Календарь развития в 10 месяцев. что должен уметь ребенок и во что с ним играть

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев: навыки малыша и советы родителям

Итак, ваш малыш уже совсем большой, ему 10 месяцев. В доме уже не осталось игрушек, которые он не попробовал на вкус, а кошка с запуганным видом прячется под диван. Настала пора узнать, что еще полезного научился карапуз к 10-месячному возрасту.

К 10 месяцам ваша малютка отличается самостоятельностью. Без ее комментариев не обходится ни один «взрослый» разговор. Ребенок уже обрел целый шкаф личных вещей и огромную коробку игрушек. Какими умениями может похвастаться малыш?

Чему же научился ребенок к 10 месяцу жизни?

  • Физическая активность ребенка находится на высоте, он не сидит на месте ни минуты. В связи с этим, набор веса уже не такой активный, как в первые полгода. Малыш двигается, активно потребляет калории и очень быстро их сжигают.
  • Координация движений также оттачивается. Кроха маневренно ползает по всей квартире, изучая окружающий мир и не давая нянькам ни минуты отдыха.
  • Пальчики ребенка научились ловкости: теперь предметы можно брать не всей ладошкой, а аккуратно и элегантно. Также можно разжать кулачок, если игрушка надоела, бросить ее на пол.
  • К 10 месяцам малышня успевает обзавестись в среднем четырьмя прекрасными резцами. Если к этому возрасту зубки не появились, обратитесь к педиатру за консультацией.

Физическое развитие

Малыш набирается сил и ловкости. Его тело изменяется с каждым месяцем, готовясь к самостоятельной ходьбе.

За 10 месяц жизни ребенок, как правило, набирает около 450 грамм, а выше он становится на целых 1-1,5 сантиметра. Окружность головы и обхват грудной клетки увеличиваются на 0,5 см. У некоторых деток прибавка в весе составляет не более 300 грамм. Такая ситуация возникает, если малыш очень активен и много двигается.

Все детки индивидуальны и растут с определенным темпом, однако, в медицинской практике существует таблица, согласно которой среднестатистический малыш 10 месяцев должен иметь определенные физические параметры.

Обратите внимание

Так, мальчик в 10 месяцев весит в норме от 8 до 11 килограмм. Девочки практически не отстают — от 7,9 до 10,5 килограмма. Средний рост ребенка данного возраста составляет 68-79 сантиметров. Окружность головы у мальчиков находится в пределах 44-49 сантиметров, у девочек — 43-49 см. Обхват грудной клетки находится в пределах 44 – 53 см. Мальчики обычно несколько крупнее девочек.

В 10 месяцев ребенок уже обычно становится счастливым обладателем 6 зубов. Это два верхних резца, а также по паре средних зубчика — верхних и нижних.

Все крохи индивидуальны и развиваются в собственном темпе. Если вы заметили существенное отклонение от приведенных данных, обратитесь к специалисту за консультацией.

Ежедневно малыш постигает все новые и новые знания. Он учится управлять своим телом, повторяет движения и фразы за взрослыми. Ему нравится подражать. К 10 месяцам жизни карапузы уже имеют определенный багаж навыков.

Что умеет делать ребенок в 10 месяцев:

  • Он уже умеет держать ложку и учится ею пользоваться. Выходит пока не слишком умело, но не стоит огорчаться — навыки оттачиваются за каждым обедом;
  • Малыш уже пьет из чашечки, но по-прежнему любит бутылочку;
  • Ползает кроха быстро и маневренно. Стоять малыш может уверенно, но держится за опору. При помощи взрослого может шагать;
  • Если протянуть ребенку руки и позвать, он самостоятельно встает на ножки;
  • Ребенок уже умеет взбираться по ступенькам. При наличии крепкой опоры кроха может покорить вершину высотой в три-четыре ступеньки;
  • Жевательный рефлекс развивается активно: пупс уже может откусывать кусочки пищи и самостоятельно справляется с жеванием;
  • Во время игры справляется с элементарными задачами: умеет «кормить» куклу, возит паровозик и катает мяч. Ребенок к 10 месяцам уже умеет собирать башню из кубиков;
  • Преодолевает препятствия в виде кровати или дивана: быстро забирается на них и ловко слазит;
  • Из простых слогов в речи ребенка начинают вырисовываться отдельные слова. Малыш уже может назвать свои любимые предметы определенными названиями. В речи взрослых он четко различает просьбы и названия вещей. Если малыша попросить, он может подать игрушку или показать, где находится мама и папа.

Все детки ведут себя по-своему. В 10 месяцев уже начинает просматриваться характер, поэтому привычки и темперамент малыша к году жизни обретает индивидуальность. Несмотря на любимые занятия, некоторые действия ребенок должен уметь выполнять.

Что ребенок должен уметь

Если малыш к 10 месяцам не научился выполнять следующие действия, проконсультируйтесь на этот счет во время визита к врачу:

  • Ребенок не умеет сбрасывать со стола предметы, не пытается «наводить порядок» во время приема пищи;
  • Не кивает в знак согласия и не машет головой отрицая;
  • Не взмахивает рукой прощаясь;
  • Не пытается повторить движения, которые показывает взрослый.

Психоэмоциональное развитие

В 10 месяцев ребенок уже является личностью. До этой поры родители вносили коррективы в распорядок по своему усмотрению. Теперь же малыш активно вмешивается и начинает «командовать». Именно в этом возрасте формируется характер: становится видно, насколько ребенок общительный, доброжелателен ли он.

Карапуз пробует на зуб не только игрушки, он пытается нарушать запреты родителей. Теперь то, что нельзя обязательно «надо». Возглас взрослых уже не служит уважительной причиной: ребенок продолжает делать то, что ему запрещают. Пробуя на прочность родительский запрет, малыш проверяет границы дозволенного. «Что будет, если я не послушаюсь?»

Со временем такое поведение прекратится. Родители должны перетерпеть период экспериментов и твердо стоять на своем, если малыш слишком требователен.

Пупс отказывается от действий, которые ему не нравятся и выражает протест. Именно по характеру сопротивления можно судить о будущем темпераменте маленького человечка: плачет ли он или пытается дотянуться до обидчика и потянуть за волосы?

К 10 месяцам малыш чувствует себя полноценным членом общества. Он не только знакомится с окружающими людьми, но и выискивает в компании того, с кем можно поиграть. Также ребенок в этом возрасте понимает настроение знакомых ему людей.

Отношение родных к незнакомым людям малыш тоже улавливает и копирует. В этот период формируется модель поведения, поэтому взрослым нужно внимательно следить за своей реакцией на происходящее в присутствии маленького.

В 10 месяцев ребенок знает, где лежат его любимые предметы. Может их принести. Также отлично различает направление звука, даже если не видит его источника.

В этом возрасте кроха уже осознает, что предметы существуют независимо от того, видит он их или нет.

Связь между происходящим налаживается, и карапуз уже понимает последствия своих действий: если открыть обертку, появится конфета.

Как помочь развиваться

Существует множество игр, которые помогут развиваться малышу весело и непринужденно.

  • Для физического развития ребенку необходима ежедневная гимнастика. Пусть кроха во время игры приседает и встает, нагибается, а в положении лежа помогайте ему сгибать и разгибать ножки.
  • Предоставьте простор для разбега. Пусть пол будет очищен от опасных предметов, чтобы малышу было куда ползти.
  • Если ползающий не умеет слезать с дивана, покажите ему мастер-класс. Положите крошку на животик и разверните ногами к краю. Опустив ножки на пол, похвалите его. Вскоре карапуз поймет, как правильно преодолевать такие препятствия.
  • Покажите маленькому, как забрасывать в коробку игрушки. 10-месячные дети обожают такие игры;
  • Для развития мелкой моторики подойдут игры с фасолью, рисованием пальчиками и переливанием воды. Позволяйте малышу копаться в банке с горошинами, развязывать шнурки и застегивать молнии на одежде.
  • Можно учиться рвать цветную бумагу.
  • Нацепите на одежду малютки прищепки. Когда дитя заинтересуется, покажите, как правильно снимать и цеплять обратно забавные предметы.
  • Покажите ребенку, как закручивать и откручивать баночки с крышками. Заинтересуйте его, бросив в баночку мелкую игрушку.
  • Каждый день по нескольку минут читайте с малышом. Пусть в доме будет отдельная полочка, где малыш сможет сам выбрать сказку.
  • Включайте музыку и учите малыша танцевать. Дети в 10 месяцев любят повторять движения взрослых. Покажите ему забавные па!
  • Учите малыша разыгрывать сценки из жизни. Выходя из комнаты, помашите ему рукой в знак прощания. А возвратившись, пожмите руку: «привет».
  • Берите ребенка с собой на кухню. Покажите ему, как мыть фрукты или мешать ложкой компот. Также познакомьте крошку с понятием «горячее» и «холодное». Позвольте ему переливать густые и сыпучие смеси из одной чашки в другую.

Проблемы возраста

Для возраста 10 месяцев характерны определенные проблемы, с которыми могут столкнуться родители.

  1. Аллергия. Часто в этом возрасте малыша настигает аллергическая реакция на прикорм, который вводят в рацион. В 10 месяцев в меню малыша появляется рыба, а его организм не всегда рад такому новшеству. Поэтому прикорм в виде рыбы нужно давать ребенку очень осторожно. Если негативная реакция все же случилась, то внедрение в рацион этого ингредиента откладывают на несколько месяцев, пока организм не станет реагировать на новый продукт должным образом.
  2. В жизни малыша происходит много нового. Он активно изучает мир, ползает и пытается ходить. В результате дневной активности страдает ночной сон. Малыш спит беспокойно, часто просыпается. В 10 месяцев ребенок вздрагивает во сне, если в комнате слышны громкие звуки. Однако, если ребенок не реагирует на такие происшествия или просыпается в плохом расположении духа, покажите малыша врачу-неврологу.

Советы родителям

  • Помогайте малышу разрабатывать жевательный рефлекс и массажировать десны: предложите кусочек вареного овоща или сушку. Детки любят тренировать челюсти о сухарики и баранки.
  • Начиная с 10 месяцев, можно приучать ребенка к порядку. Пусть кроха помогает вам собирать игрушки после игры или протрет салфеткой полку, когда вы вытираете пыль. Такая деятельность пойдет на пользу малышу и позволит маме заняться домашними делами.
  • Если ребенок не любит ползать, не волнуйтесь. Некоторые дети сразу переходят к ходьбе, минуя этот этап.
  • Устраивайте маленькому новые знакомства. Пусть на площадке он делится игрушками и общается со сверстниками.
  • Для малыша 10 месяцев является нормальной попытка сломать игрушку. Не ругайте, если малыш бросит ее на пол, ведь это тоже способ изучить окружающий мир.

10 месяцев — прекрасный возраст.

Малыш уже многое понимает и становится все более интересным и забавным. Помогайте ему развиваться, читайте и танцуйте вместе. Хорошего вам настроения!

Источник: https://mama.guru/malyshi-do-goda/razvitie/kalendar-malysha-chto-dolzhen-umet-rebenok-v-10-mesyacev.html

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев: развитие навыков

В 10 месяцев у многих детей появляется любимое занятие — танцевать под музыку, совершая пружинистые движения ногами. В этом возрасте груднички также любят бывать на природе, наблюдать за животными и птицами. Им нравятся активные игры, забавы с водой и песком.

Малыши этого возраста какое-то время могут провести спокойно, разглядывая картинки в книжке или складывая кубики. Психологи рекомендуют поощрять разные виды развивающих игр — пассивных и активных. Однако перегружать десятимесячного малыша методиками раннего развития не стоит.

Самая совершенная обучающая программа — окружающий мир, а лучший методист на свете — мама.

Моторные навыки

Что должен уметь малыш в 10 месяцев? Какие движения крупной и мелкой моторики у него закрепились, а какие только формируются?

  • Ползает на четвереньках. Уже в 9 (а иногда и в 8) месяцев малыш учится из положения лежа на животе подниматься на четвереньки, опираясь на ладони и колени. Чтобы совершить эти движения и поднять собственный вес, грудничку приходится много тренироваться. Можно наблюдать, что ребенок стоит неуверенно, раскачивается, теряет равновесие и опускается на живот. По международным нормам развития десятимесячный малыш не обязательно начинает ползать, но попытки вставать на четвереньки у него уже должны быть. С крохой следует проводить ежедневные игры-тренировки. Например, можно класть перед ним игрушку на полу и просить ее взять.
  • Сидячее положение. В сидячей позе грудничок этого возраста чувствует себя комфортно и уверенно. Он умеет садиться из положения на животе, спине, боку, четвереньках. Труднее всего грудничку удается сесть из положения лежа на спине. Сначала перемена позы получается спонтанно, с опорой на какой-то предмет. Затем движения крохи и желание сесть становятся целенаправленными. В сидячем положении грудничок может находиться довольно долго, сам себя развлекает, увлеченно что-то рассматривает. Важно, чтобы малыш сидел с ровной спиной, без дополнительной опоры, со слегка вытянутыми вперед ногами. Если спина в 10 месяцев округляется, нужно показать ребенка ортопеду. Часто в таких ситуациях назначаются дополнительные обследования, консультации невропатолога, лечебный массаж, гимнастика.
  • Вертикальное положение и первые шаги с опорой. В этом возрасте грудничок способен самостоятельно подняться из сидячего положения при помощи опоры. В вертикальном положении малыш может находиться несколько минут, также он предпринимает попытки сделать первые шаги вдоль опоры (лучше всего получается ходить вдоль дивана, кровати). Нужно обратить внимание на то, чтобы ребенок становился всей стопой на поверхность. Если пальцы на ногах поджаты, это может говорить о гипертонусе мышц. В этом случае нужна консультация невропатолога и ортопеда. От бабушек часто можно услышать, что девочка начинает ходить раньше мальчика. Но в современной функциональной диагностике не указано, что на формирование моторных навыков влияет пол ребенка. Девочка может раньше начать сидеть, ползать, ходить, но это не обязательно.
  • Совершенствование мелкой моторики. Работа и гибкость пальчиков в этом возраста важна, поскольку влияет на психическое, интеллектуальное развитие ребенка. В этом возрасте грудничок умеет брать маленький предмет большим и указательным пальцами, как щипцами. Важно, чтобы работали только два пальчика, а остальные были не задействованы. Также необходимо строить игру так, чтобы малыш пробовал брать предмет или еду пальцами обеих рук. Почему важна симметричная нагрузка? Правая рука отвечает за развитие левого полушария (логика, рациональность), а левая — за развитие правого полушария (воображение, творчество, нестандартность мышления).
  • Развитие двусторонней координации. Любая асимметрия, односторонняя координация в движениях требует наблюдения, а при необходимости консультации специалиста и коррекции. В 10 месяцев малыш умеет одновременно брать два предмета в обе руки. Кроме того, грудничок может стучать предметами друг о друга. Если дать ему в руки два кубика и показать, как ими можно постучать, ребенок повторит эти движения. Если у малыша не получается стучать с первого раза, можно повторить упражнение несколько раз.
  • Бросание предметов. Бросковые движения в этом возрасте становятся все более ловкими. Часто можно наблюдать, с каким удовольствием дети бросают на пол игрушки, мячи, кубики. Эти движения взрослые часто сопровождают словом «бух». И малыш также пытается воспроизвести это слово в процессе бросания.
Читайте также:  Логопедические занятия для детей, их важность в развитии. когда и почему нужно вести ребенка к логопеду.

В 10 месяцев малыш уже свободно перемещается по всему дому на четвереньках. Важно давать детям эту свободу, но при этом не забывать о мерах безопасности.

Нужно внимательно осмотреть пространство на уровне глаз ребенка и убрать из поля видимости и досягаемости горячие, тяжелые, острые вещи, лекарства, средства бытовой химии.

Кроме того, обязательно следует поставить заглушки на розетки, убрать провода, поставить крючки на шкафы с ценными, опасными и хрупкими предметами.

Особенности психоэмоционального развития

Психоэмоциональное развитие грудничка нельзя отделять от формирования его моторных навыков. Эмоции, чувства, интеллект, речь, зрительные, слуховые реакции и двигательная активность взаимосвязаны между собой.

  • Исследование предметов. Раньше малыш мог вращать игрушку в руках и не придавать особого значения ее форме, цвету, конструкции. Теперь все изменилось. В 10 месяцев дети умеют внимательно осматривать игрушку, различают ее крупные и мелкие детали. Например, если дать малышу куклу или мягкую игрушку, он будет показывать, где глазки, носик, ушки и т.д. В этом возрасте малышам интересны игрушки, которые можно собирать и разбирать, вкладывать и выкладывать, катать (пирамидки, матрешки, машинки, мячи). У детей этого возраста пока что недостаточно сил и понимания, чтобы разобрать какую-то игрушку на детали. Но им интересно, как устроен предмет, что у него внутри. Теперь малышу знаком не только цельный образ предмета, но он также узнает его по деталям.
  • Мыслительная деятельность. Грудничок начинает осознавать многие причинно-следственные связи между предметами и действиями. У него развивается воображение, зрительная, слуховая, кратковременная и долговременная память, пространственное восприятие, логика. Например, чтобы добыть пульт, который лежит на телевизоре, ребенок может сначала залезть на диван, а оттуда добраться до телевизора. Чтобы увидеть, что лежит на столе, необходимо попытаться взобраться на стул и т.д.
  • Коммуникативные навыки и понимание речи. Что может ребенок в 10 месяцев, когда общается с близкими людьми? У него работает эмоциональная сфера: малыш может выражать удивление, радость, заинтересованность, но также и протест, гнев, страх, обиду, настороженность. В 10 месяцев грудничок может вести «диалог» и хорошо понимать родную речь. Кроха выполняет просьбы, правильно называет части тела, знает имена своих близких, названия игрушек и предметов быта.
  • Страхи и недоверчивое отношение к незнакомцам. Осторожность по отношению к незнакомым людям начала проявляться примерно с 7 месяцев. Теперь даже самые открытые и общительные груднички осторожничают и не идут на руки к незнакомцам. Такое поведение объясняется формированием чувства безопасности и личностных границ. Дети начинают разграничивать людей на «своих» и «чужих». Также у них зарождается чувство симпатии: кому-то они улыбаются, а кого-то сильно боятся. Испугать малыша в этом возрасте может необычный вид (прическа, усы, борода, макияж, меховой воротник или шапка), а также резкие звуки и действия. Некоторые дети в этом возрасте все еще боятся звуков работающей бытовой техники (фен, пылесос, кухонный комбайн).
  • Копирование действий взрослых. Дети этого возраста смешно повторяют действия родителей. Иногда можно увидеть, как ребенок причесывается, красит губы, как мама. Также малыши пытаются в любой деятельности взрослых помогать им: месить тесто, мыть полы, «читать» журналы и т.д. Такую инициативу, если она безопасна, нужно только поощрять.

Удивительно, но чувство юмора закладывается у ребенка уже в этом возрасте. Его смешат многие неожиданные вещи: гримасы, звуки, необычные позы, животные, одежда и т.д. Вообще в этом возрасте малыш много улыбается и смеется.

Речевые навыки малыша в 10 месяцев

Какие речевые навыки ребенка в 10 месяцев закрепляются, а какие новые открытия в речи происходят?

  • Осознанное повторение слогов. Если усадить грудничка к себе на колени и четко произносить слоги, он начнет следить за артикуляцией и повторять слоги за мамой.
  • Осмысленное произнесение слогов. В 10 месяцев слоги «дай-дай», «ба-ба», «ма-ма», «ну-ну», «бах-бах» дети могут произносить с осмыслением и лексическим значением. Так появляются первые слова в речи.
  • Интонирование и сила голоса. Грудничок искусно владеет интонацией, выделяет слоги ударениями, паузами и силой голоса. Его лепет вплетается в ритмический рисунок родной речи.

Лепет — повторение однотипных, многотипных, закрытых, открытых слогов. Это важный этап доречевого развития грудничка, который формируется во втором полугодии жизни. Говорливость малыша зависит от его темперамента. Но также важно, чтобы с ним разговаривали взрослые: эмоционально, ласково, выразительно, с различной силой голоса.

Что должен уметь малыш в 10 месяцев? Наиболее важные умения этого возраста: ребенок активно ползает на четвереньках, встает с опорой, уверенно сидит. Также развивается двусторонняя координация и мелкая моторика. Коммуникативные навыки, общение с близкими людьми, мышление, эмоции и речь заметно совершенствуются.

Источник: http://kids365.ru/chto-dolzhen-umet-rebenok-v-10-mesyacev/

Развитие ребёнка в 10 месяцев: навыки малыша, умственные и физические способности

Что должен уметь ребенок в 10 месяцев: умственное и физическое развитие

Особенности развития ребёнка в 10 месяцев: описание основных социальных и речевых навыков. Перечень необходимых физических параметров. Обобщённый список способностей малыша.

Одно из самых сложных жизненных испытаний — воспитание ребёнка. Его развитие в 10 месяцев (вес, рост, питание), как и в любой другой период, должно соответствовать норме. Зарубежные учёные ставят приоритет на умственных показателях, отечественные больше беспокоятся о физических способностях. Родителей же волнует и то и другое, поэтому они пытаются найти идеальный баланс.

Социальные навыки

В 10 месяцев дети приобретают некоторые социальные навыки. К ним относят такие особенности поведения ребёнка:

  1. Малыши прислушиваются к речи окружающих. Они стараются пародировать услышанное, повторяют простые слова и звуки. Ребёнок начинает понимать многие из них и пытается соотносить с предметами. Например, услышав «мама», он думает о маме. Также малыш знает своё имя.
  2. Дети активно подражают взрослым. Они активно копируют их жесты и движения. Родителям следует быть внимательнее, ведь грудничок может перенимать как хорошие, так и плохие особенности поведения. Если малыш заимствует в это время сомнительную привычку, то отучить его впоследствии будет довольно трудно. С другой стороны, это можно использовать для обучения игре. Если старшие покажут ребёнку, как катать машинку или баюкать куклу, то он охотно будет повторять. Самостоятельно он этому не обучится.
  3. Моторика рук — важная часть развития. В 10 месяцев ребёнок должен уметь играть с мелкими игрушками. К тому же в этом возрасте они привлекают его уже больше, чем крупные. Мелкие предметы довольно опасны — они могут попасть в рот, нос, быть проглочены, что приведёт к асфиксии. Но это не повод отказываться от небольших игрушек. Нужно просто следить за малышом во время игры, ведь подобный запрет негативно скажется на развитии моторики.
  4. Хотя ребёнок все ещё мал для детского сада, он уже проявляет интерес к другим детям. Ему нравится играть на детской площадке со сверстниками.

Физические параметры

Для успешных занятий надо знать особенности девочек и мальчиков. Развитие ребёнка в 10 месяцев (физическое) снижает темп. На сон у малыша уходит от 12 до 14 часов, как и раньше. За месяц он должен прибавить примерно 400 граммов. К концу этого возрастного периода грудничок должен приобрести такие навыки:

  • Умение самостоятельно вставать, стоять, садиться;
  • Возможность легко переворачиваться;
  • Способность ходить, опираясь руками на стены или мебель.

Согласно данным отечественных педиатров, нормы роста и веса для мальчиков и девочек десяти месяцев выглядят так:

ПоказательНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг 8,3 10,9
Вес девочек, кг 7,9 10,1
Рост мальчиков, см 69,1 76,9
Рост девочек, см 69,0 75,3

Всемирная организация здравохранения принимает за норму следующие значения:

ПоказательНижняя границаВерхняя граница
Вес мальчиков, кг 7,4 11,4
Вес девочек, кг 6,7 10,9
Рост мальчиков, см 68,7 77,9
Рост девочек, см 66,5 76,4
Окружность головы мальчиков, см 42,9 47,9
Окружность головы девочек, см 41,5 46,9

Этот период идеален для начала обучения ходьбе, ведь ножки малыша стали довольно крепкими. Сначала нужно купить удобные детские ботинки. Родители ошибаются, когда ставят приоритет на миловидности и дизайне.

Куда важнее такие показатели, как практичность, удобство и мягкость. По размеру обувь следует выбирать с учётом того, что перед большим пальцем должно быть свободное пространство — он не должен упираться в стенку.

Психика и речь

Грудничок в этом возрасте активно копирует взрослых, повторяет их жесты и мимику, однако кроха формирует собственный вкус. Больше всего это проявляется в еде — малыш все сильнее настаивает на своём. Родители ошибаются, если видят в таком поведении только капризность, ведь когда ребёнок делает это, он учится отстаивать свою позицию. Выделяют и другие особенности психики:

  1. Грудничок соотносит предметы со словами. Он знает не только слово «мама» и своё имя, но и название игрушек, зверей и машин. Он может опознать их на картинке, любит рассматривать иллюстрации книг.
  2. Дети начинают реагировать на музыку. Если мелодия им нравится, то они пытаются танцевать. Ребята делают это стоя на ножках: раскачиваются, стараются присесть, кивают. Родителям не нужно пресекать такое поведение — оно необходимо для формирования чувства ритма. Следует периодически включать ребёнку мелодию, которая ему нравится.
  3. К концу месяца ребёнок должен начать издавать осмысленные звуки: «ма», «па», «дай». Это также касается и некоторых междометий: «ай», «ам», «ой». С крохой можно начинать «нормально» общаться — задавать лёгкие вопросы и ожидать ответа. Например, грудничок должен самостоятельно делать выбор между разными ведёрками и лопатками при выходе на прогулку. Такая свобода важна для развития самостоятельности и решительности.

Ребёнок должен обучиться и другим навыкам. Скажем, ему следует уметь есть и пить из посуды, хлопать и махать руками, собирать пирамидки из кубиков. Хорошо, если кроха может выполнить простую родительскую просьбу: подать игрушку, приподнять руку или ногу.

Отличительная черта перехода к 11 месяцам — способность взаимодействовать с двумя объектами. Скажем, грудничок может ложечкой черпать кашу из тарелки, палкой двигать игрушки, собирать мелкие предметы. Родителям надо пользоваться этим периодам, придумывая новые игры-тренировки — они хорошо скажутся на умственном развитии.

Десятимесячным грудничкам свойственна любознательность. Так как ребята лучше управляют телом и в целом становятся менее неуклюжи, они стараются исследовать все окружающее пространство. При этом неизвестные находки привлекают их куда больше игрушек, врученных родителями. Исключением является подвешенная над кроваткой фигурка. Она зачастую тоже интересна крохам.

Такие открытия необходимы не только для умственного, но и психического развития. Так как ребёнок играет со всем, что найдёт, лучше побеспокоиться о его безопасности.

Важно

Коробочки с сыпучим содержимым, медикаменты и химикаты, а также прочие опасные предметы лучше спрятать подальше — убрать в шкафы или на верхние полки, недоступные крохе.

Электрические розетки следует обезопасить, поставив в них заглушки.

Но это не значит, что малыш останется без поля для исследований. Все «открытия» может устроить сам родитель.

Взрослому нужно просто разложить по комнате цветные полотенца, книжки с красивыми иллюстрациями и яркие коробочки. Не нужно ставить слишком мелкие предметы — ребёнок будет тянуть их в рот.

Но если такая необходимость есть (для развития моторики, например), то за играющим карапузом придётся следить.

Общие особенности развития

При анализе здоровья ребёнка необязательно классифицировать признаки. Родителям достаточно убедиться, что для их малыша характерны такие навыки:

  • Способность самостоятельно сидеть и играть в игрушки;
  • Использование горшка;
  • Целенаправленное ползание по полу;
  • Подъем на ноги с опорой на стены;
  • Подражание мимике, жестами и звукам;
  • Ходьба с поддержкой старшего;
  • Несложные игры с кольцами и кубиками;
  • Преодоление небольших возвышенностей (например, подушки);
  • Осмысленное использование междометий;
  • Возможность есть и пить из посуды;
  • Выполнение простых просьб;
  • Ассоциация слов с предметами;
  • Смех;
  • Реакция на собственное имя;
  • Способность кидаться крупными предметами и поднимать пальчиками мелкие;
  • Понимание слов «нет» и «нельзя»;
  • Контакт с другими детьми;
  • Способность выбирать между двумя предметами одного типа (лопатками, машинками, кофтами).

Перечисленные особенности обязательны. Если малыш в 10 месяцев не ползает, он всё равно может научиться ходить, только пропустит важный этап своего развития. При возникновении серьёзных трудностей родителям лучше сразу же обратиться к специалисту.

Источник: https://OurKids.ru/razvitie/do-goda/10-mesyatsev/

Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев?

10 месяцев – пора новых открытий как для самого малыша, так и для его родителей. В первую очередь бросается в глаза становление детской личности: у малютки уже есть собственные интересы и предпочтения, которые он пытается отстаивать. А подвижность юного исследователя не даёт родителям расслабиться ни на секунду. Что должен уметь ребёнок в 10 месяцев, на что обратить внимание?

Читайте также:  Как изготовить развивалки из фетра для детей?

Показатели физического развития в 10 месяцев

Интенсивность развития идёт в гору, малыш осваивает новые навыки, его действия становятся более осознанными, он больше понимает.

Вот что должен уметь ребёнок в 10 месяцев в плане физического развития:

  • Малыш умеет сидеть без опоры и одновременно играть.
  • Держась за опору, младенец в 10 месяцев твердо стоит на ножках. Иногда может «забыться» и отпустить опору, отвлёкшись на игрушку, но опомнившись, опять возвращается к предмету поддержки или садится.
  • Передвигается по периметру кроватки или манежа, держась за их стенки; может ходить со стулом, толкая его пред собой. Уверенно ходит с поддержкой. Некоторые детки к 10–11 месяцам уже начинают делать первые шаги без поддержки.
  • Преодоление высот. С помощью взрослых кроха может подниматься по ступеням. Пытается залезть самостоятельно на стул, диван. Важно научить его спускаться с него, показав, как это делается. Малютка быстро освоит новое умение и будет с успехом им пользоваться. Расскажите и покажите ему, что нужно ножками повернуться к краю и потихоньку сползать, пока стопы не коснуться пола.
  • Уже полностью освоен «пинцетный захват» – хватание двумя пальчиками.
  • К этому времени дети хорошо осваивают технику передвижения ползком и активно её используют. Ползком забраться могут практически куда угодно, поэтому сейчас как никогда важно обеспечить безопасность ребёнка в доме. Любимое занятие этого возраста – открывать шкафы, залазить туда и «наводить свой порядок».

Социальная адаптация

Ребёнок в 10 месяцев – это маленькая личность, стремящаяся к самостоятельности, что проявляется во многих действиях. Иногда родителям не нравятся такие проявления, но не надо мешать развитию карапуза – чем быстрее маленький человечек будет развиваться, тем раньше у мамы с папой освободиться время на личные дела. Социальные навыки проявляются в следующем:

  • Приём пищи. Юный гурман уже должен уметь кушать с маминой помощью и может попробовать взять ложку в руки и поработать ею самостоятельно. Сейчас самое время учить пользоваться чашкой или поильником.
  • Продолжается освоение горшка: ребёнок в 10 месяцев понимает назначение это предмета и сидит на нём смирно.
  • Иногда ребёнка удаётся оставить на некоторое время: он в состоянии развлечь себя сам, при том уже не переживает, что мама потерялась, знает, что она ушла ненадолго.
  • Проявляется более выраженная реакция на свое имя, малыш понимает, что зовут именно его, пытается отыскать взглядом человека, который звал.
  • Общение с «посторонними» людьми. Не всегда допускает к себе незнакомых людей, им непросто найти к нему подход. Но раззнакомившись, десятимесячный малыш легко общается и играет с ними.
  • Кроха любит играть со сверстниками: ползать вместе с ними, обмениваться игрушками, «разговаривать» лепетом.

Психическое развитие десятимесячного ребёнка

В этом плане также есть новшества. Сейчас появляется возможность приучить ребёнка к тому, что маму можно звать не плачем, а просто произнеся «мама». Чаще всего десятимесячные дети в состоянии говорить это слово.

Чтобы научить его этой способности, матери нужен будет помощник, например папа. Начинается всё с того, что семья собирается в одной комнате, играют все вместе, потом мать уходит, а папа должен звать её, чётко произнося слово «мама», и мать появляется.

Через некоторое время ребёнок перенимает эту технику.

Основные показатели психического развития:

  • «Нет» и «нельзя» уже доступны для понимания, но быть непослушным – это новая увлекательная игра.
  • Понимает юмор. Реагирует, когда с ним шутят, может сам воспроизводить смешные для него звуки или действия и смеяться над ними.
  • Эмоции переполняют ребёнка, когда у него отнимают любимую игрушку, пытаются заставить спать или кушать. Его уже сложнее оторвать от игры такими «скучными» занятиями. Справиться с подобным положением вещей помогут спокойствие, выдержка родителей и умение отвлекать внимание малыша.
  • Может приветствовать, махать на прощание ручкой, посылать воздушные поцелуи, кивать головой в ответ на несложные вопросы.
  • Помнит, куда был убран нужный ему предмет, и будет пытаться его там отыскать.
  • Развиваются и усложняются языковые навыки. Некоторые дети в 10 месяцев умеют произносить парные слоги, складывающиеся в простые слова: «ма-ма», «ба-ба», «па-па».

Хоть речь юного оратора в этот период непонятна для окружающих, маленькому человечку важно, чтобы его выслушали. Старайтесь уделять ему больше внимания, ведь на этом этапе формируются доверительные отношения.

Поиграй со мною

В этом возрасте детки очень подвижны, поэтому игры с ребёнком в 10 месяцев становятся более «взрослыми».

Сейчас наступил период выбрасывания игрушек из кроватки, коляски, и делается это специально. Малышу нравится эта новая игра: он бросает, а взрослые поднимают. Умеет собирать игрушки с пола и складывать в коробку или ведёрко.

Традиционно осваиваются «ладушки», прятки под покрывалом или пелёнкой, догонялки.

Даже если ребёнок в 10 месяцев ещё не научился ходить, быстро уползать от родителей очень весело – пусть догоняют, а потом крепко обнимают, после чего всё продолжается по кругу.

Что делать, если ребёнок в 10 месяцев развивается медленно?

Новые умения дети осваивают по-разному, кто-то быстрее, кто-то не спешит. Но есть навыки, слабое проявление или полное отсутствие которых должно насторожить:

  • плохо держится на ногах: не стоит даже с поддержкой взрослого;
  • не ползает;
  • слабо держит в ручках даже лёгкие предметы;
  • совсем не отзывается на свое имя;
  • не пытается повторить действия взрослых.

В этом случае необходима консультация педиатра и невропатолога. Возможно, никаких поводов для беспокойства нет, и это просто индивидуальные особенности развития. Но если всё же имеются какие-то отклонения, то чем раньше они будут диагностированы, тем легче их исправить или хотя бы смягчить проявления в дальнейшем.

Важно продолжать развивать малыша, но уже с учётом его особенностей. В случае более серьезных отклонений не опускайте руки, помимо лечения посоветуйтесь с педиатром о наличии центров для развития и реабилитации особенных деток в вашем городе.

Главное, проявляйте свою любовь к малышу, чтобы он чувствовал её, это поможет адаптироваться в социуме.

Источник: http://bestkroha.ru/rebenku-10-mesyatsev/215-chto-dolzhen-umet-rebenok-v-10-mesyacev

Ребенок в 10 месяцев. Календарь развития

Содержание

Ребенок в 10 месяцев стремится во всем походить на родителей и старших детей в семье. Развитие мимики, ловкости рук и мелкой моторики уже позволяет ему копировать поведение окружающих. Конечно, малыш еще не в состоянии сам застегивать пуговицы или рисовать карандашом, но теребить пуговицы – как мама – или чиркать на листе бумаги – как старший брат – он будет с удовольствием.

Ребенок 10 месяцев

Педагоги и психологи советуют не упускать из виду этот важнейший этап в развитии крохи – подражание. Теперь, чтобы научить ребенка каким-либо действиям, не нужно делать это за него, а достаточно просто подать пример.

Бери малыша с собой в ванную, когда чистишь зубы, и тебе не придется заставлять его учиться пользоваться зубной щеткой. Аналогично показывай, как мама моет руки, ест ложкой и пр. Не сразу, но все это ребенок скопирует.

Для тебя сейчас важен сам факт наступления этапа подражания в поведении малыша.

Не стоит ждать от 10-месячного ребенка, что он будет интерпретировать действия, которые видел в исполнении взрослых. Например, если малыш видел, как мама причесывается определенной расческой и игрался ею сам, дай ему другую расческу – и он не сумеет понять, что это и для чего.

Интерпретировать полученный опыт в знания ребенок сможет чуть позже, а пока показывай ему возможные сюжеты ролевых игр: кормите вместе с ложки его любимого мишку, накладывайте кубики в кузов игрушечного самосвала, укладывайте куклу спать и т.п.

Что должен уметь ребенок в 10 месяц

  • Сидеть без опоры, ползти вперед, вставать с опорой
  • Жевать еду, порезанную на мелкие кусочки
  • Относительно легко переживает отлучение от груди
  • Живо интересоваться другими детьми
  • Выбирать игрушки из предложенных, в знак протеста специально отбрасывать игрушку
  • Использовать «орудия труда», т. е. одни предметы для того, чтобы достать другие
  • Хохотать в ответ на забавы и потешные гримасы взрослых
  • Самому пытаться рассмешить собеседника – например звуками, которые рассмешили кого-то ранее
  • Пробовать «на звук» различные слоги и их сочетания
  • Показывать пальчиком на наиболее часто используемые предметы, части своего лица (некоторые)

Крупным игрушкам ребенок теперь предпочитает мелкие предметы. Сейчас как никогда будут кстати игры с фасолью или крупами – конечно, под присмотром взрослых, ведь проворный малыш живо может упрятать одно из забавных зернышек себе в нос или ухо.

Еще одна полезная забава – рисование пальчиком по тонкому слою муки, манки или крахмала, нанесенного на дно плоской тарелки.

Также подойдет любое упругое тесто, которое не липнет к рукам – из него можно лепить кусочки, отрывать меньшие комочки от большего куска, прокладывать в нем борозды, вылепливать тонкие лепешки и катать шарики.

В общем, чем обширнее фантазия мамы, тем разнообразнее будут игры малыша. Кроха в 10 месяцев еще не может самостоятельно придумывать сюжеты своих забав.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: “Чем занять ребенка, пока мама занята”

Нормы роса и веса для детей 10 месяцев

Рост,см Вес,кг Окружностьголовы, см
МАЛЬЧИКИ низкий 68,7 7,4 42,9
нижесреднего 71 8,2 44,1
средний 73,3 9,2 45,4
вышесреднего 75,6 10,2 46,7
высокий 77,9 11,4 47,9
ДЕВОЧКИ низкий 66,5 6,7 41,5
нижесреднего 69 7,5 42,9
средний 71,5 8,5 44,2
вышесреднего 73,9 9,6 45,6
высокий 76,4 10,9 46,9

Физическое развитие ребенка 10 месяцев

Хоть многие дети в этом возрасте уже могут вставать у опоры и даже переступать ножками, основной способ перемещения для ребенка сейчас – это ползанье. Не следует ограничивать перемещения малыша – лучше обезопась квартиру и «запускай» своего исследователя на целый день.

Используй манежи только в тех случаях, когда нужно отлучиться из комнаты всем взрослым и достаточно надолго, то есть за ребенком некому будет присматривать.

Потому что при кажущейся безопасности манежи – абсолютное «зло», так как сковывают свободу ребенка, и тем самым тормозят его развитие.

Не стоит пренебрегать этапом ползанья, сегодня детские психологи говорят, что это – одна из важнейших стадий раннего развития.

Совет

Помимо того, что дает неоценимый первый опыт перемещения по квартире и знакомство с множеством вещей, то есть обогащает умственное развитие ребенка, ползанье укрепляет его скелетную мускулатуру и является лучшей зарядкой.

Статистика говорит, что дети, чье ползанье родители не ограничивали в младенчестве, вырастают физически крепче и морально устойчивее, чем их ровесники, содержавшиеся в том же возрасте в манежах.

Важность ползанья в младенчестве

Бытует мнение, особенно у поколения бабушек и дедушек наших детей, что «ребенок, которому позволяют вдоволь ползать, позже пойдет на двух ногах». В этом утверждении, на самом деле, нарушена причинно-следственная связь: да, действительно, замечено, что дети, позже начинающие ходить, перед этим долго ползают на четвереньках (если, конечно, им не мешать).

Но если такого ребенка не отпускать ползать и держать в манеже до тех пор, пока он не сможет сам устоять на ногах и идти, ты этим нисколько не ускоришь момент начала ходьбы, скорее даже наоборот. Ибо ребенок встает и начинает идти без поддержки тогда и только тогда, когда его организм к этому готов, т. е.

достаточно окреп связочно-мышечный аппарат, кости, вестибулярный аппарат и прочие отделы мозга, работающие для данной функции. При ползаньи, кстати, все это тренируется и созреет несколько раньше.

А если дитя держать в манеже, рассчитывая, что он раньше пойдет «от скуки», ты просто лишишь его всего того опыта, который он мог получить с тех пор, как научился ползать до тех пор, как научился ходить.

Итак, ты поняла: если ребенок хочет ползать, он должен делать это вволю. Задача взрослых – обезопасить помещение и присматривать за малышом.

Еще одним, казалось бы, забавным, но не менее вредным, чем манеж, изобретением являются ходунки. Вот в них-то ребенок, даже уже созревший для самостоятельного хождения, не торопится осваивать новый навык – ведь он привык просто сидеть и отталкиваться ножками. Такая игрушка может действительно несколько затормозить физическое развитие малыша.

Эмоциональное развитие ребенка в 10 месяцев

У 10-месячного ребенка уже явно просматривается любимая игра: кто-то без устали колотит совочком по ведерку, кто-то собирает пирамидку или башню кубиков, кто-то самозабвенно нажимает кнопки на пульте. Постарайся дать малышу возможность предаваться любимому занятию. Кстати, считается, что ребенок такого возраста уже может самостоятельно играть более 15 минут.

Читайте также:  Как научить своих детей порядку и чистоте в доме?

Да и вообще 10 месяцев – некий психологический рубеж, когда малыш начинает немного отделяться от мамы. Вот почему данный возраст считается оптимальным для отлучения от груди, если мама планировала проводить таковое на первом году жизни малыша.

Именно сейчас кроха должен привыкать к отлучкам мамы – оставляй его на папу, бабушку или других авторитетных родственников и выходи из дому по своим делам. Это важно не только психологически уставшей в декрете маме. Но и малышу – так постепенно ему легко будет привыкнуть к мысли, что мама может уходить.

Если сейчас регулярно уходить на час-другой во время его бодрствования, в будущем малыш легко будет отпускать маму без слез.

Обратите внимание

Так как сейчас ребенок начинает тянуться к обществу своих ровесников, постарайся каждую вашу прогулку посещать детскую площадку – там он может наблюдать, как играют другие дети и даже, иной раз принимать участие в этих играх. Ведь даже такому маленькому человеку, а уже нужно общество.

Источник: https://mama.ua/kalendar-razvitiya-rebenka/month-10/

Физическое, психическое, речевое и социальное развитие десятимесячного малыша: что должен уметь ребенок в 10 месяцев?

Теги: Развитие по месяцам

В вашей жизни произошло очередное знаменательное событие – малышу исполнилось 10 месяцев! К этому времени многие дети умеют сидеть, быстро ползают, делают первые неуверенные шаги и безостановочно болтают на «детском» языке.

Но не стоит волноваться, если кроха пока не овладел этими навыками. Каждый десятимесячный малыш – уникальная личность с собственным характером и темпераментом.

Потребности и интересы вашего ребенка могут значительно отличаться от потребностей и интересов других малышей: когда одни дети усиленно осваивают новые пространства, другие предпочитают сидеть в кроватке, сосредоточенно изучая книжные страницы или собирая конструктор.

Не заставляйте ребенка заниматься тем, что ему не интересно: если нет врожденных патологий или родовых травм, скоро он догонит в развитии своих более подвижных сверстников.

Физическое развитие

Тело десятимесячного ребенка развивается гораздо медленнее, чем раньше: за месяц он набирает всего 300–450 г веса и 1–1,5 см роста. Теперь его вес составляет 8,5–10 кг, а рост – 71–74 см.

Навыки и умения

Десятимесячный малыш хорошо контролирует собственное тело: его движения становятся все более точными и скоординированными. Вот почему новые умения и навыки осваиваются очень быстро, и к концу 10 месяца ребенок радует родителей множеством новых достижений:

  • может сесть из положения лежа или стоя и сидеть продолжительное время, спину при этом держит ровно, не заваливается в сторону;
  • держась за поручни или решетку манежа, уверенно ходит по кругу, пританцовывает, приседает, подпрыгивает;
  • без помощи или опоры поднимается на ножки, делает несколько неуверенных шагов по направлению к заинтересовавшему его объекту (обычно в роли такого объекта выступает любимая игрушка или мама);
  • быстро ползает в разные стороны на четвереньках (а многие малыши, чтобы передвигаться быстрее, отрывают от пола колени и локти, опираясь только на ладони и пальцы ног);
  • координирует движения обеих рук: может взять предмет двумя ладонями, переложить его из одной руки в другую (если дать ему по игрушке в каждую руку, он начнет соединять их, ставить одну на другую);
  • умеет спускаться и подниматься: на четвереньках легко преодолевает небольшую лестницу, свободно взбирается на диван, подтягиваясь на руках, а затем спускается ножками вниз.

Основной способ развития новых умений – подражание. Малыш с удовольствием копирует все движения родителей: вот почему нередко можно увидеть младенца, который сосредоточенно нажимает кнопки пульта или телефона, рассматривает газету, кормит плюшевого зайца с ложечки или укачивает тряпичную куклу. Чем больше интересных действий вы покажете ребенку, тем обширнее будет «репертуар» его игр.

Способы развития физических навыков

  1. Поскольку многие действия ребенка носят подражательный характер, показывайте ему максимальное количество примеров: вместе играйте в мячик, машинки или куклы, укладывайте спать игрушечных зверьков, кормите и мойте их.

    И не удивляйтесь, если малыш, успешно освоив кормление куклы, не сможет повторить то же действие с игрушечным зайкой: ребенок пока не умеет переносить полученные знания на другие предметы.

  2. Водите ребенка гулять. Поскольку теперь он может передвигаться самостоятельно, от коляски можно отказаться.

    Пусть малыш поползает по дорожкам и газонам, посидит в песочнице, понаблюдает за играми сверстников и примет в них участие.

  3. Продолжайте занятия с мелкими предметами. Дайте ребенку пару коробочек и горсть разноцветных бусин: пусть он складывает их в коробочку, пересыпает из одной емкости в другую, сортирует по цвету и размеру или выкладывает из них фигурки.

  4. Купите малышу детский совочек, лопатку или грабельки, ведерко и формочки. Отведите его в песочницу и покажите, как насыпать песок в ведро с помощью совка или как делать куличики с помощью формочек. При этом желательно, чтобы ребенок действовал обеими руками: это не только улучшит координацию действий, но и будет способствовать развитию интеллекта малыша.

  5. Научите карапуза танцевать. Покажите ему несколько простых движений: пусть он топнет ножкой, хлопнет в ладоши, наклонится, кивнет головой. Сначала выполняйте эти упражнения перед зеркалом, самостоятельно двигая ручки и ножки ребенка. Когда он поймет, что от него требуется, сможет выполнять движения без вашей помощи. Такое упражнение поможет улучшить координацию.

  6. Малыш любит разбрасывать игрушки? Превратите это в игру! Поставьте перед ним коробку: пусть он пытается забросить в нее разные предметы. Перемещая коробку то вправо, то влево, вы научите ребенка одинаково хорошо пользоваться обеими руками.

Психическое развитие

Навыки и умения

Карапуз становится все более общительным и открытым, с удовольствием проводит время со сверстниками и взрослыми людьми. К 10 месяцу достижения ребенка таковы:

  • подражает действиям взрослых, пытается копировать их жесты, движения, речь;
  • демонстрирует хорошее чувство юмора: услышав шутку, обращенную к нему, принимается хохотать, а иногда специально издает забавные звуки, чтобы посмешить окружающих;
  • обзаводится любимым занятием: одни дети с увлечением строят «замки» из кубиков, другие – рисуют, третьи – пританцовывают под музыку, а четвертые проводят время за коллективными играми;
  • показывает привязанность к определенным вещам: у него уже есть собственное мнение о том, какой игрушкой сейчас играть или какую майку надеть на прогулку;
  • демонстрирует талант исследователя: открывает баночки и пакетики, чтобы познакомиться с содержимым, ломает игрушки, чтобы узнать их устройство;
  • проявляет интерес к мелким вещицам (деталям конструктора, небольшим кубикам, горошинкам), от больших игрушек отказывается;
  • осознает расположение предметов в пространстве, может оценить расстояние до какого-либо объекта (если выясняется, что игрушка находится слишком далеко, чтобы достать ее руками, малыш попробует дотянуться до нее другим предметом).

У десятимесячного ребенка возникает острая потребность в одобрении со стороны взрослых. Многие действия он совершает, только чтобы услышать ласковые слова «молодец», «умница». Желание заслужить похвалу – нормальное для ребенка явление, которое свидетельствует о том, что малыш признает авторитет родителей. 

Способы развития психики

  1. Интересной игрушкой для десятимесячного малыша станет телефон. Дайте ребенку трубку: пусть он услышит папин или бабушкин голос. После «разговора» он долго будет изучать телефон, чтобы понять, почему голос есть, а человека, которому голос принадлежит, нет. Эти занятия помогут малышу освоить некоторые особенности причинно-следственных связей.

  2. Наверняка у вашего ребенка неожиданно появилось желание все ломать и разбирать на кусочки. Не препятствуйте ему! Малыш начинает понимать, что каждый предмет состоит из отдельных деталей, и ему интересно узнать его устройство и принцип действия.

    Такие занятия совершенствуют конкретно-образное мышление и закладывают основы логического и абстрактного мышления.

  3. Самое время приступить к развитию творческих способностей.

    Купите крохе краски, мелки или пластилин и займитесь с ним рисованием! Пусть он водит кисточкой по листу ватмана или увлечено приклеивает кусочки разноцветного пластилина к картону. Занятия творчеством совершенствуют мелкую моторику и способствуют развитию мышления.

Речевое развитие

Умения и навыки

Ребенок с удовольствием болтает, поэтому приходит в восторг, когда окружающие вступают с ним в диалог. Однако понять его словечки способны далеко не все: с «детским» языком ребенка, как правило, знакомы лишь близкие родственники.

Карапуз демонстрирует новые речевые умения:

  • напевает песенки, при этом хорошо попадает в мелодию, но слова пока не произносит;
  • внимательно слушает речь взрослых и пытается подражать их разговору;
  • произносит новые слова, среди которых «дай-дай», «на» и еще около 6–8 слов;
  • много разговаривает на собственном «детском» языке и очень огорчается, когда окружающие его не понимают;
  • осваивает разнообразные приемы интонирования речи: меняет громкость и тембр голоса, темп речи.

Не огорчайтесь, когда ребенок коверкает и искажает слова: артикуляционный аппарат малыша еще недостаточно развит, чтобы правильно произносить сложные звукосочетания. Рано или поздно вы начнете понимать, что пытается сказать вам ваш кроха. А нормальную речь он освоит только к 1,5–2,5 годам. 

Способы развития речи

  1. Возьмите карапуза на руки или посадите к себе на колени, поцелуйте или погладьте его, поулыбайтесь. После этого начните петь песенки.

    Малыши хорошо чувствуют мелодию и даже запоминают отдельные слова, поэтому у родителей, которые ежедневно в течение часа поют песни своему крохе, дети начинают говорить гораздо раньше сверстников.

  2. Любое совместное занятие сопровождайте разговорами.

    Если ребенок хочет поболтать, поддерживайте диалог; если кроха молчит – просто комментируйте все, что происходит в данный момент.

    Говорите медленно, негромким голосом, четко проговаривая слова; используйте короткие предложения, состоящие преимущественно из существительных и глаголов (изредка вводите в свою речь прилагательные, обозначающие цвет, размер, форму предметов).

  3. Расскажите ребенку о строении его тела. Посадите малыша перед зеркалом и, называя часть тела, дотрагивайтесь до нее. Потом попросите ребенка показывать называемые части тела самостоятельно.

Социальные навыки

Десятимесячный малыш живо интересуется окружающими людьми. Он по-прежнему осторожен с незнакомцами, однако любопытство побеждает страх, и ребенок пытается завязать общение. Гораздо менее настороженно он относится к сверстникам: проявляет интерес к совместным прогулкам и играм, с любопытством разглядывает других малышей.

Ребенка в этом возрасте уже можно оставлять с няней. Он не нуждается в ежеминутном общении с матерью, поэтому без страха примет нового человека.

Способы развития социальных навыков

  1. Запишитесь в развивающую группу. В таких группах собираются мамы с маленькими детьми, и карапузы получают возможность вдоволь пообщаться со сверстниками, поиграть с ними.

    За игрой следит воспитатель, поэтому в это время мамочки могут поделиться друг с другом секретами воспитания детей.

  2. Водите с ребенком хороводы.

    Напевая песенку, покажите, какие движения нужно совершать (для этого привлеките к игре других родственников: папу, бабушку, дедушку). Когда малыш заинтересуется, пригласите его присоединиться.

Режим дня

Сон

У большинства детей режим сна и бодрствования не изменяется: они по-прежнему спят по 10 часов ночью и дважды по 1,5–2 часа в дневное время. Некоторые малыши отказываются от одного дневного сна.

Обратите внимание на качество детского сна. Если малыш спит спокойно и просыпается бодрым и отдохнувшим, волноваться не о чем. Но если сон ребенка прерывист, а пробуждение сопровождается капризами и плохим настроением, нужно обратиться к невропатологу. Именно в этот период обнаруживаются скрытые нервные расстройства.

Кормление

Десятимесячный ребенок уже может употреблять «взрослую» пищу: супы, фрукты, овощи, молочные продукты, мясо, соки и печенье. Поэтому многие родители прекращают готовить для младенца отдельную еду и прививают ему пищевые привычки, характерные для всей семьи.

Однако нужно помнить, что существуют продукты, которые еще долго время будут под запретом: колбасы, сосиски, острые приправы, газированные напитки, какао, кофе, жареные блюда, фаст-фуд. Пища должна быть сбалансированной, богатой витаминами и минералами.

В 10 месяцев ребенка уже можно отучать от груди, поэтому общий объем материнского молока в этот период должен составлять всего 400 мл в день (можно распределить этот объем на 2–3 кормления, одно из которых должно приходиться на утро). Иногда вечернюю порцию грудного молока можно заменять кефиром.

Важно

Десятимесячный малыш осваивает множество новых умений. И важнейшим механизмом его развития в этот период становится подражание. Поэтому чем больше времени родители проводят со своим крохой, показывая ему примеры новых действий, тем более гармонично и многосторонне развивается карапуз.

← Что должен уметь ребенок в 9 месяцевЧто должен уметь ребенок в 11 месяцев →

Источник: https://jliza.ru/rebenok-10-mesyaczev.html

Ссылка на основную публикацию