Подробно о возрастных особенностях развития детей 5–6 лет

Основные психологические особенности детей 5-6 лет :

К дошкольному возрасту у ребенка формируется определенный кругозор и появляется база навыков.

Он уже может адекватно оценивать свои действия и окружающих людей, также может дать самооценку своей внешности, характеру и поведению.

Все умения для жизнедеятельности у него уже развиты, родителю остается подкорректировать их перед вступлением в новую жизнь. Чтобы не навредить ему, требуется учитывать психологические навыки детей 5-6 лет.

Потребность в общении

Основная потребность ребенка в этом возрасте – это общение со сверстниками и взрослыми людьми. Делает он это с помощью речи и специальных жестов. Категорически не рекомендуется его игнорировать, так как это может негативно отразиться на его дальнейшем развитии. Выделяют такую возрастную психологическую особенность для детей 5-6 лет, как «почемучка».

Ребенка начинает интересовать все вокруг, он задает родителям самые разнообразные вопросы и желает получить максимально подробный ответ на них. Многие мамы и папы ввиду своей занятости ругают ребенка и просят не спрашивать всякие глупости. Стоит учесть, что именно на этом этапе у него развивается воображение, память, внимание, мышление и восприятие.

Своим неверным действием можно нарушить этот естественный процесс.

Развитие логических способностей

Родители ребенка, который достиг дошкольного возраста, начали замечать, что его общение заметно изменилось. Он стал уже не просто однотипно отвечать на поставленные вопросы, а начинает размышлять и фантазировать.

Это говорит о том, что он достиг той самой стадии, когда активно развивается логическое мышление. Первое, что нужно сделать, – направить возрастную психологическую особенность детей 5 лет в нужное русло.

Сделать это можно в игровой форме:

  • Отлично развивает логическое мышление конструктор. Лучше всего, если в его комплект будут входить различные гаечки, ключи и другие соединительные элементы. Сначала малышу необходимо импровизировать, собирать самостоятельные детали. Затем можно усложнить задачу, предложив ему собрать определенную часть, изображенную на рисунке.
  • Необходимо дать ему две одинаковые картинки и попросить найти между ними несколько отличий. Вероятнее всего, что сначала эта задача покажется для него затруднительной. Постепенно эти навыки начнут улучшаться.
  • Существует множество книг с задачами для этого возраста. Среди детей пользуются популярностью задания, где нужно найти лишний предмет.

Выполняя упражнения с ребенком, родители должны набраться терпения. Помогать им крайне не рекомендуется. Пусть на занятия придется потратить множество времени, главное, чтобы он научился добиваться поставленной цели сам и прекратил ожидать подсказок от старших товарищей.

Занятия на формирование памяти

Уже через 2 года ребенку будет пора идти в первый класс. А это значит, что заботливому родителю уже сейчас пора задуматься о психологических особенностях развития детей 5 лет. В этот период можно активно начинать тренировать его память.

Если это сделать заблаговременно, то будущему школьнику заметно легче будет усваивать материал, входящий в образовательную программу. Уже в 4,5 года можно попробовать провести несложную для него игру. В ряд требуется расставить несколько предметов и попросить ребенка отвернуться на несколько секунд. За это время нужно убрать один из них.

Обратите внимание

Основная задача ребенка – понять, чего не хватает. Постепенно задание можно усложнять, увеличив этот ряд.

Педагоги рекомендуют приучать детей с самого раннего возраста учить стихи и пересказывать литературные произведения. Причем объем текста должен постоянно расти, а его смысловая нагрузка – усложняться.

Ребенок в обществе

Кто такой ребенок? Это индивид, который постоянно находится в контакте с другими личностями. Психологические особенности развития детей 5-6 лет должны заметно отличаться от тех, которые были ранее. Они должны уметь общаться между собой, самостоятельно решать различные опросы и совместно выполнять какие-либо задачи.

К сожалению, в настоящее время многие молодые мамы отказываются водить ребенка в детский сад. Связано это с высоким риском приобретения инфекционных заболеваний.

Соответственно, индивид привыкает к плотному общению с матерью и не воспринимает других людей. В таких случаях рекомендуется записать его на занятия, где бы он мог находиться без родителей.

В противном случае поход в школу станет для него большим стрессом.

Стоит просить ребенка сделать покупку самостоятельно, попросить помощи у постороннего взрослого или занять очередь в поликлинике. Все эти приемы позволяют формировать уверенность в себе.

Грамотное развитие мышления

Очень важной составляющей, определяющей психологические особенности детей 5 лет, является мышление. Помочь добиться успеха в этой области помогут несложные задачки:

  • Наверняка каждому ребенку мама рассказывает сказки. Необязательно делать это полностью. Требуется озвучить определенный отрывок и попросить его продолжить. Основная его задача – придумать последовательность событий.
  • Отличной игрой, способствующей формированию возрастных психологических особенностей детей 6 лет, являются пазлы. Можно самостоятельно разрезать картинку на несколько отдельных частей и попросить ребенка восстановить её.
  • Рекомендуется вместе смотреть с ребенком мультики и размышлять на различные темы, например, почему герой в определенной ситуации поступил именно таким образом.

Способность правильно размышлять также пригодится для обучения в школе, детям будет легче справляться с поставленными задачами.

Особенности воспитания мальчика

Возрастные психологические особенности детей 5 лет различны для юных представителей мужского и женского пола. Когда-то мальчик с любовью и нежностью относился к своей матери, словно не имея возможности прожить без нее ни секунды.

В этом же возрасте он начинает тянуться к отцу. Для него становится интересным все, что он делает: ремонтирует детали, чинит розетки или водит автомобиль.

Главе семейства важно в этот момент не отвернуться от него, показав положительный пример.

Именно в этот период необходимо сформировать в мальчике уважительные черты характера. Следует научить их трепетно относиться к девочкам, подавать им руку при спуске со ступенек, уступать место старшим в общественном транспорте.

Родителям необходимо обратить внимание на общение между собой. Все конфликты лучше отложить на то время, когда дети будут спать. Старшие товарищи станут для будущего мужчины примером, опираясь на него, он аналогично станет выстраивать свои отношения.

Аналитический склад ума

Медицинские специалисты и педагоги, которые длительное время занимались изучением возрастных психологических особенностей детей 5-6 лет, утверждают, что им просто необходимо развитие аналитического склада ума. Это позволяет сформировать мышление, логику и память. В этом возрасте дошкольник должен уметь делать следующее:

  • Считать до десяти в прямом и обратном направлении.
  • Выполнять несложные математические примеры.
  • Знать все геометрические фигуры.

Помимо этого ребенок должен превосходно ориентироваться в окружающем мире. Он должен без труда уметь отвечать на вопрос о том, какое время суток, года и текущий день недели. Для приобретения этих навыков вовсе не обязательно посещать какие-либо курсы, можно сделать и в домашних условиях, используя подручные предметы.

Особенности воспитания девочек

Молодая мама девочки должна придать значение психологическим особенностям ребенка 6 лет. В этом возрасте ей важно понимать, что она, в отличие от мальчиков, должна быть воспитанной, нежной и аккуратной. Сначала следует привить ей любовь к чистоте: необходимо, чтобы вещи всегда были сложены на полочке, уголок убран, а игрушки положены в коробку после каждого использования.

Девочка – это будущая хозяйка и верная помощница для своих родителей. Требуется приглашать её совместно делать уборку, готовить и накрывать на стол. Все эти, казалось бы, сложные задания очень быстро войдут в привычку и станут неотъемлемой частью образа жизни.

Каждая дочка мечтает быть похожей на свою маму, следует стать для неё хорошим примером.

Физические способности

Маленькие дети всегда выглядят мило, у них пухленькие щечки, милые глазки и непосредственная улыбка. К 5 годам жизни черты лица становятся более грубыми, тело крепнет и приобретает совершенно иную форму.

У дошкольников становится лучше координация, появляется резкость и ловкость.

Основные психологические особенности детей 5-6 лет позволяют им быстро принимать решение в спорной ситуации, уметь хитрить и решать сложные задачи.

Все это говорит о том, что людям такой возрастной категории доступны сложные игры: волейбол, футбол, баскетбол и другие. Родитель может отдать свое чадо абсолютно в любую секцию.

Важно

Девочкам рекомендовано посещать танцы или гимнастику, так как эти занятия делают фигуру красивой и женственной.

Мальчиков стоит отдать в бокс, легкую атлетику и в силовую борьбу, подобные занятия научат их постоять за себя.

При выборе спортивной секции стоит учитывать психологические особенности детей 5-6 лет. Лучше чтобы они имели любительский характер. Профессиональные занятия могут вызвать у подрастающего ребенка большой стресс и навсегда отобьют желание продолжать их посещение.

Советы родителям

Психологические особенности развития детей 5 лет – это очень тонкая грань отношения между родителями и ребятами. Нарушив её, можно заметно навредить душевному состоянию подрастающей личности. Чтобы этого не допустить, нужно соответствовать следующим правилам:

  • Именно в этом возрасте должно быть сформировано доверие между двумя поколениями. Необходимо, чтобы ребенок не стеснялся рассказать о своей проблеме, а родитель сумел его выслушать и дать дельный совет. В противном случае эта нить может оборваться, а восстановить её в дальнейшем будет практически невозможно.
  • Дошкольник может задавать вопросы из самых различных областей. Нужно научиться правильно реагировать на них и давать адекватный ответ. Любые насмешки приведут к тому, что малыш замкнется в себе.
  • У ребенка в этом возрасте появляются свои мечты, цели, планы на будущее. Категорически не рекомендуется говорить, что у него это не получится. Психологически особенности детей 5-6 лет не приемлют любую критику, напротив, нужно внушать уверенность в собственных силах.

Многие родители стремятся раньше положенного времени отдать своего ребенка в школу, а педагоги любезно помогают им разрешить этот вопрос. Готов ли ребенок в этом возрасте к школе? Ответ на этот вопрос могут дать только близкие ему люди, оценив степень усидчивости.

Заключение

Изучая вопрос о психологических особенностях детей 5-6 лет, следует помнить, что каждый ребенок – это индивидуальная личность, и развивается она абсолютно иным способом. Если соседский сын отлично знает английский язык, это вовсе не говорит о том, что в срочном порядке нужно искать соответствующего педагога. Возможно, есть другие сферы, в которых превосходит именно ваш ребенок.

Источник: https://www.syl.ru/article/346250/osnovnyie-psihologicheskie-osobennosti-detey—let

Важные этапы развития детей 5-6 лет

Ваш малыш уже достаточно вырос, чтобы осознавать связи между людьми, причины тех или иных действий. У него хорошо развиты воображение и логика.

В этом возрасте дети делают первые выводы об устройстве мира, у них появляется понятие о морали, правилах поведения. Возрастные особенности детей 5-6 лет очень отличают их от младших детей.

Всего за 1-1,5 года ребенок сделал огромный скачок в своем психическом, эмоциональном и физическом развитии.

Перед вами все еще малыш, но очень скоро он пойдет в школу. Тогда его мир изменится еще раз — это первый шаг к взрослой жизни.

Родителям нужно правильно вести себя с детьми, ведь именно в этот период закладываются понятия об этике, морали, взаимоотношениях между мужчиной и женщиной. Приготовьтесь к большому количеству вопросов.

Ребенку все интересно узнать, ведь мир только начал открывать для него свои двери.

Мир вокруг

Их интересует все: космос, динозавры, почему зеленые листья превращаются в желтые, как готовить тесто, когда уже можно будет пойти в школу. Многие родители не поспевают за темпами взросления ребенка. Еще 2 года назад это был малыш, который без мамы не мог даже покушать, а теперь он уже знает, как пользоваться телевизором, микроволновой, рассуждает на своем детском языке о мире.

В этот период родителям необходимо приложить все усилия для эмоционального развития детей.

Читайте также:  Упражнения по риторике для детей и правила проведения занятий, советы для родителей

Сейчас ребенок уже способен давать себе отчет о своих действия, ведь если правила морали и этики привиты верно, то для малыша мир делится на доброе и злое, поступки – на хорошие и плохие.

Он способен давать нравственную оценку своим действия – и вашим, кстати, тоже. Не следует ругать ребенка за осуждение ваших действий – лучше объясните ему, что именно вы делаете и зачем.

Приготовьтесь: познание мира невозможно без вопросов. Некоторые из них могут заставить вас смеяться или краснеть. Сейчас ребенок начал понимать некую разницу между мальчиками и девочками.

Физиология, строение тела, отношения — все это будет его живо интересовать. Попробуйте отвечать честно, но не слишком забегайте вперед.

Не ругайте ребенка за любознательность – просто объясните, когда и какие вопросы уместны.

Логика и мышление

Детям 5-6 лет уже легко даются задания на поиск общего признака разных предметом. Причем задания должны становиться сложнее, чем в 4 года, когда общий признак был только один. Теперь уже логическое мышление развито достаточно для того, чтобы отбрасывать малозначимые признаки, концентрируясь на главном. Например, «тест бумажных кружков» теперь точно будет пройден.

Он состоит в том, что ребенку показывают кружки из бумаги — например, 10 белых и 5 черных. На вопрос, каких больше – черных или белых, малыш 3-4 лет ответит, что белых.

А вот на вопрос, больше белых или же бумажных, он тоже ответит, что белых. А в возрасте 5-6 лет уже развитая логика подводит его к правильному ответу. У ребенка формируется абстрактное, или словесно-логическое, мышление.

Дети решают простые логические здания, могут в уме быстро найти решение и ответ.

Совет

Воображение и абстрактная логика тоже шагнули далеко вперед. Как тренинг можно предлагать описать картинку или придумать рассказ по картинке. Ребенок начинает использовать фразы «я думаю…», «мне кажется…», «я уверен…» для описания действий героев на картинке. Следующим заданием для него будет придумать продолжение событий рассказа или все той же картинки.

Если нет проблем с речевым развитием, то рассказ получается эмоциональным и логичным. Малыш уже может дать оценку действиям людей. Не предлагайте ему для описания статичный пейзаж – лучше подойдет сценка из школьной или городской жизни. Так у него будет больше возможностей проявить фантазию.

Простая математика

В 5-6 лет дети должны уметь считать. Простые действия (сложение и вычитание) в пределах десяти — нормальные операции для этого возраста. Покажите им на примерах, что это такое, если сразу не понятно.

Уже пора разбираться в вопросах «сколько?», «который по счету?». Для дошкольников есть специальные развивающие книжки с картинками.

Там через простой пример со множествами можно объяснить, как правильно использовать математику в повседневной жизни.

Дети 5-6 лет уже знают основные фигуры, могут сами их изобразить. Треугольник, ромбик, квадраты, кружки, овалы — простые фигуры, но их названия и вид нужно запомнить. Это сильно поможет в школе. Ребенку будет приятно, когда он обнаружит, что знает что-то из программы пусть даже 1-го класса.

Предложите малышу сосчитать количество предметов или людей, пока вы находитесь в транспорте, в очереди. Это небольшая тренировка, которая весьма полезна. Покажите, как правильно подсчитывать сдачу. Вы можете использовать мелкие монетки для иллюстрации.

Такая игра «в магазин» наглядно поможет научиться считать и делать простые операции. Пусть он сначала покупает, а затем будет продавцом. Сейчас важно, чтобы все игры были не бесцельными, а как можно более насыщенными знаниями и обучали различным навыкам.

Речевое развитие

Если в прошлом малыш получил диагноз «задержка развития речи», то в 5 лет проводится новая проверка у логопеда. Вы выполняли все предписания врача, занимались, читали и говорили? Тогда, если других проблем нет, диагноз, скорее всего, будет снят. Это позволит вам пойти в обычный школьный класс.

У детей без проблем с речью в этом возрасте уже проявляются правильные интонации для выражения чувств, эмоций, переживаний. Он может рассказывать стихи и пересказывать текст с выражением. Это очень важный навык, который будут тренировать в первом классе школы. Вы можете подготовиться сами: читайте с выражением, чтобы показать ребенку, как это делается.

Так, чтобы это было понятно всем, а не только маме. Следите за речью в этот период. В основном дети уже могут разговаривать на все доступные им темы, выражать свое отношение к чему-то.

Обратите внимание

Лучше всего стимулировать разговор, даже в обыденных ситуациях. После просмотра мультика задайте ему пару вопросов: почему герой поступил так или иначе, правильно это или нет, хорошо или плохо.

Поговорите об этом всего 5-10 минут – даже такие короткие беседы будут очень полезны для ребенка.

В возрасте 5-6 лет малыш уже должен правильно называть свои фамилию, имя и отчество, домашний адрес. Часто такие вопрос задают при приеме в школу, да и на случай непредвиденных ситуаций запомнить это не помешает.

Знания о мире и вещах

К 6 годам малыш научился пользоваться телефоном. Он знает свой номер, рабочий мамы и папы, бабушкин домашний. Возможно, созванивается с другом из садика. Разговор по телефону для него естественен. Кроме того, с каждым годом у нас появляется все новая и новая техника.

Теперь дети в 5-6 лет уже умеют пользоваться компьютером, играют в игры. Сейчас допустимая норма — 30-60 минут за компьютером в день. Да, ограничить ребенка сложно, но полезно и необходимо.

Компьютеры, телевизор, планшет могут серьезно испортить зрение малыша – поберегите глаза для уроков.

Нельзя совсем лишать ребенка взаимодействия с техническим миром. Он должен идти в ногу со временем –даже если у вас другие взгляды. Не запрещайте ему смотреть телевизор или пользоваться компьютером — позднее малыш может почувствовать себя из-за этого изгоем в школе. Другое дело, что и телевизор, и компьютер – все должно быть в меру.

Такие простые навыки, как завязывание шнурков и чистка зубов, уже вошли в нормальный режим. Ребенку даже приятно, что наконец-то такие вещи он делает сам.

Не стоит падать на колени и завязывать шнурки на улице уже довольно взрослому ребенку. Это теперь смущает его и даже раздражает.

Он теперь одевается и причесывается сам, а девочки уже умеют делать некоторые прически, причем эта тема их очень интересует.

Важно знать

Сейчас это еще маленький ребенок, которому нужны советы, помощь и защита взрослых. Но уже пора научить его, как он должен действовать в разных ситуациях. Например, как переходить дорогу, пользоваться светофором. Скажите, что пока еще вы будете переходить все дороги вместе, держа его за руку, но малыш должен быть готов сделать это сам и понимать элементарные правила безопасности.

Скорее всего, вы уже научили его обращаться к взрослым по имени и отчеству. Теперь расширьте эти знания: прорепетируйте его разговор в магазине с продавщицей, в школе с учителем.

Или вопрос прохожему: например, как спросить, сколько сейчас времени. Все эти вопросы могут встретиться на собеседовании в школу.

Важно

Даже обычные школы проводят небольшую беседу, чтобы определить уровень развития малыша.

Этот возраст позволяет научить ребенка быть более самостоятельным. Если он останется в квартире один на какое-то время, то сможет вести себя нормально, знает, какие вещи можно брать, а какие нет. Конечно, психологи не советуют оставлять малыша 5 лет одного надолго, но ситуации бывают разные.

Игры и игрушки

Игры становятся долгими. Теперь девочки играют с куклами, а мальчики выбирают «мужские» игры: машинки, солдатики. Их не всегда можно посадить играть вместе, ведь интересы уже стали разными.

Девочек больше волнует семья, забота о детях, а у мальчиков эти темы интереса не вызывают.

Они даже отказываются вести совместные игры — отныне и до определенного возраста дети будут предпочитать общаться и дружить по гендерному признаку.

Их игры становятся более сложными. Здесь есть диалоги, проблемы и попытки их решить. Разыгрываются сцены из мультфильмов и сказок, придумываются собственные сценарии. Конечно, у девочек присутствует тема любви, свадьбы, возможно, спасения невесты от опасности. Сейчас складывается понятие о том, каким должен быть мужчина и какой — женщина.

Дети редко пускают взрослых в свои игры, ведь это их личный мир, который действует только по их правилам. Места для вашей инициативы может не оказаться. Стремитесь развивать воображение — покупайте разные игрушки.

Сегодня много говорящих, танцующих кукол. Придумывать ничего не нужно — это за вас сделал производитель. Такие игрушки тоже должны быть, почему бы и нет? Говорящая кукла, которая танцует, ходит, смеется — очень интересный персонаж.

Но все же лучше создавать сказку своими руками.

Родителям важно знать

Пять-шесть лет – это период, когда ребенка все интересует. Физиологические процессы в организме, различия между мальчиками и девочками на некоторое время станут важной темой разговоров. Лучше продумайте этот разговор и обсудите все.

Поймите, что дети совсем не хотят ставить вас в неловкое положение или оскорблять — они лишь хотят все понять. Вам не обязательно знать все, но этично объяснить — именно ваша задача. Учитель в школе не станет уделять этому особого внимания.

Совет

Как известно, некоторые вещи лучше узнать дома от мамы и папы, чем прочитать на заборе.

Могут появиться вопросы о жизни и смерти. Отвечайте на них пока что в соответствии со своей религией. Так проще на данный момент объяснить эти сложные вещи ребенку. Пока малыш не столкнулся со смертью (родственника, друга, животного), эта тема будет для него сродни сказке. Потом же обязательно придется говорить серьезнее.

Очень скоро этот период закончится и ваш малыш повзрослеет, но именно сейчас вы сформируете у него понятие о том, как быть девочкой или мальчиком, как вести себя, как относиться к своему телу.

Можно заложить у ребенка или правильное видение себя, или же массу комплексов. Сейчас активно развивается его психика, а также складывается мнение о себе, взгляд на себя со стороны.

Помогите малышу правильно понять, кто он.

Вы можете понемногу давать больше самостоятельности своему сыну или дочке, привлекать их к домашним обязанностям: предложите им помыть за собой тарелку, порезать что-то, убраться в своей комнате.

Общение с близкими поможет малышу расширить круг интересов. Пока еще для ребенка на первом месте остаются личные интересы.

Постепенно нужно уводить его от этой мысли, показывая, что можно, а что нельзя, объясняя, что нужно думать не только о себе, но и о других.

Источник: https://rebenkoved.ru/razvitie-rebyonka/doshkolnoe/6/vazhnye-etapy-razvitiya-detej-5-6-let.html

Возрастные особенности развития ребенка от 5 -ти до 6-ти лет

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ОТ 5 -ти  ДО 6-ти  ЛЕТ

Возраст 5-6 лет это старший дошкольный возраст. Он является очень важным возрастом в развитии познавательной сферы ребенка, интеллектуальной и личностной.

Его можно назвать базовым возрастом, когда в ребенке закладываются многие личностные аспекты, прорабатываются все моменты становления «Я» позиции. Именно 90% закладки всех черт личности ребенка закладывается в возрасте 5-6 лет.

Очень важный возраст, когда мы можем понять, каким будет человек в будущем.

На шестом году жизни в физическом развитии детей происходят существенные изменения. Масса тела ребенка увеличивается примерно на 200 г в месяц, длина тела — на 0,5 см. К 6 годам рост детей достигает в среднем 116 см, масса тела — 21,5 кг, окружность грудной клетки — 56-57 см.

Читайте также:  Как выполняется артикуляционная гимнастика для детей 3—7 лет

Возрастает роль коры головного мозга в регуляции поведения детей. Совершенствуются процессы высшей нервной деятельности. Значительно увеличивается подвижность детей, они успешно овладевают основными движениями.

 Разнообразнее и богаче становятся содержание и формы детской деятельности. В сюжетно-ролевых играх дети отображают события общественной жизни, часто далеко выходящие за рамки их личного опыта. В совместных играх формируется система взаимоотношений между детьми, их взаимные привязанности, симпатии и антипатии.

 Наряду с игрой продолжают развиваться продуктивные виды деятельности. В рисунках, постройках дети воплощают свои замыслы, доводят их до конца. Возникают устойчивые, сложные и расчлененные композиции.

 Впервые в этом возрасте существенную роль начинают играть элементы таких видов деятельности, как труд и учение. Дети способны систематически выполнять посильные трудовые обязанности. Более значимыми становятся общественные мотивы труда, которые выражаются в стремлении сделать полезное для других.

 В этом возрасте у детей существенно повышается уровень произвольного управления своим поведением. Это положительно отражается на всех сторонах их развития.

 Особенно важное значение имеет управление своим поведением для образования предпосылок учебной деятельности. Дети шестого года жизни понимают смысл задачи, поставленной воспитателем, самостоятельно выполняют указания, направленные на способ выполнения задания. На этой основе шире становятся возможности обучения.

 Умение управлять своим поведением оказывает воздействие на внимание, память, мышление ребенка. Внимание становится более устойчивым, возникает способность произвольного запоминания.

Заучивая стихи, тексты, считалки, дети намеренно их повторяют.

Обратите внимание

Развитию произвольного запоминания способствует значимость материала для практической деятельности (запомнить что-либо для игры, для передачи поручения воспитателя, для выполнения требований взрослого и т. п.).

 Под влиянием наблюдений за окружающим и направленного сенсорного воспитания происходит совершенствование восприятия. На шестом году жизни дети оценивают не только свойства предметов, но и разновидности этих свойств.

Они чувствуют характер, настроение произведений литературы, музыки и изобразительного искусства, различают их жанровые особенности, форму, выразительно-изобразительные средства (выразительность интонации, образные слова и выражения, темп, ритм, динамику, тембр, композицию, цвет).

 Существенные сдвиги происходят в умении ориентироваться в пространстве. Дети уверенно определяют направление в пространстве, взаимное расположение предметов в обозримых пространственных ситуациях; замечают изменения в оформлении и оборудовании помещений.

Усваиваются представления о времени суток («вчера», «сегодня», «завтра»), о последовательности времен года.

Восприятие приобретает более целенаправленный характер, чем у  младших дошкольников: дети могут рассматривать предмет, изображение, последовательно обращая внимание на те стороны, которые указываются воспитателем.

 На шестом году жизни интенсивно развиваются высшие формы наглядно-образного мышления, на основе которых становится возможным формирование обобщенных знаний.

Дети начинают не только выделять общие свойства предметов и явлений, но и устанавливать простые зависимости между ними (например, отношения последовательности явлений во времени, равенства и неравенства совокупностей, взаимного расположения предметов в пространстве, отношение части и целого и т. д.). Учатся рассуждать о наблюдаемых фактах, строить элементарные умозаключения.

 У детей продолжают совершенствоваться все стороны речи: чище становится произношение (большинство из них правильно произносят все звуки родного языка), более развернутыми становятся фразы.

Дети овладевают грамматическим строем и пользуются им достаточно свободно, расширяется их словарный запас.

Высказывания их постепенно приобретают более связный характер, дети способны составлять небольшие сюжетные рассказы.

 Преобладающей формой общения ребенка со взрослыми становится личностное общение, направленное на достижение взаимопонимания, получение от взрослого оценки свойств и качеств собственной личности.

На основе более сложных форм общения со взрослыми, участия в различных видах совместной деятельности, взаимопомощи в играх и занятиях, выполнения простейших обязанностей у детей происходит дальнейшее развитие чувств, волевых и моральных качеств.

Важно

 Взаимоотношения ребенка с другими детьми основываются на более прочных взаимных привязанностях, характеризуются большей устойчивостью; типично возникновение небольших групп детей (2-3 ребенка), испытывающих друг к другу симпатию и постоянно играющих вместе; в то же время дети становятся более критичными в оценке сверстников. Наряду с укреплением дружеских отношений между отдельными детьми возникает привязанность к своей группе, складываются простейшие формы групповой солидарности.

На шестом году жизни дети постепенно овладевают непосредственными эмоциями, возникающими под влиянием конкретной ситуации.

Они начинают сдерживать чувства и пользоваться общепринятыми формами их выражения (жестом, позой, движением, взглядом, мимикой, интонацией голоса и т. п.).

Развивается волевая сфера ребенка: становится возможным ограничение своих желаний, постановка определенных целей, преодоление препятствий, стоящих на пути достижения этих целей, правильная оценка результатов собственных действий.

В 5-6 лет ребенок как губка впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что ребенок в этом возрасте запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни. В этом возрасте ребенку интересно все, что связано с окружающим миром, расширением его кругозора.

Лучшим способом получить именно научную информацию является чтение детской энциклопедии, в которой четко, научно, доступным языком, ребенку описывается любая информация об окружающем мире.

Ребенок получит представление о космосе, древнем мире, человеческом теле, животных и растениях, странах, изобретениях и о многом другом.

Этот период называют сензитивным для развития всех познавательных процессов: внимания, восприятия, мышления, памяти, воображения. Для развития всех этих аспектов усложняется игровой материал, он становится логическим, интеллектуальным, когда ребенку приходится думать и рассуждать.

Хорошо играть в словесные игры, так как ребенок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (начало, середина, конец слова).

Конструктор хорошо развивает логическое мышление. Здесь важным моментом является складывание по схеме – образцу, начиная с простых узоров. Кубики, различные головоломки, мозаику необходимо выкладывать по картинке, ориентируясь на цвет, форму, величину.

Развивают все анализаторы – зрительные, логические, словесные – различные логические таблицы. Все задания, построенные на видовой, тематической классификации заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребенка.

Например, игра «Четвертый лишний» – на картинках изображены различные предметы, например автобус, грузовик, троллейбус и трамвай. Из четырех предметов один – лишний. Ребенок должен подумать и выбрать этот лишний предмет и сказать, почему он лишний.

Ребенок еще должен одним словом назвать оставшиеся три предмета (в нашем случае, пассажирский транспорт). И таких картинок, объединенных в группу по общему признаку, может быть великое множество.

Ребенок должен иметь широкий кругозор, уметь анализировать ситуацию и объяснить, аргументировать свой выбор.

«Разложи по порядку». Предлагается ряд иллюстраций, связанных одной темой, но разложенных неверно. Ребенок должен определить, какая из иллюстраций изображает произошедшее раньше или позже – то есть разложить по порядку. Здесь ребенок должен увидеть последовательность, проследить логическую закономерность и обосновать.

«Кто наблюдательнее». Ребенку дается таблица-упражнение на память, где могут быть нарисованы предметы и их схематичное изображение – символы. Дается некоторое время на запоминание, затем ребенок должен вспомнить последовательность и воспроизвести табличку так, как должно быть.

В таких играх на логику прослеживается и личностный аспект дошкольника. Правильно решив упражнение, ребенок радуется, чувствует уверенность в себе и желание побеждать. Есть дети, которые сдаются, не верят в свои силы и задача родителей, воспитателей, психолога выработать у ребенка стремление победить. Важно, ребенок должен знать, что «Я могу».

Главное, в развитии детей 5-6 лет – это их познавательное развитие, расширение кругозора. И все игры, направленные на это дадут хороший результат. Не отвечайте односложно – «да» или «нет».

Совет

Отвечайте ребенку развернуто, спрашивайте его мнение, заставляйте думать и рассуждать. А почему сейчас зима? Докажи. А почему в лесу нельзя разводить костер. Обоснуй.

У детей много неосознанной информации в голове, порой аккумулировать ее, разложить по полочкам они не могут. И задача взрослых им в этом помочь.

Важным показателем этого возраста 5-6 лет является оценочное отношение ребенка к себе и другим.

Дети могут критически относиться к некоторым своим недостаткам, могут давать личностные характеристики своим сверстникам, подмечать отношения между взрослым и взрослым или взрослым и ребенком. Но родители продолжают оставаться примером для детей.

Если родители несут позитивную информацию, если у ребенка на душе хорошо, нет страха, обиды, тревоги, то любую информацию (личностную и интеллектуальную) можно заложить в ребенка.

Материал подготовила:

Губарева Наталья Викторовна,

педагог-психолог

Источник: https://sad16kalinkovichi.schools.by/pages/vozrastnye-osobennosti-razvitija-rebenka-ot-5-ti-do-6-ti-let

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет

Возрастные особенности развития детей 5-6 лет.

Вашему карапузу уже исполнилось 5 лет? С одной стороны он уже не совсем малыш, а с другой еще и не школьник. Возраст 5-6 лет называют базовым. 90% всех черт личности ребенка закладывается именно в этом возрасте. Уже в 5 лет можно понять, каким будет человек в будущем.

Ребенок 5 лет испытывает огромную потребность в познании окружающего мира и расширении своего кругозора. Он, как губка, впитывает всю познавательную информацию. Научно доказано, что в этом возрасте ребенок способен запомнить столько материала, сколько не запомнит потом никогда в жизни. Детям 5-6 лет интересно все, что связано в окружающим миром. Поэтому чтение ребенку детской энциклопедии, где доступным языком описывается любая информация о нашем мире, — это лучший способ передать научные сведения. Ребенок получит представления о древнем мире, о животных и растениях, о космосе, о странах, о том, как устроен человек и многое другое.
Развитие ребенка 5 лет

В возрасте 5 лет ребенок начинает осознавать себя как личность. Он идентифицирует себя с окружающими. Для него становится важным, какого он пола, как он выглядит, что говорит.

Дети 5 лет не задумываются о завтрашнем дне, им важно то, что происходит здесь и сейчас.  Они на все имеют свое мнение и часто его оспаривают. Взрослым кажется, что дети в этом возрасте очень упрямы и не сговорчивы, но на самом деле они ждут нашей реакции и хотят угодить родителям. Многие дети 5 лет все еще спят днем. В 5 лет ребенок уже самостоятельно чистит зубы, только иногда взрослым нужно напоминать им делать это. В этом возрасте ребенок может самостоятельно купаться, однако родители должны периодически проверять их. Пятилетний ребенок начинает учиться работать в коллективе. В детском саду или на площадке дети могут заниматься общим делом. В 5 лет ребенок хорошо запоминает стихи, песни, небольшие рассказы. В этом возрасте хорошо учить буквы и цифры. Некоторые дети к 5 годам уже могут читать по слогам.

В 5 лет ребенок должен знать времена года, дни недели, части тела, уметь выделять лишние предметы, сортировать объекты, знать некоторые факты о растительном и животном мире.

У детей этого возраста уже очень хорошо развито воображение. Они очень часто без всякого злого умысла что-то сочиняют. Взрослым может казаться, что ребенок их обманывает. Не заостряйте на этом внимание.

Вместо того, чтобы говорить ребенку, что от лжет, лучше сказать, что он фантазирует. Однако, если вы заметили, что ваш малыш лжет, чтобы избежать наказания, объясните, что лучше говорить правду, иначе ложь может привести к плохим последствиям.

В 5-летнем возрасте нужно помогать ребенку заводить друзей, воспитывать в нем терпимость к другим малышам, контролировать проявления агрессии. Ребенок не должен бояться или стесняться подойти к группе детей, завести с ними разговор или начать игру.

Уже в этом возрасте родители должны привить ребенку умение поддержать разговор, попросить и поблагодарить за что-либо.

Питание детей 5 лет

В пятилетнем возрасте ребенок предпочитает знакомые с рождения блюда. К кулинарным новшествам относится часто негативно. Дети в этом возрасте уже чувствуют себя (как им кажется) наравне со взрослыми, поэтому они любят семейные ужины, когда вся семья собирается за одним столом и разговаривает. Ребенок с удовольствием принимает участие в беседе, и, как правило, последним выходит из-за стола.

Читайте также:  Эксперименты со льдом и снегом для дошкольников

Игры и игрушки для детей 5 лет

Основное пространство, окружающее детей 5 лет, это дом и детский сад. В играх дети часто воспроизводят сцены из домашней жизни. Большое значение для развития детей имеют ролевые игры. Они позволяют примерять на себя взрослые роли.

С помощью ролевых игр дети пытаются разобраться в сложных жизненных ситуациях, происходящих в мире родителей, подготовиться к будущей жизни. Дети в своих играх подражают взрослым.

Обратите внимание

Поэтому по тому, как ребенок играет, какие роли на себя примеряет, можно легко определить взаимоотношения в его семье, отношение мамы и папы к другим людям, ценности в семье.

Детям в этом возрасте не обязательно покупать дорогие игрушки, их вполне еще устраивают старые любимые машинки, куклы, домики и гаражи. Им нравится рисовать, лепить, раскрашивать, что-то вырезать, конструировать. Дети 5 лет с удовольствием играют в настольные игры, такие как домино. Любят, когда им читают сказки.

Наказания и поощрения

Как уже говорилось выше, у пятилетнего малыша очень хорошо развита фантазия. Ребенок часто выдает желаемое за действительное. Это нормальный этап в развитии. Ругать ребенка за это не стоит, просто объясните ему, что лучше говорить правду.

Если ребенок совершил нехороший поступок, наказывать нужно сразу, не перенося на потом, иначе позже он не поймет, за что его наказывают. Не ждите, что ребенок исправится после первого наказания.

Дети в 5 лет плохо себя контролируют и могут забывать, что когда-то уже были наказаны за подобное деяние. Если ребенок регулярно расстраивает вас своим поведением, проверьте, достаточно ли он спит, ест, не перегружен ли занятиями.

Не забывайте хвалить ребенка за хорошие поступки и поведение.

Что должен знать и уметь ребенок в 5 лет?

Вашему малышу уже исполнилось 5 лет. Это значит, что появилась хорошая возможность своевременно помочь ребенку развить его интеллект.

К сожалению, некоторые родители недооценивают возможности именно этого возраста, не видят потребности ребенка в новой информации, расширении его кругозора, считая, что впереди еще достаточно времени, и заниматься с малышом рано. Активно заниматься с ребенком начинают только за год до школы, и в результате происходит упущение времени.

Занятия, проходящие в быстром темпе, когда ребенку за короткий период нужно освоить большой объем новой информации, ни к чему хорошему не приводят. У малыша быстро наступает переутомление, что в дальнейшем вызывает негативное отношение к учебе.

С помощью приведенных ниже тестов, вы сможете определить уровень развития своего ребенка, выявить, в каких областях знаний он преуспевает, а какие нуждаются в дополнительном внимании. А главное, вы сможете проверить результат проделанной работы по развитию малыша и подготовить его к следующему этапу получения новых знаний.

Окружающий мир

  • Определять, какое сейчас время года, время суток (утро, день, вечер)?
  • Называть свое имя и фамилию. Знать имя и фамилию своих родителей. Знать название своего города, улицы, номер дома. Знать название столицы своей страны. Знать название нашей планеты.
  • Знать названия основных профессий людей и объяснять, что делают люди тех или иных профессий.
  • Называть времена года, дни недели в правильной последовательности.
  • Отличать домашних животных от диких, садовые растения от полевых.
  • Различать основные цвета (Какого цвета шарик? Показывайте красный, синий, желтый, зеленый). 

Внимание

  • Использование знаний об абстрактных геометрических формах (попросите ребенка назвать окружающие его круглые и квадратные предметы).
  • Находить 5-6 отличий между предметами и между двумя рисунками.
  • Удерживать в поле зрения 8-10 предметов.
  • Повторять узор или движение.

Математика

  • Попросите сосчитать несколько предметов, которых больше, чем десять (сосчитай, сколько здесь кубиков).
  • Попросите разделить круг, квадрат на две и четыре равные части.

Мышление

  • Понимание простейших причинно-следственных отношений (Почему мама стирает одежду? Зачем мама готовит ужин?).
  • Назвать назначение предметов обихода (зачем нужна ложка, чашка, стол, стул, ручка?). Сразу показывайте три предмета или картинки с их изображениями).
  • Находить среди предложенных предметов лишний, объяснять свой выбор.
  • Складывать пазлы без помощи взрослых.
  • Построить из конструктора по образцу любую фигуру.
  • Находить и объяснять отличия между предметами и явлениями (чем отличается лето от осени, троллейбус от автобуса и др.)

Память

  • Запоминать 7-8 картинок.
  • Запоминать детские считалочки (например: «Раз, два, три, четыре, пять, Мы собрались поиграть. К нам сорока прилетела и тебе водить велела») и скороговорки (например: «Белые бараны били в барабаны»).
  • Запоминать не длинные предложения (например: «Катя и Коля рисуют цветными мелками»; «Гриша играл в песочнице ведерком и лопаточкой»).
  • Рассказывать по памяти небольшие рассказы, сказки, стихи, содержание картинок.

Мелкая моторика

  • Разукрашивать рисунки, не выходя за их контуры.
  • Уметь держать в руках карандаш, кисть и изменять направление движения руки в зависимости от формы изображенного предмета.
  • Лепить из пластилина мелкие фигурки.
  • Завязывать узелки на веревке.

Развитие речи

  • Составлять сложные предложения разных видов.
  • Объяснять значение некоторых пословиц (Например: «Без труда не вытащишь и рыбку из пруда»).
  • Составлять рассказы по картинкам.
  • Выразительно рассказывать стихи.
  • Различать гласные и согласные буквы.

Если ребенок без труда отвечает на ваши вопросы и справляется с заданиями, уровень его развития соответствует норме. Если вы видите, что с какими-то заданиями ребенок справляется с трудом, эти области знаний требуют дополнительного внимания. Материал подготовила: педагог-психолог Т.А.Быкова.

Использовались материалы сайта: DetiSochi.ru

Поделитесь с Вашими друзьями:

Источник: http://psihdocs.ru/vozrastnie-osobennosti-razvitiya-detej-5-6-let.html

Возрастные особенности развития детей 5 6 лет

ВОЗРАСТНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ 5 – 6 ЛЕТ

ОСНОВНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ • произвольность психических процессов (восприятия, внимания , памяти) • особенности общения сверстников • дальнейшее развитие игровой деятельности • изменения в образе – Я • освоение мыслительных средств • Развиваются умение обобщать, причинное мышление, воображение, речь • дальнейшее развитие изобразительной деятельности

АНАТОМО-ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ • • Возраст 5 -7 лет называют «периодом первого вытяжения» . За год ребенок может вырасти на 5 -10 см , но у детей шестого года жизни чуть ниже. По средним данным рост ребенка пяти лет составляет около 106 -107 см, масса тела 17 -18 кг.

На протяжении шестого года жизни средняя прибавка массы тела в месяц составляет 200, 0 г, а роста 0, 5 см. На шестом году жизни ребенка совершенствуюстя основные нервные процессы: возбуждение и особенно торможение. Но свойства нервных процессов, особенно подвижность, развиты еще недостаточно. Поэтому ребенок порою медленно реагирует на экстренную просьбу.

Важно

К шести годам у ребенка хорошо развиты крупные мышцы туловища и конечностей, но по-прежнему слабы мелкие мышцы, особенно кистей рук. Позвоночный столб ребенка пяти –семи лет чувствителен к деформирующим воздействиям.

Поэтому необходимо следить за посильностью нагрузок, следить за осанкой ребенка обязательное условие его нормального развития! У детей этого возраста наблюдается и незавершенность строения стопы. Небходимо прислушиваться к жалобам детей на усталость и боль в ногах при ходьбе и стоянии. .

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ • Дети вступили в старший дошкольный возраст. Они впервые начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. • это начало активной подготовки к школе. • это – важнейший период формирования личности.

• У ребенка появляется способность представлять себе и удерживать в сознании цепочку взаимосвязанных событий. Это позволяет ему понимать прошлое и будущее, накапливать знания о росте и развитии в мире живой природы, о процессах изготовления какой-либо вещи, приготовлении блюда и т. п. .

• Ребенок пытается восстановить линию собственной жизни, вспомнить, каким он был маленьким, задает об этом вопросы взрослым: что он ел, как говорил, как спал. • Детей волнуют важнейшие вопросы жизни, они умеют сдерживать чувства и произвольно контролировать свое поведение. Им нужен собеседник, с которым они могли бы обсудить волнующие темы.

Пятилетние дети влюбчивы. Объектом влюбленности может стать человек любого возраста. Вместе с влюбленностью приходит и ревность. Нередко мальчики начинают ревновать свою маму к отцу, а девочка – наоборот. . Это порождает агрессивные выпады.

• Если до сих пор ребенка интересовал преимущественно окружающий мир, то в пять лет к последнему присоединяется интерес к взаимоотношениям людей. Под воздействием этих интересов представления ребенка о «Я» реальном и «Я» идеальном дифференцируются более четко.

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ • • Дети обладают прекрасным «чутьем» на реальное отношение к себе и другим. Они остро чувствуют любую неискренность и перестают доверять человеку, который однажды обнаружил ее. К этому периоду жизни у ребенка накапливается достаточно большой запас знаний, который продолжает пополняться.

Ребенок стремится поделиться своими знаниями и впечатлениями с окружающими, близкими , сверстниками. Развитие произвольности и волевых качеств позволяет ребенку целенаправленно преодолевать определенные трудности, специфичные для дошкольника. Появляется интерес к математике, чтению.

Основываясь на умении представлять что-либо, ребенок может решать простые геометричсские задачи. Ребенок уже может запомнить что-либо целенаправленно. Развивается изобразительная деятельность детей.

Это возраст наибо лее активного рисования Кроме коммуникативной функции речи , ребенок может логически и последовательно выстраивать свои действия и рассказывать об этом. Старший дошкольник способен различать весь спектр человеческих эмоций, у него появляются устойчивые чувства и отношения.

Совет

ФОРМИРУЮТСЯ «ВЫСШИЕ ЧУВСТВА» моральные, интеллектуальные, эстетические К моральным чувствам можно отнести: чувство гордости чувство стыда чувство дружбы

К ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМ ЧУВСТВАМ МОЖНО ОТНЕСТИ любознательность чувство юмора удивление

К ЭСТЕТИЧЕСКИМ ЧУВСТВАМ МОЖНО ОТНЕСТИ чувство прекрасного чувство героического

У РЕБЕНКА НЕОБХОДИМО ФОРМИРОВАТЬ ПРИВЫЧКУ НРАВСТВЕННОГО ПОВЕДЕНИЯ Нравственное развитие старшего дошкольника напрямую зависит от степени участия в нем взрослого, так как именно в общении со взрослым ребенок узнает, осмысливает и интерпретирует нравственные нормы и правила.

На фоне эмоциональной зависимости от оценок взрослого у ребенка развивается притязание на признание, выраженное в стремлении получить одобрение, похвалу, подтвердить свою значимость. • Достаточно часто в этом возрасте у детей появляется такая черта, как лживость, т. е. целенаправленное искажение истины.

Развитию этой черты способствует нарушение детско родительских отношений, когда близкий человек чрезмерной строгостью или негативным отношением блокирует развитие у ребенка позитивного самоощущения, уверенности в своих силах.

И чтобы не потерять доверия взрослого, а часто оградить себя от нападок, ребенок начинает придумывать оправдание своим оплошностям, перекладывать вину на других.

СТАРШИЙ ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ, ЯВЛЯЕТСЯ ОЧЕНЬ ВАЖНЫМ В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ, ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ И ЛИЧНОСТНОЙ СФЕРЫ РЕБЁНКА Закладываются многие личностные аспекты Формируются основные черты характера ребёнка, «Я» позиция.

Уже сейчас можно понять, каким будет человек в будущем. Ребёнок как губка впитывает всю познавательную информацию.

Научно доказано, что в этом возрасте человек запоминает столько материала, сколько он не запомнит потом никогда в жизни.

Обратите внимание

ПРОИСХОДИТ РАЗВИТИЕ ВСЕХ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ: ВНИМАНИЯ, ВОСПРИЯТИЯ, МЫШЛЕНИЯ, ПАМЯТИ, ВООБРАЖЕНИЯ. • Этот период называется сензитивным (особеннно чувствительным) • Для развития используется более усложненный игровой материал(палочки Кюизнера, блоки Дьенеша, кубики Никитина, «Танграм» и др. ), .

• Очень полезно играть с детьми в словесные игры, так как ребёнок уже использует в своей речи синонимы, антонимы, различает гласные и согласные звуки, может определить количество слогов в словах, место звука в слове (в начале, середине, конце слова).

• Хорошо развивает логическое мышление конструктор, кубики, пазлы, различные головоломки, где задания строятся на видовой, тематической классификации, заставляют работать внимание, зрительное восприятие и мышление ребёнка.

Источник: http://present5.com/vozrastnye-osobennosti-razvitiya-detej-5-6-let/

Ссылка на основную публикацию