Как выполняется артикуляционная гимнастика для детей 3—7 лет

Артикуляционная гимнастика для детей в картинках и стихах: для детей 3-4, 5-7 лет

При плохой постановке звуков нужна артикуляционная гимнастика для детей, цели которой — это:

  • выработать определённое положение языка, губ, щёк, которое необходимо для произношения конкретного звука или их группы;
  • натренировать мышцы органов речи, которые не имеют нужного тонуса;
  • для того, чтобы язык, губы, щёки могли быстро менять своё положение и удерживать его.

При самостоятельном выполнении родителям сначала нужна помощь логопеда, который определит проблемы ребёнка, а затем подскажет, как правильно организовать занятия. Эта мера необходима, поскольку существуют разные типы нарушения звукопроизношения, которые возникают как при гипертонусе, так и при вялости мышц.

Общие рекомендации

Родители должны помнить, что продуктивность гимнастики зависит от того, насколько занятия интересны ребёнку. Исключено принуждение, угрозы и навязчивость. Чтобы артикуляционная гимнастика для малышей была интересной, необходимо показывать картинки, выполнять всё в форме игры.

Помните о следующих правилах:

  1. В первый раз выполнять упражнения перед зеркалом: это необходимо для зрительного контроля положения губ, движений язычка. Поскольку ребёнок ещё не осознаёт, как именно он должен лежать, в каком состоянии должны быть щёки и губ, ему важно видеть такое положение.
  2. Цикл занятий начинают с простых упражнений и постепенно переходят к более сложным. Есть приблизительные сроки, сколько приблизительно занимает времени одно новое упражнение, но ориентировать нужно на индивидуальный темп ребёнка: кто-то понимает, как делать быстрее, а кому-то необходимо больше времени.
  3. Занятие строится по такой схеме: ребёнок должен повторить старое упражнение самостоятельно, потом можно дальше работать по плану.
  4. Упражнения необходимо повторять циклами дважды в день, посвящая им по 5-10 минут.
  5. Каждому возрасту соответствуют свои требования: для детей 3-4 лет приоритет на освоение основных мышц языка, губ, 5-летние дети должны выполнять упражнения плавно и чётко, а 6-7 летние ребята — держать стабильный темп, легко заниматься статическими упражнениями.

Чтобы было веселее, организовывается артикуляционная гимнастика под музыку. Для детей двух лет это отличный способ связать приятный стимул с полезными действиями для произношения звуков согласно возрастной норме.

Артикуляционная гимнастика для детей 3-4 лет в стихах

Если распечатать специальные тематические картинки, то артикуляционная гимнастика проходит очень интересно и малышу становится понятным смысл движений. В этом возрасте упражнения гимнастики лучше читать в стихах.

Детям 3-4 лет хорошо помогает сказка про язычок, которая является неотъемлемой частью артикуляционной гимнастики. Это целый цикл историй о весёлом язычке, который попадает в разные приключения.

Все упражнения делятся на 2 большие группы — статические и динамические. Задача первых — научить удерживать положение, как на изображении. А вторая группа нужна для того, чтобы освоить переходы от одних движений и положений речевого аппарата к другим. Вот перечень разноплановых упражнений на статику:

  • «Блинчик»: малыш должен уложить свой язык на нижнюю губу, сохранив его при этом расслабленным и широким. Упражнение считается освоенным, когда время удержания такого положения достигает 7-10 секунд.
  • «Грибок» – упражнение, при котором кончиком языка нужно быстро коснуться нёба и при этом держать рот широко открытым.
  • «Трубочка» или «Хоботок»: верхнюю и нижнюю губу складываем в трубочку и тянем их в верх, как слоник.

Упражнения для освоения разных динамических движений:

  • «Часики»: рот широко открыт, а язык занят такой же работой, как и маятник часов — двигается из стороны в сторону от одного уголка рта к другому.
  • «Качели»: положение челюсти тоже, что и в «часиках», только теперь язык раскачивается, как качели — вверх и вниз, от верхней губы к нижней.Такая артикуляционная гимнастика в стихах поможет сделать занятие весёлым и лёгким. В сети много четверостиший, которыми можно сопровождать занятия.

Артикуляционная гимнастика для детей 5-6 лет

Для этого возраста есть много эффективных упражнений, которые подходят при нарушения различного происхождения. Так, артикуляционная гимнастика при дизартрии происходит при задействовании дополнительных средств. Например, упражнение «вкусное варенье» предполагает намазывание губ настоящим вареньем или мёдом, чтобы ребёнок старался их слизать.

  • «Ковшик»: широко открывается рот и улыбнуться, высунуть расслабленный язук и его кончик слегка приподнять вверх. Упражнение направлено на постановку шипящих звуков.
  • «Иголка»: рот также широко открывается, а язык вытягивается изо рта узкой полосочкой.
  • «Чистим зубы»: опять сильно раскрытый рот, только теперь язык двигается по зубам, словно он — это зубная щётка.

Артикуляционная гимнастика для детей старше 7 лет

Детям такого возраста понравятся занятия с использованием разнообразных продуктов и предметов:

  • втягивать спагетти или мармеладку в форме трубочки ртом, сложив губы в дудочку;
  • положить съедобную соломку на верхнюю губу и изобразить человека с усами, подняв её к носу;
  • вытягивается язык и туда кладётся съедобная соломинка, а ребёнок должен как можно дольше удержать её, не уронив с языка — как эквилибрист палку;
  • язык выгибается чашечкой и туда кладётся конфета;
  • облизать чупа-чупс с разных сторон.

Также для артикуляционной гимнастики в этом возрасте используют картинки. Хоть это уже ребята, которые могут выполнять упражнения осознанно, но элементы игры действуют дополнительным мотиватором.

Комплексы упражнений

Артикуляция малышей во время артикуляционной гимнастики значительно улучшается, если делать привязку по упражнениям не только к возрасту, а ещё и к тем частям речевого аппарата, которые нуждаются в нагрузке или расслаблении. Предлагаем их список, который сгруппирован по тому, работу каких мышц они активизируют.

Комплекс для развития мышц губ

  1. Попеременное чередование широкой улыбки с вытягиванием губ в хоботок.
  2. Раскрыть рот и втягивать губы внутрь так, будто они хотят обхватить и спрятать под собой зубы.
  3. Завести верхнюю губу под нижние зубы, что похоже на оскал.
  4. Завести нижнюю губу под зубы верхней челюсти.
  5. Пофыркать губами так, как это делают лошадки.

Комплекс для развития мышц языка

  1. Кончиком языка облизывать губы, проводя им то за часовой стрелкой, то против.
  2. Высунуть изо рта широкий язык и немного «пожевать» его, произнося «мя-мя…», «бя-бя…».
  3. Высовывать изо рта язык как можно дальше, одновременно чередуя его то «лопатой», то «жалом».

  4. Чередовать поднятия и опускания кончика языка то к верхнему нёбу, то к нижней челюсти.
  5. Делать из языка «чашечку» сначала во рту, а потом стараться высунуть её наружу.

  6. Упражнение «гармошка»: кончик языка упереть в верхнее нёбо около передних зубов и в таком положении открывать-закрывать рот.

Комплекс для развития мышц щек

  1. Надувать и сдувать щёки.
  2. Попеременно надувать то левую, то правую щеку.
  3. Выдувать мыльные пузыри, дуть в трубочку.
  4. Хлопать себе по надутым хомячьим щекам.
  5. Втягивать щёки настолько сильно, насколько это можно так, чтобы от этого губы складывались, как у рыбки.

Советы родителям

  • Чем чаще выполняются упражнения, тем быстрее происходит коррекция работы частей артикуляционного аппарата.
  • Если занятия у логопеда дополнять упражнениями дома, то получение результата ускоряется.
  • Когда в самом начале коррекционной работы малыш противится гимнастике, начинайте делать упражнения в его присутствии перед зеркалом. Это выглядит достаточно весело — настолько, что ребёнок сам захочет присоединиться к вам.
  • Помните, что малыши чутки к похвале. Пускай после занятий ребёнок показывает то, что у него начало получаться, другим членам семьи, а те должны активно демонстрировать свой восторг и радость его успехам.

Логопедам

Успех занятий зависит от трёх факторов:

  • правильной диагностики нарушений произношения звуков;
  • строгой последовательности нарастания сложности упражнений;
  • воевременной коррекции положений языка и губ с помощью массажа или инструментов, если у ребёнка не получается скопировать их правильное размещения.

Занятия, которые проходят с яркой эмоциональной окраской, имеют хороший отклик работоспособности у малышей. Помните, что для них это, прежде всего, игра, а придание её коррекционного смысла — ваша задача.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/artikulyatsionnaya-gimnastika

Артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет: эффективные упражнения, правила их выполнения

У всех вызывает улыбку, когда маленькие дети забавно коверкают слова, общаясь с окружающими. Но бывают ситуации, когда неправильное произношение продолжает наблюдаться у ребенка и дальше. Тогда уже возникает не улыбка, а проблема, которая требует немедленного решения. Верно поставить звуки помогут логопедические упражнения и артикуляционная гимнастика для детей 2-3 лет.

Гимнастика и советы специалистов по ее проведению

Артикуляционной гимнастикой называют набор упражнений, которые позволяют улучшить движения речевых органов, отработать их правильное положение в момент воспроизведения того или иного звука. Таким образом, она помогает натренировать органы речевого аппарата, чтобы они были способны правильно произносить слова.

Почему прибегать к артикуляционной гимнастике так важно? Это объясняется несколькими причинами:

  • Тренировки позволяют деткам научиться говорить правильно и четко без помощи логопеда. Главное, чтобы родители вовремя заметили отклонения в речи и начали проводить со своими детьми гимнастику. После 3 лет решить проблему без специалиста вряд ли удастся.
  • Благодаря упражнениям ребенок, имеющий серьезные речевые нарушения, имеет возможность быстрее справиться с ними, когда с ним будет работать логопед. Ведь мышечные ткани его речевого аппарата уже будут подготовленные, что значительно облегчить постановку звуков.
  • Артикуляционная гимнастика для детей 2 — 3 лет отлично помогает и тем, кто вроде бы правильно воспроизводить слова, но говорит их так, как будто у него «каша во рту».
  • Не стоит забывать о том, если ребенок будет четко произносить слова, то ему будет намного легче учиться писать.

Артикуляционные упражнения дадут положительный результат, если при их проведении соблюдать некоторые правила. Итак, специалисты рекомендуют следующее:

  • Все занятия сначала проводятся медленно с применением зеркала, чтобы ребенок мог видеть, как располагаются органы во время воспроизведения того или иного звука.
  • Во время упражнения нелишним будет, если родители станут задавать своему чаду наводящие вопросы относительно положения речевых органов. К примеру, где находится язык сейчас? А что делают губки?
  • Со временем скорость выполнения упражнений разрешается увеличивать. Но при этом необходимо обязательно следить за тем, чтобы каждое действие было сделано верно и плавно. В противном случае добиться эффективности тренировок не получится.
  • Желательно проводить гимнастику дважды в день, в утреннее и вечернее время. Самая оптимальная продолжительность занятий составляет 5-7 минут исходя из того, какой возраст у ребенка и насколько он усидчив.
  • С возрастом требования к выполнению упражнений повышаются. Ребенок в 2-3 года еще совсем маленький и ждать от него высокоточного и быстрого выполнения не стоит. Но важно, чтобы он усвоил правильность и плавность движений.

Артикуляционная гимнастика для детей 3 и 2 лет способна натренировать органы речевого аппарата у детей, но если имеются серьезные отклонения в речи, то заменить помощь логопеда она не может. Однако, она прекрасно подготовит мышечные ткани органов к работе со специалистом.

Какие упражнения следует выполнять?

Артикуляционная гимнастика позволяет отработать различные звуки, поэтому в зависимости от того, с какой именно буквой у ребенка проблемы, должен выполняться определенный комплекс упражнений.

Для свистящих звуков («С», «З», «Ц») отлично подойдут следующие занятия:

  • «Забор». Для выполнения необходимо широко открыть рот в улыбке так, чтобы видны были сомкнутые челюсти. Зафиксировать такое положение рта на 5 секунд.
  • «Слон». Здесь нужно вытянуть губы вперед трубочкой, при этом держать челюсти сжатыми. Находится в таком положении 5 секунд.
  • «Горка». В этом упражнении следует широко открыть ротик в улыбке, кончиком языка упереться в зубы снизу, широкую часть органа поднять вверх. Таким образом, получается что-то в виде горы. При этом язык должен быть твердым. В таком состоянии нужно удерживать органы до 5 секунд.
  • «Чистка зубок». Чтобы выполнить это упражнение, необходимо широко открыть рот, продемонстрировав свои зубы. Потом кончиком языка начать как бы чистить их с внутренней стороны, проделывая движения в стороны. Во время занятия нижняя челюсть должна находиться в неподвижном состоянии, а губы должны расходиться в улыбке. Достаточно сделать 6-7 таких движений.

Следующий комплекс гимнастики предназначен для отработки расположения речевых органов при произношении шипящих звуков «Ш», «Щ», «Ч», «Ж»:

  • «Блин». Расположить широкий кончик языка на нижней губе и проговаривать слог «пя» несколько раз. При этом нужно следить, чтобы он не двигался, а рот был открыт лишь немного. Затем следует зафиксировать язык на губе на несколько секунд.
  • «Варенье». В этом занятии следует открыть рот, широким кончиком языка облизать верхнюю губу не в стороны, снизу вверх. В процессе выполнения нижняя челюсть должна быть видна.
  • «Индюшонок». Тут необходимо немного открыть рот и делать быстрые движения широким кончиком языка по верхней губе вперед и назад. При этом нужно произносить звук, похожий на «бл-бл-бл».
  • «Чашка». Для выполнения нужно широко открыть рот в улыбке, чтобы были видны зубы. Показать язычок и сформировать из него чашечку, для этого нужно представить, что вам в язык нальют воду и нужно ее не пролить. В таком состоянии следует удерживать несколько секунд.

Третий набор артикуляционных упражнений помогает деткам выработать навык правильного расположения органов речи в момент воспроизведения таких звуков, как «Л» и «Р».

  • «Гриб». Данное занятие выполняется таким образом: необходимо немного открыть ротик, продемонстрировав свои челюсти. Приложить широкий плоский язычок к небу и держать так несколько секунд. Получается, что сам речевой орган является шляпкой гриба, а его связка, расположенная под ним – это ножка грибка.
  • «Гармошка». Здесь следует сделать такое же положение, как в предыдущем занятии, только нужно растягивать связку, широко открывая и закрывая ротик.
  • «Маляр». Для выполнения данного упражнения нужно широко открыть рот в улыбке, показать свои зубки. А дальше кончиком языка водить по небу вперед и назад, как будто красишь его. При проделывании гимнастики язык не должен выходить за пределы челюстей, отрываться от неба и двигаться в стороны.
Читайте также:  Правильный режим дня для 3-летнего ребенка

Обычно постановка звуков производится поочередно, сначала отрабатывается, например, свистящий, потом шипящий. По поводу разработки комплекса лучше всего посоветоваться с логопедом.

Тренировки для развития дыхания во время речи

Очень важную роль в постановке правильного произношения слов играет дыхательный процесс. То, как дышит человек во время общения, отличается от обычного физиологического дыхания. В процессе воспроизведения звуков длительность выдоха значительно больше, поэтому следует научить ребенка плавно и долго выдыхать воздух.

Отлично будет, если при этом применять такие легкие игрушки как вертушки, надувные шары, губная гармонь и т. д. Также можно использовать пушинку. К примеру, с ней можно поиграть в некий футбол: сделать ворота и пытаться задуть пушинку туда.

Кроме этого, хорошим упражнением является следующее: положить на кончик носа ватный шарик, язычок высунуть вверх и постараться сдуть его, чтобы ватка полетела вверх.

Обратите внимание

Также можно применять такие методы, как имитация звуков. Например, необходимо попросить ребенка показать, как плачет девочка – «а-а-а», как хохочет мышка – «и-и-и», как воет волк «у-у-у» и так далее.

Еще для развития дыхания отлично будет использовать такие упражнения, при которых вдох и выдох будут производиться с помощью разных органов или их частей. К примеру, вдохнуть через нос, а выдохнуть через рот и наоборот. Либо вдохнуть через левую часть носовой полости, а выдохнуть через правую.

Игры и упражнения для тренировки мышц артикуляционного аппарата

Произношение детишек в возрасте 2-3 лет является еще далеко не идеальным. Но проделывая с ними артикуляционные упражнения, родители помогут им быстрее начать разговаривать и делать это правильно. Очень важно для этого натренировать мышечные ткани речевого аппарата.

Для этого применяются занятия, которые развивают движения не только языка, но и губ, челюстей. Крепкие мышцы помогают ребенку точнее воспроизводить звуки. Упражнения должны проводиться в виде игр и желательно перед зеркалом.

Гимнастика для губ и челюстей включает в себя такие упражнения:

  • Необходимо надуть щеки, а потом рукой прижать сначала одну, а потом другую.
  • Нужно сделать губы трубочкой, а затем быстро улыбнуться, продемонстрировав челюсти.
  • Воспроизвести звук, с помощью которого останавливают движение лошадей, «Тпру!».
  • Следует показать, как кошка лакает молоко. Делать это нужно быстро, высовывая и засовывая язычок.
  • Необходимо коснуться кончиком языка до щек изнутри.
  • Нужно щелкать язычком, при этом поднимая его к небу. Наподобие как цокает лошадь копытами.
  • Следует широко открывать и закрывать ротик.

Врачи утверждают, что паниковать можно только если после 3 лет ребенок так и не заговорит. Но артикуляционные упражнения выполнять следует все равно, чтобы деткам было легче потом справиться со сложными звуками.

Важным моментом в занятиях является заинтересованность ребенка. Поэтому лучше всего проводить тренировки в игровой форме. Часто занятия строятся на подражании, ведь детям очень нравится повторять за взрослыми. Поэтому необходимо показывать ребенку, как делается определенное упражнение, заинтересовать его, тогда он с удовольствием будет все повторять.

Источник: https://VseoRechi.ru/razvitie-rechi/artikulyatsiya/artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-detej-2-3-let.html

Артикуляционный аппарат ребёнка, упражнение и гимнастика для язычка ребёнка

Ваш малыш растёт и развивается, а вместе с ним и его речь. Очень интересно наблюдать, как кроха произносит первые слова и фразы. Порой это даже смешно и очень мило. Такие моменты быстро забываются, поэтому в основном мы пытаемся записать все на видео. Но что же делать, если дефекты не исчезают?

Если вы обратили внимание на то, что ребёнок неправильно выговаривает звуки, необходимо выполнять специальные упражнения, направленные на развитие подвижности органов артикуляционного аппарата (мягкого и твёрдого нёба, губ, языка, мимических мышц). Чем раньше начать выполнять их, тем быстрее малыш выговорится.

В дальнейшем дети с нормой речевого развития смогут с лёгкостью научиться читать и писать, запоминать и пересказывать тексты, быстрее адаптироваться в социуме.

Часто дефекты произношения звуков являются поводом для насмешки окружающих, особенно сверстников, нарушается развитие высших психических функций (памяти, внимания, мышления), ребёнок закрывается в себе.

Существуют различные виды упражнений. При пассивной гимнастике за процессом выполнения движений речевого аппарата следит взрослый.

Он может помочь исправить неправильное положение языка с помощью специальных логопедических зондов, подручными домашними средствами (ложкой, трубочками, ватными палочками и другими) или чистыми руками.

Такие упражнения вы сможете выполнять с малышом самостоятельно, следуя рекомендациям логопеда.

Важно

При активной гимнастике, ребёнок выполняет специальные движения органами артикуляционного аппарата без помощи взрослого.

Нет необходимости ждать, когда ребёнку исполнится определённое количество лет, чтобы приступить к занятиям. Ведь логопеды берут детей в основном с 4 лет. Уже с 3 месяцев общайтесь со своим малышом, привлекайте его внимание к своей мимике. Читайте сказки и интересные истории, произнося звуки чётко, подчёркивая звучание и движения мышц лица.

С детками 1 года жизни, можно играя, привлекать выполнять упражнения, имитируя лошадку, дудочку, жужжание насекомых. Учите малыша распознавать и выражать свои эмоции: девочка — испугалась, мальчик — обрадовался, волк — разозлился и другие. С помощью таких игр происходит физическая нагрузка, которая развивает мышцы речевого аппарата.

Правила выполнения артикуляционных упражнений

При выполнении следует придерживаться некоторых правил. Они помогут не только обеспечить специальные условия, но и сделает её качественнее, что в дальнейшем поможет быстрее достичь ожидаемого результата.

  1. Артикуляционная гимнастика для детей выполняется по 2–3 раза в день, желательно до еды или через 30-45 минут после еды.
  2. Продолжительность занятия не должна превышать больше 10 минут.
  3. Не начинайте выполнять артикуляционную гимнастику если ваш ребёнок без настроения или больной. Он может потерять интерес к занятиям.
  4. Следуйте принципу «от простого к сложному», выполняя сначала более простые упражнения, затем переходите к сложным.
  5. Не спешите научить ребёнка выполнять все и сразу. Главное — не количество, а качество выполненной гимнастики.
  6. Хвалите и поощряйте за правильно выполненные задания.
  7. Выполняйте артикуляционные упражнения перед зеркалом, чтобы ребёнок следил за движениями губ, языка, мышц своего лица.

Во время выполнения простых артикуляционных упражнений язык должен принимать нужную форму и положение: находится за зубами, тянуться к нёбу, становиться узким или широким.

Такая гимнастика для детей, у которых речь невнятная, малопонятная для окружающих или отсутствует, должна начинаться со статических упражнений.

Такие упражнения помогают научиться задерживать позу органов артикуляции (губ и языка) в течение 10 секунд. Например: положить язык на нижнюю губу и расслабить, «Улыбка», «Заборчик» и другие.

Динамические упражнения направлены на активное движение органов речевого аппарата в определённом ритме. Например: «Вкусное варенье», «Часики», «Качели».

Если же ребёнок не может выполнить артикуляционную гимнастику, следует обратиться к специалисту-логопеду. Скорее всего, вашему ребёнку нужна дополнительная помощь в виде массажа. Если есть необходимость, дефектолог направляет на обследование к другим специалистам, которые назначать медикаментозное лечение.

Артикуляционная гимнастика для детей 3–4 лет

Для детей этой возрастной категории не стоит выбирать сложные упражнения. Ребёнок ещё не сможет понять, что от него требуют. Поэтому целью занятий является знакомство с органами речи и выполнение элементарных упражнений:

  • «Улыбка». Попросите ребёнка широко улыбнуться, спрятав зубки за губами. Выполняйте это упражнение как можно дольше желательно в течение 10 секунд;
  • «Хоботок». Покажите ребёнку хобот слоника на картинке и попросите выдвинуть губки вперёд;
  • «Вкусное варенье». Попросите малыша облизать свои губки. Можно намазать их мёдом или вареньем, будет интересно и полезно.

Артикуляционная гимнастика для детей 4–5 лет

В этом возрасте необходимо закрепить старые навыки при выполнении гимнастики и включить новые. Обратите внимание, что ребёнок должен знать такие понятия, как «вверх-вниз», «широкий — узкий». Необходимо выполнять как статические, так и динамические артикуляционные упражнения.

  • «Улыбка».
  • «Хоботок».
  • Чередование «Улыбка-хоботок».
  • «Заборчик».
  • «Иголочка». Попросите ребёнка как можно сильнее вытянуть язычок вперёд. Он должен стать узкий, как иголочка.
  • «Парус». Необходимо удержать широкий расслабленный язык за верхними зубами.
  • «Чистим зубки». Выполнить поглаживание кончиком языка нижних и верхних зубов. Таким образом, запоминая понятия «вверх», «низ», ребёнок выполняет массаж.
  • «Непослушный язычок». Прикусывая губами язык необходимо произносить «пя-пя-пя». Выполнять упражнение необходимо 2–3 раза.
  • «Маляр». Язык направить к нёбу и кончиком язычка выполнять поглаживающие движения. Ребёнку можно задать вопрос о том, каким цветом он хочет покрасить потолок.
  • «Лошадка». Имитировать стуканье копыт кажется совсем несложным заданием. Необходимо следить чтобы во время выполнения этого упражнения губы были в улыбке.
  • «Часики».
  • «Качельки».
  • «Толстушки-худышки». Необходимо надуть и втянуть щёки.
  • «Футбол».
  • «Вкусное варенье».

Гимнастика детям от 5–7 лет

Дети этого возраста постепенно начинают осваивать элементы грамоты. Звуки поставлены, поэтому остаётся только автоматизировать их. Занятия направлены больше на развитие фонематического слуха.

  • Игра «Поймай звук». Взрослый называет различные звуки, если ребёнок услышит необходимый, нужно хлопнуть в ладоши.
  • Игра «Замени звук другим». Необходимо заменить первый или последний звук так, чтобы получилось правильное слово. Занятие с этой игрой направлено на дифференциацию звуков.

Сказка «О весёлом язычке»

Артикуляционные упражнения необходимо выполнять в игровой форме. Начиная занятие, ознакомьте ребёнка с органами артикуляции. Сочините вместе историю о путешествии язычка, используя дидактический материал.

«Сказка о весёлом язычке».

Проснувшись одним чудесным утром, язычок решил открыть все окна в своём домике. (Откройте и закройте рот. Упражнение «Бегемот»). Потом он захотел немножко убраться, навести везде идеальный порядок.

Сначала взял веник и решил замести (Поставьте язык за нижние зубы и выполняйте движения влево и вправо). Затем решил покрасит потолок в своём домике. (Упражнение «Маляр»). После уборки решил немножко отдохнуть.

(«Блинчик»).

Совет

Захотелось нашему другу-язычку погулять на улице, но не знал он какая там погода, поэтому решил выглянуть с окошка («Иголочка», «Часики»). На дворе была солнечная погода и решил он покататься на горке («Горка»).

Очень понравилось ему кататься и он решил теперь прокатиться на лошадке (Упражнение «Лошадка»). Долго он катался и прискакал на полянку где было много грибов. («Грибочек»). Собрав в корзинку грибов (Упражнение «Чашечка»), он отправился домой («Лошадка»).

Устал и проголодался язычок поэтому, достав сладости, решил перекусить («Вкусное варенье»). А затем побежал играть в футбол («Футбол»).

Прошёл день и наступил вечер. Пора язычку идти домой. Он закрыл все окна и двери и лёг спать. (Упражнения «Окошко закрывается», «Спокойной ночи»). Вот такая сказка получилась у нас? Тебе понравилось? Завтра мы придумаем другую сказочку, договорились?

После выполнения упражнений похвалите ребёнка за правильно выполненные упражнения. Артикуляционная гимнастика с помощью фантазии превращается в интересную и полезную игру.

И полезно, и вкусно!

Игра – это непосредственная деятельность ребёнка. Как сделать занятия более интересными? Очень просто. Зачастую мы не можем представить, что сладости и различные предметы, которыми пользуемся в повседневной жизни, могут доставить не только наслаждение, но и пользу. Для выполнения «вкусных» упражнений используйте:

  • Чупа — чупс.
  • Орехи.
  • Крошки хлеба.
  • Печенье «Соломка».
  • Мёд или любое варенье.

Выполнять упражнения с данными составляющими без взрослого запрещено.

Источник: https://mama.guru/raznoe/artikulyacionnaya-gimnastika-kak-vypolnyat-uprazhneniya-doma.html

Как правильно выполнять упражнения артикуляционной гимнастики для детей?

12.01.2019

Артикуляционная гимнастика – комбинация упражнений для тренировки органов, участвующих в образовании и произношении звуков. Процедура преследует несколько целей и проводится по определенным правилам. Существует несколько эффективных комплексов упражнений.

Задачи и цели артикуляционной гимнастики для детей

Выполнение артикуляционной гимнастики преследует несколько целей. В зависимости от используемого комплекса занятий оно обеспечивает:

  • улучшение подвижности органов речи и согласованность их функционирования;
  • увеличение силы движения органов артикуляции;
  • правильное положение языка, губ и нижней челюсти при произношении определенных звуков.

Такая гимнастика может быть коррекционной или профилактической. Выделяют также диагностическое направление, когда различные упражнения используются для выявления речевых нарушений.

Задачи гимнастического комплекса следует рассматривать также относительно органов артикуляции:

  • губы – укрепление мускулатуры, развитие подвижности, удерживание в определенной позиции;
  • язык – укрепление мышц, развитие подвижности, растяжка подъязычной связки, укрепление кончика языка, придание ему различных форм (лопаточка, чашечка, иголочка);
  • щеки – укрепление мускулатуры, развитие координации движений, умения переключаться;
  • нижняя челюсть – развитие подвижности;
  • мягкое небо – получение контроля над его подъемом и опусканием, развитие подвижности.
Читайте также:  Вашему ребенку в 1 год и 8 месяцев – что он уже должен уметь?

Общие правила проведения

Чтобы артикуляционная гимнастика была максимально эффективна, необходимо правильно ее организовать. Проведение упражнений должно отвечать следующим требованиям:

  • Регулярность и систематичность. Рекомендуется заниматься артикуляционной гимнастикой каждый день, иногда и по несколько раз. Весь комплекс упражнений занимает немного времени, но его эффективность во многом зависит от регулярности выполнения. Рекомендуется заниматься гимнастикой по 5-7 минут дважды в день.
  • Игровая форма. Такое правило особенно важно для дошкольников. Ребенка необходимо привлечь, сделать занятия интересными. Если он заинтересуется, то и заниматься будет качественно.
  • Использование зеркала. Специалисты рекомендуют выполнение всех артикуляционных элементов перед зеркалом. Если ребенок занимается со взрослым, то будет видеть отражение и повторять все действия. Зеркалом обеспечивается контроль правильности выполнения упражнений, оно является психологическим приемом – видя свое отражение, большинство людей занимается старательнее.
  • Упражнения на счет. Такой прием позволяет выполнять все действия четко и ритмично, что очень важно при коррекции различных речевых нарушений.
  • Наращивать темп и нагрузку постепенно. На начальном этапе достаточно выполнять по 5 упражнений в течение одного занятия. По мере их освоения ребенком можно добавлять новые элементы. Сначала все действия надо выполнять медленно, а после постепенно увеличивать темп, если нет других указаний.
  • Контроль. Выполнение артикуляционных упражнений обязательно надо контролировать, даже если ребенок хорошо освоил гимнастический комплекс. Многие дети начинают лениться, баловаться, кривляться перед зеркалом, поэтому самостоятельные занятия могут оказаться неэффективными.

Комплексы упражнений артикуляционной гимнастики для детей

Существует много комбинаций артикуляционных упражнений. Они могут быть направлены на работу с конкретным органом или коррекцию произношения определенной фонемы.

Гимнастика для губ

Артикуляционные упражнения для этой области представлены следующими элементами:

  • Широко улыбнуться и удерживать так губы. Зубы при этом остаются незаметными.
  • Сомкнуть губы и вытянуть их вперед. Зафиксироваться в крайней точке на 5-10 счетов. На начальном этапе можно облегчить выполнение упражнения, вытягивая звук «у».
  • Улыбаться, сомкнув зубы (сохранять естественный прикус) так, чтобы их было видно. Напрягаться при этом не нужно. Достаточно зафиксироваться в такой позиции до 10 секунд. Важно исключить подворачивание губ внутрь.
  • Зубы сомкнуть и вытягивать вперед округленные губы. Во время исполнения этого элемента должны быть заметны резцы на обеих челюстях.
  • Зубы должны быть сомкнуты. Приподнимать верхнюю губу, чтобы обнажались резцы верхней челюсти.
  • Расслабиться. Помассировать поочередно обе губы легкими покусываниями.
  • Выдвинуть губы вперед, образуя трубочку. Передвигать ее сначала справа налево и наоборот, затем вращать вкруговую в разные стороны.
  • Выполнять губами похлопывающие движения, чтобы звук был глухим (можно произносить «п-п-п»).
  • Верхнюю губу зажать между двумя пальцами (большой и указательный), а другой рукой так же ухватить нижнюю губу. Аккуратно выполнять растягивания кверху и книзу.
  • Максимально вжать щеки, а затем резко раскрыть рот. Одновременно должен образоваться звук, имитирующий поцелуй.
  • Губы выдвинуть вперед. Большими пальцами их надо поддерживать снизу, а остальными – сверху. Вытягивать с помощью пальцев губы максимально вперед, одновременно массируя. Должен получаться утиный клюв.
  • С закрытым ртом выдыхать воздух, направляя его в сомкнутые губы, чтобы они завибрировали. Звук должен имитировать недовольное фырканье.
  • Широко открыв рот, втянуть губы и плотно прижать к зубам.
  • Максимально надуть щеки и до последнего не выпускать воздух.
  • Держа губами ручку рисовать геометрические фигуры.

Упражнения для щек

В качестве разминки можно растереть, похлопать и покусать щеки. Затем можно приступать к выполнению следующих элементов:

  • Набрать в рот как можно больше воздуха и сдувать щеки по очереди.
  • С максимально втянутыми щеками зафиксироваться на несколько секунд.
  • Набрать в рот воздух и закрыть его. Хлопать по щекам, чтобы выпустить из них воздух сильно и шумно.

Статические упражнения для языка

Осуществляются они на счет или под музыку. Занимаясь с маленькими детьми, удобно использовать ксилофон. Выполнив одно упражнение, надо немного отдохнуть и расслабиться.

Эффективны следующие элементы:

  • Несколько секунд держать рот широко открытым. Язык должен быть при этом расслаблен и находиться во рту.
  • Упражнение выполняется с широко открытым ртом. Язык должен быть расслабленным и широким (лопаточка). Нужно слегка высунуть его и разместить на нижней губе.
  • Открыть рот шире и сформировать язык в чашечку, поднимая переднюю и боковые части. Зубы с языком контактировать не должны.
  • С открытым ртом выдвинуть язык вперед. Он должен быть узким и напряженным.
  • С открытым ртом упереть кончик языка в резцы нижней челюсти, приподняв его спинку кверху.
  • С открытым ртом загнуть кверху боковые части языка.
  • С открытым ртом приблизить язык к небу – он должен к нему присосаться.

Динамические упражнения для языка

Их выполнение подразумевает необходимость переключения с одной позиции на другую. Делать это следует на счет раз-два. Из музыкальных инструментов можно использовать барабан или метроном.

Эффективны следующие упражнения:

  • С приоткрытым ртом улыбнутся только с помощью губ. Язык сделать узким. Его надо перемещать как мятник между уголками рта.
  • Упражнение выполняется с широко открытым ртом. Необходимо выдвигать язык, сделав его узким. Надо максимально его высунуть, а затем спрятать вглубь.
  • Приоткрыть рот и напрячь язык. Подтягивать его к носу, затем к подбородку.
  • Закрыть рот и напрячь язык. Упираться им сначала в одну, затем в другую сторону.
  • С закрытым ртом водить языком вкруговую между зубами и губами.
  • Упражнение выполняется с открытым ртом. Кончик языка надо упереть в резцы снизу, а бока прижать кверху. Язык сделать широким, выдвинуть вперед, после убрать глубоко обратно.
  • Кончик языка прижать к небу. Медленно, но с силой цокать, растягивая уздечку.
  • С открытым ртом прижать язык к небу. Удерживая его в таком положении, опускать нижнюю челюсть книзу.
  • С открытым ртом сделать язык широким. Облизать поочередно обе губы.

Упражнения для нижней челюсти

Этот комплекс является развивающим. Необходимо выполнять следующие элементы:

  • Ритмично широко открывать и закрывать рот, тянясь уголками губ. Челюсть должна опускаться на ширину двух пальцев, язык находится во рту.
  • Опустить челюсть, сдвинуть вправо, опустить на место, сдвинуть влево, снова опустить, выдвинуть вперед, вернуть в привычное положение и сомкнуть губы. Выполняются упражнения с открытым ртом на 7 счетов. Резкие движения недопустимы.
  • Имитировать жевание с закрытым ртом. Затем открыть его и повторить упражнение.
  • Опустить челюсть вниз, до упора подтягивая язык к подбородку.
  • Открыть рот и поднимать подбородком воображаемый груз, напрягая мышцы под ним.
  • Опереться локтями на стол, положить одну ладонь на другую и упереть в них подбородок. Открыть рот и давить подбородком ладони, оказывая ему сопротивление.
  • Повторять «па-па-па-па», широко открывая рот.
  • Беззвучно тянуть поочередно гласные звуки. Каждый звук тянуть на одном выдохе.
  • Повторить упражнение, но со звуком.

Упражнения для глоточных мышц и мягкого неба

Гимнастика заключается в следующих элементах:

  • Имитировать зевание сначала с открытым, затем с закрытым ртом.
  • Покашливать. Сначала делать упражнение, широко открыв рот и сильно сжав кулаки, затем – высунув язык.
  • Запрокинуть голову и имитировать полоскание горла. В дальнейшем можно будет использовать плотную жидкость – кефир, кисель, сок с мякотью.
  • Пить воду мелкими глотками – достаточно 20-30 раз.
  • Зажать нос и надуть щеки.
  • Медленно произнести поочередно «г», «к», «д», «т».
  • Имитировать поочередно стон, мычание, свист.

Упражнения с ложкой

Использовать надо чайную ложку. С ней можно выполнять следующие элементы:

  • Приложить к уголку рта и толкать языком влево и вправо.
  • Повторить упражнение, двигаясь вверх-вниз.
  • Сделать язык лопаткой и похлопывать по нему ложкой (выпуклой стороной).
  • Толчкообразно давить краем ложки на язык, предварительно расслабив его.
  • Улыбнуться губами и двигать вокруг них выпуклой частью ложки сначала по часовой стрелке, затем наоборот.
  • Взять в каждую руку по ложке и слегка похлопывать по щекам, двигаясь снизу вверх, затем в обратном направлении.

Смотрите видео с общим комплексом артикуляционной гимнастики от логопеда Юлии Орловой:

Артикуляционная гимнастика преследует сразу несколько целей. При правильном выполнении упражнения очень эффективны и позволяют корректировать речевые дефекты либо предупредить их. Гимнастику для коррекции должен подбирать специалист.

Источник: https://telemedicina.one/logopediya/artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-detej.html

Артикуляционная гимнастика для детей возрастом 6-7 лет

Четко произносить слова и правильно издавать звуки человеку помогает артикуляционный аппарат. В зависимости от развитости его мышц и органов, могут проявляться некоторые нарушения речи. Именно поэтому важно заниматься совершенствованием речевого аппарата малышей. Одним из методов выработки уверенной дикции служит артикуляционная гимнастика, особенно в возрасте 6-7 лет.

Виды артикуляционной гимнастики

Условно артикуляционную гимнастику можно разделить на два вида:

  • статическая;
  • динамическая.

Первая производится путем удержания тех или иных мышц в напряжении в течение 10-15 секунд. Динамическая, наоборот, требует ускоренного повторения движений по 8-10 раз. Подобные нагрузки развивают хорошую координацию и переключаемость.

Комплексы упражнений для артикуляционных мышц детей 6-7 лет

Артикуляционная гимнастика детям 6-7 лет включает в себя комплексы упражнений, нацеленных на укрепление мышц речевого аппарата. Так, их разделяют на три основных группы развития.

Программа для укрепления мышц губ

Настоящий сборник включает в себя следующие действия:

  1. Чередование полностью разомкнутых в улыбке губ со сжатием, как при поцелуе.
  2. Приоткрыв рот, пытаться обхватить зубы губами.
  3. Изображать оскал, задвигая верхнюю губу под нижний ряд зубов.
  4. Проделать то же самое с нижней губой.
  5. Пофыркать, как лошадки.

Комплекс для укрепления мышц языка

Язык является главным органом при воспроизведении речи. Для его развития рекомендуется:

  • Производить вращательные движения кончиком языка по губам.
  • Расслабить и высунуть язык, произнося «бя-бя; мя-мя».
  • Максимально высунуть язык; то делать его широким, то изо всех сил напрягать.
  • Поочередно дотрагиваться кончиком языка к небу и к нижней челюсти.
  • Упражнение «Чашечка».

Укрепление мышц щек

Упражнения на развитие мышц щек по праву считаются самыми веселыми и непременно принесут море хороших эмоций и послужат добрую службу развитию артикуляционного аппарата. Для этого следует:

  1. Надувать щеки, затем избавляясь от воздуха в них.
  2. Поочередно надувать то одну щеку, то другую.
  3. Играть на духовых.
  4. Ударять по надутым щекам.
  5. Втягивать щеки, как у рыбок.

Описание упражнений для различных групп звуков

Разные звуки требуют, соответственно, различного комплекса занятий. Основными проблемными группами у детей являются произношение букв Р, Л, шипящих. Отмечается несколько наиболее эффективных мероприятий для их развития:

  • Для совершенствования звука Р отлично подойдет программа «Щетка». Для этого нужно немного улыбнуться, слегка разомкнув губы, и провести языком в стороны по внутренней части зубов.Также производят разминку языка, проводя им по небу взад-вперед. Существует отличная программа «Варенье». Для этого необходимо, слегка приоткрыв рот, коснуться языком верхней губы и провести им из стороны в сторону, вверх-вниз.
  • Для постановки звука Л следует высунуть язык, позволив ему лежать на нижней губе, слегка его прикусив, произносить «пя, пя, пя». Или можно исполнять обычно запрещенный звук цокота, позже повторив то же самое, но без звука. Рекомендуется также, разомкнув губы в улыбке и дотронувшись языком до верхних зубов, дуть во весь опор. Еще одним хорошим методом служит «Гудящий пароход». Необходимо языком упереться в нижний ряд зубов, выгнув его, и с приоткрытым ртом протяжно издавать звук «ы».
  • Еще одной проблемной буквой является «С». Для ее проработки рекомендуется положить в ладошки кусочек ватки и произнося звук С, попытаться ее сдуть. Также можно проговаривать букву, одновременно «качая насос». Советуется часто сворачивать губки трубочкой и задерживать так на некоторое время. Или пытаться, стиснув зубы, улыбнуться. Или же заключить язык в форме чашечки, немного выдвинув его вперед.

Дыхательная гимнастика

Правильно поставленное дыхание – залог успешного становления речи. Педагоги советуют начинать дыхательное укрепление с раннего возраста. Оно улучшает кровообращение, укрепляет речевую мускулатуру и прекрасно помогает предотвратить заболевания дыхательных путей. Дыхательная гимнастика включает в себя следующие занятия:

  1. «Задуй свечу». Взять в правую руку подобие свечи, левую положить на живот. Вдохнуть воздух полной грудью, надув живот, потом долго выдыхать, пытаясь задуть свечи, как на день рождения.
  2. «Летят гуси». Нужно ходить и имитировать полет гуся. Вздымая руки вверх – вдох, опуская – выдох и при этом тянуть «гуууу».
  3. «Шарик». Сделать около 5 вдохов под счет от 1 до 5, и также выдыхать.
  4. «Трубач». Необходимо подражать трубачу. Сначала набирать полную грудь воздуха, затем, издавая звуки трубы, «ту-ту-ту», выдыхать.

Проведение занятий с детьми 2-3 лет в детском саду и дома

Отличительная особенность проведения артикуляционной гимнастики с детьми 3-4 лет заключается в необходимости занятий в виде игры. Множественные педагогические пособия предоставляют свои варианты: сказка о Язычке, например, – она помогает малышам развивать речевой аппарат. Однако основные принципы прослеживаются в каждой:

  • Язык ребенка в данной игре должен полностью повторять «приключения Язычка».
  • Персонажи обязательно выполняют действия, которые можно воссоздать в жизни.
  • Занятие сказочного Язычка и наименования артикуляционных заданий могут различаться.
  • Перед показом заданий взрослому необходимо самому потренироваться перед зеркалом.
Читайте также:  Как определить, соответствует ли норме рост и вес ребенка в пять месяцев?

Применение вспомогательных средств в процессе выполнения упражнений

Зачастую главной задачей педагога является создание подходящей атмосферы урока, которая вызовет у ребенка интерес и сохранит функции обучения. В таких случаях используют нетрадиционные методы проведения гимнастики. Известны такие дополнения, как:

  1. Бионергопластика. Настоящий метод включает в себя необходимость использования пластики рук, точнее кистей. Суть заключается в полном соответствии воспроизводимого упражнения и движения конечностей, которые будто указывают путь движения звука. Однако добавляются эти инновации чуть позже, когда основные принципы артикуляционной гимнастики у ребенка в 7-8 лет уже освоены.
  2. Заучивание необычных стишков. Порой настоящие произведения лишены особого смысла. Но их задача в другом. Путем заучивания небольших четверостиший, развивается определенный комплекс мышц. Однако разрабатывать такие уроки должен специалист, иначе они просто не дадут результата.
  3. Пение. Существуют специальные детские песенки для артикуляционной гимнастики, которые помогают также разрабатывать дыхательный аппарат. Подобными средствами успешно пользуются в частных воспитательных учреждениях.
  4. Домашняя гимнастика. При занятиях дома используются подручные средства. Можно намазать ребенку губы вареньем, и он должен будет их облизывать кончиком языка по кругу. Также задания с надутыми щеками будет веселее проводить с полными щеками воды. Ребенок, стоя в ванной комнате, должен ударять кулачками по щекам, давая воде выливаться фонтаном. Также можно чистить зубной щеткой зубы, переходить на язык и щеки.

В заключение

Правильно поставленная дикция у ребенка свидетельствует о его грамотном всестороннем развитии. Поэтому нельзя надеяться на «авось». Нужно обязательно проводить специальные комплексы упражнений.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/razvitie-rechi/artikulyatsionnaya-gimnastika-dlya-detej-6-7-let.html

Логопедическая и артикуляционная гимнастика для развития речи ребенка от 2 до 6 лет: уроки и упражнения

Всем хорошо знакомы и понятны традиционные виды гимнастики, состоящие из различных упражнений для рук, ног, спины. Мы тренируем их для развития общей моторики, чтобы мышцы стали сильнее, а тело – более ловким и быстрым.

Зачем же надо тренировать язык, ведь в нем нет костей? Именно этот орган является главным для нашей речи, поэтому ему тоже необходимы специальные упражнения. Развитие и укрепление его мышц позволяет точно и четко выговаривать все слова и звуки, делая речь более четкой и понятной.

Артикуляционная гимнастика необходима детям для развития навыков произношения звуков

Артикуляционная гимнастика – что это такое?

Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс упражнений для развития артикуляционного аппарата – повышения подвижности и развития моторики губ, языка, щек, уздечки, что требуется для правильного воспроизводства звуков. Целью занятий артикуляционной гимнастикой является отработка движений всеми перечисленными выше органами и доведение до автоматизма занятие ими нужных позиций.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как провести логопедические занятия для детей 3-4 лет дома?

Нередко дефекты речи и недостаточно четкая дикция становятся препятствием для полноценного общения ребенка со сверстниками, что негативно сказывается на его психоэмоциональном состоянии.

Уменьшить вероятность появления подобных проблем у детей можно при помощи артикуляционной гимнастики, начинать заниматься которой следует как можно раньше.

Детям в возрасте 2 – 4 лет она поможет скорее научиться правильно произносить все звуки, в 5 – 7 лет – скорректирует и уменьшит дефекты речи.

Заниматься гимнастикой для язычка можно с логопедом или дома перед зеркалом

Кому заниматься с малышом?

Заниматься с ребенком артикуляционной гимнастикой можно и самостоятельно, однако следует периодически проводить осмотр у логопеда, начиная с 1,5 – 2 лет (см. также: программа развития ребенка от 2 до 3 лет: интересные упражнения на каждый день).

К 4 годам уже довольно четко видно, с произнесением каких звуков у малыша есть проблемы.

Бывает, что в пять лет они проходят сами собой, но верно оценить развитие речи у ребенка и определить, насколько оно соответствует возрасту, может только специалист (подробнее в статье: развитие речи с 4-5 лет).

Именно он должен заниматься и корректировкой произношения малыша при наличии проблем. Исходя из индивидуальных особенностей, врач назначит специальный комплекс упражнений, объяснит, как правильно их выполнять и продемонстрирует это на собственном примере.

Обратите внимание

Почти в каждом детском саду работает логопед, поэтому там с малышами также занимаются артикуляционной гимнастикой.

Он не только проводит регулярный осмотр, но и, начиная с 5-ти летнего возраста, занимается устранением дефектов, проводя уроки для развития речи.

Однако этих занятий зачастую недостаточно, при наличии выраженных проблем потребует регулярно выполнять все необходимые упражнения и дома.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: лучшие упражнения для развития речи у детей 2-х лет

Рекомендации

Начинать выполнение упражнений следует перед зеркалом – так ребенок сможет наблюдать за движениями губ и языка. В отличие от взрослых, у которых все движения выполняются автоматически, малышу требуется визуально отображение всех своих действий в ходе занятий для выработки необходимых навыков.

Цель гимнастики — сделать язычок сильным и подвижным и научить его принимать необходимые для произносимых звуков положения

Взрослые, произнося звуки, делают это, не задумываясь о постановке языка, положении губ, дыхании.

Ребенку же, который только осваивает их верное произношение, все эти моменты представляются довольно трудными и малопонятными.

Губы и язык слушаются его с большим трудом, постоянно пытаясь занять более удобное, но не всегда правильное положение.

Переоценить значение артикуляционной гимнастики для малышей очень сложно.

Оно сопоставимо с ролью утренней зарядки и оказывает аналогичное действие на мышцы лица – укрепляет их, улучшает в них циркуляцию крови, развивает подвижность и гибкость.

Закрепить имеющиеся навыки и приобрести новые позволит ежедневное выполнение рекомендованного комплекса, отводя на занятия по 5 минут несколько раз в день и повторяя каждое упражнение от 4 до 8 раз.

Вполне возможно, что выполнение некоторых упражнений может вызвать сложности даже у вас. В таком случае делайте их вместе с ребенком, не стесняясь признаться ему в своих затруднениях.

Важно

Наберитесь терпения, и сохраняйте спокойствие – и в какой-то момент вы добьетесь успеха.

Помочь вам в его достижении способны картинки с изображением каждого упражнения по артикуляции или специальные логопедические обучающие видео.

Упражнения и игры

Игра с язычком — одно из первых занятий артикуляционной гимнастики. Родителям надо зачитать текст сказки про язычок и показывать необходимые движения. Сначала ребенок повторяет их, в следующий раз показывает сам.

Ниже приведены примеры упражнений с краткими инструкциями, входящих в основной комплекс для развития артикуляционной моторики у детей младшего дошкольного возраста.

Все задания следует выполнять по 4 – 8 раз, динамические – делая по 2 – 6 повторов, для статичных – задерживаться в указанной позиции на 3 – 5 секунд.

Перед каждым повтором давайте ребенку немного времени на отдых и расслабление мышц лица и языка.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: какие существуют игры для развития речи детей 5-6 лет?

Универсальный комплекс

  • «Вкусный мед» – делаем следующие движения – распахиваем рот и проводим по верхней губе заостренным язычком сначала в одну, затем в другую сторону. Во время выполнения контролируем подбородок – он должен оставаться статичным.

  • «Иголочка» – распахиваем рот и высовываем напряженный язык, постаравшись придать ему заостренную форму. Фиксируем позицию на несколько секунд.
  • «Качели» – для выполнения широко распахиваем рот и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, затем то поднимаем его к верхней, то опускаем вниз.

  • «Котенок лакает молоко» – распахиваем рот и высовываем язык, затем делаем несколько лакающих движений.
  • «Лопата» – для выполнения данного упражнения необходимо распахнуть рот и поместить расслабленный язык на нижнюю губу. Задерживаемся в такой позиции на некоторое время.

  • «Маятник» – приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке, после чего высовываем заостренный язык и дотрагиваемся его кончиком поочередно до уголков губ. Во время выполнения контролируем положения подбородка – он должен оставаться статичным, и языка – он не должен скользить по губам.

  • «Мостик» – распахиваем рот и упираемся изнутри кончиком язычка в зубы снизу. Фиксируем позицию и медленно закрываем рот, не расслабляя язык.
  • «Окошко» – медленно распахиваем рот, а затем закрываем.
  • «Орешек» – не открывая рта, поочередно упираемся напряженным языком в стенки щек.

  • «Улыбка» – делается следующим образом: уголки губ растягиваются в улыбке, так, чтобы стали видны зубы, а затем плавно возвращаются в первоначальную позицию.
  • «Хоботок» – вытягиваем губы вперед, как будто хотим поцеловать кого-то, задерживаем их в этой позиции, затем медленно возвращаем в исходную.

  • «Хомячок» – закрыв рот, надуваем щеки и задерживаемся в такой позиции.
  • «Чашечка» – распахиваем рот, затем помещаем на нижнюю губу мягкий язык, загибаем его бока вверх и медленно поднимаем в таком состоянии к верхнему своду.

Примеры упражнений для укрепления языка

Обучение звукам «с», «сь», «з», «зь»

При правильном произнесении данных звуков губы требуется немного растянуть в улыбке, так, чтобы были слегка видны зубы, а язык упирался в зубы спереди, краями же прикасался к жевательным.

При такой позиции вдоль языка образуется канавка, при прохождении по которой вдыхаемый воздух образует свистящий шум. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту.

Улучшить артикуляцию и научиться правильному произношению данных звуков помогут следующие упражнения:

  • «Свистушки» – растягиваем губы в улыбке, прячем язык снизу за зубами и пытаемся посвистеть.
  • «Сдуваем вату с ладошки» – растягиваем губы в улыбке и помещаем спокойный язык на нижнюю губу, слегка высунув его. Делаем вдох, и выдыхаем воздух, как будто пытаемся что-то сдуть.

Правильное произношение звуков «ш», «ж»

Рот при произнесении шипящих звуков следует держать слегка открытым, губы – скруглять, а конец язычка – приподнимать к верхнему своду, касаясь его краями жевательных зубов сверху. При таком положении под языком появляется небольшая чашеобразная выемка, через которую на выдохе проходит воздух. Почувствовать его движение можно, поднеся руку ко рту.

Упражнение «Вкусное варенье»

Параллельно тренировке артикуляционного аппарата необходимо работать с ребенком над определением различных шипящих и свистящих звуков на слух.

Делать это можно в игровой форме – например, взрослый произносит тот или иной звук, после чего начинает проговаривать различные слова. Услышав слово с загаданным звуком, малыш должен показать это взрослому – например, хлопком.

Научиться правильно произносить данные звуки помогут следующие упражнения:

  • «Вкусное варенье» – открываем рот, растягиваем губы в улыбке и проводим языком 2 – 3 раза по верхней губе, облизывая ее.
  • «Сдунь вату с носика» – кладем немного ваты на кончик язычка. Складываем тот в «чашечку», приподнимаем им вату наверх, и сдуваем ее на выдохе.
  • «Усыпляем язык» – располагаем широкий, находящийся в расслабленном состоянии язык на нижней губе.

Изучение звуков «ч», «щ»

Отработку данных звуков можно начинать лишь тогда, когда ребенок научился произносить глухие шипящие. Для этого подойдут следующие упражнения:

  • «Птенец зовет маму» – слегка приоткрываем рот и помещаем расслабленный язычок на нижнюю губу. Произносим звук «пя-пя-пя», дотрагиваясь до языка губами.
  • Удержание широкого расслабленного языка – распахиваем рот и сохраняем позицию в течение 10 секунд.

Упражнение необходимо для звуков: Р, Рь, Ж, Ч, Щ, С, Сь, Ть, Дь, Ц

Изучение звуков «л» и «ль»

Произносить глухие согласные звуки «л» и «ль» следует со слегка приоткрытым ртом, так, чтобы зубы не были сомкнуты, а язык своим кончиком упирался в них спереди сверху.

Воздух должен выходить через пространство между боками языка и жевательными зубами.

Научиться правильно выговаривать данные звуки помогут следующие упражнения: (подробнее в статье: как научить ребенка хорошо выговаривать букву Л?)

  • «Маляр» – слегка приоткрываем рот и растягиваем губы в улыбке и водим напряженным язычком по верхнему своду.
  • «Пароход гудит» – приоткрываем рот и растягиваем губы, как при улыбке. Зажимаем кончик языка зубами, выдыхаем и произносим «ы-ы-ы» – при верном выполнении вы услышите звук, напоминающий «л».
  • «Раздуваем щеки» – зажимаем кончик язычка зубами и выдыхаем воздух, надувая щеки. Если упражнение выполняется верно, то воздух должен спокойно обтекать язык.

Упражнение «Пароход»

Правильное произношение звука «р»

Произнесение данного звука чаще всего вызывает затруднения, поскольку он дрожащий и переднеязычный. Многие родители сами не всегда отличают его от похожего вибрационного горлового звука. Наработать его точное произношение помогут следующие упражнения:

  • «Лошадка» – распахнув рот, цокаем языком.
  • «Грибочек» – распахиваем рот и приклеиваем язык к верхнему небу, так, чтобы почувствовать натянутость уздечки. Зафиксировать позицию и сохранять ее максимально долго.
  • «Барабан» – приоткрыть рот и растянуть губы в улыбке. Сохраняя позицию бить кончиком язычка по зубам сверху, произнося «д-д-д-д». При поднесении руки ко рту вы сможете почувствовать выходящий толчками воздух. Во время выполнения важно контролировать, чтобы рот был постоянно открыт, а язык не касался нижних зубов.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как проводится коррекция уздечки языка у детей?

Источник: https://VseProRebenka.ru/razvitie/intellektualnoe/artikulyacionnaya-gimnastika-dlya-detej.html

Ссылка на основную публикацию