Нюансы воспитания ребенка-левши и особенности его развития

Если ваш ребенок – левша

Содержание

На нашей планете каждый десятый – левша. Миллионы людей используют левую руку чаще, чем правую. Однако практически все вокруг приспособлено под нужды правшей: дверные ручки, перила, ножницы, телефоны, ключи зажигания в машине, клавиатура и компьютерная мышь – все это создано с учетом доминирования правой руки человека.

Левше приходится подстраиваться под окружающий его «праворукий» мир, каждый день сталкиваясь с определенными трудностями. Поэтому некоторые родители, заметив, что их ребенок предпочитает брать ложку, рисовать и даже ковырять в носу левой рукой, начинают беспокоиться.

Как определить левшу

Если у вас зародились подозрения, что кроха – левша, для начала нужно разобраться, действительно ли это так. До 4-х лет дети способны в равной степени использовать обе руки. За ребенком постарше достаточно понаблюдать в течение дня, после чего ответить на некоторые вопросы.

Например, какой рукой малыш открывает двери, гладит собаку, берет яблоко, бросает снежки, держит чупа-чупс за палочку, чешет макушку… При этом, предлагая ребенку конфету, яблоко или карандаш, лучше положить этот предмет на стол, а не давать его в какую-то определенную руку. Запоминайте результаты и оцените их в конце дня.

Если из десяти заданий минимум семь были проделаны левой рукой, скорее всего ваше чадо – левша.

Обратите внимание

Для того, чтобы окончательно убедиться, что ребенок – левша, можно воспользоваться специальными тестами:

  1. «Поза Наполеона». При скрещенных на груди руках у левши кисть левой руки оказывается на предплечье правой.
  2. «Переплетение пальцев». Предложите малышу сложить ладошки и переплести пальцы. Кроха – леворукий, если большой палец левой руки ложится сверху.
  3. «Жестикуляция». Обычно человек (будь то ребенок или взрослый) жестикулирует доминирующей рукой.
  4. «Одновременная работа двумя руками». Этот тест показателен и прост. Малышу в каждую руку нужно дать по карандашу. Затем попросить нарисовать два квадрата. Выполненный ведущей рукой рисунок будет совершеннее другого. При этом движения, которые выполняет доминирующая рука, медленнее, но более четкие. Линии, начерченные ведущей рукой, ровнее, углы точнее. Если ребенку перед выполнением задания завязать глаза (или попросить их закрыть), результаты будут еще более очевидными. Малыша, обученного письму, можно попросить написать двумя руками свое имя. Обычно левша ставит руки в середину листа бумаги и начинает писать правой – слева направо, а левой – зеркально.
  5. «Вырезание по контуру». Дайте крохе ножницы и предложите что-нибудь вырезать из бумаги. Ребенок выполнит это задание доминирующей рукой.

Причины леворукости

Для всего живого характерна асимметрия, и парные органы человеческого организма в этом не исключение. Один из органов, как правило, перенимает первенство. Головной мозг человека состоит из двух полушарий – правого и левого, у каждого из которых своя собственная функция.

Левое полушарие последовательно обрабатывает информацию, перебирает возможные варианты логическим образом.

Вследствие этого человек мыслит конкретно, понимает смысл речи, усваивает чтение и письмо, способен производить математические вычисления, классифицировать и анализировать объекты окружающего мира.

А вот обработка информации посредством восприятия целостного образа, абстрактное мышление, ориентация в пространстве, интуиция, чувство ритма и музыки – задача правого полушария.

От того, какое полушарие мозга доминирует, зависит то, какая рука будет ведущей. Причем связь эта осуществляется «наоборот». При более активном левом полушарии мозга человек становится правшой. Если же первенство у правого полушария – левшой.

Чтобы понять, почему именно вашему чаду досталась такая особенность, стоит выяснить, есть ли в вашем роду леворукие. Наличие родственников с ведущей левой рукой значительно увеличивает шанс для ребенка оказаться левшой.

Ну а у родителей, один из которых предпочитает левую руку правой, малыши-левши рождаются в 12 раз чаще. Существует еще одна причина – подражание.

Важно

Когда среди окружающих есть леворукий, кроха может перенять эту особенность, не являясь левшой по своей природе.

Леворукость – это не дурная привычка или причуда, а следствие устройства головного мозга, индивидуальная особенность ребенка. И переучивать его пользоваться правой рукой так же безрезультатно, как и заставлять изменить цвет глаз.

Особенности развития ребенка левши

Отличия левшей от правшей не заканчиваются на том, что один малыш активнее использует левую руку, а другой – правую. Все гораздо сложнее, ведь ребенок левша иным образом перерабатывает информацию, поступающую из окружающего мира, и реагирует на нее совсем по-другому.

Поэтому существуют некоторые психологические особенности леворуких детей. Часто они отличаются от ровесников затянувшимся периодом упрямства и обостренным чувством справедливости. Маленький левша непосредственен и доверчив, впечатлителен и раним. Неудачи мультяшного героя могут довести его до слез, тогда как праворукий ребенок научится сострадать чужому горю в более зрелом возрасте.

Обычно леворукие дети наделены талантами и богатым воображением. Уже в три года они замечательно рисуют, лепят из пластилина или глины, отличаются хорошими музыкальными способностями и абсолютным слухом. Однако говорить они нередко начинают позже своих сверстников, а произношение некоторых звуков может вызывать у малышей левшей затруднение.

Обучение левши чтению и письму

Обучение леворуких детей чтению и письму имеет свои особенности. Начиная читать предложение, малыш не обращает ни малейшего внимания на то, откуда следует начинать чтение: с начала, середины или конца строки. При письме ребенок не дописывает предложения, теряет строчку. Выведенные им слова часто зеркальны – они написаны наоборот, от последней буквы к первой.

Ребенок-правша быстро учится определять, где лево, а где право. А вот для леворукого малыша это непростая задача, ведь трудности с пространственной ориентацией – это одна из основных характеристик левшей.

Чтобы помочь малышу освоить правильное чтение и письмо (слева направо), можно отметить левую руку – надеть на нее браслет или часы. С какой стороны отмеченная рука – там и начало ряда.

Для отработки этого навыка можно складывать слева направо кубики и мозаику, объясняя малышу, что именно так мы читаем и пишем.

С еще большими проблемами ребенок левша сталкивается при переписывании текста. Ведь он должен не только сосредотачивать внимание на том, что ему нужно переписать, а и перенести текст в тетрадку, выстроив буквы в правильном порядке. Для левши такая задача оказывается чрезвычайно сложной и отнимает много времени и сил.

При обучении чтению леворукие дети склонны терять строчку. Для решения этой проблемы можно использовать непрозрачную линейку или кусочки картона, которыми следует закрывать читаемый текст слово за словом, по мере продвижения малыша. Таким образом необходимо практиковаться до тех пор, пока привычка удерживать нужное направление не дойдет до автоматизма.

Советы родителям леворуких детей

Главной проблемой левшей является то, что они принадлежат к меньшинству. Реалии нашей жизни таковы, что часто правыми оказываются те, кто сильнее либо принадлежат большинству. Подсознательно малыш может переживать из-за своей «неправильности». Это беспокойство может спровоцировать формирование так называемого «комплекса левши».

Как нельзя себя вести с ребенком левшой

Основной совет в воспитании левши – не пытайтесь сделать из него правшу, а тем более наказывать его за использование «неправильной» руки. Переучивать левшу держать ручку или ложку в правой руке – значит переносить врожденные функции ведущего правого полушария на левое. Результатом становится следующее:

  • малыш, которого переучивают, начинает проявлять излишнее упрямство, плохо спит и теряет аппетит;
  • на нервной почве у ребенка могут начаться боли животе и головные боли, энурез;
  • формирование речи у крохи происходит со значительной задержкой, появляются логопедические проблемы;
  • взрослый, которого в детстве переучивали, отличается неумением ориентироваться на местности, неспособностью танцевать, плохо воспринимает мелодии.

В общении с ребенком левшой нельзя акцентировать внимание на его «особенности», подчеркивая отличия правшей от левшей. Постоянное напоминание об этом, как и попытки переучивать малыша, может понизить самооценку и сформировать маленькому человеку жизненный сценарий неудачника.

Природная ранимость и чрезмерная впечатлительность малыша покажет себя, если на него кричать. Несдержанность родителей, как и излишняя педантичность, способна привести к потере их контакта с ребенком. Не воюйте с ним из-за постоянного упрямства, старайтесь сгладить острые углы с помощью игры.

Совет

Если ребенок левша проявил какие-либо таланты, не стоит стремиться довести их до совершенства, постоянно завышая планку. В случае, когда родители решили самостоятельно обучить ребенка письму и чтению до школы, нельзя ругать его за неудачи. Помните, что всему свое время.

Когда наступит школьная пора, не стоит отдавать ребенка левшу в класс с углубленным изучением предметов. Леворукие дети часто не справляются с перегруженной школьной программой. А учебные заведения с жесткой дисциплиной и уставным порядком (вроде суворовского училища или кадетского корпуса) и вовсе не для них.

Что нужно делать, воспитывая левшу

Следите за тем, чтобы леворукость чада не вызывала у вас раздражения. Детям левшам нужно в три раза больше родительского внимания и терпения, чем их праворуким сверстникам. Кроме этого, не позволяйте окружающим давать советы, как переучить малыша пользоваться правой рукой.

Ребенок левша нуждается в похвале. Поощряйте его за малейшие успехи, делайте сюрпризы и подарки. Обязательно поддержите таланты малыша и помогите в их развитии.

Быт леворукого ребенка следует организовать с учетом его потребностей: свет из окна и настольная лампа должны быть справа, тетрадь или книга иметь наклон справа налево, облегчая тем самым процесс письма и чтения.

По возможности приобретите принадлежности для левшей. Ручка, не закрывающая написанное, ножницы и даже специальная зубная щетка помогут крохе лишний раз не отвлекаться на его «особенность» в повседневной жизни.

Из-за отличий нервной системы, левши быстро переутомляются. Поэтому занятия с ними следует проводить не дольше 20 минут, после чего нужно обязательно отдохнуть. Передышка восстановит силы ребенка, и он снова будет готов трудиться.

Для левши прекрасно подойдет секция с тем видом спорта, в котором в равной мере задействованы обе руки: лыжи, плавание, баскетбол. Кружок по лепке или вязанию на спицах, класс фортепиано музыкальной школы – вот, что можно выбрать для леворукого ребенка.

Если вы убедились в том, что ваше дитя – левша, не расстраивайтесь и не преувеличивайте трудности, предстоящие в обучении (например, в усвоении чтения и письма) и повседневной жизни ребенка. Относитесь к этой особенности позитивно, всегда будьте готовы помочь. Не слушайте советы и рекомендации, как переучивать левшу. Не стремитесь изменить его. Любите своего малыша таким, каков он есть.

Источник: https://szabotoi.ru/sovety-roditelyam/rebenok-levsha

Детки-левши: особенности развития и секреты воспитания

Объясняя ребенку, какая ручка правая, а какая – левая, большинство мам не задумываются над определением: «Правая та, которой удобнее рисовать и держать ложку». Но не для всех ребятишек это утверждение справедливо: у многих деток ведущей является как раз левая рука, а кто-то и вовсе одинаково хорошо владеет обеими ручками.

Сегодня для таких малышей легко найти специальные товары: ножницы, линейки и даже ластики. Однако, заостряя внимание только на одной, очевидной, особенности леворуких детей, взрослые зачастую забывают, что у маленьких левшей есть свои нюансы развития.

Возможно, на первый взгляд они и не сильно заметны, но знать о них и учитывать в процессе воспитания нужно.

Что значит быть левшой?

Обратите внимание

Многим кажется, что правши отличаются от левшей только выбором ведущей руки, но данное распределение проходит на совершенно ином уровне и обуславливается доминантной работой правого полушария мозга.

Читайте также:  Во сколько месяцев или лет дети начинают разговаривать?

Так, левое полушарие называют рационально-логическим. Оно заведует аналитическим, абстрактным мышлением, обрабатывает информацию последовательно и поступательно, перебирая все возможные варианты. Левое полушарие в основном отвечает за правую сторону тела: принимает информацию от правого глаза, уха, правой руки и ноги.

Напротив, правое полушарие называют эмоциональным. Оно отвечает за образное мышление, понимание искусства, воображение. Правое полушарие обрабатывает информацию одномоментно, мгновенно воспринимая целостный образ и наделяя человека способностью к эмоциональному восприятию, интуицией. Соответственно, правое полушарие обслуживает левую сторону тела.

Именно благодаря доминантной роли правого полушария своего мозга левши и демонстрируют, с одной стороны, более высокие творческие способности, а с другой – более медленное по сравнению с правшами формирование навыков, требующих взаимодействия обоих полушарий: речи (устной и письменной), чтения, счета, конструктивных процессов.

Как понять, что ребенок – левша?

С доминантной рукой некоторые дети не могут определиться вплоть до шести-семи лет. Если ваш малыш из этой категории, то он может в итоге оказаться амбидекстром – человеком, который свободно владеет обеими руками.

В большинстве же случаев работа ведущего полушария проявляется раньше: ребенок до года тянется к игрушкам левой рукой, детки постарше предпочитают держать в ней ложку за обедом, а дошколенок во время рисования берет в левую руку карандаш.

Определить, что ребенок – левша, поможет простое тестирование:

– попросите кроху погладить кошку или плюшевого зверька;

– поиграйте с малышом в «Сороку»;

– предложите ему открутить крышку на бутылке.

Какой ручкой ребенок выполняет задание, та и ведущая.

Однако есть и более тонкие особенности, отличающие левшей от правшей. Наблюдательные родители леворуких деток отмечают, что их малыши довольно упрямы.

Они доверчивы и общительны, заводят много друзей, но при этом очень ранимы и обидчивы: если они с кем-то поссорились, то помириться первыми им очень трудно.

Важно

Также детки-левши хорошо ориентируются в пространстве, им легко дается геометрия, они хорошо рисуют, любят лепку, а вот арифметика для левшей достаточно трудна.

Ребенок с доминантным правым полушарием – это маленький философ. Он быстро схватывает суть рассказов, любит обобщать, рассуждать, и в некоторой степени именно эта «целостность» мешает ему обучиться поэтапному чтению. Впрочем, как и некоторая свойственная всем левшам рассеянность: они постоянно «витают в облаках» и с трудом справляются с работой, требующей самоконтроля.

Что делать, если ребенок – левша?

Основной вопрос, который волнует родителей маленьких левшей, – а нужно ли их переучивать? Попытаться, конечно, можно, но зачем? Ведь вкладывая ложку в правую руку или ругая за карандаш в левой, работу мозга не получится перестроить. Возможно, вам удастся дать импульс к большей активности левого полушария, но от этого начнет страдать общее развитие малыша, в частности, речь.

Но вот чего точно нельзя делать, так это сравнивать своего малыша с его праворукими сверстниками.

Упрекать ребенка за то, что он в пять лет никак не может выучить буквы, тогда как его друг-правша уже умеет читать, означает лично занизить самооценку собственного сына или дочки.

Занимайтесь с ребенком тем, что у него получается лучше, например, музыкой или рисованием, а чтение и письмо он наверстает в школе.

И постарайтесь не акцентировать внимание своего левши на его особенности. Ребенок и сам прекрасно видит, что он отличается от других, но при этом он не лучше и не хуже – он обычный. Не воспринимайте леворукость как порок и не вкладывайте эту мысль в голову малыша.

Конечно, и вам, и ребенку придется потрудиться, когда начнется учеба в школе, – и чтение, и письмо, и счет даются левшам нелегко, и овладение этими навыками потребует немало времени и терпения.

Совет

Однако вам помогут специальные прописи и ручки для леворуких ребят, правильная организация рабочего места, упражнения и игры, тренирующие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию малыша.

Но главный залог успеха – ваша любовь: примите своего ребенка таким, какой он есть, и без оглядки на других развивайте данные ему природой таланты – а их, поверьте, у левшей немало!

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/education/3049107

Ребенок-левша: особенности воспитания и обучения

Психологические особенности леворуких детей обязательно нужно учитывать в процессе обучения и воспитания.

Если раньше левшей пытались переучить во что бы то ни стало, то теперь отношение психологов к этому вопросу прямо противоположное.

Хотя попытку предложить ребенку пользоваться правой рукой специалисты сделать все же рекомендуют: вполне возможно, что малыш перейдет к преимущественному использованию правой руки вполне безболезненно.

Психологические особенности развития ребенка-левши

Когда родители понимают, что их у их ребенка ведущей рукой является левая, то в большинстве случаев они начинают паниковать.

Распространен стереотип, что леворуких детей очень сложно воспитывать, обучать письму и вообще приучать к работе.

Однако на деле это не совсем так — у таких малышей самые обыкновенные потребности, особенности воспитания ребенка-левши не имеют никаких «подводных камней», да и проблем в развитии у них не наблюдается.

После того как ребенок появился на свет, молодая мама начинает следовать всем приметам, например, в первую очередь прикладывает малыша к правой груди. Когда это сделано, она полностью уверена в том, что ключевой рукой ее чада будет правая. Однако независимо от ее действий, все это заложено еще до рождения.

Доминирование правой или левой руки полностью зависит от развития полушарий мозга. В традиционном понимании левая доля головного мозга, отвечающая за правую руку, является ключевой. И как бы ни старались родные ребенка, воспитатели детского сада, вряд ли у них получиться переключить малыша с одной руки на другую.

Стоит отметить, что особенностей развития у ребенка-левши целый ряд.

Эти дети с самого раннего возраста обладают творческим мышлением, у них великолепно развита фантазия, к тому же они прекрасно ориентируются в пространстве.

У левшей в раннем возрасте проявляется талант художника, они начинают интересоваться искусством с младых ногтей. Ещё одна особенность развития леворуких детей – замечательный музыкальный слух.

Однако родители должны быть готовы к тому, что некоторые особенности ребенка-левши им вряд ли понравятся.

Главное, что следует запомнить взрослым — левши очень эмоциональны, способны глубоко переживать обиду, и при этом весьма ранимы.

Такие дети говорить, читать и писать начинают значительно позже по сравнению с праворукими детьми — так считают известные американские и российские психологи. Это связано с тем, что доминирует правое полушарие.

Нужно ли переучивать ребенка-левшу и как его воспитывать?

Первое, что волнует всех без исключения родителей таких детей: нужно ли переучивать ребенка левшу? Психологи советуют отказаться от намерения насильно заставлять малыша заниматься наукой. Это может привести к тому, что психика у ребенка нарушится. Его нужно любить и принимать таким, какой он есть, учитывать особенности, и воспринимать ребенка как дар, а не как наказание.

Когда малышу нужно будет сесть за школьную парту, ни в коем случае не следует пытаться его переучить, чтобы он взял ручку в правую руку. Здесь родители должны понять, что малыш не в состоянии сделать этого просто на психологическом уровне, так как его мозг не приспособлен к такому.

Чтобы примерно понять ощущения ребенка, можно попробовать самому взять ручку в левую руку. Писать не получится, а такое положение вещей будет только раздражать. Эти же чувства испытывает и ребенок.

Обратите внимание

Если родители все-таки будут пытаться переучить малыша, то из-за его повышенной эмоциональности у него может произойти серьезное психологическое потрясение, следом за которым последуют болезненность, плаксивость и раздражительность.

Однако в истории психологии известны случаи, когда дети могли одинаково владеть как левой, так и правой рукой. Однако это в полной мере зависит от особенностей ребенка и того, насколько он готов к проведению подобного эксперимента.

Учитывая особенности обучения ребенка-левши, можно попросить учителя посадить его с левой стороны, чтобы малыш не сталкивался с соседом. В домашних условиях, чтобы ребенок во время приготовления уроков не испортил зрение, настольную лампу устанавливают таким образом, чтобы свет на стол падал с правой стороны.

Ребенка нужно обязательно поддержать, тем более что он в скором времени заметит, что несколько отличается от других людей.

Родители должны рассказать и объяснить ему его особенность, леворукие дети должны знать, что большое количество известных, талантливых и просто достойных людей тоже чаще пользовались левой рукой.

Такие слова придадут малышу дополнительную уверенность и помогут развиваться дальше с определенным упорством. Ребенок после этого разговора будет еще больше гордиться своими родителями, что они поддержали его в трудную минуту.

Воспитывать ребенка-левшу нужно как и праворукого ребенка, но при общении с ним надо всегда помнить, что у леворукого малыша образная память, к тому же он способен в течение долгого времени хранить в себе различные впечатления и небольшие детали самых разных событий. Левши прекрасные рассказчики, способные пересказать любую историю в самых мельчайших подробностях.

Речь левшей весьма эмоциональна и насыщена образами, однако в раннем возрасте она бывает сбивчивой. Чтобы помочь ребенку внятно формулировать свои мысли, с ним нужно постоянно разговаривать, задавать наводящие вопросы.

Важно

С течением времени он научится ясно излагать не только ключевую тему в разговоре, но и все свои мысли, что очень поможет ему в школе, особенно в гуманитарных науках.

Статья прочитана 711 раз(a).

Источник: http://vkapuste.ru/?p=7856

Ребенок левша особенности развития

Леворуких людей в современном обществе воспринимают абсолютно спокойно, в отличие от советских времен, когда их считали «ненормальными», подвергали прессингу и переучивали.

Сегодня ребенок левша – такой же малыш, как любой другой, просто рабочая рука у него, в отличие от большинства детей, левая. Обучение и развитие такого человечка имеет свои особенности, но для начала нужно убедиться, что он является истинным левшой.

Как узнать, какая рука является ведущей, как взаимодействовать с леворуким ребенком, учить его писать, в чем отличия от правшей – об этом вы прочитаете в данной статье.

Определяем ведущую руку

Распознать левшу дошкольного возраста в повседневной жизни можно, внимательно понаблюдав за тем, каким образом кроха манипулирует предметами: берет ложку, причесывается, закрывает дверь, рисует, включает воду.

Подробнее о том, как определить левша или правша ребенок 4-5 лет:

  • Предложите шепнуть что-нибудь на ушко;
  • Дайте изучить калейдоскоп, посмотреть в микроскоп, дверной глазок;
  • Попросите попрыгать на одной ноге;
  • Займите малыша творчеством: контурное вырезание, разукрашивание, рисование;
  • Вручите зубную щетку для самостоятельной чистки зубов;
  • Подайте руку для приветствия;
  • Попросите построить башенку;
  • Кидайте друг другу мячик.

В большинстве случаев (6-8 заданий из восьми) леворукий ребенок будет использовать левый глаз, ухо, руку, ногу для выполнения заданных действий. Примерно 1% людей одинаково хорошо пользуются обеими руками. Если ваш 5-6 летний отпрыск относится к этой уникальной категории, то половину манипуляций он будет выполнять правой стороной тела.

Что еще можно сделать, чтобы окончательно понять, что малыш – левша:

  • Поиграйте в рисование двумя ручками одновременно. Задача – изобразить кружок, квадрат, треугольник, держа в обеих руках карандаш (фломастер). Фигура, нарисованная доминирующей рукой, будет более ровной, аккуратной. Левши обычно начинают вести линии с середины листка – правой ручкой слева вправо, левой – справа в левом направлении.
  • Покажите крохе, как переплетать пальцы, совмещая ладошки. Сверху расположится большой палец ведущей руки.
  • Идентичное задание — скрещивание рук. Активная ручка накроет пассивную.
  • Игра «Крокодил» продемонстрирует, какую часть тела кроха использует активнее для жестикуляции, невербальной коммуникации.
Читайте также:  Что умеет ребенок в 1 месяц — навыки и умения

Выявить леворукость желательно до начала школы, чтобы сразу понимать, что у ребенка есть особенности, которые необходимо иметь в виду учителям. Своевременный разговор родителей с педагогами поспособствует налаживанию контакта, обеспечит эффективное взаимодействие взрослых, нацеленное на гармоничное развитие маленького левши.

Разбираемся с причинами

Анатомия большинства живых организмов подразумевает некоторую ассиметрию, разную степень развития двух сторон тела.

Человеческий мозг разделен на две половины, каждая из которых, условно говоря, контролирует противоположную половину тела.

От 10 до 17 процентов населения Земли – особенные – правое полушарие мозга у них доминирует, а это значит, что они больше склонны к абстрактному, образному мышлению.

Почему так получается? На то, какое полушарие будет доминировать, влияют следующие факторы:

  • Особенности развития внутриутробно, наличие стрессов в жизни беременной, осложненные роды, аномалии при формировании головного мозга плода;
  • Наличие леворукости в роду;
  • Травма черепа, в результате которой повредился головной мозг;
  • Временная недееспособность правой руки (гипс) – за пол-года ребенок способен приспособиться к «левостороннему» образу жизни;
  • Повторение за кем-то, для кого левая рука является основной, — близкий друг, родственник.

Независимо от причины возникновения леворукости, эта редкая индивидуальная черта не требует коррекции, исправления или искоренения. Основная задача для родителей – помочь малышу адаптироваться к различной деятельности, учебе, творческим занятиям, освоиться в мире правшей, чувствовать себя уверенно.

Учитываем физиологию и психологию

Чем же отличается ребенок левша – особенности его психики, способности обучаться, обрабатывать информацию действительно разнятся с праворукими детьми. Отличия эти гораздо глубже, чем умение писать левой рукой, они базируются на разнице в способах восприятия окружающего мира.

У левшей наиболее развито правое полушарие мозга, оно несет основную нагрузку и ответственность во взаимодействии со средой. Такая доминанта означает преобладание образного мышления, хорошо развитая интуиция, креативность, в ущерб умению строить логические цепочки, анализировать, «расчленять» и собирать информацию.

Исследования ученых показали интересные результаты, которые можно использовать как своеобразные подсказки для грамотного построения воспитательного и обучающего процессов:

  • Ребенок левша склонен к позднему овладению связной речью – он начинает говорить позже сверстников, зато более полно и красиво выстраивает предложения;
  • Правополушарные детишки с большей долей вероятности подвержены заиканию, расстановке длинных пауз перед ответом на вопрос;
  • Леворуким малышам свойственна доверчивость, ранимость, впечатлительность, что может усложнить прохождение кризисных периодов;
  • Зато эти детки – настоящие творцы, талантливые художники и музыканты с самых ранних лет;
  • Левши подвижны, активны, хорошо понимают свое тело, ориентируются в пространстве;
  • В школе у них могут возникнуть серьезные сложности с освоением точных наук, требующих мыслить последовательно, логически. Наверняка возникнут проблемы при обучении чтению, здесь потребуется особый, индивидуальный подход, терпение;
  • Левшам сложно контролировать себя;
  • Они – генераторы новых идей и оптимисты;
  • Сложно воспринимают направление движения (например, ход часовых стрелок, необходимость читать слева направо и сверху вниз), понятия выше, левее, им трудно распределить место на листе бумаги при рисовании;
  • Медленно пишут, имеют неровный почерк, путают похожие буквы, цифры, геометрические фигуры;
  • Воспринимают и воспроизводят графическую информацию зеркально: читают, пишут, рисуют «наоборот», путаются с определением времени на циферблате;
  • Более подвержены СДВГ, шизофрении; 
  • Неудивительно, что ребенок левша способен придумывать необычные способы решения проблем, ведь он постоянно сталкивается с необходимостью «выкручиваться» в ситуациях, являющихся нормальными для большинства людей. Мир создан правшами для правшей, леворукие детки вынуждены быть изобретательными, находчивыми, сообразительными.

Родители и педагоги, знакомые со спецификой проявления психических процессов леворуких ребят, понимают – если ребенок левша имеет трудности в освоении какого-то навыка, это связано с необычностью работы его головного мозга. Успешность обучения таких деток во многом зависит от способности взрослых найти правильный подход, немного изменить систему, подстроив ее под ученика, дать ему возможность постигать науки в своем темпе.

Учим чтению и письму

Если рисование, лепка и другие творческие виды деятельности не вызывают у леворуких деток особых проблем, то писать левой рукой в школе может быть действительно тяжело: нужно приспособиться хорошо держать ручку, собственная рука закрывает написанное, тело мешает продолжать письмо. Читая текст, «правополушарный» школьник может начать с середины или конца предложения, для него это не имеет значения.

У современных педагогов не встает вопрос, нужно ли переучивать ребенка – левшу ни в коем случае не переучивают ни в детском саду, ни в школе. Однако облегчить процесс обучения можно. Выполняя следующие советы, взрослые помогут малышу освоить навыки чтения и письма и успешно преодолеть трудности:

  • Научите будущего школьника удобно, правильно сидеть: с прямой спиной, опирающейся на спинку сидения, не ложиться грудной клеткой на рабочий стол, расположить предплечья на парте так, чтобы локти немного выходили за её края;
  • Рабочее место расположите слева относительно источника света, то есть окно или лампа должны находиться справа от ребенка;
  • Покажите, как оптимально расположить тетрадку: она должна составить параллель с левым предплечьем, ее нужно сдвигать влево, правым нижним углом также уходя левее. Подвигать тетрадь нужно наверх, придерживать правой ручкой в углу сверху, потом снизу; 
  • Левши кладут ручку в руку зеркально относительно правшей, проследите, чтобы ребенок не сжимал письменную принадлежность слишком сильно, не сгибал указательный пальчик, опирался на мизинец. Между пальцами и стержнем должно быть не больше 4 см;
  • Хорошо развивает навык письма использование специальных трехгранных письменных приборов,
  • С детками, пишущими левой рукой, нужно объясняться максимально терпеливо, объяснять все действия пошагово, подробно, последовательно;
  • Отдавайте предпочтение острым мягким карандашам, хорошо скользящим ручкам;
  • Во время чтения закрывайте текст плотной непрозрачной закладкой, сдвигая ее по мере прочтения слов.

Воспользовавшись этими рекомендациями, вы позволите левше скорее освоиться в школе и успешно проходить обучение.

Запоминаем, чего делать нельзя, а что – нужно

Основное правило обучения и воспитания ребёнка, имеющего доминирующую левую руку, — принять эту особенность как неизменную данность.

Попытки «перекроить» малыша, научить его пользоваться правой рукой, наказания, давление являются абсолютно бессмысленными и даже вредными.

Поскольку леворукость – не прихоть и не выбор, требование «стать нормальным» не имеет никаких шансов быть исполненным. Более того, переучивание затормозит развитие и может вызвать серьезные соматические расстройства.

Совет

Специалисты рекомендуют меньше заострять внимание на леворукости отпрыска – пусть он воспринимает себя как обычного человека. Такое отношение способствует формированию адекватной самооценки.

Не относитесь к левше как к всесторонне одаренной личности. Не нужно развивающих классов, специальных программ обучения, углубленного изучения предметов – для него это может стать непосильной нагрузкой.

Помните, что ребенок левша достаточно раним, чувствителен, эмоционален, избегайте криков, суровых наказаний, жесткой дисциплины.

Не бейтесь за красоту почерка – это бесполезно. Скорее всего ваш леворукий отпрыск выберет отрывное письмо с наклоном букв в левую сторону. Не бойтесь, что будут проблемы со школьными отметками – методические рекомендации Минздрава запрещают учителям снижать оценки левшам за неровный почерк.

Как поддержать ребенка левшу?

  • Поощряйте увлечение музыкой, творчеством. Скажите ему, что он неординарный от природы, но все в его руках;
  • Будьте терпеливы, внимательны, принимайте и любите своего необычного ребятенка, хвалите его;
  • Сделайте удобным его быт (рабочее место, освещение, предметы обихода, канцелярские принадлежности);
  • Отдайте чадо в кружок, студию, спорт, где требуется равномерно использование обеих рук (лепка, вязание, водные виды спорта, баскетбол, фортепианный класс);
  • Давайте отдых после 15-20 минут выполнения домашнего задания, чтобы избежать переутомления;
  • Сразу поговорите с воспитателями, учителями, убедитесь, что они знакомы с особенностями работы с левшами.

Леворукие детки, впрочем как и все другие, нуждаются в принятии, понимании, бережном отношении, доверии взрослых. Обучая и воспитывая левшу, помните о том, что он отличается от большинства сверстников, причем эти отличия обусловлены его природными особенностями развития. Позвольте ребенку проявить свою индивидуальность, будьте ему поддержкой и опорой – тогда он сможет преодолеть все трудности.

Источник: https://pups.su/psihologiya/rebenok-levsha.html

Развитие ребенка левши

Когда малыш только пытается совладать со столовыми приборами, он «примеряет» ложку и к левой, и к правой руке. То же самое происходит и тогда, кода малыш учится писать.

Первые самостоятельные действия чада вызывают у родителей неподдельную гордость и радость. Однако, эти чувства меркнут, если малыш то и дело берет предмет не в ту руку.

Сначала родители еще больше сил вкладывают в развитие своей крохи, а потом начинают паниковать и быстро искать способы переучивания леворуких детей.

Именно так начинается долгий и мучительный процесс «лепки» правши из левши. А стоит ли это делать?

Гармоничное развитие: маленький левша отличается от правши

Левшество нельзя считать прихотью или дурной привычкой. Оно является результатом особенного устройства мозга. Чтобы леворукий ребенок стал действительно успешным, не пытайтесь его изменить. Не вынуждайте малыша насильно идти против природы и действовать так, как остальные.

Предлагаем разобраться с психологическими особенностями развития леворуких детей:

  • Хорошая пространственная ориентация – малыш, у которого больше развито правое полушарие мозга, более подвижен и лучше владеет своим телом.
  • Повышенная эмоциональность, впечатлительность и ранимость. Леворукого ребенка чаще можно заметить раздражительным, подавленным или обиженным.
  • Наличие проблем в изучении алгебры, так как этот предмет ориентирован на логику и последовательность мышления.
  • Левше плохо удается деятельность, связанная с постоянным самоконтролем. Но в командных видах спорта и верховой езде он будет успешен.
  • Левша лучше понимает слова, но у него проблемы с их активным воспроизведением.

Малыш с доминирующим правым полушарием считает данные целостным образом. Он большой выдумщик разных небылиц. Кроме того, леворукому ребенку прекрасно удаются упражнения на обобщение информации.

Как леворукий ребенок справляется с учебой?

Недоразвитое зрительно-пространственное восприятие, которое распространено у леворуких детей, является причиной следующих проблем:

  • замедленного темпа чтения – ребенок подолгу сидит над учебником;
  • отставания в письме – малыш пишет лишние детали или упускает из виду важные элементы;
  • замены похожих фигур – ребенок легко может нарисовать овал вместо круга или квадрат вместо прямоугольника;
  • копирования или зеркального отображения букв и цифр;
  • отсутствия устойчивого почерка – буквы разных размеров нередко «прыгают» между строк.

Стоит отметить, что эти сложности только усиливаются при попытках вылепить из малыша правшу. Левше сложно совладать и с циферблатом – он обычно определяет время с разницей в 10 или 15 минут. Чтобы ни в чем не отставать от сверстников, он придумывает колоссальные обходные пути.

Причины левшества

Если малыш предпочитает держать ручку и вилку в левой руке, то он леворукий. Левшой можно назвать ребенка, у которого главное правое полушарие мозга. Для такого малыша характерно использование левой части тела.

Левшество бывает:

  • Генетическим. Если родитель является левшой, то шанс проявления этой особенности у малыша возрастает в 10-12 раз. Генетическое левшество не считается отклонением. Это всего лишь один из вариантов развития.
  • Компенсаторным. Если на этапе раннего развития малыш перенес какую-то болезнь или травму, то задачи левого полушария мозга могло взять на себя правое.
  • Скрытым. Такой малыш думает, как левша, но пишет правой рукой.
  • Вынужденным. Ребенок может повторять за своими леворукими друзьями или сделать левую часть тела доминирующей из-за травмы.
Читайте также:  Как определить, соответствует ли норме рост и вес ребенка в пять месяцев?

Отличия между левшой и правшой не заканчиваются на выборе доминирующей руки. Эти дети по-разному обрабатывают информацию и реагируют на информацию, поступающую из окружающей среды. Левши считаются более ранимыми, поэтому они требуют к себе в три раза больше внимания, нежели праворукие малыши.

Как не стоит вести себя родителям, если их ребенок левша?

В силу стереотипов, преобладающих в обществе, некоторые взрослые уверены, что леворукость – это приговор. Они раздражаются по мелочам, заставляют ребенка брать карандаш и ложку правой рукой, вынуждают его писать неотрывно. Неправильное поведение родителей формирует у малыша комплекс неполноценности, из-за чего ему сложно участвовать в социальной жизни класса.

Типичные ошибки родителей:

  • Сожаление о том, что их ребенок – левша. Не заостряйте внимание на особенности развития малыша и не позволяйте делать это окружающим. Не позволяйте себе резкие негативные высказывания в адрес ребенка, иначе он станет излишне замкнутым и застенчивым.
  • Попытки переучить малыша. Настойчивые требования держать ложку и ручку в правой руке являются истинным насилием для мозга левши. Такие действия родителя обычно имеют серьезные негативные последствия: логопедические проблемы, задержки в формировании речи, невротизация малыша (энурез, головные боли, проблемы со сном или нарушение аппетита).
  • Выбор классов с повышенной нагрузкой. Левши отличаются нерешительностью, быстрой утомляемостью и сниженной работоспособностью. В классах с повышенной нагрузкой они могут не преуспеть.
  • Строгие требования к «правильности» почерка. Для леворуких малышей вертикальное написание букв или их наклон влево считается нормой. Не вынуждайте ребенка склонять буквы вправо или писать их безотрывно. Обязательно предупредите педагога об особенности ученика.
  • Попытки добиться от ребенка чего-либо криком. Маленький левша является ранимым и впечатлительным. Если родитель постоянно кричит и требует, малыш замкнется в себе и со временем утратит контакт со взрослыми.

Вместо агрессивных попыток исправить маленького левшу, дайте ему установки на успех. Постоянно повторяйте мотивирующие фразы «ты сможешь», «ты сделаешь», «все получится».

Не забудьте рассказать малышу истории жизни великих людей, которым удалось добиться успеха, невзирая на свою особенность. Заинтересуйте его достижениями Юлия Цезаря и Александра Македонского.

Удивите малыша творческими успехами Пабло Пикассо и Леонардо да Винчи.

Обязательно попросите воспитателя в детском саду и школьного учителя проявить терпимость. Спокойно объясняйте один и тот же материал по 3-4 раза.

По возможности, приобретите предметы быта для левшей. Поставьте настольную лампу справа, чтобы ничего не мешало малышу сосредоточиться на выполнении домашних заданий.

Левша и леворукий мальчик: стоит ли переучивать?

Попытки понять разницу между леворукостью и левшеством только вызывают путаницу. Если для малыша левая рука считается ведущей, но доминирует левое полушарие мозга как у правшей, то переучивание пройдет без проблем.

Но попытки перекроить природу левши могут закончиться плачевно.

Вынудив ребенка писать правой рукой, взрослые не могут внести изменения в его организм – правое полушарие все равно останется ведущим, но малышу будет сложнее справляться с учебой и рутинными делами.

Обычно у левши есть неврологические проблемы:

  • Астенический невроз, который проявляется в повышенной утомляемости и сниженной работоспособности. Такие дети активны только на первых двух уроках, а потом у учителя мало шансов пробудить их внимание. Выполнение домашних заданий обычно затягивается. Кроме того, малыши пишут неустойчивым почерком.
  • Невроз навязчивых состояний обычно вызван отсутствием взаимопонимания между левшой и его родителями. Взрослые заставляют ребенка выполнять действия правой рукой. Левша старается выполнить требования, чтобы порадовать родителей. Каждую неудачу взрослые воспринимают, как упрямство или непослушание, за которое должно последовать наказание. Впоследствии левша боится гнева родителей, постоянно думает о своей неполноценности и испытывает стресс перед письменными заданиями.
  • Энурез, вызванный страхом перед неминуемым наказанием. Ребенку сложно сосредоточиться и выполнить задание, из-за чего он нервничает еще больше и страдает от недержания мочи. Так образуется замкнутый круг.
  • Невротический тик, вызванный чрезмерной сосредоточенностью над выполнением задания правой рукой. Левша может облизывать губы, морщить лоб, подергивать носом или подмигивать.

Чтобы сделать свое чадо успешным, не пытайтесь переделать его природу. Лучше сосредоточьте внимание на том, как помочь малышу ориентироваться в мире праворуких людей и принять свою особенность.

Как облегчить жизнь леворукому ребенку?

Природу нельзя откорректировать так, как было бы удобно взрослым. Правильный подход к индивидуальной особенности организма позволит облегчить жизнь леворукому ребенку. Взрослым сверстникам стоит уважать отличия, а не превращать их в повод для насмешки.

  • Помогите ребенку правильно организовать рабочую зону. Побеспокойтесь о том, чтобы сосед по парте не подбивал его под бок.
  • Раскладывайте на элементарные составляющие все двигательные действия, учите леворукого ребенка ориентироваться в пространстве.
  • Развивайте зрительное восприятие малыша. Сделайте тренажеры памяти и внимания постоянным способом совместного времяпровождения. Выполняйте вместе «Зрительный поиск», играйте в игру «Найди изменения».
  • Не проявляйте нетерпимость, агрессию по отношению к леворукости. Защищайте ребенка от проявления неадекватной реакции со стороны сверстников и педагогов.
  • Не оставляйте малыша один на один с домашним заданием, которое вызывает у него сложности (упражнением по логике или математической задачей).

Объясните своему чаду, что леворукий малыш и праворукий ребенок мыслят по-разному, но от этого один не станет умнее или глупее другого.

Преимущества левшей

На первый взгляд кажется, что в мире правшей левшам придется несладко. Они вынуждены постоянно приспосабливаться к тому, что другим дается от природы. Однако, после таких жизненных скитаний леворукие мальчики становятся более гибкими и выносливыми. Они чувствительны и раздражительны, но то же время, легче добиваются успехов на творческой ниве.

Преимущества левшей:

  • Использование скрытых резервов – образов, чувств и абстрактного мышления. То, что ребенок не может объяснить логически, он пытается додумать.
  • Успешность в фехтовании, теннисе и боксе.
  • Особые способности к живописи, театральному искусству и литературе за счет образности мышления.
  • Улучшенная адаптация к тяжелым климатическим условиям, по сравнению с правшами.
  • Глубина и богатство внутреннего мира.
  • Способность нестандартно мыслить.

Леворукие мальчики и девочки разбираются в творческих заданиях, но «буксуют» при выполнении упражнений, направленных на логическое мышление. Именно поэтому родителям стоит проявить фантазию, чтобы научить таких малышей справляться с рутинными делами самостоятельно.

От природы левша – впечатлительная и творческая натура, которая нуждается в постоянном одобрении. Поддержка родителей и педагогов позволит сформировать гармонично-развитую личность, лишенную комплекса неполноценности и неврозов.

Подводим итоги

Видя, как малышу не удается совладать с ложкой, ручкой и зубной щеткой в левой руке, заботливые родители начинают задавать вопросом «Если мой ребенок левша, что это значит?».

Поверхностный взгляд на вещи уже рисует в воображении старших мрачные картины издевательств над их чадом и проблем в его взрослой жизни. Сразу за этим, родители начинают искать способы сделать малыша «нормальным».

Обычно это сопровождается криками взрослых и истериками ребенка. В результате малыш получает целый букет неврозов и отстает от сверстников.

Однако при правильном использовании ресурсов ребенок левша добьется того, что никогда не удастся правше, а это значит одно: его особенность нужно подчеркивать, а не маскировать.

Убедите самого себя и свою кроху в том, что природу нельзя изменить. Нужно только подстроиться под ее капризы.

Обеспечьте ребенка всем необходимым для гармоничного развития – и он обязательно отблагодарит вас в будущем!

Источник: https://iqclub.ru/blog/2018/03/razvitie-rebenka-levshi/

Ребенок левша: особенности воспитания

Большинство современных родителей понимают: в том, что их ребенок – левша, никакой трагедии нет.

Наоборот, они могут надеяться на то, что из малыша вырастет гениальный художник, музыкант, скульптор, изобретатель, ведь процент талантливых в области искусства леворуких людей высок.

Это объясняется преобладающим развитием правого полушария головного мозга, которое и отвечает за нестандартное образное мышление.

Левша или нет?

Мама и папа могут определить, леворукий их ребенок или праворукий, уже к трем годам. Попросите ребенка:

  1. нарисовать мелком на асфальте;
  2. кинуть шар, чтобы сбить кегли;
  3. сделать шаг вперед;
  4. топнуть ногой;
  5. посмотреть в калейдоскоп или подзорную трубу;
  6. послушать, что происходит за дверью, прислонившись к ней ухом.

Если при выполнении большей части этих заданий были задействованы левые рука, нога, глаз, ухо, то у родителей есть все основания заподозрить, что ребенок левша.

Особенность левши не только в том, что он предпочитает действовать левой рукой, но и в поведении малыша. Леворукие дети отличаются ранимостью, эмоциональной восприимчивостью, частыми перепадами настроения. Родители рано замечают тягу ребенка к музыке, изобразительной деятельности, удивляются его фантазиям и выдумкам.

Особенности развития

Правое полушарие, «командующее» левой стороной тела малыша, не создает трудности в освоении действий с предметами, а помогает воспринять окружающую действительность как бы с другой стороны:

  • Несмотря на излишнее упрямство, капризность, плаксивость, ребенок-левша с легкостью постигает мир творчества.
  • У него хорошо развита способность ориентироваться в пространстве.
  • Преобладает абстрактное мышление.
  • Он прекрасно запоминает образы.

Часто у леворуких детей возникают проблемы с:

  • развитием речи (поэтому им требуется помощь логопеда);
  • решением логических задач, математических примеров;
  • обучением чтению и письму.

И дело не в том, что он держит ручку в левой руке: младшему школьнику трудно держать под контролем однообразный процесс длительное время.

Советы родителям

Воспринимать леворукость, как отклонение от нормы и проблему, ни в коем случае не следует. Задача взрослых – поддержать творческие способности и нестандартное мышление ребенка, не заостряя внимание на неизбежных перепадах настроения и особенностях, связанных с действиями левой рукой.

Нельзя:

  • переучивать малыша с левой руки на правую, чтобы не спровоцировать вспыльчивость, раздражительность, капризы: неестественные для ребенка действия правой рукой могут негативно сказаться не только на эмоциональном состоянии, но и на здоровье – нарушается сон, пропадает аппетит, что в итоге может привести к возникновению невроза;
  • говорить ребенку, что он не такой как все: сравнение малыша с другими детьми (как в лучшую, так и в худшую сторону) повлияет на формирование адекватной самооценки – негативно могут сказаться и завышенные требования, и постоянное восхваление способностей;
  • разговаривать с левшой резко, грубо: ранимый правополушарный малыш может воспринять это как нелюбовь родителей к себе.

Можно и нужно:

  • всячески поощрять занятия творчеством: приобрести малышу краски, карандаши, пластилин, если ему нравится рисовать и лепить; заниматься с ним музыкой и пением, если у него обнаруживается абсолютный слух, хорошее чувство ритма и интерес к музыкальному искусству;
  • обеспечить условия, помогающие ребенку действовать левой рукой: установить осветительные приборы с правой стороны при письме и рисовании, купить ножницы, точилку, компьютерную мышку и зеркальную клавиатуру, предназначенные специально для левшей;
  • создать благоприятную, комфортную обстановку при общении дома, избегать конфликтных ситуаций, проявлять чуткость и ласку.

Следуя этим советам, родители смогут вырастить из маленького левши талантливого и уверенного в себе человека, который сможет проявить свои способности в будущем в полной мере.

Источник: http://www.kinderok.ru/1-3/razvitie/rebenok-levsha-osobennosti-vospitaniya.html

Ссылка на основную публикацию