Грамотная подготовка ребенка к школе: психологические и образовательные аспекты

Подготовка к школе: индивидуальная программа, советы родителям

Ответственным этапом в воспитательном процессе является подготовка к школе, которая зачастую оборачивается стрессом и для родителей, и для детей.

Очень важно добиться того, чтобы кроха не просто обладал определенным перечнем умений и навыков, а был психологически готов, чувствовал уверенность в себе, хотел учиться. И добиться этого, как показывает практика, бывает непросто.

Предлагаем ознакомиться с советами экспертов и педагогов, направленными на то, чтобы сделать подготовку максимально безболезненной, но продуктивной.

Что означает готовность к школе?

В психологии принято выделять 4 уровня подготовки малыша к первому классу.

Наименование уровня готовности Краткая характеристика
Физическая Подразумевается общее состояние здоровья, рост и вес малыша (к 7 годам эти показатели составляют 116-130 см и 21-27 кг для мальчика, 116-125 см и 20-25 кг для девочки).
Интеллектуальная У ребенка должен быть определенный словарный запас, сформированные умения и навыки.
Личностная Будущий школьник должен понимать, что в его жизни открывается новая страница, что он приступает к постижению нового вида деятельности. Важно, чтобы ребенок осознавал специфику своего поведения, умел общаться со сверстниками и учителями.
Эмоционально-волевая Малыш должен уметь ставить цель и прикладывать усилия к ее достижению.

Если же родители не приложат должных усилий в подготовке к поступлению в школу, то ребенок столкнется с серьезными трудностями, что может стать причиной его нежелания учиться.

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Примерный перечень знаний

Чтобы проверить, насколько малыш готов к новому этапу своей жизни, можно свериться со следующим списком умений. Сразу заметим, что информация примерная, ребенок может знать что-то одно, но совершенно не разбираться в другом – это нормально, ведь способности у всех разные. Но примерный список знаний и умений родителям следует взять на вооружение.

К 6 годам ребенок должен хорошо знать:

  • свои Ф.И.О., адрес (начиная со страны), дату рождения и возраст;
  • Ф.И.О. родителей, а также где они работают (не нужно требовать от малыша заучивания точного наименования предприятия – профессии и сокращенного названия будет достаточно);
  • названия животных, их потомства;
  • овощи, фрукты, ягоды – уметь показывать на картинках и в реальности;
  • приводить примеры зимующих и перелетных птиц, садовых и полевых цветов, диких и домашних животных, пояснять, чем они различаются;
  • месяца в году (как называются, в какой последовательности расположены в календаре, какой сейчас месяц);
  • основные цвета и оттенки;
  • алфавит – знать последовательность букв русского языка, как какая выглядит, в каких словах есть.

Некоторые дети знают еще и английский алфавит, но это необязательно.

Все это ребенок должен знать перед тем, как впервые войдет в двери учебного заведения.

Краткий перечень умений

Далее познакомимся с тем, что именно должны уметь дошколята, готовые к начальной школе.

Математические навыки:

  • уметь показывать фигуры: круг, прямоугольник, квадрат, треугольник, овал;
  • знать стороны: право и лево, верх и низ;
  • считать минимум до 20 и обратно, но предпочтителен счет до 100;
  • ребенок должен понимать соседние числа в пределах 10 (то есть если ему озвучить цифру 5, он должен понять, что перед ней находится 4, а после – 6);
  • выполнять сложение и вычитание в пределах первого десятка;
  • осознавать суть понятий «больше – меньше – одинаково», «широкий – узкий».

Для развития речи необходимо:

  • уметь пересказывать только что прочитанный текст или вспоминать ранее изученный;
  • составлять рассказ по картинке;
  • понимать различие гласных и согласных звуков;
  • ставить существительные во множественное число (кошка – кошки) и, напротив, в единственное;
  • знать несколько несложных стихотворений, декламировать их по просьбе взрослого.

Хорошо, если малыш 5-6 лет может сочинять сказки, использовать богатую лексику, отгадывать загадки, подбирать слова, содержащие определенный звук.

Общие умения:

  • хорошо знать предметы одежды и обуви, понимать, какой из них куда и как надевать;
  • распределять предметы по группам на основании определенного признака (к примеру, цвета), находить лишнее;
  • хорошо справляться с вырезанием ножницами;
  • рисовать горизонтальные и вертикальные линии карандашом;
  • рисовать геометрические фигуры и закрашивать их, соблюдая контур;
  • лепить овощи, фигурки несложных животных;
  • делать поделки и аппликации из природных и подручных материалов.

Однако важно помнить, что ребенок должен быть готов к школе, прежде всего, психологически – он должен хотеть учиться. Вот почему уверенный в себе любознательный дошкольник, пусть и не обладающий обширными знаниями, гораздо лучше воспримет перемены, чем его ровесник, который много знает, но не отличается психологической зрелостью.

С какого возраста начинать подготовку?

Родители нередко интересуются, когда можно приступать к подготовительным занятиям, чтобы не было поздно, но при этом чтобы малыш не переутомился.

Однозначного ответа нет, все зависит от индивидуальной предрасположенности каждого конкретного крохи и его желания узнавать новое.

Обратите внимание

В 3 годика можно считать пальцы на руках вместе с ребенком, рассказывать ему о животных, показывать картинки, фрагменты видео, находить зверей и птиц во время прогулки (например, показать крохе вживую, как выглядит голубь).

Специалисты советуют начать знакомство с буквами и цифрами в 4 года, а 5-6 лет считается наиболее удачным возрастом для обучения чтению.

Торопить малыша не следует – заставляя его заниматься насильно, можно лишь убить тягу к знаниям, поэтому родителям важно проявить хитрость: использовать игровую форму, маскировать «уроки» так, чтобы кроха даже не догадался, что его чему-то учат.

Для подготовки можно использовать каждую свободную минуту. Например:

  • на прогулке находить предметы определенного цвета;
  • считать, сколько вы увидели собак, автобусов;
  • найти предметы, в названии которых есть звук [б].

Эти формы занятий интересны детям, поэтому они с удовольствием выполняют задания, не испытывая скуки.

Отметим, что если в более раннем возрасте, например в 3 года, ребенок демонстрирует интерес к буквам, цифрам, то можно познакомить его с ними в легкой ненавязчивой форме.

Зачем нужна подготовка к школе?

Этим вопросом задаются даже любящие и ответственные родители. Казалось бы, зачем чему-то учить ребенка, если очень скоро этим займутся педагоги, не лучше ли будет продлить счастливые моменты его детства? Своя логика в этом есть, но необходимо понимать, что современные образовательные программы рассчитаны на детей с определенным уровнем подготовки.

Перед зачислением в начальную школу ребенку предложат пройти тест или проведут устное «собеседование». Реалии современной жизни таковы, что большинство первоклассников переступает порог школы, уже умея читать.

Вот почему, чтобы ребенок не чувствовал себя «хуже всех», не получил чрезмерную нагрузку, в 5 лет необходимо приступить к целенаправленным занятиям для дошкольников.

Ведь если окажется, что уровень знаний недостаточен для конкретной школы, могут даже отказаться в приеме, предложив посетить специальные коррекционные классы, где учатся дети, отстающие в развитии. Это, несомненно, окажет свое негативное влияние на становление детской личности.

Распространен еще один вариант – родители до последнего тянут обучение, а летом, за 3 месяца до школы, начинают активно «пичкать» ребенка знаниями, что ведет к серьезной нагрузке и утрате интереса. В таком ускоренном обучении таится опасность для нервной системы и иммунитета дошкольника.

Еще одна актуальная проблема – вечная нехватка времени у родителей. Многие мамы вынуждены выходить на работу, поэтому не имеют возможности полноценно готовить малыша к первому классу. Поэтому и нужно начинать раньше, чтобы по 10-15 минут в день уделять получению знаний и умений, имея в запасе 2-3 года на закрепление и проработку трудных моментов.

Также отметим, что подготовка в домашних условиях предусматривает не только получение знаний, но и формирование самостоятельности, ответственности, целеустремленности, интереса к учебе. Без этих важнейших моментов ребенку будет очень сложно в первом классе.

С чего начать подготовку?

Роль родителей на этом этапе несомненна. Даже если ребенок ходит в детский сад и там вместе с группой получает необходимые знания, без домашнего закрепления они будут малополезны. Кроме того, можно записать дошкольника в специальные группы, секции – коллективная форма работы поможет ему научиться общению и совместной деятельности.

Но и дома важно проводить индивидуальные тренировки. Добиться успеха поможет календарное планирование. Родители малыша, которому исполнилось 4 года, могут завести тетрадь, в которой примерно распределят то, чему именно им необходимо обучать ребенка. Данную деятельность можно согласовать с воспитателями детского сада, чтобы ребенок закрепил материал, но не переутомился.

И каждый день нужно по 10-15 минут играть с ребенком в развивающие игры, на прогулке рассказывать ему о предметах окружающего мира, знакомить с цветами, размерами, расстояниями, учить считать.

Есть множество методик раннего развития, элементы которых могут использоваться современными семьями.

  • Карточки Домана помогут в легкой и ненавязчивой форме познакомить ребенка с животными, растениями, метеорологическими явлениями.
  • Рамки Монтессори наглядно пояснят суть формы и размера.
  • Различные конструкторы, мозаики помогут улучшить логику, абстрактное и пространственное мышление.
  • Кубики для детей помогут научиться читать (если на них написаны буквы или слоги), работать с цветами (для этого необходим разноцветный набор), понять, что такое «близко» и «далеко». Задания для подготовки могут быть самыми разнообразными.

Важнейший этап подготовки к школе – это привитие ребенку навыков самостоятельности. Он должен уметь одеваться, завязывать шнурки, застегивать молнии.

В школе будут уроки физкультуры, поэтому ребенка нужно вовремя научить быстро и правильно надевать спортивную одежду и обувь.

Важно

Для этого можно поиграть в спасателя – предложить ребенку облачиться в костюм как можно быстрее, поскольку от его скорости будет зависеть спасение, например, целой планеты.

Не менее важно привить ребенку дошкольного возраста нормы этикета – научить его здороваться, прощаться, вежливо разговаривать со старшими.

Психологическая подготовка

Очень важно, чтобы ребенок хотел идти в школу и получать новые знания. Родителям необходимо выполнить с ним специальные упражнения, которые помогут обрести психологический комфорт.

Например, поиграть в школу: роль учеников исполнят куклы и игрушки, а малыш на время станет учителем. Далее мама дает установку – ребенку нужно хорошо учиться, все запоминать, чтобы потом объяснить материал куклам.

Еще интереснее, если учениками станут родители.

Поможет и выбор наряда вместе с ребенком. Во многих учебных заведениях существует дресс-код, однако это не мешает взять ребенка с собой в магазин, чтобы он подобрал для себя подходящий под обязательные стандарты костюм, рюкзак, пенал, ручки. Все это поможет поддержать заинтересованность.

Полезные рекомендации

Приведем несколько своетов, которые помогут родителям разработать свою собственную программу подготовки ребенка к первому классу.

  • Не стоит пугать ребенка, говорить ему, что в школе будет сложно. Лучше помочь ему в игровой форме избавиться от психологического дискомфорта.
  • Перед уроками важно помочь ребенку научиться удерживать внимание. Начать можно с самого простого – рассказывать ему то, что ему действительно интересно, внимательно наблюдая, сохраняет ли малыш заинтересованность. Далее переходить уже на менее привлекательную для малыша информацию, но более полезную с точки зрения обучения. Примерная продолжительность удержания внимания – 15-20 минут, к этому числу нужно стремиться.
  • Если ребенок по какой-то причине не ходит в детский сад, в 5 лет нужно активно знакомить его с другими детьми. В противном случае в школу он пойдет, не готовый к общению.
  • Лучше заранее научить ребенка вставать вовремя, поэтому за месяц-два до первого звонка необходимо постепенно пробуждаться все раньше.
  • Чтобы не испортить малышу зрение и осанку, надо отработать с ним посадку за столом, самим показывать пример. Можно придумать веселую игру – кто сидит правильно, получает балл, кто горбится – лишается балла. В конце недели проводится подсчет. В зависимости от того, сколько баллов набрал ребенок, родитель готовит и вручает ему небольшой подарок.
Читайте также:  Как отучить ребенка от его любимой пустышки?

Конечно, в итоге у каждого родителя формируется своя методика подготовки ребенка с учетом его индивидуальных особенностей. Однако общие советы учитывать все же необходимо. И важно помнить, что только терпение и внимание помогут ребенку преодолеть возникающие у него трудности и вступить в новый жизненный этап.

Источник: https://Razvivashka.online/sfery-razvitiya/podgotovka-k-shkole

Консультация (подготовительная группа) по теме: Психологические аспекты подготовки ребенка к школе. Консультация для родителей

Психологическая подготовка ребенка к школе.

Готовность ребёнка к школе определяется  совокупностью его  общей,  интеллектуальной  и психологической, подготовки. 

Психологическая  готовность к школе возникает у детей не сама по себе, а образуется постепенно и требует специальных занятий с ребенком. 

В чем  же проявляется неподготовленность к школьному обучению? Неподготовленный к школе ребёнок не может сосредоточиться  на  уроке, часто отвлекается, не может включиться в общий режим работы класса.

Он проявляет мало  инициативы,  тяготеет  к  шаблонным  действиям  и   решениям, у него возникают затруднения в общении с взрослыми и сверстниками по  поводу  учебных задач. Даже не все 7-летки готовы в этом смысле к школе, хотя они могут уметь читать и считать, не говоря уже о 6-летках.

«Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать. Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться» (Венгер Л.А.).

Истоки возможных школьных сложностей и неприятностей  нередко скрываются в дошкольном детстве.

  До 6-7 –  летнего возраста ребенка родители не так часто обращают внимание на развитие малыша, на особенности его общения с окружающими взрослыми и сверстниками, на наличие или отсутствие желания учиться.

А в школе «вдруг» у вполне нормального ребенка, с точки зрения родителя, начинают возникать и накапливаться трудности, иногда приобретая хронический характер.

Как же психологически подготовить ребенка к школе? 

Совет

У ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный  уровень  познавательных  интересов,  готовность  к изменению социальной позиции, желание учиться. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Ребенок должен стремиться в школу, чтобы узнать что-то новое.

Многие  родители  понимают,  насколько  важно  у  ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях  и  о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает  желание  учиться,  создает положительное отношение к  школе.

Информацию о мотивации Вашего ребенка можно получить и с помощью наблюдения за сюжетно-ролевой игрой «Школа». Готовые к школьному обучению дети предпочитают играть роли учеников, они пишут, читают, решают задачи и отвечают у доски, получают оценки.

Неготовые дети и более младшие по возрасту выбирают роль учителя, а также концентрируются на моментах перемены, ситуации прихода и ухода из школы, приветствия учителя.

Следующим условием успешной учебы является  выработка  у ребёнка умения преодолевать трудности. Важно  приучить  детей начатое  дело доводить до конца. Далее  нужно  подготовить  дошкольника  к неизбежным трудностям  в  учении.  Сознание  преодолимости  этих  трудностей помогает ребёнку правильно отнестись к своим возможным неудачам.

При подготовке к школе родителям следует научить ребёнка и аналитическим навыкам: умению сравнивать,  сопоставлять, делать выводы и обобщения.

Для этого дошкольник должен научится  внимательно слушать книгу, рассказ взрослого, правильно и последовательно излагать  свои мысли, грамотно строить предложения. После чтения важно выяснить,  что  и  как  понял  ребёнок.

Это приучает ребёнка анализировать суть прочитанного, а  кроме того, учит  связной,  последовательной  речи,  закрепляет  в  словаре  новые слова. Ведь чем совершеннее речь ребёнка, тем успешнее будет его обучение  в школе.

Обратите внимание

Ещё важно воспитать в ребёнке  любознательность,  произвольное  внимание, потребность в самостоятельном поиске ответов на  возникающие  вопросы.  Ведь дошкольник, у которого недостаточно сформирован  интерес  к  знаниям,  будет пассивно вести себя на уроке, ему будет трудно направить усилие  и  волю  на выполнение   заданий.

Немаловажную роль играет и личностная готовность к школе. Сюда входит потребность ребенка в общении со сверстниками и умение общаться, а также способность исполнять роль ученика, а также адекватность самооценки малыша.

Чтобы получить представление о самооценке Вашего ребенка, можно предложить ему методику «Лесенка».
Рисуете лестницу, состоящую из 11 ступенек. Дальше говорите, что на этой лестнице располагаются все люди на свете: от самых хороших, до  самых плохих.

Вверху, на самой верхней ступеньке – самый хороший человек, а внизу, на самой нижней ступеньке – самый плохой человек, посередине – средние люди. Предложите ребенку определить, где его место, на какой ступеньке.

У младших школьников нормой можно считать 6-7 ступеньку, у дошкольников – она может быть выше, вплоть до 11, но никак не ниже 4 – это уже сигнал неблагополучия.

Для будущего школьника в определенной степени важна усидчивость, умение регулировать свое поведение, возможность достаточно длительное время выполнять не очень привлекательное задание, умение доводить начатое дело до конца, не бросая на полпути.

Можно тренировать внимание, сосредоточенность и усидчивость в повседневных делах. Хорошо помогают воспитанию усидчивости настольные игры, игры в конструктор и лего, занятия лепкой, аппликацией и т.п.

, то есть те игры, которые продолжаются достаточно долгое время. 

Кроме всего перечисленного, ребенок должен обладать, несомненно, навыками общественной жизни, чувствовать себя уверенно, находясь вне дома. Нужно уметь самостоятельно одеваться и раздеваться, переобуваться, завязывать шнурки, справляться с пуговицами и молниями на одежде, уметь пользоваться общественным туалетом.  

В первые дни занятий 

Важно

Начало школьной жизни – трудное время для любого ребенка. Мысль о том, что ему придется существовать в незнакомой обстановке, быть окруженным незнакомыми людьми, вызывает беспокойство практически у любого первоклассника.

Правильная подготовка ребенка к началу школьных занятий может значительно облегчить его беспокойство. Не забудьте и о своих чувствах: если вы сами чувствуете беспокойство и волнение, наверняка они передадутся и вашему ребенку.

Поэтому, будьте спокойны и уверенны в себе и в своем ребенке, и не позволяйте страхам омрачать это важное событие в жизни ребенка.  

Заранее:

Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.

Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.

Постарайтесь заранее познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству.

Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, перемены, обед и возможную линейку перед началом занятий, а также когда начинаются и кончаются уроки. 

Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.

Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.

Игры на развитие усидчивости и внимания

«Съедобное-несъедобное»

Совет

 Всем известна эта детская игра с мячом. Но не в любом возрасте малыш так хорошо управляется с мячом. На своем примере хочу показать Вам как можно играть в эту игру с 2х годовалым ребенком. Вначале мы используем только хорошо знакомые слова малышу (хлеб, вода, кубик, камень и т.д.).

Вместо меча мы имитируем сам объект. Например, хлеб. Я воображаемо отщипываю хлеб и предлагаю его ребенку, он соответственно берет это воображение и кладет себе в рот. И так с остальным — камень кладет на пол, птичку запускает в небо и т.д. Эта игра развивает и внимание и воображение.

«Найди отличия»

 Показываем ребенку два похожих рисунка или игрушки и просим найти отличия. Для начала лучше брать простые и крупные рисунки с явными отличиями, чтоб ребенок быстро и без проблем смог их найти. А потом с каждым разом рисунок можно усложнять.

«Что пропало?»

 Берем несколько игрушек и рассматриваем их вместе с ребенком, а потом просим малыша закрыть глазки и одну из игрушек прячем. Малыш должен понять какая игрушка пропала. В более старшем возрасте можно добавить к этому и игру «тепло-холодно», тем самым подсказывая ребенку в каком направлении искать пропавший объект.

Также для развития усидчивости нам помогут такие занятия как:

Лепка — пластилин развивает мелкую моторику рук, изучение цветов. А вместе с родителями малышам понравится лепить животных и сказочных персонажей. Будьте внимательны при подборе пластилина — смотрите возрастные ограничения!

Собирать пазлы и мозайки — опять развитие мелкой моторики, усидчивость и развитие фантазии. Из мозайки можно собирать рисунки и целые картины, а пазлы дают ребенку возможность собрать уже готовое изображение.

Рисование и аппликации. Для начала можно нарисовать простую фигуру и попросить ребенка разукрасить ее, не выходя за контур, со временем усложняя рисунок. Тоже самое и с аппликацией — для начала можно из деталей наклеивать дом, машину.

При богатой родительской фантазии можно придумать разнообразные увлекательные игры, которые разнообразят ваш рабочий день с ребенком и наполнят его радостью и весельем.

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2017/04/21/psihologicheskaya-podgotovka-rebenka-k-shkole

Психологическая готовность ребенка к школе

Готовность к школе – очень актуальный вопрос для многих родителей шестилетних деток. Они часто задаются вопросами: «Пускать ли ребенка в школу? Готов ли он к школьной программе? Не тяжело ли ему будет успевать за школьной нагрузкой? Или пусть побудет еще один год в садике?»

Проходя практику в школе, я столкнулась с некоторыми трудностями. При наборе первых классов родители приходили с детьми, которые умели уже считать, писать и даже знали таблицы умножения, начинали учить английский язык, иными словами – интеллектуально они были полностью готовы к учебе.

Но психологически и эмоционально этим детям еще рано было посещать школу, так как они не были мотивированы на получение знаний, им тяжело было адаптироваться к новому коллективу, принять свою социальную роль школьника и отвечать всем требованиям педагога.

Обратите внимание

Если говорить в целом, то такие дети психологически еще не готовы к обучению в школе.

Но объяснить это родителям было очень сложно, ведь они утверждали: «Как? Мой ребенок не глупый! Вот он уже самостоятельно читает, решает примеры, умеет писать! Вы что-то путаете: мой сын (дочь) полностью готовы к школе, мы всей семьей его (ее) готовили к поступлению». В данной статье я попробую объяснить, что же представляет собой – готовность ребенка к школе и какие ее составляющие.

Читайте также:  Таблица норм веса и роста ребенка в 3 месяца

Под психологической готовностью к школьному обучению подразумевают необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для освоения школьной программы во время обучения в коллективе.

Школьные психологи считаю, что подготовка ребенка к школе должна заключатся в формировании определенных умений и навыков, а также выполнении требований, которыe ставят перед ребенком школа, в лице педагогов.

Ребенок должен уметь действовать по образцу, слушать и выполнять инструкцию, оценивать свою работу.

Важным элементом психологической готовности к школьному обучению психологи называют способность следовать правилам и прислушиваться к требованиям взрослого.

В структуре психологической готовности детей к школе принято выделять такие компоненты:

1. Личностная готовность

Эта готовность выражается в отношении ребенка к школе, учебной деятельности, учителям и самому себе. Здесь следует подчеркнуть важность мотивации ребенка.

Готовыми к школьному обучению считаются дети, которых школа привлекает не внешними атрибутами (красивым портфелем, новыми фломастерами, карандашами, тетрадками, учебниками), а возможностью получать новые знания (чему – то научится, что то познать).

Будущему первокласснику необходимо уметь свободно управлять своим поведением, познавательной деятельностью. Иными словами, ребенок должен иметь развитую учебную мотивацию.

2. Волевая готовность к обучению в школе.

К концу дошкольного возраста у ребенка уже сформированы основы волевых действий — внутренние усилия, необходимые для выполнения определенной деятельности.

Ребенок способен поставить цель, разработать план действий, принять решение, приложить усилия для преодоления трудностей, оценить результат своих действий.

При этом дети все же ориентируются на наличие игровой мотивации (обучение в игровой форме), в особенности на оценки других детей (командная игра).

Важно

О волевой готовности ребенка свидетельствует: высокий уровень письма, правильное использование учебных принадлежностей, поддержании порядка на столе, парте или в портфеле. Волевая готовность также подразумевает способность сдерживать свои импульсивные действия, сосредотачиваться на задании, слушать речь учителя.

К личностной готовности к обучению относят позитивное эмоциональное отношение ребенка к школе и эмоциональную зрелость дошкольника (сдержанность, уменьшение количества импульсивных действий, неуравновешенного поведения).

Если соединить эмоциональную, волевую, мотивационную готовности к школе, то мы получаем – внутреннюю позицию школьника.

Ребенок с несформированной позицией школьника проявляют детскую непосредственность, на уроке отвечает одновременно с другими, не подымает руки, часто перебивает, делится с учителем своими переживаниями и чувствами.

Эта незрелость часто приводит к пробелам в знаниях, низкой продуктивности обучения.

3. Интеллектуальная готовность

Следующий компонент психологической готовности ребенка к школе. Уровень интеллектуального развития дошкольника – это количество знаний, объем «умственного инструментария», и его словарный запас.

Также, ребенок должен иметь высокую обучаемость – умение выделить учебное задание, и превратить его в самостоятельную цель познавательной деятельности.

Дошкольник должен проявлять любознательность и наблюдательность, задача родителей поощрять эти качества.

В целом, интеллектуальная готовность ребенка к обучению школе предполагает наличие таких качеств как: дифференциальное восприятие (отличие фигуры и фона), концентрации внимания, аналитическое мышление (осознание связи между явлениями, возможность воспроизвести образец). А также рациональный подход к действительности (ослабление фантазии), логическое запоминание, интерес к знаниям, овладение на слух разговорной речью, способность к пониманию и использованию символов, развитие мелкой моторики и зрительно – двигательной координации.

При поступлении в школу важен уровень разговорной речи ребенка. Дети должны правильно выговаривать все буквы и звуки, владеть тембром, высотой и силой голоса.

Хорошо если дошкольник, помимо владения родным языком, проявляет интерес к иностранным, он имеет сбалансированный словарный запас из разных сфер жизнедеятельности.

Совет

Ребенок должен грамотно вести диалог, использовать простые и сложные предложения, придерживаться этикета в общении, получать удовольствие от чтения, уметь свободно пересказать прочитанное, декламировать небольшие стишки, иметь представление о буквах, звуках, словах и предложениях.

Интеллектуальная неготовность ребенка непосредственно приводит к неуспешности в обучении, он не понимает педагога и не может выполнить его требований, как результат плохие оценки, отставание в школьной программе. Это может повлечь за собой нежелание ребенка ходить в школу или неприязнь к отдельным предметам.

4. Социально-психологическая готовность ребенка

Она тоже играет огромную роль в подготовке к школе. Она предполагает формирование и приятие новой социальной роли – школьника, которая выражается в серьезном отношении к школе, к учебной деятельности и учителю.

Старших дошкольников привлекает внешний аспект школьной жизни (новая форма, портфель, ручки и т.п.), но все же большинство детей стремятся учиться. Если ребенок не готов принять социальную позицию школьника, то даже при наличии необходимых знаний и умений, высокого интеллектуального развития ему будет сложно адаптироваться к школе.

Позитивное отношение к школе часто связано с информацией, которую детям предоставляют взрослые. Очень важно объяснить и подготовить ребенка к тому что его ждет в школе и желательно доступным для него языком, вовлекать, и открыто отвечать на интересующие ребенка вопросы.

Это поможет не только сформирование позитивное отношение и интерес к предстоящей учебе, но и правильное отношение к учителю и другим ученикам, умению быстро и легко устанавливать взаимоотношения.

Иными словами, это поможет ребенку адаптироваться, подружиться с новым коллективом, научит действовать совместно с другими детьми, уступать и при необходимости защищаться.

И так мы видим, что подготовка к школе очень трудоемкий процесс, который является испытанием, как для родителей, так и для юних учеников.

Необходимо учитывать множество аспектов, психологическую, мотивационную, эмоциональную и интеллектуальную готовность ребенка к обучению в школе.

Обратите внимание

Совокупность этих компонентов способствует успешной учебной деятельности ребенка, его быстрой адаптации в новых условиях и безболезненному вхождению в новую систему отношений.

Любите и берегите себя!

Автор Виктория Жовтюк

Помогите проекту – поделитесь статьей в соц.сетях! Спасибо! 🙂

Источник: https://psychologies.today/psixologicheskaya-gotovnost-rebenka-k-shkole/

Ключевые аспекты подготовки ребенка к обучению в школе



В статье раскрываются особенности понимания подготовки детей к обучению в школе в дошкольной образовательной организации.

Ключевые слова: подготовка к школе, психическое развитие дошкольников

Обучение ребенка в школе — это не столько вопрос образования, сколько, вопрос развития ребенка. Проблема готовности ребенка к обучению в образовательной организации занимает общественность и науку с того момента, как началось массовое обучение детей в школах.

Что должен знать, уметь, чем должен владеть ребенок, который приходит в школу? Чем может помочь воспитатель ребенку в детском саду и родителям, чтобы обучение в школе шло эффективно и приятно.

— Это вопросы не риторические, а насущные, которые стоят перед каждым новым поколением детей и родителей.

В процессе работы над этой проблемой в нашей образовательной организации сложились значимые теоретические обоснования понимания основ подготовки ребенка к школе и практические методы, которые помогают большинству детей и их родителям. В данной статье мы дадим представление о понимании нами подготовки детей к школе.

Особенностью жизни дошкольника является свободное времяпрепровождение, особенностью жизни младшего школьника является ответственность — он должен ходить в школу, следовать школьному режиму, подчиняться школьным правилам, заниматься предметами школьной программы, делать на уроке то, что требует педагог; усваивать положенные по программе знания, умения и навыки.

На настоящий момент традиционно выделяют следующие стороны готовностиребенка к школе: физическая, интеллектуальная, эмоционально-волевая, личностная и социально-психологическая.

В нашей деятельности, занимаясь подготовкой ребенка к школе, мы придерживаемся этой традиционной схемы. Считаем необходимым вести подготовку к школе и в психологическом и педагогическом плане.

Рассмотрим кратко содержание сторон.

К физической стороне относят (в соответствии с возрастом): необходимый вес, рост, объем груди, мышечный тонус и прочие показатели. Состояние крупной и мелкой моторики, нервной системы ребенка. Состояние здоровья в целом.

Важно

Готовность по физическим показателям предполагает достаточную точность и ловкость движений рук, туловища, умение пользоваться карандашами, ручкой, кисточками, выполнять мелкие и разнообразные действия и движения рукой, согласованность движения «глаз-рука».

Большое внимание учеными отводится содержанию интеллектуальной стороны готовности. Разными авторами с разной степенью значимости в интеллектуальную подготовку включены словарный запас (активный и пассивный), развитие познавательных процессов (памяти, воображения, восприятия, мышления); учебные умения, обучаемость и др.

В этом показателе, существенно важно, определить уровень владения приемами умственной деятельности, уровень развития познавательных процессов (восприятие, память, мышление, воображение) ребенка. Это дифференцированность восприятия, в целом, помогающего наблюдать предметы и явления окружающего мира, способами запоминания материала, ориентировкой в пространстве и времени и др.

Эмоционально-волевая, личностная и социально-психологическая стороны готовности ребенка к школе тесно связаны друг с другом.

Эмоционально-волевая сторона сформирована, если ребенок умеет принять цель или даже самостоятельно ее ставить, намечать план своих действий, а возможно и действий других, принимать решение, преодолевать возможные препятствия для достижения запланированного.

У ребенка в предшкольный период формируется произвольность процессов психики, произвольность внешнего двигательного поведения, обеспечивающая возможность выполнять требования школьного режима, организовывать себя на уроке и переменах; произвольное управление внутренними психическими действиями для целенаправленного наблюдения явлений, сосредоточенности внимания для запоминания излагаемых учителем или содержащихся в учебнике сведений. Умение ребенка сознательно подчинять свои действия заданному правилу при последовательном выполнении словесных указаний взрослого

В содержании личностной и социально-психологической готовности, прежде всего, выделяют сформированность новой социальной позиции («внутренняя позиция школьника» по Л. И.

Божович), мотивационная готовность; формирование определенных нравственных качеств и качеств общения со сверстниками и взрослыми, умение работать в коллективе, считаться с интересами и желаниями товарищей.

Совет

Отношение к учению как к очень важному, значимому делу, интерес к учебным занятиям, стремление к приобретению знаний — важнейшие аспекты мотивационного показателя.

Проявление самостоятельности — можно рассматривать как стремление искать способы решения и объяснения всего нового и удивительного, побуждение применять разные пути, давать различные варианты решений, обходиться в практической деятельности без посторонней помощи

Исходя из понимания сторон готовности к школе, выделяют основные пути, по которым должна вестись подготовка к школе:

Первый путь — это развитие психики в целом, отношений и поведения. В предшкольный период общее развитие ребенка должно достичь определенного уровня. Развитие словарного запаса, мышления, речи, памяти, воображения, восприятия, внимания, т. е.

первый путь — это путь интеллектуального развития, развития интеллектуальной компетентности. Реализация содержания общего развития психики осуществляют все специалисты дошкольной организации, работающие с детьми (воспитатель и др.

), в том числе и родители.

Второй путь — это развитие произвольности деятельности и поведения.

Произвольность не является новообразованием дошкольного возраста, она является психическим новообразованием младшего школьного возраста, но в дошкольный период мы обращаем внимание на выработке умений сосредоточиться на чем-либо, довести дело до конца, спланировать свою деятельность, следовать своему плану, контролировать себя, давать оценку своим действиям.

Третий путь — мотивационная сторона, интерес к учению. В дошкольном возрасте, когда еще нет полноценной учебной деятельности, мы не может говорить о формировании полноценной учебной мотивации, но можем ставить вопрос о воспитании интереса к новому, к выполнению заданий и инструкций родителей и воспитателей. Проверка и оценка выполненного, сравнение с другими своими результатами.

Четвертый путь — коммуникативные умения, коммуникативная компетентность дошкольника. Умение ребенка выстроить отношения и со сверстниками, и со взрослыми, умение задавать вопросы, анализировать задачу и отвечать на вопросы.

Читайте также:  Этапы развития эмоциональной сферы у детей в дошкольном возрасте

Все эти пути одинаково значимы в развитии ребенка в предшкольный период.

Задача дошкольной образовательной организации — воспитание и развитие ребенка (развитие его мотивационной и коммуникативной сфер, мышления, памяти, внимания и др.), а не обучение его школьным навыкам.

Советы родителям

Занимайтесь с ребенком физкультурой, развивая общую ловкость, точность движений, стремление напрягаться и выдерживать напряжение.

Развивайте волевые качества, такие как целеполагание, планирование, настойчивость, умение доводить дело до конца, решительность.

Обратите внимание

Формируйте мыслительные операции, качества ума: наблюдательность, гибкость, пластичность, интерес к познанию окружающего мира. Развивайте умения рассуждать, сравнивать, группировать, классифицировать предметы и явления окружающей природы. Задавайте вопросы на сравнение и обобщение: какая разница/ сходство между яблоком и грушей, ромашкой и розой и т. д.

Ставьте перед ребёнком проблемные ситуации: предложите ему выяснить, почему завял цветок, вчера можно было лепить снежную бабу из снега, а сегодня не получается.

Обсуждайте с ребенком — как можно поступить в той или иной жизненной ситуации.

Обсуждайте прочитанные книги, выясняйте, как ребёнок понял их основное содержание и возможно второй план повествования, как оценивает поступки героев, способен ли доказать, почему одних действующих лиц он осуждает, других одобряет.

Литература:

  1. Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — М., 1968.
  2. Выготский Л. С. Детская психология / Собр.соч. в 6 т. — М.: Просвещение, 1984.
  3. Кравцова Е. Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе. — М., 1991.
  4. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. — М., 1989.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, развитие ребенка, путь, умение, умение ребенка, школьный режим, образовательная организация, дошкольный возраст, дошкольная образовательная организация, окружающий мир.

Источник: https://moluch.ru/archive/141/39630/

Бардин К.В. “Подготовка ребенка к школе (психологические аспекты)”

Как помочь детям учиться? Этот вопрос касается всех родителей. Но далеко не все из них знают, что психологические трудности, которые дети встречают в школе, очень часто уходят своими корнями в дошкольное детство.

Автор разбирает на конкретных примерах типичные ошибки, допускаемые родителями, дает практические рекомендации и советы. В книге показано, что игнорирование или недоучет психологических моментов подготовки к школе приводит в итоге либо к неумению учиться, либо к негативному отношению к учебе.Глава 1.

Необходимость психологической подготовки детей к школеГлава 2. Общее развитиеГлава 3. Произвольное управление собойВыводы

Глава 1. Необходимость психологической подготовки детей к школе

Школьные трудностиСуществуют две большие трудности, связанные со школой, которые не дают покоя учителям и родителям. Первая из них – это ученик, посещающий школу, но, по сути дела, не умеющий учиться. Вторая – школьник, активно не желающий учиться. И тот и другой случай – результат психологических ошибок, допускаемых взрослыми, чаще всего родителями.

Ошибок, совершаемых в силу психологической неграмотности.Как ни странно, но широкая публика у нас еще мало чувствует необходимость хотя бы в простейшем психологическом ликбезе. Слишком часто человеку кажется, что раз он сам является носителем психики, то в области психологии для него нет тайн.

Ну, разве что-нибудь этакое из сферы бессознательного или какой-нибудь парапсихологии… Вряд ли кто решится сказать о себе что он не нуждается в услугах врача на том основании что ему случалось быть пациентом, или что он может учить детей не хуже профессионального учителя, поскольку в течение десяти лет сам был школьником.

Человек отчетливо понимает, что медицинских и педагогических знаний у него нет. А вот в отношении психологических знаний у него другой подход. Он не чувствует никакой необходимости в таких знаниях. В результате грубейшие психологические ошибки на производстве, в семейных отношениях, в воспитании детей – словом, везде, где человеку приходится иметь дело с другим человеком.

Важно

Тяжелые последствия, которые влекут за собой эти ошибки привели к тому, что уже поставлен вопрос о создании психологической службы, подобно медицинской или метеослужбе.Одной из важных задач такой службы является психологическое просвещение. В первую очередь по особо злободневным вопросам вроде тех, которые были названы выше: психологическим ошибкам, ведущим к неумению или нежеланию учиться.

Автору уже доводилось не раз выступать в печати по этим проблемам. В книгах «Как научить детей учиться», «Если ваш ребенок не хочет учиться» рассмотрены психологические корни этих явлений, обрисованы типичные ошибки, указаны меры, которые должны приниматься в семье и в школе.

Однако изучение всего круга вопросов, связанных с упомянутыми явлениями, показывает, что корни их уходят в более ранний период жизни ребенка, в дошкольный возраст.Как правило, основы тех качеств, которые должны формироваться в тот или иной период жизни ребенка, закладываются раньше, не предшествующем возрастном этапе. Не заложите этих основ – и вам придется столкнуться с немалыми трудностями.

Формирование новых психологических образований, если оно не подготовлено в ходе предшествующего развития, идет крайне тяжело. Да и в итоге возможны любые дефекты.В психологии существует такое понятие – сензитивный период. Дело в том, что далеко не безразлично, в каком возрасте у человека формируется та или иная функция.

Если это происходит своевременно, то процесс формирования идет быстро, легко и очень продуктивно. Период, особо благоприятный для формирования той или иной функции, качества, свойства, и носит название сензитивного. Если сензитивный период упущен, то соответствующее новообразование формируется с огромным трудом и довольно часто складывается с каким-то дефектом.

Кто из читателей не знает киплинговского Маугли? Но далеко не все знают, что случаи воспитания детей дикими животными бывали в действительности. И случалось, что, проведя несколько первых лет жизни среди зверей, дети затем попадали вновь в человеческое общество. Наиболее известный, наиболее подробно описанный такой случай – это девочки Амала и Камала в Индии.

Но, увы, нормальными людьми никто из этих детей так и не смог стать, несмотря на все усилия их воспитателей. Слишком многие функции приходилось формировать у них после того, как сензитивный период был безвозвратно упущен. Так у Амалы и Камалы с трудом удалось сформировать умение ходить по-человечески, на двух ногах.

Но всегда, когда им требовалось передвигаться быстро, девочки делали это, опускаясь на четвереньки. Несколько лет ушло на то, чтобы они сумели освоить несколько десятков слов. Они научились выражать с их помощью свои простейшие желания, но способность вести сколько-нибудь продолжительный разговор, поддержать беседу так и осталась для них за гранью возможного.

Совет

Так что высокий человеческий интеллект киплинговского Маугли – это целиком результат творческой фантазии писателя. Впрочем, и звери Киплинга наделены ярко антропоморфными чертами. И менее всего их поведение соответствует повадкам диких зверей, которые хорошо известны натуралистам.

Так, законы и обычаи, по которым у Киплинга живет волчья стая, ничего не имеют общего с тем, как ведет себя реальная стая волков, а в основном воспроизводят нравы и обычаи воинственных кочевых охотничьих племен. Произведение Киплинга – это захватывающая сказка, созданная фантазией талантливого писателя, но отнюдь не пером натуралиста.

Знание сензитивных периодов позволяет психологам давать ценные практические советы. С одной стороны, это указания на возраст, в котором следует развивать ту или иную психическую способность или функцию. Так, например, на этом основана рекомендация учить иностранные языки в детском возрасте. Взрослому человеку сделать это значительно труднее.

С другой стороны, опираясь на знание сензитивных периодов, психологи могут делать заключения типа экспертизы. Так, например, им известно, что основной словарный запас у человека формируется в возрасте до 12 лет.

Если в этот период человек перенес болезнь, каким-то образом задержавшую развитие речи, то даже при благополучном исходе заболевания следы ее сохраняются на всю жизнь в виде некоторой обедненности его речи. Он может достигнуть высокого интеллектуального развития, стать ученым, врачом или инженером, но речь его будет носить печать некоторой сниженности, причем почти незаметной для окружающих.

Однако специально разработанные психологические тесты позволяют выявить эти скрытые дефекты, а вместе с ними и перенесенное в детстве заболевание, о котором сам человек чаще всего уже давно не помнит.

Дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования многих способностей и качеств ребенка, которые входят в число необходимых предпосылок формирования учебной деятельности и без которых она будет неизбежно хромать, нередко перерастая в неумение или в нежелание учиться.Формированию этих предпосылок и посвящается наша книжка.

В нашем изложении мы не будем стремиться охватить во всей полноте все то, чем нужно овладеть ребенку в дошкольном возрасте и что может так или иначе сказаться на школьном обучении. Мы выделим только те моменты, которые наиболее часто приводят детей либо к дефектам в учебной деятельности (т. е. к несформированности умения учиться), либо к негативному отношению к этой деятельности (т. е.

Обратите внимание

к нежеланию учиться). Одним словом, мы рассмотрим лишь основные линии психологической подготовки ребенка к школе. К примеру, мы не будем касаться проблемы общения ребенка со сверстниками, хотя ребенку, не умеющему общаться, гораздо труднее войти в коллектив класса, а следовательно, сложнее учиться в таком коллективе.

Ограничимся только главными линиями подготовки к школе, связанными с двумя названными целями. В чем эти линии заключаются?Во-первых, это общее развитие. К тому времени, когда ребенок станет школьником, его общее развитие должно достичь определенного уровня. Речь идет в первую очередь о развитии памяти, внимания и особенно интеллекта. И здесь нас интересует как имеющийся у него запас знаний и .

представлений, так и умение, как говорят психологи, действовать во внутреннем плане, или, иными словами, производить некоторые действия в уме.Во-вторых, это воспитание умения произвольно управлять собой. У ребенка дошкольного возраста яркое восприятие, легко переключаемое внимание и хорошая память, но произвольно управлять ими он еще как следует не умеет. Он может надолго и в деталях запомнить какое-то событие или разговор взрослых, возможно не предназначавшийся для его ушей, если он чем-то привлек его внимание. Но сосредоточиться сколько-нибудь длительное время на том, что не вызывает у него непосредственного интереса, ему трудно. А между тем это умение совершенно необходимо выработать к моменту поступления в школу. Равно как и умение более широкого плана – делать не только то, что тебе хочется, но и то, что надо, хотя, может быть, и не совсем хочется или даже совсем не хочется.В-третьих, это то, что, пожалуй, является наиболее сложным делом: выработка мотивов, побуждающих к учению. Здесь имеется в виду не тот естественный интерес, который проявляют ребятишки-дошкольники к школе. Речь идет о воспитании действительной и глубокой мотивации, которая сможет стать побудительной причиной их стремления к приобретению знаний, несмотря на то, что учеба содержит отнюдь не только привлекательные моменты и что трудности в учебе – большие или малые – неизбежно встречаются у каждого.

Все эти три линии одинаково важны, и ни одну из них нельзя упускать из виду, если вы не хотите, чтобы учеба ребенка захромала с самого начала.

Статьи

Книги

Источник: http://psychologi.net.ru/pedagogicheskaya_psihologiya/bardin-k-v-podgotovka-rebenka-k-shkole-psikhologicheskie-aspekty.html

Ссылка на основную публикацию