Упражнения для развития речи в дошкольном возрасте, советы и рекомендации родителям

Развиваем речь дошкольника: как помочь ребёнку сказать обо всём на свете

 Составитель:

Чахова Валентина Петровна, учитель-логопед

Россия, г.Тюмень, муниципальное автономное учреждение

дошкольного образования центр развития ребёнка

 детский сад № 158 города Тюмени,

  Аннотация:  Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое.

А между тем, овладение речью в возрасте от 3 до 7 лет имеет ключевое значение, ведь этот период наиболее сензитивен к ее усвоению.

Чтобы помочь ребенку научиться говорить грамматически правильно, строя развёрнутые предложения, необходимо не только часто и много говорить с ним, но и просить его рассказывать, задавать вопросы и помогать ему отвечать на них.

  Ключевые слова: речь, развитие, словарный запас, словесно-логическое мышление, развёрнутый рассказ.

   Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек.

Обратите внимание

Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками), редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем.

Как говорится, чтобы справиться с врагом, его нужно “знать в лицо”, поэтому, ставя задачу развития речи своего дошкольника, рассмотрим, с какими проблемами в этой области чаще всего сталкиваются родители и педагоги.

Типичные проблемы развития речи дошкольника:

  1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая “ситуативная” речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.
  2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.
  3. Замусоривание речи сленговыми словами, употребление нелитературных слов и выражений.
  4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ.
  5. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо!)
  6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.
  7. Отсутствие навыков культуры речи: неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.
  8. Плохая дикция.

   Когда методика развития речи только создавалась в России,  в ней ставилась еще более интересная  и еще более высокая по уровню задача – воспитать у ребенка не просто правильную выразительную речь, а индивидуальный стиль речи! Индивидуальный стиль речи есть у Пушкина, Лермонтова, Гоголя и других писателей – мы никогда не перепутаем авторов друг с другом, чувствуя их авторский стиль.

  Увы, в современной ситуации уже не до этой задачи, т.к. обычно дети до такого уровня не «дозревают». Уже речь идет о том, что почти у каждого ребенка нарушение в развитии речи! Но ведь огромное число этих нарушений просто быть не могло, если бы с ребенком правильно занимались и общались в семье и в садике!

Как развивать речь ребёнка?

Источник: http://tmndetsady.ru/dlya-vas-roditeli/news8900.html

15 советов родителям по развитию речи ребенка

 СОВЕТ 1 – Развитию речи способствует ранний отказ от пустышки. Пустышки относительно безвредны на первом году жизни крохи. Если давать их и после этого срока, зубки и язычок начинают занимать неправильное положение во рту, может образоваться щель или сформироваться неправильный прикус. Пострадает и произношение.

 СОВЕТ 2 – Развитие речи ускорит переход к твёрдой пище (для правильного формирования челюсти и уклада языка).

♦ СОВЕТ 3 – Озвучивайте любую ситуацию. С рождения малыш воспринимает звуки окружающего мира и речь людей (особенно мамы). Даже если вы молчаливы от природы – все равно говорите с ребенком.

Недостаток общения может значительно задержать развитие речи. Ребенок легче понимает обращенную речь, если она объясняет то, что происходит с ним и вокруг него. Поэтому сопровождайте свои действия словами.

♦ СОВЕТ 4 – Уважайте попытки ребенка говорить. Встречается крайность – слишком активные взрослые, которые за ребёнка всё спросят, ответят, сделают. Давайте малышу выговориться, с интересом выслушивая его.

♦ СОВЕТ 5 – Не говорите в пустоту, смотрите ребенку в глаза. Это особенно важно, если ваш кроха чрезмерно активный, постоянно двигается.

 СОВЕТ 6 – Не сюсюкайте! То, что слышит ребенок от окружающих, является для него речевой нормой. Если постоянно говорить, к примеру, «какой ты у меня хоЛЁшенький», то ребёнок так и будет говорить. Сюсюканье тормозит речевое и психическое развитие.

 СОВЕТ 7 – Нечёткая речь может появиться у детей, если окружающие его люди быстро говорят. Малыш просто не успевает расслышать слово или фразу. Речь взрослых сливается в невоспринимаемую массу звуков.

Сначала страдает понимание речи – ребенок не улавливает, что от него хотят. А позже начинает говорить смазанно. Возможно появление заикания, так как ребёнок старается копировать ускоренный темп речи взрослых.

Поэтому говорите размеренно, четко.

 СОВЕТ 8 – То же, но по-разному. Повторяйте много раз одно и то же слово, фразу (меняя порядок слов). Чтобы ребенок усвоил новое слово, употребляйте его не единожды и в разных контекстах.

СОВЕТ 9 – Способствует развитию речи и эмоциональноепересказывание сказок, обязательно сопровождающееся движением (как зайка прыгает, как лисичка крадётся, как ёжик пыхтит и т.п.).

 СОВЕТ 10 – Уделите внимание развитию общей и кистевой моторики (центры речи и движения руки расположены в коре мозга рядом, будет работать рука – раздражение в мозге затронет центр речи, простимулирует его работу); игры с мячом, чтобы работал весь плечевой пояс.

 СОВЕТ 11 – Рисование на вертикальной поверхности (рулон обоев на дверь) двумя руками одновременно, чтобы стимулировать работу обоих полушарий. Рисовать и комментировать, например, «мы рисуем дождик. Кап-кап-кап» и т. д.

♦ СОВЕТ 12 – Оберегайте физическое и психическое здоровье ребенка. Часто болеющие дети и дети с неустойчивой психикой больше подвержены речевым расстройствам. Важны закаливание и положительная атмосфера в семье. Привычку выяснять отношения при ребёнке нужно искоренять, избегать совместного просматривания фильмов ужасов и пр.

♦ СОВЕТ 13 – Ведите дневник, в котором фиксируйте речевые достижения ребенка, записывайте, сколько слов он понимает, какие произносит.

 СОВЕТ 14 – Будьте терпеливы, снисходительны и … осторожны. Если ребенок неверно произносит звуки, не смейтесь, не повторяйте неправильное произношение. Побуждайте ребенка послушать правильное произнесение и попытаться его повторить.

♦ СОВЕТ 15 – ТОЛЬКО ВЫ!Помните: только вы способны помочь ребенку развиваться гармонично. Не забывайте активно радоваться его успехам, чаще хвалите своего малыша.

Источник: https://sad18lida.schools.by/pages/15-sovetov-roditeljam-po-razvitiju-rechi-rebenka

Рекомендации по развитию речи дошкольника

Рекомендации по развитию речи ребенка

Воспитатели и родители уделяют большое внимание своевременному и правильному формированию речи ребенка.

От родителей требуется регулярно посещать с ребенком детского логопеда в ходе общего ежегодного врачебного осмотра.

Поговорим о том, как и когда можно выявить у своего малыша нарушение речи, и приведем простейшие упражнения, которые можно проделывать дома с ребенком в любое удобное для вас время.

Звуки ребенок начинает издавать с первых минут после рождения. Постепенно они оформляются в осознанную речь. Уже в конце первого месяца жизни ребенка можно говорить о нарушении развития речи, если малыш никогда не кричит перед едой.

К 4-5 месяцам ребенок должен гулить, улыбаться в ответ на обращенную к нему речь, прислушиваться к музыке и прочим звукам вокруг, к 9 месяцам — лепетать и повторять за взрослыми отдельные слоги, а к году — говорить отдельные простейшие слова.

Дальнейшее развитие связной речи заключается в том, что в возрасте 2-3 лет малыш начинает произносить целые предложения, понимать сложные просьбы, пересказывать все более и более сложные кусочки текста, рассказанные родителями.

В случае отсутствия любого из этих признаков развития речи следует обратиться к специалисту –детскому логопеду. Он сможет поставить диагноз ребенку и предложить методы устранения проблемы.

Причиной нарушения речи могут быть:

аномалии развития во время беременности;

родовая травма;

недостаточное внимание со стороны родителей и воспитателей;

наследственность;

некоторые болезни;

перенесенные инфекции и травмы;

анатомические особенности строения челюсти.

С самого раннего детства, даже если ваш ребенок развивается абсолютно нормально, нужно соблюдать некоторые правила при общении с ним.

Не сюскайте.

Не искажайте намеренно слова.

Не создавайте слова-заменители, учите на собственном примере ребенка сразу называть предметы и явления правильно.

Ошибки в речи ребенка исправляйте мягко, но настойчиво, не ругайте его.

Занимайтесь и разговаривайте с ребенком как можно чаще. Даже если вы занимаетесь своими делами, а малыш играет рядом, он может слышать вашу речь, запоминать особенности интонации, правильное звучание слов.

Важно

Постарайтесь, чтобы все члены семьи соблюдали эти правила и общались с ребенком, не только тетешкаясь.

Стройте общение с ребенком в форме дискуссии, диалога. Обсуждайте события дома и в садике, комментируйте, просите малыша высказывать его собственное мнение.

Как можно подробнее объясняйте ребенку значение новых слов, вводимых в его лексикон.

Подкрепляйте объяснение картинками.

Упражнения для развития речи

Большим подспорьем в развитии речи становится развитие мелкой моторики пальцев. Занимайтесь с ребенком творчеством и конструированием, лепкой, шитьем, нанизыванием бус, выкладыванием различного рода мозаик, составлением пазлов.

Играйте с ребенком в слова. Например, можно использовать популярную игру «в города», когда игрок должен назвать слово, начинающееся с последней буквы слова, названного другим игроком.

Другой вариант словесных игр — попросите ребенка назвать характерные для текущего сезона погодные явления, цвета, цветы, растения, действия.

Учитесь формировать множественное число любого существительного, уменьшительно-ласкательное название предмета.

Развивайте слух ребенка. Просите называть, какие звуки он слышит на улице, узнать, какое животное издает определенный звук, какой музыкальный инструмент так звучит.

Учите наизусть стихи и песенки. Учите ребенка рассказывать наизусть стихотворения, петь песенки. Хорошее упражнение заключается в том, что стих рассказываете вы сами, опуская некоторые слова, а малыш дополняет пропуски нужными словами.

Зарядка для языка — комплекс простых упражнений для улучшения произношения ребенка

«Вкусное варенье» – ребенок облизывает языком губы круговым движением.

«Орешек» – упираясь язычком поочередно во внутреннюю часть то право, то левой щечки, нужно как бы показать, что за щекой у тебя — орешек.

«Часы тик-так» – высунуть язычок и водить им из стороны в сторону, от левого уголка рта к правому, и обратно.

«Качели» – высунуть язык и водить им вверх-вниз, как бы стараясь дотянуться до подбородка и носа по очереди.

Почистим зубы – сомкнув губы, проводить языком по внешней части верхних и нижних зубов.

«Лошадка» – издавать щелкающий звук язычком, имитируя стук копыт.

«Маляр» – белим нёбо языком, проводя по всему нёбу, стараясь начать как можно глубже и довести язычок до основания верхних зубов.

Вибрация языка с помощью пальца – язык кончиком подводим к верхнему нёбу и произносим быстро звук «д-д-д», оставив зубы несомкнутыми. При этом пальчиком ребенок «вибрирует» язык как можно быстрее. При этом получается произнесение звука Р.

Не стремитесь установить диагноз ребенка самостоятельно — обратитесь к специалисту, детскому логопеду. Но даже если речь вашего ребенка развивается правильно и в срок, помните о жизненной необходимости постоянного общения, диалога, развития в отношениях со взрослыми, окружающими ребенка.

Источник: http://aplik.ru/ref/17914/

Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков дошкольников

Опубликовано: 11:25:04 17-12-2014

Рекомендации родителям по развитию правильных речевых навыков дошкольников .

Для успешной коррекции речевых отклонений и всестороннего развития детей необходимо максимально обеспечить непрерывность процесса обучения дошкольников в детском саду и закрепления полученных навыков дома. Поэтому родителям необходимо придерживаться ряда правил:

vУделять постоянное внимание собственной речи, так как высказывания взрослых являются образцом для правильного, а зачастую и неправильного развития лексической, грамматической сторон речи.

vНаполнить повседневную жизнь детей грамотным речевым общением:

– посредством называния окружающих предметов и явлений развивать предметный словарь (например, это половник, это ствол и т.д.);

– в собственной речи четко проговаривать окончания слов, дать ребенку возможность услышать изменение звучания слов в различных контекстах, правильно употреблять грамматические формы – падеж, число, время, лицо (например, это книга, нет книги, ищу книгу, Коля рисовал, Даша рисовала, дети рисуют, дети будут рисовать);

Читайте также:  Особенности развития речи у детей в возрасте 4 – 5 лет, нормы и перспективы

– обращать внимание детей на смыслообразующие элементы речевой системы – глаголы, на примерах из повседневной жизни учить детей дифференцировать (различать) их по смыслу (например, встал, лег, спит, лежит, зашил дырку, пришил пуговицу, перешил брюки, вышил цветок);

– привлекать внимание детей к правильному пониманию и употреблению  пространственных предлогов в контекстной речи и изолированно (например, положи карандаш на стол, возьми карандаш со стола, спрячь карандаш за спину, положи карандаш в коробку);

– совершенствовать грамматический строй речи, используя речевые игры (у меня один красный шар, а что у тебя?- у меня много желтых шаров, два зеленых карандаша, пять сладких яблок и т.д.).

vОбращать внимание на процесс приготовления пищи, ее качественный состав, продукты, из которых готовится блюдо (например, как готовим: варим, жарим, печем, чистим, режем; вкусовые качества: сладкий, горький, соленый; температурные: горячий, холодный; цвет: желтый, красный и т.д.).

Совет

vВажную роль в организации работы должны оказывать любимые игрушки ребенка. Неоценима их роль в развитии ребенка, в том числе в формировании связной речи. Составление коротких предложений, их распространение, составление из них маленьких рассказов, в том числе и рассказов – описаний о любимой игрушке, принесут большое удовольствие ее обладателю – ребенку.

vВажно, чтобы вся вышеописанная работа проходила на высоком эмоциональном подъеме ребенка и ненавязчиво, в игровой форме позволяла ребенку овладеть сложной структурой родного языка.

vРодители должны учитывать, что реакция ребенка может быть различной: то быстрой, то слишком медленной, то веселой, то очень унылой. Это не должно отталкивать родителей от дальнейшей работы, а наоборот, учитывая личные особенности своего ребенка, привлекая родительскую интуицию и желание помочь, вместе с ним преодолевать речевое недоразвитие.

САМЫЕ РАСПРОСТРАНЕННЫЕ ОШИБКИ

ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ ЧТЕНИЮ.

  1. Смешение понятий «звук» и «буква».

В основе обучения чтению лежит звук, а не буква. Прежде чем показать ребенку букву, например М, следует научить его слышать этот звук. Ребенок должен понять, что буква – это письменное обозначение звука. На протяжении всего периода обучения следует называть и звуки, и соответствующие им буквы ОДИНАКОВО – т.е. так, как звучат звуки – отрывисто.

Возьмем, к примеру, звук  [М] . Мы произносим его отрывисто: М. И букву М необходимо называть так же : М. Ни в коем случае не ЭМ, не МЭ, потому что в этом случае мы произносим два звука [М] и [Э]. Данное обстоятельство только дезориентирует детей.

  1. Обучение побуквенному чтению – вторая грубая ошибка.

Это когда ребенок сначала называет буквы слога: М, А – и только после этого читает сам слог: МА. Этот  навык неправильного чтения очень стойкий и исправляется с большим трудом.

Правильное чтение – это чтение слогами (конечно, на начальном этапе). А это возможно только в том случае, если у ребенка сформирован навык звукового синтеза, т.е. умения соединять отдельные звуки в слог.

Документы для скачивания:

Документ
Формат: .docx

Источник: http://a2b2.ru/methods/4515_rekomendacii_roditelyam_po_razvitiyu_pravilnyih_rechevyih_navyikov_doshkolnikov/

Рекомендации родителям по правильному речевому развитию детей

Рекомендации родителям по правильному речевому развитию детей

Из толкового словаря: речь – это один из видов коммуникативной деятельности человека – использование средств языка для общения с другими членами языкового коллектива. Под речью понимают как процесс говорения (речевую деятельность), так и его результат (речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом).

Овладение речью – сложный многосторонний психический процесс. Ее появление и дальнейшее развитие зависит от многих факторов. Речь начинает формироваться лишь тогда, когда головной мозг, слух, речедвигательный аппарат достигли определенного уровня развития.

Хочу предложить вам советы, которые помогут улучшить речь ваших детей. Думаю, вы все знаете, что только при совместной работы специалистов и вас – родителей можно достичь наибольшего результата в развитии речи детей.

Первое о чем хотелось бы сказать это о речи взрослых и тех людей, которые часто общаются с детьми. Быстрая речь не приемлема в разговоре с ребенком. Говорите ясно, четко, называя предметы правильно. Такой должна быть ваша речь.

Главные составляющие красивой речи: правильность, четкость, внятность, умеренные темп и громкость, богатство словарного запаса и интонационная выразительность.

Контролируйте речь малыша, не позволяйте говорить быстро, исправляете ошибки, в период автоматизации звуков следите за правильностью их произнесения.

Всегда рассказывайте ребенку о том, что видите. Помните, что если для вас все окружающее знакомо и привычно, то малыша со всем, что нас окружает, нужно знакомить. Старайтесь отвечать на все вопросы детей, поддерживайте их любознательность и интересны к предметам и явлениям.

Подражание свойственно всем малышам, поэтому старайтесь, по возможности, ограничивать общение ребенка с людьми, имеющими речевые нарушения (особенно заикание!).

Жесты дополняют нашу речь. Но если малыш вместо речи пользуется жестами, не пытайтесь понимать его без слов. Сделайте вид, что не понимаете, что он хочет. Побуждайте его просить словами.

Мелкая моторика – так обычно называют движение кистей и пальцев рук. Чем лучше развиты пальчики, тем лучше развита речь. Поэтому стремитесь к развитию мышц руки малыша. Пусть это будет массаж пальчиков, игры с мелкими предметами под вашим контролем, шнуровки, лепка, рисование, конструирование, застегивание пуговиц и т.д.

Режим дня очень важен для ребенка. Основное требование к режиму дня – это точность во времени и правильное чередование, смена одних видов деятельности другими. Должно быть установлено время, когда ребенок ложиться спать, встает, гуляет, выполняет домашние обязанности. Время это необходимо точно соблюдать.

Обратите внимание

Находите 15-20 минут на совместное чтение книг с ребенком. Иллюстрации в детских книгах, соответствующих возрасту ребенка, – прекрасное пособие для развития речи. Рассматривайте с ним иллюстрации, говорите о том, что (кто?) изображен на них; пусть малыш отвечает на вопросы: где?кто? какой? что делает? какого цвета? какой формы? Ставьте вопросы с предлогами за, под, над и др.

Потешки, поговорки, скороговорки, стихи, песенки развивают речь детей и с удовольствием ими воспринимаются. Скороговорки развивают дикцию. Но сначала их нужно произносить в медленном темпе, перед зеркалом, четко проговаривая каждый звук, затем темп увеличивать.

Незабывайте выполнять все рекомендации логопеда по выполнению артикуляционной и дыхательной гимнастики.

Умственное развитие неотделимо от речевого, поэтому, занимаясь с ребенком, нужно развивать все психические процессы: мышление, память, речь, восприятие.

При этом помните, что нельзя заниматься с ребенком, если у вас плохое настроение. Лучше отложить занятие и в том случае, если малыш чем-то расстроен или болен.

Только положительные эмоции обеспечивают эффективность и высокую результативность занятия.

Источник: https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/meropriyatia/riekomiendatsii_roditieliam_po_pravil_nomu_riechievomu_razvitiiu_dietiei

Советы родителям по развитию речи детей

Советы родителям по развитию речи дошкольников

     Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно  дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи.

То, что ребёнок не усвоил в дошкольном возрасте, восполняется в более поздний период с большим трудом, а то и не восполняется совсем. Если вы хотите, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи.

Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, как он его потом расскажет).

Важно

Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.

     На сегодняшней нашей встрече я дам краткую характеристику речи дошкольников, начиная с трёх и до семи лет. Впоследствии я планирую поделиться с вами конкретными советами по развитию речи малышей.

Речь ребёнка 3-4 лет.

    В звуковом отношении речь трёхлетнего ребёнка далека от совершенства. Он может неправильно произносить шипящие (Ш, Ж, Щ, Ч), сонорные (Р,РЬ,Л,ЛЬ) звуки. Речь звучит смягчённо («зюби» – «зубы», «толь» – «стол»). Кроме этого, детям этого возраста трудно даётся произношение двух-трёх рядом стоящих согласных звуков (Так называемое стечение согласных).

Чаще всего ребёнок произносит один из этих звуков, остальные пропускает («туй» – «стул»). Слоговой состав слова в этом возрасте тоже нарушен – часто из слова выпадают неударные слоги, слоги пропускаются, переставляются, особенно в длинных словах («поподой» – «помидор», «мицинел» – «милиционер»). Но в целом речь трёхлетнего ребёнка понятна окружающим.

     Ребёнок 3-4 лет активно осваивает грамматические формы: единственное и множественное число существительных (рука-руки, мяч-мячи), согласование прилагательных с существительными в роде (красный шар, красная кофта, красное яблоко), согласование глагола прошедшего времени с существительным (папа пришёл, мама пришла), склонение существительных (игрушке, игрушкой).

     Активный словарный запас (то есть те слова, которые ребёнок употребляет в речи) четырёхлетнего ребёнка достигает 1000 и более слов.

     Своё развитие получает в этом возрасте и связная речь: ребёнок легко отвечает на вопросы простыми распространёнными предложениями, может описать предмет 2-3 предложениями.

Речь ребёнка 4-5 лет.

     К пяти годам дети должны научиться правильно выговаривать все звуки родного языка. Но на пятом году ещё допускаются ошибки в произношении шипящих (Ш,Ж,Ч,Щ) и сонорных (Р,РЬ,Л,ЛЬ) звуков. Слоговой состав слов не должен быть нарушен.

     В этом возрасте дети начинают осваивать образование множественного числа родительного падежа существительных (одна кукла – много кукол), согласование существительных с прилагательными в роде, числе и падеже (видела полосатых котят, играю с полосатыми котятами). В большинстве случаев на пятом году жизни ребёнок правильно употребляет предлоги пространственного значения (в, на, под, у, около).

Совет

Словарный запас пополняется определениями (смешной, отличный, неряшливый) и глаголами повелительного наклонения (встать, лежать). Активный словарь пятилетнего ребёнка составляет 2500 – 3000 слов. Ребёнок свободно использует обобщающие слова, группирует предметы по родовым признакам (одежда, мебель, посуда, овощи и т.д.).

     В этот период происходит становление монологической речи. Дети хорошо понимают прочитанное, отвечают на вопросы по содержанию, способны пересказать сказку, короткий рассказ. На пятом году жизни совершенствуются средства выразительности высказывания: темп, высота и сила голоса.

Речь ребёнка 5-6 лет.

     Дети этого возраста должны уметь правильно произносить самые трудные звуки: свистящие (С,СЬ,З,ЗЬ,Ц). шипящие (Ш,Ж,Щ,Ч) и сонорные (Р,РЬ,Л,ЛЬ).

Кроме этого, у детей совершенствуется фонематическое восприятие – они различают заданный звук среди других звуков, выделяют из группы слов, фраз слова с заданным звуком.

Ребёнок этого возраста уже может сравнивать свою речь с речью окружающих и устанавливать несоответствия: неправильное произношение звуков, слов.

     На шестом году жизни в речи ребёнка присутствуют все части речи. Он умеет образовывать слова с помощью суффиксов (футбол – футболист), приставок (ехал – приехал), уменьшительно-ласкательные формы (мяч-мячик). Правильно употребляют существительные в родительном падеже множественного числа (много стульев, окон, песен).

     К шести годам ребёнок углубляет и уточняет свои познания об одном и том же предмете. Он может охарактеризовать предмет по разнообразным качествам: величина, форма, цвет, вкус. материал изготовления, сфера применения. (Это яблоко. Оно круглое, зелёное, большое, сладкое. Это фрукт, его едят).

     Связная речь является показателем речевого развития ребёнка. Шестилетний ребёнок способен составить рассказ по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Кроме того, он может вообразить события, предшествующие изображённым на картине, и последующие.

Обратите внимание

     Дети шести лет способны анализировать звуковой состав слова (определять количество звуков в словах из 4-5 звуков), сравнивать слова по количеству звуков. Так же способны анализировать словесный состав предложения из 2-3 слов.

Читайте также:  Как заниматься логоритмикой с малышами 2-3, 3-4 и 5-6 лет: описание упражнений и советы

Речь ребёнка 6-7 лет.

     Ребёнок 6 лет должен правильно выговаривать все звуки родного языка и различать эти звуки (выделять, слышать) в речи окружающих.

     Дети шести лет употребляют все части речи, в том числе причастия (игравший) и деепричастия (вставая). Они умеют согласовывать прилагательные в роде и числе (красный шар, красная блузка, красное яблоко, красные цветы). Правильно употребляют родительный падеж множественного числа существительных (много стульев, гусей, мест, зим).

     Употребляют не только простые, но и сложные предложения (Не пойду гулять, потому что… Помогу, если…). Дети этого возраста правильно согласовывают слова в предложении. Самостоятельно образовывают однокоренные слова (зима – зимний, лес-лесник-лесовик).

Речь детей насыщена обобщающими словами (посуда, мебель, инструменты, овощи, фрукты, домашние и дикие животные). Активно используют синонимы (простой – несложный, чужой – неродной, ласковый -беззлобный) и антонимы (горячий – холодный, храбрый – трусливый). Ребёнок этого возраста способен объяснить многозначность слов (Ключ – это…).

     У ребёнка седьмого года жизни хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подаёт реплики, задаёт вопросы. Свободно пользуется интонациями. Способен построить краткое монологическое высказывание. Рассказывает грамматически правильно, последовательно и связно.

Уважаемые родители!

     Познакомившись с этим сообщением, каждый из вас сделал вывод о развитии речи у Вашего ребёнка. Если вас что-то настораживает, следите за дальнейшими сообщениями. В них мы подробнее остановимся на каждом возрастном периоде и определим, что могут сделать родители для полноценного развития речи ребёнка.

Источник: https://sundekor.ru/kursovaya-2/studentu/sovety-roditeliam-po-razvitiiu-rechi-detei/

Рекомендации родителям по развитию речи детей – PDF

Артикуляционная гимнастика для дошкольников 3-6 лет Учитель-логопед Грищенко Ольга Владиславовна Артикуляционная гимнастика – это комплекс специальных упражнений по развитию основных движений органов артикуляционного

Подробнее

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ 1. Внимательно прочитайте описание упражнения. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как вы сами освоите это упражнение, предлагайте

Подробнее

Для того, чтобы ребенок правильно заговорил, нужно много трудиться, делать артикуляционную гимнастику, выполнять гимнастику правильно. Цель артикуляционной гимнастики – выработка правильного уклада органов

Подробнее

Артикуляционная гимнастика при постановке звуков Чтобы ребѐнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать

Подробнее

Игры для развития речи и мышления дошкольников: рекомендации родителям Довольно часто мамы отдают своего ребенка в детский сад потому, что «детей там учат». В общем, это верно, но ведь малышам так хорошо

Подробнее

Необходимо соблюдать определенную последовательность от простых упражнений к более сложным. На начальном этапе упражнения выполняются в медленном темпе и перед зеркалом. Количество повторов каждого упражнения

Подробнее

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Органы артикуляционного аппарата Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи язык, губы, мягкое нѐбо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц,

Подробнее

«Школа родителей» Консультация для родителей на тему: «Артикуляционная гимнастика» Подготовила: учитель-логопед Локтионова Ж.А. Артикуляционная гимнастика это комплекс специально подобранных упражнений

Подробнее

Артикуляционная гимнастика Всем понятно для чего нужна гимнастика для рук и ног. Но для чего тренировать язык, он ведь и так «без костей»? На самом деле все не так просто. Язык основная мышца органов речи,

Подробнее

Для чего нужна артикуляционная гимнастика? Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе. Чтобы малыш научился

Подробнее

Мастер-класс для воспитателей ДОУ Тема: Артикуляционная гимнастика – эффективное средство коррекции звукопроизношения. Цель мастер-класса: формирование практических навыков у воспитателей по выполнению

Подробнее

Консультация для родителей: «Артикуляционная гимнастика. Основные требования к проведению» Очень часто дети дошкольного возраста испытывают трудности в овладении родной речью, хотя в целом их психическое

Подробнее

АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА Цель артикуляционной гимнастики – выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.

Подробнее

Источник: https://docplayer.ru/57525587-Rekomendacii-roditelyam-po-razvitiyu-rechi-detey.html

Советы родителям по развитию речи дошкольников

Сохрани ссылку в одной из сетей:

Советы родителям по развитию речи дошкольников

    Добрый день, уважаемые родители. Человек не обладает речью при рождении, она формируется и развивается вместе с его ростом и развитием, то есть, практически, всю жизнь. Но это не означает, что речь развивается сама по себе, без участия взрослых. Именно  дошкольный возраст является самым благоприятным для развития речи.

Если вы хотите, чтобы ребёнок успешно обучался в школе, надо целенаправленно заниматься развитием его речи. Ведь именно речь является источником получения знаний по всем предметам школьного курса (от того, как ребёнок прочтёт и поймёт параграф, зависит, как он его потом расскажет).

Учителя отмечают, что ученики с богатым словарем лучше решают арифметические задачи, легче овладевают навыком чтения, грамматикой, активнее в умственной работе на уроках.

Важно

Именно с помощью речи ребёнок общается с окружающими, в том числе, с учителями, соответственно, чем правильнее он будет выражать свои мысли, тем лучше его будут понимать.

Связная речь является показателем речевого развития ребёнка и занимает особое место в формировании речевой готовности детей к школе. Под связной речью понимают смысловое развернутое высказывание (ряд логически сочетающихся предложений), обеспечивающее общение и взаимопонимание.

Развитие связной речи происходит постепенно вместе с развитием мышления и связано с усложнением детской деятельности и формами общения с окружающими людьми.

Шестилетний ребёнок способен составить рассказ по серии картин, самостоятельно расположив картины в логической последовательности. Кроме того, он может вообразить события, предшествующие изображённым на картине, и последующие.

 Дети шести лет способны анализировать звуковой состав слова (определять количество звуков в словах из 4-5 звуков), сравнивать слова по количеству звуков. Так же способны анализировать словесный состав предложения из 2-3 слов.

 Ребёнок 6 лет должен правильно выговаривать все звуки родного языка и различать эти звуки (выделять, слышать) в речи окружающих.

Особое значение правильное звукопроизношение приобретает при поступлении в школу. Одной из причин неуспеваемости учащихся начальной школы по русскому языку называют наличие у детей недостатков звукопроизношения.

Дети с дефектами произношения не могут определить число звуков в слове, назвать их последовательность, затрудняются в подборе слов, начинающихся на данный звук.

Нередко, несмотря на хорошие умственные способности ребенка, в связи с недостатками звуковой стороны речи у него наблюдается отставание в овладении словарем и грамматическим строем речи и в последующие годы. Дети, не умеющие различать и выделять звуки на слух и правильно их произносить, затрудняются в овладении навыками письма.

Совет

Дети шести лет употребляют все части речи, в том числе причастия, например (игравший) и деепричастия (вставая). V Они умеют согласовывать прилагательные в роде и числе, например (красный шар, красная блузка, красное яблоко, красные цветы).

Правильно употребляют родительный падеж множественного числа существительных (много стульев, гусей, мест, зим).     Употребляют не только простые, но и сложные предложения v (Не пойду гулять, потому что…Помогу, если…).

Самостоятельно образовывают однокоренные слова (зима – зимний, лес-лесник-лесовик).

     Речь детей насыщена обобщающими словами, т.е. например, вы называете слова: кровать, стол, шкаф и спрашиваете, что это, ребенок должен ответить мебель.

Активно используют синонимы (простой – несложный, чужой – неродной, ласковый – беззлобный) и антонимы (горячий – холодный, храбрый – трусливый).

Ребёнок этого возраста способен объяснить многозначность слов v (Ключ – это родник и ключ от замка…).

     У ребёнка седьмого года жизни хорошо развита диалогическая речь: отвечает на вопросы, подаёт реплики, задаёт вопросы. Свободно пользуется интонациями: вопросительной, повествовательной, восклицательной, т.е. знает, какую окраску придать своему высказыванию.

Способен построить краткое монологическое высказывание. Рассказывает грамматически правильно, последовательно и связно. К седьмому году жизни ребенок употребляет слова, обобщающие отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением.

К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем.  

Обратите внимание

Но все же у значительного числа детей (в среднем, не менее, чем у 10 процентов) имеются фонетические недочеты речи (искажения, чаше замены звуков).

Нередко произношение неряшливое, «смазанное», «сквозь зубы». Неправильное произношение закрепляется в результате следующих причин.
1) Неправильная речь окружающих.

Встречающиеся в ней некоторые из перечисленных недочетов поддерживаются в речи детей.

2) Недостаточный учет взрослыми тенденций ребенка к усвоению речи окружающих. Они не показывают в трудных случаях, как следует артикулировать данный звук, не поправляют ребенка, не вызывают его интереса к произношению.

3) Взрослые часто побуждают детей заучивать слишком обширный и трудный для них речевой материал. Нередко «усердные» родители своими настойчивыми исправлениями, требованиями говорить правильно, достигают обратного результата.

В итоге речевые ошибки еще более закрепляются и даже приумножаются.

4) Неблагоприятная обстановка, среди которой живет ребенок в период развития своей речи: постоянный шум, крики, суета, оглушающие ребенка, утомляющие его и мешающие ему четко воспринимать речь окружающих.

Таким образом, особенностью речевого развития детей старшего дошкольного возраста является способность активно участвовать в беседе, достаточно полно и точно отвечать на вопросы, дополнять и поправлять ответы других, подавать уместные реплики, формулировать вопросы. Отсюда следует, что для того, чтобы процесс речевого развития детей старшего дошкольного возраста протекал своевременно и правильно, необходимы определенные условия. Так, ребенок должен:

-быть психически и соматически здоровым;

-иметь нормальные умственные способности;

-иметь нормальный слух и зрение;

-обладать достаточной психической активностью;

-обладать потребностью в речевом общении;

-иметь полноценное речевое окружение.

Источник: https://gigabaza.ru/doc/106109.html

Рекомендации для родителей по развитию речи у детей раннего возраста

Рекомендации для родителей по развитию речи у детей раннего возраста

https://www.youtube.com/watch?v=mCKCRRnASAk

В семье для ребёнка нужно создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения с взрослыми, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился правильно строить предложения, чётко произносить звуки, интересно рассказывать.

Расширяя круг представлений ребёнка об окружающих предметах и явлениях, беседуя с ним на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители будут тем самым не только расширять его кругозор, но и способствовать овладению правильной речью.

Я стараюсь, чтобы у сына формировались полноценные образы о предметах. Для этого ребенку нужно получать стимулы извне различных модальностей (зрительные, слуховые, тактильные и т.д.).

Важно

Делая что-либо по дому, я беру ребенка с собой, делаю так, чтобы он видел мои действия, одновременно проговариваю названия этих действий.

Разрешаю манипулировать с бытовыми предметами (разумеется, с безопасными для здоровья), чтобы малыш имел возможность слышать бытовые звуки и видеть, откуда они возникают. Например, даю поиграть с ложкой, взять ее в рот (не забываю сказать: “Это ложка.

Металлическая, твердая, холодная”), разрешаю ее бросить (и говорю: “Ты бросил ложку. Ложка упала – дзынь!”), постучать ложкой по ковру, кастрюле, чтобы слышать различия, как она стучит (глухо по ковру и звонко по кастрюле).

Я пою сыну колыбельные. Они очень важны в процессе овладения ребенком речью. От того, какие песни пела ребенку мать, и пела ли она их вообще, зависит характер маленького человека, его физическое здоровье, степень его психологической устойчивости. Авторство данного открытия принадлежит доктору филологических наук из Тюмени Ирине Карабулатовой.

И это мне дает возможность наблюдать, как мой мальчик успокаивается, когда слушает песню. И часто я становлюсь свидетелем того, как он поет, будто подражая мне. Правда он делает это пока еще без слов, только с помощью гласных и нескольких согласных звуков (что-то вроде да-да-да, на-на-на).

Чтение и пение колыбельных развивают память, обогащают словарный запас, развлекают и одновременно успокаивают ребенка.

  • Давно замечено, что ребенок, которому поют колыбельные песни, раньше начинает “гукать”, стало быть, раньше развивает гортань — один из главных “инструментов” нашей речевой деятельности.
  • Зная опыты В.М. Бехтерева, который в своих работах доказал, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, улучшают произношение многих звуков, развивают речь ребенка, особое внимание я уделяю развитию мелкой моторики.
Читайте также:  Творческие способности и их развитие у дошкольников

В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Начинала работу по развитию мелкой моторики я с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу (со 2-ой недели) массировала пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Делаю упражнения с кистями рук, лёгкий поглаживающий массаж ладони по часовой стрелке. В центре ладони находится очень важная точка — центр развития речи. Кроме того, массирую пальчики в направлении от кончиков к запястью, растирая их со всех сторон, а затем легко надавливаю на подушечку каждого из них.

Совет

Затем каждый пальчик несколько раз сгибаю и разгибаю. Делаю так 2-3 минуты ежедневно. Тем самым я  воздействую на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Также в раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.

Я стараюсь петь и говорить четко, немного утрированно так, чтобы ребенок видел органы артикуляции.  Практикую изолированное звукопроизношение, делая акцент на более трудные звуки (например, [р]). Специально открываю рот пошире, чтобы ребенок мог увидеть движения языка. Если вы здоровы, можно позволить малышу потрогать ваш язык в момент его вибрации.

Практически с младенчества вызываю звуки, которые считаются потенциально трудными для произношения. Чтобы вызвать звук [р], я специально рычала перед ребенком, когда он прислушивался к моей речи. Причем лицо обязательно находится перед ним так, чтобы он видел, как двигается язык и губы, когда я говорю.

Я рычала, “как тигр рычит”, “как собака рычит” — “р-р-р”, “как мотор заводится” — “др-р-р”.

Кроме того, разрешаю ребенку играть пальцем у себя во рту, двигать язык (это пассивная артикуляционная самогимнастика), но не сосать. В 6 месяцев мой сын двигал язык пальцем, одновременно вокализируя, и явно наслаждался многообразием звуков, которые у него получались.

Я варьирую голос по высоте и силе в процессе рычания. Или добавляю показ ярких игрушек, чтобы привлечь зрительное внимание малыша. Известно, что маленькому ребенку, если показывать язык так, чтобы он видел, он будет подражательно высовывать язык. Проверено на личном опыте.

Моя мама с рождения “рычала” со мной, я — со своим сыном. Результат: четкое произношение звука [р] начиная с десяти месяцев! Для сравнения: со второй дочерью моей маме некогда было заниматься и мою сестру учили произносить [р] уже после трех лет.

  • Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, чётко произносили все звуки и слова. Нечёткая торопливая речь взрослых отрицательно скажется на речи ребёнка. Он будет пропускать звуки, “проглатывать” окончания слов.
  • Важен эмоциональный контакт с ребенком и эмоционально выразительный разговор, интонированное чтение сказок, потешек. Почему это важно? Потому что маленький ребенок, в первую очередь воспринимает интонацию, а уж затем смысл слов. Эмоционально окрашенную речь ему легче воспринимать, так проще запоминаются новые слова.
  • Не сюсюкайте с ребенком (Вместо «Посмотри на этого мишку», «Посматли ня этюво миську»). Это будет тормозить усвоение звуков, задерживать своевременное овладение словарем. Лучше говорите с ласковой интонацией.

Если ребёнок неправильно произносит какие-либо звуки, слова, не следует смеяться или передразнивать его. Нельзя ругать малыша за плохую речь и требовать, чтобы он немедленно и правильно повторил трудное для него слово. Это приведёт к тому, что ребёнок будет стараться вообще не употреблять какие-то слова или заменять их другими.

Не подражайте ребенку, повторяя неправильно произносимые им слова. И не надо стараться указать ребенку, что это неправильно. Лучше повторить слово за малышом, но произнести его корректно, даже утрированно, так четко, чтобы были слышны все звуки. Но произносить надо не орфографически, а орфоэпически.

Например: бегемот — “бигимот”, носорог – “насарог”.

  • Важно, чтобы у ребёнка появилась потребность пользоваться речью как основным способом общения с близкими людьми и сверстниками. Когда ребенок начинает говорить (после года) важно вызвать мотивацию к речи или просить, чтобы он произнес слово, повторив за вами название предмета в эмоционально значимой для него ситуации.
  • Договаривайте слова, не обрывайте речь на полуслове. Пусть у ребенка будет образец чистой речи. Замечено, что чаще слышит ребенок, то потом он и будет воспроизводить в первую очередь, начав говорить.
  • Не заменяйте слова на неправильное значение слова (перчатки – “рукавички”, коробка из-под торта – “торт”).
  • Называйте вещи своими именами (особенно актуально для детей, которые уже начали говорить и накапливать активный словарный запас). Например, вместо того, чтобы на каждый вид транспорта постоянно говорить ребенку «бибика или машинка», говорите: машина, легковой автомобиль, автобус, троллейбус, трамвай, трактор, экскаватор, грейдер и т.д. Но важно начинать с материала, к которому ваш ребенок проявляет интерес (может, он любит животных или машины или его интересует бытовая техника).
  • Если вам не нравится, что ребенок употребляет свои искаженные выдуманные квазислова (сюсюкания) (речь идет о словах, которые он впервые использует), особенно упрямым детям не стоит запрещать их говорить. Тем самым вы только закрепите их в речи ребенка. Лучше сделать вид, что вы это слово не заметили и перевести разговор на интересную тему для малыша.
  • Наглядный материал должен быть реалистичным и не зашумлённым. (Хорошо, если на картинке в детской книжке будет видно, кто изображен: крокодил или динозавр). Не советую брать книг (и к игрушкам это также относится), если вы сами не понимаете, кто изображен на картинках. Пусть вы и ваш ребенок сможете четко определить и назвать все, что нарисовано в книге. Если можно четко определить предмет, назвав конкретным словом, у ребенка будет складываться четкое понятие о предмете.
  • Проговаривайте четко окончания слов, так лучше развивается “чувство языка”, а значит, чёткое понимание смысла слов русской речи и владение разными её нюансами. И в дальнейшем ваш малыш легче будет усваивать грамматическую сторону языка. А, следовательно, легче будет даваться русский язык в школе.
  • Не старайтесь говорить все слова только лишь в уменьшительно-ласкательной форме. Проговаривайте их как в полной (например: курица), так и в уменьшительно-ласкательной форме (курочка). И не забывайте про синонимы, чтобы обогащать словарь (наседка, клушка, несушка и т.д.). Употребляйте уменьшительно-ласкательные формы адекватно ситуации. Например: малыш насыпает в формочку песочек; а экскаватор высыпает песок.
  • Стараться не вставлять в каждую свою фразу бессмысленных восклицаний: ой, какой!, ой, какая! Заменяйте эти слова на информативные: желтый, большой, твердый и т.д.
  • Прежде чем спрашивать у ребенка, что нарисовано на картинке или что за предмет он наблюдает, сначала расскажите о нем сами. И чем понятнее и нагляднее будет ваше объяснение, тем лучше. Называйте вещи своими именами, а не заменяйте их на звукоподражания. (Например, одна женщина на детской площадке говорила ребенку постоянно вместо слова «кошка» — «мяу».)

Когда играете с малышом в игрушки, вместо указательного местоимения “это” (например, “возьми это, ставь сюда”) называйте конкретные существительные для развития пассивного словаря. Например, возьми маленький кубик и поставь его на большой.

“Известно, что первые временные связи между предметами и их словесными обозначениями, то есть первичное понимание речи, образуется у детей благодаря совпадению во времени звучания слова, произносимого взрослым, с предъявлением предмета, действия, явления, которые они обозначают” [1, с.154].

Применительно к детям, которые еще не говорят, нужно быть осторожными в тех случаях, когда мы говорим за ребенка слово “хочешь”.

Если ребенок тянется к какому-то запретному предмету (например, дорогой веер из сандалового дерева в коробочке под стеклом), а мы не хотим давать его. Начинаем подсовывать ему другие предметы, говоря: “Хочешь мяч?”. И вот уже ребенок переключает внимание (которое еще очень неустойчивое) на другой предмет (мяч). Желание ребенка в результате этого смазывается.

Обратите внимание

Вроде он хочет мяч, но это не его желание, а “подмена желания”. Подлинное желание ребенка, которое он, скорее всего, сам не сознавал, не понимал толком, но имел, было заменено на внятное, конкретное, но не его желание.

Будет ли он в последующем иметь дело со своими желаниями или он постоянно будет путать то, что он хочет, с тем, что он думает, что он хочет? Как результат бесконечные поиски “смысла жизни” или “поиски любви” и т.д. [6, с.22-23]. Таким образом, можно сделать вывод, что нужно обращать внимание на то, чего ребенок действительно хочет.

И с осторожностью говорить слово “хочешь” в отношении желаний ребёнка. Нам кажется, проблема в том, что мы (взрослые) зачастую не прислушиваемся к желаниям детей. Хотя он такой же полноценный человек и заслуживает того, чтобы с его мнением считались.

Я вместо слова “хочешь”, если не уверена в желании сына, говорю, например, тебе дать мяч? Когда вижу, что он хочет именно мяч, прошу его: “Скажи “да””. Так в течение дня у ребенка появилось новое слово “да”.

В результате такой моей работы как мамы, мой сын в 11 месяцев говорит: мама, папа, баба, на, да, дай, отдай, ав (собака), там. А еще рычит: р-р-р-р и др-р-р.

Таким образом, именно первые годы жизни малыша имеют колоссальное значение для развития речи, а значит, и для развития способности мыслить. Развивая научные положения о сензитивных периодах развития, Л.С.

Выготский отмечал, что “если ребенок до 3 лет по каким-либо причинам не усвоил речи и начал ей обучаться с трехлетнего возраста, то на самом деле окажется, что трехлетнему ребенку гораздо труднее обучаться речи, чем полуторагодовалому” [5, с.98].

И поскольку обучение речи и восприятие языка происходит именно в этот период, следует, как можно раньше обратить внимание на отставание ребенка в этой области. Чем скорее удастся выявить отклонения, тем больше шансов снизить вредное влияние патологии, приблизиться к норме.

Важно

Надеяться на то, что все само собой образуется, когда малыш подрастет, или утешать себя тем, что “ребенок просто отличается своим развитием” — наивно и неразумно. Как раз в детском саду или в школе такому ребенку будет гораздо труднее. Ведь требования к нему возрастут, и он гораздо острее ощутит отставание от сверстников.

Если родители выжидают, пока их ребёнок заговорит, до 2-х, а то и до 3-х лет, исправлять нарушения может оказаться слишком поздно. К этому времени патология может перерасти в тяжёлый речевой дефект — задержку речевого и психомоторного развития. В начале пути организм маленького человека очень пластичен и обладает поразительными способностями к адаптации, которые можно активизировать при помощи соответствующего лечения и коррекции.

Список литературы.

  1. Архипова Е.Ф. Логопедическая работа с детьми раннего возраста: учебное пособие для студентов пед. вузов. — М.: АСТ: Астрель, 2007.
  2. Винарская Е.Н. Раннее речевое развитие ребенка и проблемы дефектологии. – М., 1987.
  3. Горелов И.Н., Седов К.Ф. Основы психолингвистики: учебное пособие. — М.: Лабиринт, 2001.
  4. Ефименкова Л.Н., Садовникова И.Н. Формирование связной речи у детей — олигофренов. — М.: Просвещение, 1970 — с. 112
  5. Коррекционно-педагогическая работа в дошкольных учреждениях для детей с нарушениями речи /Под ред. Ю.Ф. Гаркуши.   М.: Секачев В.Ю., Институт общегуманитарных исследований, 2002.
  6. Курпатов А.В. Первое руководство для родителей. Счастье вашего ребенка. — 2-е издание.   М.: ЗАО «ОЛМА Медиа Групп», 2008.
  7. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов/ Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской.   М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998.
  8. Мастюкова Е.М. Лечебная педагогика (ранний и дошкольный возраст). — М., 1997.  Косьмина Ю.С., учитель-логопед высшей категории, МДОУ Детский сад №324. Заславская А.С., учитель-логопед первой категории, МДОУ Детский сад комбинированного вида №230.

Источник: https://mei-sonnen.ru/rekomendatsii-dlya-roditeley-po-razvitiyu-rechi-u-detey-rannego-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию