Основные навыки и потребности ребенка в младенчестве

Младенчество в психологии: особенности развития детей

Младенческий возраст в психологии — это период с двух месяцев до года. Для него характерно наиболее бурное развитие. К его завершению из беспомощного малыша ребенок превращается в самостоятельного исследователя.

Основные особенности младенческого возраста

В течение первого года жизни с детьми происходят различные физические изменения:

  • формируется моторика (общая, мелкая);
  • нормализуется координация движений;
  • совершенствуется механизм тонуса мышц;
  • развивается зрение и слух.

К концу периода активно формируется речь, ходьба.

К психологическим особенностям развития детей младенческого возраста относят процессы формирования памяти, мыслительной функции. К проявлению мимических функций можно отнести часть условных рефлексов. Например, когда малыш перестает плакать при появлении заботящегося о нем взрослого. Следующий этап узнавание предметов.

После четырех месяцев малыши начинают воспринимать мелодичные звуки. Затем ребенок отличает маму от посторонних. Чем старше он становится, тем шире круг запоминаемых предметов и ассоциаций. Ближе к году (9–11 месяцев) малыши по просьбе родителей приносят или указывают на определенную вещь, игрушку.

К концу младенчества развивается ассоциативная память.

Мыслительная деятельность выражается в стремлении достичь поставленной цели любой ценой. Это характерно для позднего младенчества. Ближе к 9 месяцам малыши способны решать простые пространственные задачи.

Обратите внимание

Это можно наблюдать на примере сортера, когда кроха подбирает нужное отверстие для элемента определенной формы.

Мышление в этот период пластично, дети легко обобщают полученный опыт, способны использовать его в схожих ситуациях.

Психическое развитие в первый год жизни считается многоканальным. Формируются индивидуальные, социальные, поведенческие особенности. Участие взрослого, развивающая среда обеспечивают ребенку полноценное развитие.

По Выготскому для психической жизни младенца характерна абсолютная не дифференцированность психических функций. Примитивные переживания и инстинктивное сознание формируются под влиянием яркоокрашенных эмоциональных процессов.

Характеристика младенчества в разных психологических школах

Изучение формирования психических процессов у детей позволило понять принципы и закономерности становления мышления, восприятия личности ребенка. Многие концепции и исследования легли в основу современных методик раннего развития и воспитания.

Культурно-исторической теории

В теории Выготского младенец рассматривается, как максимально социальное существо. Это связано с его беспомощностью — без содействия родителей он не может взаимодействовать с миром.

Основа психической жизни в первый год жизни — взаимодействие с матерью, другими родными. При этом младенец активный участник этого взаимодействия.

Он влияет на поведение матери и других взрослых в его окружении.

Еще один адепт культурно-исторической теории Эльконин предложил рассматривать младенца и его психическое развитие в системе «ребенок в обществе». В ее рамках окружение и малыш не рассматриваются отдельно и изолированно, они воспринимаются как единая система.

Психоанализ

Основоположник теории Фрейд наделял младенцев врожденными влечениями (инстинктами). Именно их удовлетворение, по его мнению, становится основным движущим стимулом поведения младенца, да и взрослого впоследствии.

Теория выделяет несколько этапов развития, которые происходят последовательно. Дети с рождения до полутора лет пребывают в оральной стадии. Это связно с тем, что наибольшее наслаждение они получают от кормления, сосания груди. Таким образом, Фрейд определяет центр удовольствия в области рта.

Эриксон дополняет теорию, рассматривая весь комплекс общения с матерью или взрослым, заменяющим ее. Доброта, забота, отзывчивость к нуждам малыша формируют у него доверие к миру. Отсутствие психологического контакта приводят к обратному, настороженному отношению. И тот и другой сценарий отражается на дальнейшей жизни ребенка, да и взрослого.

Психогенетика

Рассматривает психическое развитие и поведение с точки зрения влияния наследственности и окружения. Один из ведущих авторов теории Пиаже главную роль в формировании психики отводил интеллекту.

От его развития зависит быстрота и полноценность адаптации к окружающей среде. Теория дала миру близнецовый метод анализа влияния генетики и среды на развитие.

Психогенетика не учитывает личные мотивы, потребности, чувства.

Бихевиоризм

Теория рассматривает поведение, как объективный феномен развития психики. Оно формируется за счет так называемого социального научения. Его определяет среда, которая основной источник психического развития человека. Исследованию подвергается только поведение, без учета эмоций, интеллекта.

Основоположник теории Уотсон во главу угла ставил психический уход за младенцем. Он определял его, как более важный, нежели физический. Ведь именно он формирует характер и поведение.

Под психическим развитием он понимал приобретение новых связей между стимулами и реакциями на них, умений, форм взаимодействия с окружающим миром.

Гештальтпсихология

Теория полагает, что психика младенца формируется по мере вызревания гештальтов. Они формируют постоянство и осмысленность тех или иных психических процессов. Так у младенцев впервые месяцы жизни есть только смутный размытый образ взрослого, ухаживающего за ним. Ближе к полугоду формируется более полный и отчетливый портрет.

Структура и динамика ведущей деятельности в младенческом возрасте

Ведущая деятельность первой половины младенчества — эмоциональное общение со взрослым. Уже с трех месяцев малыш ищет его, привлекает внимание матери.

Во второй половине ребенок становится более мобильным. Он может переворачиваться самостоятельно, учится хватать, сидеть, ползать. Он все более нацелен на изучение окружающего мира. Манипуляции с предметами ближе к 9 месяцам становятся основой его деятельности. Он еще не может использовать их по назначению, но находит собственное применение.

Для перехода к предметной деятельности (использованию вещей по назначению) ему нужна помощь взрослых. Смена вида деятельности ближе к году означает окончание периода младенчества и начало этапа раннего детства.

Общение младенцев со взрослыми

Первый год жизни ребенок полностью зависит от окружающих взрослых. Его базовая потребность — чувство защищенности. Именно это ощущение дает малышу понять, что с ним все в порядке, нет угроз. Если эта потребность удовлетворена полностью, он открыт к миру, готов к полноценному контакту с ним.

В психологии для этапа младенчества введено понятие «Диада мать-дитя» или «Пра-мы». Оно определяет психическую общность младенца и заботящегося о нем взрослого. Ребенок в этот период не осознает себя, неспособен не только выделить свое Я, но и собственные конечности воспринимает как посторонние предметы. Поэтому взрослый становится центром взаимодействия с ребенком и ребенка с миром.

Для первого полугодия характерно ситуативно-личностное общение между младенцем и мамой. Оно проявляется как комплекс оживления, который знаменует завершение кризиса новорожденности.

Для него характерно сосредоточение взгляда на лице мамы, приветственная улыбка, активные движения, привлекающие внимание взрослого. Это исключительно эмоциональное общение.

Доброжелательность мамы к малышу в этот период — залог нормального психического и когнитивного развития в дальнейшем.

Для второй половины периода характерно ситуативно-деловое общение. Оно закладывает основы предметной деятельности. Ребенок переходит на этот этап после того, как научится хватать предметы.

В процессе контакта со взрослым он использует не только мимику и звуки, но и жесты, позы, различные вещи. Он может показывать, приближать, удалять, бросать, требовать какую-либо игрушку.

Малыши начинают испытывать потребность в совместной с мамой деятельности.

Важно

В этот период происходит формирование привязанности. Она является залогом психологического здоровья малыша. Выделяют три этапа ее становления:

  1. Младенец ищет контакт и близость с любым взрослым в поле зрения.
  2. Начинает отличать «своих» от «чужих».
  3. Формируется привязанность к наиболее значимым взрослым.

Именно полноценное общение с младенцем позволяет ему успешно развиваться физически, психически, умственно.

Основные новообразования младенческого возраста

Главные приобретения младенчества — способность ходить и первые, осознанно произнесенные, слова. Способность передвигаться без помощи взрослого выводит ребенка на новый этап познавательной деятельности.

В психологии он рассматривается как субъект, способный совершать самостоятельные действия. Это связано с появлением мотивирующих потребностей. Под ними понимают, возникающие в памяти малыша, эмоционально окрашенные образы предметов, с которыми ассоциируется часть потребностей.

То есть, хотя пить ребенок будет показывать или хватать свой поильник, чашку.

К завершению периода младенчества, дети осваивают произвольные действия с предметами. От манипулирования они постепенно переходят к предметной деятельности.

Но для этого успешного перехода нужна помощь взрослого. Только подражая родителям, малыш поймет, как использовать по назначению ту или иную вещь.

К году ребенок освоит:

  • назначение простых предметов (ложка, тарелка, стул);
  • способы действия ими (ложкой едят, на стуле сидят);
  • технику выполнения действия (ложку нужно взять в руку, попытаться зачерпнуть пищу).

Ребенок в возрасте около года эмоционально отделяется от матери или другого значимого взрослого. Благодаря появлению речи меняется социальная ситуация, появляются новые возможности для общения.

Новообразование в развитии малышей в возрасте около года — переход от пассивной речи через фазу автономной к активной. Если раньше ребенок только понимал интонации, часть слов, то теперь у него формируется свой «птичий» язык. Он понятен только самым близким людям ежедневно контактирующих с ним.

Для автономной речи характерно:

  1. Многозначность одних и тех же слов, многое зависит от эмоциональной окраски и ситуации.
  2. Несовпадение с нормальной речью не фонетически не артикуляционно.
  3. Сложно найти связь между произносимыми словами. Фразы больше напоминают эмоционально окрашенные восклицания.

Многие психологи связывают появление автономной речи с началом кризиса первого года жизни. А переход от нее к обычной — с его завершением.

Кризис одного года

Второй переходный момент в становлении психики ребенка.

Основу кризиса составляет конфликт между приобретенными им навыками (хождение, манипуляция предметами), желанием проявлять самостоятельность и ограничениями, накладываемыми взрослыми.

С одной стороны, он хочет все делать сам, но ему не позволяют, с другой — у него только формируется речь и полноценно общаться, отстаивать свои права он не может, да и без помощи взрослого ему не обойтись.

Для кризиса характерны:

  • нарушение режима сна и питания;
  • перепады настроения, яркие вспышки эмоций;
  • негативная реакция на любой запрет;
  • повышенная потребность в нахождение рядом значимого взрослого.

Родителям в этот период важно выработать общую стратегию поведения, правильно расставить личные границы и запреты. Важно не наказывать малыша, поскольку он все равно не поймет причину, не кричать, не ругать его.

Источник: https://mystroimmir.ru/psihologiya/detskaya/mladencheskii-vozrast.html

Психология младенца — первые потребности

Обратимся к нашему младенцу, который родился. Он впервые встретился с чем-то таким, с чем никогда не встречался в своей жизни. Многие взрослые не верят в то, что ребенок что-то чувствует, понимает. Часто мамы удивляются, когда я советую им поговорить с новорожденным ребенком. Они говорят: «Зачем? Он ведь не понимает ничего».

Мой недавний визит в многодетную семью закончился тем, что женщине нужно было съездить за одним из старших детей в школу. Она взяла с собой младенца, и мы поехали.

Я держала этого младенца, когда его мама была за рулем. И тут он начинает сначала тихонько хныкать, потом плакать. Я говорю: «Света, поговори с ним, пожалуйста». А у нее даже этого в мыслях нет, она говорит: «А зачем?».

Совет

Я говорю: «Ему надо если не почувствовать твои руки, то хоть услышать голос». Она начала с ним разговаривать, и он тут же затих, через минуту. Закрыл глазки и заснул.

Его, конечно, немного укачало, но успокоил именно мамин голос, который говорил: «Я здесь, сейчас мы приедем, и я возьму тебя на ручки, накормлю» — очень простые слова.

Наверное, с нами никто не разговаривал, когда мы были маленькими. У нас это не принято, но я очень хотела бы рассказать про маленького ребенка: что он переживает и что ему нужно от мамы; в чем он может и потерпеть, а что ему просто необходимо.

Итак, ваш малыш родился. И первое, что с ним произошло – он столкнулся с многочисленными нормальными составляющими нашего мира. Они для него являются большим стрессом, просто потому, что они совсем не такие, как были в его жизни.

И ребенок впервые испытал состояние дискомфорта, причем очень сильного. А психика у ребенка так устроена, что ему или очень хорошо, или очень плохо.

То есть у него нет полутонов, как у взрослого человека: когда очень хорошо, когда в принципе хорошо, когда не очень, и когда очень плохо. У него — или хорошо, или плохо. Если понаблюдать за маленьким ребенком, это можно увидеть.

Когда он только что улыбался, а потом у него что-то в животе заболело, и вот он уже рыдает. Причем, рыдает так, как будто умирает.

Потом у него эта боль в животе прошла, он так раз — снова заулыбался. Такие изменения характерны не только для младенца. Эта резкая смена также характерна для раннего возраста. Но это случается потому, что действительно ребенок чувствует все остро, и у него бывают только вот такие крайние состояния.

Еще особенность младенческой психики состоит в том, что в этих двух состояниях у него по-разному протекает время. Ощущение времени разное: когда ему хорошо — время летит, когда ему плохо — время начинает тянуться очень долго. На самом деле, зрелые взрослые люди в любом состоянии примерно отслеживают время. Даже если очень плохо или очень хорошо, они чувствуют ход времени.

Обратите внимание

Но есть состояние в нашей взрослой жизни, когда это перестает быть так — это состояние влюбленности. Если вы вспомните острую влюбленность, когда часы летят словно секунды, а один день перед свиданием равен целой вечности, то поймете.

Итак, ребенку или хорошо, или отчаянно плохо. С этим «плохо» он встретился впервые в жизни. Ему в утробе было хорошо всегда. Ему с током крови приходил кислород, питательные вещества, ему было тепло, его носили, укачивали, он был защищен.

Ощущение защищенности было колоссальным. И вот он все это потерял. Он впервые встретился с дискомфортом. И он пока еще понятия не имеет, можно это пережить или нет. Он не знает, есть ли способ справиться с этим. Не знает, будет ли ему кто-то помогать.

Читайте также:  Воспитание сына: важные советы психологов для родителей

У него нет этого знания, он должен его получить.

Одна из первых потребности младенца — это потребность в ощущении безопасности, потребность в матери, которая будет приходить как можно быстрее и менять его дискомфорт на комфорт.

Психика младенца не может долго быть в состоянии дискомфорта, потому что, как было сказано выше, в дискомфорте время для него тянется очень медленно.

И если мама часто задерживается, то есть она подолгу, помногу раз в день не может справиться с дискомфортом ребенка, для него этот дискомфорт превращается в вечность. И он приходит к выводу, что помощи нет, мир плох, в нем нет безопасности.

И формируется первичная, очень ранняя детская депрессия, которая в будущем крайне плохо поддается коррекции. Когда человек становится взрослым, он в принципе не верит в то, что ему можно помочь. Потому что мама не дала ему этого понимания.

Это люди, которых очень хорошо знают врачи и психологи. Они приходят не для того, чтобы им помогли, а для того чтобы получить еще одно подтверждение, что им никто не поможет. Они когда выходят из кабинета, говорят: «Ну, я же знал, что я так тяжело болен, что мне и этот доктор не смог бы помочь».

А изначально это все зависит от отношений мамы и ребенка.

И это не так страшно, как может показаться. Ребенок нуждается в малом. Ему иногда даже груди не надо, а достаточно, чтобы его взяли на руки и походили с ним. А когда он просто лежит и хныкает рядом с вами, когда что-то беспокоит его, болит живот или голова, можно просто положить его себе на грудь.

Он тогда сразу замолчит, успокоится и заснет. Просто потому, что вы вернули его к себе, на свое тело, где пахнет, как раньше, где сердце бьется так, как оно билось девять месяцев в утробе, где дыхание ваше точно такое же, где все знакомо.

Поэтому не думайте, что нужно быть какой-то очень успешной матерью.

Очень хорошо об этом сказал детский психотерапевт Джон Вудс Винникотт: «Ребенку не нужна какая-то необыкновенно образованная мама, какая-то там очень высокоинтеллектуальная. Ему нужна обычная преданная мать».

Важно

Что он имеет в виду? Преданная мать — это женщина, которой интересен ее ребенок, который для нее ценен, к которому она готова приходить на помощь сто, тысячу раз в день. Каждый раз, когда он захныкал, заплакал. И помощь-то нужна совсем небольшая: взять на руки.

Если не успокоится от того, что взяла на руки, можно дать грудь.

Ему, вообще, в первые три месяца жизни только это от матери и нужно. Вы даже можете быть в депрессии. Самое главное — чтобы вы приходили на помощь.

Женщина на первом году жизни покрывает две самые первые, самые базовые потребности ребенка, если говорить о пирамиде потребностей Маслоу.

Это, во-первых, физиологические потребности: мама кормит его, поит, гигиенически обслуживает, обеспечивает теплом. А во-вторых, потребность в безопасности. И ее удовлетворяет тоже мама.

Источник: https://familyexpert.ru/parents/baby-psihology

Пять основных потребностей ребенка – Психологос

Искусством воспитания нельзя овладеть раз и навсегда. С возрастом потребности ребенка изменяются, и родителям необходимо научиться чутко реагировать на эти изменения.

По моему мнению, у всех детей всех возрастов есть пять основных потребностей: потребность в уважении, потребность чувствовать собственную значимость, потребность в приятии, потребность чувствовать связь с другими людьми и потребность в безопасности.

Я назвал их основными, поскольку успешная реализация этих надобностей – краеугольный камень воспитания эмоционально здорового ребенка. Для родителей эти потребности – словно дорожная карта, с помощью которой можно и нужно корректировать свои действия, оценивать педагогические успехи, развивая сильные стороны детского характера и сглаживая недостатки ребенка.

Любовь

Возможно, вы уже задавали этот вопрос: «А как же любовь? Почему ее не включили в число пяти основных детских потребностей?» Я не упоминю о любви умышленно, и вовсе не потому, что недооцениваю ее значимость, – наоборот, важность любви невозможно переоценить. Просто само слово «любовь» приобрело так много разных оттенков, что утратило часть своей силы и смысла.

Слова «я тебя люблю» звучат порой банально, бессмысленно, часто они просто сбивают нас с толку. В одном интервью молодая женщина так пересказывает свой разговор с матерью – они долгое время жили порознь.

«Ну ты же знаешь, как мы тебя любим, дорогая? – спрашивает мать.

– Разве мы не твердим все время об этом?» На что дочь сердито отвечает: «Любовь? Да что вы знаете о любви? Вы только говорили, что любите меня, но по вашим действиям я этого не заметила!»

Есть родители, которые унижают или игнорируют ребенка, а потом говорят ему «мы тебя любим», надеясь, что эти слова как-то сгладят их безобразное поведение. Слишком часто любовь отождествляется с фразой «я тебя люблю».

Если бы одних только слов было достаточно, процент разводов не был бы столь высоким. Семьи разваливаются не потому, что кто-то из супругов перестает говорить о любви. Это происходит из-за того, что люди перестают с любовью друг к другу относиться.

Если любви нет в поступках супругов – то все труднее верить словам.

Большинство родителей действительно любят своих детей – это естественно. Но это не значит, что все эти родители умеют себя вести как любящие отцы и матери. Одна женщина рассказывала мне, как некий авторитет в области воспитания уверял ее, что нужно просто любить ребенка, вести себя честно и искренне – и все будет отлично.

Любовь, искренность и честность, конечно, очень важны. Но «не все то золото, что блестит». Я помню одного отца, который постоянно бранил и унижал своего сына, обзывая его толстяком, лентяем, дубиной и еще бог весть кем. Этот сын, уже взрослый мужчина, страдает и мучится до сих пор. А ведь отец любил его, честно и открыто выражал свои мысли и был вполне искренен.

Итак, на вопрос «А как же любовь?» я отвечаю, что без любви обойтись, конечно же, невозможно и что говорить ребенку «я тебя люблю» тоже нужно, но этого будет явно недостаточно: любовь должна быть подтверждена делами.

Совет

Вот почему слово «любовь» в моем восприятии – скорее не существительное, но глагол, а «поступать как любящие родители» означает обращаться с ребенком так, чтобы на душе у него было светло, радостно и спокойно.

Залог эмоционального здоровья ребенка – стремление родителей вести себя так, чтобы дети чувствовали: их уважают, ценят, принимают такими, какие они есть, включают «в команду» и защищают – это и есть лучший способ доказать свою любовь.

Потребность в уважении

Детям необходимо чувствовать, что их уважают. Поэтому отношение к ним должно быть самым внимательным, обращение – вежливым и обходительным. Детям нужно, чтобы их ценили и видели в них полноценных людей, а не «довесок» к родителям, которым можно помыкать по собственному усмотрению. Детям необходимо, чтобы их уважали как независимых личностей, обладающих собственной волей и желаниями.

Если обращаться с ребенком без должного уважения, его самооценка будет резко снижаться, он будет вызывающе держаться с окружающими. В конечном счете он совсем отобьется от рук. Дети, чьи родители относятся к ним как к существам второго сорта, часто просто-таки уверены, что с ними что-то не так, – нередко это становится их подсознательным убеждением. См. →

Потребность ощущать собственную значимость

Чувствовать свою значимость означает для ребенка чувствовать собственную силу, влияние, ценность, чувствовать, что «я что-то таки значу». Эта потребность проявляется в самом нежном возрасте.

Если дети не чувствуют себя нужными и полезными (а в наше время это одна из главных детских проблем), если у них не получается удовлетворить эту свою потребность «законно», дети, скорее всего, попытаются привлечь к себе внимание каким-либо далеко не безобидным способом. Они могут взбунтоваться, озлобиться, начать дерзить, могут связаться с какой-то бандой или шайкой; пристраститься к наркотикам, начать вести беспорядочную половую жизнь, стать на путь преступления. См. →

Потребность принятия

Ребенку нужно, чтобы в нем видели самодостаточную уникальную личность, а не просто копию родителей, которую необходимо подогнать под родительские стандарты идеального сына или дочери.

Это означает, что дети вправе иметь свои суждения, свои чувства, желания и представления о мире. Мы должны признать, что чувства не плохи и не хороши – они просто существуют. Принимать – не значит одобрять, соглашаться или проявлять свое снисхождение.

Принимать чувства ребенка – это значит признавать, что дети, как и все люди, наделены своими чувствами и что эти чувства не надо подавлять, не надо их бояться – их надо принимать, понимать и обсуждать, при необходимости совместно с ребенком работая над их развитием. См. →

Потребность чувствовать связь с окружающими

Детям необходимо чувствовать себя «в команде». Им нужно, чтобы о них не забывали и позволяли участвовать в происходящих событиях. Между тем вспомните, сколько раз вы слышали и произносили реплики: «Нет, не сейчас. Подрасти сначала», «Ты еще маленький, тебе еще рано».

Если люди занимаются каким-то делом сообща, они острее чувствуют существующую между ними связь. Работа по дому или совместный досуг дают нам возможность стать ближе друг другу, чему-то научиться и помочь другим.

Если ребенок чувствует крепкую связь со своими близкими, он сможет успешно противостоять негативным воздействиям извне. Также повышается и вероятность того, что он захочет быть похожим на кого-то из домашних. См.

Потребность в безопасности

Защитить ребенка означает создать стабильное, безопасное, спокойное и внимательное окружение, в котором ребенок будет чувствовать, что его любят и оберегают, а намерения и поведение близких ему людей продиктованы искренней заботой о его благополучии.

Искусство обхождения с детьми – это, в том числе, искусство балансировать между свободой и контролем. Определенные ограничения неизбежны, без ограничений дети не смогут чувствовать себя в безопасности. Вседозволенность порождает тревогу, ребенок постоянно будет чувствовать какую-то опасность, а незрелость и отсутствие опыта сделают его и вовсе беспомощным. См. →

Источник: https://www.psychologos.ru/articles/view/pyat-osnovnyh-potrebnostey-rebenka

Особенности младенческого возраста – Воспитание и развитие

Ведущий вид деятельности в этом возрасте – непосредственно-эмоциональное общение со взрослым. Зависимость от взрослого носит всеобъемлющий характер. Например, когнитивный: все познавательные процессы реализуются в отношениях с матерью и с помощью нее.

Новообразования возраста

1. К году ребенок произносит первые слова (складывается структура речевого действия);

2. Осваивает произвольные действия с предметами окружающего мира (структура предметного действия).

Речь ребенка младенческого возраста

До года речь ребенка – пассивная: он понимает интонацию, часто повторяющиеся конструкции, но сам не говорит. Но именно в это время закладываются основы речевых навыков. Дети сами закладывают эти основы, стремясь установить контакт со взрослыми с помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов, а затем и первых слов.

Автономная речь формируется около года и служит переходной фазой между пассивной и активной речью. Иногда автономную речь называют детским жаргоном. По форме она является общением. По содержанию – эмоционально-непосредственной связью со взрослыми и ситуацией.

Особенности автономной речи:

  • не совпадает с речью взрослых артикуляционно и фонетически (“би-би”), а также по значению (многозначность одних и тех же вокализаций);
  • общение возможно только с людьми, посвященными в шифр детской речи, и в конкретной ситуации;
  • связь между словами своеобразна: речь напоминает ряд восклицаний, произносимых в аффекте.

Начало и конец автономной речи знаменует начало и конец кризиса одного года.

Активная речь

Возникает к 1,6 – 2 годам (у девочек раньше, чем у мальчиков). Запас слов к 1 году около 30. Вопросы “где?”, “как?” выполняют специфические функции в организации и саморегуляции поведения. Первые слова – это слова-действия с целью изменения коммуникативной ситуации (“дай!”). Хотя по форме первые слова в большинстве случаев являются существительными, по сути они глаголы.

Во время обучения речи взрослым следует говорить с детьми четко, отчетливо, чтобы передавать им навыки правильной речи. Показывать и называть предметы, рассказывать сказки. Процесс усвоения языка происходит более успешно, если ему помогают родители.

Предметная деятельность

Предметная деятельность связана с развитием движений у ребенка. В последовательности развития движений есть закономерность.

  1. Движущийся глаз. Известен феномен “глаза новорожденного” – они могут смотреть в разные стороны. К концу второго месяца эти движения уточняются, ребенок способен зрительно сосредоточиваться на предмете. К третьему месяцу движения глаз развиты почти так же, как у взрослого, формируется бинокулярное зрение.
  2. Выразительные движения (комплекс оживления – см. выше).

  3. Перемещение в пространстве – предпосылка усвоения деятельности с предметами. Ребенок последовательно учится переворачиваться, поднимать голову, садиться, ползать, становиться на ножки, делать первые шаги. Все это – в разные сроки, причем на сроки влияет стратегия родителей (см. ниже). Овладение каждым новым движением открывает ребенку новые границы пространства.
  4. Ползание.

    Иногда пропускает эту стадию.

  5. Хватание. К концу первого полугодия из случайных захватываний игрушки это движение превращается в намеренное.
  6. Манипулирование предметом. Отличается от “настоящих” действий тем, что предмет используется не по назначению.
  7. Указательный жест.
  8. Произвольность движений и жестов, управляемость.

    Это база для новообразования – предметной деятельности.

Как только ребенок научается ходить, расширяются границы доступного мира. Следовательно, освобождаются реки и ребенок получает возможность действовать с вещами.

Предметная деятельность – это деятельность с предметами согласно их назначению. Но способ действия “не написан” на предметах, он не может быть открыт ребенком самостоятельно. Этому ребенок должен научиться у взрослых людей. Постепенно ребенок овладевает человеческим действием.

Он осваивает:

  • назначение предмета;
  • способы действий с предметами;
  • технику выполнения действий.

В освоении предметной деятельности огромное значение имеют игрушки. Их назначение находится в соответствии с ведущими деятельностями (сначала – в ориентировочном поведении, далее – в общении со взрослыми; затем – в предметной деятельности.

Умственное развитие

Согласно Пиаже, ребенок до года находится в 1 периоде умственного развития – сенсомоторном. Дети в это время еще не овладели языком и у них нет психических образов для слов. Знания о людях и окружающих предметах складываются у них на основе информации, полученной от собственных органов чувств и случайных движений. Сенсомоторный период проходит через 6 стадий, из которых 4 – до года.

  1. Упражнение рефлексов. Дети “упражняют” все навыки, которыми обладают в данный период развития. Это безусловные рефлексы: сосание, хватание, плач. Кроме этого новорожденные еще умеют смотреть и слушать.
  2. Первичные круговые реакции (1 – 4 месяц жизни).

    Ребенок начинает приспосабливаться к своему окружению, используя аккомодацию (приспособление старых схем к новой информации).

  3. Вторичные круговые реакции (4 – 8 месяцев). Дети произвольно повторяют те формы поведения, которые доставляют им удовольствие; у них развивается способность восприятия постоянства объекта.

    С этим качеством связано появление в 7-8 месяцев первых страхов (страх “чужого”), а также восприятие постоянства объектов составляет основу привязанности к значимым для ребенка людям.

  4. Координация вторичных схем (8 – 12 месяцев). Происходит дальнейшее развитие всех упомянутых способностей ребенка.

    Малыши проявляют первые признаки умения предвосхитить события (например, плачут при виде йода).

Базовая потребность возраста

Базовая потребность возраста – потребность в безопасности, защищенности. Она должна быть базально удовлетворена. В этом главная функция взрослого человека. Если ребенок чувствует себя в безопасности, то он открыт окружающему миру, доверят ему и осваивает его смелее. Если нет – ограничивает взаимодействие с миром замкнутой ситуацией. Э.

Эриксон говорит о том, что в младшем возрасте у человека формируется чувство доверия или недоверия к окружающему миру (людям, вещам, явлениям), которое человек пронесет через всю жизнь. Чувство отчужденности возникает при дефиците внимания, любви, ласки, при жестоком обращении с детьми. В этом же возрасте формируется чувство привязанности.

Выделяют 3 фазы процесса формирования детской привязанности: (1) малыш ищет близости с любым человеком; (2) учится отличать знакомых людей от незнакомых; (3) чувство привязанности возникает к тем людям, которые особо значимы для ребенка. Социальное общение, ощущение комфорта способствует формированию детской привязанности больше, чем своевременное кормление, так как придают этому чувству сугубо человеческий характер.

Вторая половина стабильного периода характеризуется расширением границ общения.

Разрывается слитность взрослого и ребенка, появляются двое. Следовательно, изменяется социальная ситуация. В ее изменении – суть кризиса одного года.

Источник: http://baby-days.ru/vospitanie-i-razvitie/osobennosti-mladencheskogo-vozrasta.html

Развитие бытовой деятельности в младенчестве

Бытовую деятельность человека составляют бытовые процессы. Характеристикой последних выступают их повторяемость через определенные промежутки времени, чередование и систематич­ность. Бытовая деятельность возникает первоначально на основе удовлетворения биологических потребностей малыша в пище и отдыхе.

В дальнейшем биологические потребности человека соци­ализируются в процессе освоения закрепленного в обществе спо­соба их удовлетворения. За этим способом всегда стоят нормы, регулирующие взаимоотношения людей в бытовых процессах и определяющие правила культуры поведения, общения.

Культура поведения определяется как совокупность социально одобряемых устойчивых форм поведения в быту, в общении, в различных ви­дах деятельности.

Одну из важных частей культуры поведения и техническую сторону бытовой деятельности составляет совокуп­ность культурно-гигиенических навыков и привычек, направлен­ных на поддержание личной гигиены с помощью социально за­данных средств и способов; регулируется бытовая деятельность с помощью правильной организации режима дня.

При формировании навыка частично автоматизируются входя­щие в его состав компоненты исполнения и регуляции целесооб­разных движений. Благодаря появлению навыка сознание челове­ка переходит с контроля за отдельными движениями на общие цели и условия его выполнения, на контроль и оценку его резуль­татов.

Ребенок, научившийся мыть руки, следит не за осуществле­нием отдельных движений, а за тем, чтобы не залить одежду, не разбрызгать воду и т. п. В процессе систематического повторения действий при определенных или сходных условиях формируются привычки. Теперь выполнение навыка становится потребностью и сопровождается чувством удовольствия.

Если ребенка научили мыть руки перед едой и он делает это регулярно сначала по указанию

Обратите внимание

взрослого, а затем самостоятельно, то постепенно привычка за­крепляется, и он отказывается сесть за стол, не вымыв руки. На основе привычек формируются черты характера. Так, навыки умы­вания, приема пищи, одевания приводят к привычке содержать в чистоте тело, одежду, а затем к основам опрятности, чистоплот­ности, аккуратности. Писатель Л.

Пантелеев в своей книге для ро­дителей «Наша Маша», размышляя о необходимости хороших манер у детей, пишет: «В Малеевке, в Доме творчества, я наблю­дал за одним известным нашим лингвистом. Почтенный и уже немолодой человек этот давно и с большой страстью борется за чистоту и красоту нашего русского языка. Честь и слава ему! Но надо было видеть, как он ест!..

Навалился всем туловищем на стол, голову наклонил так, что лысина видна, подбородком вот-вот нырнет в тарелку, вилкой и ножом размахивает, будто лезгинку пляшет, и при этом жует и глотает столь шумно, что кажется, занавески на окне вот-вот начнут колыхаться.

Нет, как бы краси­во, на каком бы изысканно чистом русском языке ни говорил мой уважаемый и ученый сосед, считать его по-настоящему вос­питанным, культурным человеком я не могу».

С первого дня взрослый организует жизнь новорожденного, включая его в разнообразные бытовые процессы: купание, корм­ление, переодевание и пр. Первым средством социальной организа­ции жизни малыша является режим дня. По определению выдающе­гося педагога Н. М.

Щелованова, это правильное распределение во времени и правильная взаимопоследовательность удовле­творения основных физиологических потребностей ребенка в сне, кормлении и активности. С момента рождения режим дня упоря­дочивает жизнь ребенка, придает его спонтанной активности оп­ределенную направленность.

Для новорожденного не существует дня или ночи. Приучая его есть и спать в определенные часы, взрослый фиксирует специфический человеческий биоритм «сон— бодрствование». Малыш просыпается ко времени кормления и бодрствует некоторое время после приема пищи.

Следует учи­тывать, что чем младше ребенок, тем в большей степени его самочувствие, настроение, активность во время бодрствования зависят от того, своевременно ли он накормлен и хорошо ли поспал.

При ограниченной возможности младенца к проявлениям ак­тивности бытовые процессы наполняют его жизнь разнообразны­ми стимулами — сенсорными, эмоциональными, удовлетворяя потребность в сенсомоторных впечатлениях, способствуют уста­новлению тесных контактов со взрослым, ведь они включены в общение ребенка со взрослыми и манипулирование предметами. Таким образом, бытовые процессы обеспечивают переход ребенка к активному, все более содержательному бодрствованию и в то же время создают условия для развития всех психических функций.

Поэтому режим дня — не только основное оздоровительное, но и основное воспитательное мероприятие.

Определенный способ организации бытовых процессов, вклю­чение в них социальных предметов (соски, пеленки, ванночки, кроватки) перестраивают физиологические потребности ребен­ка, постепенно превращая их в социальные.

Важно

Рассмотрим, как протекает освоение бытовых процессов на пер­вом году жизни малыша (по данным Н.М.Аксариной, Н.М. Ще­лованова, Г. В. Пантюхиной и др.). С первых дней жизни взрослый кормит ребенка в определенные часы. А с 3 — 4 недель приучает в одно и то же время есть, спать и бодрствовать.

В этом возрасте малыш уже может принимать, хотя и небольшое, участие в корм­лении, поддерживая бутылочку во время еды. В возрасте около 2 мес. укрепляется положительное отношение ребенка к приему пищи. Теперь младенец узнает бутылочку для кормления, подтя­гивает к ней головку, захватывает соску ртом. В 3 мес.

развивают­ся умения, которые позволяют младенцу более активно участ­вовать в кормлении. С 4 мес. он уже захватывает руками бутылочку для кормления. В 4,5 — 6 мес. взрослый приучает малыша есть с лож­ки полугустую пищу, а с 5 —6 мес. пить из чашки, которую держит взрослый. После 6 мес.

укрепляется положительное отношение к приему разнообразной пищи. При виде ложки малыш открывает рот, снимает пищу губами.

В 6 — 7,5 мес. малыш во время кормления сидит, опираясь на руку взрослого, который его кормит, а с 7,5 мес. приучается есть за высоким столом. В 7 мес. ребенок удерживает хлеб, сухарик, печенье в руке и ест их. В 9— 10 мес.

удерживает чашку при помо­щи взрослого.

Если приучать ребенка к аккуратности, например повязывать ему салфетку, стараться кормить так, чтобы не пач­кать лицо и одежду малыша, поддерживать чистоту на столе, то и малыш будет стремиться к аккуратности.

Во второй половине первого года жизни взрослый привлекает ребенка к участию в одевании и раздевании, называя предметы и действия. В 8 —9 мес. малыш (по просьбе взрослого) может лечь, сесть, поднять руку и пр.

С 7 —8 мес, когда ребенок научился садиться и устойчиво си­деть, можно начинать приучение к опрятности. В 9 мес. малыш спокойно относится к процессу высаживания. При правильном воспитании к концу второго и на третьем году ребенок начинает проситься на горшок; но этот навык еще остается неустойчивым и требует постоянного подкрепления.

Совет

Бытовые процессы выступают как совместная деятельность ре­бенка со взрослым, которому и принадлежит ведущая роль в их организации. Взрослый, наблюдая за поведением малыша, опре­деляет его состояние и, лишь поняв его потребности, предлагает идти спать, есть и т. п. Таким образом, положительное отношение

малыша к режимным процессам складывается, если требования взрослого совпадают с потребностями ребенка.

Интерес к дей­ствию, желание его выполнить формируются, если взрослый на­страивает ребенка на его осуществление, создает определенную установку («Скоро будем спать», «Сейчас будем кушать»), а так­же своевременно показывает способы его выполнения, сопровож­дает их нужными словами и пояснениями.

Постепенно взрослый все более вовлекает ребенка в выполне­ние действий, оставляя за собой контроль за его ходом, оценку результатов и своевременно оказывая помощь, не заостряющую и не подчеркивающую ошибки и недостатки на некоторых его эта­пах. Так ребенок приобретает все большую самостоятельность, автономию от взрослого.

В прием пищи и другие бытовые процедуры включается все большее число социальных предметов, а сама процедура услож­няется, приближаясь к общественно принятому способу ее проте­кания.

У малыша формируются предпосылки таких важных лич­ностных качеств, как организованность, опрятность, аккуратность.

Именно на первом году жизни малыш осваивает некоторые куль­турно-гигиенические навыки, которые впоследствии будут харак­теризовать его поведение (есть ложкой, пить из чашки, надевать платок на голову).

Особенности развития бытовой деятельности в младенческом возрасте:

— у новорожденного сон отделяется от бодрствования и формиру­ется специфический человеческий биоритм «сон—бодрствование»;

— через усвоение культурного способа удовлетворения биологи­ческих потребностей начинается процесс их очеловечивания;

— выделяются предметы удовлетворения биологических потреб­ностей, и формируется положительное эмоциональное отношение к ним;

— формируются первое отношение к бытовым процессам и пер­вые их предпочтения (нравится купаться, любит кашу);

— закладываются основы некоторых личностных качеств, связан­ные с бытовыми процессами.



Источник: https://infopedia.su/2x132b.html

Особенности психического развития в младенческом возрасте

В этом периоде (1-й год жизни) ребенок впервые сталкивается с социумом. Его контакты очень ограничены, но уже сейчас имеют большое значение для формирования положительного отношения к миру. Этому способствует заботливое отношение к ребенку со стороны родителей.

К первому году жизни ребенок становится более самостоятельным. В этом возрасте дети уже самостоятельно встают, учатся ходить. Возможность передвигаться без помощи взрослого дает ребенку чувство свободы и независимости.

В этот период дети очень активны, они осваивают то, что прежде не было для них доступно. Желание быть независимым от взрослого может проявляться и в отрицательном поведении ребенка. Почувствовав свободу, дети не желают расставаться с этим ощущением и подчиняться взрослым.

Теперь ребенок сам выбирает вид деятельности. На отказ взрослого ребенок может проявлять негативизм: кричать, плакать и т.д. Подобные проявления носят название кризиса 1-го года жизни, который изучала С. Ю. Мещерякова.

Обратите внимание

На основе результатов анкетирования родителей С. Ю. Мещерякова сделала выводы, что все эти процессы временные и преходящие. Она разделила их на 5 подгрупп:

1)трудных, проявляет упорство и желание постоянного родительского внимания;

2)у ребенка появляется множество форм общения, ранее ему несвойственных. Они могут быть позитивными и негативными. Ребенок нарушает режимные моменты, у него формируются новые умения;

Ученые выделяют стадии сенсорного развития детей до 1-го года. Так, например,

Младенческий возраст характеризуется высокой интенсивностью процессов развития сенсорных и двигательных функций, созданием предпосылок для речи и социального развития в условиях непосредственного взаимодействия ребенка со взрослым.

Большое значение имеет среда, участие взрослых не только в физическом, но и в психическом развитии ребенка. Психическое развитие в младенческом возрасте отличается максимально выраженной интенсивностью не только по темпам, но и в смысле новых образований.

Сначала ребенок имеет лишь органические потребности. Они удовлетворяются с помощью механизмов безусловных рефлексов, на основе которых происходит первоначальное приспособление ребенка к среде.

В процессе взаимодействия с окружающим миром у ребенка постепенно возникают новые потребности: в общении, движениях, манипулировании предметами, удовлетворения интереса к окружающему.

Врожденные безусловные рефлексы на данном этапе развития не могут удовлетворить указанные потребности.

Возникает противоречие, которое разрешается путем образования условных рефлексов — гибких нервных связей — как механизма приобретения и закрепления в окружающем мире ведет к развитию ощущений (в первую очередь зрительных, которые начинают играть ведущую роль в развитии ребенка) и становится основным средством по знания. Сначала дети могут следить глазами за кем-то лишь в горизонтальной плоскости, позже — по вертикали.

Важно

С 2 месяцев дети могут сосредоточивать взгляд на предмете. С этого времени малыши больше всего занимаются рассматриванием различных предметов, которые находятся в поле их зрения. Дети с 2 месяцев способны различать простые цвета, а с 4 — форму предмета.

Со 2-го месяца ребенок начинает реагировать на взрослых. В 2—3 месяца отвечает улыбкой на улыбку матери. На 2-ом месяце малыш может сосредоточиваться, появляются гуление и замирание — это проявление первых элементов в комплексе оживления. Уже через месяц элементы преобразуются в систему. Примерно к середине 1 -го года жизни заметно развиваются руки.

Ощупывающие, хватающие движения рук и манипулирование предметами расширяют возможности познания ребенком окружающего мира. По мере развития ребенка расширяются и обогащаются формы его общения со взрослыми.

От форм эмоциональной реакции на взрослого ребенок постепенно переходит к реагированию на слова определенного значения, начинает понимать их. В конце 1-го года жизни ребенок сам произносит первые слова.

Источник: http://hr-portal.ru/article/osobennosti-psihicheskogo-razvitiya-v-mladencheskom-vozraste

Потребности новорожденного ребёнка

Доказано, что раннее младенчество (период от 0 до 3-х лет) особенно влияет на развитие личности человека, его будущую успешность и уверенность в себе, способность любить и быть любимым.

1. Соблюдайте «тепловой» режим новорожденного!

Малыш должен быть в шапочке и носочках все время. Температура в помещении должна быть не менее 25 градусов. Это особенно важно в первые 28 дней жизни (период новорожденности). Ребенок до рождения находится в температуре 37 градусов. Поэтому в нашем мире ему очень холодно. Новорожденные дети плохо удерживают тепло и быстро переохлаждаются.

Пониженная температура тела, ниже чем 36,5°С, может серьезно повлиять на здоровье малыша поэтому 2 раза в день измеряйте температуру с помощью электронного термометра. В течение дня вы также можете проверить, не замерз ли малыш. Попробуйте ручки, ножки и носик малыша – они не должны быть холодными.

Если малыш горячий, то, возможно, нужно снять один слой одежды и померить температуру тела через несколько минут. Если она выше, чем 37,5°С,  – срочно обратитесь за помощью к медперсоналу родильного дома.

2. Носите малыша на руках!

Это его базовая потребность, которую очень важно удовлетворять. Ведь мама для ребенка – это центр его Вселенной. Малыш провел с вами 9 месяцев и должен провести на вас еще 9.

Ношение на руках:

1) Обеспечивает тактильную стимуляцию для адаптации и развития (кровообращение, развитие головного мозга, вестибулярного аппарата, эндокринной системы). 2) Способствует обучению малыша и учит маму понимать своего ребенка.

3) Малыш растет самостоятельным и уверенным в себе.

Важно знать и понимать, что грудного ребенка невозможно избаловать ношением на руках, это такая же необходимость, как сон и еда. Дети, которые проводят на руках 5 и более часов в день – не плачут. Носить малыша на руках может не только мама, но и родственники, которые за ним ухаживают. Очень удобно использовать слинг – перевязь в форме длинного шарфа или взять традиционный слинг с кольцами.

На Бали есть праздник – день земли, который празднуют в 6 месяцев ребенка, до этого времени малыш земли не касается и находится на руках у взрослых. И, скажем прямо, эффективность этих материнских практик ухода за малышами не хуже, чем у нас: дети там не плачут и растут уверенными в себе, а показатель материнской депрессии (грусти) в принципе отсутствует.

Особенно важно ношение на руках, если малыш родился раньше срока.

Научно доказано, что «золотым стандартом» в  выхаживании недоношенных детей является не кювез, а «метод кенгуру», предполагающий постоянное пребывание малыша на маме паперодственнике ребенка в самом буквальном смысле этого слова.

«Золотой стандарт» – это значит, что выживаемость у таких деток самая высокая, а последствия раннего рождения гораздо меньше по сравнению с детками, которые находились в кювезах для недоношенных.

3. Спите вместе с малышом!
 

Совместный с матерью сон – это базовая потребность ребенка, такая же, как еда.

Ощущение мамы (теплого тела воспитателя, который ведет уход за ребенком) рядом позволяет малышам засыпать и спать лучше, просыпаться только для того, чтобы покушать, и не плакать ночью.

Советчики, которые будут рассказывать вам о том, что «ребенок никогда не уйдет из взрослой кровати» или «на сексуальной жизни можешь поставить точку», должны быть незамедлительно отправлены восвояси.

И то и другое – это из собственные практики – не имеют ничего общего с действительностью. Когда малыш подрастет, станет более независим, он возьмет своего любимого мишку и уйдет спать в свою постельку.

Детки, которые спят с мамами, быстрее и охотнее уходят из родительской кровати и никогда в нее не возвращаются.

А любящие друг друга мама с папой всегда найдут время и место для любовных игр, не говоря уже о том, что смена «дислокации» придаст дополнительную пикантность отношениям. 

Совместный сон с точки зрения медиков и перинатальных психологов делает для вашего малыша следующее:

1) Обеспечивает привычный внутриутробный комфорт. 2) Ребенок получает необходимую тактильную, обонятельную и двигательную стимуляцию. 3) Нормализует ритм дыхания –  количество углекислого газа, которое выдыхает мать, стимулирует дыхание ребенка. 4) Обеспечивает поддержание оптимальной температуры тела.

5) Важен для профилактики синдрома внезапной детской смерти.

6) Совместный сон полезен и для мам: – телесный контакт с малышом увеличивает количество окситоцина у матери, что помогает сокращению матки   и стимулирует рефлекс выброса молока; – матери меньше нервничают и более умело справляются с уходом за новорожденным.

7) Ночной сон вместе обеспечивает хорошую лактацию.

Совет

Совместным сном называется сон на расстоянии вытянутой руки и ближе. Как правило, мамы кладут малыша с собой в одну постель. Лучше класть ребенка к стеночке, потом ложится мама, потом папа. Когда малыша нужно покормить ночью, просыпается только мама и прикладывает малыша в удобной ей позе (лежа, сидя, сидя из-за спины).

Можно приставить детскую кроватку в плотную к вашей кровати и опустить один бортик, чтобы пространство между мамой и малышом стало единым. Матрацы должны быть на одном уровне, без щелей, кроватка зафиксирована.

Нельзя брать ребенка в свою кровать, если:

– вы спите на диване, перине или на кресле; – до этого вы употребляли алкоголь, лекарства или другие вещества, ослабляющие внимание, вызывающие сонливость; – вам нездоровится или вы чувствуете себя чрезвычайно уставшей и вам сложно следить за ребенком; – не кладите малыша в свою кровать, если ребенок родился недоношенным, с малым весом или у него повышена температура тела;

– не оставляйте ребенка на взрослой кровати без присмотра, а также, если там спят другие дети.

4. Чутко реагируйте на плач! 

Как только ребенок заплакал – его тут же должны взять на руки (мама или родственники) и удовлетворить его потребности (причины плача: голодный, пописал покакал хочет на руки, чтобы убаюкали, покачали, хочет двигаться, поменять положение тела замерз испугался что-то болит – плохо себя чувствует). Ваша реакция на плач должна быть незамедлительной!

Плач – эволюционный сигнал тревоги, способ ребенка привлечь к себе внимание в критических для него обстоятельствах. Именно плач формирует материнское поведение. Для ребенка  плач – это единственная возможность рассказать вам о том, что его что-то беспокоит.

Без диалога «плач – мгновенная реакция матери – распознание и удовлетворение потребности» малыш будет расти беспокойным  и не уверенным в себе, плакать все больше и больше, пока не разочаруется в родителях.

Потом, конечно, он умолкнет, потеряв не только доверие к вам как к человеку, который за ним ухаживает, но и веру в принципиальную возможность удовлетворения собственных потребностей и амбиций в будущем.

Отношение доверия и любви – это два понятия, которые окажутся чуждыми выросшему в таких условиях человеку. Давайте не допустим этого!

С медицинской точки зрения плакать вредно, потому что плач:
 

– уменьшает количество кислорода в крови; – увеличивает частоту сердечных сокращений;

– увеличивается уровень кортизола – гормона стресса. 

Повышенный уровень кортизола в младенческом возрасте приводит к физическим изменениям в мозге, повышая вероятность возникновения психологических расстройств.

5. Кормите малыша по требованию! 
 

Позвольте ребенку самому регулировать частоту и длительность кормлений. Основные правила кормления грудью:

  • Приложите ребенка к груди как можно раньше (в роддоме в течение первых 30 -50 минут жизни). Следите, чтобы ваше молоко было первым и единственным, что попадет малышу в рот.
  • Правильно прикладывайте малыша к груди.
  • Кормите малыша так часто, как он просит, и днем, и ночью. 
  • Дайте ребенку возможность опорожнить первую грудь прежде, чем предложите вторую.
  • Не давайте ребенку пустышки или соски.
  • Не сцеживайте грудь после каждого кормления.
  • Контролируйте, достаточно ли молока получает ребенок только с помощью теста на мокрые пеленки (от 6 хороших «пописов» за сутки).
  • Не мойте с мылом грудь.
  • Укладывайте ребенка спать с грудью.
  • Начинайте прикармливать ребенка не раньше, чем через полгода после рождения.

Чтобы обеспечить ребенку наилучший старт в жизни, кормите не менее 2-х лет и дольше — по взаимному желанию.

Наиболее частые вопросы по грудному вскармливанию:

Как это – кормить по требованию? 

Требование – это любой сигнал со стороны малыша: кряхтит, ворочается, открывает и закрывает ротик, ищет ротиком, тянет пальцы в рот, гуление, вздохи.

Бывает требование со стороны матери – когда грудь наливается, или между кормлениями перерыв более 2-х часов (считается от начала кормления). В этом случае вы будите малыша и предлагаете ему грудь.

 Если малыш успел раскричаться, до того как вы предложили ему грудь, то потребуется время на успокоение, прежде чем ребенок начнет эффективно сосать. Старайтесь не допускать таких ситуаций!

Нужно ли докармливать пока в груди только молозиво?
 

Нет, природа позаботилась о том, чтобы ребенку было достаточно только груди: молозиво очень калорийно и ребенку в первые дни его жизни молозива достаточно.

Зависит ли моя способность кормить грудью от формы сосков или груди?

Нет, не зависит. В этом деле главное – это ваше желание кормить грудью.

Нужно ли мне сцеживаться?

Только если у вас налилась и затвердела твердеет грудь – это признаки застоя молока.  В таком случае чаще прикладывайте ребенка к груди. Лучшие молокоотсосы – это наши детки. 

Что такое прикладывать правильно?

Рот малыша должен быть широко раскрыт, нижняя губа вывернута наружу, ареола – полностью во рту у ребенка (если ареола большая – то 2/3). Для этого подразните ребенка соском, пока он не откроет ротик широко. Быстро «нанижите» малыша на сосок, придвинув  его головку плотно к груди (а не грудь к голове).

Проверьте нижнюю губу – она должна быть вывернута наружу, поправьте ее пальчиком мизинцем при необходимости. Если вы испытываете дискомфорт при сосании малыша, вам нужно приложить ребенка заново. Для этого введите ваш мизинец в уголок рта и аккуратно снимите малыша с соска.

Обхватите свою грудь одной рукой, головку малыша другой и дразните ребенка соском, пока он не откроет широко ротик.

Можно ли кормить с трещинами и как заживить трещины? 

Кормить можно и нужно, через 1-2 минуты сосания малыша вы уже не будете чувствовать боли. В перерывах между кормлениями – помажьте сосок Бепантеном (грудь можно давать ребенку, не смывая мазь).

Заживление займет от 4-х до 24 –х часов. После кормления нужно сцедить несколько капель молока и обработать ими сосок, затем дать груди высохнуть.

Между кормлениями необходимо устраивать воздушные ванны по 30 мин.

Нужно ли мыть грудь перед после кормления?

Нет, это лишнее. Достаточно принять душ 1 раз в день.

Как понять, что ребенок наедается, ему достаточно молока?

Взвешивания до и после кормления – уже давно не применяются. Самый объективный способ понять, что малыш сыт – считать мокрые пеленки. Снимаете подгузник и считаете, сколько раз малыш писает: если 6 и более раз – малыш сыт, и вашего молока ему хватает.

Можно ли давать ребенку воду?

Этого делать не нужно. Грудное молоко состоит из переднего и заднего. Переднее – это питье, заднее – еда. Поэтому вашим молоком ребенок и есть и пьет.  Если вам кажется, что ребенок хочет пить – дайте ему грудь, а не воду, чай и т.п.

Что такое молочные кризисы?

Когда малыш совершает так называемые «скачки в росте», он нуждается в постоянно увеличивающимся объеме молока. Ваша грудь может за ним не успевать и на «отладку» его спроса и вашего предложения может уйти от 1 до 7 дней.

Вы это будете ощущать как более частые прикладывания, более длительные кормления. Иногда может быть ощущения, что малыш «висит на груди». Но и в этот период ребенок не нуждается в докорме. Как правило, кризы бывают в 3 недели и 3 месяца.

Все мамы их успешно преодолевают.

Источник: https://teddyclub.info/ru/novorozhdennyj/zdorov-e-novorodzhennogo/potrebnosti-novorozhdennogo-rebenka

Ссылка на основную публикацию