Интеллектуальное и умственное воспитание в развитии дошкольников

Задачи интеллектуально-познавательного воспитания (ИПВ) дошкольников. Условия интеллектуально-познавательного развития детей

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ – целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.

Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно – как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе. Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определяется как период, оптимальный для ИПВ. Темп ИПР детей дошкольного возраста высок в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты ИПВ трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка.

Особенно велика роль ИПВ в подготовке детей к школе.

Обратите внимание

Интеллектуально-познавательное развитие – это совокупность количественных и качественных изменений, происходящих в мыслительной среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий.

Задачи ИПВ дошкольников

1) Формирование системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни.

2) Развитие познавательной деятельности

3) Развитие любознательности, познавательных интересов и способностей детей

4) Развитие интеллектуальных умений и навыков

Средства ИПВ дошкольников

Средства ИПВ подразделяются на 2 группы:

1) деятельность детей: бытовая, игра, труд, учебная деятельность;

2) произведения духовной и материальной культуры (предметы материальной и духовной культуры: разнообразные игры и игрушки, пособия, книги, произведения живописи, архитектуры, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства и т.д.).

Условия интеллектуально-познавательного развития детей.

Условия интеллектуально-познавательного развития детей:

1) Насыщенность жизни детей разнообразными видами деятельности, их усовершенствование и развитие.

2) Организация развивающей предметной среды.

3) Использование развивающих технологий.

4) Диагностика и психокоррекция.

Виды детской деятельности: игровая, общение, продуктивные виды деятельности, трудовая.

Имеет значение и наследственный фонд задатков. Однако ведущая, определяющая роль в интеллектуальном развитии принадлежит систематическому интеллектуальному воспитанию.

Сенсорное воспитание дошкольников. Этапы и методика сенсорного воспитания. Обучение как средство интеллектуально- познавательного развития, его сущность.

Сенсорное воспитание – это целенаправленное развитие у детей способов чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятий.

Важно

Сенсорные процессы (ощущение, восприятие) неразрывно связаны с деятельностью органов чувств. Ощущение и восприятия – непосредственное чувственное познание действительности.

С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышления, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие.

Сенсорное развитие составляет, с одной стороны, фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение

Большое внимание чувственному опыту уделял и Иоганн Генрих Песталоцци.Но первую развернутую систему сенсорного воспитания предложил Фридрих Фребель. Итальянский педагог, врач Мария Монтессори (1870-1952) создала четкую продуманную систему сенсорного воспитания, кот. и до сих пор явл.

основой программ в д/с за рубежом. Огромный вклад в разработку системы сенсорного воспитания внесла Е. И. Тихеева.В настоящее время в отечественной дошкольной педагогике разработана принципиально новая система сенсорного воспитания, над созданием которой работали А.П. Усова, Н.П. Сакулина, Н.А. Ветлугина, А.М. Леушина, Л.А. Венгер и др.

Задачи сенсорного воспитания:

1) формирование у детей систем перцептивных действий;

2) формирование у детей систем сенсорных эталонов — обобщенных представлений о свойствах, качествах и отношениях предметов;

3) формирование у детей умений самостоятельно применять системы перцептивных действий и системы эталонов в практической и познавательной деятельности.

Содержание сенсорного воспитания представляет собой круг свойств и качеств, отношений предметов и явлений, которые должны быть освоены ребенком дошкольного возраста. Содержание должно охватывать все многообразие сенсорных характеристик окружающего мира (многообразия сенсорных эталонов и перцептивных действий, т. е. способов обследования).

В процессе сенсорного воспитания можно выделить ряд этапов.

 Целью 1 этапа явл. привлечение внимания детей к тому сенсорному признаку, который должен быть освоен. Обучение детей перцептивным действиям и накопление представлений о сенсорных признаках явл. целью 2 этапа сенсорного воспитания.

Целью 3 этапа явл. формирование представлений об эталонах. Цель 4 этапа – создание условий для самостоятельного применения детьми освоенных знаний и навыков в анализе окружающей действительности и в организации собственной деятельности.

Наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

Совет

В учебной программе дошкольного образования умственное развитие отражено в направлении «Познавательное развитие воспитанника».

Содержание которого реализуется в образовательных областях «Ребенок и общество», «Элементарные математические представления», «Ребенок и природа», «Развитие речи и культура речевого общения», «Искусство» и направлено на обеспечение развития психических познавательных процессов и способностей, овладение способами и средствами деятельности; формирование, расширение и обогащение представлений об окружающем мире, умения устанавливать закономерности в окружающем природном и рукотворном мире, воспитание действенного, бережного и ответственного отношения к нему, таких качеств личности, как самостоятельность, целеустремленность, инициативность и др.

Развитие дошкольной дидактики в классической зарубежной и отечественной педагогике. Современные концептуальные подходы к обучению детей дошкольного возраста. Дидактические принципы, специфика их использования в дошкольном образовании.

Дидактика – раздел педагогики, который изучает теорию обучения и образования.

Дош-ая дидактика – раздел дидактики, в котором содержится теоретическое обоснование цели обучения, представлено содержание, формы, методы, средства, обеспечивающие целостное развитие личности ребенка и подготовку к школе.

Впервые идея последовательного обучения детей дошк. возраста была предложена Я.А.Каменским («Материнская школа»). Цель обучения он видел в нравственном развитии ребенка, в ознакомлении с окружающим миром и в подготовке ребенка к школе.

Весомый вклад внес Ф.Фребель. Он разработал свою систему обучения, основу которой составляла – детально разработанная программа, включающая в себя знания и способы деятельности, а также обучение в форме последовательно усложняющихся занятий.

Проблемой обучения детей в России от 4 до 10 лет занимался Одоевский. Цель обучения он видел в том, чтобы научить детей учиться, не стремясь при этом к обилию знаний. В основу обучения он положил упражнения, направленные на формирование умения наблюдать, анализировать, сравнивать, называть предметы и определять их назначение.

Ушинский видел цель обучения в развитии умственных способностей и речи ребенка.

На развитие дидактики оказало влияние деят-ть Е.Н.Водовозова, Е.И.Тихеева, Е.А. Флерина.и др. Цель обучения дошк. они видели в ознакомлении с окружающим миром и природой.

В качестве средств обучения они предлагали игры, народные сказки, поговорки, пословицы, самост. худ. деят-ть детей.

Обратите внимание

Ряд теоретических и практических вопросов, касающихся дошкольного обучения, рассматривается в трудах Н.К. Крупской.

В 50-х гг. началась глубокая экспериментальная разработка теоретических основ, содержания, методики дошкольного обучения. Возглавила исследования А. П. Усова.

Дошкольная дидактика на современном этапе интенсивно развивается. Существенно обогатили дошкольную дидактику психолого-педагогические исследования возрастных возможностей усвоения знаний (А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В.

Давыдов), путей реализации развивающей функции дошкольного обучения (Л.А. Венгер, Н.Н. Поддьяков). В последние годы ведутся поиски новых форм организации обучения в детском саду.

Рассматриваются возможности таких форм обучения, при которых поощряется и даже стимулируется общение между детьми в процессе решения учебной задачи (Е.В. Субботский, Н.Я. Михайленко, Н.А. Короткова).

Основной категорией дидактики является обучение.

Обучение– целенаправленный процесс организации и стимулирования активной учебно-познавательной деятельности по овладению системой знаний, умений, навыков, развитию творческих способностей, формированию основ мировоззрения и нравственно-эстетических взглядов. Процесс обучения имеет двусторонний характер: деятельность педагога (преподавание) и деятельность детей (учение).

Функции обучения: образовательная, воспитательная и развивающая.

Под принципами обучения подразумеваются объективные закономерности, исходные положения, которыми руководствуется педагог при отборе содержания, обучения определении форм организации, методов и средств обучения.

Заслуга разработки системы дидактических принципов как нормативной основы обучения принадлежит Я.А. Коменскому.

Принципы (основные положения, которыми руководствуется педагог в своей работе), которые лежат в основе современной теории дошкольного обучения:

1) принцип воспитывающего обучения (правильно организованный процесс обучения); 2) развивающего обучения (Обучение должно идти впереди развития); 3) научности (мы даем научные знания доступные для детей); 4) наглядности; 5) систематичности и последовательности (От простого к сложному); 6) доступности (понятен ребенку); 7) принцип осознания процесса обучения (мы опираемся на активность знаний); 8) Принцип учета индивидуальных особенностей.

В дидактике сложились разные типы обучения:

прямое, проблемное, опосредованное.

Важно

Модели обучения, особенности их реализации и эффективность. Типы обучения дошкольников, технология их осуществления. Классификация методов обучения и воспитания, специфика их использования в образовательном процессе с детьми дошкольного возраста.

Формы организации обучения дошкольников. Формирование предпосылок учебной деятельности у детей дошкольного возраста. Новые подходы к организации обучения детей в условиях дошкольного учреждения. Современные исследования познавательной деятельности дошкольников.

Трудовое воспитание в системе целостного развития дошкольника, его значение. Становление теории трудового воспитания дошкольников в отечественной и зарубежной педагогике. Современные исследования проблем трудового воспитания детей дошкольного возраста.

Своеобразие трудовой деятельности дошкольников, психологические предпосылки ее освоения и развития. Цель и задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста. Ознакомление детей с трудом взрослых.

Источник: https://studopedia.net/5_80063_zadachi-intellektualno-poznavatelnogo-vospitaniya-ipv-doshkolnikov-usloviya-intellektualno-poznavatelnogo-razvitiya-detey.html

32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста » Шпоры для студентов

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ – целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.

Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатств интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик.

Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно – как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

Темп умственного развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе.

[/su_quote]

Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.

Методологической основой умственного воспитания является философская теория познания, которая гласит, что путь познания реального мира осуществляется таким образом: “от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания объективной реальности”.

Первая ступень познания – живое созерцание, в процессе которого осуществляется непосредственное чувственное восприятие предметов и явлений при помощи ощущений и восприятий. В дошкольном возрасте чувственное восприятие является основным источником знаний детей об окружающем, первой ступенью познания ими реального мира.

Таким образом, умственное развитие ребенка начинается с непосредственного чувственного восприятия окружающего (педагогическое требование наглядности обучения)

Вторая и высшая ступень познания – Абстрактное мышление. Чувственное восприятие постоянно обогащает мышление конкретными, реальными, “живыми” образами, фактами, а абстрактное мышление на основе этих фактов дает возможность проникнуть в такие свойства и отношения вещей, которые недоступны живому созерцанию.

Совет

Сущность предметов, явлений, их взаимосвязи раскрываются ребенку благодаря мышлению. Абстрактное мышление позволяет экономно расходовать умственные силы ребенка, создавать я его памяти целые совокупности представлений, которыми ребеиок пользуется по аналогии, изучая новые предметы, явления.

Читайте также:  Артикуляционные упражнения для звука р

Мыслительные операции, которыми постепенно овладевает ребенок: анализ, обобщение, классификация, «решение – являются примером экономной работы человеческого мозга.

Решающую роль в познании объективной реальности открывает Практика. Она доказывает силу, мощь, истинность человеческого познания. В игровой, трудовой, учебной деятельности детей проверяется истинность полученных знаний. Практика – не только критерий истины, но и источник познания.

Через игру, труд дети легко и незаметно осваивают большое количество знаний, умений и навыков. Процесс познания имеет деятельностно-активный харпктер. Активность заложена в самой человеческой чувствительности. Органы чувств функционирует благодаря реализации в них способности отражать.

Ребенок рождается на свет с безусловными рефлексами. На их основе формируются многочисленные условнее рефлексы. Образование условных рефлексов есть установление нервной временной связи в коре головного мозга человека.

Эти временные связи является материальное основой всех приобретенных человеком знаний, навыков, привычек, Внешним раздражителем для маленького ребенка являются непосредственные воздействия предметов и явлений окружающего мира. Эти раздражителе воспринимаются органами чувств (анализаторами). Я. П.

Павлов назвал их сигналами I сигнальной системы. Функционирование органов чувств тесно связано с потребностями маленького ребенка. Сначала это органические потребности,- удовлетворение которых необходимо для сохранения жизни. Позже появляются и др.

потребности: потребность в общении со взрослым, потребность в активных движениях, о активных действиях с предметами. В деятельности с предметами ребенок познает свойства предметов, качества, связи между ними. Активность ребенка имеет Ориентировочно-исслеовательский характер.

В процессе действий с предметами у ребенка возникает Наглядно-действенное мышление. Это самая элементарная форма мышления, возникающая в раннем детстве. В процессе действий с предметами ребенок запоминает образы предметов. Восприятие их обычно сопровождается соответствующей словами взрослых.

Происходит взаимодействие между чувственным восприятием и словом, т. е. между I и П сигнальными системами. Неоднократное совпадение слова и действия, слова и качества предмета приводит к тому, что потом только по произнесенному слову взрослого возникает зрительный образ названного предмета.

Обратите внимание

Так получает развитие новая более сложная форма мышления – Наглядно- Образная. С ее помощью решение ряда задач осуществляется ребенком в уме, без участия практических действий – он оперирует только образами. Дошкольника интересует не только новый предмет сам по себе.

Он хочет узнать о его назначении, строении, способе использования. Мотивом действия с предметами является Познавательный интерес.

Развитие познавательных интересов у дошкольников проявляется и том, что растет желание заниматься умственной деятельностью. Ребенок задает взрослым много вопросов, любит сравнивать пещи и явления, спорить.

Взрослые должны поддерживать любознательность, поощрять ребенка к поиску решения умственной задачи. Возникаем новый тип активности – Умственная активность. Ребенок осмысливает действие, ставит цель, планирует, отбирает способы се достижения.

Ребенок переходит уже на новую ступень умственного развития.

Детей нужно приучать к осмысленному восприятию слова, учить понимать его предметное содержание, какое действие или качество оно обозначает. Слово формируется как обобщенное понятие, отрезается, от своего первоначального конкретного образного содержания.

Возникает Понятийная или Словесно-логичесКая форма мышления Часто взрослые стремятся быстрей развивать понятийную форму мышления у дошкольников, недостаточно уделяют внимания развитию первых двух форм мышления. Это отрицательно сказывается на умственном и общем психическом развитии детей.

Понятийная форма мышления только тогда успешно развивается, когда хорошо развиты наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления. Они являются фундаментом, на котором строится понятийное мышление.

Задачи умственного воспитания дошкольников:

I) формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;

Важно

2). формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;

3) формирование познавательных интересов и любознательности;

4) приучение детей к умственному труду.

В дошкольном возрасте используются разные Средства умственного воспитания: Игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.

Игра – практика детской жизни, поэтому в ней прежде всего отражается то, что уже было воспринято ребенком раньше. Но в процессе игры эти знания преобразуются» совершенствуются. Благодаря речи, знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план а, значит, обобщаются. Осуществляется переход знаний на новый уровень – Словесно-логический.

В игре идет и пополнение знаний благодаря действиям е предметами, обмену мыслями игращих, советам и объяснениям взрослого.

В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к содержанию игры переносится на сами явления я события.

В процессе Конструирования к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его частя, их соотношения, умение зрительно расчленять предмет на отдельные элемента и соотносить их с имеющимися деталями, планировать деятельность и т. д. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.

В Процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и т. д.).

Трудовая деятельность содержит огромные возможности для умственного воспитания детей. Каждое трудовое задание для дошкольника представляет умственную задачу.

Он должен понять, что нужно сделать, зачем, как это следует сделать, проанализировать условия выполнения задания, внимательно рассмотреть материал, орудия труда, оценить их свойства, соответствие задач. Требуется наличие у ребенка определенных знаний, умений и навыков. Труд оказывает влияние на развитие познавательных интересов детей.

Наиболее значительным средством умственного воспитания является Обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

Источник: http://shporiforall.ru/shpory/shpory-po-doshkolnoj-pedagogike/32-intellektualno-poznavatelnoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Умственное воспитание детей как показатель их интеллектуального развития

Говоря о воспитании, многие подразумевают целенаправленное развитие исключительно нравственных качеств. Однако воспитание умственное в современном обществе не менее актуально. Активно развивающаяся общественная жизнь, которая с каждым днем становится все насыщенней информационно, требует от образовательного процесса новых способов развития ума и воспитания подрастающего поколения.

В каждом новорожденном ребенке заложен огромный умственный потенциал, развитие которого зависит от направленного воспитательного воздействия взрослых: семьи, дошкольного учреждения, школы, социума.

Понятие умственного воспитания неразрывно связано с умственным развитием. Это взаимодополняющие единицы педагогического процесса. Можно сказать, что умственное воспитание невозможно без определенных природных задатков и развития ума.

Взаимосвязь развития и воспитания

По мере взросления ребенка и социального воздействия на него изменяется процесс познания и мыслительной деятельности. Эти изменения называются умственным развитием.

Развитие ребенка младшего возраста происходит очень быстро. После поступления в дошкольное учреждение под влиянием коллектива и целенаправленной работы воспитателей у малыша начинают активно проявляться следующие навыки и умения:

  • Развитие коммуникативных умений и общее формирование речи;
  • Интенсивное познание нового через восприятие окружающей действительности;
  • Раскрытие потенциала познавательных возможностей;
  • Овладение простейшими навыками деятельности ума.

Вся дальнейшая деятельность малыша, базирующаяся на обучении и познании, будет зависеть от того, насколько правильной была организация умственного развития в первые годы его жизни.

Развитие ума происходит исключительно под воздействием общества, в котором проводит все свое время ребенок. Влияние это может быть неосознанным (личный пример и способы подражания) и осознанным (направленное на личность воздействие в виде воспитательных процессов).

Становление интеллектуальной деятельности малыша с трех до шести лет проходит циклично и включает в себя следующие этапы:

  • Познание через общение;
  • Развитие через предметную деятельность;
  • Формирование интеллекта с помощью игры;
  • Становление интеллектуальных навыков с помощью обучения;
  • Приобщение к трудовой практике;
  • Применение полученных знаний в продуктивной сфере.

Как уже говорилось выше, развитие ума происходит исключительно под воздействием обучения и воспитания.

Считается, что основными показателями умственно развитой личности являются следующие факторы:

  1. Быстрое и качественное усвоение новой информации;
  2. Накопление базы знаний;
  3. Активное творческое мышление;
  4. Умение использовать способы овладения познанием.

Работа по организации умственного воспитания должна использовать специфику и возможности развития ума. Исходя из этих особенностей, ставятся задачи, происходит выбор содержания, методов и средств воспитания.

Педагогика, тесно сотрудничая с психологией, занимается активным поиском возможностей для развития ума дошкольников с целью нахождения оптимального выбора содержания умственного воспитания.

Совет

Необходимо подобрать такие методы и средства, которые смогли бы гармонично развивать интеллектуальные возможности ребенка, при этом делая акцент на возрастных и индивидуальных особенностях. Недопустимо чрезмерно перегружать малышей информацией.

Не менее важно использовать весь имеющийся интеллектуальный потенциал для полного раскрытия возможностей ума детей.

Закономерности развития ума

Содержание умственного воспитания направлено на рассмотрение следующих вопросов:

  • Реализация целей и задач;
  • Развитие ощущений;
  • Анализ восприятия;
  • Исследование наглядного материала;
  • Формирование особенностей познания и интеллекта;
  • Внедрение новых методов, форм и средств.

Работники детских садов должны обеспечить условия для полноценного раскрытия умственного потенциала детей, создавая необходимые для этого условия и осуществляя воспитательное воздействие. К моменту поступления в школу дети должны обладать рядом умений и навыков:

  1. Иметь элементарные понятия об окружающей действительности;
  2. Владеть важными мыслительными операциями (уметь сравнивать, обобщать);
  3. Уметь выделять главное и второстепенное;
  4. Устанавливать правильные причинно-следственные связи;
  5. Обладать определенной подготовкой к учебе.

Итак, умственное воспитание – такое воздействие педагогов и родителей на сознание детей, которое предполагает развитие самостоятельной интеллектуальной деятельности. То есть задача взрослых показать способы и методы, с помощью которых ребенок сможет добиться интеллектуальных высот, а не преподносить им знания в готовом виде.

Главная цель воспитания интеллекта в детских садах – подготовить будущих школьников к обучению. Малыш должен уметь отстоять свою точку зрения, быть активным и целеустремленным, выдержанным и самостоятельным.

Для внедрения основ интеллектуального воспитания в обучение педагогам важно правильно и непрерывно работать в следующих направлениях:

  • Совершенствовать представления об окружающем мире;
  • Развивать интерес к познанию и психические процессы, отвечающие за это познание;
  • Формировать навыки любознательности как основы интеллектуальных навыков;
  • Использовать природные задатки для дальнейшего развития ума.

Педагог должен непрерывно и последовательно увеличивать запас детских знаний об окружающей действительности, уточнять их, приводить в определенную систему.

В процессе обучения малыш должен обучиться следующим навыкам и понятиям:

  • Различать признаки (цвет, форму, величину, вкус);
  • Ориентироваться в их свойствах (может разбиться, сломаться, пролиться и т. д. );
  • Иметь понятия о составляющих природных явлений (смена времен года, особенности поведения животных и растений в различные периоды);
  • Уметь наблюдать за природой, растениями, насекомыми, животными;
  • Иметь необходимые познания об общественно-полезном труде (культуре труда, навыках работы, пользе и важности этого занятия);
  • Понимать суть общественной и социальной жизни, иметь формирующиеся чувства любви к родине.

Онтогенез познавательных процессов психики является приоритетной задачей воспитания ума.

  1. Высокий уровень развития ощущений, умение ими пользоваться и применять для развития умственных способностей позволяет максимально познавать окружающую действительность. Следовательно, сенсорное воспитание – начало воспитание ума.
  2. Коммуникативные умения и навыки — важная составляющая познавательной деятельности. С помощью навыков развитой речи ребенок имеет возможность высказывать свои мысли, понимать речь других. В дошкольном образовании большое значение уделяют расширению словарного запаса детей, работе по грамматическому совершенствованию и развитию речи.
  3. Сформированная способность к запоминанию необходимой информации расширяет возможности памяти. Задача педагогов состоит в том, чтобы максимально развить данную возможность.
  4. Развитие воображения – важная составляющая общего воспитания, так как без нее невозможна творческая деятельность. В первые годы жизни ребенка воображение носит воссоздающий характер, со временем преобразуясь в творческое.
  5. У детей младшего возраста мышление основывается на наглядных действенных и образных особенностях. С их помощью формируется логическое восприятие, основанное на понятийном мышлении.
  6. Природная любознательность, заложенная в каждом ребенке, является мощным стимулом к познанию. Желание все узнать отражается в большом количестве задаваемых вопросов. Воспитатель должен максимально понятно давать на них ответы, направляя ребенка к самостоятельному познанию и поиску необходимых решений. Развитие любознательности детей – важная задача воспитания.

Заложенные природой и генетическими особенностями способности должны сформироваться и развиться в начале жизни.

Способность – особенность личности, создающая возможность овладеть определенными навыками. Умственные способности отражаются в быстроте реакции, критичности и анализе, вдумчивости и пытливости ума.

Читайте также:  Значение художественно-эстетического воспитания в развитии детей дошкольного возраста

Необходимость сенсорного воспитания

Богатая палитра эмоционального восприятия позволяет получать сведения о том, что окружает детей. Следовательно, хорошо развитая культура сенсорного восприятия является частью познавательной деятельности.

С помощью сенсорного восприятия развиваются следующие умения:

  • Различать цвета и их оттенки;
  • Группировать предметы по форме и содержанию;
  • Основываясь на высоте и тембре звуков, выделять особенности музыкальных произведений и т. д.

Чтобы развить восприятие, малыши должны исследовать предметы и пользоваться сенсорными эталонами.

Сенсорный эталон – это накопленные обществом за знания, взятые в качестве совершенства.

В начале жизненного пути у малышей формируются только задатки сенсорных эталонов, которые по мере взросления превращаются в совершенные эталоны, часто восходящие к их собственным утверждениям.

В начале 20 века была разработана методика сенсорного развития Марией Монтессори. Она предполагает воспитание ощущений на основе качественного различия детьми цвета и его оттенков, формы и величины предметов. Вся деятельность малышей должна проходить самостоятельно, включая в себя не только работу без помощи взрослого, но и навыки самоконтроля.

Несмотря на очевидные достоинства данной методики, она имеет ряд недостатков, главный из которых — развитие сенсорного восприятия в отрыве от коммуникативных навыков и продуктивной деятельности.

Только комплексное использование форм и методов позволит добиться развития познавательной активности. Например, весьма эффективным является развитие восприятия чувств в игровой деятельности, где могут быть задействованы все органы восприятия в совокупности с другими развивающими факторами.

Современная педагогика расширила традиционное содержание сенсорного воспитания, включив в него ориентирование по времени и развитие музыкального и речевого слуха.

В дошкольном возрасте происходит первое знакомство детей с понятием время. Им пока еще сложно понять, почему «вчера» вдруг становится «сегодня» и т. д. Однако целенаправленная и регулярная работа в этом направлении поможет малышам ориентироваться во временных законах, определять дни недели, месяцы, части суток.

Работа со слуховой чувствительностью тоже является частью сенсорного восприятия. Во время обучения ребенка грамоте важно, чтобы он мог воспринимать звуки речи и соединять их в слова. В отдельную группу восприятия выделяют музыкальный слух, который предполагает умение различать красоту мелодий, различие звуков по высоте и тембру.

Повседневная жизнь предполагает ненавязчивое и регулярное знакомство с ощущениями.

Обратите внимание

Весьма эффективна в этом отношении продуктивная деятельность, которая в процессе повседневных творческих заданий помогает развивать не только восприятие, мелкую моторику и коммуникативные умения, но и предполагает развитие мыслительной деятельности.

Конструирование, изобразительное искусство, лепка и другие виды деятельности вызывают необходимость овладения цветом, формой и пространственным ориентированием.

Один из методов сенсорного воспитания, обследование предметов, призван исследовать их свойства, особенности и взаимосвязь. Этот метод позволяет выделять цвет, величину и форму. Учат навыком обследования, учитывая возраст и интеллектуальные особенности детей: с возрастом задания усложняются, количество выделяемых признаков увеличивается, появляется логическое осмысление.

Различные дидактические игры являются прекрасным средством развития сенсорных навыков.

Мысль как фактор умственного развития

Формирование познания является важным аспектом умственного воспитания, так как помогает развитию мыслительных операций, развивает интеллектуальные способности и, соответственно, обеспечивает определенным багажом знаний.

Возникновение мышления возможно только на основе практической интеллектуальной деятельности. С помощью практики ребенок постигает границы объектов, учится их сопоставлению, анализу, группировке. В связи с этим начинается работа первого вида мышления – наглядно-действенного.

Продолжая развивать мыслительные процессы, педагоги обеспечивают базу для появления способности мылить образно.

Вторая половина дошкольного возраста характеризуется развитием логического мышления, которое находится в тесной взаимосвязи с коммуникативными умениями.

Развиваются в этом возрасте память и воображение, без которых невозможно полноценное развитие умственной деятельности.

С помощью памяти происходит сохранение информации, с целью возобновления и пополнения ее в дальнейшем. Успешная интеллектуальная деятельность невозможна без способности накопления фактического материала, знаний.

Воображение помогает создавать ребенку новые образы, базируясь на тех впечатлениях, которые были известны ему ранее. Оно способствует развитию всех мыслительных операций, формирует творческое осмысление действительности.

Коммуникативные навыки и умения

Переоценить роль развития речи в младшем возрасте невозможно. Активное пополнение словарного запаса ребенка расширяет круг его интеллектуальных интересов, помогает овладеть знаниями о предметах окружающей действительности, их специфике и взаимоотношениях. С помощью речи малыш не только может приобрести нужные ему познания, но и сможет развить собственные мыслительные навыки.

Очень важным моментом в развитии коммуникативных навыков является пример взрослых. Ориентируясь на речевое развитие окружающих его людей, малыш повторяет, обобщает и систематизирует услышанное. Вот почему так важно показывать правильный пример грамотной, развивающей и обучающей речи.

Возраст до школы считается отправной точкой в решении важных коммуникативных задач:

  • Активное пополнение словарного запаса;
  • Формирование основ грамматического строя речи;
  • Онтогенез навыков связной речи;
  • Привитие культуры применения диалогических форм общения.

Любознательность – основа интеллектуального развития

Невозможно развивать какие-либо навыки и умения у ребенка без его активного содействия. Интерес к знаниям, который проявляется в любознательности, помогает сделать педагогическую деятельность успешной.

Детям интересно все: почему и как называются предметы, как они устроены, что с ними нужно делать и так далее. Педагогам необходимо направить природный интерес в нужное им образовательное русло.

Что малышу интересно, в каких направлениях он реализуется больше всего, покажут творческие работы крохи: рисунки, ролевые игры, выдуманные истории.

Важно

Вопросно-ответная деятельность позволяет не только развить любознательность детей, но и позволит продолжить процесс формирования других мыслительных процессов.

Вопросы, задаваемые детьми, принято делить на две группы:

  1. Познавательные (задаются с целью познания нового материала);
  2. Коммуникативные (используются для привлечения внимания взрослых к проблемам и переживаниям детей).

С помощью вопросов происходит общение со сверстниками и взрослыми, следовательно, развиваются коммуникативные навыки и интеллектуальные способности.

Мир, окружающий ребенка

Наличие сформированных знаний в сознании ребенка еще не говорит о всестороннем умственном развитии. Только умение применять эти знания в соответствии с требованиями окружающей действительности обеспечит полноту интеллектуального развития.

Все, что окружает ребенка с рождения, является источником познания. Однако не все из этого окружения представляет ценность для развития интеллекта. Родители и воспитатели призваны определить объем и содержание получаемых знаний, которые смогут обеспечить полноценное умственное развитие.

В дошкольных учреждениях очерчен следующий круг проблем окружающей действительности, с которыми необходимо познакомить детей:

  • Знания о природных явлениях;
  • Познание мира вещей и предметов;
  • Вовлечение в трудовую деятельность;
  • Привитие знаний о людях труда;
  • Знакомство с важными событиями общественной и социальной жизни.

С первых лет жизни малыш овладевает двумя категориями знаний:

  1. Понятия и явления, которые воспринимаются крохой самостоятельно в ходе его жизни без участия какого-либо руководящего процесса. Как правило, эти знания не систематизированы и не всегда объективно отражают действительность.
  2. Познания, приобретенные в ходе познавательной деятельности, имеющие четкое и целенаправленное руководство. Знания, приобретенные самостоятельно, систематизируются и обобщаются на занятиях под воздействием воспитательных методов.

Подведем итоги

Любое воспитание как педагогический процесс необходимо для развития полноценной и гармоничной личности. Умственное воспитание призвано развить интеллектуальные способности ребенка, его познавательную активность, коммуникативные навыки и умение взаимодействовать с другими членами общества.

Развитие ума поможет сформировать все важные качества достойного и ответственного гражданина демократического государства.

Интеллектуально развитая личность, умеющая реализовывать полученные знания в повседневной и общественной жизни, в профессиональной сфере по праву является национальным достоянием своей страны.

Источник: https://vospitannie.ru/metody/eto-umstvennoe.html

Шпаргалки по дошкольной педагогике – 32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста

Страница 31 из 63

32. Интеллектуально-познавательное воспитание детей дошкольного возраста.

УМСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ – целенаправленная деятельность воспитателей по развитию умственных сил и мышления ребенка, по формированию у него системы умственных действий и познавательных способностей.

Умственное воспитание и развитие ребенка нельзя рассматривать в отрыве от его психического развития в целом, от богатств интересов ребенка, его чувств и всех других черт, которые создают его духовный облик.

Цель умственного воспитания дошкольников нельзя понимать упрощенно – как то, чтобы дать детям как можно больше знаний об окружающем, значительно более важно выработать у них общие способы познавательной деятельности (умение анализировать, сравнивать, обобщать), развивать речь, формировать потребность получать новые знания, овладевать умением мыслить.

Темп умственного развития дошкольников очень высокий в сравнении с более поздними возрастными периодами. Какие-либо дефекты умственного воспитания дошкольников трудно восполнимы в более старшем возрасте и оказывают отрицательное влияние на все дальнейшее развитие ребенка. Особенно большая роль умственного воспитания в подготовке детей к школе.

[/su_quote]

Овладение запасом знаний, развитие умственной активности и самостоятельности, приобретение интеллектуальных умений и навыков – это важные предпосылки для успешного обучения в школе и для подготовки к будущей трудовой деятельности.

Методологической основой умственного воспитания является философская теория познания, которая гласит, что путь познания реального мира осуществляется таким образом: “от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике – таков диалектический путь познания объективной реальности”.

Первая ступень познания – живое созерцание, в процессе которого осуществляется непосредственное чувственное восприятие предметов и явлений при помощи ощущений и восприятий. В дошкольном возрасте чувственное восприятие является основным источником знаний детей об окружающем, первой ступенью познания ими реального мира.

Таким образом, умственное развитие ребенка начинается с непосредственного чувственного восприятия окружающего (педагогическое требование наглядности обучения)

Совет

вторая и высшая ступень познания- абстрактное мышление. Чувственное восприятие постоянно обогащает мышление конкретными, реальными, “живыми” образами, фактами, а абстрактное мышление на основе этих фактов дает возможность проникнуть в такие свойства и отношения вещей, которые недоступны живому созерцанию.

Совет

Сущность предметов, явлений, их взаимосвязи раскрываются ребенку благодаря мышлению. Абстрактное мышление позволяет экономно расходовать умственные силы ребенка, создавать я его памяти целые совокупности представлений, которыми ребеиок пользуется по аналогии, изучая новые предметы, явления.

Мыслительные операции, которыми постепенно овладевает ребенок: анализ, обобщение, классификация, «решение – являются примером экономной работы человеческого мозга.

Решающую роль в познании объективной реальности открывает практика. Она доказывает силу, мощь, истинность человеческого познания. В игровой, трудовой, учебной деятельности детей проверяется истинность полученных знаний. Практика – не только критерий истины, но и источник познания.

Через игру, труд дети легко и незаметно осваивают большое количество знаний, умений и навыков. Процесс познания имеет деятельностно-активный харпктер. Активность заложена в самой человеческой чувствительности. Органы чувств функционирует благодаря реализации в них способности отражать.

Ребенок рождается на свет с безусловными рефлексами. На их основе формируются многочисленные условнее рефлексы. Образование условных рефлексов есть установление нервной временной связи в коре головного мозга человека.

Эти временные связи является материальное основой всех приобретенных человеком знаний, навыков, привычек, Внешним раздражителем для маленького ребенка являются непосредственные воздействия предметов и явлений окружающего мира. Эти раздражителе воспринимаются органами чувств (анализаторами). Я.П.

Павлов назвал их сигналами I сигнальной системы. Функционирование органов чувств тесно связано с потребностями маленького ребенка. Сначала это органические потребности,- удовлетворение которых необходимо для сохранения жизни. Позже появляются и др.

потребности: потребность в общении со взрослым, потребность в активных движениях, о активных действиях с предметами. В деятельности с предметами ребенок познает свойства предметов, качества, связи между ними. Активность ребенка имеет ориентировочно-исслеовательский характер.

В процессе действий с предметами у ребенка возникает наглядно-действенное мышление. Это самая элементарная форма мышления, возникающая в раннем детстве. В процессе действий с предметами ребенок запоминает образы предметов. Восприятие их обычно сопровождается соответствующей словами взрослых.

Происходит взаимодействие между чувственным восприятием и словом, т.е. между I и П сигнальными системами. Неоднократное совпадение слова и действия, слова и качества предмета приводит к тому, что потом только по произнесенному слову взрослого возникает зрительный образ названного предмета.

Так получает развитие новая более сложная форма мышления – наглядно- образная. С ее помощью решение ряда задач осуществляется ребенком в уме, без участия практических действий – он оперирует только образами. Дошкольника интересует не только новый предмет сам по себе.

Читайте также:  Особенности обучения английскому детей 4–5 лет

Он хочет узнать о его назначении, строении, способе использования. Мотивом действия с предметами является познавательный интерес.

Развитие познавательных интересов у дошкольников проявляется и том, что растет желание заниматься умственной деятельностью. Ребенок задает взрослым много вопросов, любит сравнивать пещи и явления, спорить.

Обратите внимание

Взрослые должны поддерживать любознательность, поощрять ребенка к поиску решения умственной задачи. Возникаем новый тип активности – умственная активность. Ребенок осмысливает действие, ставит цель, планирует, отбирает способы се достижения.

Ребенок переходит уже на новую ступень умственного развития.

Детей нужно приучать к осмысленному восприятию слова, учить понимать его предметное содержание, какое действие или качество оно обозначает. Слово формируется как обобщенное понятие, отрезается, от своего первоначального конкретного образного содержания.

Возникает понятийная или словесно-логическая форма мышления Часто взрослые стремятся быстрей развивать понятийную форму мышления у дошкольников, недостаточно уделяют внимания развитию первых двух форм мышления. Это отрицательно сказывается на умственном и общем психическом развитии детей.

Понятийная форма мышления только тогда успешно развивается, когда хорошо развиты наглядно-действенная и наглядно-образная формы мышления. Они являются фундаментом, на котором строится понятийное мышление.

Задачи умственного воспитания дошкольников:

I) формирование у детей системы элементарных знаний о предметах и явлениях окружающей жизни;

Важно

2). формирование навыков и умений умственной деятельности, развитие познавательных интересов и способностей;

3) формирование познавательных интересов и любознательности;

4) приучение детей к умственному труду.

В дошкольном возрасте используются разные средства умственного воспитания: игра, труд, конструктивная и изобразительная деятельность, обучение.

Важно

Игра – практика детской жизни, поэтому в ней прежде всего отражается то, что уже было воспринято ребенком раньше. Но в процессе игры эти знания преобразуются» совершенствуются. Благодаря речи, знания, сформированные на уровне наглядно-образных представлений, переводятся в речевой план а, значит, обобщаются. Осуществляется переход знаний на новый уровень – словесно-логический.

В игре идет и пополнение знаний благодаря действиям е предметами, обмену мыслями игращих, советам и объяснениям взрослого.

В игре формируются и познавательные интересы детей. Интерес к содержанию игры переносится на сами явления я события.

В процессе конструирования к умственной деятельности ребенка предъявляются специфические требования: целенаправленно воспринимать предмет, видеть его частя, их соотношения, умение зрительно расчленять предмет на отдельные элемента и соотносить их с имеющимися деталями, планировать деятельность и т.д. Конструирование способствует формированию более точных, конкретных представлений о предмете, развивает умение видеть общее и своеобразное в целой группе предметов.

В процессе изобразительной деятельности происходит интенсивное формирование сенсорных способностей и умственных действий (деление целого на части, положение предмета в пространстве, восприятие цвета и т.д.).

Трудовая деятельность содержит огромные возможности для умственного воспитания детей. Каждое трудовое задание для дошкольника представляет умственную задачу.

Он должен понять, что нужно сделать, зачем, как это следует сделать, проанализировать условия выполнения задания, внимательно рассмотреть материал, орудия труда, оценить их свойства, соответствие задач. Требуется наличие у ребенка определенных знаний, умений и навыков. Труд оказывает влияние на развитие познавательных интересов детей.

Наиболее значительным средством умственного воспитания является обучение. В процессе обучения у детей развивается мышление и речь, формируются познавательные интересы. Дети овладевают самой учебной деятельностью.

Источник: https://libsib.ru/pedagogika/shpargalki-po-doshkolnoy-pedagogike/32-intellektualno-poznavatelnoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta

Умственное воспитание (стр. 1 из 3)

План

Введение

Понятие об умственном развитии и умственном воспитании

Задачи умственного воспитания

Сенсорное воспитание

Развитие мыслительной деятельности

Становление речи

Воспитание любознательности и познавательных интересов

Формирование системы знаний об окружающем мире

Средства умственного воспитания

Список литературы

Введение

Для современной образовательной системы проблема умственного воспитания чрезвычайно важна.

По прогнозам ученых, 3-е тысячелетие на пороге, которого стоит человечеств, будет ознаменовано информационной революцией, когда знающие образованные люди станут ценить как истинное национальное богатство.

Необходимость компетентно ориентироваться в возрастающем объеме знаний предъявляет иные, чем были 30-40 лет назад, требования к умственному воспитанию подрастающего поколения. На первые план выдвигается задача формирования способности к активной умственной деятельности.

Совет

Один из ведущих специалистов в области умственного воспитания дошкольников, Н.Н. Поддьяков справедливо подчеркивает, что на современном этапе надо давать детям ключ к познанию действительности, а не стремиться к исчерпывающей сумме знаний, как это имело место в традиционной системе умственного воспитания.

Между тем во многих странах мира, во всех звеньях системы просвещения – от дошкольного учреждения до университетов – отмечаются, с одной стороны, рост информированности, с другой стороны – снижение в целом качества знаний, умственного развития обучающихся.

В работах отечественных и зарубежных ученых дошкольное детство определятся как период, оптимальный для умственного развития и воспитания. Так считали педагоги, создавшие первые системы дошкольного воспитания, – A. Фребель, М. Монтессори. но в исследованиях А.П. Усовой, А.В.Запорожца, Л.А. Венгера, Н.Н.

Поддьякова выявлено, что возможности умственного развития детей дошкольного возраста значительно выше, чем считалось ранее. Ребенок может не только познавать внешние, наглядные свойства предметов и явлений, как это предусмотрено в системах A. Фребеля, М.

Монтессори, но и способен усваивать представления об общих связях, лежащих в основе многих явления природы, социальной жизни, овладевать способами анализа и решения разнообразных задач.

Понятие об умственном развитии и умственном воспитании

Умственное развитие – это совокупность качественных и количественных изменений, происходящих в мысленных процессах в связи с возрастом и под влиянием среды, а также специально организованных воспитательных и обучающих воздействий и собственного опыта ребенка. На умственном развитии ребенка сказываются и биологические факторы: строение мозга, состояние анализаторов, изменения нервной деятельности, формирование условных связей, наследственный фонд задатков.

По данным ученых (генетиков, психологов), предпосылки умственных способностей заложены в природе ребенка на 50-60 % (в зарубежной научной литературе указывается более высокий уровень – до 80%). Причем подчеркивается, что умственные способности ребенка от рождения носят преимущественно творческий характер, но не у всех получается должное развить.

Оказывается, что от воспитания зависит, будут ли вообще развиваться умственные способности малыша, а тем более, – какое направление они получат. Представьте, что ребенку посчастливилось, и природа наградила его задатками различения цветов.

На основе этих задатков может развиться способность к живописи, к художественному труду: он будет сам создавать произведения (рисунки, композиции из разных материалов), проявляя острую наблюдательность, собственное видение мира, анализировать, оценивать произведения искусства, наслаждаться творчеством и т.д.

Обратите внимание

условия жизни, воспитания, отношение родителей, педагогов к самому ребенку и к его деятельности – вот факторы, от которых зависит, насколько реализуются задатки, которыми его отметила природа.

Об умственном развитии ребенка судят по объему и содержанию знаний, по уровню сформированности познавательных процессов (ощущение, восприятие, память, мышление, воображение, внимание), по способности к самостоятельному творческому познанию.

С раннего возраста у ребенка начинает формироваться совокупность индивидуальных способностей к накоплению знаний, совершенствованию мыслительных операций, другими словами развивается его ум.

В дошкольном возрасте в большей или меньшей степени проявляются такие свойства ума, как быстрота, широта, критичность, гибкость мыслительных процессов, глубина, креативность, самостоятельность.

Таким образом, умственное развитие детей дошкольного возраста зависит от комплекса социальных и биологических факторов, среди которых направляющую, обогащающую, систематизирующую роль выполняет умственное воспитание и обучение.

Умственное воспитание – планомерное целенаправленное воздействие взрослых на умственное развитие детей с целью сообщения знаний, необходимых для разностороннего развития, для адаптации к окружающей жизни, формирование на этой основе познавательных процессов, умение применять усвоение знания в деятельности.

Умственное воспитание и умственное развитие находятся в тесном взаимодействии. Умственное воспитание во многом определяет умственное развитие, способствует ему. Однако это происходит лишь в том случае, если учитываются закономерности и возможности умственного развития детей первых лет жизни.

В дошкольные годы наблюдаются более высокие темпы умственного развития, чем в последующие возрастные периоды. Особо следует обратить внимание на умственное развитие детей раннего возраста.

Современные исследования установили, что обычно до 2 лет дети живут столь насыщенно, что наблюдается очень большой объем познавательной деятельности. Мозг ребенка развивается удивительно быстро: к 3 годам он уже достигает 80 % веса мозга взрослого человека.

Важно

Как свидетельствуют данные физиологии, большинство современных детей раннего возраста страдает не от избытка информации, а от ее недостатка.

Не следует допускать и другой крайности, когда путем усиленного воспитания и обучения малыша перегружают чрезмерными по содержания и объему знаниями, пытаясь развить у него какие-либо высокие способности.

При интенсивной тренировке ребенок может усвоить знания, достигнуть результатов, но это будет стоить физических и нервно-психических затрат.

Отсюда вытекает правило, следовать которому обязательно: не перегружать, не переутомлять мозг ребенка!

Дефекты, допущенные в умственном развитии ребенка на протяжении дошкольного детства, трудно устранить в более старшем возрасте. Они оказывают отрицательное влияние на все последующее развитие.

Например, в семье, в дошкольном учреждении не уделяют внимания играм ребенка со строительным материалом, с конструкторами.

Из-за этого у него не развивается пространственное воображение, что может создать трудности при изучении геометрии, овладении черчением в школе.

Основная особенность умственного развития ребенка дошкольного возраста – преобладание образных форм познания: восприятия, образного мышления, воображения. Для их возникновения и формирования дошкольный возраст обладает особыми возможностями.

Совет

Для развития нравственного облика ребенка важны представления о моральных нормах, правилах поведения, о конкретных проявлениях нравственных качеств.

Например, дети 3-4 лет говорят о любом ребенке, с которым играли, не ссорились: «Это мой друг».

Кто такой друг? Что значит значить дружить? Представления о дружбе, друге, которые ребенок усваивает, направляют его поведение, наполняя его новым содержанием, служат для оценки поступков друга и самооценки.

С раннего возрастом ребенок приобретает знания об уходе за своим телом, которые становятся основой охраны здоровья, формирования культурно-гигиенических привычек, усвоения правильных движений.

Умственное воспитание, имея своей целью воздействие на ум ребенка, благотворно сказывается на становлении его нравственного облика, эстетическом развитии, приобретение привычки к здоровому образу жизни.

Задачи умственного воспитания

Основной функция умственного воспитания детей первых лет жизни – формирование познавательной деятельности, т.е. такой деятельности, в ходе которой ребенок учится познавать окружающий мир.

Познавательная деятельность осуществляется в формах восприятия и мышления. При помощи восприятия ребенок познает внешние свойства предметов в их совокупности.

Благодаря мышлению ребенок постигает внутренние, скрытые свойства, между предметами и явлениями. Между восприятием и мышлением существует тесная связь.

Обратите внимание

Восприятие формируется в первые месяцы жизни ребенка, а начало развития мышления относится к возрасту около 2 лет.

Для полноценного умственного развития ребенка первых лет жизни необходимо заботиться о развитии его восприятия и мышления. В связи с этим важнейшими задачами умственного воспитания детей дошкольного возраста являются:

– сенсорное воспитание

– развитие мыслительной деятельности

– становление речи

Сенсорное воспитание

Сенсорное воспитание – целенаправленные педагогические воздействия, обеспечивающие формирование чувственного познания и совершенствование ощущений и восприятия.

Для развития восприятия ребенок должен овладеть общественным сенсорным опытом, который включает в себя наиболее рациональные способы обследования предметов, сенсорные эталоны.

Сенсорные эталоны – это обобщенные сенсорные знания, сенсорный опыт, накопленный человечеством за всю историю своего развития.

В первые годы жизни у детей формируются предпосылки сенсорных эталонов. Со второй половины первого года до начала третьего года формируются так называемые сенсомоторные предэталоны.

В дошкольном возрасте ребенок пользуется так называемыми предметными эталонами.

Между тем исследования показали, что в старшем дошкольном возрасте дети могут соотносить качества предметов с освоенными общепринятыми эталонами: солнце как шар.

Источник: http://MirZnanii.com/a/177474/umstvennoe-vospitanie

Ссылка на основную публикацию