Значение художественно-эстетического воспитания в развитии детей дошкольного возраста

Статья на тему: Значение художественно-эстетического образования в развитии личности ребенка дошкольного возраста

Значение художественно-эстетического образования в развитии личности ребенка дошкольного возраста.

В мире, в котором мы живем, где бок о бок с надеждами проживает тревога о судьбах человечества и планеты, наиболее прогрессивно мыслящие люди видят всю важность воспитания будущих поколений в духе гуманизма.

Человек будущего – это человек созидатель, личность с развитым чувством красоты и активным творческим началом.

Обратите внимание

В необходимых условиях эстетического развития и воспитания, максимально проявляются данные ступени развития самобытной личности как представителя рода человеческого.

Воспитание детей с помощью средств разных видов искусства, для возникновения у них эстетического отношения к окружающему, потребность проявлять себя в художественной деятельности (музыкальной, изобразительной, художественно-речевой, игре-драматизации) могут быть весьма эффективными при условии обеспечения эмоционального благополучия ребенка, при разработке содержания, методов и форм, обеспечивающих ему актуальность в этих видах деятельности.

В сочетании связи обучения и творчества ребенок имеет открытую возможность экспериментировать, находить свои способы передачи образа в рисунке, лепке, в танце, в игре.

Теория и практика воспитания в дошкольных учреждениях выявили, что художественно-эстетическая деятельность оказывает несравненное ни с чем воздействие на общее развитие ребенка; формируется здоровая эмоциональная сфера, совершенствуется мышление, ребенок становится более чутким к красоте в искусстве и в жизни.

Подтверждение этому мы находим в работах отечественных педагогов и психологов: Н.А. Ветлугиной, Б.М. Теплова, Г.Г. Григорьевой, Т.С. Комаровой, Т.Г. Козаковой и др.

Важно понимать глубинное значение искусства, которое учит «мыслить образами», ставить себя на место другого человека, сочувствовать, прощать — учит оно пониманию и любви, то есть тому, без чего невозможно само понятие нравственного воспитания.

Развитие воображения является одной из основоположных задач художественного образования. Сила и влияние нравственно здорового воображения так значительны и ценны, что без них практически невозможно становление духовной жизни личности. Подавлять работу воображения опасно, а часто и невозможно – его нужно лишь правильно развивать.

Необходимо дать воображению светлое и чистое движение – и как раз искусство, по существу своему, сообщает воображению эту возвышающую и светлую силу.

Важно

Педагогу, опираясь на свой опыт, нужно помочь ребенку соответствующе воспринять и осмыслить мир образов художественного произведения, сделать свой выбор в пользу духовности, к которой внутренне устремлено каждое художественно правдивое творение.

Каждая детская работа – это есть кусочек духовной жизни. Чем она богаче, тем особенней, нестандартней замыслы и образы детского творчества.

В настоящее время многие люди оказались в состоянии духовного вакуума. Тяжело видеть, как черствеет сердце, деградирует мышление, обедняется внутренний мир детей.

Далеко нередко в наши дни учитель оказывается среди своих учеников, как в стране глухих, которые не только не слышат, но уже и не желают ничего узнавать о классическом, народном, религиозном искусстве, поскольку в их головах уже сбиты изначально верные настройки, они захвачены образами «нечистого» воображения. Работая воспитателем детского сада, я пришла к твердому убеждению, что воспитание детей без духовно-нравственного начала неполноценно. Вдобавок, такое воспитание вредно как для детей, которых мы выпускаем из дошкольных образовательных учреждений без четких представлений о добре и зле, так и для нас, взрослых, ибо мы совершаем большой грех для всего мира, не радея о самом важном в развитии еще маленького человека – питании его души.

Именно от нас, взрослых как примера здравомыслящих, зависит, чтобы дети росли не только физически здоровыми, но и обладали своего рода духовным «иммунитетом»: против гордыни, тщеславия, зависти и др.

Ребенок может не быть выдающимся физиком, химиком, но при этом нести добро и благо, быть честным, верным и бескорыстным, дорожить любовью и дружбой, уважать старших. Вот, к чему мы должны прийти, а верней вернуться, в своем духовном росте.

Красота природы, литература, музыка, изобразительное искусство, рукоделие – величайшее духовное наследие русского народа, влекущее к себе чистую душу, несущее высокую нравственность. Это те наставники, которым надлежит выступать в качестве ориентира на современном этапе.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2014/09/28/znachenie-khudozhestvenno-esteticheskogo-obrazovaniya-v-razvitii

Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание дошкольников представляет собой процесс, в результате которого у ребенка развивается способность замечать красоту окружающей среды, любить искусство и быть к нему причастным. Воздействие на личность ребенка начинается уже с первого года его жизни, оно должно быть целенаправленным и систематичным.

Цель эстетического воспитания — научить ребенка видеть и понимать прекрасное вокруг

Эстетическое воспитание — определение

Воспитание чувства прекрасного не ограничивается лишь художественно-музыкальным восприятием. Это целая система, включающая в себя отношение ребенка к общественному труду и жизни, к быту и природе.

Роль эстетического воспитания в развитии ребенка

С первых дней жизни ребенка привлекают яркие блестящие игрушки и предметы, красочные цвета и привлекательные элементы. Удовлетворенный интерес вызывает у них чувство радости и удовольствия. Понятие «красивый» осознается ребенком очень рано.

Слушая сказки или песни, рассматривая картинки, игрушки, они получают массу положительных эмоций и переживаний. Эти неосознанные импульсы в процессе эстетического воспитания и развития детей дошкольного возраста постепенно переходят в сознательное восприятие прекрасного.

Задача взрослых состоит в формировании основ гармоничного вкуса, развитии художественно-творческих способностей дошкольников, их эстетических чувств и представлений.

Приобщение к прекрасному надо начинать с самых малых лет

Восприятие прекрасного у ребенка неразрывно связано со способностью восхищаться формой и содержанием объекта. Форма – это совокупность красок, звуков и очертаний. Однако об эстетическом воспитании приходится говорить лишь тогда, когда восприятие красоты связано с эмоциональной составляющей, с личным отношением и сопереживанием.

Чувства – это основа эстетического воспитания детей дошкольного возраста. Важно развить в ребенке способность бескорыстно радоваться, чувствовать легкое светлое волнение от встречи с красотой и прелестью мира искусства.

Совет

От педагога потребуется немало терпения и сил, чтобы ненавязчиво привить ребенку любовь к прекрасному, пронизывающему все его существование благородными побуждениями и стремлениями.

Эмоциональный отклик и чувственное эстетическое восприятие красоты постепенно переходит на другой уровень. Это формирование собственных суждений, представлений о мире красоты.

Занятия любым творчеством — это один из приемов эстетического воспитания

Дошкольное воспитание состоит из множества художественно-эстетических приемов. Это и придумывание повестей и рассказов, сочинение стихотворений и песен, рисование и изготовление декоративных поделок.

Наивное и неимоверно искреннее отражение действительной реальности, отсутствие корыстных побуждений, непосредственность и вера во все сказанное – вот, что характеризует художественную деятельность детей дошкольного возраста.

Уже на данном этапе наблюдается развитие творческих способностей, выражающихся в необыкновенной фантазии, желании воплотить задуманную идею в жизнь, умелой комбинации своих знаний, умений и полученных впечатлений. Выраженные чувства, эмоции и мысли искренни и чисты.

Игра

Подражание – это один из способов выражения детского творчества.

Эта яркая особенность, характеризующая детей дошкольного возраста, находит применение в игровой деятельности. Игра – это детское восприятие взрослой жизни, реализация их впечатлений, полученных из окружающего мира. Именно она оказывает на начальном этапе жизни влияние на творческое и эстетическое развитие дошкольников.

Игра, возникающая по личной инициативе дошкольников, характеризуется наличием замысла. Вначале он нестабилен, и одна идея сменяется другой. Взрослея, дети наполняют смыслом игру, она становится целенаправленнее и реалистичнее. В сюжетно-ролевой игре происходит развитие творческого воображения.

Многие помнят, как в детстве строили шалаши, поезда из стульев и из подручных средств изготавливали все предметы обихода, представляя себе взрослую жизнь.

Сюжетно-ролевые игры — очень эффективный прием эстетического воспитания

Творческое воображение выражается и в сознательном объединении различных сюжетов.

Увиденное по телевизору или услышанное из рассказов, они дополняют театральными постановками или знаниями, полученными из других источников. Можно сказать, они комбинируют свои знания и умения с впечатлениями от реальных событий или придуманных историй.

Фантазия малышей безгранична и они очень часто дополняют сюжетную линию несуществующими в реальности героями или происшествиями. Например, путешествуют по неизведанным галактикам или таинственным царствам с загадочными зверушками.

Вся игра наполнена искренностью и верой в правдивость придуманных историй. Сам К. С. Станиславский – великий режиссер, призывал актеров учиться искренности у деток.

Занятие рисованием можно превратить в увлекательное путешествие в космос

Творчество

Также как и игра, эти виды деятельности основываются на замысле, затем находятся средства для воплощения и претворения в жизнь. Полученные впечатления от просмотра произведений искусства находят отклик в душе маленького человечка, он уже не просто копирует все, что увидел, но и обладает навыками высказывания собственного отношения к воспринятой информации.

Период дошкольного возраста – это начало развития творческих способностей ребенка.

Занятие творчеством — одновременно и знакомство с народной культурой

Они проявляются в умении создать замысел, развить сюжет и найти средства для достижения цели, реализации задуманного, комбинировании полученных знаний и собственного представления. Этот период знаменуется неимоверной искренностью в передаче мыслей и эмоций.

Дальнейшее развитие художественно-эстетических способностей потребует специального обучения. Это музыкально-творческое развитие ребенка, воспитание и обучение способам и техникам выражения замысла в рисунке, музыке и слове.

Такое развитие вызывает в ребенке сознательную тягу ко всему прекрасному, наделяет положительными качествами, но и гарантирует раскрытие его потенциала. Качественное обучение заключается не только в развитии навыков у ребенка в музыкально-исполнительской сфере, изобразительном искусстве или другой художественно-творческой деятельности.

Оно способствует самостоятельному труду и желанию самосовершенствоваться, подогревает интерес к выбранному виду искусства и вызывает желание учиться.

Песочная анимация — увлекательный вид творчества

Сочиняя небольшие стихотворения для мамы, подруги или бабушки, посвящая небольшие рассказы родным и близким, ребенок чувствует себя реализованным. Украшая своими художественными произведениями пространство дома, детского сада, он вносит свою лепту в повседневную жизнь окружающих его людей, он делает ее лучше и прекраснее.

Личность педагога играет важную роль в процессе эстетического развития

Даже в самой обычной школе могут работать талантливые педагоги, ученики которых занимают призовые места на международных конкурсах детского творчества. Причина успеха заключается в увлеченном стремлении развить потенциальные способности малышей и успешном художественно-творческом воспитании.

Воспитание вкуса

Эстетическое развитие вкуса у детей дошкольного возраста основывается не только на духовном наслаждении произведениями искусства, удовольствии от встречи со всем прекрасным.

Оно заключается и в понимании естественной природной красоты, глубоком осознании необходимости труда, гармоничном оформлении быта и умении красиво одеваться.

Воспитание помогает сформировать правильные тенденции развития эстетического вкуса у детей.

Читайте также:  Утренняя гимнастика для детей разного возраста

Чтение книг важное средство эстетического воспитания

Музыкально-художественные занятия знакомят их с мировыми шедеврами живописи, музыки и классической литературы.

Обратите внимание

Крайне важно подбирать доступные дошкольному возрасту произведения. Из них можно отметить народные сказки, стихотворения К. И. Чуковского и С. Я. Маршака.

Музыкальный мир малыша обогатится, если предоставить ему для прослушивания пьесы П. И. Чайковского и Д.Б. Кабалевского.

Занятия музыкой — приобщение к прекрасному миру звуков

Приобщаясь к вечной красоте музыкально-художественного мира, у детей дошкольного возраста формируется правильное восприятие прекрасного, закладываются основы гармоничного вкуса, осуществляется развитие способностей.

В дальнейшем, они будут чувствовать истинное эстетическое наслаждение при встрече со всем красивым. Дети учатся ценить и сохранять эту красоту. Важно ненавязчиво об этом им напоминать.

Проходя мимо клумб с цветами, можно рассказать малышу, что цветы растут на клумбе, чтобы расцвести и украсить окружающее пространство, доставить эстетическое наслаждение прохожим, поэтому не нужно их срывать. Чтобы цветок расцвел, о нем нужно заботиться и поливать, а не уничтожать.

В детском саду нужно поддерживать чистоту, убирать игрушки и разбросанные вещи, а не сорить, так всем будет уютно и комфортно. Книги нужно беречь, не пачкать и всегда класть их в специально отведенное место. Таким образом, они прослужат еще долго и пригодятся и младшим по возрасту ребятам.

Театральные постановки с участием детей — это великолепный метод эстетического воспитания

Какие средства воспитания и развития музыкально-эстетических ценностей существуют?

Воспитание и умение научить чувствовать красоту – это сложная задача, которая потребует неимоверных усилий, терпения и работы. Уже с первых лет жизни мы неосознанно формируем эстетическое восприятие малыша.

Немаловажное значение имеет гармоничная обстановка в помещении, удобство и уют в комнате малыша, стиль декорирования пространства, наличие предметов искусства.

В памяти малыша сохраняются первые впечатления и визуальные картинки, воспринятые зрением или осязанием.

Обстановка в детском саду влияет на восприятие детей

Нужно помнить об охране жизни и здоровья малышей при оформлении помещений детского сада. В связи с этим следует уделить внимание:

  1. Целесообразности, практической оправданности обстановки;
  2. Чистоте, гигиене, простоте и красоте;
  3. Контрастирующим сочетаниям рядом располагающихся объектов для того, чтобы ребенок зрительно смог быстро найти необходимую вещь и для обеспечения красочной атмосферы. Например, возле аквариума лучше расположить цветы ярко-желтых оттенков, а не бледно-синих;
  4. Объединение всех элементов быта и декора в единый ансамбль.

Роль окружающего пространства

Приветствуется и рекомендуется присутствие в интерьере комнат таких декоративных элементов, как картины, эстампы и предметы прикладного искусства. Это не только доставляет художественно-эстетическое наслаждение, но и мотивирует дошкольников на самостоятельный труд, собственноручное изготовление поделок, написание картин.

Картина для детской комнаты должны соответствовать возрасту

Картины лучше выбирать те, которые доступны пониманию ребят. Это могут быть красочные натюрморты, изображения животных и птиц, сказочные персонажи или сюжеты из жизни людей, их труд.

Дети средних и старших групп проявляют большой интерес к пейзажам. Существуют замечательные репродукции знаменитых художников – Левитана, Шишкина, Васнецова, Серова, Саврасова и Кончаловского. Не рекомендуется и излишне загружать пространство картинами, дабы не уменьшить к ним интерес.

В каждой комнате лучше располагать не более трех картин. Периодически их следует менять в зависимости от времени года, тематики предстоящего урока или беседы, перед чтением повести. Народное прикладное искусство должно занимать важное место в оформлении интерьера.

Он дополняется хохломой, изделиями из керамики и другими предметами.

Эстетика дома выражается в красоте и чистоте

Чистое, хорошо убранное помещение становится красивым, здесь приятно находиться – это должны понимать дети дошкольного возраста. Со временем они привыкают самостоятельно справляться с этими трудностями.

Вначале им понадобиться помощь старших, затем их напоминание, ну, а вскоре они будут убирать за собой без внешних призывов и замечаний. Замечательно, если воспитатель будет поощрять любую инициативу дошкольников украсить помещение, привнести в него уют и комфорт.

Также огромное значение имеет пример поведения воспитателя и родителей.

Природа в эстетическом воспитании

Еще одним помощником в воспитании художественно-эстетического вкуса дошкольников является родная природа.

Задача воспитателя увидеть и показать детям капли росы на листьях травы или на паутинке, интересное переплетение трав или яркие краски заката… Художественные произведения о природе окажут неоценимую помощь в описании красоты и очарования природы. Важно уметь использовать воспитателю все, доступные для понимания дошкольников, материалы.

Ребенок должен понимать красоту окружающей природы

Целенаправленные экскурсии, ознакомляющие дошкольников с трудом строителей, моряков, врачей и других рабочих, учат их уважать чужой труд, быть внимательным к коллеге, действовать смело и дружно. Накопленный опыт отражается в играх, расширяет их кругозор, заставляет мыслить, замечать детали и обобщать.

Архитектура и искусство

Архитектурные сооружения, улицы, здания также представляют собой объект нравственного и художественно-эстетического воспитания детей. Первое знакомство с красотой домов и построек происходит непосредственно в здании детского сада.

Во время прогулок вниманию малышей предоставляется улица со всеми ее достопримечательностями.

Важно отмечать некоторые детали и особенности построек, обращать внимание на отдельные формы и линии, подчеркивать их целесообразность и гармоничное сочетание с другими предметами пейзажа.

Окружающее пространство также формирует вкус ребенка

Литература, музыка, театр

В произведениях искусства отражены героические поступки людей, их переживания и волнения.

Сегодня дети имеют много возможностей развиваться в этетическом плане

Каждый из видов своеобразно влияет на чувственное восприятие ребенка и его мировоззрение. Детская литература немыслима без великолепных сказок А. С. Пушкина, которые представляют собой полноценную детскую поэму.

Музыкально эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста уделяется немало внимания. Большой вклад в пополнение музыкально неоценимой коллекции детской музыки внес  П. И. Чайковский. Различные оттенки чувств, выраженные в звуках, не всегда можно выразить в словах.

Музыкально-художественное воспитание учит дошкольников быть восприимчивее и отзывчивее.

Праздники, организованные в детском саду, оказывают неизгладимое впечатление на дошкольников. Они сохраняются в их памяти надолго и являются важным средством воспитания.

Важно

Одним из наиважнейших условий является правильный подбор произведений, которые должны быть не только доступными для понимания, но и высокохудожественными.

Музыкально-литературный материал усложняется в зависимости от возрастной группы, это обуславливает развитие дошкольников.

Такой праздник в детском саду не забудется никогда

Воспитание музыкально-художественного дошкольного творческого восприятия ребенка – это задача детского сада, но немаловажна и роль семьи.

Взаимодействие воспитателя и родителей гарантирует полноценное развитие способностей ребенка и решение задач эстетического воспитания. Не каждый ребенок станет музыкантом, писателем или художником, но полученные знания создадут условия для воспитания полноценного гражданина своей страны, примерного семьянина и нравственно сформированного человека.

Источник: http://detki.guru/vospitanie/doshkolniki/esteticheskoye-vospitaniye.html

О значении развития художественно-эстетических способностей дошкольника



Страна, в которой учили бы рисовать так же, как учат читать и писать, превзошла бы вскоре все остальные страны, во всех искусствах, науках и мастерствах.

Денни Дидро

Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок.

В. А. Сухомлинский

Дошкольный возраст — фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Именно в этом возрасте закладываются основы всестороннего, гармонического развития ребенка.

Изобразительное творчество — специфическая детская активность, направленная на эстетическое освоение мира посредством изобразительного искусства, наиболее доступный вид познания мира ребенком.

Наиболее характерная черта эстетического отношения маленького ребенка — непосредственность заинтересованного оценивающего «Я» от любой объективной ситуации; неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления и воображения.

Мы можем утверждать, что художественное творчество оказывает самое непосредственное влияние на развитие эстетического отношения детей к действительности.

Способность к творчеству — отличительная черта человека, благодаря которой он может жить в единстве с природой, создавать, не нанося вреда, преумножать, не разрушая.

Психологи и педагоги пришли к выводу, что раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов.

Чтобы развиваться, дети должны иметь возможность рисовать, лепить, клеить, вырезать, конструировать, результат этой работы проявится в будущем в совершенно разных областях. Научно доказано, что возраст 4–8 лет наиболее благоприятен для развития творческих способностей ребенка.

Совет

Желание творить — внутренняя потребность ребенка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайной искренностью. Мы, взрослые, должны помочь ребенку открыть в себе художника, развить способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность — это достояние всего общества.

Существует много видов деятельности ребенка, но есть одна, которая не оставляет равнодушным никого, которая неизменно вызывает много эмоций — это рисование.

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического воспитания, так как оно связано с самостоятельной практической и творческой деятельностью ребенка.

В процессе рисования у ребенка совершенствуются наблюдательность и эстетическое восприятие, художественный вкус и творческие способности. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета.

Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки. Рисование развивает, рисование учит, рисование открывает новый мир красок, форм, ощущений.

А если это не просто рисование, а целый комплекс различных видов работ (аппликация, лепка, конструирование и многое другое), то такие занятия становятся не только мощным фактором детского развития вообще, но и средством развития художественно-эстетических способностей ребенка.

Для чего следует развивать художественно-эстетические способности ребенка?

Целью развития человека в каждом возрасте является гармоничное развитие. В детском возрасте фактором гармоничного развития является творческая деятельность, т. к. именно возраст 4–8 лет наиболее благоприятен для развития творчества, условиями развития которого является художественно-эстетическая деятельность.

В процессе этой деятельности формируются перцептивная (воспринимающая) деятельность, усваиваются общечеловеческие ценности и нормы, развиваются возрастные личностные качества (восприятие эстетических явлений, образное мышление, продуктивное воображение, соучастие, опережающая эмоциональная оценка) через ознакомление детей с достижениями культуры и собственную творческую деятельность.

Обратите внимание

Когда ребенок берет в руки карандаш, в работу сразу же включаются его зрительные, двигательные и осязательные анализаторы. Кроме того, включается воображение и те отделы мозга, которые отвечают за возможности человека принимать решения.

Таким образом, рисование развивает память, внимание, мелкую моторику, а также учит ребенка думать, анализировать, соизмерять, сравнивать, воображать и принимать решения.

Формирование словарного запаса и связной речи у ребенка тоже во многом зависит от процесса рисования, поскольку разнообразие окружающего мира способствует обогащению лексики малыша.

Читайте также:  Что нужно знать родителям о распорядке дня годовалого ребенка?

Рисование развивает чувственно-двигательную координацию, так как требует согласованного участия многих психических функций.

По мнению специалистов, рисование участвует в согласовании межполушарных взаимоотношений, поскольку в процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное в основном с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое ответственно левое полушарие.

Режим работы левого полушария — аналитический, вербальный, вычислительный, последовательный, символический, линейный, объективный.

Левое полушарие специализируется на вербальном, логическом, аналитическом мышлении, оно отлично проявляет себя в символической абстракции, речи, чтении, письме, его система линейна: первые вопросы решаются первыми, а вторые вторыми.

Режим работы правого полушария — интуитивный, субъективный, синтетический, целостный, не связанный со временем. В режиме работы правого полушария можно воспринимать вещи и события посредством внутреннего зрения и воображения. Используя правое полушарие, можно мечтать, понимать метафоры, создавать новые комбинации идей. Будучи напрямую связанным с важнейшими функциями (зрение, двигательная координация, речь, мышление), рисование не просто способствует развитию каждой из этих функций, но и связывает их между собой.

Важно

Многие считают, что развитие ребенка определяется, в основном, его интеллектуальными способностями, что умения читать, писать, считать являются основными показателями его готовности к школе.

А на практике педагоги, а позднее и сами родители, видят, что эти умения не обеспечивают успешность обучения, нормальное поведение и в целом адаптацию детей к новым условиям школьного обучения.

Причиной такого положения дел является не соблюдение закономерностей природосообразного развития психики ребенка, нарушение которого обязательно проявится в виде неврозов, хронических заболеваний, так называемой лени ребенка, его отказе в послушании, нежелании учиться, нарушений двигательной эмоционально-мотивационной сферы ребенка.

Систематическое овладение всеми необходимыми средствами и способами деятельности обеспечивает детям радость творчества и их всестороннее развитие (эстетическое, интеллектуальное, нравственно-трудовое, физическое). А также, позволяет плодотворно решать задачи подготовки детей к школе.

Работы отечественных и зарубежных специалистов свидетельствуют, что художественно — творческая деятельность выполняет терапевтическую функцию, отвлекая детей от грустных, печальных событий, обид, снимая нервное напряжение, страхи. Вызывает радостное, приподнятое настроение, обеспечивает положительное эмоциональное состояние каждого ребенка.

Возраст ребенка предназначен природой для развития действенных и образных процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления. Средствами их развития являются практические действия, чувства и переживания ребенка, т.е его сенсорно-чувственный опыт.

Совсем неправильно мыслят взрослые, считая, что ребенок может познавать мир, осваивая его через получение готовых знаний, через чужой (родительский) опыт. По утверждениям выдающихся психологов XX века Л.С Выготского и Ж.

Пиаже ребенок развивается только в процессе переживания сложных ситуаций, накопления и осмысления собственного опыта.

Лишь собственный опыт дает ребенку ощутить радость восприятия мира во всём его чувственном многообразии, проявить непосредственность реакции, быть эмоционально открытым и доброжелательным, а главное быть активным деятелем и творцом.

Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена. Однако в прошлом у общества не возникало особой потребности в овладении творчеством людей. Таланты появлялись как бы сами собой, стихийно создавали шедевры литературы и искусства: делали научные открытия, изобретали, удовлетворяя тем самым потребности развивающейся человеческой культуры.

Совет

В наше время ситуация коренным образом изменилась. Жизнь в эпоху научно-технического прогресса становится все разнообразнее и сложнее.

И она требует от человека не шаблонных, привычных действий, а подвижности, гибкости мышления, быстрой ориентации и адаптации к новым условиям, творческого подхода к решению больших и малых проблем.

Если учесть тот факт, что доля умственного труда почти во всех профессиях постоянно растет, а все большая часть исполнительской деятельности перекладывается на машины, то становиться очевидным, что творческие способности человека следует признать самой существенной частью его интеллекта и задачу их развития — одной из важнейших задач в воспитании современного человека. Ведь все культурные ценности, накопленные человечеством — результат творческой деятельности людей. И то, насколько продвинется вперед человеческое общество в будущем, будет определяться творческим потенциалом подрастающего поколения.

Преобразования во всех сферах российского общества, ускорение темпов научно-технического и социального прогресса актуализируют потребность в людях инициативных, творческих, независимых от штампов и стереотипов мышления. Вместе с тем, креативный потенциал личности не формируется сам по себе, спонтанно; развитие его должно быть перманентным и начинаться уже с первых дней жизни ребенка.

Литература

  1. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребёнок.- М., 1972
  2. Григорьева Г. Г. Развитие дошкольника в изобразительной деятельности. — М., 2000
  3. Неменский Б. М. Мудрость красоты. — М.: Искусство, 1987.
  4. Силивон В.А Когда ребёнок рисует. — Мн., 1989

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, правое полушарие, рисование, режим работы, процесс рисования, левое полушарие, Художественное творчество, гармоничное развитие, собственный опыт, творческая деятельность.

Источник: https://moluch.ru/archive/111/27860/

» Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста

Дети в самом раннем возрасте замечают красоту, окружающую их. Они слышат музыку и получают от неё наслаждение, им нравятся стихи и песенки, красивые картинки, явления природы. Сталкиваясь с красотой, ребятишки сами стремятся создать что-то своё — вылепить фигурку из пластилина, придумать песенку, станцевать танец.

Встреча с прекрасным всегда побуждает к творчеству и развитию, настраивает на позитивное восприятие мира. Вот поэтому так важно эстетическое воспитание — систематическое воздействие на малыша с целью воспитания способности видеть прекрасное и самому создавать его.

В статье мы раскроем секреты, как приучить дошкольника любить прекрасное.

Эстетически воспитывать кроху нужно начинать с рождения: это простимулирует развитие творческих способностей, привьёт хороший эстетический вкус, выработает потребность в общении с искусством.

В основе эстетического воспитания лежат такие принципы:

  1. Принцип взаимодействия. Художественно-эстетическое воспитание ежедневно присутствует в жизни ребёнка (в общении с людьми и природой, знакомстве с образцами искусства, самостоятельном творчестве, быту и труде). Важно учить ребёнка стремиться в любом действии до эстетического совершенства.
  2. Комплексный подход. Хороших результатов в воспитании можно добиться, соединяя разные виды искусства и предлагая ребёнку виды творческой деятельности, основанные на межпредметных связях.
  3. Связь эстетическо-художественной деятельности с жизнью. Такое подход формирует адекватное отношение дошкольника к действительности и учит видеть красоту во всех проявлениях.
  4. Единство эстетического и общего развития детей. Правильно организовывая эстетическое воспитание, у ребёнка гармонично будут развиваться все познавательные процессы, речь, эмоциональная сфера.
  5. Самостоятельная творческая деятельность ребёнка. Эстетическое воспитание будет осуществляться самым эффективным способом, если ребёнок начнёт делать что-то творческое сам: танцевать, петь в хоре, рисовать, лепить, сочинять и т. д.
  6. Эстетика всей жизни ребёнка. Дошкольник должен жить в красоте. Вся деятельность его и ближайшего окружения должна быть наполнена эстетикой и красотой. Это имеет особый воспитательный смысл. Малыш должен осознать, как важна аккуратность, воспитанность, вежливость, красота помещений, одежды и т. д. Всё это формирует правильное эстетическое развитие ребёнка.
  7. Учёт возраста детей. Средства эстетического воспитания должны быть подобраны в соответствии с возрастом дошкольника. От того, насколько успешно сформируется правильное эстетическое восприятие действительности в самом раннем возрасте, зависит его становление как личности в более старшем возрасте.

Строя эстетическое воспитание на этих принципах, вы обеспечите правильный подход к воспитанию в целом.

Методологическая база

Существует множество методов и способов эстетического воспитания дошкольников. Отметим, что все методы взаимосвязаны между собой, а с целью достижения наилучшего результата их можно сочетать и варьировать.

Методы различаются:

  • по способу передачи информации
  • по форме организации деятельности.

По способу передачи информации:

  • наглядные методы (непосредственное знакомство с образцами искусства)
  • словесные (рассказ и объяснение).

Формы организации деятельности бывают такими:

  • когда воспитатель (или родитель) показывает способ действия и предлагает ребёнку повторить (выучить стихотворение, исполнить песенку).
  • когда ребёнку предлагают самому найти способ исполнения поставленной задачи (самому вылепить что-то, нарисовать, наклеить).

Отметим, что эстетическое воспитание дошкольников имеет отличие от эстетического воспитания школьников. Маленькие дети приобщаются к красоте и искусству с помощью зрительного восприятия, осознания важности порядка и чистоты. А школьники уже умеют выражать свои творческие способности (под руководством взрослых).

Малыши учатся оценивать, а более старшие ребята могут уже создать продукт творческой деятельности, творчески подойти к оформлению пространства и т. д. Чем старше становится ребёнок — тем усложняются методы.

А чередуя их и используя в комплексе, можно добиться того, что ребёнок научится видеть красоту, начнёт творчески относится к жизни и понимать прекрасное.

Воспитываем искусством

Чтобы успешно организовать эстетическое воспитание дошкольника, нужно обеспечить необходимые условия:

  • создать развивающую среду
  • организовать взаимодействие с природой и искусством
  • организовать творческую деятельность.

Основное отличие эстетического воспитания малышей — то, что они воспринимают действительность чувствами. Дошкольники обращают внимание на форму, цвет, звук, а красота воспринимается в единстве формы и содержания. Когда малышу что-то нравится — он переживает светлые чувства, волнение, восторг, бескорыстную радость.

При этом воспитателю или родителю нужно уметь направить душевный отклик ребёнка от обычного восприятия к пониманию прекрасного, формированию своего мнения. Так можно начать формировать хороший эстетический вкус.

При грамотном воспитании, дошкольник научится не только понимать прекрасное, но и видеть красоту в повседневном — в природе, быту, труде, одежде.

Важно знакомить малышей с лучшими образцами детской литературы, музыки, народного творчества и живописи. Так дети будут учиться узнавать и любить понятные им произведения искусства.

Детям дошкольного возраста по силу почти все виды творчества: они могут рисовать, вырезать, лепить, клеить, танцевать и петь, составлять рассказы и даже рифмовать.

Если ребёнок проявляет интерес к музыке, движениям, изображениям, речи и ему хочется сделать что-нибудь подобное самому, — он готов к самостоятельно творческой деятельности.

Обратите внимание

Поддерживая малыша, помогая ему творить, можно сформировать у ребёнка способность рождать идеи воплощать их.

В детском саду есть все возможности для того, чтобы прививать детям любовь к искусству:

  • занятия по развитию навыков изобразительной деятельности и речи
  • музыкальные занятия
  • театрализованные игры
  • тематические занятия
  • приглашение артистов театра, цирка и филармонии
  • праздники.

Как приобщить детей к искусству?

Уметь понимать искусство – вовсе не врождённое качество, а воспитанное.

Чтобы дошкольник легко воспринимал классику — нужно, чтобы он слышал её с раннего детства. Подбирать нужно классику для малышей и включать её нечасто. Когда малышу исполнится 3-4 года, уже можно пытаться обсуждать услышанное, рассказывать о музыке, музыкальных инструментах.

Знакомство с живописью лучше начать с просмотра репродукций в художественных альбомах. Картины должны быть подобраны с учётом возраста малыша: изображения понятных ему сюжетов сказок, животных, сказочных персонажей.

Читайте также:  Что делать дома с детьми 4 лет: игры, полезные занятия, воспитание

В театр можно повести даже 1,5-годовалого малыша. В кукольных театрах всегда есть представления для самых маленьких. Спектакли идут не больше 30 минут, и ребёнок не успевает устать.

Музеи лучше посещать с 4-5 лет. Лучше, если это будут детские тематические музеи или выставки. В детскую филармонию и на балет лучше начать ходить с 5 лет, выбирая детские представления и концерты.

Перед посещением театра или музея объясните ребёнку, что вы идёте в важное место, и как следует себя там вести. Покормите ребёнка перед походом в музей или театр, чтобы чувство голода не отвлекало малыша от интересного.

Позаботьтесь о том, чтобы дорога к «обители муз» не была долгой и утомительной, оденьте малыша красиво – пусть он почувствует важность события. Обязательно расспросите кроху о его впечатлениях от увиденного и услышанного. Спросите, хотел бы он ещё раз увидеть нечто интересное.

Если малыш не восторге – сделайте паузу и попробуйте снова организовать культурный досуг через какое-то время.

Смотрите видео о том, как дошкольники приобщаются к искусству, посещая художественную студию при Московском музее современного искусства

Эстетическое воспитание в семье

Эстетическое воспитание в семье происходит с помощью включения в систему воспитания средств искусства.

Советы родителям по эстетическому воспитанию:

  1. Знакомьте кроху с музыкой и поэзией как можно раньше.
  2. Упражняйтесь с ребёнком в лепке, рисовании, пении.
  3. Ограничьте бессистемное прослушивание ребёнком радио и просмотр телевизора.
  4. Выбирайте для просмотра лучшие образцы детских сказок и мультфильмов, а для прослушивания – хорошую детскую или классическую музыку. Помогайте осмысливать увиденное и услышанное.
  5. Читайте ребёнку лучшее из детской литературы, учите его самого читать выразительно.

Осуществляя эстетическое воспитание дошкольника, формируя его хороший эстетический вкус, вы закладываете основы будущего духовного богатства человека.

Источник: https://paidagogos.com/esteticheskoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta.html

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста

Эстетическое воспитание дошкольников — организация жизнедеятельности детей в рамках семьи и ДОУ, которая способствует формированию у ребенка знаний и представлений о прекрасном, развитию умения видеть красоту во всем, что его окружает.

Человек уже в раннем возрасте начинает видеть красоту игрушек, музыки, замечает яркие цвета вокруг себя. Однако художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста невозможно представить без комплексной работы воспитателей и наличия образовательной среды.

В большинстве программ обучения дошкольников эстетическому воспитанию отводится одно из ведущих мест, отличие заключается лишь в названии подхода. Важность этого направления трудно переоценить. Ребенок, лишенный эстетического развития, в старшем возрасте с трудом сможет проявить себя в работе, которая требует творческого, вдохновенного подхода.

Известный русский классик А. П. Чехов однажды сказал: «В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли». Это и является результатом грамотного художественно-эстетического воспитания дошкольников. Ребенок должен уметь видеть, ценить, создавать прекрасное, а также сам являться «прекрасным», то есть быть духовной, гуманной, нравственной и гармоничной личностью.

Цели и задачи

Цель художественно-эстетического воспитания дошкольников заключается в том, чтобы привить ребенку культуру, которая состоит из ряда компонентов:

  1. Восприятие — умение ощущать прекрасное во всех его проявлениях.
  2. Чувства — умение эмоционально оценивать прекрасное.
  3. Потребности — стремление испытывать эстетические эмоции от восприятия прекрасного.
  4. Вкусы — способность проводить анализ прекрасного, опираясь на выработанные эстетические идеалы.
  5. Идеалы — личная оценка красоты природы, человека, культуры.

Задачи эстетического воспитания дошкольников включают:

  • развитие гармоничной личности;
  • формирование способности замечать и ценить красоту вокруг;
  • помощь в формировании личных вкусов и идеалов;
  • создание условий для художественно-эстетического развития дошкольников.

Достижение цели базируется на определенных средствах и методических приемах.

Средства эстетического воспитания:

  • живопись, скульптура;
  • театр, кинематограф;
  • архитектура (дизайн, зодчество);
  • художественная литература;
  • ТВ, пресса;
  • музыкальные композиции;
  • окружающий мир.

Методы эстетического воспитания:

  • личный пример и опыт;
  • разговорные формы;
  • занятия в рамках ДОУ;
  • экскурсии;

Основополагающим методом является личный пример (воспитателя или родителя), так как именно взрослый закладывает идеалы, которые впоследствии станут основой формирования эстетических чувств.

Эстетическое развитие в семье

Знакомство ребенка с миром начинается с мамы и папы. Они являются первыми и главными эстетическими идеалами.

Семейное эстетическое воспитание включает:

  1. Личный пример родителей. Сюда относится внешний вид, одежда, опрятность и ухоженность взрослых, а также манера общения и образование родителей. Ребенок быстро перенимает семейные критерии прекрасного и с трудом сможет измениться, если, например, с детства слышал нецензурную лексику или ходил в запачканной одежде.
  2. Воспитание музыкального вкуса. Начинается с раннего возраста, когда мама пела колыбельные и задорно рассказывала потешки. По мере взросления малыша важно петь с ним детские песенки, включать дома классическую музыку.
  3. Художественная деятельность дошкольников. Важнейший аспект эстетического развития как в семье, так и в ДОУ. Необходимо дать ребенку возможность выражать свои мысли и эмоции на бумаге, в различных техниках (фломастеры, краски, карандаши), так малыш познакомится с цветами и их сочетаниями, научится видеть форму, оценивать размер.
  4. Чтение книг. Часто дети просят маму почитать сказку на ночь, так они знакомятся с богатством и красотой русского языка, учатся использовать слово как инструмент выражения чувств и эмоций.
  5. Беседы. Во время душевных разговоров ребенок узнает и перенимает опыт родителей, задает вопросы об окружающем мире. Следует выделять время для разговоров, посвященных эстетическому развитию.
  6. Эстетика быта. Заключается в ремонте квартиры, дизайнерских решениях, в оформлении жилого пространства (картины, цветы и т.д.), чистоте и порядке. Необходимо наличие эстетической развивающей среды.

Рекомендации для педагогов и воспитателей

Рекомендации по нравственно-эстетическому воспитанию дошкольников включают в себя ряд методов и принципов:

  1. Эстетика обстановки (живые растения, мебель, цветовое решение игровых комнат, чистота и порядок).
  2. Независимая художественная деятельность (занятия по свободному творчеству средствами декоративно-прикладного искусства).
  3. Занятия с педагогом (развитие вкусов и идеалов под наблюдением и чутким руководством наставника).

Есть некоторые особенности эстетического воспитания дошкольников в ДОУ. В отличие от домашней среды, осуществление творческой деятельности происходит среди сверстников и под руководством грамотного наставника.

Это мотивирует ребенка делать все лучше, чтобы его похвалили, выделили среди остальных. Если дома ребенок при первой же неудаче часто сдается, то в садике, смотря на пример других ребят, он будет искать способы справиться с заданием.

Поэтому творческая и эстетическая деятельность должна осуществляться именно в ДОУ.

Важно

Для этого воспитатель должен четко понимать, что такое творчество и какие компетенции и навыки ребенок в результате должен приобрести.

Показатели творческой деятельности (по И. Лернеру):

  • умение без сторонней помощи воспользоваться старыми знаниями в новой ситуации;
  • умение находить и применять новые функции уже известного объекта;
  • умение видеть проблемы в стандартной ситуации;
  • умение комбинировать ранее известные методы в новый.

Педагогу следует поощрять ребенка за проявления самостоятельности, ни в коем случае не ругать, если дети, например, вместо одного цветка начинают рисовать букет.

Важна непринужденность обстановки и некоторое ослабление дисциплины — пусть дошкольники переговариваются, подходят к окну или стенду с игрушками.

Тогда эстетическое воспитание дошкольников будет проходить для ребенка с радостью и вдохновением.

Природа как средство развития эстетических вкусов

Природа является самой главной эстетической средой. Чем раньше произойдет знакомство с природой, тем более глубокое впечатление она оставит в его сердце, предопределив дальнейшее духовное развитие. Здесь важно все: прогулки, знакомство с миром зверей и насекомых, цветов и деревьев, произведения детских писателей и поэтов, художественные картины, беседы и занятия в садике.

Ребенок должен видеть, по каким законам развивается природа, как сменяются времена года, как при этом меняется погода, растения, животные. Важно указывать ребенку на красоту этих процессов и явлений и закреплять их на занятиях, используя творческое задание. У детей дошкольного возраста особенный интерес вызывает именно животный мир: домашние питомцы, дикие хищники, бабочки и муравьи.

В рассказах Е. Чарушина и В. Бианки в реалистичном повествовании животные представлены как люди, со своими характерами и настроениями. Ребята с радостью слушают такие сказки, а позже рисуют их героев, что помогает развитию художественно-творческих способностей дошкольников.

Необходимо организовывать для детей встречи с животными. Это может быть зоопарк, ферма или цирк. Хорошо, если в семье имеется домашний питомец. То же касается и мира растений. Чем больше времени ребенок проводит в экосреде, тем больше вдохновения у него будет для творчества.

Художественно-эстетическое развитие дошкольников может осуществляться только в непрерывной связи с экологическим образованием. Данная интеграция способствует образованию у ребенка навыков анализа, синтеза, сравнения, развитию воображения, положительного и нравственного отношения как к природе, так и к культуре.

Результат эстетического образования в рамках ДОУ по направлениям

Любая деятельность педагога по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста должна приносить результаты, соответствующие требованиям образовательной программы. В программах четко прописано, что должен уметь и знать ребенок. Эстетическое воспитание дошкольников можно классифицировать по нескольким направлениям.

Направление 1. Восприятие искусства и действительности:

  • видеть и оценивать красоту произведений искусства, природы, окружения, уметь выражать положительные эмоции по отношению к ним;
  • знать несколько композиторов, художников, писателей и их произведения;
  • уметь использовать выражения в искусстве (театральные: голос, мимика, интонация, поза, жесты; музыкальные: ритм, темп, динамика; художественные: композиция, цвет, форма);
  • знать народную культуру: песни, потешки, загадки, пословицы, поговорки.

Направление 2. Развитие художественно-творческих способностей дошкольников:

  • интересоваться несколькими видами искусства и проявлять собственную инициативу в творческих задумках педагога;
  • самостоятельно создавать творческие произведения в любом виде искусства;
  • уметь максимально объективно оценивать собственное творчество, сравнивать его с результатами сверстников, обсуждать это и стремиться развиваться в данном направлении.

Направление 3. ИЗО:

  • знать, называть и рисовать формы предметов;
  • знать цвета радуги и основные их оттенки;
  • знать, какие материалы используются для рисования.

Направление 4. Музыкальное развитие:

  • иметь желание слушать музыку и петь;
  • отличать динамику, высоту и ритм звука;
  • определять настроение музыки;
  • знать названия нот и уметь петь их;
  • исполнять простые мелодии на детских инструментах.

Направление 4. Архитектура и дизайн:

  • знать, чем занимаются архитекторы;
  • видеть красоту форм архитектуры;
  • интересоваться поделками из бумаги;
  • иметь желание украшать комнаты к праздникам.

Эстетическое воспитание — долгий и трудный процесс, в который вовлечены и родители, и воспитатели. Оно начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни человека.

Художественно-эстетическое развитие детей дошкольного возраста Ссылка на основную публикацию

Источник: https://doshkolnik.net/stati/metody-esteticheskogo-vospitaniya-doshkolnikov.html

Ссылка на основную публикацию