Массаж языка и тела для развития правильной речи у детей

Задержка развития речи и массаж массаж для развития речи у детей

Сходили в 1,5 года к неврологу и нам поставили такой диагноз. потому что мы мало и плохо говорим. например:

курочка (я говорю ко-ко) — а произносим: уууу

коза (я говорю -меее)-, а произносим: ммм, так же и корову говорим

киса (я -мяу), а произносим: мааа

дай — произносим: да

лопатка -па

ну и все в таком духе

прописали: пантогам 1,5 мес

и логопедический массаж воротниковой зоны и речевой мускулатуры

кому назначали такое, поделитесь мнением

и вот статья:

Немногие мамы, имеющие малышей до года, задумываются о том, правильно ли развивается у ребенка артикуляционный аппарат. И совершенно напрасно!

Развитие речи – одно из важнейших физиологических достижений ребенка первого года жизни. В течение нескольких месяцев малыш постоянно совершенствует свои речевые навыки: гулит, агукает, лепечет.

Ребенок 3 месяца уже должен гулить. Когда речевой аппарат карапуза в норме, он постоянно пробует на вкус все новые звуки и сочетания.

Обратите внимание

Если же ребенку исполняется 9 месяцев, а мама все еще не слышит даже простого лепета, то самое время насторожиться и обратиться к врачу.

Опытный педиатр, разумеется, объяснит маме, что волноваться не стоит, потому что все детки разные, и темпы их развития тоже разные.

Одни развиваются постепенно так, как положено, а другие долго молчат, для того чтобы потом вдруг хорошо и чисто заговорить. Такие случаи бывают, однако сидеть сложа руки, уповая на то, что это именно ваш вариант не стоит.

С ребенком, который имеет небольшую задержку в речевом развитии, нужно обязательно заниматься.

Неотъемлемой частью занятий по развитию речевых навыков малыша может стать логопедический массаж. Чаще всего такой массаж применяется для правильной постановки звуков речи и развития артикуляционного аппарата у детей 5-6 лет, когда подходит время идти в школу, а речь малыша оставляет желать лучшего.

Польза логопедического массажа для детей первого года жизни состоит, во-первых, в оказании положительного эффекта на весь организм, во-вторых, в активизации деятельности нервной системы, что дает мощный толчок к интенсивному развитию речевых навыков. Проводить массаж целесообразно не ранее 9-10 месяца, ребенок 5 месяцев еще не готов к внешнему воздействию на его артикуляционные органы.

Прежде чем начинать делать малышу логопедический массаж, следуетпосоветоваться со специалистом. Чаще всего логопеды сами проводят сеансы массажа деткам, которым он показан.

Такой массаж в основном делается на лице, голове, шее, но также включает язык, губы, щеки и небо ребенка. Поэтому очень важно чтобы логопедический массаж для маленького человечка был проведен профессионально, аккуратно и безболезненно.

Важно

После сеансов массажа у детей нормализуется тонус мимической и мышечной мускулатуры, улучшается работа мышц артикуляционного аппарата.

Пройдя курс логопедического массажа у специалиста, мама может попытаться делать некоторые простые упражнения, которые на ее глазах проводил логопед, самостоятельно. Например, массаж щечек ребенка мама вполне сможет сделать сама. Его можно осуществлять при помощи шерстяной или махровой варежки или игрушки, главное, массируя круговыми движениями детскую кожу, не повредить ее.

Отличный массажный эффект оказывает пощипывание щечек ребенка и упражнение «поцелуйчик», когда мама пальцами рук сводит губки малыша в «поцелуй». При этом она издает и звук поцелуя «м-м-м» в надежде, что ее чадо скоро его повторит.

Одним из основных массажных приемов является похлопывание. И им не стоит пренебрегать. Если малыш не против, мама может легко похлопывать его пальцами по губкам, щечкам и подбородку. Это упражнение отлично активизирует лицевые мышцы малыша.

Массаж рта, который логопеды проводят специальными приспособлениями или зубными щетками, не каждая мама отважится делать своему ребенку.

Для этого нужна смелость, некоторый навык и терпеливый, спокойный ребенок 10 месяцев. В домашних условиях такой массаж можно заменить употреблением твердой пищи или прорезывателем.

Они тоже решают задачу разработки органов артикуляционного аппарата.

Своевременно сделанный курс логопедического массажа поможет родителям избавить малыша от такого неприятного диагноза, как «задержка речевого развития». Активизация артикуляционного аппарата в возрасте 9-10 месяцев поможет ребенку легче и органичнее подойти к процессу говорения.

Анастасия Ильченко сайт rebenordogoda.ru

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/182683999-1081799/

Логопедический массаж для детей в домашних условиях

Сегодня, к сожалению, многие детки страдают недостатками речи, некоторым даже ставят различные диагнозы по нарушениям.

Логопедический массаж для детей сопутствует не только правильной постановке звуков, но и является мощным стимулятором к началу говорения малышей. Ведь тонус мышц новорожденных влияет на будущую речь.

Поэтому при помощи массажа происходит расслабление лицевых мышц и тканей, что формирует правильную речь.

Совмещение посещений логопеда и массажа будет продуктивно и принесет свою пользу.

Корректировка включает в себя следующие задачи:

  • происходит коррекция звуков, сложных для ребенка, а поэтому они не соответствуют норме, это может быть замена шипящих или букв Л и Р, Г и Д;
  • приведение показателей речевого дыхания к норме необходимо, если у ребенка из-за неправильного дыхания неправильно формируется произношение;
  • снижение эмоционального перенапряжения;
  • корректировка заикания, дизартрии, ринолалии, нарушения голоса;
  • увеличение тонуса мышц лица, если ребенок применяет мало усилий при произношении звуков;
  • уменьшение повышенного слюноотделения;
  • работа над артикуляционным аппаратом;
  • закрепление рефлекса глотки при говорении и улучшение состояния голоса – по медицинским показаниям.
  1. Первое и самое важное показание, если вы водите ребенка к логопеду – закрепление результата. Логопедический массаж ускорит процесс произношения, это важно для деток, речь которых отстает от ровесников.
  2. Слабый или же, наоборот, повышенный тонус лицевых мышц.
  3. Заикание – ребенок повторяет слоги в слове или же вовсе не может до конца произнести слово, зацикливаясь на одной части. Часто этим страдают дети напуганные, испытавшие сильное потрясение или просто нерешительные малыши.
  4. Нарушение голоса – ребенок устает говорить, делает это тихо и жалуется на боль и першение в горле, ощущение «кома» и тяжести при говорении.
  5. Дизартрия. Нарушение, скорее, психологическое, чем артикуляционное. На фоне различных психических расстройств ребенок не может правильно говорить.
  6. Усиленное слюноотделение также является показанием к массажу, оно свидетельствует о слабых мышцах не только лица, но и языка.
  7. Дети с ДЦП.

Однако не всегда можно делать логопедический массаж.

Все они принесут болезненные ощущения и дискомфорт, из-за которых ребенок даже в здоровом состоянии может отказаться от занятий.

Не секрет, что для развития речи нужно работать не только с речевым аппаратом, ведь в человеческом организме все взаимосвязано.

  • Массаж для языка. Предварительно необходимо расслабить челюстные мышцы, шейные и плечевые, чтобы расслабился корень язычка. Если касание языка вызывает спазм и рвотный рефлекс, то массаж ограничивают лишь кончиком языка во рту малыша, постепенно увеличивая расстояние и заставляя выдвигать язык длиннее.
  • Массаж губ. Все движения повторяются не менее 50 раз и очень нежно.
  • Массаж шеи. Выполняется до еды или после прохождения от приема пищи 2 часов.
  • Массаж ушей. Стимулирует артикуляционный аппарат.
  • Массаж для рук. Каждый палец отвечает за определенный орган, поэтому такое массирование эффективно не только для речи. Большой палец – головной мозг, указательный – желудок, средний – позвоночник, кишечный отдел, безымянный – печень, мизинец – сердце. Начинать лучше с пальчикового массажа, постепенно увеличивая площадь манипуляций.
  • Массаж ложками. Требует аккуратности в проведении.

В идеале логопедический массаж назначается врачом-специалистом. Однако не у каждого есть возможность его посетить, поэтому легкие упражнения можно выполнять на дому самостоятельно. Для начала необходимо создать благоприятные условия – покой и тишину, чтобы ребенок не отвлекался. Помещение должно быть светлым и проветриваемым. Руки массирующего теплыми и чистыми.

Первое занятие не более пяти минут, ребенок должен привыкнуть к необычной для него процедуре. Первое время массаж должен составлять не более 10 минут, через неделю время можно увеличить до 25-30 минут. Время варьируется в зависимости от возраста: самые маленькие детки могут выдержать только 10 минут, дошколята до 15-20, а вот школьники полноценно могут протерпеть 25 минут.

Ребенок должен пройти курс не менее 15 занятий.

Для массажа следует приобрести массажное масло либо масла растений, предварительно проверив их на аллергическую реакцию. Во избежание инфекций используйте перчатки и маску, это важно особенно для грудничков. Также может понадобиться и нашатырный спирт, в случае потери сознания, что случается крайне редко.

Совет

Многие считают, что в домашних условиях мама справиться с нарушениями речи не сможет. Однако это большое заблуждение. Все логопеды говорят о необходимости занятий дома, иначе трудно закрепить полученный результат каждого занятия.

Массирование лучше начинать со всего лица, что снимет гипертонус и общее напряжение малыша. Начиная со лба, постепенно поглаживаниями опускаемся к подбородку. Движения мягкие, от центра лица к краю, по горизонтали. Лоб – виски, брови – линия роста волос, веки, щеки – от носа к уху, от губ к уху. Повторить их можно 2-3 раза.

Если же ребенку неприятно или он просто не хочет, то стоит ограничиться легкими поглаживаниями, постепенно переходя к комплексу.

Выполняется от кончика язычка к его корню.

  1. Схватив конец язычка, нужно поводить вверх-вниз, влево-вправо, вперед-назад.
  2. Поглаживания языка большим пальцем, причем нужно поддерживать его снизу, движения производятся от центра, по кругу или продольно.
  3. Поглаживания сверху и снизу языка большим и средним пальцем.
  4. Создание вибрации. Аккуратно покачивайте язычок, легко постукивайте пальцем.
  5. Массаж уздечки языка движениями вверх-вниз.
  6. Тканью разной текстуры произвести поглаживания языка.
  7. Используем мягкую зубную щетку, проводя по язычку, вырисовываем буквы.

Без подготовки эти упражнения сделать не так легко. Множество обучающих видео для массажа языка поможет новичкам.

Сюда входят также подбородок и носогубная складка.

  1. Растирание губ пальцами.
  2. Круговыми движениями пальцев идем от одного уголка к другому.
  3. Обе губы массируем в противоположные стороны, верхнюю – влево, нижнюю – вправо и меняем направление.
  4. Пощипывание губ и области вокруг.
  5. Надавливание на губы с круговыми движениями.
  6. Легкие шлепки пальцами.

Данный комплекс повторяется несколько раз за один сеанс.

Прорабатываются отдельно пальчики и вся поверхность ладони. Пальцы массируются от кончика до основания. Начинать лучше всего с мизинца.

  1. Массирование пальцев, надавливанием на подушечки, усиливая нажим.
  2. Знакомое из детства стихотворение «Сорока-белобока» поможет проработать всю ладошку. Предложите ребенку самомассаж в стихах.
  3. Рисуем на ладошке пальцем спираль, от центра – к краю.
  4. Запаситесь резиновым шариком с шипами (су-джок) и водите им по ладошке малыша, предложите ему самому катать его между ладоней. Можно использовать и специальную щетку «Ежик» для проработки нервных окончаний.
  5. Насыпьте в тарелочку крупу разного размера и погружайте в нее пальчики.
  1. Повороты и наклоны шеи влево-вправо, вперед-назад.
  2. Кручение головы.
  3. Массирование области кадыка аккуратными поглаживаниями.
  4. Массаж шейного отдела позвоночника легкими похлопываниями пальцев.
  1. Сверху к мочке и обратно совершить потирания (5 раз).
  2. Оттягивание мочки вниз.
  3. Массаж козелка уха легкими надавливаниями и круговыми движениями.
  4. Массаж обратной стороны уха протирающими движениями (30 секунд).
Читайте также:  Таблицы норм физического развития детей от 0 до 18 лет

Массировать можно по одному уху, а затем оба ушка одновременно.

Для такого массажа требуется две ложки. Размер зависит от возраста ребенка. Малышам лучше применять детские силиконовые и пластмассовые ложечки.

  1. Выпуклой частью ложек проглаживаются верхняя и нижняя губа.
  2. Круговые движения по губам.
  3. Кончиком ложки мягко нажимать на носогубную складку.
  4. По обеим губам скребем ложечкой.
  5. Массаж подбородка и щек круговыми движениями выпуклой частью.
  6. Такой же массаж висков и глаз – по веку и обратно под глазами.
  7. Растирание межбровного пространства, скул.

Это можно сделать мягкими поглаживаниями лица, щек, волос ребенка, при этом хваля малыша за терпение и усидчивость.

Массаж в домашних условиях дает положительные результаты. Это можно увидеть, не только прочитав отзывы довольных мам, но и выслушав компетентное мнение специалистов-логопедов. Многие отмечают, что первые результаты становятся заметны уже через 4-5 занятий. У деток с тяжелыми нарушениями динамика заметна через 7-8 занятий.

Логопедический массаж в домашних условиях прекрасно справляется со многими речевыми нарушениями. Главное, быть настойчивым в этом деле и не прерывать сеансы.

О том, как правильно выполнять логопедический массаж в домашних условиях, смотрите в следующем видео.

Источник: http://www.o-krohe.ru/bolezni-rebenka/profilaktika/logopedicheskij-massazh-v-domashnih-usloviyah/

Массаж рук для детей для развития речи:

Показания к массажу

Существует много способов развивать у новорожденных детей будущее мышление и речь. Не самый известный, но эффективный – массаж и связанные с ним развивающие игры для кистей рук. Ладони малыша помогают ему научиться мыслить. Чем точнее моторика рук, тем меньше месяцев у новорожденного уйдет на обучению речи.

Считается, что если дети в возрасте 7 месяцев могут вытащить хотя бы указательный палец из кулачка, проблем с речью в будущем у него не будет. Чтобы кисти рук лучше работали, массаж надо делать с раннего возраста, когда ребенок еще лежит. Кроме пользы для развития речи и мышления малыша, массаж ручек расслабляет и успокаивает ребенка, улучшает кровообращение и поднимет настроение.

Массаж кистей у детей можно делать с возраста 2-х месяцев. Желательно уделять на это хотя бы 15 минут в день. В результате улучшается кожа, становясь мягче. Ребенок быстро учиться контролировать моторику своих пальчиков.

Эффективность

Вероятно, каждый замечал за собой, что при отсутствии подходящего слова мы помогаем себе в разговоре жестами. Речь и мелкая моторика связаны между собой напрямую, как физиологически, так и эволюционно.

Первобытные люди постоянно общались жестами, помогая себе различными возгласами. С появлением речи жестикуляция осталась с ней в постоянной связке.

Поэтому в коре головного мозга отвечающие за жесты и речь центры находятся рядом.

Научно связь мелкой моторики и речи была доказана еще в 19 веке, когда матери в первые недели жизни массажировали ладони новорожденного ребенка.

Обратите внимание

Не так давно было установлено, что уже через пару месяцев такого массажа начинала возбуждаться область мозга, от которой зависит речь.

Были сделаны выводы, что движения кистей и пальцев помогают ребенку быстрее научиться разговаривать. К тому же и на весь организм в целом массаж оказывает укрепляющее воздействие.

По статистике, чем лучше развита моторика рук, тем больше словарный запас грудничка, лучше память. Такие дети общительны и умеют логично рассуждать. Например, есть хороший тест, определяющий речевое развитие детей: нужно показать им несколько пальцев, и попросить делать то же самое.

Правильная техника

До возраста 3-х месяцев делать массаж ручек рекомендуется после консультации с массажистом и неврологом. Легкий массаж пальцев полезен и новорожденным. Если проблем с неврологией у новорожденного нет, процедура сводится к легкому разминанию каждого пальчика, растиранию и поглаживанию. Перед ней надо тщательно вымыть руки и смазать их детским маслом. Ваши руки должны быть теплыми.

После 3-х месяцев для развития моторики уже допускается использовать различные предметы с выступами. Их можно перекатывать в ручках ребенка. Это могут быть шишки, карандаши, мячики. После одного года для детей рекомендуют использовать следующую технику:

  1. поочередно зажимают пальчики между указательным и средним пальцами и медленно их покручивают;
  2. грудничок должен сцепить одинаковые пальчики двух рук, а родитель медленно рассоединяет ручки;
  3. ручками ребенка помассируйте каждый пальчик. При этом на обе стороны пальца нужно слегка понажимать.

Простые приемы:

  • сгибаем пальчиков по несколько раз;
  • аккуратно вращаем кисти по часовой стрелке и наоборот;
  • растираем пальчики по спирали вместе с ладонями;
  • поглаживаем пальцы от кончиков вверх, а затем и кисть.

Видео «Тибетский массаж пальцев рук для развития речи»

Игры

При всей пользе укрепляющего массажа для ручек, способствовать речи и мышлению он будет слабо, если с малышом не разговаривать. При массаже родителям нужно комментировать движения стихотворениями. Есть и несколько массажных игр, которые будут интересными малышу.

Интересный массаж пальцев можно делать в воде. Во время купания в ванной или в емкости с водой попросите грудничка изображать ладонями рыбок. Родителю нужны рыбок ловить и отпускать с комментариями.

Для игры вам понадобиться различная бумага. Скатайте листы в бумажные шарики разной величины. Грудничок хорошо должен ощущать пальчиками фактуру бумаги. Положите все «снежки» в мешок и попросите его устроить снегопад.

Он должен забираться ручками в мешок и разбрасывать «снежки» по ковру. После такой игры делайте массаж пальчиков и вместе с малышом верните «снег» в мешок до следующего раза.

Одновременно с игрой можно научить ребенка делать уборку в своей комнате.

Существуют также детские увлекательные игры с наборами Монтессори, Никитиных и других авторов. В играх множество деталей, играя и ощупывая которые, малыш будет эффективно разрабатывать моторику пальчиков.

Видео «Массаж рук ребенка для улучшения речевого аппарата»

Моторика и способность общаться — напрямую зависят от развитости конечностей. В видео вы узнаете основные методики массажа рук и пальцев для детей.

Источник: http://LechimDetok.ru/uhod/massazh-ruk-detej-dlya-razvitiya-rechi-4162.html

Логопедический массаж для детей в домашних условиях

Проблема нарушения речи у детей волнует многих родителей. Пока малыши трогательно лопочут, дефекты их речи умиляют взрослых, но к трем годам становится понятно, какие звуки у них не получаются.

А ведь речь является основным средством общения маленького человечка со всем миром.

У большинства малышей с годами и с практикой это может пройти само собой, а у некоторых такие расстройства речи обусловлены нарушениями нормальной работы артикуляционных мышц, и носят физиологический характер.

Важно

Этим деткам нужна помощь. На своих занятиях логопеды используют респираторные и произносительные упражнения. Если их недостаточно, специалисты обычно предлагают специфический, довольно действенный метод – логопедический массаж для детей в домашних условиях.

Воздействие любого массирования благоприятно для организма, особенно для обменных процессов, кровообращения и нервной системы. Лечебные и профилактические качества логопедического массажа способствуют нормализации речи и улучшению эмоционального состояния малыша.

Логопедический массаж

Мастерство исцеления людей, разминая особые точки их тел, существует несколько тысячелетий. Уже в древности эскулапы постигли достоинства массажа, позволяющего побеждать серьезные недуги. Логопедический массаж возник гораздо позже, но основан тоже на практических знаниях.

Источниками появления вербальных сбоев является множество причин. Расстройства звукопроизношения бывают обусловлены наследственными факторами, аномальной беременностью, замедленным психическим развитием, нарушением речевого аппарата. Диагноз может определить только специалист. Исходя из специфики расстройства, логопед устанавливает тип сбоя и назначает лечение.

Нарушения привычной работы артикуляционных мышц мешают ребенку точно произносить звуки и слова. В состав речевого аппарата входят язык, губы и лицевые нервы. Все это играет важную роль в речевом развитии малышей. Лого массаж детский относится к местным видам массажа, так как он проводится исключительно на артикуляционных мышцах.

Проведение полного курса поможет ребенку овладеть всем звуковым комплексом речи и усилит его артикуляционный аппарат. Обычно в результате наступают положительные изменения.

При наличии явных речевых погрешностей следует выполнять рекомендации специалиста, который, прежде чем выбрать тактику и вид манипуляции, исследует методом пальпации состояние всех мышц, задействованных в формировании речи.

Показания к проведению логопедического массажа

Логопед выбирает нужный вид массирования, способного активизировать те участки вербального аппарата, которые не работали, что помогает поэтапно наладить тонус всех мышц, ответственных за речевую деятельность.

Такие возможности позволяют применять методику логопедического массажа при лечении дизартрии, дислалии, ринолалии и других недугов.

Эти манипуляции допускается осуществлять с 2 месяцев, хотя в такие сроки они являются профилактическими мероприятиями, просто препятствуют появлению нарушений.

Источник: https://pups.su/uhod-za-rebenkom/logopedicheskij-massazh.html

Логопедический массаж для эффективной коррекции речи детей

Многие современные родители сталкиваются с нарушениями развития речи у детей. Логопедический массаж ребенку активизирует артикуляционные мышцы, повышает силу голоса, улучшает речевое дыхание, формирует правильный прикус. Он комплексно воздействует на мышцы, нервные окончания, кровеносные сосуды и ткани речевого аппарата.

Логопеды часто используют артикуляционный массаж при гипотонусе  или гипертонусе, который благотворно влияет на развитие речи, устраняя недостатки в звукопроизношении.

Возможны противопоказания при следующих заболеваниях:

  • вирусные простудные болезни;
  • инфекции глаз (конъюнктивит);
  • кожные болезни;
  • стоматит, гингивит и т.д.

Условия для проведения процедур

Массаж специалиста, как и логопедический массаж для детей в домашних условиях, должен соответствовать гигиеническим требованиям.

Перед проведением процедуры нужно проветрить помещение. В комнате необходимо создать комфортные для ребенка условия.

Длительность зависит от индивидуальных особенностей здоровья ребенка. Начинать рекомендуются с 1-2 минут, к концу курса максимальная продолжительность одного сеанса может составлять 15-25 минут.

Схема продолжительности сеансов по возрастам:

  • 0-3 года – 10 минут;
  • 4-7 лет – 15 минут;
  • 7-10 лет – 25 минут.

Для проведения процедуры важно расположить ребенка в удобном положении. Это либо лежащее положение с валиком под головой либо полусидячее – в откидывающемся кресле.

Основные виды логомассажа

Различают следующие виды логопедического массажа:

  • Ручной, называющийся классическим, выполняется рядом с проблемной зоной или прямо на ней при помощи поглаживаний, разминаний, растираний и вибрации. При проведении ручного массажа логопед применяет шпатель, соску, зубную щетку.
  • Точечный массаж – это воздействие на активные точки, связанные с проблемными для речи зонами.
  • Аппаратный массаж предполагает использование специальных вибрационных аппаратов.
  • Зондовый массаж внедрила известный логопед Е.В. Новикова, разработавшая специальные зонды.
  • Самомассаж предполагает, что процедуру ребенок выполняет самостоятельно.
Читайте также:  Когда и как научить ребенка кушать ложкой самостоятельно?

Метод Е.В. Новиковой

При дизартрии логопед обычно назначает зондовый логопедический массаж. Комплект зондов, которые разработала Е.В. Новикова, – это восемь приспособлений в виде вилочек, топориков и т.д.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает использование зондов, если родители прошли специальное обучение. Если у вас есть сомнения или остались вопросы после обучения логопедическому массажу, настоятельно рекомендуется уточнить их у специалистов своего дела — логопедов, а не пытаться экспериментировать на своем ребенке

Зондовый логопедический массаж позволяет провести коррекцию речи и добиться следующих результатов:

  • нормализация речевого дыхания,
  • исправление звукопроизношения,
  • увеличение силы голоса,
  • улучшение состояния нервной системы.

Последовательность воздействия на проблемные участки зондами определяет специалист. Ребенок не должен испытывать болезненные ощущения. Процедуры зондами противопоказаны детям до 6 месяцев.

Зондовый массаж языка проводится с помощью следующих приемов:

  1. Вилочковый зонд используется при обкалывании языка, что приводит к ритмичному сокращению мышечных волокон. После этого начинают колебательные и вращательные движения зондом, установленным в определенной точке языка, в течение 5 секунд.
  2. Зондом-восьмеркой производят нажатия на язык.
  3. Зонды-саночки (3 разных вида приспособлений) позволяют надавливать на язык, стимулируя волокна мышц.
  4. Зондом-топориком выполняют вдавливающие и скользящие движения.
  5. Зонд-крестовина за счет нажатия на язык и отталкивания назад способствует сокращению мышц.
  6. Зонд-толкачик позволяет совершить надавливание на язык в течение 5 секунд, затем проводится расслабление.

Зондовый логопедический массаж используется курсом в течение 2-3 недель. Каждое упражнение выполняется по 30 раз. Иногда детям хватает одного курса лечения. Логомассаж можно повторить через 1,5-2 месяца.

Логомассаж дома

Массаж лица для детей для развития речи проводится и дома. Родители обязательно должны проконсультироваться со специалистом о том, как делать логопедический массаж, уделив особое внимание возможным противопоказаниям.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях предполагает массаж лица (при помощи пальцев и чайных ложек) и языка, в том числе расслабляющий, гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата

Логопедический массаж лица основан на растирании, поглаживании, разминании. Нужно учесть, что ребенку должно быть комфортно.

Массаж лица для детей для развития речи проводится поэтапно:

  1. Лоб. Сначала используют поглаживания от середины лба к вискам, затем от бровей к волосам. После поглаживаний легкими движениями разминают лоб.
  2. Щеки. Выполняются движения разминания, растягивания от уголков рта к вискам по щекам, от скул к нижней челюсти.
  3. Нос. Крылья носа поглаживают, аккуратно растягивают, после чего применяют поглаживания от носа к углам рта.
  4. Рот. Верхнюю, нижнюю губу поочередно поглаживают, растягивают в сторону уголков рта.
  5. Подбородок. Поглаживания, разминания выполняют от середины рта к углам.
  6. Шея. Выполняются поглаживающие, разминающие движения в области шеи.

Логопедический массаж лица может выполняться с использованием чайных ложек.

Логопедический массаж ложками – это одна из современных результативных методик для развития речи детей. Важно использовать гладкие ложки, чтобы избежать ранения лица ребенка.

Логопедический массаж ложками выполняется при помощи следующих приемов:

  1. Поглаживание ложками висков ребенка.
  2. Поглаживание глазных впадин.
  3. Поглаживание щек.
  4. Растирание висков горками ложек.
  5. Растирание участка между бровями горками ложек.
  6. Растирание носогубного участка концом ложки.
  7. Поглаживание верхней и нижней губы со слабым нажатием.
  8. Разминание подбородка и скул.

Для удобства проведения процедуры нужно заранее приготовить 4 чайные ложки.

Массаж языка для коррекции речи

Логопедический массаж языка для детей назначается при дизартрии, характеризующейся наличием короткой подъязычной уздечкой.

Прежде чем как начать массаж языка ребенку, нужно провести расслабляющую гимнастику:

  1. Язык поворачивают то вправо, то влево, слегка подтягивая, взяв его пальцами: большой палец лежит сверху, средний и указательный – снизу.
  2. Язык медленно накручивают вперед на указательный палец.

Эффективный логопедический массаж языка при дизартрии невозможен без расслабления шейных мышц, воротниковой зоны и челюсти, т.к. они напрямую влияют на работу речевого аппарата.

Логопедический массаж языка при дизартрии выполняется в строгой последовательности:

  1. Шпателем или указательным пальцем поглаживаются продольные языковые мышцы 9-10 раз.
  2. Шпателем ритмично надавливают по всей длине 5-6 раз.
  3. Указательным пальцем или зубной щеткой проводят поперечные поглаживания 5-6 раз.
  4. Большим и указательным пальцем поглаживаются боковые мышцы языка.
  5. Пальцами разминается вся площадь языка на протяжении 7-9 секунд.
  6. Пальцами выполняются движения в виде растираний.
  7. Пальцами аккуратно выполняются потряхивания кончика языка, после этого проводятся легкие и энергичные надавливания шпателем.
  8. Пальцами выполняют легкие сжимания боковых мышц языка, удерживая по 1-2 секунды.
  9. Пальцами выполняют легкие пощипывания языка, затем шпателем похлопывают по 10 секунд.

Логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях должен соответствовать требованиям гигиены. Комнаты должны быть проветренными и теплыми.

Результативный логопедический массаж для детей в домашних условиях – это строгое соблюдение требований специалиста. Процедуру рекомендуется повторять от 2 до 3 раз в день в комплексе. Пропускать сеансы нельзя, т.к. только кропотливая регулярная работа может привести к положительным изменениям в речевом развитии ребенка.

Расслабление речевых мышц

Расслабляющий логопедический массаж применяется при спазмическом состоянии речевых мышц (мускулатуры лица, губ и языка). Повышенный мышечный тонус снимается с помощью аккуратных поглаживаний и легких надавливаний.

Процедура начинается с расслабления шейных мышц, для чего проводятся плавные вращательные движения головой. Далее проводятся поглаживающие движения для лицевой мускулатуры, затем – для губных мышц. Завершается сеанс легкими вращательными и постукивающими движениями пальцами по губам.

Расслабление лицевых и шейных мышц способствует уменьшению гипертонуса, улучшению речевой деятельности ребенка.

Артикуляционная и дыхательная гимнастика

Логопедический массаж для детей в домашних условиях эффективен вместе с артикуляционной гимнастикой.

Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом. Как правило, ребенок повторяет движения за логопедом или за родителем, если применяется логопедический массаж при дизартрии в домашних помещениях.

Гимнастика для артикуляционного аппарата ребенка включает следующие упражнения для языка и губ:

  • показывает язык, вытягивая его максимально,
  • подтягивает аккуратно к подбородку и носу,
  • покачивает для расслабления мышц,
  • отводит в стороны,
  • собирает губы трубочкой,
  • растягивает, фиксируя пальцами в уголках рта,
  • поднимает верхнюю губу,
  • опускает нижнюю губу,
  • сжимает,
  • облизывает.

Логопедический массаж для детей в домашних условиях включает и гимнастику для развития правильного дыхания ребенка.

В логопедии существует множество упражнений, направленных на формирование правильного дыхания ребенка в игровой форме:

  • «Загони мяч в ворота». Улыбаясь, дуть так, чтобы струя воздуха шла посередине языка, лежащего на нижней губе. Нужно сдуть ватку на край стола.
  • «Сдуй снежинку». На кончик языка положить маленькую бумажную снежинку и попытаться сдуть ее. Рот должен быть приоткрыт, язык высунут.
  • «Мыльные пузыри». Нужно надуть большой мыльный пузырь. Или устроить соревнования среди детей, кто надует больше мыльных шариков.
  • «Надуй игрушку». Можно устроить детям конкурс: кто быстрее надует игрушку.

Для ребенка с проблемами в речи, особенно при заикании, полезно купить игрушечные духовые инструменты для коррекции дыхания.

Работа по коррекции речи ребенка обязательно сопровождается разучиванием скороговорок. Постоянное разучивание скороговорок позволят справляться со сложными словами, произношение которых вызывает затруднения.

Это могут быть трудные для произношения сонорные звуки «Р», «Л», шипящие «Щ», «Ш» и т.д. Кроме того, ребенок осваивает темпоритмику речи, т.к.

ему не только нужно правильно произнести «коварные» звуки, но и сделать это максимально быстро.

Таким образом, логопедический массаж для детей в домашних условиях включает зондовый и расслабляющий массаж лица (с использованием пальцев и ложек) и языка, а также гимнастику для артикуляционного и дыхательного аппарата.

Для проведения процедуры с зондами в домашних условиях родителям обязательно нужно пройти специальное обучение.

Специалисты рекомендуют использовать несколько видов воздействия на артикуляционный аппарат для результативной коррекции речи у детей.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/logopedicheskij-massazh.html

Логопедический массаж языка ребенку: как делать массаж языка ложками в домашних условиях

Речевое общение является основным средством для осуществления связи между человечеством. При помощи речи, с малых лет мы учимся познавать мир в общении. Дети неодинаковы и осваивают речь в правильной форме на разных этапах своей жизни. Данному развитию могут препятствовать многие факторы.

К причинам нарушения речи у ребёнка можно отнести:

  • наследственную генетику;
  • патологические последствия в ходе беременности и при родовой деятельности;
  • протекание психологического развития у ребёнка с задержкой;
  • нарушение самого речевого аппарата.

Если проблема в развитии малыша существует, не стоит паниковать. При выявлении первых ей показателей, необходимо сразу обратиться за помощью к специалисту — логопеду. Определив специфику нарушения, ребёнку будет оказана необходимая помощь для устранения имеющейся проблемы.

Методика воздействия при нарушениях речевого аппарата

Как правило, занятия с логопедом включают выполнение детками дыхательной и артикуляционной гимнастики. При обнаружении специалистом более серьёзных нарушений, к комплексу процедур подключают логопедический массаж. Он относится к нетрадиционному методу лечения, но очень результативен так как повышает тонуса языка и нормализует работу аппарата речи.

Логопедический массаж для детей способствует:

  • улучшению произношения;
  • коррекции голоса;
  • снижает симптоматику связанную с неврологическими нарушениями;
  • активизирует и приводит в тонус мышечную систему речевого аппарата;
  • помогает сократить время при формировании произношения.

Массаж также способствует обновлению организма, так как в процессе задействованы все ткани, клеточки и в целом система. Его влияние оказывает существенные изменения на состояние системы мышц. После активной нагрузки мышечные волокна повышают свою активность, восстанавливается и увеличивается их работоспособность.

Логопедический массаж языка для детей поможет если выявлены такие речевые нарушения как дизартрия, дислалия, алалия, ринолалия. Также его применение значительно снижает заикание у ребёнка.

Как правило, делает массаж языка логопед. Это связано с выполнением сложных правил при очистке и подготовке к процедуре языка и ротовой полости.

Совет

В медицинских учреждениях при очистке используют специальный зонд. Если проблема не настолько велика, можно получив консультацию специалиста делать логопедический массаж в домашних условиях.

В этом случае очистку ротовой полости осуществляют шпателем либо зубной щёткой.

Выявив характер отклонения, логопед назначает массажный курс с учётом количества сеансов и их продолжительности. На назначение определённого курса массажа влияет мышечный тонус (его состояние), возможность во время движения, наличие патологий.

Пониженный тонус

Делать логопедический массаж ребёнку нужно изначально с шейной области затрагивая плечи. Тело поглаживают мягкими и лёгкими движениями. Оказывая действие на данную область, активизируется мускулатура имеющая связь с мышцами языка.
При массаже обязательно надо затрагивать дно ротовой полости, так как данные мышцы имеют непосредственную связь с корневой областью языка.

Также надо проводить активные действия на артикуляционных мышцах. К ним относятся жевательные, скуловые, щёчные. Все действия начинают от центральной области и доводят до крайней точки.

Читайте также:  Упражнения для развития речи в дошкольном возрасте, советы и рекомендации родителям

Применяют в приёмах классический массаж с поэтапным нарастанием в давлении. При этом в области воздействия не должна ощущаться боль.

Методы проведения

  1. поглаживаем лоб вдоль и поперёк;
  2. поглаживаем верх глаза;
  3. движение от носовых крыльев до уха;
  4. поглаживаем подбородок к уху, затрагивая его нижнюю челюсть;
  5. спиральными движениями разминаем скуловые мышцы;
  6. делаем пощипывающие и в виде спирали действия на щеках;
  7. разминаем обе стороны мышц щёк, массируя внутри одним пальцем, остальные задействованы снаружи;
  8. массажируем отдельно каждую губу. Двигаемся поглаживая и пощипывая от средней точки к углам;
  9. обработка складки в области губы.

Повышенный тонус

Как делать логопедический массаж правильно имея повышенный тонус? Начинают процедуру подобрав удобное расположение для ребёнка, которое уменьшит степень проявления тонического рефлекса.

Лёгкими прикосновениями поглаживают от крайних точек к центру области массажа. При этом делают усиливая давление скользящие и слегка прижимающие действия, что даёт расслабляющий эффект в области воздействия. Все циклы происходят с повтором в восемь раз.

Таким образом, замедленные движения снижают тканевую возбудимость.

Методы проведения

Начинают расслабляющими движениями в шейном и плечевом отделах. Также закрепляют методику пассивным массажем делая вращения головой. Придержав голову ребёнка, необходимо выполнять круговые вращения поочерёдно в обе стороны. Таким образом при расслаблении мышцы шейного отдела, происходит снижение тонуса у самого основания языка.

Расслабление мышц на лице

  • поглаживание лба вдоль и поперёк;
  • поглаживание глаз;
  • поглаживающие действия от переносицы через область верхнего века глаза до виска;
  • гладим ото лба к щёчкам, далее подбородок через шейную область до ключиц;
  • движения от уха (мочка) к носовым крыльям;
  • пощипывание в области нижней челюсти;
  • надавливающие движения от волосяного покрова, затрагивающие всю лицевую поверхность.

Мышечное расслабление во время массажа губ

  • поглаживание губ от каждого угла к центральной точке (поочерёдно каждая губа);
  • поглаживаем верхнюю губу (начиная с верхней её точкикнизу);
  • поглаживающие движения нижней губы (снизу к верхней точке);
  • обрабатываем носовые складочки (от носовых крыльев к углам рта);
  • надавливаем на губы, делая при этом лёгкие и вращающие прикосновения;
  • пошлёпываем губы используя подушечки пальцев.

Массаж языка

Расслабляющий массаж языка проводят предварительно, очистив из полости рта ребёнка остатки пищи. Процедуру делают по истечении полтора часового интервала после приёма еды либо за два часа до кормления. Массаж делают поглаживая во все направлениях язык. Это способствует активности большего количества мышц.

Применяют при этом данную последовательность:

  • стимуляция продольной мышцы от основания языка к самому концу;
  • стимуляция поперечной мышцы от центральной части к краю;
  • движениями в виде круга и спирали необходимо обработать всю поверхность;
  • похлопывающими движениями обойти всю плоскость языка;
  • прижимаем продольные мышцы;
  • движениями сверху вниз массажируем уздечку язычка;
  • воспользовавшись тканевой салфеткой, делаем массаж имитирующий перетирание.

Используя данную методику, специалистами рекомендовано самостоятельно делать массаж языка ребёнку в домашних условиях. Это комплекс несложных упражнений, которые по необходимости помогут справиться с отклонением речи если нет возможности регулярно посещать логопеда.

Массаж ложками

Дома также можно применить логопедический массаж ложками. Этот результативный метод, который значительно улучшит процесс развития речи у ребёнка. Для его осуществления понадобится две пары чайных ложек.

Методика проведения:

  • При помощи выпуклой поверхности ложки, необходимо производить поглаживание височной области.
  • Выпуклостью ложки делается поглаживание глазных впадин. Необходимо проводить вдоль брови к внешнему углу глаза. Обратные движения осуществлять под глазом.
  • Круговыми движениями гладятся щёки ребёнка выпуклой стороной ложки.
  • Растирание по спирали височной области горкой ложки. Закончить аккуратно нажав на область воздействия.
  • Осуществлять растирание межбровного пространства спиралевидными траекториями горкой ложки.
  • Массирование щёк от линии подбородка к глазу ребром ложки.
  • При помощи конца ложки делать растирание носогубной области.
  • При помощи кончика ложки слабыми нажатиями обработать отдельно нижнюю и верхнюю губу.
  • Область скул и подбородка нужно разминать округлостью прибора совершая движения по кругу.

Расположение во время массажа

Прежде чем начать массаж языка ребёнку, необходимо его разместить в удобном положении.

Наилучшими считаются:

  • расположение на спине. Под шею нужно подложить маленькую подушку либо мягкую ткань в форме валика;
  • проведение в кресле при наличии в нём подголовника;
  • для маленьких детей выбирают положение в коляске полусидя;
  • сидя на руках у родителей в случае присутствия у ребёнка страха перед прохождением процедуры.

Выполнение условий при проведении методики

Массаж языка логопедический вносит коррективы в тяжёлые нарушения речи только при соблюдении определённых правил.

Продолжительность и частота проведения

Время прохождения одного сеанса зависит от возраста ребёнка и уровня нарушения речи и не должно превышать 25 минут (5-25 мин) независимо от места проведения (домашние условия, детское учреждение).

Продолжительность первого сеанса до 5 минут, так как необходима адаптация ребёнка к данной процедуре. С течением времени, в зависимости от возраста, время проведения постепенно увеличивают до максимального.

Массажный курс вмещает в себя 10-20 комплексов. На эффект процедуры влияет её регулярность. Ежедневное прохождение либо с разрывом через день, даст значительный прогресс в решении проблем с речью.

Делать расслабляющий логопедический массаж для языка не рекомендуется деткам у которых присутствуют разнообразные заболевания простудного характера, наличие кожных заболеваний и воспалительных процессов ротовой полости. Ну а отсутствие противопоказаний при регулярном посещении занятий и активное родительское участие и заботливое отношение логопеда — станет залогом успешного развития правильной речи у ребёнка.

Источник: http://ecomassage.ru/lechebnyj-massazh/logopedicheskij-massazh-yazyka-v-domashnih-usloviyah.html

Как правильно делать логопедический массаж для детей с проблемами речи?

Массаж используется для профилактики и полноценного лечения.

Показания к использованию физиотерапии:

  • дефекты речи, возникшие как самостоятельная болезнь или симптом другой патологии;
  • дизартрия;
  • заикание, связанное с гипертонусом мышц;
  • слюновыделение из-за рта во взрослом возрасте;
  • пониженный мышечный тонус.

Условия проведения логопедического массажа

Если ребенку 3 года и более, его необходимо занять активными играми. В помещении нужно создать благоприятные условия, оно должно быть чистым и проветриваемым. Руки массирующего должны быть теплыми и чистыми. Процедуру проводят через 2 часа после еды. Первый сеанс длится не более 5 минут, после продолжительность массажа увеличивают.

Массировать язык руками можно только в перчатках. Массаж руками предпочтительнее, если выполняется профессионалом. Специалист использует больше элементов и правильно воздействует на мышцы.

В ходе терапии используют разные способы и методики, чтобы выяснить наиболее подходящий из них. Серьезные патологии требуют комплексного воздействия. Использование физиотерапии вместе с другими методиками логопедии позволяет достичь хороших результатов в лечении.

Обратите внимание

В физиопроцедурах должна соблюдаться мера, так как слишком частый массаж способен навредить. Родители, которые по каким-либо причинам не могут выполнять процедуры, должны посещать специалиста.

После устранения основных дефектов желательно продолжить занятия с логопедом для профилактики и достижения больших результатов.

Методики

Отличия различных методик заключаются в способе проведения массажных действий, их интенсивности, продолжительности и других нюансов. Из-за этого эффективность различных методов при разных патологиях различается.

Выделяют методики:

  • Новиковой;
  • Дьяковой;
  • Краузе;
  • Приходько.

Цель любого метода одна — воздействовать на язык, а также другие важные речевые элементы.

А именно:

  • щеки;
  • руки;
  • губы;
  • мочки ушей.

Во время исполнения массажа используются разные массажные элементы:

  • надавливания;
  • растирания;
  • вибрации;
  • поглаживания.

При гипотонусе

Если родители хотят проводить терапию при гипотонусе дома, то следует придерживаться следующих принципов:

  • все действия должны быть направлены на активизацию мышечных волокон;
  • необходимо массажировать не только язык, но и мышцы плечевого пояса.

Подойдет методика логопедического массажа Дьяковой Е. А., по которой рекомендуется выполнять действия в определенной последовательности:

  1. Вначале потребуется провести массаж мимических мышц.
  2. После перейти к губам, языку, шее.
  3. Заканчивать необходимо мышцами плечевого пояса. Во время процедуры используют поглаживание и точечное надавливание. Такое воздействие поможет избавиться от гипотонуса.

При гипертонусе

При гипертонусе задача — расслабить все мышцы. Используются легкие и скользящие движения. Точечные надавливания исключаются. Процедура носит расслабляющий характер и проводится в удобной позе.

Объектами процедуры становятся:

  • язык;
  • мимические мышцы;
  • губы.

Желательно массировать все части тела, которые страдают от гипертонуса. Комплексный массаж требуется детям с ДЦП. Детский церебральный паралич требует постоянной терапии и контроля со стороны специалистов. Это состояние нередко сопровождается повышенным тонусом мышц. Регулярная физиотерапия позволяет значительно снизить симптомы болезни.

Способы проведения массажа

Для достижения максимального эффекта рекомендуется использовать специальные или подручные приспособления. С их помощью удастся шире воздействовать на особые точки.

Ложками

Массаж может осуществляться обычными ложками. С их помощью взрослый ребенок сможет выполнять некоторые действия самостоятельно. Если малышу уже год, родители могут начинать использовать легкий массаж ложками.

Ложками воздействуют практически на все участки лица.

А именно:

  • мимические мышцы;
  • губы;
  • язык;
  • щеки.

Массаж с их помощью помогает бороться как с гипотонусом, так и с гипертонусом. Используются надавливания и растирания. Применяя сразу 2 ложки, удается воздействовать на симметричный участок на другой стороне лица.

Для воздействия используется внутренняя, боковая и внешняя сторона ложки. При должных навыках ими удается промассировать точки, связанные с речевым аппаратом. Перед использованием ее нужно тщательно вымыть.

Как правильно применять ложки, можно посмотреть на видео от kvitoksh2.

Зубной щеткой

Массажные действия при помощи зубной щетки просты и легки в исполнении, отлично подходит для массажа языка. С ее помощью необходимо делать легкие надавливания или растирания.

Для детей с проблемами в развитии речевого аппарата воздействие зубной щеткой — предпочтительный вариант терапии. Все элементы массажа понятны и могут выполняться в домашних условиях.

Процедура выполняется следующим образом:

  1. Подготавливается детская зубная щетка с мягким ворсом. Для грудных детей нужно подбирать специализированную щетку.
  2. Желательно подложить под язык марлевые салфетки. У детей при массаже выделяется много слюны.
  3. Процедура должна выполняться без усилий. Нужно делать круговые движения без сильного надавливания.
  4. При массажных действиях следят, чтобы ребенок был расслаблен. Он не должен напрягать и шевелить языком и губами.

Логопедический массаж рук и лица

Наибольшее внимание потребуется акцентировать на пальцах, щеках и губах.

Можно выполнять следующие действия:

  • нажатия на подушечки пальцев по 4-10 раз;
  • массирование ладоней;
  • массирование верхней выемки губы;
  • поочередное щипание верхней и нижней губы;
  • поглаживание и пощипывание щек от носа к ушам.

 Загрузка …

Фотогалерея

На фото представлены правильные действия при массаже различных участков головы.

Массаж шеиМассаж лбаМассаж щекМассаж скулМассаж губКруговой массаж губ

Видео

Об особенностях логопедического массажа рассказывает канал Chudo logoped.

Источник: https://krohababy.com/pediatrija/logopedicheskij-massazh-dlya-detej-54862/

Ссылка на основную публикацию