В 3 года ребенок совсем не разговаривает – в чем причины и что делать?

Доктор Комаровский о том, что делать, если ребенок не говорит в 3 года

Некоторые родители мечтают о том, чтобы ребенок помолчал хотя бы пять минут, но непоседа все время что-то комментирует. А некоторые мамы и папы мечтают о том, чтобы чадо хоть что-то сказало. Но чадо упорно молчит.

В 1 год, как правило, они только начинают беспокоиться по поводу детского молчания, в 2 года уже готовы бежать с ребенком-молчуном по врачам и психологам. Если малыш не говорит в 3 года, это повод для серьезной тревоги.

Помочь родителям разобраться со сроками становления детской речи помогает известный педиатр Евгений Комаровский.

Обратите внимание

Если у ребенка не развивать речь, то он не заговорит. Сроки начала осмысленного говорения — понятие довольно индивидуальное. Одни дети переходят от слогов к попыткам произнести слова еще до года, другие только пытаются сделать это к 2 годам.

Есть среднестатистические сроки, при сильном отставании от которых можно заподозрить у ребенка задержку речевого развития:

  • В 3 месяца малыши начинают гулить;
  • В 6-8 месяцев они могут лепетать;
  • Девочки к 10 месяцам обычно произносят свое первое слово. Мальчики делают это ближе к 12 месяцам.
  • В 1,5 года ребенок вполне способен произносить около десятка слов.
  • К 2 годам он обычно знает местоимения, количество слов в лексиконе в норме нарастает стремительно.
  • К 3 годам здоровый развитый малыш может без проблем произносить около 350 слов, свободно оперировать ими, склонять, выражать свои эмоции.
  • В 4 года словарный запас малыша уже более полутора тысяч слов;
  • В пять лет лексикон возрастает вдвое, ребенок знает и произносит более 3000 слов.

Способность говорить без способности слушать существовать не может, а потому для развития речевых данных при ребенке и с ним нужно много разговаривать.

Начинать специалисты советуют с внутриутробного периода — разговор мамы с будущим ребенком идет на пользу обоим. На поздних сроках беременности плод уже прекрасно воспринимает звуковые колебания.

После рождения общение с малышом должно быть непрерывным. Пусть он не понимает ни слова из того, что вы говорите, но он обязательно должен много и часто слушать человеческую речь.

Малышам до полугода очень важно наблюдать артикуляционный аппарат мамы и папы, к этому возрасту он начинает улавливать связь между звуком и движением губами. Кроха и сам пытает имитировать то, что слышит. Сначала это гуление, а затем лепет.

При должном терпении родителей и регулярных занятиях, основанных на повторении новых слов, на связи слов с образами, малыши осваивают речь с удовольствием, их словарных запас увеличивается практически ежедневно.

Даже если малыш не торопится говорит самостоятельно, у него при правильном развитии должна к 2 годам быть развита пассивная речь. Такого карапуза можно попросить совершить два последовательных действия — взять предмет и передать его кому-то из членов семьи.

К трем годам обычно даже плохо разговаривающие дети должны уметь выстаивать цепочку из трех последовательных действий на основании понимания пассивной речи.

Если не говорит ребенок 1-2 лет, волноваться рано, говорит Евгений Комаровский.

Возраст, в котором нужно серьезно отнестись с отсутствию речи — это 3 года. При этом родители должны четко сформулировать сами для себя и для своего врача, как именно малыш молчит: он не понимает взрослых или не разговаривает, но все понимает.

Часто кроха говорит, но его не понимают взрослые, потому что он мычит что-то непонятное, не заучивает названия предметов, называя их по-своему на своем, недоступном для взрослых, языке.

Важно

О том, что делать если ребенок не говорит можно найти ответ в следующем видео от доктора Комаровского.

Порой трехлетние дети говорят, но ограничиваются только отдельными словами, которые никак не могут увязать в предложения или даже словосочетания.

После того, как мама и папа как можно более полно обрисуют суть проблемы, можно начинать искать причины крохиного молчания.

По медицинской статистике, речевое отставание фиксируется у 7-10% малышей в возрасте 3 лет, причем мальчики значительно чаще молчат, чем девочки — на одну неговорящую девочку приходится 4 мальчика-молчуна.

Самая основная и наиболее частая причина, которая мешает трехлетнему ребенку разговаривать, – проблемы со слухом. Они могут быть как врожденными, так и приобретенными.

Слух может быть снижен незначительно или существенно, вплоть до глухоты. Малыша следует показать отоларингологу. Он проведет визуальное исследование органов слуха, проверит способность малыша воспринимать звуки.

Если проблем со слухом не обнаружится, родителям придется нанести визит детскому неврологу. При некоторых неврологических расстройствах страдает речевой центр, поэтому доктор должен будет выяснить, нет ли у малыша таких патологий. Вероятно, придется сделать МРТ, чтобы исключить возможность новообразований или дефектов строения головного мозга.

Комаровский утверждает, что аномалии и болезни мозга очень редко бывают причиной речевого отставания, но исключить такую вероятность полностью тоже нельзя.

Если малыш обследован специалистами, и все из них как один утверждают, что ребенок совершенно здоров, молчание может иметь педагогические и психологические причины.

Иногда кроха может отказываться говорить после сильного пережитого стресса, страха, сильного испуга.

Гораздо чаще причина молчания кроется в неправильном воспитательном подходе мамы и папы: если родители по вечерам больше общаются с виртуальными друзьями в интернете, чем со своим ребенком, который крутится рядом, то малышу просто негде получить достаточные навыки речевого общения. В этих вопросах можно обратиться к детскому психологу, психиатру.

Часто проблемы с говорением в трехлетнем возрасте есть у билингвальных детей, в семьях которых говорят сразу на двух языках.

Совет

Иногда причиной отсутствия речи могут быть психические заболевания, обычно врожденного характера (аутизм и т. д.). В 10% случаев задержки речевого развития в 3 года истинную причину установить не удается.

А если малыш все понимает, но отвечает совершенно непонятными наборами звуков с сохранением интонаций, свойственных нормальной речи, ему требуется обязательная консультация логопеда.

Существует несколько возрастных периодов, когда формирование речи идет наиболее интенсивно, и любые негативные факторы могут сказаться на скорости этих процессов (как ускорить, так и замедлить):

  • 6 месяцев. Если в этом возрасте у ребенка мало общения, то у него не формируется потребности говорить, имитировать звуки, лепетать.
  • 1-2 года. В этом возрасте идет активное развитие корковых речевых зон. Сильный стресс, частые заболевания, отсутствие общения, травмы могут привести к замедлению корковых метаморфоз.
  • 3 года. В этом возрасте формируется связная речь. Экзогенные факторы могут затормозить этот процесс.
  • 6-7 лет. При воздействии негативных фактором в этом возрасте ребенок уже вряд ли замолчит совсем, но вполне возможны нарушения речевых функций (заикание).

Если причина задержки речевого развития — органическая (заболевания слуха, неврологические отклонения, патологии речевого аппарата или речевого центра головного мозга), то Комаровский советует начать с устранения этой причины.

Ребенку должно быть назначено адекватное лечение в зависимости от диагноза. Параллельно с этим доктор обязательно даст рекомендации по проведению занятий для развития речи.

Если причина молчания ребенка кроется в социальных, педагогических или психологических проблемах, также следует устранить факторы, мешающие малышу выражать свои мысли при помощи речи.

О том, как помочь ребенку научиться разговаривать расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Евгений Комаровский утверждает, что иногда вполне достаточно отдать трехлетку с острым дефицитом общения в семье в детский сад. В детском коллективе многие мальчики и девочки учатся говорить куда быстрее, чем в компании взрослых.

Родители, которые решили развивать речь трехлетнего чада при отсутствии заболеваний, вызвавших молчание, самостоятельно должны приготовиться к небыстрому и трудоемкому процессу. Помочь им в этом может детский психолог или детский психотерапевт, если такой специалист есть в вашем городе. Залог успеха на 70% кроется именно в усилиях и стараниях родителей.

Воспринимайте своего ребенка как отдельную личность, такую же значимую и важную, как каждый взрослый в вашей семье.

Говорите с ним, обсуждайте важные вопросы и ежедневные, бытовые (что приготовить на ужин, куда пойти в выходной на прогулку и т. д.).

Даже если ребенок в первое время ничего не будет отвечать, у него начнет формироваться полезная привычка — общаться. Параллельно с ней начнется развитие внутренней речи, лучшее понимание пассивной речи.

Гиперопека родителей может стать причиной отсутствия мотивации говорить. Если мама спрашивает, какое яблоко хочет малыш — зеленое или красное, и сама же за него отвечает (красное, ведь оно вкуснее), то у ребенка просто нет возможности подобрать слова и ответить.

Если такие ситуации повторяются регулярно, то у крохи входит в привычку молчать. Если эта ситуация повторяет вашу, измените свое отношение к ребенку и освободите его от чрезмерной опеки.

Не стоит поощрять сюсюканье и лепет. Если мама вслед за малышом будет называть предметы вокруг его же языком, употреблять довольно много уменьшительно-ласкательных суффиксов (машиночка, кашка, папочка, сыночек и т. д.), то у ребенка не будет формироваться правильной речевой функции.

Включайте ребенку музыку. Песенки, звукоподражательные припевки, классическая музыка — все это благоприятно сказывается на способности воспринимать мир, звуки, речь.

Занятиями могут стать любые свободные минутки. Используйте каждый час, проведенный вместе с ребенком. По дороге в магазин или аптеку описывайте и обсуждайте с ним все, что происходит на улице: едет машина – она красная, она большая, идет собака – она маленькая, добрая, красивая.

Во время приготовления пищи мама может показывать ребенку кухонную утварь и называть ее вслух (ложка, кастрюля), а также продукты (яблоко, морковь, капуста, орех).

Если в семье несколько детей, то, как правило, проблемы с речевым развитием наблюдаются именно у младших. Психологи считают, что таким образом сказывается частое общение с другими детьми, поскольку оптимальным для развития речи считается все-таки общение со взрослыми.

Младшие детки из многодетных семей часто просто ленятся говорить как надо и в нужном объеме.

Чаще задавайте ребенку вопросы. Даже если он не может ответить на них, не переставайте спрашивать. Рано или поздно, сын или дочка обязательно отзовутся.

  • Доктор Комаровский делает акцент на том, что если ребенок не говорит более-менее связно в 3 года, это однозначный повод для обращения к врачу.
  • Оценивая речевые способности своего ребенка, родители должны брать в расчет не только то, сколько и что он говорит на данный момент, но и следить за динамикой речи: если малыш говорит определенное количество слов и в 2, и в 3 года, и его словарный запас практически не увеличивается, Комаровский называет это опасной тенденцией.
  • Если в три года ребенок отстает от нормативов и знает только десяток-другой слов, через пару месяцев лексикон увеличивается еще на десяток новых слов, это нормально. Хоть малыш по нормам и отстает, но в своем личном развитии у него наблюдается положительная динамика.
  • Ребенку с задержкой речи не стоит давать на длительное время гаджеты.
  • Вместо компьютерных игр и длительного просмотра мультиков устройте совместную прогулку, поиграйте с ребенком, почитайте ему книгу.
  • Не нужно сравнивать ребенка с другими детьми. Ваш – уникальная личность, другой такой нет, поэтому любые сравнения неуместны.
Читайте также:  Интересные эксперименты с яйцом, которыми можно увлечь дошкольников в домашних условиях

Если родители бросили все силы на то, чтобы начать развивать речевые функции трехлетнего ребенка, привлекли к этому специалистов, ребенок при необходимости получил лечение, то прогнозы довольно благоприятные. 85-90% детей полностью «догоняют» своих сверстников к 6-7 годам.

Источник: http://www.o-krohe.ru/komarovskij/ne-govorit-3-goda/

Ребёнок в 3,5 года не разговаривает: что делать, причины задержки речи

Почему ребёнок в 3,5 года не разговаривает

Когда родители осознают, что малыш этого возраста плохо говорит или общается хуже сверстников, они запоздало начинают бить тревогу. Если раньше они надеялись, что малыш сам догонит норму речевого развития, то теперь необходимо действовать.

Тот факт, что ребёнок в 3,5 года не разговаривает, или общается хуже своих сверстников, настораживает большинство родителей.

Обратите внимание

Если раньше они надеялись, что малыш догонит остальных детей в речевом развитии, и у него просто замедленный темп формирования речевых умений, то теперь становится понятно, что имеется серьёзная проблема.

Считается, что позднее появление слов (после 3–4 лет) характерно для детей с речевым негативизмом, сложными нарушениями слуха, интеллектуального развития, психических процессов.

Нормы развития речи в 3 года и 5 месяцев

Внимательные родители всегда обращают пристальное внимание на значимые детали речи своего малыша. Ребёнок трёх с половиной лет уже имеет приличный словарь, состоящий из 300–800 слов.

Он употребляет все части речи родного языка: существительные, глаголы, наречия, прилагательные, местоимения, числительные, союзы, частицы и предлоги.

Когда малыш играет, занимается продуктивной деятельностью, манипулирует с предметами своего окружения, он проговаривает то, что делает.

Речь для малыша четвёртого года жизни – необходимое условие для общения со взрослыми и сверстниками. Он почти не пользуется мимикой или указательным жестом, предпочитая сказать, чем показать, активно добиваясь своего при помощи слов. Ребёнку по силам даже выполнение многоступенчатых просьб взрослых: «Сначала сделай то, а потом это», «Сначала сходи туда, а потом принеси это» и т. д.

Дети в 3,5 года охотно слушают, как им читают, внимательно рассматривая красочные иллюстрации к детским книжкам. Они могут слушать полюбившуюся им сказку по несколько раз, повторяя наиболее выразительные обороты и фразы. 

Нормально развивающимся малышам 3 года и 5 месяцев доступно не только повторение за взрослыми, они активно занимаются собственным словотворчеством. Дети придумывают свои слова, бессознательно пользуясь законами родной речи. Этот процесс с любовью описан Корнеем Чуковским в книге «От двух до пяти»:

Возможные проблемы

Безречевые дети в возрасте 3,5 лет, на первый взгляд выглядят одинаково – они не могут произнести не только фразы, но и слова, или делают это с трудом. Однако неговорящие дети имеют совершенно разные дефекты:

  • Моторная алалия. При этой патологии ребёнок понимает обращённые к нему слова, но сам ничего сказать не может. Дефект связан с тем, что клетки головного мозга, отвечающие за речевое развитие, еще не созрели или были поражены в раннем возрасте, в течение внутриутробного периода.
  • Сенсорная алалия. Здесь нарушено понимание речи, и это обстоятельство влияет на формирование собственных высказываний.
  • Дизартрия. При дизартрии речь сохраняется, но из-за дефектов центральной нервной системы или нарушенного артикуляционного аппарата (волчья пасть, заячья губа, нарушение иннервации губ и языка) слова произносятся смазано и нечётко.
  • Афазия. Тяжёлое нарушение, ведущее к нарушению интеллектуального развития, когда речь была, но из-за поражения головного мозга начался её распад. При этом и язык, и губы, и слух ребёнка развиты нормально.
  • Задержка развития речи (ЗРР) или темповая задержка. До 4–5 лет можно надеяться, что у ребёнка разовьются структуры головного мозга, ответственные за формирование речи. У детей с ЗРР речь развивается в той же последовательности, что и у сверстников, но гораздо медленнее.
  • Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР). У детей с ФФНР нарушено различение звуков (фонем), близких по звучанию, из-за этого, в дальнейшем могут возникнуть трудности освоения чтения и письма.

Причины задержки речевого развития в этом возрасте

В основе практически всех случаев проблемы лежит недоразвитие или повреждение центральной нервной системы. Нарушения могут возникнуть во время беременности матери, во время родов, в период новорожденности или в раннем детстве.

Причины недоразвития речи:

  • токсическое поражение или инфицирование женщины в период ожидания ребёнка;
  • несовместимость с матерью по резус-фактору, генетические заболевания;
  • родовая травма;
  • асфиксия в родах;
  • имеются нарушения или отсутствие слуха;
  • нейроинфекции и черепно-мозговые травмы, перенесённые в раннем детстве;
  • наследственная предрасположенность;
  • органическое недоразвитие ЦНС;
  • педагогическая запущенность, жизнь в социально неблагополучной среде;
  • неблагоприятные условия воспитания, когда малышом никто не занимается, с ним мало разговаривают.

Сложнее всего прогнозировать успешность коррекционной работы с ребёнком, имеющим поражение головного мозга. Эти причины дают наиболее тяжёлые формы отставания речевого развития.

Как проявляется задержка у детей с сохранным интеллектом

Нередко в практике педагогов, занимающихся восстановлением речевой функции, встречаются случаи, когда ребёнок четвёртого года жизни имеет нормальный слух и интеллект, но не говорит или делает это хуже сверстников. В то же время у такого малыша полностью нарушены все компоненты системы родного языка: фонематика, фонетика, грамматика и лексика.

Признаки общего недоразвития речи:

  • ребёнок понимает, все, что ему говорят, но свои мысли озвучить не может;
  • его слова малопонятна, похожи на речь иностранца;
  • он все ещё оперирует лепетными словами (кика, ляля, би-би);
  • не может повторить простейшие артикуляционные позиции, не понимает, как это сделать («улыбка», «трубочка», «лопаточка»), приходится помогать ему руками;
  • он не употребляет фразы даже из двух слов, имеются отдельные слова;
  • неправильно произносит даже звуки раннего онтогенеза, легко осваиваемые детьми раннего возраста (м, н, п, д, к, г, ф, б, в);
  • словарь очень беден и медленно накапливается.

Чтобы отличить сложное нарушение речи от гораздо более лёгкой в плане коррекции темповой задержки, нужно провести диагностику развития речи у логопеда и начать с ребёнком коррекционные занятия. Динамика развития речи малыша подскажет, с чем столкнулись родители и педагоги. Если прогресс налицо и речь заметно развивается, скорее всего, у малыша лишь временная задержка.

Как помочь ребёнку с задержкой речи

Прежде всего, следует получить консультацию детского психоневролога, психолога, отоларинголога. Встречаются случаи, когда родители замечают, что у ребёнка снижен слух лишь в возрасте 4–5 лет. Развитие речи из-за этого нарушается, ведь малыш слышит звуки, слов и фразы искаженно, тогда как своевременно поставленный слуховой аппарат смог бы решить проблему.

Направления работы:

  • Развитие понимания речи – малыша просят выполнить инструкцию (покажи ушки, дай ручку).
  • Побуждение к высказываниям во время ситуаций, богатых на проявление эмоций – прячут игрушку, приговаривая «Где же она? Поищи!» Можно спрятаться самому или поискать ребёнка, приговаривая потешки, считалочки. Таким же действием обладает рассматривание фото близких людей с комментариями и вопросами.
  • Выполнение артикуляционной, пальчиковой и дыхательной гимнастики – здесь отлично подойдёт какой-нибудь игровой сюжет, например, «сказка про Язычка», где приключения Язычка сопровождаются артикуляционными позами. Можно вырабатывать выдох при помощи мыльных пузырей, вертушек, закатывания бумажного мячика в ворота на столе, сдувания снежинок, одуванчика, включения в работу всевозможных дудочек, свистулек.
  • Формирование умения различать и воспроизводить простые ритмы – отбиваем ритм рукой, детским молоточком по столу, хлопаньем в ладоши.
  • Развитие сенсорных умений – здесь используются игры с кубиками, пирамидками, элементами мозаики и специально для этого приобретёнными геометрическими фигурками на различение цвета, размера, формы предметов.
  • Развитие словаря – показывание и называние предметов и явлений окружающего мира, проговаривание своих действий и действий ребёнка, вкладыши и лото.
  • Чтение произведений классической детской литературы (А. Барто, К. Чуковского, Е. Благининой, В. Берестова, С. Михалкова, С. Маршака), народных сказок, потешек, с рассматриванием и комментированием иллюстраций.

Ребёнок 3,5 лет с недоразвитием речи должен находиться в богатой речевой среде, наполненной не звуками работающего телевизора, а красивыми, правильными и чёткими словами и предложениями взрослых.

Источник: https://OurKids.ru/razvitie/1-3/3-5-goda-ne-razgovarivaet/

Ребенок в 3, 3.5 года не разговаривает совсем или очень плохо непонятно говорит, только слоги

Статья даст определение такому понятию как задержка речевого развития и подскажет методы устранения данной проблемы.

Задержка речевого развития у детей 3 лет: причины

Прежде, чем вы начнете беспокоиться и искать симптомы задержки речевого развития (ЗРР) у своего малыша, примите во внимание следующее: речевое развитие ребенка достаточно индивидуальный процесс.

Если трехлетний ребенок вашей приятельницы рассказывает на память стихи, а ваш малыш молчит — это не повод бить тревогу. Это повод внимательнее присмотреться к своему малышу и его поведению. Кроме того, малышу придется пройти медицинское обследование и, скорее всего, изменить привычный досуг.

Не забывайте, понятие «речи» у специалистов и среднестатистических родителей разное! Специалисты различают пассивную и активную фазу речи, тогда как для родителей речь — это навык говорения. Если с пассивной фазой речи у ребенка все хорошо, значит, нужно набраться терпения и немного подождать.

А теперь о причинах ЗЗР. Они носят биологический и социальный характер.

Биологические:

  • Наличие минимальной мозговой дисфункции (ММД). Это весьма популярный нынче диагноз, который не входит в Международный классификатор болезней. В переводе на обычный язык диагноз означает, что существует определенное сочетание симптомов, свидетельствующих о том, что головной мозг выполняет свою работу немножко не так, как написано в умных медицинских книгах. Причинами ММД могут быть: проблемная беременность и тяжелые роды, частые болезни в младенческом возрасте с их тяжелым течением, осложнения после прививок, черепно-мозговые травмы.
  • Тугоухость.
  • Генетическая предрасположенность.
  • Наличие ДЦП, раннего аутизма, синдрома Дауна, синдрома гиперактивности.

Социальные/педагогические:

  • Неблагоприятная социальная среда. Увы, но в данном случае речь идет о дефиците общения, которое наблюдается, в том числе, и у детей из благополучных семей.
  • Эмоциональные стрессы.
  • Билингвизм.
  • Гиперопека.
  • Чрезмерно информированная среда.

Задержка речевого развития у детей 3-3,5 лет: медикаментозное лечение

Если ваш малыш не разговаривает, и нет положительной динамики в его развитии, значит стоит обратиться к группе специалистов. Обязательно проконсультируйтесь с

  • педиатром, наблюдающим ребенка с рождения,
  • детским неврологом,
  • детским отоларингологом,
  • логопедом,
  • иногда нужна консультация детского психолога и психиатра.

Только после консультации может быть назначен общий комплекс методов по преодолению ЗРР, в который входит и медикаментозное лечение.

Как правило, для медикаментозного лечения используются препараты, активно питающие нейроны головного мозга и участвующие в создании новых нейронных связей. Кроме того, в этот комплекс может входить препарат, активирующий работу речевых центров головного мозга человека. В некоторых назначениях могут присутствовать йодосодержащие лекарственные средства.

Чаще всего используются следующие препараты:

  • глицин,
  • когитум,
  • кортексин,
  • мильгамма,
  • пантогам,
  • семакс,
  • тонотен,
  • фенибут,
  • церебролизин,
  • церепро,
  • энцефабол.

Кроме медикаментозного лечения обязательно назначается комплекс коррекционно-развивающих занятий, включающий

  • расширение понятийного аппарата,
  • разработку крупной и мелкой моторики,
  • предметно-сенсорную терапию,
  • музыкотерапию,
  • массаж, в т.ч. пальчиковый,
  • зарядка, в т.ч. пальчиковая,
  • логоритмику,
  • арттерапию,
  • артикуляционную гимнастику.

Как научить разговаривать ребенка в 3 года: упражнения

Вы будете удивлены, но даже обычную прогулку можно превратить в занимательное упражнение, поскольку развивают речь не карточка Домана или модная игрушка, а общение со взрослым человеком.

Читайте также:  Интересная утренняя гимнастика для детей 3—6 лет

1. Выразительно комментируйте все, что делает ребенок. Например, ребенок открывает дверь. Взрослый внятно говорит: «(Имя ребенка), открывает дверь!» и т.д. Особенно хорошо это делать во время прогулки. Ведь так можно не только называть предмет, но и озвучивать его. Например: «Смотри, это кошка. Кошка рыжего цвета. Кошка говорит «мяу»!» и т.д.

2. По возможности, озвучивайте все действия малыша: упал — «бу-бух», идет — «топ-топ», хлопает в ладоши — «хлоп-хлоп», ложиться спать — «баю-бай».

Оба упражнения нужно начинать делать как можно раньше.

Важно

3. Замечательный вариант веселого занятия: утренняя зарядка в сопровождении веселых стишков.

Стишки для утренней зарядки малыша

4. Обязательно выучите и проговаривайте веселые песенки-потешки с повторяющимся окончанием. Например,

5. Занимайтесь развитием фонематического слуха. Пример упражнений для развития фонематического слуха вы найдете ниже.

Игры для развития фонематического слуха

6. Дыхательные упражнения, которые вы вполне можете делать с ребенком самостоятельно: задувать свечи, надувать воздушный шарик, задувать ватный шарик в ворота, дуть через соломку в стакан с водой. Главная задача таких упражнений: научить ребенка вырабатывать воздушную струю необходимой силы и продолжительности.

Примеры упражнений для развития речевого дыхания

7. Артикуляционная гимнастика призвана укрепить мышцы речевого аппарата ребенка. В качестве методического материала можно использовать специальный плакат со всем комплексом артикуляционных упражнений. Упражнения для такой гимнастики представлены в видео «Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений ».

Видео: Логопед. Артикуляционная гимнастика. Показ упражнений

Не забывайте о пластилине, рисовании ладошками и пальчиками, мозаике, тактильном лото и т.д. Кроме того, замечательно влияет на развитие речи пальчиковый кукольный театр, главными актерами в котором являются животные.

Игрушки для пальчикового кукольного театра

Совершенно не повредят крохе и сеансы пальчиковой гимнастики.

Пример пальчиковой гимнастики для развития речи

Как научить разговаривать ребенка в 3 года: развивающие занятия

Высокую оценку специалистов, работающих с различными дефектами речи, получили разработки отца и дочери Железновых. Музыкальные материалы Железновых часто используются на занятиях логоритмикой. Множество материалов для проведения занятий находится в свободном доступе на тематических сайтах.

Категории детей, которым занятия по логоритмике необходимы

Ребенок в 3, 3,5 года не разговаривает — что делать: Комаровский

В конце статьи вы можете ознакомится с видеоуроком Школы доктора Комаровского, отвечающим на основные вопросы родителей относительно задержки речевого развития ребенка.

Видео: ШДК: Как помочь ребенку научиться разговаривать? Энтеросорбенты — Доктор Комаровский

Источник: https://heaclub.ru/rebenok-v-3-3-5-goda-ne-razgovarivaet-sovsem-ili-ochen-ploho-neponyatno-govorit-tolko-slogi-prichiny-lechenie-kak-nauchit-razgovarivat-rebenka-v-3-goda-uprazhneniya-igry-razvivayushhie-zanyati

Когда дети начинают разговаривать и что делать, если ребенок не говорит в 3 года: полезные советы детского доктора Комаровского

Психологи и педагоги не устанавливают чёткие временные рамки, когда малыш должен активно разговаривать. Некоторые детки пополняют словарный запас, высказывают мнение на любую тему уже к двум годам, зачастую надоедают родителям навязчивыми расспросами. «Рот не закрывается», – измученного вздыхают мамы и папы.

Иногда возникает другая проблема: ребёнок не говорит в 3 года. «Что делать?» – спрашивают родители. В чём причина отказа от общения со сверстниками и взрослыми? В каком возрасте нужна помощь специалиста? Давайте разбираться.<\p>

Ознакомьтесь с ориентировочными показателями развития речи. При заметных отклонениях от сроков не медлите, обращайтесь к специалистам.

Особенности:

  • у большинства деток речь активно развивается к году. Если в 5–6 месяцев это было «агуканье», в 6–8 месяцев – отдельные слоги, то к 11–12 месяцам речь усложняется. Вначале слова состоят из повторяющихся слогов (ба – ба, ма – ма, би – би, па – па) или односложные (дай, на, ам, гав);
  • в 1,5–2 годика словарный запас расширяется, появляются слова из нескольких слогов, словосочетания, простые фразы. Карапуз уверенно называет знакомых людей, описывает некоторые явления, предметы и действия («Маша хочет кушать», «Дай мне чашку»). Заметная задержка развития речи должна насторожить, но паниковать не стоит. Лучший выход – визит к логопеду;
  • в 3 года речь неплохо развита, ребёнок должен описывать картинку простыми фразами, интересоваться окружающим миром, задавать вопросы взрослым. Чем подробнее (в разумных пределах, без нужных поучений и нотаций) родители отвечают, тем богаче кругозор у ребёнка;
  • в 4 годика дошкольник должен осмысленно строить сложные предложения, составлять рассказ по картинке, описывать предметы, явления, события, происходящие вокруг.

Односложные ответы не побуждают к новым вопросам, зачастую, это мягкий намёк: «Отстань», «Не спрашивай больше», «У меня нет желания тебе всё объяснять».

Чем чаще вы будете отмалчиваться, сквозь зубы произносить малопонятные слова, фразы, тем реже сын или дочка будут задавать вопросы.

Помните: недостаток общения с родителями зачастую делает отношения в семье более прохладными.

Почему ребёнок не говорит: вероятные причины

Чаще всего проблема развивается под воздействием нескольких факторов. Нередко к врождённым аномалиям добавляется неправильное поведение родителей, нежелание общаться с малышом на достаточном уровне.

Если вы заметили, что дочка или сын мало разговаривают, подумайте: ребёнок не может произнести определённые звуки (слова) или просто не хочет общаться, предпочитает отмалчиваться.

Возможно, существуют неврологические нарушения, требуется медицинская помощь. Иногда детки комфортно себя чувствуют без произнесения лишних фраз, отвечают короткими словами.

При отсутствии поощрения со стороны родителей малыши вряд ли будут произносить длинные тирады или размышлять о чём-то интересном.

Основные причины:

  • родовые травмы. К сожалению, в процессе тяжёлых родов у крохи иногда повреждаются отдельные участки головного мозга. Такие детки требуют особого внимания со стороны родителей и врачей. В большинстве случаев отклонения заметны на первом году жизни. Обязательное условие – постоянное наблюдение за развитием новорождённого. Кроме педиатра, родители должны регулярно показывать кроху детскому неврологу для контроля мозговой деятельности;
  • проблемы со слухом. Внимательные родители уже с первого месяца жизни малыша обратят внимание на первые признаки нарушений. Врождённая глухота или частичное снижение слуха появляются из-за негативного воздействия на плод во время беременности. Иногда причиной патологии становится наследственная предрасположенность;
  • детский аутизм. С каждым годом деток, живущих в «своём мире», становится всё больше. Аутист, зачастую, – это нормальный ребёнок, но полностью погружённый в себя. Ему просто не требуется общение с окружающими, малыш не страдает, не торопится говорить. Проблемой аутизма занимается психолог, детский невролог и психотерапевт. Не менее важна роль родителей;
  • нехватка внимания, дефицит речевого общения. Некоторые родители не знают, что воспитали «молчуна» сами. Нежелание разговаривать с ребёнком, постоянные окрики, вредные слова и фразы «Помолчи, я устал», «Что за чушь ты говоришь», «Потом поговорим», «Не приставай с глупыми вопросами» и тому подобные высказывания отбивают у деток желание разговаривать. Ребёнок, тихонечко сидящий в углу, никому не мешающий – идеальная картина для многих родителей. На самом деле, психологи предупреждают об опасности «ухода в себя», задержке речевого развития, скованности, проблемах в будущем;
  • отказ от «живого» общения. Многие родители по причине усталости (лени/непонимания важности контактов с ребёнком) заменяют совместное чтение книг, разучивание стихов, песенок, душевный разговор телевизором, компьютером, планшетом. Современные гаджеты увлекают малыша, разгружают родителей, которым не нужно отвечать на бесконечные «Почему?» Психологи быстро «вычисляют» деток, с которыми мало занимались. Нехватка живого общения отрицательно сказывается на эмоциональном развитии малыша, задерживает речевое развитие.

Совет родителям! Вы нашли сходство с ситуациями, которые часто происходят у вас дома? Вы понимаете, что мало общаетесь с малышом? Главное: признать ошибки, понять, что проблема существует, как можно скорее обратиться за помощью к психологу и логопеду.

Полезные советы родителям

Больше всего родителей волнует ситуация, если ребёнок совсем не говорит в 3 года. В такой ситуации важна своевременная помощь врача. Если вам не удаётся найти подход к молчуну, посетите опытных специалистов.

Для решения проблемы потребуется консультация у нескольких врачей:

  • отоларинголога;
  • логопеда;
  • психолога;
  • детского невролога;
  • психотерапевта.

Коррекция нарушений речевого развития зависит от факторов, спровоцировавших проблему.

Если слабая речь – это последствие родовой травмы, доктор назначит специальные препараты для нормализации мозгового кровообращения, порекомендует терапевтические методики, снижающие негативное воздействие неврологических нарушений. Обязательны занятия с логопедом, психологом, посещение детского развивающего центра.

Если ребёнок не хочет говорить из-за «педагогической запущенности», придётся изменить отношение к общению. Чем скорее взрослые поймут важность общения с сынишкой или дочуркой, тем скорее наладится речь. Постепенно уйдёт смущение, малыш избавится от «скорлупы», в которую он спрятался по вине родителей.

Взрослые должны искренне интересоваться делами малыша, побуждать к вопросам на любые темы и, конечно, находить ответы. Выгода от изучения нового, интересного материала есть для всех сторон – кругозор расширяется не только у деток, но и у родителей.

Полезные советы:

  • при недостатке общения родители должны пересмотреть отношения с малышом, понять, что ребёнку в любом возрасте требуется не только еда и уход, но и внимание, общение, возможность поделиться радостью и бедой;
  • телевизор, компьютер должны отойти на второй план. Не отбирайте гаджеты, старайтесь, чтобы с вами было интереснее, чем с виртуальным другом;
  • больше читайте книжек, обсуждайте различные темы, вместе изучайте окружающий мир. Водите карапуза в зоопарк, детский игровой центр, парк отдыха;
  • отличное решение – совместные занятия. Совершайте вылазки на природу, готовьте вместе несложные блюда. Логопеды и психологи рекомендуют развивающие игры для детей 2–3 лет;
  • учите скороговорки, короткие стихи, сочиняйте истории, приглашайте продолжить рассказ. Никогда не смейтесь над его версией: малыш вновь замолчит;
  • придумывайте игры, в которых нужно подобрать рифму к слову (Ёжик – Ножик, Мушка – Кружка, Рыбка – Улыбка и так далее). Предложите произнести слово, отличающееся одной буквой, например, Зайка – Майка, Рот – Кот, ноГа – НоРа;
  • просите окончить фразу. Мама: «На ужин я приготовлю ….». Малыш: «Кашу (котлету, сырники)». Другой вариант: «Сегодня мы идём….». Малыш: «В зоопарк (на прогулку, в гости к бабушке, на детскую площадку)»;
  • развитие мелкой моторики. Пользу приносят упражнения для активизации речевого центра в головном мозге. Подходящие занятия: перебирать пальчиками макаронные изделия, сортировать крупу, завязывать/развязывать шнурки, рисовать пальчиковыми красками, лепить из пластилина и солёного теста;
  • общение с малышами на детской площадке. Чаще водите «молчуна» в песочницу, детский парк, игровой центр. Среди сверстников ваш малыш будет меньше стесняться, от развлечений появятся яркие эмоции, захочется поделиться радостью, рассказать о впечатлениях.

Ещё несколько полезных советов:

  • стимулируйте развитие речевых навыков. Вместе смотрите мультики, читайте книжки, рассматривайте картинки, водите деток на выставки. Задавайте вопросы о прочитанном, увиденном, старайтесь добиться развёрнутых ответов, продолжайте логическую цепочку. Не давите на малыша, если он не настроен на обсуждение;
  • многие специалисты советуют отдать малыша в садик. Дошкольники в 3 годика всё повторяют друг за другом. В детском коллективе разговорится даже самый упрямый «молчун». Обязательно объясните воспитателю проблему, попросите не давить на ребёнка: пусть маленький человечек сам захочет общаться. Существует немало примеров, когда, буквально, через неделю-другую после начала хождения в садик, малыш начинал активно говорить. Для успеха «предприятия» обязательно узнайте, как подготовить ребёнка к посещению детского сада;
  • детки плохо произносят отдельные звуки? Малыш стесняется насмешек из-за неправильного произношения, предпочитает отмалчиваться или отвечает коротко: «Да», «Нет», «Хорошо» и так далее? Обратитесь к логопеду. Регулярные занятия со специалистом, закрепление полученных знаний дома постепенно устранят проблему. Если малыш поймёт, что он может чётко произносить слова и фразы, то стеснение уйдёт, улучшится речь.
Читайте также:  Комплекс упражнений нейрогимнастики для детей и рекомендации родителям

Теперь вы знаете причины и методы решения проблемы, если ребёнок мало или плохо говорит в 3 года. Обязательно проконсультируйтесь у специалистов, измените стиль общения с дочкой или сыном. Терпение и любовь к ребёнку помогут исправить ситуацию.

Что делать, если ребенок не говорит в 3 года? Видео — советы родителям:

Источник: http://razvitie-malysha.com/razvitije/articles/rebenok-ne-govorit.html

Ребенок не говорит в 3 года: возможные причины и перспективы

В психическом, эмоциональном и речевом развитии наши детки последовательно проходят несколько этапов. Но проходят они их по-разному, что и создает путаницу для обеспокоенных родителей. Существуют определенные нормы, ориентируясь на которые, неврологи и педиатры могут оценивать развитие крохи.

Однако на них существенно влияют разные факторы: протекание беременности и родов, образ жизни, даже пол ребенка. Принято считать, что мальчики развиваются несколько медленнее девочек и чаще имеют проблемы с речью.

Как же понять, является ли отклонением, если ребенок в 3 года совсем не говорит или делает это очень плохо?

Почему ребенок — молчун?

Бытует мнение, что до 5 лет волноваться, если ребенок не разговаривает, а также обращаться к логопедам или дефектологам смысла нет.

Однако связано это, прежде всего, с тем, что такие специалисты зачастую отказываются заниматься с совсем маленькими детьми, поскольку это довольно непростая и специфическая работа (они не умеют говорить, и мало что понимают, для них сложно подобрать и организовать занятия).

Родители же ошибочно полагают, что к 5 годам все придет к норме само собой. Но здесь всегда нужно иметь в виду: речевые проблемы не проходят сами по себе, их причины нужно выяснять и искоренять как можно раньше.

Совет

Тогда шансов помочь ребенку намного больше. Возраст 2–3 года для этого оптимален.

А вот к 5 годам малыш уже рискует получить диагноз «задержка психоречевого развития», поскольку отставание в речи влечет за собой и отставание в развитии мышления, памяти, внимания.

По каким же причинам детки долго не могут говорить? Они могут быть как физиологическими (обусловленными патологиями или отклонениями в развитии некоторых органов или нервной системы), так и психосоциальными (вызванными «не физическими» факторами).

Физиологические факторы

  • Самая частая причина – снижение слуха. Если ребенок не слышит окружающих людей, то он не сможет сам научиться говорить. Хотя при этом он может различать другие звуки и ориентироваться в них, поэтому родители долгое время ничего не подозревают.
  • Нарушение строения органов ротовой полости. Такие проблемы создают механическое препятствие для нормального произнесения. Это могут быть увеличенные аденоиды, короткая уздечка языка, расщепление нёба.
  • Общее отставание в развитии, обусловленное недоношенностью малыша. При этом степень отставания зависит от срока недоношенности и сопровождается отставанием в других сферах (они тоже «дозревают» с опозданием).
  • Наследственная предрасположенность. Если у ребенка были родственники с задержкой речевого развития, то, скорее всего, малышу она передастся в более сложной форме. Поэтому думать, что время не пришло и малыш заговорит после трех лет (а может быть, и четырех), в данном случае большая ошибка.
  • Отклонения в развитии головного мозга или нервной системы. Такие нарушения требуют самой серьезной и сложной работы по выявлению и коррекции.

Психосоциальные факторы

  • Психотип «созерцателя». Такие детки погружены в себя, в свои мысли и созерцательное познание мира. Заговаривают они всегда позже.
  • Отсутствие мотивации. Если ребенка чрезмерно опекают, бегая перед ним и спеша выполнить малейший каприз, он просто не хочет разговаривать, потому что в этом нет надобности: ему и так все обеспечат.
  • Дефицит общения. Если ребенок часто предоставлен сам себе или воспитывается скупыми на слова дедушкой или бабушкой, ему просто не хватает речевого примера.
  • Феномен близнецов. Такие дети всегда начинают говорить позже, ведь они прекрасно понимают друг друга и без слов.
  • Педагогическая запущенность. Обычно она характерна для неблагополучных семей, где дети практически не воспитываются, с ними никто не занимается.

Возможны и другие причины, выявить которые поможет только полное обследование ребенка.

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Речевые ориентиры и «тревожные звоночки»

Чего должен достичь в речевом плане ребенок в 3 года? Сегодня принято считать нормой следующее:

  • словарный запас малыша колеблется между 300 и 700 словами, понимать он может до 1500 слов;
  • он говорит правильными предложениями из 3–5 слов с подлежащим и сказуемым, хотя еще возможны ошибки в согласовании;
  • малыш использует существительные, глаголы и прилагательные;
  • может назвать свое имя, пол, возраст;
  • использует в речи обобщающие слова (одежда, посуда, звери);
  • правильно выговаривает большинство звуков, за исключением шипящих, свистящих, [р] и [л].

Зачастую случается, что ребенок разговаривает плохо, но все понимает, выполняет все просьбы, узнает своих близких и реагирует на них, активно общается и вроде развивается в остальном на уровне сверстников. Тогда врачи говорят, что пока беспокоиться не следует.

Когда же нужно волноваться? Насторожить должно следующее:

  • ребенок в 4 месяца не проявляет оживления при появлении взрослых, не улыбается им, не гулит;
  • к 7 месяцам в его речи не появилось первых повторяющихся слогов;
  • в 18 месяцев кроха произносит только слоги, не говоря слов, не понимает обращений и простых просьб;
  • к 2 годам его лексикон составляют только несколько простейших слов;
  • в 2,5 года малыш произносит не больше 20 слов и не составляет их в предложения;
  • к возрасту 3 лет не знает названий частей тела, не понимает простейших объяснений;
  • говорит «на своем языке» (если в 3 года ребенка может понять только его мама – это точно не норма).

Ждем или не ждем?

Уже говорилось, что 2–3 года – оптимальный возраст для коррекции речевых проблем у детей. Чем больше вы затягиваете ситуацию, тем более весомыми будут последствия.

В любом случае, если ребенок в 3 года не говорит даже простейших предложений – это веский повод, чтобы обратиться к специалистам.

Важно провести комплексное обследование малыша у педиатра, невролога, психиатра, оториноларинголога, психолога, логопеда-дефектолога. Специалисты назначат различные виды обследований всех сфер развития неговорящего ребенка. Так можно будет нарисовать точную картину происходящего, найти причину и составить план ее устранения.

Родителям нужно быть готовыми к тому, что лечение может продлиться довольно долго. Но на ранних стадиях оно всегда более эффективно. Поэтому стоит набраться терпения.

Как играть с неговорящим ребенком?

Следующие советы помогут родителям проводить развивающие занятия с маленьким молчуном.

  • Важно постоянно говорить с ребенком, много читать ему сказок, потешек, стишков, сопровождая свою речь выразительными интонациями.
  • Создавайте ситуации, при которых ребенку приходится обращаться к взрослым, объясняя, чего он хочет.
  • Развивайте мелкую моторику. Рисование, лепка, перебирание круп, гороха, фасоли, нанизывание больших бусин, застегивание молнии, кнопок, пуговиц, а также другие подобные виды занятий с мелкими предметами помогут задействовать речевые зоны мозга малыша.
  • Развитию речи, как ни удивительно, способствуют массаж ручек и пальчиковая гимнастика (игры на развитие гибкости и подвижности пальцев и кистей). Это могут быть «Сорока-белобока», «Ладушки», «Коза рогатая» и другие подобные упражнения.
  • В игровой форме можно подражать разным звукам (животных, птиц, явлений природы, техники). Имитируйте крик петуха, кудахтанье курицы, блеянье барана, мычание коровы, шум ветра, рычание пылесоса, гул машины. Это развивает артикуляцию. Чтобы игра была интереснее, можно добавить наглядности – подобрать соответствующие картинки, рассматривать их, имитируя звуки. Хорошо делать это перед зеркалом, чтобы малыш одновременно видел и маму, и себя. Со временем картинки могут стать сюжетными (курочка зовет цыплят, медведь собирает малину, машина везет пшеницу).
  • Играйте в эмоциональные игры (пускайте мыльные пузыри, гладьте котят, хлопайте в ладошки, прыгайте, играйте в прятки). Все, что вызывает эмоциональный отклик, помогает развивать речь.
  • Проигрывайте в движении забавные стишки (например, всем известный «Мишка косолапый»).
  • На прогулке всегда говорите. Обращайте внимание ребенка на все, что его окружает, что меняется в природе изо дня в день, для чего нужны разные предметы, куда идут люди, что для чего построили…
  • Всегда хвалите ребенка, даже если его попытка была неудачной – он все равно старался! Ваша похвала ему необходима!

О чем нужно помнить

Чтобы заинтересовать ребенка, лучше всего подобрать интересные игры, понятные ему и подходящие по возрасту, вызывающие эмоциональный отклик. Это могут быть игры на движение, на смену видов действия, на развитие физических навыков, ролевые игры. Чтобы они оказались продуктивными, нужно помнить несколько правил.

  • В занятиях с неговорящим ребенком родитель должен взять активную роль на себя: он организует и ведет игру, заинтересовывает малыша, контролирует его состояние.
  • Взрослый сопровождает игру активной речью: комментирует, описывает все этапы, побуждает малыша к действию, хвалит. Речь взрослого при этом должна быть эмоциональной, четкой, понятной, спокойной, веселой, не слишком громкой или тихой.
  • Все упражнения или игры должны проходить в теплой, доброжелательной атмосфере, с частым телесным контактом и постоянной поддержкой ребенка.
  • Взрослый должен постоянно следить за ходом каждой игры, постоянно контролируя ее начало, середину и конец, следя за настроением, усталостью малыша. Игра продолжается, пока ребенок увлечен, бодр и весел, и прекращается, когда он начинает отвлекаться, капризничать.

Особое внимание в таких играх нужно уделить тому, какое речевое сопровождение к ним «прилагается». Все речевые инструкции должны быть простыми, понятными.

Стихотворения в таких играх не должны быть очень длинными (взрослому их лучше заучить на память). Их содержание должно соответствовать возрасту, без излишней образности, быть понятным, интересным.

Ваша речь должна быть образцом для подражания: правильной, без искажений, четкой, спокойной, энергичной.

Обратите внимание

Есть еще один немаловажный пункт, о котором нужно знать, выстраивая занятия с неговорящими детками. Все навыки, приобретаемые в игре, дети осваивают с помощью подражания. При этом занятия выстраивают таким образом, чтобы малыш усваивал действия последовательно: сначала самые простые, затем все более сложные.

Последовательность должна быть примерно такой:

  1. простые движения (взмахи руками, шаги, прыжки);
  2. несколько одновременных движений (ходьба с хлопками);
  3. логические игры с предметами или игрушками (например, взять машинку, загрузить в нее кубики, отвезти на «склад», выгрузить);
  4. игры со стихотворным сопровождением (обыгрывание простых стишков);
  5. занятия на детских площадках (лазание, качание на качелях, горки);
  6. игры, направленные на обучение правильному использованию предметов (лопатки, ведра в песочнице, посудки при кормлении куклы).

Учитывая все эти особенности, родители могут выстроить развивающие занятия с детками при задержке речевого развития так, чтобы они принесли желанные плоды. При этом стоит помнить, что учиться ребенку придется долго. Необходимо набраться терпения, радуясь даже маленькому достижению. Тогда за ним обязательно последуют более значимые.

Источник: https://Razvivashka.online/razvitie-rechi/ne-govorit-v-3-goda

Ссылка на основную публикацию