Основы духовно-нравственного воспитания и его значение в развитии дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников основывается на привитии ребенку моральных, эстетических и духовных ценностей, которые формируют положительную, нравственную и развитую личность.

Основные принципы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников позволяет правильно сформировать мировоззрение, гражданскую позицию, семейные ценности и нравственные ориентиры.

В основе современных занятий духовно-нравственного воспитания дошкольников заложена православная педагогика, которая содержит духовно-нравственные компоненты, необходимые для духовного развития общества и государства.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников должно осуществляться совместными усилиями родителей и близких, преподавателей и воспитателей. В процессе воспитания важна историческая преемственность поколений, возможность передачи нравственного опыта и подача положительного примера.

Обратите внимание

Процесс духовно-нравственного становления ребенка особенно важен в дошкольный период, когда происходит формирование основных качеств и привычек личности.

В рамках православной педагогики духовно-нравственное воспитание рассматривается как формирование и развитие личности, имеющей нравственные и духовные ориентиры, самосовершенствование в служении добру и самоопределение в добродетелях.

К основным принципам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

  • духовный ориентир – построение жизни и поступков на основах христианского совершенства, уклонение от зла и выбор добра;
  • гуманистический принцип – формирование положительного отношения к окружающему миру и людям, сочувствие и сострадание;
  • естественнонаучный принцип, который основывается на научном понимании социальных процессов, законов развития и становления;
  • культурологический принцип в соответствии с национальной культурой, ценностями и традициями;
  • государственный принцип, при котором воспитание осуществляется в соответствии с законодательством РФ.

Эффективные занятия духовно-нравственного воспитания дошкольников должны включать научность и каноничность, многоуровневость, наглядность, активность, систематичность и последовательность, практичность и ответственность.

Цели и задачи духовно-нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольника является длительным процессом, требующим внутреннего изменения, приобретения внутреннего осознания и стремления к добру.

Главной целью духовно-нравственного воспитания является формирование нравственной личности, содействие духовному опыту и приобщение к ценностям православной культуры.

К основным задачам духовно-нравственного воспитания дошкольников можно отнести:

  • познание и прививание православной культуры и традиций;
  • раскрытие духовной и нравственной одаренности ребенка, его способностей и талантов;
  • гармоничное, позитивное и гуманистическое развитие личности ребенка;
  • формирование гражданского самосознания, доброжелательного отношения к окружающему миру и людям;
  • одухотворение жизненного пространства ребенка;
  • защита и укрепление физического, психического и духовного здоровья ребенка.

Методы и приемы духовно-нравственного воспитания дошкольников

Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется с помощью различных методов, приемом и средств. В состав программы воспитания должны входить различные виды игровой деятельности (словесные, пальчиковые, ролевые и т.д.), дидактические материалы, художественные произведения, конструктивные и подвижные упражнения.

При использовании сюжетных и игровых упражнений необходимо акцентировать ребенка на нравственной стороне, сопереживании, милосердии и сострадании.

В состав программы духовно-нравственного воспитания дошкольников должны входить следующие виды деятельности:

  • продуктивная деятельность (изготовление аппликаций, фигурок, конструкций, поделок, рисунков);
  • театральная игровая деятельность (смоделированные сценки и спектакли духовной тематики);
  • познавательная деятельность (чтение исторической и православной литературы, сказок, жития святых);
  • творческая деятельность (лепка из пластилина, живопись и графика, музыкальное творчество, танцы);
  • нравственная деятельность (уроки любви и доброты, знакомство с православными традициями и ценностями);
  • совместная деятельность, в которой участвуют дети и родители, направлена на духовное развитие семьи, укрепление семейных ценностей, уважение и взаимопонимание (семейные и православные праздники, игры и конкурсы).

Видео с YouTube по теме статьи:

Нашли ошибку в тексте? Выделите ее и нажмите Ctrl + Enter.

Источник: https://www.neboleem.net/stati-o-detjah/6612-duhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov.php

Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников в условиях введения новых стандартов

Елизарова Н. М., Колесникова О. А. Духовно-нравственное развитие и воспитание дошкольников в условиях введения новых стандартов // Молодой ученый. — 2016. — №12. — С. 856-858. — URL https://moluch.ru/archive/116/31684/ (дата обращения: 08.02.2019).



Президент РФ В. В. Путин в своем обращении к Федеральному собранию 12 декабря 2012 г.

подчеркнул: «Сегодня российское общество испытывает явный дефицит духовных сфер — милосердия, сочувствия, сострадания друг другу, поддержки и взаимопомощи — дефицит того, что всегда, во все исторические времена делало нас крепче, сильнее, чем мы всегда гордились.

Именно поэтому определяющее значение приобретают вопросы общего образования, культуры, молодежной политики. Эти сферы — это не набор услуг, а прежде всего пространство для формирования нравственного, гармоничного человека, ответственного гражданина России».

Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации.

Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений — всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни.

Таким образом, духовно-нравственное развитие и воспитание является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

В методологическую основу разработки и реализации Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования была заложена Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

Так как, духовно-нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье, первое родительское собрание в нашей группе было посвящено этой теме. Ценности семейной жизни, усваиваемые ребёнком с первых лет жизни, имеют непреходящее значение для человека в любом возрасте. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют основу гражданского поведения человека.

Важно

В ходе дискуссии оказалось, что родителям очень не нравится, что в последнее время всё настойчивее и увереннее входит в нашу жизнь невежество, необразованность… Наша речь — тому доказательство. Не только школьники, но и люди взрослые, состоявшиеся в этой жизни, не стесняясь, говорят бранные слова, а порой — даже бравируют этим.

А некогда дорогие — мудрые и вечные — слова совсем «потерялись» в нашей жизни. Рана, нанесённая словом, может остаться на всю жизнь. Слово, сказанное вовремя, может решить судьбу… Слово — Учитель. Слово — Друг. Одно только слово. Но как много оно значит в нашей жизни.

Что делать? Бороться с невежеством! В каждой маленькой семье нужно найти своё Главное Слово, и пусть оно несёт свет и тепло, радость и благо… И, оно сможет противостоять невежеству.

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Воспитанники, родители стали участниками проекта «В традициях родного края — корни моей души» Проект направлен на исследование культурных традиций и обычаев наших предков.

Опыт работы показал, что сначала не все родители охотно включаются в совместную деятельность с педагогами и детьми, но затем, выполняя некоторые задания, начинают понимать, как важны их усилия для детей, как приятно провести вместе с детьми время. Такая совместная проектная деятельность способствует сплочению коллектива родителей.

Они получают возможность познакомиться и узнать поближе интересы других семей и даже подружиться. Совместное выполнение какого-нибудь замысла ребёнка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.

Особенное место в духовно-нравственном развитии занимает воспитание чувства патриотизма. Чувство патриотизма многогранно по своему содержанию. Это любовь к родным местам, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и гордость за свой народ, и желание приумножить богатство своей страны.

Совет

Но начинает формироваться чувство патриотизма у дошкольников с любви к своему ближайшему окружению, с любви к своей семье, к детскому саду. Именно в семье закладываются основы патриотизма духовно-нравственных ценностей, семейных традиций, взаимоотношений в семье.

Совместно с родителями проводили мероприятия:

«Из истории родного города»: основание города, история названия улиц города (фотоматериалы, краткие описательные тексты), священные места, любимые места горожан,

«Жизнь современного города»: фотографии из жизни современного города,

«История нашего детского сада с момента его основания»: фотодокументы об открытии детского сада, фотовыставка и воспоминания первых сотрудников, материалы знаменательных дат,

«Город, в котором я живу»: стенд с фотографиями узнаваемых мест города и комментариями к ним,

«Детям о Великой Победе»: конкурс рисунков,

«Мой прадед участвовал в шествии бессмертного полка»: сбор материалов об участниках войны, не доживших до сегодняшнего дня и другие.

В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования учитывается принцип этнокультурной ситуации развития детей. Образовательная программа «может предусматривать возможность реализации на родном языке из числа языков народов Российской Федерации…». В формировании нравственных представлений, конечно же, важную роль играет знакомство с родным языком.

Образцы родного языка очень ярко представлены в художественной литературе, особенно в произведениях устного народного творчества (сказках, песенках, пословицах, поговорках и т. д.). Именно фольклор вмещает в себя все ценности родного языка.

В устном народном творчестве сохраняются особенные черты национального характера, присущие ему нравственные ценности.

В ходе ознакомления в детском саду детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками происходит приобщение их к общечеловеческим нравственным ценностям.

Одним из жанров, влияющих на духовно-нравственное развитие детей, являются пословицы и поговорки. Яркость, емкость, эмоциональность образа — всё это воздействует на нравственно-эмоциональную сферу дошкольников.

Противоречие, глубоко заложенное в смысл пословиц и поговорок, многовариативность возможного толкования помогают воспитателю создать проблемную ситуацию, решение которой требует от ребёнка нравственного выбора и, конечно же, побуждает ребенка найти выход из данной ситуации.

В пословицах и поговорках в краткой форме и очень метко оцениваются различные жизненные моменты, восхваляются положительные качества, высмеиваются человеческие недостатки.

Они содержат целый комплекс рекомендаций, которые выражают народное представление о человеке, о процессе формирования личности, о духовно-нравственном воспитании в целом.

Всё это способствует духовно-нравственному развитию дошкольников.

Важную роль в приобщении ребёнка к народной культуре играют народные праздники, проводимые в детском саду. Они выражают национальный характер и самобытность времени, являются яркой формой отдыха педагогов, родителей и детей, которые объединены совместными действиями, общим переживанием.

Обратите внимание

В духовно-нравственном воспитании вся воспитательная работа должна строиться на основе единства знаний, убеждений и действия воспитателя и родителей. Огромное значение имеет пример взрослых: воспитателя, родителей и других близких людей из окружения ребёнка.

Именно на положительных эпизодах из жизни старших членов семьи у дошкольников формируются понятие «что такое хорошо, а что такое плохо».

Воспитателю необходимо помочь родителям осознать, что именно в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи и ценности, созданные нашими дедами и прадедами, и что в первую очередь родители — главные ответственные за воспитание своих детей.

Каждый возрастной период характеризуется неповторимыми особенностями, которые необходимо знать и учитывать для достижения эффективных результатов в работе по духовно-нравственному воспитанию дошкольников.

При этом одним из очень важных условий эффективного формирования духовно-нравственных ценностей является индивидуальный подход.

Именно индивидуальные свойства личности каждого ребёнка нужно учитывать и развивать в данном контексте.

Духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны, обеспечения духовного единства народа и объединяющих его моральных ценностей, политической и экономической стабильности. Невозможно создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни.

Литература:

  1. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ Данилюк А.Я, Кондаков А. М., Тишков В. А.. Рос. акад. образования. ― М.: Просвещении, 2009.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. — М: УЦ Перспектива, 2014. — 32 с.
  3. Духовно-нравственное и гражданское воспитание детей дошкольного возраста / Сост.: Аникина Т. М., Степанова Г. В., Терентьева Н. П. — М.: УЦ «Перспектива», 2012. — 248 с.
  4. Зеленова И. Н., Осипова Л. Е. Мы живем в России. Гражданско-патриотическое воспитание дошкольников. — М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2010. — 96 с.
  5. Маханева М. Д. Нравственно-патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста. — М.: АРКТИ, 2005. — 72 с.
  6. Народная культура и традиции: занятия с детьми 3–7 лет / Авт.-сост. Косарева В. Н.. — Волгоград: Учитель, 2013. — 166 с.
Читайте также:  Развитие сенсорных способностей посредством дидактической игры

Основные термины (генерируются автоматически): духовно-нравственное развитие, детский сад, родной язык, Федеральный государственный образовательный стандарт, родитель, жизнь, дошкольное образование, ценность, духовно-нравственное воспитание, Российская Федерация.

Источник: https://moluch.ru/archive/116/31684/

ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

Воспитание из всех святых дел ‑ самое святое

Феофан Затворник

Духовно-нравственное воспитание  – одно из самых актуальных задач российского образования. Актуальность этой задачи подчеркивается в «Федеральной целевой программе развития образования на 2011-2015 годы», в поправках к Закону РФ «Об образовании», где законодательно утверждено, что «содержание образования должно обеспечить … формирование духовно-нравственной личности» (п. 2, ст. 14).

Пристальное внимание к проблеме духовно-нравственного воспитания, поиск эффективных методов,  обращение к культурно-историческим традициям неслучайны.

Важно

Характерными особенностями современной эпохи является наличие целого ряда социально-экономических, экологических, политических и других проблем, связанных с глобальным кризисом духовной сферы, обозначенных современными философами как «антропологическая катастрофа», приближающая страну к черте, за которой начинается нравственное и физическое вырождение нации.

Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования.

Каким представляется современный высоконравственный идеал дошкольника?  Это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, воспринимающий судьбу Отечества как свою личную, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа РФ, добрый, не причиняющий зла живому, честный и справедливый, любящий и заботливый, трудолюбивый и настойчивый, творящий и оберегающий красоту мира, стремящийся к знаниям и критично мыслящий, смелый и решительный,  свободолюбивый и ответственный, самостоятельный и законопослушный и т.д.

Проблема нравственного воспитания с давних времен интересовала писателей, философов, ученых, педагогов, родителей, чиновников. С каждым новым поколением ученые, педагоги, воспитатели, обескураженные падением нравственных качеств подрастающего поколения, разрабатывали все новые рекомендации, цель которых была в повышении нравственности и морали.

Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек.

В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни.

Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.

В настоящее время в дошкольном образовании термин “духовно-нравственное воспитание” приобретает все более устойчивую позицию, вытесняя  дефиниции “социальное развитие” и “нравственное воспитание”. Так, в  программе «От рождения до школы» (под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А.

Васильевой) делается акцент на развитие духовных и общечеловеческих ценностей, подчеркивается, что реализация принципа культуросообразности  образовательной деятельности «дает возможность обеспечить учет национальных ценностей и традиций в образовании, восполнить недостатки духовно-нравственного воспитания”.

Совет

Однако, духовно-нравственное воспитание реализуется преимущественно как познавательный процесс, направленный на усвоение ребенком знаний об этических нормах, народных традициях, тех или иных памятниках культуры.

Такая постановка дела влияет на развитии рассудочной сферы детей, но почти не затрагивает эмоционально-волевую и мотивационную сферы.  

Смещение акцентов в развитии дошкольников в сторону ранней интеллектуализации также не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых накопленные знания могут оказаться бесполезными. И, как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость.

Таким образом, цель духовно-нравственного воспитания:

  • Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
  • Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
  • Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
  • Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.

Задачи духовно-нравственного воспитания:

  • Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
  • Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
  • Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
  • Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
  • Воспитывать духовно-нравственные чувства, раскрывая значение любви, добра, человечности, единения.
  • Ориентировать семью на духовно-нравственное воспитание детей, ознакомление родителей с основами педагогики и психологии, формирование представлений о формах семейного уклада. 

Крайне актуальной является  проблема обеспечения методическими материалами, программами и пособиями воспитателей дошкольных отделений  по  реализации требований ФГОС и удовлетворения запросов родителей по духовно-нравственному воспитанию при разработке образовательных программ, созданию необходимых условий для их реализации. 

Воспитание духовно-нравственной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства.

Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений.

Дети лишаются возможности брать пример с людей, живших в прошлом, не знают, с точки зрения каких истин прошлые поколения решали возникшие перед ними проблемы, что служило для них маяком и источником созидания.

 Предпринятые на сегодняшний день попытки воспитания духовно-нравственной личности показывают, что самым слабым, местом в этой деятельности является семья.

Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходит усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания.

Поэтому необходимо помочь родителям осознать (не навязывая), что в первую очередь в семье должны сохраняться и передаваться нравственные духовные ценности и обычаи, чтимые и почитаемые предками, и что именно родители ответственны за воспитание детей.

 Нравственное воспитание детей происходит на всем протяжении их жизни, и определяющее значение в становлении нравственности ребенка играет среда, в которой он развивается и растет. Поэтому переоценить важность семьи в нравственном воспитании дошкольников невозможно.

Обратите внимание

Способы поведения, принятые в семье, очень быстро усваиваются ребенком и воспринимаются им, как правило, в качестве общепринятой нормы. Первейшая задача родителей заключается в том, чтобы помочь дошкольнику определиться с объектами его чувств и сделать их общественно ценными.

Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и задача родителей помочь в этом своему ребенку. Обсуждать с ним нравственные вопросы.

Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом. Я считаю, что очень  важно заниматься духовно-нравственным  воспитанием детей с раннего возраста.

Воспитание нравственности начинается с формирования понятий хорошо и плохо, с осознания своих поступков как хороших, так и плохих.

Как объяснить ребенку, что каждый хороший поступок — это частица добра, вложенная в мир доброты? От нее становится теплее, светлее и радостнее, а каждый плохой поступок — крупица зла, от которой становится темно и страшно.

Как помочь малышу почувствовать необходимость вклада в «хорошо» и осознать ответственность за вклад в «плохо»?

Понятие «хорошо» и «плохо» для ребенка абстракция, потому, что их нельзя потрогать, увидеть. Как оживить эти понятия? Как заставить работать? Одна из основных причин равнодушного отношения ребенка к окружающим, непонимание чужих эмоций, переживаний.

Как правило, взрослые стараются оградить малыша от забот и негативных эмоций, боясь, что они отрицательно скажутся на его психическом здоровье. В результате ребенок не учится понимать окружающих его людей, сочувствовать им, сопереживать вместе с ними.

Задачей воспитателя является увидеть, что таится в душах детей, и помочь справиться со своими эмоциями и переживаниями, научить чувствовать окружающих его людей.

Важно

Дети по-своему видят действительность, они судят о своих поступках и поступках других, опираясь на свой еще небогатый жизненный опыт. Поэтому, педагогу необходимо умело и ненавязчиво учить ребенка правильно воспринимать и оценивать жизненные ситуации.

Какие приемы применяются воспитателями для формирования нравственности у своих воспитанников?

  • Творчество, литературные произведения, музыка, изобразительное искусство. Средства художественной выразительности помогают описать чувства человека в различных ситуациях, собственное отношение через слово, музыку, рисунок.
  • Общение с природой. Ребенок должен находиться в контакте с живой природой. Такое взаимодействие дает жизненные силы, учит законам взаимодействия живых существ, проявляет истинные чувства ребенка
  • Содержание собственной деятельности. Через игру, обучение, труд, творчество ребенок выражает свое психическое состояние, учится взаимодействию с другими детьми, усваивает нравственные качества.
  • Важную роль в воспитании нравственных качеств играет обстановка, которая окружает ребенка. Цель окружения ребенка – вырастить достойного члена общества. В детском образовательном учреждении эту роль играют воспитатели, сверстники.

Слайд 14-18.  Из опыта работы нашего детского сада, можем сказать, что работая с детьми, мы не перестаем воспитывать навыки самообслуживания, для этого мы читаем им стихи, сказки, такие как «Маша-растеряша», «Неумейка», обсуждаем сложившиеся ситуации. В ходе занятий и игр мы часто включаем элементы мотивации, т. е. присутствие третьего лица.

Это, может быть,  Карлсон,  который случайно заглянул в наш детский сад, чтобы поиграть с детьми. Обязательно привлекаем детей  и их родителей к различным праздникам, способствующим духовно-нравственному развитию наших воспитанников.

Это и общепринятые праздники «Пасха», «Масленица» и  ставшие традиционными для нашего ДОУ «Праздник Дружбы», «Праздник Березки», «День ангела» и пр.

Проникнуть во внутренний мир ребенка, понять его и прийти к взаимопониманию непросто. Нелегко родителям, еще сложнее педагогам. Для решения этой сложной задачи взрослый пытается протянуть тонкую духовную нить, которая связала бы его с ребенком. Главное постараться сохранить эту связь, не дать ей оборваться!

Источник: https://blog.dohcolonoc.ru/entry/zanyatiya/dukhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov.html

Духовно-нравственное воспитание дошкольников: особенности и основы работы

Родители должны не только выкормить и вырастить своего ребенка, но и заложить основы духовно-нравственного воспитания.

Поток информации, который он впитывает из телевизионных передач, интернета, общения со сверстниками на улице, повышает потребность в духовном, нравственном развитии уже с дошкольного возраста.

Это объясняется таким фактом – все, что вложено в кроху в раннем детстве, будет сопровождать его всю жизнь и влиять на его формирование личности с последующим воспитанием ответственности перед нравственностью и законодательством, поможет определить свой «список» жизненных ценностей.

О целевых задачах

Духовно-нравственное воспитание дошкольников процесс продолжительный, по окончании которого можно заметить у малышей изменение сознания, а также сформированное чувство добра к ближним, слабым. Цель представленного объяснения заключается в воспитании нравственных качеств, изначально базирующихся на основах культурного общения и лицезрения, отношению к обществу и даже к самому себе.

Читайте также:  Роль отца в семейном воспитании и гармоничном развитии ребенка

О задачах воспитания нравственных качеств у детей дошкольного возраста можно сказать коротко. Основа воспитания – это заложение в их менталитет понятия о хорошем и плохом поведении, воспитание уважения к окружающей общественности.

Взрослые должны объяснить крохе, как важно стать достойным членом общества с соблюдением нравственных качеств, морали.

Совет

Специалисты отмечают, что дети, которые усвоили такие понятия, как чувство дружбы, доброты, любви и справедливости, имеют более высокий уровень духовного развития. У них не возникает проблем в общении с окружающими, они менее подвержены различным стрессам.

Поэтому нужно начинать духовно-нравственное развитие в семье в раннем детском возрасте, когда кроха больше всего восприимчив к усвоению простых истин,  они потом и будут определять его дела и поступки.

Формирование у дошкольников нравственных качеств происходит с достижением следующих задач:

  • Объяснение важности родного дома и семьи – дети должны понимать, что детский сад, родной город и прочие моменты – это его Родина, родное место, о котором следует помнить всегда.
  • Воспитание ответственности и положительного отношения к живым организмам и природе в целом.
  • Обоснование уважения к трудовым работам – подразумевается любой труд, включающий такие важные моменты, как во благо себе, во благо близким, во благо природе и так далее.
  • Формирование чувства уважения и интереса к традициям и родному промыслу.
  • Изучение основных познаний о правах человека.
  • Расширение кругозора о городах своей страны.
  • Знакомство с символами родной страны.
  • Воспитание чувства гордости за действия своей страны, достигнутые моменты.
  • Объяснение важности чувства уважения к другим народам и странам.

Духовно-нравственное воспитание дошкольников осуществляется обществом – родителями, родственниками, воспитателями, учителями посещаемых секций.

О принципах достижения цели

Принципов достижения цели, а в данном вопросе – это именно духовное воспитание, очень много. Но среди огромного количества можно выделить следующие:

  • Духовный ориентир – объяснение важности воспитания нравственных качеств на основе религиозных принципов и основ. Представленный принцип позволяет определить и отличить добро от зла.
  • Гуманистический принцип – определение чувства сострадания, сочувствия, как к людям, так и к животным.
  • Естественнонаучный – развитие у дошкольников основ социальной адаптации и поведения, а также законов становления с использованием научных методов и примеров;
  • Культурологический –  развитие понимания и уважения национальных ценностей и традиций, причем не только своих, но и других народов;
  • Государственный – обоснование нравственных качеств на законодательном уровне России.

В результате подобного многообразия духовно-нравственное развитие дошкольников должно происходить в обществе и детском саду, где воспитатели должны проводить соответствующие занятия, прибегать к игровой форме. Занятия должны включать в себя такие системы изучения, как научность, наглядность, активность, последовательность, ответственность и прочие качества характера и поведения ребенка.

О методике работы

Существует несколько методов, позволяющих воспитать духовно-нравственные качества. В каждом методе свои приемы, поэтому разбирать их следует основательно и подробно – это поможет маме и папе самостоятельно начать работу по заложению в сознание нравственных качеств.

Наглядно-действенный метод

Наиболее распространенные приемы и более эффективная работа достигаются путем наглядного объяснения и восприятия. Поэтому представленный метод используется в следующих ситуациях:

  • показ сказок – осуществляется педагогами, родителями и детьми, заключается в изучении моральных принципов на примере;
  • рассматривание картин, икон и прочих иллюстраций – таким образом приобщают к культуре, восприятию окружения;
  • проведение дидактических игр – детям дошкольного возраста предпочтительнее принимать участие в музыкальных играх;
  • наблюдения – наблюдать можно как за ходом игры других, так и за развитием живого существа;
  • экскурсии – приобщают к восприятию и осознанию старины, реликвий, учат бережно относиться к достопримечательностям;
  • выплеск эмоций в творческом процессе – предлагают самостоятельно придумать сказку, нарисовать рисунок после посещения какого-либо праздника и прочие приемы, помогающие запечатлеть новую информацию (это наилучшее усвоение нового).

Наглядно-действенный метод подразумевает обязательное проведение изучение объекта глазами и последующая работа руками или сознанием.

К примеру, можно рассказать о картине, показать ее, а затем попросить самостоятельно нарисовать что-то похожее, но не срисовать.

Таким образом дети лучше запоминают особенности определенного направления, стиля, работы, а также формируют и показывают свое личное проявление, индивидуальность.

Словесно-образный метод

Духовно-нравственное развитие невозможно без формирования собственного мнения о той или иной ситуации. Они должны проявлять свою индивидуальность, что зачастую происходит посредством разговоров и словесной работы. Поэтому словесно-образный метод является наиболее эффективным в становлении, благодаря чему выделяют следующие ситуации, когда применяются соответствующие приемы:

  • чтение сказок с педагогом и последующее их обыгрывание;
  • чтение сказок и стихотворений с последующей драматизацией для формирования восприятия мыслей и чувств героев;
  • формирование полноценных ответов на заданные учителем вопросы;
  • обращение к играм – сюжетно-ролевым, дидактическим, разновидностям с элементами драматизации;
  • отгадывание загадок, которые задает педагог;
  • просмотр наглядного материала – кукол для самостоятельной постановки сказок, костюмов, просто картин с интерпретацией определенной сказки;
  • формирование собственного полноценного ответа после прочитанного, сыгранного или рассмотренного – ребята должны делиться впечатлениями, поскольку таким образом формируется проявление индивидуальности, особенностей восприятия.

В дошкольном учреждении хорошо и довольно часто практикуется прием разбора житейских ситуаций. К примеру, два мальчика подрались в результате того, что хотели поиграть одновременно с одной игрушкой.

Педагог дошкольного учреждения (воспитатель) должен обратить внимание всех на произошедший конфликт, разобрать его, объяснить, как необходимо было разрешить ситуацию.

Здесь же можно спросить у ребят их личное мнение – это поможет узнать характер каждого малыша и продолжить с ним работу, корректируя мысли и сознание в сторону воспитания нравственных качеств.

Практический метод

Практический метод по самому названию уже позволяет определить приемы, используемые в данном случае. Метод позволяет закрепить изученное на практике, поэтому используется постоянно по мере изучения определенных навыков и правил. К наиболее распространенным приемам относят следующие моменты:

  • организация педагогами продуктивной деятельности – здесь можно уделить время изобразительному искусству и любому ручному труду, желательно все делать после ярких впечатлений (утренника, экскурсии и прочих событий);
  • игры – подойдут все подвижные и малоподвижные игры, также можно использовать строительные материалы для самостоятельного изготовления того, что хочет ребенок.

Представленные приемы надежно закрепляют мнение общественности о тех или иных вопросах, а также формируют нравственные качества.

Что делают в детском саду

Закладка нравственных качеств в сознание происходит в течение всей жизни. Так, дошкольники большую часть своего времени пребывают в станах дошкольного учреждения. В результате педагоги уделяют изучению моральных принципов и духовному восприятию больше времени, нежели родители.

Родительская деятельность должна быть больше направлена на закрепление полученных в дошкольном учреждении знаний. К примеру, вечером по возвращению домой можно расспросить кроху о том, что они сегодня днем делали.

Малыш будет с восхищением рассказывать о тех моментах, которые ему понравились, приглянулись согласно его личностным качествам. Задача мамы и папы – расспросить обо всех моментах обучения, поскольку некоторые из них могли не «понравиться», в результате чего он расскажет о них с неохотой или вскользь.

В этот момент родителям следует распознать формирование у дошкольников уровень духовно-нравственного воспитания и постараться направить мысли, корректируя их с учетом религиозных, социальных и правовых устоев.

Для социально-нравственного развития дошкольника педагоги практикуют в дошкольном учреждении следующие приемы:

  • Знакомят с разными сторонами социального окружения. Как ни странно, но в детском саду изучается только теоретическая часть – основа же ложится на маму и папу, которые уже дома на собственном примере закладывают практическую часть. Для занятий нередко используется презентация – часть наглядно-действенного метода.
  • Для воспитания нравственных основ в детском саду практикуют совместные игры с последующим разбором возникшей конфликтной ситуации, что во время игры возникает постоянно. Помимо прочего, в детском дошкольном учреждении малыши дополнительно учатся делиться, помогать друг другу, распределять какие-либо обязанности (последнее контролируется педагогами).
  • В обязательном порядке в дошкольном учреждении практикуют выполнение личных обязанностей. К примеру, среди дошкольников распределяется дежурство на кухне и в туалете – дети должны следить за состоянием своего участка и своевременно говорить педагогам и помощникам воспитателей о появившейся проблеме. Как правило, дежурные по кухне помогают накрывать на стол, а по туалету следят за состоянием чистоты полов – наличие влаги на кафеле может стать причиной получения травмы.

Представленные действия должны практиковаться и в домашних условиях, поскольку ребенку необходимо показать тот факт, что подобные практики – это норма, а не пожелание и обязанность лишь в стенах дошкольного учреждения. Практические занятия помогут сформировать видение об ответственности и представлении социальных значений, основ, правил.

О роли родителей

Развитие дошкольников происходит в параллели с действиями педагогов детского сада. Причем до 6 лет объяснять, что такое хорошо, в чем отличие добра и зла – бесполезно.

До указанного возраста малыши прямо копируют поведение родителей, лишь уже перед школой можно малышам внушить какие-либо правила и основы морали.

Чтобы не упустить момент духовно-нравственного воспитания, мама и папа вместе и по отдельности должны показывать правильное поведение и разбор на хороших и плохих на собственном примере.

Обратите внимание

Помимо прочего, малышей следует развивать всесторонне – важно водить их на всевозможные кружки, чтобы выбрать наиболее интересные занятия.

 Изучив многочисленные ремесла и виды деятельности, ребенок дошкольного возраста получит колоссальные знания о различных видах деятельности, самостоятельно определит преимущества и недостатки, будет делиться впечатлениями с родителями и друзьями. По мере развития и достижения поставленных задач родители должны всегда поощрять детей.

Развитие дошкольников в большей степени происходит на основании сказок. Сказки в данном случае – это отображение нравственных качеств добрых и злых людей, поэтому кроха на наглядном примере формирует собственное представление о допустимом и запретном поведении.

Задача родителей – на собственном примере, любовью и заботой – помочь дошкольнику сформировать в своем сознании собственные ценности.

По факту развития и проведения занятий, каких-либо объяснений, эти ценности должны удовлетворять основам морали, духовно-нравственному воспитанию общественности.

Если ребенок решил идти в разрез с сознанием и принципами норм морали, необходимо правильно и аккуратно скорректировать его поведение и мысли. Но здесь следует повториться, что все должно происходить на собственном примере.

Работа с дошкольниками по возрасту

Воспитание нравственных качеств зависит от его возраста. Нельзя «давить» на малыша в объяснении какого-либо вопроса, если он еще не дорос до его полноценного и осознанного восприятия.

Если педагоги дошкольного учреждения знают в точности, в каком возрасте следует использовать определенного рода приемы, то родителям будет гораздо сложнее в этом вопросе.

Поэтому им следует заучить следующее:

  • Крохи младше трех лет в обязательном порядке должны играть в коллективе – стараться участвовать в общих играх. Взрослые должны лишь помочь в сформировании мнения и убеждения в том, что находиться среди сверстников – это интересно и полезно. Поэтому родители должны водить малыша на всевозможные детские мероприятия, дополнительные занятия, просто приводить его в песочницу или на детскую площадку.
  • Дополнительно малышей учат благодарить людей за добро и избегать злого поведения со стороны окружающих. Малыш должен вежливо общаться с ровесниками и взрослыми, обращаться на Вы и стараться называть по имени и отчеству педагогов в центрах развития или в садике.
  • С 4 лет дошкольникам рассказывают о чувстве жалости, отзывчивости, стараются поручать им несложные задания, за выполнение которых обязательно хвалят.
  • Благодаря правильному воспитанию к 5 годам ребенок уже знает, что врать плохо, следует помогать пожилым и беспомощным, беречь животных и растения, памятники культуры.
Читайте также:  Популярные настольные игры для всей семьи

В процессе занятий с малышом родителям необходимо помнить, что в таком малом возрасте дошкольники не могут контролировать собственное поведение, а значит, все их поступки осуществляются искренне и на уровне эмоционального всплеска.

При условии, что дети копируют поведение своих родителей, подражают их манерам, родители должны помнить, что им самим необходимо позаботиться о развитии у себя нравственных качеств.

Так, взрослые мама и папа должны начать ценить простые события, происходящие в жизни их семьи, стараться показывать свой положительный настрой на планирование будущего, с достоинством выходить из нелицеприятных ситуаций. Малыши будут подражать своим родителям, а значит, будут стоять на верном пути в формировании собственных ценностей.

О духовно-нравственном формировании можно говорить долго. Главное в представленном вопросе – это руководствоваться собственными ценностями, правилами и нормами социального общества, самим соответствовать заданным требованиям. Тогда малышу будет легче найти себя в обществе, занять правильную позицию, отвечающую морали и закону.

Источник: https://nach-shkola.ru/duhovno-nravstvennoe-vospitanie.html

Роль духовно-нравственного воспитания в развитии детей дошкольного возраста

Маланка Р.И., воспитатель МБДОУ №7

детский сад «Росинка» г.Коломна

Безкровная И.В., старший преподаватель кафедры психологического образования ГОУ ВО МО «ГСГУ» г. Коломна

РОЛЬ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В

РАЗВИТИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

«Просвещение приносит благие плоды обществу тогда,

когда основание ему служит вера.

Свет одного научного образования, без света христианской

истины, что свет луны без солнца свет холодный и

безжизненный, он только будет скользить по

поверхности, не проникая вовнутрь,

и никогда не будет в состоянии согреть, оживить ».

Святитель Филарет Московский

Создать систему духовно-нравственного воспитания искусственно не возможно. Само это воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе жизни.

Поэтому построение системы духовно–нравственного воспитания предполагает возрождение в современном российском обществе полноты православной жизни, а в образовании – восстановление системы традиционных духовно- нравственных ценностей, традиционного содержания образования, системы традиционных отношений между педагогами и детьми.

Духовно–нравственного воспитание обеспечивает формирование целостной личности человека и направлено на формирование ее конструктивных отношений с миром, людьми и собою. Только при осуществлении духовно–нравственного воспитания становится возможным целостное развитие личности ребенка – дошкольника.[1]

Важно

В настоящее время специалистами отмечается снижение многих показателей качества жизни современных детей, в том числе и дошкольного возраста, их телесного, психического и духовного здоровья.

Искажения развития личности особенно опасны в дошкольном возрасте, когда закладывается способность различать «добро» и «зло», складываются нравственные эталоны, постигается духовная культура своего народа.

Оказавшись без должного воспитания, в отрыве от отечественной культурной среды высшие сферы личности ребенка – дошкольника, его мировоззрение заполняются суррогатным содержанием виртуального мира, заблуждениями воспитанных в атеизме и мистикой.

Внутреннее стремление души каждого человека к нравственному, духовному развитию не находит такового в российских образовательных учреждениях – это часто приводит нашу молодежь в разные секты, к псевдоапостолам, развращая и убивая нравственность.

Эта опасность усиливается тяжелейшим духовно–нравственным кризисом, который переживает современное российское общество.

Преодоление этого кризиса и в жизни общества, и в жизни отдельных людей, формирование подлинно нравственных граждан, возможно только при восстановлении подлинных духовных основ бытия нашего общества, его нравственности.

В настоящее время крайне важно как можно скорее создать нормально функционирующую систему духовного–нравственного воспитания в государственных и муниципальных дошкольных образовательных учреждениях, систему, построенную на ценностях традиционной культуры, отвечающую потребностям развития человека личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно (психически) и духовно здорового человека.

На протяжении многих веков православие формировало духовность русских людей, определяло идеалы и традиции их жизни. Влияние христианства на духовный мир русских людей было столь велико, что побуждало их во славу Христа к служению людям и к совершению великих подвигов ради своего Любимого Отечества.

Стоит сказать об этом несколько подробнее.

Совет

Патриотизм – любовь к отечеству – ее народу, культуре, языку, природе и историческим корням, готовность служить отечеству, укреплять, развивать и защищать его.

Христианский патриотизм заключает исполнение заповеди любви к ближнему, то есть любви к жителям своей страны как наиболее близким людям.

Святитель Филарет Московский говорил: «Худой гражданин земного отечества и небесного недостоин».

Главная задача современных родителей и педагогов состоит в том, чтобы с ранних лет объяснять детям, что чувство патриотизма ни в коем случае нельзя смешивать с чувством враждебности к другим народам. Патриотизм в этом смысле созвучен Православию.

Одна из самых главных заповедей христианства: не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе. Или как это звучит в православном вероучении словами Серафима Саровского: «Спасись сам, стяжи мирен дух, и тысячи вокруг тебя спасутся». То же самое патриотизм. Не разрушай у других, а созидай у себя.

Тогда и другие будут относиться к тебе с уважением.

«Одним из таких важных дел в истории страны было и остается защита Отечества. Именно в такие моменты – во время военного лихолетья – обращаются многие люди к Богу. И Он не оставляет своею милостью защитников нашей православной Родины, выдвинув в ранг высочайшего гражданского и духовного подвига ратное служение своему народу…». [2]

Возрождение духовно-нравственного воспитания это шаг к возрождению России. В. А. Сухомлинский говорит: «Нельзя пробудить чувство Родины без восприятия и переживания окружающего мира. Пусть в сердце малыша на всю жизнь останутся воспоминания о маленьком уголке далекого детства. Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины».[1]

Особое значение здесь имеют примеры из житий святых, которые защищали родную землю.

Например, святой князь Александр Невский, который всю свою жизнь отдал на защиту Родины и православной веры, забывая о самом себе. Русский народ почитает его как защитника нашей земли.

Обратите внимание

Неслучайно во время Великой Отечественной войны был учрежден орден Александра Невского, которым награждали командиров за одержанные в боях победы.

Подтверждением единения небесных сил в деле покровительства нашему народу и воинству стали многочисленные и любимые народом иконы. “Образ христолюбивого воинства” живописует 12 воинов-христиан, прославляемых нашей Церковью. В разное время они жили на Руси, но каждый из них много сделал для собирания, защиты и процветания нашей православной родины.

На конкретных случаях, фактах из жизни преподобных воинов необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято называть «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. Они должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости.

Но никакие знания не дадут положительного результата, если взрослый сам не будет восторгаться своей страной, своим народом, своим городом.

Именно нравственно-патриотическое воспитание является одним из важнейших элементов общественного сознания. Формирование личности ребёнка невозможно без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям.

Подводя итоги, хочется подчеркнуть, что ребёнку важно прививать не просто чувство патриотизма, а именно христианскую любовь к своему краю, к его народу, развивать духовные ценности у детей.

Святой праведный Иоанн Кронштадтский как-то сказал: «Помните, что Отечество земное с его Церковью есть преддверие Отечества небесного, потому любите его горячо и будьте готовы душу свою за него положить».

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

Важно

1. Бондаревская Е.В.- Феноменологический анализ современных концепций воспитания //Теоретико-методологические проблемы современного воспитания: Сб. науч. тр / Под ред. Н.К. Сергеева, Н.М. Борытко -Волгоград :Перемена , 2004

2. Видякова З. В. Педагогика и антропология в учении Святителя Тихоного Задонского .-Пересвет, 2004

Источник: https://multiurok.ru/files/rol-dukhovno-nravstviennogho-vospitaniia-v-razviti.html

Духовно-нравственное воспитание дошкольников

Задача заботливых родителей – не только вырастить ребенка, но и заложить основы духовно-нравственного воспитания. В современных условиях, когда на ребенка обрушивается поток различной информации через телевизор, интернет и улицу, актуальность духовно-нравственного воспитания дошкольников возрастает.

Духовно-нравственное воспитание детей формирует личность, влияет на все стороны взаимоотношений человека с миром.

Сложно недооценить роль духовно-нравственного воспитания. Ведь азы нравственного воспитания, усвоенные с детства, лежат в основе всех дальнейших поступков человека, формируют облик его личности и определяют систему ценностей.

Цель духовно-нравственного воспитания – научить ребенка основам культуры в отношении к людям, обществу, природы и к самому себе, опираясь на общечеловеческие духовно-нравственные ценности.

Каковы задачи духовно-нравственного воспитания?

Заложить ребенку базовые представления о добре и зле, воспитать уважение к окружающим и помочь вырастить достойного члена общества.

Психологи отмечают, что дети, которые усвоили такие понятия как дружба, справедливость, доброта и любовь, имеют более высокий уровень эмоционального развития. Также они испытывают меньше проблем в общении с окружающими и устойчивее переносят различные стрессовые ситуации.

Поэтому очень важно чтобы родители начинали закладывать ребенку основы духовно-нравственного воспитания еще в семье. В дошкольном возрасте ребенок больше всего восприимчив к усвоению простых истин, которые потом будут определять его поступки.

Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей

На духовно-нравственное воспитание младших дошкольников, в первую очередь, оказывает влияние семья. Нормы и принципы поведения внутри нее, впитываются ребенком и воспринимаются как общепринятый эталон. На основе примеров родителей, ребенок складывает свое представление о том, что хорошо, а что плохо.

Совет

До 6 лет ребенок полностью копирует своих родителей. Бесполезно призывать ребенка придерживаться высоких идеалов, если вы сами далеки от них. Подайте пример, начните жить так, как хотели бы, чтобы жили ваши дети.

На пути духовно-нравственного воспитания дошкольников хорошим подспорьем может стать самообразование. Всесторонне развивайте малыша, обсуждайте поступки других людей, поощряйте его за хорошие дела.

Один из самых эффективных и проверенных методов духовно-нравственного воспитания дошкольников, является сказка. Образность и конкретность помогает малышам разобраться с тем, какое поведение допустимо, а какое – нет.

Любите своих детей, уделяйте им достаточно внимания. Это поможет ребенку набраться сил, веры в себя. Нельзя недооценивать значения духовно-нравственного воспитание для дошкольников. Помогите малышу сформировать свою систему ценностей, чтобы он ясно понимал какие поступки хорошие, а какие недопустимы.

Духовно-нравственное воспитание продолжается на протяжении всей жизни, но определяющее значении в становлении базовых нравственных принципов принадлежит семье.

Источник: https://womanadvice.ru/duhovno-nravstvennoe-vospitanie-doshkolnikov

Ссылка на основную публикацию