Польза подвижных народных игр для развития дошкольников

Образовательный портал

Григорьева Надежда Валерьевна, инструктор по физическому воспитанию

ГБДОУ №58 Санкт-Петербурга

В каждом маленьком ребенке И мальчишке и девчонке Есть по двести грамм взрывчатки Или даже полкило! Должен он бежать и прыгать Все хватать, ногами дрыгать А иначе он взорвется, трах-бабах !

И нет его!

Г.Остер

Что дети любят больше всего? Конечно же, играть!

Значение подвижных игр для детей сложно переоценить, так как это

прекрасная возможность помочь ребенку развиваться гармонично.

Игра органически присуща детскому возрасту и является ведущим типом деятельности, а при умелом руководстве со стороны взрослых она способна творить чудеса.

Главное, что увлекательные и веселые игры развивают у девочек и мальчиков, как физическое здоровье, так и их интеллектуальные способности, так сказать  воздействуют на детей на физическом, умственном, социальном и эмоциональном уровне.

Обратите внимание

У подвижного ребенка, как правило, хороший аппетит, крепкий сон, ровное, веселое настроение, он более ловкий и выносливый. Движения не только укрепляют опорно-двигательный аппарат, развивают моторику и координацию, они обеспечивают непрерывный синтез белковых соединений в мышцах, способствуя нормальному росту.

Активные естественные физические движения и упражнения способствуют благотворным физиологическим процессам в организме и улучшению работы всех внутренних органов и систем. Дети быстрее развиваются физически, меньше подвержены сезонным простудным заболеваниям.

Они растут более сильными, ловкими и уверенными в своих способностях.

Подвижные игры способствуют развитию большого количества разнообразных движений, а чем разнообразнее движения, которые выполняет ребенок, чем богаче его двигательный опыт, тем больше поступает информации в его мозг, а всё это способствует более интенсивному интеллектуальному развитию малыша.

Для повышения интеллектуальной активности необходимо использовать физические нагрузки систематически. Они улучшают протекание мыслительных процессов, увеличивают объем памяти, развивают умение переключаться с одной деятельности на другую, фокусировать внимание.

 В игре ребенок учится общению со сверстниками.  Учиться подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – “хочу” начинает подчинятся “нельзя” или “надо”.  В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства (что плохо, а что хорошо). Формируются новые мотивы и потребности (соревновательные, игровые мотивы, потребность в самостоятельности).

Кроме того, правильно выбранная игра под руководством доброжелательного и внимательного наставника позволяет одновременно проводить нравственное, эстетическое и трудовое воспитание. И самое интересное, что дети не замечают специального воздействия, а, следовательно, и не сопротивляются усвоению новых навыков.

Подвижные игры создают атмосферу радости, активные движения, обусловленные содержанием игры, вызывают у детей положительные эмоции. Это позволяет ребенку избавиться от тревог и становиться более общительным.

Подвижные игры позволяют детям отлично «разрядиться» и быть более спокойными и благоразумными в остальное время. Поэтому, у детей, которые достаточно бегают, прыгают и лазают, более выражено проявляются способности к традиционному обучению «за партой».

Именно благодаря подвижным коллективным играм среди малышей проявляются лидеры, «светлые головы» и инициаторы.

Поиграйте!!!

Детская подвижная игра “Колдунчики”. Для игры требуется ровная площадка размером примерно 10×10 метров. Количество игроков от 3 и более.
Перед началом игры выбирают колдуна. Затем играющие разбегаются, а колдун пытается догнать кого-нибудь и осалить (заколдовать).

Осаленный замирает. Расколдовать его могут другие игроки, дотронувшись до него рукой. Но колдун следит за своим пленником, и, как только кто-нибудь снимает чары, он старается снова напустить их. Кроме того, он пытается заколдовать и тех, кто хочет выручить товарища.

Трижды заколдованный игрок становится колдуном.

You have no rights to post comments

Источник: http://ext.spb.ru/2011-03-29-09-03-14/89-preschool/8842-polza-podvizhnykh-igr-dlya-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Польза подвижных игр для детей дошкольного возраста

Значение подвижных игр для малышей сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребёнку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует на девочек и мальчиков на физическом, умственном, социальном и эмоциональном уровне.

Кроме того, правильно выбранная игра под руководством доброжелательного и внимательного наставника позволяет одновременно проводить нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

И самое интересное, что дети не замечают специального воздействия, а, следовательно, и не сопротивляются усвоению новых навыков.

В чём же главная заслуга подвижных игр для детей? Медики считают, что активные естественные физические движения способствуют благотворным физиологическим процессам в организме и улучшению работы всех внутренних органов и систем. Такие дети быстрее развиваются физически, меньше подвержены сезонным простудным заболеваниям и аллергиям. Они растут более сильными, ловкими и уверенными в своих способностях.

Интересно, что если заставлять ребёнка многократно повторять, например, наклоны, то он быстро устанет и станет капризничать.

Если же организовать игру, где требуется также много наклоняться, например, чтобы собирать грибочки или ловить мышей, то дети, увлечённые игрой, не замечают усталости и весело проводят время.

А у них в это время формируются двигательные навыки, развиваются мышцы и суставы.

Психологи уверены, что дети, регулярно принимающие участие в подвижных занятиях, получают положительные эмоции. Это позволяет ребёнку избавиться от тревог и становиться более общительным.

Важно

Важно, что в игре любой ребёнок получает шанс стать раскрепоститься и без опасений попробовать что-то новое для себя, особенно, если взрослый руководитель уделяет равное внимание каждому участнику игры.

Педагоги не сомневаются, что подвижные игры позволяют детям отлично “разрядиться” и быть более спокойными и благоразумными в остальное время. Поэтому, у детей, которые достаточно бегают, прыгают и лазают, более выражено проявляются способности к традиционному обучению “за партой”.

Также очень важно, что любые подвижные игры имеют набор правил и проводятся в группе. Каждый малыш волей или неволей общается со своими компаньонами, приучаясь подчинять законам.

Он с раннего возраста понимает, как важно быть честным и дисциплинированным, а также как хорошо уметь находить общий язык с товарищами и испытывать “чувство локтя”.

Не стоит также забывать, что именно в игре можно неожиданно для ребёнка создать ситуацию, которая потребует инициативы. А это, как известно, позволяет ненавязчиво проводить обучение на самые разные темы.

Залог успеха при этом кроется в том, что ребёнок одновременно изучает теорию и осваивает практику нового для себя вопроса. Поэтому он лучше усваивает учебный материал, при этом, не только осваивая общепринятые приёмы, но и придумывая свои.

Именно благодаря подвижным коллективным играм среди малышей проявляются лидеры, “светлые головы” и инициаторы.

Обратите внимание

“Ходим по кочкам”

Для игры разложите на полу комнаты “кочки” – книги, журналы, большие кольца от пирамиды и т.д. Предложите малышу пройти через болото “по кочкам” к игрушке в другом конце комнаты. Он должен постараться “не замочить” ножки. Сначала “кочек” должно быть много и они должны располагаться близко друг к другу. Постепенно увеличивайте расстояние между ними.

В эту игру ещё проще играть на улице – в этом случае “кочки” можно нарисовать на асфальте мелом или на песке – прутиком. Постепенно уменьшайте размеры “кочек”, а интервалы между ними увеличивайте. Упражнение развивает двигательную активность, способствует совершенствованию координации движений малыша.

“Пройди по линии”

Всем малышам интересно ходить по бордюру или по бревну. В этой игре ребёнку предлагается пройти по “бревну” – в нашем случае это нарисованная на полу линия или верёвка, разложенная в форме большого эллипса, – и пронести, не расплескав, стакан с водой.

Кроме стакана с водой, можно переносить зажженную свечку (стараясь, чтоб не затухла), колокольчик (чтоб не звенел) и т.д. Замечательное упражнение для выработки правильной осанки малыша – положить на голову книгу и постараться пройти так, чтобы книга не упала. Такие занятия способствует развитию координации движений.

Ходьба “восьмёркой”

Совет

Для игры понадобятся кегли или кубики больших размеров. Расставьте их в цепочку с интервалом в 40-50 см друг от друга. Предложите малышу пройти между ними “восьмёркой”. Покажите, как правильно это сделать.

Начинайте с двух предметов, затем постепенно усложняйте игру. Когда фигур много, проходить между ними необходимо по волнистой траектории – то направо, то налево. Игра способствует развитию у ребёнка координации движения, учит замечать и обходить препятствия.

Игры с мячиками

Игры с мячиками всегда нравятся маленьким детям. Делаем “домик” для мячика (например, можно из табуретки, завесив её с трех сторон покрывалом).

Малыш с удовольствием будет пытаться закатить мяч в такие “ворота”. Предлагайте ему каждый раз отходить немного дальше от “ворот”. В другой раз можно сделать туннель из нескольких стульев.

Предложите малышу прокатить мяч по туннелю так, чтобы он выкатился с другой стороны.

Для игры “Лови мячик” приготовьте довольно крупный, но лёгкий мячик. Покажите малышу, как правильно держать руки, чтобы поймать мячик. Для игры “Катаем мячик” садитесь с ребёнком напротив друг друга, расставив ноги.

Катите мяч друг другу. Особенно весело проходит игра, если говорить при этом: “Я даю тебе …” (грушу, арбуз, яблоко и т.д.).

Игры с мячиком способствуют развитию физической активности ребёнка, учат координации движений, развивают воображение.

“Попади в цель”

Обратите внимание

Используйте для этого упражнения надувной круг для плаванья и мячики разных размеров. Удерживая круг в горизонтальной плоскости, предложите ребенку попасть мячиком в дырку. Сначала малыш просто подходит к кругу и кладет мячик в дырку. Понемногу отодвигайте круг, и ребёнок будет учиться бросать мячик. Пробуйте играть с мячиками разного размера и веса.

Попробуйте повторить упражнение, держа круг в вертикальной плоскости. Для игры можно использовать любую корзину, но малышу обычно больше нравится вариант, когда мячик выкатывается.

Читайте также:  Воспитание сына: важные советы психологов для родителей

Источник: http://TeddyDom-Omsk.ru/publ/igrovaja_dejatelnost/cennost_igry/polza_podvizhnykh_igr_dlja_detej_doshkolnogo_vozrasta/19-1-0-49

Портал педагога | “Влияние народных игр на физическое развитие дошкольников”

Автор: Первакова Татьяна Дмитриевна
Должность: инструктор по физической культуре
Учебное заведение: МБДОУ ЦРР Д/С №16
Населённый пункт: город Белореченск Краснодарский край
Наименование материала: консультация
Тема: “Влияние народных игр на физическое развитие дошкольников”
Дата публикации: 28.02.2017
Раздел: дошкольное образование

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций,

обладающий огромной воспитательной силой. Народные игры имеют многовековую

историю, передаваясь из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные

традиции. Они, как правило, основывались на обрядах и народных праздниках. В

народных играх отражался образ жизни людей, их быт, труд, представление о смелости,

чести, выдержке и стремление к победе.

По содержанию все народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. В

народных играх много юмора, соревновательного задора. В них отражается исконная

любовь народа к веселью и удальству. Это определяет педагогическую ценность

народных игр, т.к. доброжелательный смех действует на ребенка сильнее, чем замечания.

Многие из них незаслуженно забыты. Приобщение к народным традициям особенно

значимо в дошкольные годы, поскольку духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость

за свой народ, поддерживает интерес к его истории и культуре, помогает узнать свои

истоки.

Народные игры хорошо развивают физически, укрепляют силу воли и выдержку. Они

вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, развивают

мышление, воображение, активизируют умственную деятельность, воспитывают

активность, сноровку и сообразительность.

Игры создают определенный духовный настрой, интерес к народному творчеству.

Формирует чувство причастности к истории Родины через ознакомление с народными

праздниками и традициями. Развивает нравственные и патриотические чувства, учат

преодолевать неудачи, переживать неуспех.

Народные игры знакомят с различными видами фольклора. Это – считалки, перевертыши,

загадки, зачины, хороводы, заклички, народные песни. Они сохраняют свою

художественную прелесть, эстетическое значение и составляют ценнейший,

неповторимый народный колорит.

Большую помощь по приобщению детей к истокам культуры может принести

сотрудничество с семьей. Первые участники игр малышей – родители. При проведении

развлечений и праздников дети совместно с родителями разучивают слова, готовят

костюмы, знакомятся с правилами игры. Это объединяет семью, наполняет ее досуг новым

содержанием. Помогает родителям лучше узнать своего ребенка, стать его другом.

Народные игры – одно из средств создания положительной эмоциональной атмосферы в

семье между взрослыми и детьми.

Народные игры не требуют сложного оборудования, специально отведенного места и

времени. В соответствии с требованиями ознакомление с этими играми необходимо

проводить постоянно, а не от случая к случаю. Педагог должен сам хорошо знать

народные игры, историю их появления, а также уметь заинтересовать детей. Воспитатель,

кроме всего прочего, должен знать разные варианты одной и той же игры, способы

окончания и начала игры, знать считалки, владеть различными способами сбора детей на

игру. А самое главное – он должен иметь гибкую позицию: он равноправный партнер в

игре, а не равнодушный взрослый, наблюдающий со стороны.

Для подбора игр надо учитывать возраст детей, климатические и сезонные условия,

разновидности движений, физическую и эмоциональную нагрузку.

В начале обучения игре воспитатель должен четко, лаконично и образно объяснить детям

правила, последовательность игровых действий, указать местоположение играющих и

использование оборудования. Необходимо, чтобы ребенок понял смысл игры и вообразил

игровые ситуации, а для этого можно задать один-два уточняющих вопроса. На игру детей

можно собрать зачином, а роли распределить с помощью жеребьевки. Основная часть

времени предоставляется конкретным игровым действиям.

После игры надо подвести итоги, объявить результаты, отметить положительные и

отрицательные стороны, проанализировать игровые действия вместе с детьми.

Обязательно надо положительно отметить поступки тех ребят, кто проявил смелость,

выдержку, ловкость, товарищескую взаимопомощь.

Для детей младших групп рекомендуются элементарные по содержанию и правилам игры.

Основная роль здесь отводится педагогу. В средней группе педагог может усложнить

правила и даже назначить водящего. В средних группах широко используются сюжетные

игры «У медведя во бору», «Кот и мыши» и др. Для детей старших групп игры

усложняются по содержанию, по количеству ролей, вводятся задания на коллективное

соревнование. Дети этого возраста могут быстро переключиться с одной деятельности на

другую, например «День и ночь», «Салки в кругу», «Совушка».

Дети подготовительных групп играют в более сложные игры, развивающие морально-

волевые качества. Они могут придумать и организовать самостоятельно игры, например в

игре «Заморожу», дети придумывают «лыжников» и «конькобежцев», которых заморозить

нельзя, но они могут «разморозить» детей. Дети проявляют свое творчество и в

малоподвижных играх, таких как «Как у дядюшки Трифона», «Жмурки».

Народные игры можно и нужно использовать в работе с дошкольниками, т.к., играя, мы

сохраняем культурное наследие, воспитываем достойных будущих граждан России,

патриотов своего Отечества. А это и есть основы духовно-нравственного здоровья.

Источник: https://portalpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=19478

Использование народных подвижных игр в физическом воспитании и развитии дошкольников

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ПОДВИЖНЫХ ИГР

В ФИЗИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ И РАЗВИТИИ ДОШКОЛЬНИКОВ

Подвижная игра – естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Издавна народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Испокон веков в них ярко отражался образ жизни людей, их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Передовые представители культуры К.Д. Ушинский, Е.А.

Покровский, Д.А. Колоцца, Г.А.

Виноградов, заботясь о просвещении, образовании и воспитании широких народных масс, призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, оригинальность самовыражения того или иного народа, своеобразие языка, формы и содержание разговорных текстов

По содержанию все народные игры классически лаконичны,

выразительны и доступны ребёнку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире, совершенствованию всех психических процессов, стимулируют переход детского организма к более высокой степени развития. Именно поэтому игра признана ведущей деятельностью ребёнка- дошкольника.

Важно

Педагогу следует помнить, что главная его задача заключается в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно.

Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся условиям окружающей среды,

находить выход из критического положения, быстро принимать решения и приводить их в исполнение, проявлять инициативу, то есть приобретают

важные качества, необходимые им в будущей жизни. Актуально звучат слова А.П.

Усовой о необходимости более широкого использования педагогического потенциала народных игр в работе с детьми и недостаточной реализации их потенциала: «В практике воспитания народные игры не занимают ещё должного места…, их положительные традиции почти не используются…» На Руси подвижные игры на протяжении многих веков использовались в народной педагогике как эффективнейшее средство физического совершенствования, восхищавшее и удивлявшее иностранцев, посещающих Московское государство того времени. Так что же такое подвижные игры? По определению Э. Я. Степаненковой, «…подвижные игры с правилами – сознательная, активная деятельность детей, цель которой достигается точным и своевременным выполнением заданий, связанных с обязательным для всех играющих правилами»Существует много взглядов на то, что такое подвижная игра, но нигде мы не встречаем определения русской народной игры (хотя многие

авторы часто упоминают национальные игры, указывая на необходимость

их использования в работе с детьми). А. П. Усова прямо говорит о том, что игры, которые дети заимствуют друг от друга, младшее поколение от более старшего, «созданы народом так же, как песни, сказки. По этому признаку они и называются народными и передаются из поколения в поколение».

Здесь мы видим попытку педагога дать определение русским народным подвижным играм, характеризуя их как передачу жизненного опыта одного поколения другому. На необходимость обратить внимание на народные игры в воспитании детей указывала педагог Е. Н. Водовозова. Она рекомендовала заимствовать игры у своего народа и разнообразить их сообразно с русской жизнью. К.Д.

Ушинский писал: «Обратить внимание на народные игры, разработать этот богатый источник, организовать их и создать из них превосходное и могущественное воспитательное средство – задача будущей педагогики» В содержании народных подвижных игр заключено много познавательного материала, расширяющего кругозор ребёнка и уточняющего его представления.

В них вся игровая ситуация увлекает и воспитывает детей, а встречающиеся в некоторых играх диалоги непосредственно характеризуют персонажей и их действия («Гуси-лебеди», «Коршун и наседка» и др.).

В играх, не имеющих сюжета и построенных лишь на определённых игровых заданиях, также много познавательного материала, способствующего развитию сенсорной сферы ребёнка, мышления, ориентировок («Перебежки», «Палочка-выручалочка», «Школа мяча», «Штандер» и т.д.).

В структуре народной игры выделяется единая цель и одноплановость действия, что подчеркивает классическую простоту такой игры. Народные игры имеют игровой зачин («считалка», «жеребьевка»). Он вводит ребёнка в игру, помогает распределению ролей, служит самоорганизации детей. Не надо забывать, что, считалка – это и проявление словесного детского творчества. Например, считалка Владимирской области:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять, десять.

Выплывает белый месяц,

А за месяцем – луна,

Мальчик девочке слуга.

Ты слуга подай карету, а я сяду и поеду.

Я поеду в город Шую

Привезу гармонь большую.

А как выйду за село, заиграю весело!

Интересны и водилки, сопровождающие некоторые игры. Например, дети Владимирской области во время игры в прятки приговаривали: «На месте кашу не вари, а по городу ходи. Если в город не пойдёшь, никого ты не найдёшь» или «Топор, топор, сиди, как вор, и не выглядывай во двор». Степаненкова Э.Я.

Совет

в методике организации и проведения народных подвижных игр выделяет следующие этапы проведения игры: выбор игры; подготовка к проведению игры; организация играющих и объяснение игры; проведение игры и руководство ею; подведение итогов игры.

Читайте также:  Что нужно знать родителям о распорядке дня годовалого ребенка?

Особое внимание следует уделять ознакомлению дошкольников с новой игрой, при этом следует тщательно планировать предварительную работу, которая может в себя включать:

1. Рассматривание иллюстраций с изображением спортсменов,

космонавтов, военных, то есть представителей тех профессий, которые требуют хорошей физической подготовленности, крепкого здоровья, объясняя при этом полезность занятий физкультурой, спортом, прогулок и игр на свежем воздухе. 2. Рассматривание репродукций с картин, изображающих русских богатырей, игры и забавы детей и взрослых, например, В.М.

Васнецов «Три богатыря», «Витязь на распутье»; В.И. Суриков «Взятие снежного городка», «переход Суворова через Альпы»; Б.М.

Кустодиев «На ярмарке», «масленица», «Хоровод», «Деревенский праздник», а также иллюстрации к русским народным сказкам, былинам, изображающие сильных, смелых, отважных людей; фотографии с изображением жизни и игр детей в прошлом и настоящем. 3. Ознакомление детей с народными промыслами, отражающими быт, труд, отдых русских людей. 4.

Составление коротких рассказов для детей об истории появления русских народных подвижных игр на основе имеющегося литературного материала. 5. Прослушивание записей русских народных песен, записей оркестра

Владимирских рожечников. Использование их на музыкальных занятиях,

на физкультурных досугах, на фольклорных праздниках. 6. В план предварительной работы с детьми можно включить и занятия, связанные с ознакомлением детей с родным городом, краем, Россией. 7. Разучивание русских народных считалок, жеребьёвок, закличек, которые затем могут использоваться в играх. 8.

Можно предложить использовать и такую форму работы как домашнее задание, которое включит в себя посещение детей с родителями исторических мест родного города, разучивание считалок, разговор с родителями, бабушками и дедушками об их детских играх и забавах.

Обратите внимание

Например, можно рассказать детям старшего дошкольного возраста об истории игры Горелки. Свой рассказ начать с того, что игра Горелки была самой распространённой на Руси. Наши предки от крестьянина до боярина забавлялись этой игрой. Даже цари иногда в неё играли.

Ежегодно в самый длинный день лета, летнего солнцестояния – 23 июня – у славян был праздник Ярилы (а позднее Купалы), посвящённый Солнцу. Отсюда и слова:

1 вариант

Гори, гори ясно, чтобы не погасло Стой подоле, гляди в поле: Ходят грачи, едят калачи. Птички летят. Колокольчики звенят Раз, два, не воронь. Беги как огонь!

2 вариант

Гори, гори, ясно Чтобы не погасло. Глянь на небо – Птички летят, колокольчики звенят! Раз, два, три – беги!

3 вариант

Гори, гори, ясно Чтобы не погасло. И раз, и два, и три Последняя пара – беги!

4 вариант

Гори, гори, ясно Чтобы не погасло. Тут гуси летят, на всю Русь кричат. Га, га, га, га, га, га, Не догнать нас никогда!

5 вариант

Гори, гори, ясно Чтобы не погасло. Делай дело – глянь на небо. Облака плывут, журавли зовут: Курлы-си, курлы-си Побежим-ка по Руси.

6 вариант

Гори, гори, ясно Чтобы не погасло. Глянь на небо – птички летят Колокольчики звенят: Диги – диги – диги – дон, выбегай Из круга вон!

Затем можно познакомить детей с правилами игры, при этом не

разучивать заранее слова рифмовки. Как советует А.П. Усова, лучше включить эти слова в проведение самой игры, как сюрприз. При выборе «горящего» можно использовать русскую народную считалку

Заря-зарница,

По морю ходила,

Ключи обронила.

Ключи золотые,

Вещи дорогие.

В процессе самой игры, как рекомендует А.П. Усова, рифмованные слова не проговариваются, а пропеваются, как в старинном варианте. Владимирская область – один из древнейших районов русской земли.

Наш край богат своими традициями, здесь сложено много песен, потешек, забав, пословиц и поговорок, которые скрашивали порой не радостное детство детей.

Важно

Особенно популярными и любимыми на Владимирщине были такие игры, как: «Десяты», «5 камушков», «Шандры» («Штандер»), «Палочки – вышибалочки» и другие, которые развивали у детей мгновенную и правильную реакцию, глазомер, внимание.

Интересны игры с бегом: «Догоняшки», когда водящих становится больше, а бегающих всё меньше и меньше, «Деревяшки», когда нужно встать или сесть на что-то деревянное, а то тебя осалят. А вот в Гусевском районе играли в игру «Ручеёк», где есть интересные слова:

Ходи, Петя, ходи в рай,

Ходи в дедушкин сарай.

Там и пиво, там и мёд,

Там и дедушка живёт.

Первый раз прощается, второй раз – запрещается,

А на третий раз, не пропустим вас!

Такие игры носят познавательный характер, развивают ловкость,

выносливость, учат доброте, гостеприимству.

Таким образом, ознакомление детей дошкольного возраста с народными подвижными играми, в том числе и Владимирскими, приобщает детей не только к физической культуре, развивая ловкость, быстроту, глазомер, быстроту реакции, но и расширяет кругозор, приобщает к культуре родного края.

Радость движения в играх сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств, таких как любовь и преданность Родине.

Игры Владимирской области

1.Цепи кованые (кандалы)

деревня Кол Гусь-Хрустального района Владимирской области Игроки разделяются на две команды. Берутся за руки, образуя две шеренги, стоящие друг против друга на некотором расстоянии.

Затем следует диалог между игроками шеренг: Цепи! – Кованый – раскованный, Кованые! Раскуйте одного! Разорвите нас! Кого? Кем из нас? Братца моего! Колей! Как зовут его? Сережей! Коля (Серёжа) бежит к противоположной шеренге. Стараясь разорвать сцепление руки двух играющих.

Если ему это удается, он с торжеством возвращается в свою шеренгу, уводя с собой одного игрока противоположной команды. Если не удаётся разорвать цепи, то он остается в шеренге соперника. Игра начинается снова.

2. Цапки

С. Слединово Александровского района Владимирской области. Один из игроков – ведущий. Он вытягивает руку ладонью вниз. Каждый из играющих под ладонь ставит свой указательный палец.

Совет

Ведущий припевает: Собирайтесь, колдуны, Под горячие блины. Котик. Жаба. Цапа! При слове «Цапа!» все быстро убирают свои пальцы. А ведущий, сжимая

ладонь, старается их захватить.

Чей палец будет схвачен, тот выбывает из

игры.

3. Чурили

Д. Соколово Александровского района Владимирской области Играющие выбирают двух водящих. Одному завязывают платком глаза, другому дают колокольчик. Затем ведут вокруг них хоровод и поют: Трынцы – брынцы – бубенцы, Позолочены концы.

Кто на бубенцах играет – того «жмурка» не поймает! После этих слов игрок с бубенцом начинает в них звонить и ходить в круге. А «Жмурка» старается его поймать. Как только «Жмурка» его

поймает, их меняют другие игроки и игра продолжается.

Источник: http://ohimii.ru/ispolezovanie-narodnih-podvijnih-igr-v-fizicheskom-vospitanii/index.html

Каталог файлов

Польза подвижных игр для детей дошкольного возраста

Значение подвижных игр для ребенка сложно переоценить, поскольку это замечательная возможность помочь ребёнку развиваться всесторонне. Главное, что увлекательная активная игра комплексно воздействует на девочек и мальчиков на физическом, умственном, социальном и эмоциональном уровне.

Кроме того, правильно выбранная игра под руководством доброжелательного и внимательного педагога позволяет одновременно проводить нравственное, эстетическое и трудовое воспитание.

И самое интересное, что дети не замечают специального воздействия, а, следовательно, и не сопротивляются усвоению новых навыков.

В чём же главная заслуга подвижных игр для детей? Медики считают, что активные естественные физические движения способствуют благотворным физиологическим процессам в организме и улучшению работы всех внутренних органов и систем. Такие дети быстрее развиваются физически, меньше подвержены сезонным простудным заболеваниям и аллергиям. Они растут сильными, ловкими и уверенными в своих способностях.

Интересно, что если заставлять ребёнка многократно повторять, например, наклоны, то он быстро устанет и станет капризничать.

Если же организовать игру, где требуется также много наклоняться, например, чтобы собирать грибочки или ловить мышей, то дети, увлечённые игрой, не замечают усталости и весело проводят время.

А у них в это время формируются двигательные навыки, развиваются мышцы и суставы.

Психологи уверены, что дети, регулярно принимающие участие в подвижных занятиях, получают положительные эмоции. Это позволяет ребёнку избавиться от тревог и становиться более общительным. Важно, что в игре любой ребёнок получает шанс стать раскрепоститься и без опасений попробовать что-то новое для себя, особенно, если педагог уделяет равное внимание каждому участнику игры.

Психологи не сомневаются, что подвижные игры позволяют детям отлично “разрядиться” и быть более спокойными и благоразумными. Поэтому, у детей, которые достаточно бегают, прыгают и лазают, более выражено проявляются способности к традиционному обучению “за партой”.

Также очень важно, что любые подвижные игры имеют набор правил и проводятся в группе. Каждый малыш волей или неволей общается со своими сверстниками, приучаясь подчинять законам.

Он с раннего возраста понимает, как важно быть честным и дисциплинированным, а также как хорошо уметь находить общий язык с товарищами и испытывать “чувство локтя”.

Не стоит также забывать, что именно в игре можно неожиданно для ребёнка создать ситуацию, которая потребует инициативы. А это, как известно, позволяет ненавязчиво проводить обучение на самые разные темы.

Читайте также:  Цели и особенности ролевых игр в детском саду для дошкольников 3–4, 5–6, 7 лет

Залог успеха при этом кроется в том, что ребёнок одновременно изучает теорию и осваивает практику нового для себя вопроса. Поэтому он лучше усваивает учебный материал, при этом, не только осваивая общепринятые приёмы, но и придумывая свои.

Именно благодаря подвижным коллективным играм среди малышей проявляются лидеры, “светлые головы” и инициаторы.

Обратите внимание

“Ходим по кочкам”

Для игры разложите на полу “кочки” –большие кольца от пирамиды, круги. Предложите ребенку пройти через болото “по кочкам” к игрушке в другом конце комнаты. Он должен постараться “не замочить” ножки. Сначала “кочек” должно быть много и они должны располагаться близко друг к другу. Постепенно увеличивайте расстояние между ними.

В эту игру ещё проще играть на улице – в этом случае “кочки” можно нарисовать на асфальте мелом или на песке – прутиком. Постепенно уменьшайте размеры “кочек”, а интервалы между ними увеличивайте. Упражнение развивает двигательную активность, способствует совершенствованию координации движений малыша.

“Пройди по линии”

Всем детям интересно ходить по бордюру или по бревну. В этой игре ребёнку предлагается пройти по “бревну” – в нашем случае это нарисованная на полу линия или верёвка, разложенная в форме большого эллипса, – и пронести, не расплескав, стакан с водой.

Кроме стакана с водой, можно переносить колокольчик (чтоб не звенел) и т.д. Замечательное упражнение для выработки правильной осанки малыша – положить на голову книгу и постараться пройти так, чтобы книга не упала. Такие занятия способствует развитию координации движений.

Ходьба “восьмёркой”

Для игры понадобятся кегли или кубики больших размеров. Расставьте их в цепочку с интервалом в 40-50 см друг от друга. Предложите ребенку пройти между ними “восьмёркой”. Покажите, как правильно это сделать.

  Начинайте с двух предметов, затем постепенно усложняйте игру. Когда фигур много, проходить между ними необходимо по волнистой траектории – то направо, то налево.

Игра способствует развитию у ребёнка координации движения, учит замечать и обходить препятствия.

Игры с мячиками

Игры с мячиками всегда нравятся детям. Делаем “домик” для мячика (например, обруч). Малыш с удовольствием будет пытаться закатить мяч в такие “ворота”. Предлагайте ему каждый раз отходить немного дальше от “ворот”. В другой раз можно сделать туннель из нескольких стульев.

Важно

Предложите малышу прокатить мяч по туннелю так, чтобы он выкатился с другой стороны.  Для игры “Лови мячик” приготовьте довольно крупный, но лёгкий мячик. Покажите малышу, как правильно держать руки, чтобы поймать мячик.

Для игры “Катаем мячик” садитесь с ребёнком напротив друг друга, расставив ноги. Катите мяч друг другу. Особенно весело проходит игра, если говорить при этом: “Я даю тебе …” (грушу, арбуз, яблоко и т.д.).

Игры с мячиком способствуют развитию физической активности ребёнка, учат координации движений, развивают воображение.

“Попади в цель”

Используйте для этого упражнения надувной круг для плаванья и мячики разных размеров. Удерживая круг в горизонтальной плоскости, предложите ребенку попасть мячиком в дырку. Сначала ребенок просто подходит к кругу и кладет мячик в дырку.

Понемногу отодвигайте круг, и ребёнок будет учиться бросать мячик. Пробуйте играть с мячиками разного размера и веса. Попробуйте повторить упражнение, держа круг в вертикальной плоскости.

Для игры можно использовать любую корзину, но малышу обычно больше нравится вариант, когда мячик выкатывается.

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                               Источники:

 Агапова И.А. Подвижные игры для дошкольников/И.А. Агапова, М.А. Давыдова. – М.: АРКТИ, 2008. -124 с.

  Вареник Е.Н. Физкультурно-оздоровительные занятия с детьми 5-7 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2009. – 128с 

http://www.detskiysad.ru/igraem/podvizhnye.html

Источник: http://makalova.ucoz.ru/load/informacija_dlja_vospitatelej/konsultacii/polza_podvizhnykh_igr_dlja_detej_doshkolnogo_vozrasta/8-1-0-170

Ознакомление дошкольников с народными подвижными играми

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 15 «ЗОЛОТАЯ РЫБКА»

Доклад «Обмен опытом своей работы: Ознакомление дошкольников с народными подвижными играми»

Подготовила Каменецкая Елена Евгеньевна

инструктор по физической  культуре,

2013-2014 учебный год

Здоровье детей – будущее страны! В период дошкольного детства у ребенка закладываются основы здоровья, всесторонней двигательной подготовленности и гармонического физического развития.

Необходимо обеспечить воспитаннику возможность сохранения здоровья за период нахождения в детском саду, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по здоровому образу жизни, научить их использовать в повседневной жизни.

Эти основные задачи мы решаем в процессе игровой деятельности детей.

Народная подвижная игра несет одну из важнейших функций – это оздоровление ребенка, развитие физических качеств, воспитывает смелость, мужественность, ловкость, выносливость, выдержку, стремление к победе. Развивает смекалку, находчивость, творческую выдумку. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется уважительное отношение к культуре родной страны.

Поиск новых инновационных подходов к содержанию и организации различных форм физкультурно-оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста обусловил появление разнообразных форм их проведения. Одной из таких форм в нашем детском саду «Золотая рыбка» стало использование народных подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков детей.

Совет

Знакомство детей с народными подвижными играми происходит на развлечениях, которые проводятся 1 раз в месяц в каждой возрастной группе во второй половине дня.

На физкультурных занятиях, прогулках, спортивных праздниках народные подвижные игры закрепляются с детьми. Составлен план – график развлечений на год в каждой возрастной группе, где намечены игры, которым планируется обучить детей.

Создана картотека народных подвижных игр для каждого возраста отдельно.

Мы считаем, что народные подвижные игры можно отнести к разряду оздоровительных, так как они укрепляют различные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшают осанку, способствуют оздоровлению ослабленных детей, создают у ребенка состояние особого психологического комфорта и эмоциональный подъем.

При организации народных подвижных игр мы использовали музыкальное сопровождение, народные заклички, потешки, считалки, и др. Также мы использовали хороводные игры «У дедушки Трофима», «Лягушка», которые способствуют выработке правильного дыхания, точности движений.

Одним из самых интересных  мероприятий было проведение спортивного зимнего праздника « Масленица кривошейка, повстречаем тебя хорошенько!»

На таких праздниках много юмора, шуток, соревновательного задора. Это сплачивает детей, способствует стимулированию физических и психических процессов.

Таким образом, народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе физическое и духовное здоровье.

Использование народных подвижных игр в развитии двигательных умений и навыков детей.

Подвижная игра – это источник радостных эмоций, она вызывает у детей чувство удовольствия, приучает к согласованным действиям. Народные подвижные игры являются традиционным средством педагогики. Сюжеты игр способствуют активному движению детей. В играх ярко отражается образ жизни людей, их быт, национальные устои, смекалка, находчивость, смелость.

Е. А. Покровский, К. Д. Ушинский, Г. А. Виноградов и д. р. призывали собирать и описывать народные игры, чтобы донести до потомков национальный колорит обычаев, своеобразие языка, древнюю культуру народов. Народные игры являются неотъемлемой частью художественного, национального, и физического воспитания дошкольников.

Обратите внимание

Главная задача состоит в том, чтобы научить детей играть активно и самостоятельно. Только так дети приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаются к изменяющимся условиям окружающей среды, находить выход, быстро принимать решение, проявлять инициативу, т. е. дети приобретают важные качества, необходимые в будущей жизни.

Народные игры в сочетании с другими воспитательными средствами представляют собой основу начального этапа формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство, моральную основу и физическое совершенство.

Не один праздник не обходится без спортивных состязаний, эстафет, подвижных игр. Они несут в себе культуру общения, учат быть внимательными, добрыми.

Развивая интерес к народным играм, и продолжая знакомство с ними, например как: «Кисонька», «Гуси-Лебеди», «Серый волк», мы продолжаем развивать творческие способности детей (придумывание разных вариантов игр, усложнение движений), развивать и совершенствовать двигательные умения и навыки детей. Воспитывать красоту, выразительность движений.

Во время проведения народных подвижных игр формируется правильная осанка, умение выполнять движения осознанно, красиво, быстро, ловко.

Развивая потребность в двигательной активности детей при помощи подвижных, народных, спортивных игр, физических упражнений, у детей формируется потребность в ежедневной двигательной деятельности. Воспитывается интерес и любовь к спорту!

Источник: http://tc-sfera.ru/posts/oznakomlenie-doshkolnikov-s-narodnymi-podvizhnymi-igrami

Ссылка на основную публикацию