Ффнр в современной логопедии: что это за диагноз?

Ффнр в логопедии, что это такое: прогноз и профилактика

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи в логопедии также называют сокращенно ФФНР — это расстройство процесса образования произношения фонем у ребенка с разнообразными речевыми отклонениями в результате дефектов понимания и передачи звуков. Что это такое? Иными словами — неверно распознанный звуковой сигнал подается в речевой аппарат и звук воспроизводится не правильно. Это отклонение может быть выявлено у абсолютно здоровых детей, с хорошим зрением и слухом.

К основным факторам развития ФФН речи у детей принято считать:

  • Родовые травмы;
  • Неблагоприятные условия проживания;
  • Психологические проблемы;
  • Стрессы;
  • Малое время, уделенное на развитие.

ФФН в речи относится к серьезным заболеваниям, которое при несвоевременном лечении может привести к проблемам с письмом, чтением и правильным формированием речи и в результате — плохой реализации лексико — грамматического потенциала у ребенка в будущем. Поговорим об этом подробнее.

Классификация по формам

В логопедической практике в зависимости от особенностей развития детей существуют три классификации ФФНР:

  1. Легкая форма. Она выражается в небольшом дефекте произношения слогов и отдельных звуков;
  2. Средняя форма. Тут уже более выражены симптомы фонетико-фонематического недоразвития речи , присутствует неправильное произношения звуков, а также полное или частичное их неразличимость при акустическом или оппозиционном звучании. Ребенок может плохо читать, писать с большим количеством грамматических ошибок, плохо улавливать звуковую дорожку слогов;
  3.  Тяжелая форма. Это самая сложная в лечении и диагностики форма ФФНР. Распространение заболевания охватывает не только звуковую сторону речи, наблюдается также полное отсутствие различия звуков, неправильный слоговой строй, плохая грамматика и связная речь.

Главные характеристики заболевания

В процессе становления речи ребенка, можно столкнуться со сразу несколькими симптомами ФФНР. Вот на что стоит заострить внимание в первую очередь :

  • Замена детьми некоторых звуков, более удобными по артикуляции. Ребенок не воспроизводит некоторые фонемы, подменяя их на другие. Например, звуки Л и Р заменяются звуками И и Л’ («ложка» — «л’ёжка» или «ложка» — «иёжка»);
  • Не редки случаи когда ребенок меняет все свистящие и шипящие звуки на более простые по артикуляции, так называемые «взрывные» звуки – Д, Д’, Т, Т’ («самокат» — «томакат», «шуба» — «дуба»);
  • В каких-то словах дети могут воспроизводить звуки верно, но в большинстве они меняют их на схожие по артикуляции. К примеру, верно произносимые звуки л, р и с в разъединенном виде, в словах и фразах произносятся с дефектами;
  • Дети затрудняются раздельно воспроизводить пары или группы звуков. Происходит подмена одним звуком нескольких. Например, звук «т’» заменяется сразу для нескольких звуков: ш, ч, с («собака» — «тобака», «чашка» — «ташка», «шишка» — «тишка»).

Фонетическое недоразвитие речи влияет на способность детей самостоятельно выделить звук на фоне слова, определить правильную последовательность его и количество.

Тяжело произносят сочетания простых согласных и многосложных слов в одном предложении. Когда ребенок произносит такие слова он пропускает слоги, заменяет трудные звуки, добавляет внутрь слога лишний звук.

Такая замена может проявляться и на письме, в результате развивается дисграфия артикуляционно — акустического типа.

Обратите внимание

Ребенок может неправильно произносить не более трех звуков или иметь грамматически правильную речь, но на слух не понимать отличий между множеством звуков, принадлежащих разным группам. Ярко выраженное недоразвитие фонематического процесса не редко завуалированно под сравнительно хорошее звуковоспроизведение. Что в свою очередь усложняет диагностику заболевания.

Кроме нарушений вербального типа у детей с ФФНР выявляются и прочие:

  • Трудное переключение между задачами;
  • Плохое понимание абстрактных понятий;
  • Медленный мысленный ход.

Такие нарушения приводят к низкой успеваемости в школе, вызывают неустойчивость психики и препятствуют нормальной учебной деятельности.

Диагностика у логопеда

К обследованию у врача логопеда ребенка может направить учебное заведение, невролог или же родители сами решают уточнить диагноз. Логопед на основании медицинской карточки проводит анализ как протекала беременность, роды, были ли осложнения и какая психологическая обстановка сейчас в семье.

Источник: https://VseoRechi.ru/narushenie-rechi/ffnr.html

Фнр и онр: когда родителям бить тревогу и бежать к логопеду?

Первый раз ребенок посещает логопеда в возрасте трех лет. Однако, если есть речевые нарушения, специалист ставит соответствующий диагноз и рекомендует начинать коррекционную работу в зависимости от вида нарушения с двух-трех лет. Родителей, как правило, пугают непонятные им аббревиатуры.

https://www.youtube.com/watch?v=SmP4_Kbd9sU

Чаще всего логопеды выявляют у маленьких пациентов ФНР и ОНР. Что скрывается за этими буквами и какая разница между этими обозначениями речевых нарушений? Отвечает Ирина Григорьевна Лотышова, преподаватель методики развития речи Ленинградского социально-педагогического колледжа, учитель-логопед.

За аббревиатурой ФНР (ФФНР) скрывается фонетико-фонематическое недоразвитие речи – то есть нарушение звукопроизношения. Слова нечетко выговариваются из-за:

– дефектов периферического речевого аппарата (особенного строения челюстей или укороченной уздечки; неправильное строение неба (слишком высокого, низкого, плоского); узких или массивных губ;

– привычки неправильно их говорить на фоне отсутствия дефектов в строении артикуляционного аппарата.

Чтобы было легче определить ФНР, вот наиболее типичные его проявления:

– ребенок использует один и тот же звук для замены двух или более звуков. Например, произносит «ть» вместо звуков «с», «ч», «ш» («тяска» вместо «чашка» или «тяпка» вместо «шапка»);

– замещает сложные звуки словами, у которых более простая артикуляция. К примеру: «лыба» – рыба, «фуба» – «шуба»;

– произносит слова правильно, но при соединении их в предложения заменяет сложными звуки близкими по артикуляции.

– «смазанная» речь;

– нечеткая дикция;

– ошибки в окончаниях;

– сложности с употреблением предлогов;

– ошибки в согласовании существительных с прилагательными и числительными.

Причины возникновения ФНР

Среди причин развития фонетического недоразвития речи:

– воздействие вредных факторов в дородовой, родовой и послеродовой периоды развития.

– сюсюканье при общении с маленьким ребенком;

– подражание ребенка сверстникам, которые говорят с речевыми нарушениями;

– родительская халатность по отношению к развитию речи у малыша;

– проблемы со слухом;

– неумение ребенка владеть своим языком;

– если родители говорят с малышом на разных (иностранных) языках.

Какие специалисты способны исправить ФНР

После того, как установлена причина фонетического недоразвития речи, необходимо ее устранить. Если причина в дефекте периферического речевого аппарата, то есть она кроется в исправлении прикуса, зубного ряда, «подрезании» уздечки – требуется помощь врача-ортодонта.

В случае необходимости коррекции звукопроизношения надо обращаться к логопеду.

Как происходит исправление ФНР

Исправление фонетического недоразвития речи необходимо начинать с четырех лет. Происходит это путем логопедических занятий. Работа это непростая и продолжительная. Ведь дети чаще всего не способны заниматься подолгу.

Поэтому исправление нарушений речи необходимо проводить в игровой форме.

При фонетических нарушениях рекомендуется не только развитие артикуляционного аппарата, фонематического слуха, но и мелкой и общей моторики, развития речевого дыхания, психических процессов.

Источник: https://letidor.ru/zdorove/fnr-i-onr-kogda-roditelyam-bit-trevogu-i-bezhat-k-logopedu.htm?full

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН)

Фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН) – нарушение процессов звукопроизношения и восприятия фонем при различных речевых нарушениях у детей с нормальным интеллектом и биологическим слухом.

ФФН характеризуется заменами, смешением и искажением звуков, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженными лексико-грамматическими нарушениями.

Логопедическое обследование при ФФН включает изучение состояния звукопроизношения, фонематического восприятия, слоговой структуры слова, лексико-грамматического строя речи, навыков словообразования, связной речи. Коррекционная работа при ФФН ведется над нарушенными сторонами речи.

ФФН (фонетико-фонематическое недоразвитие) – несформированность звуковой стороны речи, характеризующаяся фонетическими и фонематическими дефектами.

Важно

Главным определяющим признаком ФФН является незавершенность формирования процессов произношения и восприятия фонем, близких по акустико-артикуляционными характеристикам.

ФФН представляет серьезное препятствие на пути овладения навыками письма и чтения и является риск-фактором развития дисграфии и дислексии у детей школьного возраста.

Нарушения средств общения (ФФН и ОНР) являются категориями психолого-педагогической классификации речевых нарушений, отражающими уровень сформированности языковых средств и позволяющими в соответствии с этим выстраивать логопедическую работу. ФФН объединяет обширную группу нарушений речи: артикуляторно-фонематическую и акустико-фонематическую дислалию, дизартрию, ринолалию. Дети с ФФН составляют 20-25 % от общего количества детей с речевыми нарушениями.

Классификация ФФН

По выраженности нарушений звуковой стороны речи выделяют легкую, среднюю и тяжелую степень ФФН:

Легкая степень ФФН характеризуется нарушением дифференциации только дефектно произносимых звуков. В остальном звуко-слоговая структура слова анализируется правильно.

Средняя степень ФФН характеризуется более грубыми нарушениями звукового анализа. Отмечается недостаточная дифференциация значительного числа звуков, входящих в различные фонетические группы. В устной речи их артикуляция сформирована достаточно.

Тяжелая степень ФФН характеризуется глубоким фонематическим недоразвитием, когда ребенок не воспринимает звуки на слух, не различает их, не может выделить их в слове и установить последовательность.

https://www.youtube.com/watch?v=aP-fHtl_xQM

При ФФН у детей имеет место расстройство произносительной стороны речи и особого фонематического слуха, способствующего различению и узнаванию фонем родного языка. Физиологический слух и интеллект у детей с ФФН сохранны.

Структура дефекта при ФФН характеризуется несформированностью звуковой стороны речи, нарушением дифференциации звуков, сходных по артикуляторным и акустическим признакам, нарушением слоговой структуры слова, нерезко выраженным лексико-грамматическими нарушениями.

Нарушения звуковой стороны речи у детей с ФФН представлены фонематическими (смешением и заменами звуков) и фонетическими дефектами (искажением звуков) Наиболее часто отмечаются замены артикуляторно сложных звуков более простыми ([р] на [л], [ш] на [ф], [с] на [т] и пр.).

Другим вариантом проявления ФФН может быть недифференцированное произношение звуков, когда один звук может служить заменителем целого ряда других звуков (например, [т´] вместо [ с´], [ ч ], [ ш ]).

Еще одним дефектом при ФФН может являться смешение звуков, их неустойчивое употребление в речи: в одних случаях нужный звук произносится правильно, в других – заменяется артикуляторно или акустически близкими звуками.

В дальнейшем такие нарушения будут сопровождаться однотипными заменами букв на письме (артикуляторно-акустическая дисграфия).

Фонематические нарушения часто сочетаются с фонетическими недостатками – искажением произношения одного или нескольких звуков (ротацизмом, сигматизмом, ламбдацизмом и др.). Общее количество дефектно произносимых звуков при ФФН может достигать 16-20.

Совет

Прямым следствием нарушенного звукопроизношения у ребенка с ФФН является неспособность овладеть фонематическим анализом: выделить звуки на фоне слова, определить их количество и последовательность.

Детям с ФФН с трудом дается произнесение слов со стечением согласных и многосложных слов. При проговаривании таких слов отмечаются пропуски слогов, их перестановки и замены, добавления лишнего звука внутри слога и т. д.

Кроме перечисленных затруднений, при ФФН может отмечаться нечеткость артикуляции.

Лексический запас и грамматический строй речи при ФФН обычно в пределах нормы, однако при специальном обследовании могут выявляться ошибки в словоизменении, согласовании частей речи, употреблении предлогов.

Наряду с нарушениями вербального характера, детям с ФФН свойственны определенные особенности протекания ВПФ: неустойчивость произвольного внимания, трудности переключения, сужение объема памяти (особенно на речевой материал), трудности в понимании абстрактных понятий, замедленное течение мыслительных процессов и т. д. Все это препятствует успешной учебной деятельности и обусловливает нестойкую успеваемость.

Логопедическое обследование при ФФН

Приступая к диагностическому обследованию речи у ребенка с ФФН, логопед (из медицинской документации или из беседы с родителями) выясняет анамнестические сведения (особенности протекания беременности и родов  у матери, раннего физического, психического развития ребенка). При оформлении речевой карты на ребенка с ФФН следует сделать особые отметки о состоянии слуха (по заключению детского отоларинголога), неврологического статуса (по заключению детского невролога), общего здоровья (по заключению педиатра).

Читайте также:  Техника скорочтения: упражнения для детей разных возрастов

Источник: https://www.krasotaimedicina.ru/diseases/speech-disorder/ffn

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи у детей (ФФНР): характеристика, особенности коррекционной работы

ФФНР – распространенное нарушение речевого развития у детей дошкольного возраста. В логопедии этому дефекту устной речи уделяют много внимания вместе с ОНР и ФФН. Поговорим об этом подробнее.

Что такое ФФНР

Это нарушения формирования произносительной системы с дефектом восприятия звуков. Согласно исследованиям А.Р.Лурия, Р.Е.Левиной, Н.Х.Швачкина, принято считать, что восприятие фонем играет главную роль в их произношении.

Если ребенок плохо слышит звук, неправильно воспринимает, характеризует, то сказать его верно не сможет. Например, заменяет звонкие глухими, вместо шипящих произносит взрывные. При диагностике, последующей коррекции дефектов важно точно установить какие фонемы искажаются.
Фонетико-фонематические нарушения часто сопровождаются дизартрией, ЗРР, дислалией.

Характеристика нарушения

Диагноз ФФНР ставится при обнаружении следующих отклонений от нормы:

  • Замена сложных артикуляционных фонем более простыми. Например, звук р заменяется на л.
  • Замена группы артикуляционных элементов нестабильно, а эпизодически. То есть произносит слово наЛево, но в других фразах фонема Р может присутствовать.
  • Неумение проговаривать отдельные микрофонемы.
  • Слияние фонем.
  • Невыразительность, нечеткость произношения.
  • Нарушения синтеза, анализа фонем. Путает звуки в чужой или своей речи. Произносит мягкие на месте твердых, шипящие заменяет на свистящие.
  • Затруднение общения со сверстниками из-за искажения смысла сказанного.
  • Трудности с чтением, письмом.

При этом малыш хорошо понимает слова, использует простые, сложные предложения, лексический запас соответствует возрастной норме. В слоговой структуре у таких детей расстройства встречаются редко.

Классификация

Различают три степени выраженности симптомов. Это легкая, средняя, тяжелая.

Характеризуется небольшими дефектами. Затрудняется с анализом, произношением отдельных фонем. По остальным показателем речь в норме.

Может произносить все звуки, но путает их при повторе слов из обращений к нему окружающих, собственном составлении фраз, предложений. Нарушено восприятие не одного или двух фонем, а целой группы.

Наблюдается сложность с выделением фонем, очередности их произношения в словах, анализ, синтез звуков затруднен до крайней степени.

Диагностика

Для логопедического обследования детей с ФФНР используется традиционная методика, разработанная Л.А. Лопатиной. Она включает в себя знакомство с артикуляцией, составление речевой карты, исследование слухового, зрительное восприятия, уровня развития моторики, обследование фонематических функций, состояния лексики.

Анализ фонетико-фонематического восприятия проводится в группе и индивидуально. Ребенок даже не всегда понимает, что находится под наблюдением. Логопед детского сада может прислушиваться к разговорам детей в игре, задавать простые вопросы, анализировать ситуацию.

На индивидуальных встречах обследуемому демонстрируются карточки с картинками. Он произносит слова и предложения. Логопед обследует звукопроизношение, заносит данные в карту ребенка. Делает анализ и выводы, на основе которых составляется индивидуальный план коррекции нарушений.

Разберемся в каждом этапе диагностики ФФНР подробнее:

1. Наблюдение за беседой в процессе игры, на групповых занятиях

Анализируется словарный запас, темп разговора, уровень умственного развития ребенка. Обращаем внимание на возможные дефекты: заикания, ЗРР.

Данные заносятся в карту после каждого этапа обследования и наблюдения.

2. Составление речевой карты

Включает в себя обследование и опрос семьи. Логопеда-дефектолога должен интересовать:

– процесс протекания беременности; – наличие осложнений во время родов; – хронические заболевания матери;

– применение лекарственных препаратов во время вынашивания плода и т.д.

3. Логопедическое обследование

Педагог обращает внимание на несколько аспектов речевого, умственного развития малыша.

  • Слуховое внимание и восприятие.

Умеет ли различать звуки окружающей среды, дать им полную характеристику. Это узнавание звуков музыкальных инструментов, животных и т.д. Может ли сосредоточиться на одном звуке, слушая несколько одновременно, определить, откуда исходит звук и т.д.

Обследование проводится индивидуально. Анализируется степень понимания предложений и слов. Например, выполнение просьбы, точность ответа на поставленный вопрос.

  • Анализ воспроизведения звуков.

Для этого используются доступные картинки. С помощью них можно вербально оценить серию звуков, произносимых обследуемым. Например, звонкие согласные б, в, д, г. Подойдут картинки одежды с изображением валенок и ботинок. Малыша проговаривает название предмета, который он видит. Если он затрудняется, то педагог называет, а ребенок повторяет.

Затем следует попросить составить небольшое предложение с названиями предметов из другой карточки. В этот момент анализируется степень нарушения артикуляции, грамматический строй синтаксических конструкций, умение пользоваться предлогами.

Важно обратить внимание на постановку ударений, правильность расположения фонем и наличие их замены, использования падежных форм, наличие сокращений слов.

Обратите внимание

Обязательно фиксируется группа фонем, заменяющаяся на более простые звуки или их пропуск в словах.

Отдельное внимание следует уделить выявлению причин проблем в развитии фонетико-фонематической стороны речи в онтогенезе. Окончательный диагноз ставится на ПМК, для направления ребенка в специализированное дошкольное учреждение.

Возможные причины

Токсикоз, вирусные инфекции приводят к нарушениям в физиологическом развитии плода, задержке созревания клеток мозга на последних стадиях беременности.

Кислородное голодание, кровоизлияния приводят к травме коры головного мозга. Может быть нарушена одна из сторон речи.

  • Инфекционные заболевания у ребенка раннего возраста.

Провоцируют ослабление деятельности мозговых процессов.

  • Наследственность
  • Неблагоприятные влияние среды, воспитания.

Глухонемые родители, отсутствие речевого и эмоционального общения.

Коррекция нарушений

Логопедическая программа, направленная на коррекцию ФФНР, реализуют следующие задачи:

  1. формируют базу речи (психологическую и лексическую);
  2. корректируют звукопроизношение;
  3. формируют навыки анализа фонем;
  4. развивают связную речь;
  5. обучают навыку полноценного речевого общения;
  6. формируют грамматические категории.

Кроме артикуляционных упражнений и речевого общения в занятия с логопедом следует включать развитие моторики (крупной и мелкой), снятие мышечного напряжения, осуществление постоянного контроля за собственной речью, приобретение навыка отличать нормированное произношение от ошибочного.

В зависимости от степени выраженности нарушений работа над устранением дефектов фонетико-фонематического восприятия занимает от нескольких месяцев до 2 лет. Многим детям приходится продолжать занятия с дефектологами и логопедами в первых-вторых классах начальной школы.

Одновременно с логопедическими методами проводятся занятия с психологом и неврологом по развитию уровня внимания и увеличению объема памяти.

Прогноз и профилактика

Целенаправленная работа логопедов, родителей приносит максимально положительный результат при раннем выявлении и коррекции ФФНР, ОНР. От этого зависит успешность письменной речи. Желательно устранять сложности с речевым развитием до поступления в школу, еще в детском саду.

Профилактикой ФФНР является планирование беременности, соблюдение указаний врача по приему поливитаминов, фолиевой кислоты до зачатия плода и во время его вынашивания. Своевременное обращение за помощью при наличии дефектов речи так же играет немаловажную роль в их успешном устранении.

Артикуляционная основа – залог правильного развития фонематического восприятия речи ребенком и взрослым.

Если вы хотите, чтобы ваш малыш был успешным в будущем, исправьте дефекты фонетико-фонематического развития в раннем возрасте.

Это займет гораздо меньше времени, сил, чем устранение психологических проблем, вязанных с неумением общаться со сверстниками, стеснений собственных недостатков речи.

Источник: https://orechi.ru/narusheniya-rechi/fonetiko-fonematicheskoe-nedorazvitie-rechi

Логопедическое заключение: что такое ОНР, ФФН, стертая дизартрия?

ОНР, ФФН, дизартрия и т.д. – родителей очень часто пугает  эта аббревиатура.  Дорогие родители, вооружаю Вас знаниями для того, чтобы Вы понимали какое логопедическое заключение стоит у ребенка и причины нарушений речи.

При постановке логопедического заключения Районной психолого-медико-педагогической комиссии, учитываются 2 аспекта – педагогический и медицинский.

  Например, заключение может звучать так – ОНР III уровня (педагогический аспект)  у ребенка со стертой  дизартрией (медицинский аспект,  заключение “ставит” невролог).

Важно

    То есть,  у ребенка нарушены все компоненты речи (ОНР) и  плюс осложнено стертой дизатрией (нарушена  передача  импульсов от центральной нервной системы к речевым  отделам).

“У вашего ребенка нарушение фонематического слуха”,- говорит специалист.
” Но мой ребенок слышит хорошо”,- недоумевает мама. 

Что же характерно для нарушения фонематического слуха: 

  •  замена одних звуков другими (фыфка,хыхка, сыска);
  • перестановка звуков и слогов (копа вместо пока);
  • упрощение слоговой структуры слова (чащик вместо часовщик).

Прежде чем сказать, ребенок должен правильно услышать, воспринять звуки речи. Дети с нарушением фонематического слуха  не различают на слух близкие по звучанию звуки.

Без зрительной опоры и без контекста ребенок не сразу понимает о чем речь — о «белой косе» или о «белой козе», о прическе или о животном? Меняется звук и меняется смысл.

Какая огромная сила у фонемы — звукосмыслоразличитель.

А если ребенок недопонимает что-то из потока информации, то, как следствие, — вторичные нарушения:  ФФН – фонетико-фонематическое недоразвитие речи,  и как следствие – дисграфия (нарушение письменной речи – как слышит  – так и пишет)

К категории детей с ФФН или фонетико-фонематическим недоразвитием речи относятся дети с нормальным физическим слухом и интеллектом, у которых нарушены произносительная сторона речи и особый фонематический слух – это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядоченно – в «решетке фонем».

     Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие». Фонематическое восприятие – это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова.

Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.

Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежат в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.

Влияние  нарушения фонематического слуха на развитие устной речи ребёнка.

Совет

     Речь детей с ФФН характеризуется неправильным произношением звуков: пропусками, искажениями, заменами. Наиболее типичными являются замены звуков на более простые по месту и способу артикуляции (например, р заменяется на л или в). При этом ребенок один и тот же звук может заменять разными звуками: лука – рука, ковова – корова и т.д.).

В ряде случаев ребенок может правильно произносить изолированный (т.е. отдельный) звук, а в самостоятельной речи заменять, искажать его. Количество нарушенных звуков у ребенка с ФФН может быть достаточно большим – до 16-20 звуков.

Такие нарушения звукопроизношения у детей непосредственно обусловлены несформированностью у них фонематического слуха.

     Выделяют три возможных состояния при недоразвитии фонематического слуха:

§        недостаточное различение и узнавание только тех звуков, произношение которых нарушено;

§        недостаточное различение значительного количества звуков из разных фонетических групп  при относительно сформированном их произношении;

§        глубокое фонематическое недоразвитие, когда ребенок практически не может выделить их из состава слов, определить последовательность звуков в слове.

     Наряду с нарушенным звукопроизношением у детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи наблюдаются ошибки в слоговой структуре слова (это количество и порядок слогов внутри слова)  и звуконаполняемости (количество и порядок звуков внутри каждого слога).

Нередко отдельные дети с ФФН затрудняются в произношении слов со сложной слоговой структурой и со стечением согласных, а также предложений, содержащих подобные слова (это относится в первую очередь к малознакомым и трудным словам).

При проговаривании такого лексического материала они искажают звуко-слоговой рисунок слов: опускают слоги, переставляют их местами и заменяют, могут пропустить или, наоборот, добавить звук внутри слога и т.д.

   Например: каркадил – крокодил, батуретка – табуретка, голопед – логопед, киртити – кирпичи, тоита – строительство, вадавося – водопроводчик и т.п.

Читайте также:  Что нужно знать родителям о развитии ребенка в 1 год и 3 месяца?

     Без специального коррекционного воздействия такой ребенок не научится различать и узнавать фонемы на слух, анализировать звуко-слоговой состав слов, что может привести к появлению стойких ошибок при овладении письменной речью.

Ребенок не сразу говорит на хорошем литературном языке, сначала он осваивает родную речь через опыт взрослых, потом проходит свой путь проб и ошибок.  Многие дети любят “коверкать” слова – некоторые из шедевров навсегда вписываются в семейную летопись. Тогда в каких случаях ошибки в речи являются симптомом диагноза?

ОНР – это прежде всего СИСТЕМНОЕ нарушение, когда нарушены все компоненты речи: и лексика, и грамматика, и фразовая речь.
При этом остается в норме физический слух и интеллект. Детей с ОНР отличает от детей с нарушением интеллекта достаточный для своего возраста пассивный словарь и достаточный уровень выполнения невербальных заданий.

Выделяют 3 уровня ОНР, хотя практика показывает, что между уровнями нет четких границ. Главное, что в основу деления (по Левиной) положен уровень развития фразовой речи.

Обратите внимание

Небольшое отступление о важности глагола в речи ребенка. Во фразе заложено действие, а действие обозначается глаголом, без него нет вывода, не обеспечены причинно-следственные связи, страдает мышление.

1 уровень. “Безречевые” дети

– Лепетные слова, звукоподражания. Одно слово может обозначать разные понятия, действия и предметы, для уточнения ребенок широко использует мимику и жесты. “Ма” – за этим обращением к маме и желание приласкаться, и “хочу кушать”, и “пойдем гулять”, и “включи телевизор” (при этом принесет пульт); и удовольствие от катания на горке. – Грамматически слова не оформлены.

– Фразы нет.

2 уровень

– Словарный запас больше, но в словах наблюдаются пропуски слогов, перестановка, часто используются неправильные формы. “Гуся. Тонул. ” – на картинке ныряющая в воду утка. – Грубые грамматические ошибки, нет согласования в словах. “Два ябок” – два яблока.

– Фразовая речь примитивна, хотя в предложении уже присутствуют 2-3 слова.

3 уровень

– Хороший словарь бытовых слов, но плохо усваиваются абстрактные понятия: названия времен года, обобщающие понятия (огурчик, помидор, капуста – ребенок показывает и называет, но назвать одним словом “овощи” не может), характерна замена слов близлежащими: детеныша собаки называет собачонкой.

– В грамматике характерны упрощение предлогов, в уменьшительно-ласкательной форме – неправильное употребление суффиксов, при счете – ошибки в окончаниях слов.

– Разговорная фраза развернутая, но составление рассказа по серии сюжетных картинок, пересказ в силу дефицита речевого планирования вызывает затруднение.

У некоторых детей наблюдается также и нарушение звукового оформления речи, в таких случаях важно при диагностике уточнить сохранность или нарушенность фонематического восприятия. Во втором случае можно говорить об ОНР на фоне фонематической недостаточности, и коррекционную работу начинать именно с первичного нарушения.

 
Недоразвитие речи накладывает отпечаток и на развитие познавательных процессов: у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти, слабое словесно-логическое мышление.

При диагнозе дизартрия

Источник: http://vashlogopedkafeeva.blogspot.com/p/blog-page_5241.html

Site about logopedics

Обследование устной речи детей логопед, как правило, проводит два раза в год – в первые 2 недели сентября и в последние 2 недели мая. После анализа данных обследования речи логопед определяет, есть ли у ребенка нарушение речи и какое именно.

Для родителей логопедическое заключение чаще звучит как настоящая шифровка, набор непонятных слов или аббревиатура. И вот тут испуганные мамы, папы, а особенно бабушки хватаются за голову.

-Что с моим ребенком? -Почему они не пишут по-человечески? -Куда с этим кошмаром бежать?

Без паники! На самом деле в логопедических диагнозах нет ничего страшного, если знать, что скрывается за таинственными буквами. Итак…Попробуем расшифровать все, что написал логопед.

Самые частые нарушения дошкольников — это дислалия, алалия, дизартрия и заикание (если рассматривать исходя из медицинской классификации). Но популярна и педагогическая классификация: ФФНР, ОНР.

Дислалия
Самое простое речевое расстройство, когда нарушено только произношение отдельных звуков. После занятий с логопедом нужные звуки стойко закрепляются в речи. Если после долгих занятий желаемого результата добиться не получается или результат «уплывает», есть смысл говорить о стёртой дизартрии.

Дизартрия Нарушение произносительной стороны речи, обусловленное параличом мышц речевого аппарата. У ребят наблюдается неясная, смазанная речь, как будто «каша во рту».

Дети-дизартрики отказываются от грудного вскармливания и позже их нелегко приучить к твёрдой пище. Часто наблюдается повышенное слюноотделение, не связанное с появлением зубов.

Некоторые дети с рождения наблюдаются у невролога и имеют неврологическую симптоматику.

Прогноз. При одновременном медикаментозном лечении и занятиях с логопедом удаётся добиться положительной динамики.

Часто логопеды работу с данной категорией детей сравнивают с «рисунком на песке» — уж слишком быстро дизартриками утрачиваются умения и навыки, полученные на занятиях.

Важно

Поэтому родителям таких деток следует всегда уделять внимание речи: нужно обязательно овладеть азами логопедического массажа и другими «секретами» логопеда, чтобы поддерживать речь на уровне.

Алалия Полное или частичное недоразвитие речи у детей при сохранном физическом слухе, обусловленное поражением речевых отделов головного мозга во внутриутробном или в раннем периоде развития малыша.

Различают моторную алалию, когда ребёнку сложно воспроизводить речевые движения, и сенсорную, при которой нарушено понимание речи. Диагноз «алалия» чаще всего ставят трёхлеткам, которые до 3 лет «молчали» и «мычали».

Такие детки нуждаются в регулярных занятиях с логопедом по развитию всех компонентов речи: понимание речи, развитие грамматики, обогащение словаря, произношение.

Прогноз. Может быть разный, исходя из особенностей ребёнка, но положительная динамика всегда прослеживается.

Заикание Нарушение темпа, ритма и плавности устной речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата. Причиной заикания бывают органические поражения мозга, психологическая травма. Часто наблюдается в период интенсивного развития речи от 2-х до 6 лет, когда мысли формируются быстрее возможности выразить её на уровне речевой моторики.

Прогноз. Важно, чтобы родители следили за эмоциональным окружением и не торопили малыша закончить свою мысль, а помогали её сформировать. Так заикание может плавно и незаметно исчезнуть.

https://www.youtube.com/watch?v=XR_nxzTt9-w

Если же Вам встретились такие аббревиатуры, как ФФНР и ОНР, также не впадайте в панику – расшифруем их.

ФФНР – фонетико-фонематическое недоразвитие речи Это нарушение процессов формирования произносительной системы (родного) языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие нарушений восприятия и произношения звуков. При сохранном физическом слухе дети не могут различить или путают близкие звуки.

Например, при просьбе повторить ряд разных звуков или слогов, ребенок повторяет все звуки или слоги как одинаковые (па-па-па вместо па-ба-па). И, когда логопед в детском саду спрашивает, какие звуки он слышит, малыш отвечает, что звуки одинаковые.

За процесс различения близких звуков отвечает не физический, а фонематический слух (слух на фонемы). А он, вследствие, ряда причин оказывается нарушенным или несформированным. Основные проявления, характеризующие ФФН: — Недифференцированное произношение пар или групп звуков, т.е.

один и тот же звук может служить для ребенка заменителем двух или более звуков. Например, вместо звуков «с», «ч», «ш» ребенок произносит звук «сь»: «сюмка» вместо «сумка», «сяська» вместо «чашка», «сяпка» вместо «шапка». — Замена одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми.

Например, группа шипящих звуков может заменяться свистящими: «сапка» вместо «шапка», «лакета» вместо «ракета». — Смешение звуков, т.е. неустойчивое употребление целого ряда звуков в различных словах. Ребенок в одних словах может употреблять звуки правильно, а в других заменять их близкими по артикуляции или акустическим признакам.

Например, ребенок умеет правильно произносить звуки «р», «л» и «с» изолированно (т.е. один звук, не в слоге или слове), но в речевых высказываниях вместо «рыжая корова» говорит «лызая калова».

Кроме перечисленных особенностей произношения и фонематического восприятия у детей с ФФНР наблюдаются: общая смазанность речи, нечеткая дикция, некоторая задержка в формировании словаря и грамматического строя речи (ошибки в падежных окончаниях, употребление предлогов, согласовании прилагательных и числительных с существительными).

Совет

Детей с таким речевым нарушением логопед в детском саду должен брать на коррекционные занятия в течение года.

ОНР – общее недоразвитие речи Как видно из названия, при данном виде расстройства страдают все компоненты речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) – нарушение звукопроизношения и фонематического восприятия; смысловой стороны (лексики, грамматики) – бедный словарь, мало обобщений, синонимов, антонимов и т.д., ошибки словоизменения и словообразования, трудности согласования слов; плохое развитие связной речи – умения рассказывать и пересказывать. Для детей с ОНР характерно: — Более позднее начало речи: первые слова появляются к 3-4 годам, фразовая речь из двух слов к 5 годам; — Речь полна аграмматизмов (неправильных форм и вариантов слов) и недостаточно фонетически оформлена; — Экспрессивная речь отстаёт от импрессивной, то есть ребёнок, понимая обращенную к нему речь, не может сам правильно озвучить свои мысли;

— Речь детей с ОНР малопонятна.

Вот и все, что скрывают таинственные диагнозы детского логопеда. После диагностики логопед отбирает тех ребят, с кем будет проводить индивидуальные и/или групповые занятия в течение определенного промежутка времени (в зависимости от речевого нарушения).

Родителям, разобравшимся в аббревиатурах, можно спокойно заводить тетрадочку для логопедических занятий и приступать… Ведь какое бы логопедическое нарушение не было у ребёнка, во многом эффективность его коррекции зависит от желания родителей улучшить речь чада.

Регулярность занятий с логопедом обязательно нужно подкреплять домашними тренировками. Взрослые должны искренне верить в успех ребёнка. Вовремя исправленная речевая патология не выльется в социальную проблему общения и ошибки на письме в школе.

Желаем удачи в борьбе с трудными, неправильными и вредными звуками!

Источник: http://logopedia.by/?p=1434

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР) и фонематическое нарушение речи (ФНР)

Фонематическое нарушения речи означает неспособность для ребенка определения на слух правильных звуков. Такая проблема проявляется в том, что звуки произносятся не правильно, оглушаются или озвончаются, заменяются — твердые на мягкие, пропускаются или переставляются в словах.
При этом ребенок не замечает допущенных ошибок, так как попросту «не слышит» разницы.

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи возникает по причине фонематического нарушения слуха. То есть ребенок не только произносит звуки неправильно, но и не может определить на слух, какой звук необходим в том или ином случае.

ФФНР может проявляться в разной степени:

  • Дефектное звукопроизношение происходит по причине сложностей с анализом фонем.
  • Ребенок правильно произносит все звуки, но имеет затруднения с фонематическим слухом.
  • В речи ребенка есть проблемы с определением правильного звукового порядка в словах.

Как проявляется фонетико-фонематическое недоразвитие речи

Наиболее характерными признаками наличия ФФНР, на которые следует обратить родителям внимание, могут стать:

  • Замена в речи «сложных» звуков на более легкие для произношения. Например, звук Р может стать звуком Л, шипящие и свистящие замениться на взрывные звуки (Ш или Ж на Т или Д как твердые, так и мягкие).
  • Смешение звуков. То есть отдельно ребенок может выговорить сложные для него фонемы, но в словах и предложениях они по-прежнему заменяются на более простые.
  • Один звук может заменять даже пару или более. Например, один взрывной звук может стать заменой сразу нескольким шипящим и свистящим.
  • При правильном произношении ребенок может не различать звуки, относящиеся к разным типам, на слух. В данном случае на первый план выступает проблема фонематического нарушения.
Читайте также:  Таблица норм веса и роста ребенка в 3 месяца

Почему нужно к специалисту

Данная проблема может казаться родителям несущественной. В конце концов, даже в классических детских рассказах мы читаем, как мило дети шепелявят или грассируют, обладая при этом отличными интеллектуальными способностями.

Однако специалисты предупреждают о том, что такое нарушение может обернуться проблемой при обучении в школе.

ФФНР означает прежде всего тот факт, что ребенок не способен провести анализ и определить нужный звук. Это влечет за собой проблемы в правописании, а также дислексию, дисграфию.

Кроме того, неправильное произношение может сохраниться на всю жизнь, ведь ребенок «не видит и не слышит» своей ошибки.

К кому обращаться?

Если у родителей возникает подозрение на имеющиеся у ребенка проблемы с речью, нужно как можно раньше посетить логопеда. Специалист проведет подробное обследование и сделает вывод, есть ли необходимость в коррекционных мерах.

Как проходит обследование:

  • Задавая ребенку вопросы или предлагая выполнить то или иное упражнение, логопед определит «сложные» для произнесения фонемы. Над правильной постановкой звуков нужно будет поработать.
  • Следующим этапом необходимо выяснить, есть ли у ребенка сложности со слуховым восприятием звуков. Определенного вида тесты позволяют с уверенностью выявить это нарушение. Логопед предложит назвать первый или последний звук в названии предмета, изображенного на картинке, указать последовательность звуков (для старших дошкольников), найти из разных предметов те, которые начинаются на определенный звук и т. д.

С учетом всех возможных показателей обследования назначается план коррекционных действий специалиста. Важно решить проблему до начала обучения в школе, чтобы ребенок учился успешно.

Как работает логопед с ФФНР

Тактика коррекционных мероприятий строится на основе обследования ребенка. Работа может проводиться как на групповых занятиях, так и индивидуально. В последнем случае уроки будут более эффективны, так как позволяют уделить ребенку максимум внимания и учесть в планах именно его сложности и проблемы.
В логопедических занятиях присутствуют:

  • Упражнения, направленные на правильную постановку произношения звуков.
  • Игровая логопедическая гимнастика.
  • Тренировка слухового внимания.
  • Работа по улучшению звукового восприятия, обучение основам фонетического анализа и верному определению фонем в слове.
  • Упражнения на проведения звукового и слогового анализа, что обеспечивает успешное освоение грамотной письменной речи.

Все занятия проводятся в игровой форме. Ребенок должен чувствовать себя комфортно во время уроков, настраиваясь на работу.
Коррекционные меры должны быть комплексными.

Помимо логопеда в работе должны принимать значительное участие и родители.

Единый подход к выполнению коррекционной работы, выполнение «домашних заданий» логопеда, поддержка ребенка и максимальная помощь, оказанная в период исправления нарушений, помогут ему справиться с проблемой в короткие сроки.

Как быстро можно устранить проблему ФФНР

Не стоит ждать от занятий мгновенных результатов.

Ведь ребенку совместно с логопедом придется пройти значительный путь от подготовки аппарата речи для постановки правильного звукопроизношения до автоматизации звуков в речи, формирования устойчивого фонетического слуха и умения проводить фонематический анализ.

Именно поэтому важно начать работу как можно раньше. Как правило, данная проблема может быть выявлена в 4-5 лет. Это значит, что до поступления в школу ребенок справится со всеми затруднениями и сможет стать успешным учеником.

Источник: http://karkusha.su/fonetiko-fonematicheskoe-nedorazvitie-rechi-ffnr-i-fonematicheskoe-narushenie-rechi-fnr/

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

Главная — О логопедии — ФФНР

Одним из наиболее частых диагнозов поставленных после логопедической диагностики является фонетико-фонематическое недоразвитие речи или ФФНР. Множество малознакомых слов вводят в сомнение, и зачастую родители не представляют, что это значит, серьезно ли это и поддается ли коррекции. Давайте попытаемся разобраться.

В логопедической среде ФФНР определяется как нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Но можно объяснить и проще, при сохранном интеллекте и слухе у ребёнка нарушается произношение звуков (фонетика) и восприятие звуков родной речи на слух (фонематика).

А применение слова «недоразвитие» указывает на то, что при квалифицированной помощи логопеда данный дефект можно устранить.

Происходит это из-за того, что у ребёнка не сформировался фонематический слух, т.е. ребёнок не всегда может отличить один звук от другого, в результате чего и не вырабатывается правильное произношение звуков и речь ребёнка нарушается. Стоит отметить, что при всем при этом дети с ФФНР могут иметь хороший словарный запас, строить развернутые и правильно оформленные предложения.

Рассмотрим как же проявляется ФФНР.

Нарушение звукопроизношения могут проявляться разнообразно:

  • смешение звуков, ребёнок может произносить одно и то же слово по разному, заменять звуки близкими по звучанию или артикуляции. Например, слово «собака» может быть произнесено «шабака» или «фабака» в зависимоти от ситуации;
  • замена звуков, одних звуков другими, имеющими более простую артикуляцию, т.е. сложные звуки заменяются простыми. Например, группа свистящих и шипящих звуков может заменяться звуками “т” и “д”, “р” заменяется на “л”, “ш” заменяется на “ф”. «Табака» вместо «собака, «лыба» вместо «рыба», «фуба» вместо «шуба»;
  • замена целой группы звуков более легким по артикуляции, например звуком “ть” заменяются звуки “с”, “з”,”ч”,”ш” (тяпка-шапка, тюбы-зубы, тюмка);
  • нарушение правильной артикуляции звуков (горловой произнесение звука “р”, межзубное произнесение звуков “с”,”з” и т.д.);
  • Может нарушаться звукослоговая структура слов, т.е. возникают трудности при произнесении многосложных слов и слов с большим количеством согласных, например: «катиль» вместо «скатерть», «сипет» вместо «велосипед», «листри» вместо «электричество» и т. д.

Нарушение восприятия звуков на слух выражается в:

  • нечетком различении на слух звуков в собственной и чужой речи (в первую очередь глухих — звонких, свистящих — шипящих, твердых — мягких, шипящих — свистящих — аффрикат и т. п. Пример: почка-бочка, дом-том, крыса-крыша);
  • неподготовленность к элементарным формам звукового анализа и синтеза (ребенку сложно определить место звука в слове, выделить есть ли заданный звук в слове). Пример: взрослый просит хлопнуть в ладоши, если в слове будет звук “ш”, и произносит – шапка, лев, кошка).

Следует так же отметить, что сложности звукоразличения у малышей могут выражаться по-разному:

• недостаточное различение и затруднение в анализе только нарушенных в произношении звуков. Весь остальной звуковой состав слова и слоговая структура анализируются правильно. Это наиболее легкая степень фонетико-фонематического недоразвития;

• недостаточное различение большого количества звуков из нескольких фонетических групп (свистящие, шипящие, соноры) при достаточно сформированной их артикуляции в устной речи. В этих случаях звуковой анализ нарушается более грубо;

• при глубоком фонематическом недоразвитии ребенок «не слышит» звуков в слове, не различает отношения между звуковыми элементами, неспособен выделить их из состава слова и определить последовательность звуков в слове.

Как и при любом нарушении речи, при ФФНР необходима квалифицированная помощь логопеда, иначе в дальнейшем неизбежны трудности в школьном обучении (Пример: если ребенок путает звуки “ш” и “с”, то при письме, проговаривая слово, может написать не “кошка”, а “коска”).

На первой консультации логопед проведет тщательный осмотр всех сторон речи и, на основе выявленных трудностей, составит для ребенка индивидуальный план занятий.

Работа на логопедических занятиях ведется по следующим направлениям:

Источник: https://www.logogol.ru/logopediya/ffnr/

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФНР)

Фонетико-фонематическое недоразвитие речи – нарушение процессов формирования произносительной системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения фонем.

Правильная речь – один из показателей готовности ребенка к обучению в школе, залог успешного освоения грамоты и чтения: письменная речь формируется на основе устной, и дети, страдающие недоразвитием фонематического слуха, являются потенциальными и дислеклексиками (детьми с нарушениями письма и чтения).

Преодоление фонетико-фонематического недоразвития достигается путем целенаправленной логопедической работы по коррекции звуковой стороны речи и фонематического недоразвития.

Обратите внимание

Система обучения и воспитания детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию речевого дефекта и подготовку к полноценному обучению грамоте (Г.А. Каше, Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко).

Программа обучения рассчитана на 1 год. Дети должны усвоить объем основных знаний, умений и навыков, который необходим для успешного обучения в общеобразовательной школе.

Основные направления коррекции ФФНР у детей дошкольного возраста

Система обучения детей дошкольного возраста с ФФНР включает коррекцию звукопроизношения, формирование фонематического восприятия, подготовку к обучению грамоте (Г.А.Каше, Т.Б.Филичёва, Г.В.Туманова).

Коррекционное обучение также предусматривает овладение ребёнком на данном возрастном этапе определённым кругом знаний об окружающем и соответствующим объёмом словаря.

В коррекционном обучении можно выделить три раздела:

I раздел работы – артикуляторный (подготовительный)Этот этап предполагает уточнение артикуляторной основы сохранных и лёгких в артикуляции звуков:[а], [о], [у], [э], [ы], [м], [м`], [н], [н`], [п], [п`], [т], [к], [к`], [х], [х`], [ф], [ф`], [в], [в`], [й], [б`], [д], [г], [г`] в целях Развития фонематического восприятия и звукового анализа. Эти звуки в речевом потоке детьми произносятся неотчётливо, с вялой артикуляцией, смешиваются между собой ([к]-[х], [в]-[б] т. д.) или являются заместителями отсутствующих звуков, что свидетельствует о незавершенности процесса фонемообразования.Занятия по уточнению артикуляции, развитию фонематического восприятия и подготовки детей к анализу и синтезу звукового состава слова проводятся обязательно на звуках, правильно произносимых. Затем в определённой последовательности включаются поставленные к этому времени исправленные звуки.II раздел работы – дифференцировочныйНа первом этапе дифференциации каждый правильно произносимый звук сравнивается на слух со всеми артикуляционно или акустически близкими звуками. Большое внимание уделяется уточнению дифференциации гласных звуков, от чёткости произношения которых, прежде всего, зависит внятность речи и анализ звуко-слогового состава слова.III раздел работы – формирование звукового анализа и синтезаЭтап состоит в следующем:

  1. Формирование понятий и овладение терминами, их обозначающими: слово, предложение, слог, звук, согласный и гласный, глухой и звонкий, твёрдый и мягкий звуки.
  2. Формирование представления о линейной последовательности звуков в слове и о количестве звуков в слове.
  3. На основании уточнённых произносительных навыков артикуляции гласных звуков [у], [а], [и] отрабатывается наиболее лёгкая форма анализа – выделение первого гласного звука из начала слова.
  4. Формирование умения делить слова на слоги. Используя зрительную опору – схему, где длинной чертой обозначается слово, короткой – слог; формирование умения делать слоговой анализ слова.
  5. Анализ и синтез обратного слога типа [ап].
  6. Уточнение артикуляции согласных звуков. Выделение последнего согласного в слове типа суп.
  7. Выделение начальных согласных в словах типа сок.
  8. Выделение ударных гласных из положения после согласных в словах типа “сом”.
  9. Анализ и синтез прямого слога типа [са].
  10. Полный звуко-слоговой анализ и синтез односложных слов из 3-х звуков типа сом и двухсложных типа зубы с опорой на схемы, где обозначаются и слоги, и звуки.
  11. Полный звуко-слоговой анализ и синтез слов со стечениями согласных в составе односложных слов типа стол, стул, двухсложных с закрытым слогом типа кошка, трёхсложных типа панама, произношение которых не расходится с написанием.
  12. Преобразование слов путём замены отдельных звуков: “сок” – “сук”.
  13. Знакомство с буквами, объединение букв в слоги и слова.
  14. Полный слого-звуко-буквенный анализ слов.

Источник: https://www.logopeda.net/ffnr/

Ссылка на основную публикацию