Особенности развития речи у детей в возрасте 4 – 5 лет, нормы и перспективы

Характеристика речи ребенка

От правильности речи ребенка, богатства его словарного запаса зависит качество обучения и воспитания. Чем легче малышу высказывать свои мысли, тем больше у него возможностей познания окружающего мира, общения с ровесниками и взрослыми.

Любые нарушения речи отражаются на поведении и деятельности ребенка. У таких деток возникают проблемы с общением, и, как следствие, уменьшаются коммуникативные способности и обедняются знания.

Рассмотрим характеристику речи ребенка в раннем периоде и дошкольном возрасте.

Характеристика состояния речи ребенка раннего возраста

Речь не относится к врожденным способностям человека, она формируется постепенно, по мере его роста и развития.

Уже в три месяца младенец начинает активно гулить, лепетать. В это время происходит интенсивная подготовка речедвигательного анализатора ребенка к произношению слов. Одновременно наблюдается процесс развития понимания речи. Сначала малыш различает интонацию, затем, к 7-9 месяцам, слова и действия.

Согласно основным нормам характеристики речи ребенка раннего возраста, к 9-10 месяцам малыш должен произносить отдельные слова, которые состоят из парных слогов: ма-ма, па-па, ба-ба.

Обратите внимание

К первому году жизни его словарный запас уже составляет 10-12 простых слов. Важно, чтобы в этот период речь взрослых, которые обращаются к ребенку, была правильной.

Не нужно сюсюкать, коверкать слова, подделываться под язык своего чада.

После года у ребенка быстрыми темпами формируется пассивный и активный словарь. Пассивный словарь состоит из слов, которые ребенок еще не может произнести, но соотносит с определенными предметами и действиями.

Активный словарь развивается из пассивного и представляет собой слова, которые используются малышом. К возрасту двух лет в активном словаре ребенка должно насчитываться около 250-300 слов.

В этом же возрасте ребенок начинает говорить фразами, сначала маленькими (по 2-3 слова), затем все больше их удлиняя.

В данный период продолжает увеличиваться словарный запас малыша. В речевой характеристике ребенка данного возраста отмечается, что его активный словарь содержит 1900-2000 слов.

При этом он все реже употребляет короткие, сокращенные слова, учится правильно применять названия окружающих предметов и действий. После четырех лет ребенок продолжает усложнять и удлинять фразы.

В это время его нужно учить давать полные ответы на вопросы, пересказывать сказки.

Благодаря более четкой работе речеслухового и речедвигательного анализаторов, характеристика речи ребенка 3-4 лет отмечается улучшенным звукопроизношением.

Важно

Постепенно исчезает смягченное произношение согласных звуков, все больше слов произносятся грамматически правильно. К четырем годам ребенок овладевает навыками словообразования.

Например, он может из слов образовывать их уменьшительные формы: нос-носик, палец – пальчик, рыба – рыбка.

Речевая характеристика ребенка 5-6 лет

К возрасту пяти лет запас слов ребенка составляет 2500-3000. Малыш правильно называет многие предметы домашней обстановки и быта, в его активном словаре уже есть обобщающие слова.

В характеристике речи ребенка в данный период отмечается улучшение произношения слов, уменьшение количества перестановок звуков и слогов.

Конечно, некоторые труднопроизносимые слова ребенок еще выговаривает неправильно или с заминками, но, в общем, его речь становится более грамотной.

Фразы малыша 5-6 лет уже длинные, он активно использует местоимения, употребляет слова в разных грамматических формах и сочетаниях.

Обычно к этому возрасту речедвигательный и речеслуховой аппараты ребенка готовы к правильному произношению всех звуков родного языка. В то же время еще нередко встречаются некоторые недостатки произношения звуков.

Чаще всего это бывает не совсем четкое произношение шипящих, смягчение звука «л», замена звука «р» на «л» или «в».

В этом возрасте особенностью характеристики речи ребенка является неустойчивость произношения звуков. Так, хотя малыш уже может четко произносить шипящие, свистящие, глухие и звонкие звуки, часто он их путает, заменяя одни другими. Важная задача взрослых – научить ребенка правильно произносить все звуки родного языка.

Характеристика речи ребенка 6-7 лет

Для детей старшего дошкольного возраста характерен уже довольно большой запас слов – до 3500. Их большую часть составляют общеупотребительные слова, с помощью которых можно выразить простую мысль, а также общаться с окружающими.

Однако многим детям этого возраста присущ бедный словарный запас. Нередко они употребляют слова и фразы неточно, некстати, часто заменяют простыми словами более сложные словосочетания и словоформы. У многих детей в 6-7 лет активный словарь засорен просторечными словами и выражениями.

Совет

Ближе к шести годам ребенок понимает основные закономерности и правила изменения слов, их соединения в предложениях. Однако в его речи часто могут проскальзывать ошибки, среди которых обычно бывают неправильные изменения слов по падежам и числам. Например, он может сказать: «У меня нет перчатков».

В возрасте шести лет ребенок без труда может образовывать однокорневые слова. Например, красный – краснота, краснеть, стекло – стеклянный, стеклышки.

Если у ребенка состоялось полноценное речевое воспитание и отсутствуют органические недостатки речи, к этому возрасту он уже правильно произносит все звуки родной речи. При этом у него может присутствовать некоторая нечеткость и неряшливость речи. Так, он еще может путать звуки, смешивать их. Особо присуще это тем детям, для которых характерен быстрый темп речи.

Речевая характеристика ребенка должна соответствовать нормам его возрастной группы. Конечно, небольшие отклонения не представляют опасности для развития малыша. Если же родители замечают значительное отклонение в развитии речи своего ребенка, следует немедленно показать его специалисту.

Источник: https://lady7.net/harakteristika-rechi-rebenka.html

Детский центр “Гармония”

Позвоните нам +7 351 7777-395, +7 951 7888822

Пишите нам logo-defect@mail.ru

Связаться с нами Челябинск, ул. Шагольская, д.6, пер. 1

  • Центр для детей с особыми образовательными потребностями в Челябинске. Индивидуальный образовательные маршруты ребенку с ДЦП, АУТИЗМОМ, СДВГ, НАРУШЕННЫМ СЛУХОМ, ЗПР, Синдромом Дауна
  • Высококвалифицированные специалисты–логопеды, психологи, сурдологи, тифлопедагоги, арт–терапевт, дефектологи, инструктора ЛФК (сенсорная интеграция и мозжечковая стимуляция) помогут вашим детям преодолеть трудности в обучении.
  • Метод Томатиса помог тысячам детей и взрослых, страдающим слуховыми проблемами, расстройствами речи, дефицитом концентрации внимания (ДКВ), аутизмом, а также, страдающим расстройствами моторно-двигательных функций. Его открытия помогли бороться с депрессиями у взрослых, быстрее изучать иностранные языки, преодолевать трудности в общении, увеличивать творческий потенциал и работоспособность.
  • Массаж артикуляционного аппарата и артикуляционные упражнения не только улучшают двигательную функцию отстающих систем мозга, но и вовлекают в работу близлежащие мозговые системы.

Ниже перечислены наши услуги

Комплексная диагностика развития детей Комплексная диагностика речевого и познавательного развития детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста Комплексное обследование…

Подробнее

Помощь  в формировании  и развитии речи оказывается детям раннего, дошкольного и школьного возраста  с различными речевыми нарушениями: задержка речевого…

Подробнее

Помощь дефектолога могут получить дети, имеющие задержку психического развития, нарушения интеллектуального развития, а также дети с: гипердинамическим синдром и…

Подробнее

Психологическая помощь детям с ЗПР, интеллектуальными и речевыми нарушениями, с расстройствами аутистического спектра, с СДВГ, с синдромом Дауна, с …

Подробнее

Раннее развитие детей  от 1 года до 3-х успешно осуществляется в Детском Центре «Гармония» на протяжении многих лет. Основатель…

Подробнее

Подготовка детей к обучению в школе проводится  комплексно в малых группах, начиная с 4-х летнего возраста. В данном направлении …

Подробнее

Занятия в студии проводятся  в группе и индивидуально. Руководитель творческой студии проводит занятия с детьми разного возраста и разного…

Подробнее

Помощь детям с расстройствами аутистического спектра, с нарушением эмоционально-волевой и познавательной сферы, с сочетанными нарушениями. На протяжении многих лет…

Подробнее

Лего – конструирование включено  в структуру комплексной помощи детям с различными нарушениями. Лего – это игровой феномен от латинского…

Подробнее

Ниже перечислены наши сотрудники

Центр «ГАРМОНИЯ» Челябинск для любого возраста и любых целей: •дети с особенностями развития — аутизм, гиперактивность, задержка речевого развития…

Подробнее

Телесно-ориентированная терапия направлена на преодоление разрыва между психическим и физическим, на гармоничную интеграцию тела и разум. Это метод «исцеления…

Подробнее

Здравствуйте!  Хочу  поделиться  успехами своего ребенка.  Прошли   Томатис терапию несколько  раз. У Полины после каждого курса очень хорошие результаты в развитии речи. Именно с помощью этого метода  Полина начала вообще говорить.

Сначала слоги, потом слова, а сейчас уже может говорить короткими предложениями. Конечно,  речь еще не четкая и звуки не все правильно произносит, но зато я уже полностью могу понять ее желания, просьбы.

А в этом году у нас большие достижения в том, что за учебный год мы выучили очень много стихов по школьной программе. Благодаря Томатис терапии также улучшается концентрация внимания и память. Во время Томатис терапии мы часто берем занятия по творчеству (лепим, рисуем, мастерим).

Полина очень любит эти занятия. Спасибо педагогам детского центра «Гармония» за внимание, понимание, помощь.

Здравствуйте всем, кто будет читать мой отзыв. Хочется рассказать свои впечатления и результаты от пройденного лечения в центре у Елены Викторовны. Прежде всего расскажу о своей проблеме и как я попала к этому врачу.

Мне 32 года. Мой диагноз сложно было поставить, в итоге, через время, было поставлено соматоформное вегетативное расстройство, но первоначальный диагноз- аксональная полинейропатия, только с гиперчувствительностью.

(далее…)

Обратите внимание

Хотелось сказать детскому клубу «Гармония» и педагогу Юлии Владимировне слова благодарности за развитие нашего ребенка, Тяла Артема. Я, как мама, искренне от всего сердца Вам благодарна за старания и труд, что Вы вложили в развитие Артема.

Когда мы обратились в этот клуб, мой  сын отставал в развитии и не разговаривал.

В течение незначительного периода посещения игровых занятий с педагогом, курса Томатис терапии, наш Артем на глазах стал меняться в лучшую сторону – появился интерес к познавательной деятельности, ребенок заговорил, а через некоторое время стал задавать вопросы… (далее…)

Источник: http://logo-defect.ru/index.php/stati/152-vozrastnye-osobennosti-razvitiya-rechi-detej-ot-rozhdeniya-do-7-let-norma-i-patologiya-6

Развитие речи у детей от 5 до 6 лет

Правильная речь – важный фактор общего развития ребенка и незаменимый элемент эффективного общения.

Поэтому родители должны знать специфические особенности, существующие нормы и возможные отклонения развития речи детей в 5 лет.

Необходимо как можно чаще пробуждать интерес ребенка к активному речевому общению, так как развитие речи формирует воображение и мышление карапуза.

Общая информация

Важно развивать у детей не только правильную речь, но и умение слушать, отвечать на вопросы и задавать их, вести диалог.

  • В этом возрасте малыш начинает задумываться над правильностью своей речи, исправлять ошибки.
  • Словарный запас довольно быстро увеличивается, улучшается произношение звуков, возрастает многообразие интонаций.
  • Фразы становятся развернутыми, произношение более чистым, описание предметов более четким.
  • Дети учатся устанавливать временные и причинно-следственные связи между предметами, при описании объектов пытаются выражать свое эмоциональное отношение к ним.

важноВажно понимать, что не все дети одинаково быстро и успешно овладевают правильной речью. Задача родителей в данном случае – максимальная помощь своему чаду в этом нелегком деле.

Нормы развития речи

  1. Словарный запас. Запас слов должен составлять 2500-3000. В словах не должны часто встречаться пропуски и перестановки слогов и звуков, исключение составляют сложные слова (экскаватор, велосипед).

    В словарном запасе детей появляются названия различных учреждений (почта, супермаркет, банк), профессий, обозначения материалов (деревянный, железный).

  2. Произношение. Малыш полностью готов к правильному воспроизведению всех звуков.

    Он уже может оценить свою и чужую речь, заметить недостатки в произношении, иногда самостоятельно поправить себя.

  3. Построение предложений. Дети активно используют все части речи в разговоре, правильно строят простые и сложные предложения.
  4. Оттенки речи.

    Маленький болтун свободно выражает эмоции при помощи интонаций (читает стихи весело или грустно), умеет регулировать громкость разговора.

  5. Лексика. Малыш знает домашний адрес, фамилию, имя и отчество как свои, так и родителей.

    Умеет классифицировать предметы, находить однокоренные слова, применять притяжательные прилагательные (мамины духи). Дети начинают использовать в речи обобщающие слова, антонимы, синонимы.

  6. Навыки общения. Ребенок может поддержать беседу, составить небольшой рассказ, пересказать маленькое произведение, выучить стишок (при помощи взрослого).

Отклонения и нарушения

Речевое развитие ребенка 5 лет может иметь следующие отклонения от нормы:

  1. Лексические нарушения: бедность словарного запаса, неправильное понимание смысла и значения слова.
  2. Нарушения структуры слов: перестановки или пропуски слогов при произношении.
  3. Ритмические отклонения: послоговое произношение слов, слишком быстрый или наоборот слишком медленный темп речи, запинки и необоснованные паузы, заикание.
  4. Проблемы с произношением: пропуск и замена звуков («Р» на «Л» или «Й»; «Л» на «ЛЬ»), нечеткое произношение.
  5. Неправильное построение предложений.
  6. Сложности с составлением кратких рассказов и пересказами маленьких текстов.

Рекомендации родителям

советПри нарушении речевого развития у малыша следует обязательно обратиться к логопеду, который поможет как можно быстрее разрешить возникшую проблему.

Очень важно помогать карапузу развивать речь. После пяти лет словарный запас у детей быстро увеличивается. Поэтому для того чтобы ребенок научился правильно разговаривать, родителям следует обратить внимание на следующие рекомендации:

  1. В разговоре со своим малышом говорите правильно, не коверкая слова, четко и внятно (без лепета и «детских слов»).
  2. Развивайте у карапуза мышцы челюсти и языка (для этого есть нехитрые упражнения: нужно надувать щеки, полоскать рот, перекатывать воздух из одной щеки в другую и т.д.).
  3. Как можно больше читайте ребенку. Небольшие стихи и сказки – лучший вариант.
  4. Следите за тем, чтобы кроха выполнял артикуляционную гимнастику.
  5. Постоянно разговаривайте с ребенком, отвечайте на его вопросы, просите рассказывать о тех или иных событиях, составлять маленькие рассказы (по картинкам, описание предмета).
  6. Развивайте мелкую моторику ребенка.
  7. Развивайте речевое дыхание малыша, темп и ритм произношения с помощью музыкальных занятий.
  8. Не ограничивайте общение ребенка со сверстниками.
  9. Старайтесь облекать занятия в игровую форму, не стоит принуждать карапуза.
  10. Не перегружайте свое чадо, начинайте заниматься постепенно.
  11. Ни в коем случае не ругайте ребенка за то, что он неправильно разговаривает, относитесь к этому недостатку с терпением, а к своему малышу с любовью.

Источник: http://deti.baby-calendar.ru/psixicheskoe/razvitie-rechi/ot-5-do-6-let/

Особенности речи детей 4 – 5 лет

Особенности речи детей 4-5 лет

У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию. Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р. Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение  некоторых звуков.

На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук. Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем.

Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания.

В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный , оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).

Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало.

Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.

Важно

Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст.

Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации. Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки.

Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная.

В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д.

Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка, если вы заметили «запинки», нужно сразу обращаться к логопеду.

Необходимо ежедневно читать ребенку книги, учить больше стихов.

Источник: http://a2b2.ru/methods/2847_osobennosti_rechi_detey_4_-_5_let/

Возрастные особенности развития детской речи

Возрастные особенности развития
детской речи.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ТРИ ГОДА

1 Звукопроизношение еще не полностью соответствует норме. Отсутствуют шипящие и сонорные

(ш ж ч щ л р). Твердые и мягкие звуки дифференцируются большинством детей.

Связь слов в предложении налажена с помощью окончаний и предлогов, употребляются союзы, используются все основные части речи.

2 Словарный запас характеризуется не только словами чисто бытовой тематики, встречаются слова оценочного значения, слова обобщения. Ребенок уже оперирует некоторыми родовыми понятиями(Игрушки)

3 Грамматический сторй речи.Слова со сложной слоговой структурой и со стечениями согласных могут произноситься искаженно.

4 Связная речь.

Совет

Если у ребенка сформировано положительное отношение к книгам, он любит слушать по многу раз знакомые сказки и стихи. Хорошо запоминает текст и дословно воспроизводит его. Свободного пересказа своими словами еще не дает.

Понимает несложные сюжетные картинки.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ЧЕТЫРЕ ГОДА

Звукопроизношение

У многих детей звукопроизношение нормализовалось, у части детей наблюдаются смешения свистящих и шипящих(С_Ш З_Ж ) а также отсутствие вибрантов Р, Р'.

Словарный запас

Словарный запас достигает 2000 слов. В активной речи появляются слова второй степени обобщения.

Появляется «словотворчество», что свидетельствует о начале усвоения словообразовательных моделей.

Ребенок уже сознательно подходит к некоторым языковым явлениям, он задумывается над своей речью, сам создает по аналогии ряд новых и своеобразных слов (Например, он говорит «намакаронился» (съел макароны), «не отсонился» (не выспался) и т. д.).

Это свидетельствует о том, что ребенок пытается осознать некоторые принципы образования новых слов, но в силу отсутствия у него достаточного речевого опыта делает это неудачно.

Грамматический сторй речи.

В речи все меньше ошибок на словоизменение основных частей речи.

Связная речь еще не сложилась, в рассказах о событиях и в собственной жизни допускается непоследовательность; пересказ известной сказки возможен. Хорошо развитая в данном возрасте непроизвольная память позволяет запомнить большое количество стихотворных произведений наизусть.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ ДЕТЕЙ В ПЯТЬ ЛЕТ

Звукопроизношение:

Итак, к пяти годам у детей отмечается резкое улучшение произносительной стороны речи, у большинства заканчивается процесс овладения звуками. Речь в целом становится чище, отчетливее.

Обратите внимание

К концу пятого года многие дети овладевают произношением всех звуков родного языка, однако некоторые все еще неправильно произносят шипящие звуки, звук р.

Словарный запас

Значительно обогатился словарный запас, дети пользуются словами второй степени обобщения. На пятом году жизни у ребенка отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии.

Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные признаки и качества предметов, устанавливать простейшие связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию.

Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых.

Возрастает речевая активность детей.

Дети начинают овладевать монологической речью, однако в структурном отношении она не всегда совершенна и чаще всего имеет ситуативный характер.

Развитие фонематического слуха.

Появляется способность к выделению звука из слова, то есть формируются навыки звукового На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух тот или иной звук в слове, подбирать слова на заданный звук.

Достаточно развитый речевой слух ребенка дает ему возможность различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, замечать ускорение и замедление темпа речи, улавливать различные средства выразительности.

Подражая взрослым, дети могут и сами довольно точно воспроизводить различные интонации: повышать и понижать тон голоса, выделять в фразах отдельные слова и синтагмы, правильно выдерживать паузы, выражать эмоционально-волевое отношение к произносимому.

Связная речь

Важно

Качественный скачок в овладении связной речью: дети способны составить рассказ по картинке, пересказать текст в нужной временной и логической последовательности.

Начинает формироваться внутренняя речь – свернутая, сокращенная форма речи, с помощью которой происходит планирование предстоящей деятельность.

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ РЕЧИ 6 -7 ЛЕТНЕГО РЕБЕНКА

На шестом году жизни ребенка продолжается совершенствование всех сторон речи ребенка.

Звукопроизношение.

Дети 6-летнего возраста, а тем более 7-летнего, поступающие в школу, обычно правильно произносят все звуки. Однако у некоторых детей этого возраста, а подчас даже более старших, произношение оказывается еще несформированным, и тогда родители должны на это обратить специальное внимание, не дожидаясь естественного преодоления речевого недостатка самим ребенком.

Произносительная сторона речи ребенка седьмого года жизни достигает довольно высокого уровня.

Он правильно произносит все звуки родного языка, четко и внятно произносит фразы; говорит громко, но в зависимости от ситуации может говорить тихо и даже шепотом; умеет изменять темп речи с учетом содержания высказывания, четко произносить слова, учитывая при этом нормы литературного произношения; пользуется интонационными средствами выразительности.

Словарный запас

У ребенка 7 лет продолжается дальнейшее развитие речи: увеличивается и обогащается ее словарный состав, усложняется фразовая речь и грамматический строй, усваивается правильный литературный язык.

Словарь ребенка, поступающего в школу, содержит примерно от 3 до 7 тысяч слов, в отдельных случаях до 10. Преобладают в словаре существительные, глаголы, качественные прилагательные, наречия.

Ребенок выделяет существенные признаки в предметах и явлениях, начинает устанавливать причинно-следственные связи между ними, временные и другие отношения.

Грамматический строй речи

В процессе богатой речевой практики ребенок к моменту поступления в школу овладевает также основными грамматическими закономерностями языка. Он правильно строит предложения, грамотно выражает свои мысли в объеме доступных для него понятий.

Первые предложения ребенка-дошкольника отличаются упрощенностью грамматических конструкций. Наиболее часто он употребляет слова, обозначающие предметы и действия.

Совет

Несколько позже в его речи появляются и распространенные предложения, содержащие, кроме подлежащего и сказуемого, определения, обстоятельства. Усложняются также грамматические конструкции предложений, появляются придаточные конструкции с союзами потому что, если, когда и т. д.

Все это говорит об усложняющихся процессах мышления у ребенка, что находит свое выражение в речи. В этот период у него появляется диалогическая речь, которая часто выражается в разговоре с самим собой в процессе игры.

Таким образом, можно сказать, что фундамент речевого развития ребенка закладывается в дошкольном периоде, поэтому речь в этом возрасте должна являться предметом особой заботы со стороны взрослых.

Связная речь.

У ребенка шестого года жизни совершенствуется связная, монологическая речь. Он может без помощи взрослого передать содержание небольшой сказки, рассказа, мультфильма, описать те или иные события, свидетелем которых он был.. В этом возрасте ребенок уже способен самостоятельно раскрыть содержание картинки, если на ней изображены предметы, которые ему хорошо знакомы.

Внимательный глаз ребенка замечает много подробностей и деталей в окружающем мире, его наглядно-образная память, как губка, впитывает впечатления непосредственно воспринимаемой действительности, высказывания взрослых, прочитанное и услышанное. Дети в этом возрасте уже пытаются анализировать, сопоставлять и сравнивать явления действительности, делать выводы. Об этом свидетельствуют интересные сравнения, появляющиеся в их речи.

Одновременно с развитием самокритичного отношения к своему высказыванию у ребенка появляется и более критичное отношение к речи сверстников. При описании предметов и явлений он делает попытку передать свое эмоциональное отношение.

Источник: https://ddu5skidel.schools.by/pages/vozrastnye-osobennosti-razvitija-detskoj-rechi

Особенности речевого развития детей среднего дошкольного возраста

Речевое развитие детей среднего дошкольного возраста при переходе в замещающую семью 337

В развитии речи существуют определенные этапы. В возрасте 4–5 лет развитие речи в норме достигает следующего.

Развивается звуковая сторона речи. Ребенок начинает осознавать особенности своего произношения. Интенсивно растет словарный состав речи. Развивается грамматический строй речи. Детьми усваиваются закономерности морфологического порядка (строение слова) и синтаксического (построение фразы).

В норме ребенок 4–5 лет верно улавливает значения «взрослых» слов, хотя и применяет их иногда неправильно. Слова, создаваемые самим ребенком по законам грамматики родного языка, всегда узнаваемы, иногда очень удачны и непременно – оригинальны.

Эту детскую способность к самостоятельному словообразованию часто называют словотворчеством (Ушакова, 2001).

Обратите внимание

В психологических исследованиях, посвященных развитию речи и мышления, дается характеристика разных сторон речи ребенка (Л. С. Выготский, С. Л. Рубинштейн, П. П. Блонский, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, Д. Б. Эльконин, А. Р. Лурия, Н.И. Жинкин, Н.Х. Швачкин). С.Л.

Рубинштейн, исходя из коммуникативной функции речи, выявил периоды становления ситуативной и контекстной речи. А. Р. Лурия подчеркивал роль диалогической речи как первоначальной формы речевого высказывания. Д. Б. Эльконин отмечал значение речи ребенка для налаживания сотрудничества с взрослым.

Он же говорил о том, что надо вызвать активность ребенка, иначе речь будет отставать в своем развитии именно на стадии ситуативной речи (Ушакова, 2001).

Развиваясь в государственном учреждении, ребенок часто отстает в развитии, отстает развитие его речи, причиной этого является материнская и социальная депривация, а также низкий уровень социальных контактов и отсутствие разнообразия восприятия речи.

На сегодняшний день понятие материнской депривации является комплексным понятием, объединяющим целый ряд различных явлений.

Это и воспитание ребенка в детских учреждениях, и недостаточная забота матери о ребенке, и временный отрыв ребенка от матери, связанный с болезнью и, наконец, недостаток или потеря любви и привязанности ребенка к определенному человеку, выступающему для него в роли матери (Шипицина, 1997).

  1. Белякова Л. И. Онтогенез речевой деятельности как приоритетное направление научной школы кафедры логопедии МПГУ // Онтогенез речевой деятельности: норма и патология. М. Прометей, 2005. Ч. 1. С. 64–71.
  2. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии. СПб. СОЮЗ, 1997.
  3. Ослон В.Н. Жизнеустройство детей-сирот: профессиональная замещающая семья. М. Генезис, 2006.
  4. Лангмейер И. Матейчек 3. Психическая депривация в детском возрасте. Прага, 1984.
  5. Мухина B. C. Психологическая помощь детям, воспитывающимся в учреждениях интернатноготипа // Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 32–39.
  6. Ушакова О. С. Развитие речи дошкольников М. Изд-во Института Психотерапии, 2001.
  7. Шипицина Л. М. Иванов E. С. Виноградова А. Д. Коновалова Н. Л. Крючкова Л. Л. Развитие личности ребенка в условиях материнской депривации / Под общей ред. Л. М. Шипицыной. СПб. 1997.

Консультация для родителей Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста (с рекомендациями для родителей)

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
« Детский сад №93 г.Карталы»

Консультация для родителей«Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста»

(с рекомендациями для родителей)

Воспитатель: Готовцева Н.Р.

2014г. Больше всего в ребёнке четырёх-пяти лет поражает его успехи в усвоении родного языка. К пяти годам словарный запас превышает 2000 слов. В нём появляются абстрактные понятия. Малыш пытается понять смысл общих категорий: счастье, нежность, справедливость, любовь. Ребёнок хочет осмыслить значение слов, объяснить их происхождение.

Его интересует все характеристики слов: смысл, звуковая форма, мелодия и музыкальность. Ребёнок как бы играет словами, как раньше он тщательно и долго обследовал различные предметы. Малыш часами может видоизменять слова, придумывая новые. Он «играет» рифмами, но это не поэзия. Чаще всего рифма не связана с содержанием с содержанием, а лишь по-особому звучит.

В речи ребёнка, кроме простых предложений, начинают появляться и сложноподчинённые. Малыш меняет части речи местами, часто использует союзы и предлоги. В этом возрасте в какой-то момент ребёнок начинает говорить только вопросительными предложениями – столько, зачем и почему обрушивается на родителей! Этот возраст называют иногда возрастом «почемучек».

Ребёнок даже способен задавать вопрос-предвидение: что будет? Вся его вербальная (словесная) активность направлена на решение глобальных проблем. Как ребёнок 2-3 лет использует свои двигательные способности для тщательного и мгновенного исследования пространства, так 4-5-й ребёнок, освоив язык, использует его для изучения этого неизвестного внешнего мира.

Ребёнок стремиться понять: что хорошо, что плохо и почему? К 5-ти годам он уже способен понимать пассивные конструкции, легко использует и применяет прошедшее и будущее время глагола. Малыш в этом возрасте как никогда лёгко усваивает правила грамматики и запоминает буквы. При правильной организации обучения ребёнка грамоте он способен легко и быстро научиться читать.

Важно

В этом возрасте у ребёнка проявляется сильнейшая тяга к изучению слова. Он пытается читать и писать буквы. Было бы большим упущением не дать малышу знания, которых он так жаждет.

В возрасте 4-х 5-ти лет ребёнок может пересказать услышанную сказку, описать картину, понятно для окружающих передать свои впечатления об увиденном.

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет. На шестом году жизни продолжается совершенствование всей речевой системы.

Словарь обогащается обобщающими понятиями, систематизируется (усваиваются отношения антонимии-синонимии, многозначность). Развивается функция словоизменения: ребёнок учится изменять существительное по падежам, глаголы по лицам и числам.

Совершенствуется звуковая сторона речи. Ребёнок начинает различать недавно усвоенные звуки (свистящие, шипящие, санорные) .

Активно овладевая системой склонения и спряжения, ребёнок встречается с историческими чередованиями (например: косил – кошу, гость- гощу, писал – пишу, метал – мечу, сказал – скажу, представляющимися сложность для детей этого возраста, особенно на фоне продолжающегося формирования фонематической системы: недостаточно сформированного фонематического восприятия и слухо – произносительных дифференцировок свистящих, шипящих, свистящих – шипящих и санорных звуков. Чтобы усвоить эти явления, требуется большая языковая практика.

В фонематической системе каждая единица характеризуется определённой совокупностью смыслоразличительных признаков. Для согласных звуков в русском языке это: твёрдость и мягкость, звонкость и глухость, способ и место образования, наличие или отсутствие назализации. Если фонемы отличаются только смыслоразличительным признаком, их называют близкими, оппозиционными.

В этом возрасте запас слов детей совершенствуется, обогащается. Дети могут составлять сложноподчинённые предложения, многие пересказывают, составляют рассказы самостоятельно. Диалогическая и монологическая речь детей более совершенна. Дети умеют читать, составлять слово из звуков, выделять место положения звука (вначале, в середине и в конце).

Совет

Некоторые дети, этого возраста идут в школу. Особенности речи детей 4-5 лет У ребенка пятого года жизни отмечаются значительные успехи в умственном и речевом развитии. Малыш начинает выделять и называть наиболее существенные связи и точно отражать их в речи. Речь его становится разнообразней, точнее и богаче по содержанию.

Возрастает устойчивость внимания к речи окружающих, он способен до конца выслушивать ответы взрослых. Значительно улучшается звукопроизношение: полностью исчезает смягченное произнесение согласных, редко наблюдается пропуск звуков и слогов. К 4 годам почти все дети произносят шипящие звуки, а к 5 годам появляются и звуки Л, Р.

Итак, в 5 лет произношение всех звуков должно быть в норме. Но у некоторых детей еще остается неустойчивое произношение некоторых звуков. На пятом году жизни ребенок способен узнавать на слух наличие того или иного звука в слове, подобрать слово на заданный звук.

Особенно, если раньше работа по развитию фонематического (звукового) восприятия проводилась в детском саду воспитателем. Если в 4 года словарь ребенка составлял 2500 слов, то в 5 лет уже 3000 слов. Это дает возможность ребенку полнее строить свои высказывания.

В речи детей чаще появляются прилагательные, которыми они пользуются для обозначения признаков и качеств предметов, для определения цвета, кроме основных называют дополнительные (голубой, темный.

оранжевый), начинают появляться притяжательные прилагательные – лисий хвост, заячья избушка, слова, указывающие на свойства предметов, качества, материал, из которого они сделаны (железный ключ). Все шире использует наречия, местоимения, сложные предлоги (из-под, около и др.), появляются обобщающие слова (посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты).

Свое высказывание ребенок строит из 2-3 простых распространенных предложений, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения использует чаще, но всё еще мало. Рост словаря, употребление сложных предложений приводит к тому, что дети чаще допускают грамматические ошибки: «хочут» вместо хотят, «красная» мяч.

Некоторые дети в этом возрасте могут пересказать текст прочитанной сказки или рассказа. Однако многие все еще не могут самостоятельно без помощи взрослых связно, последовательно и точно пересказать текст. Достаточный речевой слух дает возможность ребенку различать в речи взрослых повышение и понижение громкости голоса, интонации.

Обратите внимание

Дети могут сами воспроизводить различные интонации, подражая героям сказки. Чем старше становится ребенок, тем большее влияние на его речевое развитие оказывает семья. Домашним нужно следить за своей речью: говорить не быстро, правильно произносить слова, интонация должна быть спокойная. В возрасте 3-5 лет иногда возникает заикание, чаще у мальчиков, очень подвижных и эмоциональных. Причины его – различны: испуг, подражание, наследственный фактор и т. д. Поэтому, будьте внимательны к речи ребенка, если вы заметили «запинки», нужно сразу обращаться к логопеду. Необходимо ежедневно читать ребенку книги, учить больше стихов.

Источник: http://orebenkah.ru/razvitie-rebenka/osobennosti-rechevogo-razvitija-detej-srednego.html

Возрастные особенности речевого развития детей в возрасте 5 лет

Возрастные особенности речевого развития детей в возрасте 5 лет

К пяти годам запас слов увеличивается до 2500— 3000. В активном словаре появляются обобщающие слова, дети правильно называют широкий круг предметов домашнего обихода. Вместе с процессом накопления слов у детей идет процесс качественного усовершенствования их произношения.

Мы уже не встречаем пропусков, перестановок слогов и звуков. Эти явления могут быть только в некоторых трудных малознакомых словах .

Взрослый вместе с введением в активный словарь детей новых слов углубляет понимание смысла употребляемых, учит пользоваться словами, выражающими различные смысловые оттенки.

У детей пяти-шести лет увеличивается не только словарь, но и фраза. Дети употребляют слова в различных грамматических формах, выражают свои мысли в основном простыми распространенными предложениями; в их предложениях нередко имена существительные заменяются местоимениями.

В возрасте пяти-шести лет ребенок способен замечать особенности произношения у других детей и некоторые недостатки в своей речи. Речедвигательный и речеслуховой аппараты детей обычно уже готовы к правильному восприятию и произношению всех звуков родного языка.

У ребенка 5 – 6 лет должна быть сформирована речевая готовность, т. е. умение:

  • правильно произносить все звуки языка;
  • выделять первый и последний звук в слове;
  • разделять слово на слоги; -определять, сколько слогов в слове, сколько звуков в слове;
  • придумывать слова на заданный звук; -сливать два названных звуков слог: М+А=МА;
  • повторять слоговую цепочку типа ТА-ДА-ТА;
  • определять количество слов в предложении, учитывая и «короткие» слова – предлоги.

Время от времени беседуйте с ребенком о школе, настраивая его на серьезное и ответственное отношение, но не запугивайте школой, а, наоборот, вызывайте интерес к учебе.

Роль пальчиковых игр в развитии речи

Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.

Если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает – задерживается и развитие речи.

Кисть руки – орган речи – такой же, как и артикуляционный аппарат. С этой точки зрения двигательную проекционную область кисти руки можно считать еще одной речевой зоной мозга.

Развитие словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной тонкости. Развитие пальцевой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи.

Развитие пальцев рук оказывает благотворное влияние не только на становление речи, но и на формирование психических процессов.

Работа по тренировке тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребенка, а также способствует профилактике и преодолению нарушений речи у детей.

Важно

Если даже речь ребенка развивается вроде бы нормально, все же нужно заботиться о развитии у него тонких движений пальцев рук; если же развитие речи ребенка отстает, то на тренировку его пальцев необходимо обратить особое внимание.

Практика показывает: чем раньше начинается работа по развитию мелкой моторики рук, тем больший положительный эффект оказывает она на формирование речи, на профилактику и коррекцию речевых нарушений.

Для развития мелкой моторики рук можно предложить детям:

  1. Выкладывание букв из мозаики, семян, пуговиц, кусочков бумаги…..
  2. Игры с пластилином. Пластилин дает уникальные возможности проводить интересные игры с пользой для общего развития ребенка.
  3. Игры с бумагой(плетение ковриков из бумажных полос, складывание корабликов, самолетиков и других фигур).

Информацию подготовила учитель-логопед Оганесян М. К. 26.11.13

Советы логопеда:

  • развивайте челюстные мышцы и мышцы языка ребенка. Приучайте детей эффективно пережёвывать грубую пищу, полоскать рот, надувать щёки, и т.д. /li>
  • разговаривайте с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не используйте «детский язык».
  • каждый день читайте ребенку короткие стихи и сказки.
  • чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы.
  • говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
  • выполняйте несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель — заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
  • не перегружайте ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
  • используйте упражнения для развития мелкой моторики.

Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно, произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью. Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей.

Уважаемые родители!
Будьте лучшими помощниками ваших детей.

Если ваш ребёнок посещает логопедический кабинет, знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребёнка и его родителей.

Исправление звуков проводится поэтапно:

  • 1-й этап – подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
  • 2-й этап – постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);
  • 3-й этап – автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
  • 4-й этап – дифференциация (в случаях замены одного звука другим).

Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки. Чтобы добиться свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться.

Потренируйтесь, пожалуйста, дома!

Если звук ещё не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику. Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определяйте место звука в слове (начало, середина, конец предложения), составьте предложения с данными словами, выполняйте домашние задания.

Источник: http://pin-gvin.my1.ru/load/vozrastnye_osobennosti_rechevogo_razvitija_detej_v_vozraste_5_let/1-1-0-40

Нормы развития речи у детей дошкольного возраста

Развитие речи ребенка — один из самых волнующих вопросов для родителей. Все мы знаем, что речь – это мощный и важный фактор и стимул развития ребенка.

Очень важно, чтобы родители знали, что является специфической особенностью для данного возраста,  что отклонением от правильного развития речи, а что относится к ее расстройствам.

Чтобы увидеть, есть ли проблемы у ребенка и в чем они заключаются, необходимо сопоставить развитие речи в норме с тем, как протекает речевая деятельность Вашего ребенка.

 Период младенчества. Уже с первых месяцев жизни посредством непосредственно-эмоциональной формы общения с окружающим миром у ребенка складывается коммуникативная потребность: интерес к взрослому, эмоциональное отношение к нему, формируется избирательное внимание к речи окружающих.

В норме у ребенка в 2-3 мес. появляется гуление. Оно приходит на смену крику. Это этап активной подготовки речевого аппарата к произношению звуков. Одновременно осуществляется процесс развития понимания речи, малыш учится управлять интонацией. В 7-9 мес. появляется лепет.

Ребенок произносит серии одинаковых слогов: «дя-дя-дя», «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».

К концу первого года жизни в эмоционально значимой ситуации малыш выражает свом желания, намерения речевыми средствами. Появляется несколько осознанно употребляемых ребенком слов.

Это двусложные слова, состоящие из одинаковых слогов: «мама», «баба», «дядя», бах, ав-ав, би-би, на, дай, там, и т.д.…

         Уже на первом году жизни внимательное наблюдение за развитием ребенка помогает определить, существуют ли основания для беспокойства: — Ребенок не реагирует на звуки, для него характерно однообразное гуление — Не формируется избирательное внимание к речи окружающих

— Отсутствие или рудиментарность лепета (нет отраженного лепета), невыполнение простых словесных команд, отсутствие подражательных игровых действий

— Ребенок не реагирует на свое имя; отмечается отсутствие лепетных слов. После года развитие речи идет стремительно. Ребенок все больше и больше произносит осмысленных звукосочетаний, слов. Ребенок в процессе общения просит, указывает, требует и сообщает. Язык мимики и жестов начинает постепенно угасать.

К полутора годам дети могут показать некоторые части тела, выполняют простые инструкции, понимают содержание несложных рассказов по сюжетным картинкам. Между полутора и двумя годами появляются предложения, состоящие их двух и трех слов. У большинства детей к празднованию второго дня рождения или несколькими месяцами позже происходит настоящий «взрыв» развития речи.

Быстро увеличивается его словарный запас (к 2 годам активный словарь составляет 300-400 слов), слова приобретают обобщающее значение, появляются глаголы и другие части речи, которые употребляются в различных грамматических формах, предложение состоит из нескольких слов. К концу второго года жизни речь становится основным средством общения.

На третьем году жизни дети рассматривают в книжках картинки, слушают (5-10 минут) истории, понимают значение слов большой, маленький. У них увеличивается не толь¬ко запас общеупотребительных слов, но и появляется стремление к словотворчеству: изобретаются новые слова.

К трем годам возникает потребность в самостоятельности, стремление действовать независимо от взрослых, развивается самооценка. Это находит отражение в речевом поведении, в выборе лексических и эмоционально-выразительных средств. Ребенок начинает говорить о себе в первом лице. К этому времени активный словарь ребенка включает до 1500 слов.

Совет

Вместо простой двухсложной фразы он начищает использовать развернутые предложения. К трем годам ребенок использует все части речи и строит полные грамматически оформленные предложения.

Основания для беспокойства:

— Стойкое и длительное по времени отсутствие речевого подражания новым для ребенка словам. (Такая остановка может быть и при нормальном развитии речи, но не долее полугода после появления первых трех-пяти слов.

) — При появлении речевого подражания ребенок, как правило, воспроизводит часть вместо целого слова или искажает его, использует аморфные слова. Например: дека — девочка, пику — купи, пэха — хлеб. — Ребенок не строит из накопленных слов предложений. Не появляются глаголы.

— Ребенок строит предложения, но их грамматическое оформление грубо искажено, например: Аня хочет нет — Я не хочу.

— Не говорит о себе в первом лице, не пользуется местоимением «Я».
— Во время речи кончик языка высовывается между зубами. Звуки произносятся с «хлюпаньем»,

имеют носовой оттенок.

4 года. В речи четырехлетнего малыша уже встречаются сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, употребляются предлоги по, до, вместо, после, союзы что, куда, сколько. Словарный запас 1500-2000 слов, в том числе слова, обозначающие временные и пространственные понятия.

Ребенок правильно произносит свистящие и шипящие звуки . Исчезает смягченное произношение согласных. 5 лет. К пяти годам запас слов у ребенка увеличивается до 2500-3000. Он активно употребляет обобщающие слова («одежда», «овощи», «животные» и т.п.), называет широкий круг предметов и явлений окружающей действительности.

В словах уже не встречаются пропуски, перестановки звуков и слогов; исключение составляют только некоторые трудные незнакомые слова (экскаватор). В предложении используются все части речи. Ребенок овладевает всеми звуками родного языка и правильно употребляет их в речи.

В период от 5 до 7 лет словарь ребенка увеличивается до 3500 слов, в нем активно накапливаются образные слова и выражения, устойчивые словосочетания (ни свет ни заря, на скорую руку и др.) Усваиваются грамматические правила изменения слов и соединения их в предложении.

В этот период ребенок активно наблюдает за явлениями языка: пытается объяснить слова на основе их значения, размышляет по поводу рода существительных.

Таким образом развивается языковое и речевое внимание, память, логическое мышление и другие психологические предпосылки, необходимые для дальнейшего развития ребенка, его успешного обучения в школе. ПРОЯВЛЕНИЯ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ в дошкольном возрасте:

• Нарушения звукопроизношения: неправильное артикулирование звуков, пропуски, замена звуков

  • Нарушение слоговой структуры слова – пропуски, перестановки слогов в слове
    •  Лексические недостатки: бедный словарный запас, непонимание значение и смысла слов
  • Неправильное грамматическое оформления высказывания. •   Затруднения в пересказывании, построении самостоятельного связного высказывания

    •  Темпо-ритмические недостатки: ускоренный или замедленный темп речи, запинки, спотыкание, необоснованные остановки в речи, скандирование (послоговое произнесение) слов

Уважаемые родители!

В данной теме представлены показатели развития речи в разные возрастные периоды. Это возрастные нормы, на которые ориентируются специалисты при определении уровня речевого развития ребенка. Это усредненные нормы. К ним надо стремиться и ориентироваться на них. Но это не значит, что все показатели обязательно должны быть именно такими. Ваш малыш неповторим.

Он имеет право развиваться в своем темпе. Ваша задача, как родителей, помочь ему двигаться в нужном направлении, и при необходимости вовремя оказать ему нужную помощь.

НО: Если Вы заметили те или иные значительные отклонения в речевом развитии ребенка – ДЕЙСТВУЙТЕ! Возможно, Вашему ребенку необходима помощь специалистов: логопедов, дефектологов, неврологов, детских врачей – психиатров.


Помните о том, что любое нарушение всегда легче вовремя предупредить, чем исправлять!

Материал подготовила учитель-логопед Глушко Л.А.

Источник: http://ds43.nevinsk.ru/?p=2228

Ссылка на основную публикацию