Сензитивный период в детской психологии: описание и рекомендации для родителей

Бережное воспитание сенситивного ребенка – Развитие ребенка

Он плачет, если из рук выпала шапка или игрушка; глубоко опечален, если вы повысили на него голос. И, кажется, у него какое-то особое обоняние. Прежде чем вынести ребенку какой-нибудь неутешительный вердикт, учтите тот факт, что такое поведение может быть врожденным.

Исследования показывают, что высокая степень чувствительности часто является физиологической особенностью, с которой некоторые дети рождаются. От других родителей вы можете услышать ошибочное мнение о том, что такое состояние ребенка возникает из-за дефицита доверия или социальных навыков, но вы должны понимать, что это вовсе не то, что вы когда-либо смогли бы контролировать.

Сенситивные (гиперчувствительные) дети имеют немного иные либо более преувеличенные реакции. Они действуют не так, как вы ожидаете, как поступил бы типичный ребенок в подобной ситуации.

Обратите внимание

К сожалению, в нашем обществе это часто расценивается как слабость. Но многие психологи утверждают обратное: они говорят, что у сенситивных детей есть дар.

Они способны познавать этот мир на более высоком уровне, чем среднестатистические дети.

Так что же позволяет говорить о ребенке как об «очень сенситивном»? Гиперчувствительные дети могут проявлять одну и даже все нижеперечисленные черты. Ключ в том, чтобы заметить определенный паттерн поведения, а также степень, с которой ребенок демонстрирует один или несколько следующих признаков:

  • Ваш ребенок очень чувствителен к своим ощущениям и переживаниям? У него отличное обоняние или слух? Он очень чувствителен к боли?
  • У вашего ребенка быстро возникают эмоциональные перегрузки? Он испытывает широкий и при этом интенсивный спектр эмоций? Он иногда настолько взволнован, что вынужден уйти?
  • Ваш ребенок намного глубже, чем его сверстники или даже взрослые? Он задает серьезные вопросы, много думает и размышляет о событиях его жизни?
  • Ваш ребенок хорошо осознает окружающую действительность? Он замечает, если вы переставите с места на места какую-то даже маленькую вещь, или незначительные изменения в других людях, например, новую стрижку?
  • Ваш ребенок очень чувствителен к эмоциям других людей? Он замечает, когда кому-то грустно, и пытается чем-то помочь? И, кажется, он особенно чувствителен к чувствам животных?

Для кого-то может оказаться нелегким заданием – принять тот факт, что его ребенок является сенситивной личностью.

Но лучше, если вы об этом узнаете как можно раньше, тогда вы сможете предпринять важные шаги, чтобы помочь ему примириться со своим внутренним миром и смело идти вперед.

Психологи предлагают следующие подсказки родителям, которые намерены поддержать своих детей в проявлении ими сенситивности и уверенности в себе, не противопоставляя их другим детям.

  • Корректируйте собственное поведение, а не поведение вашего ребенка. Не пытайтесь заставить его приспособиться к требованиям общества. Любите и принимайте своего сенситивного ребенка всецело и безоговорочно. Вы не можете изменить его. Он должен знать, что вы любите его независимо от того, что он чувствует или как реагирует на мир.
  • Станьте партнерами. Чтобы помочь ему освоить безопасные способы взаимодействия с миром, занимайтесь со своим ребенком. Например, вероятнее, ему более комфортно общаться с одноклассниками один на один, чем в многочисленной группе, поэтому назначайте индивидуальные встречи, чтобы дети могли поиграть вместе, так он сможет привыкнуть к нескольким одноклассникам.
  • Ориентируйтесь на сильные стороны. В некоторых странах сенситивность воспринимается чуть ли не как «клеймо», поэтому важно не навешивать ярлык на ребенка. Помогите ему понять, что он чувствует мир более глубоко, чем большинство детей, помогите ему увидеть важные преимущества этого. Такой ребенок может заметить то, мимо чего пройдет большинство людей, он имеет прекрасное воображение, хорошее внимание и лучше концентрируется, он может проявить себя как одаренный ученик или стать чутким, сострадающим человеком.
  • Вносите небольшие изменения. Если вам необходимо внести коррективы в окружение своего ребенка, делайте это постепенно. Тогда он будет чувствовать себя менее подавленно.
  • Подталкивайте ребенка, но не давите на него. Большинство сенситивных детей огорчаются, если им предстоит принять какое-то решение. Из-за страха они зачастую отвергают разные возможности. Поэтому иногда самое лучшее, что вы можете сделать, это просто подтолкнуть вашего ребенка, чтобы он рискнул или попробовал что-то новое. Это же касается и наказания. Он лучше отреагирует, если вы исправите его поведение в мягкой форме, вместо того чтобы кричать на него. Если ваш гиперчувствительный ребенок будет знать, что вы любите его независимо от того, что он чувствует, то он будет меньше колебаться в новых ситуациях, будет менее застенчивым и более смелым. Если он будет знать, что вы не собираетесь заставлять его быть тем, кем он не является, то вы оба станете мягче и будете готовы двигаться вперед.

Задача родителей – помочь своему ребенку адаптироваться к миру и гармонизировать самого себя. Сенситивный он или нет, но все дети время от времени очень нуждаются в родительском тепле и чувстве безопасности.

Оцените публикацию

Рейтинг статьи: 5.00 из 5 на основе 1 оценок.

Источник: https://childdevelop.ru/articles/upbring/3413/

Особенности сензитивных периодов развития ребенка

Педагоги всего мира уже не первое десятилетие стремятся к тому, чтобы добиться максимальной эффективности от процесса обучения, сделать его естественным и простым для ребенка. Большой шаг в этом направлении наука смогла сделать с открытием понятия «сензитивных периодов».

Понятие сензитивных периодов

О сензитивных периодах впервые заговорил советский психолог и дефектолог Выготский Л.С. Именно он ввел понятие «зона ближайшего развития» и разработал теорию, по которой для естественного и гармоничного воспитания ребенка необходимо учитывать его сензитивность.

Сензитивный период в психологии— это временной промежуток в развитии, когда психика наиболее восприимчива к приобретению конкретного навыка. Педагогическая работа, построенная с учетом сензитивности, позволит ребенку легче усваивать новые знания и полноценно развиваться.

Особенность психики в том, что навык, не полученный в сензитивный период, в дальнейшем потребует гораздо больше времени и усилий для освоения. В некоторых случаях, овладение им в более зрелом возрасте в том же объеме уже невозможно.

Недостаток в раннем детстве знаний, эмоций, умений влияет на воспитание личности в целом и сказывается на протяжении всей жизни человека.

Специфика этого этапа развития человека в том, что психика особенно чувствительна к определенным аспектам и видам деятельности.

Это не происходит на уровне сознательного, а прежде всего, проявляется в настойчивом интересе ребенка к какой-либо деятельности.

Обычно сензитивные периоды развития ребенка «наслаиваются» друг друга, спад одного служит зарождением следующего. Для сензитивных периодов детства характерны следующие проявления в поведении:

  • настойчивое желание ребенка заниматься каким-то определенным видом деятельности, интерес к определенным аспектам окружающей среды;
  • повтор действий;
  • продолжительная деятельность без утраты интереса и энтузиазма;
  • малыш сильно расстраивается, если его прерывают или ограничивают в любимом занятии;
  • радость при получении результата от действий;
  • быстрая потеря интереса при достижении результата (означает закрытие одного этапа и начало нового).

Необходимо внимательно следить за подобными проявлениями, чтобы не упустить начало нового этапа и создать максимально комфортную сензитивную среду для воспитания.

Использование естественного фокуса внимания в целях обучения, обеспечения ребенка необходимыми сензитивными и методическими материалами позволит добиться поразительных результатов.

Эти сензитивные ступени определены физиологией, поэтому с учетом небольших индивидуальных изменений, характерны для всех.

Важно

Из-за особенностей индивидуального развития, личностных качеств некоторые стадии могут начинаться чуть раньше общепризнанных сроков, другие чуть дольше затягиваться. Это естественное явление, которое нельзя считать признаком нарушений в развитии.

Теорию Выготского Л.С. доработала известный педагог Мария Монтессори. Она дополнила и уточнила теорию, сфокусировавшись на сензитивных периодах раннего детства.

Основные сензитивные периоды в жизни ребенка

В своих работах Мария Монтессори особое внимание уделяла эволюции ребенка до 6 лет. За первые годы жизни ребенок обрабатывает и усваивает колоссальный объем информации. Это время «впитывающего разума».

Единого мнения по количеству сенсорных периодов до сих пор не существует. Сама Монтессори конкретные вехи не выделила, только обозначила общие границы и характерные особенности. Ее последователи не смогли прийти к единому мнению.

Сензитивные периоды по Монтессори

Возраст Название сензитивного этапа Особенности этапа
0 — 3 Духовный эмбрион Происходит активное знакомство с внешним миром. Учится распознавать эмоции и отношение к нему окружающих людей
3 — 6 Строитель самого себя Совершенствование органов чувств, ребенок учится анализировать свои ощущения, формируется представление о себе самом и окружающем мире. Мария Монтессори считала, что развитость органов чувств, умение анализировать свои ощущения, напрямую связаны с эстетическим восприятием мира, воображением и эмоциональным интеллектом
6 — 9 Исследователь Попытка познать и разобраться во всем, что окружает. Время постоянного «почему»
9 — 12 Ученый Сензитивный период по Монтессори, когда ребенок приобретает умения и знания предыдущих поколений. Зарождается интерес к научным знаниям

Наибольшую популярность получила классификация сензитивных этапов, разработанная последователем Марии Монтессори Полом Эпштейном. Он не только расширил понятие сензитивных периодов развития, но и определил границы и функции каждого из них.

Эпштейн выделил 11 сензитивных периодов:

Сензитивный период,возраст (лет) Название Описание
2 — 4 Сензитивный период порядка Порядок в окружающем пространстве, в отношениях с людьми, во времени
0 — 1,5 Движения и действия Стремление к действию, движения становятся осмысленными
1,5 — 4 Мелких предметов Интерес к изучению мелких предметов, деталей
2,5 — 6 Вежливости и этикета Начинается с подражания взрослым, к 6 годам становится частью личности
2,5 — 6 Совершенствование чувств Внимание к ощущениям, получаемым через органы чувств, ребенок учится дифференцировать свои ощущения и анализировать их
3,5 — 6 Письма Стремление рисовать цифры и буквы
3 — 5,5 Чтения Возникает интерес к буквам, учится составлять из них слова и предложения
0 — 6 Сензитивный период развития речи Погружение в языковую среду, постепенное овладение речью
4 — 6 Пространства Ориентирование в пространстве, понимание расположения предметов, интерес к мозаикам и пазлам
2 — 6 Музыки Интерес к музыкальным произведениям, пора формирования слуха и чувства ритма
4 — 6 Математики Возникает понятие количества и простейших математических действий

Проблема сензитивных периодов развития еще не закрыта и находится в процессе изучения. Результаты последних исследований показывают, что, возможно, совсем скоро сензитивные периоды развития способностей и их возрастные границы будут пересмотрены. Одно из направлений современных исследований — сензитивное пренатальное развитие ребенка.

Основоположник школы — Лазарев М.Л.. Доктор Лазарев М.Л. разработал авторскую школу сензитивного внутриутробного развития малыша.

В основе концепции лежат исследования, доказывающие, что, еще находясь в утробе матери, ребенок не только воспринимает звуки, но и способен испытывать тактильные, вкусовые ощущения и готов к общению и восприятию информации.

Принципиально другой взгляд на сензитивные периоды обучения применяет педиатр и исследователь — Скиллер П.. Он предлагает использовать понятие «благоприятный период» и указывает на существование его повтора в процессе взросления.

Благоприятный период для развития Первый (наиболее яркое развитие способностей) Следующий
Эмоциональной сферы 0 — 2 года 2—5 (в меньшей степени в любом дальнейшем возрасте)
Физической активности
Зрения 2—5
Речи от 4 до 8 месяцев с 8 месяцев до 5 лет. Сензитивный период речи — один из немногих, который совершенствуется в процессе всей жизни
Музыкальных способностей до 3 лет 3—10
Интеллекта до 4 лет 4—10
Изучение неродного языка 5—10 лет По мнению Скиллера, дальнейшее изучение иностранного языка в большей степени зависит от упорства и способностей, развитых в первый этап

Несмотря на многочисленные разногласия среди исследователей, все сходятся в одном: повлиять каким-то образом на сензитивные периоды развития навыков и их продолжительность нельзя. Только своевременное удовлетворение сензитивных потребностей малыша способствует гармоничному развитию личности.

Сензитивные периоды и возрастные кризисы

Возрастные и сензитивные периоды не протекают равномерно с одной скоростью. В некоторых случаях усвоение нового навыка происходит стремительно. Такие моменты принято считать поворотными или кризисными этапами развития. Это время наивысшей восприимчивости психики к новой информации. Ребенок особенно открыт и требует повышенного, но при этом осторожного внимания и воспитательной работы.

При плавном прохождении сензитивного периода в раннем возрасте новые знания и навыки накапливаются, что в итоге приводит к резкому скачку в развитии. Поэтому сензитивный период и критический период всегда чередуются. Кризисные стадии проходят быстрее и занимают от нескольких месяцев до двух лет.

Скорость прохождения во многом зависит от окружающих: от педагогов и родителей и их способности обеспечить новые потребности ребенка и проявить понимание и мудрость. Неожиданность проявления кризисной сензитивной стадии связана с тем, что ее временные границы размыты, очень сложно определить начало.

Совет

Кризис становится очевидным только в середине, когда можно наблюдать резкие изменения в поведении ребенка, его попытки бунтовать против контроля взрослых.

Читайте также:  Учим математику: простой счет в пределах 20

В отличие от сензитивных периодов развития способностей, кризисные более индивидуальны. В них проявляется как характер и личность ребенка, так и проблемы в его взаимоотношениях с окружающим миром, родителями. Возникает конфликт между его изменившимися потребностями, возможностями и отношением взрослых. Это значимый этап в процессе формирования личности.

Выготский назвал два самых важных кризисных сензитивных периода в дошкольном возрасте: в год и в три. Помимо этого, есть кризис новорожденности, который может продолжаться до года, кризисы 7,13 и 17 лет.

Кризис одного года

Кризис одного года — это переходный этап от младенчества к раннему детству. Меняется восприятие мира и самого себя.

Характерные особенности для этого периода:

  • особая «автономная» (по определению Выготского) речь. Отличается от взрослой речи логикой, семантикой и фонетикой;
  • происходит разрыв восприятия себя как единства с матерью;
  • проявляется упрямство, нежелание прислушиваться к запретам;
  • скачки настроения, ребенок может проявлять признаки агрессии, когда не получает того, что хочет или взрослые не понимают его потребностей;
  • повышенная чувствительность и ранимость (эта черта характерна для любого кризисного периода и требует особой деликатности и внимания со стороны взрослых);
  • проявляется страх потерять близких людей, малыш требует постоянного присутствия мамы.

От родителей в первую очередь в это время требуется понимание, что ребенок взрослеет и становится самостоятельной личностью. Все изменения в поведении, капризы — естественное проявление процесса взросления и изменения восприятия мира.

Кризис трех лет

Этот кризисный период может продолжаться до самой школы, до 7 лет. В этот период взросления происходит осознание себя как личности, формируется самооценка. Для этого кризисного периода характерны 7 признаков.

Признак Описание Правильное поведение родителей
Негативизм Отказ от чего-либо только по той причине, что инициатива была не от ребенка, а от взрослого Нельзя давить или заставлять. Можно повторить просьбу через какое-то время или привлечь другого члена семьи в качестве переговорщика
Строптивость Протест не против конкретного человека, как в случае с негативизмом, а против системы, привычного образа жизни Попробовать переключить внимание
Упрямство Ребенок настаивает на своем не ради достижения какой-либо цели, а только потому, что уже раньше это потребовал Дать ребенку «остыть» и подождать, пока он сам не сделать то, чего от него ждут
Деспотизм Требование, чтобы выполняли его желания, несмотря ни на что Не идти на поводу, попытаться донести мысль, что внимание можно привлечь другими способами
Обесценивание Ребенок перестает ценить то, что раньше было для него значимым (вещи, отношения) Переключить внимание, проигрывать ситуацию в играх
Своеволие Стремление к максимальной самостоятельности Позволить ребенку действовать самостоятельно кроме потенциально опасных ситуаций
Протест Отказ от привычных действий Выслушать мнение ребенка, сохранять спокойствие

Сензитивные периоды развития ребенка от рождения до 7 лет  уже достаточно хорошо изучены. Накопленные знания необходимы не только педагогам и детским психологам, но и любому родителю. Понимание естественных процессов, потребностей малыша в тот или иной этап его взросления позволит не только правильно реагировать на изменения, но и обеспечит ему полноценное гармоничное взросление.

Видео

058

Источник: https://onlymama.ru/razvitie-rebenka/obshhie-voprosy/senzitivnye-periody-razvitiya-rebenka/

От 0 до 6: сензитивные периоды в развитии ребенка

Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно «чувствителен», восприимчив к определенному типу деятельности.

Повлиять на сроки и длительность этих периодов нельзя, но знать о них очень полезно, чтобы не идти против природы. Более того, зная о том, какой сензитивный период предстоит пройти вашему малышу, вы сможете лучше подготовиться к нему и пройти его с максимальной пользой. Воспитание, как известно, на 90% состоит из предусмотрительности.

Сензитивные периоды наиболее полно и подробно описаны у знаменитого педагога Марии Монтессори и ее последователей. В их исследованиях описывается природа развития любого малыша, независимо от места его проживания, национальности, культурных различий.

С одной стороны, сензитивные периоды универсальны, потому что так или иначе через них проходят все. С другой стороны, они индивидуальны, потому что биологический возраст далеко не всегда соответствует психологическому – у одних детей психологическое развитие отстает от физического, у других – опережает. Поэтому ориентируйтесь только на собственного малыша.

Если ребенку приходится делать что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то к соответствующему результату они приходят позже или не приходят совсем. Поэтому к разнообразным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой.

Сензитивный период развития речи: от 0 до 6 лет

От 0 до года

Ребенок подражает звукам, проявляет очень большой интерес к речи и к эмоциональному общению со взрослым. В этом возрасте он очень хочет говорить, но пока не может этого сделать. Если кроха был лишен теплого эмоционального контакта (прежде всего, с мамой) – например, как дети в Домах ребенка, это, увы, невосполнимая потеря, и весь процесс дальнейшего развития малыша будет уже нарушен.

От года до трех лет

В этом возрасте малыш осваивает устную речь (известно, что если по каким-то причинам он был лишен человеческого общества и человеческой речи, он никогда не научится нормально говорить, как, например, дети-Маугли). С огромной скоростью ребенок увеличивает свой словарный запас – это самое интенсивное увеличение словаря в жизни человека.

Это период, когда малыш наиболее чувствителен к языковым нормам. Именно поэтому Монтессори не советует взрослым сюсюкать с крохой, с ним нужно говорить четко и ясно – сейчас это самый яркий образец для подражания.

От трех до шести

После трех лет у ребенка появляется интерес к буквам, к письму. С большим энтузиазмом он пытается написать ту или иную букву. И, кстати, необязательно ручкой на бумаге.

Дети с удовольствием выкладывают буквы из палочек и проволоки, лепят их из пластилина или пишут пальцем на песке.

Обратите внимание

В возрасте около пяти лет большинство детей проявляют интерес к чтению, в пять лет научить ребенка читать легче всего, он словно ждет этого.

Как ни странно, учиться читать сложнее, чем писать. Поэтому Монтессори советует подходить к чтению через письмо. Ведь письмо – это выражение своих мыслей и желаний, а чтение – это понимание чужих мыслей, решение некой «чужой» задачки.

Сензитивный период для восприятия порядка: от 0 до 3 лет

Порядок для ребенка – это не совсем то, что порядок для взрослого. В том, что вещи лежат на своих местах, что каждое утро его ждет одежда, аккуратно сложенная на стульчике, что каждый день проходит по определенному распорядку – малыш видит стабильность мира. Внешний порядок таким образом обращается во внутренний.

Порой взрослые считают, что дети в два – два с половиной года бывают несносно капризны (некоторые даже говорят о кризисе двух лет). Но, похоже, что это не столько капризы, сколько требование сохранять порядок вещей. И если этот порядок нарушается, это выбивает маленького человечка из колеи.

Порядок должен быть во всем: в окружающей обстановке, во времени (каждый день проходит в определенном ритме), в поведении взрослых (они действуют по определенным правилам, которые не меняются в зависимости от настроения и погоды).

Сензитивный период для сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

В этом возрасте тренируются умение видеть, слышать, ощущать запах, вкус и т.д. Это, конечно, происходит естественным путем, однако для более интенсивного сенсорного развития М.Монтессори рекомендует специальные упражнения: например, с закрытыми глазами определить вкус, запах, размер.

Сенсорных впечатлений у ребенка должно быть как можно больше. И для этого совсем не обязательно каждый день водить кроху в театр или на концерт симфонической музыки.

Можно, например, угадывать, как звучат различные предметы домашнего обихода (прислушаться, например, как звенит стакан, если по нему слегка стукнуть палочкой или ложкой, а как поведет себя в той же ситуации железная кастрюля или деревянный стол).

Детям в этом возрасте (да и взрослым тоже) очень нравится игра «Волшебный мешочек». В мешочек из непрозрачной ткани кладут самые разные небольшие предметы: лоскутки различных тканей (от шифона до брезента), фигурки из дерева, пластмассы, металла, кусочки бумаги (от папиросной до наждачной) и т.д., а потом на ощупь определяем, что удалось найти в мешочке.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов: от 1,5 до 5,5 лет

Взрослые приходят в ужас, глядя на то, как маленькие дети манипулируют горошинами или мелкими пуговицами. Особенно, когда они пытаются выяснить, поместятся ли означенные предметы в ухо или в нос. Разумеется, подобные игры должны проходить только под присмотром взрослых.

Но это совершенно естественный интерес, стимулирующий развитие мелкой моторики пальцев, в пользе которого сомневаться не приходится. Поэтому позаботьтесь о том, чтобы сделать манипуляцию с мелкими предметами безопасной.

Например, пуговицы можно нанизать на прочную нитку – получатся оригинальные бусы, которые надолго займут малыша. Вместе с вами он может долго разбирать и снова собирать конструктор с мелкими деталями.

Это занятие помогает разрешить для крохи проблему целого и части.

М.Монтессори советовала даже создавать специальные коллекции маленьких предметов.

Сензитивный период движений и действий: от 1 до 4 лет

Чрезвычайно важное занятие для малыша. Благодаря движению кровь насыщается кислородом, а обогащенная кислородом кровь снабжает клетки головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций. И посему любая классно-урочная система, продолжительные занятия за партами для детей в этом возрасте – просто преступление против их природы.

С каждым годом ребенок совершенствует координацию своих движений, осваивает новые действия и учится все точнее ощущать свое тело. Помогите ему в этом! Бегать, прыгать на одной ножке, карабкаться на лестницы и балансировать на бревне – занятия ничуть не менее важные, чем учиться писать и считать.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет

В этом возрасте малыш учится культурным формам общения – тому, что потом будет называться этикетом.

До шести лет закладываются основы социального поведения, ребенок впитывает, как губка, примеры как грубого, так и вежливого образа общения с миром. Здесь главным образом действует подражательная способность. Поэтому постарайтесь сами вести себя так, как, по вашему мнению, должен вести себя ваш ребенок.

Инесса Смык

По материалам книги М.Монтессори «Помоги мне сделать это самому», М., 2000

Источник: https://medportal.ru/enc/parentschildren/precocity/28/

Почему важно знать о сензитивных периодах развития ребенка

Знание о наиболее благоприятных периодах для обучения той или иной деятельности так же важно, как садоводу важно знание о том, когда и какие растения сажать, когда поливать и когда ожидать урожая. Как и садоводу, родителям нужно учитывать, что бывают сорта ранние и поздние, и «ранний» не всегда означает «лучший».

Чтобы создать благоприятную среду для речевого развития, необходимо много общаться и разговаривать с ребенком. Пусть вас не смущает, что двухнедельная кроха еще не понимает человеческой речи. Слушая вас, малыш учится интонации родного языка, постепенно учится выделять звуки и слова.

Оказывается, когда мы говорим, наш собеседник подсознательно незаметно копирует нашу мимику, а она разная у разных языков. Если понаблюдать за еще не говорящими 6-месячными малышами разных национальностей, мы увидим, что у них разная микромимика.

Важно

У китайских младенцев, отданных в ясли с англоговорящими сотрудниками, за довольно короткий срок поменялась микромимика. Поэтому важно не просто говорить с младенцем, но и как можно чаще приближать к нему свое лицо, чтобы он читал и копировал вашу мимику.

Еще имеет место такой факт, как повышенная по сравнению с мужчинами потребность женщин разговаривать. Так что наша болтливость не случайна: именно матери учат своих детей говорить.

Помимо речи, в младенческие годы ребенку необходима многообразная сенсорная стимуляция. Как известно, речь находится на кончиках пальцев. Малыш нуждается в разнообразных занятиях и играх с предметами разной фактуры, а с года – с мелкими предметами. Но как обеспечить его безопасность? На любых игрушках, имеющих мелкие части, написано: «для детей старше 3-х лет».

Как же люди жили веками и развивали малышей? Все новое – хорошо забытое старое. Как раньше обходились без развивающих набор бус, мозаики, паззлов и теста для лепки? Ответ прост.

Русский крестьянин владел 10 тысячами операций! И учился этому с раннего возраста. Дети собирали ягоды (мелкая моторика!), помогали матери месить тесто, мяли руками капусту перед засолкой, шили, гладили котят, кормили пшеном кур.

(Моего деда старший брат хлестнул кнутом за то, что тот неправильно запряг лошадь.)

Ошибкой было бы полагать, что в компьютерный век дети более развиты. Если ребенка с раннего возраста усадить за телевизор или монитор, у него останутся недоразвитыми важнейшие психические функции. В Америке давно обратили внимание на то, что первоклассники не понимают обращенную к ним речь. Т.е.

Читайте также:  Как организовать дома уроки английского для ребенка 5 лет?

дети не просто проявляют непослушание и не выполняют инструкций – они их не понимают. Когда я привела в садик трехлетнего малыша, меня спросили воспитательницы, умеет ли ребенок играть. Я ответила утвердительно, но вопрос меня шокировал. А они пояснили: многие дети не умеют играть.

А это серьезно тормозит их развитие.

Развитию ребенка в современном мире угрожает и повышенное внимание к его безопасности и тяга к стерильности. Под лозунгом безопасности и чистоты мы не даем малышам возиться в луже, ползать по полу, лазать, прыгать и исследовать новые предметы.

Нам проще и комфортней усадить его в манеж, за столик, за монитор. А между тем Монтессори считала, что каждое движение ребенка – еще одна складочка в коре больших полушарий. Для малыша физическое развитие равно умственному, одно из другого вытекает.

Малыш познает мир, вступая в контакт с предметами.

Совет

Как обеспечить ребенку свободу движений и занятия с мелкими предметами без риска для его безопасности? Мне давно хотелось, чтобы годовасик играл с песком, но он все тащит в рот.

Я долго лазила по родительским сайтам, и вдруг наткнулась на блестящую идею: заменить песок манкой! И вот сидит мой мальчик, и с удовольствием пересыпает манку из коробки в пластиковый контейнер, вот он рисует пальчиком на припорошенном манкой столе, а потом и стекле с подсветкой.

Конечно, он попробовал манку, но она ему не понравилась. Также вместо бус и шариков можно использовать рис, фасоль, гречку, и их можно даже покрасить в домашних условиях. Недавно мы посетили игровую группу.

И чем вы думаете он в ней занимался? Из всего изобилия ярких дорогих игрушек, больших домиков, напольных паззлов, рычащих динозавров и смеющихся клоунов, сынок сразу выбрал …поднос с рисом и ложку к нему, и полчаса пересыпал рис из одной кастрюльки в другую, игнорируя все остальное.

Необходимо понимать и уважать тягу ребенка (маниакальную порой) к порядку. Порядок в помещении, во времени и отношениях, последовательность взрослых и ровное поведение дают малышу уверенность. Порядок – это не симметрично расставленная мебель.

Порядок – это сон ночью и бодрствование днем, одинаковые требования со стороны взрослых, обувь в прихожей, зубная паста в ванной, своя чашка и своя кроватка, поцелуй и чтение книжки на ночь и улыбка с утра.

Если мама требует от ребенка сегодня, чтобы он не мешал ей разговаривать с подругой, а завтра велит ему выйти из комнаты и рассказать тете стишок, он не поймет, почему вчера поощрялось одно поведение, а сегодня – другое. Это непорядок, и ребенку трудно это принять.

Он негибкий и не понимает пока нюансов. «Можно» и «нельзя» не должны зависеть от настроения взрослых.

Читать на эту тему:

Личный опыт

Обратите внимание

У меня был интересный опыт волонтерской работы в классе с детьми, у которых были такие диагнозы как аутизм, гиперактивность и синдром дефицита внимания. На стене – четкое расписание на день, от которого не отклонялись ни на минуту.

Строгий режим, внимательное отношение учителей и помощников, занятия, соответствующие возрасту, интересам и возможностям детей. Я была поражена: все дети охотно и успешно выполняли задания, все было мирно, тихо и доброжелательно.

На перемене я сказала учительнице, что не догадалась бы о проблемах деток, если бы мне не сказали. Она расцвела: да, режим и особая структура занятий, принимающая во внимание особенности детей, творят чудеса. «Дома они ведут себя по-другому, – поделилась учительница.

– Ведь дома невозможно обеспечить идеальный порядок. А эти детки не выносят сюрпризов, расхлябанности и непредсказуемости. Им нужно четко знать, чего и когда ожидать, и что от них требуется, и тогда они счастливы».

Этот опыт пригодился мне со своим сыном. Один из старших сыновей напрягал, и порой нешуточно, своей тягой к предсказуемости и порядку. Мне, личности творческой, это было непонятно, неудобно и иногда возмутительно. Мне казалось, что меня покушаются переделать.

Когда я поняла своего мальчика, я постаралась изменить свое поведение, больше внимания уделять планированию, заблаговременно предупреждала его о намечающихся событиях, заранее выдавала его школьную форму из стирки, и острых углов удавалось избегать.

В то время я считала себя экспертом в области развития мелкой моторики, но как-то совершенно упустила из виду естественную детскую любовь к порядку.

Сейчас он главный мой помощник, и достается же нам от него! Его тяга к порядку при оригинальном уме выражается в дисциплинированном подходе к учебе, большой ответственности и надежности. Он любит математику, которая требует дисциплины.

Для плодотворного воспитания необходимо учитывать особенности различных периодов развития ребенка, чтобы максимально использовать каждый период. Например, если у мамы на повестке дня обучение ребенка чтению, а ребенок объективно к этому не готов, то результата ждать не приходится.

Сензитивный период для обучения чтению наступает в возрасте около 5 лет, и стоит ли приносить ребенка в жертву лозунгу «читать раньше, чем ходить»? Можно, конечно, перехитрить природу и силой добиться желаемого, но результат не будет полноценным, и могут пострадать отношения с ребенком.

Помните, как в русской сказке о медведе, который захотел в подражание крестьянину сделать лук, но только ломал прутья. А крестьянин, видя бесплодные усилия могучего, но неуклюжего друга, сказал ему, что для изготовления лука надобна не только силушка богатырская, но и умение, и терпение. Так и с ребенком.

Важно

Мамы-тигры и папы-орлы, безусловно, будут добиваться результатов и писать книги об успешных детях. Вероятно, позже мы услышим от их звездных детей совсем другие истории.

В детском развитии есть общие правила, но в каждом конкретном случае возраст наступления определенных сензитивных периодов и их протяженность будут индивидуальны.

Единственно, что хотелось бы отметить: как бы ни было сдвинуто овладение умениями конкретного ребенка, нужно помнить, что их последовательность неизменна. Т.е. пока ребенок не научился ходить, он не сможет бегать. Сначала ребенок учится произносить гласные, потом – согласные.

Сначала – сидеть, потом – стоять. При задержках развития умения будут приходить позже и медленней, но именно в такой последовательности.

Источник: http://www.parents.ru/article/znat-o-senzitivnyx-periodax-razvitiya-rebenka/

Мдобу детский сад № 9 “ромашка” – «сенситивный период развития детей младшего возраста»

Консультация для родителей :  «Сензитивный период развития детей младшего возраста».

Подготовила воспитатель: Сорокина Галина Анатольевна

Сензитивными периодами называют периоды особой восприимчивости детей к тем или иным способам, видам деятельности; к способам эмоционального реагирования, поведения вообще и т. д.

– вплоть до того, что каждая черта характера наиболее интенсивно развивается на основе некоторого внутреннего импульса и в течение некоторого узкого промежутка времени. В, сензитивные периоды служат тому, чтобы ребенок имел принципиальную возможность приобрести внутренне необходимые ему знания, умения, способы поведения и т. д.

Человеку никогда более не удается так легко овладеть некоторым знанием, так радостно научиться чему-либо, как в соответствующий сензитивный период.

 Сензитивные периоды длятся определенное время и проходят безвозвратно – независимо от того, удалось ли ребенку полностью воспользоваться их условиями для развития каких-либо своих спо­собностей.

 Если вовремя воспользоваться сенситивным периодом для овладения каким-либо навыком, то обучение произойдет легко и естественно (например, обучение держать карандаш в сенситивном периоде пинцетного захвата). Но если сенситивный период прошел, а навык не был получен, то дальнейшее обучение идет значительно сложнее.

Таким образом, очень важно знать о существовании таких периодов и учитывать их.

Сензитивный период развития речи

Длится в среднем от 0 до 6 лет, причем начинается еще до появле­ния ребенка на свет (вспомним естественную потребность матерей разговаривать со своим еще не родившимся ребенком, петь ему песни).

Охарактеризуем наиболее важные этапы внутри данного периода с указанием приблизительного возраста их наступления.

В возрасте около 1,5 лет ребенок начинает выражать свои чувства, желания.

Это прекрасный возраст, когда он непосредственно, без обиняков говорит о том, чего хочет и чего не желает; говорит на языке чувств, используя ориентационную механику “приятно – неприятно” вместо “правильно – неправильно”.

Совет

ребенок в состоянии воспринимать грамматические нормы языка и способен грамматически точно сформулировать предложение. Лишь из-за нехватки некоторых слов создается ложное впечатление о наличии специфического “детского” языка с особыми грамматическими нормами.

Отсюда следуют два важных вывода.

Первый связан с категорическим запретом на “сюсюканье” взрослого с ребенком, на придумывание родителями для общения специального упрощенного “детского” языка.

Наоборот, в этом возрасте, когда ребенок наиболее чувствителен к нормам языка, речь взрослого должна быть грамотной, ясной и четкой.

Как никогда более ребенок нуждается в том, чтобы ему как можно больше рассказывали историй, содержащих все богатство и разнообразие слов и грамматических конструкций родного языка; историй, являющихся образцами хорошего стиля и различных по жанру.

Второй вывод связан с принципиальной возможностью дальнейшего речевого развития ребенка в двуязычной среде, когда он имеет возможность осваивать сразу два языка. Причем можно быть уверенным, что внутренней путаницы с языками не произойдет, и русские слова в немецких грамматических конструкциях использоваться не будут.

В возрасте 2,5-3 лет ребенок часто разговаривает сам с собой.

Его так называемая эгоцентрическая речь – прекрасная и единственная возможность услышать в громкой речи ребенка логику, последовательность или непоследовательность в его мыслях, ибо все то, о чем он в настоящий момент думает, сразу же проговаривается.

Это не слишком длительный этап в речевом развитии: постепенно монологи становятся внутренними, и об особенностях мышления человека в дальнейшем можно будет судить лишь косвенным образом.

Сензитивный период восприятия порядка.

Длится этот период от 0 до 3 лет, причем этап наивысшей интенсивности его протекания наступает в среднем около 2 – 2.5 лет.

Сразу необходимо отметить, что для ребенка порядок означает нечто иное, чем для взрослого. Монтессори говорит: “Для ребенка порядок есть то же самое, что для нас пол, по которому мы ходим, а для рыбы – вода, в которой она плавает. В раннем детском возрасте человеческий дух берет из окружающего мира ориентирующие элементы, которые нужны для последующего овладения окружающим миром”

 Можно сказать, что в дальнейшей жизни человека внутренний порядок – порядок в мыслях, поступках, законопослушность, да и уровень саморегуляции поведения в целом – будет развит настолько, насколько упорядоченной была окружающая его среда в возрасте от 0 до 3 лет.А ему насущно необходим порядок, и особенно в трех сферах: в окружающей его среде (в помещении), во времени и в поведении взрослых по отношению к нему.

Рассмотрим подробнее требования к соблюдению порядка в каж­дой из этих трех сфер.

1) Порядок в окружающей среде.

Его соблюдение позволяет ребенку разобраться в следующем:

– В соотношении между предметами.

Речь идет о том, чтобы структурировать окружающую ребенка среду (чаще всего – предметы в его квартире) таким образом, чтобы она соответствовала основным закономерностям в соотношении между предметами: посуда – на кухне, обувь – в прихожей, одежда – в шкафу, игрушки – всегда на своем месте в специальном ящике; кроме того, ребенок спит, ест на одном и том же месте, имеет собственный уголок, ест из собственной посуды и все такое прочее.

Обратите внимание

Необходимо отметить, что ребенок очень радуется, если снова и снова находит знакомые ему вещи на одном и том же месте.

И поэтому необходимо, чтобы каждое утро он видел, например, свои игрушки аккуратно уложенными и в одном и том же месте – даже если вечером они были разбросаны.

В этом возрасте бессмысленно требовать от ребенка соблюдать порядок самому, ибо он только еще формирует собственный образ порядка. И помочь ему в это могут, родители, поддерживая внешний порядок вокруг него.

Кроме того, для ребенка в этом возрасте очень трудно привыкать к изменившейся окружающей среде (речь идет о переезде на другое место жительства, о первом походе в детский сад и т. п.). Последствия такого стресса впоследствии обычно не проходят бесследно.

– Порядок в отношении людей к предметам.И опять-таки желательно, чтобы это отношение было культурно обусловлено: действительно, обычно принято на стуле сидеть; за столом – есть, обращаясь со столовыми приборами соответствующим образом; дверь открывать рукой, а не ногой; кофе пить на кухне, а не в постели и т. д.

Читайте также:  Изменения в росте и весе грудничков по неделям и месяцам

2) Порядок во времени.

Для ребенка чрезвычайно важно прочувствовать ритм своего дня.

У каждого он свой, и устанавливается обычно в течение первого года жизни путем совместной активности и уступок с обеих сторон – со стороны ребенка и со стороны родителей: необходимо, чтобы режим дня устраивал всех.

После этого задача родителей заключается в том, чтобы на протяжении второго и третьего года жизни ребенка поддерживать этот индивидуальный режим.

Осознать собственный ритм дня – это значит запустить ход “внут­ренних часов”; прочувствовать, что существует великий закон вре­мени, который важнее субъективных желаний и капризов.

В частности, мама или папа, если они работают, не могут прийти домой раньше определенного времени, как бы того ни хотел ребенок – но, с другой стороны, и ребенок имеет право знать точное время их прихо­да и быть уверенным в их пунктуальности.

3) Порядок в поведении взрослых по отношению к ребенку.

Важно

Для ребенка такого возраста наиболее важно прочувствовать по­рядок в следующих аспектах поведения взрослых по отношению к нему:

– Требования, которые предъявляют взрослые к ребенку, должны быть постоянными (неизменными) и не зависеть от сегодняшнего настроения.

Желательно, что они были обоснованными: в идеале – обоснованными научно (знанием об индивидуальном протекании сензитивных периодов собственного ребенка, например), в реальности – обоснованными хотя бы здравым смыслом (пониманием, что нельзя от ребенка требовать того, чего он по возрасту еще не в состоянии сделать).

–  Требования к ребенку должны быть конкретными (касаться чего-то одного) и выстраиваться в некую последовательность; в идеале – образовывать поведенческий алгоритм.

В последнем случае после многократных повторений одной и той же последовательности действий (например, связанных с отходом ко сну: умыться, расстелить постель, раздеться, уложить аккуратно одежду и проч.

) этот алгоритм становится внутренней собственностью ребенка, и взрос­лому достаточно лишь дать общее название (“Готовимся ко сну?”) для того, чтобы ребенок без унизительного подстегивания словами (он сам знает, что делать дальше!) мог действовать самостоятельно.

–  Требования, которые предъявляются ребенку, должны соблюдаться самими взрослыми. Поскольку все равно ребенок научится тому, что видит, этот тезис можно оставить без каких-либо психологических комментариев.

 Сложившийся у ребенка к 3 годам внутренний образ порядка и будет в дальнейшей его жизни образцом.

Сензитивный период сенсорного развития

Он длится в среднем от 0 до 5.5 лет.

 Сенситивные периоды зрительного восприятия

С 1,5 лет — сенситивный период восприятия маленьких предметов (рекомендуется урок по помещению бусинок в вазочку с маленьким горлышком)

2,5 — 6 лет — сенситивный период восприимчивости к сенсорным впечатлениям. У ребенка появляется способность утончать все чувства (например, очень легко улавливает мелкие различия)

2 — 4 года — сенситивный период повторения геометрических фигур, которое приводит к лучшему изучению математики (геометрические формы, размеры, деление)

Содержание этого длительного сензитивного периода составляет множество относительно коротких периодов, когда актуальным для ребенка становится развитие отдельных сторон или проявлений того или иного органа чувств, и он в разное время становится наиболее восприимчивым к цвету, форме, размерам предметов, хотя все это связано со зрением.

Сензитивный период восприятия маленьких предметов

Длится в среднем от 1.5 до 2.5 лет. Этот период трудно не заметить, и часто он доставляет взрослым немало волнений: ребенок манипулирует пуговицами, горошинами и т. п. с угрозой для собственного здоровья. Действительно, обычно взрослые не видят в этом интересе ничего полезного и не предоставляют ребенку возможность овладения адекватными способами реализации этой познавательной потребности.

А на самом деле ребенка интересует проблема целого и части; он получает удовольствие от того, что на его глазах при ударе об пол фарфоровая чашка распадается на несколько частей, которые, в свою очередь, состоят из еще более мелких частей. Таким образом ребенок ощущает, что мир делим и состоит из все более и более мелких частей.

И взрослые в силах придать позитивный оттенок этому процессу, предоставив ребенку условия для адекватного отреагирования интереса к мелким предметам.

Совет

Например, с помощью специальных уп­ражнений: нанизывания на нитку более или менее мелких предме­тов (плодов каштана, бобов с проделанными в них отверстиями и т.п.

); разборки и сборки моделей из конструктора (что позволяет ребенку прочувствовать не только процесс анализа целого на состав­ные части, но и синтеза из этих частей целого).

Сензитивный период развития движений и действий

Длится в среднем от 1 года до 4 лет, и важность его для общего развития ребенка трудно переоценить.

Именно благодаря движению и сопровождающей его усиленной вентиляции легких ребенка происходит насыщение крови кислородом, достаточное для снабжения им тех клеток головного мозга, которые участвуют в развитии всех психических функций.

Отсюда же следует вывод о вреде для развития ребенка малоактивного образа жизни, который присущ многим современным семьям (увлечение просмотром телевизионных передач и проч.) С 2 до 5 лет — сенситивный период контроля и оттачивания движений.

Ребенок имеет естественное желание ходить по линии, его легко научить пользоваться туалетом, чистить зубы, обязательны все движения зоны практической жизни — пересыпание, переливание и т.п., а также уроки вежливости и этикета. Чем точнее движения, тем грациознее становятся дети.

Протекание этого сензитивного периода также неоднородно: в течении его имеются моменты времени, когда ребенок концентрирует свое внимание на определенных движениях и действиях.

И если в начале периода ребенка интересуют именно движения (у него есть потребность ощутить возможности своего тела, для чего пытается, например, открыть дверь толчком ноги или сдвинуть тяжелые вещи, а мытье стола вызывает удовольствие благодаря самому процессу, а не результату), то впоследствии его начинают интересовать все более и более сложные действия, для выполнения которых необходимо обладать определенным уровнем координации, свободы и выразительности движений.

Сензитивный период развития социальных навыков

В возрасте 2.5 – 6 лет ребенок начинает активно интересоваться формами вежливого поведения. Овладение иными (невежливыми) способами поведения происходит само собой. Всем нам приходилось встречаться с этим: ребенок подражает тому, что он видел и пережил дома, на улице, и воспроизводит это бессознательно в своем поведении.

Обратите внимание

Это время, когда ребенку необходимо помочь научиться культурным формам общения, чтобы он чувствовал себя адаптированным и уверенным, находясь в обществе самых разных людей.

Ребенок в этом возрасте быстро усваивает формы общения и хочет их применять.

Он желает знать, как вежливо попросить другого не мешать, как представиться незнакомому человеку, как поздороваться, попрощаться, попросить о помощи и т. д.

В заключение, еще раз сформулируем основные выводы, который нам, родителям и педагогам, нужно помнить:

1.Знания о времени наступления основных сензитивных периодах, необходимо устроить для ребенка возможность упражнять свои органы чувств, навыки социальной жизни, речи и т. д.

2″.Подготовленная среда” и дидактический материал создают оптимальные условия для естественного хода развития каждого (уникального и неповторимого!) ребенка

Источник: http://romashka9.ucoz.ru/index/sensitivnyj_period_razvitija_detej_mladshego_vozrasta/0-234

Сензитивные периоды развития против капризов

Чаще всего родители не могут понять причины капризов своих детей. Когда исчерпаны все видимые причины, родители,  отчаявшись, списывают все на дурной характер ребенка, на избалованность и возрастные кризисы.

 Взрослые забывают, что ребенок – не только их дитя, но и творение природы. А природа, в свою очередь, диктует свои ритмы и требования… Малыш в окружающем его мире просто не находит то, что ему необходимо для развития.

Важно

Как понять, что нужно ребенку помимо удовлетворения его элементарных физических потребностей? Как учить и воспитывать малыша легко и непринужденно, с максимальной отдачей?

Обычно взрослые навязывают детям те занятия, которые считают полезными. Знания, которые ДАЮТ взрослые, ребенок зачастую НЕ БЕРЕТ, не усваивает.

Итальянский педагог и ученый Мария Монтессори НАБЛЮДАЛА за сотнями и тысячами детей, дав им СВОБОДУ ДЕЙСТВИЯ И ВЫБОРА. Эти наблюдения показали, что в развитии детей есть некоторые общие моменты. Примерно в одинаковом возрасте малыши начинали интересоваться какими-то определенными знаниями, предметами, видами движений, способами эмоционального реагирования.

Мария Монтессори предположила, что это связано с созреванием определенных участков головного мозга. Она выделила несколько таких периодов от рождения до шести лет и дала им название «сензитивных».

Загадочное слово «сензитивный» в переводе с латыни означает всего лишь «чувствительный».

Оказывается, ребенок в разные периоды жизни бывает особенно чувствителен, восприимчив к определенному типу деятельности.

На пике сензитивного периода малыш может настолько концентрироваться на любимом деле, что, кажется, ничего в мире его больше не интересует.

Здоровый ребенок постоянно жаждет знаний — важно уметь вовремя предложить ему актуальный материал.

В тот момент, когда ребенок переживает  определенный сензитивный период, он максимально легко усваивает огромное количество информации. Процесс познания происходит естественно и не требует особых усилий.

Совет

Если использовать эти уникальные знания, можно предвидеть, какой сензитивный период вот-вот начнется у вашего малыша. Дайте ребенку свободу действия. Умейте наблюдать: что малышу интересно, к каким действиям он постоянно возвращается, повторяет их без устали, с огромным удовольствием. Известно, что воспитание на 90% состоит из предусмотрительности.

Важно! Сензитивные периоды проходят и больше никогда не повторяются. Они универсальны: присущи всем детям без исключения. Временные рамки их можно предвидеть. Но, надо помнить: они индивидуальны и проходят у каждого по-своему.

Если ребенок в сензитивный период наталкивается на какие-либо препятствия в своей работе, то в душе его происходит настоящий крах! Внешне это выражается в капризах и истериках.

Если ребенок делает что-либо по принуждению, вне рамок соответствующего сензитивного периода, то результат его работы будет менее эффективным или даже отрицательным. Или проявится намного позже. Поэтому к многочисленным методикам типа «Читать – раньше, чем ходить», нужно относиться с большой осторожностью. Природа не прощает насилия над собой!

Перечислим основные сензитивные периоды развития ребенка

от 0 до 6 лет

Сензитивный период развития речи: от 0 до 6 лет

Самый продолжительный СП, начинается еще до рождения. Ребенок продвигается от лепета к словам, фразам, предложениям, постоянно расширяет словарный запас.

Примерно с 3,5 лет начинается период развития письменной речи. Прежде всего, ребенку важно научиться транслировать в мир СВОИ мысли, то есть писать. Малыш стремится воспроизводить буквы и цифры.

Позже, примерно к пяти годам, наступает спонтанный интерес к чтению.

Сензитивный период порядка: от 1,5 до 4х лет

Для ребенка порядок совсем не то, что для взрослого. Это базовая стабильность окружающего мира. Это самоопределение «Кто я в этом мире?». Это естественные отношения между людьми. И еще много чего важного. Обучение поддержанию порядка – всего лишь одна из сторон этого СП.

Сензитивный период движений и действий: от 0 до 4х лет

Беспорядочные движения становятся координированными и контролируемыми: хватание, прикосновение, ползание, ходьба… Ребенок живет упражнениями в движении, постоянно усложняя их. Физическая активность – залог развития мозга ребенка. Поэтому любые занятия, ограничивающие малыша в движении в этом возрасте – преступление против его природы.

Сензитивный период мелких предметов: от 1,5 до 4 лет

Период развития мелкой моторики. На кончиках пальцев находятся рецепторы, которые посылают импульс в кору головного мозга. Развивается способность к мыслительным процессам. Вы наверняка слышали выражение «ум на кончиках пальцев».

Сензитивный период сенсорного развития: от 0 до 5,5 лет

В этот период происходит утончение восприятия органов чувств.

Мария Монтессори говорит о том, что мышление развивается на основе сенсорного восприятия: «В разуме нет ничего такого, чего бы не было раньше в чувствах».

Сенсорика помогает сформировать наглядно-образное и наглядно-действенное мышление. На базе сенсорных впечатлений ребенок учится сравнивать, анализировать, классифицировать.

Сензитивный период развития социальных навыков: от 2,5 до 6 лет.

Ребенок усваивает нормы этикета, которые приняты в обществе. Сначала он подражает правилам культурного поведения, а затем вежливость становится свойством личности.

Если опоздать и не воспользоваться уникальными «окнами возможностей» в дошкольном возрасте,  ребенок может потерять интерес к этому направлению на всю жизнь. А после шести лет даже вернуть ошибки этих периодов, что может проявится в самых неожиданных и неприятных формах. С этими последствиями мы зачастую сталкиваемся, когда ребенок идет в школу.

Не упустите шанс – такой дар природа больше не преподнесет человеку никогда!

Подробнее о каждом из сензитивных периодов читайте в следующих статьях!

Лайк 1375

Категориях: Ребенок до школы

Про злость и рисование…Автор Ольга Беляшова В Для специалистовПродолжить чтение Кто стучит? — русская народная играАвтор Ольга Беляшова В Игровая мастерскаяПродолжить чтение

Источник: https://nashydety.com/senzitivnye-periody-razvitiya/

Ссылка на основную публикацию