Методика раннего развития детей марии монтессори

Методика Марии Монтессори: основные принципы, достоинства и недостатки

В современной педагогике родители смогут найти множество авторских методик воспитания ребенка с пеленок.

Однако самой востребованной справедливо считается развивающая программа итальянского ученого Марии Монтессори.

Ее метод, конечно, с оглядкой на новые достижения в педагогике, активно применяется в многочисленных центрах развития и садиках во многих странах мира. В чем же кроется секрет подобной популярности?

Немного истории…

Основательница известной методики – первая женщина в Италии, которая освоила профессию врача. Работая с малышами с отклонениями в развитии, автор разработала собственный курс реабилитации, который получил высокую оценку в педагогической среде.

В 1907 году впервые распахнул свои двери «Дом ребенка» уже для здоровых дошкольников и школьников. Именно в этом учреждении была применена та самая методика, о которой мы сегодня и говорим.

В дальнейшем метод получил широкую известность – Монтессори прочла большое количество лекций, выпустила несколько уникальных книг и множество обучающих пособий.

Обратите внимание

По всему миру появились дошкольные учебные заведения, в которых воспитатели использовали данный метод, а чуть позже появились и экспериментальные школы.

Вот уже более ста лет она остается на пике популярности среди родителей и педагогов.

Суть педагогики Монтессори

Пожалуй, главным принципом этого метода является идея самовоспитания малыша. Родителям и воспитателем нужно понять, что ребенку интересно, создать необходимые развивающие условия и объяснить, как можно получить знания. Отсюда и девиз образовательной системы: «Помоги мне это сделать самому!».

Основные пункты:

  • Занятия проходят в специально организованной среде, поделенной на несколько зон (о них мы расскажем немного позже), в которых удобно размещены пособия для работы.
  • В группах занимаются дошкольники разного возраста: старшие проявляют заботу о маленьких детках, а те, в свою очередь, стараются учиться у более взрослых детей.
  • Педагоги не должны ничего навязывать ребенку, тот сам решит, что ему интересно (купать пупсика, раскрашивать или играть с рамками-вкладышами), сколько времени он потратит, станет ли он заниматься в одиночестве или в компании.

Однако не стоит думать, что в группах и классах процветает вседозволенность. Детей учат соблюдать следующие правила:

  • То, что ребенок сможет сделать самостоятельно, он выполняет без участия педагога или родителя. Это развивает независимость, уверенность в собственных силах.
  • Дети должны вести себя тихо, не мешать окружающим играть и заниматься. Однако они могут «выпустить пар» в особых комнатах для расслабления.
  • Все игрушки, кубики и письменные принадлежности, с которыми малыши взаимодействуют, они обязаны помыть, сложить и убрать на место. Это развивает в детях уважение к другим людям.
  • Тот, кто первым взял куклу или вкладыши, и занимается с этими пособиями. Таким способом в детях воспитывается понимание своих и чужих границ.

Соблюдение правил, упорядочивание деятельности вносит в детскую жизнь стабильность, позволяет дошкольникам чувствовать себя более уверено, воспитывает терпеливость и уважение к сверстникам и взрослым.

В чем особенность занятий по Монтессори?

В садиках группы поделены на несколько зон и наполнены самыми разными дидактическими пособиями. Подобное зонирование помогает педагогам организовывать рабочее пространство и сохранять порядок, а детям – лучше ориентироваться в разнообразных материалах. Итак, подробнее о зонировании:

  1. Практическая зона помогает детям приобретать простейшие бытовые навыки. Например, дети от года до трех лет учатся подметать пол щеткой с совком, застегивать и расстегивать пуговицы разного размера, застежки-липучки, одевать и раздевать кукол. Дети от трех до восьми лет учатся чистить обувь, стирать и гладить одежду, мыть и нарезать овощи для салатов и даже полировать металлические предметы.
  2. Сенсорная зона включает в себя предметы, которые различаются формой, размерами, цветом и весом. Игры с подобными материалами (поролоновые мячи различного диаметра, набор крышек разного размера для баночек и бутылочек) развивают у детей моторику рук и пальцев, тактильные ощущения, а также психические процессы – память и внимание.
  3. Математическая зона состоит из материалов, которые помогают малышам освоить счет, познакомиться с математическими символами и геометрическими фигурами. Для малышей подобраны модели геометрических тел. Дети постарше изучают математику при помощи счетов, деревянных дощечек с примерами вычислений, наборов фигур, которые дают представление о дробях. Решая подобные задания, ребенок также совершенствует абстрактное мышление, воспитывает усидчивость.
  4. В языковой зоне кроха найдет пособия, предназначенные для изучения букв и слогов, расширения словарного запаса. Например, фактурные буквы, коробки с картинками «Что это?», «Кто это?» для самых маленьких, а также кассы букв и слогов, наборы печатных и прописных букв, книги «Мои первые слова» для деток постарше. С их помощью дети учатся письму и грамоте.
  5. Космическая зона познакомит с Вселенной, окружающей средой, загадками природы и погодными явлениями, культурой и обычаями народов мира. Детей раннего возраста ждут фигурки различных животных, а старшие дошкольники занимаются с картами, коллекциями минералов.

ИНТЕРЕСНО: Бизиборд — развивающая доска с замочками и кнопочками для малышей своими руками

Источник: http://razvitie-krohi.ru/psihologiya-detey/metodika-marii-montessori.html

Монтессори – методика раннего развития

Всем родителям хочется, чтобы их ребенок был здоровым, умным, счастливым и развитым согласно своему возрасту. Но порой, бывает так, что родители настолько заботятся о своем чаде, что лишают его самостоятельности и фактически делают все за него.

Как же поступать, чтобы малыш умел сам себя обслуживать, но при этом не чувствовал отстраненности от родителей? Чтобы у него не было чувства одиночества и заброшенности? Ведь часто детки порой просто бояться и стесняются лишний раз спросить у родителей, тем самым оставляя свои вопросы без ответов.

Для решения этой нелегкой задачи можно обратиться к методике итальянского врача Марии Монтессори. После того, как она стала популярна в России, ее плоды теперь может каждый родитель увидеть на примере своего дитя.

Методика Монтессори

Девиз Монтессори «Помоги мне сделать это самому!» Основной идей развития по данной методике являет самоустранение родителей в процессе игры ребенка и даже выборе занятий. В рамках определенной комнаты и созданных специальных условиях, малыш в любом возрасте (буквально от 0 и до 6 лет) сам вправе определять что нравится и чем он хочется заниматься в данный момент.

Родитель, как взрослый человек, просто должен правильно и аккуратно направить своего малыша. Помочь ему изначально разобраться, как работают те или иные вещи, возможно показать и рассказать (особенно в зоне по развитию речи) названия животных и предметов, изображенных на рамках вкладышах, например.

Насколько долго заниматься тем или иным делом – малыш должен решить сам, все обычно зависит от заинтересованности и желания перейти к другому занятию. Еще важен возраст в котором вы начали применять методику раннего развития Марии Монтессори.

Даже если вы предлагайте малышу, например, построить башенку, а он ее только ломает, не мешайте ребенку этого делать.

В формате разрушений, кроха изучает мир с не меньшей пользой! Психологи даже выдвинули такую теорию, что прежде чем начать созидать, надо научиться разрушать.

Как вы уже поняли – дети смотрят на мир и познают его не так, как взрослые. Они смотрят на многие привычные нам вещи впервые — не стоит забывать об этом. Вполне вероятно, что в данный момент ребенку интереснее смотреть на рассыпающиеся в разные стороны кубики, чем на упорядоченную башенку из них.

Основные принципы методики Монтессори:

  • Ребенок-учитель. Дети способны сами научить себя многим вещам, это помогает им получить бесценный опыт.
  • Дети учат и друг друга. Одна из идей методики Монтессори заключается в том, что дети от 0 до 3 лет могут играть вместе и им не мешает, что кто-то уже разговаривает, а кто-то не умеет ходить. Дети воспринимают детей равными себе, а потому не пытаются сделать все за них, как это часто делают взрослые. В этом важном, хотя и крохотном моменте и сосредоточена вся суть данного процесса.
  • Разделение на зоны. Пространство, в которым ребенок живет и учится должно быть разделено на определенные зоны, где каждая несет в себе определенную смысловую нагрузку. С помощью этого, малышу проще будет проходить различные обучающие занятия самостоятельно.
  • Главная задача родителя — заинтересовать ребенка, а научиться он сможет сам.

Заповеди Монтессори, как методики раннего развития 0-6 лет

Каждая методика рождается на базе неких закономерностей. Мария Монтессори вывела 12 «заповедей», которые могут объяснить, какие действия к каким последствиям могут привести.

  • Окружающая среда — лучший учитель. Что может подготовить ребенка к миру лучше, чем сам мир? Малыш интересуется всем, что происходит вокруг и это естественно. Наблюдения различных явлений помогает ему узнать, как работаю те или иные вещи. В последствии ребенку будет проще выбрать конкретно те занятия, которые его интересуют и к чему у него склонности. Поэтому, чтобы не навредить – просто создайте крохе даже до года, необходимые условия, отвечающие основным принципам методики Монтессори.
  • Критика учит ребенка осуждать. Если вы постоянно критикуйте своего малыша, он учится критиковать других, в том числе и свои родителей, и других детей, что в плане социализации ему может помешать. Таким образом, старайтесь не концентрировать ваше внимание на том, как было выполнено и кем. А старайтесь сосредоточиться на его личных достижениях и итогах.
  • Похвала учит ребенка оценивать. Если вы хвалите своего малыша, он учится давать свою собственную оценку вещам, предметам и действиям. Но хвалить просто за действие не нужно. Только за результат, которого он смог добиться сам.
  • Враждебное отношение учит ребенка драться. Должен ли ребенок уметь драться — спорный вопрос для многих родителей. Конечно, это не должно становиться для малыша способом добиваться своего или решать какие-то проблемы, но умение постоять за себя не бывает лишним. Таким образом, старайтесь подойти к конфликтам более спокойно, но научите при крайней необходимости постоять за себя!
  • Честное отношение к ребенку учит ребенка справедливости. Не прихваливайте, но при этом сильно и не критикуйте своего ребенка. Он сможет понять, что к нему относятся справедливо и только тогда относится, так же к другим людям и самому себе. Поэтому справедливое отношение к действиям и результатам очень важно для малыша.
  • Если ребенка будут высмеивать он привыкнет быть робким. Робость может быть полезным навыком, но не всегда. Это может привести к тому, что малыш просто будет бояться проявлять свои желания, а значит, и амбиции. Поэтому не нужно морально давить и пытаться принизить малыша. Он очень чувствителен по натуре! Имейте в виду, что после вы будете пожинать плоды такого воздействия, но поменять отношение крохи будет практически невозможно.
  • Если вы создадите для ребенка безопасную среду, это поможет ему доверять не только вам, но и миру. Кончено, всего должно быть в меру, чтобы малыш не вырос излишне наивным. То есть старайтесь обезопасить пространство крохи до 2 лет, но в любом случае говорите и розетках, острых углах. Вы, в конце концов, можете поехать в гости, а там такой идеальной обстановки не будет.
  • Если ребенок постоянно чувствует позор, то он привыкнет чувствовать себя виноватым. Постоянное чувство вины – это не совесть. Это то, что действительно может помешать человеку во взрослой жизни. То есть важно в определенный момент помочь, когда вы понимаете, что кроха не готов еще что-то сделать сам. Нужно давать задачи по силам малыша.
  • Если вы одобряете своего ребенка, это научит его самоуважению. Кончено, перехвалить ребенка не стоит, иначе он может вырасти зазнайкой. Вам, как и малышу нужно знать меру.
  • Снисходительное отношение к малышу, сможет научить его терпению. Как к самому себе, так и к другим людям. Терпение, как и волю нужно взращивать с молодых ногтей.
  • Если родители будут подбадривать своего малыша, показывать ему свою веру в него, он будет уверенней чувствовать себя и сможет добиться большего.
  • Если ребенок чувствует в семье себя нужным и чувствует доброе отношение к себе, он сможет находить в мире любовь, и будет уметь показывать ее другим. Он будет не загнанным зверенышем, а добрым и отзывчивым крохой, который будет готов покорить мир в любой момент!
Читайте также:  Особенности развития речи у детей в возрасте 4 – 5 лет, нормы и перспективы

Выполняя эти не хитрые, но очень важные заповеди методики Монтессори для детей от 0 до 6 лет, вы сможете вырастить

Монтессори методика раннего развития. Правила зонирования

Поговорим о зонирование, которое по методике Монтессори поможет сбалансировано развиваться Вашему малышу от 0 до 6 лет. Правило, которое работает для каждой зоны гласит что, все предметы, необходимые ребенку должны быть доступны ему самому.

Зоны в методике Монтессори для детей 

Вот 6 зон, которые вы сможете легко организовать у себя дома:

  • Зона повседневной жизни. Она включает в себя одежду, купальные принадлежности, обувь.
  • Зона языкового развития. Туда сложите все игрушки, связанные с развитием речи: кубики с буквами, книжки, развивающие карточки.
  • Зона творчества. К этому пространству относятся музыкальные инструменты, краски, карандаши, бумага и цветной картон — все те вещи, которые помогают ребенка воплощать в жизнь свои творческие задумки.
  • Зона естествознания. Здесь должны быть игрушки и предметы, помогающие ребенку узнать о многообразии животных и растений, форм и цветов и многие другие понятия о мире вокруг нас. Все, что нужно изучить в окружающем их мире.
  • Зона сенсорного развития. Развитие тактильных ощущений способствует развитию речи малыша. В этой зоне должны находиться различные материалы, способные показать малышу разные фактуры, формы и даже температуру.
  • Зона активности. Здесь хранятся атрибуты активных игр: мячи, скакалки, резиночки и другие спортивно-развлекательные принадлежности.

Итоги применения методики Монтессори от 6 месяцев

Наличие всех этих зон по методике Монтессори поможет малышу:

  • Привыкнуть к порядку и организованности пространства вокруг себя;
  • Свободно выбирать, какой род игр и занятий наиболее ему нравится;
  • Наглядно видеть многообразие занятий.

Возраст ребенка при использовании методики развития Монтессори 

Разделить методику Монтессори на определенные возраста довольно сложно, ведь одним из основополагающих принципов методики является как раз объединение детей разных возрастов в одной группе. Кончено, такой принцип может соблюдаться в специальных заведениях, где применяют методику Монтесссори, например, в садах.

Если вы хотите самостоятельно заниматься с малышом по методике Монтесссори, следуйте ее принципам и разделите пространство на зоны. В зависимости от возраста ребенка меняется в основном масштаб этих зон.

Монтессори методика до 1 года

Так, например детям до года, на этапах раннего развития, стоит оборудовать их маленькое личное пространство, например, ковриком и мобилем. Разложить игрушки, способствующие восприятию цветов и движений.

Методика Монтессори для детей от 1 до 2 лет

Деткам более старшего возраста, от года до 2 лет стоит расширить пространство, так как появляется возможность передвижения.

В этом возрасте ребенок может самостоятельно ходить в ванную комнату и на кухню, где его будут ждать купальные принадлежности и его бутылочка в доступном для него месте.

Такой прием сможем приучить ребенка, что кушать, купаться и играть нужно в отведенных для этого местах.

Монтессори методика для детей от 2 до 3 лет

Ребенку 2 и 3 лет будет интересно не просто пользоваться своими вещами, но и убирать их по местам. Например, вы можете хранить одежду малыша не на открытой полочке, а в закрытом шкафчике, чтобы малыш сам открывал и закрывал дверцы. Увеличение количества действий в алгоритме поможет малышу развить логику и память.

Монтессори методика для детей 5 лет 

Когда ваш малыш уже умеет хорошо управлять своим телом и выражать свои мысли (этот момент наступает в период от 4 до 6 лет, основная масса детей в возрасте 5 лет) с помощью речи, привлеките его к помощи по дому: готовка обеда, мытье посуды, подметание полов. Для маленького ребенка это будет не только игрой, но и приобретением полезных навыков. Такие занятия помогут почувствовать ребенку себя нужным и сплотит семейные отношения.

Монтессори методика в стадиях познания мира

В методике Монтессори есть разделение на 6 стадий познания мира ребенком и его развития:

  1. Развитие речи (от 0 до 6 лет);
  2. Сенсорное восприятие (от 0 до 5, 5 лет);
  3. Признание порядка (от 0 до 3 лет);
  4. Работа с мелкими предметами (от 1, 5 о 5, 5 лет);
  5. Восприятие движений и действий (от года до 4 лет);
  6. Социализация (от 2, 5 лет до 6).

Источник: https://portalrebenka.com/uhod-i-razvitie/razvitie/montessori-rannee-razvitie.html

Монтессори методика раннего развития

Ожидая появления на свет своего малыша, многие современные родители заранее задумываются над тем, как правильно воспитать ребенка. Представлено много методик, систем по воспитанию детей. Одна из самых востребованных методик — это система, разработанная Марией Монтессори, предложившей новый подход к воспитанию детей.

Родители хотят, чтобы их кроха вырос умным, интеллектуально развитым и уверенным человеком, способным ставить цели и добиваться их. Цель метода Монтессори — воспитание, развитие самостоятельной, свободной личности, которая не только способна принять решение, но и готова нести ответственность за свой выбор.

Многие взрослые уверены — их дети гениальны и талантливы. Чтобы гениальность крохи себя проявила, родители записывают детей во всевозможные кружки, секции. Дети, как губка впитывают новые знания, умения, чем радуют своих родных людей.

Однако, нередко родители сталкиваются с явным нежеланием маленького человечка учиться. Мама длительное время пытается заставить кроху заниматься, но безрезультатно. Причина — взрослые не принимают во внимание главный принцип воспитания ребенка, как личности.

Этот принцип выделила и обосновала не только теоретическими выкладками, но и доказала на практике одна из известнейших женщин педагогов Мария Монтессори. Хотя этому методу более 100 лет, основные положения системы, принципы, выработанные Марией, актуальны до сих пор. Многие современные методики берут за основу метод Монтессори, адаптируют его к современным требованиям.

Данный метод широко применяется во многих дошкольных учреждениях, кроме того, создаются специальные группы, где дети развиваются по методу Монтессори. При желании и возможности, родители могут пользоваться этой методикой и в домашних условиях. Оптимальным возрастом, когда маленький человечек способен активно обучаться по системе, считается возраст от 3-х лет.

Основа метода Монтессори

«Помоги мне сделать это самому!» — это принцип, на котором основана методика Монтессори. Наблюдая за маленькими детьми, Мария Монтессори пришла к умозаключению: крохи не нуждаются в активном навязывании им взрослыми людьми готовыми представлениями об окружающем мире.

Маленький человечек сам стремится к знаниям. Природа заложила в детей желание трудиться, а также развиваться. Детишкам надо помогать проявить себя, свои желания, а не навязывать готовые решения. Ребенка не надо обучать, можно только подсказать, если кроха обратится за помощью.

Не использовать наказание, принуждение или поощрение для детей. Каждый малыш индивидуален, поэтому недопустимо сравнивать непосед, устраивать между ребятней соревнования, кто лучше. Сравнение крохи с другим малышом, может травмировать психику не уверенного в себе карапуза, сформировать чувство неполноценности.

Малыши любознательны, им хочется все потрогать ручками, собрать башню из кубиков, разломать машинку, чтобы посмотреть, что внутри. Любознательность, активность маленьких непосед свидетельствует об их желании познавать окружающий мир, получать новые знания.

Важно

Любой карапуз мечтает скорее стать взрослым, это желание служит стимулом к учебе, а также получению нового жизненного опыта. Взрослые должны выступать в роли наблюдателей. Помогать ребятне только в случае необходимости. Не навязывать свои суждения малышам.

Нельзя торопить кроху. Маленький человечек сам вправе решать каким делом заниматься, сколько потратить времени. Дети устанавливают тот ритм занятий, который для них самый оптимальный, эффективный темп занятий. Кроха сам выбирает направление своего развития. Самостоятельно организует рабочее место, может изменить без помощи взрослых обстановку.

Принципы системы

Система Монтессори основана на следующих принципах:

  • создание специальной, развивающей среды, которая предоставит крохе условия для развития;
  • предоставление полной самостоятельности крохе;
  • помощь от взрослых, только по просьбе малышей.

Принципы методики не означают анархию и вседозволенность. Непоседы обязаны соблюдать некоторые правила:

  • кроха самостоятельно делает всё, что в его силах без помощи взрослых. Например, передвинуть стул, достать с полки книжку с картинками. Это придает крохе уверенность, формирует независимость.;
  • маленькие человечки обязаны вести себя тихо, не мешать другим детишкам заниматься. Если карапуз хочет попрыгать, побегать — для этого есть зоны для расслабления;
  • рабочее место необходимо привести в порядок: помыть, сложить игрушки, которыми играли. Убрать все принадлежности для занятий на место. Таким образом воспитывается уважение к другим людям;
  • кто первым взял куклу, машинку, краски или другое пособие, тот и занимается. Нельзя отнимать предмет, который выбрал другой несмышленыш. Кроха начинает понимать, что такое личные границы и границы другой личности.

Соблюдение правил — это не принуждение, это создание стабильности в жизни малыша. Ребенку необходимо чувствовать себя уверенно, чему способствуют правила и их соблюдение.

Развивающая среда

Чтобы принципы системы работали с полной отдачей, необходимо создать специально подготовленную развивающую среду. Развивающую среду принято делить на несколько основных зон, каждая из которых выполняет свою функцию.

Для развивающей среды подбирается просторное, хорошо освещенное помещение. Главное требование — как можно больше солнечного света. Мебель, оборудование должны соответствовать росту, а также возрасту ребятни. В группах занимаются дети разного возраста, значит, должны быть стульчики и столы, удобные для всех.

Любой малыш в группе должен иметь возможность выбрать себе место где заниматься, самостоятельно принести стул, подвинуть стол, взять с полки необходимые принадлежности.

При работе с детьми, используя принципы методики, необходимо окружить малыша предметами, с которыми он сталкивается повседневно: стеклянные вазы, керамическая чашка, тарелка, хрупкие вещи. Несмышленыш должен сам научиться обращаться с предметами, которые могут легко разбиться. Обязательно наличие цветов и растений в кашпо, которые стоят в доступном для чада месте и на доступной высоте.

Мебель, предметы интерьера должны быть сделаны из натуральных материалов. Цветовое решение — спокойные тона, не раздражающие, не отвлекающие несмышленышей от занятий.

Каждый предмет, представленный в развивающей среде, должен быть в единственном экземпляре. Это одно из условий успешности работы системы. Дети научатся ценить мнение, выбор окружающих, смогут понять важность потребностей других людей. Ребятне придется договариваться друг с другом, идти на компромиссы. Учиться терпению — ждать когда освободится игрушка, чтобы поиграть.

Разделение развивающей среды на зоны

Еще одна важная деталь развивающей среды — это деление пространства на специальные зоны: практическая, сенсорная, языковая, математическая, а также зона космоса. Для выплескивания эмоций, выхода скопившейся энергии выделяются зоны расслабления или гимнастические зоны.

Практическая или бытовая зона

Ребятня получает в этой зоне навыки, умения полезные в практической жизни. В этой зоне представлены материалы, которые помогут крохе научиться простейшим бытовым навыкам.

Малыши могут взять совочек, щетку, чтобы подмести пол.

С помощью специальных рамок из дерева, где расположены множество пуговичек, шнурков, липучек, шнуровка, бантики, ремешки, маленький человечек учится застегивать, расстегивать пуговицы на одежде, шнуровать обувь.

В зоне есть терка для овощей, ножик — непоседа может самостоятельно помыть фрукты или овощи, после чего нарезать салат. Дети учатся ухаживать за цветами, животными. На полках стоит несколько видов сосудов, чтобы можно было набрать воду, полить цветы. Для ухода за обувью, ее чистки предусмотрено наличие губки, замшевой салфетки.

Используются в бытовой зоне различные наклейки на полу. Карапуз несет в руке стакан с водой, пытается при этом пройти точно по наклеенной линии. Такое упражнение развивает координацию, кроха учится ходить аккуратно, спокойно. В практической зоне у детей формируются навыки общения: поздороваться, помочь друг другу. Например, ты держи совочек, я щеткой подмету мусор.

Пособиями в практической зоне могут быть любые бытовые вещи, используемые в обычной жизни. Скатерть, салфетка, вазочка, кружка, ножик, даже шнур от утюга или телевизора. Требования, предъявляемые к предметам из бытовой зоны — это размер, вид, удобство для использования маленькими человечками самостоятельно, без привлечения взрослых.

Читайте также:  Как быстро научить ребенка делить слова на слоги и складывать слоги в слова?

Сенсорная

Предметы, представленные в сенсорной зоне, способствуют развитию мелкой моторики непосед. Некоторые виды материалов помогают развивать органы чувств. Использование материалов из сенсорной зоны, занятия с ними готовят маленьких человечков к освоению школьной программы.

Все предметы на полочках отличаются цветом, размером, запахом, весом. Сделаны эти предметы из разных материалов, чтобы при использовании вещей у малыша развивались тактильные ощущения, развивалась моторика пальчиков. При использовании предметов в сенсорной зоне будет происходить запоминание особенностей, используемых материалов, у несмышленыша улучшится внимание, память.

Для создания условий развития крохи используют следующие материалы:

  • шерстяные, шелковые, хлопчатобумажные ткани, таблички с шероховатой поверхностью, предметы для ощупывания: мячик, кубик, доска. Главное, чтобы поверхность не была одинаково гладкой;
  • таблички, коробочки, разные по цвету и весу — научат различать цвет и вес;
  • мешочки с запахами, баночки с разными вкусами — развивается обоняние, осязание;
  • чтобы научиться видеть температурные различия используют специальные сосуды с теплой поверхностью; 
  • звуковые игрушки, звенящие шарики — развивают слух;
  • хорошо помогают крохам понять формы предметов, различать их по размерам — игрушки, разных форм, размеров, цилиндрические вкладыши, используемые в блоках.

Создавая дома такую зону, родители могут использовать подручные средства: крупу, баночки, коробки из-под обуви, различные лоскуты ткани.

Языковая

Сенсорная и языковая зона дополняют друг друга. Развитие мелкой моторики помогает интеллектуальному развитию. Почти все материалы применяемые в сенсорной зоне, можно использовать и в языковой зоне развития. Дополнительно несмышленышам предлагаются фактурные буквы, выполненные или на шершавой бумаге, или сами буквы выделяются другим материалом.

Для того, чтобы вызвать интерес у непоседы, привлечь его внимание — на полках располагают множество детских книжек с картинками. Кубики с изображениями, красочные карточки детского лото, рамки для рисования и штриховки, фигурки, которые способствуют первому чтению — все эти материалы кроха легко может выбрать для занятий.

Под любым нарисованным предметом или животным, крупными буквами написано его название. Ребятне предлагается касса букв, слогов, азбука, прописи с рисунками и буквами. Печатные, прописные наборы букв. Взрослые по просьбе маленьких человечков читают сказки, организуют игры на описание, узнавание предметов. Контролируют правильное произношение слов.

Математическая

Играя в сенсорной зоне с коробочками, мячами, цилиндрами, кроха уже получает представление о геометрических фигурах. В математической зоне представлены те материалы, которые конкретизируют знания несмышленыша, позволяют крохе более легко освоить математику.

Цепочки из бусинок, числовые штанги, абак, цифры, как и буквы изготовленные из шероховатого материала, башни из разноцветных деталей, математические таблицы — все это помогает крохе знакомиться с миром математики, знакомят с числами и математическими действиями.

Занимаясь с геометрическим комодом, или используя конструктивные треугольники, кроха осваивает начала геометрии. Формируется усидчивость, развивается абстрактное мышление.

Зона космоса

Дошколята могут ознакомиться тут с окружающим миром. Представлено много справочной литературы: карты, детские красочные энциклопедии. Фигурки животных, фотографии, изображения различных природных явлений, других климатических зон. Календари, объемное изображение солнечной системы.

Все представленные материалы вызывают у непоседы желание узнать как можно больше об окружающей действительности. Стимулируют любознательность, ненавязчиво подталкивают к получению новых знаний.

Место для активных занятий

Такое место не предусматривалось в самой системе, но педагогическая наука не стоит на месте. Маленькие человечки не должны все время тихо сидеть, у непоседы должна быть возможность попрыгать, побегать, повеселиться. Обычно такую зону выделяют в центре помещения. Когда несмышленыш устал рисовать, строить башни, он может выплеснуть свою энергию, с мячиком или скакалкой.

Достоинства, недостатки системы Монтессори

Достоинство метода Монтессори суть самой системы — стимулирование детей к саморазвитию личности, создание стимулов к самообучению. Малыш развивается в том темпе, который ему удобен, его не принуждают к занятиям. Такое отношение вырабатывает чувство ответственности, самостоятельности. Непоседы в состоянии сами сделать свой выбор, умеют отвечать за свои поступки.

К недостаткам данного метода современные специалисты относят следующее:

  • Практически не затрагивается эмоциональное развитие малыша. Творческие способности детей не воспитываются.
  • Нет подвижных, командных игр. Отсутствуют любимые детишками ролевые игры. Доказано, что именно через игры, через свое участие в игровой деятельности малыши учатся общаться, формируется коммуникативность. Маленький человечек познает правила и нормы поведения в социуме.
  • Для гиперактивных непосед, занятия по системе принесут пользу, приучат к усидчивости, уважению к окружающим, вырабатывается терпение. Однако, тихие, робкие крохи или малыши, склонные к аутизму, никогда не научатся проявлять активность, ведь такие несмышленыши не любят просить о помощи, рассказывать о своих неудачах.
  • Демократичная, свободная атмосфера в монтессори классах и группах не приучает к дисциплине, которая требуется для занятий в школе. Дошколята начинают сталкиваться с большими трудностями, привыкая к новым порядкам.

Педагоги, воспитатели в настоящее время не используют классическую систему Монтессори. Время внесло свои требования, поправки. К положительно зарекомендованным достоинствам метода в настоящее время добавляются современные наработки.

Источник: https://pups.su/vospitanie/montessori.html

Методика раннего развития Марии Монтессори: особенности, принципы методики

В современном мире раннее развитие детей стало очень популярным, родители осознали, что развивая малыша с рождения, можно избежать многих проблем в будущем.

Сегодня есть огромное количество методик по раннему развитию, которые направлены на разные цели и разных детей.

Совет

Выбирая методику для занятий со своим чадом, ориентируйтесь на физические, возрастные и психологические характеристики своего ребёнка.

Одной из самых популярных и действенных методик по развитию маленьких детей есть методика Марии Монтессори. Методика раннего развития сегодня очень популярна, давайте разберёмся, в чём же её особенность, действительно ли она работает?

Мария Монтессори

Это педагог и врач из Италии, которая стала известной благодаря разработанной методике по развитию детей младшего возраста.

Родилась Мария 31 августа 1870 года, до 12 лет училась в школе для девочек, далее решила продолжить обучение в технической школе, однако, в те времена, в такие школы принимали только мальчиков.

Упорство девочки дало свои плоды, при поддержке родителей, она поступила в техническую школу, став первой девочкой в ней, и с отличием окончила обучение.

Далее, Монтессори стала первой женщиной-врачом, получила место ассистента в известной клинике в Италии, параллельно печатала свои статьи в лучших научных и медицинских журналах.

В 1898 году Мария Монтессори стала мамой мальчика — Марио.

В то время Мария активно работала с запущенными детьми, её воспитанниками были ребята с умственной отсталостью, уже тогда Монтессори начала испробовать свою методику на своих же подопечных.

Впоследствии ребятишки должны были сдавать экзамены вместе со здоровыми детьми из муниципальной школы в Риме, оказалось, что подопечные Монтессори сдали экзамены лучше обычных.

В 1901 году женщина открывает первый «Дом ребёнка» в котором занимались здоровые, но умственно «запущенные» малыши.

1909 год — Мария издаёт первую книгу «Метод научной педагогики, применённый к воспитанию маленьких детей в детском доме», которая стала очень популярной, её перевели на несколько языков.

Обратите внимание

В 1929 году женщина вместе с сыном Марио организовывает Международную Монтессори Ассоциацию, которая до сих пор существует. Популярность методики раннего развития постоянно растёт, при жизни Марию номинировали на получение Нобелевской премии.

Первые последователи Монтессори возникли в США, Голландии, Швейцарии, Англии, Аргентине, Индии.

Сейчас Ассоциации Монтессори есть практически во всех развитых странах, её имя внесено в список четырёх главных педагогов, чьи разработки определили способ педагогического мышления в XX веке.

Особенности методики Марии Монтессори

Мария Монтессори ввела понятие «сенситивный возраст ребёнка», то есть это такой возраст, когда малыш готов к освоению определённых навыков.

У каждого определённого малыша этот возраст свой, некоторые дети могут проскочить этот период совсем, потом они всё-таки освоят этот навык, но для этого нужно будет приложить гораздо больше усилий и времени.

Нельзя заставлять детей читать уже в два года, вместо того, чтобы играть с ним в песочнице и лепить куличи. Потому что, играть с песком, кидать мячик или гонять голубей в два года, несомненно, полезней чем сидеть с книгой и читать.

Метод Марии Монтессори изначально был направлен на детей, достигших трёхлетнего летнего возраста, так как в этом возрасте малыш уже сам проявляет интерес к обучению, числам, буквам и понятиям. Сегодня же по всему миру создаются студии по этой методике для малышей от 8 месяцев.

Монтессори разработала большое количество разнообразных специальных материалов, которые использовала в своей работе, все они имеют вид игрушек, однако, женщина настаивала на том, чтобы называть их именно «материалы» вместо «игрушки», и с детьми нужно «заниматься» вместо «играть».

Главное правило методики — свобода действий, игровая форма обучения, малыш учится сам, родители только предлагают те или иные материалы, не препятствуя выбору своего чада.

Принципы методики

  • Малыш выступает в роли учителя для самого себя, он неограничен в действиях и в выборе.
  • Дети учат друг друга. В группах Марии Монтессори занимались малыши разных возрастов, старшие — обучают младших, при этом сами учатся уважать меньших и заботится о них.
  • Ребёнка важно заинтересовать и создать обучающую среду.
  • Занятия проходят в специально подготовленных комнатах, каждая из которых разделена на несколько зон, оборудованных пособиями и материалами. Все материалы должны быть изготовлены из природных компонентов, а дизайн их остаётся неизменным вот уже более 100 лет.
  • Комнаты для занятий не предполагают, чтобы дети сидели за столами, они должны свободно передвигаться и выбирать, что им интересно.
  • В классах Монтессори каждый занят своей работой, никто не мешает друг другу, запрещено отбирать материалы друг у друга, педагоги должны строго следить за этим. Ребёнок может работать с определённым материалом до тех пор, пока он не почувствует, что наигрался.

Основные зоны развивающего класса по методике Монтессори

Каждый класс для занятий разделен на определённые зоны, основными из которых есть:

  1. Зона реальной жизни. Тут ребёнок должен учится самостоятельно одеваться, чистить, мыть, раскрашивать, вырезать, складывать. Развивает внимание, концентрацию, крупную моторику.
  2. Зона сенсорного развития. Дети познают окружающий мир (учатся определять вес, длину, высоту, цвет и другие характеристики окружающих предметов). Развивает понимание и умение отличать формы, цвета, научает следить глазами за предметами в пространстве, что впоследствии помогает быстро освоить чтение.
  3. Зона географическая. Развивает понимание себя в окружающей среде.
  4. Зона языковая. Развивает умение общаться, просить, объяснять, рассказывать.
  5. Зона естественно-научная, математическая. Развивает общее умственное развитие.
  6. Зона упражнений на движения. Развивает координацию движений, внимание, равновесие.
  7. Дополнительно могут быть организованы зоны для игр с водой, крупами.

В каждой зоне должен быть маленький совок и щётка, если малыш просыпет крупу или прольёт жидкость, он должен самостоятельно убрать за собой.

Монтессори студия для детей от 0 до 3 лет

Занятия в студии для детей проводятся в группах до 10 человек, лучше если с такими маленькими детьми будет рядом мама или папа.

Длятся такие занятия от часа до полутора часов, начинается занятие с приветствия, дети и родители собираются в круг, знакомятся, делают пальчиковую гимнастику, танцуют, играют на музыкальных инструментах.

Приветствие занимает до 15 минут, далее дети расходятся по зонам и работают с теми материалами, которые их интересуют, родители не препятствуют, могут только направлять. Считается, что если дети самостоятельно выбирают себе занятие — это формирует в них решительность и независимость в принятии решений.

В таких центрах нет шаблонных требований для программы обучения, каждый занимается с материалами в том темпе, в котором ему комфортно. За 15 минут до конца занятия педагог звонит в колокольчик, все снова собираются в круг, делают зарядку, смотрят сказки и задувают свечку.

Монтессори студия для детей от 3 до 6 лет

Главное кредо развития детей до 6 лет в среде Монтессори: «Помоги мне сделать это самому!». Это значит, что взрослый должен понять, потребность малыша на данный момент и создать оптимальные условия для выполнения запроса. В таких студиях также сохраняется разделение на зоны, занятие длится до полутора часов.

Читайте также:  Средние нормы развития ребенка в 2 месяца

Создание Монтессори среды на дому

Понятно, что эта методика развития приносит пользу, однако, не все родители имеют возможность водить ребёнка в оборудованные детские центры. Можно создать Монтессори среду самостоятельно, для этого пригодятся следующие материалы:

  1. Баночки и крышки разных размеров, крышки должны быть разноцветными. Малыш будет их открывать, перемешивать, складывать одну в другую.
  2. Мытье посуды, такое обыденное действие поможет организовать в ребёнке самостоятельность, внимательность. Сначала родитель показывает как мыть посуду, потом малыш повторяет его действия.
  3. Уборка, можно рассыпать на полу макароны или крупу и дать ребёнку веник и совок, он должен сам убрать. Влажная уборка — разлить воду и предложить ребёнку чистую тряпку, чтобы он убрал воду.
  4. Создание сенсорных мешочков, нужно взять различные лоскутки ткани (хлопок, шерсть, шёлк, бархат, джинс), сшить из них мячики и наполнить их различными крупами, бобовыми, шелестящей бумагой, пуговицами.
  5. Сортировка пуговиц, понадобятся разноцветные пуговицы разных размеров, которые можно сортировать по цветам, размерам, текстуре.
  6. Создание бус из макарон, колечек от пирамиды, деревянных фигурок с отверстиями, пуговиц.
  7. Плотник. Тут понадобится деревянная доска или мягкое тесто, в которое маленьким молоточком нужно забивать гвозди.
  8. Рыбалка. Небольшие перемёты нужно поместить в миску с водой, выдать чаду ложку и попросить его выловить все предметы из воды.
  9. Транспортировка жидкости. Нужна будет лейка, 2 тарелки и губка, налейте из лейки воду в одну тарелку, а потом при помощи губки перенесите её из одной тарелки в другую.
  10. Что утонет? Налейте воду в миску, дайте ребёнку предметы из разных материалов: гайку, фольгу, орехи, жёлуди, пробки, бумажные шарики, пусть он наблюдает за предметами.
  11. Художник. Высыпать на стол муку или очищенный песок и усадить малыша за рисование, он может рисовать щёткой, палочкой или пальцем.
  12. Шнуровки, застёжки и замочки. Сейчас большую популярность набирают бизиборды, созданные на основе методики Монтессори, на деревянную доску прикрепляются разнообразные замки, щеколды, крючки, гвоздики со шнуровками. Ребятам обычно очень интересно играть с такими развивающими досками.
  13. Лепка. Ребёнку обязательно нужно контактировать с такими материалами, как пластилин, мягкое тесто, нужно дать материал и предложить помять его, втыкать в тесто бусинки, фасоль и другие мелкие предметы.
  14. Игры с песком можно проводить и на улице, нужно запрятать предметы в песок и предложить отыскать их.
  15. Старые журналы, покажите ребёнку как рвать страницы, так малыш научится лучше контролировать свои пальцы, силу захвата.

Недостатки системы развития Монтессори

  • Эта методика базируется только на развитии интеллекта, для гармоничного развития ребёнку необходимы занятия спортом, творчеством, танцами.
  • В методике нет места ролевым играм, а ведь малыш изучает мир через ролевые игры.
  • В оригинальной методике Монтессори не было места для творчества, все материалы направлены на развитие логических, математических способностей. В современных студиях для развития есть зоны для рисования, лепки, аппликации.
  • После демократической системы в таких студиях, детям очень трудно адаптироваться к более строгому распорядку в обычных детских садах или школах.

Самые преданные приверженцы учения Монтессори критикуют современный подход к созданию групп для развития малышей, не достигших трёхлетнего возраста, ведь это противоречит принципу методики — развитию самостоятельности. В оригинальной методике Монтессори нет места для родителей, попытки создавать такие группы типа «Мама и Я» связано с низкой квалификацией педагогов.

Как показывает практика, методика развития Марии Монтессори действительно работает и помогает детишкам лучше адаптироваться в мире. Дети, занимающиеся по этой методике, быстрее осваивают счёт, научаются читать, приобретают многие навыки, которые способствуют быстрой социализации в любом новом обществе.

Дети, привыкшие к общению, умеющие делать осознанный самостоятельный выбор, в обычной жизни легко могут принять решение.

Однако роль родителей в раннем развитии малыша незаменима, какую бы вы ни выбрали методику, ориентируйтесь только на собственную интуицию, только вы можете понять нравятся ли такие занятия вашему ребёнку и приносят ли они ему пользу.

Источник: https://mama.guru/razvitie-detey-ot-goda-i-vospitanie/osobennosti-rannego-razvitiya-rebenka-po-metodike-marii-montessori.html

Методика раннего развития Марии Монтессори

Методика раннего развития Марии Монтессори – это особая педагогическая система, которая позволяет не только легко организовать обучение малышей и улучшает их развитие, но еще укрепляет связь между детьми и родителями. Огромное количество положительных отзывов говорит о результативности такой работы.

Немного истории

Мария Монтессори – это известный педагог, врач, и ученый. Она является одной из четырех великих умов XX века, которые сформировали новое видение в педагогике.

Уже с детства Мария легко усваивала сложный материал, тянулась к знанию, мечтала о профессии детского врача. Такие престижные профессии доставались одним мужчинам. Но это не остановило девушку. Ее знания изумляли преподавателей. В 26 лет она стала врачом.

В своей работе она действительно углублялась во все вопросы. Мария изучала работы детских психологов, сама переводила некоторые из них на родной язык. Это привело к важному открытию.

Она осознала, что умственно отсталый ребенок – это не забота врачей, а огромная дыра в педагогике. Только представьте, какой шок вызвало такое заявление. Нужно было полностью перестраивать уклад жизни.

Больничные палаты срочно были заменены на школьные классы.

Интересный факт. Когда у Марии родился внебрачный сын Марио, она отдала его в приют и не видела долгие годы. Монтессори встретила уже молодого человека. Больше они не разлучались. Как утверждает сама Мария, у нее было предназначение.

1907 год – открытие первого образовательного заведения, где вся работа основывалась на методике Монтессори. Место, атмосфера, игрушки подготавливались лично Марией. Долгие годы ее школы активно развивались. Но с приходом фашизма все изменилось. Все заведения Монтессори были закрыты.

Спасаясь от политических репрессий, женщина путешествовала по миру и учила молодых педагогов. Тяжелые испытания частично изменили ход ее мыслей. Она углубилась в веру и искала спасение именно в Боге. Но ее методика сохранилась до наших дней.

Среда

Одним из главных аспектов системы Монтессори является подготовка среды, в которой ребенок будет развиваться. Все построено именно на этом фундаменте. Плюсом здесь можно назвать доступность. Любой родитель может подготовить свой дом или детскую комнату по этой системе. Нужно лишь учитывать некоторые правила:

  1. Среда должна подталкивать ребенка к новым действиям без помощи взрослых. Следует учесть возраст малыша, его рост и умения.
  2. Мебель не стоит крепить к полу. Она должна быть детской, чтобы малыш мог сам переставлять свой стол и стул. Здесь развивается моторика. Ведь малышу придется учитывать расстояние, соотношение предметов. Поставив стол, нужно передвинуть стул. Снова и снова садясь на него, ребенок будет подвигать мебель, чтобы достичь желаемого комфорта.
  3. Двигающихся предметов должно быть много, например, коробка с игрушками, доска для рисования. Шум от их падения или передвижения научит малыша понимать, когда лучше сосредоточиться и сделать действие тихо. В детских садах Монтессори даже посуда из хрупкого фарфора. Разбив пару тарелок и чашек, дети начинают аккуратнее себя вести.
  4. Комната должна быть просторной, светлой. Цвета нейтральные. Обязательно должен быть доступ к воде (желательно не к стакану, а к раковине или кувшину с водой) и к унитазу. Такие простые вещи малыш должен делать сам. Когда у него все под рукой, то он будет меньше просить помощи. Даже цветки в горшках не стоит прятать и ставить высоко. Пусть малыш сам их поливает, когда родители об этом просят.
  5. Все необходимое должно располагаться перед ребенком. Мебель, вещи, предметы должны соответствовать росту. Эти факторы особенно влияют на ранее развитие.

Ребенок

Данная методика все внимание устремляет на малыша. Она будто заставляет взрослых остановиться в своей вечной опеке и дать детям шанс сделать что-то самостоятельно.

Самостоятельно выбрать наиболее интересную сферу деятельности, самостоятельно совершить ошибку, самостоятельно все исправить, а следовательно, сделать свои собственные выводы и самому чему-то научиться или лишний раз закрепить уже полученные навыки.

В этом заключается вся суть. Конечно, никто не взваливает на ребенка ряд обязательств. Он сам стремится быть похожим на родителей.

Важно

Малыш старается надеть носочки, завязать шнурки, протереть пыль и многое другое. Важно понимать, что в этом возрасте ему нравится ответственность.

Если придерживаться методики, то в будущем он будет совсем по-другому смотреть на обязанности по дому, учебу и просьбы родителей.

В конечном итоге, этот маленький человек становится настоящим хозяином своей комнаты. Он постоянно находит себе новые занятия, решает логические вопросы, развивается. А чтобы поддержать ребенка, стоит хвалить его, учить чему-то новому, просить помощи в домашних делах.

Роль взрослого

Здесь правил почти нет. Нужно просто не мешать быть самостоятельным. Не стоит беспокоиться по каждому пустяку и выхватывать все из рук ребенка. Родители должны помогать детям, объяснять, но не делать за них.

Мы, правда, думаем, что лишняя забота никому не помешает. В реальности можно прийти к плачевным последствиям. Если вы будете каждый день завязывать ребенку шнурки, то он сам так и не научится делать это самостоятельно.

Проблема взрослых в нетерпении, раздражении, непонимании. Чтобы легче понять принцип такого воспитания, следует осознать, что раньше вы были такими же детьми.

Пусть малыш снова и снова будет падать, все бросать, но он так намного быстрее придет к идеальному результату.

Сентизивные периоды по Монтессори

Чтобы развитие ребенка проходило прогрессивно, стоит обратить внимание на сентизивные периоды. Это время, когда малыш легко воспринимает что-то новое, быстро получает навыки. Если не дать возможность детям пройти этот этап, то в будущем ему будет гораздо сложнее догнать своих одногодок. В системе есть несколько сентизивных периодов:

  1. Развитие речи (первые шесть лет жизни). Именно за шесть лет ребенок должен научиться говорить, высказывать свои мысли, находить контакт с окружающими. Он должен произносить все звуки, правильно формулировать предложения. Поэтому уберите лепет из своих слов. Можно разговаривать с детьми ласково, не заменяя слова на их части.
  2. Развитие чувства порядка (первые четыре года жизни). Здесь есть разные направления: ориентация во времени и знание своего распорядка дня, понимание всех требований родителей.
  3. Развитие самостоятельности (первые пять лет жизни). Если родители не будут выполнять все за малыша, то он быстро научится сам кушать, одеваться, наливать воду и т. д.
  4. Развитие действий (первые четыре года жизни). Не пеленайте малыша, не держите его в одной кроватке, покажите ему окружающий мир.
  5. Сенсорное развитие (первые пять лет жизни). Давайте ребенку больше ползать, играть с мелкими предметами.

Как организовать обучения по Монтессори в домашних условиях

Перестаньте делать все за ребенка. Если он нашел карандаш, не забирайте его с криком. Посмотрите, что он будет делать дальше.

Разнообразьте комнату детей. Идеально подойдут разные доски с мелкими предметами. Мальчикам будет интересно играть с настоящими инструментами, болтиками и т. д.

Помните, чтобы научить ребенка чему-то в раннем возрасте, нужно просто дать ему свободы. Не ругайте, если он расплескает половину супа. Подождите 5-10 минут, пока он будет натягивать футболку. Не кормите его сами, а сядьте рядом и ешьте из своей тарелки.

Слабые стороны методики

Выделить резкие негативные моменты здесь нельзя, так как их нет. Все советы и правила являются идеальной подсказкой для родителей. Образовательные учреждения, которые работают по такой схеме, всегда показывают высокие результаты.

Если обратить внимание на критику других педагогов, то все они отмечают отсутствие творческого развития. Мария нигде не пишет о пользе книг, рассказов, рисования и т. д. Но цель методики в том, чтобы ребенок получил максимальное количество навыков и умений в первые шесть лет жизни.

Источник: https://myintelligentkids.com/metodika-rannego-razvitiya-marii-montessori

Ссылка на основную публикацию