Значение логоритмики для развития детей дошкольного возраста

Роль логоритмики в развитие детей дошкольного возраста

Логоритмика

В последние годы, к сожалению, отмечается увеличение количества детей, имеющих нарушения речи, сочетанные с нарушениями двигательной сферы.

Для профилактики нарушений речи в раннем возрасте предлагаются логоритмические занятия детям с 2,5 – 5 лет. Также эти занятия эффективны и в более старшем возрасте. В основу занятий логоритмики положен метод фонетической ритмики.

Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса, головы, рук, ног) сочетаются с произнесением специального речевого материала.

Обратите внимание

Ритмическая организация является основой жизни. Все, окружающее нас, живет по законам ритма. Смена времен года, дня и ночи, биение сердца, возрастные процессы – все это и многое другое подчинено определенному ритму. По выражению Э. Жака Далькроза: ритм есть движение материи, логически и пропорционально распределенной во времени и пространстве .

Ритмические движения способствуют активизации различных анализаторных систем, становлению интегрированной деятельности мозга человека. Поэтому развитием чувства ритма рекомендуется заниматься с самого раннего возраста и в доступной для дошкольников форме: ритмических упражнений и играх.

В современной логопедии принцип раннего и комплексного коррекционного воздействия на детей с речевыми проблемами является приоритетным. При этом исходят из того, что дошкольный возраст – период, наиболее благоприятный для развития и формирования речи у детей. От того, насколько эффективно проводится логопедическая работа в дошкольном возрасте, зависит дальнейшее обучение ребенка в школе.

Логопедическая ритмика – одно из средств развития и совершенствования моторики и речи дошкольников с речевыми проблемами. Сочетание движения, музыки и речи на логоритмических занятиях повышает эффективность логопедической работы в целом.

В Логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми. Первое предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве; регуляция мышечного тонуса; развитие чувства музыкального темпа и ритма, певческих способностей; активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление логоритмической работы – развитие речи детей и корректирование их речевых нарушений. Эта работа включает в себя развитие дыхания, голоса; выработку умеренного темпа речи и ее интонационной выразительности; развитие артикуляционной и мимической моторики; координацию речи с движением; воспитание правильного звукопроизношения и формирование фонематического слуха.

Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

Логоритмические занятия включают в себя элементы, имеющие оздоровительную направленность (общеразвивающие упражнения, работа над певческим дыханием и развитием певческого голоса, простейшие приемы массажа, гимнастика для глаз, дыхательные упражнения).

В каждое логоритмическое занятие включены пальчиковые игры или массаж пальцев.

Важно

Значительная роль в работе по осознанию ритмического строя речи принадлежит играм, созданным на основе стихотворного текста. Эти игры учат малышей координировать движения со словом, что способствует, в первую очередь, речевому развитию детей.

Все упражнения проводятся по подражанию. Речевой материал предварительно не выучивается.

Основная цель Логоритмики – преодоление речевого нарушения путем развития и коррекции двигательной сферы (мелкой и крупной моторике).

Коррекционные задачи логоритмики:

– преодоление основного речевого нарушения;

– развитие функций контроля и само регуляции;

– развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).

Образовательные задачи логоритмики:

– формирование двигательных навыков и умений;

– знакомство с разнообразием движений;

– знакомство с пространственной организации тела;

– знакомство с некоторыми музыкальными понятиями.

Воспитательные задачи логоритмики:

– воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений;

– воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относиться к своим движениям и речи.

Структура занятий логоритмики:

– движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы и бега;

– разучивание четверостишия, сопровождаемое движениями;

– песня, сопровождаемая жестами;

– массаж (спины, рук, ног и т. п.) или гимнастика для глаз;

– подвижная или коммуникативная игра;

В зависимости от сюжета занятие может включать упражнения на релаксацию под музыку, чистоговорки, речевые или музыкальные игры; занятия на развитие чувства ритма или внимания.

На логоритмических занятиях реализуются следующие задачи:

– уточнение артикуляции – положения губ, языка, зубов при произношении изучаемого звука;

– развитие фонематического восприятия и фонематических представлений;

– расширение лексического запаса;

– развитие слухового внимания и зрительной памяти;

– совершенствование общей и мелкой моторики;

– выработка четких координированных движений во взаимосвязи с речью;

– развитие мелодико-интонационных и просодических компонентов, творческой фантазии и воображения.

Заботиться о своевременном развитии речи ребенка необходимо с первых недель его жизни: развивать его слух, внимание, разговаривать, играть с ним, развивать его двигательные умения.

Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями многих крупнейших ученых, таких, как И.П. Павлов, А.А. Леонтьев, А.Р. Лурия.

Когда ребенок овладевает двигательными умениями и навыками, развивается координация движений. Формирование движений происходит при участии речи.

Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук и головы подготавливает совершенствование движений артикулярных органов: губ, языка, нижней челюсти и т. д.

Чтобы записаться на занятия по логоритмике, нужно просто позвонить. На улице Новаторов Логоритмика для детей проходит только в нашем центре раннего развития.

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад №5

В 2014-2015 учебном году каждый из педагогов реализовывал индивидуальный план работы по самообразованию в рамках своей темы. В данный план входили мероприятия с детьми (открытые показы, мастер-классы), педагогами, родителями, а также работа по совершенствованию развивающей ППС.

Педагоги делились опытом работы как непосредственно в ДОУ, так и на районных мероприятиях. Некоторые педагоги в течение учебного года продолжали работу по выбранной (заявленной) в прошлом году теме, другие завершили работу над своей темой, в форме презентации отчитались перед коллегами по творческой группе (Голубева С.И. Смирнова Ю.А.

) и начали работу по новой теме по самообразованию.

Темы по самообразованию: Дмитриева Ю.А. воспитатель, Использование элементов логоритмики как средства развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста , Киселева Л.С. воспитатель, Использование массажа и самомассажа как средства оздоровления детей среднего дошкольного возраста , Чумакова Н.В.

воспитатель, Использование дидактических игр как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников , Смирнова Ю.А. воспитатель, Создание развивающей предметно-пространственной среды в средней группе , Голубева С.И.

Совет

воспитатель, Стимулирование речи детей раннего возраста посредством игровой деятельности , Груздева Н.П. воспитатель, Дидактическая игра как средство развития сенсорных способностей детей младшего дошкольного возраста , Мошкова Л.В.

воспитатель, Дидактическая игра как средство сенсорного развития детей младшего дошкольного возраста , Шабалкина Е.В. воспитатель, Развитие личностных качеств ребенка через совместную деятельность взрослых и детей , Киселева А.А.

учитель-логопед Использование мнемотехники и элементов ТРИЗ как средство развития речи и психических процессов у детей среднего и старшего дошкольного возраста , Шашкова А.П. музыкальный руководитель Ознакомление с методикой работы по музыкальному развитию детей дошкольного возраста (программа Ладушки И.М. Каплунова, И.А. Новоскольцева).

Так, на базе ДОУ в рамках реализации плана по самообразованию было проведено шесть мероприятия районного масштаба:

– показ НОД с последующим самоанализом и обсуждением в группе под руководством руководителя группы. Открытый показ для педагогов района осуществляли воспитатели Мошкова Л.В. В гости к лесным жителям , Груздева Н.П.

Игрушки в гостях у ребят (творческая группа по познавательному развитию). Шабалкина Е.В. День семьи совместный с родителями досуг (группа по социально-коммуникативному развитию), Киселева Л.С. Научим Незнайку гимнастике (группа по физическому развитию), Киселева А.

А. Гадкий утенок (группа по речевому развитию);

– консультации и семинары-практикумы районного масштаба для педагогов: Дмитриева Ю.А. консультация Использование элементов логоритмики как средство развития двигательной активности детей младшего дошкольного возраста .

Внутри ДОУ в рамках реализации плана по самообразованию были проведены следующие мероприятия для педагогов:

Ширяева И.М. консультация Значение малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста ;

Киселева А.А. семинар-практикум Использование элементов технологии ТРИЗ как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста , НОД В гостях у Хранителя сказок ;

Обратите внимание

Чумакова Н.В. консультация Развитие познавательной активности у детей младшего дошкольного возраста через познавательно – исследовательскую деятельность ;

Мошкова Л.В. консультация Роль дидактической игры в формировании сенсорного развития детей раннего возраста ;

Шабалкина Е.В. консультация Развитие личностных качеств ребенка ;

Дмитриева Ю.А. консультация Использование элементов логоритмики на занятиях по физкультуре ;

Киселева Л.С. консультация Массаж пальцев ног и стопы ;

Смирнова Ю.А. семинар-практикум Организация детского экспериментирования ;

– консультации и семинары-практикумы для родителей:

Груздева Н.П. семинар-практикум Как развивать сенсорные способности у детей младшего дошкольного возраста ;

Голубева С.И. семинары-практикумы для родителей Проектная деятельность в ДОУ , Развитие речи детей раннего возраста через игровую деятельность ;

Мошкова Л.В. консультация Играем вместе с детьми ;

Шабалкина Е.В. консультация Общение – это важно ;

Киселева Л.С. консультация Массаж стоп ;

Киселева А.А. НОД Экскурсия в музей сказок , Буратино идет в школу .

В 2013-2014 учебном году каждым педагогом ДОУ реализовался план по самообразованию, разный по временному отрезку, куда входили мероприятия разного уровня (внутри ДОУ, районного) с детьми, педагогами, родителями.

Показ образовательной деятельности для педагогов района осуществляли воспитатели Голубева С.И. Веселые фигуры , Груздева Н.П. Строим дом для кошки и собачки Александрова Е.А. В гости к волшебной яблоньке (творческая группа по познавательному развитию).

Консультацию районного масштаба для педагогов Использование дидактической игры в формировании элементарных математических представлений с представлением картотеки и презентацией дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста провела воспитатель Чумакова Н.В.

Внутри ДОУ провели консультации для педагогов: инструктор по физкультуре Дмитриева Ю.А. Использование элементов логоритмики как средства развития двигательной активности у детей младшего дошкольного возраста , воспитатель Груздева Н.П.

Важно

Дидактическая игра в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста , воспитатель Голубева С.И. Дидактическая игра как средство познавательной активности детей старшего дошкольного возраста , воспитатель Смирнова Ю.А.

Дидактические игры для развития элементарных математических представлений у старших дошкольников .

Мероприятия для родителей в рамках темы по самообразованию провели:

Голубева С.И. воспитатель (подготовительная группа) – Школа заботливых родителей Как помочь ребенку стать внимательным , Внимание дошкольника. Упражнения и игры для развития внимания ;

Мошкова Л.В. воспитатель (2-я группа раннего возраста) – Школа заботливых родителей Какие игрушки нужны детям , Играем вместе с ребенком ;

Груздева Н.П. воспитатель (1-я младшая группа) – Школа заботливых родителей Игры и игрушки наших детей , Роль дидактической игры в развитии сенсорных способностей малышей ;

Александрова Е.А. воспитатель (2-я младшая группа) – Школа заботливых родителей Дидактические игры по развитию сенсорных способностей детей 3-4 лет ;

Киселева Л.С. воспитатель (средняя группа) – Школа заботливых родителей Точечный массаж и его значение , Детский массаж и оздоровительная гимнастика ;

Шабалкина Е.В. воспитатель (старшая группа) – Школа заботливых родителей Тренинг семейных отношений ;

Совет

Чумакова Н.В. воспитатель (старшая группа) – консультация Роль дидактической игры в математическом развитии детей .

МДОУ детский сад №5, 2011 #150; 2016

Главная Дошкольное образование Роль логопедической ритмики для развития речи дошкольников

Роль логопедической ритмики для развития речи дошкольников

Своевременное овладение правильной, чистой речью способствует формированию у ребёнка уверенности в себе, развитию его мышления, коммуникативных качеств.

Речь – не врожденная способность, она формируется постепенно. К 5 годам ребёнок должен овладеть четким произношением всех звуков.

Читайте также:  Когда новорожденный малыш начинает хорошо видеть и слышать?

У многих детей этот процесс задерживается в силу ряда причин: нарушения в анатомическом строении речевого аппарата, функциональной незрелости речевых зон головного мозга, несформированностью произвольных движений.

Для правильного произнесения звука ребёнку требуется воспроизвести артикуляционный уклад, состоящего из комплекса движений, при этом артикуляция, голос и дыхание должны быть координированы в работе. Между развитием речи и формированием общей, мелкой и артикуляционной моторики существует большая взаимосвязь.

Одной из важнейших характеристик речи является её темп и ритм. Послоговой речевой ритм является равномерно повторяющимся, он является родственным ходьбе, дыханию, сердцебиению. А для развития речевого ритма используют логоритмическую ритмику

Логопедическая ритмика – это коррекционная методика обучения и воспитания лиц с различными аномалиями развития, в том числе и с речевой патологией, средствами движения, музыки и слова. Логопедическая ритмика, являясь составной частью коррекционной ритмики, воздействует на моторику и речь.

Какова основная цель логоритмики?

Основная цель логоритмики – преодоление речевого нарушения путём развития и коррекции двигательной сферы.

В соответствии с целью определяются коррекционные, образовательные и воспитательные задачи логоритмики.

  • К коррекционным задачам относятся: преодоление основного речевого нарушения, развитие дыхания, голоса, артикуляции, а также развитие и совершенствование основных психомоторных качеств (статической и динамической координации, переключаемости движений, мышечного тонуса, двигательной памяти и произвольного внимания) во всех видах моторной сферы (общей, мелкой, мимической и артикуляционной).
  • В образовательные задачи входит формирование двигательных навыков и умений, знакомство с разнообразием движений, с пространственной организацией тела.
  • К воспитательным задачам относятся воспитание и развитие чувства ритма музыкального произведения и собственного ритма движений, воспитание способности ритмично двигаться под музыку и критически относится к своим движениям и речи.

Источник: http://orebenkah.ru/razvitie-rebenka/rol-logoritmiki-v-razvitie-detej-doshkolnogo.html

Логоритмика как средство развития дошкольников

4134 (39 за неделю) / 19.03.16 10:00 / Комментарии

Из года в год увеличивается количество детей с диагнозом “нарушение речи”. Наибольшее их число фиксируется среди дошкольников.

С сожалением приходится констатировать, что некоторые малыши не могут рассчитывать на своевременное оказание помощи в силу недоступности логопеда по ряду объективных причин. В таком случае развитие речи возлагается исключительно на родителей и сотрудников дошкольных учреждений.

При этом стоит отметить, что находящиеся рядом с ребенком взрослые смогут справиться лишь с незначительными речевыми дефектами. Ожидать и требовать чего-то большего от воспитателя типичного детского сада было бы просто неразумно.

Как ни странно, самые высокие темпы развития речи зафиксированы на протяжении раннего детства. На последующих этапах данный показатель существенно ниже.

Об этом свидетельствуют многочисленные исследования, проведенные психологами и лингвистами.

Словарный запас годовалого крохи ограничен 8-10 словами, в то время как трехлетние малыши способны оперировать 1000 (!) слов.

Обратите внимание

Формирование речи входит в число приоритетных направлений развития дошкольников третьего года жизни. Дети концентрируются на расширении словарного запаса и улучшении качества произношения.

Помимо этого, малыши осваивают навыки выстраивания словосочетаний и простых предложений, изучают интонационные особенности и знакомятся с различными темпами озвучивания слов.

Каждая из перечисленных составляющих демонстрирует крохе многогранность и широту возможностей родного языка.

Основные понятия

Дети с диагнозом “нарушение речи” нуждаются в проведении специальных тренировок, направленных на развитие мыслительных навыков и фантазии, артикуляционной и общей тонкой моторики, а также коммуникативных навыков вербального и невербального характера. Разработанные упражнения учат дошкольников различать темп и ритм, закладывают основы для формирования волевых качеств и выдержки.

Логоритмика включает в себя широкий спектр упражнений, выполнение которых сопровождается проговариванием определенного текста.

Данная методика способствует развитию речи и устранению дефектов, наблюдаемых на этапе становления речевого навыка.

Таким образом можно сказать, что под логоритмикой подразумевается спектр заданий, игр и упражнений, основанных на возможности сочетания музыкальных мотивов, слов и движений.

Логоритмика помогает дошкольникам справиться с проблемами речевого развития. Что немаловажно, помимо совершенствования речи удается сформировать правильную осанку и укрепить мышцы.

Также регистрируется повышение активности в сфере сенсорного и моторного развития.

В качестве конечной цели рассматривается решение ряда задач, затрагивающих сферы оздоровления, образования и коррекции.

Интенсивность процесса развития речи зависит от физической активности. Данное утверждение позволяет говорить о наличии тесной взаимосвязи между двумя на первый взгляд обособленными составляющими гармоничного развития малыша.

Важно

В двигательных упражнениях речи присвоен статус подталкивающего к действию и контролирующего фактора. Основу логоритмики составляет стихотворная разновидность речи, в которой четко прослеживается определенный ритм.

Специально разработанные упражнения учат дошкольников правильно дышать, знакомят на практике с многообразием темпов речи и развивают речевой слух.

Значительная часть родителей осознает важность раннего развития интеллекта малыша. Чаще всего взрослые стремятся усовершенствовать навыки чтения.

Многие люди уверены в том, что востребованность методик раннего развития на протяжении последних лет свидетельствует в пользу их эффективности и полезности.

Лишь тщательно приглядевшимся ученым удалось установить, что стремительное формирование навыков счета, письма и чтения затормаживает другие направления психомоторного развития, имеющие отношение к правому полушарию головного мозга.

Наблюдаемые на данном этапе перекосы почти нереально исправить в будущем. Такая особенность подтверждает актуальность применения логоритмики как в пределах домашнего общения, так и в рамках детского сада. Для обучающихся по данной методике малышей характерно гармоничное и плавное развитие, показатели которого отвечают нормам возраста ребенка.

Особенности логоритмических упражнений

Логоритмика предполагает выполнение разноплановых упражнений. Помимо речевых разновидностей может быть задействована ходьба, подразумевающая регулярное изменение направления. В отдельную группу выделены упражнения, формирующие чувство музыкального ритма.

Отлично зарекомендовали себя пение и выполнение действий, ориентированных на усовершенствование мелкой моторики.

Некоторые из упражнений отвечают за развитие голоса, артикуляции или дыхания, в то время как другие способствуют активизации мышечного тонуса и повышению внимания.

Совет

Музыкальное сопровождение облегчает процесс выполнения упражнений. Закреплена за ним и эстетическая функция эмоционального окрашивания занятий.

Простые на первый взгляд игры не только развлекают малыша, но и способствуют усовершенствованию двигательных навыков и развитию речевого аппарата. Примеры подобных игр приведены в специализированных печатных изданиях.

При отсутствии последних всю необходимую информацию можно отыскать на просторах интернета.

Научное обоснование важности логоритмики

В наши дни многие светила науки и медицины осознают важность влияния двигательных навыков на формирование произношения. Факт наличия двухстороннего воздействия косвенно подтвержден появлением термина “филогенетическая связь”.

На этапе выполнения ритмических движений дошкольники обретают непринужденность, благотворно сказывающуюся на двигательных свойствах речевых органов.

Более того, уровень развития тонких движений пальцев рук сказывается на степени развития речи.

Музыке на логоритмических занятиях отведена особая роль. Она рассматривается в качестве целебного инструмента, излечивающего душу и тело. Музыка выступает в качестве источника положительных эмоций.

Приятные для слуха мотивы переводят организм в состояние позитивного эмоционального возбуждения, сопровождающегося тонизацией ЦНС и повышением внимания.

Из других положительных моментов следует отметить улучшение обмена веществ, стимуляцию кровообращения и дыхания, а также повышение тонуса коры головного мозга.

Мышечная реактивность и моторика тесно связаны с музыкальным ритмом. Последний легко переходит в пластику, представляющую собой комплекс осуществляемых телом движений. Справедливость данного утверждения была доказана педагогом Эмилем Жак-Далькрозом (Швейцария), являющимся по совместительству общественным деятелем и композитором.

Третье десятилетие ХХ столетия ознаменовалось проникновением лечебной ритмики в коррекционные учреждения. В процессе изучения индивидов с речевой патологией особое место отведено слову, способному оказывать на людей ритмическое воздействие.

На практике логопедическая ритмика выделилась в обособленную ветвь коррекционной работы. По сути это направление является разновидностью кинезотерапии, сфокусированной на преодолении речевых нарушений.

Сочетающиеся с мелодией слова способствуют развитию и (при необходимости) коррекции двигательной сферы.

Обратите внимание

Детям со слабым слухом подходит фонетическая ритмика. Коррекция речевых нарушений осуществляется за счет выполнения упражнений двигательного характера, дополненных озвучиванием определенных словесных конструкций, отдельных звуков или слогов. В качестве конечного результата рассматривается правильно оформленная в фонетическом плане речь.

Работающие с дошкольниками воспитатели довольно часто руководствуются методикой музыканта и педагога Карла Орфа (Германия), настаивавшего на важности симбиоза движений, музыкального и словесного сопровождений.

Логоритмическая работа на протяжении суток

Наилучшие результаты по улучшению произношения среди дошкольников наблюдаются при условии приложения усилий со стороны каждого педагога ДОУ. Период пребывания ребенка в детском саду изобилует возможностями включения логоритмики в установленный распорядок дня:

  1. Звукоподражания и речевки могут стать неотъемлемой частью утренней гимнастики.
  2. Перед принятием пищи рекомендованы речевые игры.
  3. Чистоговорки, приговорки и потешки способны привнести нотку живости во многие режимные процессы, будь то подготовка к занятиям, умывание или предшествующие прогулке сборы.
  4. Динамические перерывы между занятиями целесообразно чередовать с логоритмическими паузами, организуемыми непосредственно в ходе занятий.
  5. Во время прогулки на улице или в стенах детского сада можно привлечь дошкольников к играм малой подвижности или подвижным играм, сопровождающимся пением.
  6. Также можно провести бодрящую гимнастику, разнообразив ее звукоподражанием.
  7. Соответствующий речевой материал может быть задействован на этапе проведения физкультурных занятий театрализованного характера.
  8. При наличии возможности желательно потратить время на организацию логоритмических досугов.

Основные направления развития дошкольников

Осуществляемая малышами музыкальная и речевая деятельность оказывает благотворное влияние на развитие моторных, сенсорных и интеллектуальных функций. В последнюю группу вошли умение ориентирования в пространстве, внимание, восприятие, память, мышление, воображение.

Помимо этого, наблюдается появление и совершенствование черт, присущих гармонично развитой личности. В данном случае идет речь о доброте, проявлениях дружбы, склонности к самокритике и т.п. Положительные сдвиги фиксируются в игровой деятельности и эмоционально-волевой сфере.

Также закладывается база артикуляционных движений и развивается мимическая мускулатура.

Особенности занятий в разрезе комплексно-тематического подхода

Игровые приемы и наглядность — два кита, составляющие основу комплексно-тематического метода. Концентрическое наращивание материала характерно для всех разделов лексических тем, рассматриваемых в течение года. Поражает обилие форм проведения занятий.

Разнообразие привносят элементы фольклора, вовлекаемые в обучающий процесс сказочные персонажи, дидактические и сюжетные игры, совершаемые в воображении прогулки и т.д. Манера ознакомления ребенка с учебным материалом должна вызывать у дошкольника интерес.

Тематическое, сюжетное и видовое многообразие провоцирует развитие связной речи, помогает сконцентрировать внимание на учебном процессе и настраивает детей на положительные эмоции, способствуя тем самым достижению высоких результатов.

Ограничения по возрасту отсутствуют. Ответственными за проведение логоритмических занятий могут быть назначены логопед, воспитатель либо музыкальный руководитель. Приветствуется систематичность. Что интересно, еженедельные занятия по логоритмике не исключают деятельности дошкольников, осуществляемой под руководством педагога на протяжении всего дня.

Педагогические принципы

Осуществляемая в пределах ДОУ логоритмическая работа базируется на ряде педагогических принципов:

  1. Опережающий подход помогает вычислить дошкольников с органическими и функциональными дефектами развития. Такие дети нуждаются в коррекционном обучении.
  2. Развивающее обучение подразумевает гармоничное развитие малыша.
  3. Систематичность зиждется на постулатах регулярности и непрерывности коррекционного процесса, невозможной без своевременного и правильного планирования.
  4. Полифункциональный подход базируется на одновременном решении группы коррекционных задач в рамках одного занятия.
  5. Этиопатогенетический принцип учитывает особенности речевого отклонения. При построении логоритмических занятий используется дифференцированный подход.
  6. Постепенное усложнение материала позволяет осуществить переход от простых заданий к более сложным. Поднятие на новую ступень возможно после закрепления развиваемых навыков.
  7. Эффективность наглядности объясняется наличием тесной взаимосвязи между всеми системами организма, анализирующими поступающую информацию доступными средствами. За счет этого дошкольники пополняют базу двигательных, зрительных и слуховых образов.
  8. Доступность подразумевает важность преподнесения материала с учетом особенностей речевых дефектов, физиологических и возрастных параметров ребенка.
  9. Проявляемые детьми активность и сознательность должны находить положительный отклик со стороны педагога, понимающего важность активизации познавательных процессов у дошкольников.
  10. Успешность основана на своевременности и качественности выполнения заданий, выданных с учетом возможностей конкретного ребенка.
Читайте также:  Чем полезно артикуляционное упражнение «лягушка» и как его правильно выполнять?

Программа проведения занятий не является незыблемым ориентиром, требующим неукоснительного выполнения. Ответственность за изменение определенной части занятия возлагается на педагога, имеющего представление о способностях детей, их речевых особенностях и т.д.

В некоторых случаях целесообразно введение упражнений из цикла артикуляционной гимнастики, в то время как при других обстоятельствах желательно сосредоточиться на проговаривании чистоговорок. Песенный репертуар может быть расширен за счет включения в него любимых детьми песен, а речевая часть дополнена знакомыми стихотворными строками.

Аналогичный подход может быть применен и по отношению к материалам игрового формата.

Логоритмические занятия могут выходить за пределы установленных временных рамок. Демонстрируемые детьми усталость, эмоциональное перевозбуждение и апатия — первоочередные поводы для сокращения занятий.

Музыка пронизывает весь логоритмический курс. Музыкальное сопровождение выступает в качестве дозированного эмоционального тренинга, благотворно сказывающегося как на физиологическом, так и на психологическом состоянии дошкольников.

При этом важно понимать, что программы логоритмических занятий для детей различных возрастных групп не могут быть идентичными.

Реализация отличных друг от друга схем объясняется особенностями развития дошкольников в различные периоды жизни.

Источник: http://blogs.bebeshka.info/razvitie-i-obuchenie/logoritmika-kak-sredstvo-razvitiya-doshkolnikov/

Логоритмика в детском саду: конспекты занятий для дошкольников, рабочая программа и прочее

Становление речевой функции является одним из основных показателей гармоничного развития личности ребёнка.

Образовательной программой детского сада предусмотрена последовательная и многосторонняя работа, направленная на помощь малышам в освоении речи, а также коррекцию возможных нарушений.

В логопедической практике дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) особое место занимает логоритмика, представляющая собой отдельный методический курс, элементы которого активно вводятся на занятиях.

Значение занятий по логоритмике в детском саду

Главное препятствие на пути устранения проблем в становлении речевой функции заключается в том, что дети не могут раскрепоститься, а значит, полностью погрузиться в содержание логопедических упражнений. В этом случае на помощь педагогу приходит логоритмика (логопедическая ритмика).

Это система игровых упражнений для становления и исправления у детей нарушений речевой функции, построенная на объединении словесного материала, музыки и движений, то есть воздействующих на слух, память, речь и эмоции малышей. Логопедическая ритмика, занятия которой начинаются с малышами трёхлетнего возраста, полезна даже не имеющим проблем с речью дошкольникам.

Но особенно актуальны такие занятия для ребят, у которых наблюдаются такие проблемы становления речевой функции, как:

  • заикание;
  • нарушения звукопроизношения;
  • замедление или, наоборот, ускорение темпа речи;
  • дизартрия (поражение нервной системы, характеризующееся ограниченностью подвижности органов речи и вызывающее затруднения артикуляции);
  • нарушения моторики;
  • задержка речевого развития.

Логоритмика объединяет слово, движение и музыку

Практика введения логоритмики в образовательный процесс ДОУ показывает, что уже за 9 месяцев регулярных занятий у детей, вне зависимости от вида речевых нарушений, прослеживается положительная динамика развития. Попутно малыши учатся общаться со сверстниками и взрослыми, то есть социализируются.

Цели и задачи

Развитие двигательной сферы малыша в сочетании с музыкой и словом позволяет реализовать комплекс образовательных целей:

  • развивает все виды моторики (общую, артикуляционную, мелкую);
  • формирует правильное дыхание, что, в свою очередь, позволяет, например, отработать произношение смычно-проходных (л, л’), свистящих (с, с’, з, з’, ц) и других видов звуков;
  • тренирует способность ориентироваться в пространстве;
  • помогает выработать точные скоординированные движения, связанные с речью;
  • способствует становлению фонематического слуха (способности улавливать и различать звуки речи), просодических компонентов (темпа и тона речи, пауз, мелодики);
  • вырабатывает навык релаксации;
  • воспитывает чувство радости от общения в коллективе.

Занятия по логоритмике позволяют не только откорректировать некоторые речевые нарушения, но и решить ряд других общеобразовательных задач

Среди задач, решение которых способствует реализации поставленных целей, можно назвать несколько:

  • Уточнение движений артикуляционного аппарата (положения губ, языка, зубов) во время произнесения звуков. Эта задача особенно актуальна для детей младших и средней групп, которые только начинают освоение звуков (а, о, э, п, б, м — в 1–2 года; и, ы, у, х, ф, в, т, д, н, к, г, х, й — в 2–3 года, с, з, ц, ш, ж, ч, щ — в 3–4 года, л, р — в 4–5 лет), и очень важно, чтобы начало этого процесса было грамотно скоординировано.
  • Обогащение лексического багажа. Если в младшем дошкольном возрасте это касается расширения пассивного запаса слов, то в средней и старшей группах, когда дети уже разговаривают полноценно, это касается в большей степени активного словаря. На основании сформированного словесного актива и пассива в старшем дошкольном возрасте у ребят формируется осознанный речевой образ.
  • Тренировка зрительной и слуховой памяти. Выполнение упражнений требует запоминания не только звуков, слов, то есть воспринимаемой на слух информации, но и увиденных движений.
  • Развитие моторики. Так, в младшем дошкольном возрасте тренировка мелкой моторики стимулирует работу речевых центров, и дети быстрее «разговариваются». В старших группах проработка этого вида моторки является важным этапом подготовки руки к письму, что, в свою очередь, относится к важным показателям определения готовности ребёнка к школе. Физические нагрузки, то есть выполнение ритмических движений, в любом возрасте полезны для развития общей моторики, ловкости, гибкости.
  • Формирование умения согласовывать свои движения с речью. Логоритмические упражнения требуют координации действий детей с инструкциями взрослого, а также, что особенно актуально в среднем и старшем дошкольном возрасте, согласования движений и собственных словесных указаний.
  • Расширение границ творческой фантазии и воображения. Логоритмические упражнения могут сопровождаться креативными заданиями. Например, выполнение аппликации из шерстяных ниток во второй младшей группе на занятии по логоритмике на тему «Кошка и котята»: после выполнения игровых действий, малыши садятся за столики и приклеивают кусочки ниток на шаблоны с изображениями кошки и котят.
  • Воспитание товарищества, чувства коллектива. Участие всех детей в логоритмических играх имеет большое значение для формирования эмоционально-положительного климата в группе. В среднем дошкольном возрасте, когда малыши начинают играть не рядом, как это было до 3–4 лет, а вместе, такие упражнения являются важным этапом перехода к активным способам взаимодействия со сверстниками.

Как отмечалось выше, логоритмика может быть цельным занятием, а может быть элементом других образовательных курсов. Так, логоритмические упражнения используются во время занятий по:

  • физкультуре;
  • музыке;
  • развитию речи.

Большая часть упражнений по логоритмике носит игровой характер

Виды заданий по логоритмике

Поскольку логопедическая ритмика сочетает движения, слово и музыку, то в различных комбинациях эти компоненты могут быть представлены набором заданий.

Таблица: картотека разных видов упражнений по логоритмике

Видовое разнообразие упражнений по логоритмике позволяет комплексно подойти к решению проблем, связанных с речью

Приёмы проведения занятий по логоритмике в ДОУ

Являясь частью образовательного процесса ДОУ, логоритмика на занятиях проводится с помощью комбинации из трёх групп методических приёмов.

Виды словесных приёмов

В работе с дошкольниками без звучащей речи не обойтись. Тем более если речь идёт о занятиях логопедической ритмикой, где у слова особенная, терапевтическая, роль. Поэтому коррекция речевых функций предполагает использование четырёх видов словесных приёмов.

Объяснение

Все задания, в том числе и игрового характера, требуют детального и подробного объяснения. При этом важно помнить, что, подражая речевому образцу педагога, малыши постепенно вырабатывают для себя языковую модель.

В связи с этим, чтобы усвоить нормы и правила грамматического строя, в младших группах рекомендуется объяснение формулировать одним и тем же набором речевых средств.

А старшие дошкольники, наоборот, должны получать представления о многообразии языковых возможностей, поэтому педагогу необходимо следить за богатством своей речи, насыщая её синонимами, сложными синтаксическими конструкциями, языковыми клише.

Даже для самых маленьких ребят важно не только увидеть образец выполнения упражнения, но и услышать словесное описание порядка его выполнения

Загадки

Это один из самых актуальных мотивационных приёмов в работе с детьми. Загадки позволяют, с одной стороны, привлечь внимание ребят, а с другой — настроить их на выполнение упражнений, актуализировать знания по теме.

В своей практике в работе с ребятами второй младшей группы перед выполнением упражнения на развитие дыхательного аппарата «Пожар» я предлагаю воспитанникам такой набор загадок с договорками:

  • Если в доме вдруг случится —Из окошек дым клубится,И огонь, и пышет жар —Это значит там … (Пожар).
  • Победит огонь коварныйТот, кого зовут … (Пожарный).
  • Выпал на пол уголёк,Деревянный пол зажёг.Не смотри, не жди, не стой.А скорей залей … (Водой).

Загадки помогают привлечь внимание детей, включают их в работу

Стихотворения

Большинство логоритмических упражнений построено на рифмовках, поэтому использовать стихотворения, которые по праву считаются одним из самых эффективных мотивационных приёмов, следует с оглядкой.

Если задание имеет рифмованную основу, то перенасыщать работу одной и той же формой не стоит. А вот переход к упражнениям на регуляцию тонуса мышц, заданиям с танцевальными элементами и т. д.

можно сделать стихотворным.

К примеру, в работе с детьми подготовительной группы перед выполнением упражнения «Балет» я использую такое стихотворение:

Я на пальчики встаю Ловко и умело. И над сценою парю, Словно лебедь белый. Озорнее ветерка, Как пушиночка, легка В пышной пачке синьорина —

Важно

Танцовщица балерина.

После чтения стихотворения мы с детьми беседуем о его содержании. Разговор выстраивается на основе вопросов к тексту:

  • Как называется танцовщица балета?
  • В чём особенность движений балерины?
  • Вы бывали на балетных спектаклях? Чем они запомнились?

Словесное сопровождение упражнений по логоритмике обычно имеет стихотворную форму

Короткие сюжеты

Это словесный приём также относится к мотивационным, позволяющим сосредоточить внимание дошкольников на выполнении логоритмических упражнений.

В работе с детьми подготовительной группы я однажды столкнулась с проблемой, которая обычно для дошкольников не свойственна: мои малыши стеснялись петь, поэтому важные логоритмические упражнения на пение выполнять не хотели.

Разрешить ситуацию помогла придуманная, что называется, на ходу история «Как Зайчонок Волка прогнал». «В одном лесу жила-была семья зайцев. Как-то раз пошёл самый младший зайчонок играть со своими друзьями-бельчатами, и так они шумели, что разбудили злого и голодного Серого Волка.

Рассердился Волк, побежал за малышами. Зайчонок и бельчата спрятались за деревьями, но, во-первых, долго так не просидишь — страшно, и дома мама ждёт, а во-вторых, у Волка очень хороший нюх, он их быстро обнаружит.

Тогда придумал Зайчонок спеть Волку колыбельную, чтобы захотелось зверю снова спать и он бы отправился домой. Стали малыши петь, Волк и правда зевнул, развернулся и пошёл к себе домой. А Зайчонок с друзьями осторожно шли за ним, чтобы Волк мог дослушать песенку и заснуть крепко-крепко. Так и привели зверя обратно.

Он лёг, уснул, а малыши, почувствовав себя в безопасности, побежали по домам. А ещё поняли: шуметь сильно нельзя, если не уверен, что никого громкими звуками не потревожишь». После прослушивания сказки мы с детьми беседуем по вопросам:

  • С кем дружил Зайчонок?
  • Кого разбудили малыши?
  • Что успокоило Волка?

После работы со сказкой дети стали относиться к пению как к способу «усыпить» свои страхи.

Короткие истории могут сопровождаться выполнением пальчиковой разминки

Группа наглядных приёмов

Без воздействия на являющийся ведущим в дошкольном возрасте зрительный канал восприятия реализовать цели и задачи логоритмики не удастся. Поэтому при подготовке занятий, упражнений педагогу важно подобрать:

  • картинки к заданиям (если речь идёт о заданиях на развитие голоса, артикуляцию, дикцию, то без иллюстрирующих игровые действия изображений добиться правильного положения органов речи у детей очень сложно — малыши должны видеть, как нужно расположить язык, насколько растянуть губы или приоткрыть рот);
  • демонстрационный материал (видеоролики, презентации, в которых показаны все этапы выполнения того или иного упражнения);
  • игрушек-персонажей, от лица которых идёт объяснение порядка выполнения логоритмических упражнений.
Читайте также:  Как организовать дома уроки английского для ребенка 5 лет?

Практические приёмы

Обычно приёмы этой группы используются для подведения итогов работы над логоритмическими упражнениями, для проверки качества усвоения детьми материала занятия. К этим способам взаимодействия с дошкольниками относятся:

  • рисунки;
  • аппликации;
  • поделки;
  • проекты (этот вид работы приобретает всё большую популярность в контексте поддержания связи детского сада с семьями воспитанников, так как бо́льшая часть работ такого свойства выполняется ребёнком при помощи мамы или папы).

Игровые приёмы

Упражнения по логоритмике в большинстве своём построены на принципах игры. Однако есть и такие, что игрового взаимодействия не предполагают. Тогда этот вид деятельности можно использовать для мотивации малышей на работу.

Например, перед выполнением упражнения на развитие голоса (распевное произнесение слогов) своим воспитанникам в средней группе я предлагаю настольную игру «Буквы-друзья», в которой ребята складывают прямые (и обратные, если уже проходили) слоги.

Настольные дидактические игры могут проводиться для актуализации опорных знаний или для их закрепления

Как индивидуализировать задания

Для прочного и точного запоминания материала по логоритмике дети должны:

  • слышать;
  • видеть;
  • двигаться.

Реализовать эти требования помогает сочетание различных видов приёмов, что, в свою очередь, позволяет индивидуализировать конкретную задачу. Например, детям, которые любят рисовать, даётся задание сделать карандашное «фото от руки» группы в момент выполнения упражнения-игры на формирование чувства темпа речи «Лягушки и цапли». Это будет хорошей компенсацией для нелюбителей подвижных игр.

По опыту своей работы могу сказать, что самый беспроигрышный вариант настроить на работу гиперактивных ребят, способных поменять 2–3 вида деятельности в считаные минуты, — это отдать проведение мотивационного этапа занятия им на откуп. Возможность почувствовать себя в роли воспитателя дисциплинирует непосед.

Некоторые виды нарушений речи после проведённой профессионалом диагностики могут потребовать индивидуальной работы с логопедом или дефектологом

Подготовка и проведение занятия по логоритмике в детском саду

Занятия по логоритмике в детском саду, как правило, объединены общими сюжетами, что способствует большей организованности дошкольников и мотивирует их к выполнению заданий. Разрабатывая план занятия, педагог равномерно распределяет эмоциональную и физическую нагрузку своих подопечных, подбирает различные формы работы, учитывает индивидуальные особенности ребят.

Временной план занятия

Временные рамки занятия по логоритмике зависят от возраста подопечных, для каждого из которых установлены конкретные границы:

  • в первой младшей группе — 15 минут;
  • во второй — 20 минут;
  • в средней — 25 минут;
  • в старшей и подготовительной — 30 минут.

Продолжительность занятий по логоритмике зависит от возраста воспитанников

Таблица: поэтапный хронометраж занятия

Составление конспекта занятия по логоритмике

При создании конспекта занятия по логоритмике педагог подбирает комплекс заданий, реализующий актуальную коррекционную или общеразвивающую задачу, а также заранее подбирает необходимое музыкальное сопровождение.

В процессе проведения занятия педагог ориентируется на решение актуальных образовательных задач

Таблица: пример конспекта занятия по логоритмике на тему «Овощи» в младшей группе (фрагмент)

Видео: занятие по логоритмике на тему «Мы едем, едем, едем…» во второй младшей группе

https://youtube.com/watch?v=J2iILFlDLPM

Таблица: пример конспекта занятия по логоритмике на тему «Весна-красна» в старшей группе (фрагмент)

Видео: занятие по логоритмике на тему «Путешествие в осенний лес» для старших дошкольников

https://youtube.com/watch?v=4eEZjUOdzvU

Составление рабочей программы по логоритмике в ДОУ

Для любого образовательного курса в ДОУ необходимо составление рабочей программы. И логоритмика не является исключением. При этом композиция документа остаётся стандартной:

  • целевой раздел;
  • содержательный блок;
  • организационные компоненты;
  • список литературы;
  • приложения.

Посмотреть пример составления рабочей программы по логоримтике можно здесь.

Становление речевой функции является одним из определяющих факторов развития ребёнка. Однако у многих детей дошкольного возраста наблюдаются те или иные расстройства речевой функции.

При этом логопедическая практика показывает, что выполнение дошкольниками правильно подобранных упражнений помогает исправить часть этих нарушений.

Эффективным комплексом таких занятий является логоритмика, сочетающая в себе слово, музыку и движение.

Источник: https://melkie.net/zanyatiya-s-detmi/logoritmika-v-detskom-sadu-konspektyi-zanyatiy.html

Логоритмика для детей: упражнения для занятий дома и в детском саду

Главной целью воспитания ребенка дома и в детском саду является его всестороннее развитие.

Он должен хорошо двигаться, правильно разговаривать, овладевать навыками гигиены, развиваться творчески, познавать окружающий мир, учиться преодолевать трудности.

Логоритмика для детей – это универсальные занятия, содержащие двигательные упражнения, направленные на укрепление мышечного тонуса, упражнение на развитие артикуляции и речевого дыхания.

Что это

Изучением положительного воздействия на речь ритмических движений совместно с произношением слов, правильным дыханием в России занимались Волкова Г.А, Шашкина Г.Р., Екатерина Железнова. С их точки зрения, логоритмика – это комплексная система двигательных упражнений, направленная на устранение аномалий речи у дошкольников, развитие моторики.

По-другому определяли, что такое логоритмика, В.А.Гиляровские, Н.А.Власова. В середине 20 века они занимались изучением причин и методов коррекции логоневрозов. Основное внимание уделяли слову как способу решения речевых нарушений. Ритму и движению отводили второстепенную роль. Но отмечали полезность логопедической ритмики для интеллектуального, эстетического развития.

Другими словами, логоритмики – это занятие, которое включает в себя маршировку под ритмичную музыку, ходьба под счет, бег. Одновременно с физической нагрузкой ставится задача контролировать дыхание, проговаривать фразы, петь в определенной интонации, громко или тихо и т.д. Занятия проходят в занимательной форме, в группе или индивидуально.

Цели и задачи

Основная цель логопедической ритмики для дошкольников – это коррекция и профилактика речевых нарушений путем совершенствования двигательных навыков. Логоритмика имеет и другие сопутствующие цели – это оздоровление, физическое, духовное воспитание.

Занятие с элементами логоритмики ставит перед педагогом следующие задачи:

  • Развитие дыхания
  • Коррекция речевых нарушений
  • Обучение контролю за движениями, речью, работой органов артикуляции, дыхания
  • Совершенствование координации
  • Развитие всех видов памяти, внимания, ориентирования в пространстве
  • Воспитание чувства ритма
  • Закрепление пространственных понятий
  • Приобщение к духовным ценностям (музыке)
  • Обучение пению, произношению скороговорок
  • Расширение кругозора
  • Увеличение словарного запаса

Коррекция речевых нарушений

Коррекция речи с помощью логопедической ритмики подразумевает решение следующих задач:

  1. Развитие речевых процессов, их коррекция
  2. Создание мотивации к речевой деятельности
  3. Стимуляция фонематической активности
  4. Активизация словаря
  5. Развитие орального праксиса
  6. Развитие фонематического слуха
  7. Развитие памяти зрительной, слуховой
  8. Обучение правилам дыхания во время фонации и без нее.

Комплексы для детей 2-3 лет

Логоритмика для малышей предполагает создание специальных комплексов упражнений и занимательных занятий. Игры, упражнения выполняются по методу подражания.

Животные

  • Помогает познакомиться с миром животных, насекомых, птиц. Занятия представляют собой чтение стихов, подражающие движения ходьбы, звуков животных.
  • Малыши могут ходить как мишка, махать крыльями как лебедь, воробей, шагать как утка и т.д.
  • Обязательным является звукоподражание.

    Педагог спрашивает: “Как кричит гусь, когда летит?” Воспитанники должны махать ручками и отвечать: “ГА-ГА!”

  • В помощь логопеду, воспитателю родителям используются картинки животных, птиц.

  • Можно использовать историю с медведем и шишкой:

Мишка косолапый по лесу идет,
Шишки собирает и в карман кладет…

Дети вместе с педагогом шагают, ревут как медведь, собирают шишки.

Овощи и фрукты

  • Расширяют познания об окружающем мире, цветах плодов, знакомят с их названиями.
  • Для урока используются следующие упражнения:

Солим капусту.
Читается стихотворение:

Мы капусту режем, режем,
Мы капусту рубим, рубим…

Малыши делают телодвижения руками, изображая нож, топорик.

Мы капусту соли, солим,
Мы капусту жмем, жмем.

И морковочки натрем.

Изображают, как мешают, солят, жмут нарезанный овощ.

Используются картинки с изображением огородных овощей, садовых фруктов. Сначала следует провести беседу, рассказать дошкольникам о том, где растут овощи, фрукты, какого они цвета, как пахнут и т.д.

Затем изображается сценка похода в огород за урожаем. Можно использовать игрушки-фрукты, которые ребята будут срывать с деревьев, собирать с грядок. Подойдет игра соревнование: дети разбиваются на 2 команды, игрушечные плода раскладываются по комнате. Педагог просит каждую команду найти как можно больше плодов одной группы: например, овощи. Дети по очереди ищут, приносят в свою корзинку.

Методика Екатерины Железновой

Авторская программа занятий логоритмикой включает в себя музыкальные, речевые, физические упражнения одновременно. Малыш танцует, подражает звукам, поет.

Для проведения игры необходимы пособия, минусовки с записями музыкального сопровождения. Логоритмика Железновой используется для развития речи, фонематического слуха детей 3-4 лет и старше.

Песенки для занятий логоритмикой Екатерины Железновой:

Автобус

Я еду-еду-еду

Ну-ка повторяйте

Тук-ток

Мишка пляшет

Паучок

Ослик

Комплекс для детей 3-4 лет

Логоритмика в детском саду для детей от 3 лет может включать в себя следующие комплексы:

Нужно разминать пальчики обеих рук, делать замочки, изображать лодочки, предметы быта и т.д. Одновременно с этим произносятся стихи на различные темы:

Кошка песенку поет:
Мяу! Мяу! (дети гладят воображаемого кота).

Часики поют:
Тик! Так! (ручки изображают тикающие стрелки).

Поросенок хрюкает:
Хрю! Хрю! (пальчики делают пятачок – круг).

Рубка в речке не поет:
Ммммм! Мммм! (сжимают губы, закрывают рот руками) и т.д.

Дети встают в ряд, идут по лесу искать грибы.
Массируют пальчики рук, не переставая шагать. Педагог считает, создавая ритм.

Совет

Топ-топ – пять шагов (дети шагают в ритм стихотворению), А в корзинке пять грибов (считаем пальчики на ручках), Мухомор – красный (разминаем указательный палец), Очень он опасный.

А второй лисичка (трогаем следующий палец), Рыжая косичка. Розовое ушко (дотрагиваемся до ушей) Третий гриб – волнушка. А четвертый гриб – сморчок (теребим безымянный пальчик), Бородатый старичок.

Ну, а пятый гриб, каков?

Белый! (складываем ручки в замочек, играем пальчиками).

Используются музыкальные занятия. Дети обучаются дыхательной гимнастике. Не обязательно петь песни, можно припевать отдельные звуки, подражать животным, делая одновременно с этим физические упражнения.

  • Подвижные игры под музыку

Логоритмические упражнения выполняются с музыкальным сопровождением. Усваиваются слова, движения, развивается внимание, память. Можно использовать мячи, передавая их друг другу по круг, стулья, игрушки, чтобы спрятать и быстро найти и т.д. Задания логоритмики для детей 3-4 лет можно немного усложнить и использовать для игр со старшей, подготовительной группой.

Комплекс для детей 5-6 лет

  • Двигательные упражнения
    Лучше, если дети будут сами придумывать движения под стихотворение, которое читает педагог:

Мы пойдем сегодня в лес (дети шагают), Кто на дерево залез? (поднимают головы вверх) Ку-ку? Ку-ку? (прикладывают руки к губам, повторяют слова)

Все равно тебя найду

Физкультура под музыку. Используются стихотворная форма команд, Дети постепенно заучивают ее наизусть, проговаривают сами.

Мышка быстренько бежала (двигаемся друг за другом, медленно), Мышка хвостиком виляла (повторяем движения животного), И яичко уронила (наклоны вниз – подъем вверх),

Посмотрите, ах, разбила (качаем головой, прикладываем ладони к щекам).

Логоритмика в ДОУ используется на любом занятия: физкультуре, логопедическом, музыкальном. Педагогам стоит обращать внимание на проговаривание вспомогательных стихов, слов детьми, на правильность дыхания малышей во время нагрузок.

Рекомендации по проведению занятий

  • Формируйте нагрузку занятия согласно возрасту и уровню развития дошкольников
  • Проводите урок во второй половине дня
  • Меняйте тему занятий каждую неделю
  • При подборе материала опирайтесь на лексические темы
  • Используйте сюжеты сказок, мультфильмы для речевых, музыкальных упражнений
  • Занимайтесь каждый день
  • Точно и доступно демонстрируйте детям движения руками, телом, губами при фонации. Следите закачеством исполнения заданий.

Чтобы решить речевые проблему детей не обязательно ждать помощи от учреждения дошкольного образования, занимайтесь с ребенком в домашних условиях. Методика логоритмики проста для усвоения любому родителю.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/logoritmika

Ссылка на основную публикацию