Нормы и особенности речевого развития детей в возрасте 3 – 4 лет

Речь ребёнка в 3 года: норма и задержки речевого развития

Речевое развитие детей от 3 до 4 лет

К трём годам большинство малышей уже достаточно самостоятельны, они имеют представление об окружающем их мире, вооружены некоторым запасом знаний о предметах и их свойствах, а речь ребёнка в 3 года содержит достаточное количество связанных слов и предложений. Ведь многие знания проверены ими на практике, то есть дети опробовали на собственном опыте, как можно манипулировать с предметами своего окружения, и теперь могут говорить об этом с пониманием.

Развитие речи ребенка в 3 года имеет особенно широкий диапазон для разных детей одного и того же возраста.

Обратите внимание

Одни не испытывают никаких трудностей в своих высказываниях, чутко реагируют на малейшее отклонение от нормы в речи окружающих их взрослых и сверстников, проявляют интерес к звуковому анализу слова.

Другие же малыши в это же самое время только начали более-менее правильно строить фразы, и их речь очень далека от совершенства.

Особенности развития речи детей 3–4 лет

В этом возрасте детская речь продолжает активно развиваться. Дети четвёртого года жизни начинают делать умозаключения, могут рассуждать о предметах и окружающих их явлениях. Ребёнок интересуется миром людей и вещей, ему интересно общаться с близкими и с посторонними людьми. Наступает пора вопросов, ответы на которые малыш в силу своего возраста иногда не в состоянии дослушать до конца.

Активный и пассивный словарь

Развитие речи для детей 3–4 лет приводит к тому, что количество слов, которые дети употребляют в речи (активный словарь), возрастает в два раза: от 1 тысячи слов, доступных им к трём годам, до 2 тысяч к окончанию третьего года жизни.

Причём они их не просто используют, а пытливо вслушиваются в значение слов, и даже создают собственные.

«Кто назвал кошку кошкой, а бегемота – бегемотом?» Дети играют со словом, пробуя его «на вкус», рифмуют и изменяют, придумывая несусветные комбинации из звуков: молоко, толоко, далеко, колоко; плям, тлям, глям, слям.

Длинные новые слова, непонятные по содержанию, могут произноситься искажённо (липестричество – электричество, лисипед – велосипед), в них нередко переставлены местами слоги и звуки (певрый – первый, гамазин – магазин).

Сочетания двух согласных звуков подряд продолжают вызывать сложность в произношении. Чтобы их правильно проговорить, ребёнок вставляет между ними гласный звук (зинаю – знаю), или просто не произносит один согласный звук.

Дети уже могут называть детали предметов, различать внешне сходные предметы, например, чашка-кружка, тигр-лев. К наступлению трёхлетнего возраста, большинство ребят уже должны легко различать зверей на картинке ниже (покажите её своему малышу, и проверьте):

Осваивая новые слова, дети этого возраста устанавливают смысловые связи между предметами, действиями и их названиями. Они начинают осмысленно относиться к лексике родного языка.

Тем не менее, для полноценного общения детская речь ещё недостаточно развита.

Если на бытовом уровне малышу ещё хватает освоенных слов, то для пересказа длинной сказки или описания запомнившегося события их бывает недостаточно.

Грамматика речи трёхлетних детей

Речь малыша четвёртого года жизни состоит из фраз. В среднем, в предложении насчитывается 3–4 слова. В четыре года они становятся распространёнными, начинают встречаться сложные конструкции – сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. Например: «кукла хочет кушать, я приготовлю суп», «когда наступает весна, прилетают птицы».

Дети могут использовать во фразах однородные члены в единственном и во множественном числе. Например, «я рисую цветы и облака», «мышка прыгает и смеётся». Существительные и глаголы начинают уступать свои позиции, в речи встречается всё больше прилагательных, наречий, местоимений и числительных (один, два, три, первый, второй, третий).

Нередко в речи малышей встречаются неправильные падежные окончания, страдает изменение глагола по лицам и числам. Например, «я вижу деревы», «у меня много конфетов», «дети едют на велосипеде». Покажите картинку ниже малышу, и проверьте этот момент:

Звукопроизношение

Ребёнок растёт – укрепляется его артикуляционный аппарат, становятся более точными и скоординированными движения языка, губ, нижней челюсти. Окрепший язычок позволяет правильно произносить ранее смягчаемые согласные звуки: маляко – молоко, сядик – садик. Легче даются длинные слова из 3–5 слогов, а также слова со стечениями двух согласных типа хлеб, класс, бутылка.

Чаще всего в этом возрасте встречаются следующие нарушения звукопроизношения:

  • Замена шипящих звуков свистящими: сапка – шапка, нозик – ножик;
  • Нечётко произносимый звук ц, ч: тсыпленок – цыплёнок, принтс — принц, тяй-чай;
  • Отсутствие в речи звуков л, р или замены их звуками й, в, смягчённым л: либа – рыба, йодка – лодка, вожка — ложка.

Развитие речи в 3 года допускает перестановки и пропуски слогов в многосложных словах типа здравствуйте, пожалуйста, фиолетовый. Такие недостатки произношения успешно преодолеваются к окончанию этого возрастного периода.

Растёт интонационная выразительность речи – малыши могут подражать взрослым, вносить в чтение стихотворений наизусть и в рассказы из собственного опыта очень выразительные нотки.

Важно

Регулировка темпа речи и её громкости не всегда доступна детям четвёртого года жизни. Они могут говорить очень тихо, особенно когда разговаривают с незнакомыми им людьми.

Когда впечатления от какого-нибудь значимого события слишком велики, ребёнок может рассказывать о них «взахлёб», сбиваясь и торопливо произнося слова.

Появляется очень ценное качество – внимание к собственной речи и к речи окружающих. Дети начинают замечать недостатки произношения, допущенные их сверстниками, но реже – собственные.

Связная речь

Трёхлетний ребёнок пока ещё не в состоянии логично и связно рассказать о том, что он видел, что его заинтересовало, полностью пересказать содержание прочитанного ему художественного произведения. Произнести монолог на какую-нибудь тему дети этого возраста пока ещё не могут без дополнительных вопросов. Детские высказывания не развёрнуты, фразы просты и не всегда связаны друг с другом.

Дети не могут составить связный рассказ по картинке. Им доступно только перечисление предметов, изображённых на ней, и действий, которые производят герои изображения. «Тут зайка. Он ест морковку. Там его мама. Она сидит и смотрит».

Дети этого возраста легко запоминают и с удовольствием декламируют понятные им по содержанию стихи и потешки. Они могут неоднократно слушать одну и ту же сказку, а затем практически дословно пересказать её содержание, причём содержание некоторых слов им может быть совершенно непонятно (избушка лубяная, смоляной бочок).

Нормы развития речи детей с 3 до 4 лет

Несмотря на то что дети этого возрастного периода могут находиться на различных уровнях развития речи, существуют примерные ориентиры, на которые можно опираться, оценивая речь своего ребёнка. К окончанию трёх лет малыш приходит с такими достижениями:

  • Его речь более отчётлива, а произношение заметно улучшилось.
  • Малыш может назвать практически все предметы, окружающие его: одежду, обувь, мебель, игрушки, предметы интерьера.
  • В речи появляется всё больше прилагательных, наречий, местоимений, предлогов.
  • Ребёнок согласует слова по родам, падежам и числам, но не всегда правильно.
  • Дети могут запомнить и пересказать небольшие стихи и сказки.

Нормально развивающиеся дети этого возраста стремятся к общению со сверстниками и взрослыми, активно налаживают контакты с помощью речи.

Как определить задержку речевого развития детей 3 лет

Развитие речи ребёнка в 3 годика чаще всего сопровождается нарушениями моторики и поведения. Специалисты, работающие с такими детьми, с полной уверенностью могут сказать, что у детей с нарушениями речи отмечаются такие признаки деятельности:

  • Дети неловки, их движения не скоординированы, они плохо удерживают равновесие;
  • Заметно отставание мелкой моторики пальцев, недоступны точные движения с мелкими деталями игрушек, настольных игр, дети не любят одеваться, застёгивать пуговицы, не могут регулировать силу нажима на карандаш во время рисования.
  • Малыши невнимательны, постоянно отвлекаются;
  • Среди таких детей часты проявления гиперактивности, или, наоборот, заторможенности.

Задержка речевого развития у детей 3 лет затрагивает все стороны речи: и звукопроизношение, и словарный запас, и связную речь, и её грамматическое оформление. Возможные проблемы:

  • Дети не произносят не только фразы, но и отдельные слова, их речь остаётся на уровне лепета.
  • Согласование частей речи отсутствует, детская речь похожа на речь иностранца, только что выучившего русский язык. Например, «Таня дай киса», «Коля пошла спать», «Мама сел стула».
  • Неправильно произносятся целые группы звуков, ребёнок искажает или заменяет одни звуки другими, переставляет звуки и слоги не только в многосложных, но и в простых словах. Например, носик – носки, очик – очки, палата – лапата.
  • Предлоги отсутствуют или употребляются неправильно (на, в, над, под, за, перед, между).
  • Речь ребёнка неплавная, её темп слишком быстрый или слишком медленный.
  • Фразы состоят из 1–2, реже из 3 слов, в них присутствуют только существительные и глаголы («телеграфный» стиль речи).

В этом возрасте большинство детей уже осознают ограниченность своих речевых возможностей. Поскольку ЗРР мешает им контактировать со сверстниками и взрослыми, у таких малышей может проявляться негативизм, замкнутость, повышенная раздражительность.

Самостоятельная диагностика задержки речи

Основной метод диагностики ЗРР в домашних условиях – это наблюдение за речью своего ребёнка. Наблюдая за малышом, нужно отметить, насколько развит его словарь, как много слов он употребляет.

Для этого создаются игровые ситуации, где детей побуждают назвать предметы и игрушки, разыгрываются маленькие спектакли с его игрушками.

Нужно внимательно проанализировать, как малыш строит фразы, из скольких слов они состоят.

Для оценки понимания ребёнком речи взрослых можно предложить ему такие задания:

  • Показать части своего тела, части тела игрушечных животных;
  • Показать на сюжетных картинках, что делают их герои. Например, кто бежит, кто поливает цветы, кто кормит кур, кто спит;
  • Дать простые поручения, состоящие не менее чем из двух ступеней. Например, сначала возьми из шкафа куклу, а потом посади её на стул;
  • Спросить о назначении предметов. Например, покажи, чем ты ешь, вытираешь руки, чистишь зубы;
  • Прочитать небольшой текст и задать вопросы по его содержанию.

Нужно отметить, какие звуки малыш произносит неправильно, какими звуками он заменяет те, что произносит. Оценивается способность ребёнка пересказать короткую сказку, его умение пользоваться интонацией. Кроме оценки речи, надо обратить внимание на состояние общей и мелкой моторики. Проверяют такие показатели:

  • сохраняет ли ребёнок равновесие при ходьбе и беге,
  • умеет ли перешагивать через предметы;
  • как он ловит мяч,
  • умеет ли он лазать;
  • сохраняет ли равновесие на уменьшенной площади опоры, стоя на одной ноге,
  • может ли застёгивать пуговицы,
  • в состоянии ли малыш совершать точные движения пальчиками рук.

Упражнения для профилактики речевого развития

Роль взрослых в профилактике недоразвития детской речи трудно переоценить. Если они внимательны к ребёнку, постоянно разговаривают с ним, отвечают на детские вопросы, знакомят малышей с новыми предметами и явлениями, большинство возрастных несовершенств быстро исчезает. Помимо развития речи, такая родительская стратегия способствует и умственному развитию ребёнка.

Во время прогулок нужно рассказывать малышу обо всём, что он видит: о деталях дома и автомобиля, из чего «состоят» и как называются деревья и цветы. Нужно называть, из чего сделаны те или другие предметы привычного окружения.

Их цвет, форма, величина, другие качества – отличная возможность поучиться правильному согласованию слов и построению фраз.

Можно дать собственный пример верного построения предложения, можно деликатно исправить фразу, произнесённую ребёнком.

Нужно учить детей сравнению предметов, обращать их внимание на то, чем они отличаются друг от друга. Большое значение для речевого развития имеет детская литература.

Читайте также:  Учим математику: простой счет в пределах 20

Надо внимательно отбирать произведения для чтения, отдавая предпочтение лучшим образцам, подходящим по возрасту для малышей четвёртого года жизни.

Дети, которым регулярно читают, начинают размышлять, задают вопросы о содержании произведений.

Для выработки более точного звукопроизношения нужно обращать внимание детей на неправильно произнесённые им звуки, учить прислушиваться в речи окружающих. Это поможет малышу замечать недостатки своего произношения и стараться их исправить. Укреплению мышц языка помогает выполнение таких развивающих упражнений:

  • цокать языком как лошадка, при этом активно растягивать губы в улыбке;
  • открывать и закрывать широко рот, как птенчик;
  • высунуть язык и убрать его обратно в рот;
  • сделать язык лопаткой, а потом трубочкой;
  • поводить высунутым языком вправо-влево, поиграть в часики.

Нервные и возбудимые дети, как правило, отличаются торопливостью речи, произнесением слов в ускоренном темпе.

Для профилактики этого недостатка нужно показывать пример собственной размеренной речи, создавать в семье спокойную и доброжелательную атмосферу.

Таким детям помогают занятия продуктивной деятельностью, лепкой, рисованием, конструированием, настольными играми, пением. Торопливая речь часто является предвестником появления такого тяжёлого речевого дефекта, как заикание.

Совет

Успешное развитие речи у детей 3-х лет позволяет в 4 года получить отличные результаты. Для этого нужно способствовать накоплению ими знаний об окружающем, учить малышей правильно строить фразу и согласовывать слова в предложениях.

Рассматривание картинок, чтение художественных произведений, беседы по их содержанию, заучивание стихов и потешек значительно обогатят речь ребёнка 3 лет, помогут освоить интонационные средства выразительности.

Отклонения от возрастных норм речевого развития требуют обязательной коррекции с участием невролога, дефектолога, логопеда, психолога.

Источник: https://OurKids.ru/razvitie/1-3/rech-3-goda/

Речевое развитие ребенка в 3-4 года: нормы и особенности, рекомендуемые упражнения

В этом возрасте малыши уже научились логически мыслить и делать собственные выводы о предметах, с которыми познакомились в процессе игровой деятельности. Главной особенностью развития речи 3-4-летних детей является способность активному общению с людьми.

Они говорят даже тогда, когда им сложно выговаривать предложения, состоящие из длинных конструкций. Трудности с произношением слов (гласных, шипящих звуков) присущи многим детям данного возраста, поэтому не считаются отклонением от общепринятых медицинских норм.

Однако если есть подозрения, что речевые навыки нарушены, тогда нужно проконсультироваться в детского педиатра или логопеда.

Особенности развития речи ребенка 3-4 лет

Речевое развитие детей 3 и 4 лет проходит определенные стадии коммуникативного общения. Поначалу ребенок обучается речи с родителями, а затем усовершенствует свои навыки в дошкольном заведении.

На четвертом месяце жизни многие малыши хорошо выговаривают односложные фразы, и даже учатся выстраивать речь из сложных предложений. Бывает, что кроху очень трудно понять, так как речевые функции еще плохо развиты. Особо это заметно, когда произнося слова, трехмесячный ребенок делает паузы, пропускает предлоги, неправильно ставит окончания или ударения.

Характерными особенностями развития речи большинства детей 3-4 лет, которые являются нормой, являются такие показатели:

  • в активном лексиконе появляется много вопросов: почему? зачем? что будет?;
  • мальчики и девочки стараются проговаривать предложения, состоящие из 3-4 слов;
  • в норме словарный запас ребенка на 3 году насчитывает около 1500 слов, а в четыре года – более 2500 слов;
  • ребенок пытается запомнить и логично пересказать услышанные звуки, стишки, потешки, речь взрослых.

Речь ребенка в 4 года постоянно усовершенствуется и становится более понятной. Он уже достаточно освоил грамматику, правильно составляет фразы и даже может ответить без ошибок связанным предложением.

Появляется больше частей речи и сложносочиненных фраз. При разговоре используются имя прилагательные, местоимения, предлоги и союзы. Заметно улучшается артикуляция и употребление глаголов по числам, лицам.

Нормативы речевого развития детей

Развитие речи у детей 3-4 лет  в пределах нормы предполагает четкое понимание мамой и папой своего ребенка. Однако  этот показатель сугубо индивидуален. Согласно статистическим данным, коммуникативные способности у большинства мальчиков формируются позже, чем у девочек. Период задержки персональных навыков может достигать двух-трех месяцев.

Речевой аппарат ребенка развивается по мере его взросления. Он имеет свои особенности, которые зависят от ряда факторов – социально-бытовых и физиологических.

К первым относят, хорошая атмосфера в семье (отсутствие ссор между родителями) и ежедневные занятия с малышом. К физиологическим факторам причисляют – периферические и мозговые механизмы.

Эти центры речи расположены в коре мозга и хранят «речевые образы», которые накапливаются в процессе обучения.

Несмотря на индивидуальные показатели, нужно учесть и общепринятые нормы оценки развития речи у ребенка 3-4 лет. Заинтересованность родителей в том, чтоб кроха правильно овладел речью, позволит избежать многих препятствий в будущем.

В 4 года речь ребенка должна отвечать определенным нормативам. Отклонения от норм в психологическом развитии возможны, но не значительные.

Желательно чтобы в этом возрасте малыш умел:

  • рассказать про себя (проговорить имя, фамилию, адрес проживания);
  • описать предложенную картинку, пересказать любимый «мультик» или сказку;
  • точно повторять слова и предложения, которые услышал;
  • разговаривать на пониженных и повышенных тонах;
  • произносить большую часть звуков, за исключением сонорных («р», «л») и шипящих («с», «ш», «щ»);
  • хорошо понимать, о чем идет речь.
  • называть действия домашних животных – «кошка лежит», «собачка гавкает».

При обнаружении несоответствия по нескольким вышеуказанным пунктам обратитесь за помощью к педиатру.

Возможно, что малышу попросту не хватает родительской поддержки и внимания, которые являются препятствием в обучении навыков и умений.

В случае выявления более серьезных нарушений в задержке развития речи, врач может назначить ребенку комплексное обследование, с привлечением других специалистов (психиатра, логопеда, невролога).

Отклонения

Родителей должны насторожить следующие признаки отставания ребенка в речевом развитии:

  • тихое, невнятное произношение слов;
  • речь трудна в понимании, похожа на «тарабанщину»;
  • малыш быстро, рвано говорит;
  • проглатывает окончание слов;
  • отсутствуют подлежащие, сказуемые и другие члены предложения при построении речи;
  • не умет строит собственные фразы;
  • неправильно выстраивает предложения (путается в порядке слогов, заменяет звуки);
  • не использует служебные части речи (союз, предлог, наречие);
  • плохо говорит полноценные слова либо вовсе молчит;
  • рассеянный, не может сосредоточиться, с трудом выполняет простые поручения (отнеси игрушку на место, принеси горшок маме);

В речи многих детей возраста 3-4 лет еще могут наблюдаться некоторые нарушения в произношении отдельных слов и предложений. Они могут коряво произносить звуки либо неправильно строить длинные фразы. Такие несущественные ошибки в речевом развитии можно устранить путем повседневных занятий малышом.

Как научить малыша говорить правильно?

Даже когда с малышом 3 лет все в порядке, его словарный запас нужно развивать постоянно. Для коррекции речи ребенка желательно привлечь логопеда, который подберет правильную методику обучения, учитывая его индивидуальные особенности. Такие тренинги способствуют логическому мышлению и улучшению артикуляции.

Какие же занятия необходимо проводить с детьми на дому, чтоб они быстрее освоили такие навыки? Детские логопеды дают несколько проверенных методических рекомендаций:

  • Проговаривайте вслух все действия. Например, «Аня идет гулять на улицу», «принеси теплую кофточку», либо «сейчас мы сядем за столик кушать кашку».
  • Вносите коррективы в свою речь. Во время общения с ребенком используйте разные способы интонации (громкость, интенсивность, протяжность).
  • Используйте дидактические материалы и логопедические пособия, направленные на коррекцию речевых нарушений.
  • Учите малыша выражать свои мысли с помощью общения. Старайтесь меньше жестикулировать, когда объясняете новые предметы.
  • Просите кроху выразительно озвучивать его любимых персонажей («мишку косолапого», «зайчика», «белочку», девочку «Машу» из мультфильма).
  • Стремитесь расширить словарный запас путем скороговорок и ежедневных повторений фраз. Это научит ребенка лучше говорить и больше запоминать информации.
  • Приучайте к разным формам речи – от двухстороннего диалога до описания конкретного объекта.
  • Следите за правильным синтаксическим построением предложений (число, падеж, род).
  • Во время прогулок давайте ребенку возможность выговориться. Задавайте как можно больше вопросов, учите отвечать развернуто на предметы. Делайте подсказки, если ему сложно ответить. Поощряйте за добрые дела.
  • Речь четырехлетнего малыша не должна быть слишком громкой или тихой. Пытайтесь научить его разговаривать в определенном темпе и следите за тем, чтоб он не «тараторил» и не тянул слова.
  • Улучшить работу центров головного мозга и произношение связанных слов помогает мелкая моторика. Давайте ребенку лепить пластилин, собирать пазлы. Увлекайте его в мир игровых занятий, от этого он получит только пользу. Обобщайте назначение предметов: Краски и фломастеры – ими рисуют», «полочки в шкафу – на них складывают детские вещи», «из чашек – пьют чай, молоко и другие напитки».

Постоянно развивайте органы, участвующие в воспроизведении звуков (язык, губы, лицевые мышцы). Дефекты речи у детей можно исправить с помощью артикуляционной гимнастики. Главное – это не перенасытить 3- 4 летнего ребенка упражнениями. Постарайтесь составить программу так, чтоб разбить занятия по укреплению артикуляционного аппарата на несколько дней.

Упражняемся с помощью игр

Всем известно, что игры и игрушки являются интересным и увлекательным видом деятельности для многих детей. С помощью «забав» маленький дошкольник тренирует память, внимание и учится логически мыслить.

В процессе игровых занятий ребенок даже не замечает, как самостоятельно развивает речь, обогащая ее новыми, более сложными словоформами. Плюсом будет, если родители 2-3 годовалого малыша будут ему помогать в освоении лексического богатства.

Хорошим примером может послужить: чтение книжек, разучивание стихов либо песен из мультфильмов.

https://www.youtube.com/watch?v=azHFTVTcTKI

Речевую практику детей целесообразно расширять и другими полезными играми и упражнениями, среди которых:

  1. Развиваем логику». Расставить кастрюли и крышки по размеру, от большего к меньшему, пускай малыш учится правильно складывать «шляпки». Заставить его подумать поможет упражнение, когда нужно вычесть из нескольких предметов один ненужный. Например, расставить на столе 6 карандашей и один фломастер, после спросить: «какой предмет здесь будет лишний?» Не менее полезными для логического развития являются занятия, при которых ребенок учится собирать конструкторы, делать лепки, объединять предметы по форме (шершавые, ребристые, гладкие) или общим признакам (синий, красный, желтый).
  2. «Тренируем память». Например, такое упражнение: назвать с закрытыми глазами, что нарисовано на листе бумаги, а потом указать, какие появились изменения на картинке (дорисованные одним из родителей). Еще вариант, пускай ребенок запомнит разложенные перед ним игрушки и отвернется в сторону. В это время добавьте один предмет и попросите его назвать. Во время таких занятий следите за тем, как он выговаривает звуки и не коверкает ли свою речь.
  3. «Учимся правильно употреблять формы слов». Цель – употребление предлогов («на», «под», «перед», «около»). Игра заключается в перемещении предметов и проговаривания их места нахождения. К примеру, «кошка сидит на столе», «попугайчик залетел в клетку», «пупсик упал под стульчик». Полезным будет упражнение на угадывание ребенком предметов. Из нескольких игрушек мама выбирает одну и описывает ее признаки, а кроха должен догадаться, о чем идет рассказ.
  4. «Упражнения на силу произношения голоса». Цель игры – называть предметы выразительно и громко. Тренировать силу голоса можно при помощи ролевых игр. Отличным помощником здесь станут народные сказки. Мама читает сказочный материал («Маша и Медведь», «Царевна лягушка»), меняя интонацию и выразительность речи, затем просит ребенка озвучить одного из героев.
  5. Развитие диалоговой речи. Цель методики – научить малыша выстраивать разные связные предложения. Этого можно достичь при непосредственном общении с крохой, путем развернутых вопросов-ответов. Ребенку легче строить речевые формы, если он будет повторять рассказ за вами. Чаще задавайте вопросы: «что он сейчас делает», «кто говорит мяу-мяу», «найди отличие на картинке», «какое изображение он видит на рисунке».
Читайте также:  Тренировки по мнемотехнике на развитие внимания и памяти

Речь детей необходимо развивать последовательно, учитывая их возрастные особенности и уровень общего развития 3-4 летних малышей. Все проводимые игры должны быть не сложными, чтоб не утомлять и не раздражать кроху. Желательно отдать ребенка в садик, где среди ровесников, ему легче развить навыки речи и научиться разговаривать правильно.

Источник: https://razvitie-baby.ru/razvitie/razvitie-rechi-u-detej-3-4-let/

Нормы развития речи у ребенка дошкольного возраста

В настоящее время нормы развития речи у ребенка – понятие часто условное, несмотря на наличие разнообразных таблиц, отображающих речевые навыки детей в дошкольном возрасте. Конечно же, умение правильно говорить – является одним из наиболее важных элементов психического развития человека.

Но становление этого навыка может происходить как стандартным, так и совершенно необычным образом. При этом очень важно помнить, что по данным многочисленных исследований в области логопедии и психологии речь тесно связана с формированием внимания, памяти, мышления и воображения.

Что включает понятие „ребенок с нормой речевого развития“

Норма речевого развития у детей разного возраста зафиксирована в различных источниках информации. Однако психологи рекомендуют крайне осторожно подходить к сравнительной характеристике речевых умений конкретного ребенка и информации из таблиц и справочников.

Действительно, нарушения речи являются одной из наиболее распространенных проблем в области психического развития малышей.

Но далеко не всегда такие нарушения присутствуют на самом деле, а некоторые из них поддаются коррекции и в домашних условиях без привлечения логопеда или психолога.

Обратите внимание

Само понятие «возрастные нормы речевого развития детей» включает в себя не только количество выговариваемых ребенком слов и их правильное произношение. Сюда же относится и умение составлять словосочетания, предложения, распознавание местоимений, изменение слов по падежам и управление временем при помощи глаголов.

Это даст понимание первоочередных потребностей малыша или школьника – в первую очередь, необходимо расширять его лексические запасы или же стоит заняться переводом пассивных форм в активные.

Таблица норм развития речи ребенка от 2 месяцев до года

Нормы речевого развития детей дошкольного возраста, как правило, включают в себя и эмоционально-речевой отклик ребенка. То есть оцениваются не только издаваемые малышом звуки и слова, но и его восприятие обращенной к нему же речи. При этом особенно важны данные первого года жизни, когда четко прослеживается умение младенца идентифицировать и отображать получаемую извне информацию.

Первый год.

Основным видом общения новорожденного малыша с окружающим его миром является крик и мимика. Эти – пока только две — доступные ребенку формы общения универсальны. Они выражают боль, радость, счастье, неудовлетворенность, голод, страх, жажду и желание «поговорить».

В обращенных же к малышу словах для него, в первую очередь, важны ритм, интонация и громкость.

Громкие резкие звуки вызывают страх и, как следствие, — слезы, а вот ласковые ритмичные «потешки» или просто нежные слова – успокаивают, приносят радость, заставляют улыбаться.

Развитие речи ребенка в норме отображает таблица навыков, распределенных в зависимости от возраста малыша на первом году его жизни:

Количество месяцев от рождения Речевые навыки
2 Произнесение отдельных звуков, появление первых спонтанных вокализаций, направленных обычно к взрослому.
3 Экспериментирование (растягивание) с гласными звуками — «э-э-э», «а-а-а», «о-о-о», гуление, «воркование» (грудные булькающие звуки).
4 Превращение отдельных звуков в целые рулады и перетекание одного звука в другой — « о-о-а-а-у-у».
5 Появление случайного лепета, ритмичного гуления, соединение гласных с некоторыми согласными звуками – «гу-гу-гу», «бу-бу-бу».
6 Совершенствование случайного лепета («на-на-на», «да-да-да»), слияние гласных/согласных звуков, попытки имитации слышимых звуков, налаживание своеобразного диалога с окружающими людьми.
7 Частое повторение лепета, понимание смысла некоторых слов, появление смысловых пауз (ребенок что-то пролепетал и замолк, ожидая ответа взрослого).
8 Использование лепета в качестве способа общения, попытка произношения разных звуков и их эхолалия (повторение без осознания значения).
9 Возможно (но необязательно) появление первых облегченных слов «ба-ба», «ма-ма», усложнение лепета.
10 Внимательное вслушивание в речь взрослых, расширение пассивного словарного запаса, произнесение новых слогов и простых слов (встречается достаточно редко) – «ав», «на».
11 Увеличение количества облегченных слов или их появление (если не было раньше), смысловое наполнение слов и слогов (одно слово или слог могут иметь несколько совершенно разных значений).
12 Умение понимать более 20 слов, произношение 5-10 облегченных слов, усовершенствование подражания.

Конечно же, в таком возрасте понятие «ребенок с нормой речевого развития» еще не имеет права на существование. Особенно, если малыш болен, страдает от постоянного вздутия живота или наоборот очень много спит.

В таком случае родители могут просто не заметить тех или иных свидетельств нормального речевого развития малыша. Но на втором году жизни ребенка они становятся все более очевидными, и идентифицировать их легче.

Нормы речевого развития детей от 1 года до 2 лет

Развитие речи ребенка в 2 года, норма которого все еще достаточно расплывчата, постепенно переходит в стадию автономности. Ребенок начинает использовать аморфные слова-корни, четко выделяя их из лексем, произносимых взрослыми (особенно часто малыш выбирает ударные слоги).

Например, слово «де-» может означать все, что касается ДЕревьев или оДЕжды, а слово «па-» — лоПАтку, ПАлку и ПАпу.

Важно также понимать, что характерной особенностью возраста от 1 до 1,5 лет является активное расширение пассивного словарного запаса, во время которого количество произносимых слов может практически не увеличиваться.

Тем не менее, норма речевого развития у детей 2 лет подразумевает соотнесение знакомых слов с их изображениями. То есть малыш вполне может показать мяч, тучу, солнце, мышку, лису и т.п.

Кроме того автономная речь постепенно сменяется «телеграфной»: ребенок пытается при помощи односложных выражений передать смысл целого предложения, например, «я мокрый» значит «мама, переодень меня пожалуйста».

К концу второго года жизни малыш учиться менять слова в зависимости от количества называемых предметов и времени, в котором происходило то или иное событие.

Важно

Нормы речевого развития детей 2-3 лет уже лучше подлежат обобщениям, хотя индивидуальные особенности характера малыша могут привести родителей к мысли, что психическое развитие их чада не соответствует общепринятым стандартам.

На 3-ем году жизни речь ребенка теоретически должна стать более связной. Это значит, что предложения будут усложняться, но количество грамматических ошибок в них все еще будет значительным.

Повысится интенсивность пополнения активного словарного запаса – в 3 года ребенок сможет оперировать почти 1000 слов.

Однако нормы речевого развития детей 3 лет могут быть ограничены умением взрослых вызывать малыша на разговор, стимулируя таким образом его речевую активность.

В этом возрасте ребенок все еще целиком и полностью подчиняется своим желаниям и слово «надо» для него не существует. Если он не захочет разговаривать, то и не будет (хоть и умеет), опровергая самую достоверную информацию из различных таблиц и справочников.

Поэтому общаться с малышом нужно как можно больше, учитывая, что нравоучения и «разбор полетов» общением не считаются.

В целом же, развитие речи ребенка 3 лет в норме сводится к усложнению речевых конструкций и попыткам научиться координировать интонацию и громкость голоса.

Совет

Вполне нормальны запинки и прерывистость при произношении даже знакомых слов, — ребенок пока еще только учится связно выражать свои мысли. Но вот чистота произношения часто употребляемых лексем должна улучшиться.

В идеале к концу третьего года жизни взрослые должны понимать более 60% из речи малыша.

Нормы речевого развития детей от 3 до 4 лет

Нормы развития речи детей 3-4 лет предполагают появление новых артикуляционных навыков. Ребенок начинает слышать неправильное произношение звуков другими детьми, а сам осваивает твердые фонемы «с», «ц» и «з».

Иногда добавляется и сложный в произношении звук «р», однако полное его становление происходит позднее.

Логопедические занятия на данном этапе большинство специалистов считают нецелесообразными, поскольку артикуляция находится в процессе формирования.

К нормам речевого развития детей 3-4 лет относится и умение адекватно использовать названия различных растений, правильное обращение с местоимениями, умение назвать свое имя, возраст и пол.

В этот же период происходит интенсивное освоение падежей, времен глаголов, и все чаще попытки согласования прилагательных и существительных мужского или женского рода увенчиваются успехом.

Кроме того, расширение кругозора ребенка помогает ему понять слова-обобщения (продукты, посуда, мебель), и они немедленно включаются в его активный словарный запас. Также малыш начинает сознательно использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы, иногда создавая совершенно новые слова – «стульчичек», «мышусик» и т.п.

Соответствие норме речевого развития детей 4 лет можно проследить и через трансформацию формы фраз. Второстепенные члены предложения зачастую опускаются или же ставятся в конец, а основная суть передается подлежащим и сказуемым, связь между которыми налаживается при помощи предлогов, окончаний и союзов.

Обратите внимание

На формирование фраз может оказывать влияние и прослушанные книги или стихи, — в таком случае речь ребенка ненадолго приобретает специфический стиль или ритмику. Малыш открывает для себя понятие рифмы и с удовольствие пробует объединять в созвучные пары даже такие слова, которые не рифмуются в принципе.

Нормы речевого развития детей от 4 до 5 лет

Нормы речевого развития детей 4-5 лет существенно отличаются от требований, предъявляемых к трехлеткам. Ребенок должен правильно употреблять слова разных степеней обобщения, проводя, например, такую параллель как «ромашка – цветок – растение».

Кроме того в его активном словарном запасе увеличивается количество пространственных и временных наречий – потом, вокруг, скоро и т.д. Отдельное место в речевом развитии малыша занимает словотворчество, свидетельствующее о начальном этапе усвоения различных моделей словообразования.

Поэтому если ребенок создает слова по аналогии, но неправильно, к примеру «больно-больнее» и «громче-громчее», то это говорит о том, что его языковое развитие идет по правильному пути.

Нормы речевого развития детей 5 лет в области произношения звуков допускают смешанную артикуляцию шипящих и свистящих, а также отсутствие четкого вибрирующего «р».

В этот период рекомендуется много читать ребенку вслух и учить с ним стихотворения, акцентируя внимание на правильном произношении звуков. Полезны также «рычащие» игры, помогающие сформировать полноценный звук «р».

Однако заставлять ребенка не нужно, поскольку пристальное внимание к его произношению может вызвать обратную реакцию – и четкость речи будет утрачена.

Нормы речевого развития детей 5 до 7 лет

Нормы речевого развития детей 5-6 лет свидетельствуют о качественном скачке в умении строить связные речевые конструкции.

Ребенок в этом возрасте способен пересказать текст, соблюдая необходимую логическую и временную последовательность.

В этот же период начинает формироваться так называемая внутренняя речь, помогающая дошкольнику планировать предстоящую деятельность. Кроме того, теперь ребенок может выделять первый звук в словах, делая первый шаг к звуковому анализу.

Нормы речевого развития ребенка 7 лет предполагают достаточно высокий уровень владения связной речью. Грамматические ошибки редки, артикуляция всех звуков – четкая и правильная.

Иногда возникают проблемы с согласованием слов в сложноподчиненных предложениях и причастных оборотах.

Появляется навык выразительного чтения, совершенствуется умение соответственно моменту менять интонацию и громкость голоса.

Таблица норм речевого развития ребенка от 1,5 до 7 лет

Таблица речевого развития детей в норме позволяет адекватно оценить умения и навыки дошкольника. Однако необходимо учитывать, что допускается и отклонение от данных норм в рамках полугода.

Читайте также:  Чем отличается кризис трех лет от обычных капризов?

То есть, если пятилетний ребенок не различает четко понятия завтра и сегодня, то ничего страшного в этом нет.

А вот если эти слова остаются не до конца понятными ему и в 5,5 лет, то, возможно, есть смысл обратиться к специалисту.

Возраст ребенка в месяцах/годах Речевые навыки
18/1,5 Наличие в активном словарном запасе 5-20 слов, преимущественно существительных. Частое повторение одной фразы или слова, охотное повторение эмоционально окрашенных жаргонизмов («жрать», «киця», «мусенька» и т.п.), умение выполнять простые просьбы.
24/2 Умение называть разные объекты из своего окружения, использование нескольких предлогов, иногда не совсем правильно (на, под, в). Составление коротеньких предложений – «дай пить», «смотри, киця», наличие в активном словарном запасе от 100 до 300 слов. Изредка правильное использование местоимений «я», «ты», «мне». Появление вопроса «что это?».
36/3 Правильное использование местоимений, изредка употребление некоторых существительных во множественном числе, а глаголов – в прошедшем времени. Правильное использование минимум трех предлогов – за, на, под; умение правильно называть и показывать части тела. В активном словарном запасе от 900 до 1000 слов, речь ребенка на 90% понятна окружающим. Понимание сложных вопросов («хочешь ли ты сейчас есть?») и умение дать на них адекватный ответ.
48/4 Правильное использование минимум 4 предлогов. Понимание и воспроизведение названий знакомых животных и различных объектов в журналах или книгах. Правильное повторение слов из четырех слогов, понимание соотношения большой/маленький, много/мало. Легкое выполнение простых просьб, частое повторение различных слогов, звуков, фраз и слов.
60/5 Использование множества описательных слов – наречий и прилагательных; речь на 100% понятна взрослым, несмотря на возможное наличие некоторых артикуляционных проблем. Повторение предложений до девяти слов; умение называть бытовые предметы и понимать, для чего они нужны. Различение понятий сегодня/вчера/завтра; выполнение трех последовательных просьб; сокращение количества грамматических ошибок в речи.
72/6 Умение приблизительно ориентироваться во времени, составление связного рассказа по картинке. Наличие в активном словарном запасе более 2000 слов; появление вопросов «зачем?», «почему?», быстрое обогащение лексического запаса.
84/7 Овладение связной речью, умение пересказать прослушанный или прочитанный текст. Возможно наличие небольших ошибок при проговаривании сложных предложений с причастными оборотами. Модулирование интонации и громкости голоса, правильная  артикуляция всех звуков. Пополнение активного лексического запаса вплоть до 3500 слов, улучшение речевого внимания и интенсивное развитие  логического мышления.

Статья прочитана 30 857 раз(a).

Источник: http://vkapuste.ru/?p=6726

Особенности развития речи детей 3-4 лет: нормы, отклонения. Учим ребенка говорить

В раннем возрасте малыши с интересом познают окружающий их мир, при этом речь ребенка в 3 года является важной составляющей. Для родителей очень важно следить за развитием крохи, усвоением новой информации.

В этом возрасте малыш должен говорить понятно, пусть он пока и не может произносить сложных предложений. Уже к четырем годам речь должна быть насыщена местоимениями, прилагательными, которые позволяют описывать свойства окружающих предметов.

Развитие речи для детей в данном возрасте крайне важно, поэтому важно устранять любые дефекты.

Развитие речи детей 3-4 лет характеризуется следующими особенностями: ребенок говорит понятно, пусть и невнятно, повторяет слова, которые слышит, умеет составлять простые предложения, может составить небольшой пересказ.

Диагностика

Говоря о развитии речи у детей 3 4 лет, нужно сказать, что оно является фундаментальным. От него будет зависеть социальная адаптация крохи, а также в дальнейшем школьном обучении.

Существуют определенные нормы, по которым определяется, имеется ли задержка речи у ребенка или нет. Если отмечается отставание, тогда стоит использовать специальную программу по развитию речи.

Также существует немало пособий, которыми могут руководствоваться заботливые родители. Не стоит допускать того, чтобы кроха отставал от своих сверстников, важно вовремя догонять упущенное.

Специалисты выделяют нормативные показатели, узнав которые вы сможете определить, соответствует ли речь ребенка его возрастным особенностям.

Нормы

Перед тем, как разбираться с вопросом о том, как научить ребенка разговаривать в 3 года, стоит познакомиться ближе с нормами развития речи детей. Такие показатели являются строго индивидуальными, не существует строгих ограничений. Но примерно родители должны ориентироваться на следующие положения:

  1. У ребенка получается проговаривать собственные фамилию, имя и отчество.
  2. Он может точно повторять то, что услышал.
  3. С удовольствием пересказывает сказку, мультик, который смотрел.
  4. Обладает способностью разговаривать тихо или громко, если есть такая необходимость.
  5. Может назвать имена родственников или друзей.
  6. Для ребенка в три года считается нормальным называть действия.
  7. Рассказывает, какими признаками обладают окружающие предметы, например, мама красивая, яблоко грязное и так далее.
  8. Также у детей получается группировать предметы, то есть к одежде они относятся и пальто, и шорты, и трусы. При этом он не отнесет к одежде сковороду или карандаши.
  9. В пособиях говорится о том, что кроха может описать ситуацию, которую увидел.
  10. У крохи получается воспринимать говорить простыми предложениями, но при этом отмечаются попытки переходить к более сложным.

Особенности речи

Несовершенство развития артикуляционного аппарата в возрасте 3-4 лет предполагает характерные для этого возраста особенности речи, которые являются нормой и не должны вызывать беспокойство у родителей.

Речь детей 2 3 4 лет обладает рядом особенностей, которые признаются нормой для большинства детей.

Родители должны знать, что можно охарактеризовать, как отставание, а что признается нормальным течением развития речи.

Многие малыши стараются говорить красиво, правильно, как-то подражать взрослым. Но у многих это не получается, чаще слова звучат коряво, даже смешно. Кроха трех лет говорит невнятно.

  • Неправильно произносит длинные и малознакомые слова.
  • Сокращает длинные слова (вместо “пароход” – “паход”, вместо “машина” – “шина”).
  • Переставляет слоги в словах ( вместо “музыкальные” – “замукальные”).
  • Пропускает звуки (вместо “красный”- “касин”).
  • Произносит согласные в мягкой форме (вместо “кошка” – “коська”).
  • Свистящие звуки С, З, Ц произносит недостаточно четко, пропуская или заменяя другими звуками (вместо “замок” – “мамок”, вместо “собака” – “тобака”).
  • Шипящие звуки Ш, Ж, Щ, Ч  произносит не четко, пропускает (вместо “шапка” – “сяпка”, вместо “жук” – “юк”).
  • Звуки Р, Л пропускает или заменяет на “й”, “ль” (вместо “ракета” – “йакета” или “лякета”).
  • Неправильно строит предложения, переставляя слова (Я кашу хочу нет. Много игрушкав.).

Кроха трех лет говорит невнятно, но его речь быстро совершенствуется, улучшается.

Нужно, чтобы крошки развивались правильно, такие недочеты не требуют коррекции. Такие проблемы, как переставление слогов, смена звуков не являются отклонением. Проблема состоит в том, что физиологическое развитие речевого аппарата не совершенно, он еще только формируется. Поэтому крохи не справляются с такими сложными звукам, как “р”, “л”, “с”, “ш”.

Развитие звуковой культуры речи у детей 3 4 лет подразумевает, что кроха прислушивается ко всем звукам, словам, которые окружают его. Если не удается воспроизводить слова так, как требуется, то кроха легко образует более удобные словоформы. У ребенка в этом возрасте отмечаются попытки повторять потешки и стишки, а также сочинять их.

Отклонения

Ознакомившись с нормами развития речи в этом возрасте можно определить, развивается ли малыш нормально. Родителей должны насторожить следующие характерные признаки задержки речи.

  1. У ребенка полностью отсутствует речь в 3 года или он говорит крайне мало.
  2. Родители не могут понять, что говорит ребенок.
  3. Он говорит очень быстро или наоборот замедленно.
  4. Не может построить даже простое предложение.
  5. У малыша часто приоткрыт рот, обильное слюнотечение.

Все эти признаки могут указывать на тяжелые речевые отклонения, и в этом случае родителям необходимо обратится к специалистам.

Консультация педиатра, детского невролога и логопеда поможет выяснить причину речевых отклонений и вовремя начать лечение и коррекцию.

Что способствует развитию речи

Чтобы выяснить это, родителям стоит изучить разнообразные пособия, методики. Можно сделать это самостоятельно, а можно пообщаться со специалистами. В том случае, когда самостоятельные занятия не дают никаких результатов, стоит обратиться к логопедам.

Можно подобрать специальные упражнения для ребёнка, это можно делать даже в два года. В любом случае, нужно общаться с крохой, разговаривать с ним, а также расширять сферу общения.

Постарайтесь знакомить малыша с новыми людьми, подталкивайте его к контакту с ними, объясните, что ему нечего бояться.

В разговорах с ребенком на третьем году жизни, нужно употреблять новые слова, чтобы увеличивать его словарный запас. Любые успехи должны отмечаться с вашей стороны, нужно хвалить кроху и поощрять его.

Важно

Что касается словарного запаса, то он постепенно должен увеличиваться, нужно учить с малышом отдельные слова. Также увеличению словарного запаса способствует чтение сказок. Помните о том, что при чтении нужно уделять внимание интонации и выразительности.

Так малыш будет запоминать, как нужно говорить правильно.

К четырем годам можно учить потешки, это позволит научиться проговаривать шипящие, свистящие звуки. Не стесняйтесь и не ленитесь исправлять малыша, если он произносит слова неправильно.

Если вы будете внимательны к детской речи, то кроха будет задумываться о том, что нужно стремиться говорить правильно. Можно подобрать разнообразные дидактические игры по развитию речи для детей 3 4 лет.

Если решите играть, совершенствуя при этом речь, нужно стараться говорить с малышом по-разному, – громко, тихо, быстро, медленно.

Учим ребенка говорить

Многих родителей беспокоит вопрос, с какого возраста нужно учить крошек говорить. Нужно ли учить двух трёхлетних? Не нужно специально учить кроху речь, заставлять зазубривать слова.

  • Обучайте малыша в процессе игры, уже к годику можно использовать различные методы мотивации речи. Можно, например, просто рассказывать крохе обо всем, что видите на прогулке. Всегда нужно спрашивать о том, как прошел день, что интересного было в детском саду, что нового он увидел.
  • Говорите правильно и четко произнося слова. Активно артикулируйте во время общения с малышом.
  • Хвалите кроху за любые попытки произнести новые звуки или слова.
  • Мягко поправляйте малыша, если он произносит слова и звуки неправильно, но не ругайте.
  • Учите ребенка формулировать описания предметов и явлений : что это? или кто это? какого цвета? что это у куклы? как можно назвать куклу?
  • Стимулируйте общение малыша с другими детьми. Чаще посещайте детские площадки, мероприятия, дни рождения.
  • Читайте детские потешки, стихи, загадки, они прекрасно воспринимаются малышами, при этом их проговаривание способствует речевому развитию.
  • Позволяйте крохе играть с мелкими деталями, это может быть и крупа, и песок, и пластилин.
  • Познакомьтесь с презентациями и пособиями, которые расскажут о развитии мелкой моторики. Ведь она напрямую сказывается на формировании речи.

Упражнения

Важно планирование, нужно понимать, кто, когда будет заниматься с крохой. Включите в режим для малыша регулярные занятия артикуляционной гимнастикой. Заниматься лучше в утреннее время. Достаточно уделять занятиям 10-15 минут в день.

Артикуляционная гимнастика для губ: показать зубки и широко улыбнуться, удерживать 5 секунд, вытянуть губки трубочкой и удерживать 7 секунд. Повторять до 10 раз.

Если не уверены в собственных силах, не хватает презентаций и потешек, то можете привлечь специалистов со стороны. Возникновение отставания развития речи детей не возникает неожиданно, это длительный результат, это может подтвердить даже фгос.

Малышам могут помощь развивающие игры, постановка звуков. Когда не получается самостоятельно, можно отыскать хорошего логопеда.

По материалам статьи мы подготовили презентацию “Учусь говорить. Особенности развития речи детей 3-4 года”.

Презентация “Учусь говорить. Особенности развития речи детей 3-4 года” скачать

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/rech-detej-3-4-let

Ссылка на основную публикацию