Как бороться с детской агрессией: 7 способов

Как бороться с агрессией у ребенка, что делать родителям: советы психолога по коррекции агрессивного поведения

Агрессивное поведение у детей может ставить в тупик даже опытных мам и педагогов. Оправдать его малым возрастом, капризами или недомоганием получается не всегда.

Бывает, что агрессия у малыша становится нормой и его неохотно встречают на детской площадке другие дети.

Чтобы помочь ребенку справиться со своими эмоциями, взрослым важно понять причины враждебности по отношению к окружающему миру.

Чтобы ребенок мог стать полноценной частью детского коллектива, родителям важно проанализировать причины агрессивного поведения

Причины агрессии

Во время приступов детской агрессии близким следует соблюдать спокойствие и выдержку. Важно поставить себя на место малыша и понять, что он чувствует. Проще всего это сделать, если задаться вопросом: «Почему моему сыну (дочери) сейчас настолько плохо, что ему (ей) хочется что-то швырнуть или разбить, кого-то ударить?». Причин агрессивного поведения не так много:

  • страх и тревога в ответ на ощущение опасности, исходящее от окружающего мира;
  • отстаивание своих прав;
  • желание стать независимым и самостоятельным;
  • невозможность удовлетворить какое-то желание;
  • запреты взрослых.

Борьба с враждебным поведением не должна сводиться к усмирению юного бунтаря любой ценой. Прежде всего, он нуждается не в наказании, а понимании, заботе и помощи.

Проще навесить ярлык: «неуправляемый», «непослушный», но это будет неправильно. Остудить пыл маленького агрессора способна всего одна правильная фраза.

Например, «мне не нравится твое поведение», «давай подумаем, можешь ли ты высказать, что тебя тревожит, по-другому» или «взрослые дети так себя не ведут».

Обязательное поощрение хороших поступков — отличный способ нивелировать излишнюю агрессию ребенка

Влияние микроклимата в семье

Домашнее окружение (родители, бабушки, дедушки) – эталон, по которому младшее поколение строит поведение.

  • Менее агрессивны ребята, родители которых не проявляли в их отношении ни снисходительности, ни серьезных наказаний. Их правильная позиция – осуждать враждебность, открыто говорить об этом с детьми, обходиться без строгих наказаний в случае проступков.
  • Наоборот, дети склонных к телесному наказанию родителей перенимают у них пример гневного поведения. Чувствительные к родительской строгости малыши быстро учатся подавлять враждебные импульсы в их присутствии. Зато вне дома они становятся нервными, выбирают слабую жертву коллективе и отыгрываются на ней.
  • Если наказания вызывают физическую боль или сильно расстраивают, малыши могут забыть их причину, и не усвоить правила приемлемого поведения. Под давлением взрослых они сильно меняются, но повинуются только тогда, когда за ними пристально следят.

Когда проявляется детская агрессия?

Когда малыш не испытывает чувства страха и нужды, ему комфортно. Он спокойно играет с детьми или фантазирует о чем-то. Враждебность по отношению к взрослым, сверстникам, окружающей среде у него возникает в таких случаях:

  • его бьют, над ним издеваются;
  • злые шутки и подколы в адрес ребенка;
  • родительское пьянство и дебоши;
  • недоверие родителей;
  • ревность по отношению к одному из членов семьи;
  • для друзей ребенка закрыт вход в дом;
  • чувство ребенка, что его не любят, игнорируют;
  • недоверие родителей ребенку;
  • чувство незаслуженного стыда;
  • настраивание против ребенка его братьев и сестер.

Очень часто причиной агрессии становятся физические наказания ребенка родителями

В воспитании молодого поколения рекомендуется избегать крайностей. Одинаково плохо отражаются на формировании личности предоставление полной свободы и гиперопека. Чрезмерная опека над детьми обычно приводит к инфантилизму, неспособности противостоять стрессовым ситуациям, нормально общаться со сверстниками. Инфантильные ребята часто становятся жертвами агрессии со стороны других детей.

В чем выражается детская агрессия?

Агрессия у детей – эмоциональная реакция на происходящее. Она не плоха сама по себе, поскольку дает ощущение силы, позволяет отстаивать свои интересы и защищать близких людей. Другое дело агрессивность – предрасположенность к нападению, разрушительным действиям, враждебное реагирование на нежелательные перемены. Агрессивное поведение ребенка выражается в следующем:

  • он чувствителен, часто обижается;
  • обвиняет в своих ошибках других;
  • отказывается выполнять правила;
  • идет на открытый конфликт с детьми;
  • ищет повод для ссор и мелких стычек;
  • реагирует на действия и замечания окружающих, теряет над собой контроль (плачет или проявляет враждебность).

Агрессивный ребенок не избегает прямых конфликтов, а наоборот идет в них без тени сомнения

Виды агрессии

Агрессия у детей во многом зависит от темперамента. Малыши-сангвиники учатся договариваться. Флегматики и меланхолики сильно обижаются. Холерики проявляют гнев часто и в полной мере. Психологи выделяют такие виды агрессии:

  • физическая (нападение) – сила используется против человека, животного, неодушевленного объекта;
  • прямая – направленная против конкретного субъекта;
  • инструментальная – средство достижения определенной цели;
  • вербальная – выражение негативных чувств через крики, визги, ссоры, ругань, угрозы;
  • враждебная – ставит цель причинения физического или морального вреда интересующему объекту;
  • косвенная – злобные шутки, сплетни в адрес определенного лица, взрывы ярости, топанье ногами, битье кулаками по столу.

Какова бы ни была причина и вид агрессии, малыш попадает в замкнутый круг. Испытывая недостаток любви и понимания, он отталкивает своим поведением окружающих, вызывает неприязнь. Это усиливает его ответные негативные эмоции, поскольку дитя не знает, как можно потребовать внимания по-другому.

Недружественное отношение окружающих возбуждает в ребенке чувство страха и гнева. Его поведение считается асоциальным, но на самом деле является отчаянной попыткой создать связь с близкими людьми. До проявления явной агрессии ребенок выражает свои желания в более мягкой форме. Поскольку они остаются незамеченными, проявляется враждебное поведение.

Сильная обидчивость тоже является симптомом подавленной агрессии

Агрессия и возраст

Наиболее частые проявления агрессии встречаются у маленьких детей. Отчаяние и злость можно обнаружить уже в плаче грудного младенца, которому отказано во внимании.

Детей 2-7 лет легко обидеть, обмануть, и своим гневным поведением они выражают реакцию на происходящее. Проявляясь в младенчестве, агрессия растет в течение дошкольного периода и постепенно переходит на убыль.

При правильном воспитании подросшие ребята могут понимать поступки и чувства окружающих.

Если родители не реагируют на всплески раздражительности и враждебности отпрыска, такое поведение переходит у него в привычку. В этом случае очень скоро ребенок не сможет вести себя иначе, что осложнит общение со сверстниками и старшим поколением. Агрессивное поведение детей дошкольного возраста проявляется по-разному. Его основные признаки таковы:

  • в 2 года малыши кусаются, выражая права на свои вещи и переживания по поводу отсутствия внимания со стороны взрослых (подробнее в статье: почему маленький ребенок кусается в 2 года?);
  • в 3 года дети кусаются, дерутся, бросают друг в друга вещи и игрушки (рекомендуем прочитать: почему ребенок дерется с родителями и что делать?);
  • у 4-х летнего ребенка агрессия ослабевает после кризиса трехлетнего возраста, но при вторжении на свою территорию в саду и на площадке он нападает первым (рекомендуем прочитать: советы психолога о преодолении кризиса 4 лет у детей );
  • подросшие 5-летние мальчики продолжают выражать агрессию в физической форме, а девочки придумывают обидные прозвища и игнорируют дружбу;
  • 6-7-летние дети знакомы с чувством мести, могут выражать страх и обиду.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: кризис у детей 7 лет

Для профилактики агрессии важно создать в доме атмосферу теплоты, заботы, взаимной поддержки. Уверенность в родительской любви и защите помогает ребенку взрослеть и становиться успешной личностью.

Чем более уверенным в себе он станет, тем меньше в нем останется эгоизма, тем реже его будут посещать негативные эмоции.

Требования взрослых по отношении к своим наследникам должны быть разумны и дети должны понимать, чего от них ждут.

Если в семье царит атмосфера тепла и взаимной поддержки, дети вряд ли станут проявляться агрессивно

Как бороться с агрессивным поведением ребенка?

Внимание к сыну или дочери – первый шаг на пути в борьбе с агрессией. Родители хорошо знают своего ребенка и часто могут предотвратить внезапные вспышки гнева.

В отношении физической агрессии это сделать проще, чем в отношении вербальной.

Когда ребенок надул губки, сузил глазки или по-иному выразил закипающие эмоции, его следует отвлечь от негатива криком, интересным занятием, удержать за плечи или отвести руку.

Если агрессивный порыв не удалось предотвратить, важно объяснить ребенку, что его поведение некрасиво и неприемлемо. Провинившегося следует сурово осудить и заставить убрать причиненный разгром, а объект вражды окружить вниманием и заботой. Тогда агрессивный ребенок поймет, как он проигрывает от своего поведения и будет более внимателен к советам старших.

Поначалу ребенок будет отвергать замечания взрослых, отказываться убирать за собой и признавать вину.

Обратите внимание

Рано или поздно фраза «если ты достаточно большой чтобы все порушить, то и убрать за собой ты тоже можешь» будет им осмыслена. Уборка сама по себе — не наказание.

Довод, что «большой» мальчик должен нести ответственность за поступки, сильнее повлияет на ребенка. После уборки важно поблагодарить маленького помощника.

Снижение словесной агрессии

Вербальную (словесную) агрессию предотвратить сложно и реагировать придется после того, как обидные фразы сказаны ребенком. Желательно их проанализировать и попытаться понять переживания отпрыска.

Возможно, он не знает, как по-другому выразить эмоции или же хочет испытать превосходство над взрослыми.

Когда враждебно настроенный и нервный ребенок оскорбляет других детей, взрослые должны рассказать им о том, как достойно дать отпор.

ИНТЕРЕСНО: почему ребенок периодически врет?

Большинство агрессивных поступков в подростковом возрасте совершается в результате эмоционально напряженных ситуаций.

Ребят выводит из себя повелительный тон, демонстрация силы и власти, фразы наподобие: «учитель всегда прав», «делай, как тебе велено».

В ситуациях, когда родители требуют полного подчинения или поучают, они нередко ведут себя враждебно.

Эмоциональные и критические замечания со стороны взрослых вызовут еще больший протест и раздражение. При общении с подростком читать нравоучения не следует. Важно уведомить его о негативных последствиях поступков, обсудить пути выхода из ситуации.

Пример конструктивного поведения – умение слушать и понимать оппонента, позволять ему высказывать свое мнение, будет полезен ребенку.

Важно

Общаться и давать ему рекомендации желательно не на ходу, а в спокойной доверительной обстановке.

Взрослым важно продемонстрировать доверительное отношение к проблемам сына или дочери, признать детские чувства («…понимаю, как тебе обидно»). Нелишними будут паузы, которые помогут успокоиться, и чувство юмора.

Обсуждая тему агрессии с ребенком, не нужно переходить на личности — говорят лишь о поступках или проявлениях

Игры для агрессивных детей

Снизить немотивированную агрессивность ребенка позволят мероприятия, на которых он сможет понять, что есть иные способы привлечения внимания и проявления силы. Чтобы казаться старше и взрослее, ему не обязательно самоутверждаться за счет слабых, а недовольство чем-либо выражать плохими словами. Психологи рекомендуют детям такие способы выплескивания негативных эмоций:

  • рвать на кусочки листик бумаги, который всегда есть в кармане;
  • громко покричать в «мешок крика»;
  • побегать и попрыгать на стадионе, игровой площадке, в спортивной секции;
  • периодически выбивать коврики и подушки (полезно для драчунов);
  • бить боксерскую грушу;
  • проговаривать свои чувства («я расстроен», «я злюсь»), как учат взрослые.

Игры с водой

Созерцание водоемов, наблюдение за жизнью обитателей аквариумов успокоит даже самого отчаянного бунтаря. Рекомендованы познавательные и активные игры с водой:

  1. После дождя побегать по лужам. Главное чтобы ребенок был здоров и надел непромокаемую обувь.
  2. Переливание жидкости из одной емкости в другую. Занятие позволит сосредоточиться и охладит гневный пыл.
  3. Кидать камни в любой водоем. В это время важно быть рядом, следить за безопасностью игровых маневров.
  4. Детская рыбалка, которую можно устроить в тазике или ванне. Достаточно купить набор рыбок на магнитах и удочку.
  5. Плавание, посещение бассейна или аквапарка. Эти удовольствия зависят от материальных возможностей взрослых, но они помогают маленькому агрессору получить заряд позитива и выплеснуть энергию.
  6. В летнее время – дворовые игры с водным пистолетом. Они позволят проявить активность и освежат в летний зной.
  7. Устраивать волны в ванной во время купания. Чтобы вода не расплескалась по полу, следует использовать шторки и наливать половину ванны.
  8. Устройство мини-бассейна во дворе в летнее время. Ребята могут кидать в него игрушки, сдувать кораблики, плескаться друг другу в лицо. Важно пристально следить за безопасностью во время игр.

Водная стихия прекрасно снижает тревожность и агрессию, помогает ребенку избавиться от лишней энергии

Игры с сыпучими материалами

Игры с песком и крупами формируют усидчивость и помогают бороться с внутренним напряжением. Материалы можно давить, мять, бросать, наблюдая за результатом. Сыпучие атрибуты игры послушно принимают любую форму и выдерживают грубое человеческое воздействие. С их помощью дети выплескивают чувства и не переживают за результат. Распространенные игры с песком:

Читайте также:  Что должен знать и уметь ребенок в 4 года

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: как можно сделать кинетический песок дома?

  • просеивание через сито или мельницу с ситом;
  • закапывание в песок фигурок;
  • работа по строительству замков;
  • выкладывание картинок из цветного песка.

Творческие игры

После гневного всплеска (выраженного в физической или эмоциональной форме) следует дождаться, когда чадо успокоится. Не давая оценок поведению, нужно попросить его записать или нарисовать свой гнев и чувства «жертвы», которую он ударил или оскорбил. Важно не стесняться эмоций, и описать все как было («я хотел его ударить», « у меня внутри все бурлило»).

Проанализировав эти записи и поставив себя на место другого человека, дитя постепенно научится контролировать поведение, станет прислушиваться к чувствам людей.

Рисуя агрессию, малыши часто используют черный, фиолетовый, бордовый цвет (подробнее в статье: почему ребенок рисует черным цветом и что это значит?). Анализируя картинку вместе с ребенком, можно попросить его добавить детали, сделать рисунок веселым.

Например, нарисовать добрых человечков, радугу, яркий салют, звезды. Прием научит маленького агрессора, как можно управлять своими чувствами.

Предложив ребенку выразить свои чувства через творчество, можно понять корень проблемы и переосмыслить ее вместе

Агрессивное поведение поддается корректировке

Родителям и педагогам важно показать агрессивному ребенку, как точно оценивать свое эмоциональное состояние и вовремя реагировать на сигналы, которые подает тело. Верно расшифровывая его послания, ребенок сможет контролировать свои эмоции и предотвращать конфликты. При воспитании агрессивных детей работа родителей и учителей ведется по трем направлениям:

ИНТЕРЕСНО: какие существуют книги по психологии и по воспитанию детей?

  1. консультации и обучение проблемных ребят конструктивному поведению, приемлемым способам выражения гнева;
  2. помощь в освоении методики, которая позволяет владеть собой во время вспышек гнева;
  3. формирование способности к сочувствию и сопереживанию.

Коррекция поведения приведет к положительному результату только при систематической работе с ребенком Непоследовательность и невнимательное отношение к детским проблемам могут лишь ухудшить ситуацию.

Терпение, понимание, регулярная отработка навыков общения с окружающими – вот что поможет родителям снять агрессивность сына или дочери.

Источник: https://VseProRebenka.ru/vospitanie/psihologija/agressivnyj-rebenok.html

7 практических советов, как справиться с детской агрессивностью

Психолог Анастасия Пономаренко подскажет родителям, как направить энергию ребенка в мирное русло и преодолеть детскую агрессию.

В последнее время ко мне за консультацией все чаще стали обращаться родители, которые не могут справиться с агрессивностью собственных детей.

Конечно, вначале они пытались бороться по довольно распространенной в наших семьях схеме: подавление малейших признаков агрессии ребенка — потом уговоры — шантаж — ежедневные скандалы, которые заканчивались в лучшем случае ничем, потому что в среднем школьном возрасте действовать «в лоб» скорее, бессмысленно.

Читай также: Мамы UAUA.info рассказывают, как боролись с агрессией ребенка

Тем не менее, существуют определенные приемы и правила, которые помогут родителям справиться с этой проблемой.

  1. Существует четыре вида агрессии: непосредственное физическое воздействие, косвенная агрессиия (злые шутки, сплетни), вербальная агрессия (визг, словесные угрозы, угрожающие жесты), негативизм (тихий саботаж, который может перерасти в активную борьбу). Мы, как правило, замечаем только первый и третий виды. Однако, и вербальное проявление агрессии, и негативизм тоже есть не самые лучшие способы реагирования на ситуацию. Обратите внимание на своего ребенка, нет ли у него этих проявлений?
  2. Агрессивность — это естественное качество человека. Именно оно помогло когда-то выжить на земле первобытному человеку, помогает нам сегодня для достижения целей. Другое дело, когда человек не умеет этой агрессией управлять, нанося вред себе и окружающим. Отдайте ребенка в спортивную секцию, где он сможет выбросить энергию — хоккей, бокс, легкая атлетика. Идеальны восточные единоборства — там ребенок не только сбрасывает агрессию, но и учится управлять собственными эмоциями.
  3. Помогите ребенку повысить самооценку и собственную значимость. Если он уверен в своей самодостаточности, его не спровоцируешь! Пусть ваш ребенок знает свои положительные качества и старается их усилить. Это поможет ему стать самодостаточным, авторитетным человеком. А такие люди, как правило, не агрессивны. 
  4. Запишите своего ребенка на курсы ораторского мастерства и риторики. Как только он увидит, как легко и здорово можно нивелировать агрессию словом, начнет активно этому учиться и использовать в повседневной жизни.
  5. У агрессивных родителей чаще всего бывают агрессивные дети. Это аксиома. Подумайте, а как у вас в семье принято реагировать? Злой насмешкой, криками, руганью? Возможно, вы даже не замечаете собственных реакций, выдавая их «на автомате», но ваш ребенок замечает все. Можете записать ваш день на видеокамеру, а потом посмотреть запись. Может быть, вам откроются новые стороны вашего поведения, о которых вы не задумывались ранее. Если это так, то и вам придется перестраиваться. Здесь игра в одни ворота не пройдет. Хотите, чтобы поведение вашего ребенка изменилось — меняйтесь сами. 
  6. Агрессивность провоцирует и наше телевидение вместе со СМИ. Бесконечные триллеры, боевики, реалити-шоу из зала суда пагубно влияют на детскую психику, взращивая высокую тревожность, и, как следствие, желание защищаться. Запретить просмотры мы не можем, но можем, например, акцентировать внимание на том, что сейчас смотреть телевизор уже не модно. Школьники ориентированы на социум, поэтому, покажите ему интервью со знаменитостями на тему здорового образа жизни, когда те рассказывают все плюсы правильного питания, утренних пробежек и чтения книг. Пусть журналы с рассказами звезд о праведной жизни лежат у вас везде — в его комнате, на кухне, в туалете. Может, и не очень эстетично, зато есть шанс, что будет прочитано. И не покупайте телевизор в каждую комнату. Да, есть интернет, но не упрощайте доступ к информации, не создавайте ее дополнительный источник своими руками.
  7. Научно доказано, что тревожность влияет на проявление агрессии, поэтому, ее надо снижать любым способом. Очень хороши дыхательные гимнастики (самая простая — выдох в 2 раза длиннее вдоха), занятия йогой, цветотерапия, общение с природой. Ну, и конечно, осознание ребенком того факта, что он не один, его поддерживает дружная семья.

Вместе с тем, существуют и биологические факторы агрессивности: пониженная способность к образованию классического условного рефлекса, низкая частота сердечных сокращений, повышенная импульсивность и.т.д.

Если вы видите, что у вашего ребенка немотивированные, частые вспышки гнева, если он агрессивен без причины, то сходите к нейропсихологу с обязательным обследованием. А после совместно со специалистом подберете программу коррекции.

Источник: http://www.uaua.info/ot-6-do-9/psihologiya-ot-6-do-9/article-31458-7-prakticheskih-sovetov-kak-spravitsya-s-detskoy-agressivnostyu/

Взаимодействие с агрессивным ребенком

Причины появления агрессии у детей могут быть са­мыми разными. Возникновению агрессивных качеств  способ­ствуют некоторые соматические заболевания или заболевания головного мозга. Следует отметить, что огромную роль играет воспитание в семье, причем с первых дней жизни ребенка.

Психологами доказано, что в тех случаях, ког­да ребенка резко отлучают от груди и общение с матерью сводят к минимуму, у детей формируются такие качества как тревожность, подозрительность, жестокость, агрессивность, эгоизм.

И наоборот, когда в общении с ребенком присутству­ют мягкость, ребенок окружен заботой и вниманием, эти качества не вырабатываются.

На становление агрессивного поведения большое вли­яние оказывает характер наказаний, которые обычно при­меняют родители в ответ на проявление гнева у своего чада.

В таких ситуациях могут быть использованы два полярных метода воздействия: либо снисходительность, либо строгость.

Как это ни парадоксально, агрессивные дети одинаково часто встречаются и у слишком мягких родителей, и у чрезмерно строгих.

Исследования показали, что родители, резко подавляю­щие агрессивность у своих детей, вопреки своим ожиданиям, не устраняют это качество, а напротив, взращивают его, разви­вая в своем сыне  или дочери чрезмерную агрессивность, ко­торая будет проявляться даже в зрелые годы. Ведь всем изве­стно, что зло порождает только зло, а агрессия — агрессию.

Если же родители вовсе не обращают внимания на агрессивные реакции своего ребенка, то он очень скоро на­чинает считать, что такое поведение дозволено, и одиночные вспышки гнева незаметно перерастают в привычку действо­вать агрессивно.

Только родители, которые умеют находить разумный компромисс, «золотую середину», могут научить своих детей справляться с агрессией.

Портрет агрессивного ребенка

Он нападает на остальных детей, обзывает и бьет их, отбирает и ломает игрушки, намеренно употребляет грубые выражения, одним словом, становится «грозой» всего детского коллектива, источником огорчений воспитателей и родителей. Этого ершистого, драчливого, гру­бого ребенка очень трудно принять таким, какой он есть, а еще труднее понять.

Однако агрессивный ребенок, как и любой другой, нуждается в ласке и помощи взрослых, потому что его аг­рессия — это, прежде всего, отражение внутреннего диском­форта, неумения адекватно реагировать на происходящие вокруг него события.

Агрессивный ребенок часто ощущает себя отверженным, никому не нужным. Жестокость и безучастность родителей приводит к нарушению детско-родительских отношений и вселяет в душу ребенка уверенность, что его не любят.

Совет

Вот как описывает Н. Л. Кряжева поведение этих детей: «Агрессивный ребенок, используя любую возможность, … стремится разозлить маму, воспитателя, сверстников.

Он «не успокаивается» до тех пор, пока взрослые не взорвутся, дети не вступят в драку».

Причины деструктивного поведения

Родителям и педагогам не всегда понятно, чего доби­вается ребенок и почему он ведет себя так, хотя заранее знает, что со стороны детей может получить отпор, а со стороны взрослых — наказание.

В действительности это порой лишь отчаянная попытка завоевать свое «место под солнцем».

Ребенок не имеет представления, как другим способом можно бороться за выживание в этом странном и жестоком мире, как защитить себя.

Агрессивные дети очень часто подозрительны и насто­рожены, любят перекладывать вину за затеянную ими ссору на других.

Такие дети часто не могут сами оценить свою агрес­сивность. Они не замечают, что вселяют в окружающих страх и беспокойство. Им, напротив, кажется, что весь мир хочет обидеть именно их. Таким образом, получается замкнутый круг: агрессивные дети боятся и ненавидят окружающих, а те, в свою очередь боятся их.

Эмоциональный мир агрессивных детей недостаточ­но богат, в палитре их чувств преобладают мрачные тона. Дети часто перенимают агрессивные формы поведения у родителей.

Агрессивен ли Ваш ребенок?

Обратите внимание

Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддер­жке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить «точный» диагноз и тем более «при­клеить ярлык», а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.

Как правило, не состав­ляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разрабо­таны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.

Критерии агрессивности ребенка

  1. Часто теряет контроль над собой.
  2. Часто спорит, ругается со взрослыми.
  3. Часто отказывается выполнять правила.
  4. Часто специально раздражает людей.
  5. Часто винит других в своих ошибках.
  6. Часто сердится и отказывается сделать что-либо.
  7. Часто завистлив, мстителен.

  8. Чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих (детей и взрослых), которые нередко раздражают его.

Предположить, что ребенок агрессивен можно лишь в том случае, если в течение не менее чем 6 месяцев в его поведении проявлялись хотя бы 4 из 8 перечисленных признаков.

Ребенку, в поведении которого наблюдается большое количество признаков агрессивности, необходима помощь специалиста: психолога или врача.

С целью выявления агрессивности у ре­бенка можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей и учителей.

Критерии агрессивности у ребенка (анкета)

  1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
  2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
  3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно стара­ется отплатить тем же.
  4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.

  5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
  6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
  7. Он не прочь подразнить животных.
  8. Переспорить его трудно.
  9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.

  10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то пло­хое, шокирующее окружающих.
  11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
  12. Часто не по возрасту ворчлив.
  13. Воспринимает себя как самостоятельного и решитель­ного.
  14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.

  15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, же­лание найти виноватых.
  16. Легко ссорится, вступает в драку.
  17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
  18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
  19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.

  20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.

Положительный ответ на каждое предложенное утвер­ждение оценивается в 1 балл.

Высокая агрессивность — 15—20 баллов.

Средняя агрессивность —7—14 баллов.

Читайте также:  Что делать, если в 4-5 месяцев ребенок еще не умеет переворачиваться?

Низкая агрессивность —1—6 баллов.

Как помочь агрессивному ребенку

Как вы думаете, почему дети дерутся, кусаются и тол­каются, а иногда в ответ на какое-либо, даже доброжелатель­ное, обращение «взрываются» и бушуют?

Причин такого поведения может быть много. Но часто дети поступают именно так потому, что не знают, как посту­пить иначе.

К сожалению, их поведенческий репертуар до­вольно скуден, и если мы предоставим им возможность выбора способов поведения, дети с удовольствием отклик­нутся на предложение, и наше общение с ними станет бо­лее эффективным и приятным для обеих сторон.

Часто дети просто повторяют поведение близких взрослых.Поэтому, дорогие родители, не забывайте золотое  правило: Начни с себя.

Работа с гневом

Что такое гнев? Это чувство сильного негодования, которое сопровождается потерей контроля над собой. К сожалению, в нашей культуре принято считать, что прояв­ление гнева — недостойная реакция. Уже в детском возра­сте нам внушают эту мысль взрослые — родители, бабуш­ки, дедушки, педагоги.

Однако психологи не рекомендуют каждый раз сдерживать эту эмоцию, поскольку таким об­разом мы можем стать своеобразной «копилкой гнева». Кроме того, загнав гнев внутрь, человек, скорее всего, рано или поздно все же почувствует необходимость выплеснуть его.

Но  уже не на того, кто вызвал это чувство, а на «подвер­нувшегося под руку», или на того, кто слабее и не сможет дать отпор. Также не выплеснутый гнев может стать причиной многих заболеваний.

Важно

Именно поэтому от гнева необходимо освобождаться. Конечно, это не означает, что всем дозволено драться и ку­саться. Просто мы должны научиться сами и научить де­тей выражать гнев приемлемыми, неразрушительными спо­собами.

Поскольку чувство гнева чаще всего возникает в ре­зультате ограничения свободы, то в момент наивысшего «накала страстей» необходимо разрешить ребенку сделать что-то, что, может быть, обычно и не приветствуется нами. Причем тут многое зависит от того, в какой форме — вер­бальной или физической выражает ребенок свой гнев.

Работа с вербальной агрессией

Психологи советуют, например, в ситуации, когда ребенок рассердился на сверстника и обзывает его вместе с ним нарисовать обидчика, изобразить его в том виде и в той ситуации, в кото­рой хочется «оскорбленному».

Если ребенок умеет писать, можно позволить ему подписать рисунок так, как он хочет, если не умеет — сделать подпись под его диктовку.

Безус­ловно, подобная работа должна проводиться один на один с ребенком, вне поля зрения противника.

Этот метод работы с вербальной агрессией рекомен­дует В. Оклендер.. В своей книге «Окна в мир ребенка» она описывает собственный опыт применения такого подхода. После проведения такой работы дети дошкольно­го возраста (6—7 лет) обычно испытывают облегчение. Подходит такой способ и для подростков, и для взрослых.

Правда, в нашем обществе не приветствуется такое «вольное» общение, тем более употребление бранных слов и выражений детьми в присутствии взрослых.

Но как показывает практика, не высказав всего, что накопилось в душе и на языке, ребенок не успокоится.

Скорее всего, он будет выкрикивать оскорбления в лицо своему «врагу», провоци­руя его на ответную брань и привлекая все новых и новых «зрителей». В результате конфликт двоих детей перерастет в жестокую драку.

Обзывалки

Еще один способ помочь детям легально выразить вербальную агрессию — поиграть с ними в игру «Обзывалки». На прошедшей недавно в Киеве выставке Украинской детской книги  мне довелось увидеть «Дразнилки для девчат», «Дразнилки для хлопцев». Почему бы нет? Это социально приемлемый способ проявления агрессии.

Чем «лопаться от гнева», лучше подразнить обидчика приемлемыми словами с использованием нормативной лексики. Опыт показывает, что у детей, получивших возможность выплеснуть с разрешения взрослого негативные эмоции, а вслед за этим услышавших что-то приятное о себе, уменьшается желание действовать агрессивно.

В арсенале каждого психолога, безусловно, есть множе­ство способов работы с вербальными проявлениями гнева. Помочь детям доступным способом выразить гнев, а пе­дагогу — беспрепятственно провести занятие может так на­зываемый «Мешочек для криков» (в других случаях — «Ста­канчик для криков», «Волшебная труба “Крик”» и др.).

Совет

Перед началом урока каждый желающий ребенок может подойти к «Мешочку для криков» и как можно громче покричать в него. Таким образом он «избавляется» от своего крика на время занятия. После занятия дети могут «забрать» свой крик об­ратно.

Обычно в конце урока дети с шутками и смехом ос­тавляют содержимое «Мешочка» учителю на память.

Альтернативные методы

Однако далеко не всегда дети ограничива­ются вербальной (словесной) реакцией на события. Очень часто импульсивные дети сначала пускают в ход кулаки, а уж потом придумывают обидные слова. В таких случаях нам также следует научить детей справляться со своей физичес­кой агрессией.

Легкие мячи, которые ребенок может швырять в мишень, мягкие подуш­ки, которые разгневанный ребенок может пинать, колотить резиновые молотки, которыми можно со всей силы бить по стене и по полу; газеты, которые можно комкать и швы­рять, не боясь что-либо разбить и разрушить, — все эти предметы могут способствовать снижению эмоционального и мышечного напряжения, если мы научим детей пользо­ваться ими в экстремальных ситуациях.

Ребенок может завести, например, «Листок гнева». Нарисовал «Чудо-юдо», а в момент наибольшего эмоционального напряжения смял, разорвал свое произведение. И все остались целы и невредимы.

Для снятия физического напря­жения ребенка подходят игры с песком, водой, глиной.

Из глины можно слепить фигурку своего обидчика (а можно даже нацарапать чем-то острым его имя), разбить, смять ее, расплющить между ладошками, а затем при жела­нии восстановить.

Причем именно то, что ребенок по соб­ственному желанию может уничтожать и восстанавливать свое произведение, и привлекает детей больше всего.

Игра с песком, как и с глиной, тоже очень нравится ре­бятам. Рассердившись на кого-либо, ребенок может закопать фигурку, символизирующую врага, глубоко в песок, попрыгать на этом месте, налить туда воды, прикрыть кубиками, палками. С этой целью дети часто используют маленькие игрушки из «Киндер-сюрпризов». Причем иногда они сначала помещают фигурку в капсулу и только после этого закапывают.

Закапывая-раскапывая игрушки в кабинете психолога, работая с сыпучим песком, ребенок постепенно успокаивается, возвращается в нормальное эмоциональное состояние, мир восстанавливается.

Совместное рисование, лепка, игры – прекрасные способы снятия агрессии у детей. Этому можно научиться на различных тренингах для родителей, на консультациях у детского психолога или психотерапевта. Если у Вас нет такой возможности, советуем внимательно прочитать книгу К.

Обратите внимание

Фопеля «Как научить детей сотрудничать.» Там Вы узнаете о специальных играх на снятие агрессии и тревоги (Например«Камушек в ботинке», «Тух-тиби-дух» «Два барана», «Доброе животное» «Жужжа»..

Когда ребенок научится распознавать собственные эмоции и говорить о них, можно перейти к следующему этапу работы.

Формирование способности к эмпатии

Агрессивные дети, как правило, имеют низкий уровень эмпатии. Эмпатия — это способность чувствовать состояние другого человека, умение вставать на его позицию.

Агрессив­ных же детей чаще всего не волнуют страдания окружаю­щих, они даже представить себе не могут, что другим людям может быть неприятно и плохо.

Считается, что если агрессор сможет посочувствовать «жертве», его агрессия в следующий раз будет слабее. Поэтому так важна работа по развитию у ребенка чувства эмпатии.

Взрослым, работающим с агрессивным ребен­ком, тоже не помешает избавиться от привычки обвинять его во всех смертных грехах. Например, если ребенок швы­ряет в гневе свои вещи можно, конечно, сказать ему: «Ты — негодник! От тебя одни проблемы.

Ты всегда мешаешь всем!» Но вряд ли такое заявление снизит эмоци­ональное напряжение «негодника». Наоборот, ребенок, ко­торый и так уверен, что он никому не нужен и весь мир настроен против него, обозлится еще больше.

В таком слу­чае гораздо полезнее сказать ребенку о своих чувствах, используя при этом местоимение «я», а не «ты». Например, вместо «Ты почему не убрал игрушки?», можно сказать: «Я расстраиваюсь, когда вещи разбросаны». Вы ни в чем не обвиняете ребенка, не угрожаете ему, даже не даете оценки его поведению.

Важно

Вы говорите о себе, о своих ощущениях. Как правило, такая реакция взрослого сначала шокирует ребенка, ожидающего града упреков в свой адрес, а затем вызывает у него чувство доверия. Появляется возможность для диалога.

Одной из причин проявления агрессии у детей может быть агрессивное поведение самих родителей. Если в доме постоянные споры и крики, трудно ожидать, что ре­бенок вдруг будет покладистым и спокойным. Кроме того, родители должны осознавать, какие последствия тех или иных дисциплинарных воздействий на ребенка ожидают их в ближайшем будущем и тогда, когда ребенок вступит в подростковый возраст.

Как ладить с ребенком, который постоянно ведет себя вызывающе?

Существует еще один способ эффективной работы с гневом ребенка, хотя он может быть применен далеко не всегда. Если родители хорошо знают своего сына или дочь, они могут разрядить обстановку во время эмоциональной вспышки ребенка уместной шуткой. Неожиданность подоб­ной реакции и доброжелательный тон взрослого помогут ребенку достойно выйти из затруднительной ситуации.

Шпаргалка для взрослых или правила работы с агрессивными детьми:

  1. Быть внимательным к нуждам и потребно­стям ребенка.
  2. Демонстрировать модель неагрессивного поведения.
  3. Быть последовательным в наказаниях ре­бенка, наказывать за конкретные поступ­ки.
  4. Наказания не должны унижать ребенка.
  5. Обучать приемлемым способам выраже­ния гнева.
  6. Давать ребенку возможность проявлять гнев непосредственно после фрустрирующего события.
  7. Обучать распознаванию собственного эмо­ционального состояния и состояния окру­жающих людей.
  8. Развивать способность к эмпатии.
  9. Расширять поведенческий репертуар ре­бенка.
  10. Отрабатывать навык реагирования в кон­фликтных ситуациях.
  11. Учить брать ответственность на себя.

Однако все перечисленные способы и приемы не при­ведут к положительным изменениям, если будут иметь ра­зовый характер. Непоследовательность поведения родителей может привести к ухудшению поведения ребенка. Терпение и внимание к ребенку, его нуждам и потребностям, посто­янная отработка навыков общения с окружающими — вот что поможет родителям наладить взаимоотношения с сыном или дочерью.

Полезные рекомендации родителям мы нашли на страницах книги Р.Кэмпбелла «Как справляться с гне­вом ребенка». Советуем прочитать эту книгу и педагогам, и родителям.

Терпения вам и удачи, дорогие родители!

Источник: https://kolesogizni.com/semya/prichiny-detskoy-agressii

Агрессия у ребенка 7 лет — советы психолога для родителей

Возраст семи лет – очень важный рубеж в жизни ребёнка. Он становится школьником, расширяет свой круг общения. Меняется распорядок дня, появляются новые обязанности и увлечения.

Именно сейчас учебная деятельность начинает активно вытеснять игровую, а мышление из наглядно-образного, становится — словесно-логическим.

Развивается произвольное внимание и осмысленная память. И именно в этот период чаще всего проявляется агрессия у ребенка 7 лет. Советы психолога, могут помочь комфортно и правильно преодолеть этот непростой период.

Формы и цели агрессии у детей

Существует несколько форм детской агрессии:

  1. Физическая – выражается в физическом воздействии на окружающих или в умышленной порче предметов. Ребёнок бьёт, толкает, кусает других детей, бросает или нарочно ломает предметы.
  2. Вербальная – осуществляется в устной форме. К ней относятся: оскорбления, угрозы, крик, ругань.

  3. Косвенная – непрямая агрессия. Это сплетни, жалобы, показные истерики, разжигание конфликтов среди сверстников, умышленное нарушение правил, принятых в коллективе.

Проявляя агрессию, дети преследуют разные цели. Для одного малыша это способ добиться определенной цели, получить желаемое.

Для другого – способ защититься от обидчика или отомстить ему.

Некоторые дети, попав в новый коллектив, оказавшись среди незнакомых людей, стремятся обратить на себя всеобщее внимание, и не находят ничего лучше, чем шокировать окружающих своим поведением. Для кого-то враждебность в адрес сверстников – это попытка заработать авторитет, почувствовать своё превосходство или уникальность.

Синдром дефицита внимания встречается чаще у мальчиков, чем у девочек.

Причины проявления агрессии

Потенциальными агрессорами являются детишки следующих категорий:

  • Ребята с синдромом дефицита внимания, или одним словом гиперактивные. Они излишне активны, суетливы, не способны надолго сосредоточить внимание.
  • Леворукие дети. Левши отличаются от правшей не только доминирующей рукой. У них совершенно другое мышление, они более ранимы, обидчивы. У большинства снижена работоспособность и чаще возникают сложности в обучении.
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы. Это и тревожные дети, и ранимые, и чересчур застенчивые.

Некоторые особенности воспитания также могут сделать ребёнка агрессивным. Малыш, который становится свидетелем скандалов между родителями, который подвергается семейному насилию, скорее всего тоже будет вести себя враждебно по отношению к окружающим.

Недостаток внимания родных или чрезмерная опека также могут негативно сказаться на поведении ребёнка.

Стимуляторы агрессии у ребенка

Даже такие мелкие по мнению взрослых неприятности могут серьёзно расстроить ребенка и послужить причиной агрессивного поведения:

  • Стрессы, с которыми ребенок встречается в обществе.
  • Ссоры с друзьями.
  • Школа с её новыми, иногда непонятными, законами.
  • Первые неудачи в учёбе.
  • Неожиданные ситуации на улице, в транспорте.
Читайте также:  Практическое руководство по развитию эмоционального интеллекта у детей

Ущемление основных потребностей ребенка, таких как:

  • общение;
  • движение;
  • самостоятельность.

Жестокость и насилие на экране телевизора и в компьютерных играх, этот виртуальный мир так называемых «стрелялок», где рейтинг игрока исчисляется количеством ударов и выстрелов, очень быстро захватывает сознание маленького впечатлительного человека. И зачастую выплёскивается в реальную жизнь.

Иногда причиной вызывающего поведения детей является не агрессия, а своеобразная «проверка на прочность», которую они умышленно устраивают для взрослых.

Что делать: советы психологов

Энергия у этих семилетних людей бьёт ключом и чтобы не превратиться в разрушительную силу, она должна найти мирный выход.

У гиперактивных детишек нужно:

  • тренировать внимание;
  • соблюдать чёткий график учебных занятий;
  • обеспечивать двигательную активность;
  • хвалить за хорошие поступки, стараясь не обращать внимания на вызывающие.

Родители и педагоги должны проявлять любовь к детям в любой ситуации, критиковать не самого ребёнка, а его поступки. Малыш должен знать и чувствовать, что его любят. Это даёт ему чувство уверенности и защищённости. Для левшей нужно правильно организовать пространство. В классе они должны сидеть у окна, слева за партой. Не следует требовать от них безотрывного письма.

К счастью, существует великое множество способов борьбы с этой проблемой. Ведь к каждому маленькому агрессору нужен особый, индивидуальный подход:

  • Удовлетворять потребность в движении. Вместе с малышом выбрать интересную для него спортивную секцию и регулярно её посещать. Почаще выезжать на природу всей семьёй, обращаться к малышу за помощью по хозяйству.
  • Быть для детей положительным примером. Вести себя сдержанно и доброжелательно в любой ситуации. И дома, и в обществе.
  • Обнимать детей. Объятия являются отличным способом погасить негативные эмоции. В приступе ярости малыш не может ни контролировать свои эмоции, ни слушать уговоры и замечания взрослых. А в объятиях близкого человека он постепенно успокоится.
  • Воспитывать самостоятельность, но показывать готовность помочь в случае необходимости. Самостоятельный ребёнок более уверен в себе и устойчив к стрессам. В то же время он должен знать, что мама и папа всегда рядом и обязательно помогут, если будет нужно.
  • Уважать личное пространство маленького человека. Чтобы ребёнок чувствовал себя спокойно и делился с родителями своими переживаниями, он должен им доверять. Поэтому нужно уважать его личное пространство, хранить его тайны, не подслушивать разговоры, не читать «секретных» писем и блокнотов, которые так любят заводить младшие школьники.
  • Поддерживать привычный уклад жизни вашего чада, сохранять стабильность во всём. Дети довольно болезненно реагируют на изменение привычного режима, поэтому об этих метаморфозах нужно заранее предупреждать и готовиться к ним.
  • Объяснять, насколько невыгодно такое поведение для самого ребёнка. В спокойной обстановке нужно обсудить недостойное поведение и его последствия. Например: «Вот сейчас ты силой отобрал у девочки мяч, и теперь дети подумают, что ты невоспитанный».

От родителей при это требуется чётко соблюдать установленные границы поведения. Ребёнку необходимы рамки. В атмосфере вседозволенности он становится нервным, тревожным.

Поэтому важно чётко обозначить, что делать можно, а что – нельзя. Эти правила должны быть стабильными и не меняться в зависимости от ситуации.

Методики борьбы с агрессией у детей

Первый шаг к победе над агрессией – это умение выразить свои эмоции словами.

В этом сложном деле не обойтись без помощи взрослых.

Видя, что малыш выходит из себя, следует спокойно и доброжелательно объяснить ему причины его гнева, показать своё сочувствие и участие.

Например: «Ты злишься, потому что не успел закончить свой рисунок. Но ты можешь доделать его дома, а завтра покажешь нам результат». Со временем дети учатся и сами озвучивать свои переживания.

Для словесного выражения проблемы существует методика «Камушек в ботинке».

Учитель или родитель должен провести параллель и объяснить правила: «Попадал ли когда-нибудь вам в ботинок камушек? Помните это неприятное чувство, когда он сначала почти незаметен, а потом начинает всё больше натирать и царапать ногу.

И если его сразу не вытряхнуть, то можно даже натереть мозоль. А когда вы снимете ботинок, вы удивитесь, какой он маленький и незаметный, этот злополучный камушек. Так и наши переживания.

Даже самая маленькая и незаметная обида будет нас злить и причинять боль, пока мы о ней не расскажем». Детям предлагается сравнивать все свои неприятности с камушком.

И чтобы рассказать о них, использовать стандартную фразу: «У меня камушек в ботинке». Далее излагать, что же именно является этим камушком: толкнул одноклассник, расплелась косичка, не успел выйти к доске, и т. д.

В такой игровой форме гораздо проще говорить о своих проблемах.

Учить ребёнка выражать агрессию мирными способами. Существует много методик управления гневом:

  1. «Подушка для битья», или «мешочек для крика», которые приходят на помощь рассерженному малышу.
  2. Отличным помощником может стать и юмор. Детям обязательно понравится игра «Обзывалки». Суть игры заключается в том, чтобы придумывать друг другу смешные безобидные обзывательства. Можно использовать слова на одну тему: овощи, фрукты, предметы одежды, посуда и другие. И возможно, в конфликтной ситуации детям захочется так же пошутить вместо того, чтобы оскорблять оппонента.

Детская агрессия приносит много переживаний и самому ребёнку, и его близким. И справиться с ней в одиночку невозможно. Но если рядом с ребенком будут любящие, внимательные близкие люди, он сможет преодолеть любые трудности.

Источник: https://momjournal.ru/razvitie-detej/deti-starshe-5-let/agressiya-u-rebenka-7-let-sovety-psixologa.html

Как правильно воспитывать агрессивного ребенка – причины и методы борьбы с детской злобой

Увы, но не все дети белые и пушистые, какими их представляют мамы в своих мечтах. Меньше всего родители хотят видеть сына или дочь агрессивными, но и такое случается.

У вас растет агрессивный ребенок – что делать? Бежать к психологу, браться за ремень, впадать в панику, что вырастет уголовник или маньяк? Прежде всего, родителям необходимо успокоиться и разобраться в причинах агрессии. Важно понять, что агрессия, как таковая – это естественное состояние человека.

Однако одно дело проявить злобу к месту и вовремя, и совсем другое, когда человек становится неадекватным на «ровном месте».

Как выявить детскую агрессию

Маленький человечек довольно рано овладевает чувством агрессии, так как ему просто не хватает коммуникативных способностей, гораздо проще ответить криком, ударить кулаком, ущипнуть, толкнуть, если не получается сделать, то что хочется. Как правило, подрастая, дети становятся более адекватными в поведении, они понимают, что необязательно бить сверстника, достаточно просто договориться, чтобы получить желаемую игрушку.

Чтобы разобраться, почему ребенок стал агрессивным, понаблюдайте, когда он проявляет такое нежелательное поведение. Рассмотрим подробнее часто встречающиеся причины детской агрессии и способы борьбы с ней.

Усталость как причина агрессивного поведения

Агрессия часто возникает, когда ребенок устал, длительное время находился в перевозбужденном состоянии, может быть, вас посетили гости или вы долго ходили по магазинам с малышом. После длительного переутомления ребенок просто бывает не в состоянии совладеть с собой и начинает крушить и драться со всеми вокруг.

Что делать родителям: прежде всего, не доводить до такого состояния, для дошкольников важно соблюдать режим дня, в случае, если вы находитесь в гостях, постарайтесь все равно в то же время накормить сына или дочь, уложить спать и создать привычный ритм жизни. В случае, если приступ агрессии уже состоялся, дать ребенку успокоиться, обнять его, приласкать, а далее постараться вернуться к привычному ходу событий, а при необходимости накормить или уложить спать.

Новая обстановка – раздражающий фактор

Причиной того, почему ребенок становится агрессивным, нередко становится изменение привычной обстановки, появление чего-то нового в семье, какие-либо кардинальные перемены.

Сюда можно отнести начало посещения детского сада, появление нового члена семьи, уход из жизни родственника, авария – одним словом, все то, что вызвало страх, некую встряску, изменило ход привычной детской жизни.

Пока ребенок не приспособится к новым условиям, например, к появлению младшего братишки, он будет «выдавать» периодическое неадекватное поведение. Как правило, все дошколята реагируют на изменения в семье, просто одни могут мучатся ночными кошмарами, отказом от пищи, а другие свои переживания проявляют в качестве агрессивного поведения.

Что делать: прежде всего, вместе пережить сложившуюся ситуацию, обсуждать доступным языком изменения, проговаривать, отвечать на вопросы.

Совет

Маленького человека, как правило, пугает неизвестность: что же будет дальше после того, как я начал ходить в садик? Малыш боится, что родители могут оставить его там навсегда! Или, вы переехали на новое местожительства, а ребенок переживает, вдруг у него не будет больше друзей?

Важно объяснить, что все будет хорошо, дать почувствовать поддержку, показать, что вы всегда рады выслушать, уделить внимание и провести время вместе. Чувствуя собственную безопасность, мальчик или девочка  перестанет проявлять агрессию и поведение вернется в привычный ритм жизни.

Достижение собственных целей

Иногда агрессивное поведение детей выступает своеобразным инструментом для достижения собственной цели. Если ребенок один раз понял, что своими криками, топаньем ногами, он может добиться покупки вожделенной игрушки, то он и дальше будет поступать также.

Что делать: родителям важно быть последовательными в своих действиях, не реагировать на негативное поведение в данном случае, не вестись на манипуляции.

После завершения агрессии со стороны ребенка – постарайтесь обсудить с ним, что так делать нельзя и таким поведением сын и дочь не добьются желаемого, а наоборот, будут наказаны, например, вы лишите их просмотра любимого мультфильма.

Проявление агрессии к другим детям

Часто родители начинают замечают, что ребенок очень агрессивен к другим детям и начинают ругать своего малыша, не разобравшись в сути происходящего! Однако, бывает так, что вполне спокойный ребенок вдруг проявляет агрессию, когда его начинают обижать более активные сверстники.

Что делать: прежде чем начинать ругать свое чадо, постарайтесь разобраться, почему проявлена агрессия, выяснить, не было ли провокации со стороны других детей.

В случае, если озорник просто дал сдачу, когда его обижали, ругать его не стоит, но поговорить о возможных вариантах выхода из конфликта необходимо.

Возможно, ваш малыш не умеет находить общий язык или даже боится других детей.

Безусловно, если агрессивное поведение у малыша с 2 до 5 лет проявляется слишком часто, и родители не могут самостоятельно справиться с разбушевавшимся чадом, лучшим вариантом станет обращение к психологу и невропатологу, чтобы выявить причины такого поведения, а также исключить возможные болезни.

Как бороться с детской агрессией

Бороться с агрессией у детей нужно начинать с раннего детства. Особого внимания заслуживают гиперактивные ребятишки 3-4 лет:

  1. Прежде всего, необходимо наладить доверительные взаимоотношения. Важно, чтобы младший член семьи чувствовал себя спокойно и уверенно в присутствии родителей. Хорошо, если взрослые будут делиться случаями из своего детства, рассказывать о победах и неудачах, объяснять, что мама и папа в детстве тоже не всегда вели себя хорошо.
  2. Важно уметь владеть собой в минуты раздражения, именно мама и папа являются примером. Если в порыве раздражения вы позволяете себе резкие слова и грубое отношение к другим членам семьи, не стоит удивляться, что ребенок скопирует поведение и скоро начнет вести себя также.
  3. Сообщайте сыну или дочери о своем состоянии, если вы разгневаны, расстроены и есть какие-то неприятности, лучше объяснить доступными для возраста словами, что в данный момент вы чувствуете. Можно также сказать, что так как вы в гневе вам надо побыть одной, чтобы успокоиться и снова стать доброй мамой, для ребенка это будет хорошим примером, чтобы он мог в случае собственной вспышке агрессии уединиться и успокоиться, а не выплескивать гнев на близких людей.
  4. Зная, что ребенок бывает агрессивным, родителям важно научиться думать на несколько шагов вперед. Необходимо просчитывать, что в вашей предстоящей поездке может вызвать детскую агрессию, подумать, можно ли этого избежать. Кроме того, детей часто страшит неизвестность, поэтому стоит заранее проговаривать, куда вы планируете отправиться и что там будет происходить.

Установление открытых доверительных взаимоотношений между родителями и детьми с ранних лет будут способствовать легкому преодолению нежелательных вспышек агрессии у ребенка, помогут научить слушаться родителей, а также преодолению любых других трудностей!

Источник: https://zhenskie-uvlecheniya.ru/kak-pravilno-vospityvat-agressivnogo-rebenka-prichiny-i-metody-borby-s-detskoj-zloboj.html

Ссылка на основную публикацию