Роль экологического воспитания в развитии дошкольников

Важность экологического воспитания дошкольника

Яковлева Е. В. Важность экологического воспитания дошкольника [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Москва, ноябрь 2015 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 113-117. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8949/ (дата обращения: 08.02.2019).

Благодаря восприятию прекрасного в природе и искусстве человек открывает прекрасное в самом себе.

В. А. Сухомлинский

Дошкольное детство — начальный этап становления человеческой личности. В этот период закладывается основы личностной культуры.

Главная цель экологического воспитания как средства развития детей дошкольного возраста — формирование начал экологической культуры: правильного отношения ребенка к природе, его окружающей, к себе и людям как к части природы, к вещам и материалам природного происхождения, которыми он пользуется. Такое отношение строится на элементарных знаниях экологического характера.

Обратите внимание

Природа — важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Сколько открытий делает ребенок, общаясь с ней! Неповторимо каждое живое существо, увиденное малышом. Разнообразны и природные материалы (песок, глина, вода, снег и т. д.), с которыми дети так любят играть.

Дошкольники общаются с природой в разное время года — и когда вокруг лежит пушистый белый снег, и когда зацветают сады. Вместе со взрослыми радуются они прохладе воды в летний зной и журчанию лесного ручья, разнотравью лугов, вкусной ягоде и запахам лесов.

Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка. Предметы и явления природы наглядно предстают перед детьми.

Таким образом, малыш непосредственно, с помощью органов чувств, воспринимает многообразие свойств природных объектов: форму, величину, звуки, краски, пространственное положение, движение и т. д.

У него формируются первоначальные конкретные и яркие представления о природе, которые в дальнейшем помогают ему увидеть и понять связи и отношения природных явлений, усвоить новые понятия. Многие связи и отношения между природными явлениями дети познают в процессе наблюдений. Это дает возможность педагогу развивать у воспитанников логическое мышление.

Экологическое образование дошкольников — это не просто дань «модному» направлению в педагогике. Это воспитание в детях способности понимать и любить окружающий мир и бережно относиться к нему.

При ознакомлении детей с природой открываются возможности для эстетического, патриотического, нравственного воспитания.

Общение с природой обогащает духовную сферу человека, способствует формированию положительных моральных качеств.

Важно

Ознакомление дошкольников с природой является важным средством воспитания экологической культуры дошкольников. Без знания природы, и без любви к ней невозможно человеческое существование. Важно закладывать основы экологического воспитания с раннего детства, так как, основные черты личности, закладываются в дошкольном возрасте.

Проблема экологического воспитания дошкольника относится к числу коренных проблем теории воспитания и имеет первостепенное значение для воспитательной работы. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А.

 Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы «вести детей в природу», чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития.

Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания.

Известный специалист в области экологического образования И. Д.

 Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды».

Г. А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического воспитания. Он подчёркивал, что «экологическое воспитание — это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей».

С. Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры — «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всём её многообразии, к людям, охраняющим и созидающим её на основе её богатства материальные и духовные ценности».

В дошкольном возрасте экологическое воспитание только начинается, крупицы экологических знаний, полученные в детстве, помогут ребёнку ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать её, бережно к ней относиться.

Влияние природы на развитие личности ребенка связано с формированием у него определенных знаний о ее объектах и явлениях. Знания о природе помогают малышу ориентироваться в качествах, признаках и свойствах различных предметов.

Совет

Поэтому если говорить о задачах, стоящих перед воспитателем, знакомящим детей с природой, то первой среди них будет формирование у детей элементарной системы знаний.

Система знаний о природе включает знания об ее объектах и явлениях (их признаках, свойствах), а также связях и отношениях между ними.

Знания о природе у детей дошкольного возраста формируются на уровне представлений, в которых отражены существенные, но внешне выраженные признаки, связи и отношения. С усвоением системы знаний связано развитие у детей познавательного отношения к природе. Оно проявляется в любознательности, стремлении узнать как можно больше.

Современная дошкольная педагогика придает большое значение занятиям: они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. Важно также вовлекать детей в практическую деятельность: во дворе детского сада и всего помещениях, дома, во время экскурсий.

Главные аспекты работы педагога с детьми — разнообразие видов деятельности, интегрированный подход в обучении, способствующий формированию не только экологически грамотного, но и всесторонне развитого человека.

Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытал на себе, и знает, что она является источником первых конкретных знаний, которые часто запоминаются на всю жизнь. Дети всегда и везде в той или иной форме соприкасаются с природой.

Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя — все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.

Игры в лесу, на лугу, на берегу озера или реки, сбор грибов, ягод, цветов, уход и наблюдение за животными и растениями дают детям много радостных переживаний.

Ознакомление дошкольников с природой — это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.

Любовь к родной природе воспитывается с раннего возраста. Именно в это время необходимо прививать детям любовь к красоте, гармонии, целесообразности, единству, которые царят в ней.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста — это и нравственное воспитание. Воспитывается гуманное отношение и понимание важности всего живого. Стремление ценить, беречь, защищать природу.

Обратите внимание

Нужно воспитывать в детях заботу о родной природе и её богатствах. Возбуждать симпатии к растениям и животным, раскрывая их свойства, повадки, суть, — один из путей воспитания доброго отношения к ним.

Ребёнок не только должен осознавать, что нельзя разрушать муравейники, убивать лягушек и разорять птичьи гнёзда, топтать и рвать цветы, но и испытывать любовь к муравью, лягушке, цветам и деревьям — ко всему, что его окружает.

Литература:

  1. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М.: 2005.
  2. Зверев Н. А. Экологическое образование и воспитание: узловые вопросы. Экологическое образование: концепции и технологии. М.: Перемена, 1996.
  3. Михайлова З. А., Полякова М. Н., Ивченко Т. А. и др. Образовательная область «Познание». ООО «Издательство «ДЕТСТВО — ПРЕСС», 2012.
  4. Николаева С. Н. Воспитание начал экологической культуры в дошкольном детстве. М.: Новая школа. 1995.

Основные термины (генерируются автоматически): природа, дошкольный возраст, ребенок, экологическое воспитание, знание, родная природа, ознакомление дошкольников, нравственное воспитание, экологическая культура, экологическое образование.

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/184/8949/

Экологическое воспитание

Экологическое воспитание – это не только важнейшая часть воспитательно-образовательной программы школы и ДОУ. Сегодня это важнейшее условие жизни (если не сказать, выживание) человечества на планете, которую мы любовно называем «Земля». Оно не только учит детей вешать кормушки и наблюдать за грозой, но осознавать важность восстановления гармоничных отношений человечества с природой.

Актуальность и понятие экологического воспитания

Свою актуальность проблема экологии приобрела сравнительно недавно, всего лишь в середине прошлого столетия. А именно тогда, когда человек понял, что из хозяина природы он медленно, но верно превращается в паразита на теле своей планеты.

Ресурсы истощены, экологический баланс нарушен – надо срочно что-то делать. И делать надо, потому что риски слишком велики. Риск тут не просто в ухудшении качества жизни, а в самом сохранении жизни населения планеты.

Цели глобальны, ни так ли?

Экология в педагогике

Воспитание детей, это не просто воспитание отдельно взятой личности, но всего поколения в целом. Поколение, которое уже завтра придет на смену нашему, которому предстоит работать над нашими ошибками, справляясь с тем, с чем сегодня не справились мы.

В образовании экологическое воспитание является довольно сложным педагогическим процессом. Сложившаяся ситуация требует от современных школьников роста знаний, умений, навыков, требующихся для роста экологической культуры.

В педагогическом процессе – это не временное явление, но постоянное. Начиная с младших групп дошкольных заведений, эко развитие требуется постоянно, шелковой нитью проходя через начальные, средние, а потом старшие классы.

Понятие «экологическое воспитание»

Хоть само понятие возникло недавно, экологическое воспитание, как вид, появилось много – много веков назад. Можно сказать даже больше – в прошлом любое воспитание и образование было, отчасти, экологическим.

Познавая законы природы, человек отождествлял себя со всем миром, что позволяло ему гармонично вливаться в нее, не нарушая законы, нормы.

После того, как ситуация усугублялась (примерно с 60-х годов XX века) люди заговорили о ценности природы и важности экологического воспитания.

Само понятие это означает «воспитание в гармонии с природой. Не «над» и не «под», а именно в гармонии, внутри ее, как единое целое одного организма – человек и природа.

Роль экологии в воспитания сегодня

Наряду с другими аспектами нравственного воспитания ребенка, оно имеет свои цели и свою роль, а именно – воспитание нравственного, осознанного отношения к природе, что значит еще воспитание доброты и человечности.

Сущность экологического воспитания в формировании определённых знаний:

  • факты о природе;
  • выводы и сведения;
  • знания о взаимоотношениях между человеком и природой;
  • процессы взаимодействий природных объектов.

Составная часть – эстетические чувства, ответственность за природные ресурсы. Именно эти факторы подталкивают человека к контролю своих действий, заставляют его соблюдать осторожность, чтобы не допустить непоправимых действий в адрес окружающей среды.

Экологическое сознание (точнее, его формирование) является целью «эко» образованности детей. Формирование эстетических чувств, ответственности, понимания возможных последствий действий человека, как положительных, так и отрицательных.

Экологическое воспитание, в отличие от других (музыкальное, художественное, физическое) имеет перед собой более глобальные цели. Это уже не воспитание личности, но воспитание поколения, которое обеспечит гармоничное и безопасное существование для себя, своих детей и будущих поколений, которые имеют права прийти на свет в безопасный, гармоничный и удивительный мир.

Источник: https://vospitanie.guru/ekologicheskoe

«Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников»

Как у маленького деревца, еле поднявшегося над землей, заботливый садовник укрепляет корень, от мощности, которого зависит жизнь растения на протяжении нескольких десятилетий, так и воспитатель должен заботиться о воспитании у своих детей чувств безграничной любви к Родине. Воспитание этих качеств начинается с того времени, когда ребенок начинает видеть, познавать, оценивать окружающий мир.

В.А. Сухомлинский

«Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников».

Подготовила

воспитатель группы «Пчелки»

МБДОУ «Детский сад «Жемчужина»

с.Долинное

Киселева Ольга Ивановна

АКТУАЛЬНОСТЬ

экологическое воспитание и образование дошкольников – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение, экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того катастрофического состояния, в котором они прибывают сейчас.

ЦЕЛЬ

воспитать защитников природы, дать им первоначальные экологические знания, научить милосердию, привить им любовь к живому.

ЗАДАЧИ:

  • Научить ребенка воспринимать окружающий мир через понимание закономерностей природных процессов.
  • Установить взаимосвязь с окружающим миром, взаимосвязь природы и человека.
  • Помочь ребенку выработать личностное отношение к окружающему миру.
  • Развивать эстетические чувства, умение видеть и чувствовать красоту природы родного края.
  • Воспитывать у детей желание участвовать в посильном труде по уходу за растениями и животными.

Принципы экологического образования дошкольников

научность

системность

доступность

интеграция

гуманистичность

преемственность

Научность

Доступность

формирование мотивации действий ребенка, развития познавательного интереса, формирование основ его мировоззрения

Крайне важным является принцип доступности материала для ребенка определенного возраста

Гуманистичность

Экологическое воспитание тесно связано с развитием эмоций ребенка, умения сочувствовать, удивляться, сопереживать, заботиться о живых организмах, воспринимать их как братьев по природе, уметь видеть красоту окружающего мира

Интеграция

необходимость экологизации различных видов деятельности ребенка

Преемственность

Дошкольное образование должно иметь тесную связь со всеми ступенями системы образования

Системность

Формирование у ребенка системы знаний и организация системы различных видов детской деятельности

Читайте также:  Почему ваш ребенок начал разговаривать во сне и что делать в этом случае?

При общении ребенка с природой часто возникает противоречие.

Почему же это происходит?

Первое, что я

сделала, это создала

развивающую среду в группе

экологического

направления, где

воспитанники

самостоятельно

познают

окружающий мир,

наблюдая за

объектами и

явлениями природы

Наш природный

уголок

мини-библиотека .

Здесь у нас собраны разнообразные красочные книги, энциклопедии для детей. Литературу известных детских писателей природоведов Пришвина, Бианки использую на занятиях, тематических чтениях. Часто с детьми разучиваем стихи о природе известных наших поэтов А.С. Пушкина, Н.А. Некрасова, И.А. Бунина и других.

Формы работы с родителями

  • Анкетирование, проведение опросов
  • Совместные досуги, праздники, викторины
  • Участие в выставках, смотрах-конкурсах
  • Родительские собрания, консультации
  • Ширмы, экологические стенды
  • Дискуссии, семинары- практикумы, обмен опытом между родителями

ИНФРМАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Поделки с родителями

Как же следует организовать деятельность в разных возрастных группах, чтобы реализовать ее ведущий мотив — воспитание у дошкольников начал экологической культуры — и достичь конкретных целей?

В младшем дошкольном возрасте дети в совместной деятельности являются больше наблюдателями, чем практическими исполнителями, и тем не менее именно в этом возрасте образец взаимодействия с природой имеет решающее значение.

В средней группе воспитатель и дети действуют вместе, хотя приоритет принадлежит взрослому

В старшем дошкольном возрасте самостоятельность детей интенсивно нарастает, становится возможным их дежурство в уголке природы. Взрослый и дети меняются ролями: дети делают все необходимое сами, а воспитатель им помогает.

Всё хорошее в людях — из детства!

Как истоки добра пробудить?

Прикоснуться к природе всем сердцем:

Удивиться, узнать, полюбить!

Мы хотим, чтоб земля расцветала,

И росли, как цветы, малыши,

Чтоб для них экология стала

Не наукой, а частью души!

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ

Источник: https://multiurok.ru/files/rol-pedagoga-v-ekologicheskom-vospitanii-doshkolni.html

Для педагога | ” Роль экологического воспитания в дошкольном возрасте”

Автор: Ашихмина Татьяна Викторовна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение “Детский сад № 171” города Кирова
Населённый пункт: г.

Киров, мкр.Лянгасово
Наименование материала: методическая разработка
Тема: ” Роль экологического воспитания в дошкольном возрасте”
Дата публикации: 03.12.

2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

Ашихмина Т.В.

Из опыта работы.

« Роль экологического воспитания

в дошкольном возрасте»

МКДОУ № 171

– 1 – Мы речь свою ведем о том, Что вся земля – наш общий дом. Наш добрый дом, просторный дом – Мы все с рожденья в нем живем. Еще о том ведем мы речь, Что мы наш дом должны беречь, Давай докажем, что не зря На нас надеется Земля. Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Поэтому я в своей педагогической работе уделяю большое внимание экологическому воспитанию. В результате анализа современных педагогических исследований я поняла: чем раньше, начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные задачи экологической работы воспитателя. При разработке занятий по экологическому воспитанию дошкольников я беру за основу программу Кондратьевой Н.Н. «Мы», так же, частично использую программу Н.А.Рыжовой «Наш дом – природа».

В ходе практической деятельности были выделены следующие задачи:

– формирование у детей умений и навыков по уходу за растениями и животными; – воспитание любовного, заботливого отношения к природе путем систематического, целенаправленного общения с окружающим миром; – формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в практической деятельности; – укрепление дружеских отношений между детьми; – установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами и детьми, их родителями.

Для

успешной

реализации

данных

задач

провожу

следующую

работу:

1.Постоянно обновляю предметно-развивающую среду, которая обеспечивает выработку экологических знаний дошкольников: – организовала в группе «зеленую зону» и живой уголок. Здесь дети получают первые навыки по уходу за растениями и животными, а воспитатель личным примером демонстрирует им правильное отношение к объектам природы. Я предлагаю детям самим здороваться с растениями и говорить им ласковые слова. Обязательно хвалю за выполненные ими операции по уходу, сообщаю родителям, как они хорошо и умело помогают взрослым. – каждый год организую вместе с детьми «Зимний огород на окне». Если на окне круглый год растут цветы, то почему бы не вырасти овощам? Детям предлагаю отгадать загадку: Скинули с Егорушки золотые перышки, Заставил Егорушка плакать без горюшка. Насыпаю в ящик заранее приготовленной питательной земли. Дети самостоятельно раскладывают луковицы на поверхности земли на расстоянии 1см друг от друга и еще засыпают слой земли. Даю детям задания: – поливать лук через 2 дня; – отметить день появления зеленых стрелок лука; Задаю вопрос: «Почему на улице зимой не встретишь зелени, а на окне вырос зеленый лук?» Читаю стихи о работе в уголке природы: За окошком зимний сад, Там листочки в почках спят. И листочки же во сне Размечтались о весне. А у нас… На окне зеленый сад. – 2 Тут листочкам не до сна. Тут уже пришла весна. И.Токмакова. Выращивание лука в комнате может показаться занятием неблагородным, но витамина С, которого так не хватает в конце зимы, в зеленом луке содержится в несколько раз больше, чем в самой луковице. – организовала в группе условия для экспериментирования – мини- лабораторию. В оформлении которой, принимали большое участие дети подготовительной группы. Ребята приносили природный материал, различные камни, лабораторную посуду и др. Итог этой совместной работы – имеется коллекция минералов, металлов, природных ископаемых, гербарии растений, растущих на территории детского сада. Опыт работы показывает: элементарное экспериментирование доступно уже детям раннего и младшего возраста. А дети старшего возраста с удовольствием превращаются в «ученых» и способны найти ответы на трудные вопросы: Как поймать воздух? Зачем растение пьет? Почему не падает дерево? Как расселяются деревья? Материал: Семена тополя, клена, березы. Ход опыта: Взять семена и выпустить их из рук. Вывод: Ветер помогает деревьям расселяться на новые места. Сколько лет дереву? Материал: Спилы дерева, лупа. Ход опыта: Рассмотреть спилы, сосчитать кольца. Определить кольца благоприятных и неблагоприятных лет. Вывод: Число колец на стволе показывает, сколько лет дереву. Согласитесь, эти опыты не требуют сложного оборудования, абсолютно безопасны, просты в проведении, но позволяют познакомить детей с разными явлениями, порой скрытыми от нас. – постоянно обновляю демонстрационный материал, который способствует уточнению и закреплению знаний о природе. («Живые картинки», гербарии, коллекции; картотека пословиц, поговорок, загадок, народных примет о природе. Например, об осени: Загадки: Несу я урожаи, поля вновь засеваю, Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю, Но не касаюсь елочек и сосен . Я… (Осень.) Пришла без красок и без кисти И перекрасила все листья. (Осень.) Сидит – зеленеет, падает – желтеет, Лежит – чернеет. (Листья.) Приметы: Летит паутина – быть осени длинной. Много на рябине ягод – ждать морозов сильных. Пословицы: Весна дает цветы, а осень плоды. DVD диски сериал «Мои веселые зверята»). 2. Осуществляю ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях и в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, играх на участке и в уголке природы). Например, в летний период можно наблюдать за – цветущими культурными или дикорастущими растениями (рассматривание стебля, листьев, цветов, их формы, окраски и т.д.). – насекомыми: бабочками (окраска, своеобразие полета, места приземления); муравьями, жуками, божьими коровками. В течении всего года с детьми подготовительной группы делали совместные зарисовки в календаре природы. 3. Регулярно планирую и провожу тематические прогулки, экскурсии по территории детского сада. Это помогает детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира. Так на экскурсии «Наедине с природой» в осенний период знакомлю детей с птицами, живущими в нашей местности. Провожу дидактическую игру «Узнай дерево по плодам и семенам». Зачитываю поэтические строки, воспевающие красоту природы. Осень. – Осень как понимать? – Значит, лето умчало, и его не догнать. – 3 – Это школы начало, это шорох листвы, Это яркие краски – Все деревья, кусты, Как жар – птицы из сказки. Н.Григорьева. 4. Активно использую развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком. Игры: (Осенний период) Соберите грибы. У водящего завязаны глаза. Дети – грибы ходят по залу. Если попадется «мухомор», дети кричат: «Не бери». Побеждает тот, кто за определенное время «соберет» больше «грибов». Посадите и соберите урожай. Оборудование: 8 обручей, 2 ведра, 4-5 картофелин, 2 лейки. Первый участник «пашет землю» (кладет обручи). Второй участник «сажает картошку» (кладет картошку в обруч). Третий участник «поливает картошку» (обегает каждый обруч с лейкой). Четвертый участник «убирает урожай» (собирает картофель в ведро). Побеждает более быстрая команда. Дети с удовольствием играют в настольные развивающие игры: «Времена года», «В гостях у лешего». 5. Осуществляю интегрированный подход при составлении программ занятий по экологической тематике, т.е. включаю элементы экологических знаний в другие занятия – мир искусства, художественную литературу. 6. Хочу отметить, что моя работа без сотрудничества с родителями была бы менее успешной. Они охотно выполняют мои просьбы, прислушиваются к пожеланиям, в выходные дни вместе с детьми старательно выполняют домашние задания. Среди родителей провожу работу по вопросам экологического воспитания дошкольников, использую различные ее формы: индивидуальные беседы в вечернее время, консультация и доклады на родительских собраниях об экологической обстановке в нашем районе, оформляю тематические папки – передвижки: «Природа – общий дом», «Ребенок и природа» и др. 7. В целях повышения своего профессионального уровня изучаю различные методические подходы к экологическому воспитанию и образованию дошкольников. Использую в своей работе метод проектов. В течении года провела два проекта «Живое семечко», «Наш город самый чистый», где так же были привлечены родители. С их помощью были приобретены емкости под рассаду, почвенная смесь, перчатки, ведерки, пакеты для мусора. В течение всего учебного года на занятиях применяю экологические правила. Детей необходимо приучать смотреть на окружающий мир добрыми глазами, видеть красоту родного края, слушать и уметь понимать пение птиц, шелест берез, скрип снега, звон ручья, прививать любовь ко всему живому. Тогда можно будет надеяться, что ни один выпускник детского сада никогда не разрушит муравейник, не обидит даже самое маленькое живое существо, а полученные уроки дети сохранят на всю жизнь, поймут, запомнят, и будут следовать таким тревожным строкам: Берегите жаворонка в голубом зените, Бабочку на листьях повилики, На тропинке солнечные блики, Ласточку, мелькающую в жите. Берегите Землю! Берегите… М.Дудин Я постаралась объяснить, что экологическое воспитание детей – это увлекательный, важный и нужный труд. Такое дело никогда не будет для меня трудоемким потому, что оно любимое. Со своим опытом работы «Роль экологического воспитания в дошкольном возрасте» я выступала на педагогическом совете в ДОУ. По отзывам коллег, опыт доступе и интересен. Приложение 1 Примерный план работы по экологическому воспитанию. Подготовительная группа. Сентябрь. Занятия. 1. Беседа о насекомых. Цели: – закрепить представления детей о насекомых, учить выделять их главные признаки (членистое строение тела, шесть ног, крылья, усики), формировать знания о том, как насекомые защищаются от врагов. – развивать умение сравнивать, выделять общие и отличительные признаки насекомых. – воспитывать любознательность. 2. Рассматривание и сравнение овощей и фруктов. Цели: – закрепить знание детей о характерных свойствах овощей и фруктов (форма, цвет, вкус, особенности поверхности). – уточнить, кто и где выращивает овощи и фрукты ( на огороде – овощеводы, в саду – садоводы). – развивать умение ребят сравнивать объекты, используя модели (форма, цвет, характер поверхности, рост, вкус, место произрастания – сад, огород).

Читайте также:  Виды продуктивной деятельности дошкольников и формы развития творческих способностей детей

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Наблюдения и опыты. – наблюдение за солнцем (светит ярко, долго). Спросить, как солнце грело летом и как греет теперь. Обратить внимание детей на ежедневный путь солнца. – наблюдения за погодой. Обратить внимание на дующие прохладные ветры, приносящие дожди и пасмурную погоду. – наблюдения за растениями.

Обратить внимание на изменение цвета листьев у березы, тополя, каштана. Показать плоды шиповника, рябины. – наблюдения за насекомыми. Обратить внимание, что их стало меньше, объяснить почему, куда они исчезли. – наблюдения за птицами. Обсудить с детьми, почему птицы улетают.

Опыт. а) Солнце высушивает предметы.

Повесить на солнечном участке кукольное белье, понаблюдать, как быстро оно высохнет; намочить в песочнице песок и понаблюдать, как за время прогулки он высохнет. Беседы: «Наш урожай», «Грибы – друзья или враги?» Труд в природе: В уголке природы: уход за комнатными растениями (полив, удаление пыли, рыхление почвы).

В природе: уборка участка. Заготовка листьев и семян растений (для кормления птиц, для оформления гербария, аппликаций, поделок). Экологические игры: «Съедобное – несъедобное», «Чудесный мешочек» (фрукты – овощи», «Собери урожай». Чтение художественной литературы: Е.Благинина «Рябина», «Осень»; Ю.Тувим «Овощи»; Н.

Павлова «Растения осенью» и др.

В раздел образования

Источник: https://dlyapedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=4099

Экологическое воспитание как фактор всестороннего развития ребёнка в ДОУ

Человек стал человеком, когда услышал шёпот листьев и песню кузнечика,

журчание весеннего ручья и звон серебристых колокольчиков в бездонном летнем небе,

шорох снежинок и завывание вьюги за окном, ласковый плеск воды и торжественную тишину ночи, –

услышал и, затаив дыхание, слушает сотни и тысячи лет чудесную музыку жизни.

В.А. Сухомлинский

Веками человек был потребителем по отношению к природе: он пользовался её дарами, не давая ей ничего взамен и не задумываясь о последствиях. На нашей планете стремительно стали исчезать различные виды животных, растений.

Но так больше не должно продолжаться, иначе человечество погубит свою планету, а вместе с ней и себя.

Важно

Поэтому необходимо с детства воспитывать в детях желание охранять природу от её загрязнения и уничтожения, умение бережно относиться к ней.

И начинать нужно с самых маленьких, потому что каждый взрослый человек, приносящий вред природе, был когда-то ребёнком. Именно в детском возрасте усвоение экологических знаний наиболее продуктивно, так как дети воспринимают природу очень эмоционально, задавая множество вопросов, на которые требуют ответ.

Экологическое воспитание является важнейшим условием гармоничного развития личности. Главная его цель – воспитать в детях любовь к природе, желание стать её защитником, сформировать экологические знания, умение бережно распоряжаться её богатством.

В нашей группе проводится большая работа по экологическому воспитанию дошкольников. Для решения задач экологического воспитания руководствуемся программой «Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада», разработанной И.Л. Саво.

Особое внимание в своей работе уделяем проектной деятельности. Эта форма работы позволяет решать различные задачи в комплексе, интегрируя все образовательные области, что помогает всестороннему развитию личности.

Мы разработали и реализовали с детьми следующие экологические проекты: «Осенние фантазии» (поделки из природного материала), «Зимующие птицы» (с изготовлением и развешиванием кормушек для птиц), «В гостях у Лесовичка» (где усвоили основные правила поведения в лесу).

Совместно с родителями регулярно принимаем участие в выставке рисунков по временам года. На каждое время года нами подобрана картотека прогулок, где мы наблюдаем за объектами и явлениями природы. В каждом наблюдении расширяем полученные представления о природе.

Наблюдения стимулируют интерес детей, их познавательную активность. Главную роль при ознакомлении дошкольников с природой отводим игре.

Совет

Подбираем дидактические игры природоведческого и экологического содержания, например: «Путешествие по морю», «Узнай, чей лист?», «С какой ветки детки?», «Угадай по описанию», «Дикие – домашние», «Что за насекомое?» и т.д.

С большим интересом во время прогулки путешествуем с детьми по «экологической тропе», которая находится на участке детского сада. Учим детей находить дорогу по названиям знакомых деревьев и кустарников. Упражняем в ориентировке в большом пространстве. Закрепляем знания детьми деревьев на участке.

Немалую роль отводим экспериментированию. Например, проводим цикл наблюдений за воздухом: «Как обнаружить воздух в помещении?», «Воздух есть во всех предметах», «Как услышать воздух», «Воздух нужен для жизни», «Чем пахнет воздух?» и др.

Дети в силу своей любознательности всегда увлечены экспериментированием: опытами и наблюдениями.

Вовремя применяемое художественное слово: потешки, поговорки, загадки, стихи, сказки и т.д. играют огромную роль на формирование у дошкольников представления об объектах и явлениях природы.

Важнейшей формой работы с детьми, которую мы применяем в своей практике, является труд в природе. Этот вид деятельности как никакой другой способствует формированию у дошкольников правильного отношения к природе.

Привлекаем детей к активному участию по уходу за комнатными растениями: полить, взрыхлить грунт, протереть листья от пыли и т.д. Каждый ребёнок постепенно знакомится с материалом по уходу за растениями.

Большую роль в экологическом воспитании детей играет семья, так как она оказывает огромное влияние на формирование у ребёнка основ экологического мировоззрения.

Обратите внимание

Систематическое и последовательное знакомство с окружающим миром развивает у детей речь, память, мышление, воображение и способствует всестороннему развитию ребёнка. В доступной и увлекательной форме дети усваивают основы экологической культуры, осознают единство человека с природой, учатся ответственному отношению к окружающей среде.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что воспитывая в детях любовь к окружающему миру, мы развиваем в них чуткость к восприятию прекрасного в природе. Побуждаем детей самим находить красоту в природе, наслаждаться ею, сохранять её и приумножать.

В своей работе планируем и дальше реализовывать задачи экологического воспитания дошкольников для формирования их всестороннего развития.

Литература:

1. Венгер Л. А. Развитие познавательных способностей в процессе дошкольного воспитания. – М.: Просвещение, 2006.

2. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания для школьников – М., 2009.

3. Саво И. Л. Планирование работы по экологическому воспитанию в разных возрастных группах детского сада.

Источник: http://io.nios.ru/articles2/94/13/ekologicheskoe-vospitanie-kak-faktor-vsestoronnego-razvitiya-rebyonka-v-dou

» Важность и методы экологического воспитания детей всех возрастов

Сегодня, в эпоху стремительного прогресса и глобальной техногенной катастрофы, стали невольно задумываться: «Как сохранить планету чистой?» Очевидно, что если мы сами не будем внимательно относиться к миру, в котором мы живем, то можем просто погубить себя. Чтобы этого не произошло, нужно осознать полезность воспитания экологической культуры. И начать с воспитания себя и своих детей.

Знания и хорошие привычки, которые получены ещё в детстве, сформируются в чёткие убеждения. Дети со сформированными с раннего детства представлениями о важности сохранять природу никогда не нанесут вред ей. В будущем это повлияет на позитивное преобразование экологической обстановки вокруг нас.

Наши практические рекомендации — для думающих родителей, которым важно, в каком мире будет жить их дети.

Экологическое воспитание

Экологическое воспитание понимается как формирование человека с сознательным восприятием окружающей среды, осознанием необходимости сохранять природу, целесообразно использовать её богатства, пониманием важности приумножения природных ресурсов. Сегодня, в современных условиях необдуманного потребления природных ресурсов, экологическое воспитание становится основой процесса гармонизации взаимодействия человека и природы.

Выдающийся французский мыслитель Вольтер писал: «Надо возделывать наш сад». Эта фраза могла бы стать лозунгом экологического воспитания.

Философ говорил о саде внутреннего мира человека, без возделывания которого не стать настоящей, цельной личностью, которая развивается, не нарушая законов природы, а стремясь приумножить её.

Экологическое воспитание и культура занимают ведущую позицию в формировании современной Личности.
Экологическая воспитательная сфера детей широка и базируется на таких компонентах:

  • воздействие семьи, где огромное значение при воспитании принадлежит матери
  • воспитательный процесс в дошкольных учреждениях, школе
  • влияние СМИ (средств массовой информации)
  • многофакторная и разноплановая сфера стихийного воспитания.

Экологическая культура

От чего зависит уровень экологической культуры? От воспитания, основная задача которого — подготовка детей к жизни. А чтобы стать личностью, способной не уничтожать, а позитивно преобразовывать окружающий мир, нужно овладеть нравственными нормами по отношению к природной среде.

Именно культура приводит в соответствие деятельность человека.
Экологическая культура ребёнка — это его гуманное отношение к природе, к живым организмам, к природным материалам.

Формирование экологической культуры ребёнка — непростой и длительный процесс, начинающийся практически с рождения малыша и подразумевающий под собой впитывание экологического мировоззрения, целесообразного природопользования, сознательного соответствия экологическим правилам и требованиям, личной ответственности перед человечеством за сохранение окружающей среды. Экологическое сознание, экологическая воспитанность и экологические знания – вот три кита, на которых базируется понятие «экологическая культура».

Опыт стран, в которых высокоразвита экологическая культура общества, показывает, что это ещё и выгодно в экономическом плане. В таком обществе продолжительность жизни людей выше, число заболеваний — улучшаются гораздо меньше, а в целом — экологическая ориентированность граждан способствует значительной экономии и приумножению природных богатств.

В идеале — прививать экологическую культуру проще, если государственная политика нацелена на это, а именно: запущены нормативные и экономические механизмы, глубоко внедрены основы экологического воспитания в систему образования, работают принципы экологического просвещения.

Однако, как показывает педагогический опыт, всё-таки основную роль в воспитании экологически культурного ребёнка играет семья.

Именно ваше отношение к миру, ваши взгляды и ценности формируют вашего ребёнка. Моральные ценности, впитанные с детства, являются основополагающими в дальнейшей жизни малыша.

Важно

Легко откреститься от ответственности за воспитание вашего ребёнка и переложить её на государство, детский сад, школу, улицу, бабушек и дедушек.

Помните, что воспитание и закрепление правильных экологических убеждений зависит только от родителей.

Семья является микросоциумом, где его члены самовыражаются, демонстрируя индивидуальное отношение к окружающей среде, идеи, жизненные установки, совершая поступки. Члены семьи взаимодействуют с окружающей природной средой, проявляя в поступках своё отношение к ней.

Родители — большой авторитет для ребёнка. В связи с этим, ребёнок принимает за чистую монету любой поступок мамы или папы, будь то уход за цветами или бездумно брошенная обёртка мимо урны.

Именно потому, что дети склонны наследовать всё, что делают их родители, семейному экологическому воспитанию должна уделяться ведущая роль.

Прививаем культуру детям дошкольного возраста

В дошкольном возрасте ребёнок впервые соприкасается с природой. Не теряйте времени зря – прививайте азы экокультуры с раннего возраста:

  1. Гуляйте пешком как можно дольше. Не обязательно ходить далеко – и во дворе найдётся много интересного.
  2. Обращайте внимание ребёнка на всё, что находится вокруг него: какой текстуры песок, как стучат камешки, как шелестят листья, какой след может оставить палочка на мокрой земле. Изучение такие природных «чудес» — первый шаг познания природы.
  3. Называйте. Просвещайте ребёнка, как называются те или иные природные объекты и явления. Используйте для характеристики стихи, песенки, пословицы и поговорки, загадки. У малыша значительно увеличится объём словарного запаса и сформируется позитивное восприятие природы.
  4. Посадите цветы. Найдите возможность посадить что-то вместе с ребёнком: цветы, садовую зелень или деревце. Малыш увидит, как растут растения – это будет для него открытием и одним из первых шагов осознания экосистемы.
  5. Делайте поделки из природных материалов. Заведите привычку каждую осень заготавливать природный материал для детского творчества: осенние листья, жёлуди, сухоцветы, семена, соломку, каштаны, шишки, бересту и прочее. Из них получаются чудесные фигурки, панно и аппликации!
  6. Читайте. А читая, беседуйте с малышом на нравственную тематику, анализируйте поступки героев сказок и стихов. Так можно воспитать экологически этичную личность.

Развиваем детей школьного возраста

В школьном возрасте экологическое просвещение и воспитание реализуется в процессе изучения основных учебных предметов, факультативных курсов, внеклассной деятельности (клубы, кружки, объединения, секции, тематические лагеря и прочее). Для школьников важно:

  • приобрести опыт творческой деятельности, проектирования и повышения экологической безопасности окружающей среды
  • выработать чёткую экологическую позицию, направленную на сохранение природной среды, экологическое разнообразие и экобезопасность
  • накопить опыт для формирования здорового образа жизни
  • научиться участвовать в дискуссиях по актуальным экологическим проблемам.
Читайте также:  Эксперименты со льдом и снегом для дошкольников

В школьный период основными источниками информации в сфере экологического просвещения становятся научная и техническая информация как по общеобразовательным дисциплинам, так и гуманитарного характера (право, культура, этика, взгляды отдельных личностей).

Ведущими видами деятельности у школьника становятся исследования, организационная и коммуникационная работа, творчество, труд, профессиональная ориентация.
Экологическое воспитание в разном школьном возрасте имеет свою специфику, и развивать его необходимо, опираясь на возрастные психологические особенности и на изменение основных видов деятельности.

Выполняя эти рекомендации, можно с самого раннего возраста успешно воспитывать экологически сознательного человека.

Рекомендации по организации экологического воспитания

С чего начать?

  1. Поддерживаем уют в доме. Вместе с детьми сажаем цветы и ухаживаем за ними! Ведь цветы — это не только особая атмосфера домашнего уюта и тепла, но ещё и среда, которая воспитывает ребёнка и сохраняет его здоровье. Красота окружающей среды разовьёт эстетический вкус, воспитает уважение и любовь природе. Вместе делаем уборку, поддерживаем чистоту.
  2. Гуляем всей семьей в лесу. Сколько интересного в лесу: ручейки, растения, причудливой формы колоды, звуки птиц и насекомых. Лесное разнообразие увлекательно: любознательности ребёнка не будет предела. Подготовьтесь основательно: приведите ребёнку интересные сведенья о природе. Разъясните самые правила поведения: не рвать цветы, не мусорить, не разжигать костры.
  3. Читаем книги и журналы о природе. Полезно иметь или брать в библиотеке книги Джеральда Даррелла, Виталия Бианки и Бернгарда Гржимека. Приобретайте периодические издания о нашей планете, её природе и обитателях: “Geo”, “Geoлёнок”, “National Geographic”, «Вокруг света», «Природа и человек», «В мире животных», «Домашний любимец», «Свирель», «Филя», «Юный натуралист» и другие.
  4. Общаемся с животными. Сходите в зоопарк, съездите в деревню к бабушке или заведите собственного питомца. Общение с животными действует успокаивающе, вызывает чувство радость и восторга, а также прививает навыки экологической ответственности.
  5. Смотрим телевизор разумно. Лучше всего, если это будут образовательные передачи природоведческого характера. Но если в них недостаток – можно обсуждать экологические проблемы с ребёнком при просмотре новостей, мультфильмов или детских кинофильмов.

Дети, воспитанные в традициях экологического воспитания, способны будут создать новое общество, в котором будут цветущие сады, зелёные парки, живописные деревни. Таким людям в голову не придёт бросить окурок, или вообще курить, ломать деревья и сливать в реки отходы нефтепродуктов.

Они покажут пример, как нужно поступать нормальному человеку и не постесняются объяснить нарушителям, как делать не стоит. Ведь человек – не бездумный эксплуататор природы, а ответственный её хранитель.

А воспитать экологически сознательную личность можно, сочетая возможности содружества школьного и семейного воспитания.

Видео, которое можно использовать как методический материал для занятий или проектов  на экологическую тематику

Источник: https://paidagogos.com/vazhnost-i-metodyi-ekologicheskogo-vospitaniya-detey-vseh-vozrastov.html

Методы экологического воспитания дошкольников в рамках ДОУ

Экологическое воспитание дошкольников имеет большое значение в современной системе образования. Это связано с рядом глобальных мировых проблем. Научно-технический прогресс не стоит на месте, население планеты стремительно растет, а вместе с этим увеличивается и ресурсная потребность. Все это негативно сказывается на экологии.

Природное равновесие смещается как на глобальном, так и на локальном уровнях.

Разрушение озонового слоя, так называемый парниковый эффект, снижение видового разнообразия растительного и животного мира, техногенные катастрофы, загрязнение атмосферы, низкое качество питьевой воды — все это и еще множество важных проблем стоит перед человечеством.

Сегодня многие недостаточно задумываются о сохранении Земли и, как следствие, не воспитывают в своих детях любовь к природе. Именно в дошкольном возрасте в ребенке закладываются базовые понятия о месте человека в мире. Одна из целей системы образования — формирование экологической культуры у дошкольников.

Задачами экологического воспитания дошкольников являются:

  1. Формирование у детей достоверных представлений о взаимосвязях в природе.
  2. Установление стойкой ассоциации «Природа — наш общий дом», «Человек — часть природы».
  3. Развитие системы знаний и модели экологически правильного поведения, взаимодействия с окружающим миром.

Следуя аспектам экологического образования дошкольников, рекомендованных ФГОС, необходимо в образовательном учреждении создать среду для обеспечения ряда условий:

  • развитие ребенка в форме познания (среда должна отвечать запросам познавательной деятельности, давать возможности для постановки простейших экспериментов, моделирования и наблюдения, побуждать к возникновению у ребенка вопросов и поиску на них ответов);
  • эстетическо-экологическое развитие (умение видеть красоту природы, чувствовать вдохновение, удивляться множеству красок и форм);
  • оздоровительный эффект (озеленение среды, прогулки на свежем воздухе, экоплощадки для игр);
  • формирование гуманности и нравственности;
  • формирование ответственного отношения к природе, наличие эмоциональной составляющей;
  • выстраивание правильной модели поведения по отношению к природе (грамотное природопользование, уход за питомцами, желание заботиться о чистоте окружающей среды);
  • экологизация времяпрепровождения детей (занятия с природными материалами, использование их в творчестве).

Цели и задачи экологического воспитания осуществляются за счет блока взаимодействий:

  1. Теория и методика экологического образования должны отвечать стандартам ФГОС.
  2. Экологическая компетентность педагогического состава.
  3. Наличие экологической среды (возможность ее обеспечения за счет сторонних ресурсов).
  4. Использование форм и методов экологического воспитания дошкольников.
  5. Экологическое развитие и просвещение родительского состава.
  6. Работа в тесном социокультурном взаимодействии.

Работа с детьми в рамках ДОУ является важнейшим этапом для выполнения поставленных задач и осуществляется педагогическим составом. Такая работа включает множество методов, некоторые из которых будут рассмотрены далее.

Ежедневные прогулки

Территории большинства ДОУ включают в себя небольшие экологические тропы с различными природными объектами и их описанием. Такие прогулки несут развивающую, оздоровительную, образовательную и эстетическую функции.

Хвойные и лиственные деревья, мхи и лишайники, грибы, цветы и травы, гнезда, бабочки, муравьи — все это помогает детям лучше узнать окружающий мир. Наблюдая за живой природой, ребенок учится различать растения, познает разнообразие животного мира.

Особое внимание следует уделить разнице между вытоптанными тропками и нехожеными участками, наглядно демонстрируя, как легко изменяется растительный покров под влиянием человека.

Такие тропы превращают обычные прогулки в настоящие уроки экологии для дошкольников. При этом важно интегрировано подходить к занятию: обсуждать, наблюдать, анализировать, делать пометки.

Экологическое воспитание дошкольников в повседневной жизни обеспечивают ежедневные прогулки. Дети наблюдают за сезонными изменениями (смена погодных условий, укорачивание светового дня, увядание растений), знакомятся с физическими свойствами природных материалов (глина, земля, песок, снег).

Экскурсии и природоохранные мероприятия

Большое влияние в воспитании экологической культуры дошкольников оказывают различные экскурсии.

Дети знакомятся с растительным и животным миром, с условиями их обитания, развивают эстетические чувства и наблюдательность.

Такая форма всегда вызывает интерес, будь то ботанический сад, океанариум или прогулка по заповеднику. Полученные впечатления необходимо обсуждать и закреплять в рамках занятий в группах, на уроках пения и рисования.

Важно научить детей трем заповедям для гостей природы (по Л.П. Симоновой)

  • 1 заповедь: не шуметь (чтобы не спугнуть животных и воспринимать слуховую информацию);
  • 2 заповедь: терпение (природа требует длительного наблюдения, не рассказывает о своих секретах сразу);
  • 3 заповедь: внимательность (требуется для поиска взаимосвязей в биоценозе и прогнозирования дальнейшего развития).

Общественные акции с привлечением родителей и различных организаций особо нравятся детям. Пропуская экологические проблемные ситуации через собственный опыт, видя значимость данного мероприятия, ребенок начинает осознавать ответственность перед природой за свои действия.

Примерами акций могут быть:

  • озеленение территории (посадка деревьев и кустарников);
  • «Цветочные краски» (высадка клумб);
  • «Природные доктора» (сбор лекарственных растений);
  • «Чтобы птички не мерзли» (изготовление домиков и кормушек для зимовки птиц);
  • «Чистая планета начинается с садика» (уборка территории ДОУ).

Тематические занятия

Уроки рисования на тему «Солнышко», «Бабочки», «Цветочек для мамы», аппликации «Божья коровка», «Земляника в лесу», лепка «Яблочки», «Гусеница» также помогают экологическому воспитанию дошкольников.

Можно использовать на занятиях записи различных природных звуков и каждый месяц организовывать тематические конкурсы рисунков и поделок из природного материала.

Также в осеннее время можно устроить занятие «Урожай года», куда дети принесут самый большой арбуз, кабачок смешной формы или морковку.

Совет

Художественные произведения о природе воспитывают в детях чувство заботы и ответственности. Нужно использовать книги, рекомендованные программой ДОУ: обычно это произведения Ф. Тютчева, В. Бианки, М. Пришвина, А. Пушкина, А. Фета, Н.

Некрасова, К. Ушинского, Л. Толстого, Н. Сладкова и др. После чтения с детьми проводят беседу, обсуждают смысл произведения, задают вопросы. У дошкольников сразу появляется сопереживание и сочувствие, развивается экологическая культура.

Словесные методы: составление сказок и рекламы

Пережитый опыт важно закреплять. Одним из таких методов является сочинение с детьми экологических сказок. Это позволяет глубоко прочувствовать важность помощи природе.

Например, небольшой рассказ о рыбке, которая заблудилась в тоннах мусора и не может найти путь домой к маме, а после того, как мальчик с папой почистили берег, она с легкостью уплыла. Примеров таких сказок множество.

Главное, подать ребенку идею. Такой метод позволяет понять направленность детских интересов.

Рекламирование ребенком определенного объекта — достаточно новый метод в образовании, но его эффективность подтверждает важность словесных методов в экологическом воспитании дошкольников. Помимо информации о предмете рекламы, ребенок получает и эмоциональный настрой, учится выделять его особенности.

Дети любят играть в рекламу.

Например, ребенок выбирает любое живое существо и составляет небольшой рекламный буклет, отображающий особенности выбранного животного или растения: «Это — божья коровка, живет на лугах, имеет красивую красную спинку с черными точками, а еще питается вредными насекомыми, спасая тем самым важные растения».

Эксперименты и дидактические игры

Дети по своей натуре всегда исследователи, поэтому особое внимание следует уделить изучению природных явлений через проектную деятельность.

Ребенок учится ставить цели и задачи, выдвигать гипотезы и проверять их, анализировать и систематизировать полученные результаты. Примерами таких проектов могут служить любые физические и биологические процессы — испарение и замерзание воды, развитие растения под влиянием солнца, рост рыбки от малька до взрослой особи, простейшие химические опыты и пр.

Один из самых действенных методов по экологическому воспитанию дошкольников — проведение дидактических игр. Такие занятия учат ребенка целому комплексу важных компетенций: рассуждение, анализирование, умение запоминать, самостоятельность и др. Формируется экологическая культура.

Примеры игр, применяемых при экологическом воспитании дошкольников:

  1. «Пищевые цепочки». Воспитатель предлагает карточки с изображением животных и растений, дети выкладывают из них пищевые цепи.
  2. «Как вести себя в лесу». Воспитатель по очереди показывает предметы или картинки (спички, рогатка, радио, ружье и т.д.), дети по очереди объясняют, почему нельзя ходить в лес с этими предметами.

Влияние родителей

Полноценное экологическое образование дошкольников подразумевает сочетание методов работы ДОУ с работой семьи, поскольку именно родители дают ребенку первый опыт общения с природой, знакомят с правилами природопользования и показывают на собственном примере отношение к планете.

Аспекты общения семьи с ребенком:

  1. Понятность и доступность информации.
  2. Колоритность природных образов.
  3. Учет интересов ребенка при проведении бесед.
  4. Ответы на вопросы ребенка, объяснение природных явлений.
  5. Создание экологической среды в бытовых условиях.

Экологическое воспитание детей дошкольного возраста в домашних условиях производится под влиянием развивающей среды, которая должна включать:

  • зону живой природы (комнатные растения, аквариум с рыбками, хомячки, птички и т.д.), где ребенок самостоятельно или с помощью родителей учится уходу за живыми организмами;
  • наличие природных материалов для поделок и инструментов для работы;
  • фотографии, журналы и книги по экологии, рекомендованные для дошкольного возраста.

Именно блок взаимодействий «родитель — ребенок — воспитатель» в развивающей среде позволит выполнить все задачи экологического воспитания дошкольников.

Источник: https://doshkolnik.net/stati/ekologicheskoe-vospitanie-doshkolnikov.html

Ссылка на основную публикацию