Методика развития связной речи у детей дошкольного возраста, примеры эффективных упражнений

Презентация на тему: Приемы развития связной речи дошкольников

Слайд 1

ГБОУ Школа №1392 им. Д.В. Рябинкина Дошкольное отделение №5 Семинар-практикум для педагогов ДО: «Приёмы развития связной речи дошкольников» Подготовила учитель-логопед Григорьева Е.В. февраль 2016 г.

Слайд 2

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Наглядные Словесные – наблюдения во время прогулок, экскурсий; – рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним; – знакомство с объектом опосредованным путем, т.е. посредством фотографий, картин, картинок, кинофильмов – заучивание наизусть; – пересказ; – составление различных видов рассказов; – беседы

Слайд 3

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ Словесные – речевой образец повтор вопрос Наглядные – организация наблюдения – демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т.д. – просмотр видеофильмов Игровые дидактические игры-упражнения театрализованные игры сюжетно-ролевые игры и др. виды игр с речевым содержанием Косвенные – подсказка совет исправление реплика замечание

Слайд 5

Обратите внимание

Пересказ “ Новые сапоги”. Мите, мама купила новые зимние сапоги. В сапогах он пошёл в детский сад. В детском саду во время прогулке Митя наступил на гвоздь. Гвоздь порвал сапоги. Сапоги мама с Митей отнесли к сапожнику. Он зашил их, и Митя побежал кататься на горке.

Слайд 6

“ Подарки зимы”. Г.Сапгир. К нам пришла зима сама. Принесла во двор зима Снег пушистый, лёд, снежинки, Санки, лыжи и коньки. На деревья и кусты Шапочки надела, В толстяка-снеговика Превратила чучело.

И на окнах спозаранку – Звёзды, листья, завитушки. Все девчонки взяли санки. Все мальчишки взяли клюшки. Вот подарки так подарки! Мы играем во дворе. Нам не холодно, а жарко, Будто лето в декабре.

Слайд 7

Загадки

Слайд 8

Составление предложений

Слайд 9

Рассказ-описание

Слайд 10

ТРИЗ (теория решения изобретательских задач): • технология обучения детей составлению сравнений; • технология обучения детей составлению загадок; • технология обучения детей составлению метафор; • составление рифмованных текстов; • технология обучения детей творческих рассказов по картине • технология обучения составлению текстов сказочного содержания

Слайд 11

Приемы ТРИЗ а в детском саду не требуют специально отведенного времени – это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.

Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого “доска кончается, сейчас я упаду”, то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами: как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится. Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досочку и так далее.

Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности.

Слайд 12

Игровая ситуация «Маша-Растеряша» Цель : развитие речи, внимания, умения увидеть все необходимые ресурсы. Вступление :: рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод).

А затем спросить: кто хочет помочь Машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию. 1.Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит: – Ой! Что случилось? – Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку).

Важно

Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить бульон, а потом вилкой съесть все остальное и т. д. 2.

Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.

Слайд 13

Игровая ситуация «Сломалась игрушка» Элементы ТРИЗ можно использовать и в житейских ситуациях, тем самым помогая ребенку не только анализировать ситуацию, но и, в дальнейшем , достигать самостоятельного поиска выходов из ситуации. Например: У ребенка сломалась игрушка.

Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо».

Тогда вступает в силу использование всех интеллектуальных ресурсов: а как ее можно сейчас использовать? Как подставку? Или это машинка, которая может ездить на трех колесах?

Слайд 14

Кто-кто в теремочке живет? Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения. Понадобятся: красочные изображения разных предметов (груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее) Можно самим сделать эти заготовки вместе с детьми.

Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф – фантазия детей подскажет им все остальное. Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку “Теремок” и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей. Ход игры : каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет.

Ведущий выбирает хозяина теремка – короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир. Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос: – Тук, тук, кто в теремочке живет. Я – … (называет себя, например, цветок). А ты кто? – А я – … (называет себя, например, груша).

Совет

Пустишь меня в теремок? – Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож. Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость.

Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.

Слайд 15

Дидактическая игра «Кто больше» Цель: развитие речи. Дети сидят вокруг стола. В руках логопеда стопка карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шапка», и придумывает какое-нибудь словосочетание, например : «Шапка пушистая».

Картинка передается к следующему игроку. «Шапка черная», «Шапка новая», и пр., – поочередно говорят участники игры, передавая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку.

Побеждает тот у кого наибольшее количество картинок.

Слайд 16

Организация взаимодействия специалистов ДО в использовании нетрадиционных методов и приемов развития связной речи дошкольников

Слайд 17

Методы и приемы в контексте развития речи детей специалисты ДОУ Виды деятельности при которой специалист решает речевые задачи ТРИЗ инструктор физкультуры – придумывание сказок о спортивном инвентаре музыкальный руководитель – придумывание рассказов, сказок по музыкальным произведениям

Слайд 18

Мнемотехника инструктор физкультуры для напоминания определенной рифмовки к физкультурным играм-упражнениям музыкальный руководитель при обучении детей анализу музыкальных произведений

Слайд 19

Постановка проблемного вопроса инструктор физкультуры Как можно использовать спортивный снаряд?… Для чего он нужен?… С помощью какого инвентаря развить мышцы рук?… музыкальный руководитель Какую музыку мы слушаем когда нам весело?… Как человеку поднять настроение?…

Слайд 20

Спасибо за внимание!

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2016/11/27/priemy-razvitiya-svyaznoy-rechi-doshkolnikov

Методы и приемы развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста

МБДОУ № 57 «Лукоморье»

«Методы и приёмы развития связной речи дошкольников»

Составитель: Смирнова Л.В.

ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Словесные

Наглядные

наблюдения во время прогулок, экскурсий;

– рассматривание конкретного объекта и наблюдение за ним;

– знакомство с объектом опосредованным путем, т.е. посредством фотографий, картин, картинок, кинофильмов

заучивание наизусть;

– пересказ;

– составление различных видов рассказов;

– беседы

ПРИЕМЫ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Игровые

  • дидактические игры-упражнения
  • и др. виды игр с речевым содержанием

Наглядные

– организация наблюдения

– демонстрация иллюстраций, картин, предмета, макета и т.д.

– просмотр видеофильмов

Словесные

– речевой образец

Косвенные

– подсказка

  • совет
  • исправление
  • реплика
  • замечание

Пересказ

Новые сапоги”.

  • Мите, мама купила новые зимние сапоги.
  • В сапогах он пошёл в детский сад.
  • В детском саду во время прогулке Митя наступил на гвоздь.
  • Гвоздь порвал сапоги.
  • Сапоги мама с Митей отнесли к сапожнику.
  • Он зашил их, и Митя побежал кататься на горке.

Подарки зимы”. Г.Сапгир.

К нам пришла зима сама.

Принесла во двор зима

Снег пушистый, лёд, снежинки,

Санки, лыжи и коньки.

На деревья и кусты

Шапочки надела,

В толстяка-снеговика

Превратила чучело.

И на окнах спозаранку –

Звёзды, листья, завитушки.

Все девчонки взяли санки.

Все мальчишки взяли клюшки.

Вот подарки так подарки!

Мы играем во дворе.

Нам не холодно, а жарко,

Будто лето в декабре.

Загадки

Составление предложений

ТРИЗ

(теория решения изобретательских задач):

технология обучения детей составлению сравнений;

технология обучения детей составлению загадок;

технология обучения детей составлению метафор;

составление рифмованных текстов;

технология обучения детей творческих рассказов по картине

технология обучения составлению текстов сказочного содержания

Приемы ТРИЗ а в детском саду не требуют специально отведенного времени – это вопрос мышления и подхода к детям. Например, читая с детьми какую-то сказку, можно проанализировать линию поведения главного героя.

Если обратиться к классическому детскому стишку про бычка, у которого “доска кончается, сейчас я упаду”, то можно побудить детей поразмышлять над следующими вопросами:

  • как помочь бычку не упасть? Пусть он остановится.
  • Но ему нужно идти дальше, что делать? Подложить другую досочку и так далее.

Главное, не принимать решения вместо ребенка, а учить его мыслить и анализировать ситуацию с разных сторон и с точки зрения эффективности.

Игровая ситуация «Маша-Растеряша»

Цель : развитие речи, внимания, умения увидеть все необходимые ресурсы.

Вступление :: рассказать детям о рассеянных и забывчивых людях, которые все путают и забывают (не забыть сделать воспитательный вывод). А затем спросить: кто хочет помочь Машам-растеряшам? Далее игру можно проводить двумя способами по желанию. 1.Ведущий будет Машей. Растерянно оглядываясь по сторонам, он говорит:

– Ой!

– Я потеряла (называет какой-то предмет, например, ложку).

Важно

Чем же я теперь буду суп есть (или назвать любое другое действие)? Сочувствующие помощники начинают предлагать свои способы решения проблемы: можно взять чашку и выпить бульон, а потом вилкой съесть все остальное и т. д. 2.

Развитие игры происходит так же как и в первом, но роль Маши-Растеряши исполняют разные дети, а не только ведущий. Например, кто предложил лучшую альтернативу потерянному предмету, тот становится Машей. Таким образом, обеспечивается активность всех участников игры.

Игровая ситуация «Сломалась игрушка»

Элементы ТРИЗ можно использовать и в житейских ситуациях, тем самым помогая ребенку не только анализировать ситуацию, но и, в дальнейшем , достигать самостоятельного поиска выходов из ситуации. Например:

У ребенка сломалась игрушка. Используя принцип противоречий, можно уточнить, хорошо это или плохо. Скорее всего, что ответ будет «плохо».

Обратите внимание

Тогда вступает в силу использование всех интеллектуальных ресурсов: а как ее можно сейчас использовать? Как подставку? Или это машинка, которая может ездить на трех колесах?

Кто-кто в теремочке живет?

Цель: научить ребенка элементам анализа, побудить его замечать общие признаки путем их сравнения.

Понадобятся: красочные изображения разных предметов (груша, ручка, дом, рюкзак, кастрюля, цветок и так далее) Можно самим сделать эти заготовки вместе с детьми. Для теремка идеально подойдет большая коробка или шкаф – фантазия детей подскажет им все остальное.

Вступление: вспомнить вместе с детьми сказку “Теремок” и предложить разыграть ее так, как это делают в стране Перевертышей.

Ход игры : каждый ребенок с закрытыми глазами вытягивает свой рисунок и играет за нарисованный предмет. Ведущий выбирает хозяина теремка – короля Перевертышей, который созвал своих друзей на пир.

Персонажи по очереди подходят к теремку. Первый приглашенный задает вопрос: – Тук, тук, кто в теремочке живет.

  • Я – … (называет себя, например, цветок). А ты кто? – А я – … (называет себя, например, груша). Пустишь меня в теремок? – Пущу, если скажешь, чем ты на меня похож.

Гость внимательно сравнивает два рисунка и называет найденные общие моменты. Например, он может сказать, что и у цветка, и у груши есть веточка. После этого первый участник заходит в теремок, а к хозяину уже стучится следующий гость. Важно сохранить дружелюбную атмосферу: если кто-то не может ответить, то помогают остальные дети.

Дидактическая игра «Кто больше»

Цель: развитие речи.

Дети сидят вокруг стола. В руках логопеда стопка карточек. Первый игрок вынимает из этой стопки любую карточку, например «шапка», и придумывает какое-нибудь словосочетание, например : «Шапка пушистая». Картинка передается к следующему игроку.

«Шапка черная», «Шапка новая», и пр., – поочередно говорят участники игры, передавая картинку по кругу. Игрок, назвавший последнее словосочетание, оставляет картинку у себя и получает право вынуть из стопки следующую картинку.

Побеждает тот у кого наибольшее количество картинок.

Организация взаимодействия специалистов ДО в использовании нетрадиционных методов и приемов развития связной речи дошкольников

Методы и приемы в контексте развития речи детей

специалисты ДОУ

ТРИЗ

инструктор физкультуры

Виды деятельности при которой специалист решает речевые задачи

музыкальный руководитель

– придумывание сказок о спортивном инвентаре

– придумывание рассказов, сказок по музыкальным произведениям

Мнемотехника

инструктор физкультуры

для напоминания определенной рифмовки к физкультурным играм-упражнениям

музыкальный руководитель

при обучении детей анализу музыкальных произведений

Постановка проблемного вопроса

инструктор физкультуры

Как можно использовать спортивный снаряд?…

Для чего он нужен?…

С помощью какого инвентаря развить мышцы рук?…

музыкальный руководитель

Какую музыку мы слушаем когда нам весело?…

Как человеку поднять настроение?…

Спасибо за внимание!

Источник: https://multiurok.ru/files/mietody-i-priiemy-razvitiia-sviaznoi-riechi-u-diet.html

Методика развития речи детей дошкольного возраста

Речь – это навык, без которого невозможно полноценное существование и развитие современного человеческого общества. И основным периодом формирования правильных и грамотных речевых навыков является дошкольный возраст, во время которого наиболее активно идёт познание человеком природного, социального и предметного мира во всей его целостности.

Читайте также:  Популярные настольные игры для всей семьи

Почему и когда нужно развивать детскую речь?

Развитием детских речевых навыков следует заниматься с самых ранних лет. Чем раньше будет начата работа над формированием и развитием речи, тем свободнее ребёнок будет применять их в дальнейшем.

Человек, который обладает развитой и грамотной речью, всегда чувствует себя комфортно и легко вступает в контакты с другими людьми, внятно выражает свои мысли, желания и ощущения, а также может посоветоваться с окружающими о чём-то или спросить у них о том, что его действительно волнует и интересует.

Для развития речевых навыков наиболее чаще педагогами и логопедами сегодня применяется:

  • методика развития речи детей дошкольного возраста О.С. Ушаковой, Е.М. Струниной;
  • методическая программа Л.П. Федоренко, Г.А. Фомичевой, В.К. Лотарева, ориентированная на развитие речевых навыков у детей с самого раннего возраста (с двух месяцев) и до семи лет;
  • или методика развития речи В.И. Яшиной, М.М. Алексеевой.

Предметом изучения любой методики развития речи является процесс приобретения ребёнком навыков грамотной речи и общения в условиях целенаправленного обучающего воздействия.

Вышеуказанные программы построены на принципу «от простого к сложному». Обучение речевым навыкам в них начинается со звуковых занятий.

Также методики включают в себя гимнастические упражнения с язычком, представленные в игровой форме.

Методы развития речи

Методами развития называется любая деятельность воспитателя, педагога или родителей по отношению к ребёнку, направленная на формирование речевых навыков и умений у последнего, и способствующая их качественному закреплению.

Все методы развития речи детей условно можно поделить между собой на три группы, тесно взаимосвязанные друг с другом:

  1. Наглядные, направленные на накопление словарного запаса, а также закрепление определённых знаний и обучение связной речи. К ним относятся: рассматривание обучающих карточек и иллюстраций к художественным произведениям, просмотр кинофильмов и диафильмов, рассматривание игрушек и их подробное описание, и др. Наглядные методы развития речи особенно применимы в образовательных программах дошкольных учреждений.
  2. Словесные, помогающие запомнить те или иные слова, а также эффективно развить память. Это – чтение всевозможной детской литературы, пересказ художественных произведений, заучивание коротких и длинных стихов наизусть и т. д.
  3. Практические, закрепляющие навыки разговорной речи на практике и оказывающие большое влияние на воспитание культуры поведения в обществе. Здесь разговор идёт о дидактических играх с наглядными материалами и играх-инсценировках, которые помогают усваивать и совершенствовать ребёнку приобретённые речевые навыки.

Если рассматривать методы развития связной речи, с точки зрения общей речевой деятельности детей, то их можно разделить на репродуктивные и продуктивные методы.

Первые основаны на повторении речевого материала.

Вторые же предполагают конструирование ребёнком собственных связных высказываний, когда он не просто произносит известные ему слова и звуки, а комбинирует их каждый раз по-новому друг с другом.

Приемы развития речи

Приёмы развития – это как раз то, что помогает реализовывать тот или иной метод в полной мере. По роли наглядности и эмоциональности их можно также разделить условно на три группы – словесные, наглядные и игровые.

К первой группе относятся такие действия педагога или родителя, как: преднамеренное частое повторение одного и того же слова или выражения с целью его запоминания ребёнком, объяснения и указания, задавание различных вопросов общего и вспомогательного характера, требующих развёрнутого ответа, логопедические и словесные упражнения, а также демонстрирование ребёнку правильных речевых навыков.

Ко второй группе причисляются: показ разных тематических картинок, игрушек, каких-то движений или действий, а также демонстрация правильного положения органов артикуляции ребёнку при обучении грамотному звукопроизношению.

Третья группа сочетает в себе, как словесные приёмы, так и наглядные. Главное предназначение игровых приёмов – это побуждение ребёнка к игровой деятельности, создание положительного эмоционального фона всего процесса обучения и повышение его речевой активности вследствие этого.

В реалиях дошкольной программы перечисленные приёмы применяются педагогом и родителями совместно. Например, в занятиях ими могут быть использованы как логопедические упражнения из методических разработок, так и вопросы разного плана, демонстрация наглядного материала или всевозможные игры, например, конструирование лего. Всё это вкупе очень хорошо развивает речь детей.

Выбор конкретной группы приёмов зависит от поставленной задачи, общего содержания развивающего занятия, уровня подготовленности ребёнка, а также от индивидуальных и возрастных особенностей его характера.

Рекомендации родителям

Родители являются для ребёнка теми людьми, которые оказывают наибольшее влияние на развитие и становление малыша как личности, в том числе и на формирование речевых навыков у него.

Поэтому родителям обязательно нужно находить по 10-15 свободных минут времени в день, для того, чтобы всецело посвятить их специальным развивающим занятиям, разработанных с учётом методических рекомендаций по развитию речи.

Подобные занятия обязательно должны включать в себя: демонстрацию наглядного материала, игры на развитие мелкой моторики, чтение детской литературы, прослушивание аудиозаписей с чтением сказок и стихов и т. д.

Важно также придерживаться следующих правил:

  • Всегда следить за своей речью. С ребёнком следует вести диалог неторопливо, а произносимые слова и звуки выговаривать чётко. Нельзя при этом забывать про соответствующую интонацию. Не нужно пытаться говорить так, как это делает ребёнок, пародируя его и искажая свой естественный говор. Ни к чему хорошему это не приведёт, только затормозит общее развитие.
  • Если малыш коверкает какие-то слова или вовсе говорит их неправильно, то обязательно нужно поправлять его каждый раз, указывая на все ошибки и неточности. Не стоит при этом в шутку высмеивать имеющиеся недочёты у ребёнка, лучше тактично поправить каждый из них, продемонстрировав, как нужно говорить правильно.
  • Нужно создать для ребёнка максимально гармоничную обстановку, благоприятствующую развитию речевых навыков. Многочисленные исследования показывают, что, например, двигательная деятельность отлично способствует развитию нужных навыков. Стремление к исследованию, подвижные игры, мелкая моторика – всё это является основой для формирования и развития речи у ребёнка.

Ну и наконец, стоит понимать, что для правильного развития речевых навыков и формирования интереса у ребёнка к чтению, нужно использовать каждую возможность общения с ним. И тогда желаемый результат не заставит себя ждать.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/razvitie-rechi/metody-razvitiya-rechi-detej.html

Рекомендации по развитию связной речи у детей дошкольного возраста

Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких или даже очень многих логически связанных между собой предложений, объединенных одной темой и составляющих единое смысловое целое.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста возможно только в условиях целенаправленного обучения. Это одна из основных задач речевого развития дошкольников в плане их подготовки к началу школьного обучения. Поэтому работа по воспитанию у детей связной диалогической и монологической речи предусмотрена программой детского сада.

Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребенком.

Последовательность работы над связной речью:

– воспитание понимания связной речи; – воспитание диалогической связной речи; – воспитание монологической связной речи, приемы работы: – работа над составлением рассказа — описания; – работа над составлением рассказа по серии сюжетных картинок; – работа над составлением рассказа по одной сюжетной картинке; – работа над пересказом;

– работа над самостоятельным рассказом.

Приемы работы по формированию связной речи

1. Беседы с ребенком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов.

2. Чтение рассказов или сказок, после чего следует рассмотреть картинки. Если ребенок понял рассказ, то по просьбе взрослого он может показать изображенных на ней действующих лиц, совершаемые ими действия и т.п.

Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребенком причинно-следственных связей (Почему это случилось? Кто в этом виноват? Правильно ли он поступил? и т.д.

) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.

Важно

3. Необходимо учить ребенка участвовать в беседе (диалог). В беседе расширяется словарный запас, формируется грамматический строй предложения. Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам.

Ребенка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развернутые ответы.

Это делается с целью постепенного и незаметного для ребенка перехода к монологической речи.

Приведем пример «усложненной» беседы.

– Каких животных ты видишь на этой картинке? – Волка, медведя и лису. – Что ты знаешь о волке? – Он серый злой и живет в лесу. Еще он по ночам воет. – А что ты можешь сказать о медведе? – Он большой, коричневый, зимует в берлоге. – А что ты знаешь о лисе? – Она очень хитрая, рыжая и у нее большой пушистый хвост. – Где ты видел этих зверей? – В зоопарке, там они живут в клетках.

– Какие ты знаешь сказки про медведя, лису, волка? и т.п.

4. При составлении описательных рассказов ребенок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он прочно усваивает признаки многих предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.

Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребенку о признаках описываемых предметов или даже заново знакомя его с этими признаками.

Начав с описания единичных предметов, нужно переходить к сравнительным описаниям однородных предметов – учиться сравнивать разных животных, разные фрукты и овощи, разные деревья и т.д.

Приведем пример составления описательного рассказа по предложенной схеме.

5. Трудность правильного прослеживания ребенком основных моментов развития сюжета проще всего преодолеть, если начать работу с составления рассказа по серии сюжетных картинок, расположенных в той последовательности, в какой происходили события.

Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений. В итоге составления рассказов по сериям картинок ребенок должен усвоить, что рассказы нужно строить в строгом соответствии с последовательностью расположения картинок, а не по принципу «Что первое вспомнилось, о том и говори».

Приведем примеры последовательных картинок.

6. При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:

– она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребенка; – сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста; – на картине должно быть небольшое число действующих лиц;

– она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.

Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребенок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребенку вопросов. Примеры сюжетных картин:

Совет

7. В процессе работы над пересказом у ребенка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь.

Ребенок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения.

Знакомство ребенка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.

При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему. Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа.

Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребенку еще раз внимательно его прослушать и постараться запомнить.

Учитывая все вышесказанное, предложите ребенку пересказать данную сказку. До прочтения сказки обязательно познакомьте ребенка с образом жизни и средой обитания белых и бурых медведей, рассмотрев при этом картинки и ответив на все интересующие вопросы.

«Белый медведь и бурый медведь»

Однажды лесной бурый медведь пошел на север, к морю. В это время морской белый медведь пошел по льду на юг, к земле. У самого берега моря они встретились. У белого медведя шерсть стала дыбом. Он сказал:

– Ты что это, бурый, по моей земле ходишь?

Бурый ответил:

– Когда она у тебя была, земля-то? Твое место в море! Твоя земля – льдина!

Они схватились, и началась борьба. Но не одолел один другого. Первым заговорил бурый:

– Ты, белый, оказывается, сильнее. Но я – ловчее, увертливее. Поэтому никто из нас верха не возьмет. Да и что нам делить? Ведь мы медведь братья.

Белый медведь сказал:

– Верно, мы братья. И делить нам нечего.

Лесной медведь сказал:

– Да, мои леса огромны. Мне нечего делать в твоих льдах.

Морской медведь сказал:

– А мне нечего делать в твоих лесах.

С тех пор хозяин леса живет в лесу, а хозяин моря живет в море. И никто друг другу не мешает.

Важно упражнять ребенка и в других видах пересказа:

– Выборочный пересказ . Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.

– Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.

– Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.

Читайте также:  Основы духовно-нравственного воспитания и его значение в развитии дошкольников

– Пересказ без опоры на наглядность.

При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующее:

– полноту пересказа; – последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей; – использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности); – характер употребляемых предложений и правильность их построения;

– отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.

8. Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематично. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребенка.

Рассказ из личного опыта требует от ребенка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий.

Поэтому первые небольшие по объему самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией.

Обратите внимание

Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребенка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.

Примерными темами для подобных рассказов могут служить следующие:

• рассказ о дне, проведенном в детском саду; • рассказ о впечатлениях от посещения зоопарка (театра, цирка и т.д.);

• рассказ о прогулке по осеннему или зимнему лесу и т.п.

В заключении хочется еще раз напомнить о том, что именно в связной речи наиболее ярко проявляются все речевые «приобретения» ребенка – и правильность звукопроизношения, и богатство словарного запаса, и владение грамматическими нормами речи, и ее образность и выразительность. Но для того чтобы связная речь ребенка смогла приобрести все необходимые для нее качества, нужно последовательно пройти вместе с ним весь тот сложный, интересный и вполне доступный для него путь.

1. Называние предметов (существительных) по тематическим группам с опорой на наглядность и без нее.

Основные тематические группы:

– домашние животные; – дикие животные; – домашние птицы; – дикие птицы; – рыбы; – насекомые; – деревья; – цветы; – грибы; – ягоды; – овощи; – фрукты; – мебель; – посуда; – инструменты; – одежда; – обувь; – головные уборы; – транспорт; – игрушки; – явления природы; – продукты питания; – школьные принадлежности;

– электроприборы.

Важно знать и такие понятия, как: времена года, время суток, названия месяцев и дней недели.

Можно использовать следующие игровые моменты:

• «Месяцы осени»

Осенью природа засыпает

Сентябрь Октябрь Ноябрь

С О Н

• «Четвертый лишний» Ребенок должен определить какая картинка лишняя и сказать почему.
• Времена суток.

2. Подбор слов-признаков:

• по цвету; • вкусу; • температуре; • форме; • материалу, из которого сделан предмет;

• принадлежности этого предмета человеку или животному (мамин, папин, медвежий, заячий и т.п.)

Люди и животные также различаются по «характерологическим» особенностям (злой, трусливый, добродушный и т.д.)

Можно описывать предмет с помощью слов-признаков, загадывать загадки.

Красное, круглое,
сладкое, садовое.

Оранжевая, хрустящая,
вытянутая, сладкая.

Круглый, полосатый,
зеленый, сладкий.

Игра «Чей хвост?»

Игра «Какой? Какая? Какое? Какие?»

желтый желтое желтые кислый яркое пушистые овальный круглое

смешные

3. Подбор глаголов к существительным.

Наиболее распространенные группы глаголов:

• Действия людей;

мальчик рисует

• Способы передвижения животных, птиц, насекомых;

летит прыгает

ползет

• Звуки, издаваемые животными, птицами и насекомыми;

квакает
мычит

• Явления, происходящие в природе.

молния сверкает
дождь идет

4. Подбор наречий к глаголам.

• наречия образа действиям (как? каким образом?);

Медленно речка течет, Плавно в ней рыбка плывет, Тихо сидит рыбачок,

Ловко закинув крючок.

• наречия места (где? куда? откуда?)

Вверх поднимаются волны, с ревом бросаются Вниз, Справа – лишь мрак один полный,

Слева виднеется мыс.

• наречия времени (когда?)

Когда это бывает?

зимой весной летом осенью

• наречия причины и цели:

назло, нарочно, нечаянно, невзначай, ненароком.

Таких наречий не много.

5. Сравнительные конструкции.

Для предупреждения школьных трудностей очень важно уже в дошкольном возрасте научить ребенка сравнивать различные предметы по высоте, ширине, длине, толщине и т.д.

В речке вода холодная, В колодце еще холоднее. Бывают яблоки кислые,

Лимоны еще кислее.

Чай в стакане горячий, А в чайнике горячее. У мамы глаза голубые,

У дочки еще голубее.

Необходимо объяснить ребенку, что по толщине можно сравнивать не только деревья, но и веревки, и книги, и карандаши. Узким бывает не только ручей, но и тропинка, и лента, и река. Холодным может быть не только воздух, но и компот, и пальто и т.д.

6. Подбор синонимов.

В качестве синонимов могут выступать разные части речи: имена существительные, имена прилагательные, наречия, глаголы.

Например:

Он – друг, товарищ, приятель. Человек – храбрый, отважный, смелый. Одному дома – грустно, тоскливо, печально. На улице – пасмурно, дождливо.

Люди – работают, трудятся.

7. Подбор антонимов с опорой на наглядность и без нее.

Игра «Скажи наоборот»

добро – зло толстая – тонкая день – ночь левый – правый радость – горе дневной – ночной добрый – злой ранний – поздний умный – глупый белый – черный близко – далеко горький – сладкий низкая – узкая мягкий – твердый широкая – узкая жидкий – густой глубокий – мелкий звонкий – глухой холодный – горячий тяжелый – легкий большой – маленький

жадный – щедрый

8. Образование новых слов.

Префиксальное словообразование.

Летел – прилетел, взлетел, улетел. Едет – приедет, заедет, уедет, въедет, съедет.

Шел – пришел, ушел, зашел, вышел и др.

Игра «Большой — маленький»

Игра «Собери семейку слов»

Снег – снегурочка снежинка снеговик

снегирь

Важно

В итоге запас слов у ребенка не только значительно увеличивается, но и систематизируется, что очень важно.

Пономаренко Елена Александровна, учитель – логопед, МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №38

«Познание», г.о. Балашиха

(13 понравилось, средний балл: 4,54 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/razvitie-svyaznoy-rechi-u-detey-doshkolnogo-vozrasta/.html

Развитие речи детей дошкольного возраста

Речь детям, как и взрослым, нужна для разной деятельности. С помощью речи ребенок общается, познает мир, выражает желания, планирует свои действия. Родителям важно помнить, что речь – это приобретенная способность, а не врожденная. Поэтому развитие речи детей дошкольного возраста в семье и дошкольных учреждениях должно быть на первом месте.

Этапы развития речи у детей от рождения до школы

Новорожденные дети примерно до двух месяцев только кричат. С трех-четырех месяцев появляется гуление. После полугода малыш начинает лепетать, знает свое имя, с удовольствием играет с мамой в ладушки, сороку-ворону, козу рогатую.

Около года или чуть позже ребенок произносит первые осознанные слова. Постепенно словарный запас расширяется и улучшается произношение. До трех-четырех лет ошибки нормальны. Дети могут неправильно обобщать слова, сокращать их до одного ударного слога или переставлять слоги местами.

После трех лет в речи ребенка появляются простые и сложные предложения. В три-четыре года с ребенком можно вести диалог. Дети в это время часто говорят торопливо, взахлеб.

К пяти годам у ребенка значительно расширяется словарный запас. Он может пересказывать, сочинять рифмы, правильно произносить слова.

Развитие речи детей дошкольного возраста должно завершиться хорошим овладением родного языка, достаточным словарным запасом. К сожалению, не все дети это осваивают.

Поэтому образовательные стандарты для детских садов и развивающих центров делают основной упор на формирование речи.

Диагностика речевого развития детей дошкольного возраста

Диагностика речевого развития призвана выявить лексический запас ребенка, понимание им употребляемых слов. Обследование детей проводится индивидуально. Для этого им демонстрируются предметы или картинки с их изображением, так же на картинках могут быть отражены признаки предметов и некие действия.

Ребенок должен ответить на вопросы:

  • Кто (что) это?
  • Какой?
  • Что делает?

Проверяется и наличие в лексике обобщающих слов при предъявлении группы предметов.

Результаты обследования фиксируются и анализируются.

Принято использовать несколько уровней при оценке словаря детей по конкретным словам:

  • нулевой – в активном и в пассивном словаре ребенка слово отсутствует;
  • первый – слово присутствует в активном словаре, но понимание его неверно или вовсе отсутствует;
  • второй – слово присутствует в словаре, но при его использовании имеются ошибки или оно применяется в речи ограниченно (только в определенных ситуациях);
  • третий – слово, независимо от ситуации, употребляется и понимается правильно.

Развитие речи у детей

Речевое развитие дошкольников по ФГОС

Дошкольное образование – главный этап в развитии ребенка. В дошкольном возрасте малыш учится учиться, что так будет ему потом необходимо в школе. Он с радостью познает новое, и речь должна стать ему помощником. Поэтому развитие речи в детском саду – это одна из первостепенных задач педагогов.

Развитие речи дошкольников по ФГОС решает такие задачи, как:

  • Формирование речи детей таким образом, чтобы они свободно общались со сверстниками и взрослыми.
  • Обогащение активного словарного запаса ребенка.
  • Развитие творческой речи: сочинение рассказов, сказок, стихов.
  • Приобщение к чтению книг, знакомство с разными жанрами детской литературы.
  • Развитие фонематического слуха, чтобы дети правильно усваивали ударение, слышали звуки в словах.

Эти задачи специалисты дошкольных учреждений выполняют с помощью различных методик и упражнений.

Методика развития речи детей дошкольного возраста

Существует несколько методик, учитывающих особенности развития речи детей дошкольного возраста и помогающих детям освоить речь. Применять их нужно в комплексе, чтобы ребенок правильно слышал, говорил и понимал слова.

С самого рождения с ребенком нужно постоянно общаться. Самым маленьким рассказывайте о своих действиях и окружающих предметах. У детей постарше спрашивайте о том, как они провели день, что понравилось, запомнилось, не понравилось и почему.

Занимайтесь пальчиковой гимнастикой и играми ежедневно по 15 минут. Уже доказано, что мелкая моторика положительно влияет на умственное развитие ребенка. Любые действия ручками и пальчиками благотворно сказываются на речи.

Дыхательная гимнастика также способствует правильной речи за счет формирования длительного выдоха. Можно дуть на перышко, кусочки ваты как будто они снежинки, сдувать семена одуванчика.

Совет

Чтение книжек расширяет кругозор, дает повод обсудить сюжет и героев, сближает взрослого и ребенка.

Все занятия по развитию речи надо проводить в игровой форме, ненавязчиво, чтобы ребенок получал удовольствие.

Развитие речи у детей дошкольного возраста

Упражнения для развития речи

Упражнения помогают ребенку лучше усвоить речь соответственно возрасту. Подбирая задания, важно помнить, что речевое развитие детей дошкольного возраста необходимо проводить в ненавязчивой игровой форме.

Это далеко не полный список упражнений, которые желательно делать с детьми регулярно, чтобы стимулировать развитие речи у детей дошкольного возраста.

Родителям важно знать и помнить, что постоянные, систематические игровые занятия с детьми помогут им вовремя освоить правильную и грамотную речь.

Источник: http://www.rastut-goda.ru/preschool-child/8574-razvitie-rechi-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Методика развития связной речи — лучшие разработки

Дата: 20 октября 2016 в 09:00

Всем привет, и с вами снова Татьяна Сухих, помогаю вам развиваться и самосовершенствоваться. Для воспитателя, логопеда и других представителей педагогических профессий очень важна такая тема, как методика развития связной речи. Ведь нам часто хочется помочь деткам с задержкой в речевом развитии, но эта помочь обязательно должна быть профессиональной, а не на обыденном уровне.

Мне в работе с детьми в детском саду накопленные знания очень помогли.

Несмотря на то, что я не специалист и не занимаюсь индивидуально с дошкольниками развитием речи, но некоторые моменты из наиболее распространенных практик всегда применяю в отношении к своим воспитанникам, которые имеют проблемы в данной области развития. И самое главное, я вижу результаты своих трудов. А это очень вдохновляет, скажу я вам.

Поэтому сегодня делюсь двумя основными методиками, которые помогут вам в работе с детьми и позволят повысить свой профессионализм, научиться чему-то новому, полезному и интересному. Кроме того, проблему развития связной речи можно взять в качестве темы для самообразования и изучить досконально одну из предложенных методик.

Методика, о которой вам нужно знать

Прежде всего хочу рассказать о методике формирования связной речи В. К. Воробьевой.

Это замечательный специалист, которая более двадцати лет возглавляла методическую работу учителей начальных классов столичных речевых школ.

Именно благодаря этой женщине в школах внедрялись эффективные методы обучения детей, имеющие симптомы речевого недоразвития. Многие научные работы этого специалиста до сих пор являются одними из самых лучших.

Автор разработала методику, которую можно применять у детей с недоразвитием речи, Она существенно отличается от того, что ранее практиковали логопеды. Основная мысль — это то, что связная речь позиционируется как сложная речемыслительная деятельность, для овладения которой необходимо понимать две вещи:

  • как правильно осуществляется смысловая связь предложений в рассказ;
  • как правильно происходит лексико-синтаксическая связь предложений в рассказ.

Методика включает необходимые пособия и вспомогательные материалы.

С помощью них ребенок освоит, как по смыслу строится рассказ, как в нем связываются предложения, с помощью чего происходит смена мыслей предложения от одного к другому.

Все это можно объединить в такое понятие, как «цепной рассказ». Методика идеально подходит и для детей дошкольного возраста, и для более старших категорий ребят.

Обратите внимание

Важно понимать, что связная речь формируется у детей поэтапно. Ведь когда они слышат лишь команду составить рассказ на заданную тему, то чаще всего в ответ мы можем увидеть растерянность. Да и как ребенок может составить рассказ, если он не знает правил его построения?

Читайте также:  Для чего детям дошкольного возраста необходимо закаливание и как его правильно организовать?

Автор методики выступила с предложением сделать процесс обучения таким образом, чтобы он основывался не на словесных факторах, а на предметных. При этом задача педагога или логопеда направить его так, чтобы ситуация провоцировала нахождение решения для мыслительной задачи. При желании более подробно вы можете изучить данную теорию самостоятельно.

Наглядность и план высказывания

Вторая методика, посвященная детям с общим недоразвитием речи, была разработана Ткаченко Т.А. Она опробировалась и совершенствовалась автором на протяжении более 20 лет.

У детей с ОНР наблюдается слабая сформированность всех составляющих языковой системы. Так, они имеют небольшой словарный запас, неправильно строят фразу с грамматической точки зрения, а их высказывания отличаются несовершенной фонетикой.

Чаще всего они также подвержены нарушению внимания, неполноценному словесно-логическому мышлению, а их высказывания лишены четкости и точности. В конечном итоге все это становится результатом сложного овладения связной речью.

Основная мысль методики автора сводится к тому, что таким детям для формирования связной речи нужны дополнительные средства, выступающие в качестве вспомогательных, помогающих сделать этот процесс более легким и правильно направленным.

В методике эти вспомогательные средства представлены двумя пунктами: наглядностью и важностью делать модель плана высказывания.

Преимущественно методика направлена на работу с дошкольниками, но с успехом может использоваться для коррекции речи и у младших школьников.

Она предусматривает семь видов самостоятельного рассказа, например, составление рассказа на основе изображаемого действия или пересказ с помощью сюжетных картинок.

И Интернет-магазине «Лабиринт» вы можете приобрести книгу Татьяны Александровны «Большая книга заданий и упражнений на развитие связной речи малыша», разработанные на основе данной методики автора.

В помощь воспитателю

Если вы планируете и далее развивать свои знания в данной области, тогда могу порекомендовать еще несколько пособий, которые без сомнения можно сразу же заказывать и успешно их использовать в своей деятельности. Как всегда, я выбираю для вас самое лучшее и полезное, что однозначно пригодится, а не будет пылиться на полках.

Это пособие «Коррекция устной и письменной речи у детей 6-8 лет: речевой материал, задания, упражнения» Рыбиной А. Ф., материалы которого пригодятся воспитателям для подготовки к занятиям по развитию речевых умений.

Пособие от авторов Иванищевой О.Н. и Румянцевой Е.А. «Развитие связной речи детей: образовательные ситуации и занятия. Средняя группа». Прекрасно спланированные речевые занятия окажут вам хорошую службу в работе с детками 4-5 лет.

Важно

И похожее пособие от Иванищевой О. Н. для старшей группы также будет назаменимым помощником для проведения занятий с целью расширения словарного запаса, усвоения разных средств языка и многого другого, что так важно в подготовке к школе на данном этапе.

Очень надеюсь, что вы самостоятельно изучите эти методики более подробно. А у меня пока все. Буду очень рада и благодарна вашим лайкам в соцсетях и новым подписчикам блога.

С уважением, Татьяна Сухих! До завтра!

Кстати, рекомендую прочитать:

Источник: https://metodbv.ru/metodika-razvitiya-svyaznoj-rechi/

Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста



В статье рассматривается вопрос развития связной речи детей путем применения разнообразных педагогических методов и технологий.

Ключевые слова: развитие речи, мнемотехники, синквейн, игровые технологии, здоровьесберегающие технологии.

Одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста — развитие речи. По средствам речевого общения ребенок делится своими переживаниями, выражает чувства, взаимодействует с окружающими людьми, получает знания из словесных объяснений взрослого.

В настоящее время достаточно часто в высказываниях детей мы можем наблюдать такие характерные особенности нарушения связной речи как, отсутствие последовательности, при изложении своих мыслей, использование преимущественно коротких фраз, нарушение грамматического строя в предложениях. Если говорить о детях старшего дошкольного возраста, это может препятствовать обучению ребенка в школе и его социальной адаптации (неуверенность в себе, сложность в общении со сверстниками).

Поэтому, крайне важно для ребенка дошкольного возраста научиться говорить содержательно, последовательно, ясно, иными словами связно.

В задачи обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста входит формирование таких умений, как пересказ литературных произведений, составление повествовательного, описательного и творческого рассказов, рассказов из опыта, высказываний типа рассуждений. Применение мнемотехники, синквейна, игровых и здоровьесберегающих технологий делает обучение интересным, занимательным, развивающим.

Мнемотехника — система методов и приемов, обеспечивающих эффективное сохранение и воспроизведение информации.

В мнемотехнике информация, которая трудно запоминается, переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются нашим мозгом, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго.

Дидактическим материалом служат:

– Мнемоквадраты — изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.

– Мнемодорожки — состоят из 3–4 символов, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения.

– Мнемотаблицыпредставляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение.

https://www.youtube.com/watch?v=aP-fHtl_xQM

Важно передать условно-наглядную схему, изобразив таким образом, чтобы нарисованное было понятно детям.

В дошкольной педагогике мнемотаблицы могут быть представлены в виде:

– Сенсорно-графических схем (автор Воробьева В. К.)

Данные схемы помогают детям ознакомиться:

– с логической структурой мысли отдельного предложения (вычленение предмета сообщения и того, что сообщается о предмете);

– с правилами смысловой связи предложений (выяснению того, как сообщается, рассказывается о предмете или событии, закреплению у детей представления о том, что рассказ состоит из нескольких предложений);

– с правилами строения рассказа [2].

При создании схемы повествовательного рассказа, в сознании детей постепенно закрепляется представление о его структуре, которая требует определенной последовательности, то есть передачи мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке и не допускает перестановки.

Заполнение частей графической схемы осуществляется настоящими изображениями предметов, что способствует развитию возможности нагляднообразного представления содержания рассказа.

Совет

Для воспроизведения описательного рассказа применяются сенсорно-графические схемы, которые привлекают внимание детей к признакам предмета, наглядно показывают детям, что от перестановки порядка признаков последовательность рассказа не нарушается, в нем не возникает смысловых пробелов, какие возникают при перестановке частей повествовательного рассказа.

– Предметно-схематических моделей (автор Ткаченко Т. А.)

В предметно-схематических моделях используются опорные сигналы (схематические картинки), в которых представлены существенные признаки, связи, отношения. Являясь зрительным планом, они направляют процесс связного высказывания [5].

– Блоков-квадратов (автор Глухов В. П.)

Блоки-квадраты, используются в условной наглядной схеме при моделировании сюжета произведения и обозначают отдельные фрагменты рассказа.

Они заполняются изображениями персонажей и значимых объектов, которые соответствуют каждому из последовательных фрагментов-эпизодов.

Составление такой схемы позволяет детям устанавливать последовательность и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа [3].

– Коллажа (автор Большева Т. В.)

Коллаж представляет собой лист картона (плотной бумаги, магнитной доски) на который наклеиваются или крепятся различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Задача коллажа — связать все картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры между собой. В результате чего происходит отработка сюжетного метода запоминания [1].

–Схемы составления рассказов (автор Ефименкова Л. Н.)

При составлении схемы используются опорные предметные картинки, которые располагаются в последовательности рассказа [4].

В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотаблицы могут использоваться при обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов.

Обратите внимание

Синквейн происходит от французского слова — «пять». Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. История возникновения синквейна, достаточно молода, он возник в начале двадцатого века в США под влиянием японской поэзии.

Существуют два основных правила составления синквейнов, первое правило составления классических синквейнов, заключается в строгом подсчитывании слогов в каждой из пяти строк. Второе правило, более современное и распространенное дидактическое. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки:

– Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает явление или предмет, о котором пойдет речь.

– Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), которые описывают свойства и признаки этого явления или предмета.

– Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия явления или предмета.

– Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение, мнение, чувство автора синквейна к описываемому предмету или явлению.

– Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне [6].

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Так, для улучшения текста в некоторых строках можно увеличить количество слов, возможно использование и других частей речи.

При составлении дидактического синквейна, детям необходимо из всего своего словарного запаса найти необходимые слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которое ассоциативно связано с этим понятием.

Применение данной творческой работы позволяет развивать у детей:

– Мыслительные способности (умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать);

– Речевые способности (развитие связной речи — как составление рассказа из опыта, развитие словаря);

– Проявление индивидуальности (дети учатся выражать свои наблюдения, впечатления и переживания).

Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию.

Для развития связной речи детей дошкольного возраста используют игры творческие, настольные дидактические и словесные:

Творческие игры по своему виду делятся на сюжетно-ролевые и режиссерские.

Сюжетно-ролевые игры — это разыгрывание сказок и рассказов. В их текстах применяются разнообразные лексические и грамматические средства, которые способствуют обогащению речи ребенка.

В процессе таких игр улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй [9]. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей, вызывает потребность рассказывать о спектакле.

Важно

Все это, бесспорно, способствует развитию речи, умению передавать свои впечатления в монологической форме.

В режиссерской игре ребенок сам придумывает ее содержание, в основе которого лежит его личный опыт.

Как правило, в ней отражаются события, которые произвели на него неизгладимое впечатление, знания, полученные из различных источников. Ребенок, выполняя игровое действие, стремится их передать своим сверстникам.

Это становится возможным, если речь его последовательна, содержательна, ясна, чему он и обучается в процессе игры.

Настольные дидактические игры содержат в себе большие возможности в обучении. Они могут быть использованы как часть занятия и как самостоятельная деятельность.

В первом случае ведущую роль выполняет воспитатель. Он создаёт игровую ситуацию и может быть как учителем, так и участником игры.

Самостоятельная игровая деятельность осуществляется лишь в том случае, если дети проявляют интерес к игре, её правилам, действиям, если эти правила ими усвоены. Можно использовать различные знаки мотивации, для того чтобы привлечь внимание детей к дидактическим играм, пособиям, художественной литературе.

Через дидактические игры закрепляется умение сравнивать, классифицировать, обобщать. Очень важно уметь учитывать совокупность признаков предмета или явления, это потребуется в дальнейшем для отгадывания и придумывания загадок, правильного описания сюжетной картины.

Задачи многих дидактических игр составлены так, чтобы научить детей составлять самостоятельные рассказы о явлениях природы, о предметах, общественной жизни.

Совет

Таким образом, дидактические игры пополняют активный и пассивный словарь, способствуют его активизации, развивают связную речь, умение правильно выражать свои мысли.

Словесные игры обучают способам сравнения объектов. В процессе таких игр дети рассуждают, отстаивают свою точку зрения при рассматривании картин, домысливают сюжет.

Для того чтобы вызвать желание у детей к словотворчеству можно изготовить вспомогательные атрибуты, оформить в соответствии с тематикой игровое пространство [8].

Здоровьесберегающие технологии играют не маловажную роль в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста. К ним относится развитие речевого дыхания, которое играет большую роль в воспитании правильной и ясной речи.

Для формирования правильного речевого дыхания детей существует большое количество дыхательных упражнений.

Чтобы научить детей делать быстрый глубокий вдох, а затем плавный длительный выдох можно использовать такие игрушки как дудочка, свистулька, выдувать мыльные пузыри.

Предлагаем детям дуть на бумажные игрушки, одуванчик, легкое перышко, ватный шарик, снежинки на руковичках для вырабатывания сильного и целенаправленного выдоха.

Правильное речевое дыхание обеспечивает нормальное звукообразование, создает условия для поддержания громкости речи, четкого соблюдения пауз, сохранения плавности речи и интонационной выразительности [7].

Обратите внимание

Применяя вышеописанные технологии в работе по развитию связной речи дошкольников важно вызвать интерес и желание детей к определенному виду деятельности, учитывать возрастные и индивидуальные особенности.

Литература:

  1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. — М.: Детство-Пресс, 2005.
  2. Воробьева В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. — М: АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.
  3. Глухов В. П. Формирование связной речи детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. — М.: АРКТИ, 2002.
  4. Ефименкова Л. Н. Формирование речи у дошкольников: Дети с общим недоразвитием речи. — М.: Просвещение, 1985.
  5. Ткаченко Т. А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 5 лет. — М.: Издательство ГНОМ и Д, 2002.
  6. Дидактический синквейн в работе с дошкольниками с речевыми нарушениями/ Аникина М.// Международный образовательный портал http://www.maam.ru/detskijsad/didakticheskii-sinkvein-v-rabote-s-doshkolnikami-s-rechevymi-narushenijami.html (дата обращения 13.03.2016)

Источник: https://moluch.ru/archive/111/27977/

Ссылка на основную публикацию