Примеры игр на развитие речи детей 5 – 6 лет и их роль в подготовке к школе

Словесные игры в подготовке к школе

ПодробностиАвтор: ГалинаКатегория: Подготовка к школе

 Одна из проблем современных первоклассников неумение воспринимать и удерживать в оперативной памяти инструкцию. В школе эта трудность будет выглядеть так.

Учитель говорит, что делать, а ребёнок не запоминает, запоминает не полностью, вкладывает в слова учителя иной смысл. В результате работа не выполняется или выполняется с ошибками.

А помочь совсем просто. Подготовка к школе должна включать вот такие игры со словами.

Словесная игра «Запомни-повтори-ответь»

Ход игры. Взрослый говорит фразу (предложение). Ребёнок повторяет в точности. Взрослый задаёт вопрос. Ребёнок отвечает. Ответ может быть односложным (одним словом) или фразой.

Стимульный материал для словесной игры

Ответь: Кто? Куда?

1. Птица летит в гнездо.
2. Рыба плывёт в море.
3. Бабочка села на цветок.
4. Девочка пошла в школу.
5. Муравей спешит в муравейник.
6. Вася отправился в путешествие.

 Ответь: Что? Куда?

7. Шарик улетел в небо.
8. Книга поставлена на полку
9. Ракета полетела на Марс.
10. Чашка упала на пол.
11. Пчёлки жужжат в саду.
12. Ася сидит на лавочке
13. Самолёт летит в небе
14. Книга стоит на полке.
15. Бантик завязан на косичке.
16. Медведь на поляне ест малину.
17. Маша на балконе поливает цветы.
18. Гусята во дворе щиплют травку.
19. Мама в магазине покупает продукты.
20. На дереве сухая ветка.
21. Маленький ребёнок спит в кроватке.

Таких простеньких предложений можно, как говорят дети, «напридумывать видимо-невидимо». Для поддержания мотивации меняйтесь с ребёнком ролями. Ему будет интересно вас поучить.

Словесная игра «Запомни-повтори-ответь». Усложнение 1

Когда дети получат некоторый опыт, можно взять коротенький рассказ и зачитать ребёнку так: вы читаете предложение за предложением, он повторяет и отвечает на вопросы.

1. Жила в лесу рыжая лисица. Кто? Какая? Где?
2. Подкарауливала лисица зайцев и ловила. Кто? Что делала? Кого?
3. Решили зайцы лисицу прогнать из леса. Кто? Что сделать? Кого? Откуда?
4. Спрятались хитрые зайцы в кустах. Кто? Какие? Где?
5. Дождались зайцы лисицу и очень громко закричали. Кто? Кого? Что сделали?
6. Лисица испугалась и убежала. Кто? Что сделала?

Словесная игра «Запомни-повтори-ответь». Усложнение 2

Рассказ можно усложнить. К примеру, взять не сюжетный, а описательный рассказ.

1. Одуванчик расцветает весной раньше многих цветов. Что? Когда?
2. Сначала из земли прорастает розетка листьев. Что? Откуда?
3. Листья у одуванчика длинные с зубчиками по краю. Что? Какие?
4. Потом вырастает длинный стебелёк с бутоном. Что? Какой?
5. Стебелёк вытягивается вверх к небу и солнышку. Что? Что делает? Куда? К чему?
6. Скоро бутон распускается Что? Когда?
7. На свет появляются мелкие, похожие на трубочки, жёлтые цветы. Что? Какие? Ещё какие? Что делают? Куда?
8. Цветок похож на маленькое солнышко. Что? На что? Какое?
9. А потом  желтые цветы превращаются в белые парашютики и разлетаются в далёкие края. Что? Какие? Куда? Что делают?

Если продготовишка уже читает, такие словесные игры помогут ему

  1. научиться быстро и правильно «схватывать» смысл текста;
  2. пересказывать, не теряя последовательности событий;
  3. удерживать в оперативной (т. е. на короткий промежуток времени) памяти большие куски текста, чтобы записать их в тетради,
  4. Пополнят словарный запас, также очень бедный у современных детей.

Понятно, что для грядущих диктантов польза невероятная.

Вариант словесной игры «Запомни-повтори-ответь» для читающих подгототовишек и школьников: ответы на вопросы искать в тексте.

Словесные игры – большая польза при подготовке к школе.

Источник: https://mama-pomogi.ru/obuchenie/podgotovka-k-shkole/slovesnyie-igryi-v-podgotovke-k-shkole

Задания по развитию речи для детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет

К концу дошкольного детства заканчивается формирование звуковой культуры, произношение будущего первоклассника должно быть совсем как у взрослого. Но развитие речи ребенка 6-7 лет продолжается, если родители и педагоги создают для этого нужные условия.

Период подготовки к школе должен сопровождаться увеличением активного словаря, тренировкой использования правильных грамматических конструкций и сложных предложений, развитием способности рассуждать. Эти качества — залог успешного обучения в школе, поэтому с ребенком необходимо проводить логопедическую работу даже в том случае, если все звуки он уже произносит правильно.

Упражнения и задания по развитию речи для дошкольников 6-7 лет можно распечатать и использовать как вариант домашней подготовки к школе.

Задания для развития речи

Для развития речи детей 6-7 лет можно использовать любые темы, но уровень сложности лексического материала должен соответствовать старшему дошкольному возрасту.

Грибы

Боровик — боровичок Груздь — груздочек Корзина – Моховик – Поляна – Лес –

Поганка –

Масленок, груздь, гриб, сыроежка. Куст, трава, дерево, озеро.

Варить, сушить, солить, убирать.

Масленок — маслята Опенок – Подберезовик – Лисичка – Лукошко –

Пенек –

  • Найди самое короткое слово:

Подберезовик, подосиновик, гриб, сыроежка. Береза, мох, поляна, опенок.

Пенек, опушка, мох, полянка.

  • Объясни, почему одна картинка здесь лишняя:
  • Раскрась шляпки сыроежек так, чтобы между розовой и зеленой оказался самый большой гриб, а зеленая была бы рядом с желтой:

Ягоды

Варенье из земляники — земляничное из клюквы – из смородины – из клубники – из малины – из брусники –

из черники –

Черника – Клубника – Малина – Крыжовник – Брусника –

Клюква –

  • Сосчитай по порядку (до 5)

Одна сладкая земляничка — две сладкие землянички — три …. Один куст крыжовника – Один стакан варенья –

Одна сушеная малинка –

Сок из черники — черничный Из малины – Из клубники – Из клюквы – Из брусники – Из смородины –

Из крыжовника –

  • Пронумеруй картинки по порядку, расскажи по ним историю:
  • Раскрась одинаковые ягоды одним цветом, нарисуй нужную в пустой клеточке, объясни свой выбор:

Деревья и кустарники

Еловый, дубовый, малиновый, сосновый. Березовая, липовая, осиновая, смородиновая.

Дуб, ольха, шиповник, ясень.

Клен — кленовый, Дуб – Ольха – Сосна – Береза – Каштан –

Рябина –

Высокий дуб – Старая ель – Прямая береза –

Низкий кустарник –

Много берез — березняк, много елей – много дубов – много сосен –

много осин –

Пронумеруй картинки и расскажи о березе и временах года:

  • Ягодка растет не под елкой и не под сосной, а грибок — не под березой и не под сосной. Что где растет?

Овощи

В огороде бабушка вырастила: огурцы, баклажаны, … В овощном отделе продаются: картофель, помидоры, редис, ….

Осенью собирают: свеклу, морковь, ….

Сажать — сажал — сажала Копать – Собирать – Удобрять – Пропалывать –

Растить –

Сок из моркови — морковный Из свеклы – Из тыквы – Из томатов –

Из овощей –

Баклажан — баклажанчик, редиска – помидор – огурец – горох – чеснок – тыква –

капуста –

  • На какой картинке нарисованы луковицы, которые мама посадила раньше других? Почему ты так решил?
  • На какой картинке нарисована свекла, которую мама посадила позже других? Почему ты так решил?

Фрукты

  • Чем похожи и чем отличаются

Апельсин и грейпфрут Апельсин и мандарин Апельсин и лимон Яблоко и айва

Персик и абрикос

Джем из апельсинов — апельсиновый, из груш – из лимонов – из яблок – из ананасов –

из персиков –

  • Найди самое короткое слово

Апельсин, ананас, манго, яблоко. Груша, абрикос, грейпфрут, киви.

Персик, банан, сок, лимон.

Фрукты можно: варить, сушить, покупать, собирать … В саду собирают: апельсины, яблоки, персики … Я знаю экзотические фрукты: манго, киви, помело … Фруктовым бывает: сок, пирог, компот, йогурт …. Фруктовой бывает: пастила, корзинка, жевательная резинка …

Фруктовое бывает: пюре, повидло, мороженое …

  • Посчитай по порядку (до 5)Один апельсиновый цукат — два апельсиновых цуката — три …. Одна персиковая косточка – ….Одно лимонное пирожное – ….
  • Собери фрукты в корзинку, ягоды — в тарелку, овощи — в коробку:
  • Назови все фрукты, которые изображены на картинке. Какие из них бывают красными?

Птицы

Гусь — гуси ворона – лебедь – скворец – грач – воробей –

синица –

Птенец — птенчик гнездо – перо – зерно –

ветка –

  • Найди слово, которое короче других:

Ворона, сорока, гусь, гагара. Синица, трясогузка, поползень, сова.

Дятел, лебедь, орел, снегирь.

Птица — певчая, перелетная, юркая, …. Гнездо — прочное, большое, старое ….

Кормушка — деревянная, просторная, прочная, …

Перо журавля — журавлиное утки – павлина – воробья – голубя – страуса –

лебедя –

  • Чем похожи и чем отличаются:

Ворона и гадка Курица и павлин

Гусь и лебедь

Посмотри внимательно и попробуй найти ошибки художника:

Найди в каждом ряду ту птицу, которая не подходит к остальным. Объясни свое решение.

Домашние животные

Собака любит – Кошка умеет –

Лошадка может –

  • Посчитай по порядку (до 5)

Одна ласковая кошечка – Один домашний кролик – Один стремительный конь –

Одна задумчивая корова –

Назови мам и малышей:

Овца — ягненок, Коза – Корова – Лошадь – Кошка – Собака –

Свинья –

Корова — коровник Лошадь – Свинья – Кролики –

Собака –

  • Найди самое короткое слово:

Кот, собака, корова, лошадь. Кролик, свинья, бык, кошка.

Коза, конь, овца, собака.

Много овец — отара Много коров – Много лошадей –

Много собака –

  • Назови всех животных, которые спрятались на картинке и вспомни названия их малышей.
  • Сравни и опиши щенков из каждой пары. Чем они похожи и чем отличаются?

Дикие животные

У лисы — лисий и лисьи У зайца – У медведя – У волка – У белки – У барсука –

У лося –

Лисья — нора Медвежья – Беличье –

Волчье –

Волк — воет, бежит, рыщет,… Заяц – Медведь –

Белка –

Лиса — хитрая, ловкая, быстрая, пушистая, … Нора – Берлога –

Медвежонок –

  • Опиши следы каждого зверя или птицы, чем они отличаются от других.

Найди на картинке лишнее изображение. Объясни свой выбор.

Одежда

Назови ласково:

Шарф — шарфик, Комбинезон – Пальто – Блузка – Шапка – Юбка –

Брюки –

Шуба — меховая Блузка – Юбка – Свитер – Халат –

Куртка –

Верхняя одежда – пальто, шуба, плащ, … Домашняя одежда – Праздничная одежда –

Рабочая одежда –

Шапка — шапки — много шапок Шарф – Платье – Рубашка – Шуба – Пальто –

Брюки –

Назови все нарисованные предметы и найди среди них лишний.

  • Расскажи, когда нужно надевать каждый из этих предметов одежды.

Обувь

Сапоги бывают — резиновые, кожаные, осенние,… Ботинки бывают – Туфли бывают – Кроссовки бывают – Измени по образцу Сапоги — нет сапог Босоножки – Чешки – Валенки – Кроссовки –

Туфли –

Кроссовки — кроссовочки Туфли – сапоги – тапки – валенки –

ботинки –

  • Посчитай по порядку (до 5)

Один резиновый сапог — два резиновых сапога — три резиновых сапога -….. Один новый ботинок –

Одна красная туфелька –

  • Найди нужную парную картинку:

Данные упражнения  и картинки для развития речи ребенка 6-7 лет можно распечатать и превратить в развивающие карточки, которые удобно использовать для игр и занятий. Интерес вашего сына или дочки к такому увлекательному материалу будет способствовать его быстрому и прочному усвоению.

Игры

Перечисленные упражнения для развития речи полезно дополнять дидактическими играми. Например, такими:

Подберите любые предметные картинки, 20-30 штук. Разложите их на столе перед ребенком и предложите сочинить сказку. Каждый играющий берет изображение и сочиняет одно-два предложения, используя выбранное изображение. Следующий выбирает другую карточку и продолжает историю, «вплетая» в сюжет новое изображение. Игра продолжается до тех пор, пока картинки не закончатся.

Попросите ребенка придумать как можно больше риф к какому-нибудь слову. Если он хорошо справится с этим заданием, то игру можно немного усложнить и попробовать сочинить короткие веселые стишки (с парой рифмующихся слов).

Пусть ребенок расскажет вам о том, чего не бывает на самом деле. Полезно фантазировать про сказочные миры, космос. Динозавров. Подойдет любая тема, которая не связана с непосредственным опытом будущего школьника. Эта веселая игра — отличное упражнение для развития речи и воображения.

Нужно выбрать одну тему и попробовать вспомнить все слова, связанные с ней. Можно предложить перечислить всех насекомых, грибы, сказочных принцесс, предметы одежды или обуви.

Скороговорки

Если вы хотите помочь своему сыну или дочке научиться говорить красиво, то стоит обязательно учить вместе с ними скороговорки для детей, подобранные по возрасту.

Вот несколько примеров:

Эти скороговорки помогают не только автоматизировать сложные звуки, но и являются отличным «тренажером» памяти.

Эффективная подготовка к школе современного будущего первоклассника должна обязательно включать задания, направленные на развитие речи.

Обратите внимание

Данная подборка заданий и игр поможет вам организовать полезные и увлекательные занятия с ребенком, распечатывайте их и используйте дома, на даче, во время поездки или прогулки.

Читайте также:  Артикуляционные упражнения для звука р

Результаты регулярных тренировок появятся очень быстро и помогут заранее подготовиться к будущим школьным нагрузкам.

Источник: https://orechi.ru/razvitie-rechi/zadaniya-igry-po-razvitiyu-rechi-dlya-detej-6-7-let

Речевое развитие ребёнка с 6 до 7 лет: особенности и симптомы нарушений

Развитие речи детей от 6 до 7 лет

Развитие речи у детей 6–7 лет приводит к тому, что шестилетний ребёнок свободно общается и со своими сверстниками и взрослыми. Если тема разговора детям знакома, они могут свободно его поддержать, щедро делясь своими знаниями по проблеме и пока ещё небольшим опытом.

В этом возрасте происходит интенсивное развитие мышления, что самым тесным образом связано со становлением речи. Ребёнку 6 лет жизненно необходимо общение со взрослым, когда с ним можно обсудить всё, что происходит вокруг: предметы, явления и взаимоотношения с людьми.

Игра по-прежнему является главной деятельностью для шестилетнего дошкольника. Только в игре он усвоит и поймёт новый материал во много раз быстрее, чем во время занятий, имитирующих школьные уроки.

Для игр со сверстниками и с детьми постарше нужна развитая речь, иначе очень непросто наладить тесное взаимодействие, удовлетворить очень важную для маленького человека потребность в общении, в выражении эмоций.

В конце дошкольного детства речь становится важным средством коммуникации.

Особенности речи шестилетних детей

В этом возрасте уровень детской речи находится в прямой зависимости от речевой культуры взрослых, которые окружают дошкольника.

Если речь близких людей грамматически правильна, в ней часто встречаются яркие эпитеты, она богата по своему содержанию, если взрослые своевременно исправляют ошибки ребёнка, можно с полной уверенностью сказать, что и детская речь будет обладать подобными качествами.

Словарный запас

Дети в этот период имеют в активном словаре от трёх до пяти тысяч слов.

Не стоит считать, что весь этот лексикон старшие дошкольники употребляют в повседневной речи, чаще всего их обыденный словарь несколько скромнее.

Не во все слова дети вкладывают правильный смысл, встречаются и ошибочные толкования значений. Иногда их речь бывает засорена просторечными или жаргонными выражениями и оборотами.

Нужно стремиться к тому, чтобы шестилетние дети употребляли слова со смыслом, использовали яркие выражения, например, «на скорую руку», «ни свет, ни заря», знали, что некоторые слова имеют образные значения, например, «солнце село», «бегут минутки». Русский язык, несмотря на то что он считается одним из самых трудных из-за множества правил и исключений из них, чрезвычайно богат и красив. Помочь ребёнку овладеть этим богатством – самая важная задача родителей и педагогов.

Грамматический строй

Хотя речь шестилетнего ребёнка становится все совершеннее, в ней по-прежнему встречаются ошибки. Дети не всегда могут правильно склонять слова по падежам и числам: «нет подругов», «много перчатков», «около домах».

Если слово несклоняемое, с ним тоже могут возникнуть трудности, например, «нет пальта», «в кине видели». Детские высказывания, состоящие из простых предложений, сменяются сложными предложениями.

Важно

Например, «Мы вчера ходили на прогулку и увидели на озере красивые кувшинки» или «Дай мне машинку, но только не синюю, а красную, потому что она быстрее едет».

Педагоги, работающие с детьми, и неравнодушные родители уже могут сказать, у какого ребёнка есть ценнейшее качество – «чутье родного языка», когда дети могут спонтанно употреблять новые слова, изменять их в соответствии с уже усвоенными нормами и правилами, подсознательно ориентируясь на звучание и форму слова. Они получают удовольствие от каламбура, когда вместо одного значения слова используется другое, сходное по звучанию. Помните бессмертные строчки про человека рассеянного: «Глубокоуважаемый вагоноуважатый, вагоноуважаемый глубокоуважатый! …Нельзя ли у трамвая вокзал остановить»?

Связная речь

Эта область детской речи в конце дошкольного детства расцветает буйным цветом.

Для ребят не составляет труда самостоятельно пересказать художественное произведение, содержание фильма, описать предмет, игрушку, придумать сказку, описать то, что он чувствует в разных ситуациях.

Очень полезное качество, появляющееся в этом возрасте – чувство предвидения, когда дети могут рассказать о том, что вот-вот произойдёт или могло бы произойти, но ещё не случилось, или придумать продолжение начатой взрослыми истории.

Ещё одно достижение – объяснительная речь, когда требуется, например, объяснить сверстникам правила подвижной игры, договориться о ролях в сюжетной игре или в представлении настольного театра.

Здесь требуется особая точность высказываний, логичное определение последовательности действий.

Например, объясняя правила игры «Третий лишний», нужно держать в уме порядок расстановки игроков, то, как и при каких условиях они меняются, кто считается победителем, кто выбывает из игры.

Фонетика детской речи

Звуки родного языка на этом возрастном этапе практически полностью произносятся без ошибок. Дети освоили и чётко произносят все слова, в большинстве случаев в соответствии с нормами литературного произношения. Они могут говорить медленно и быстро (скороговорки), громко и тихо, освоили шёпотную речь, широко используют интонацию.

Изредка могут встречаться такие фонетические проблемы:

  • Смазанное произношение слов и фраз, нечёткость окончаний. Такой дефект чаще всего встречается у тех, кто недавно освоил произношение всех звуков, и у детей с быстрым темпом речи;
  • Нечёткая дифференциация звуков на слух, когда ребёнок путает местами пары звуков: [с]-[ц], [л]-[р], [з]-[ж], [с]-[ш], [ц]-[ч] и другие при произнесении слоговых цепочек, например, са-за-са, ла-ра-ла, за-за-жа, са-ша-са, ча-ча-ца и другие.
  • Неправильно поставленное ударение: шОфер – шофЁр, звОнит – звонИт.

На этапе от 6 до 7 лет нужно уделить особое внимание формированию фонематического слуха, умения делать звуковой анализ: выделять из слов отдельные звуки, а из предложений — слова; последовательно называть звуки в словах; определять место звука в слове, делить слова на слоги. Эти навыки – основа для обучения грамоте, они нужнее для ребёнка, чем знание букв. Без этих умений ребёнок не читает, а механически заучивает слоги и слова.

Подготовка дошкольника к чтению и письму

Несмотря на то что программа первого класса рассчитана на детей, которые приходят в школу не зная ни одной буквы, родители стремятся, чтобы их дети пришли к школьному порогу уже читающими и, желательно, пишущими. Они мотивируют это тем, что пока ребёнок достигнет беглости чтения, ему будет непросто прочитать и понять задания в других учебниках: по математике, по ознакомлению с окружающим миром.

К сожалению, часто приходится видеть, как дошкольной подготовкой занимаются те, кто не имеет ни малейшего представления о возможностях детей в 6–7 лет. У таких «горе-преподавателей» ребёнок начинает осваивать чтение, не имея навыков анализа слов, не умея определить из каких звуков состоит слово.

Подготовка к обучению письму

Для обучения письму не так важны многочисленные упражнения в прописях, как специальные задания по развитию мелкой моторики и установлению связи между глазом и рукой:

  • Расстегивание и застегивание пуговиц, сложных застёжек, шнуровка;
  • Собирание моделей конструктора, например, «Лего» по предложенному образцу;
  • Плетение из ткани, ниток, бумаги;
  • Отвинчивание и завинчивание болтиков и шурупов детского конструктора;
  • Штриховка, раскрашивание рисунков;
  • Выкладывание по образцу мозаики;
  • Написание графических диктантов.

Желательно, чтобы ребёнок хорошо ориентировался на плоскости листа, мог провести линию по клеточкам вверх, вправо, влево, вниз. Эти умения пригодятся, когда он начнёт осваивать правильное написание букв и цифр.

Подготовка к обучению грамоте

Начинать этот сложный процесс нужно не с показа букв, а с умения слышать звуки речи. Совсем непросто объяснить ребёнку, что такое слово – его нельзя потрогать или увидеть.

Можно поиграть в словесные игры «Подскажи словечко», «Закончи строчку». Когда дети поймут, что такое слово, их нужно учить выделять из слова звуки.

Для этого тоже используют различные игры, где взрослый произносит слова, выделяя какой-нибудь звук. Задача ребёнка – определить есть этот звук в слове или нет.

Совет

Постепенно усложняя задачу, детей учат искать эти звуки в начале, в конце, и в середине слова. Для звукового анализа слова нужны карточки с нарисованными клеточками и фишками двух цветов из картона.

Начинать нужно с простых по звукослоговому строению слов, например, состоящих из трёх звуков: кот, дом, дым, лук, шар, где эти звуки произносятся чётко и ясно. Произнося слово, взрослый интонационно подчёркивает все звуки по порядку. Ребёнок должен назвать звук и закрыть фишкой клеточку.

Эта работа не терпит спешки и небрежности, нужно учитывать интеллектуальные особенности ребёнка, более способному надо давать более сложные задания, пассивному – предлагать помощь, не отпугивая от выполнения работы.

Закрепив эти умения, взрослый учит детей различать гласные и согласные звуки (произношению одних мешает язык, губы, зубы, а другие произносятся без помех), мягкие (губы больше улыбаются) и твёрдые, звонкие (есть вибрация) и глухие звуки. Фишки для звукового анализа слова уже становятся разноцветными: красные (гласные), синие (твёрдые согласные), зелёные (мягкие согласные). Слова для анализа уже предлагаются более сложные — из 4–5 звуков.

Постепенно мы усложняем задания, взрослый выкладывает схему слова, а ребёнок должен или подобрать картинки к ней, или придумать своё слово. Можно, играя, помочь вопросами, которые подводят к придумыванию слова. Собираем лесенку, придумывает слово где заданный звук находится на первом, втором, третьем и т.д. месте.

Придумываем цепочки, подбираем слово на последний звук, например, санки-ива-август-топор-ранец-цветы. И только после прочного усвоения этих умений можно начинать знакомство с буквами. Для обучения слоговому чтению удобно использовать специальное пособие.

Это и кубики Чаплыгина, и всевозможные предметы, состоящее из листа картона с окошками, в которые протягивается полоска с гласными буквами и вторая – с согласными буквами. Полоски двигаются, образовывая слоги.

Вот такой важный подготовительный период предшествует обучению грамоте. Миновать этот этап не получится, подобные упражнения помогают детям легко овладеть навыками чтения и безошибочного письма, что способствует нормальному обучению по школьной программе.

Норма развития речи в период от 6 до 7 лет

Дети седьмого года жизни могут без труда подобрать слова, близкие по смыслу и противоположные по значению. Они отлично пользуются возможностями голоса, могут придавать своим высказываниям различные оттенки интонации, говорить шёпотом, громче и тише, быстрее и медленнее. Они легко описывают предметы, явления и особенности своих взаимоотношений со взрослыми и сверстниками.

В этом возрасте они могут полным и развёрнутым ответом ответить на вопросы взрослых, облекая свои мысли в чёткую и ясную форму. Они не только легко пересказывают литературные произведения, но и сами могут сочинить сказку и рассказ, придумать для них начало и конец. При пересказе эти дети последовательны и логичны, не отклоняются от основной сюжетной линии.

Нарушения речевого развития детей и их профилактика

Для детей с задержкой речевого развития в возрасте 6 лет, характерны следующие недостатки усвоения родного языка:

  • Отсутствие большого количества звуков или замена одних звуков другими, может недоставать несколько звуковых групп: свистящих, шипящих, сонорных (р, л);
  • Слова из 4–6 слогов произносятся искаженно, в них не хватает звуков и целых слогов, слоги могут переставляться, заменяться другими (молоток — мотолок, простокваша — постоквашина, регулировщик — легуровщик);
  • Словарный запас беден, в нём не хватает сложных существительных, очень мало прилагательных, отмечается большое количество замен (чашка — кружка, аист — цапля, клубника — земляника, юбка — платье, лось — олень, готовит — варит, шьёт — вышивает, большой — высокий, широкий — длинный);
  • В предложениях часто пропускаются предлоги, высказывания малопонятны, дети не в состоянии озвучить то, что они думают.

Чтобы отставание в речи детей 6 лет не стало для них фактором будущей неуспеваемости, нужно заранее позаботиться о стимуляции речевого развития.

Детей учат произносить пословицы, скороговорки, поговорки, декламировать стихи, пересказывать прочитанные произведения, инсценировать сказки.

С ними играют в различные словесные игры: «Скажи наоборот», «Третий лишний», «Живое-неживое», «Скажи по-другому» и другие.

Обратите внимание

Если родителям хочется, чтобы у их малыша была содержательная речь, нужно как можно больше читать ему, подбирая для этого лучшие произведения детской литературы.

Ни одно прочитанное произведение не должно пройти незамеченным, надо побеседовать по его содержанию, обратить внимание на яркие эпитеты, сравнения, метафоры, объяснить значение непонятных слов.

Ребёнку загадывают загадки, просят составить рассказ по картинкам, самостоятельно составить предложение. При этом родители внимательно следят за речью детей, не оставляя без внимания любые ошибки.

Все дефекты произношения должны быть исправлены до школы, иначе возникнут трудности при освоении чтения и письма, и вам придётся искать логопеда, который поможет преодолеть проблемы, избежать которых можно было ещё до школы. У нас есть такие специалисты, мы будем рады помочь вашему ребёнку в трудностях усвоения письменной речи, но всё же лучше позаботиться об этом вопросе заранее и предупредить проблему.

Развитие речи 6–7 лет – яркое свидетельство вложенных в развитие ребёнка сил родителей и педагогов. Овладение речью поможет будущему первокласснику успешно овладеть школьной программой.

Совершенствование речевых умений в этом возрасте не заканчивается, оно будет продолжаться на протяжении всей жизни человека.

Богатый словарь, правильная речь, умение интересно высказываться и передавать свои мысли другим – достойный итог речевого развития дошкольника и прочный фундамент для успешного начала школьной жизни.

Источник: https://OurKids.ru/razvitie/4-7/rech-6-let/

Роль развития речи детей к подготовке детей к школе

Категория: Учитель-логопед Голубева О.В. Опубликовано: 21.02.2015 Просмотров: 2811

Читайте также:  Как весело рассказать детям о профессиях

Речь – это форма мышления. Основная функция речи – общение, сообщение или, как принято говорить, коммуникация. Готовность или неготовность ребенка к обучению в школе во многом определяется уровнем его речевого развития. Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения.

Среди некоторых родителей часто бытует ошибочное мнение, что если ребёнок знает цифры и названия букв и немного их пишет, то это означает, что он готов к школе. Однако освоение ребёнком этих навыков и знаний не является достаточным условием и критерием его подготовленности к школе.

Важно

Помимо знания цифр и букв есть нечто более важное, что подчас упускают родители в их работе по подготовке детей к школе. Это – устная речь ребёнка, развитие которой является необходимым условием для успешного усвоения им письменной речи (чтения).

Будущий школьник должен иметь достаточный словарный запас (к 6-7 годам это 3000-7000 слов), уметь грамотно и логично излагать мысли, запоминать и читать стихи, а также пересказывать короткие тексты. От степени богатства и грамматической правильности устной речи ребёнка зависит понимание им прочитанного.

Иными словами, каждому ребёнку необходимо обладать к началу занятий в первом классе школы достаточным уровнем развития связной устной речи и мышления. Речь включается во все виды деятельности, в том числе и познавательную.

У ребенка интенсивно развиваются все стороны речи: словарь, звукопроизносительная сторона речи, грамматический строй; просодический компонент (ритмико-интонационная окраска речи), фонематический слух, связная речь. Если речь сформирована, то это помогает в будущем при обучении в первом классе избежать проблем с письменной речью (дизлексий, дизграфий).

Если у ребёнка недостаточно сформирована любая из сторон речи, а тем более несколько – это неизбежно приведёт к проблемам в обучении: плохой успеваемости, неусвоение программы обучения в первом классе и нарушения письменной речи. Дизграфия и дислексия очень сложно поддаются коррекции, и лучше их предотвратить в дошкольном возрасте, чем в дальнейшем корректировать.

При поступлении в школу ребенок должен овладеть правильным, четким звукопроизношением; умением слышать и различать звуки родного языка; выделять гласные и согласные звуки, мягкий, твердый, звонкий, глухой; умением правильно строить простое предложение; овладеть пересказом рассказа, сохраняя смысл и содержание; составлять рассказы или сказки по картинкам (или серии картинок); составлять самостоятельно рассказ-описание.

Речь всех членов семьи – это первый образец, которому подражает ребенок. Поэтому очень важно правильно произносить слова, верно ставить ударение, употреблять в речи разнообразные обороты, прилагательные, глаголы.

Не употреблять ненормативную лексику или некультурные, слэнговые слова (слова уже существующие, но употребляемые неверно, характерные для подростков, профессиональных групп).

Совет

Очень важно, чтобы речь ребёнка понимали не только члены семьи , но и сверстники и взрослые, чтобы он умел грамотно оформлять своё высказывание, и вести диалог. Имел образец культурной грамматически верно оформленной речи.

Старший дошкольный и подготовительный возраст – это время, когда необходимо обратить внимание на различные нарушения устной речи ребенка, чтобы проводить логопедическую работу не только в детском саду с воспитателями и специалистами, но и дома с родителями и ближайшим окружением. Ведь в этом возрасте закладываются основы для дальнейшего обучения.

Учитель-логопедГолубева Ольга Викторовна

МАДОУ «Детский сад» с.Песь

Источник: http://sad-pes.ru/rekomendatsii-spetsialistov/27-uchitel-logoped-golubeva-o-v/116-rol-razvitiya-rechi-detej-k-podgotovke-detej-k-shkole

Подготовка к школе: обогащаем речь ребенка

Люба подобрала своему сыну гимназию, недалеко от дома, да еще с бассейном. Саша благополучно прошел собеседование. Он умел читать, считать и немного писать. Но логопед на отрез отказалась вынести свой положительный вердикт, ссылаясь на то, что ребенок плохо ориентируется во временных понятиях, его речь скудна и немногословна.

У ребенка плохо развито словообразование, и он с трудом может описать предмет, составить рассказ по картинке. И маме и логопеду было понятно, что проблема не в умственном развитии ребенка, а в отсутствии навыков, которыми необходимо обладать перед школой. Например, вы научились вышивать и знаете, как это делается, но пока ваша работа идет медленно и выглядит неаккуратно.

То же самое было и с речью Саши. Он знал или имел общее представление, скажем, как от слова образовать уменьшительно-ласкательную форму, но не применял этого в речи. Он знал прилагательные, наречия, но никогда ими не пользовался. Если он описывал какое-нибудь действие, то только глаголами: «Он увидел, побежал, догнал, взял».Люба убедила логопеда назначить ей еще одну встречу в августе.

Она обещала подтянуть Сашу за лето, и обратилась к районному логопеду. Та рассказала, каким проблемам в речи ребенка надо уделить особое внимание, какую литературу стоит прочесть и по каким методикам заниматься.Саша вместе с мамой одолел за лето необходимый объем знаний. И все то, что он знал до этого, теперь систематизировалось.

Он отслеживал свою речь и старательно вставлял в нее непривычные для него слова. Вместо обычного высказывания: «Зима – это когда идет снег, а лето – это, когда тепло». Он говорил: «Зима и лето – это времена года. Зимой холодно. Вот почему замерзает вода, и осадки выпадают в виде снега». Речь Саши сильно изменилась. Вместо коротких обрывочных фраз пошли сложноподчиненные предложения.

В августе Саша благополучно прошел собеседование с логопедом и был принят в гимназию. Задача была решена и цель достигнута. Но сколько усилий потребовалось Саше и его маме!Все лето ежедневно, час-полтора они занимались речью. Согласитесь, это большая нагрузка для ребенка шести лет. Они находились в жестких временных рамках. Это нагнетало атмосферу и привносило в занятия нервозность.

Всего этого можно было избежать, если бы нужный объем знаний Саша усвоил не в течение трех летних месяцев, а в течение года.Давайте поговорим сначала об общей психологической зрелости, которой должен обладать ребенок перед школой, а затем о том объеме знаний и умений, которым он должен располагать, и о роли родителей в этом процессе.

Обратите внимание

Психологическая зрелость подразделяется на три аспекта: социальная, эмоциональная, интеллектуальная.Социальная зрелость подразумевает потребность в общении со сверстниками, умение адаптироваться в детских группах, понимание требований учителя и выполнение функций ученика.Эмоциональная зрелость проявляется в реакции малыша на те или иные события.

В умении длительно выполнять не очень привлекательную работу. Должны быть выработаны навыки поведения в стрессовых ситуациях.Интеллектуальная зрелость – это способность концентрировать внимание, устанавливать связи между явлениями и событиями, возможность логического запоминания, умение воспроизводить образец, развитие тонких движений и координации.

https://www.youtube.com/watch?v=DbUlfa_3984

За основу готовности к школе принимается некий необходимый уровень развития ребенка, без которого он вообще не может учиться.Сюда входит и положительное отношение к школе, чтение, мышление, речь, счет, внимание, память, запас знаний.

Перечислим, что должен знать и уметь ребенок перед школой:

  • Ребенок должен уметь заниматься самостоятельно, каким-нибудь делом в течение тридцати минут.
  • Уметь составлять рассказы по картинкам более чем из пяти предложений, используя наречия, прилагательные и сложноподчиненные предложения.
  • Уметь запоминать стихотворения и знать несколько наизусть.
  • Изменять существительные по числам.
  • Считать до десяти и обратно.
  • Решать простые задачи на сложение и вычитание.
  • Читать по слогам.
  • Иметь хорошую координацию. Уметь рисовать и раскрашивать картинки.
  • Уметь обобщать, называть группу предметов одним словом.

Ваш ребенок ходит в садик или в подготовительную группу. Вы помогаете ему выполнять домашние задания. Но, тем не менее, старайтесь помимо заданного материала помочь систематизировать те знания, которые ему даются на занятиях и которые он получает в повседневной жизни, при общении с окружающими, из книг, телевидения. Помогайте ему устанавливать логическую связь между предметами, чтобы он знал как можно больше названий предметов, вещей, явлений и умел их обобщать.Ребенок четко должен знать основополагающие понятия: мир растений, мир животных, мир человека, времена года.

В мир растений входят темы: овощи, фрукты, ягоды, цветы, деревья, лес. Малыш должен знать названия растений, ягод, овощей.

В мир животных включены темы: дикие животные, домашние животные, дикие животные юга и севера, домашние и дикие птицы, насекомые, земноводные.
Мир человека – это темы: человек, семья, улица, город, дом, транспорт. Одежда, обувь, посуда, мебель. Продукты питания. Профессии.
В тему времена года входят описание природы в каждый сезон, явления, которые можно отследить.

Обратите внимание на:

Образование множественного числа от существительных единственного числа. Ухо – уши, яйцо – яйца.
Образование родительного падежа множественного числа существительных. Есть уши – нет ушей. Есть стулья – нет стульев.
Образование творительного падежа существительных. Ткань режут чем? Ножницами. Бревно пилят чем? Пилой.
Согласование прилагательных с существительными. Мяч зеленого цвета. Какой? – Зеленый.
Сочетание существительных с числительными. Одна кукла, две куклы… пять кукол. Один помидор… пять помидоров.
Использование предлогов. Где сидит кошка? Под столом, на стуле, в ящике… Откуда выглядывает щенок? Из-за стула. Откуда он выползает? Из-под кресла.
Образование приставочных глаголов. Девочка вышла из дома. Она переходит улицу. Девочка к дому подходит.
Образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Маленький заяц – зайчик, маленький огурец – огурчик.
Образование относительных прилагательных. Ручка из дерева. Какая? Деревянная. Чашка из фарфора. Какая? Фарфоровая.
Образование сложных слов. Машину водит кто? Водитель. Трубы чистит кто? Трубочист.Особое внимание уделите словообразованию, формированию грамматических средств языка. Этим не нужно заниматься специально, отводя определенное время на занятия. При общении с ребенком акцентируйте внимание на тонкостях русского языка, исправляйте ошибки. Просите повторить до тех пор, пока это не войдет, не вольется органично в речь ребенка.Занятия на грамматику русского языка можно проводить и на прогулке, и в магазине, в гостях, в транспорте, да где угодно. Что-то малыша заинтересовало. «Мама, смотри, какая машина!» «Какая?» – переспрашиваете вы. «Красная», – отвечает вам ребенок. «А если она перевозит груз, то, как она называется?» «Грузовая». «Грузовую машину мы как можем назвать, одним словом?» «Грузовик». «Грузовик сделан из железа. Значит, он какой?» «Железный», – следует ответ ребенка. «А кто ведет машину?» «А машина по чему едет? А куда она свернула? А дом для машины как называется? Вот большой грузовик. А как мы назовем маленький грузовик? Правильно, грузовичок». На первый взгляд вы обсуждаете с малышом им увиденное: проехал грузовик. А смотрите, сколько вы проделали грамматических упражнений: здесь и словообразование, знание профессий, отработка предлогов. «Едет по дороге. Повернул за угол». Образование уменьшительно-ласкательных слов.Все эти упражнения не сложные. Они не требуют дополнительного времени. Не кивать головой: «Да машина проехала». А вывести ребенка на разговор, на обсуждение.Но если ребенок почувствует, что вы с ним не просто разговариваете, а ведете очередное занятие по развитию речи, он закроется и не захочет ничего обсуждать. Поэтому старайтесь больше говорить с малышом, расспрашивая его заинтересованно, подсказывая время от времени. Введите в обиход игру на словообразование. И сами со временем поймете, насколько интересен и сложен русский язык. Иногда и сами мы, взрослые, не знаем, как правильно употребить то или иное слово. Например, как называется детеныш у жирафа?Не откладывайте на потом, что, дескать, перед школой научите, натаскаете своего ребенка, а начинайте заниматься с малышом. Приучайте его говорить правильно.У кого-то из детей от природы развит фонетический слух, у других нужно формировать речь, отрабатывать словообразование. Требуется терпение и время, поэтому начинайте сейчас.Вы с малышом на кухне? Моете посуду? Прекрасное место для беседы. Спросите его: «У меня в руках тарелка из глины, какая она?» «Правильно, глиняная. Я ее намочила водой, какая она?» «Мокрая». «Сейчас мы будем пить чай. Что понадобится для чаепития?» «Чайные чашки, блюдца, чайные ложки, заварной чайник». «А куда нужно положить масло? Правильно, в масленку. А куда кладется селедка? Насыпается сахар? А как ты думаешь, почему мясорубка называется мясорубкой?»Учите ребенка обращать внимание на то, как звучат слова, предлагайте ему повторять русские и иностранные, знакомые и незнакомые слова. «Скрупулезность, межконтинентальный, высококвалифицированный».Очень полезно запоминать предметы, их количество, взаиморасположение. Обращайте внимание ребенка на детали пейзажа и окружающей обстановки. Учите его сравнивать различные предметы и явления – что в них общего, чем отличаются. Особенно хорошо сопоставлять два почти одинаковых рисунка, с целью найти отличия.

При этом развивается речь ребенка, обогащается его словарный запас. Он начинает задумываться, как сказать правильно. Он сознательно формирует свою речь.

И вы старайтесь говорить с малышом развернутыми предложениями, обогащенными наречиями и прилагательными, называя как можно больше признаков предмета.

Вспомните, как грустно выглядят взрослые и дети, говорящие немногословно и косноязычно. А ведь все в наших руках!

Дата публикации 15.08.2012

Источник: https://materinstvo.ru/art/8090

Игры для подготовки к школе

Первый раз в первый класс! Это звучит очень завораживающе, как-то маняще и интересно.

Но как сохранить эту любознательность ребенка на долгие годы, что бы, ни пропал его интерес к учебе? Ведь сидя за партой в красивом классе, когда учительница задает вопросы: один, второй, третий, дети тянуться отвечать, а ты ничего не знаешь и не понимаешь их.

Читайте также:  С какого возраста детям можно смотреть телевизор?

Наверное, трудно будет удержать большой интерес и стремление к знаниям. Чтобы эта заинтересованность и стимул учиться не проходила как можно дольше, надо готовить ребенка к школе, к умственным нагрузкам постепенно, начиная с 4 лет.

Сегодня первоклассникам предъявляют гораздо более высокие требования, чем 20 лет назад. У ребенка, едва достигшего 7 лет, должен быть сформирован достаточный запас знаний об окружающем мире, развита связная речь и словарный запас.

У будущего школьника должны быть развиты познавательные психические процессы, он должен иметь развитую память, логическое мышление, внимание и воображение. Ему нужно обладать хорошо развитой мелкой моторикой, которая определяет, насколько быстро и хорошо он научится писать.

Предполагается, что ребенок уже умеет читать, считать, рассказывать по картинке, у него объемный багаж общих знаний. Как мы, родители, можем ему помочь?

Игра — наиболее значимая, а потому необходимая для ребенка деятельность. В игре развиваются качества, без которых обучение невозможно.

В игре дети:

  • Учатся применять имеющиеся у них знания;
  • Ставятся перед необходимостью поиска новых знаний;
  • Получают богатый чувственный опыт, прежде всего касающийся свойств и качеств разнообразных предметов, окружающих их.

В игре развиваются все психические процессы – внимание, память, мышление, речь и, что особенно важно, воображение.

В структуре любой игры можно найти элементы целеполагания, планирования, реализации цели, анализа результатов. Игра всегда добровольна, включает элементы соревнования, приносит участникам удовлетворение, позволяет самоутвердиться, самореализоваться.

Важно

Дети легко вовлекаются в игровую деятельность, и чем она разнообразнее, тем интереснее для них. Она может охватывать какую-то часть учебного процесса, объединенного общим содержанием.

В игровую деятельность входят игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; игры, развивающие умение отличать реальные явления от нереальных, воспитывающие умение владеть собой, быстроту реакции, смекалку и др.

Игры для подготовки к школе

Какие игры наиболее полезны для подготовки детей к школе?

Перечислить все ценные игры невозможно, есть много книг, рассказывающих о них. Родители могут выбрать игры для подготовки к школе по своему вкусу, но обратите внимание на те из них, которые:

Помните чудесную книжку К. И. Чуковского «От двух до пяти»? Если вы до сих пор не читали ее, найдите и прочитайте — вы получите огромное удовольствие. В этой книге собрана бесценная коллекция детских упражнений со звучащим словом.

Можно и нужно воспользоваться этим сензитивным периодом в жизни ребенка и ввести его в увлекательный мир языка, открыть для него языковую действительность и таким образом привести к чтению.

С чего же начинать занятия по обучению грамоте? Конечно, с игры!

Поиграем с ребенком в жуков. Вот жучки расправили крылья и полетели: ж-ж-ж. Вместе вы «летаете» по комнате и жужжите. Присели на цветок, замолчали, а потом снова полет и жужжание.

«Какую песенку мы поем?» — прерывает жужжание мама. «Ж-ж-ж»,— отвечает она сама, если ребенок не понял ее вопроса, и малыш с удовольствием присоединяется: «Ж-ж-ж».— «А послушай, в слове жук есть эта песенка: ж-ж-жук.

Слышишь, как он поёт свою песенку? Давай-ка вместе — ж-ж-жук».

Нужно отметить, что произнести таким образом слово, ребенку совсем не легко. Он должен изменить свою артикуляцию, как бы пощупать слово, найти в нем звук ж и потянуть его. Поэтому первое время ребенок повторяет слова вслед за мамой.

«Давай еще поищем слова, в которых жук оставил свою песенку. Ну-ка угадай: это животное с самой длинной шеей. Ну, конечно, ты угадал: жираф. Давай вместе скажем это слово так, чтобы услышать в нем песенку жука. А еще, какое ты знаешь слово?»

Надо дать ребенку самому придумать слово, в котором спрятался жук. Можно запутать ребенка, тем самым мы увидим, что он понял нас. Например: «Мы иногда едим это с чаем. Варенье? Послушай внимательно: ваареенье. Слышишь ты в нем песенку жука? Скажем вместе: ваареенье.

Нет, этой песенки там нет. Ты правильно подумал — действительно, варенье — это вкусно, сладко, мы едим его с чаем, но только жук не оставил в нем свою песенку. А вот в слове пирожжжное ты слышишь песенку жука? Да? Ну-ка скажем это слово вместе: пирожжжное.

Ты прав, там есть эта песенка».

Совет

Что произошло в этой игре? Мы впервые переключили внимание ребенка со смысловой стороны слова на его звуковую сторону, он начал намеренно вслушиваться в звучание слов, сравнивать их по звуковому составу.

Есть много звуков, само произнесение которых можно обыграть: з-з-з — звенит комарик, ш-ш-ш — шипит змея, р-р-р — рычит собака. Дети, как правило, с удовольствием играют в эти игры, постепенно учатся произвольно менять свою артикуляцию, произносить слово так, чтобы была слышна песенка комарика, шуршанье листьев и т. д.

Когда вы увидите, что ваш ребенок легко справляется с изменением своей артикуляции при поиске нужного звука, усложните задание: кто больше назовет слов, в которых шипит змейка, слов со звуком Ш.

Сначала помогите малышу, но так, чтобы ему казалось, что он все делает сам: «Какая твоя любимая игрушка?» — «Машина».— «Не слышу, как там шипит змейка».— «Машшшина».— «Отлично! Ты правильно назвал слово.

«Теперь я скажу слово со звуком ш,— мама задумывается.— Кошшшка,— Теперь ты».

Когда ребенок будет находить любой заданный вами звук, можно предложить ему определить место звука в слове (начало, середина, конец). Для этого можно использовать наглядный материал.

Играя с ребенком, обязательно обратите его внимание на то, как по-разному звучат звуки, очень похожие: первый в словах ммышка и ммишка. В слове мышка он звучит строго, сердито: м-м-м, а в слове ммишка — улыбается, ласково звучит: мь-мь.

И когда в игре вы соревнуетесь, кто больше назовет слов, в которых звенит комарик, то, пожалуйста, не забудьте, что есть большие комары, которые звенят сердито: з-з-з, а есть маленькие, которые тоненько звенят: зь-зь-зь.

Поэтому придумывайте слова сначала с песенкой большого комара, а потом с песенкой маленького комарика.

Обратите внимание

Ребенок еще не знает ни о твердости, ни о мягкости. Это он узнает в школе. Но различать их он должен обязательно и делает это, как правило, легко. Если же он ошибается и называет слово с песней большого комара — Зина, то мама не должна пропустить эту ошибку: «Послушай, как ласково звенит здесь комарик: Зьзьина, а большой комар звенел бы сердито: 3зына».

Вы увидите, что довольно скоро никакой помощи ребенку в этих играх не понадобится, более того, если мама — постоянный партнер — иногда должна «поддаваться», чтобы у ребенка не угас интерес к игре с превосходящим его соперником, то папа, бабушка действительно смогут назвать меньше слов, чем малыш.

Теперь, когда звуки речи для вашего ребенка так интересны, можно начать играть с буквами.

Предлагаю вашему вниманию таблицу с алфавитом по типу Шульте.

Ф

Й

Ц

У

К

Е

Н

Г

Ш

Щ

З

Х

Ъ

Ё

Ы

В

А

П

Р

О

Л

Д

Ж

Э

Я

Ч

С

М

И

Т

Ь

Б

Ю

Можно предложить ребенку соревнование «Кто быстрее найдет заданную букву», «Найти буквы по порядку от А до Я», сначала просто ищем, затем можно по времени, найти за минуту все буквы, «Какая буква находится в правом верхнем углу, в нижнем левом углу» и т. д.

«Цифровой ряд». Если ребенок знаком с цифрами, то выкладываем цифры до пяти и больше.

Называем любое слово по буквам и на каждый звук выдвигаем вперед цифру, тем самым определяя последовательность звуков в слове.

Эти цифры можно обыграть по-другому. «Назови следующее число», (один, два, три….); «Назови соседей чисел», (кто стоит между двойкой и четверкой, а кто после тройки, перед пятеркой и т. д.); «Назови числа», (назови число, которое больше пяти, но меньше семи. Назови числа, которые меньше восьми, но больше четырех и т. д.)

«Ищем звук в слове». Смотрим на картинку и определяем звук, начало, середина, конец. Разукрашиваем соответствующий квадрат под картинкой.

Выкладываем буквы, из счетных палочек, круп.

Угадывание предметов или букв, цифр, на незаконченных, недописанных, зашумленных рисунках.

Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов. Узнай, кого спрятал художник. Найди по тени.

Ребенку предлагается сделать рисунок, представляющий собой зеркальное отображение исходного.

На «вступительных экзаменах» в школе детям нередко предлагаются логические задачки, чаще всего такие, что получили у нас на занятиях название «Четвертый лишний». Из набора слов, предлагают определить, какое лишнее.

Важно

Например, в наборе слов коза, корова, курица, лось, лишними могут оказаться как курица (птица среди рогатых животных), так и лось (дикое животное среди домашних).

Через пару занятий дети сами начинают придумывать комбинации, по абсолютно разным признакам.

Ребенок должен самостоятельно найти в каждой из групп лишний предмет. Объяснить, почему он сделал такой выбор.

По опыту работы с детьми можно смело утверждать, что приучать к элементарным логическим выкладкам можно уже малышей 3-4 лет. И делать это конечно надо через игру. Заметьте, что в таком случае «изучение» логики становится уже не целью, а средством, то есть вы даете ребенку на будущее не только инструмент познанию мира, но и сразу учите его, как этим инструментом пользоваться.

Одна из известных игр, которая не только развивает внимание, но и помогает логически мыслить, — сборка пазлов. В них формируется целостный образ предмета, ребенок учитывает пространственное расположение деталей и их соотношение с другими частями целого.

Дети очень быстро их запоминают и легко собирают по памяти и интерес к ним пропадает.

Поэтому можно предложить понравившуюся картинку с журнала, или с раскраски, разрезать ее на части, неровными линиями, геометрическими фигурами и ребенку будет интересно собирать ее.

Так же ребенку помогут сделать первые шаги в логическом мире геометрические конструкторы, игры головоломки. Эти игры развивают сообразительность, воображение и пространственные представления, воссоздание из геометрических фигур образных изображений.

Игры для развития речи

1. Игра «Инопланетянин». Определения понятий в данном случае обращается внимание на владение словом при выражении мысли, а не на саму мысль.

Взрослый представляется инопланетянином и просит ребенка рассказать про задуманный вами любой предмет: я никогда не видел и не знаю что такое стул. Ребенок в подробности должен рассказать описать признаки и свойства этого предмета, так чтоб было понятно, что это и для чего.

2. «Звериная семья». Предлагаем ребенку назвать папу, маму и детенышей в ед. и мн. числе.

– Мама-корова, а папа… И у них родились…

Совет

3. Возвращаясь домой с детского сада, опишите дикое животное, домашнее. Можно задавать ребенку наводящие вопросы: название, внешний вид, как голос подает, где живет, чем питается, если есть польза, то какая.

4. «Узнай по описанию». Задавайте друг другу загадки:

• Мяукает, царапается, мурлычет. • Хитрая, ловкая, хороший охотник. • Желтые, красные, осенние. • Красное, сладкое, спелое.

• Старый, кирпичный, двухэтажный.

5. «Белый — черный». Подбери к каждому слову противоположное.

Веселый-…. добрый-….. твердый-… Широкий-…. громкий-… быстрый-…

Высокий-… холодный-… старый-…

6. «Один — много». Я называю один предмет, а ты много:

дерево-… ветер-… крыло-… глаз-… платье-… ведро-… окно-… ухо-…

книга-…

7. «Рассказ по картинке».

Давай расставим картинки в правильной последовательности: с чего все начиналось, что произошло и чем все закончилось?

Развитие мелкой моторики

Будущим первоклассникам просто необходима моторная умелость!

Важным условием полноценного овладения навыком письма является готовность руки как непосредственного орудия графической деятельности к выполнению точных и сложных движений.

Развивая мелкие, дифференцированные движения рук, мы способствуем лучшему речевому развитию ребенка.

Именно к 6–7 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти. Таким образом, этот возраст является сензитивным периодом для развития кисти руки (С.И. Гальперин, 1964г.)

Эффективными путями для развития мелкой моторики пальцев рук и развития ручной умелости являются рисование, лепка (из соленого теста, теплого воска, глины, пластилина), конструирование, аппликация (выполнение аппликации из природного материала). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением и без него; пальчиковый театр.

Актуальным, на мой взгляд, является использование в работе с детьми интересных, современных технологий развития мелкой моторики, в частности, использования аппликации.

Старайтесь не только играть в вышеперечисленные игры для подготовки к школе, но и как можно чаще разговаривать с ребенком, хвалить, подбадривать и быть просто рядом.

Даже если у малыша что-то не получается, вы должны приложить массу усилий и убедить его, что скоро у него все получится. Это порой бывает нелегко, но результат оправдывает усилия.

Обратите внимание

Так, с помощью родителей, ребенок приобретает жизненный опыт и уверенность в себе.

Метельская Елена Михайловна, учитель-логопед МБДОУ № 41 «Рябинушка»,

г. Сургут

(7 понравилось, средний балл: 5,00 из 5)
 Loading …

Источник: http://LogoPortal.ru/igryi-dlya-podgotovki-k-shkole/.html

Ссылка на основную публикацию