Упражнения по риторике для детей и правила проведения занятий, советы для родителей

» Риторика для детей от 6 до 12 лет

Прав был великий Михаил Ломоносов, считавший риторику королевой всех наук. Известно, что от того, насколько чётко и правильно ребёнок умеет излагать свои мысли, зависит успешность его обучение — сначала в школе, а позже — в университете.

От умения общаться и находить друзей будет зависеть его уверенность в своих силах и самооценка, а умение аргументировать и доказывать собственную точку зрения поможет ему стать успешным в делах, обеспечив хороший доход.

Обучение школьника ораторскому искусству может стать хорошей основой для будущей успешной жизнедеятельности.

Обратите внимание

Что это — риторика? Риторика, другими словами — ораторское искусство, — это мастерство правильно и красиво говорить, точно выражать свои мысли, убеждать. Сегодня риторика — это и наука, и учебный предмет. А задача такой дисциплины — обучить хорошей речи. Риторика основана на достижениях современной лингвистики, психологии и других наук.

Сегодня в центе риторики — Человек, которого нужно научить эффективно использовать речь, общаться. Приоритет в настоящее время в том, чтобы воспитать такую личность, которая, обладая информацией, была бы способна грамотно высказываться, строить диалог, выражать ход своих мыслей. Это значит, что таким полезным умениям и навыкам нужно учить.

С какого возраста можно приступать к постижению премудростей ораторского искусства?

Родители и учителя часто сталкиваются с тем, что дети, поступив в начальную школу, далеко не всегда умеют ставить вопросы и отвечать на них, сообщать информацию, общаться с одноклассниками. Иногда ученик, который готов к уроку, не может ответить ни с места, ни у доски.

Школьник волнуется, путает слова, запинается. Эта речевая проблема связана с замедленными процессами восприятия и воспроизведения информации. И ещё: можно быть достаточно развитым умственно, он иметь плохое произношение, неправильный темп передачи информации.

Такой ребёнок не умеет удачно выстраивать свое выступление, его высказывания – унылы и неинтересны.

Опыт работы учителей словесности свидетельствует о том, что на одних только уроках родной речи невозможно решить задачи по формированию уверенной речи, приобретения навыков общения.

Все эти проблемы с успехом решает риторика.

Исходя из этого, становится понятно, что возраст от 6 до 12 лет – весьма удачный момент для обучения ребёнка чёткому, ясному и уверенному выражению своих мыслей на разную тематику, а также приобретения нужных коммуникативных умений и навыков:

  • правильно спрашивать и быстро формулировать ответы
  • верно пользоваться интонацией, мимикой, жестами
  • грамотно выстраивать выступление
  • улучшить дикцию
  • стать более уверенным в себе
  • понятно и доступно доносить информацию
  • научиться общаться.

Цели и задачи

Задачи риторики:

  • обучение красивой речи
  • совершенствование коммуникативной культуры
  • моральное воспитание
  • стимулирование способностей думать глубоко и правильно выражать мысли
  • выразительное чтение
  • обучение нормам литературного произношения
  • тренировка дикции
  • приобретения навыков публичных выступлений
  • приобретение уверенности в себе
  • развитие творческих и литературных способностей.

Регулярные и серьёзные занятия по риторике не только будут формировать дикцию и артикуляцию школьника, его умение чётко изъясняться, налаживать контакт с людьми, но и раскрывать творческий потенциал. В итоге — ученик не только научится говорить, но и станет увереннее в себе, будет проявлять интерес к учёбе, научиться общаться.

Уроки риторики

Где ребёнку можно заняться риторикой? Хорошо, если она включена в школьную программу или в школе есть соответствующий факультатив (кружок). В школах с углублённым гуманитарных наук такой предмет будет изучаться вероятнее всего.

Если школьник посещает театральную студию, то там он тоже будет иметь возможность изучить элементы ораторского искусства, попрактиковаться в закреплении навыков. Если в вашем городе есть специальные курсы, а у родителей есть финансовая возможность отвести туда ребёнка — прекрасно: занятия будут вести бизнес-тренеры, психологи или актёры.

При отсутствии возможностей, но при условии огромного желания, родителям можно попробовать самим заниматься с ребёнком.

Важно

Содержание занятий по риторике для младших школьников включает два основных направления:

  1. «Общение». Ученики узнают о:
  • целях, задачах и причинах общения
  • выборе тона и темпа речи
  • необходимости учитывать мимику, позу, жесты
  • важности уметь слушать собеседника
  • силе слова
  • вербальном и невербальном общении
  • правилах вежливости.
  1. «Речевые жанры». Дети получают представление о:
  • устной и письменной речи
  • письме, поздравлении, объявлении
  • словарной статье
  • рассказе
  • информации, хронике, заметке.

Ученики начальных классов отрабатывают технику речи (скороговорки, чистоговорки, считалки), рассуждают на нравственную тематику, учатся вежливому общению, много придумывают сами. Ученики постарше уже учатся первым навыкам самопрезентации и публичных выступлений.

Учимся выступать

Далеко не каждый взрослый может преодолеть волнение, выступая перед публикой. А ведь научить ребёнка успешно выступать публично можно ещё в детстве. Вот несколько советов для родителей:

  1. Учитывайте характер и темперамент ребёнка. Раскрепощенным детям (сангвиникам и холерикам) нередко сами проявляют инициативы выступить, что-то рассказать, а вот тихоням (меланхоликам, флегматикам) нужно помочь, поддержать их.
  2. Не заставлять, а заинтересовать. Принуждение может отбить желание появляться на публике во взрослом возрасте. Лучше заинтересовать ребёнка.
  3. Репетируем дома. Попросите ребёнка рассказать (прочитать) какой-то интересный текст с выражением. Вначале будьте в качестве внимательного зрителя, потом — поменяйтесь ролями. Страх перед выступлением поможет снять то, что ученик будет и в роли оратора, и в роли наставника.
  4. Играем с пользой. Специальные психологические игры, ролевые игры, домашний кукольный театр помогут снять напряжение.
  5. Импровизировать — полезно. Придумывайте и импровизируйте всей семьёй на семейных праздниках и домашних концертах. Сочиняйте вместе сказки, стихи и песни, веселитесь от души. В выступлениях пусть участвуют и взрослые, и дети.
  6. Свой пример. Покажите ребёнку сами, как можно красиво выступить. Прочитайте текст выразительно, с нужной интонацией, паузами, знаками препинания, проговаривая чётко звуки.
  7. Слушайте внимательно. Всегда будьте внимательным слушателем, когда говорит ваш ребёнок. В противном случае он может осознать никчемность своих высказываний и не будет хотеть выступать на публике.
  8. Сделайте аудио- или видеозапись. Зафиксируйте момент тренировки выступления ребёнка. Прослушайте или просмотрите потом вместе, чтобы проанализировать и мягко указать на ошибки.
  9. Свобода выбора. Пусть ученик сам выберет, что будет читать: любимую сказку, стихотворение или доклад на урок.
  10. Приучаем к чтению. Ребёнок, который достаточно много читает, привыкает к правильной письменной речи. Обсуждайте прочитанное, формируя навык и речи устной.

Выполняя предложенные рекомендации, родители могут помочь ребёнку научиться быть уверенным во время выступления, развить речь, стать более раскрепощённым.

Упражнения по технике речи

Существует огромное количество упражнений для развития техники речи: для дикции и дыхания, для логического мышления и памяти и прочие. Приведём лишь избранные, которые родители могут легко использовать в домашних занятиях:

  1. «Объясни». Показывая обычные бытовые предметы, просим ребёнка дать подробное описание каждому из них.
  2. «Слова по теме». Называем тему (например, «человек», «город», «кухня» и т. д.) и просим ученика назвать все слова, которые он сможет помнить на эту тему. Упражнение может иметь вид соревнования, где играют несколько человек.
  3. «Придумай рифму». Предложите ребёнку слова или пары слов, на которые нужно придумать рифмы.
  4. «Повтори дословно». Взяв детскую книгу, зачитывайте выборочно по одному предложению и просите ребёнка повторить его дословно. Лучше делать это играючи и с юмором, иначе интерес к игре может быстро улетучиться.
  5. «Слушаем тишину». Игра на сосредоточение. Предложите помолчать и прислушаться к окружающим звукам: в доме и за окном. Пусть ребёнок опишет услышанное.
  6. «Поиски пропажи». Ребёнок запоминает всё, что видит в комнате, выходит, а после ему сообщают, что один предмет пропал. Ребёнок с помощью наводящих вопросов ведущему пытается отгадать, какой предмет пропал.
  7. «Отличия». Нужно кратко описать отличие между двумя словами. Например, мячик-апельсин.
  8. «Рассказ по картине». Это школьный приём эффективен и дома. Попросите ребёнка подробно описать картину. Можно описывать картину, глядя на неё, а можно убрать её и попросить ребёнка вспомнить, что он увидел. Можно попробовать разнообразно проявлять фантазию: «Что происходит на картине? Как ты думаешь, а что было до этого действия? А что будет потом? Как бы ты сам назвал картину?».

Смотрите видео о упражнениях на интонацию

Учимся общаться

Ребёнок очень рано начинает общаться. Уже с дошкольного возраста малыш вступает в контакт со сверстниками и взрослыми. Отметим, что общение не всегда бывает успешным и ему нужно учить. С этой задачей опять же отлично может справиться риторика, одна из задач которой – научить эффективно общаться.

Эффективное общение – это соответствие речевых норм собеседника нормам литературного языка. Приступая к обучению в начальной школе, дети постигают особенности учебно-научного стиля изложения материала, однако тут же сталкиваются с развитием связной речи.

Речь ученика младших классов утрачивает раскованность и эмоциональность, приобретает некую трафаретность. Такая тенденция вовсе не способствует тому, чтобы школьники приобрели настоящее умение общаться.

Желаемых результатов по формированию нормальной связной речи ребёнка можно достичь, занимаясь с ним ораторским искусством.

Изучая риторику, ребёнок выучит нормы поведения при общении, научится правильно вести беседу – живую и по телефону, узнает, какой стиль общения лучше выбрать в тех или иных ситуациях, научится обращаться с просьбами, правильно говорить и быть внимательным слушателем.

В процессе занятий школьники научатся:

  • оценивать и анализировать ситуации общения
  • общаться в соответствии с речевым этикетом
  • правильно использовать вербальные (словесные) и невербальные средства общения (мимику, жесты, позы, телодвижения)
  • верно выбирать интонации при общении
  • ориентироваться в различных коммуникативных ситуациях
  • успешно вступать в контакт.

Рекомендации для родителей

Осознав важность занятий риторикой в раннем школьном возрасте, родители должны содействовать лёгкому и интересному обучению своего ребёнка. Вот несколько советов:

  1. Регулярность занятий. Неважно, в школе, дома или на курсах. Только постоянные занятия обеспечат высокий результат. Лучше тренироваться ежедневно.
  2. Теория без практики неэффективна. Предлагайте ребёнку побольше практических упражнений, игр, заданий.
  3. Развитие творчества. Урок ораторского мастерства станет для ребёнка по-настоящему эффективным и увлекательным, если вы позволите ребёнку всячески проявлять себя творчески. Пусть он придумывает рассказы и описания, пишет стихи, выдумывает и сочиняет.

Выводы

Уделив внимание такому необходимому аспекту развития детей, как формирование эффективных речевых навыков, применяя методы риторики, ваш ребёнок не только научится правильно говорить, но и будет уверенным в себе, научиться общаться, приобретёт много друзей, станет более успешным в обучении.

Источник: https://paidagogos.com/ritorika-dlya-detey-ot-6-do-12-let.html

Риторика упражнения для развития устной речи

Красноречие – это не только полезный навык, но и возможность для любого человека комфортно ощущать себя при коммуникациях с обществом.

Конечно же, умение говорить – это обязательная часть физиологического развития человека, а вот возможность говорить так, чтобы собеседникам было приятно и интересно слушать оратора – это уже навык, который требует дополнительного обучения и тренировки.

В этой статье подробно представлены упражнения для развития речи: какие цели ставит перед собой риторика, как правильно проводить занятия, на что нужно делать упор и т. д.

Цели и задачи занятий

Для того чтобы научиться ораторскому искусству, необходимы постоянные занятия и тренировки. Достижение результата напрямую зависит от правильно поставленной цели, поэтому, прежде чем приступать к упражнениям по риторике, нужно четко определиться, какой результат должен быть достигнут.

Общие цели риторических упражнений для детей и взрослых:

  • сформировать культуру речевого поведения;
  • сформировать начальные ораторские умения у детей;
  • развить коммуникативные навыки;
  • научиться речевому этикету;
  • улучшить общую моторику и координацию.

Также стоит отметить, что упражнения по риторике для школьников младших классов также носят воспитательный характер: занятия проводятся, в том числе для того, чтобы воспитать у детей внимательность к чувствам и эмоциям собеседников, научить их проявлять доброжелательность и тактичность к другим людям, побороть их страх перед публичными выступлениями или даже перед проявлением инициативы к диалогу.

Методики и техники

Для того чтобы успешно тренировать красноречие, необходимо обращаться сразу к нескольким методикам развития устной речи. Комплексный подход включает в себя следующие составляющие:

  1. работа по оценочным листам (необходимо для каждого упражнения подготовить специальные чек-листы, по которым будет проводиться оценка содержательности, ясности и выразительности речи);
  2. работа со словарем (нехватка словарного запаса – одна из самых популярных причин проблем с выразительностью речи, поэтому рекомендуется завести специальный личный словарь, с которым нужно изучать по несколько новых слов каждый день);
  3. пересказ и устное изложение (для того, чтобы научиться излагать свои мысли, нужно постоянно в этом практиковаться, поэтому ежедневно рекомендуется вслух проговаривать своими словами какой-либо текст, часть литературного произведения или даже техническую инструкцию, главное – не учить текст, а воспроизводить его из собственной головы);
  4. домашняя презентация (одна из самых эффективных методик, не требующих вмешательства специалиста, это взять самый простой предмет быта – кастрюлю, поварешку, зубную щетку и т. д., и рассказать о ней как можно более интересно, используя литературные средства языка. Домашняя презентация должна получиться интересной и захватывающей, как будто это художественное произведение, а не рассказ о предмете ежедневного использования).
Читайте также:  Как правильно научить ребенка читать по слогам?

Упражнения по риторике

  • Алфавит. Преподаватель на доске пишет алфавитную последовательность букв (исключая особо сложные – Ъ, Ь, Ё, Ы и т. д.). К каждой букве ученики группы должны придумать несколько слов, которые начинаются именно на нее (если уровень группы – продвинутый, то к буквам участники должны придумать рассказ, все слова в котором начинаются именно на эту букву).
  • Свободная тема. На выступление приглашается один участник, остальные – публика (соблюдается очередность, чтобы каждый ученик в группе побывал и в той, и в другой роли). Преподаватель дает краткую вводную – какую-либо ситуацию, о которой участник должен рассказать (для сложных упражнений это может быть сухой научный факт или даже вычисление). Выступление оратора перед аудиторией должно быть как можно более интересным – публика должна задавать ему вопросы, эмоционально реагировать, спорить и т. д.
  • Иллюстрация жестами. Согласно очередности, каждый член группы выступает и в качестве оратора, и в качестве слушателя. Дается краткая вводная, по которой нужно составить интересный рассказ, и, представляя его аудитории, жестикулировать каждый смысловой фрагмент. То есть, рассказчик должен не только придумать, что он говорит, но еще и показать это – тем самым развиваются не только навыки устной речи, но также и способность к многозадачности, координация движений, общая моторика, логическое мышление.
  • Диктофон. Используется при индивидуальных занятиях для того, чтобы выявить изъяны в речи, учесть особенности произношения и расстановки акцентов, тренировать рефлексивность мышления. На диктофон записывается: чтение текста и его пересказ. Таким образом, можно не только отточить навыки произношения, но и грамотно оценить способности к самостоятельному изложению мысли, выявить области, над которыми необходимо работать, оценить привлекательность своей речи для потенциального собеседника или аудитории.

Правила выполнения упражнений

Для того чтобы риторические упражнения для развития устной речи были эффективны, необходимо соблюдать несколько правил:

  1. Проводить занятия следует регулярно – несколько раз в неделю, если позволить себе пропускать тренировки или не делать домашние упражнения, то результативность снизится в несколько раз.
  2. Хотя бы на первых занятиях по развитию связной речи обязательно должен присутствовать логопед – он подберет самые эффективные упражнения, укажет, на что следует обратить особое внимание, определит, какие области нуждаются в дополнительной проработке.
  3. Каждое упражнение должно быть оценено по чек-листу. Постоянная оценка тренировок позволит выявить динамику в достижении результатов, с помощью которой можно будет выстраивать направление для дальнейших занятий.
  4. Особое внимание следует уделить дыханию. Поставить правильную последовательность вдохов и выдохов при речи должен специалист – особенно это касается выполнения риторических упражнений для детей, у которых легкие еще находятся в стадии развития.

Источник: https://blog.oratorskoeiskusstvo.com/ritorika/ritorika-uprazhneniya-dlya-razvitiya-ustnoj-rechi.html

Упражнения ораторскому искусству детей

Способствует ли формированию характера риторика для детей? (2014-02-16)

Содержание:

Можно ли повлиять на формирование характера ребенка? Такие вопросы довольно часто возникают у родителей. Это не удивительно, так как от характера ребенка во многом зависит в будущем его успех как личности.

С того момента, как ребенок начинает читать свои первые буквы, школа и родители стараются научить его говорить правильно, четко и внятно. Кому-то удаются сложные речевые обороты. А кому-то трудно сказать без ошибок даже самые распространенные слова.

Риторика для детей – это то, что поможет вам развить культуру речевого поведения ребенка, что, конечно же, окажет благо­творное влияние на развитие его личности и успеха в будущем.

Ломоносов был прав, считая риторику основой всех наук. От умения грамотно и ловко формулировать мысли зависят: успеваемость в школе и в дальнейшем в вузе, общение со сверстниками, построение карьеры.

Высокий доход — почти всегда следствие искусства убеждать. Иван Павлов считал, что без речи нет мышления. И в самом деле, грамотно построенные фразы свидетельствуют об умении логически мыслить.

Ораторское искусство для детей закладывает основу их дальнейшей успешной жизни.

Когда начинается общение?

Процесс общения ребенка с окружающим миром начинается очень рано. Стоит учесть то, что в современном мире он с первых лет жизни смотрит телевизор, смотрит фильмы, слушает радио, слышит речи различных стилей.

В дошкольном возрасте дети вступают в контакт с многими собеседниками: своими ровесниками, детьми помладше, взрослыми, родными, близкими, чужими и незнакомыми людьми.

Именно поэтому для ребенка очень важно уметь обращаться с какой-либо просьбой, уметь вести диалог как в живую, так и по телефону с друзьями, сверстниками, родными, гостями и другими.

Ребенок начинает общение еще с детства

Советы по занятиям ораторским мастерством

Регулярность — вот что дает наиболее высокий результат. Можно не ходить в спортзал 3 раза в неделю, но держать тело в отличной форме за счет ежедневной утренней зарядки, контрастного душа, постоянного массажа, растираний и вечерней пятиминутной растяжки на укрепление костей, мышц и сухожилий.

Каждодневность малых усилий — вот большой секрет! На занятиях ораторского мастерства для детей вы, родитель, освоите комплекс безотказно действующих игровых упражнений на развитие речевых навыков малыша. Некоторые эффективно занимаются с 3 лет. и уже за 4-5 недель достигают ощутимых результатов.

Упражнения для заботливых родителей и их любопытных детей

1. Упражнение «Объясни слово»

Назовите ребенку пару слов для определения. Пусть он объяснит, что такое нос, одуванчик, стул, дерево, мячик.

Но поймите, что следует в начале нужно отнести слово к более общему классу предметов.

Дерево – растение, которое…Нос – орган, который… Одуванчик – цветок, у которого…и так далее. Затем следует назвать внешние отличительные признаки, функции или строение. Так, дерево – растение, которое имеет множество ножек и листьев, очень трудолюбивое и живет на улице. Этого будет достаточно.

Совет

Будет неплохо, если ребенок назовет определение слова «одуванчик»: одуванчик – это цветок, который в начале желтый, затем белый. У него есть пушинки и если подуть на него, то они разлетаются во все стороны. Он живет летом. Еще он может лечить людей.

Не стоит удивляться: некоторые дети могут сказать определения и похлеще! Научите их этому. Начните с определения слова «собака».

2. Упражнение «Вспомни слово »

Ваша задача и задача ребенка -вспомнить все известные слова, подхо­дящие к выбранной теме. Все, что уже знаете о нем.

-Тема «человек» (называете вы)

-Человек, существо (ребенок повторяет предыдущее слово и называет свое)

-Человек, существо, уши

-Человек, существо, уши, голос (и так далее)

Проигравший называет смешное словосочетание «баранья голова».

3. Упражнение «Придумай рифму к слову»

Берите любые несложные слова, известные ребенку и пусть он подберет к ним рифму.

Психоэмоциональное состояние играет очень важную роль в жизни человека, оказывая влияние на все сферы деятельности. А если речь идёт о ребёнке, то эти показатели считаются основными для полноценного интеллектуального и физического развития. Вот почему так важно вовремя диагностировать и устранить в случае необходимости любые нарушения, связанные с областью эмоций и.

Тест «Найди и вычеркни» не предполагает слишком сложных манипуляций со стороны организатора и испытуемого. Дети воспринимают диагностику как игру, они свободны и расслаблены, что способствует получению наиболее достоверных результатов. О том, как провести исследование внимания дошкольников и младших школьников по этой методике, и пойдёт речь далее.

Определить и проанализировать основные эмоциональные и интеллектуальные характеристики конкретного человека можно разными способами. Методика «Дом, дерево, человек» (ДДЧ) — интереснейший и информативнейший тест, который расскажет об участнике диагностики много важного.

Для выяснения особенностей личности ребёнка важны не только сознательные, но и бессознательные проявления. К последним относятся ассоциации: например, то, как дети соотносят свои отношения с окружающим миром с цветами. Цветовой тест отношений по методике Эткинда поможет понять, о каких проблемах свидетельствует выбор ребёнка того или иного оттенка.

Вопрос «Что такое хорошо, а что — плохо?» будет важен до тех пор, пока у людей есть необходимость вступать в какие бы то ни было отношения друг с другом. Нравственные ориентиры формируются с самого детства. Чтобы определить, насколько ребёнок осмысленно подходит к оценке своих поступков и действий окружающих, используется методика.

Умение быстро запоминать очень важно для детей, которые сталкиваются в процессе обучения в школе с необходимостью обрабатывать большие объёмы информации. Однако и с возрастом это свойство комплекса высших психических функций не теряет своей значимости. Существует несколько тестов, исследующих скорость и качество запоминания. Одним из наиболее интересных является методика А.Р. Лурии.

Интеллект человека во многом определяет его положение в обществе и жизнь в целом. Это именно то свойство личности, которое можно развивать независимо от возраста. Но для начала стоит понять, на каком уровне оно находится. Для этого определяется коэффициент интеллекта — IQ. Существует немало методик тестирования умственных способностей, особую популярность среди.

С какой трудностью сталкиваются дети любого возраста в процессе обучения в школе, а затем и в высших учебных заведениях? Конечно, с необходимостью долго концентрировать своё внимание на не всегда интересных вещах. Чтобы воспитать в ребёнке сосредоточенность, нужно для начала определить, насколько критична ситуация. Для этого можно использовать тест Гюго Мюнстерберга.

Обратите внимание

Внимание ребёнка играет ключевую роль в деле успешной учёбы. Иногда для улучшения успеваемости школьника нужно всего лишь откорректировать его умение концентрироваться на том или ином учебном задании. Но для этого необходимо правильно провести диагностику, чтобы определить уровень развития этой способности. Например, с помощью теста по методике «Перепутанные линии».

Для полноценного восприятия и анализа информации человеку необходимо обладать хорошо развитой и натренированной памятью.

Это качество особенно важно для детей, которым по мере взросления приходится усваивать большие объёмы новых знаний.

Существует много методик, призванных улучшить и облегчить процесс запоминания, но прежде нужно определить, на каком уровне развития соответствующий навык находится.

Память — главный «помощник» в деле успешного обучения ребёнка. Существует большое количество психологических тестов, определяющих уровень её развития, но особое место занимают те, которые проводятся в несколько этапов для более точного определения особенностей восприятия. Одним из таких приёмов является методика «Заучивание 10 слов».

Творческое мышление определяет многие качества личности, в том числе и способность адаптироваться к окружающим условиям. Существует множество методик, которые помогают установить, насколько человек отличается креативностью. Но наиболее информативным является тест Торренса.

Ниже приводятся упражнения, которые помогут вам обрести свой голос

упражнения по технике речи.

Одно условие: если вы хотите достичь успеха, выполнять упражнения необходимо каждый день, иначе все закончится как обычно: мечта стать оратором останется только мечтой вместе с прочими мечтами.

1. Всегда начинаем с восстановления дыхания. Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), но лучше поначалу отрабатывать дыхание лежа. Положите одну руку на живот, а вторую на грудь для контроля за правильным выполнением упражнения.

Важно

Глубокий медленный вдох через нос: расширяем при вдохе живот, он выпячивается вперед; затем расширяется во все стороны грудная клетка, далее ключичный отдел; затем выдох в обратном порядке: выдыхаем воздух из ключичного отдела, затем груди, в конце освобождаем живот, слегка втягивая его в себя.

В общем, обычное йоговское дыхание. Подышите таким образом 5-7 раз и переходите к следующему упражнению.

2. То же дыхание, но с задержкой на 3-4 секунды на вдохе и выдохе.

3. Сделайте вдох через нос и на выдохе плавно, без рывков считайте: 1,2,3,4… до 15-20. То же задание, но на выдохе называйте буквы алфавита.

Наберите полные легкие воздуха (см. упр. №1) и на выдохе (обязательно на выдохе. Моя бабушка всегда говорила: чтобы БОГ услышал молитву, ее нужно проговаривать на выдохе) с плотно сжатыми губами проговариваете какой-то детский стишок, можно любой текст. Я предпочитаю на своих занятиях давать детские стихи. Предлагаю вам некоторые из них.

Самуил Маршак Даю вам честное слово: Вчера в половине шестого Я встретил двух свинок Без шляп и ботинок.

Даю вам честное слово!

Источник: http://orebenkah.ru/uprazhnenija-dlja-detej/uprazhnenija-oratorskomu-iskusstvu-detej.html

Упражнения по риторике

Риторика — это искусство выступать и вдохновлять. Упражнения по риторике выполняют важнейшую роль — они снимают зажимы, страх публичных выступлений, который есть у большинства начинающих ораторов. Это первый шаг. А после этого идет набор методов и навыков, которые необходимы для успешного выступления. И все это дают упражнения по риторике.

Упражнения по риторике необходимы, прежде всего, на тренингах по ораторскому мастерству. Но не только. Тренеры часто используют упражнения по риторике в тренингах продаж, эффективных презентаций, тренингах лидерства и руководства. Ведь во всех этих сферах необходимы навыки риторики.

Читайте также:  Роль отца в семейном воспитании и гармоничном развитии ребенка

Упражнений по риторике много. Но как выбрать из них те, которые действительно научат группу важнейшим риторическим навыкам за кратчайшее время?

Эксперты крупнейшего профессионального портала для тренеров TRENERSKAYA.ru подобрали для вас 3 классических упражнения по риторике, которые есть в свободном доступе.

Цель: Упражнение развивает такие риторические навыки, как креативность и ассоциативность в речи

Время: 20–30 минут

Количество участников: любое

Проведение упражнения:

На доске пишутся буквы алфавита (или дается распечатка), кроме «сложных» букв (ъ, ё, й). Участники называют слова на каждую букву. Если группа продвинутая, тогда проводим вторую ступень упражнения — участники делают связанный рассказ. Условия те же — все слова на одну букву.

Упражнение можно проводить в мини-группах или в общей группе.

Итоги упражнения:

  • Легко ли получалось?
  • Что понравилось?
  • Что необходимо добавить?
  • Был ли прогресс во время выполнения упражнения?

Цель: Упражнение развивает важный для риторики навык жестикуляции

Время: 25–35 минут

Количество участников: любое

Проведение упражнения:

Участник ведет рассказ на свободную тему, делая описательные жесты для каждого слова, которое он произносит. Например, участник рассказывает про поездку на автомобиле и жестами «рисует» автомобиль.

Каждый участник выступает ровно 5 минут. Удобнее всего проводить это упражнение в мини-группах по 4–5 человек, чтобы успели потренироваться все участники тренинга.

Если участнику сложно и формулировать рассказ, и одновременно тренировать жесты, то стоит дать ему абсолютно известный текст, например, «В лесу родилась елочка…»

Итоги упражнения:

  • Легко ли получалось?
  • Был ли прогресс за время упражнения?
  • Как вы думаете, почему мы делали жестикуляцию именно на каждое слово?
  • Нужно ли делать так в реальном выступлении?

Цель: Упражнение развивает навык креативности в речи

Время: 30–35 минут

Количество участников: любое

Проведение упражнения:

Ведущий дает вводную участнику. К примеру: «Я пришел домой и увидел в кресле зеленого человечка. Он повернулся ко мне и сказал…. «Дальше участник продолжает рассказ в течение 2-х минут. После этого подводим итоги выступления:

  • Что понравилось в выступлении участника?
  • Что запомнилось?
  • Что вы рекомендовали бы добавить?

А затем вызываем нового участника. Каждому участнику даем новую вводную.

В этом упражнении можно вызвать на общий круг 3–4 участника, а затем запустить упражнение в парах, чтобы участники сами давали друг другу вводные.

Это классические упражнения по риторике, проверенные временем, они точно дают результат. Но поскольку эти упражнения взяты из свободных источников, то нужно учитывать, что они:

  • могут быть уже известны участникам ваших тренингов. это стоит уточнить, прежде чем проводить упражнения.
  • содержат только краткую инструкцию проведения упражнения, которая не раскрывает все тренерские ситуации, которые могут возникнуть при проведении данных упражнений.

Если вам понадобятся упражнения для тренингов по другим темам, при этом вы захотите, чтобы это были:

  • лучшие упражнения для тренингов
  • эксклюзивные упражнения, известные только малому кругу тренеров-профессионалов
  • упражнения с подробно прописанной инструкцией и тренерской методикой их проведения, раскрывающей всю «подводную часть» тренерской работы, все тренерские «фишки» и секреты,

То вы всегда можете приобрести такие упражнения на профессиональном тренерском портале TRENERSKAYA.RU.

TRENERSKAYA.RU — это команда тренеров-профессионалов, которые:

  • отбирают только самые лучшие, самые яркие и эффективные упражнения по самым разным тренерским темам
  • профессионально и подробно описывают скрытую методику их проведения!

Приятно, что теперь вы можете приобрести наши тренерские методички упражнений по самым доступным ценам в разделе «Упражнения для тренингов».

Из упражнений, в которых необходимы риторические навыки, мы рекомендуем вам, прежде всего, такие упражнения для тренингов:

«Приходите в следующий раз» — мощное упражнение, наглядно демонстрирующее участникам тренинга их привычные модели поведения в ситуации, когда большинство их контактов заканчиваются отказом.

Упражнения «Приходите в следующий раз!» позволяет в короткое время пережить подобную ситуацию, тут же проанализировать свои эмоциональные и поведенческие реакции и сделать личные выводы на основании осмысленного собственного опыта.

В упражнении используется необычная, интригующая легенда и в нем принимает участие вся группа, благодаря чему оно заметно поднимает уровень вовлеченности и заинтересованности участников тренинга, повышает мотивацию в группе.

Отличное упражнение! Интересное, богатое на выводы упражнение для тренинга переговоров, ораторского мастерства или тренинга для руководителей.

В рамках тренинга переговоров (продаж, ораторского мастерства) упражнение позволит всем участникам активно потренировать навыки убеждающей аргументации.

Совет

В рамках управленческого тренинга это упражнение даст участникам мощный опыт сложных переговоров с сотрудниками и быстрого принятия решений.

Крайне мощное в своей эффективности упражнение-вызов, в кратчайшие сроки наглядно разъясняющее разницу между конструктивным и неконструктивным подходом к разрешению конфликтов и настраивающее участников тренинга на интенсивное обучение.

Это упражнение станет отличным «вызовом» группе. В результате его выполнения группа может дойти до уверенности в том, что задание невыполнимо, но при рефлексии увидит совершенно иной подход к разрешению ситуации, что вызовет «переворот» в мышлении и послужит отличным началом для восприятия основной теории.

Красивое и эффективное упражнение «Слалом» станет украшением любого тренинга для руководителей, а также тренинга продаж, переговоров или коммуникаций.

Упражнение позволяет бросить вызов умению участников эффективно и гармонично договариваться в условиях ограниченного времени, умению расставлять приоритеты, быстро принимать решения. Упражнение поможет не только активизировать творческий потенциал группы, но и максимально собрать ее внимание на дальнейшем обучении.

Вашему вниманию предлагается эксклюзивная тренерская методичка упражнения, описывающая все подводные камни его проведения, все тренерские тонкости и нюансы.

Крайне эффективное командообразующее упражнение, требующее участия и тотальной вовлеченности всей группы. Перед участниками ставится сложнейшая задача, решить которую можно только совместными усилиями, мобилизовав все свои личностные качества, деловые навыки и умение работать в команде.

Упражнение «Титаник» гарантировано «цепляет» участников тренинга и запоминается как одно из самых ярких упражнений тренинга. Это упражнение может быть доступно и начинающим тренерам, но особенной «жемчужиной» оно будет в руках опытного тренера.

Вам понравилась статья?
Нажмите на кнопки социальных сетей и поделитесь ею с друзьями и коллегами:

  • Уникальная техника “Вчувствование”Редкое упражнение для тренинга, описанное на примере его проведения известным тренером и психологом, доктором психологических наук, профессором Н.И.Козловым. Глубокое упражнение, которое позволяет научить группу одной из мощных техник эффективной коммуникации«Вчувствование», которая помогает понимать и чувствовать своего партнера по коммуникации, учит более позитивно относиться к окружающим людям, чаще замечать их лучшие качества, легче входить с ними в контакт и договариваться.Эксклюзивные рекомендации профессионалов! Уникальная тренерская методичка упражнения разработана экспертами специально для портала Тренерская.ру., содержит массу тренерских рекомендаций и подсказок, позволяющих провести упражнение наилучшим образом. Такого вы не найдете больше нигде! Объем тренерской методички упражнения: 10 страниц! Бонусы!
  • Мой капиталЭто игра-вызов, игра-соревнование, в начале которой все участники тренинга обладают равным количеством ресурсов, а в конце игры участники оказываются с очень разными результатами. В процессе данного упражнения участники группы выстраиваются в четкий ранжир, при этом больше шансов на победу имеет тот, кто умеет смотреть на происходящее беспристрастно, объективно, верно оценивать других людей.Это непростое упражнение, т. к. каждый участник тренинга видит свое место в группе относительно других людей, и у многих участников это может вызвать сильные и не всегда позитивные эмоции. А, значит, это упражнение может стать для участников тренинга сильной мотивацией для изменений, для развития, для роста, сильным вызовом. Обычно, игра «Мой капитал» вызывает множество различных эмоций, и дает богатую пищу для размышлений. И уж точно она никого не оставляет равнодушным!Упражнение «Мой капитал» эксклюзивно, его вы не найдете ни на одном другом ресурсе.
  • Уникальное упражнение “Светофор”Уникальное авторское упражнение для тренинга, разработанное доктором психологических наук, профессором, известнейшим тренером и писателем Н.И.Козловым. Объем уникальной тренерской методички упражнения: 12 страниц! Бонус! В состав данной методички входят аудио-записи реального упражнения (общее время звучания 54:35 мин)! 

Источник: http://trenerskaya.ru/article/view/uprazhneniya-po-ritorike

Тренируем речь: упражнения для детей и взрослых

Четкая, правильная и красивая речь – залог успешной коммуникации, учебного и делового общения.

К сожалению, в школах зачастую не уделяют должного внимания произношению детей, в результате чего некоторые речевые ошибки сохраняются у школьников надолго.

Сегодня мы посмотрим, какие упражнения для четкой и красивой речи существуют, как научить ребенка говорить правильно, а заодно подтянуть и собственные навыки.

Наиболее распространенные речевые ошибки и неточности

Обратите внимание

Не совсем правильная речь и наличие ошибок в произношении совсем не говорит о том, что у ребенка имеется какой-то речевой дефект.

Такие недостатки могут быть вызваны неправильным усвоением структур языка (ребенок часто слышал и запомнил неправильную речь, неверные грамматические конструкции), недостаточной развитостью артикулярного аппарата (характерно для детей дошкольного и младшего школьного возраста), незнанием (ребенок впервые произносит какие-то слова и фразы). Наиболее распространенными ошибками и неточностями такого рода являются:

  • «Проглатывание» окончаний. Школьник говорит быстро и недостаточно четко, в результате чего окончания слов либо заглушаются последующими словами, либо не произносятся вовсе.
  • Пропуск частей слова. Как правило, такие недостатки вызваны малым словарным запасом ребенка – он не знает, как точно звучат те или иные слова и поэтому говорит их как бы наугад, иногда искажая и выпуская слоги.
  • Невыговаривание определенных звуков. Очень распространенное явление у детей дошкольного и младшего школьного возраста, вызванное недостаточной развитостью артикулярного аппарата. В ряде случаев со временем это проходит, но также нередки случаи, когда запускание проблемы приводит к невыговариванию звуков даже во взрослом возрасте.
  • Неверное согласование слов между собой. Школьник не знает или неверно употребляет падежи и рода, единственное и множественное число, в результате чего слова в предложении не согласуются между собой («добрая дня», вместо «доброго дня», «сел на ней жучок» вместо «сел на нее жучок», «хочу ярких красок, праздник» вместо «хочу ярких красок, праздника» и т.д.).
  • Нечеткое, малопонятное произношение. Это может быть вызвано неправильным произношением малознакомых слов или просто тихим голосом (в такой речи слова становятся малоразличимыми).

ВАЖНО! Упражнение по развитию речи и постановки произношения вполне можно практиковать в домашних условиях. Однако если у ребенка наблюдаются существенные дефекты речи (невыговаривание нескольких звуков в школьном возрасте, трудности в формировании слов и говорении в целом и т.д.), то для их устранения рекомендуется обратиться к специалисту.

Говорим четко, правильно, красиво: упражнения и советы

Источник фото

Наиболее распространенными упражнениями для постановки речи являются разучивание скороговорок, фразы на отработку определенной буквы и репетиции произношения перед зеркалом. Они действительно являются эффективными, но при этом далеко не единственными. Существует множество других простых и полезных упражнений, практиковать которые можно в любом удобном месте.

Упражнения для губ и языка

Позволяют разработать артикулярный аппарат и улучшить формирование и прохождение звуков:

  • Губы принимают форму, необходимую для произнесения того или иного звука (округлены как при звуке «О», принимают форму овала как при «У», чуть растянуты в уголках как при «С» и т.д.), но вслух он не проговаривается. Затем необходимо вернуться в исходное положение (сомкнутые губы), опять повторить форму и т.д.
  • Губы последовательно принимают форму, необходимую для произнесения различных звуков (например, цепочка «А»-«С»-«О»-«Ю»-«Ш»-«У»), затем возвращаются в исходное положение. Упражнение повторяется несколько раз.
  • Растянуть губы в уголках, язык упереть в нижние зубы, чуть выгнув. Повторить несколько раз.
  • Поднять язык вверх, прижав боковые края к верхней челюсти. Повторить несколько раз.
  • Прогнуть язык, прижав кончик и часть спинки (средней части) к небу. Повторить несколько раз.

Произнесение отдельных звуков

Тренировать можно как отдельные западающие звуки, так и все в целом. В этом упражнении необходимо описать ребенку, какое именно положение занимают губы и язык, и попросить повторить его. Приведем пример для звука «С»:

Губы полураскрыты и чуть растянуты в уголках. Расстояние между верхними и нижними зубами совсем небольшое (не более 1-1,5 мм). Язык принимает форму лопатки, слегка выгнут к небу, бока прилегают к зубам, кончик касается нижних альвеол. При произнесении звука воздух проходит сквозь щель между языком и альвеолами зубов.

Отработка звуков и слогов

Если с произнесением отдельных звуков особых трудностей не возникает или оно уже отработано, можно переходить к следующему этапу – включение звуков в речь:

  • Дайте ребенку список односложных слов для произнесения (делайте упор на более западающий звук): мэр, пэр, сэр, зал, лад, нут, кнут, свет, обед, бор, торт и т.д.
  • Упражнение формируется из пар схожих по звучанию слов, которые ребенку необходимо произнести: Рим – мир, мэр – пэр, клей –елей, ноль – вор, мел – смел и др.
  • Выделение голосом безударных гласных звуков, например, четкое произнесение звука «Е» в существительных с предлогом: на столике, в поле, при клумбе, в голове, на столе и т.д. Проследите, чтобы ребенок хорошо проговаривал требуемый звук.
  • Выделение голосом звуков в приставках. Можно сформировать упражнение из списка любых слов с различными парными приставками: пре- и при- (прекрасный, прелестный, приехать, прикрепить), без- и бес- (безнадзорный, безнадежный, беспризорный, бестактный), рас- и раз- (раскрасить, рассказать, развеять, развести) и др. Следите за четкостью произнесения каждого звука приставки.

Подобные упражнения можно формировать самостоятельно на абсолютно любые звуки.

Ударения

Источник фото

Важно, чтобы ребенок умел правильно ставить ударение и выделять его в интонации. Сформировать этот навык можно с помощью регулярной тренировки.

Задание будет звучать следующим образом: произнеси слова вслух, выделяя ударения на втором слоге (на первом, последнем, третьем и т.д.).

Примерный список слов: береза, беседка, петрушка, тетрадка, десантник, деревня, весною, намордник, кофейник, пакетик, наперсток, излучина.

Изменение слов

Изменение существительных, прилагательных, местоимений и глаголов по разным признакам (род, число, падеж) позволяет усваивать нормы русского языка и избегать ошибок в согласовании слов. Предложите ребенку:

  • Просклонять существительные (дом, речка, комната, вода, облако и т.д.) по падежам.
  • Сказать, как будет звучать прилагательное (красивый, солнечный, весенний и др.) в мужском/женском/среднем роде, в единственном/множественном числе.
  • Назвать формы глагола (летать, пилить, выносить и пр.) в различных родах и числах.
Читайте также:  Как определить, соответствует ли норме рост и вес ребенка в пять месяцев?

Все упражнения выполняются вслух.

Логические интонационные паузы

Отработка навыка постановки логических пауз помогает сделать темп речи более оптимальным (не быстрым и не замедленным). Для данного упражнения необходимо использовать стихотворения: для детей младшего возраста подойдут шуточные стихи, для старших школьников – классические произведения. Оно состоит из двух этапов:

  1. Ребенку дается листок с напечатанным на нем текстом стихотворения. Его задача проставить знак «/» в местах логических пауз. Например,Уронили мишку на пол, Оторвали мишке лапу. Все равно его не брошу — Потому что он хороший.
  2. Логические паузы будут в следующих местах:Уронили мишку / на пол, Оторвали мишке / лапу. Все равно его не брошу / — Потому что он / хороший.
  3. Теперь школьнику нужно прочитать данное стихотворение с учетом всех логических пауз.

Для усложнения задачи в стихотворениях можно убрать знаки препинания.

Чтение по ролям

Источник фото

Позволяет отработать интонацию, четкое произнесение различных слов и предложений. Младшим школьникам можно предложить сказку, в которой присутствуют слова нескольких персонажей, а для старших учеников отличным вариантом станут классические пьесы. Важно, чтобы ребенок читал текст вслух, стараясь подражать голосам персонажей, имитируя женские/мужские/детские голоса, речь животных.

Толкование пословиц

Данное упражнение направлено на проверку уровня знания определенных слов, их прямого и переносного смысла, а также на формирование представлений о значении новых слов и их отработку. Ребенку предлагается список пословиц и поговорок:

  • Тише едешь – дальше будешь
  • Цыплят по осени считают
  • Любишь кататься – люби и саночки возить
  • И др.

Школьник должен объяснить, как он понимает каждую из них. После его ответы обсуждаются, сообщаются верные значения (если ребенок дал некорректный ответ), которые ученик должен повторить. Для закрепления результата можно дать ряд схожих по смыслу пословиц.

Чтение как источник развития речи

Регулярное чтение поможет расширить словарный запас школьника, ознакомить его с различными речевыми и грамматическими конструкциями, научить правильно произносить различные слова. Полезно читать как вслух, так и про себя.

Чтобы привить ребенку желание заниматься этим, можно устраивать своеобразные литературные вечера, по очереди читая какую-то сказку или роман, рассказывая о последних изученных произведениях, обсуждая сюжет и персонажей.

Источник фото

Важно

Красивая и четкая речь – результат работы над собой и прилагаемых усилий. Без мотивации и интереса ребенку будет трудно взяться за эти упражнения. Задача родителей в этом случае – показать, как важна правильная речь, поощрить школьника, помогать ему при выполнении упражнений и проявить собственную заинтересованность и готовность работать вместе с ребенком.

Источник заглавной картинки

Источник: https://repetit.ru/blog/articles/treniruem-rech-uprazhneniya-dlya-detej-i-vzroslyh

Упражнения по ораторскому искусству и актерскому мастерству

Рекламные проспекты всех без исключения курсов ораторского и актерского мастерства стремятся донести до нас очень уж «рекламную», хотя и гениальную в своей простоте мысль: умение красиво говорить, отстаивать свою точку зрения и убеждать людей необходимо не только в эфире и на сцене, но и в жизни.

Это действительно так! Красноречивый и уверенный в своей мнении собеседник сразу располагает- ему хочется открыться, с ним хочется общаться.И, что самое приятное, развить навыки оратора и актера в себе под силу каждому человеку даже без каких-либо курсов.

Было бы желание!

Еще несколько лет назад я начала заниматься своей речью и за это время достигла определенных успехов, выработала систему упражнений, не раз выходила на сцену, выступала с докладами на конференциях и читала стихотворения… С каждым разом я становлюсь на ступеньку выше и не перестаю совершенствоваться (того требует и жизнь и профессия).

Хочу поделиться с вами своим опытом и самыми любимыми, эффективными упражнениями. Они всем хорошо известны и действительно творят чудеса. Главное, заниматься регулярно!

Упражнение №1: Чтение вслух

Чтобы научиться чувствовать то, о чем говоришь, пропитывать своими эмоциями каждое слово, каждый звук, обязательно нужно читать вслух стихотворения. Возьмите лирический сборник Вашего любимого поэта (так легче начать) и читайте, читайте, читайте! С разными интонациями, паузами, эмоциями, тембром.

Одно и то же стихотворение обязательно нужно самому себе или публике в лице, скажем, кошки прочитать хотя бы десять раз- все время по разному. Самое главное, прочувствовать слово и мысль, увидеть картину перед мысленным взором, попытаться понять, что ощущал поэт. Желательно стихотворение выучить наизусть.

Во-первых, так образное мышление скорее разовьется, а во- вторых, речевой поток станет более подвижным и образным. Мой преподаватель по технике речевой коммуникации все время, когда проводит лекции, делает так называемые «лирические вставки». Читает отрывки из стихотворений, а то и целые шедевры.

Недавно процитировал отрывок из «Евгения Онегина», где Таня Ларина письмо пишет. Роскошно! Столько чувств и эмоций! И еще вслух нужно читать прозу. Здесь идеально подходят миниатюры Чехова или Михаила Зощенко. Хотя я привыкла читать отрывки и из больших произведений.

Так сразу убиваешь двух зайцев: так информация усваивается глубоко в сердце и речь развивается. Единственный недостаток этого упражнения в том, что с течением времени у меня появилось желание все, что я читаю, вслух читать. Перезанималась:) Упражнение замечательное!!! Не обращайте внимание на видимую простоту.

Если заниматься прилежно и с увлечением, то Вы очень скоро заметите результат!

Упражнение №2: Скороговорки

Совет

Учась в школе, я решила, что по мне плачет театральная студия и отправилась на «пробы». Но нет. Не плачет вовсе! Выступала я замечательно, только очень волновалась и торопилась. Преподавательница посоветовала мне «все скороговорки перевыговорить», и за этот совет я ей безумно благодарна. Помогает.

Нет ничего проще и эффективнее! Вот мои самые любимые скороговорки. На самом деле их более трехсот, и при желании можно найти полную подборку на многочисленных сайтах посвященных ораторскому мастерству и актерскому искусству. 1) Интервьюер интервента интервьюировал. 2) Жили были три китайца: Як, Як — цедрак, Як — цедрак — цедрак — цедрони.

Жили были три китайки: Цыпа, Цыпа — дрыпа, Цыпа — дрипа — дрыпа — дрымпампони. Все они переженились: Як на Цыпе, Як — цедрак на Цыпе- дрыпе, Як — цедрак — цедрак — цедрони на Цыпе — дрыпе — дрымпампони.

И у них родились дети: У Яка с Цыпой: Шах, у Як — цедрака с Цыпой — дрипой: Шай — шарах, у Як — цедрак — цедрак — цедрони с Цыпой — дрыпой — дрымпампони: Шах — Шарах — Шарах — Широни. 3) Расскажите про покупки! — Про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки свои.

4) Скороговорун скороговорил скоровыговаривал, Что всех скороговорок не перескороговоришь не перескоровыговариваешь, Но заскороговошившись, выскороговорил, что все скороговорки перескороговоришь, да не перескоровыговариваешь. И прыгают скороговорки, как караси на сковородке. 5) Банкиров ребрендили-ребрендили-ребрендили, да не выребрендировали.

6) В Каннах львы только ленивым венки не вили. 7) В Кабардино-Балкарии валокордин из Болгарии. 8) Деидеологизировали-деидеологизировали, и додеидеологизировались. 9) Шла Саша по шоссе и сосала сушку. 10) По шоссе Саша шел, саше на шоссе Саша нашел. 11) Течет речка, печет печка. 12) Щипцы да клещи – вот наши вещи. 13) Тщетно тщится щука ущемить леща.

14) Поезд мчится скрежеща: ж, ч, ш, щ, ж, ч, ш, щ. 15) Все cкороговорки не перескороговоришь, не перевыскороговоришь Однажды мне довелось пообщаться с молодой, но уже известной актрисой, и она мне посоветовала при выговаривании скороговорок брать в рот пробку. Тоже очень полезно!

Упражнение №3: Описание предмета

Упражнение гораздо сложнее и глубже, чем может сперва показаться. Нужно выбрать любой предмет (мобильный телефон, книга, кастрюля… Что угодно!) и начать описывать его в течение трех-пяти минут.

Обратите внимание

Вся соль в том, что некоторые предметы можно описать буквально в двух словах, и приходится свое описание растягивать, а значит необходимо найти то, чего раньше не замечал.

Очень сложное, но безумно интересное упражнение!

Упражнение №4: Картинка жизни

Закройте глаза и мысленным взором представьте себе то место, в котором сейчас находитесь. Не упускайте мелочей. Предположим, Вы сидите в комнате на любимом диване.

Какого цвета его обивка? Каков рисунок? А где лежат подушки? Какого цвета ковер? Что лежит на столе? Что изображено на календаре, висящем над кроватью? Очень сложное упражнение. Я ни как не могу вспомнить, какие цветы изображены на постере. Занимает время, но помогает развить воображение, а, следовательно, и красноречие.

Иногда я упрощаю это упражнение: беру какой-либо «отрезок» комнаты или предмет и «фотографирую» его глазами, а затем описываю внутреннее изображение.

Упражнение №5: Пересказ

Мне кажется, что для этого упражнения стоит брать притчи и басни, например, Эзоповские. Так можно сразу двух зайцев убить- и образное мышление развить и свою речь усовершенствовать. Хотя я лично иногда беру и отрывки из произведений.

Еще можно пересказывать только что прочитанные статьи или посты. Если сложно, то найдите в тексте ключевые слова и выпишите их. Это будет Ваша шпаргалка. Для пересказа идеальны и миниатюры А.П.Чехова. Но лучше всего брать те тексты, которые Вам интересны.

Кстати, в своей статье «Ораторское искусство. Советы» я писала о том, что при подготовке к выступлению ни в коем случае нельзя опираться на распечатки и читать с листов. Нужно пересказывать текст. А сначала, конечно, прочувствовать его.

Упражнение №6: Здесь я объединила несколько важных моментов для развития красноречия и постановки речи

Во-первых, необходимо исключить ВСЕ слова-паразиты и обсценную лексику. Это очень просто. Всего за месяц я избавилась от «блинов» и прочих «неприятностей». Жить и выражать мысли стало гораздо проще. 🙂 Во-вторых, научитесь следить за темпом речи. Я во время беседы начиню говорить очень быстро, сокращаю рассказ и сбиваюсь с мысли. Пока от этой проблемки не избавилась.

Важно

А это ведь очень мешает! Нужно уметь завладеть вниманием собеседника. В-третьих, расширяйте круг общения. Я слежу за тем, как разговаривают люди, какова манера их общения, и со временем прихожу к выводу, что «Каков человек, такова и его речь», как говорил Сократ. Если красноречие развивается, то и человек совершенствуется.

Упражнение№ 7: Практика

Если у Вас есть возможность выступать на различных конференциях или творческих вечерах, не упускайте ее! А если нет… То надо найти. Научиться красиво говорить и убеждать слушателей можно только на практике.

Предлагают выйти с докладом на близкую Вам тему? Отлично! Хочется сходить на тематический вечер, посвященный любимому поэту, и там прочитать его стихотворение? Вперед! Свои творения миру появилось желание показать? Великолепно! Самое лучшее упражнение — живое выступление.

«А у меня страх сцены»- скажет многоуважаемый читатель, и я отвечу: «Нет такого страха». Раньше я была уверена, что он существует, но теперь абсолютно убедилась в обратном.

Недавно мне довелось участвовать в английском Рождественском вечере, я вышла на сцену, дрожа от страха! Сердце бешено колотилось, коленки тряслись, но я все-таки выступила, хотя немного не так, как хотелось. И такие волнительные приступы случались со мной не один раз! Однако я всегда могу побороть себя и выйти на сцену, чтобы выступить.

Пусть смотрят. Пусть обсуждают. Я вышла. И мне есть, что сказать. Страха сцены нет. Есть так называемая «сценическая неуверенность», но ее легко побороть. Как? Необходимо… Выступить!:) В данной статье я не предлагаю упражнения для постановки голоса и дыхания, потому, что сама почти этим не занимаюсь. Все очень индивидуально.

В заключение хочу напомнить, что мир принадлежит тем, кто хорошо говорит! И красноречие наше зависит только от нас самих.

Мне довелось пообщаться с одним чудесным человеком, оратором и поэтом, литератором и ученым… Так вот он всегда говорит очень интересно, хотя в его речи порой проскальзывают «мелкие паразиты», эканье и быканье, паузы… Но его слушают завороженно, он буквально изменяет сознание людей! Знаете, в чем секрет? Его внутренняя искра, которая с потоком речи разгорается в пламя. Он любит, страстно любит предмет разговора, он разбирается в нем, он хочет говорить. И он может говорить, потому что верит в себя и способен отстоять собственную точку зрения. И это под силу каждому человеку. Было бы не просто желание, но стремление…

Источник: http://levelberi.ru/uprazhneniya-po-oratorskomu-iskusstvu-i-akterskomu-masterstvu.html

Ссылка на основную публикацию