Эффективные занятия по математике с блоками дьенеша: обучение в игровой форме

Блоки Дьенеша – система логических игр для самых маленьких, детей средней и подготовительной группы

Современным родителям доступно множество дидактических пособий, с помощью которых они могут развивать своих деток с самого раннего возраста.

Большой популярностью пользуются логические блоки Дьенеша – игра с картинками, схемами и специальными альбомами.

Занятия с этим пособием помогают дошкольникам в развлекательной форме познакомиться с основами математики. Узнайте, что из себя представляет материал и как с ним работать.

Что такое блоки Дьенеша

Так называется специальное дидактическое пособие для освоения математики, разработанное известным венгерским научным деятелем. Золтан Дьенеш посвятил этой дисциплине всю жизнь. Он стремился сделать ее максимально понятной и интересной для детей. Для этого им специально была разработана авторская система Дьенеша для раннего освоения математики детьми.

Игровое пособие представляет собой набор геометрических фигур в количестве 48 штук. Они представлены элементами, среди которых нет повторяющихся. Фигуры делятся по таким признакам:

  1. Цвет. Синие, красные, желтые.
  2. Размер. Маленькие, большие.
  3. Толщина. Толстые, тонкие.
  4. Форма. Круг, треугольник, квадрат, прямоугольник.

Методика

Логические блоки Дьенеша предназначены для обучения математике в игровой форме. Занятия с ними способствуют развитию памяти, внимания, воображения, речи. У ребенка появляются умения классифицировать материал, сравнивать, анализировать аналитическую информацию. Оптимальный возраст для начала занятий – 3-3 года. Работа с логическими блоками Дьенеша научит кроху:

  1. Выявлять свойства объектов, называть их, объяснять, в чем состоят различия и сходства, подкреплять свои рассуждения доводами.
  2. Логически мыслить.
  3. Лучше разговаривать.
  4. Понимать, что такое цвет, толщина, форма и разный размер.
  5. Осознавать пространство.
  6. Самостоятельно решать задачи учебного и практического плана.
  7. Настойчиво идти к достижению цели, справляться с трудностями, проявлять инициативу.
  8. Выполнять мыслительные операции.
  9. Развивать воображение, творческие и интеллектуальные способности, фантазию , навыки моделирования и конструирования.

Как работать с блоками Дьенеша

Занятия проходят в несколько этапов. Дьенеш разработал свою методику с учетом психологических аспектов детей младшего возраста, поэтому не нужно бояться того, что она будет слишком сложной для мышления дошкольника. Выделяют такие стадии развития математических способностей:

  1. Свободная игра. Цель – научить кроху решать незнакомые задачи методом «проб и ошибок», пробуя разные варианты.
  2. Малыш плавно переходит на игру по определенным правилам. По ходу занятий происходит ознакомление с базовой информацией, например, «какие фигуры одинаковые».
  3. Обсуждение, сравнение содержания математических игр. Нужно подбирать разные варианты со смежными правилами, но отличающимися игровыми материалами.
  4. Знакомство с содержанием чисел. Рекомендуется использовать карты, диаграммы, таблицы.
  5. Последний этап – самый длительный и подойдет для старших дошкольников. На нем следует предлагать разные карточки с определением правил, которое помогает прийти к конкретным логическим выводам. Постепенно к малышу станут знакомы такие понятия, как теорема и аксиома.

Логические блоки

Сами фигурки – основа методики Дьенеша. С ними предусмотрено множество увлекательных дидактических игр для детей разных возрастов.

Главное предназначение блоков Дьенеша – научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он научится отличать и объединять объекты, делать их классификацию.

Наличие картинок и специальных альбомов существенно разнообразит количество игр, которые вы сможете предложить дошкольнику.

Карточки

Для занятий применяются изображения, на которых содержится символическая информация о свойствах фигуры. Это выглядит так:

  1. Цвет обозначается пятном.
  2. Размер – это силуэт домика. Маленький обозначается одноэтажным строением, большой – многоэтажным.
  3. Контуры геометрических фигур соответствуют форме.
  4. Толщина – два изображения человечков. Первый – толстый, второй – худой.
  5. В комплекте Дьенеша есть карточки с отрицанием. К примеру, перечеркнутый крест-накрест многоэтажный дом означает, что нужная фигура «не большая», то есть, маленькая.

Комплекты карточек можно использовать не только вместе с блоками Дьенеша, но и для самостоятельных игр. Работа с ними развивает логику, навык расшифровки информации по символам.

Сначала ребенку следует давать самые простые игровые задания для знакомства с карточками Дьенеша, а потом постепенно усложнять их.

Комплект изображений способен существенно разнообразить занятия, сделать их значительно интереснее.

Альбомы

Таких пособий понадобится приобрести несколько, для каждого возрастного диапазона. Выбирать их следует по уровню развития ребенка, а не по тому, сколько ему лет в данный момент.

Иногда в 3 года у малыша развитие пятилетнего, а бывает и наоборот. В альбомах представлены разные игры с фигурками Дьенеша, схемы-рисунки, по которым можно их складывать.

Задания вы можете самостоятельно усложнять, вносить в них разнообразия, ориентируясь на реакцию ребенка.

Блоки Дьенеша для самых маленьких

Заниматься с логическими фигурами могут малыши с двухлетнего возраста. Для них разработано много простых игр. Их основная цель – научить ребенка различать свойства объекта, группировать предметы по определенным признакам. Такие занятия будут не только полезны, но и интересны каждому малышу. Ознакомьтесь с несколькими самыми популярными вариантами игр.

Выборки

Это самые простые игры для малышей, которые только знакомятся с набором Дьенеша. Пример:

  1. Разложите перед ребенком элементы Дьенеша.
  2. Пусть он группирует их по разным признакам. Сначала выбирает все одинакового цвета, потом размера и т.д.

Постепенно игра становится более сложной. Предложите ребенку сортировать блоки по двум и более признакам. Например:

  1. Выбери желтые прямоугольные блоки и синие квадратные.
  2. Достань все плоские фигурки одинакового размера.
  3. Выбери тонкие круглые блоки.
  4. Отсортируй все синие треугольные фигуры.

Конструирование

Эту творческую игру обожают все детки без исключения. Она очень простая, но увлекательная. Ребенку предлагается складывать из элементов Дьенеша разные фигурки сначала по схемам, а потом без них, постепенно усложняя задачу. Примеры объектов, которые вы можете попросить сконструировать:

  • домик;
  • стол;
  • домик с окошкам;
  • елочка;
  • лавка;
  • табурет;
  • диван;
  • стул;
  • ступеньки;
  • кресло;
  • машинка.

Продолжи ряд

Игра направлена на то, чтобы у ребенка закрепились знания о геометрических фигурах, величине, толщине, цвете. Благодаря ей он научится находить закономерности. Варианты заданий:

  1. Выложите на столе перед малышом элементы Дьенеша так, чтобы каждая следующая отличалась от предыдущей по одному признаку. Ребенок самостоятельно продолжает этот ряд.
  2. Выкладывайте цепочку из фигур Дьенеша так, чтоб рядом не было одинаковых по двум признакам предметов. Предложите ребенку продолжить этот ряд.
  3. Выложите перед малышом фигуры Дьенеша по цвету: красная, желтая, синяя. Он продолжит ряд, чередуя оттенки в заданной последовательности.

Покорми животных

Поставьте перед малышом несколько его любимых игрушек. Пусть он покормит каждую парой «печенек» (блоков). Предложите какие-либо условия, к примеру, медвежонку нужно дать только корм красного цвета, а котенку – квадратной формы. Эта игра напоминает выборки, но дети воспринимают ее значительно лучше. Редко кто из малышей отказывается кормить своих любимцев.

Игры с блоками Дьенеша для старшей группы

Когда ребенок подрастет, упражнения для малышей он сможет щелкать, как семечки, и задания придется усложнить. Методика Дьенеша для дошкольников рассчитана на малышей 5-6 лет.

Упражнения более сложные, активно используются не только сами кубики, но и карточки, игровые альбомы. Задания направлены на развитие у взрослого ребенка логического мышления, умения объяснить принятое решение.

Изучите несколько игр для примера, на основании которых можно придумать еще массу упражнений.

Поиск

Дайте ребенку любую фигурку Дьенеша или предложите выбрать самостоятельно. Затем он из общей массы блоков достанет все те, которые совпадают с первой по одному заданному свойству.

Когда он хорошо усвоит игру, усложните ее. Пусть малыш подбирает блоки, у которых два одинаковых свойства со взятой изначально. Потом можно еще усложнить игру.

Ребенок должен выбирать те блоки, у которых нет ни единого смежного свойства с первым.

Домино

Эта игра подойдет даже для нескольких детишек. Правила:

  1. Каждый игрок получает равное количество блоков. Определяется очередность участников.
  2. Первый делает ход любой фигурой.
  3. Второй кладет блок, у которого одно свойство совпадает.
  4. Если подходящей фигуры нет, участник пропускает ход.
  5. Выигрывает тот, кто первым выложит все свои блоки.
  6. Игру можно усложнить, меняя правила про свойства выкладываемых фигур. К примеру, нужно отвечать блоком, у которого два подобных признака и т.д.

Найди лишнее

Следующая игра поможет детям научиться группировать объемные геометрические фигуры по различным признакам. Правила:

  1. Выложите перед ребенком три фигуры. Одна из них не должна иметь ни одного общего свойства с остальными.
  2. Пусть ребенок вычислит, какой блок лишний, и объяснит, почему, как он пришел к такому выводу.
  3. Усложните задание. Выложите 6 блоков. Малыш должен удалить два лишних.

Найди пару

Эта игра понравится детишкам, которые уже хорошо освоили все простенькие задания. Правила:

  1. Перед ребенком разложите несколько фигур в ряд.
  2. Предложите к каждой подобрать парную по определенному свойству.
  3. Усложните задание. Пусть малыш попробует подобрать пару не по одному, а по двум или трем свойствам.
  4. Можете изначально взять, например, 10 парных элементов. Сложите их в пакет. Пусть ребенок сам выстроит пары, выкладывая фигуры Дьенеша в два горизонтальных ряда.

Художники

Для игры вам потребуется несколько больших листов цветного картона. Они выполнять роль эскизов картин. Для составления композиции нужны дополнительные картонные детали. Игра учит анализировать форму объектов, сравнивать их, развивает творческие и художественные способности. Правила:

  1. По эскизам малыши должны «писать» картину.
  2. Заготовку они выбирают сами. На ней изображено схематически, где какие блоки должны находиться. Тонкие будут только обведены по контуру, а толстые – полностью закрашены.
  3. Пусть дети на правильные места «эскиза» подберут недостающие блоки и детали, вырезанные из картона.

Магазин

Для этого задания вам необходимы карточки с изображением предметов, которые будут выполнять роль товара, и логические элементы. Игра «Магазин» развивает память, умение рассуждать, обосновывать свой выбор, выявлять и абстрагировать свойства. Правила:

  1. Дошкольник приходит в магазин, в ассортименте которого множество товаров-карточек. У него три фигуры, выполняющие функцию денег. За каждую можно приобрести один товар.
  2. Малышу нужно купить тот объект, у которого не меньше одного свойства совпадает в фигурой-денежкой.
  3. Постепенно можете усложнять игру, предлагая новые правила.

Украсим елку

Следующая игра способствует развитию навыков порядкового счета, чтения схемы. Для нее вам понадобится изображение елки и 15 карточек с символами, блоки. Правила:

  1. Елку следует украсить бусами в пять рядов. В каждом будет по три бусинки.
  2. Цифра на карточке – порядковый номер положения нити сверху вниз. Закрашенный на ней кружок показывает, какой по счету должна идти бусина, а внизу указано, какой элемент ее изобразит.
  3. Пусть малыш развесит первый ряд бус, а затем все нижние, четко следуя схеме на карточке.

Видео

Отзывы

Источник: https://mosmama.ru/2456-bloki-denesha.html

Авторские развивающие занятия для детей дошкольного возраста с помощью логических блоков Дьенеша «Считалочка»

Одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка — развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Внимание у детей дошкольного возраста непроизвольное, неустойчивое, способность запоминать характеризуется непреднамеренностью.

Для этого необходимо сформировать познавательный интерес у детей, средство привлечения к обучению, средство активации мышления детей, средство заставляющее переживать и увлеченно работать детей. Чтобы разбудить познавательный интерес – необходимо сделать обучение занимательным.

Я считаю, наиболее эффективным пособием логические блоки Дьенеша. Игры с логическими блоками по методике Дьенеша учат малышей не только думать, следить за координацией движений, но и говорить, способствуют развитию речи.

        Поэтому на своих занятиях я широко использую игровые приемы и дидактические игры с блоками Дьенеша, организовываю их так, чтобы по возможности в действии одновременно участвовали все дети.

Обратите внимание

В игры и занятия, обязательно, задействую активные движения детей (ходьбу, физкультминутки, иногда даже бег).

Большое значение имеет использование привлекательных для детей наглядных пособий, и мои пособия соответствуют этому.

Ожидаемый результат использования логических блоков в работе с детьми:

— Развивать логическое мышление. Развивать представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование). Формировать представления о математических понятиях (алгоритм, кодирование и декодирование информации, кодирование со знаком отрицания).

— Развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, адекватно обозначать их отсутствие, обобщать объекты по их свойствам (по одному, двум, трем), объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения.

Читайте также:  Рост и вес годовалого ребенка: нормативные показатели в таблице и комментарии педиатров

— Познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов.

— Развивать пространственные представления.

— Развивать знания, умения, навыки, необходимые для самостоятельного решения учебных и практических задач.

— Воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость, в достижении цели, преодолении трудностей.

— Развивать познавательные процессы, мыслительные операции.

— Развивать творческие способности, воображение, фантазию, способности к моделированию и конструированию.

— Развивать психические функции, связанные с речевой деятельностью.

Таким образом, занятие будет познавательным и занимательным, если дети в ходе его:

• Думают (анализируют, сравнивают, обобщают, доказывают);

• Удивляются (радуются успехам и достижениям, новизне);

• Внимательны (целеустремлены, настойчивы, проявляют волю в достижении результата);

• Фантазируют (предвосхищают, создают самостоятельные новые образы).

        Примеры таких занимательных занятий и дидактических игр способствующих развитию познавательного интереса и активности детей дошкольного возраста я предлагаю вам.

 «Детский сад»

Тип занятия: интегрированное.

Цель:

  • Закрепить знания детей о цвете, форме, размере.
  • Упражнять детей в счете, умении соотносить количество предметов с             цифрой.
  • Развивать умения абстрагировать, анализировать, классифицировать, обобщать, декодировать, сравнивать и группировать геометрические фигуры, логически мыслить.
  •  Развивать у детей внимание, воображение, речь, умения действовать последовательно, в строгом соответствии с правилами.
  • Воспитывать у детей дружеские взаимоотношения, навыки коллективной работы, желание помогать друг другу.

Материал: набор логических блоков Дьенеша, план-карта дороги, картина «Детский сад», карта-схема полочки, набор плоскостных игрушек четырех цветов и двух размеров, шкатулка с набором замочков, конверты по количеству детей с набором плоскостных блоков, карты-схемы к игре «Соберем строительный материал», карточки с изображением игрушек,  мультимедийное сопровождение: видеозапись «Считалочка» и мультфильм «как Петя Пяточкин слоников считал».

Ожидаемый результат:

• повышение у детей познавательного интереса и мотивации, что активно развивает навыки учебной деятельности;

• чувство уверенности в своих знаниях, стремление к преодолению трудностей;

• повышение самооценки детей.

Ход занятия:

Психогимнастика.

Воспитатель: Дети, а где мы с вами находимся? А как называется наш детский сад? Что такое детский сад?

Детки в садике живут, здесь играют и поют.

Здесь друзей себе находят, на прогулку с ними ходят.

Вместе спорят и мечтают. Незаметно подрастают.

Детский сад – второй наш дом. Как тепло, уютно в нем. 

Вы его любите дети, самый добрый дом на свете!

А как называется наша группа? А что такое – улыбка?

Давайте подарим друг другу улыбку.

Ребята, а вы хотите посмотреть, как живут дети в другом детском саду?

Оправляемся в путь. Но для этого нам необходимо выбрать дорогу. Давайте построим дорогу по плану, как строители. Нужно четко придерживаться плана, иначе наша дорога приведет нас в другое место.  

 Дидактическая игра   «Построим дорожку».

Цель: развивать умения детей выделять свойства в предметах, абстрагировать их от других.

Воспитатель: Вот мы и пришли. Только здесь неприятности. В детском саду появился один очень непослушный мальчик, Петя Пяточкин, который не хочет ничего делать и никого не слушает.

Мы может помочь нашим друзьям в этой ситуации, мы должны научить Петю. Как нужно себя вести в детском саду.

Ну что. Будет помогать? Вы готовы?

 Дидактическая игра «Разложи игрушки по полочкам».

Цель: развитие способности к анализу, абстрагированию, декодированию.  

Воспитатель: Молодцы ребята! Только Петя Пяточкин еще и строительный материал разбросал. Покажем, как должны быть сложены все коробочки?

Дидактическая игра «Разложи строительный материал».

Цель: закрепить умения детей различать цвет, форму, размер. Продолжать учить систематизировать и классифицировать геометрические фигуры по цвету, форме и размеру.

Воспитатель: Умнички! Потрудились на отлично! И заработали маленький отдых – музыкальную паузу!

Физкультминутка «Считалочка» (видео ролик) 

Воспитатель: Ребята, за вашу помощь в исправлении Пети Пяточкина, дети приготовили вам подарки.

Ой, что это? Опять проделки Пяточкина? (На коробке с подарками замочки).

Дидактическая игра «Замочки».

Цель: упражнять детей в группировке геометрических фигур, развивать наблюдательность, память.

Воспитатель: Наконец — то все замочки сняты, и внутри подарки – игрушки. Каждой игрушки – по одной и что бы ни кому не было обидно, давайте возьмем по одной фигуре.

Дидактическая игра «Выбери игрушку».

Цель: развитие умения выявлять и абстрагировать свойства, развивать умения рассуждать, аргументировать свой выбор.

Воспитатель: Молодцы!!!

Детский сад, детский сад. Почему так говорят?

Потому, что дружно в нем, мы одной семьей растем.

Оттого и говорят, в этом доме ДЕТСКИЙ САД!!!

Я люблю свой детский сад, в нем полным — полно ребят.

1,2,3,4,5. Жаль, что всех не сосчитать.

Может сто их, может двести.

Хорошо когда мы вместе!!!

А теперь давайте посмотрим, как изменился Петя Пяточкин.

Мультфильм «Как Петя Пяточкин слоников считал».

Источник: http://PlanetaDetstva.net/vospitatelam/avtorskie-razvivayushhie-zanyatiya-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta-s-pomoshhyu-logicheskix-blokov-denesha-schitalochka.html

Портал образования | Использование блоков Дьеныша на занятиях по формированию математических представлений

Автор: Стрелецкая Анна Владимировна
Должность: Педагог
Учебное заведение: МБДОУ 142
Населённый пункт: Красноярск
Наименование материала: Блоки Дьеныша
Тема: Использование блоков Дьеныша на занятиях по формированию математических представлений
Дата публикации: 23.04.2018
Раздел: дошкольное образование

Стрелецкая Анна Владимировна

Использование блоков Дьенеша

на занятиях по формированию математических

представлений

В

настоящее

время

время

информационных

технологий,

когда

происходит

коренное

преобразование

характера

человеческого

труда

и

взаимоотношений,

и

наиболее

актуальной

сейчас

становится

проблема

человека

мыслящего,

творчески

думающего,

ищущего,

умеющего

решать

нетрадиционные задачи, основываясь на логике мысли.

В рамках реализации ФГОС дошкольного образования актуальность

данной темы обусловлена тем, что необходимым условием качественного

обновления общества является умножение интеллектуального потенциала,

недостаточность

развития

логического

мышления

у

дошкольников

и

интересом педагогов к новым формам развития логического мышления у

дошкольников.

Дошкольный возраст есть первая ступень в осмыслении и понимании

внутренних

скрытых

процессов,

свойств

и

отношений

внешнего

и

внутреннего мира — всего того, что лежит в основе любых научных знаний.

https://www.youtube.com/watch?v=lA4-6P_f2iQ

Соотношение и гармоничное сочетание внешнего и внутреннего — основа

успешного развития умственных способностей личности, способностей в

области восприятия и воображения, представления и образного мышления —

всего того, на чем основывается усвоение образцов, внешних характеристик

и свойств предметов, происходят сравнение, синтез и обобщение изучаемого

материала в системе отношений сходств и различий, множественности и

разновидностей.

2

Математическое образование уже в дошкольном возрасте способствует

развитию критического мышления, логической строгости и алгоритмичности

мышления, которые во многом определяют успешность и результативность

деятельности ребёнка в познании мира вне и внутри себя.

Формированию у ребенка математических представлений способствует

использование

разнообразных

дидактических

игр.

В

игре

ребенок

приобретает

новые

знания,

умения,

навыки.

Игры,

способствующие

развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих

способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Следовательно, одной из наиболее важных задач педагогов ДОУ является

развитие

у

ребенка

интереса

к

математике

в

дошкольном

возрасте.

Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет

ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Разработка

и

выбор

технологий

математического

развития

дошкольников зависит от того, что подлежит освоению, и от направления

развития мыслительной деятельности ребёнка.

В дошкольной дидактике применяются разнообразные развивающие

материалы, одними из эффективных являются логические блоки Дьенеша.

Логические блоки придумал венгерский математик и психолог З. Дьенеш в

1960-е годы, они весьма актуальны по сей день. Последнее десятилетие

данная методика завоёвывает все большее признание у педагогов нашей

страны. Опыт российских педагогов показал эффективность использования

логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного.

Логические

блоки

представляют

собой

эталоны

форм

геометрические

фигуры

(круг,

квадрат,

равносторонний

треугольник,

прямоугольник)

и

являются

прекрасным

средством

ознакомления

дошкольников с формой предметов и геометрическими фигурами, а также

игры с блоками доступно, на наглядной основе знакомят детей с цветом,

размером и толщиной объектов. Подобные игры способствуют ускорению

3

процесса

развития

у

дошкольников

простейших

логических

структур

мышления и математических представлений, усвоению сенсорных эталонов.

Как показывает практика, использование блоков Дьенеша в работе с

детьми

дошкольного

весьма

способствует

ознакомлению

дошкольников

с

геометрическими фигурами и формой предметов, размером, формированию

мыслительных

умений:

сравнивать,

анализировать,

классифицировать,

обобщать,

абстрагировать,

кодировать

и

декодировать

информацию;

изучению

элементарных

навыков

алгоритмической

культуры

мышления;

формированию

познавательных

процессов

восприятия

памяти,

внимания,

воображения; развитию творческих способностей .

Блоки

Дьенеша

являются

универсальный

дидактический

материал,

позволяющий

успешно

реализовывать

задачи

познавательного

развития

дошкольников.

Логические

блоки

Дьенеша

представляют

собой

комплект

из

48

геометрических фигур:

а) четырех форм (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник).

б) четырех цветов (красный, синий, желтый, зеленый).

в) двух размеров (большой, маленький);

г) двух видов толщины (толстый, тонкий).

Каждая геометрическая фигура характеризуется четырьмя признаками:

одной из четырех форм, одним из четырех цветов, одним из двух размеров,

одним из двух видов толщины.

Отдельно прилагаются карточки свойств и множество дополнений для

работы

с

«Блоками».

Другими

словами,

«Блоки»

позволяют

сочетать

всевозможные способы развития творчества для каждого из возрастов. С

помощью различных материалов младшие дошкольники будут знакомиться с

формами,

и

искать

лишнее,

а

старшие

дошкольники

кодировать

и

декодировать информацию о различных предметах. Использование блоков

Дьенеша помогает в изучении основных свойств геометрических фигур по их

4

признакам

и

по

существующим

во

множестве

отношениям,

включать

подмножества в состав множества; разбивать множества на подмножества.

Главное назначение этих игр – развитие маленького человека, коррекция

того, что в нем заложено и проявлено, вывод его на творческое, поисковое

поведение. С одной стороны, ребенку предлагается пища для подражания, а с

другой стороны – предоставляется поле для фантазии и личного творчества.

Благодаря этим играм у ребенка развиваются все психические процессы,

мыслительные

операции,

развиваются

способности

к

моделированию

и

конструированию, формируются представления о математических понятиях.

Автор методики разработал и апробировал на практике теорию о шести

этапах изучения математики.

Многие

взрослые

считают,

что теория

изучения

математических

понятий непонятная и сложная для восприятия ребенком. З. Дьенеш создал

данную

теорию

для малышей

от т р е х

д о восьми

лет,

учитывая

их физиологические

и возрастные

о собенно сти.

В с в я з и

с этим,

она воспринимается детьми на практических занятиях с большим интересом

и легкостью.

В соответствии с принципом постепенного наращивания трудностей

предусматривается, чтобы дети начинали усвоение материала с простого

манипулирования

геометрическими

фигурами.

Предоставляется

детям

возможность

самим

познакомиться

с

логическими

блоками.

Дети

могут

использовать их по своему усмотрению в различных видах деятельности.

Логические блоки Дьенеша могут использоваться:

на

занятиях

(комплексные,

интегрированные),

обеспечивающих

наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

при

совместной

и

самостоятельной

игровой

деятельности

(дидактические

игры,

настольно-печатные,

подвижные,

сюжетно-ролевые

игры).

5

вне занятий, в предметно-развивающей среде (ИЗО-деятельность,

аппликация, режимные моменты, предметные ориентиры).

Особенности

структуры

игр

и

упражнений

позволяют

по-разному

варьировать возможность их использования на различных этапах обучения.

Каждую игру можно использовать в любой возрастной группе (усложняя или

упрощая задания), тем самым предоставляется огромное поле деятельности

для творчества педагога.

А также:

в подвижных играх (предметные ориентиры, обозначения домиков,

дорожек, лабиринтов);

как

настольно-печатные

(изготовить

карты

к

играм Рассели

жильцов, Найди место фигуре);

в

сюжетно-ролевых

играх: Магазин –

деньги

обозначаются

блоками. Почта –

адрес

на

доме

обозначается

кодовыми

карточками.

Аналогично, Поезд – билеты, места.

Использование

логических

блоков

в

аппликации,

рисовании,

конструировании

и

моделировании

предметов

из

геометрических

фигур

разнообразит занятия дошкольников, делает их интересней, помогает детям

легче ориентироваться в пространстве и закономерностях.

Таким образом, изучив и сопоставив ряд методик, мы пришли к выводу,

что наиболее эффективным, отвечающим современным требованиям и нашей

задаче,

является

уникальный

по

своим

возможностям

дидактический

материал – логические блоки Дьенеша.

6

Источник: https://portalobrazovaniya.ru/servisy/publik/publ?id=5690

Методика Дьенеша для раннего развития детей

Каждая из них имеет свои плюсы, но сегодня речь пойдет об одной из них – это замечательная система Дьенеша венгерского педагога, влюбленного в математику и постаравшегося поделиться своим увлечением с большим числом людей. Многие считают этот предмет скучным и трудным, между тем, математика учит человека логическому мышлению, умению абстрагировать и классифицировать, заниматься анализом и синтезом.

Читайте также:  Таблицы норм физического развития детей от 0 до 18 лет

Блоки Дьенеша – преимущества обучения в виде игры

Система Дьенеша наглядно демонстрирует, что даже малыши, при правильном подходе, быстро учатся анализировать и обобщать информацию и производить логические операции. Разумеется, обучение должно происходить в форме игры, которая совмещает и развлечение, и обучение.

Игры, в которых используются блоки Дьенеша, помогают задействовать весь практически неисчерпаемый творческий потенциал ребенка, развивают его речь, стимулируя к построению сложных предложений с использованием союзов и смысловых и формообразующих частиц.

Логические блоки Дьенеша учат самого маленького человечка обозначать различные свойства предмета, видеть разницу и классифицировать ряд объектов по внешним признакам, выделять главные свойства и т. д. По мере усложнения игры происходит переход к основам информатики, в простой форме идет обучение таким понятиям, как кодирование, алгоритмы, логические операции и умозаключения.

Блоки Дьенеша – кубики и фигурки помогают родителям в виде увлекательной игры совершенствовать творческие и интеллектуальные способности ребенка. Педагогическая диагностика подтвердила, что система Дьенеша дает возможность в игровой форме освоить математические понятия от простых к более сложным, и развить важные для малышей психологические процессы.

Методика Дьенеша – изучение математики в шесть этапов

В зависимости от возраста ребенка, методика Дьенеша предлагает поочередные шесть этапов изучения математики – игры начинаются с самых простых понятий и постепенно усложняются.

  • На первой стадии познание математики происходит в виде свободной игры – она заключается в том, что ребенку предлагается задание, которое он решает, перебирая все варианты, т. е. методом проб и ошибок находится правильное решение. Игры на этом этапе немного хаотичны, нет никаких правил, происходит ознакомительный период – малыш изучает фигурки и кубики, привыкает к тому, что они совершенно разные.
  • Постепенно игры становятся сложнее, и на этом этапе начинается непосредственно обучение. Малышу предлагается проводить анализ – сравнить кубики и фигурки по форме, размеру, толщине или форме. Вводятся правила игры, и объясняется, что их нужно соблюдать. На этом этапе ребенок начинает понимать, что, не зная правил, невозможно выиграть.
  • На третьем этапе игры малыш продолжает сравнивать объекты в соответствии с присущими им свойствами. Малыш начинает понимать, что с одними и теми же правилами игры могут использовать различные предметы, для этого одна задача обыгрывается на различных кубиках и фигурках, и ребенок учиться абстрагироваться от предметов, т. е. видеть общую цель.
  • Четвертый этап учит понимать смысл чисел. Игры должны опираться на визуальное восприятие – таблицы, карточки, диаграммы и т. д.
  • Этот этап можно назвать символическим, ребенка в виде игры подводят к пониманию того, что к одному и тому же результату могут приводить разные серии шагов.
  • Заключительная и самая длительная стадия, в ходе которой ребенок учится понимать язык символов. Правила и описания игры усложняются, вводятся понятия теоремы – требующей доказательства, и аксиомы – не требующей доказательства.

Многие взрослые пугаются и считают, что для ребенка это сложно, но любой опытный педагог подтвердит, что дети очень хорошо мыслят абстракциями и то, что иной раз кажется сложным для восприятия взрослых, ребенок легко и быстро усваивает.

Необходимо только не перегружать его, а двигаться и работать постепенно по ступенькам – от простого к сложному. В результате игры ребенок учится решать достаточно сложные математические задачи.

Логические блоки Дьенеша – как с ними работать, чтобы игры были интересны

Логические блоки Дьенеша состоят из 48 геометрических фигур, среди которых нет одинаковых по форме, цветам, размерам и толщине.

К комплекту прилагается методическое руководство, с которым следует обязательно ознакомиться до того, как приступите к играм.

Самое главное — не забывайте в дополнение к советам применять собственную фантазию, делайте все, чтобы игры увлекали детей и нравились им, только тогда вы с ребенком добьетесь успехов.

Игры в блоки Дьенеша для самых маленьких начинайте с самых простых, используя понятие «как это». Например, предложите найти все фигурки, одинаковые по цвету (все синие треугольники), или по форме — собрать треугольники разных цветов или размеров, и т. д.

Затем усложните игры – возьмите любую фигурку и предложите подобрать к ней разные, «не как это» – к треугольнику найти кружок, квадрат, прямоугольник.

Усложняйте игры, ставя более трудные задачи – выстраивая варианты цепочек из блоков, чередуя разные и одинаковые условия. Учите малыша строить аналогии – выложите один ряд из 5-6 фигур и предложите создать второй, но с различными характеристиками, например, формы те же, а цвет или размер другой.

Игры на развитие умения проводить анализ – аналог домино, когда играют несколько человек и выкладывают цепочку, подбирая к концам соответствующие фигурки, но другого цвета или размера. Предложите разделять фигурки по свойствам между участниками игры, а это могут быть куклы, мишки, зайцы и т. д.

Важно

Как видите, вариантов очень много, постепенно вы начнете придумывать что-то еще, чтобы разнообразить задания и сделать их занимательными.

Самое главное, наблюдайте за настроением малыша, ни в коем случае не заставляйте его работать, если он устал и уже не может концентрировать внимание. Игры должны быть интересны ему, а чтобы заинтересовать его, используйте их как поощрение за что-то, например: «Вот съешь кашу, только тогда пойдем играть и возьмем с собой зайца».

Кстати, по отзывам многих, игры в блоки Дьенеша интересны и взрослым, они учат совершенствоваться – ведь это не поздно делать в любом возрасте.

Источник: http://www.e-motherhood.ru/metodika-denesha/

6-7 занятия по математике с блоками Дьенеша

6 занятие: «Круг, Овал».Цель: Закрепить представление о геометрических фигурах, знакомство с понятием «овал».Задачи: Развитие мышления, памяти, внимания. Обогащать сенсорный опыт выделения овала.

Развивающая среда: демонстрационный материал, геометрические фигуры, иллюстрации, наборы карточек с предметами круглой и овальной формы, клей, кисточки, полоски бумаги. Ход занятия Воспитатель рассказывает детям сказку: «Однажды гномики решили пойти на прогулку. Недалеко от дома они обнаружили большую лужу. – Какая красивая лужа! – сказал Тим.

– Она похожа на дыню с нашего огорода. – Смотрите! А что это за блин плавает в ней? – спросил Тум. – Это не блин, а солнышко отражается в луже, – ответил Том. – А лужа и солнышко чем-то похожи, только не пойму, чем,- сказал Тум. – У них нет уголков, отражение солнышка круглое, а лужа похожа на овал, -ответил всезнающий Том.

– А вот смотрите, – Том достал из кармана круглую резиновую шину РТ игрушечной машинки и немного сплющил ее двумя пальцами. – Был круг, стал овал. _Давайте поиграем, кто больше найдет вокруг предметов овальной формы, – предложил Тим». Дети помогают гномам. Воспитатель от лица гномов предлагает детям тоже поиграть.

Педагог раздает детям карточки, на которых изображены предметы круглой и овальной формы (Яблоко, солнце, дыня, огурец и т.д.). 1 вариант. Дети подходят к столу, на котором стоят две коробки (на одной коробке нарисован овал, на другой – круг), называют нарисованный на своей карточке предмет и его форму. 2 вариант.

На полу лежат два обруча(внутри одного обруча находится круг, внутри другого-овал, дети раскладывают карточки в соответствующий обруч. После того, как дети разложат карточки по коробкам, воспитатель предлагает достать их обратно и разложить в ряд.

Что общего у всех этих картинок? Педагог вместе с детьми называют обобщающие и различающие признаки предметов круглой и овальной формы. Задание: Приклеить на лист бумаги сначала в ряд круглые шары красным цветом, овальные – зеленым. 7 занятие: «На полянке» Цель: учить детей делить множества на подмножества, опираясь на какой-либо определенный признак предмета.

Задачи: Учить находить блоки с помощью кодов, употребляя код отрицания «НЕ». Учить описывать блок с помощью кодов. Повторение знаний цифр от1 до 5. Воспитание добрых чувств, дружелюбия.

Развивающая среда: два набора блоков разной величины, цвета, размера, формы, разноцветные цветы, вырезанные из бумаги, наборное полотно, карточки с изображением кодов 5 штук, лист с написанными цифрами, корзинка с конфетками, пластмассовый паучок, запись музыки П.И.Чайковског «Вальс цветов», «Полет шмеля».

Совет

Ход занятия Дети вместе с воспитателем пчелками с жужжанием «жу-жу-жу» под музыку «Полет шмеля»и летают по группе. Воспитатель: Я люблю, когда при встрече Мы знакомым и родным «С добрым утором!» «Добрый вечер!» «Добрый день!» Всем говорим. Воспитатель: Какие замечательные пчелки прилетели сегодня на полянку.

Пчелки, а вы хотели бы поиграть на этой полянке? Посмотрите, как много вокруг цветов. А для чего пчелки летают над цветами? Правильно, они собирают нектар и потом несут его в свои домики, где из него делают мед. А как называют пчелиные домики? И мы с вами можем полетать и собрать урожай с цветов. Все вместе летают по полянке и собирают с цветов геометрические фигурки, которые лежат на цветах, и несут их в домик – на стол. В-ль: посмотрите, как много пчелки принесли урожая, но все сложили как-то в беспорядке. А в доме всегда должно быть в порядке. – Как мы можем разложить наш урожай? Дети раскладывают блоки но цвету. Молодцы! Правильно. А еще как можно по-другому разложить? Дети раскладывают блоки по форме, по размеру.

В-ль: А теперь давайте потанцуем на полянке. Дети встают в круг, приседают, ладони кладут на голову. Звучит музыка и дети танцуют.

В-ль спрашивает детей, что необходимо для роста цветов и жизни цветов. (Ответы детей).

В-ль: скажите мне, пожалуйста, когда вам бывает с мамой хорошо?

Всем людям бывает хорошо – и детям, и взрослым, когда к ним относятся доброжелательно, с любовью, лаской. Как вы думаете, мы можем поделиться друг с другом своей добротой?

В-ль подает левую руку, затем правую руку детям, когда все руки сомкнуты воспитатель говорит: «А теперь давайте эту доброту поселим каждый в своем сердце». Каждый ребенок подносит обе руки к груди.

В-ль: Дети, посмотрите, пока мы танцевали, все цветы с поляны исчезли, а на их вместе только одни листы с цифрами. Давайте посмотрим, что за цифры.

Подходят к листу ватмана и называют цифры.

В-ль: И карточки рядом лежат, вместе с цифрами, и еще здесь есть знаки на карточках. Эти знаки можно расшифровать и узнать, что же здесь должно быть.

Обратите внимание

Дети подходят к столу, где лежат блоки и стоит наборное полотно. Воспитатель ставит поочередно карточки на наборное полотно. Дети «читают» карточки, расшифровывают, находят блок и кладут к тому месту, где выкладывают блоки по цифрам.

Дети, что же здесь получается? А карточки все закончились, но если вы можете описать этот блок (показывает большой красный круг), то цветок найдет свой лепесток.

Дети сами начинают выставлять карточки со знаками на наборное полотно. А затем кладут круг на место, где не хватало лепестка.

В-ль: Ой, здесь кто-то ползет на цветок, но кто это? (прикрывает ладошкой предмет). Если вы отгадаете загадку, то увидим кто это?

В темном уголке живет.

Шелковую нить плетет,

Он тайком сюда забрался,

Строить новый дом собрался.

– Молодцы, правильно отгадали.

Дети берут паучка в руки, рассматривают.

– Дети, а какую мы знаем считалочку про паучка?

Пальчиковая игра:

Наши пальцы все расскажут,

Все сумеют, все покажут.

Жил-был паучок,

Раз пошел он во лесок.

И забрался на цветок.

Перекинул паутинку

Он с тропинки на травинку.

Паучок все вверх ползет,

Паутинку он плетет.

Паутинка так тонка,

Крепко держит мотылька.

Паутинка рвется!

Мотылек смеется!

Дети, посмотрите, на столе корзиночка, паучок такой добрый оказался, принес нам сюрприз. Дети подходят к корзиночке, а там конфеты.

Источник: http://doshkolnik.ru/matematika/9209-krug-oval.html

«Игры и упражнения с блоками Дьенеша»

«Игры и упражнения с блоками Дьенеша»

Читайте также:  Нормы и особенности речевого развития детей в возрасте 3 – 4 лет

Золтан Дьенеш — выдающая фигура в детском образовании. Это венгерский психолог, теоретик и практик можно сказать — “новой математики”.

Суть этого подхода заключается в том, что математические знания дети получают, не решая многочисленные задания в прописях, а играя.

Самое известное его пособие — Блоки Дьенеша, которые специально разработаны для подготовки мышления детей к усвоению математики.

Набор логических блоков состоит из 48 объемных пластмассовых геометрических фигур, различающихся по:

цвету – синий, желтый, красный,

форме – круги, квадраты, треугольники, прямоугольники,

размеру – большие, маленькие,

толщине – тонкие, толстые.

Важно

Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. В наборе нет фигур одинаковых по всем свойствам, каждая фигура в одном экземпляре.

Основная цель – научить ребенка решать логические задачи на разбиение по свойствам.

Число игр с блоками Дьенеша очень велико и разнообразно. Малыши могут с помощью блоков познакомиться с простейшими геометрическими формами, понятиями «большой — маленький», «толстый – тонкий», «такой же», «не такой». Для более старших детей предлагаются игры на сравнение, обобщение, классификацию предметов по нескольким признакам.

Опыт российских педагогов показал эффективность использования логических блоков как игрового материала в работе с детьми дошкольного возраста для:

  • Ознакомления детей с геометрическими фигурами и формой предметов, размером
  • Развития сенсомоторных способностей и отношения: обследования, сопоставление, группировка, упорядочение, разделение
  • Развития мыслительных умений: сравнивать, анализировать, классифицировать, обобщать, кодировать и декодировать информацию
  • Усвоения элементарных навыков алгоритмической культуры мышления
  • Развития творческих способностей
  • Развития у детей умения общаться в процессе решения познавательных задач
  • Развития познавательных процессов восприятия памяти, внимания, воображения.

Сначала предлагаются самые простые задания с блоками, начать можно с 3 лет.

«Найди все такие фигуры, как эта» по цвету (по размеру, форме).

«Найди не такую фигуру, как эта» по цвету (по размеру, форме).

«Найди все такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).

«Найди не такие фигуры, как эта» по цвету и форме (по форме и цвету, по размеру и форме, по цвету, размере и форме).

«Найди такие же, как эта» по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.

Более сложный вариант: «найди такие же, как на образце фигуру», по цвету и форме, но другую по размеру… и так далее.

Игры и упражнения с блоками.

  1. Продолжи цепочку, чередуя блоки по цвету: синий, желтый, синий, желтый, синий, желтый. Можно чередовать по форме: круг, квадрат, круг, квадрат, круг, квадрат. Можно чередовать также по размеру и толщине.

  2. Выкладываем в ряд 5-6 любых фигур. Нужно построить нижний ряд фигур так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура такой же формы (цвета, размера, толщины).

  3. Что изменилось? На столе выкладываются несколько фигур, которые нужно запомнить. Фигуры можно поменять местами или одна из фигур исчезает. Ребенок должен заметить изменения или назвать фигуру, которая исчезла.

  4. Все фигуры складываются в коробку, ребенок в отверстие засовывает руку и на ощупь описывает блок, которую он достает. По форме, размеру, толщине.

  5. Все фигуры складываются в коробку, ребенок достает на ощупь все треугольники или все толстые блоки.

  6. На столе выкладываются обычно 4 фигуры, одна из них лишняя ребенок должен назвать какая, и по какой причине (цвет, форма, размер, толщина).

  7. Каждому блоку нужно найти пару или группу, например большой и маленький или команда желтых, синих, красных.

  8. С помощью блоков с детьми можно закрепить понятие больше, меньше, одинаково, поровну. Например: 5 и 4 блока, где больше где меньше, что сделать чтобы стало одинаково.

  9. Из блоков можно составлять плоскостные изображения предметов: паровоз, дом. Путем наложения на контурный рисунок или самостоятельно глядя на образец.

  10. Игра найди клад. Выкладывается несколько блоков в цепочку, под одним из них прячется картинка с изображением монетки или монетка. Ребенок задает наводящие вопросы: по цвету, форме, размеру, толщине.

    Отвечать можно только «ДА» или «НЕТ». Затем можно поменяться взрослый задает вопросы, а ребенок прячет клад. Блок можно спрятать в коробочку. И провести аналогичную игру.

  11. Уборку блоков можно провести в форме игры. Убрать, к примеру все синие блоки, затем толстые, затем большие и т.д.

  12. Ориентировка на листе бумаги. Ребенку можно предложить положить красный, маленький, толстый, круг в центре листа. А треугольник, большой, узкий, синий в правом верхнем углу и так далее. А потом проверить результат.

  13. Подвижная игра с кругом. Нарисуйте круги или возьмите обручи. Ребенок должен расположить все фигуры красные внутри круга, а все синие – в нутрии синего круга.

Игра должна быть интересна и увлекательна для ребенка. Заканчивать игру надо до того, как ребенок начнет уставать и отвлекаться. Никогда не сравнивайте детей, сравнивать можно только успехи ребенка. Будьте отзывчивы и терпеливы к ребенку. Радуйте себя и ребенка.

Источник: https://multiurok.ru/files/ighry-i-uprazhnieniia-s-blokami-d-ieniesha.html

Познание | “МАТЕМАТИКА – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ. ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША”

Автор: Дудкина Маргарита Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МОУ детский сад №263
Населённый пункт: город Волгоград
Наименование материала: Мастер-класс
Тема: “МАТЕМАТИКА – ПУТЬ К ПОЗНАНИЮ. ЛОГИЧЕСКИЕ БЛОКИ ДЬЕНЕША”
Дата публикации: 14.04.2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 263 Дзержинского района Волгограда»

МАСТЕР

КЛАСС

«МАТЕМАТИКА

ПУТЬ

К

ПОЗНАНИЮ.

ЛОГИЧЕСКИЕ

БЛОКИ

ДЬЕНЕША»

Для

воспитателей

ДОУ

Подготовила воспитатель МОУ д/с № 263 Дудкина Маргарита Николаевна

Волгоград 2016

Форма проведения

: педагогическая мастерская.

Участники:

воспитатели.

Цель мастер-класса:

изучение участниками мастер-класса вопроса использования логических блоков Дьенеша в процессе развития элементарных математических представлений у дошкольников с ЗПР.

Задачи:

 Познакомить участников мастер-класса с логическими блоками Дьенеша.  Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов, их мотивацию на системное использование в практике логических блоков Дьенеша.

Актуальность темы.

«Величие человека – в его способности мыслить».

Б. Паскаль

Математика – это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе.

Нередко дети, поступившие в I класс, умеют считать и читать, но уже в первые месяцы учебы испытывают трудности в решении и объяснении математических задач, формулировании определенных правил и понятий, установлении причинно-следственных связей. Одна из распространенных причин такого положения – недостаточное развитие в дошкольном возрасте словесно-логического мышления.

Взаимосвязь математического развития и формирования логических приемов умственных действий – одна из основных методических проблем математического образования дошкольников. Этой проблеме уделяли внимание З.А.Михайлова, Л.А.Венгер, А.А.Столяр, А.З.Зак.

Логические приемы умственных действий – сравнение, обобщение, анализ, синтез, классификация, сериация, аналогия, систематизация, абстрагирование – называют также логическими приемами мышления. Их формирование важно для каждого ребенка как с общеразвивающей точки зрения, так и для развития непосредственно процесса мышления.

Методическое руководство этим процессом не только возможно, но и высокоэффективно и значительно повышает результативность процесса, независимо от исходного уровня развития ребенка. Академик В.В.Давыдов в этой связи отмечал: развитие ребенка во многом зависит от той деятельности, которую он выполняет в процессе обучения.

В дошкольном возрасте образовательный процесс строится на адекватных возрасту формах работы с детьми. Основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности для них является игра. Поэтому ребенок должен обучаться, играя.

Совет

Использование игровых методов на занятиях по развитию элементарных математических представлений способствует развитию интереса к учению, инициативы, настойчивости, самоконтроля, которые, в дополнение к интеллекту и приобретенным умениям и навыкам, составляют творческую направленность личности (Д.Б.Эльконин).

В игре моделируются такие логические и математические конструкции, которые способствуют ускорению формирования и развития у дошкольников логических структур мышления. В процессе игры создаются благоприятные условия для применения математических знаний, их активного и самостоятельного использования на практике. Развивается интерес к математическому содержанию.

Задачи математической подготовки :  формировать знания о множестве, числе, величине, форме, пространстве и времени;  развивать навыки и умения в счете, вычислениях, измерении, моделировании;  способствовать развитию познавательных интересов и способностей;  развивать словесно-логическое мышление;  содействовать общему интеллектуальному развитию.

Для формирования высокого уровня познавательной активности необходимо развивать и стимулировать логическое мышление, базирующееся на ощущениях и восприятиях ребенка. Это способствует осуществлению естественного перехода от конкретного мышления к более сложной форме – словесно-логическому.

Практика показывает развивающее влияние словесно-логического мышления на речь дошкольников, как при нормальном развитии, так и в условиях патологии. В связи с этим большое значение в своей работе с детьми я отвожу играм с логическими блоками Дьенеша.

Почему я взяла эти блоки? Блоки Дьенеша – универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи познавательного развития детей:  знакомить детей с геометрическими фигурами (формой, цветом, размером);  способствовать развитию мыслительных умений: сравнение, анализ, классификация, обобщение, абстрагирование, кодирование и декодирование информации;  содействовать усвоению элементарных навыков алгоритмической культуры мышления;  развивать познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение;  формировать творческие способности;  развивать связную речь;  воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели. Сегодня при нашем общении я предлагаю следовать древней китайской пословице: «Я слышу – и забываю, я вижу – и я запоминаю, я делаю – и я понимаю».

Представление открытого занятия

Развитие логического мышления у детей с задержкой психического развития на занятии по теме «Путешествие с любимыми героями» с использованием логических блоков Дьенеша

Направленность

Познание (развитие элементарных математических представлений)

Количество

5 детей

Возраст детей

6-7 лет

Тип

Контрольно-проверочный

Место

проведения

Групповая комната

©

Автор

Дудкина Маргарита Николаевна

Задачи

Закрепить знания детей о геометрических фигурах (форма, цвет, размер). Развивать у детей познавательные процессы: восприятие, память, внимание, воображение; развивать логическое мышление; развивать связную речь.

Результат

Обратите внимание

Учить устанавливать простые закономерности в создании определенной системы; уметь выделять один предмет из группы по определенным признакам; делать простые умозаключения; находить геометрическую фигуру, используя схемы для описания свойств геометрических фигур Дьенеша.

Ресурсы

Для реализации идеи необходимо использовать: – дидактические средства обучения (игровой прием, сюрпризный момент, загадки, этапы работы); -элементы здоровьесберегающих технологий (пальчиковая гимнастика, физминутка); – дидактический материал (набор геометрических фигур Дьенеша; логическая таблица с 2 пустыми клетками и набором недостающих фигур к ней на каждого ребенка; карточка с изображением 4 геометрических фигур, одна из которых лишняя, на каждого ребенка; схема для описания свойств геометрических фигур Дьенеша на каждого ребенка; мольберт; магнитные цифры) Данная идея заключается в том, что в ходе игровой деятельности дети с задержкой психического развития не только получают знания элементарных математических представлений, но и овладевают сложными мыслительными операциями. Это в свою очередь готовит детей к решению более сложных логических задач; возбуждает у них живой интерес к обучению; расширяет словарный запас, способствует развитию речи; интеллектуальному развитию ребенка. Игровая атмосфера повышает эмоциональное состояние детей.

Активная форма работы с участниками мастер – класса – знакомство с

логическими блоками Дьенеша.

В обычной жизни нам часто приходиться оказывать помощь родным, друзьям, просто прохожим, животным. Стремление прийти на помощь, доброта, ум, внимательность к людям – это достоинство человека. И, конечно, спасателю нужна сообразительность, быстрота реакции умение рассуждать и принимать нестандартные решения. Я предлагаю вам стать «спасателями». К несчастью, в жизни бывают чрезвычайные ситуации, бедствия. Задача «спасателей» (т.е. ваша задача) – выехать в район бедствия и оказать помощь пострадавшим. Вы согласны? Сейчас вы находитесь в зале ожидания на вокзале. Мы отправимся в путь на поездах 3-х цветов: желтом, синем и красном. Каждый поезд имеет свою нумерацию: желтый – 1,2,3,4; синий – 5,6,7,8; красный – 9,10,11,12. Каждому необходимо у меня приобрести билет на поезд – карточку с числовыми отношениями. Определив число, которое нужно поставить вместо * (например, 2

Источник: http://zhurnalpoznanie.ru/servisy/publik/publ?id=1677

Ссылка на основную публикацию