Полезные игры для развития творческого воображения у дошкольников

Игры и упражнения на развитие воображения у дошкольников

Воображение – своеобразный психический процесс, на который мало кто из родителей обращает внимание. Готовя ребенка к школе, они стараются развивать мышление, память, внимание, что чрезвычайно важно для успешного обучения.

Между тем, воображение – процесс создания новых образов или преобразование уже имеющихся в иные сочетания, имеет большое значение в полноценном развитии дошкольника. Например, воображение помогает находить нестандартные решения, составлять рассказы на свободную тему, писать сочинения, фантазировать на уроках рисования.

Обратите внимание

Если к школе ребенок не овладел подобными навыками, родителям придется приложить массу усилий для помощи маленькому ученику. Поэтому уже в дошкольном возрасте стоит задуматься, как развивать воображение и творчество у детей.

Специалисты предлагают много разнообразных средств, но самым действенным является игра как ведущая деятельность дошкольного возраста. В педагогике разработаны разные виды игр и упражнений для развития воображения у детей, которые можно предложить в домашнем воспитании. Главное – заинтересованность самого родителя в игре, тогда это увлечет и ребенка.

Как игра влияет на воображение?

Игра – специфическое средство воспитания и развития, позволяющее каждому малышу не только воплощать свои творческие замыслы, но и объединяться в сюжетных действиях ребятишкам разных возрастов. Это особенно ценно для семьи, в которой подрастают разновозрастные дети. Как влияет игра на развитие творческого воображения у детей дошкольного возраста?

Психологи давно доказали, что именно в игре удовлетворяется потребность ребенка в познании и преобразовании окружающей действительности, подчеркивая неразделимость игры и воображения.

Впервые воображение и творчество проявляются, когда ребенок начинает использовать заместители реальных предметов и брать на себя социальные роли.

Например, малыш фантазирует, что палочки – это градусники у «врача», листики – тарелки у «мамы».

В старшем дошкольном возрасте при хорошо развитом воображении предметы-заместители и многие игровые действия становятся не обязательными. Дошкольник играет понарошку, игра переходит во внутренний план.

Вот тут и требуется обучить ребенка таким способам воображения, чтобы из воссоздающего оно постепенно становилось творческим.

Необходимые навыки у детей можно развить, если хорошо знать свойства воображения (типизацию, агглютинацию, аналогию и акцентирование), которые дают возможность придумывать и фантазировать.

Игры и упражнения для развития воображения

Что можно предложить родителям для развития воображения у детей дошкольного возраста? Сейчас можно подобрать много разных игр, которые с успехом используются в домашнем воспитании. Основными из них являются развивающие игры на развитие воображения, так как они непосредственно направлены на обучение деток приемам составления новых образов или преобразования уже имеющихся.

Используем типизацию для развития воображения

Типизация – это выделение существенного, повторяющегося и воплощение его в конкретном образе.

Свойство воображения – типизация наиболее доступно детям, начиная с младшего дошкольного возраста. Такие развивающие игры могут быть словесными, подвижными, настольными. Родителям важно учитывать возраст ребенка и его психологические особенности. Если малыш активный, уместны будут подвижные игры, спокойному, усидчивому ребенку можно предложить настольные игры.

Классические игры и упражнения по типу подбора однотипного или противоположного слова интересны всем детям. Их с успехом можно ввести в домашние занятия для воображения у дошкольников, так как игровые действия просты и понятны.

Главное – вовремя усложнять содержание игры и побуждать ребенка к поиску нового образа. Правила следующие: взрослый бросает мяч игроку с определенным словом, ребенок в соответствии с тематикой игры должен или поймать мяч, или отклонить его.

Затем перебросить его ведущему по таким же правилам.

«Съедобное – несъедобное»

Ведущий бросает мяч игроку со словом, относящимся или не относящимся к еде. Например, яблоко – мяч ловится, книжка – мяч отклоняется. Интерес к игре поддерживается, если игра идет в быстром темпе.

«Летает – не летает»

Игра проходит аналогично предыдущей. Для нее подбираются тематические слова. Трудность в том, что в отличие от предыдущей игры словарный запас может быстро исчерпаться, так как «летающих» слов гораздо меньше. Вот именно в этот момент взрослый побуждает ребенка к оригинальному ответу: «Что еще может летать, кроме самолета, птицы…? (листик, пушинка, снежинка)».

«Скажи наоборот»

Аналогичная игра, но в отличие от предыдущих ребенку нужен определенный опыт для подбора слов – антонимов, поэтому играть лучше со средними и старшими дошколятами. Словарный ряд может быть следующим: высоко – низко, близко – далеко, молодой – старый, добро – зло, ребенок – взрослый, белый – черный, утро – вечер.

«Что получилось?»

Такая развивающая игра доступна по своим действиям деткам разных возрастов, вызывает у них интерес, а взрослым дает возможность решать задачи развития воображения. Для игры используются разные варианты: фломастеры для бумаги, мелки для асфальта, палочки для песка или снега.

Хорошо играть всей семьей, так как интереснее будет участие нескольких человек.

Каждый участник начинает рисовать какую-либо фигуру-заготовку для будущего рисунка (круги, волнистые линии, черточки, точки), а потом все меняются местами и дополняют рисунки друг друга, стараясь изобразить что-то забавное.

  • Для вариации можно выполнить набросок-подсказку к будущему рисунку: дерево без веток и листьев, грибок без ножки, гримаса клоуна без очертания лица, мотылек без некоторых деталей. Пусть ребенок придумает сам что-то новое и оригинально раскрасит.
  • Интересной игру можно сделать, предложив общее выполнение рисунка. Например, взрослый начинает рисунок, ребенок продолжает пририсовывать детали. Затем взрослый резко меняет тематику рисунка, придумывая что-то новое, добавляет интересные детали. Хорошо, если законченный рисунок будет представлять собой что-то необычное, например, экзотический сад, космический пейзаж, подводный мир. На первых порах малыш будет подражать взрослому, ему придется подсказывать какие-то идеи. Если постоянно предлагать дошколенку такую игру, через короткое время он уже сам будет придумывать новые образы на основе имеющихся представлений. Полезно будет такое упражнение в семейном досуге.

«Клоуны»

Для игры нужна предварительная подготовка в виде рисунка с двумя клоунами, у которых не прорисованы лица. Взрослый предлагает малышу изобразить грустного и смешного клоуна. Спросить, почему загрустил клоун, что у него могло случиться, как ему поможет смешной.

  • Аналогично можно использовать фигурки доброго и злого волшебников. Здесь также на первых порах помощь взрослого необходима.
  • В дальнейшем дошкольник может по такому же типу придумывать, рисовать и вырезать фигурки животных, сказочных персонажей. Для поддержания интереса и отработки навыка составления новых образов на основе имеющихся можно предложить ребенку завести альбом и вклеивать фигурки персонажей. Это даст возможность проследить, как совершенствуется у ребенка навык создания нового образа.

«Что на что похоже?»

Для развития детского воображения очень полезны игры, в которых ребенок вместе с взрослым придумывает, на что похож тот или иной предмет. Двухлетки уже умеют находить знакомые предметы в окружающей обстановке.

Играть в такую игру хорошо на природе, где много разнообразного материала для рассматривания и нахождения схожести.

Например, взрослый предлагает рассмотреть облака, понаблюдать за их изменениями, увидеть в них знакомые персонажи по типу мультика о Винни-Пухе: вот облачко похоже на самого Винни, а это ‒ на кошку с котятами, а там – плывет кораблик.

  • При сборе осенних листьев можно устроить игру «Найди знакомый предмет в листочке». Прекрасно подойдут для рассматривания лужицы на дорожке, отпечаток подошвы на песке, необычный камешек. Все зависит от фантазии взрослого, который учит фантазировать и малыша. Затем дома можно зарисовать, что интересного увидели на прогулке.

Игры на агглютинацию

Еще одним свойством воображения является агглютинация.

Агглютинация (лат agglutinatio – склеивание) – сочетание качеств

С его помощью очень хорошо развивается творческое воображение, так как создается абсолютно новый образ на основе имеющихся образов. Агглютинацией можно заниматься, когда у ребенка появляется опыт, закрепляется знание художественных произведений, навыки творческой деятельности (рисование, лепка, аппликация), которые могут стать подспорьем в создании новых образов.

«Сказочное (несуществующее) животное»

Замечательной игрой для развития творческого воображения детей является игра-тест, в которой создается новый образ животного. Эту игру чаще всего используют психологи для обследования психики ребенка. Но ее можно с успехом ввести в домашнее обучение.

Смысл игры в том, что при помощи имеющихся представлений о реальном животном дошколенок может фантазировать на тему сказочного существа. Например, птица – меч, заяц с длинным хвостиком, муравей с крылышками, мотылек с хоботком. Интересно будет сделать зарисовку сказочных существ и раскрасить их.

Важно

Обязательно поговорить с ребенком о том, для чего нужна новая часть тела животному, поможет ли она ему или навредит. Попросить придумать для нового животного необычное название.

Дети с удовольствием играют в такие игры, так как они позволяют выразить в рисунке их стремление к преобразованию окружающего. Если на начальном этапе малышу трудно будет справиться с упражнением, взрослый может помочь с выбором основного животного, который хорошо известен ребенку. Можно сделать альбом с рисунками и обсудить его во время семейного досуга.

«Небылицы»

Составление небылиц (того, чего не бывает в реальности) очень привлекает ребятишек. Родители могут воспользоваться такой заинтересованностью малышей и предложить им придумать необычную историю – небылицу. Это очень действенный способ развития творческого воображения, который поможет впоследствии в школе придумывать творческие рассказы.

Чтобы взрослому было легче объяснить ребенку, в чем суть такого способа, можно использовать народные потешки, стишки, которыми так богата народная педагогика. А затем пофантазировать на различные темы и придумать свои сказки-нелепицы. Полезно будет записать их и нарисовать картинки.

Так можно будет легко проследить, как совершенствует у ребенка творческое воображение.

Ехала деревня мимо мужика, Вдруг из-под собаки лают ворота. Крыши испугались, сели на ворон. Лошадь подгоняла мужика кнутом. Лошадь ела кашу, а мужик – овес.

Лошадь села в сани, а мужик повез.

Лиса по лесу бежала, Лиса хвост потеряла. Ваня в лес пошёл, Лисий хвост нашёл. Лиса рано приходила, Ване ягод приносила,

Её хвост отдать просила.

«Сказочный микс»

Для детей среднего и старшего возраста будет интересна игра по мотивам знакомых сказок.

Взрослый предлагает ребенку придумать свою веселую сказку с героями, которых хорошо он знает. Например, это могут быть известные всем сказки «Красная Шапочка», «Золушка», «Заюшкина избушка», «Три поросенка» и подобные им.

Чем младше ребенок, тем проще по сюжету должны быть сказки. Игра интереснее пройдет во время семейного досуга, когда соберется вся семья. Героев и события фантазии можно перемешивать, придавать им несвойственные качества.

Совет

Например, Красная Шапочка вдруг стала капризной и непослушной девочкой: вместо того, чтобы пойти к бабушке, отправилась в соседнее село к своей подруге Золушке. Волк так и не дождался в лесу девочки. Такие неожиданные события развеселят ребенка и поддержат интерес к сказкам.

Игры на аналогию и акцентирование

Аналогия – это способности поставить себя на место образа или предмета.

Акцентирования -это выделение, подчеркивание какой-то части предмета.

Со старшими детьми можно проводить игры и упражнения на развитие воображения по типу аналогии и акцентирования. Маленьким деткам еще пока сложны такие способы составления образов, так как здесь уже используются элементы логического мышления. Старшие дошкольники, уже имеющие необходимый опыт, с удовольствием будут выполнять упражнения для развития воображения.

«Зоопарк»

Научить ребенка ставить себя на место какого-то образа и фантазировать поможет довольно популярная игра. С разными целями она часто проводится в детском саду. Дома родители могут ее использовать при формировании воображения.

Хорошо играть в нее большой компанией. Ведущий предлагает всем мысленно выбрать себе любое животное и создать его образ при помощи позы, мимики, жестов.

Участник игры изображает, а ведущий отгадывает, какое животное поселилось в «зоопарке».

Как вариант, можно такую игру провести в виде упражнения. Когда ведущий подает команды, например, хлопками или при помощи музыкальной игрушки, все участники превращаются в животных одного вида и изображают их, например, аисты, медведи, лисички, жирафы. Ведущий отмечает игрока, который лучше всех изобразил животное.

«Что было бы, если…»

Словесная игра на аналогию, одновременно и на акцентирование, заинтересует детей. Ее можно проводить в поездке, во время прогулки, семейного досуга, так как она не требует предварительной подготовки.

Взрослый начинает игру со словами: «Как ты думаешь, что было бы, если… на деревьях росли конфеты; во время дождя с неба падали арбузы; мамы и папы ходили в детский сад, а дети на работу; кошки и мышки дружили между собой?» Тематика таких вопросов может быть самой разнообразной: о природе, погоде, животных, профессиях, предметах мебели, одежды, еде.

Читайте также:  Особенности периода дошкольного детства, специфика возраста и возможные сложности

Чем нелепее будут вопросы, тем интереснее ребенку будет придумывать ответы. Затем можно поменяться ролями, вопросы задает дошкольник, а взрослый придумывает оригинальные ответы, тем самым обучая свое чадо мыслить творческому воображению.

Подобными играми и упражнениями для развития воображения у детей родители смогут подготовить ребенка к успешному обучению в школе, растить творческую личность с нестандартным мышлением.

Источник: https://myintelligentkids.com/igry-i-uprazhneniya-na-razvitie-voobrazheniya-u-doshkolnikov

Образовательный портал

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА:

ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У ДОШКОЛЬНИКОВ

АВТОР:  Коробова Татьяна Владимировна

воспитатель высшей квалификационной категории

ГБДОУ детский сад №118 Выборгского района Санкт-Петербург

Введение

      Жизнь в эпоху научно-технического прогресса ста­новится все разнообразнее и сложнее. И она требует от человека не шаблонных, привычных дейст­вий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению всевозможных проблем.

Современные социально-экономические преобразования в обществе ставят перед педагогами новые задачи, они диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы, мыслить креативно в любой жизненной ситуации.     

      Очевидно, что первой ступенькой развития творческого потенциала подрастающего поколения являются дошкольные учреждения. Именно здесь возможно заложить основы развития творческой личности для каждого ребенка, что обязательно поможет детям в дальнейшем на всем их жизненном пути.

Обратите внимание

  Данная методическая разработка предназначена для воспитателей ДОУ, в ней  кратко раскрыты теоретические аспекты развития творческого воображения у дошкольников и представлен практический материал по развитию творческого воображения у детей дошкольного возраста.

Творческое воображение – необходимая составная часть творчества

      Творчество – способность решать старые задачи новыми методами или применять старые методы для решения новых задач. К творчеству также можно отнести сам процесс придумывания новых, еще неизвестных задач. Одной из ключевых частей творчества является воображение, которое заключается в способности придумывать новые образы, новые решения, новые задачи.

      Существуют различные классификации видов воображения, каждая из которых имеет в своем основании какой-либо из существенных признаков воображения.

   1. По признаку активности различают пассивное, созерцательное воображение с его непроизвольными формами (грезы, сновидения) и активное, деятельное воображение. При активном воображении образы всегда формируются сознательно с условием поставленной цели.

      2. В зависимости от самостоятельности и оригинальности образов воображения бывает воссоздающим и творческим.

      Воссоздающее воображение – это представление чего-либо нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, схема, нотная запись и т.п.).

Этот вид воображения широко используется в разных видах деятельности человека, в том числе и в обучении. Ведущую роль в нем играют образы памяти.

Воссоздающее воображение играет важную роль в процессе коммуникации и усвоении социального опыта.

Важно

          Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Творческое воображение заключается в самостоятельном создании новых образов. Почти вся человеческая культура является результатом творческого воображения людей.

      В каждом человеке заложена творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других хуже. Хочу отдельно подчеркнуть – творчеству невозможно обучиться, читая книги или статьи. Единственный путь обучения творчеству – практика в решении творческих задач,  развитие в той или иной степени творческого воображения, которое поможет в дальнейшем выразить себя в творчестве.

Развитие творческого воображения у дошкольников

      Когда ребёнок рождается, у него еще нет воображения. Чем старше становится ребёнок, чем больше времени взрослые уделяют играм и специальным упражнениям на развитие его воображения, тем больше развивается умение фантазировать, способность творить.   

      Воображение начинает развиваться к 2 годам. Первые, пока еще совсем несложные фантазии можно заметить в играх малышей.

В дальнейшем фантазия, воображение начинает активно развиваться после 3 лет, потому что опыт малыша становится богаче, расширяются его интересы, усложняется круг действий.

Малыш 3 – 4 лет иногда путает воображаемое с действительным – то, что он выдумал, с тем, что правда происходило.

     В возрасте 4-5 лет воображение становится творческим – сюжеты детских игр, рисунков, выдуманных рассказов становятся богаче и разнообразнее.

Ребёнок сочиняет рассказы, создает новых персонажей, ищет способы осуществить свои творческие замыслы, придумывает новые игры. Но детям еще трудно фантазировать, не действуя при этом.

Совет

То есть, чтобы воображать, фантазировать, детям 4-5 лет надо действовать (строить, рассказывать, рисовать и т.д.)

       В 5 лет ребёнок уже может фантазировать мысленно – придумывать необыкновенные истории,  фантастических животных, сказочные сюжеты и многое другое. В этом возрасте начинают закладываться основы творческого воображения. Взрослые обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этой уникальной способности, без которой дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.

      Как же помочь дошкольникам развить свое творческое воображение? Существует множество разнообразных способов:

    1. Для развития творческого воображения необходимо обогащать жизненный опыт дошкольников – читайте детям сказки, стихи и художественные рассказы, рассматривайте иллюстрации в книгах. Советуйте родителям ходить с детьми в театры, музеи, ездить на экскурсии и т.д.

     2. Воображение формируется в процессе творческой переработки того, что произошло. Учите детей рисовать все то, что они видели, рассказывать обо всем, что они пережили. 

     3.Поощряйте рисунки и лепку по замыслу. При необходимости обсудите вместе с ребенком задуманный сюжет, помогите мысленно увидеть задуманное.

     4. Поощряйте детское сочинительство во всех его проявлениях: сказки, рассказы, стихи.

    5. Дети должны как можно больше играть. Игра – лучший вид деятельности для дошкольника, в котором развивается творческое воображение.

Обратите внимание

     6. Дошкольникам должны быть доступны всевозможные конструкторы. Чем больше видов конструкторов предлагается ребенку, тем в большей степени развивается его творческое воображение.

     7. Используйте для развития творческого воображения у дошкольников специальные игры и упражнения.

      Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников целесообразно проводить в группах ДОУ планомерно. Рекомендуется планировать их проведение еженедельно в разделе «Социально-коммуникативное развитие»

Игры и упражнения для развития творческого воображения у дошкольников 5 – 7 лет

      1.Упражнение «На что похожи наши ладошки»

      Цель: развитие воображения и внимания.

      Предложить детям обвести красками или карандашами собственную ладошку (или две) и придумать, пофантазировать «Что это может быть?» (дерево, птицы, бабочка и т.д.). Предложить создать рисунок на основе обведенных ладошек.

      2.Игра – упражнение «Три краски».

      Цель: развитие художественного восприятия и воображения.

      Предложить детям взять три краски, по их  мнению, наиболее подходящие друг другу, и заполнить ими весь лист любым образом. На что похож рисунок?

      3. Упражнение «Волшебные кляксы».

      Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

      Предложить капнуть любую краску на середину листа и сложить лист пополам. Получились различные кляксы, детям необходимо увидеть в своей кляксе, на что она похожа или на кого.

      4. Упражнение «Волшебная ниточка».

      Цель: развитие творческого воображения; учить находить сходство изображения неясных очертаний с реальными образами и объектами.

Важно

      В присутствии детей ниточку длиной 30-40 см. обмакнуть в тушь и положить на лист бумаги, произвольно свернув. Сверху на нить положить другой лист и прижать его к нижнему. Вытаскивать нить, придерживая листы. На бумаге от нити останется след, детям предлагается определить и дать название полученному изображению.

      5. Игра – «Неоконченный рисунок».

      Цель: развитие творческого воображения.

      Детям даются листы с изображением  недорисованных предметов. Предлагается дорисовать предмет и рассказать о своем рисунке.

      6. Упражнение «Волшебники».

      Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

     Без предварительной беседы предложить детям с помощью карандашей превратить две совершенно одинаковые фигуры, изображенные на листе, в злого и доброго волшебника. Далее предложить придумать, что совершил плохого «злой» волшебник и как его победил «добрый».

      7. Упражнение «Танец».

      Цель: развитие эмоциональности и творческого воображения.

      Предложить детям придумать свой образ и станцевать его под определенную  музыку. Остальные дети должны угадать, какой образ задуман.

      Варианты – образ задан, все дети танцуют одновременно («распустившийся цветок», «ласковую кошку», «снегопад», «веселую обезьянку» и т. д.).

      Усложнение – передать в танце чувства («радость», «страх», «удивление» и т.д.) 

      8.Упражнение «О чем рассказала музыка».

      Цель: развитие творческого воображения.

      Звучит классическая музыка. Детям предлагается  закрыть глаза и представить, о чем рассказывает музыка, а затем нарисовать свои представления и рассказать о них.

      9. Игра «Что это такое?»

      Цель: учить детей на основе восприятия заместителей предметов создавать в воображении новые образы.

Совет

      Используются круги разных цветов, полоски разной длины. Дети встают в круг. Воспитатель показывает один из цветных кругов, кладет его в центр и предлагает рассказать, на что он похож. Ответы не должны повторять друг друга.

      10. Игра «Камешки на берегу».

      Цель:учить создавать новые образы на основе восприятия схематических изображений.

      Используется большая картина, изображающая  морской берег. Нарисовано 7-10 камешков  разной формы. Каждый должен иметь сходство с каким – либо предметом, животным, человеком.

      Воспитатель рассказывает: «По этому берегу прошел волшебник и все, что было на его пути , превратил в камешки.

Вы должны угадать, что было на берегу, сказать про каждый камешек, на кого или на что он похож.» Желательно, чтобы несколько камешков имели практически одинаковый контур.

Далее предложить детям придумать историю про свой камешек: как он оказался на берегу? Что с ним произошло? И т.д.

      11. Упражнение «Волшебная мозаика».

      Цель:учить детей создавать в воображении предметы, основываясь на схематическом изображении деталей этих предметов.

      Используются наборы вырезанных из плотного картона геометрических фигур (одинаковые для каждого ребенка): несколько кругов, квадратов, треугольников, прямоугольников разных величин.

Обратите внимание

      Воспитатель раздает наборы и говорит, что это волшебная мозаика, из которой можно сложить  много интересного. Для этого надо разные фигурки, кто как хочет, приложить друг другу так, чтобы получилось какое-то изображение. Предложить соревнование: кто  сможет сложить из своей мозаики  больше разных предметов и придумать какую-нибудь историю про один или несколько предметов.

      12. Игра «Поможем художнику».

      Цель:учить детей воображать предметы на основе заданной им схемы.

Материал: большой лист бумаги, прикрепленный к доске, с нарисованным на нем схематическим изображением человека. Цветные карандаши или краски.

Воспитатель рассказывает, что один художник не успел дорисовать картину и попросил ребят ему помочь закончить картину. Вместе с  педагогом дети обсуждают, что и какого цвета лучше нарисовать. Самые интересные предложения воплощаются в картине. Постепенно схема дорисовывается, превращаясь в рисунок.

После предложить детям придумать историю про нарисованного человека.

      13. Игра «Волшебные картинки».

      Цель:учить воображать предметы и ситуации  на основе схематических изображений отдельных деталей предметов.

      Детям раздаются карточки. На каждой карточке схематическое изображение некоторых деталей объектов и геометрические фигуры. Каждое изображение расположено на карточке так, чтобы оставалось свободное место для дорисовывания картинки. Дети используют цветные карандаши.

      Каждую фигурку, изображенную на карточке, дети могут превратить в картинку какую они захотят. Для этого надо пририсовать к фигурке все, что угодно. По окончании рисования дети сочиняют рассказы по своим картинам.

      14.Игра «Чудесные превращения».

      Цель: учить детей создавать в воображении предметы и ситуации на основе наглядных моделей.

      Воспитатель раздает детям картинки с изображениями заместителей предметов, на каждой нарисованы три полоски разной длины, три круга разного цвета.

Детям предлагается рассмотреть картинки, придумать, что они обозначают, нарисовать на своем листе цветными карандашами соответствующую картинку (можно несколько).

Важно

Законченные рисунки педагог анализирует вместе с детьми: отмечает их соответствие изображенным предметам-заместителям (по форме, цвету, величине, количеству), оригинальность содержания и композиции.

Читайте также:  Артикуляционные упражнения для звука р

      15. Игра «Чудесный  лес».

      Цель:учить создавать в воображении ситуации на основе их схематического изображения.

      Детям раздаются одинаковые листы, на них нарисовано несколько деревьев, и в разных местах расположены незаконченные, неоформленные изображения. Воспитатель предлагает нарисовать цветными карандашами  лес, полный чудес, и рассказать  про него сказочную историю. Незаконченные изображения можно превратить в реальные или выдуманные предметы.

      Для  задания можно использовать материал на другие темы: «Чудесное море», «Чудесная поляна», «Чудесный парк» и другие.

      16. Игра «Перевертыши».

      Цель: учить создавать в воображении образы предметов на основе восприятия схематических изображений отдельных деталей этих предметов.

      Детям раздаются наборы из 4 одинаковых карточек, на карточках абстрактные схематичные изображения. Задание детям: каждую карточку  можно превратить в любую картинку. Наклейте карточку на лист бумаги и дорисуйте цветными карандашами  все, что хотите, так, чтобы получилась картинка.

Затем возьмите еще одну  карточку, наклейте на следующий лист, опять дорисуйте, но с другой стороны карточки, то есть превратите фигурку в другую картинку. Можно переворачивать при рисовании карточку и лист бумаги так, как хочется! Таким образом, можно карточку с одной и той же фигуркой превратить в разные картинки.

Игра длится до тех пор, пока все дети не закончат дорисовывать фигурки. Затем дети рассказывают о своих рисунках.

      17. Игра «Разные сказки».

Совет

      Цель: учить детей воображать различные ситуации, используя в качестве плана наглядную модель.

      Воспитатель выстраивает на демонстрационной доске любую последовательность изображений (два стоящих человечка, два бегущих человечка, три дерева, домик, медведь, лиса, принцесса и т. д.) Детям предлагается придумать сказку по картинкам, соблюдая их последовательность.

     Можно использовать различные варианты: ребенок самостоятельно сочиняет сказку целиком, следующий малыш не должен повторять его сюжет. Если детям это сложно, можно сочинять сказку всем одновременно: первый начинает, следующий продолжает. Далее изображения меняются местами и сочиняется новая сказка.

      18. Упражнение «Придумай и свой конец сказки».

      Цель: развитие творческого воображения.

      Предложить детям изменить и сочинить свой конец знакомых сказок.

«Колобок не сел лисе на язычок, а покатился дальше и встретил …».

«Волку не удалось съесть козлят потому что…» и т.д.

      19. Игра «Хорошо-плохо» или «Цепочка противоречий».

      Цель: развитие творческого воображения при помощи поисков противоречий.

      Воспитатель начинает – «А» хорошо, потому что «Б». Ребенок продолжает  –  «Б»  плохо, потому что «В». Следующий говорит – «В» хорошо, потому что «Г» и т.д.

      Пример: гулять – хорошо, потому что светит солнце. Светит солнце  –  плохо, потому что жарко. Жарко – хорошо, потому что лето и т. д.

      20. Игра «Сказочное животное (растение)».

       Цель: развитие творческого воображения.

      Предложить детям придумать и нарисовать фантастическое животное или растение, не похожее на настоящее. Нарисовав рисунок, каждый ребенок рассказывает о том, что он нарисовал, придумывает название нарисованному. Другие дети ищут в его рисунке черты настоящих животных (растений).

       21. Упражнение «Сказка – рассказ».

      Цель: развитие творческого воображения, умение отличать реальность от фантазии.

      После прочтения сказки дети с помощью воспитателя отделяют в ней то, что может произойти реально, от того, что является фантастическим. Получаются две истории. Одна полностью фантастична, другая полностью реальна.

Обратите внимание

      Подобных игр и упражнений можно сочинить бесконечное множество, все зависит лишь от творческого воображения взрослых, поставивших перед собой цель помочь каждому ребенку вырасти творчески одаренной, нестандартно мыслящей, успешной личностью.

Список использованной литературы

  1. Коробова Т.В. КОПИЛКА ЗНАНИЙ  https://vk.com/club127722071

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/faq/1466-2012-08-09-10-26-28.pdf

Упражнения для развития воображения: список, онлайн тренировки

Нехватка воображения зачастую тревожит людей, обладающих творческой натурой. Подобным личностям, в силу своих способностей и возможностей приходится постоянно сталкиваться с работой, построенной на фантазийных эмоциях.

Упражнения, методики и рекомендации ниже, помогут вам определить свои способности к творчеству, обнаружить талант написания статей или романов, рассказов, прокачать уровень писательского воображения. Также эти упражнения для развития воображения у детей: дошкольников и подростков, и взрослых.

Сайты для развития воображения онлайн

Упражнения, связанные с компьютером отлично могут помочь развитию воображения. Большую популярность заслужили всевозможные онлайн-тренажеры, способствующие развитию воображения в любом месте и в любое время.

Источник: https://MozgPortal.ru/razvitie-mozga/uprazhneniya/uprazhneniya-dlya-razvitiya-voobrazheniya.html

Игры на развитие воображения для детей старшего дошкольного возраста

ИГРА “ПОВАРЯТА”

Цель: развить воображения, установить эмоциональный контакт в группе.

Возраст: дошкольный (4-6 лет).

Ход игры: дети стоят в кругу и держатся за руки – это кастрюля. Сейчас будем готовить суп. Каждый придумывает, чем он будет( картошка, морковка, лук и прочее). Ведущий по очереди называет то, что он хочет положить в кастрюлю. Узнавший себя выпрыгивает в круг. В итоге получается вкусный суп.

Игра «Что будет, если…?»

Цель: развить воображение.

Возраст: старший дошкольный (5-6лет).

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Время проведения: 10 – 15 минут.

Ход игры: Дети садятся в круг. Ведущий задает вопрос: «Что будет, если…»? Дети отвечают на него по очереди. Ответы должны быть необычными.

Примеры вопросов: «Что будет, если…?»

Примеры ответов на первый вопрос: все будут плавать в подлодках, у людей вырастут хвосты, вместо птиц по небу начнут летать рыбы, самолеты перестанут летать, можно без аквариума разводить рыбок и т.п.

ИГРА “ВОДОПАД”

Цель: игра направлена на развитие воображение, а также поможет детям расслабиться.

Задачи: помочь детям расслабится и успокоится, сконцентрироваться перед дальнейшей работой.

Игровой материал: нет.

Возраст: с 6 лет (младший школьный возраст).

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Время проведения: 5 мин.

Ход занятия: Сядьте поудобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните…

Представь себе, что ты стоишь возле водопада. Но это не обычный водопад. Вместо воды в нем падает вниз мягкий белый свет. Теперь представь себя под этим водопадом и почувствуй, как этот прекрасный белый свет струится по твоей голове… Ты чувствуешь, как расслабляется твой лоб, затем рот, как расслабляются мышцы шеи.

Белый свет течет по твоим плечам, затылку и помогает им стать мягкими и расслабленными.

Белый свет стекает с твоей спины, и ты замечаешь, как и в спине исчезает напряжение, и она тоже становится мягкой и расслабленной.

Важно

А свет течет по твоей груди, по животу. Ты чувствуешь, как они расслабляются и ты сам собой, без всякого усилия, можешь глубже вдыхать и выдыхать. Это позволяет тебе ощущать себя очень расслабленно и приятно.

Пусть свет течет также по твоим рукам, по ладоням, по пальцам. Ты замечаешь, как руки и ладони становятся все мягче и расслабленнее. Свет течет и по ногам, спускается к твоим ступням. Ты чувствуешь, что и они расслабляются и становятся мягкими.

Этот удивительный водопад из белого света обтекает все твое тело. Ты чувствуешь себя совершенно спокойно и безмятежно, и с каждым вдохом и выдохом ты все глубже расслабляешься и наполняешься свежими силами… (30 секунд.)

Теперь поблагодари этот водопад света за то, что он тебя так чудесно расслабил… Немного потянись, выпрямись и открой глаза.

 ИГРА «ВЕЛИКИЙ ГУДВИН»

Цели: закрепление знания цвета, развитие моторики руки, речи, воображения.

Игровые материалы: листы бумаги, цветные краски или карандаши.

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Возраст: средний, старший дошкольный (5-7 лет).

Время : 25-35 минут.

Описание: Ребенка просят превратиться в волшебника и нарисовать «зеленый мир», «красный мир» и т.п. Затем рисунки можно обыгрывать, например, сочинять по ним сказки, изменять их, добавлять героев, дорисовывать детали.

ИГРА «ФАНТАЗЕРЫ»

Цель: развитие воображения, умения нетрадиционным путем решать проблемные ситуации, развитие логического мышления.

Задачи: сформировать познавательную деятельность дошкольника.

Игровой материал: отсутствует.

Возраст: 4 – 6 лет (дошкольный возраст).

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Время проведения: 10 – 15 минут.

Ход занятия: 1. Решение проблемных ситуаций: – Как нарисовать невидимку? – Как принести воду в решете? – Как сосчитать все листочки на дереве?.

ИГРА “ВОПРОШАЙКА”

Цель: развитие воображения, речи

Задачи: в процессе наблюдения отметить характер вопросов, склонность к стереотипам, четкость.

Игровой материал: несколько сюжетных картинок.

Возраст: 4 – 6 лет (дошкольный возраст).

Форма работы: групповая.

Форма занятия: игровая.

Время проведения: 10 – 15 минут.

Совет

Ход занятия: группа детей разделена на команды. Ведущий проводит жеребьевку. Команда, которой выпало участвовать первой, начинает задавать соперникам вопросы обо всем, что хочет узнать по сюжетной картинке, предложенной ведущим.

Если соперники не могут ответить, то «вопрошайки» победили. Если «вопрошайки» не могут задать вопрос, то наоборот, – победители соперники, и они становятся «вопрошайками».

Вторым этапом упражнения является сочинение каждой командой рассказа по картинке.

 ИГРА « СОЕДИНИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»

Цель: используется для развития воссоздающего воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 11 лет.

Стимульный материал: незаконченные предложения .

Время проведения: 15-20 минут.

Ход проведения: Ребёнку поочерёдно предлагаются три задания, в которых необходимо соединить в связный рассказ два предложения.

Инструкция: « Прослушай два предложения , их нужно соединить в рассказ. «Далеко на острове произошло извержение вулкана…»-«…поэтому сегодня наша кошка осталась голодной.» Далее можно использовать предложения:« По улице проехал грузовик…» – «…поэтому у Деда Мороза была зеленая борода». « Мама купила в магазине рыбу…» – «… поэтому вечером пришлось зажигать свечи».

ИГРА “СКАЗКА НАОБОРОТ”

Цель: развитие творческого воображения.

Возраст: используется для детей от 5 до 11 лет.

Время проведения: 10-15 минут.

Ход игры: Инструкция: « Вспомни, какая у тебя любимая сказка? Расскажи её, так чтобы в ней всё было « наоборот». Добрый герой стал злым, а злой добродушным. Маленький превратился в великана, а великан в карлика».

ИГРА “ДОРИСУЙ”

Цель: развитие воображения, внимания.

Возраст: 6-7 лет (младший школьный возраст).

Форма работы: индивидуальная.

Время проведения: 15-20 минут.

Оборудование: таблицы с недорисованными предметами.

Ход игры: ребенку предлагаются таблицы с недорисованными предметами. Ему предлагается назвать, что отсутствует и дорисовать эти недостающие детали.

ИГРА “ЧТО ЭТО ТАКОЕ”

Цель: учить детей создавать в воображении образы на основе характерных признаков предметов.

Возраст: 6-7 лет (младший школьный возраст).

Форма работы: групповая.

Время проведения: 15-20 минут.

Оборудование: бумажные круги разных цветов, полоски разной длины, мяч, таблички.

Ход игры: дети встают в круг, педагог говорит, что надо придумать, на что похож предмет, который лежит на стуле. Он кладет на стул один из цветных кружков. Педагог может сам назвать предмет, который он сам придумает, затем дети отвечают поочереди. Отвечает тот ребенок, которому педагог покатит мяч. Затем педагог меняет круг другого цвета или повозку. Необходимо поощрять оригинальные ответы.

Источник: http://lyshkova_e_m.a2b2.ru/section/7263/item/29155

Игры на развитие воображения

Развитие воображения – это достаточно важное направление в занятиях по методике японского профессора Макото Шичиды, так как оно способствует развитию визуализации. А отличные способности визуализации – это основа всех остальных способностей правого полушария. Поэтому нужно серьезно подойти к играм на  развитие воображения.

К тому же большинство педагогов, в том числе и России, сводятся к мнению, что никакое обучение не пройдет успешно, если оно не опирается на достаточно развитое воображение.

Воображение начинает проявляться как правило в дошкольном возрасте (после 3-х лет), но иногда это происходит и в раннем возрасте. Наверняка все слышали, какой невероятной фантазией, воображением обладают дети, но с возрастом эта способность теряет силу.

Обратите внимание

В психологии проблема развития воображения привлекает к себе неослабевающий интерес, но, к сожалению,  до сих пор является одной из наименее разработанных и спорных.

Не только Макото Шичида, но и другие ученые, педагоги, психологи разных стран рекомендуют уделить наибольшее внимание в обучении ребенка развитию воображения.

Что такое воображение?

Прежде чем перейдем к методам развития воображения у детей, давайте немного поговорим о самом воображении, что это и какое значение имеет в жизнедеятельности как ребенка, так и человека взрослого.

Воображение – психический процесс, в результате которого появляются образы, идеи, представления. Воображение помогает человеку наделять функциями и свойствами различные предметы и это очень важно для такого ведущего вида деятельности детей, как игры.

Читайте также:  Распорядок дня 5 месячного ребенка: сон, питание, досуг

Воображение помогает не только создавать образы, но и манипулировать ими, что в будущем поможет таким процессам, как планирование, моделирование и т.п.

  Люди, обладающие развитым воображением очень любознательны, они обеспечивают прогресс в науке, искусстве и других сферах.

Ведь только человек постоянно мыслящий и представляющий себе будущее, видящий в простом предмете нечто гениальное, сможет вести человечество вперед.  Почти вся человеческая материальная и духовная культура является продуктом воображения  и  творчества  людей.

Воображение – является высшей и необходимой способностью человека. Но нужно понимать, что она должна иметь позитивное направление развития. Только в этом случае она сможет способствовать лучшему познанию окружающего ми­ра, самораскрытию и самосовершенствованию лично­сти, а не перерастать в пассивную мечтательность, замену реальной жизни грезами.

Определение воображения всегда звучит очень широко, так как этот процесс безграничен и его функции и значение для человека очень важны.

Воображение является функцией правого полушария мозга и играет ключевую роль в таких процессах, как: творчество, человеческая память, способности визуализации.

Важно

По утверждению психологов, у новорожденного ребенка нет воображения. Оно начинает появляться с приобретением им определенного теоретического и практического опыта. Таким образом, если родители уделяют малышу много времени, рассказывают обо всем, что он видит, читают ему сказки, то ребенок приобретает больше знаний о мире, тем самым ускоряется процесс развития его воображения.

В методике Шичиды очень большое внимание уделяется детям до трех лет. Именно этот возраст является наиболее эффективным для развития правого полушария. Такая функция, как воображение, у детей раннего возраста по наблюдениям психологов появляется к концу второго – начале третьего года жизни.

И  родителям очень важно заметить этот момент: ребенок начинает замещать предметы, наделять их не свойственными им функциями (карандашом куклу расчесывает, вместо кроватки для куклы –коробка и т.п.), ярко представляет содержание сказки (жалеет кого-то очень, сопереживает героям и т.п.), подражание увиденному (проигрывает с игрушками сцены из жизни) и др.

Главное здесь не исправлять ребенка и навязывать только стандартные функции использования определенных предметов.

Воображение творческое, характерное для деятельности ученого, художника, изобретателя, может сформироваться лишь под влиянием воспитания. 

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, что нужно отнестись серьезно к развитию воображения ребенка. А так как ребенок усваивает все только в игровой форме, то необходимо знать игры на развитие воображения, чтобы включать их в жизнедеятельность малыша.

Игры на развитие воображения.

В рамках занятий по методике Шичиды, игры на развитие воображения для детей раннего возраста предполагают некий показ ситуаций с героями. Пример можно привести следующий:

Динозавр в парке.

Ребенку дается бумажный парк с деревьями, скамейками и пластмассовая фигурка динозавра. Родитель берет фигурку ручкой ребенка и двигает по парку, приговаривая примерно следующее: «Вот динозавр, он гуляет в парке, сейчас он ест листву с дерева, а сейчас сядет отдохнуть на скамейке» — и т. д. В конце: «Пока, динозавр».

Героя и атрибуты его особенностей жизни можно каждый раз менять: мишку, зайку, белочку и т.д.  Это похоже на игру в настольный театр, только короткую, а более длинные, по прочитанным сказкам или просто придуманные, полезно включать в повседневные игры.

Так уже вскоре ваш малыш возьмет героев и начнет придумывать сам куда они пойдут, зачем, что будут делать и т.п. Это чаще всего начинает проявляться с появлением речи у малыша.

А с возрастном можно вообще попросить ребенка нарисовать придуманного им животного и вместе нарисовать среду обитания, чем питается, кто друзья и т.п. Животного можно выстричь и водить его к придуманным друзьям, кормить придуманной едой и т.п.

Однако, как мы уже выяснили, воображение требует постоянного развития, поэтому представим игры и занятия, направленные на это. Их полезно включать в повседневность ребенка.

Прекрасно развивают воображение такие занятия, как: игры с прищепками, пуговицами, лепка, рисование, аппликация. Причем выполнение последних полезно как традиционными методами, так и нетрадиционными.

Цепочка памяти (абсурдные истории). Для начала хотелось бы отметить такую игру, используемую в методике Шичиды, как цепочка памяти или метод абсурдных историй. Ее использование не только тренирует память, но и воображение.

Совет

Насмотревшись, как вы сочиняете истории с картинками, Ваш малыш обязательно начнет сам придумывать свои истории как с этими картинками, так и с любыми ему увиденными. Это очень забавная и в тоже время серьезная игра. К тому же можно придумывать истории, а потом рассказывать их не просто ради занятия, а какой-либо игрушке.

Обычно детям нравиться рассказывать подобные истории, если об этом их попросил любимый игрушечный зверушенок.

Фантазируем с наклейками. Сейчас очень много в продаже альбомов с наклейками. Иногда присутствуют в альбомах готовые фоны для наклеивания, но чаще – для них нет единого образца наклеивания. И это  очень хорошо для воображения, так как, если пофантазировать, можно самим создать очень много фонов ,и наклейки, тем самым, начинают «оживать».

Например, у Вас есть альбом с наклейками героев из мультфильмов. Можно нарисовать стол, около него стульчики или табуретки, ребенок может «рассадить» героев. На заднем фоне, на стене «развесить» картины (похожие на картины наклейки). Если есть в наклейках животные – можно их «поселить» на коврик около стола.

Если есть наклейки с фруктами, овощами или другими продуктами, можно их на стол «разложить» и «покормить» наших героев. Герои могут «погулять» в парке, на детском городке, в лесу и т.д. Тут уже как вас поведет воображение. При этом развивается у детишек не только воображение, но и мелкая моторика и речь.

А как только малыш начнет овладевать сам приемами рисования, тогда уж его воображение в подобных играх не будет знать границ.

Составление рассказа по картинке. Ребенку показывается картинка и предлагается рассказать о ней. Сначала дети составляют подобные рассказы с помощью наводящих вопросов, а картинки самые простейшие.

Например, ребенку дают картинку с нарисованным зайчиком, в лапках которого морковка и задают вопросы. Кто это? Что у него в лапках? Где зайчик взял морковку? Куда несет морковку? Что будет делать с ней? Куда идет зайчик? Вопросы самые разнообразные. Если ребенок затрудняется ответить, то ответьте сами.

Если заниматься регулярно, то со временем ваш ребенок расскажет о подобном зайчике невероятные истории.

Игра «На что это похоже?» Гуляя на улице, обращайте внимание ребенка на облака, на лужицы, на камешки, листочки, так как все эти предметы часто бывают на что-то похожи.

Они могут быть похожи как на разные фигурки, так и животных, предметы домашнего обихода, игрушки и т.д. Но прежде, чем рассказать ребенку свое видение предмета, послушайте, а что ваш малыш видит в нем, а потом уже говорите свою версию.

Аналогично можно поступать с нарисованными кляксами, отпечатками рук и т.п.

Читайте книги. Очень важно для развития воображения привить у ребенка любовь к книгам. Когда он слушает содержание, он мысленно создает образы героев и происходящего с ними.

Обратите внимание

Очень важно в этом случае стараться читать такие книги, по которым малыш не видел мультфильмов, в противном случае он уже будет знать, как выглядят герои, и просто будет вспоминать сцены, а не представлять себе.

Тем самым воображение ребенка работает не в полной мере.

Игра «Угадай по форме». Возьмите несколько разных блоков от простейшего конструктора (кубик, конус, цилиндр, шар и др.) или несколько совершенно разных по форме игрушек. Ребенок должен хорошо знать эти предметы. Предметы поставьте друг от друга подальше и накройте их тонкой тканью. Пусть ребенок по выпирающим формам назовет каждый предмет, не снимая ткань.

Игра «Придумки». Гуляя по улице, говорите с ним обо всем, что видите и придумывайте вместе с ним рассказы об этом. Например, увидели бегущую кошечку, спросите малыша, куда она может бежать, как ее звать, откуда бежит.

По ответам ребенка помогите составить полноценный рассказик об этой кошечке. Также можно поговорить о чирикающих воробьях. О чем они «разговаривают». Что говорит один воробей, что отвечает ему другой.

Например, они могут разговаривать о зернышках, о том, как один воробей увидел зернышко на земле и рассказывает о своей находке другому – его другу. Они оба смотрят, какое прекрасное зернышко, но бояться спуститься, так как на земле много людей.

Воробьи могут знакомиться, могут рассказывать о своих семьях и т.п. Каждый раз сочиняйте разные истории.  Играя в эту замечательную игру, у малыша разовьется не только воображение, но и наблюдательность.

Волшебные подарки. Подготовьте листочки бумаги с заранее нарисованной на них какой-либо фигурой (круг, квадрат, звезда, овал и т.п.). Нарисуйте или распечатайте рисунок феи или волшебника и вырежьте по контуру.

Расскажите малышу историю о том, что фея или волшебник подготовили подарки для ее игрушек-зверюшек, но злой колдун превратил их в обычные фигуры. Только ребенок сможет помочь игрушкам-зверюшкам расколдовать и получить свои подарки.

Берите каждый лист (размер лучше А5 или его половина) с нарисованной фигурой и превращайте ее в разные предметы, затем вырезайте их по контуру и дарите зверюшкам. Ребенок в дополнение может их еще раскрасить, так же его игрушкам будет еще приятнее получать подарки. Круг может быть мячиком, шариком.

Можно дорисовать к нему некоторые детали и из него получиться бантик, неваляшка, цветок, солнышко, конфета и т.п. Прямоугольник можно превратить в шоколад, телефон, совочек… Из овала получиться прекрасный огурец, воздушный шарик…

Игра «Кто это». Забавная игра. Но активное участие на первых порах, как в принципе и в большинстве игр, необходимо принять взрослому. Взрослый изображает какого-либо животного, а малыш угадывает. Сначала можно использовать звуки, ну а позже перейдите на пантомиму. Вскоре ваш малыш обязательно порадует своими образами различных животных и спросит: «Угадай кто это?»

Придумывание сказок. Можно переделывать знакомые сказки на новый лад. Можно со знакомыми героями из разных сказок сочинить собственную. Можно вообще выдумать неизвестного героя и придумать с ним различные истории. Это очень эффективный тренажер воображения, но подходит он деткам старше трех лет.

Конструирование. Конструкторы должны быть у современного ребенка, причем самые разнообразные. Из одного конструктора можно построить домик для мишки или гараж для машинки и т.п. Из другого конструктора получиться прекрасная полянка из цветочков или коврик для собачки.

Танграм, блоки Дьенеша, кубики Никитина, палочки Куизенера – это тоже своего рода конструкторы, из которых получатся животные, растения, дорожки, домики. Вообще в методике Макото Шичиды конструкторам уделяется особое внимание.

Важно

Они развивают как воображение, образное мышление, являющееся функциями правого полушария, так и учат умению обобщать, сравнивать, анализировать, за что отвечает левое полушарие мозга. Таким образом, во время конструирования задействованы оба полушария мозга, что очень важно для развития ребенка.

Не только Шичида, но и все педагоги считают конструирование одним из важнейших средств умственного воспитания. Сейчас большое многообразие конструкторов, главное подбирать их в соответствии с возможностями ребенка. В противном случае, интереса к конструктору у него не будет, а это один из важных факторов для активизации всех процессов, в том числе воображения.

Но кроме готовых конструкторов, ребенку нужно показать, как можно что-то стоить и из подручных материалов: коробок, счетных палочек, стаканов, вилок и т.п. В строительстве можно использовать даже и некоторые продукты питания, такие, например, как кукурузные палочки или шарики, печенье и т.д.

Из кукурузных шариков соединенных между собой зубочистками отлично получиться человечек или даже домик. С помощью печенья можно сделать дорожку, а если его аккуратно обкусывать выйдут самые забавные животные и предметы.

Такие интересные занятия благотворно отразятся на развитии ребенка и на развитии его воображения в частности.

По этой теме Вы можете еще посмотреть:

Материалы для развития логического мышления ребенка (для распечатывания).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи

Источник: http://razvivalo4ki.ru/igryi-na-razvitie-voobrajeniya/

Ссылка на основную публикацию