет значение всё – ребёнок должен гулять во дворе, бегать, прыгать, играть с другими детьми, проигрывая свою видовую роль.

Таким образом, он научается взаимодействовать с людьми, интуитивно находит своё место в обществе, понимает свою роль.

Так происходит социальная адаптация ребёнка – прививка на всю жизнь (более подробно об этом можно узнать в статье “Интеллектуальное развитие ребёнка“).

Лучший способ понять детскую психологию – это изучение Системно-векторной психологии. Родитель, который понимает, какими векторами обладает его ребёнок – не может ошибиться в воспитании. Вектора – это все психическое составляющее малыша.

И поведение ребёнка, и его телосложение, и метаболизм, и многое другое говорит об этом психическом. И этот язык легко изучить.

Нежелательное поведение ребёнка – это явный сигнал о том, что родители в чём-то ошибаются, взаимодействуют с ребёнком неправильно и могут ему навредить.

Дети вспоминают своё детство, как счастливое, вовсе не в том случае, когда у них было много игрушек и еды – нет. Счастливое детство – это период жизни, в котором было спокойно и безопасно.

Да, мы можем подарить счастливое детство своему ребёнку, если сумеем создать для него чувство защищенности и безопасности.

Важно

Без этого чувства психическому малыша трудно развиваться – оно, это психическое, начинает активировать архетипичные программы (в кожном векторе это, например, воровство), чтобы «выжить во что бы то ни стало». И эти программы могут закрепиться в жизненном сценарии ребёнка на всю жизнь.

Детство не может быть счастливым, если в нем есть страдания – если ребёнка бьют и подавляют. Мы, родители, считаем, что делаем все это «для его же блага». На самом деле, не существует такого блага.

Такое «благо» – лучший способ навсегда стать врагом своему сыну или дочери.

Ведь мы и сами частенько вспоминаем поступки наших родителей, которые нас не понимали, но пытались действовать «во благо», с глубокими обидами.

Нежелательное поведение ребёнка корректируется по-другому: когда родители начинают понимать своё чадо объективно и правильно с ним взаимодействовать.

Статья написана по материалам тренинга по Системно-векторной психологии Юрия Бурлана. 

Бесплатный курс лекций по Системно-векторной психологии уже скоро. Чтобы зарегистрироваться, нужно кликнуть по баннеру. 

Источник: https://polyova.com/2013/03/garmonichnoe-razvitie-rebyonka-o-chem-dolzhen-znat-kazhdyj-roditel/

Правильное и гармоничное воспитание ребенка

Чтобы у малыша было ощущение защищенности и уверенности

В обязанности любого родителя обязательно входит воспитание детей. Нужно много трудиться и быть ответственным, тогда малыш вырастит настоящим, хорошим и добрым человеком. Чтобы воспитание было правильным и гармоничным, нужно в нем руководствоваться основными принципами.

Уже с раннего возраста закладываются основы воспитания детей, и роль членов семьи и родителей в нем велика. Детское воспитание – это непрерывный процесс без перерывов, тайм-аутов и отпусков. Взрослым нужны понимание и терпение, чтобы помогать ребенку становиться успешным в обществе и найти в жизни свое место, призвание и быть счастливым.

Вы сами решаете для себя и своей семьи, какое именно воспитаниедлявашего крохи будет правильным. Но, существуют основные принципы воспитания в семье, на которых базируются все дальнейшие взаимоотношения с миром и всеми другими детьми и взрослыми.

Если воспитание детей будет неправильным, это может приводить к не осознаваемому перениманию стереотипов поведения и образцов действий от окружающих, дети не будут иметь критики по отношению к поступкам и действиям, формируют нереальные стремления или желания, их жизненные принципы станут противоречить общественным устоям и морали.

Обязательно нужен положительный пример со стороны родных и родителей, несение ответственности за свое, личное поведение, анализ негативных результатов того, как ведет себя ребенок и адекватные ситуации реакции на действия малыша.

Нужно выдвигать ребенку только легко понимаемые, вполне логичные и имеющие четкую последовательность требования, за счет чего вы устанавливаете рамки и границы правил поведения.

Малышу нужно объяснять все правила, чтобы он понял. Этих правил должны придерживаться всегда и все домашние, они не должны нарушаться никогда. Это будет возможным, если количество подобных строгих ограничений и требований будет минимальным.

Совет

Нужно развивать в личности ребенка его взрослую сущность – это перенос ответственности вплане будущего малыша с родителей на него самого. За счет этого он будет менее зависимым от окружающих, и в том числе и от мнения и влияния его друзей и ровесников.

В таком стиле воспитания его будет сложнее побудить к необдуманным поступкам, развиваться и учиться он будет охотнее.

Это непросто в исполнении, нужно для этого принимать ребенка как равного члена семьи, а вопросы, которые касаются самого ребенка, должны по мере возраста обсуждаться с ним и решаться всеми вместе.

Читайте также:  Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей и рекомендации родителям

Нужен неподдельный интерес к проблемам ребенка и общение с ним, какими бы мелкими не казались его проблемы. Они для ребенка вполне реальны и относится к ним он очень серьезно.

Родителям необходимо интересоваться всем, что волнует их малыша, но с советами не стоит торопиться, попробуйте найти для него способ самостоятельного решения проблем. Поощряйте ребенка говорить больше о себе, высказывать мнение и мысли, свои переживания и чувства.

Обязательно важна искренняя любовь к ребенку, при этом она должна быть без каких-либо условий.

Нельзя любить за примерное поведение или хорошую учебу, такая избирательная любовь отвергает малыша от родителей, если он не удовлетворил их ожидания и потребности, в этих ситуациях ребенок не может ощущать эмоциональной стабильности и безопасности для себя. Ребенку важно знать и чувствовать, что он принимается родителями таким, каков он есть – это дает ему ощущение защищенности и уверенности.

Источник: http://www.vospitaj.com/blog/pravilnoe-i-garmonichnoe-vospitanie-rebenka/

Семья и ее роль в воспитании детей

Развитие детей начинается с семьи. Близкие вкладывают в личность основы поведения, духовные и общественные нормы. Роль семьи в воспитании детей настолько велика, что влияет на становление личности как положительно так и отрицательно. Как же вести себя членам семьи, чтобы воспитать полноценную, адекватную личность? Какие задачи стоят перед родителями?

Роль семьи в воспитании детей

Обычно члены семьи принадлежат одному поколению, но бывает вместе живут много поколений семьи (бабушка, дедушка, мама, папа).

Благоприятным моментом роста является то, что ребенок ощущает защиту и получает духовный подъем общаясь с мамой, папой, сестрами, братьями, бабушкой или дедушкой.

В такой семье самопроизвольно вырабатываются знания и готовность проявлять внимание, спешить помочь. Вспомните теплые вечера с бабушкой, добрые сказки и вкусный чай с вареньем.

Обратите внимание

Это прививает заботу о близких, ценность семейного очага. Дедушка — символ мудрости и мужества, научит ремеслу. Многодетная семья дает огромную возможность получить многогранное развитие мальчикам и девочкам. Дети из такой семьи вырастают чуткими, внимательными, самостоятельными.

На главном месте в воспитании подрастающего человека стоит духовный союз, открытая связь родителей с малышом. Ни за что на свете не стоит бросать на произвол судьбы воспитание ребенка или оставлять подростка самим с собой.

Каждый родитель видит в чаде продолжение самого себя. Некоторые родители видят свою крошку, как объект для реализации несбывшихся желаний, впоследствии такой малыш становится частью родителей. Нередко мы, родители, выбираем занятия по своему усмотрению, по своим интересам.

Нелегко отказываться от реализации желаний. Главная задача  — принять решение, которое удовлетворяло бы обоих участников (маму, папу), помнить о мнении другого родителя. Еще одной задачей взрослых является соответствие слов и дел.

Кроха не понимает, почему курение вредно, если папа или мама не стесняясь курят. Также немаловажно обсуждать противоречия без присутствия детей.

Маленькие слушатели легко усваивают информацию, а также используют выгодно для себя, обычно их выбор склоняется в сторону лени, нежелания учиться, упрямства.

Во время контакта родителей с детьми вырабатывается понятие общения:

  • Кроха воспринимается таким, какой он есть;
  • Взрослый смотрит на ситуацию глазами ребенка;
  • Родитель верно оценивает ситуацию.

Некоторые родители любят свое чадо просто так, ни за достижения или красивую внешность, а просто за то, что он есть. Это есть безусловная любовь.

Бывает, что детей любят за поступки, хорошие оценки или яркую внешность. Однако, когда школьник приносит плохую оценку, он чувствует, что никому не нужен, отношения ухудшаются. Тогда дите не ощущает защиту, которая так необходима. Такую любовь называют обусловленной.

Самое страшное для детей — это полное безразличие. Такое отношение играет пагубную роль семьи в воспитании личности ребенка. Если младенец был нежеланный или случились серьезные проблемы, может внешность малыша не удовлетворяет желаний родителей, это приводит к отвержению отпрыска или безразличию. Нередко такое отношение складывается подсознательно, т.е. не контролируется.

Семья закладывает физическое развитие, здоровье индивидуума. Также немаловажна роль семьи в воспитании нравственных ценностей. Влияние семьи на воспитание ребенка ежедневно оказывают родные, умственный рост зависит от ценностей родителей, обстановки в семье, познавательных потребностей.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста

По натуре своей дети любопытны, они постоянно о чем то спрашивают взрослых, тем самым развивают свой кругозор и словарь. Дети дошкольного возраста интересуются всем, что неизвестно или непонятно им. Дошколята, умеющие читать сами, черпают информацию из литературы, былин, потешек.

Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста очень велика, дошкольникам необходимо посещать спектакли, просматривать познавательные передачи, следить за выставками, ходить в музеи. Посещая культурные общественные места прививается умение правильно общаться, страсть к искусству.

Познавательные умения начинают развиваться раньше, чем предполагают часть родителей:

  • первая улыбка мамы;
  • забота о младенце;
  • чтение сказок, стишков;
  • разговоры по дороге домой и много другое.

Обыденные для взрослых действия имеют большое значение воспитания дошкольника.

Большую роль развития дошкольника играет стиль семейного воспитания.
Проанализируйте свое отношение к ребенку, Ваше общение. Если Вы понимаете, что действующий стиль не приведет к положительному результату, постарайтесь сменить тактику воспитания. Стиль семейного воспитания играет огромную роль в становлении личности.

Роль семьи в духовно нравственном воспитании детей дошкольного возраста.
Родители — основоположники рождения личности, роль семьи в воспитании ребенка, продвижение его нравственного уровня, безоговорочно, велика.

Важно

Дошкольный возраст очень доверчивый и дети впитывают информацию “как губка”. Поэтому ученые и педагоги подтверждают, что эти годы очень важны для закладки морально-нравственного фундамента.

Семья представляет первое общество, которое оказывает мощное влияние на формирование человека как личность.

Традиционные роли родителей

Детям непрерывно нужно получать родительскую любовь. Во время сложных ситуаций малышу необходима родительская поддержка. Семью нельзя чем то заменить.

Какую же роль играют родители в воспитании детей? Родители являются показателем норм поведения в обществе, правил коммуникации с близкими, реализации себя как личность.

Некоторые считают, что до трех лет заниматься воспитанием нецелесообразно, однако именно этот период роста является основополагающим для закладки знаний, умений, ценностей, отношения к себе и окружающим. Главную роль здесь играют мать и отец.

Роль матери в воспитании ребенка

Мама — это единственный человек, с которым дети чувствуют себя в полной безопасности. Только находясь с мамой можно быть собой и не переживать о том, что кто-то посмеется или обидит. Находясь под материнской защитой, кроха перестанет боятся чужих насмешек и начинает строить взаимоотношения с обществом.

Основная роль матери в воспитании ребенка ведет к тому, чтобы она стала хорошим примером и верным другом. Мать должна спокойно объяснять малышу, если он поступил неправильно, неприемлемы физические наказания или приказной тон. Детям необходимо озвучить круг их обязанностей по дому, опираясь на возрастные и физические особенности.

Вопрос состоит в том, чтобы мама приучила выполнять задания с любовью, ответственностью и удовольствием.

Женщине необходимо делиться своими ценностями, знаниями, взглядами, но не навязывать. Дочери или сыну важно, чтобы его мнение было услышано.

Когда в семье не один ребёнок, а два, три или более, маме сложнее распределить свое внимание на всех детей поровну.

Нужно учитывать заинтересованность каждого, не обделяя вниманием ни старших ни младших, взрослые дети нуждаются в материнской любви не меньше остальных.

Совет

Мама является показателем того, какая должна быть женщина в семье: заботливая, мудрая, уравновешенная, адекватная. Дочь проецирует поведение на себя в будущем, а сын свою супругу. Поэтому матери следует следить за своими поступками и словами. Брошенное в чувствах слово, поступок сгоряча схватывается малышами “на лету”.

Даже в зрелом возрасте за советом или добрым словом мы идем к маме, потому что она всегда выслушает, приласкает, не осудит.

Роль отца в воспитании ребенка

Для абсолютного согласия в семье необходимо, чтобы два родителя принимали содействие в развитии детей.

В большинстве семей принято “не трогать” папу после трудового дня, однако дочери или сыну просто необходимо некоторое время провести в общении отца. Достаточно поинтересоваться о делах малыша, почитать книгу или поиграть. Роль отца в воспитании ребенка заключается не только в материальном обеспечении. Отец должен проводить выходные в семье, вместе гулять, ходить в кино, в гости.

Говорят: если родился сын, мужчина стал отцом, если дочь — папочкой. Так вот для девочек папа является символом устойчивости, целенаправленности. Такого мужчину она будет искать себе в будущем. Маленькие принцессы вырастают с чувством уважения к мужчине, благодаря правильному воспитанию отца, а также его отношению ко всем членам семьи.

Отец для мальчиков является образцом для подражания. Папам требуется следить за собой, за словами и действиями.

Наоборот, мальчики, выросшие без отца, не имеют представления, как поступает мужчина в той или иной ситуации.

 Сын, выросший в полноценной семье владеет представлением о взаимоотношениях между мужчиной и женщиной, в будущем у него в голове уже сложилась картинка счастливых отношений.

Папа знакомит с выносливостью, спортом, здоровым образом жизни. Физкультура развивает дисциплинированность и организованность. Папино одобрение оценивается мальчиком очень высоко, поэтому стоит поощрять сына, радоваться его успехам. Отец является самым близким другом, необходимо брать маленького мужчину на рыбалку, в походы, обсуждать с ним мужские вопросы (в соответствии с возрастом).

Роль отца в воспитании детей в семье неразрывно связана с развитием полноценной личности. Если мужчина не знает как участвовать в воспитании детей, женщина направляет его:

  • отправлять на прогулки с детьми;
  • обсуждать проблемы, связанные с ребенком;
  • не стесняться обращаться за помощью к мужу;
  • просить мужа решить конкретный вопрос вместе с ребенком.

Подводя итоги, выделим факторы, играющие положительную роль в воспитании детей:

  • Необходимо принимать активное участие в жизни детей;
  • Прислушиваться к мнению крохи;
  • Обсуждать семейные вопросы вместе;
  • Принимать кроху таким какой он есть;
  • Исключить физическое, психологическое насилие;
  • Позволять малышу самостоятельно принимать решения.

Проводите максимум своего времени с детьми, они должны быть уверенными в вашей поддержке и их важности. Только так из маленького человека вырастет уверенная полноценная личность с чувством собственного достоинства.

Источник: https://detiivzroslie.ru/vospitanie/semya-i-ee-rol-v-vospitanii-detej

Роль семьи в воспитании ребёнка

6410 (42 за неделю) / 24.10.16 09:00 / Комментарии

Общеизвестен тот факт, что семья традиционно является основным институтом воспитания детей. То, что семья сможет вложить в детские годы в своего ребёнка, будет определять всю его последующую жизнь.

Как семья влияет на ребенка?

Семья – это минимальная ячейка общества, которая при воспитании детей должна действовать скоординировано, выполняя определённые функции:

  • определять формирование личности ребёнка;
  • обеспечивать ему необходимые для физического развития условия;
  • обучать;
  • прививать любовь к искусству, формируя основы творческих интересов;
  • закладывать основы нравственного поведения, одобряемого обществом.

Важность, которую играет роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста, проистекает из того обстоятельства, что большую часть своей жизни малыш пребывает именно в кругу семьи.

Поэтому ни один другой институт воспитания, с точки зрения продолжительности воспитательного воздействия на личность ребёнка, не может соперничать с воспитанием в семье. Основы характера закладываются именно в недрах семьи, и ещё только собирающийся идти в школу ребёнок, наполовину уже сформирован как личность.

Именно в семье малыш получает свой первый жизненный опыт, делает первые наблюдения, учится поведению в разных ситуациях. Очень важны конкретные примеры, когда практическими поступками подкреплялись бы нравоучительные слова. Ребёнок должен видеть, что теория у родителей не расходится с практикой.

Читайте также:  Агушки-хохотушки! во сколько малыш впервые смеется и как его рассмешить

Если родители твердят своему чаду, что врать нехорошо, однако, сами регулярно лгут, то все их нравоучения малыш пропустит мимо ушей. Но семейное воспитание не всегда носит положительный характер, оно может быть и негативным.

Безусловным положительным воздействием семьи можно назвать то, что малыша в семье окружают по-настоящему близкие ему люди: мама и папа, братья и сёстры, бабушки и дедушки. Вряд ли другие люди смогут так искренно любить и заботиться о малыше, как это делают члены семьи.

Но семья вместе с тем является тем социальным институтом, который может принести больше вреда, чем другие, опять же из-за своей важнейшей роли в процессе воспитания.

Многие, наверное, замечали, что у постоянно тревожащихся матерей дети также имеют беспокойный характер. У слишком честолюбивых родителей, которые подавляют собственных детей, те вырастают со сформированным комплексом неполноценности.

Если несдержанный отец от любого пустяка воспламеняется как порох, то свои дурные черты поведения он наверняка передаст и сыну.

Естественно, в таких ситуациях возникает желание сделать так, чтобы свести к минимуму отрицательные моменты воздействия семьи. Для этого нужно, прежде всего, точно найти внутри семьи те социально-психологические факторы, которые имеют важное воспитательное значение. Важно помнить, что главной целью в воспитании ребёнка является достижение нравственной связи, душевного единения между родителями и маленьким человечком. Воспитательный процесс нельзя пускать на самотёк и когда малыш немного подрастёт, ведь подростков также нельзя предоставлять самим себе.

Обратите внимание

Физическое развитие заключается не только лишь в ежедневных занятиях утренней гимнастикой или совместными пробежками.

Это, конечно, также положительные моменты воспитания, но физическое развитие начинается ещё задолго до подобных упражнений, ведь к нему относится также формирование у ребёнка с первых же месяцев элементарных двигательных навыков: вначале сидения, потом ходьбы без посторонней помощи и, наконец, приобщение крохи к здоровому образу жизни.
Любовь к физкультуре и спорту нужно прививать ребёнку с раннего детства. Легче этого добиться, привнося в совместные занятия развлекательные элементы, ведь для дошкольника ведущим видом деятельности остаётся игра. Ребёнку постарше важнее уже собственный пример родителей. К тому же, при совместных занятиях спортом возрастает и сплочённость семьи.

Становление личности

Поскольку ребёнок львиную долю своего времени проводит в семье, то его личность больше всего формируется в процессе взаимодействия с её членами. Есть два направления этого процесса:

  • целенаправленное влияние родителей на ребёнка: воспитание, формирование привычек, построение определённого образа мыслей;
  • наблюдение ребёнка за родителями и другими старшими родственниками и попытки подражать их поведению.

Но личность ребёнка формирует не только такое семейное взаимодействие, но и тот факт, что со временем меняется даже поведение и привычки взрослых людей.

Нравственность и коррекция культуры поведения

Под культурой поведения понимается совокупность норм и правил, которых должен придерживаться живущий в обществе человек. Поэтому родители с детства учат своих детей вести себя «правильно», делая при этом следующее:

  • учат малыша правильно вести себя с окружающими: детьми, воспитателями, школьными учителями, друзьями по двору, родственниками и посторонними людьми;
  • учат доброжелательному общению и объясняют правила этикета;
  • учат новым словам и грамотной речи, прививают любовь к чтению;
  • обучают приёмам личной гигиены.

В результате у малыша формируется культура речи и общения, деятельности, закрепляются навыки личной гигиены.
В семье также закладываются основы нравственного поведения, родители и ближайшие родственники первыми объясняют, что хорошо, а что плохо.

Появление любознательности и творческих интересов

Все дети любознательны. У дошкольников эта любознательность выражается чередой бесконечных «почему» об окружающем мире. Родители, отвечая на эти вопросы, ещё более стимулируют интерес малыша к познанию.

Развивать любознательность у младших школьников, уже умеющих читать, нужно посредством книг.

Стихи, сказки, совместное прочтение с последующим обсуждением произведений из школьной программы, развивая интерес ребёнка к познанию, одновременно будут сближать его с родителями.

Разносторонне развитую личность, пусть даже пяти лет от роду, будет интересовать искусство. Поэтому на выставки и в музеи можно ходить уже с дошкольником. Для них специально устраиваются театральные спектакли – их посещение развивает тягу ребёнка к творчеству, воспитывает любовь к искусству и культуре.

Обучение

Познавательные способности начинают развиваться у малыша намного раньше, чем думают иные родители. Уход за малышом и улыбка матери, совместное чтение книг и ответы на бесконечные «почему», обычное общение и развивающие программы – благодаря всему этому малыш познаёт что-то новое.

Эти простые с виду занятия позволяют малышу многое узнать об окружающем мире и жизни в семье.
К сожалению, порой семейное воспитание приносит и неутешительные результаты, пагубно сказывается на развитии детской личности.

Если отношения с родителями не были гладкими, то и через много лет, уже давно ставший взрослым человек вспоминает о них с горечью. Здесь многое зависит от стиля семейного воспитания.

Стили семейного воспитания

Педагоги и психологи отмечают три стиля семейного воспитания:

  • демократический;
  • диктаторский;
  • попустительский.

Демократическое воспитание

Считается самым подходящим. В данном случае родители проявляют внимание к ребёнку, уважают его выбор и учитывают его мнение.
При таком отношении у малыша формируется ответственность за собственные поступки и самостоятельность.

Родители внимательно выслушивают малыша, а при решении возникших у него проблем пытаются помочь ему советом или хотя бы добрым словом. Поэтому в таких семьях дети уверены, что найдут в семье участие и поддержку, и эту уверенность сохраняют, даже когда выпорхнут из родимого гнезда.

В таких семьях обращают внимание и на правильное половое воспитание, по-разному воспитывая мальчиков и девочек. Дети же, глядя на союз родителей, усваивают его гармоничность.

Диктаторское воспитание

Стремящиеся к диктату родители чрезмерно строги с ребёнком, требуют неукоснительного выполнения любых их требований, мнение же малыша практически не учитывается.

Своего такие родители добиваются благодаря принуждению, угрозам и приказам, что разрушительно сказывается на личности малыша. Родительский диктат вызывает внутренний протест у ребёнка или глубокое подавление его личности.

В первом случае ребёнок становится грубым, агрессивным, готовым на лицемерие и ложь, а во втором становится полностью пассивным и апатичным.

Попустительское (либеральное) воспитание

Обычно либеральное воспитание вызвано чрезмерной любовью к ребёнку, когда все его капризы и желания поощряются. При либеральном воспитании вырастают безответственные и недисциплинированные дети. В своей несоразмерной любви родители просто не замечают, что их чадо становится эгоистом.

Роль каждого родителя в воспитании ребенка

Родители хотят видеть в своих детях своё продолжение, хотят, чтобы те смогли реализовать свои идеалы и мечты лучше, чем это удалось им самим. Но если каждый родитель имеет свой, отличный подход к воспитанию, то неизбежно возникнет конфликтная ситуация.

Поэтому им самим нужно прежде убедить друг друга и прийти к компромиссу, который, по возможности, будет включать основные взгляды обеих сторон. Готовясь совершить какой-то поступок, один родитель должен учитывать мнение по этому поводу другой половины.

Но связанные с воспитанием вопросы родителям необходимо обсуждать в отсутствии ребёнка, ведь ему ни к чему видеть противоречивость позиций родителей, иначе он сможет на этом играть.

Дети чутко «фильтруют» разговоры родителей и очень ловко способны маневрировать между ними, чтобы добиться собственной выгоды. Такие манёвры практически всегда направлены «не в ту в сторону»: непослушания, лени, плохой учёбы.

Поэтому, принимая общее решение, родители должны рассматривать его не под углом своих взглядов или интересов, а руководствоваться пользой, которое оно принесёт ребёнку.
При общении взрослых с детьми могут превалировать следующие принципы общения:

  • восприятие ребёнка таким, какой он есть;
  • эмпатия или сопереживание, в этом случае взрослый принимает позицию малыша и смотрит на проблему его глазами;
  • конгруэнтность – под этим геометрическим термином скрывается адекватное отношение к происходящему со стороны взрослого человека.

Роль мамы

Роль матери в семье традиционно важнейшая. Взаимоотношения между ней и ребёнком, безусловно, сильнейшим образом влияют на все сферы жизни и развития малыша, они в основном и определяют, как у будущего человека впоследствии сложится жизнь. Конечно, любой маме, прежде чем учить чему-то малыша, следует подумать и о своём воспитании.

Малыши чутко чувствуют своих мам, перенимают их эмоции и поведение, которыми затем пользуются в жизни.
Именно поэтому в младенческом возрасте важнее всего давать малышу максимум заботы и любви, не жалеть времени и внимания для занятий с ним. В результате из него вырастет полноценная и гармоничная личность.

Если же мать плохо обращается с крошкой, то между ними рвутся эмоциональные связи, из-за чего у него искажается понятие собственного «Я». В процессе социализации ребёнка, кроме того, большое значение имеют отношения внутри семьи и между матерью и окружающими людьми.

Маме же важнее всего любить своё чадо и не проявлять помарок собственного воспитания.

Роль папы

Роль отца в воспитании ребенка чаще всего заключается в следующем:

  • развитие двигательных функций и физическое воспитание ребёнка;
  • поддержание в семье корректных и уважительных взаимоотношений;
  • расширение интеллектуального кругозора ребёнка с использованием конструкторов, головоломок и прочих развивающих игр;
  • формирование у малыша поведенческой модели;
  • обучение соблюдения социальной иерархии.

Роль в воспитании бабушек и дедушек

Старшее поколение семьи готово всё лучшее отдать своим внукам. Но их воспитание обычно вторично, а родители не должны позволять им получать перевес в воспитании. Бабушки и дедушки должны стать связующим звеном, которое соединяет их детей с внуками, но дальше их влияние распространяться не должно.

Варианты отношений родителей к ребёнку

  • Многие родители любят ребёнка ни за что, им неважно, красив ли он, умён ли, жалуются ли на него соседи. То есть, здесь действует безусловная любовь, которая заставляет воспринимать его таким, каков он есть.
  • Другие родители любят ребёнка лишь тогда, когда он соответствует их ожиданиям – отличается хорошим поведением и успеваемостью. Но стоит ему в чём-то «проколоться», выпасть из жёстких рамок требований, то родители его сразу же почти отвергают, резко меняя отношение к нему в худшую сторону. Это чревато большими неприятностями, ведь ребёнок не чувствует уверенности в родителях, у него отсутствует та эмоциональная «подушка безопасности», которая должна формироваться ещё в раннем детстве. Подобные отношения называются «обусловленной любовью».
  • Есть и такие родители, которые вовсе не воспринимают ребёнка, он им либо безразличен, либо даже активно отвергается ими (что случается у опустившихся алкоголиков). Впрочем, и в благополучных с виду семьях могут быть подобные отношения, если ребёнок был незапланированным или его появление вызвало большие неудобства. Сами родители могут не осознавать такого отношения. Например, подсознательно мама, глядя на дочку, может размышлять, что та не пошла в неё красотой или менее общительна. На фоне этих мыслей дочь начинает её постепенно раздражать.

Воспитание гармоничной сильной личности

Есть внутрисемейные факторы, имеющие большое воспитательное значение. С их помощью можно, с одной стороны, ещё более увеличить положительную роль семьи в деле воспитания, а с другой стороны, уменьшить потенциальное дурное влияние семейного воспитания. Следующими правилами полезно пользоваться при воспитании детей внутри семьи:

  • отыскивать время для простого общения с малышом;
  • быть активным участником семейной жизни;
  • способствовать всестороннему развитию малыша, интересоваться его проблемами, давать ему полезные советы;
  • иметь понятие об этапах жизни ребёнка;
  • не давить на малыша, позволяя ему самому принимать решения;
  • позволять ребенку отстаивать собственное мнение;
  • относится к нему, как к почти равноправному партнёру, лишь имеющему более скромный жизненный опыт;
  • уважительно относиться к стремлению любого из домочадцев сделать карьеру и самосовершенствоваться.
Читайте также:  Распорядок дня 4-месячного ребенка

Источник: http://blogs.bebeshka.info/vospitanie-detey/rol-semi-v-vospitanii-rebenka

Гармоничный стиль семейного воспитания

Суть гармоничного стиля воспитания заключается уже в самом названии. Гармоничный стиль воспитания формирует гармоничный тип личности.

В таких семьях ребенок является всегда желанным, и родители задолго до его рождения размышляют над тем, какого человека они хотят вырастить и воспитать. Ребенок рождается, воспитывается и растет в теплой и дружественной атмосфере.

Родители в таких семьях уделяют большое внимание формированию традиций и обычаев своей семьи, которых они строго придерживаются.

Необычное празднование дней рождения, сюрпризы и подарки членам семьи, праздничные газеты, концерты и совместные игры — это и многое другое формируют собственную значимость ребенка, его умение жить среди людей.

Дети такого стиля воспитания уже в раннем детстве показывают свою рассудительность и мотивируют свои поступки. Родители требуют от детей осознания своих поступков и действий. Они сами поступают по отношению к ребенку мотивированно и осознанно. Примером этого может служить такая ситуация: ребенку предлагают взрослые конфету.

Ребенок берет угощение и пытается щедро поделится ею со взрослым. Как поступает взрослый? Он берет у ребенка предложенное ему угощение и говорит слова благодарности. Почему он это делает? Потому что он не лукавит и не играет с ребенком, а проживает вместе с ним эту ситуацию.

В следующий раз ребенок вновь предложит взрослому угощение, взрослый не откажется и поступит совершенно правильно и справедливо. Он не будет лицемерить, вынуждая ребенка сначала предложить ему конфету, а затем возвращая ее ребенку обратно.

Это лукавство взрослого по отношению к ребенку в детстве оборачивается слезами взрослого и претензиями к собственному ребенку в старости.

Важно

Уже в начальной школе они проявляют чуткость к своим сверстникам и внимательное отношение к просьбам взрослых людей.

Характерная особенность этих детей состоит в том, что они всегда говорят правду, а если по каким то причинам хотят ее скрыть, то никогда не проговорятся.

Такие дети умеют верно дружить, в общении с друзьями всегда откровенны и правдивы, открыто делятся своими проблемами, не скрывают своих истинных чувств.

Для таких учащихся одинаково значимы уроки физической культуры и умственная нагрузка. На всех уроках они стараются быть активными, проявить себя, привнести в урок что-то новое.

Надо отметить, что в связи с этим у таких учащихся уже в начальной школе могут возникать проблемы, связанные с желанием творить.

Многие учителя требуют лишь строгого исполнения инструкций, что приводит творческих детей в недоумение и затрудняет их общение с педагогом.

Учеба таких ребят характеризуется высокой исполнительностью и ответственностью. Они не боятся никакой деятельности, сразу определяют, является ли она для них трудной. При этом дети не боятся сказать взрослому о том, справятся они с задачей или нет. Такое отношение к делу не всегда вызывает одобрение взрослого.

У таких учащихся очень развита самооценка на уровне адекватности. Дети не боятся брать слово и держать его. Если они кому-нибудь что-то пообещали, то выполнят обязательно, даже в ущерб себе. Такие ученики часто выбирают себе в друзья ребят с трудной судьбой и положительно на них влияют: Они не пытаются решать конфликтную ситуацию с позиции силы.

Совет

Дети гармоничного типа демонстрируют абсолютное бесстрашие перед любой учебной деятельностью.

В младшем школьном возрасте они начинают серьезно заниматься самовоспитанием, ведут дневники, описывают свои переживания и изменения в себе.

В этом возрасте такие ребята могут нарушать дисциплину, как и все остальные дети, но на все замечания они реагируют разумно и стараются больше не повторять ошибок.

У таких учащихся рано проявляется чувство самоконтроля и волевые качества. Уже на средней ступени обучения нет необходимости их развлекать на уроке, они успешно выполняют как монотонную, так и творческую работу.

Этим ученикам свойственны следующие качества: уравновешенность, непримиримость к недостаткам и безобразным поступкам других людей, правдивость, искренность и вежливость, реальность оценки своих возможностей, самокритичность и настойчивость в достижении цели. Такие учащиеся отличаются послушанием и уступчивостью, ответственностью и самоконтролем, осознанием зависимости каждого человека от других людей.

Классному руководителю, к большому сожалению, не всегда комфортно рядом с такими детьми. Это связано прежде всего с тем, что не все классные руководители и педагоги верят в искренность поступков таких учащихся, они все время находятся настороже, ожидая срыва в поведении таких учащихся.

Не всегда нравится педагогам прямота и простодушие таких учащихся. Они говорят то, что думают, не стараясь приукрасить что-либо в своем рассказе. Для того чтобы быть авторитетным в глазах таких учащихся, необходимо:

  • самому взрослому быть примером в своих действиях и поступках;
  • вести разговор с ребенком на равных, исключив из обихода угрожающий и приказной тон;
  • не противопоставлять ребенка семье и семью ребенку;
  • указывать на недостатки ребенка, не унижая его достоинство и не умаляя его заслуги;
  • четко определять ближние и дальние перспективы развития личности ребенка, его достижений перед семьей и им самим;
  • поддерживать инициативу и творчество ребенка, его стремление к успеху, не возводя его в ранг недосягаемых учеников;
  • формировать чувственную сферу, будить чувство прекрасного;
  • демонстрировать ученику результаты его продвижений и достижений для самого себя и на благо других людей.

Безусловно, нельзя сказать, что проанализированные стили воспитания ребенка в семье строго регламентированы и ребенок абсолютно соответствует одной из описанных выше характеристик.

Однако многое из того, что сказано, поможет классному руководителю построить процесс воспитания и обучения гораздо эффективнее и целесообразнее, избежать ошибок и неудач в воспитательной работе, предугадать ошибки родителей в семейном воспитании и попытаться помочь им в их преодолении.

Вышеперечисленная информация поможет классному руководителю сделать сотрудничество с родителями и детьми интересным и захватывающим, позволит избежать ошибок и просчетов, найти выход из сложных ситуаций в воспитании.

Знание стилей семейного воспитания может существенно повлиять на организацию работы классного руководителя с детским коллективом, помочь создать ситуации успеха для многих учащихся и преодолеть проблемы в развитии некоторых ребят.

Дереклеева Н.И.

Гармоничный стиль семейного воспитания

Источник: http://5psy.ru/roditeli-i-deti/garmonichnyi-stil-semeinogo-vospitaniya.html

Роль родителей в воспитании детей

Существует мнение, что у хороших родителей всегда вырастают хорошие дети. Но что же такое хорошие родители? Ведь у каждого свое понимание хорошего. Мы попробуем разобраться, какая  роль родителей в воспитании детей.

Что такое хорошие родители?

Перед рождением малыша, чтобы стать хорошими родителями многие будущие мамы и папы изучают множество педагогической и психологической информации. Но, как показывает практика, знания, конечно, – хорошо, но теория без практики существовать не может.

В разных семьях роль родителей в воспитании детей абсолютно разная.

Можно ли назвать хорошими тех родителей, которые никогда не сомневаются, всегда уверены в своей правоте, всегда точно представляют, что ребенку нужно и что ему можно, которые утверждают, что в каждый момент времени знают, как правильно поступить, и могут с абсолютной точностью предвидеть не только поведение собственных детей в различных ситуациях, но и их дальнейшую жизнь?

Обратите внимание

А можно ли назвать хорошими тех родителей, которые прибывают в постоянных тревожных сомнениях, теряются всякий раз, как сталкиваются с чем-то новым в поведении ребенка, не знают, можно ли наказать, а если прибегли к наказанию за проступок, тут же считают, что были не правы? Все неожиданное в поведении ребенка вызывает у них испуг, им кажется, что они не пользуются авторитетом, иногда сомневаются в том, любят ли их собственные дети.

К сожалению, и те, и другие родители хорошими считаются только с их точки зрения, хотя на самом деле, ни повышенная родительская уверенность, ни излишняя тревожность не содействуют успешному воспитанию хороших детей.

У тревожных матерей часто вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

Главная роль родителей в воспитании детей

Но как же тогда правильно воспитать ребенка? Для этого необходимо точно определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.

Главная роль родителей в воспитании ребенка – это достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком. Родителям ни в коем случае не стоит пускать процесс воспитания на самотек и в более старшем возрасте ребенка не оставлять его наедине самим с собой.

Основа для сохранения душевного единения – искренняя заинтересованность во всем, что происходит в жизни ребенка, искреннее любопытство к его детским, пусть самым пустяковым и наивным, проблемам, желание понимать, желание наблюдать за всеми изменениями, которые происходят в душе и сознании растущего человека.

Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

Каждый из родителей видит в детях свое продолжение, реализацию определенных установок или идеалов. И очень трудно отступает от них.

Стили воспитания детей

Важно

Роль родителей в воспитании детей зависит от становления самооценки ребенка. В связи с этим существуют определенные стили семейного воспитания.

3 стиля семейного воспитания: – демократический – авторитарный – попустический При демократическом стиле прежде всего учитываются интересы ребенка. Стиль “согласия”.

При авторитарном стиле родителями навязывается свое мнение ребенку. Стиль “подавления”. При попустическом стиле ребенок предоставляется сам себе.

Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит в семье, где родители постоянно порицают ребенка или ставят перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей.

В семьях, где растут дети с высокой, но не с завышенной самооценкой, внимание к личности ребенка сочетаются с достаточной требовательностью.

Здесь не прибегают к унизительным наказания и охотно хвалят, когда ребенок того заслуживает.

Дети с пониженной самооценкой пользуются дома большей свободой, но эта свобода, по сути, – бесконтрольность, следствие равнодушия родителям к детям и друг к другу.

Главные правила воспитания ребенка

Для того, чтобы роль родителей в воспитании детей несла положительный результат, необходимо помнить основные внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

·         принимать активное участие в жизни семьи;

·         всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;

·      интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

·         не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;

·         иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;

·         уважать право ребенка на собственное мнение;

·    уметь сдерживать собственнические инстинкты и относиться к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;

·       с уважением относиться к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

Читай также: Как наладить семейные отношения?

Источник: http://www.uaua.info/semya/otnosheniya/article-24653-rol-roditeley-v-vospitanii-detey/

Ссылка на основную публикацию