Как научить ребенка пересказывать прочитанный текст?

» Как научить ребёнка пересказывать текст?

Одна из основных проблем, с которыми сталкиваются новоявленные школьники и их родители – это умение быстро и качественно пересказывать прочитанный текст.

Однако довольно часто взрослым не хватает терпения преодолеть возможные трудности и научить малыша такому навыку. И закрыв глаза на проблему ребёнка в начальной школе, учащиеся среднего звена слабо представляют себе алгоритм работы над пересказом.

От этого успеваемость по большинству предметов снижается. Рассмотрим методику овладения навыком пересказа.

Важность умения пересказывать

Умение пересказывать отражается на успеваемости ребёнка

Пересказ – это передача своими словами основной мысли прочитанного текста с элементами анализа действий главных героев. Передавать смысл прочитанного обучают в младшей школе. Но в идеале это умение должно быть сформировано ещё до школы, так как оно определяет многие факторы готовности ребёнка к дальнейшему образованию. Среди них:

  • развитие памяти;
  • тренировка мышления;
  • пополнение словарного запаса;
  • умение устанавливать причинно-следственные связи;
  • навыки анализа поступков других людей.

Причины сложностей с пересказыванием у ребёнка

Для развития умения пересказывать очень важно концентрироваться на прочитанном

Психологи и педагоги едины во мнении, что главной причиной трудностей с передачей своими словами смысла прочитанного у детей является неразвитая речь. Что же входит в это понятие?

  • Скудный словарный запас. Ребёнок не может объяснить словами свои поступки или прокомментировать действия других людей – от этого малыш часто начинает заменять слова жестами.
  • Ребёнок не общается со сверстниками. Именно в разговоре с приятелями малыш проявляет своё умение донести до собеседника свою мысль. То есть ему нужно говорить быстро и понятно. В общении с родителями этими требованиями во многом можно пренебречь, так как близкие всё равно дождутся конца твоей речи и будут прилагать все усилия, чтобы понять своё чадо. Дети гораздо менее терпеливы.
  • Малыш не умеет читать. Если ребёнок идёт в школу и при этом ещё не умеет читать, то будьте готовы к тому, что у него возникнут проблемы и с речью, и с пересказом. На определённом этапе развития детям необходим пассивный словарный запас, который формируется в процессе чтения. Таким образом, ребёнку мало общения со взрослыми и детьми, ему необходимо знание понятий, выходящих за уровень бытовой речи. Эта информация и приходит в процессе чтения.

Кроме неразвитой речи, существенной преградой для освоения пересказа является неумение ребёнка сосредотачиваться на одном виде деятельности.

Способы научить в младших и средних классах

Детей нужно приучать к чтению с раннего возраста

Все сложности, связанные с обучением малыша пересказу, взаимосвязаны между собой. Поэтому пути преодоления этих трудностей имеют единую направленность:

  • больше говорить с ребёнком (причём делать это нужно уже с рождения, ведь именно услышанное от родителей формирует первоначальные представления крохи о мире, впоследствии малыш начинает копировать действия взрослых, и тем самым у него быстрее развивается связная речь, которая нужна для передачи услышанной или прочитанной информации);
  • петь песни (все слова имеют свою мелодику, которая легче запоминается в песнях, кроме того, детские песенки строятся на доступных сюжетах, и малыш с лёгкостью сможет пересказать их);
  • вместе с ребёнком читать вслух (чтение прекрасно развивает память, без которой невозможно научиться пересказывать, и расширяет запас слов, необходимый для тренировки речи);
  • заучивать стихотворения наизусть (заучивание не только заставляет ребёнка сосредотачиваться, но и помогает запоминать порядок слов в соответствии с сюжетом произведения).

Для маленьких деток книги лучше подбирать с иллюстрациями

Для реализации этих подходов преодоления трудностей пересказа крайне важно правильно выбирать произведения. Это должны быть:

  • не слишком длинные повествования (не забывайте, что ребёнок не способен долго концентрироваться на одном виде деятельности);
  • интересные сюжеты (малыш вряд ли заинтересуется нудным описанием природы);
  • запоминающиеся немногочисленные герои (в выбранных текстах не должно быть слишком много персонажей, более того, хорошо, если у каждого из них будут свои яркие отличительные черты).

Методики обучения для усвоения прочитанного

Обучение пересказу по картинкам может стать весёлой игрой

Технологии обучения пересказу, в принципе, одинаковы как для совсем маленьких детей, так и для ребят постарше. Разница только в приёмах реализации каждой конкретной методики.

  • Пересказ по иллюстрациям к тексту. Для малышей лучше, если это будут рисунки в книге, а для деток школьного возраста такие опорные картинки можно нарисовать самостоятельно. Когда трудности с пересказом возникают, например, в 5-м или 6-м классах, то можно предложить путешествие по картинкам: на столе выложить стопку картинок, ребёнок должен «собрать» сюжет по порядку и рассказать обо всём, что происходит на иллюстрациях.
  • Пересказ от имени героя. Прочитав историю, ребёнку нужно представить себя одним из героев и рассказать, что с ним происходило в этой истории. Такой способ особенно симпатичен учащимся 1-2 классов, которые ещё не совсем чётко разграничивают правду и вымысел. Для школьников 3-5 классов задание можно усложнить: попросить рассказать о происходящем от имени нескольких героев, дав оценку каждому поступку, то есть попробовать проанализировать себя в предложенных обстоятельствах.
  • Пересказ в лицах. Этот способ отлично подходит для совсем маленьких читателей, которые ещё играют в куклы. Предложите ребёнку сделать инсценировку по тексту, сделав героями его любимые игрушки.
  • Пересказ по плану. Попадая в школу, ребёнку необходимо быстро приучиться к тому, что все свои действия следует подчинять определённому заведённому порядку. В этом случае важным является умение составлять план. Это, кстати, отличный способ обучиться быстро и детально пересказывать текст. Чем старше становится малыш, тем более коротким должен быть план – так ребёнок приучится работать с опорной схемой, удерживая в голове более мелкие детали.
  • Составление читательского дневника. Школьникам среднего звена очень полезно обзавестись читательским дневником, где делаются записи о прочитанных книгах с указанием имён героев, фабулы повествования и описаны наиболее яркие моменты сюжета. Дневник станет незаменимым помощником ребёнка на протяжении последующего обучения, когда объёмы необходимых текстов для прочтения и пересказа будут увеличиваться в геометрической прогрессии. Для малышей такой дневник может быть составлен в устной форме (то есть периодически возвращайте ребёнка к уже прочитанному, задавая ему наводящие вопросы по сюжету).

Умение пересказывать тексты играет очень большую роль в успешности обучения школьников. Также это необходимый навык для развития критического мышления, памяти и речи. Чтобы научить малыша пересказывать, от родителей не требуется огромных усилий. Нужно лишь проявить терпение и сделать работу над текстом интересной именно для вашего ребёнка.

Источник: https://paidagogos.com/kak-nauchit-rebyonka-pereskazyivat-tekst.html

Как научить ребенка пересказывать прочитанный текст

С самого раннего детства малыши любят пересказывать взрослым или друг другу смысл прочитанной сказки, просмотренного мультфильма. Но не каждый ребенок, особенно попав в школьный класс, способен быстро сориентироваться и пересказать прочитанное. В этом случае родителям необходимо ему помочь. Как это сделать, мы расскажем в данной статье.

Каких правил придерживаться, обучая ребенка пересказу прочитанного?

Первые книги ребенка должны быть с картинками

Существует несколько методик, которые позволят быстро освоить технику пересказа текста.

  1. Анализируем прочитанное. Совместно с ребенком составьте устный план, в котором текст будет разбит поэтапно. Обсудите главных героев, их поступки, течение действий: вступление, основная часть, вывод. Задавайте малышу вопросы, помогайте ему вспомнить, но не подсказывайте.
    После подробного разбора прочитанного попросите пересказать сам текст. Если малыш уже умет хорошо писать самостоятельно, лучше составить письменный план, выделяя наиболее важные смысловые части. Пункты должны быть короткими, содержать в себе четко сформулированную информацию.
  2. Рисуем то, что прочли. Предложите ребенку по ходу прочтения нарисовать картинки, которые отображают сюжет прочитанного. Когда он будет пересказывать, рисунки послужат ему маленькими подсказками и ориентирами. Такая методика позволяет превратить тяжелое задание в веселую игру. Рисуйте картинки совместно с малышом, стелите из них дорожку. Ребенок будет путешествовать по ней, пересказывая текст.
  3. Первые книги для пересказа должны быть снабжены иллюстрациями. У детей просто отличная зрительная память, а картинки в книге могут послужить основой для дальнейшего пересказа.

Как научить пересказывать младших школьников? Простое, но невероятно полезное упражнение7 Как научить ребенка понимать прочитанноеКак быстро научить ребенка пересказывать параграф?

Конечно, во время школьного урока у ребенка не будет возможности рисовать или запоминать картинки-иллюстрации. Но он овладеет базовой техникой пересказа, будет развивать память и перестанет опасаться того, что что-то не запомнит или не скажет.

Как научить ребенка-школьника пересказу текста: основные ошибки

Пересказывать текст нужно не менее 2 раз

Многие родители торопят ребенка, перебивают по ходу рассказа, сбивая его с мысли. Малыш теряется и может забыть то, что еще минуту назад хорошо помнил. Не стоит так поступать. Помним, что спокойствие родителей – это спокойствие их ребенка.

Подождите, пока пересказ будет закончен. Во время повествования делайте заметки на листочке, записывая, что было забыто, что нужно еще раз перечитать. После мягко объясните своему школьнику, что необходимо еще раз начать все сначала.

Родителям стоит быть готовыми к тому, что пересказывать и анализировать текст понадобится 2, а то и 3 раза. Когда текст будет пересказан на отлично, обязательно похвалите малыша. Для него это очень важно, а теплые слова родителей станут хорошим стимулом для его дальнейших успехов в школе.

Какие объемы информации нужно использовать и как правильно вести беседу?

Пересказ помогает ребенку лучше формулировать свои мысли

Выбирайте несложную литературу – сказки или книги, которые привлекут и заинтересуют юного школьника. Он должен понимать смысл, а понимая, будет легче пересказывать. Начинайте обучение с коротких текстов – 5-10 коротких предложений будет вполне достаточно. По мере освоения ребенком информации длина текста увеличивается на 2-3 предложения.

Поинтересуйтесь его мнением о главных персонажах: кто нравится, кто не нравится, кому больше симпатизирует автор рассказа? Если в книге нет картинок, предложите ребенку самостоятельно описать персонажей своими словами.

Во время прочтения текста объясните ребенку незнакомые или непонятные ему слова.

От владения техникой пересказа напрямую зависит умение ребенка формулировать свои мысли, складывать грамотные предложения, и это отличная тренировка развития речи.

Обратите внимание

Техника пересказа развивается у малыша с того момента, когда он начинает разговаривать. Техника пересказа прочитанного воспринимается малышом сложнее, требуя постоянной поддержки со стороны родителей. Ко всем возникающим вопросам относитесь с пониманием.

Источник: http://aranetta.ru/materinstvo/psihologiya-i-razvitie/kak-nauchit-rebenka-pereskazyivat-prochitannoe.html

Статья (1, 2 класс) на тему: Памятка “Как научить ребенка пересказывать текст?”

Как научить ребенка пересказывать текст?

Умение пересказывать – необходимый навык в жизни каждого человека. Когда мы спрашиваем о чём-либо детей, важно получить полный ответ, поощрять ребёнка за говорение, показывать, что нам интересно и важно то, что и как он рассказывает.

Дети начинают своё обучение пересказу, даже не замечая этого. Это происходит, когда ребёнок впервые рассказывает о событиях в своей жизни (например, как прошёл день в саду или как упал с велосипеда или качелей).

Для самых маленьких – это наиболее эффективный способ сделать первые шаги и заложить основу для успеха в будущем.

Проходит время и накапливается практика, соответственно, далее в своём пересказе дети используют уже не пару слов, а целые предложения.

Обучение пересказу является одной из составляющих обучения грамотности в целом. Ребёнку необходимо понимать сюжет, кто главные герои и как развиваются события в рассказе, их последовательность.

Когда дети пересказывают, они совершенствуют свою речь и воображение, учатся решать поставленные задачи.

Важно

Но, стоит подбирать те истории, которые сможете зачитывать снова и снова, иначе этот процесс наскучит, и вы потеряете интерес раньше ребёнка.

На самом деле, даже дошкольники могут пересказать небольшой текст с некоторой помощью со стороны родителей, а дальнейшее совершенствование этого навыка можно превратить в захватывающее занятие.

Для начала, надо понимать, что такое пересказ текста, и почему ребенку так необходим этот навык – умение пересказывать.

 Пересказ – это рассказ, изложенный своими словами. Пересказать текст — значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения. Интересный и связный рассказ о прочитанном или услышанном с характеристикой событий или героев показывает нам не только уровень развития речи ребенка, но и его умение понимать, анализировать прочитанный или услышанный текст.

С чего следует начать обучение ребенка пересказу? Прежде всего, с хорошей литературы — со сказок Пушкина, Аксакова, Бианки, Андерсена, братьев Гримм, с рассказов Носова, Толстого, Пришвина.

Они написаны прекрасным языком, они понятны, не утомительны, увлекательны.

Прочитав ребенку рассказ или сказку, не закрывайте сразу книгу и не торопитесь уходить по своим делам, обсудите с ним прочитанное, проявив настоящий интерес к беседе.

С чего следует начать беседу? Спросите его о том, а понял ли он, о чем говорится в рассказе? Не удовлетворяйтесь односложными ответами типа «да», «понял».

Помогите ему развернуто ответить на этот вопрос, например, «в этом рассказе говорится о том, что один добрый, смелый герой по имени… однажды спас… ». Пусть ребенок вспоминает.

Научив его понимать то, о чем говорится в рассказе, вы закладываете первый кирпичик в его умении понимать тему произведения. Продолжите беседу, расспросив его о том, а помнит ли он, как зовут главного героя? Чем он ему запомнился? Тут вы можете ему помочь.

Совет

Вспомните похожего героя или историю, которую раньше читали. Попросите ребенка своими словами описать героя. Если не получится, а скорее всего, с первого раза вряд ли получится, тогда не ругайтесь, а просто спросите: «А ты так его себе представлял?»

Всегда обращайте внимание ребенка на то, что у книги есть автор (если это не народная сказка). Поинтересуйтесь у него, продолжив беседу, какой герой, по его мнению, нравится автору самому, а о каком он отзывается плохо? Учите ребенка понимать основную мысль текста.

Так вы заложите второй кирпичик в умение осмысливать и анализировать текст — понимать основную мысль, заложенную автором в произведение (идею текста). В сказках и в детских рассказах она, как правило, выражается в том, что добро всегда побеждает зло.

Об этом автор и говорит.

Читайте также:  Вашему ребенку в 1 год и 8 месяцев – что он уже должен уметь?

Рассмотрите иллюстрации. О чем они рассказывают? Высказывая собственное мнение, вы намеренно можете ошибиться. Тогда ребенок вас поправит, выразив тем самым личное мнение. Можете даже предложить ему самому нарисовать героя. Чтобы ваш разговор с ребенком не выглядел как допрос о прочитанном, высказывайте собственное мнение, проявляйте интерес к беседе.

Обсудив тему, идею произведения, основных героев, охарактеризовав их поступки, вы можете приступать к пересказу текста. Для этого ещё раз перечитайте его. Вдруг обнаружится, что какие-то слова ребенок не понял сразу или постеснялся спросить, что они значат.

После состоявшейся беседы, в которой вы сумели показать ему ваш интерес к обсуждению прочитанного и его мнению, он обязательно попытается выяснить непонятное ему слово.

Читая, старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, отважный поступок героя.

Предложите ребенку пересказать текст вместе. Начинаете вы, а он продолжает. Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше. Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит! Похвалите его за это обязательно! Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимания, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека. 

Источник: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/materialy-dlya-roditelei/2016/04/10/pamyatka-kak-nauchit-rebenka-pereskazyvat

Как научить ребенка пересказывать текст?

Эта статья будет полезна не только родителям детей, которые собираются поступать в первый класс.

Родители, чьи дети уже учатся в школе – в младших, средних и в старших классах, а также родители детей – студентов, тоже найдут для себя полезную информацию.

Для начала, надо понимать, что такое пересказ текста, и почему ребенку так необходим этот навык – умение пересказывать.

Пересказ – это рассказ, изложенный своими словами.

Пересказать текст — значит рассказать о событиях, героях, соблюдая последовательность изложения. Интересный и связный рассказ о прочитанном или услышанном с характеристикой событий или героев показывает нам не только уровень развития речи ребенка, но и его умение понимать, анализировать прочитанный или услышанный текст.

Программа многих школьных предметов (особенно гуманитарного цикла) основана на пересказе. Параграф по истории, географии, биологии легче усваивается тем учеником, у которого развит навык пересказа текста. А лучше справится с изложением или сочинением тот, кому навык этот прививали родители с детства.

С чего следует начать обучение ребенка пересказу?

Прежде всего, с хорошей литературы — со сказок Пушкина, Аксакова, Бианки, Андерсена, братьев Гримм, с рассказов Носова, Толстого, Пришвина. Они написаны прекрасным языком, они понятны, не утомительны, увлекательны.

Обратите внимание

Прочитав ребенку рассказ или сказку, не закрывайте сразу книгу и не торопитесь уходить по своим делам, обсудите с ним прочитанное, проявив настоящий интерес к беседе. С чего следует начать беседу? Спросите его о том, а понял ли он, о чем говорится в рассказе? Не удовлетворяйтесь односложными ответами типа «да», «понял».

Помогите ему развернуто ответить на этот вопрос, например, «в этом рассказе говорится о том, что один добрый, смелый герой по имени… однажды спас… ». Пусть ребенок вспоминает. Научив его понимать то, о чем говорится в рассказе, вы закладываете первый кирпичик в его умении понимать тему произведения.

Продолжите беседу, расспросив его о том, а помнит ли он, как зовут главного героя? Чем он ему запомнился? Тут вы можете ему помочь. Вспомните похожего героя или историю, которую раньше читали.Попросите ребенка своими словами описать героя.

Если не получится, а скорее всего, с первого раза вряд ли получится, тогда не ругайтесь, а просто спросите: «А ты так его себе представлял?» Всегда обращайте внимание ребенка на то, что у книги есть автор (если это не народная сказка).

Поинтересуйтесь у него, продолжив беседу, какой герой, по его мнению, нравится автору самому, а о каком он отзывается плохо? Учите ребенка понимать основную мысль текста. Так вы заложите второй кирпичик в умение осмысливать и анализировать текст — понимать основную мысль, заложенную автором в произведение (идею текста).

В сказках и в детских рассказах она, как правило, выражается в том, что добро всегда побеждает зло. Об этом автор и говорит. Рассмотрите иллюстрации. О чем они рассказывают? Высказывая собственное мнение, вы намеренно можете ошибиться. Тогда ребенок вас поправит, выразив тем самым личное мнение. Можете даже предложить ему самому нарисовать героя.

Чтобы ваш разговор с ребенком не выглядел как допрос о прочитанном, высказывайте собственное мнение, проявляйте интерес к беседе. Обсудив тему, идею произведения, основных героев, охарактеризовав их поступки, вы можете приступать к пересказу текста. Для этого ещё раз перечитайте его.

Вдруг обнаружится, что какие-то слова ребенок не понял сразу или постеснялся спросить, что они значат.После состоявшейся беседы, в которой вы сумели показать ему ваш интерес к обсуждению прочитанного и его мнению, он обязательно попытается выяснить непонятное ему слово. Читая, старайтесь интонационно выделять образные выражения, красивые сравнения, отважный поступок героя.

Важно

Предложите ребенку пересказать текст вместе. Начинаете вы, а он продолжает. Начав пересказ, вы можете сделать вид, что забыли о том, что же происходит в тексте дальше.

Вот радости будет, если вы забыли, а он помнит! Похвалите его за это обязательно! Такой вид работы, пересказ по очереди, помогает развивать у ребенка внимания, умение слушать, следить за сказанным и речью другого человека. Спросите ребенка: «Понравился ли ему ваш совместный пересказ?». Если да, то можете смело говорить о том, что вы о чем-то забыли рассказать.

А вы наверняка что-то упустите. Если не понравился, спросите: «Чем?», «Что было не так?».

И обязательно выразите очень важную мысль – мы же с тобой только учимся! В следующий раз у нас обязательно всё получится!
Если в детстве не получилось научить ребенка пересказывать, с возрастом это превращается в большую проблему и может стать причиной того, что ребенок просто потеряет интерес к учебе, станет учиться хуже, чувствовать себя не уверенно… На наши тренинги приходит много детей разного возраста с 1 по 11 класс и даже взрослые И вот по опыту нашей работы хочу сказать, что неумение пересказывать или рассказывать или связно и внятно отвечать и формулировать свои мысли – это большая проблема для очень многих людей разного возраста. Есть много причин, я перечислю 5 основных:

  • Ребята не понимают, зачем им надо читать этот текст, как они будут применять эту информацию на практике, поэтому они не могут свой мозг заставить сосредоточиться, понять и запомнить материал.
  • Глаза не натренированы на работу с текстом. Читать трудно, поэтому ребята любыми способами избегают чтения. Попытки заменить чтение книг аудио и видео – материалами – знаний в голове не прибавляет. Почему не работает, сейчас раскрывать не буду, потому что тема – большая. Тема для отдельной статьи, которая будет называться – «Как эффективно работать с источниками информации».
  • Словарный запас маленький. Ребята просто не понимают сути базовых понятий, которые лежат в основе любого школьного предмета. Очень сложно запомнить то, что не понимаешь, а уж пересказать – просто невозможно.
  • Ребята не умеют выделять главные мысли, не умеют структурировать и систематизировать информацию. Это приводит к тому, что они делают уроки «все свободное время в сутках», но успеваемость при этом только ухудшается, потому что пересказать или ответить по сути они не могут.
  • Ребята просто не умеют говорить. Они не знают, как готовить выступление, как говорить, как стоять, куда смотреть, куда девать руки…. Поэтому чувствуют себя очень некомфортно и обычно сильно стесняются говорить.

На наших тренингах мы учим детей и взрослых – не только быстро читать и много запоминать, мы учим применять эти навыки в жизни. Мы учим ВОСПРОИЗВОДИТЬ ИНФОРМАЦИЮ в формате устных ответов, пересказов, презентаций, выступлений.

Мы учим ЗНАТЬ материал, по которому надо отвечать или выступать и БЫТЬ УВЕРЕННЫМ в своих знаниях.

Дети дошкольники – на нашем тренинге учатся читать и выступать по книгам, которые читают.

Идет набор детей 6-7 лет на май! Группа стартует 14 мая. Занятия 2 р в неделю – суббота, воскресенье

Узнать подробности и записаться на собеседование можно по телефону 7(347) 266-87-83

или оставить заявку на сайте ufa-turboread.ru/learnread

Дети 1 – 3 классов – тренируются быстро читать, понимать прочитанное, также учатся рассказывать книги, и материал устных предметов.

Идет набор детей 7-9 лет на тренинг на май и на период летних каникул. Дети будут готовы прочитать все книги, заданные им на лето. Не только прочитать, но и рассказать их. Не просто рассказать, а рассказать в формате интересного рассказа. Рассказать так, чтобы всем, кто их слышит тоже захотелось прочитать эту книжку!

Дети 4 – 11 классов – тренируются самостоятельно прорабатывать материал школьных предметов.

Обучаются быстро воспринимать информацию, структурировать, систематизировать, а также – рассказывать содержимое целого учебника. На финальном занятии они в течение 10 минут рассказывают материал целого учебника.

Идет набор детей на тренинг САМ СЕБЕ РЕПЕТИТОР

Группа стартует 10 мая. Время занятий будет определяться на собеседовании.

Дети 9 и 11 класса – учатся осваивать материал целого предмета по нескольким учебникам, а также – рассказывать материал целого предмета, по которому они готовятся сдавать экзамен.

Идет набор детей на тренинг ЕГЭ НАЛЕГКЕ Группа стартует 10 мая. Время занятий будет определяться на собеседовании.

Студенты – не просто учатся осваивать материал предметов по технологии экспресс-обучения, которая позволяет подготовить предмет к сдаче экзамена за сутки или получить образование экстерном. Также учатся выступать по предмету, который им надо сдавать на экзамене и публично защищать свой диплом.

Идет набор на тренинг ДИПЛОМ НА ОТЛИЧНО Расписание и время занятий будет определяться на собеседовании.

Взрослые – прорабатывают целую область знаний до уровня эксперта, и в течение 10 минут рассказывают материал в интересной и увлекательной форме. Рассказывают так, как могут рассказать только эксперты, люди, которые «глубоко в теме»

Идет набор взрослых на тренинг ТУРБОНАВЫК Группа стартует 11 мая. Расписание и время занятий будет определяться на собеседовании. В Уфе работает только 1 класс по методике Шамиля Ахмадуллина. Мы намеренно не увеличиваем количество классов, чтобы сохранить качество результата на должном уровне. Мы – единственная школа скорочтения в Уфе, у которой гарантия результата наших тренингов прописана в договоре.

Узнать подробности и записаться на собеседование можно по телефону 7(347) 266-87-83

или оставить заявку на сайте ufa-turboread.ru

Еще больше вы сможете узнать в нашей группе во ВКонтакте – http://vk.com/ufa_turboread

Источник: https://www.UfaMama.ru/Posts/View/4447

Как научить дошкольника пересказывать текст

Когда ваш малыш подрастёт и пойдёт в школу, ему необходимо будет научиться хорошо читать и грамотно пересказывать прочитанное. Можно и нужно облегчить ребёнку эту задачу. Как? Начните заниматься развитием навыка пересказа уже в дошкольные годы.

Почему важно научить ребёнка правильному пересказу

Прежде всего важно понять, что хорошая память ещё не гарантирует способность ребёнка успешно справляться с пересказом прослушанного или прочитанного самостоятельно текста.

От малыша требуется не дословное воспроизведение, как при заучивании наизусть, а осмысленный, самостоятельный рассказ, творческая интерпретация повествования автора.

Конечно, при этом необходимо следовать сюжету, верно называть и описывать главных героев, не путаться в последовательности и мотивах их поступков.

Согласитесь, чтобы познакомиться с текстом, понять его и суметь, не отходя от сути повествования, рассказать о прочитанном/услышанном своими словами, одной лишь памяти недостаточно.

  • Внимание;
  • логика;
  • абстрактное мышление;
  • способность анализировать и делать верные выводы, —

задействуются все важные составляющие интеллекта, а значит, по способности ребёнка пересказывать можно многое сказать об уровне его интеллектуального развития.

Подробнее о пользе пересказа для детей дошкольного возраста вы можете прочитать в статье «5 причин учить ребёнка пересказывать».

Ну а теперь, разобравшись, ЗАЧЕМ учить ребёнка пересказу, давайте разберёмся, КАК это делать действительно эффективно.

Пересказываем первые тексты: 5 советов родителям

Совет 1. Внимание на ребёнка

Осваивать пересказ прежде, чем ребёнок овладеет связной речью, — занятие бессмысленное.

Если малыш всё ещё неумело собирает отдельные слова в полноценные предложения, если словарный запас его беден и однообразен, сосредоточьтесь на развитии речи, предлагая карапузу развивающие игры по возрасту и навыкам.

А вот если кроха не все звуки произносит чётко, но при этом говорит много и по делу, пересказ поможет вам автоматизировать непослушные согласные, с которыми у дошкольников дружба частенько случается не сразу и не просто.

Совет 2. Внимание на текст

Тщательно выбирайте первые тексты для пересказа с дошкольниками, ориентируясь на перечень требований:

  • Небольшой объём. Начинать можно с трёх простых предложений, постепенно наращивая их количество и размер.
  • Язык изложения соответствует возрасту ребёнка. Наличие новых слов допускается и даже приветствуется, но в ограниченном количестве и с обязательным понятным объяснением на стадии обсуждения текста для пересказа.
  • Увлекательный сюжет. Текст должен увлечь ребёнка — тогда в процесс активно вовлекаются непроизвольные внимание и память.
  • Прослеживается чёткая последовательность действий. В первых текстах для пересказа важно, чтобы ребёнок видел хронологию событий.
  • Наличие иллюстраций. Картинки, сопровождающие повествование, служат своеобразными «маячками», которые помогут малышу восстановить текст по памяти.

Совет 3. Читаем текст для пересказа правильно

Перед тем как читать текст, объясните ребёнку, какое задание ему предстоит выполнить. Расскажите, что значит «пересказать своими словами». В качестве примера можно изложить любимую сказку малыша.

Важно подчеркнуть, что сейчас от карапуза требуется спокойно и внимательно послушать, что вы ему прочитаете. Читайте выразительно, не торопясь, но не останавливаясь для объяснения отдельных моментов.

Интонацией подчёркивайте места, содержащие «маячки» — фразы или отдельные слова, на которые надо обратить особое внимание.

Совет 4. Разбор текста — важный этап успешного пересказа

После первого чтения важно вдумчиво разобрать текст, убедиться, что его смысл понятен ребёнку, объяснить непонятные сюжетные линии или отдельные трудные для малыша слова. Рассмотрите и обсудите картинки. Задайте вопросы, которые помогут выяснить, что усвоил малыш из прочитанного, что он запомнил, а где путается.

Читайте также:  Обязанности родителей по воспитанию детей согласно российскому законодательству

Основные вопросы выглядят следующим образом:

  • Кто?
  • Что делает?
  • Когда?
  • Где?
  • Как?
  • Почему?

Если потребуется, прочтите ещё раз те моменты, которые требуют разъяснения. Детям постарше на этом этапе можно и нужно задавать не только простые вопросы, прямые ответы на которые содержатся в повествовании, но и такие, которые потребуют от ребёнка усилия мысли, анализа поступков героев, поиска их мотивов.

После того как ответы на все вопросы будут получены, прочтите текст ещё раз. Теперь читайте без акцентирования на «маячках». Ровно, но выразительно.

Совет 5. Помогайте, но не забирайте инициативу

Возможно, пересказывать грамотно у ребёнка получится не сразу. Ваша задача — направлять, помогать ему овладеть этим важным навыком, но не выполнять всю работу за него.

Перескажите совместно с малышом, дополняя и уточняя его ответы, а затем попросите его пересказать весь текст самостоятельно. Но не торопите карапуза.

Дайте ему достаточно времени, чтобы упорядочить мысли и собрать их в понятное, грамотное, лексически и хронологически выдержанное повествование. И, без сомнений, ваш труд и терпение будут вознаграждены!

Подведём итоги:

  1. Пересказ — важный навык, развивающий интеллект ребёнка. Он приучает малыша внимательно слушать или читать текст, учит его мыслить, анализировать и делать выводы, выделять главное и ясно выражать свои мысли посредством устной речи.
  2. Важно правильно выбирать тексты, следуя принципу «от простого к сложному». Пусть в первом тексте для пересказа будет всего три предложения. Когда малыш будет справляться с таким заданием на отлично, выбирайте более сложные повествования. Но не форсируйте событий.
  3. Мало прочитать текст для пересказа. Необходимо провести беседу по прочитанному. Именно этот этап закладывает в дошкольнике навыки анализа полученной информации, что, в свою очередь, является залогом успеха в предстоящей школьной жизни.

Источник: http://nii-evrika.ru/kak-nauchit-doshkolnika-pereskazyvat-tekst/

Умение правильно пересказывать текст помогает успешному обучению в школе

Как помочь школьнику успешно обучаться в начальной школе? Эта проблема волнует многих родителей, которые мечтают, чтобы их ребенок хорошо и с интересом учился. Однако многие досконально не знают, какими умениями и навыками должен владеть будущий ученик.

Родителям нужно знать, что умение пересказывать  является важным навыком в начальной школе, ведь маленькому школьнику приходится усваивать текстовый материал по разным школьным предметам. В идеале ребенок уже к концу дошкольного возраста должен овладеть этим умением, но не всегда удается сформировать его вовремя.

Как научить школьника пересказывать текст, чтобы добиться успехов в школе? Родителям помогут советы опытных специалистов.

Что необходимо знать при обучении пересказу?

На домашних занятиях взрослый постоянно напоминает ребенку, что при пересказе текста он самостоятельно излагает содержание, ничего не добавляя.

Это достаточно трудно делать, если нет навыка связной речи, скуден словарный запас, отсутствует умение анализировать прочитанное. Поэтому умение пересказывать необходимо формировать еще в дошкольном возрасте, чтобы к школе ребенок умел правильно работать с текстом.

Совет

К сожалению, не всегда родителям удается сделать это вовремя.
Существуют специальные методики, помогающие родителям так организовать домашнее занятие, чтобы ребенку было нетрудно и интересно обучаться.

Не стоит вдаваться подробно в изучение сложных методических приемов, которые используют педагоги. Достаточно знать главное: для занятий надо правильно подобрать средства обучения и произведения, доступные детям.

Мнемотаблицы для пересказа

В педагогической практике успешно используются мнемотаблицы, развивающие и связную речь у детей, и умение пересказывать. Сущность мнемотаблиц основывается на стремлении ребятишек к творчеству: нарисованные ими самими картинки, символизирующие определенный текст, помогают вспомнить и воссоздать содержание прочитанного.

Составляя с ребенком мнемоквадраты и постепенно переходя к мнемоцепочкам, взрослый формирует у него умение связно, последовательно пересказывать любой сложности содержание. Особенно важно использование этого умения на уроках чтения, когда маленький школьник сталкивается с необходимостью пересказывать разного вида тексты: повествование, описание, рассуждение.

На основе полученного умения ему затем легче работать с сочинением, изложением.

Требования к произведениям

В домашних занятиях особое внимание уделяется произведению, которое предлагается для пересказа. К нему предъявляются определенные требования:

  • Текст должен быть понятен ребенку.
  • Лучше, если на первых порах содержание отражает привычную для младшего школьника ситуацию, чтобы он мог понять прочитанное и оценить его.
  • В дальнейшем подбираются более сложные для восприятия произведения.
  • Произведение должно быть построено логически четко, чтобы было легче восстановить связь между частями произведения. 
  • Герои должны иметь ярко выраженные характеры, действия, в которых они участвуют ‒ понятны детям.
  • По языковому стилю произведения отличаются доступным словарем, достаточно короткими предложениями без сложных грамматических конструкций. 
  • Учитывая психологические особенности детей (непроизвольность процессов внимания, памяти), подбираются короткие рассказы, сказки или небольшие отрывки из книг. 
  • Текст не должен быть перегружен незнакомыми словами, трудными формами (например, сложносочиненными или сложноподчиненными предложениями).

Придерживаясь представленных рекомендаций, родители могут быстро достичь хороших результатов при обучении детей.

Рекомендованные произведения для детей

Педагоги советуют использовать для пересказа произведения разных жанров: рассказы описательного характера, народные, авторские сказки, классические сочинения, произведения современных авторов.

Чтобы родители не испытывали затруднений при выборе текстов для домашних занятий, специалисты рекомендуют использовать следующие произведения: 

  • Сказки русские и народов мира, например, про Царевну-лягушку, Емелюшку-дурачка, Ивана-царевича, Красную Шапочку и другие.
  • Авторские произведения: классические сказки Л. Н. Толстого «Про трех медведей», Мамина-Сибиряка про Серую шейку, фрагменты сказок А. Погорельского  («Черная курица»), В. Одоевского («Городок в табакерке»), А. Н. Толстого («Золотой ключик»).
  • Рассказы о детях В. Осеевой, например, «Синие листья» и подобные, Н. Носова «Мишкина каша», «Живая шляпа», которые по сюжеты близки детям.
  • Экранизированные произведения (отрывки из них), например, А. М. Волкова «Волшебник Изумрудного города». Можно предложить ребятам сочинения знаменитого сказочника Андерсена, например, «Русалочку». Истории про Малыша и Карлсона (А. Линдгрен), крокодила Гену и Чебурашку, дядю Федора (Э. Успенского) также будут интересны детям в домашних занятиях
  • Повести и рассказы описательного характера, например, такие, как у Скребицкого Г. А. «Лесной голосок», «Маленький лесовод», Житкова Б. С. «На льдине», Паустовского К. Г. «Растрепанный воробей». Доступны для пересказывания лесные сказки Бианки В. В., рассказы о животных Сладкова Н. И. и другие.

Как научить ребенка правильно пересказывать?

Для того чтобы правильно проводить домашние занятия и получить хорошие результаты, родителям важно придерживаться определенных требований. В методике обучения пересказу разработан алгоритм проведения такого занятия:

  1. Подобрать произведение для пересказа лучше вместе с ребенком. На начальном этапе хорошо, если содержание будет обеспечено красочными иллюстрациями, которые помогут припомнить и восстановить последовательность событий.
  2. Если ребенок еще не научился читать, произведение ему читает взрослый. При этом необходимо яркое, увлекательное чтение, с передачей характерных интонаций, чтобы заинтересовать малыша. 
  3. После прочтения не надо торопиться начинать пересказ. Обязательно, при помощи вопросов, проанализировать вместе с ребенком прочитанное, выделить основную мысль, составить план пересказа: с какого события начинается рассказ или сказка, кто главные герои, в каких событиях они участвуют, чем они могут запомниться, почему понравился герой, как заканчивается произведение. 
  4. Школьнику, который умеет читать и писать, можно предложить самому написать короткий план, который поможет пересказать текст.
  5. Предложить ребенку выразить свое отношение к прочитанному: как бы он действовал на месте героя, знакомы ли ему эти события.
  6. Внимательно рассмотреть иллюстрации в книге, которые помогут зашифровать содержание прочитанного в мнемотаблицах.
  7. На первых порах можно пересказывать вместе с ребенком, при этом стимулируя его активность. Поощрять за удачно подобранные сравнения, эпитеты. Такое совместное пересказывание послужит для ребенка хорошим образцом.
  8. С целью поддержания интереса к заданию можно выложить мнемодорожку и прошагать по ней, пересказывая текст.
  9. Для развития связной речи, без которой невозможна работа над текстом, взрослый предлагает школьнику игровое упражнение «Запомни и скажи другими словами». Читающий школьник выбирает кусочек текста из 2-3 предложений, читает его, а потом пересказывает своими словами. Это же делает взрослый, если ученик еще неуверенно себя чувствует при чтении.
  10. После того, как проанализировали текст, подкрепили содержание мнемотаблицами, поиграли в синонимы, ребенку предлагается самостоятельно пересказать. Если возникнет необходимость, прочитать еще раз произведение или небольшие фрагменты из него. Подготовленный план в опоре на мнемотаблицы помогут маленькому школьнику вспомнить и воссоздать содержание.

Важно! Зачастую школьники затрудняются пересказать текст, так как не могут припомнить какое-либо слово, а заменить синонимом не умеют. Задача родителей ‒ развивать активный словарь детей.

Для своевременного формирования у детей необходимых умений и навыков работу над пересказом лучше начинать как можно раньше. Об этом родители должны позаботиться, когда детки еще находятся в дошкольном возрасте.

Дошколят учат читать стихи, рассказывать сказки, рассматривать книги с красочными иллюстрациями, активно общаться с членами семьи и сверстниками.

Существует много различных средств, которые помогут обогатить словарный запас, развить связную речь, тем самым подготовить ребенка к пересказыванию текстов.

Источник: https://myintelligentkids.com/umenie-pravilno-pereskazyvat-tekst-pomogaet-uspeshnomu-obucheniyu-v-shkole

Как ребёнка научить перессказывать текст?

Пересказ – это воспроизведение услышанного или прочитанного текста. Он способствует совершенствованию структуры речи, расширению словарного запаса, развитию памяти, внимания и творческих способностей.

На первый взгляд в нем нет ничего сложного. Большинство детей любят и умеют пересказывать содержание мультфильмов, сказок, рассказов.

Но при этом они не всегда могут изложить верную последовательность различных действий, передать логику событий, а, значит, правильному пересказу все же приходится учиться.

Для самых маленьких

Начать обучение пересказу детей 3-4 лет можно попросив малыша рассказать о своей любимой игрушке. Ребенку можно и нужно помогать, задавая наводящие вопросы: «Кто это такой? Кто его тебе подарил? Какого он цвета? и т. д.».

При этом постарайтесь добиться от него полных, развернутых ответов. Если у малыша с этим трудности, то помогите ему, сформулировав ответ самостоятельно и предложив повторить его.

Когда с описанием игрушек кроха уже освоится, можно переходить к небольшому, легкому тексту, который малышу уже хорошо знаком. Выразительно прочитав его, предложите ребенку пересказать услышанное.

Здесь тоже не нужно оставлять его один на один с пересказом: помогайте правильно выстраивать фразы, задавайте вопросы, которые помогут вспомнить содержание текста, поощряйте развернутые фразы.

Для облегчения задачи можно рассматривать и обсуждать картинки, связанные с сюжетом текста.

Также можно использовать кубики с нарисованными на гранях сюжетами из различных сказок, которые нужно разложить в соответствии с правильной последовательностью событий.

Учимся пересказу в 5-7 лет

Приступая к обучению дошкольников старшего возраста, постарайтесь строить занятия, придерживаясь следующего плана:

  1. Подбор текста, соответствующего возрасту. Рассказ должен быть интересен ребенку, вызывать эмоциональный отклик. В первое время выбирайте истории, которые содержат больше активных действий.

    Позднее, когда ребенок станет уверенно их пересказывать, следует начать тренироваться и на текстах с большим количеством описаний.

  2. Выразительное прочтение. Это того, как взрослый прочитает текст, напрямую зависит, насколько увлеченно ребенок будет его слушать и, соответственно, запоминать.

  3. Выяснение непонятных слов и речевых оборотов, их разъяснение, подбор синонимов. На этом этапе расширяется словарный запас дошкольника, происходит знакомство со словами и выражениями, обладающими переносным смыслом.
  4. Обсуждение героев рассказа, их поступков, мотивов и пр.

    Это позволит ребенку «погрузиться» в атмосферу текста, лучше понять героев и причинно-следственные связи описываемых событий.

  5. Составление плана пересказа. Этот прием научит ребенка выделять ключевые моменты в рассказе, отличать главное от второстепенного.
  6. Пересказ.

    Завершающая стадия вашего занятия, скорее всего, не вызовет особых затруднений у ребенка, при условии, что все предыдущие этапы были пройдены. Однако если ему все еще трудно пересказать текст даже после предварительного разбора, то вам стоит более плотно проработать пункты 3 и 4, т. к.

    сложности с пересказом чаще всего возникают по причине:

  • небольшого словарного запаса;
  • неумения анализировать и понимать текст.

Если же вашему ребенку пересказ дается легко, то вы можете усложнить задачу. Например, предложите ему пересказать историю от имени одного из героев или по ролям.

Рекомендации, изложенные выше, пригодятся и тем родителям, которые только после начала школьного обучения поймут, что их дети испытывают трудности, связанные с пересказом текста.

Ведь часто мы думаем, что научившийся читать ребенок автоматически способен понять, запомнить и пересказать несложный прочитанное.

Обратите внимание

Однако ни сам факт того, что он умеет читать, ни скорость или техника чтения не нам этого не гарантируют.

Не ждите моментальных результатов от ваших занятий. Вполне возможно, вам не один раз придется перечитывать и анализировать один и тот же текст, прежде чем ребенок справится с его пересказом. Не стоит злиться или нервничать по такому поводу, со временем и этот рубеж будет взят.

Источник: https://9psy.ru/kak-rebyonka-nauchit-peresskazyvat-tekst

Как пересказать текст

Инструкция

Заучивая наизусть стихотворение, попробуйте каждую его строку выписать в виде последовательности начальных букв каждого слова.

Например, фраза «О, сколько нам открытий чудных готовит просвещенья дух…» будет выглядеть таким образом: о с н о ч г п д. Подобным способом напишите буквенные ряды для всего стихотворения, по строкам.

Умение пересказывать художественные отрывки близко к тексту потребует также ежедневного выполнения некоторых заданий и упражнений.

Выберите небольшой по размеру рассказ. Прочитайте его ребенку вслух. Затем попросите ребенка ответить на вопросы, относящиеся к содержанию прочитанного. Ребенок должен научиться отвечать не односложно, а полным предложением.

После того, как ребенок выполнит предыдущее упражнение, прочитайте ему несколько самых разных предложений и попросите угадать или вспомнить, какие из них встречались в ранее зачитанном тексте.Еще одно задание.

Перемешайте предложения в ранее прочитанном тексте и попросите ребенка расположить их в правильном порядке. Важно стремиться к тому, чтобы он проговорил все предложения вслух.

Очередное задание включает работу с глаголами: пусть ребенок расположит их по порядку, после чего перескажет текст.

Нет необходимости работать только с текстом. Ребенку можно предложить изображенную на картинке ситуацию. Дается задание внимательно рассмотреть картинку и составить для нее рассказ, используя вопросы-подсказки.

Попросите ребенка назвать качества, которыми может обладать герои (герои), изображенные на картинке. Пусть ребенок попытается обосновать, почему, по его мнению, им присущи названные качества. Что могут делать герои помимо того, что изображено на рисунке? Практикуйте образование новых слов, производных от тех, что использовались в рассказе.

Например, «радость – радостный – радостно».Далее ребенку стоит предложить воспроизвести предложение по одному-двум ключевым словам, исправить заведомо внесенные в текст фактические ошибки и искажения, исправить текст, восстановив верный порядок слов.

Возможно и такое задание: нарисовать схемы, символически отображающие происходящее в рассказе, а потом по этим опорным сигналам пересказать текст. Это лишь некоторые из возможных полезных упражнений по пересказу текстов. Важно, чтобы ребенок повторял за вами текст полными, развернутыми предложениями.

Умение много и убедительно говорить можно развить, пересказывая прочитанное близко к тексту. Запоминание и последующий пересказ тренирует не только речь, но укрепляет и развивает память, помогает справиться со стеснительностью и косноязычием.

Чтобы развить умение правильно говорить, нужно много читать. Но одного этого мало. Умение грамотно излагать свои мысли формируется в процессе пересказов прочитанного. Чем раньше начинают учить этому ребёнка, тем легче ему будет в жизни. От умения убедительно и грамотно говорить зависит не только успешная учёба, но и адаптация в любом обществе, и построение карьеры в дальнейшем.

Важно

Чтобы пересказывать близко к тексту, достаточно сформировать свой собственный алгоритм действий, базирующийся на общих принципах. Малыша должен учить доброжелательно настроенный взрослый. Педагогического образования для этого не требуется.

Если же взрослый ставит перед собой задачу преодолеть стеснительность и косноязычие, лучшего способа, чем пересказывать прочитанное, трудно придумать.Дошкольнику, не умеющему читать, следует выбрать лёгкие, доступные его пониманию тексты. Незаменимы в этом плане сказки, баллады и легенды.

Они веками оттачивались для устной передачи от слушателя к слушателю, поэтому легки для запоминания.Сначала нужно прочесть ребёнку текст с выражением, убедиться, что сюжет ему интересен и понятен.Взрослый разделяет рассказ на смысловые части и выделяет опорные слова. В процессе обсуждения прочитанного нужно следить, чтобы ребёнок употреблял их в своих ответах.

Затем попросить ребёнка рассказать все, что он запомнил, желательно с выражением и в лицах. Так упражнение будет больше похоже на игру и поможет избежать утомления. Взрослый должен внимательно и с интересом выслушать, не поправляя и не сбивая с мысли маленького рассказчика.

Прочесть ребёнку текст ещё раз и попросить отметить то, что ускользнуло от его внимания. Какие выражения при рассказе он употреблял неправильно, не так, как написано в тексте. Если неправильностей много, придётся читать по абзацам и просить рассказать каждый абзац отдельно.

После того, как весь текст пересказан, нужно его ещё раз прочесть, чтобы ребёнок услышал, что выделяется особенным тоном. Какие слова и фразы нужно произносить, чтобы в точности передать смысл и мелодику сказки или рассказа.

Прежде всего, текст должен быть прочитан вслух, с выражением и выделением смысловых частей; отмечены опорные фразы, которые облегчат запоминание и сохранят стиль текста.Важно осмыслить его и убедиться, что все понято. После этого рассказать прочитанное в самых общих чертах не составит труда.Как правило, тексты уже разбиты на части и абзацы.

Вот на них и следует опираться в дальнейшем запоминании.Затем пересказать весь текст целиком. Хорошо, если кто-то прослушает пересказ и проследит по исходнику.Если результат удовлетворяет, прочесть весь текст ещё раз для лучшего закрепления в памяти или повторить все снова до полного запоминания.

Для развития устной речи, для тренировки памяти и умения излагать свои мысли убедительно тренировки в виде пересказа прочитанного близко к тесту просто незаменимы.

Даже, окончив школу, многие понимают, что умение говорить много и красиво – вещь необыкновенно важная не только для карьерного роста. Научиться этому никогда не поздно и легче всего это достигается пересказами текстов.

Во время обучения русскому языку и литературе особое внимание обращается на изучение художественных текстов, их признаков и особенностей. Художественный стиль используется во всех литературных произведениях.

Художественный текст (художественное описание) является частью текстовых описаний в ролевых материалах. В них не бывает игровых и игромеханических данных. Художественный текст часто написан с позиции обывателя о литературных фрагментах отдельных сторон мира.

Художественные тексты создают атмосферу, разжигают воображение читателей, помогают погрузиться в текст. Например, к художественному стилю можно отнести стихотворения, рассказы, романы, поэмы и многие другие жанры литературы.

Совет

Многие классики российской литературы использовали в своих произведениях именно художественный стиль.

Художественный текст относится к художественному стилю речи. Из этого выделяются его отдельные признаки. Художественный текст богат различными средствами выразительности, такими как эпитеты, метафоры, сравнения, аллегории и многие другие. С помощью таких средств автор строит образы и понятия того, о чем идет речь в художественном произведении.

Художественный текст также обладает высокой степенью эмоциональности. С помощью такого стиля автор не только может передавать собственные эмоции, но и вызывать их у читателей. Например, с помощью средства описания автор передает настроение картины мира. Выраженную таким образом фантазию и чувства невозможно увидеть, к примеру, в научных статьях и деловых документах.

Художественным текстам также свойственна целостность. Это означает, что отдельные категории текста взаимосвязаны между собой, они образуют цельную структуру. Кроме этого, художественный текст всегда должен иметь идею и основную мысль автора. Часто из такого текста сложно выделить даже отдельное предложение, из-за которого может потеряться смысл всего произведения.

Художественный текст всегда имеет адресанта и несет в себе конкретную информацию. Такая информация, однако, может искажаться из-за особенностей восприятия читателя. Причина – отсутствие определенного жизненного опыта или другая точка зрение на описываемые факты и события. Анализирует художественные текст на этот счет специальная наука, которая называется стилистикой.

Благодаря литературоведческому анализу художественного текста критиком, можно понять, что конкретно хотел донести автор до читателей.

Рассказывая друг другу последние новости или содержание недавно увиденного фильма, мы выделяем главное. Пересказ на английском языке позволяет запоминать новые слова и выражения, что формирует и развивает вашу речь. Как научиться пересказывать на английском?

Инструкция

Пересказ – не заучивание текста, а передача его основного содержания. Поэтому ни о какой зубрежке не может быть речи. Прочитайте текст целиком два-три раза. Перескажите его сначала на русском языке. Выделите в нем несколько предложений, которые лучше всего отражают суть текста.

Следите за тем, чтобы они не были случайными отрывками. Для этого, оцените текст на смысловую целостность, перечитав его. По сути, у вас должен получиться тот же текст, но меньшего объема.Выбирайте для пересказа действительно понравившиеся вам тексты. Если такой возможности нет, постарайтесь полюбить тот текст, который вам достался.

Обратите внимание

Уточните все непонятные слова или идиомы. Разбейте некоторые сложные предложения на более простые, затем добавляйте к ним эпитеты, пару вводных слов. Следите за правильностью составления косвенной речи – в пересказе она присутствует почти всегда.Поделите текст на смысловые части. Перескажите каждый из абзацев.

Чтобы собрать их в единое целое при воспроизведении, старайтесь запомнить, какой фразой заканчивается предыдущая часть и с какой начинается следующая. Представляйте себе все, что происходит в вашем тексте, даже если это сухое перечисление фактов. Визуализируйте все образы, действия, прорисуйте в воображении каждую деталь: цвета, эмоции.

Не стесняйтесь слегка жестикулировать во время пересказа.Пересказывайте текст вслух. Двух раз будет недостаточно. Чтобы запомнить текст, перескажите его несколько раз. Подсмотрите в шпаргалку, если забыли слово или начало предложения, но делайте это плавно.

Не мучайте себя долгими паузами, вспоминая что за чем идет, иначе пересказать толком так ничего и не удастся. Старайтесь не зависеть от шпаргалки – замените забытое слово синонимом, а предложение – своими словами.

Делайте паузы. Повторите текст через пару часов, на ночь и с утра.

Между пересказами старайтесь абстрагироваться от текста полностью, чтобы дать возможность информации осесть, а мозгу – передохнуть. После каждой паузы сначала освежите текст в памяти, пробежав глазами, а потом воспроизводите.

Источники:

  • пересказ текста на английском языке

Одно из устных упражнений, которое могут задать в школе – пересказ содержания текста. Он может быть как подробным, так и общим. Тем не менее, многие учащиеся не знают, как это нужно делать наиболее продуктивно.

Инструкция

Попросите учащихся перечитать несколько раз внимательно тот текст, который нужно пересказать. Все зависит от того, какую задачу вы им ставите. Если задание состоит в передаче основной идеи текста, то ученикам будет достаточно прочитать его несколько раз. Некоторым из них хватит и одного беглого просмотра.

Если же цель – близкая по содержанию интерпретация, то скажите им проработать текст как следует много раз.Скажите ученикам, чтобы каждый выделил основные части, на которые нужно обратить пристальное внимание. Любой написанный материал содержит опорные пункты, абзацы, параграфы и т.д. Пусть учащиеся выстроят в голове логическую цепочку из частей текста.

Важно

Попросите их запомнить наиболее примечательные моменты каждой из них. Проследите, чтобы они использовали карандаши для подчеркиваний. Зрительная память тогда будет работать более эффективно.Проверьте подробный план для пересказа. Как только учащиеся смогли точно определить основные части текста, скажите им сделать его схему. Она может быть разбита на 5-6 пунктов и более.

Все зависит от объема текста. В каждом пункте должны быть несколько опорных фраз, которые раскрывают его содержание. Делать это нужно все письменно в тетради или на отдельном листке. Это будет очень продуктивная проработка аналитических навыков у учащихся.Проследите, чтобы ученики довели план до кратких тезисов. Многим из них не нужно, чтобы он был слишком подробный.

Тезисы – квинтэссенция содержания текста в нескольких предложениях. Они помогут ученику вспомнить те моменты, про которые он может забыть во время пересказа.Попросите учеников пересказать текст вслух. Разрешите им использовать подготовленные записи в тетради: планы, тезисы, опорные пункты. Исправляйте по ходу возникающие ошибки, задавая вопросы.

Ни в коем случае не надо грубо прерывать учеников и указывать на недостатки. Сделайте разбор полетов в конце пересказа. Поработайте так с каждым учеником. Давайте подобные задания каждую неделю. Тогда учащиеся быстро научатся пересказывать тексты любой сложности.

Обучение пересказу – это совместный труд взрослого с ребенком.

Детям необходимо показывать алгоритм работы над текстом, обучать методам запоминания, а также формулированию собственных мыслей. Двигайтесь от простого к сложному, постепенно минимизируйте свою помощь, будьте терпеливы и доброжелательны, и вы научите ребенка пересказывать.

Инструкция

Начните с ознакомления с простым, доступным пониманию ребенка текстом. Дошкольникам и младшим школьникам лучше предложить сказку или короткое литературное произведение. Если ребенок умеет читать, попросите это сделать вслух. Детям старшего возраста под силу будут рассказы или учебные тексты.Разделите текст на части – по абзацам или по смыслу.

Задавайте ребенку последовательно по одному вопросу к каждому отрывку. Постарайтесь дать возможность ему самому сформулировать ответы, но если у него не получается, помогите.

Помогая ребенку отвечать на вопросы, вместе с ним ищите главные слова или смысловые словосочетания. Используя их, составьте план текста письменно или выделите их карандашом в абзацах.

Не пишите в плане большие предложения, используйте 2 -3 слова в каждом пункте.

Попросите ребенка, глядя на опорные слова, пересказать текст. Пусть это будет краткий и односложный пересказ, не требуйте многого. Затем вместе вернитесь к изучаемому произведению, чтобы свериться.

Совет

Прорабатывая текст во второй раз, показывайте ребенку яркие примеры, сопровождающие каждый пункт плана. Выразительные определения, образы, метафоры, словом, все, что поможет ему запомнить смысл и последовательность пунктов. Особенно это полезно для детей младшего школьного возраста и всех, у кого правополушарное мышление.

Попросите ребенка сделать второй пересказ, уже более подробно. Подсказывайте, как формулировать развернутые предложения.

Поработайте над текстом в третий раз для уточнения второстепенных деталей, лучшего понимания и запоминания. Затем предложите ребенку снова, уже самостоятельно, пересказать его.

Проработайте вместе несколько текстов в течение 3 – 5 дней, за это время ребенок приобретет навык самостоятельной работы с ними.

В процессе изучения английского языка в школе или в университете, нам зачастую приходится заучивать довольно длинные тексты. «Топики» – или тексты на определенную тематику – являются излюбленным экзаменационным материалом преподавателей и настоящей катастрофой для бедных учеников и студентов.

Инструкция

Прежде всего, забудьте о зубрежке. Запомнить длинный текст от предложения к предложению, да еще и не забыть все, что зубрил, на самом экзамене – практически нереально. Кроме того, на бездумное запоминание порядка слов и предложений уходит огромное количество времени и сил.Вместо того, чтобы наизусть заучивать сложный текст, попробуйте вникнуть в его суть.

Прежде всего, перечитайте текст пару раз и переведите все незнакомые слова. Определите основную тему и мысль текста, перескажите ее по-русски. Затем разбейте текст на небольшие смысловые отрезки, к примеру, по абзацам. Выделите главную мысль каждого абзаца и попробуйте их пересказать опять же по-русски.Составьте план текста.

Большинство преподавателей разрешают при ответе на экзамен пользоваться планом (именно не бомбой, и не шпаргалкой, а схематичным планом!). На нем отразите основную мысль автора и то, как он ее доносит. Попробуйте пересказать текст, пользуясь планом.Последний этап запоминания англоязычного текста – это незнакомые слова.

С ними можно обойтись следующим образом: заменить на более легкие и уже знакомые, либо выучить по принципу ассоциаций. К примеру, слово «major» («важный») похоже на русское слово «майор» по написанию. Представляйте себе важного майора, чтобы легче запомнить это слово.Проговорите текст несколько раз, исходя из его содержания.

Обратите внимание

Не пытайтесь придерживаться текста слишком близко. Перед сном пару раз перескажите текст, чтобы он как следует усвоился.

Полезный совет

1) Не зубрите, а исходите из содержания.2) Составьте план.3) Запоминайте незнакомые слова по ассоциациям.

4) Перескажите текст перед сном.

Источник: https://www.kakprosto.ru/kak-16823-kak-pereskazat-tekst

Ссылка на основную публикацию