Задачи детской психологии и 4 основных метода работы с ребенком

Методы детской психологии: наблюдение, эксперимент, опрос, изучение результатов деятельности

Через понимание особенностей психического развития ребенка происходит повышение качества воспитания. Благодаря оценочным методам детской психологии родитель или педагог может своевременно заметить возникшие отклонения и откорректировать их. Как изучается внутренний мир детей и каковы этапы его формирования, расскажем далее.

История возникновения

Психологию детей начали исследовать относительно недавно, только в конце XIX века. Стремительное развитие промышленности, новый уровень общественной жизни создали предпосылки для появления современных школ. Острым стал вопрос о правильности воспитания силовым путем – через физические наказания. И следом возникла задача – научиться понимать маленького ребенка.

Толчком для углубленных исследований стала книга В. Прейера «Душа ребенка». Немецкий ученый наблюдал за развитием психики собственного сына и ежедневно записывал результаты.

Обратите внимание

Особое внимание в книге уделяется поэтапному совершенствованию моторики, органов чувств, рассудка, речи, воли.

Сегодня труды ученого считаются несколько устаревшими, но именно они положили начало детской психологии как самостоятельной дисциплине.

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Задачи и цели

Детская психология – это отрасль общей психологии, которая изучает особенности внутренней жизни ребенка, закономерности формирования психики в возрасте от 0 до 17 лет. Наука тесно связана с другими дисциплинами: педагогикой, возрастной морфологией и физиологией, общей психологией. Ее непосредственной целью является выявление условий психического развития.

Детская психология ставит перед собой следующие задачи:

  • выяснить движущие причины индивидуального развития организма (онтогенеза);
  • установить возрастные рамки развития и условия перехода от одного этапа к другому;
  • изучить проявления психических функций в разных возрастах и научно обосновать нормы;
  • определить стандарты зрелости личности;
  • выяснить возможности человека в разные периоды жизни, в том числе потенциальные;
  • сделать прогноз психического развития.

Методы исследования психики ребенка

Изучение психического развития детей основано на принципах общей психологии: единстве психики и деятельности, детерминизме, объективности и развитии.

Если коротко – чтобы результаты исследования были достоверными, нужно учитывать степень зрелости нервной системы, обладать глубокими знаниями психических особенностей предшествующего возраста, проводить эксперимент в максимально естественной среде.

При сравнительном анализе следует брать в расчет социально-экономические, этнические и другие различия детей.

Выделяют 4 основных метода детской психологии.

  1. Наблюдение. Метод заключается в прослеживании поведения детей в привычных условиях. Для получения результата ставят определенные цели. За действиями ребенка с предметами, его высказываниями, движениями наблюдает психолог. После он интерпретирует, какие психические процессы стоят за внешними проявлениями.
  2. Опрос. В беседе исследователь выясняет знания ребенка, его мнение о самом себе, других людях, а также о событиях, поступках, предметах. Вопросы должны быть сформулированы понятно и интересно. Дабы не произошло внушения, спрашивать нужно без подсказок (например: «Ты обижаешься на маму?»). С детьми дошкольного возраста время бесед ограничивается, а до 4 лет для ответов предоставляются картинки.
  3. Эксперимент. Дает возможность вызвать интересующие проявления детской психики, а затем их оценить. Эксперимент предполагает изменение условий деятельности, постановку определенных задач. По тому, как ведет себя ребенок, какой выбор делает, судят о его психологических особенностях. Метод проводится в игровой форме (в некомфортных условиях дети часто действуют наугад).
  4. Оценка результатов труда. Различные рисунки, аппликации, сочинения отражают особенности восприятия предметов или людей из окружения. Также поделки ребенка позволяют судить о степени развития его умственных способностей. Изделие, выполненное по заданию взрослого, говорит о понимании данных указаний, способности выполнить задачу, добросовестности, внимательности.

Дополнительно для исследования детской психики применяется тестирование, социометрический метод, где изучаются взаимоотношения между детьми, стремление к дружественным связям.

В дошкольных учреждениях в обязательном порядке проводится включенное наблюдение воспитателем.

В этом случае целью исследования является выяснение индивидуальных психологических особенностей ребенка для выявления оптимального подхода к нему.

Этапы психического развития

Процесс формирования психики ребенка очень длительный и тонкий. На него оказывает влияние множество факторов: наследственность, среда обитания, воспитание и обучение, активность и т. д.

Для лучшего понимания детей и качественного отслеживания развития была введена так называемая возрастная периодизация. Д. Б.

Элькоин поделил процесс психического формирования на этапы, где ключевой момент – ведущая деятельность ребенка. Всего таких периодов 6.

От 0 до года (младенчество)

Деятельность ребенка определяется эмоциональным общением с взрослыми, он тесно контактирует с матерью, зависит от нее. На психологическом развитии сказываются новообразования: самостоятельное перемещение в пространстве, эмоциональные представления, открытие собственного Я (физического), себя как части мира людей.

От года до 3 лет (раннее детство)

Ведущей становится деятельность с предметами. Они же являются социальными орудиями. Развивается речь ребенка, он стремится к самостоятельности, подражает взрослому, употребляет местоимение «Я», гордится своими успехами. Взрослый перестает выступать посредником между малышом и окружающим миром и теперь играет роль помощника.

От 3 лет до поступления в школу (дошкольный возраст)

Действия и психическое развитие определяются сюжетно-ролевой игрой. Преодолевается эгоцентризм, приходит первое понимание добра и зла.

Поведение становится произвольным, выстраивается иерархия мотивов, ребенок стремится к познавательной деятельности и может заменять один предмет другим. Происходит открытие внутреннего мира.

Поведение взрослого считается примером, дошкольник старается вести себя аналогично в кругу сверстников.

От 7 до 11 лет (ранний школьный возраст)

Ведущей деятельностью становится учебная. Ребенок овладевает простыми способами оперирования в научной сфере. У него формируется воля, теоретическое мышление.

Появляется способность к планированию, психические функции ителлектуализируются. Отношения с взрослым развиваются в двух направлениях – как с близким человеком и как с социальной фигурой.

Внешний мир ребенка претерпевает серьезные изменения в связи с необходимостью посещать школу.

От 12 до 15 лет (младший подростковый возраст)

Деятельность определяется стремлением к познанию других людей и себя, взаимоотношений. Усваиваются нормы социального поведения. Подросток начинает чувствовать себя взрослым, приходит самосознание, открытие внутреннего «Я».

Меняются отношения с учителями, родственниками, сверстниками в связи с новым пониманием себя, стремлением найти свое место в социуме. Общение со сверстниками становится интимно-личным, выходит за рамки учебы.

Подростки собираются в группы, где осваивают нормы социальных отношений, их регуляцию.

От 15 до 17лет (старший подростковый возраст)

В развитии психики определяющую роль играет деятельность, связанная с профессиональным обучением, выбором профессии, углублением в узкую специализацию.

Внешне происходят изменения учебного процесса, подросток делает первые шаги к самообразованию, посещает определенные курсы, секции.

Формируется ориентация в системе ценностей, происходит самоопределение – как в личностном, так и профессиональном плане.

Психика ребенка отличается от психики взрослых. На разных этапах взросления меняется деятельность человека, его быт, взаимоотношения с социумом, даже собственное тело. Всего за 5 лет он превращается из тарахтящего погремушкой младенца в личность со своими предпочтениями, вкусами, привычками. Психика в детском возрасте максимально пластична.

Ее легко корректировать, просто направляя деятельность в нужное русло. А вот взрослый уже сформирован, видоизменить его психику сложно.

Поэтому уже в раннем детстве родителям стоит обращать внимание на мировоззрение ребенка, проводить с ним откровенные беседы, анализировать его поделки и рисунки, при необходимости не бояться обращаться к специалисту.

Источник: https://Razvivashka.online/psihologiya/detskaya-psihologiya

Методы детской психологии

Напомним, что метод — это способ, при помощи которого собираются научные факты. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение.

Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Любое наблюдение имеет четко поставленную цель. Перед наблюдением составляют схему, которая в дальнейшем поможет правильно интерпретировать данные.

Еще до начала наблюдения исследователь должен предположить, что он может увидеть, иначе многие факты могут быть пропущены из-за незнания об их существовании.

Совет

Подчеркнем, что нет несущественных фактов, каждый из них несет определенную информацию о психологической жизни ребенка.

Наблюдение позволяет увидеть естественные проявления ребенка. Не зная о том, что выступает объектом изучения, малыш ведет себя свободно, раскованно. Это позволяет получить объективные результаты. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о личности ребенка. Объективность наблюдения достигается при соблюдении трех условий.

Первое условие: ребенок не знает, что он является объектом изучения. Известный психолог М.Я.Басов доказал, что возраст с трех до семи лет наиболее благоприятен для наблюдения, потому что дети этого возраста еще далеки от полного осмысления своего положения как испытуемых и своей роли в отношениях с наблюдателем.

Второе условие: наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем предстает целая группа фактов и бывает очень трудно отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного.

Важно

Третье условие, обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты. Отрицательное отношение к ребенку приводит к тому, что взрослый не замечает положительных черт или объясняет их как случайные, выделяя и подчеркивая негативные стороны.

И наоборот, положительное отношение к малышу, предпочтение его другим детям заставляют педагога обращать внимание только на позитивные стороны, преувеличивать достижения, а отрицательные моменты не видеть. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо составить объективное мнение о ребенке на основе научного наблюдения. А затем обратиться к мнению родителей и других взрослых, работающих с ребенком.

Объективность наблюдения во многом зависит от умения правильно зафиксировать психологические факты в протоколе. Такая «фотографическая запись», по определению М. Я.

Обратите внимание

Басова, подробно описывает мимические, пантомимические выражения эмоций, дословно, без изменений передает речь ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, силу голоса, темп, указывает, к кому речь обращена. Запись, называя действия, подробно отражает все операции, из которых состоят эти действия.

«Фотографическая запись» представляет целостную картину ситуации, в которую включен ребенок, поэтому в протоколе отмечают реплики взрослых, сверстников, адресованные ребенку, действия окружающих, направленные на него.

Поскольку наблюдения фиксируются в протоколе в описательной форме, обрабатывать их (особенно с помощью математических методов) достаточно сложно.

Необходимо учитывать, что собрать быстро большой фактический материал с помощью наблюдения нельзя, так как одновременно можно наблюдать только за одним ребенком.

Важно

При наблюдении взрослый не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, он занимает выжидательную позицию.

Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и невключенное. Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное — одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействует с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.

Эксперимент предполагает специально созданные условия для изучения психики ребенка. Эти условия определяются методикой проведения эксперимента, которая содержит цель, описание материала, хода исследования, критериев по обработке данных. Все рекомендации, указанные в методике, строго соблюдаются, ведь они подчинены цели исследования.

Одним из видов психологического эксперимента являются тесты, которые представляют из себя систему специально подобранных заданий, предлагаемых детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах.

Оценка должна быть объективной и не зависеть от личного отношения экспериментатора. Предварительно для каждой возрастной группы испытуемых определяются возрастные нормы выполнения каждого задания (то есть какой балл соответствует трех-, четырех- или шестилетнему возрасту).

Совет

Сравнение результатов ребенка с возрастной нормой позволяет определить, насколько развитие ребенка отстает или опережает ее.

Кроме основных методов исследования — наблюдения и эксперимента, в детской психологии используются и вспомогательные методы. К ним относятся анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных детьми сказок и пр.) и метод беседы (или интервью).

Особенно широко используется анализ детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими.

Читайте также:  Логопедические занятия для детей, их важность в развитии. когда и почему нужно вести ребенка к логопеду.

Однако интерпретация детских рисунков требует высокой квалификации PI большого опыта работы с этим материалом. Кроме того, она никогда не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает некоторый субъективизм исследователя.

Поэтому в серьезных исследованиях этот метод может использоваться только как дополнительный,

вспомогательный.

Метод беседы (вопросов или интервью) можно использовать только после 4-5 лет, когда дети достаточно хорошо владеют речью, и в весьма ограниченных пределах.

Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не могут выразить словами свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми — большое искусство.

Они должны быть понятны и интересны для ребенка и ни в коем случае не содержать подсказки. Беседа с ребенком также может быть использована только как вспомогательный, второстепенный метод.

Источник: https://psyera.ru/2315/metody-detskoy-psihologii

Принципы и методы детской психологии

Детство — период самого интенсивного роста и развития человека, причем не только физического, но и психического. За пять-шесть лет ребенок проходит впечатляющий путь: формируются его интересы, привычки, черты характера, изменяется восприятие и мышление, совершенствуются навыки общения.

Особенности психики ребенка изучает особый раздел возрастной психологии, который так и называется — психология детского возраста.

Детская психология как наука и как источник информации об уникальном внутреннем мире маленького человека имеет огромную значимость и практическую ценность.

Безусловно, очень важна детская психология для родителей и тех, кто планирует ими стать, она является ключом к пониманию ребенка и продуктивному общению с ним.

Что исследовать

Предмет детской психологии составляют закономерности психического развития ребенка.

Исследовать их непросто, ведь в отличие от взрослого, который обладает определенным опытом, знаниями и способен анализировать свои внутренние переживания, ребенку это сделать чрезвычайно трудно.

Обратите внимание

Часто судить о его психической жизни можно лишь по поведению, которое, разумеется, не всегда может дать четкую картину происходящего.

Каждый ребенок индивидуален, но тем не менее все этапы детства в норме характеризуются теми или иными чертами развития психики. Отсюда вытекают задачи детской психологии, которые в целом можно свести к одной: описание и объяснение психической жизни в каждом возрастном периоде. Эта основная задача (ее можно считать целью науки) подразумевает множество более мелких.

  • Выявление факторов становления психики ребенка.
  • Определение наиболее подходящих с разных точек зрения условий для образовательно-воспитательного процесса.
  • Изучение происхождения психических функций.
  • Изучение новообразований в психике на каждой ступени развития.
  • Исследование внешних проявлений психических процессов.

Глядя на список задач, стоящих перед наукой, становится ясно, как тесно детская психология связана с педагогикой. С какими еще дисциплинами можно найти точки пересечения?

Детская, как и любая возрастная психология, основывается на общей психологии. Она пользуется знаниями, накопленными в ней, а также в философии, ведь, как известно, психология «выросла» на идеях философов.

С другой стороны, она и сама служит базой, обеспечивающей богатым теоретическим материалом другие науки. Среди них уже упоминавшаяся педагогика, педагогическая психология, а также детская практическая психология.

Рекомендуем: Основы логопедии

Детскому психологу также нужны знания по истории, культурологии и социологии, которые позволяют учитывать историко-культурный фон, на котором формируется психика ребенка. Кстати, перспективы, которые порождает изучение психики ребенка с учетом влияния на него общества и его требований, стали толчком к возникновению новой междисциплинарной области знаний.

В настоящее время набирает силу социальная психология детства, рассматривающая внутренний мир ребенка с учетом его общественных связей и конкретных социально-культурных условий воспитания и развития.

Пользуясь достижениями смежных дисциплин и результатами собственных научных изысканий, детская возрастная психология решает стоящие перед ней проблемы. Какие же вопросы детской психологии можно считать самыми значимыми для науки?

Это, к примеру, проблема объективной возрастной периодизации, проблема неравномерности развития детской психики, соотношение наследственных факторов и факторов среды в процессе психического развития, связь этого процесса с обучением и воспитанием.

Каким образом исследовать

Какими способами детская психология изучает психику растущего человека? Иначе говоря, каковы методы детской психологии? Основных всего два: наблюдение и эксперимент, но у каждого из них далеко не один вариант проведения.

Наблюдение — первый из методов детской психологии, если считать по хронологии. Долгое время он был и единственным — в то время, когда дисциплина развивалась как сугубо описательная. Каким бывает наблюдение?

  • Сплошным или выборочным.
  • Единовременным или длительным.
  • Включенным или скрытым.

Сплошное наблюдение дает представление об общей картине поведения ребенка. Такой вариант наблюдения актуален, когда исследователю заранее неизвестно, что именно из поведения ребенка будет представлять для него научную ценность. При выборочном наблюдении психолог заранее определяет те психические реакции или состояния, на которые ему необходимо обратить внимание.

Рекомендуем: Педология — это

Единовременное наблюдение обычно выбирается, если стоит задача сравнить поведение групп детей, отличающихся по возрасту, полу, социальной принадлежности или другим признакам, в одной и той же ситуации.

Дает представление о поведении, характерном в целом для группы детей.

Длительное (пролонгированное) наблюдение позволяет сопоставить не групповые, а индивидуальные особенности поведения одного ребенка на разных этапах его развития.

Важно

Включенным называется такое наблюдение, при котором исследователь взаимодействует с ребенком, отмечая при этом, как он реагирует на определенные слова или действия. При скрытом наблюдении создаются максимально естественные для ребенка условия, и он не только никак не контактирует с психологом, но и не подозревает о его существовании.

Исследования с помощью психологического эксперимента дают возможность целенаправленно вызывать у ребенка те явления психики, которые необходимо изучить.

Эксперимент может проводиться в лабораторных условиях, что довольно затруднительно в случае работы с детьми, потому как они нередко смущаются, боятся и отказываются сотрудничать в непривычной обстановке. Наиболее эффективными считаются эксперименты в естественных условиях.

Рекомендуем: Все про послушание

Также можно разделять эксперименты по тому, формируют ли они новую способность у ребенка (или новый ее уровень) или только фиксируют уже имеющуюся. В первом случае можно говорить о формирующем эксперименте, во втором — о констатирующем. Обычно эти два вида сочетаются в одном исследовании. Психологические тесты, предлагаемые детям, также можно назвать разновидностью эксперимента.

Эти базовые методы — наблюдение и эксперимент — дополняются методом беседы (интервью) и анализом деятельности ребенка (рисунков, сочинений и так далее). Последний способ исследования всегда отмечен субъективной точкой зрения конкретного психолога, поэтому в фундаментальных научных разработках может применяться только в совокупности с другими методами.

Применяя эти или другие методы исследования, детский психолог руководствуется определенными принципами, важнейший из которых — гуманистическая установка и исследовательский оптимизм. Такой подход подразумевает ответственность психолога, его тактичное обращение с ребенком, осторожность при проведении исследования.

Рекомендуем: Что такое музыкальная психология?

Источник: http://www.grc-eka.ru/eto/detskaya-psixologiya.html

Методы детской психологии

Напомним, что метод — это способ, при помощи которого собираются научные факты. К основным методам детской психологии относят наблюдение, эксперимент, беседу и анализ продуктов детской деятельности. Ведущим методом является наблюдение.

Наблюдение предполагает целенаправленное восприятие и фиксацию психологических фактов. Любое наблюдение имеет четко поставленную цель. Перед наблюдением составляют схему, которая в дальнейшем поможет правильно интерпретировать данные.

Еще до начала наблюдения исследователь должен предположить, что он может увидеть, иначе многие факты могут быть пропущены из-за незнания об их существовании.

Совет

Подчеркнем, что нет несущественных фактов, каждый из них несет определенную информацию о психологической жизни ребенка.

Наблюдение позволяет увидеть естественные проявления ребенка. Не зная о том, что выступает объектом изучения, малыш ведет себя свободно, раскованно. Это позволяет получить объективные результаты. В процессе наблюдения у исследователя складывается целостное представление о личности ребенка. Объективность наблюдения достигается при соблюдении трех условий.

Первое условие : ребенок не знает, что он является объектом изучения.

Известный психолог М.Я. Басов доказал, что возраст с 3 до 7 лет наиболее благоприятен для наблюдения, потому что дети этого возраста еще далеки от полного осмысления своего положения как испытуемых и своей роли в отношениях с наблюдателем.

Второе условие : наблюдение проводится не от случая к случаю, а систематически. Ведь в процессе наблюдения перед исследователем предстает целая группа фактов и бывает очень трудно отделить характерное, существенное от случайного и второстепенного.

Приведем пример. Педагог, наблюдая за поведением ребенка во время обеда, заметил, что малыш отказывается от еды, повторяя: «Не хочу, не хочу». Следует ли сделать вывод о том, что малыш капризен? Конечно, нет. Ведь причинами описанного поведения могут быть, например:

— капризность как устойчивая характеристика личности малыша;

— переутомление или болезнь ребенка;

— переживание обиды, если ребенку не дали желаемую игрушку;

— недовольство ребенка стилем общения воспитателя с ним (частые резкие окрики, несправедливые замечания и пр.) и т. д.

Приведенный пример подтверждает, что один и тот же психологический факт может иметь разное значение в зависимости от вызвавших его причин. Повторность наблюдения позволяет вскрыть истинные причины.

Важно

Третье условие, обеспечивающее объективность наблюдения, состоит в правильной позиции исследователя. Часто, находясь под влиянием социальных стереотипов, педагог искаженно воспринимает и интерпретирует психологические факты. Отрицательное отношение к ребенку приводит к тому, что взрослый не замечает положительных черт или объясняет их как случайные, выделяя и подчеркивая негативные стороны.

И наоборот, положительное отношение к малышу, предпочтение его другим детям заставляет педагога обращать внимание только на позитивные стороны, преувеличивать достижения, а отрицательные моменты не видеть. Чтобы избежать подобных ошибок, необходимо составить объективное мнение о ребенке на основе научного наблюдения. А затем обратиться к мнению родителей и других взрослых, работающих с ребенком.

Объективность наблюдения во многом зависит от умения правильно зафиксировать психологические факты в протоколе. Такая «фотографическая запись», по определению М.Я.

Обратите внимание

Басова, подробно описывает мимические, пантомимические выражения эмоций, дословно, без изменений передает речь ребенка в прямой форме, отмечает паузы, интонацию, силу голоса, темп, указывает, к кому речь обращена. Запись, называя действия, подробно отражает все операции, из которых состоят эти действия.

«Фотографическая запись» представляет целостную картину ситуации, в которую включен ребенок, поэтому в протоколе отмечают реплики взрослых, сверстников, адресованные ребенку, действия окружающих, направленные на него.

Приведем пример «фотографической записи» наблюдения за Леной Ш. (4 г. 3 мес.).

Воспитатель: Ребята, сейчас пойдем в раздевалку и будем одеваться на прогулку.

Лена подходит к шкафчику, открывает его, садится на скамейку, снимает носки, кладет в тапочки и ставит в шкафчик, берет колготки и рейтузы, садится на скамейку, надевает колготки, на них — рейтузы, достает из шкафчика и надевает свитер, подходит к воспитателю и просит: Заправьте мне, пожалуйста, платье.

Воспитатель заправляет платье.

Лена : Спасибо… Так хоть не попадет ветер.

Подходит к шкафчику, достает и надевает шубу, затем шапку.

Воспитатель : Давай, я шапку завяжу.

Лена : Не надо. Я сама могу. (Завязывает шапку, делая несколько попыток. Садится на скамейку, надевает сначала левый, потом правый сапог. Встает и подходит к воспитателю. Снова просит.) Застегните пуговицу только верхнюю. Остальные я сама.

Воспитатель застегивает верхнюю пуговицу. Остальные девочка застегивает сама. Воспитатель завязывает Лене шарф.

Лена : Нет, я вот так (затягивает шарф потуже). А теперь варежки.

Воспитатель надевает ей варежки.

Лена : Спасибо. ( СНОСКА: ‘Здесь и далее использованы оригинальные протоколы, полученные в исследованиях под руководством автора. )

Поскольку наблюдения фиксируются в протоколе в описательной форме, обрабатывать их (особенно с помощью математических методов) достаточно сложно.

Необходимо учитывать, что собрать быстро большой фактический материал с помощью наблюдения нельзя, так как одновременно можно наблюдать только за одним ребенком.

Важно

При наблюдении взрослый не может вмешаться в детскую деятельность, вызвать необходимое психическое явление, он занимает выжидательную позицию.

Читайте также:  Этапы развития детского голоса и подборка полезных упражнений

Различают несколько видов наблюдения: полное и частичное, включенное и невключенное. Полное предполагает исследование всех психических проявлений, частичное — одного из них, например речи или игры. Наблюдение зависит от позиции наблюдателя, который может быть включен в группу детей и взаимодействует с ними, одновременно наблюдая, или находится вне детской деятельности.

Эксперимент предполагает специально созданные условия для изучения психики ребенка. Эти условия определяются методикой проведения эксперимента, которая содержит цель, описание материала, хода исследования, критериев по обработке данных. Все рекомендации, указанные в методике, строго соблюдаются, ведь они подчинены цели исследования.

Так, если для эксперимента требуются картинки на белом фоне, то не следует использовать другой, ведь он может вызвать фоновые реакции. Наоборот, когда изучают реакции детей на фоновые раздражители, то картинки специально делают на цветовом фоне.

Инструкция эксперимента, то есть формулировка задания, заучивается наизусть и при необходимости повторяется ребенку без изменения.

Предварительный выбор материала, формулирование инструкции обеспечивают стандартность повторения исследования, а значит, позволяют повторять эксперимент и вызывать однотипные явления, тем самым создавая возможность проверять и уточнять полученные данные. Поэтому эксперимент — более объективный метод, чем наблюдение.

Именно варьирование его условий позволяет выявлять закономерности и механизм психического развития. Активная позиция исследователя, наличие четких критериев анализа, схемы фиксации результатов дают возможность собрать богатый фактический материал и достаточно легко его обработать.

Данные эксперимента подвергаются математической обработке и выражаются в числовых показателях. Подчеркнем, что в эксперименте исследователь имеет дело только с одной стороной психики. Поэтому нельзя делать поспешных выводов, не изучив другие стороны, чтобы избежать отрывочных, однобоких представлений о психике в целом.

Выделяют несколько видов эксперимента: лабораторный и естественный, констатирующий и формирующий. Наиболее приемлем в работе с дошкольниками естественный эксперимент, предложенный известным российским психологом А.Ф. Лазурским.

В отличие от лабораторного, он сохраняет достоинство наблюдения — естественность условий проведения, не допуская искажения психических проявлений. Его достоинство в том и состоит, что, создавая привычные условия, исследователь активен по отношению к ребенку.

Например, взрослый организует игру, выявляя волевые действия дошкольников.

Констатирующий эксперимент фиксирует у детей уровень развития изучаемого процесса, который сложился в обычных условиях обучения и воспитания.

Совет

Формирующий эксперимент предполагает создание у детей тех или иных особенностей психических процессов, качеств, свойств. Этот вид эксперимента следует отличать от педагогического. Последний применяется для проверки эффективности программ и методов обучения и воспитания, устанавливая, как, какими путями можно добиться высоких результатов в обучении и воспитании.

Планируя эксперимент с дошкольниками, следует помнить об их возрастных особенностях. Подчеркнем, что дети очень склонны к подражанию друг другу, легко отвлекаются, поэтому иногда необходимо исключить контакты ребят между собой.

Для этого детально продумывают обстановку, чтобы она не содержала отвлекающих раздражителей.

То есть не используют для эксперимента спортивный зал, театральную, зоологическую или комнату сказок, выбирают, как посадить малыша, чтобы он не отвлекался и одновременно не чувствовал дистанции между собой и взрослым, которая может привести к возникновению психологического барьера.

Лучше всего посадить малыша спиной к окну за маленький детский стол, а взрослому сесть рядом. Главное, чтобы ребенок чувствовал доброжелательность и дружеское расположение ко взрослому.

Не следует отрывать малыша от интересного занятия, навязывать ему задание, а попытаться установить контакт в обобщенной форме: «Давай посмотрим картинки», «Не хочешь ли ты порисовать?», «Я принесла тебе игрушки, давай их посмотрим». Если ребенок отказывается, то предложение повторяют спустя некоторое время. Участие в исследовании не должно превратиться для малыша в обязанность.

Чтобы не использовать экспериментальный материал для установления контакта, следует запастись картинками, бумагой, карандашами. Сначала можно предложить ребенку какую-то деятельность, чтобы он освоился, а потом непосредственно перейти к эксперименту. Исследование не может быть длительным (не более 10-20 мин). Оно прекращается при переутомлении, признаках скуки, нежелании продолжать дальше.

Для проведения исследования в детском саду наиболее благоприятна вторая половина дня, когда дети не переутомлены и не перевозбуждены. Данные эксперимента, как и наблюдения, «фотографически» фиксируются в протоколе.

Приведем пример записи эксперимента с Наташей В. (5 лет 9 мес.).

Обратите внимание

Экспериментатор раскладывает перед ребенком 10 картинок и обращается к девочке: Наташа, запомни как можно больше картинок.

Наташа (смотрит на картинки): Так, про себя, значит, буду повторять, если так (шевелит губами). Устала. Сначала отдохну. Так называть сейчас буду, а потом другие (отворачивается).

Экспериментатор : Запомни как можно больше картинок.

Наташа смотрит на картинки.

Экспериментатор через 20 секунд убирает картинки, обращается к девочке: Назови, пожалуйста, картинки, которые ты запомнила.

Наташа (смотрит на взрослого): Лейка, леечка, что там еще было? Ежик, лампа, так. Ну, что там еще было? Никак не могу вспомнить. Лампа была, ну, лампа, ну, лопата, а вот другое что?

Экспериментатор : Больше не помнишь?

Наташа : Сейчас подумаю. Автобус. Теперь уже помню.

Беседа включается в эксперимент или используется как самостоятельный метод. Беседа как метод исследования отличается от обычных разговоров с детьми по тем признакам, что она имеет четко осознаваемую цель и заранее подготовленную систему вопросов, которые формулируются четко, кратко и точно.

Вопросы не должны подсказывать ребенку какой-либо ответ, например: «Хорошо ли быть жадным?» Не следует использовать слова с неоднозначным толкованием или неясным ребенку значением, слова, не знакомые ему.

Полное представление об изучаемом явлении дают не однозначные ответы, а развернутые и мотивированные, поэтому важно стараться получить именно такой ответ. Можно попросить у малыша: «Объясни, почему ты так думаешь. Расскажи».

Подчеркнем, что существуют темы, вызывающие у ребенка отрицательные переживания, которых он предпочитает не касаться. Поэтому беседа требует особого такта. Беседа должна продолжаться не более 10—15 минут. Разговаривая с ребенком, желательно вызвать у него интерес к теме беседы.

Важно

Беседу можно проводить в двух формах: с использованием дополнительного материала, такого, как сказки, картинки, рисунки, игрушки или как словесный диалог. Причем чем старше дети, тем больше места занимает вторая форма. Результаты беседы также «фотографически» фиксируются в протоколе.

Приведем запись беседы о трудовой деятельности с Катей С. (4 года б мес.).

Экспериментатор : Катя, ты дома маме помогаешь, трудишься дома?

Катя : Да, помогаю.

Экспериментатор : А что ты делаешь?

Катя : Я мою посуду, делаю уборку в своем кукольном уголке, игрушки собираю. После игры делаю домик, он у меня стоит посередине.

Экспериментатор : Зачем ты трудишься: моешь посуду, делаешь уборку?

Катя : Я маме помогаю.

Экспериментатор : Катя, если к тебе в гости придет маленький мальчик или девочка, которые ничего не умеют делать, какой работе ты их научишь?

Катя : Я их научу мыть посуду, делать уборку и еще чему-нибудь научу.

Экспериментатор : А как бы ты стала учить девочку мыть посуду?

Катя : Я бы взяла грязную тарелку, тряпку, и намылила ее, и стала мыть. А девочке сказала бы: «Смотри, как я мою».

Экспериментатор : Что тебе говорит мама, когда ты выполнила работу?

Катя : Она меня благодарит, говорит: «Молодец».

Экспериментатор : Если у тебя не получается какая-нибудь работа или ты устала, что ты будешь делать?

Катя : Если не получается, я попрошу мою маму помочь мне. Она объяснит, и все получается. А если я устала, пойду и скажу маме, что я устала немножко и пойду полежу, а может поиграю.

Экспериментатор : А если мама занята и она попросит тебя ей помочь?

Катя : Я быстро мою, убираю.

Экспериментатор : Если мама сказала тебе: «Ты хорошо потрудилась», как ты думаешь, что это значит?

Катя : Это значит, что я все сделала хорошо. Все выполнила, что попросила мама. Сделала быстро.

Чтобы анализ был точным, беседу обычно используют в сочетании с другими методами, взрослый при этом имеет в виду уровень развития речи ребенка, исследование его умения полно и точно передавать свои мысли, которым не всегда владеет ребенок до 7 лет.

Совет

Разнообразие видов деятельности малыша в возрасте от 3 до 7 лет приводит к тому, что особое место в исследовании психики дошкольника занимает метод анализа продуктов деятельности таких, как сказки, стихотворения, рассказы, рисунки, конструкции, аппликации, песенки и прочее.

При изучении продукта деятельности ребенка всегда учитывается, как протекал процесс его создания. В продуктах деятельности дошкольника отражаются его внутренний мир, мысли, переживания, представления.

Продукты деятельности дают богатейший материал для исследования, что позволяет раскрыть такие стороны психики, которые не могут быть изучены с помощью других методов.

Приведем пример. Мальчик 6 лет 7 мес., выполняя рисунок на тему «новогодний праздник», на середине альбомного листа изобразил черной краской птичку (как он потом объяснил — гадкого утенка). За ней по всему остальному пространству листа располагались темно-синие пятна (следы).

В ходе исследования выяснилось, что этому мальчику мама не успела принести костюм на новогодний утренник. Поэтому он не смог прочитать стихотворение, которое долго готовил. Так ребенок в образной форме выразил на рисунке свои переживания, которые в речи не нашли отражения.

Богатейший материал для исследования дают сказки, сочиненные ребенком. Они не только позволяют судить о развитии воображения и связной речи, но и помогают выявить интересы дошкольника, сформированность у него этических инстанций и моральных суждений, а также образного обобщения!

В качестве примера рассмотрим сказку, сочиненную Максимом Д. (5 лет 9 мес.).

«Как тигренок заступился за маленького зайца». Жил-был зайчик. И видит — ежик идет. Зайчик спрашивает: «Как тебя зовут?» — «Меня — колючка. А тебя?» — «А меня — попрыгун». И они подружились. Некоторое время прошло, и еж стал нечестным. Однажды заяц принес вкусную морковку. И сказал еж: «Дай мне эту морковку всю».

А когда заяц ушел, он сам слопал ее. А когда заяц пришел, он говорит: «А где морковка?» Еж говорит: «Я ее не ел». И сказал заяц: «Ты все врешь! Ты ее съел. Ты — плохой друг». И еж тогда обиделся и ушел. Так они рассорились. А потом еж сказал: «Давай подружимся». Заяц говорит: «Нет, ты нечестный».

Еж тогда еще больше надулся и стал колоть зайца. Заколол еж зайца своими иголками. И вдруг из леса вышел тигр и сказал: «Что здесь происходит?» А заяц говорит: «Еж меня колет». А тигр сказал: «Зачем ты его колешь?» И так зарычал, что еж в комочек свернулся. И долго не вылезал.

А заяц с тигром подружились и никогда не ссорились.

Обратите внимание

Подводя итог, можно сделать вывод, что только комплексное использование различных методов исследования может дать полное, объективное представление о психических особенностях ребенка.

Источник: http://doshkolnuk.com/metody-detskoj-psixologii

Введение в психологию раннего и дошкольного возраста

Введение в психологию раннего и дошкольного возраста

Тема 1. Предмет и задачи детской психологии, место детской психологии в системе психологических наук

Детство – период наиболее быстрого и интенсивного развития человека. Ни в каком другом возрасте человек не проходит такое множество своеобразных этапов, как в раннем и дошкольном детстве.

За первые 5–6 лет жизни он превращается из совершенно беспомощного младенца в достаточно сформированного человека со своими интересами, чертами характера, привычками, взглядами. Именно в эти годы ребенок начинает ходить, действовать с предметами, говорить, думать, общаться, воображать и пр.

Этот огромный путь психического развития ребенка и является основным предметом детской психологии.

Все дети проходят в своем развитии определенные стадии или этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психической жизни. Изучение закономерностей психического развития ребенка составляет основной предмет детской психологии. Ее основная задача – описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.

Скорость появления новых качеств ребенка впечатляет взрослых. Постоянное движение ребенка вперед, возникновение все новых форм его самостоятельности и самодеятельности характеризуется фактами, присущими детскому развитию. Этими фактами и оперирует детская психология.

Читайте также:  Нормальные параметры роста и веса для ребенка 2 лет

Детская психология – наука относительно молодая. Она зародилась в конце XIX в., и ее началом принято считать появление книги ученого-дарвиниста Вильгельма Прейера «Душа ребенка».В ней Прейер приводит записи ежедневных наблюдений за развитием собственного сына.

Несмотря на явную биологическую ориентацию этих наблюдений, Прейер впервые осуществил объективное исследование психики ребенка, поэтому он традиционно считается основателем детской психологии. На протяжении XX в. детская психология развивалась достаточно бурно и интенсивно.

Однако, выделившись в отдельную область знаний, она имеет прочные связи с другими науками.

Предметом изучения Д. п. являются условия и движущие причины онтогенеза человеческой психики, развития отдельных психических процессов (познавательных, волевых, эмоциональных), формирования различных типов деятельности ребенка (игра, труд, учение; см. Деятельность детская), качеств его личности, а также возрастные и индивидуальные особенности детей.

Все дети проходят в своем развитии определенные стадии или этапы, которые характеризуются специфическими особенностями их психической жизни. Изучение закономерностей психического развития ребенка составляет основной предмет детской психологии. Ее основная задача – описать и объяснить особенности психической жизни ребенка на каждом возрастном этапе.

Теоретические задачи детской психологии:

1. изучение движущих сил и источников психического развития ребенка в дошкольном возрасте;

2. построение периодизации психического развития в онтогенезе (Периодизация психического развития — выделение в онтогенезе качественно своеобразных ступеней психического развития. В разных моделях задействованы разные стадии, используемые для их выделения критерии также различны. В учении Ст.

Важно

Холла онтогенез психики рассматривается как процесс, в целом повторяющий процесс исторического развития. У Ж. Пиаже критерием периодизации выступает развитие интеллекта, у З. Фрейда — направленность либидозной энергии, у Э. Эриксона — центральные задачи возраста, у Д.Б.

Эльконина — смена ведущих типов деятельности.);

3. характеристика качественного своеобразия развития личности и психических процессов в детском возрасте;

4. контроль хода и динамики психического развития;

5. профилактика, коррекция и оптимизация развития на основе возможностей обучения и воспитания.

Практические задачи детской психологии:

• Определение возрастных норм психических функций, выявление психологических ресурсов и творческого потенциала человека.

• Возрастная и клиническая диагностика.

• Контроль за ходом психического развития детей, оказания помощи родителям в проблемных ситуациях.

• Психологическое сопровождение, помощь в кризисные периоды жизни ребенка.

Кроме основных методов исследования – наблюдения и эксперимента – в детской психологии используются вспомогательные методы. К ним относятся анализ результатов детской деятельности (рисунков, поделок, сочиненных детьми сказок и пр.) и метод беседы (или интервью).

Особенно широко используется анализ детских рисунков. В детских рисунках отражаются эмоциональное состояние ребенка, особенности восприятия окружающих людей и предметов, характер отношений с окружающими.

Однако интерпретация детских рисунков требует высокой квалификации и большого опыта работы с этим материалом. Кроме того, она никогда не может быть определенной и однозначной и всегда предполагает некоторый субъективизм исследователя.

Поэтому в серьезных исследованиях этот метод может использоваться только как дополнительный, вспомогательный.

Метод беседы (метод вопросов, или интервью) возможно использовать в работе с детьми, начиная с 4 лет, когда они уже достаточно хорошо владеют речью, но в весьма ограниченных пределах.

Дело в том, что дети дошкольного возраста еще не могут выразить в словах свои мысли и переживания, поэтому их ответы обычно бывают краткими, формальными и воспроизводящими слова взрослого. Подбор вопросов для беседы с детьми – большое искусство.

Они должны быть понятны и интересны для ребенка и ни в коем случае не должны содержать подсказки. Беседа с ребенком также может быть использована только как вспомогательный, второстепенный метод.

Совет

Вывод

Метод – это общая стратегия, общий путь получения фактов, который определяется задачей и предметом исследования, а также теоретическими представлениями исследователя. В отличие от этого, методика – это частный, конкретный способ сбора материалов, зависящий от условий исследования и возможностей исследователя.

Основные методы исследования детской психологии – наблюдение и эксперимент. Наблюдение бывает сплошным или выборочным, скрытым или включенным, одноразовым или пролонгированным (лонгитюдиональным).

В психологическом эксперименте исследователь намеренно создает условия, в которых протекает деятельность ребенка, или ставит перед ним определенные задачи.

В детской психологии эксперимент должен быть максимально приближен к естественным условиям жизни детей. Необычные лабораторные условия (например, использование новой аппаратуры, чужие взрослые и пр.) неприменимы в работе с детьми.

Они не должны подозревать, что те игры, которые им предлагают, специально организованы для их изучения.

В ходе эксперимента, может использоваться тест – система специально подобранных заданий, которые предлагают детям в строго определенных условиях. За выполнение каждого задания ребенок получает оценку в баллах. Оценка должна быть объективной и не зависеть от личного отношения экспериментатора.

Сравнение результатов ребенка с возрастной нормой позволяет определить, нормально ли для своего возраста развит ребенок или его развитие отклоняется от нормы (отстает или опережает).

Эту стратегию эксперимента называют стратегией срезов, поскольку здесь снимается уровень возрастного или индивидуального развития какого-либо психического процесса.

Обратите внимание

Особым видом эксперимента, позволяющим выявить движущие силы и причины развития психических способностей, является генетико-моделирующий, или формирующий, эксперимент, в котором осуществляется экспериментальное формирование той или иной психической способности.

Учитывая, что дети дошкольного возраста достаточно быстро развиваются и без всяких экспериментальных воздействий, чтобы оценить эффективность формирующего эксперимента, необходимо сопоставлять те изменения, которые происходят за один и тот же промежуток времени у детей – участников эксперимента и у детей того же возраста, живущих в естественных условиях.

Первая группа детей называется экспериментальной, вторая – контрольной. Сравнение результатов контрольной и экспериментальной групп показывает ту «прибавку», которую дают организованные в эксперименте условия.

Формирующий эксперимент, так же как и срезовый, может быть лонгитюдным, т. е. продолжаться в течение ряда лет с одними и теми же детьми. Многолетнее экспериментальное обучение детей по новым программам и выяснение влияния этих программ на психическое развитие детей можно рассматривать как лонгитюдный психолого-педагогический формирующий эксперимент.

Экспериментальная стратегия исследования может быть срезовой (одноразовой) и пролонгированной (или длительной, лонгитюдиональной). Обе стратегии могут сочетаться в одном и том же исследовании.

Помимо основных методов (наблюдения и эксперимента) в детской психологии в качестве дополнительных используются анализ результатов детской деятельности и метод беседы. Эти методы могут быть использованы только как вспомогательные.

Социальная ситуация развития. По мнению Л. С. Выготского, это главный компонент структуры возраста, который характеризует своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной.

Социальная ситуация развития представляет собой исходный момент для всех динамических изменений, происходящих в развитии в течение данного периода.

Она определяет целиком и полностью те формы и тот путь, следуя по которому, ребенок приобретает новые и новые свойства личности, черпая их из социальной действительности как из основного источника развития, тот путь, по которому социальное становится индивидуальным.

Важно

Социальная ситуация развития определяет то, как ребенок ориентируется в системе общественных отношений, в какие области общественной жизни он входит, поэтому, по мнению Л. С. Выготского, характеристику любого возраста следует начинать с выяснения социальной ситуации развития.

В трудах Д. И. Фельдштейна представлена подробная характеристика основных видов ведущей деятельности и определена закономерность их смены, определяющая, по мнению автора, развитие личности в онтогенезе.

Так, в младенчестве, в период от рождения до одного года, возникает непосредственно эмоциональное общение, которое и есть в этом возрасте ведущая деятельность ребенка. Эта основная деятельность младенца обусловливается самой природой человека как общественного существа. Ребенок в этот период ориентирован на установление социальных контактов .

В раннем детстве, с года до 3 лет, когда возникает потребность в общественном поведении и при этом отсутствует умение общественно действовать, тогда на первый план выдвигается и становится ведущей предметно-манипулятивная деятельность, в процессе которой ребенок овладевает не только формой человеческого общения между людьми, но прежде всего общественно выработанными способами употребления всех окружающих его вещей.

Усвоив в постоянных контактах со взрослыми оперативно-техническую сторону деятельности, ребенок в следующем, дошкольном возрасте (от 3 до 6 лет), выходит за пределы непосредственно житейских отношений. Ведущей в этот период становится развитая игровая деятельность.

Именно в развитой сюжетно-ролевой игре ребенок обнаруживает, что окружающие его люди обладают разнообразными профессиями, включены в сложнейшие отношения, и он сам, ориентируясь на нормы этих отношений, должен учитывать не только свою, но и чужую точку зрения.

Игра выступает, во-первых, как деятельность, в которой происходит ориентация ребенка в самых общих, функциональных проявлениях жизни людей, их социальных функциях и отношениях.

Во-вторых, на основе игровой деятельности у ребенка происходит возникновение и развитие воображения и символической функции.

В младшем школьном возрасте (от 6 до 10 лет) ведущей становится учебная деятельность, т. е. социальная деятельность по усвоению теоретических форм мышления. В процессе этой деятельности дети овладевают умением учиться и способностью оперировать теоретическими знаниями.

Эта деятельность характеризуется усвоением начальных научных понятий в тех или иных сферах знания, у детей формируются основы ориентации в теоретических формах отражения действительности.

Совет

При полноценном становлении этой деятельности у детей возникает необходимая произвольность психических процессов, внутренний план действий и рефлексия на собственные действия, на собственное поведение как важнейшие особенности теоретического сознания [7].

Дети подросткового возраста (от 10 до 15 лет) включаются в качественно новую систему отношений, общения с товарищами и со взрослыми в школе. Изменяется и их фактическое место в семье, а также среди сверстников в повседневной жизни.

У ребенка в подростковом возрасте значительно расширяется сфера деятельности, а главное, качественно изменяется характер этой деятельности, значительно усложняются ее виды и формы.

Подростки участвуют во многих разнообразных видах деятельности: в учебно-образовательном труде, в общественно-политической, культурно-массовой работе, в физкультурно- спортивной деятельности, в организаторском труде, в хозяйственно-бытовом труде школы, во внешкольной индивидуально-предпринимательской работе, в творческом груде (техническое и художественное творчество, опытничество). Изменение социальной позиции ребенка в подростковом возрасте, его стремление занять определенное место в жизни, обществе, в отношениях со взрослыми находят отражение в резко повышенной потребности подростка оценить самого себя в системе «я и моя полезность для общества», «я и мое участие в жизни общества». Это место подростка в обществе определяется степенью его участия или возможностями его участия в деятельности, имеющей социально признаваемый характер. Именно данная деятельность становится ведущей в этот возрастной период. В развернутой просоциальной деятельности наиболее оптимально удовлетворяется потребность подростков в построении новых взаимоотношений со взрослыми, реализация самостоятельности [7] .

Важнейшая особенность старшего школьного возраста (15—17 лет) состоит в том, что здесь ведущей деятельностью вновь становится учебная деятельность, активно сочетаемая с разнообразным трудом, что имеет большое значение, как для выбора профессии, так и для выработки ценностных ориентации.

Имея учебно-профессиональный характер, эта деятельность, с одной стороны, приобретает элементы исследования, с другой — получает определенную направленность на приобретение профессии, на поиск места в жизни.

Основное психологическое новообразование данного возраста — это умение школьника составлять собственные жизненные планы, искать средства их реализации, вырабатывать политические, эстетические, нравственные идеалы, что свидетельствует о росте самосознания.

Активно сочетаемая с социально признаваемым трудом, общественно-ориентированная учебно-профессиональная деятельность не только развивает познавательно-профессиональную направленность старших школьников, но и обеспечивает новый уровень их самоопределения, связанный с превращением «внутренней позиции» старшеклассника (осознание своего Я в системе реально существующих отношений) в устойчивую жизненную позицию, в соответствии с которой жизненные планы ориентируются на потребности общества.

Введение в психологию раннего и дошкольного возраста

Источник: http://lektsia.info/8x414e.html

Ссылка на основную публикацию