Подготовка руки к письму, или тренировка будущего ученика

Подготовка руки будущего первоклассника к письму

Методические рекомендации по подготовке руки будущего первоклассника к письму и её развитию в процессе обучения.

Одним из программных требований начальной школы является выработка каллиграфического навыка письма.

Что такое каллиграфия? Каллиграфия – искусство писать чётким красивым почерком (из «Словаря русского языка» С.И.Ожегова).

В методическом обеспечении учебно-воспитательного процесса существует документ «Норма оценок и отметок….», в котором указано, что при выполнении письменных работ ставится отдельная отметка за каллиграфию, аккуратность выполнения работы.

Обратите внимание

Отсюда следует, что в начальной школе вопрос о выработке каллиграфического навыка письма является одним из главных на протяжении 4-х лет обучения.

С другой стороны, у первоклассников ещё слабо развиты мелкие мышцы кисти, на которые падает основная нагрузка при письме, так как

  • не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев;
  • низкая выносливость детей 6-7 лет к статическим нагрузкам.

Отсюда следует, что прежде чем ребёнка учить писать, необходимо подготовить его руку к письму, потренировать мелкие мышцы кисти, укрепить их.

Необходимо уделить внимание вопросу о детях, пишущих левой рукой.

  • Это не патология, а особая организация работы мозга. Учёные установили, что 90% людей- правши, 10%- левши.
  • Нельзя переучивать ребёнка, иначе, изменяя ведущую руку, мы неизбежно вызываем перестройку в деятельности мозга.
  • К пяти годам у ребёнка уже формируется стойкое предпочтение руки в процессе деятельности. Есть специальные методики выявления ведущей руки у детей дошкольного возраста.

К организации процесса письма предъявляются определённые требования, которые должны соблюдаться и в школе, и дома при организации домашней работы в обязательном порядке.

Требования к организации процесса письма.

№1. Ручка шариковая определённого типа (показать), без автоматической защёлки, цвет фиолетовый или синий. Желательно, с тонким наконечником стержня. Необходимо следить за правильным положением ручки в руке (показать).

№2. Стол, за которым ребёнок будет делать уроки

  • подобран по росту ребёнка;
  • свет при письме падает слева;
  • обе руки лежат на столе, левая поддерживает тетрадь;
  • тетрадь лежит всегда наклонно.

№3. Существуют определённые нормы выполнения письменных работ. Они соответствуют физиологии ребёнка 6-7 лет.

  • объём записи 5-6 строк, а не 1-2 страницы.
  • «чистое» письмо не должно превышать 20 минут с обязательными перерывами.
  • непрерывное письмо – 3-5 минут, а не до тех пор, пока ребёнок не напишет страницу.
  • во время 20 минут письма должно быть 3 физминутки, включающие упражнения для глаз, головы, шеи, предплечий, пальцев.
  • пальчиковая гимнастика перед началом письма (массаж, имитация движений рук при игре на пианино, арфе, гитаре; покормить кур, посолить яйцо, сжимать в кулачок пальцы и разжимать; имитация поглаживания кошки и т.д.)

Приёмы подготовки руки будущего первоклассника.

А теперь остановимся на вопросе о том, как до обучения написания букв ( до 1 сентября) подготовить руку ребёнка.

Родители НЕ ДОЛЖНЫ САМИ учить детей до школы писать буквы. Не владея методикой обучения письму, вы научите неправильно, и ребёнка надо будет переучивать. Это очень сложный процесс.

Задача родителей: подготовить руку ребёнка, развивать мелкую моторику, т.е. мелкие движения кисти.

Что же нужно делать родителям?

  1. Научить держать правильно ручку. Чем раньше ребёнок взял ручку и ей рисует, обводит, тем твёрже становится его движения при письме и меньше устаёт рука. Кисти рук надо постоянно тренировать.

  2. Работа детей с мозаикой, когда мелкие детали вставляются в ячейки.

  3. Перекладывание гороха в узкий сосуд.

  4. Игра «Золушка». Смешать горох и рис, и перебирать в 2 тарелочки (опять пальчики берут мелкие детали).

  5. Теневой театр (различные комбинации пальцев, изображающие животных, людей на тени).

  6. Игра «Угадай предмет». В шапку или в мешок кладутся разные мелкие предметы. Ребёнок нащупывает предмет и отгадывает его наощупь.

  7. Массаж пальцев.

  8. Работа с пластилином.

  9. Оригами (складывание из бумаги различных предметов).

  10. Работа с ножницами (вырезание кругов, овалов, фигур с закруглениями, с мелкими деталями). Можно проверить ребёнка: если ребёнок хорошо вырезает круг, рука развита.

  11. Упражнения, непосредственно готовящие руку ребёнка перед школой:

– работа с трафаретом (обводить ручкой, а не карандашом)

-штриховка фигур, обведённых по трафарету тоже ручкой, штриховка различная. Можно штриховать раскраски.

– рамки и вкладыши Монтессори по книге Б.П.Никитина «Ступеньки к творчеству». Идея взята из трудов известного итальянского педагога Марии Монтессори.

Ей удавалось с помощью ряда своеобразных заданий и умелого применения принципа саморазвития, когда малыш занимается сам, так успешно влиять на развитие умственно отсталых детей, с которыми она занималась, что к моменту поступления в школу они по своему развитию даже превосходили нормальных детей. Тогда это так поразило её, что она писала: «…что же надо делать с нормальными детьми, чтобы они стали слабее моих несчастных?».

Основная задача рамок и вкладышей заключается в следующем: они готовят детей к овладению письмом и рисованием, дают «твёрдость» руки и т.д. С ними можно работать с 1,5-2 лет.

Подводим итог вышесказанному. Почему такое серьёзное внимание уделяется подготовки руки?

а) Развитая рука- залог успешности в учёбе ребёнка.

б) Проведённые исследования и наблюдения показали, что степень развития движений пальцев соответствует развитию речи ребёнка.

в) Развитие мелкой моторики пальцев подготавливает почву для последующего формирования речи.

Коррекционная работа по развитию мелкой моторики.

У детей с общим недоразвитием речи часто наблюдается отставание в развитии двигательной сферы. Обращают на себя внимание и особенности мелкой моторики пальцев рук.

Плохая моторика пальцев рук даёт и низкие результаты при выполнении многих заданий в период обучения грамоте:

  • Обвести фигуру или букву по образцу;
  • Нарисовать по образцу;
  • Выполнить бордюр в прописи;
  • Списать букву, слоги, слова, предложения.

При выполнении подобных заданий ребёнок быстро устаёт, у него падает работоспособность. Поэтому на каждом уроке ежедневно я уделяю время на развитие мелкой моторики обязательно с сопровождением речи.

Небольшие стихи, считалки, загадки, песенки помогают развивать словарный запас, фразеологическую речь, осмысливать то, что дети произносят вслух.

Действия пальцев и речь соответствуют тому, что требует учитель от детей.

Упражнения для развития тонкокоординированных движений кисти и пальцев рук.

Речь Движение рук, пальцев
Раз, два, три, четыре, пять.На другой руке опять.Раз, два, три, четыре, пять.Десять пальцев- пара рук.Разве мало это, друг?Десять пальцев- пара рук.Вот твоё богатство, друг! На обеих руках пальцы считаются и разжимаются, начиная с мизинца левой руки.Поднимается правая рука, счёт идёт с большого пальца.Обе руки поднимаются вверх и скрепляются вместе в кулак, затем разводятся, как бы приветствуя кого-то.
Мы руки опускаем.Мы руки подаёмИ бегаем кругом. Трясём, поднимая руки вверх и опуская вниз.Руки «здороваются» (левая с правой).Имитируем скреплёнными руками круговые обороты.
  1. Раз, два, три, четыре, пять-

Начинаем мы считать.Это- котик вытри ротик.Это- носик хитрый носик.Это- ёжик- ворчунишка.Это- Мишка- топотышка.Это- Зайка- убегай-ка.Кот последний, догоняй-ка!

Счёт ведется с большого пальца, руки подняты вверх.Большим пальцем обводим вокруг рта.Указательным пальцем трогаем нос.Средний палец сгибается и разгибается.Безымянный палец сгибается и разгибается, одновременно переставляем левую и правую ноги, покачиваясь (как будто идёт медведь)Поднимаем обе руки, мизинцами трогаем уши (как будто шевелятся уши зайца)Дети быстро садятся за парты.
Будет очень он хорош.Будем резать мы припасы:Масло, соль, хлеб и колбасы,Помидоры, огурцы.Угощайтесь! Молодцы! Левая рука лежит на парте, правая как бы точит левую руку, потом руки меняются местами.Руками словно что-то режут. Называя продукты, массажируем каждый пальчик.Руки разводим в разные стороны, пальцы сжимаем и разжимаем.
Кто его открыть бы смог?Покрутили, покрутили,Постучали, постучали.И открылся замок! Кисти рук сцеплены.Имитация «замка».Вращение сцепленными кистями.Постукивание ладошками при сцепленных пальцах.Пальцы расцепляются.
  1. Раз, два, три, четыре, пять.

Пальцы в лес пошли гулять.Этот пальчик в лес пошёл.Этот пальчик гриб нашёл.Этот пальчик чистить стал.Этот пальчик жарить стал.Этот пальчик всё съел-Оттого и потолстел.

Разжимаем и сжимаем пальцы.«Ходьба» пальчиками.Массируем мизинец.Массируем безымянный палец.Массируем средний палец.Массируем указательный палец.Массируем большой палец.
  1. Этот пальчик хочет спать.

Этот пальчик- прыг в кровать.Этот пальчик прикорнул.Этот пальчик уж уснул.Тише, пальчик, не шуми,Братиков не разбуди.Встали пальчики, ура!В школу нам идти пора!

Массируем большой палец.Массируем указательный палец.Массируем средний палец.Массируем безымянный палец.Массируем мизинец.Пальцы разжали.«Ходьба» пальцами.
Кто живёт в моей квартире?Папа, мама, брат, сестра,Кошка Мурка, два котёнка,Мой щенок, щегол и я.Вот и вся моя семья! Разжимаем и сжимаем пальцы.Массируем каждый палец поочерёдно, начиная с большого пальца.«Ходьба» пальчиками.
Безымянный ел калину,Ну а средний- землянику,Указательный- клубнику.Ням- ням, ням- ням! Массируем каждый пальчик согласно тексту.Сжимаем и разжимаем пальчики или вращаем кисти рук.
  1. Этот пальчик самый сильный,

Самый толстый и большой.Этот пальчик указательный,Говорит он всем: «Внимательно!»Этот пальчик самый длинный,И стоит он в середине.Этот пальчик безымянный,Он избалованный самый.А мизинчик хоть и мал,Но проворен да удал.

Массируем каждый пальчик согласно тексту.

Источник: https://multiurok.ru/files/podghotovka-ruki-budushchiegho-piervoklassnika-k-p.html

10 эффективных упражнений для развития навыков письма у дошкольников

С распространением компьютеров почерк многих людей испортился: уж больно редко нам приходится писать что-то от руки, отвыкаем.

Но нашим деткам умение аккуратно, разборчиво и быстро писать понадобится для школьного обучения. И не секрет, что отличная графомоторика – предпосылка хорошего речевого развития.

Предлагаем десятку упражнений для развития навыков письма у дошкольников – выбирайте по нраву и настроению!

  • Штриховка прямыми, прерывистыми, волнистыми и зигзагообразными линиями во всех направлениях. Заштриховывать обычные квадратики скучно, зато интересно делать дождик из тучки, чешуйки на рыбке, иголки на ежике. Для штриховки необязательно распечатывать шаблоны или покупать журналы, можно задействовать ее в ходе рисования карандашами и фломастерами: пусть у мишки будут штанишки в горизонтальную полоску, на елке появятся гирлянды, зебра приобретет характерный для нее окрас.
  • Графический диктант. Раньше такое непростое упражнение предлагали только школьникам, сегодня же с ним успешно справляются даже тренированные четырехлетки. Задание к такому диктанту можно скопировать в Интернете или составить самостоятельно, если перед глазами имеется рисунок по клеткам. Конечно же, ребенку будет интересней создавать какой-то законченный предмет, чем абстрактную и бессмысленную ломаную линию.

Выполняется графический диктант так. На листе бумаги с бледной сеткой (чтобы хорошо был виден карандаш) начинаем рисование с указанного места. Ручки и фломастеры использовать не рекомендуется, потому что вероятные ошибки ластик не исправит.

Диктуем медленно, чтобы дошколенок успевал проводить отрезки: одна клетка вверх, две клетки вправо, две клетки вниз и т.д. Желательно, чтобы получившееся изображение было легко узнаваемым и понятным для раскрашивания.

Сетки для графических диктантов с заданиями можно распечатать из Интернета.

Полезно для развития глазомера и восприятия пространства делать обратные графические диктанты: проговаривать схемы готовых картинок.

  • Зеркальное рисование. Сделать симметричную копию половинки предмета – довольно трудоемкая задача, которая предлагается по достижении четырех лет и старше. Изображение может быть простым (полукруг) и более сложным, многокомпонентным (половинка домика, дерева, лица). 
  • Пишем и рисуем через копировальную бумагу. Черная и цветная копирка – принадлежность, неизвестная большинству современных детей. А ведь писать под копирку не так легко, как просто на страничке. Нужно аккуратно придерживать, чтобы ничего не сдвинулось, регулировать силу нажима, чтобы отпечаток был ярким. Попробуйте порисовать с ребенком через копирку, соединив два листа канцелярскими скрепками – дошколенку наверняка понравится эта новая задача. Можно не писать, а допустим, переводить из книжки черно-белые иллюстрации к сказкам и потом их раскрашивать.
  • Переводим картинки на оконном стекле. Еще одно полезнейшее умение из нашего детства, когда не было возможности создавать копии при помощи техники. К стеклу прикладывается картинка с контрастными контурами, поверх нее – чистый лист писчей бумаги. Просвечивающееся изображение обводится карандашом. Продаются и готовые рисовальные наборы с безопасным прозрачным стеклопластиком.
  • Копирование рисунков. Задача – создать точно такое же изображение, как на образце. Первоначально предлагаем копирование по точкам (пунктиру), чуть позже – на пустой части листа. Помимо дублирования предметов и сюжетных картинок, можно делать копии произвольных фигур, нарисованных на точечном поле.
  • Обводилки и лабиринты бывают очень разными и важно подобрать тот вариант, который заинтересует ребенка. Не всем нравится обводить контуры предметов по точкам. Вести карандашом по тропинке – занятие куда более увлекательное, потому что имеет для ребенка обозримую цель – добраться до финала, провести рисованного персонажа к нужному ему месту. Помимо графических навыков, лабиринты развивают внимание, пространственное мышление, усидчивость. Самые любимые и сложные картинки запаивают в пленку и после занятия очищаются от фломастера влажной салфеткой. Их можно дополнять новыми цветными деталями (цветочки на обочине, камешки и гусеницы на дороге), использовать как игровое поле для маленьких игрушек (человечков из «Лего», киндеровских зверушек).
  • Рисование по клеткам. Прямые и наклонные линии, квадраты, треугольники – в одной клетке на самом деле можно расположить много фигур. Стройные ряды рисунков и прописных элементов можно сохранять на фотографиях, примерно раз в квартал сравнивая результат детских стараний.
  • Прописи на линейках. Наклонные линии, элементы букв и цифр, флажки, дуги и овалы – ребенку приходится следить не только за формой прописываемых элементов, но также за наклоном и интервалом между ними. Прописи с интересными сюжетами на хорошей бумаге продаются в книжных магазинах и газетных киосках. Предлагать их стоит не раньше, чем ребенку исполнится пять полных лет: помимо хорошо развитой мелкой моторики, требуется завидное терпение.
  • Рисуем картинки по цифрам. Соединяя последовательно числа от первого до последнего, дошколенок создает картинку, угадать которую по точкам бывает непросто. Зато после рисования всех отрезков предмет вырисовывается ясно и отчетливо. В такой задаче всегда есть интрига, и от ребенка требуется внимательность, правильный счет, уверенное владение карандашом для проведения ровных линий.

Для успешного формирования навыков письма полезно рисовать буквы, цифры и геометрические фигуры в воздухе и воде, на песке, россыпи молотого кофе или манной крупы. 

Источник: https://mamere.ru/article/10-effektivnyh-uprazhneniy-dlya-razvitiya-navykov-pisma-u-doshkolnikov

Подготовка руки к письму

Подготовка руки к письму у детей дошкольников – процесс затяжной и сложный. Он имеет несколько этапов и начинается не в 6 или 7 лет, а с самого раннего возраста. Заниматься подготовкой малыша к письму нужно по той простой причине, что когда придёт время изучать этот навык, ребёнку будет легче. Он быстро освоит механические действия, принципы написания слов на бумаге.

Основные цели подготовки к письму детей 5-6 лет

В развитии навыков взрослые стремятся добиться от ребёнка, чтобы он писал красиво. Однако идеальный почерк – это второстепенная задача. Более важные цели в подготовке руки к письму у детей дошкольников:

  • развивать мышцы на руках;
  • развить подвижность пальчиков — мелкую моторику;
  • научить ребёнка понимать отличие между левой/правой стороной;
  • развить координацию и пространственную ориентацию;
  • научить удобно сидеть во время занятий письмом, держать осанку, правильно выкладывать руки;
  • развитие чувства ритма.

Такое простое занятие, как письмо, требует активного участия не только пальцев пишущей руки, но и кисти, предплечья, даже плеча. У дошкольников мышцы рук ещё могут быть слабо развиты, поэтому физическое развитие ребёнка 5-6 лет – одно из главных направлений подготовки руки к письму.

Почему важно развивать умение определять сторону (левую, правую), способность ориентироваться в пространстве? Одна из самых частых ошибок в письме – это неправильное воспроизведение букв (например, «Є» вместо «Э»).

Понимание понятий «левая сторона», «правая сторона» помогает избежать подобных промахов. Пространственное мышление – незаменимый навык в письме.

Он нужен для того, чтобы ребёнок смог писать строго в рамках очерченной строки, не выходить  за поля, чтобы его буквы не «прыгали».

Важно

Для многих, наверное, не понятно, как в списке главных элементов подготовки руки к письму детей 6-7 лет оказалось чувство ритма. Оно очень пригодится малышу, когда он будет писать диктанты. Именно от  ритма  зависит согласованность механического действия с текстом.

Кроме указанных способностей полезными в письме являются аккуратность и внимательность, старательность и целеустремлённость.

Развитие мелкой моторики в подготовке к письму

Графическим навыкам детей 6-7 лет научит в школе опытный педагог. Перед родителями пока только стоит задача подготовить детскую руку к предстоящей работе.

Какие задания для подготовки руки к письму практикуют в обучении дошкольников? Предлагаем несколько упражнений, которые понравятся любому малышу:

  1. Весёлая гимнастика для пальчиков. Это простые упражнения, их выполняют в сопровождении стихов. Они хорошо развивают моторику рук, помогают развитию речи и художественных задатков.
  2. Лепка. Польза от лепки пластилина, глины или теста очень велика. Занятие лепкой тренирует пальцы, делает сильными кисти рук. В то же время малыш учится усидчивости, развивает свои творческие таланты.
  3. Игры с бусинами и прочими мелкими предметами. Такую подготовку руки к письму хорошо сочетать с обучением устному счёту.
  4. Вырезание. Когда ребёнок научится пользоваться ножницами, его рука станет более крепкой, а движения – уверенными.
  5. Раскрашивание. В данном упражнении на подготовку руки к письму дети учатся держать ручку, чувствовать границы (пространственное мышление), укрепляют разные мышцы руки, двигая карандашом в разные стороны.

В принципе, любой вид прикладного творчества (оригами, пазлы, рисование, вязание, вышивание) полезен для развития моторики, подготовки руки ребёнка к письму.

Лучшие методы подготовки руки дошкольника к письму

Специалисты уверены, что самый сильный эффект в подготовке к письму оказывает рисование. Этот вид упражнений развивает целый комплекс следующих навыков, способностей, которые позже будут нужны малышу для освоения искусства письма и не только:

  • умение держать инструмент;
  • развитие координации, зрительного внимания;
  • синхронная работа полушарий (наглядно-образное, логическое и абстрактное мышление);
  • укрепление мышц пальцев и кистей рук и, в результате,  – активация мыслительных процессов, развитие речи, интеллекта.

Второй этап и эффективный способ подготовить ребёнка 6-7 лет к письму – тренировка навыков, используя специальные прописи. Занятия в таких тетрадях нужны для тренировки графических навыков, пространственного мышления, аккуратности.

Вообще, письмо требует от ребёнка высокой концентрации внимания и точности выполнения конкретных действий. Поэтому подготовка руки к письму в ходе подготовки к школе детей 5, 6 и 7 лет – это важная часть психического развития ребёнка. Ей нужно уделять особое внимание. От родителей требуется:

  • создать условия для нормального развития;
  • делать занятия по подготовке разнообразными и интересными;

не забывать хвалить кроху за старания.

Читать ещё:

Воспитание детей раннего возраста

Возрастные особенности детей 5 лет

Артикуляционная гимнастика для детей

Видео про Ментальную арифметику в Соробан

Назар из школы в Арсеньеве огромный молодец!

Анфиса из Ярославля считает и танцует!

Удовольствие от результата — главный мотиватор в обучении 

Источник: https://soroban.ru/blog/podgotovka-ruki-k-pismu/

Подготовка детей к письму упражнения

Обучение письму детей дошкольного возраста. Подготовка руки к письму

Краткое содержание: Обучение письму детей дошкольного возраста. Некоторые приемы подготовки руки к письму у дошкольника. Развитие мелкой моторики у детей.

Некоторые приемы подготовки руки к письму у дошкольника

– Развитие мелкой моторики руки. – Отработка дифференциации правых и левых частей тела.

– Формирование ориентации в окружающем пространстве.

Учить ребенка правильно сидеть при письме, правильно держать ручку и ориентироваться в пространстве необходимо начинать уже в подготовительный к школе период. Когда начнется непосредственное письмо – новая и трудная для ребенка деятельность, делать это гораздо труднее.

У детей, поступающих в первый класс, еще недостаточно развиты мышцы кисти руки, координация движений пальцев, предплечья и плечевой части пишущей руки.

Дети этого возраста еще плохо ориентируются в пространстве и на плоскости. Большинство из них путаются в различении правой и левой сторон тела, особенно по отношению к другим людям.

Наибольшие трудности выработки этого навыка – у леворуких детей.

Умение различать правую и левую стороны – это важная предпосылка для многих видов обучения. Поэтому отработке этого навыка необходимо уделять достаточное количество времени, проводя занятия с ребенком в виде различных игр и упражнений.

Для отработки дифференциации правых и левых частей тела можно рекомендовать следующие упражнения:

– Показать правую руку, затем левую. Если ребенок не может назвать левую руку, взрослый называет ее сам, а ребенок повторяет.

– Поднять то правую, то левую руку. Взять предмет то правой, то левой рукой.

– После уточнения речевых обозначений правой и левой руки можно приступить к различению других частей тела: правой и левой ноги, глаза, уха.

– Можно предложить и более сложные задания: показать левой рукой правое ухо, показать правой рукой левую ногу и т.д.

Отработав представления о правой и левой сторонах тела, можно перейти к формированию ориентировки в окружающем пространстве, например:

– Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку: Покажи, какой предмет находится справа от тебя или Положи книгу слева от себя . Если ребенку трудно выполнить это задание, следует уточнить, что справа – это ближе к правой руке, слева – ближе к левой.

– Определение пространственных соотношений между двумя-тремя предметами или изображениями.

– Ребенку предлагается взять правой рукой книгу и положить ее возле правой руки, взять левой рукой тетрадь и положить у левой руки. Далее ребенку задается вопрос: Где находится книга, справа или слева от тетради?

– Ребенку предлагается положить карандаш справа от тетради; положить ручку слева от книги; сказать, где находится ручка по отношению к книге – справа или слева; где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева.

– Берутся три предмета. Ребенку предлагается положить книгу перед собой, слева от нее положить карандаш, справа – ручку и т.д.

Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны как для леворуких, так и для праворуких детей:

– Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки-раскраски. Раскрашивая любимые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.

– Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.

– Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.

– Существует интересный способ развития пальцев руки – отщипывание. От листа бумаги дети кончиками пальцев отщипывают клочки и создают своего рода аппликацию.

– Кроме того, можно порекомендовать нанизывание бус на нитку, застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.

– Е.Н. Потапова предлагает оригинальный способ развития руки. Одновременно с развитием моторных, мускульных возможностей пальцев руки ребенка необходимо знакомить с образом той или иной буквы, создавая в памяти ее модель.

Для этого необходимо из самой мелкой наждачной бумаги (или бархатной) вырезать буквы и наклеить их на лист картона. Указательным пальцем ведущей руки ребенок обводит контуры букв, запоминает их образы и элементы.

Совет

Работа по восприятию формы буквы через тактильные (осязательные) и кинестетические (двигательные) ощущения была впервые предложена итальянским педагогом М. Монтессори и получила распространение уже в 20-е годы.

Готовя ребенка к школе, можно проводить еще и такие задания. Детям предлагаются карточки с различными фигурами (квадрат, круг, точка, крестик) и задания к ним. Например:

– Написать букву (нарисовать фигурку) справа или слева от вертикальной линии.

– Положить кружок, справа от него – нарисовать крестик, слева от крестика поставить точку.

– Нарисовать точку, ниже точки – крестик, справа от точки – кружок.

– Нарисовать квадрат, справа от него – крестик, выше крестика поставить точку.

– Определение правой и левой сторон предмета. Взять книгу обеими руками, а затем показать правую и левую сторону книги. Определить правую и левую сторону предмета, который лежит на столе.

Уважаемые родители и педагоги! Если вы еще не знаете о существовании сайта – games-for-kids.ru, то мы очень рекомендуем вам его посетить прямо сейчас. Это лучший в интернете сайт с невероятно большим количеством бесплатных развивающих игр и упражнений для детей.

Здесь вы найдете игры на развитие мышления, внимания, памяти у дошкольников, упражнения на обучение счету и чтению, поделки, уроки рисования и многое другое. Все задания разработаны при участии опытных детских психологов и педагогов-дошкольников.

Если вас интересует тема обучения детей письму, обязательно посмотрите специальный раздел сайта Прописи для дошкольников

Обратите внимание

Будущим первоклассникам и их родителям очень важна подготовка руки к письму, это нам писать -вполне обычное непримечательное занятие, а для шестилетки письмо -это настоящий труд. Школа же сейчас предъявляет все большие и большие требования к поступающим ученикам и в плане письма, и в плане развития навыков речи, чтения.

Поэтому, хочешь -не хочешь, но у ребенка стоит развить навыки письма заблаговременно, ибо в классе будет столько отвлекающих факторов, немалая эмоциональная нагрузка, а тут еще слабенькие кисти, неразвитые мышцы руки будут ощутимо болеть, если навалить на них сразу 3-4 часовые напряженные занятия. Усталость, эмоциональное выгорание, постоянное напряжение и, как следствие, нарушение почерка. исчезновение мотивации к учению.

Какие же основные проблемы дошколят при овладении письмом

  • неумение держать строчку, она уходит или вверх или вниз (и это еще не особенности характера, проявляемые в почерке, просто трудно долго выдержать напряжение, стресс )
  • быстро снижается темп занятий, начало быстрое, потом все медленнее и медленнее пишет ребенок
  • скорая потеря интереса к занятию письмом
  • не получается написать букву правильно и ребенок огорчается, а если родитель еще начинает ругать
  • быстрая усталость (лучше разделить занятия на пятнадцатиминутки, прерываемые отдыхом или спокойным занятием игрой)

В прошлой статье мы подробно рассматривали пальчиковые игры. вот они то и окажут родителям и дошколятам неоценимую помощь. Мало того, что они способствуют развитию речи, они так же развивают мелкую моторику и подготавливают маленькую ручку вашего ребенка к школьным нагрузкам по письму.

Овладение навыком письма -довольно длительный и трудоемкий процесс, поэтому, чтобы ребенок не утратил интерес к обучению, стоит подойти к организации занятий по письму творчески.

Не скучно писать одну строчку за другой, а придумать систему поощрений и наград за успешно пройденные уроки. И речь вовсе идет не о карманных деньгах.

поощрения бывают разные -прогулка в конкретном месте, поход в кино, приглашение гостей к ребенку

Подготовка руки к письму -упражнения

Способствует развитию навыков письма у ребенка штриховка, раскрашивание, узор по контуру, дорисовывание симметрии к фигуре, копирование простых фигур .

  • соединяем точки, чтобы получились фигуры

У меня много таких разных заданий для подготовки к письму имеется. Как же без этого.
Но как учитель начальных классов хочу заметить, что многие учителя хотели бы, чтобы к ним уже пришли подготовленные ученики. Однако это не требование, а желание.

И если ко мне в класс придет ребенок, который еще не пишет и не читает, от меня не будет никаких претензий ни к нему, ни к его родителям, потому что научить ребенка этому -моя задача как первого учителя. И сравнивать успехи одного ребенка с другим я не буду.

Надеюсь, что так же, как и я, считают и другие учителя.

Благодарю за прекрасно подобранный материал, как учитель начальной школы подтверждаю, что без подготовки детской руки, в первом классе очень много образуется проблем, причем не только у ребенка, но и у учителя, и у родителей.

Обратите внимание

Будущим первоклассникам и их родителям очень важна подготовка руки к письму, это нам писать -вполне обычное непримечательное занятие, а для шестилетки письмо -это настоящий труд. Школа же сейчас предъявляет все большие и большие требования к поступающим ученикам и в плане письма, и в плане развития навыков речи, чтения.

Поэтому, хочешь -не хочешь, но у ребенка стоит развить навыки письма заблаговременно, ибо в классе будет столько отвлекающих факторов, немалая эмоциональная нагрузка, а тут еще слабенькие кисти, неразвитые мышцы руки будут ощутимо болеть, если навалить на них сразу 3-4 часовые напряженные занятия. Усталость, эмоциональное выгорание, постоянное напряжение и, как следствие, нарушение почерка. исчезновение мотивации к учению.

Какие же основные проблемы дошколят при овладении письмом

  • неумение держать строчку, она уходит или вверх или вниз (и это еще не особенности характера, проявляемые в почерке, просто трудно долго выдержать напряжение, стресс )
  • быстро снижается темп занятий, начало быстрое, потом все медленнее и медленнее пишет ребенок
  • скорая потеря интереса к занятию письмом
  • не получается написать букву правильно и ребенок огорчается, а если родитель еще начинает ругать
  • быстрая усталость (лучше разделить занятия на пятнадцатиминутки, прерываемые отдыхом или спокойным занятием игрой)

В прошлой статье мы подробно рассматривали пальчиковые игры. вот они то и окажут родителям и дошколятам неоценимую помощь. Мало того, что они способствуют развитию речи, они так же развивают мелкую моторику и подготавливают маленькую ручку вашего ребенка к школьным нагрузкам по письму.

Овладение навыком письма -довольно длительный и трудоемкий процесс, поэтому, чтобы ребенок не утратил интерес к обучению, стоит подойти к организации занятий по письму творчески.

Не скучно писать одну строчку за другой, а придумать систему поощрений и наград за успешно пройденные уроки. И речь вовсе идет не о карманных деньгах.

поощрения бывают разные -прогулка в конкретном месте, поход в кино, приглашение гостей к ребенку

Подготовка руки к письму -упражнения

Способствует развитию навыков письма у ребенка штриховка, раскрашивание, узор по контуру, дорисовывание симметрии к фигуре, копирование простых фигур .

  • соединяем точки, чтобы получились фигуры

У меня много таких разных заданий для подготовки к письму имеется. Как же без этого.
Но как учитель начальных классов хочу заметить, что многие учителя хотели бы, чтобы к ним уже пришли подготовленные ученики. Однако это не требование, а желание.

И если ко мне в класс придет ребенок, который еще не пишет и не читает, от меня не будет никаких претензий ни к нему, ни к его родителям, потому что научить ребенка этому -моя задача как первого учителя. И сравнивать успехи одного ребенка с другим я не буду.

Надеюсь, что так же, как и я, считают и другие учителя.

Благодарю за прекрасно подобранный материал, как учитель начальной школы подтверждаю, что без подготовки детской руки, в первом классе очень много образуется проблем, причем не только у ребенка, но и у учителя, и у родителей.

Источники: http://adalin.mospsy.ru/l_01_09.shtml, http://japsix.ru/podgotovka-ruki-k-pismu-uprazhneniya/

Комментариев пока нет!

Источник: http://orebenkah.ru/uprazhnenija-dlja-detej/podgotovka-detej-k-pismu-uprazhnenija.html

Как подготовить руку к письму: игры и упражнения

21 08 2017      NVL       Пока нет комментариев

Этот вопрос волнует родителей уже со второго года жизни ребёнка, а иногда и раньше.

И неудивительно: рисование развивает и моторику, и творческое начало; а умение держать карандаш и ручку очень пригодится в школе. Советы можно услышать самые разные.

От “надо сразу давать карандаш правильно” до “не трогайте ребёнка, подрастёт — сам научится”. Так кому же верить?

Об этом мы поговорим с экспертом — детским психологом Верой Шелеховой. Мы уже встречались с Верой на страницах сайта, когда рассказывали о тактильно-двигательных играх.

Сегодня займёмся развитием и укреплением пальчиков. Вас ждут

  • подробное описание этапов подготовки руки к письму и рисованию;
  • советы чем и когда рисовать, чтобы не отбить у ребенка желание;
  • игры (ссылка на странице) и упражнения (ссылка на странице) для подготовки руки к письму;
  • а также чек-лист: что должен уметь ребёнок от рождения до 3х лет делать руками.

Предоставляем слово эксперту.

Как научить ребенка правильно держать карандаш? Чем рисовать: мелками, карандашами или фломастерами? Посмотрим на эти и другие вопросы с точки зрения сенсомоторного развития.

Оно является фундаментом всего психического развития ребенка. Чем больше способов рисования попробует и освоит ваш малыш, чем разнообразнее по форме и фактуре будут материалы, тем легче ему будет правильно держать ручку и карандаш, рисовать и писать.

Этапы подготовки руки к письму и рисованию

К правильному, эргономичному и эффективному держанию карандаша ребенок идет постепенно, с первых месяцев жизни. Шаг за шагом он учится точно и эффективно владеть своим телом, своей рукой.

Сначала он тянется к погремушке. Поверьте, малышу не так-то просто её держать, вертеть … и даже кидать. Затем наступает очередь мелких объектов.

К году ребенок уже может брать большим и указательным пальцами (пинцетный захват) мелкие предметы и произвольно ронять их из раскрытой ладони и из пальцев руки. Думаете он просто балуется, кидая игрушку? Нет, он тренируется!

К полутора годам ребенок хорошо освоил поворот руки ладонью вверх, осуществляет точный захват предметов с помощью противопоставленных большого и указательного пальцев.

К 2-м годам он может схватить карандаш ладонью, в кулачок и рисовать вертикальные линии.

А к 2.5 годам появляется пальцевой захват карандаша и возможность рисовать круги. Начинается эпоха каля-маля!

Вы можете скачать чек-лист “Развитие детской руки от года до трех”,
нажав на кнопку

СКАЧАТЬ

Важно

Правильное положение карандаша – между большим, указательным и средним пальцами руки (пальцевый захват). Такое положение ребенок может освоить ближе к 3 годам. До этого возраста, ребенок, обычно, держит карандаш всей ладонью (ладонный захват).

Правильный захват карандаша вырастает из захвата пальцами маленьких предметов, из захвата щепоткой. Когда рука хватает “лапой”, кулаком, всей ладонью, взять карандаш правильно не получится. Для правильного захвата нужна более точная дифференцировка пальцев.

Что предложить для рисования?

Задача ребенка в первые годы жизни — оставлять следы: кашей, соком, супом — чем получится.

Мой сын открыл для себя рисование в год и два месяца. Он раздавливал чернику и рисовал пальчиком по столу.

На этом этапе лучше предложить малышу что-то безопасное и легко смываемое, например, морковный и свекольный сок. Для тренировки сенсорной чувствительности “краска” должна быть разной по фактуре: кисель (теплый и скользкий), пена для бритья (плотная, липкая, пахнет), овощной сок.

Когда этот этап освоен, и ребенок хорошо владеет двумя пальчиками, предложите ему рисовать квадратными мелками. Это действительно хороший способ перехода от ладонного к пальчиковому захвату. Сначала ребенок держит мелок кулаком, как будто лапой. И только позже, к 2-2.5 годам переходит захвату пальцами.

Теперь очередь треугольных карандашей. Такой карандаш «сам» правильно ложится в руку. В первом классе из обязательных требований учительницы моего сына было наличие у детей треугольных ручек. Чтобы не думать, как держать.

Если ребенок не хочет рисовать

Некоторые дети не проявляют интереса к рисованию, так как слишком трудно нажимать на карандаш, результат незаметен, неинтересно. Да, жёсткими карандашами рисовать трудно и не так просто качественно наследить.

Предложите мягкие толстые карандаши, восковые мелки, фломастеры, которые дают сочный сильный цвет. Это подтолкнёт ребенка к оставлению следов и рисованию.

А чтобы пальцы были сильнее, а детки умнее, не забывайте о мелкой моторике.

Готовимся правильно держать карандаш. Полезные упражнения

  1. Берём фасолинки и изюминки с ровной поверхности (например, со стола), с открытой ладони (при этом приходится подстраиваться под форму поверхности).
  2. Перебираем фасоль в банке двумя руками и каждой по очереди. Для этого банку с широким горлом на ⅔ заполняем фасолью.
  3. Находим в банке с фасолью похожие по размеру предметы.

    Можно начинать с более крупных: желудей, маленьких конфеток, стеклянных шариков, монеток, потом ищем и более мелкие – изюминки. Для тренировки захвата хороши спички, зубочистки или маленькие палочки (кусочки палочек для барбекю). Сначала ищем с открытыми глазами — смотрим, что и как достаем. Затем можно усложнить задачу и искать, не подглядывая.

  4. Солим еду (настоящую или игрушечную) крупной солью. Пальцы в щепотке чувствуют размер крупинок. Усиливает ощущение круговое движение пальцев при «солении».
  5. Перекладываем маленькие камушки, изюминки из одной емкости в другую.
  6. Играем в больницу. Больному нужно намазать рану мазью.

    Аккуратно выдавливаем крем из тюбика, ватной палочкой берем его и намазываем на рану. Тренируется сила напряжения, взаимодействие глаз-рука, тонкие, дифференцированные движения пальцев рук. Это одно из лучших упражнений для подготовки руки к письму!

Подражание – главная движущая сила в развитии ребенка до школы. Детям интересно, что и как делает взрослый.

Давай вместе! Существует прием «Рука в руке». Он может помочь правильно держать карандаш и освоить приемы рисования и письма.

Прием «Рука в руке»

Рисовать вместе удобней всего за столом, посадив ребенка на колени. Дети постарше работают сами рядом со взрослым. Кисти рук должны быть расслаблены. Перед занятием можно поиграть в одну из расслабляющих пальчиковых игр.

Вложите в руку ребенка карандаш (кисточку, ручку) правильным способом в пальчиковом захвате. Своей рукой обнимите руку ребенка с карандашом. Для вас карандашом становится рука ребенка. Теперь рисуйте привычным для вас способом. Рука ребенка будет следовать за вами. Ребенок может вырывать руку – я сам! Конечно сам! Вот как у тебя получается, ты сам держишь карандаш ровно и правильно!

Можно прием «рука в руку» использовать и в обратную сторону. Когда вы берете карандаш в руку, чтобы писать или рисовать, а ребенок свою руку кладет на вашу сверху. Вы пишите, а его рука следует за вашими движениями. Ребенок через руку считывает, сканирует ритм и скорость движения, улавливает моторику письма.

Такое рисование и писание дает очень интересное совместное проживание деятельности. Я и сам, и вместе с мамой! Разделенная радость удваивается!

“Мы писали, мы писали, наши пальчики устали…”

Даже немножко порисовать с непривычки бывает сложно, руки устают, желание пропадает. Удержание карандаша требует достаточно высокого напряжения мышц. Трудности с правильным удержанием могут быть связаны с недостаточным тонусом руки.

Можно встретить “кисти–тряпочки”, трудно удерживающие, плохо манипулирующие предметами. Тогда требуется особенно много сил, чтобы удержать руку в напряжении. От этого легко устать и истощиться.

Поможем нашим малышам стать сильнее… поиграем!

А в игре потренируем расслабление и напряжение кистей рук. Такие игры будут полезны и школьникам. Не зря в первом классе наша старенькая учительница по нескольку раз за урок заставляла весь класс оставлять ручки и играть, как я теперь понимаю, в пальчиковые игры.

Игра от старенькой учительницы

Мы писали, мы писали,

наши пальчики устали (энергично сжимаем и разжимаем кулаки).

Мы немножко отдохнем

и опять писать начнем (расслабленное потрясывание раскрытыми кистями рук).

Игры на укрепление руки и пальцев

Игра «Гром, туча, дождик»

Тук-тук, сткукатук, раздается громкий звук.(стучим кулачок о кулачок)
Туча налетела, дождиком запела(раскрываем ладони, пальцы напряжены, растопырены)
Дождик, дождик, кап-кап-кап,  Ты не капай сильно так (трясем расслабленными ладонями).Дождик, дождик льется,
В руки не дается (хлопаем в ладоши).Хвать! Поймали дождик!

Игра «Волк идет»

 Волк идет, волк идет (стучим по столу кулачками)
 Лисичка бежит, лисичка бежит(скользящие движения по столу, как гладим),
 Прыг-скок, прыг-скок, скачет зайка серый бок(хлопаем по столу раскрытой ладонью)
 Паучок ползет, ползет, в гости в Саше приползет(стучим пальчиками по столу).

Игра с фасолью

В банке (коробке) с широким горлом перебираем фасоль. Набираем полные горсти фасоли, раскрываем ладонь и высыпаем. Взял – отдал, напряг – расслабил.

Играйте, упражняйтесь, творите и… стимулируйте сенсомоторное развитие вашего ребенка.

Радости и удовольствия вам от творчества!

Вера Шелехова,
детский психолог

Источник: http://risuem-i-igraem.ru/kak-podgotovit-ruku-k-risovaniyu-i-pismu

Подготовка руки ребенка к письму

Подготовкарукиребенкакписьму.

Традиционно обучение письму вызывает у детей наибольшие трудности. Проблемы, связанные с письмом, встречаются примерно у 70% учеников, поступивших в первый класс.

Формирование навыка письма – действительно сложная задача, для решения которой требуется соблюдение многих условий, тщательная отработка множества приёмов.

Ребёнку трудно удерживать внимание на нескольких направлениях одновременно: и тетрадь должна быть в правильном положении, и ручку не нужно слишком сжимать и давить. У ученика главная цель – написать букву (или слово), но контролировать все приёмы одновременно ему непросто.

Совет

Трудности в распределении внимания при письме продолжаются в течение длительного времени, пока некоторые приёмы не станут автоматизированными. Для этого и существуют постоянные упражнения.

О работе по развитию внимания мы уже говорили, теперь попробуем охарактеризовать процесс обучения письму как графическую задачу.

Для того чтобы обучение письму проходило успешно, помимо других важных задач, нужно решить вопрос с готовностью к письму непосредственно руки. Готова ли рука будущего первоклассника к письму, можно определить, оценив его тонкую моторику и координацию движений.

Что такое тонкая моторика? Это система разнообразных движений, в которых участвуют мелкие мышцы кисти руки. Сами собой эти движения не развиваются, требуется специальная тренировка. Если кисть ребёнка развита хорошо, писать он будет красиво, чётко, легко. Но, к сожалению, очень часто пальцы рук ребёнка оказываются слабыми.

Для родителей особенно важно знать, как развивать точные и достаточно сильные движения пальцев, активизировать работу мышц кисти. Прежде всего, нужно запастись пластилином, глиной для лепки – лепка замечательно воздействует на мелкую моторику.

Упражнения для кисти можно проводить на чисто бытовом уровне, например, застёгивать и расстёгивать пуговицы, пришивать их, пытаться оторвать (но только без ущерба для одежды, на специальном материале).

Полезно развязывание узелков на шнурках это доступно всем! Традиционно используется раскрашивание, рисование (попутно отметим, что фломастеры не рекомендуются – использование их предполагает, по сути, вождение рукой по бумаге без всякого усилия и, соответственно, не требует мышечной активности), графические упражнения (штриховка, конкурирование и т. п.), аппликационные работы, конструирование, вырезывание, выпиливание, нанизывание бус, плетение, собирание пазлов, мозаики – трудно перечислить все возможные виды деятельности по развитию тонкой моторики.

Кроме того, не следует забывать о том, что тонкая моторика тесно связана с уровнем общего физического развития ребёнка.

Поэтому необходимо дать будущему первокласснику возможность активно двигаться, бывать на воздухе, разумно заниматься спортом.

Если родители находят время самостоятельно поиграть с ребёнком, то будет полезно пробегать через обруч, вращать обруч, прокатывать и бросать мяч в кольцо, по мишени, набрасывать кольца, сбивать кегли.

Особенно внимательными нужно быть к тонкой моторике в том случае, если у ребёнка недостаточно развита речь. Уровень развития речи и качество тонкой моторики взаимосвязаны. Любые упражнения для тренировки тонкой моторики стимулируют развитие речи и, значит, будут полезны для подготовки ребёнка к обучению грамоте, в частности, письму.

Источник: http://sundekor.ru/referat/kursovaya/podgotovka-ruki-rebenka-k-pismu/

Каталог статей

     Ребенок идет в школу…

     И родителей, и педагогов, конечно же, волнует вопрос, как правильно подготовить ребенка к школе.

       Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма.

Письмо — это  сложный  навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки.

Техника письма требует  слаженной работы мелких мышц кис­ти, всей руки, правильной координации движений всего тел, а также хорошо развитого зрительного восриятия и произвольного внимания..

Обратите внимание

Овладение навыком письма — дли­тельный и трудоемкий процесс, который не всем детям  дается  легко.

     Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

     Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению.

     Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Он легко овладевает навыком письма.

     У ребенка, отстающего от своих ровесников в развитии способности правильно владеть руками, скорость движений его ладони и пальцев замедлена, а точность движений несколько нарушена. Он с трудом учится писать, делает это медленнее других, некрасиво.

Поэтому в дошкольном возрасте важно создать условия для развития навыков ручной умелости. Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Именно к 6—7 годам в основном заканчива­ется созревание соответствующих зон коры голов­ного мозга, развитие мелких мышц кисти.

     Для развития тонкой ручной координации важ­но, чтобы ребенок систематически занимался раз­нообразными видами ручной деятельности.

 Это рисование, аппликация, лепка, выкладывание узо­ров из мозаики, конструирование из некрупных деталей. Для детей полезным и увлекательным занятием явля­ется рукоделие: шитье, вышивание, вязание, мак­раме.

Развитие ручной умелости невозможно без сво­евременного овладения навыками самообслужива­ния: к старшему дошкольному возрасту у ребен­ка не должно быть затруднений в застегивании пуговиц, завязывании шнурков на обуви, узелков на платке и др.

Важно и посильное участие детей в домашних делах: сервировке стола, уборке по­мещения и т. п. Эти повседневные нагрузки имеют не только высокую нравственную ценность, но и являются хорошей систематической трени­ровкой  для  пальцев  руки.

     В процессе многих исследований отечественных и зарубежных исследователей детского изобразительного творчества было выявлено большое влияние развития  рук ребенка в процессе рисования на овладение письмом.

Важно

    Об этом же пишет французский педагог П. Шокар, подчеркивая, что развитие детского рисования будет полезным для овладения письмом благодаря упражнению кончиков пальцев руки, приученных выполнять многообразные линии.

          Овладение инструментами и материалами, а также линией контура, штрихом, пятном как выразительными средствами рисунка составляет для ребёнка сложную задачу, решить которую он самостоятельно не может.

На каждом этапе овладения рисованием есть свои способы действия, без овладения которыми невозможно решать изобразительные задачи. Об этом достаточно убедительно писал талантливый художник-иллюстратор Е. И. Чарушин.

   

     Придавая огромное значение руководству детским творчеством со стороны взрослого, он предлагал направлять содержание детских рисунков, оказывать помощь детям в формировании образа, в поисках средств выразительности.

Он заботился, чтобы техника работы карандашом и красками не затрудняла, а облегчала детям создание изображения. Если ребенок неправильно держит карандаш или кисть (в кулаке, скрюченными пальцами), то рука быстро устает, изображение затрудняется и ребенок лишается радости творчества.

Чтобы этого не произошло, необходимо показывать детям правильные способы пользования карандашом и кистью, отдельные приемы изображения.

ПРАВИЛЬНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПРИ РИСОВАНИИ, ПИСЬМЕ

     Наиболее оптимальное и удобное положение паль­цев, обеспечивающее ровный и аккуратный почерк, следующее: пишущий предмет лежит на верхней фаланге среднего пальца, фиксируется большим и указательным пальцами, причем большой располо­жен несколько выше указательного, опора — на ми­зинец, средний и безымянный пальцы расположены примерно перпендикулярно к краю стола. Расстоя­ние от нижнего кончика пишущего предмета до ука­зательного пальца — примерно 1,5—2,5 см. Верх­ний кончик пишущего предмета ориентирован на плечо пишущей руки. Кисть при письме, рисовании находится в движении, не фиксирована, локоть не отрывается от стола. Пальцы не должны сжимать пишущий предмет слишком сильно.

Ребенок сидит за столом прямо, голова (но не туловище!) слегка наклонена, ноги согнуты под прямым углом, подошва ноги всей поверхностью касается пола. Рука, не занятая письмом, лежит на столе, параллельно его краю. Она ни в коем случае не должна лежать на коленях — это приводит к приподниманию плеча пишущей руки, что способ­ствует возникновению нарушения осанки.

     Показав ре­бенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по необходимости поправлять его.

ВИДЫ И ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО НАВЫКА ПИСЬМА

Все частные случаи неправильного навыка пись­ма можно условно разделить на несколько видов:

— неправильное положение пальцев: например, ребенок держит пишущий предмет «щепо­тью», собрав пальцы «горсточкой», рука сжата в кулак, большой палец значительно ниже указательного или расположен перпендику­лярно к нему, ручка лежит не на среднем, а на указательном  пальце  и др.;

—  неправильное положение пальцев относитель­но пишущего предмета: ребенок держит руч­ку слишком близко (или слишком далеко) к нижнему кончику;

—  неправильное положение руки: кисть вывер­нута таким образом, что верхний кончик ручки направлен в сторону или от себя; кисть при письме или рисовании зависает над сто­лом, зависает локоть, зависают локоть и кисть и др.;

—  неправильное движение руки: кисть жестко фиксирована на месте, двигаются только паль­цы, локоть фиксирован на месте и др.;

—  слишком сильный (чаще) или слабый (реже) нажим при письме или рисовании;

—  неправильное положение тела: ребенок при­нимает неудобную позу, изгибая тело в сторо­ну, подкладывает под себя ногу, приподнима­ется со стула и др.

Возможны   различные  варианты   неправильного двигательного   навыка   при   письме,   а   также   их сочетание.  В результате на листе получаются не­ровные, извилистые линии, возникают трудности с изображением мелких деталей письма и рисунка, плохо выдерживается нужное направление линий.

     Обнаружить у ребенка неправильный  на­вык   работы   с   пишущим   предметом   можно,   наблюдая  за его изобразительной деятель­ностью.   

 Провести   такой   контроль желательно   не   позднее   четырехлетнего   возраста, чтобы  иметь достаточный  запас  времени для  ис­правления   неправильно  сформированного   навыка перед   поступлением   в   школу.

 –      Родителей должен насторожить такой явный признак недостаточной работы пальцев рук, как активное поворачивание листа бумаги при рисо­вании и закрашивании.

Совет

Такие виды изобрази­тельной деятельности, как рисование и закраши­вание, вырабатывают пространственную ориента­цию на плоскости листа, умение менять направление линии при помощи тонких движе­ний пальцев.

Достигая тех же целей при помощи поворачивания листа, ребенок лишает себя трени­ровки пальцев и руки, необходимой в дальней­шем   для   овладения   письмом.

 –      Показательным является и изображение на листе слишком маленьких предметов: как прави­ло, это свидетельствует о жесткой фиксации ки­сти при рисовании. Этот недостаток хорошо вы­является при попытке ребенка нарисовать одним движением окружность диаметром – примерно 3 см (по образцу).

  –     Если ребенок имеет склон­ность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: нарисует овал вместо окружности, окружность значительно меньшего диаметра или будет рисовать эту фигуру в не­сколько  приемов,   периодически  передвигая  руку.

Для того, чтобы правильно и своевременно воз­действовать на навык письма, необходимо знать факторы, осложняющие становление этого навы­ка.

     Основной формой исправления неправильно сформированного навыка и одновременно необхо­димым профилактическим приемом является систематический контроль взрослого за изобрази­тельной деятельностью дошкольника.

Показав ре­бенку, как следует правильно держать пишущий предмет и действовать с ним, взрослый должен систематически проверять, выполняет ли ребенок эти требования, и по необходимости поправлять его. Дети 6—7 лет вполне способны сами конт­ролировать эти действия.

Переделка неправильно сформированного двигательного стереотипа доволь­но трудна для ребенка, новая правильная поза пальцев или посадки за столом сначала ему не­удобна, поэтому взрослые должны проявить на­стойчивость и терпение.

      Чтобы ускорить процесс исправления непра­вильно сформированного навыка и облегчить его для ребенка, при некоторых видах неправильного навыка можно использовать несколько неслож­ных   приемов.

     Если у ребенка отмечено неправильное поло­жение пальцев при письме, на верхней фаланге безымянного пальца можно поставить точку ша­риковой   ручкой   или   фломастером,   объяснив   ребенку, что ручка должна лежать на этой точке.

Точно так же, если ребенок держит ручку слиш­ком близко к нижнему кончику (или, наоборот, слишком высоко), можно нарисовать на ручке черту, ниже которой не должен опускаться ука­зательный палец (или не должен подниматься выше   —   во   втором   случае).

Обратите внимание

     Когда имеет место жесткая фиксация кисти на плоскости листа, может помочь обведение (а за­тем и рисование) крупных фигур, размером при­мерно в одну треть листа, без отрыва руки. Для этого могут быть использованы альбомы для рас­крашивания.

    Несколько чаще, чем у их здоровых сверстни­ков, неправильный навык письма встречается у детей, часто и длительно болеющих простудными заболеваниями. Причина заключается как в об­щей ослабленности их организма, так и в частых пропусках   посещения   дошкольного   учреждения, где   они   могли   бы   получить   достаточный   опыт изобразительной   деятельности.

Наиболее часто отклонения в формировании навыка письма связаны с тем, что при выполне­нии мелких движений ребенок плохо владеет руками, особенно пальцами, т. к. у него недоста­точно развита ручная умелость.

     Как правило, эти дети затрудняются не только в рисовании и письме, но и в лепке, конструировании, апплика­ции, неловки в самообслуживании (например, дол­го застегивают пуговицы, неловко завязывают шнурки, часто роняют посуду, накрывая на стол).

     Среди этих детей значительную часть составляют неуравновешенные, возбудимые, излишне подвиж­ные дети. У них чаще, чем у их уравновешенных сверстников, молено наблюдать при письме и рисовании неправильное положение пальцев, всей руки, тела.

     Как правило, это дети, родившиеся от неблагополучно протекавшей беременности, имев­шие родовые травмы, серьезные заболевания на первом году жизни. Из-за особенностей состоя­ния их нервной системы у них труднее и дли­тельнее вырабатываются и закрепляются двига­тельные навыки, особенно в области тонких дви­жений, а уже выработанные труднее поддаются переделке.

     Нередко случаи, когда ручная умелость недо­статочно развита у дошкольников с вполне бла­гополучной историей рождения и развития. Это случается, когда на протяжении дошкольного детства взрослые не придают значения правиль­ной организации жизни ребенка, созданию усло­вий, способствующих наиболее полному и свое­временному   развитию   движений.

     Комплекс мер, способствующих развитию тонких движений рук

     Исправление неверно сформированного навыка письма включает целый комплекс мер, направ­ленных как на изменение конкретных видов не­правильного навыка, так и на укрепление здоро­вья ребенка и развитие его ручной умелости.

Фактически речь идет об организации всей жиз­ни ребенка таким образом, чтобы в его повсе­дневной деятельности развивались точность дви­жений руки, ловкость пальцев, сила кисти, т. е.

качества, которые позже будут необходимы для успешного  обучения  письму.

Важно

     Забота близких о здоровье ребенка имеет ог­ромное значение для правильного и своевремен­ного развития движений руки.

Проведение зака­ливающих процедур, соблюдение гигиенических требований к одежде, к микроклимату помеще­ния, где ребенок проводит большую часть време­ни, соблюдение режима сна и бодрствования спо­собствуют укреплению здоровья ребенка, являют­ся действенной профилактической мерой против перенапряжения нервной системы, обеспечивают хороший эмоциональный настрой, помогая проч­но  и  быстро усваивать  новые умения  и  навыки.

     Развитию тонких движений руки способствуют физические упражнения, основанные на хвататель­ных движениях и развивающие силу кисти. За­мечено, что дети, занимающиеся на домашнем министадионе, увереннее владеют карандашом и ручкой, чем их сверстники, не увлекающиеся такими упражнениями.

Лазанье, переходы со сна­ряда на снаряд, раскачивание на лиане, занятия на трапеции и т. д. способствуют развитию точ­ности движений рук, учат дозировать усилия.

Конечно, далеко не у каждого ребенка есть воз­можность поиграть на министадионе,  но для той же цели можно успешно использовать спортив­ные снаряды детских площадок по месту жи­тельства.

     Систематические занятия физическими упраж­нениями повышают сбалансированность нервных процессов, благотворно влияют на эмоциональное состояние. Особенно полезны эти занятия неурав­новешенным, возбудимым детям.

Их близким можно посоветовать, когда ребенку исполнится 5 лет, получить у врача консультацию, каким ви­дом спорта ему лучше заниматься дополнитель­но к занятиям, развивающим координацию руки.

Это могут быть оздоровительный бег и плавание, детский  теннис  и бадминтон,  хореография  и др.

Совет

Хорошим подспорьем в работе родителей яв­ляется тесный контакт с воспитателем детского дошкольного учреждения, которое посещает ребе­нок. Здесь родители узнают, какие недочеты и ошибки есть у дошкольника в различных видах ручной деятельности, а также получат квалифи­цированный совет по методике занятий лепкой, рисованием, аппликацией и др.

Обнаружив у ребенка неправильный навык письма, следует обратить на этот факт внимание воспитателя. Это обеспечит преемственность контроля за фор­мированием правильного двигательного навыка в семье и дошкольном учреждении и поможет быстрее   достичь   желаемых   результатов.

ПОМНИТЕ!

Движения руки, столь важные для создания изображения, а в последствии для овладения навыком письма, совершенствуются и развиваются постепенно в результате многократных упражнений.

Источник: http://mbdou59.ucoz.ru/publ/konsultacii/gotovimsja_k_shkole/podgotovka_ruki_k_pismu/19-1-0-905

Ссылка на основную публикацию