Мимические упражнения для коррекции произношения у детей

Артикуляционная гимнастика при дизартрии

Дизартрия — это нарушение в произношении звуков и букв в разговорной лексике, невнятность речи, плохая дикция, страдание интонационного слога при разговоре. При этих факторах отмечается неправильное дыхание и возникает дисбаланс в синхронности вдоха и выдоха.

Дизартрия бывает нескольких видов:

  • подкорковая и корковая;
  • мозжечковая;
  • стертая форма;
  • псевдобульбарная.

Самая простая форма – это стертая, она легко поддается лечению и коррекции и встречается чаще, чем все остальные. Этот вид дефекта сложно диагностировать, поэтому многие специалисты принимают его за дислалию (структура нарушения речи при нормальном слухе).

Стертая форма дизартрии требует комплексного лечения и логопедической работы, которая должна направляться на восстановление правильного дыхания, формирование речи с целью улучшения словарной лексики и грамматики.

Проведение занятий ↑

Прежде чем приступать к комплексным занятиям по дизартрии, требуется провести тщательную подготовку, которая состоит из четырех этапов работы.

Перспективный план и работа с целью развития речевых мышц и проведения необходимой коррекции:

  1. Работа над правильным дыханием с целью развития речи. Последовательность вдоха и выдоха при разговоре, задержка дыхания на отдельных слогах и звуках.
  2. Развитие артикуляционной моторики.
  3. Тренировка слуховой памяти, работа с целью повышения внимания и восприятия.
  4. Упражнения для работы мелкой и крупной моторики.

Все формы дизартрии (в том числе и стертая форма) имеют разные нарушения артикуляционной моторики. В зависимости от разновидности мышечного дефекта подбирается наиболее перспективная гимнастика.

Проведение работы основывается на двух методах – это пассивная и активная артикуляционная гимнастика.

Пассивные гимнастические движения ↑

Пассивный метод для устранения дефекта речи способствует развитию функций определённой мышечной группы, которая ранее не была задействована в работе. Кроме того, дополнительно разрабатывается автоматизация той группы мышц, которая принимала активное участие в разговоре.

Все эти факторы формируют различные произвольные движения мускулатуры для постановки развития речи. Благодаря пассивным упражнениям создаётся такой образ артикуляции, при котором реализовываются новые тактики произношения звуков и определяются новые схемы движений речевых органов.

Инертная артикуляционная гимнастика и упражнения проводятся после массажного сеанса. Со стороны малыша она выполняется без его фактического участия: все движения языка и губ производятся без его помощи. Артикуляционные речевые упражнения повторяются серийно от трёх до пяти раз.

Обратите внимание

Пассивная артикуляционная гимнастика проводится для языка и губ. Она имеет свои методы, которые позволяют ребёнку приобрести правильность речи.

Гимнастика и упражнения языка:

  • язык выводится из ротовой полости, а затем возвращается в неё (ввод-вывод);
  • поднятие языка и отведение назад (постановка и коррекция звука «л»);
  • язык тянется к подбородку;
  • язык тянется к носу;
  • вытягивание языка и отведение из стороны в сторону;
  • опускание языка на дно ротовой полости;
  • кончик языка тянется и достаёт до нёба (постановка и коррекция звука «р»);
  • расслабление мышцы языка с помощью небольших покачиваний вправо и влево.

Артикуляционная гимнастика и упражнения для пассивных занятий (губы):

лёгкие сдавливания верхней губы – проводятся кончиками пальцев, которые фиксируются в уголке рта;

  • лёгкие сдавливания нижней губы – проводятся аналогичным путём;
  • движение «хоботок» — сбор верхней и нижней губы в трубочку (постановка звука «у»);
  • зафиксировав пальцы в уголках рта, производится растяжка линии (постановка звука «и»);
  • поднятие верхней губы в сторону носа;
  • опущение нижней губы в стороны подбородка;
  • полное сжатие и смыкание рта (постановка звуков «м», «п»);
  • расположение уголков рта для воспроизведения гласных звуков: «о», «у», «и», «ю»,»ы», «а».

При выполнении упражнения пассивной гимнастики очень важна взаимосвязь между инструктором и учеником. Таким образом, в обязательном порядке должны присутствовать следующие действия:

  • визуальный контроль – ребёнок видит отражение в зеркале, таким образом, ему становится понятно, какие мышцы могут активно развивать речь для активации произношения звуков;
  • слуховое восприятие – сообщайте ребёнку о своих действиях. Например: «Сейчас твой язык прикасается к нёбу», «твоя верхняя губа достаёт до носа».

После пассивной гимнастики проводят активные упражнения речевых мышц (автоматизация речи). Однако следует учитывать, что структура перехода работы должна быть плавной, то есть желательно уделять немного времени пассивно-активным упражнениям.

Активные гимнастические движения ↑

Проводятся перед зеркалом. Ребёнок смотрит на логопедические инструкции и повторяет мимические движения. Вот некоторые популярные способы:

  • «удивление». При этой гримасе необходимо выкатить глаза и поднять надбровную дугу вверх. Если у ребёнка это плохо получается, то помогите ему, слегка пальцами приподняв лоб;
  • быстрое моргание глазами;
  • надувание сначала одной щеки, затем второй, а после этого сразу двух! Такую же последовательность проделать и с губами: сначала воздух дуть под верхнюю, а потом под нижнюю губу (постановка звука «ф»).

После этой разминки можно приступать непосредственно и к выполнению работы над мышцами ротовой полости. Опять же перед зеркалом помогаем ребёнку выполнить следующие логопедические задания:

  • язык вытянуть вперёд и сделать его мягким и распластанным;
  • вытянутый язык сделать «трубочкой», то есть постараться свести его края;
  • кончиком языка облизать верхнюю границу губы, а затем нижнюю;
  • дотянуться языком к носу, а затем к подбородку;
  • воспроизвести бег лошадки, то есть пощёлкать языком (установка звука к). Отличное упражнение для работы нижней уздечки и нёба;
  • улыбнуться так, чтобы открылось как можно больше зубов (установка звука и);
  • соберите губы в «дудочку»;
  • чередование двух предыдущих упражнений;
  • работа челюсти: отведение её вперёд и назад, влево и вправо.

Цель и результат тренировки ↑

Артикуляционная гимнастика развивает правильность речи, что играет немаловажную роль для постановки звуков. Кроме этого, она имеет ещё ряд положительных значений:

  • расслабление спастических мышц, которые берут прямое участие в речи и произношении звуков;
  • автоматизация сократительной амплитуды мышц;
  • снятие гипертонуса с подвижного речевого органа;
  • развитие точности и силы мышечных сокращений;
  • гипотонус синкинезии;
  • выработка скорости двигательных функций;
  • положительный результат работы со сложными движениями;
  • умение с лёгкостью переключаться с одного упражнения на другое.

Чтение укрепляет нейронные связи:

doctormozgid.ru

Источник: http://mozgid.ru/rasstrojstva-vysshih-mozgovyh-funkcij/massazh-yazyka-pri-dizartrii-2.html

Мимические и артикуляционные упражнения для детей со стертой формой дизартрии

Мимические упражнения

Перед выполнением упражнений проводится мас­саж (самомассаж) лица.

Теплыми 2, 3, 4-м пальцами, сложенными вместе, погладить лицо в направлениях: от основания шеи к подбородку, начиная со средней части шеи, от середины подбородка к мочкам ушей, от уголков губ к козелкам ушей, от носа к вискам, от сере­дины лба к вискам. Затем в этих же направлениях про­водится разминание, пощипывание, похлопывание. Заканчивается массаж легкими похлопываниями лица подушечками четырех пальцев.

https://www.youtube.com/watch?v=ah-UdyTbDT8

Затем выполняются мимические упражнения, как то: нахмурить лоб, брови, зажмурить оба, один глаз, подмигнуть, надуть щеки, перемещать воздух из одной щеки в другую и др.

Снятие спастичности и уменьшение саливации

Работу логопеда значительно усложняет повышен­ное слюнотечение у ребенка со стертой формой дизар­трии. Комплекс упражнений для снятия спастичности и уменьшения саливации желательно включать в ра­боту, предваряя артикуляционные упражнения, с тем чтобы к моменту начала выполнения артикуляционной гимнастики не возникало дополнительных трудностей.

•   Произнесение гласных а, э, и на твердой атаке:
а а а; э э э; и и и;

аэ аэ аэ; эа эа эа; аи аи аи; эй эй эй; аэи аэи аэи.

•  Массаж по точкам. Найти параллельные точки под
козелками ушей, там, где смыкаются челюстные кости
(правильно найденные точки болезненные). Указатель­
ными пальцами делаем круговые движения по точкам
в течение 5 минут по часовой стрелке (2,5 минуты — с открытым ртом, 2,5 минуты — с закрытым) и 5 минут

против часовой стрелки (аналогично).

Артикуляционная гимнастика

У каждого логопеда в арсенале имеется большой за­пас различных артикуляционных упражнений. Можно дополнить их упражнениями, заимствованными из ак­терской практики.

1. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ НИЖНЕЙ ЧЕЛЮСТИ

2. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ГУБ

Перед проведением упражнений необходимо сде­лать массаж губ.

•  Поместим оба указательных пальца на верхнюю
губу (точки, расположенные с обеих сторон между угол­
ком рта и серединой губы). Выполняем поглаживающие

 

движения двумя пальцами одновременно в направлении к середине губы (4-5 раз). То же на нижней губе.

После проведения массажа можно переходить к упражнениям (движения повторяются 4—5 раз), начи­ная с удержания статической позы «улыбка», «трубоч­ка», «хоботок» в течение 3-10 секунд.

Обхватить губами салфетку, стараться помешать вы­нуть ее изо рта.

3. УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ЯЗЫКА

Начинаем с выполнения статических упражнений «язык за зубами, рот открыт», «лопаточка», «чашечка» и др. Далее переходим к выполнению упражнений по развитию динамической артикуляции (упражнения выполняются 4—5 раз).

•  И.п. —  рот открыт,  язык лежит  плоско,   кон­
чик языка у нижних передних резцов. На счет «один» острым кончиком языка коснуться внутренней сторо­ ны левой щеки, на счет «два» — внутренней стороныправой щеки. Нижняя челюсть неподвижна.

4. УПРАЖНЕНИЯ для ПОСТАНОВКИ

НАРУШЕННЫХ ЗВУКОВ

Одновременно с описанными выше упражнениями выполняются серии упражнений для коррекции всех нарушенных звуков. Каждый логопед имеет излюблен­ные упражнения, и мы рекомендуем дать их как можно больше. На протяжении последующих этапов этот блок продолжают отрабатывать в домашних условиях.

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, АНАЛИЗА И СИНТЕЗА, ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

РАЗВИТИЕ ЗРИТЕЛЬНОГО ВОСПРИЯТИЯ, АНАЛИЗА и СИНТЕЗА

Важно

Работу по развитию зрительного восприятия, ана­лиза и синтеза важно вести в следующей последова­тельности.

Источник: http://zinref.ru/000_uchebniki/03800pedagog/004_00_Diagnostika_i_korrektsia_stertoy_formy_dizartrii_Kiseleva_2007/017.htm

Артикуляционная гимнастика для детей: выговариваем звуки правильно

Артикуляционная гимнастика для детей: выговариваем звуки правильноФормирование правильного произношения у детей обычно заканчивается к 4–5 годам. Но иногда этот процесс затягивается.

Как помочь ребенку избавиться от дефектов речи?

Правильное развитие ребенка предполагает, что к 4–5 годам он уже осваивает фонетическую систему родного языка.

Однако дефекты речи не знают возрастных ограничений – даже школьники периодически неправильно выговаривают звуки.

Многие родители не умеют на слух определять артикуляционную проблему  или предполагают, что ребенок ее «перерастет».  На деле же запускать ее нельзя, ведь с возрастом речевые недостатки сами собой исчезнуть не могут.

Наиболее распространенные затруднения в произношении вызывают у детей такие звуки, как:

  • шипящие: ш, ж, щ, ч.
  • свистящие: с, сь, з, зь, ц.
  • сонорные: р, рь, л, ль.

Правила артикуляционной гимнастики

Замечено, что ребенок, испытывающий проблемы с произношением, иногда сознательно пропускает звуки в своей речи. Это может негативно отразиться на его учебе и общении с другими детьми.

Для исправления дикции необходимо применять артикуляционную гимнастику. А чтобы занятия принесли ожидаемый эффект, необходимо:

  • ежедневно выполнять логопедические упражнения;
  • заниматься артикуляционной гимнастикой 2 раза в день (утром и вечером) не более 5–7 минут, чтобы ребенок не уставал от нее;
  • проводить упражнения в игровой форме;
  • выполнять гимнастику перед зеркалом;
  • проводить не более 5 упражнений за одно занятие;
  • применять счет для четкого выполнения артикуляционных упражнений;
  • использовать ручку чайной ложки, если у ребенка не получается самостоятельное артикуляционное движение.

Причины для занятий артикуляционной гимнастикой

  • возможность исправить дефекты на начальной стадии без помощи логопеда;
  • более быстрое преодоление дефектов речи во время занятий с логопедом благодаря уже подготовленным мышцам;
  • устранение эффекта «каши во рту» у детей с правильным, но вялым звукопроизношением;
  • возможность научить ребенка говорить правильно, четко и красиво.

Если родители уверены, что сумели услышать, какой звук с дефектом произносит их ребенок, они могут самостоятельно использовать некоторые упражнения речевой гимнастики, однако предварительная консультация специалиста необходима: логопед подберет индивидуальный комплекс артикуляционной гимнастики в зависимости от речевых проблем ребенка.

Правильное произношение звуков «с», «сь», «з», «зь»

Часто малыши произносят согласные свистящие звуки «с», «сь», «з», «зь» межзубно или издавая щечные «шумы», которые слышатся, когда язык пропускает воздух через боковые края, а иногда эти звуки и вовсе опускаются из речи ребенка.

Чтобы правильно произнести эти звуки, губы нужно слегка растянуть в улыбке, чтобы были видны передние зубы, а кончик языка упирался в нижние резцы. Боковые его края должны быть прижаты к коренным зубам. Тогда вдоль языка образуется желобок. Сильная струя выдыхаемого воздуха, проходя через эту щель, вызывает свистящий шум. Ее можно ощутить рукой, если преподнести руку ко рту.

Артикуляционное упражнение «Сдуваем вату с ладошки»

Улыбнуться, немного высунуть язык и положить его в широком виде на нижнюю губу.

Сделать вдох, как бы произнося долгий звук «ф-ф-ф», и сдуть «вату» с ладошки.

Важно сформировать воздушную струю посередине языка.

Артикуляционное упражнение «Свистушки»

Улыбнуться, язык спрятать за нижние зубы и посвистеть.

Читайте также:  Как интересно рассказать детям об африканских животных?

Правильное произношение звуков «ш», «ж»

При правильном произношении шипящих согласных звуков «ш» и «ж» рот должен быть полуоткрыт, губы слегка округлены, широкий кончик языка поднят кверху. Боковые края языка касаются верхних коренных зубов.

Между корнем и кончиком языка образуется небольшая впадина в форме чашечки, по которой выходит сильная воздушная струя. Если поднести тыльную сторону руки ко рту, можно ощутить теплую воздушную струю воздуха.

Одновременно с развитием артикуляционного аппарата необходимо тренировать ребенка в различении на слух шипящих и свистящих звуков: например, использовать игры (малыш должен угадывать, какой звук произнесен взрослым, и хлопнуть в ладоши только тогда, когда услышит слово с заданным звуком).

Артикуляционное упражнение «Усыпляем язык»

Широкий, расслабленный язык «спит» на нижней губе. Можно похлопать широкий язык губами.

Артикуляционное упражнение «Вкусное варенье»

Улыбнуться, открыть рот, широким языком облизать верхнюю губу.

Артикуляционное упражнение «Чашечка»

Это основное упражнение для всех шипящих звуков, так как именно в таком положении язык находится за верхними зубами при произношении этих звуков. Стоит научиться выполнять это упражнение сначала на нижней губе, чтобы малыш увидел свой язык.

Улыбнуться, широко открыть рот. Высунуть широко язык и придать ему форму «чашечки» (то есть слегка приподнять кончик языка).

Артикуляционное упражнение «Сдунь вату с носика»

На кончик языка положить ватку. Широким языком в форме «чашечки» прижать вату к верхней губе и сдуть вверх.

Правильное произношение звуков «ч», «щ»

При произнесении звука «ч» губы выдвинуты и округлены. Расстояние между зубами 1–2 мм. Звук начинается от смычного элемента, как при произнесении «ть». Кончик языка опущен и касается нижних резцов. Передняя часть языка прижата к верхним резцам или альвеолам, средняя часть выгнута по направлению к твердому небу. Звук заканчивается щелевым элементом, который звучит кратко.

При произнесении звука «щ» губы вытянуты вперед и округлены, кончик языка поднят до уровня верхних зубов. Передняя часть языка несколько прогибается, средняя часть приподнимается к твердому небу, задняя часть опущена и продвинута вперед. Струя выдыхаемого воздуха сильная.
«Щ» произносится более мягко и удлиненно, чем «ш», при этом боковые края языка плотнее прижаты к верхним зубам.

К работе над звуками «ч» и «щ» необходимо приступать, если отработаны звуки «ш» и «ж». 

Артикуляционное упражнение «Птенец зовет маму»

Совет

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 5–10.

Выполняя упражнение, нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы. Язык сделать широкий, края его должны касаться уголков рта. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Во время упражнения нельзя задерживать выдыхаемый воздух.

Правильное произношение звуков «л» и «ль»

При правильном произношении сонорных согласных «л» и «ль» губы раскрыты, зубы разомкнуты, кончик языка поднимается и упирается в верхние резцы. Боковые края языка опущены, между ними и коренными зубами остаются щели, через которые выходит воздушная струя.

Артикуляционное упражнение «Маляр»

Губы в улыбке, рот приоткрыт, кончиком языка (узким) пробуем «покрасить» нёбо.

Артикуляционное упражнение «Раздуваем щеки»

Закусить узкий язык между зубами. Пускать воздушную струю по щекам так, чтобы они раздувались и воздушная струя свободно ходила по бокам языка.

Артикуляционное упражнение «Пароход гудит»

Рот открыт, губы в улыбке. Зубами закусываем кончик языка и произносим звук «ы-ы-ы». Получается звук, приближенный к звуку «л».

Правильное произношение звука «р»

Звук «р» в артикуляции самый сложный, так как он взрывной, дрожащий, переднеязычный. Нередко родители путают правильный вибрационный звук с горловым звуком. Для правильного произношения этого звука также необходимы артикуляционные упражнения.

Артикуляционное упражнение «Лошадка»

Поцокать языком, будто скачем на лошадке, стараться цокать с открытым ртом.

Артикуляционное упражнение «Грибочек»

Открыть рот, присосать широкий язык к небу, чтобы напряглась подъязыковая уздечка, и получился грибок на «тонкой ножке». Стараться удерживать язык на «тонкой ножке» как можно дольше.

Артикуляционное упражнение «Барабан»

Улыбнуться, открыть рот, кончиком языка ударять за верхними зубами и произносить взрывной звук «д-д-д-д-д-д-д». Если поднести руку ко рту, можно ощутить толчки воздуха, – язык должен стать напряженным, твердым. Необходимо проводить упражнение с открытым ртом, кончик языка не должен задевать нижние зубы, то есть ребенок не должен «жевать» свой язык.

Правильное произношение – важный критерий развития

Бытует мнение, что легкие дефекты речи придают особый шарм, но не стоит идти у стереотипа на поводу. Задача родителей – помочь детям произносить звуки правильно и четко во избежание проблем с учебой и перспективной самореализацией в будущем.

https://www.youtube.com/watch?v=YP-gZ2A-u2A

Если во время занятий язычок у ребенка дрожит, слишком напряжен, отклоняется в сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже на короткое время, необходимо

обращаться к логопеду. Не исключено, что понадобится и специальный массаж.

Елена Сидорова, врач-логопед: «Часто в детскую поликлинику обращаются родители детей с нарушением звукопроизношения, замечая, что некоторые звуки в речи у ребенка отсутствуют или заменяются другими звуками. Сложнее всего малышам выговаривать верхнеязычные звуки “ш”, “ж”, “л”, “р” и “р”.

Часто дети до 4–4,5 лет заменяют звуки “ш” на “с”, “ж” на “з”, а “р” на “ль”. Это возрастное, родителям не стоит из-за этого беспокоиться: проблемы с произношением могут носить временный характер, так как в этот период речь только формируется, фонематический слух еще не развит.

А если к 4–5 годам малыш не научился произносить эти звуки, проблема, скорее всего, в недостаточной подвижности языка. Необходимо проводить артикуляционную гимнастику в игровой форме. Такие упражнения можно начинать с 3 лет – главное, чтобы малышу было интересно.

Вместе с артикуляционной гимнастикой необходимо развивать фонематический слух. Ребенок должен слышать и не путать близкие по звучанию звуки.

Все звуковые дефекты желательно исправлять в дошкольном возрасте. В школу ребенок должен пойти с правильным произношением, так как часто неправильно говорящие дети делают много ошибок на письме, и логопед вынужден заниматься еще и проблемой дисграфии».

Источник: https://www.medweb.ru/articles/artikulyacionnaya-gimnastika-dlya-detej-vygovarivaem-zvuki-pravilno

Приемы коррекции нарушений артикуляционной и мимической моторики у детей с огранической дислалией – Психолого-педагогический центр

У детей, имеющих нарушения произношения часто имеются различные деформации в строении органов артикуляции (патология прикуса, неправильное строение неба и др.).

В большинстве случаев у таких детей наблюдается нарушения функций мышц зубочелюстно-лицевой области, что не только отрицательно сказывается на фонетическом оформлении их речи, но и усугубляет уже имеющиеся у них аномалии зубочелюстной системы ротовой полости.

В логопедии в целях коррекции звукопроизношения применяется специальный комплекс упражнений – артикуляционная гимнастика. Но такой традиционный комплекс упражнений, используемый для исправления и устранения нарушений произношения малоэффективен для целенаправленного формирования или восстановления функций отдельных мышц, страдающих при патологиях прикуса.

Обратите внимание

Практика показывает, что необходимо включать в работу дополнительные упражнения определенной узкой направленности.

В логопедической работе по коррекции звукопроизношения у детей с патологиями строения органов артикуляции мы предлагаем использовать в сочетании с традиционной артикуляционной гимнастикой элементы миогимнастики, разработанной ортодонтами в целях формирования и нормализации функций мышц челюстно-лицевой области в процессе коррекции деформаций зубочелюстной системы ротовой полости.

Такой комплексный подход будет способствовать: во-первых, более быстрому и устойчивому формированию артикуляционных навыков детей, имеющих звукопроизносительные расстройства, осложненные деформациями строения органов артикуляции; во-вторых, целенаправленной коррекции патологического развития функций жевательных и мимических мышц, наблюдающегося при аномалиях зубочелюстной системы; в-третьих, при своевременной нормализации мышечных функций челюстно-лицевой области ускоренному продвижению ортодонтического лечения.

Предлагаем использовать следующие упражнения:

1. Для развития круговой мышцы рта.

  • Ребенок смыкает губы и надувает щеки, после чего прижимает к щекам кулаки и медленно выдавливает воздух через сжатые губы (2 варианта выхода – через центр губ и через углы губ);
  • При протрузии верхних фронтальных зубов ребенок надувает воздух под верхнюю губу, при мезиальном прикусе – под нижнюю;
  • Накусывание верхней губы при дистальном прикусе (прогнатия) и нижней губы при мезиальном прикусе (прогения);
  • Ребенок вытягивает нижнюю губу и охватывает ею верхнюю губу, затем верхней губой обхватывает нижнюю;
  • Рекомендуется свистеть, дуть на легко перемещающийся предмет. Можно использовать игру «Попади в ворота»: ребенок дует на легкий шарик, пытаясь загнать его в маленькие, игрушечные ворота;
  • Упражнение на удерживание между губами полоски плотной бумаги или клеенки: ребенок сжимает полоску в течение 3-5 минут во время выполнения домашних заданий или просмотра телепередач;
  • Ребенок набирает в рот воды и удерживает ее, не проглатывая и не разжимая губ.
  • Упражнение с сопротивлением. Ребенок закладывает согнутые мизинцы в углы рта и слегка растягивает их, сжимая губы и следя за тем, чтобы они не выворачивались.
  • Применение ватных валиков. Небольшие ватные валики закладываются в области переходной складки преддверия полости рта по обе стороны от уздечки верхней губы. Ребенок должен сомкнуть губы и произнести ряд фраз, содержащих звуки [п], [б], [м], для чего требуется смыкание губ.
  • Использование пуговиц. Две пуговицы диаметром 25-30 мм соединяют шнурком и располагают на расстоянии 15-18 см друг от друга. Одну пуговицу ребенок захватывает губами, а другую берет правой рукой и натягивает шнур.

2. Для развития мышц, регулирующих положение нижней челюсти.

  • При дистальном прикусе ребенок медленно выдвигает нижнюю челюсть вперед до тех пор, пока режущий край нижних резцов не устанавливается впереди верхних. В таком положении нижняя челюсть удерживается в течение 10 сек, затем медленно устанавливается в исходное положение. Это упражнение ребенок выполняет затем с поворотом головы сначала вправо, затем влево.
  • При мезиальном прикусе ребенок открывает рот и медленно закрывает его, смещая нижнюю челюсть назад, и устанавливает передние зубы в краевом смыкании. Такое положение удерживается в течение 4-8 сек. Облегченный вариант выполнения упражнения – движение челюсти с запрокидыванием головы назад.
  • Упражнение для мышц, поднимающих нижнюю челюсть – прикусывание палочки. На деревянную палочку надевают резиновую трубку, прокладывают ее между боковыми зубами ребенка и удерживают в таком положении. Ребенок сжимает и разжимает зубы, постепенно перемещая палочку по зубному ряду.

Такие упражнения необходимо так же сочетать с логопедическим массажем, что позволит ускорить сроки коррекции звукопроизношения, качественно улучшив систему комплексного воздействия, и повысит эффективности ортодонтического лечения и логопедической работы в целом.

Учитель-логопед ГБОУ «ППЦ»

Сургучева С.Н.

Источник: https://pcenter-tlt.ru/priemyi-korrektsii-narusheniy-artikulyatsionnoy-i-mimicheskoy-motoriki-u-detey-s-organicheskoy-dislaliey

ЛОГОПЕД.РУ: Комплексы гимнастики для развития мышц мимической мускулатуры и релаксации

Приложение к “Формирование эмоциональной лексики у детей старшего дошкольного возраста с ОНР средствами театрализованной деятельности”.

Скотникова Е.С., логопед, г.Асбест, Свердловская обл.

  1. Сморщивание всего лица и растягивание его в длину с раскрытием рта.
  • Поднимание и опускание бровей. При поднимании бровей глаза широко раскрываются, на лбу появляются горизонтальные морщины; при опускании – глаза почти закрываются и над переносицей образуются вертикальные и горизонтальные морщинки.
  • Одновременное закрывание и открывание обоих глаз.
  • Попеременное закрывание правого и левого глаза.
  • Одновременное, затем попеременное прищуривание глаз.
  • Попеременное поднимание углов рта. При спокойном состоянии левой половины рта поднимается правый угол рта, и наоборот.
  • Одновременное поднимание обоих углов рта.
  • Челюсти сжаты. Попеременное поднимание углов рта:
  • а) с закрыванием соответствующего глаза (поднимается вся щека);

    б) без закрывания глаз, с минимальным подниманием щеки.

  • Зубы и губы сжаты. Одновременное опускание углов рта. Дыхание через нос.
  • Зубы и губы сомкнуты. Поочередное опускание левого и правого углов рта. Дыхание через нос.
  • Расслабить мышцы лица, закрыть глаза, нижнюю челюсть слегка опустить.
  • Надувание обеих щек одновременно.
  • Надувание правой и левой щек попеременно (перегонка воздуха из одной щеки в другую).
  • Втягивание щек в ротовую полость между зубами, губы вытянуты вперед.
  • Попеременное надувание и втягивание щек.
  • Сосательные движения: сомкнутые губы вытягиваются вперед хоботком, а затем возвращаются в нормальное положение. Челюсти сжаты.
  • Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны, вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, а затем вновь спокойно смыкаются.
  • Поднимание верхней губы; обнажаются только верхние зубы.
  • Оттягивание вниз нижней губы; обнажаются только нижние зубы.
  • Набирание воздуха под верхнюю губу, под нижнюю губу.
  • Вибрация губ (фырканье лошади).
  • Читайте также:  Учим математику: простой счет в пределах 20

    22.Беззвучное произнесение звуков а, у, и, их чередование (а-у, и-у).

    Гимнастика делится на комплексы:

    1-й комплекс: 1, 5, 7, 12, 18 упражнения.

    2-й комплекс: 2, 6, 8, 13, 19 упражнения.

    3-й комплекс: 3, 9, 14, 17, 20 упражнения.

    4-й комплекс: 4, 10, 15, 21, 22 упражнения.

    5-й комплекс: 3, 11, 16, 18, 22 упражнения.

    Релаксационные настрои

     “Воздушные шарики”

    Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше.

    Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик …(пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате.

    Потянитесь и на счёт “три” откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

    “Облака”

    Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и  спокойно, вам тепло и уютно.

    С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко.

    Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако …  (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно.

    Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт “три” откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

     “Лентяи”

    Сегодня мои дети много занимались, играли и наверное устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что вы – лентяи и нежитесь на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, вы дышите легко и свободно. Ощущение приятного покоя и отдыха охватывает всё ваше тело.

    Важно

    Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши руки, отдыхают ваши ноги …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено.

    Чувство приятного покоя наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит вам силы и хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт “три” откройте глаза.

    Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

    “Водопад”

    Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет.

    Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет струится по вашей голове. Вы чувствуете, как он льётся по лбу, затем по лицу, по шее… Белый свет течёт по вашим плечам …, помогает им стать мягкими и расслабленными …(пауза – поглаживание детей).

    А нежный свет течёт дальше по груди у …, по животу у … Пусть свет гладит ваши ручки, пальчики. Свет течёт  и по ногам и вы чувствуете, как тело становится мягче и вы расслабляетесь. Этот удивительный водопад из белого света обтекает всё ваше тело.

    Вы чувствуете себя совершенно спокойно, и с каждым вздохом вы всё сильнее расслабляетесь. А теперь потянитесь и на счёт “три” откройте глаза. Волшебный свет наполнил вас свежими силами и энергией.

    Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц туловища, рук, ног

    “Спящий котёнок”

    Представьте себе, что вы весёлые, озорные котята. Котята ходят, выгибают спинку, машут   хвостиком. Но вот котята устали…начали зевать, ложатся на коврик и засыпают. У котят   равномерно

    “Шишки”

    Представьте себе, что вы – медвежата и с вами играет мама – медведица. Она бросает вам шишки. Вы их ловите и с силой сжимаете в лапах. Но вот медвежата устали и роняют свои лапки вдоль тела – лапки отдыхают. А мама – медведица снова кидает шишки медвежатам… (повторить 2 – 3 раза).

    “Холодно – жарко”

    Представьте себе, что вы играете на солнечной полянке. Вдруг подул холодный ветер. Вам стало холодно, вы замёрзли, обхватили себя руками, голову прижали к рукам – греетесь. Согрелись, расслабились…Но вот снова подул холодный ветер…(повторить 2–3 раза).

    “Солнышко и тучка”

    Совет

    Представьте себе, что вы загораете на солнышке. Но вот солнце зашло за тучку, стало холодно – все сжались в комочек чтобы согреться (задержать дыхание). Солнышко вышло  из-за тучки, стало жарко – все расслабились (на выдохе). Повторить 2 – 3 раза.

     “Драгоценность”

    Представьте себе, что вы держите в кулачках что-то очень ценное, дорогое для вас и кто-то хочет у вас это отнять. Вы сжимаете кулачки все крепче и крепче…ещё крепче, уже побелели косточки, кисти начинают дрожать… Но вот обидчик ушёл, а вы разжимаете свои кулачки, пальцы становятся расслабленными, кисти рук спокойно лежат на коленях… они отдыхают… (повторить 2-3 раза).

    “Игра с песком”

    Представьте себе, что вы сидите на берегу моря. Наберите в руки песок (на вдохе). Сильно сжав пальцы в кулак, удержать песок в руках (задержка дыхания).  Посыпать колени песком, постепенно раскрывая кисти и пальцы. Уронить бессильно руки вдоль тела, лень двигать тяжелыми руками (повторить 2-3 раза).

    “Муравей”

    Представьте себе, что вы сидите на полянке, ласково греет солнышко. На пальцы ног залез муравей. С силой натянуть носки на себя, ноги напряжены, прямые. Прислушаемся, на каком пальце сидит муравей (задержка дыхания). Сбросим муравья с ног (на выдохе). Носки идут вниз – в стороны, расслабить ноги: ноги отдыхают (повторить 2-3 раза).

    Релаксационные упражнения для снятия напряжения с мышц лица

    “Улыбка”

    Представьте себе, что вы видите перед собой на рисунке красивое солнышко, рот которого расплылся в широкой улыбке.

    Улыбайтесь в ответ солнышку и почувствуйте, как улыбка переходит в ваши руки, доходит до ладоней. Сделайте это ещё раз и попробуйте улыбнуться пошире.

    Растягиваются ваши губы, напрягаются мышцы щек… Дышите и улыбайтесь…, ваши руки и ладошки наполняются улыбающейся силой солнышка (повторить 2-3 раза).

    “Солнечный зайчик”

    Представьте себе, что солнечный зайчик заглянул вам в глаза. Закройте их. Он побежал дальше по лицу. Нежно погладьте его ладонями: на лбу, на носу, на ротике, на щечках, на подбородке.

    Поглаживайте аккуратно, чтобы не спугнуть, голову, шею, животик, руки, ноги. Он забрался за шиворот – погладьте его и там.

    Он не озорник – он ловит и ласкает вас, а вы погладьте его и подружитесь с ним (повторить 2-3 раза).

    “Пчелка”

    Представьте себе теплый, летний день. Подставьте солнышку ваше лицо, подбородок тоже загорает (разжать губы и зубы на вдохе). Летит пчелка, собирается сесть кому-нибудь на язык. Крепко закрыть рот (задержка дыхания). Прогоняя пчелку можно энергично двигать губами. Пчелка улетела. Слегка открыть рот, облегченно выдохнуть воздух (повторить 2-3 раза).

    “Бабочка”

    Обратите внимание

    Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, носик тоже загорает – подставьте нос солнцу, рот полуоткрыт. Летит бабочка, выбирает, на чей нос сесть. Сморщить нос, поднять верхнюю губу кверху, рот оставить полуоткрытым (задержка дыхания). Прогоняя бабочку можно энергично двигать носом. Бабочка улетела. Расслабить мышцы губ и носа (на выдохе) (повторить 2-3 раза).

    “Качели”

    Представьте себе теплый, летний день. Ваше лицо загорает, ласковое солнышко гладит вас (мышцы лица расслаблены). Но вот летит бабочка   садится к вам на брови. Она хочет покачаться как на качелях. Пусть бабочка качается на качелях. Двигать бровями вверх – вниз. Бабочка улетела, а солнышко пригревает (расслабление мышц лица) (повторить 2-3 раза).

    Желаем успехов!

    Источник: https://www.logoped.ru/skotes31_pril04.htm

    30 лучших упражнений для развития дикции по мнению логопеда

    Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика.

    Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей.

    В каких случаях ее достаточно, а когда требуется более серьезный подход? Какие упражения артикуляционной гимнастики вы можете проводить дома сами? Рассказывает логопед Олеся Югова.

    Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук

    Что такое артикуляционная гимнастика

    Дети первых лет жизни очень часто искажают сложные в произношении звуки, потому что их органы речи еще продолжают свое формирование. Практически нет малышей, которые сразу говорят идеально четко.

    https://www.youtube.com/watch?v=C5BWHmnQyBw

    При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге.

    Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка.

    Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки.

    Виды артикуляционной гимнастики

    Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.

    Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить.

    Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение.

    И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.

    Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.

    Какая гимнастика нужна вашему ребенку

    Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык. Обратите внимание на следующие признаки:

    • ребенок не может высунуть и зафиксировать язык по просьбе,
    • может высунуть его лишь частично и быстро втягивает обратно,
    • не может поднять его наверх или покачать им из стороны в сторону,
    • при подъеме языка наверх вместе с ним поднимается нижняя челюсть,
    • высунутый язык начинает дрожать или отклоняться в сторону,
    • наблюдается обильное слюнотечение,
    • ребенок нечетко произносит сразу несколько групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные),
    • нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (произношение усреднено, нет четкой разницы между звуками).

    Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.

    О приемах пассивной гимнастики лучше узнать у логопеда во время консультации. Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем. Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.

    Общие принципы артикуляционной гимнастики

    Регулярность. Это значит, что от ежедневных пятиминутных занятий будет больше пользы, чем от часовой гимнастики раз в неделю.

    Игровая форма. Артикуляционная гимнастика может быть не только полезным, но и веселым занятием для малыша.

    Наглядность. Чем больше анализаторов (зрение, слух, осязание) подключается при выполнении упражнений, тем гимнастика эффективнее. Как достичь наглядности? Можно использовать зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение.

    Сам взрослый, сидя напротив малыша, может выступать как образец выполнения движений. Используйте картинки, видеоролики с другими детьми, делающими эту гимнастику. Узнайте опытным путем, что больше подходит вашему ребенку, что сильнее его мотивирует.

    Удобство. Гимнастикой нужно заниматься в удобной позе: спина расслаблена, руки лежат спокойно, у головы есть опора. Ребенку должно быть комфортно.

    Постепенное усложнение. Сначала пробуйте самые легкие упражения, постепенно повышая трудность. Каждый раз вводите не больше одного нового упражнения, и только в том случае, если все предыдущие уже хорошо отработаны.

    Целесообразность. Если ребенок очень легко справляется со всеми упражнениями, стоит подумать, нужна ли ему вообще эта гимнастика. Ведь основная задача этих упражнений — научиться делать то, что пока не очень хорошо получается.

    Правильное отношение. Не следует рассматривать ее как панацею, это лишь один из методов.

    Приемы гимнастики

    Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.

    «Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.

    «Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.

    Чередование упражнений «Дудочка» и «Заборчик».

    «Кролик». Нужно приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы.

    «Злая лошадка». Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать.

    «Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, а затем сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.

    «Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.

    «Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.

    «Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.

    «Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.

    «Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.

    «Рыбка». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.

    «Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).

    «Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.

    «Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.

    «Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.

    «Фокус». Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты.

    «Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).

    «Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.

    «Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.

    «Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.

    «Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.

    «Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.

    «Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.

    «Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.

    «Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.

    «Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.

    «Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.

    «Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.

    «Индюк» («Болтушка»). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.

    «Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».

    Выполняйте эти упражнения регулярно, но при этом не превращая их в повинность для ребенка, и вы обязательно увидите прогресс! И не забывайте о других приемах развития речи.

    Источник: https://www.kanal-o.ru/parents/10351

    Коррекция произношения при сигматизме у детей дошкольного возраста

    Шиленко Г. К. Коррекция произношения при сигматизме у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №19. — С. 341-343. — URL https://moluch.ru/archive/153/43375/ (дата обращения: 08.02.2019).

    

    Недостатки произношения свистящих и шипящих звуков называется сигматизмом. Замена свистящих звуков шипящими или другими звуками русского языка называется парасигматизмом.

    Разделяют виды парасигматизма: межзубный, губно-зубной, призубный, шипящий, боковой, носовой (свистящие и шипящие звуки произносятся при положении корня языка к мягкому нёбу, которое опускается и образуется проход для выдыхаемого воздуха через нос — получается звук с гнусавым оттенком).

    Чаще всего у детей дошкольного возраста встречается призубный сигматизм, при котором кончик язычка упирается в края верхних и нижних резцов (танки — санки, дайка — зайка, туба — шуба). На занятии по коррекции произношения используются игры по развитию фонематического слуха «Слушай и говори», «Песенка язычка», артикуляционная гимнастика «Весёлый язычок»:

    Язычок — язычок покажись, не ленись,

    Расслабляйся спинка кя-кя-кя,

    Серединка тя-тя-тя,

    Кончик пя-пя-пя.

    А потом спокойно вниз, а зубами задержись.

    Язык «чашечкой» сложи, так немного подержи.

    В барабан язык играет: т-т-т,

    Всех ребяток забавляет д-д-д.

    Важно

    Дети охотно выполняют дыхательную гимнастику, на выработку воздушной струи и речевого дыхания. «Подуй на цветок», «Подуй на бабочку» и упражнения со звуками «Кошка» ф_ф_ф, «Ветерок» в_в_в.

    Для исправления губно-зубного сигматизма (при постановке звука с) предлагаем ребёнку медленно произносить звук т_т_т и язычок останется внизу для звука с.

    Для восстановления звука ш (при замене на с садик — шадик, санки — шаки) проводится различение артикуляции (при звуке ш язычок вверху, а при с — внизу), игры «Тёплый ветерок» — Ш, «Холодный ветерок» — С.

    При нарушении фонематического слуха дети допускают различные ошибки в произношении и получается вот так:

    Cкороговорка «Сова»

    Для развития фонематического слуха проводятся игры: «Назови правильное слово» (айбом, альбом, анбом), «Подбери слово похожее по звучанию» (пар — бар, каша — ветка, суп — дуб).

    Для коррекции бокового сигматизма используются следующие упражнения:

    1. Упражнения для мышц лица, губ (песенка п-п-п, б-б-б);
    2. Упражнения для распластывание языка (блинчик пя-пя-пя);
    3. Упражнения для закрепления боковых краёв (ей-ей);
    4. Упражнение «Твёрдая атака» А, Э, У, И, АЭ, ЭА, АИ, АЭИ;
    5. Выработка воздушной струи посередине;
    6. Начинать произношение со слогами, словами со стечением согласных

    (сты — хвосты. ста — стадо, сто — стойка, сту — ступа);

    а) лёгкая вибрация в подчелюстной зоне;

    б) массаж мягкого нёба;

    в) круговые движения под козелком по часовой и против часовой стрелки (5 раз).

    Для автоматизации звуков и развития связной речи предлагается детям сказка «Капризная принцесса» (по известному произведению Г. Х. Андерсена), которую я переложила в стихотворную форму.

    Сказка «Капризная принцесса».

    Однажды в дождливый, хмурый день,

    Принцесса вышла погулять,

    И зонтик большой не забыла взять.

    Дождик по крышам барабанил: па-па-па …

    По трубам вода стекала ла-ла-ла …

    Вода в лужи зеркальные превращалась,

    Небо голубое в них отражалось.

    Девушка шла и думала:

    — Только бы не промокнуть.

    — А потом, где же я буду сохнуть?

    — Неприлично принцессе быть в сырости.

    Попросила она небо:

    — Небушко, будь в милости.

    И вдруг вырос перед ней прекрасный дворец.

    А во дворце жил красивый принц-молодец.

    Но девушка об этом и не мечтала.

    Она стояла у ворот,

    И еле дышала!

    Хозяева гостью вежливо принимают.

    И в зал великолепный приглашают.

    Бедняжка, промокла до нитки.

    Но скоро ночь…

    Нужно же ей помочь.

    Королева: «Вот вам подушка и простое покрывало».

    Не хочет девчонка простушкою быть,

    А хочет привычной принцессою слыть.

    Хозяева говорят:

    — Проведем испытание:

    На принцессу признание;

    Король: «Вот вам пушистые перины

    И горошинка под ними.

    Принцесса: (проснувшись)

    — Ой, как плохо я спала!

    Видно, мне что-то мешало!

    Горошинка:

    — Незаметна и мала,

    А любовь и жизнь спасла!

    Принц с принцессой поженились,

    У них дети появились.

    Живут они в наших сердцах и сейчас,

    И счастьем своим радуют нас.

    Конец

    Рис. 1. Горошина в музее

    Литература:

    1. Филичева Т. Б. Основы логопедии: учебное пособие для студентов пед.институтов. — М.: Просвещение, 1989. — 223 с.
    2. Сизова Э. Я., Макарова Э. К. О механизме бокового сигматизма // Психические и речевые нарушения у детей. Вопросы реабилитации. — Л: ЛГПИ им. А. И. Герцена, 1979.

    Основные термины (генерируются автоматически): звук, фонематический слух, мягкое небо, принцесса, ребенок, упражнение.

    Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка. Развитие фонематического слуха у детей происходит индивидуально, но примерно к началу третьего года жизни ребенок способен различать на слух все звуки родного языка.

    Таким образом, фонематический слух — это способность ребенка различать в речи окружающих его людей звуки, выполняющие

    А соединение упражнений на развитие фонематического слуха и ходьбы поможет сделать занятие более продуктивным.

    Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажены.

    7. Двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением (словесным сопровождением).

    Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.

    Упражнения для развития речи. “Дельта” С. — П. 1999. В. В. Коноваленко, С. В

    Развитие навыков пересказа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

    Обратите внимание

    Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению многих известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

    – В 6–7 лет ребёнок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.

    Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в…

    Совет

    Произнося звук П, дети разжимают пальцы, имитируя лопающие пузыри.

    «Ель». И.п.: как в предыдущих упражнениях. Произнося е, дети быстро поднимают руки вверх, делают движение на гласный [и], затем мягко роняют кисти рук к плечам в

    – улучшается фонематический слух

    Для развития фонематического слуха с детьми надо проводить различные игры и упражнения, в

    Цель: закрепить знания о мягких и твердых согласных звуках, учить смягчать определенный звук слова для получения нового слова, развивать мышленье, быстроту реакции.

    ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

    Фонематический слух — это умение слышать и различать звуки родного языка. Развитие фонематического слуха у детей происходит индивидуально, но примерно к началу третьего года жизни ребенок способен различать на слух все звуки родного языка.

    Таким образом, фонематический слух — это способность ребенка различать в речи окружающих его людей звуки, выполняющие

    А соединение упражнений на развитие фонематического слуха и ходьбы поможет сделать занятие более продуктивным.

    Недостаточное развитие фонематического слуха тормозит процесс звукообразования у ребёнка: звуки формируются с большой задержкой и часто искажены.

    7. Двигательные упражнения с ритмичным звуковым сопровождением (словесным сопровождением).

    Дети учатся выделять звук из слога на слух и в произношении, различать слоги с заданным звуком и без него.

    Упражнения для развития речи. “Дельта” С. — П. 1999. В. В. Коноваленко, С. В

    Развитие навыков пересказа у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи.

    Обратите внимание

    Примерно к началу третьего года жизни ребенок приобретает способность различать на слух все звуки речи, и, по мнению многих известных исследователей речевого слуха детей, фонематический слух ребенка оказывается достаточно сформированным.

    – В 6–7 лет ребёнок выполняет упражнения в быстром темпе и умеет удерживать положение языка некоторое время без изменений.

    Несформированность фонематического слуха приводит к тому, что учащиеся нередко не различают твёрдое и мягкое звучание согласных, в…

    Совет

    Произнося звук П, дети разжимают пальцы, имитируя лопающие пузыри.

    «Ель». И.п.: как в предыдущих упражнениях. Произнося е, дети быстро поднимают руки вверх, делают движение на гласный [и], затем мягко роняют кисти рук к плечам в

    – улучшается фонематический слух

    Для развития фонематического слуха с детьми надо проводить различные игры и упражнения, в

    Цель: закрепить знания о мягких и твердых согласных звуках, учить смягчать определенный звук слова для получения нового слова, развивать мышленье, быстроту реакции.

    ребенок, звук, фонематический слух, занятие, фонематическое восприятие, игра, работа, слово, развитие, звуко-буквенный анализ.

    Источник: https://moluch.ru/archive/153/43375/

    Ссылка на основную публикацию