Как правильно организовать трудовое воспитание детей дошкольного возраста?

Материал на тему: Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Слайд 2.

«Трудовое воспитание детей дошкольного возраста».

Слайд 3.

«Труд – это первое и основное условие всей человеческой жизни, – и при чем, в такой степени, что мы с полной уверенностью, можем сказать: «Труд создал самого человека».

                                                                                       Ф. Энгельс.

Слайд 4.

Трудовое воспитание является одной из важнейших сторон воспитания подрастающего поколения. В детском саду трудовое воспитание заключается в ознакомлении детей с трудом взрослых, в приобщении детей к доступной им трудовой деятельности.

В процессе ознакомления с трудом взрослых у детей формируется положительное отношение к их труду, бережное отношение к его результатам, стремление оказывать взрослым посильную помощь.

Обратите внимание

 Трудовая деятельность способствует повышению общего развития детей, расширению их интересов, проявлению простейших форм сотрудничества, формированию таких нравственных качеств как трудолюбие, самостоятельность, ответственность за порученное дело, чувство долга и т.д. В процессе труда активизируется физическая сила и умственная деятельность детей.

Слайд 5.

Цель трудового воспитания дошкольника – это формирование положительного отношения ребенка к труду.

Слайд 6.

Задачи трудового воспитания в ДОУ:

– обучение трудовым умениям и навыкам, их дальнейшее совершенствование;

– воспитание интереса к труду, трудолюбия, ответственности, самостоятельности;

– ознакомление с трудом взрослых, воспитание уважения к труженику, и результатам его труда, стремление оказывать посильную помощь;

– формирование взаимоотношений и приобретение социального опыта взаимодействия (воспитание общественно – направленных мотивов труда, умения трудиться в коллективе и для коллектива);

Слайд 7.

Как говорил В. А. Сухомлинский: “Дайте детям радость труда! Эту радость ему несут успех, осознание своей умелости и значимости выполняемой работы, возможность доставлять радость другим”.

Слайд 8.

Для успешного решения задач, предусмотренных программой по трудовому воспитанию дошкольников, первостепенное значение имеет создание необходимых условий:

– создание эмоционально – положительной обстановки в процессе труда;

-подбор оборудования для труда;

– систематическое включение каждого ребенка в труд на правах партнера;

– создание мотивации трудовой деятельности;

– создание в группе трудовой атмосферы, постоянной занятости, стремление к полезным делам;

– поощрения в процессе и по результатам труда;

-демонстрация заинтересованности педагога;

– учет нагрузки, состояния здоровья, интересов, способностей ребенка;

       А. С. Макаренко говорил, что только при хорошей организации ребенок испытывает радость от труда.

Слайд 9.

 Труд детей многообразен. Это позволяет поддерживать у них интерес к деятельности, осуществлять их всестороннее воспитание.

    Различают 4 основных вида детского труда:

– самообслуживание;

– хозяйственно – бытовой труд;

– труд в природе;

– ручной труд;

Слайд10, 11, 12, 13.

Самообслуживание – это труд ребенка, направленный на обслуживание им самого себя (одевание-раздевание, прием пищи, санитарно-гигиенические процедуры). Качество и осознанность действий у разных детей разные, поэтому задача формирования навыков самообслуживания актуальна на всех возрастных этапах дошкольного детства.

Содержание труда по самообслуживанию изменяется на разных возрастных этапах и по мере овладения детьми трудовыми навыками. Если ребенок освоил умение самостоятельно одеваться, его нужно приучать делать это аккуратно, красиво, быстро, следить за своим внешним видом, прической. У детей воспитывают привычку бережно относиться к вещам, не пачкать, не рвать одежду, аккуратно складывать ее.

Слайд 14, 15, 16, 17.

Важно

Хозяйственно-бытовой труд – это второй вид труда, который ребенок в дошкольном возрасте способен освоить. Хозяйственно – бытовой труд направлен на обслуживание коллектива, поддержание чистоты и порядка в помещении и участке, помощь взрослым в организации режимных моментов.  

Если труд по самообслуживанию исходно предназначен для жизнеобеспечения, для заботы о самом себе, то хозяйственно-бытовой труд
имеет общественную направленность. Ребенок учится создавать и содержать в соответствующем виде окружающую его среду. Навыки хозяйственно-бытового труда ребенок может использовать и в самообслуживании, и в труде на общую пользу.

Слайд 18.

В особый вид труда выделяется труд в природе. Содержанием такого труда являются уход за растениями и животными, выращивание овощей на огороде, озеленение участка, участие в чистке аквариума и др. Труд в природе благотворно влияет не только на развитие трудовых навыков, но и на воспитание нравственных чувств, закладывает основы экологического образования.

Слайд 19.

Уход за растениями в уголке «Природа»

Слайд 20.

Уже в конце февраля – начале        марта начинаем посев семян на рассаду, выращиваем лук.

Слайд 21.

Выращиваем травники.

Слайд 22.

Весной сажаем саженцы деревьев и кустарников, высаживаем рассаду цветов.

Слайд 23.

В течении всего лета ухаживаем за растениями: поливаем, пропалываем.

Слайд 24.

Принимаем участие в уборке участка от скошенной травы.

Слайд 25.

Осенью собираем урожай овощей.

Слайд 26.

Убираем опавшие листья.

Слайд 27.

В зимнее время расчищаем дорожки от снега, кормим птиц.

Слайд 28, 29, 30, 31.

Ручной и художественный труд

 – по своему назначению является трудом, направленным на удовлетворение эстетических потребностей человека. В его содержание входит изготовление поделок из природного материала, бумаги,картона, ткани, дерева. Этот труд способствует развитиюфантазии, творческих способностей; развивает мелкие мышцы рук, способствует воспитанию выдержки, настойчивости, умению доводить начатое до конца. Результатами своего труда дети радуют других людей, создавая для них подарки. Художественный труд в дошкольном учреждении

представлен в двух направлениях: дети изготовляют поделки и учатся украшать своими изделиями помещение группы к праздникам, оформлять выставки и т. п.

Слайд 32.

Формы организации труда детей:

– поручения;

– дежурства;

– коллективный труд.

Слайд 33.

Поручения – это обращенная к ребенку просьба взрослого выполнить какое-либо трудовое действие. Поручение является первой формой организации трудовой деятельности.

Слайд 34.

Дежурство – предполагает труд одного или нескольких детей в интересах всей группы. В дежурстве в большей степени, чем в поручении, выделяются общественная направленность труда, реальная, практическая забота нескольких (одного) детей о других, поэтому данная форма способствует развитию ответственности, гуманного, заботливого отношения к людям и природе.

Слайд 35.

Общий, совместный и особенно коллективный труд создает благоприятные условия для формирования у детей умений согласовывать свои действия, помогать друг другу, устанавливать единый темп работы и т.д.

Слайд 36, 37, 38.

Средства, методы и формы трудового воспитания:

-НОД;

-совместная деятельность в процессе режимных моментов;

– наблюдение за трудом взрослых;

– организация трудовой деятельности и посильной помощи взрослым;

– экскурсии;

– художественные средства;

– дидактические и настольные игры;

– рассматривание картин, иллюстраций, картинок;

– интеграция образовательных областей.

Слайд 39.

Трудовое воспитание дошкольников осуществляется с помощью ряда средств:

– собственной трудовой деятельности детей;

– ознакомления с трудом взрослых;

– художественных средств.

Слайд 40.

Собственная трудовая деятельность детей является необходимым средством трудового воспитания. Это естественно. Нельзя научиться чему-либо, не делая этого. Трудовая деятельность является ведущим средством трудового воспитания.

Дети обучаются в ней конкретным трудовым умениям и навыкам, добиваются результата, удовлетворяют свою потребность в реальном приобщении к миру взрослых.

Совет

С помощью этого средства решаются прикладные, практические задачи трудового воспитания.

Слайд 41, 42.

Ознакомление с трудом взрослых. Это средство позволяет расширить представления ребенка о содержании деятельности человека, об общественной значимости труда, об отношении к труду.  Воспитатель может использовать как пример для подражания, образец, на который ребенок будет ориентироваться.

Однако, знакомясь с трудом взрослых, ребенок может столкнуться не только с положительным, но и с негативным отношением к труду, с недобросовестностью и ее последствиями.

Подобные случаи педагог может использовать для формирования у детей представления о необходимости ответственного отношения к труду.

Слайд 43.

Художественные средства: художественная литература, музыка, изобразительное искусство. С помощью данной группы средств у детей формируются представления о содержании труда, об отношении людей к труду, о том, как оценивают окружающие труд других людей и др. Эти средства служат для воспитания нравственных чувств и отношений.

Роль художественных средств в трудовом воспитании дошкольников своеобразна. Нельзя научить человека трудиться, слушая музыку, рассказ, сказку или рассматривая картину о труде. И тем не менее, именно с помощью художественных средств можно вызвать у детей интерес к труду, желание быть похожим на тех, кто трудится, понять важность и общественную значимость труда людей.

Слайд 44, 45.

Работа с родителями:

– родительские собрания;

– беседы;

– консультации;

– тематические стенды;

– участие в жизни ДОУ;

– субботники;

– экологические и трудовые акции.

Слайд 46.

Анализ педагогического опыта позволяет утверждать, что труд детей дошкольного возраста является важнейшим средством воспитания.

Весь процесс воспитания детей в детском саду может, и должен быть организован так, чтобы они научились понимать пользу и необходимость труда для себя и для коллектива.

Относиться к работе с любовью, видеть в ней радость – необходимое условие для проявления творчества личности, ее талантов.

Источник: https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2018/06/24/trudovoe-vospitanie-detey-doshkolnogo-vozrasta

Трудовое воспитание дошкольников в детском саду

То, как организовано трудовое воспитание дошкольников, имеет большое значение. Успехи в грядущей взрослой жизни, будущие практические умения, ответственное отношение к работе, сознательный подход к выбору профессии формируются при совместной деятельности дошколят и наставников.

Основные направления трудовой деятельности дошкольников

Для воспитателя детского сада задачей №1 является помочь малышам познакомиться с миром взрослых.  Ребята должны научиться выполнять простые действия сами: мыть руки и умываться, подметать пол, стирать .

Родители не всегда осознают, что в основе всех умений их чада лежат именно трудовые навыки, которые формируют самостоятельность, целеустремленность, прилежание.

Эти качества потом помогут ребенку скорее и легче найти свое место в социуме.

Основной целью трудового воспитания малышей в детском саду, по ФГОС, является формирование у них положительного отношения к труду. Достичь этого возможно, только взяв во внимание возрастные особенности воспитанников. От возраста малышей зависит вид, сложность деятельности, в которую их планируется вовлечь.

Какие цели преследует педагог в процессе занятий с дошкольниками:

  • пробудить у детей желание помочь взрослым, привить им позитивное отношение к трудовой деятельности;
  • желание углублять и совершенствовать трудовые навыки;
  • добиться стойкой привычки к занятости, ответственности, бережному отношению к своим и чужим продуктам труда;
  • заложить основы умения организовывать свой труд;
  • научить ребят доброжелательному отношению к занятиям других, умению, при необходимости, делать тактичные замечания, оценивать результат своей деятельности, работы товарища.

В соответствии с фгос, трудовые занятия дошкольников происходят по таким направлениям:

  • усвоение навыков самообслуживания, что важно для любой возрастной группы;
  • навыки в быту и ведении хозяйства, труд в природе также характерны как для младшей группы, так и для подготовительной;
  • ручной труд присутствует в старшей и подготовительной группе.

Работа по формированию трудовых умений должна быть тесно связана с созиданием. Для раскрытия талантов творческой личности видеть в работе радость – необходимое условие.

Читайте также:  Материалы и инструменты для лепки с ребенком: все, что необходимо для творчества

Трудовое воспитание применительно к разным возрастным группам

 Дошкольный возраст – лучшее время для формирования основных навыков ухода за собой , определенных умений, наблюдательности. С каждым этапом нагрузка усложняется, требует от ребят соответствующих действий.

Взрослым необходимо помнить о возрастных особенностях, проявлять терпение, доброжелательность, чтобы не вызвать у малыша отрицание.

  1. Пальцы ребенка пока еще недостаточно развиты и плохо его слушаются.

  2. Последовательность действий малышу тоже не дается, запомнить все с первого раза трудно.
  3. Привлечь на помощь волевые усилия младшему дошкольнику не удастся, эти способности еще только формируются.

Учитывая физиологические и психологические особенности воспитанников, нужно помнить, что для малышей 3-4 лет оптимальная длительность работы 10-15 минут. Ребята 6-7-летнего возраста занимаются физически максимум полчаса.

Состояние каждого малыша необходимо контролировать. Обращают внимание на потливость, покраснение кожи, при появлении которых лучше сменить род деятельности. Чтобы дети не утомлялись, лучше переходить к другим занятиям через 10-15 минут. При их дозировании обязательно учитывают объем физической нагрузки, ее сложность.

Читайте еще:  Правовое воспитание дошкольников в детском саду

Трудовое воспитание в младшей группе

Дети 3-4 лет активны, часто сами говорят о желании участвовать в той или иной деятельности. Но они быстро утомляются, им трудно сосредоточить внимание, поэтому чрезмерно нагружать их не стоит. Поручения взрослых в младшей группе имеют более индивидуальный характер, воспитаннику будет достаточно развесить полотенца или расставить приборы к обеду.

Нюансы, которые следует учесть:

  • трудовое воспитание носит ситуативный характер, для трехлетки главное, чтобы задания были просты, понятны;
  • детей нужно хвалить за любые успехи;
  • чтобы малыш понимал смысл своих действий, воспитателю нужно объяснять задачи, давать оценку результатам;
  • прежде, чем что-то делать, малышу требуется понаблюдать за тем, как справляется с этим взрослый; затем следуют действия ребенка с пошаговыми комментариями воспитателя.

Основным методом работы по трудовому воспитанию с детьми 3-4 лет является личный пример. Ребята наблюдают за действиями старших, ручной труд, различные упражнения проходят в игровой форме. Знания закрепляются на примере таких известных произведений как «Федорино горе» или «Мойдодыр».

Трудовое воспитание в средней группе

К четырем годам малыш вполне справится с подметанием дорожек или стиркой кукольной одежды. Задания постепенно усложняются, дети уже имеют некоторые навыки самоорганизации. Им можно поручить дежурство по столовой или подготовку к занятиям, ребятам вполне по силам выполнить несложный уход за зверушками в уголке природы.

В методике работы важно:

  • отметить желание ребенка помочь;
  • работа проводится в игровой форме (аппликация и конструирование, правила поведения в различных ситуациях закрепляются через сюжетно-ролевые игры);
  • используются наглядные пособия;
  • проводятся беседы о содержании будущих действий, взаимоотношениях.

Трудовое воспитание в старшей группе

С детьми 5-7 лет уже используют коллективные поручения. При взаимодействии друг с другом дети учатся координировать усилия, о чем-то договариваются, делят обязанности между собой. Игра для детей, по-прежнему, основной вид деятельности, но они идут навстречу воспитателю, помогают заменить постельное белье в спальне или собрать листву на участке.

Педагогу важно организовать рабочее пространство и инвентарь. Лопатки, лейки должны быть яркими, удобными, чтобы вызывать у детей желание с ними заниматься. Нарядные фартуки будут создавать ощущение праздника. Продолжительность занятий не должна переутомлять.

Основной целью процесса трудового развития в ДОУ является воспитание почтительного отношения к занятиям взрослых, знакомство с основными профессиями, понимание их значимости, желания помогать.

Трудовое воспитание в подготовительной группе

Для старших дошкольников труд принимает систематический характер, его становится больше. Дети самостоятельно ремонтируют книги или коробки, пришивают пуговицы. Под присмотром воспитателя готовят к занятиям необходимые пособия, счетный материал, вырезают заданные элементы из пластиковых бутылок. Ребята сами замечают непорядок на участке, поливают цветы, убирают опавшие листья.

Читайте еще:  Проблемы трудового воспитания в ДОУ и школах

На седьмом году жизни воспитанники помогают накрыть к обеду стол, дежурные следят за наличием мыла и полотенец, качеством мытья рук, присматривают за живым уголком.

Контроль гигиены, требования СанПиН

С воспитанием должного отношения к фауне и флоре в связи с новыми требованиями СанПиН возникла проблема. Труд в природе фактически запрещен, детям можно только поливать цветы, попугайчикам и рыбкам не место в помещении группы.

Если раньше ребята сами застилали постели, то теперь эта обязанность лежит на помощнике воспитателя. Не у всех есть бабушки в сельской местности, поэтому дети не представляют, как растут огурцы и яблоки.

Обратите внимание

Без практики они становятся не соратниками, а наблюдателями за трудом родителей и педагогов.

Гигиенические условия, безусловно, важны для правильной организации деятельности малышей. Занятия должны проходить в помещении с хорошим освещением, вентиляцией. Воспитатель должен привлечь внимание ребят к положению тела, приучить их следить за своей осанкой, пользоваться малейшей возможностью позаниматься на улице в хорошую погоду.

Взаимодействие с родителями

Успеха в воспитании трудолюбия можно добиться при условии совместной деятельности ДОУ и семьи. В индивидуальных встречах, беседах воспитатель рассказывает о требованиях и о той работе, что проводится в стенах детского сада. Родителям необходимы конкретные рекомендации о содержании и организации труда детей дома.

Для этого мы подготовили отдельный материал «Рекомендации по трудовому воспитанию для родителей».

В свете новых требований СанПиН, родители могли бы помочь в озеленении территории безопасными растениями в свой выходной день или вечернее время. Будет полезной демонстрация детских поделок и рисунков.

Можно организовать наглядные фотовыставки с интересными комментариями, где будет демонстрироваться работа малышей. На тематических стендах педагогам стоит разместить рекомендованные родителям книги по воспитанию.

Здесь же возможна популяризация положительного опыта родителей из группы.

Значение труда в воспитании переоценить трудно. Совместная задача взрослых – помнить, что ребенок может не справиться или бояться ошибиться. Родители и воспитатели должны поощрять любую попытку трудиться, поддерживать гордость и уверенность воспитанника в том, что он взрослый и способен на хорошие великие дела.

Источник: https://vospitanie.guru/trudovoe/doshkolnikov

Почему важно трудовое воспитание детей?

Трудолюбие относят к одной из важных человеческих ценностей. Трудолюбивый человек во все времена пользовался уважением окружающих. Сегодня мир значительно изменился, но трудолюбие до сих пор считается положительным качеством. Только те, кто не боится труда, способны достичь в жизни определенных высот.

Трудовое воспитание детей и сегодня является важным этапом становления полноценной личности. Большинство родителей и воспитателей стремятся привить ребенку любовь к труду, вот только не всегда мы знаем, как нужно это делать, чтобы не достичь обратного эффекта.

В этой статье мы поговорим о том, как правильно проводить трудовое воспитание детей.

Трудовое воспитание детей в семье

Трудовое воспитание детей в семье должно начинаться с самого раннего возраста. Многие родители ошибочно полагают, что малыша не нужно загружать посильным трудом, вот когда он вырастет, тогда можно будет ему популярно объяснить, как важен труд в жизни человека. В результате дети вырастают неприученными к труду, и заставить их выполнять какую-нибудь работу по дому очень сложно.

Трудовое воспитание детей в семье должно начинаться с примера, который демонстрируют родители. Если взрослые не отказываются от работы, то и малыш со временем будет стремиться к тому, чтобы выполнять то, что он может. Очень важно на этом этапе не отказываться от помощи ребенка, даже если на самом деле он не столько помогает, сколько создает для родителей дополнительные хлопоты.

Если маленькая девочка просится «помыть посуду», мама должна всячески этому способствовать, хотя вполне вероятно, что после такой «помощи» придется перемывать все заново.

В то же время, если мать станет регулярно отказываться от детской помощи, то ребенок потеряет интерес к труду и в дальнейшем заинтересовать его будет очень сложно.

Для того чтобы малыш рос трудолюбивым, родителям следует уделять большое внимание воспитанию детей трудом. На что следует делать упор?

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста

Воспитание детей трудом в этом возрасте должно проходить в виде игры. Для того чтобы «играть» в труд ребенку было интересно, рекомендуется придерживаться простых правил.

  • Работы должно быть в меру. Трудовое воспитание детей дошкольного возраста не означает, что ребенка следует действительно загрузить работой. В противном случае вы привьете не любовь к труду, а наоборот, отвращение к нему.
  • Важно сформировать цель, ради чего нужно выполнять ту или иную работу. Например, помыть посуду нужно для того, чтобы за ужином все могли есть из чистых тарелок.
  • Необходимо менять вид работы. Детям очень быстро надоедают однотипные занятия, поэтому их нужно разнообразить. Пусть сегодня это будет складывание книжек, а завтра мытье посуды.
  • Стремитесь разбудить интерес к работе. Для этого можно, например, рассказать, как приятно мыть ложки в теплой воде, как красиво мерцает капля средства для мытья посуды, а потом как интересно скрипит чисто вымытая тарелка.

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста подразумевает также беседы на тему важности работы, а также чтение сказок и рассказов, в которых главные герои с готовностью берутся за любое дело.

Важно подчеркивать трудовой вклад каждого члена семьи, чтобы у малыша формировалось уважительное отношение к работающим. Нужно объяснить, что мама всегда готовит и убирает, чтобы другим членам семьи было комфортно, а папа работает и тем самым обеспечивает семью.

Трудовое воспитание детей в семье не заменят уроки труда в школе, только близкие могут заложить основу для того, чтобы трудолюбие стало чертой характера ребенка.

Польза воспитания детей трудом

Большинство из нас видят пользу трудового воспитания в том, что ребенок приучается к труду. Однако в трудовом воспитании есть и другие положительные моменты. Прежде всего, практически любая физическая работа в той или иной степени способствует физическому развитию ребенка.

У детей совершенствуется координация движений, развивается мелкая моторика, ручные умения, а также укрепляется мускулатура. Ребенок, регулярно выполняющий определенную работу, учится действовать аккуратно и точно, а главное, он вырабатывает упорство в достижении результата. В зависимости от возраста ребенка, в процессе трудового воспитания следует делать упор на следующие моменты:

  • В 2-3 года нужно разъяснять ребенку, как выполнять ту или иную работу. Следует набраться терпения и заострять внимание малыша на том какая последовательность действий должна соблюдаться при выполнении работы.
  • В 3- 4 года ребенок все еще требует контроля со стороны взрослого. Разъяснения нужно продолжать, как бы ни хотелось отказаться от этого и сделать все самому.
  • 4 — 5 летний ребенок вполне может выполнять работу качественно, поэтому родители должны проверять и поощрять его, если работа выполнена хорошо, или же мягко указывать на недочеты в работе.
  • Ребенок 6 – 7 лет может стать уже полноценным помощником по дому, родители вполне могут доверять ему определенную работу по дому.
Читайте также:  Мнение специалистов о занятиях по методике глена домана в домашних условиях

Спрос со старших детей должен быть более строгим. Ребенок должен понимать, что кроме прав в семье у него есть также и определенные обязанности. Если трудовое воспитание детей построено правильно, то к возрасту 10-12 лет родители могут во многом полагаться на своих детей.

Несчастливое детство?

Некоторые родители придерживаются того мнения, что у ребенка должно быть счастливое детство, полное игр и развлечений и лишенное при этом малейшей ответственности. Работа по дому считается чуть ли не эксплуатацией ребенка, этому также способствует тот факт, что в современных семьях часто есть домработница, которая выполняет основную работу.

Такой подход в корне не верен. Ребенок, не приученный к труду, вырастает во взрослого, для которого любая работа превращается в сложную и неприятную задачу. В дальнейшем ему очень сложно найти себя и хорошо зарабатывать, ведь путь к благосостоянию часто лежит через монотонную работу. Поэтому не отказывайтесь от своевременного воспитания в детях любви к труду.

Источник: http://www.wjtoday.ru/pochemu-vazhno-trudovoe-vospitanie-detej/

Основы организации трудового воспитания дошкольников

Содержание

Для успешности в обществе необходимо уметь трудиться. Этот навык не заложен в человеке от природы, поэтому нуждается в формировании.

Основы общетрудовых умений, ответственность по отношению к своей работе, здравый выбор будущей профессии закладываются в процессе трудового воспитания средствами совместной деятельности дошкольников и взрослых.

В детском саду уделяется много внимания организации индивидуального и совместного труда детей, так как он имеет большое значение для закрепления важных качеств личности растущего человека, получения навыков, необходимых для участия в коллективных взаимоотношениях.

Виды детского труда

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста связано с физическим и нравственным развитием ребенка. В процессе выполнения постепенно усложняющихся заданий малыши укрепляют свое здоровье, они все более уверенно, точно движутся.

Именно трудом формируется устойчивость в поведении, вырабатываются самостоятельность и дисциплина. В процессе трудовой деятельности дошкольника детский коллектив объединяется: малыши учатся работать сообща, оказывать товарищу помощь, находить совместные решения для достижения требуемого результата.

В зависимости от цели и содержания различают следующие виды труда дошкольников:

  1. самообслуживание;
  2. хозяйственно-бытовой;
  3. в природе;
  4. ручной.

Каждый из видов позволяет ребенку осваивать окружающий мир, развивать мышление, память, получать знания о предназначении и правилах использования материалов и орудий для работы. К тому же ознакомление детей с трудом взрослых расширяет кругозор дошкольников, способствует воспитанию уважительного отношения к старшим.

Самообслуживание

В период младшего дошкольного возраста задачи трудового воспитания – формирование у ребенка навыков ухода за собой, развитие способности удовлетворять собственные потребности. Это связано с преодолением некоторых возрастных трудностей:

  • пальцы малыша еще недостаточно послушны;
  • пока сложно дается запоминание последовательности определенных действий;
  • способность к волевым усилиям еще только начинает формироваться.

Подобные сложности могут вызвать у карапуза отрицание, поэтому воспитатель, родители должны сохранять спокойствие, проявляя терпение и доброжелательность. Правильная организация этого вида труда позволит малышу научиться выполнять требуемые действия:

  • раздевание и одевание;
  • умывание и уход за зубами;
  • уборка постели после сна;
  • подготовка места для работы;
  • наведение порядка в игровом уголке.

Навыки самообслуживания закрепляются путем ежедневного выполнения, соблюдения единых требований. Взрослые должны контролировать аккуратность и самостоятельность детей, формируя у них привычку к опрятности, соблюдению чистоты. При этом необходимо постоянно называть дошкольникам виды одежды, ее частей, вводить в их лексикон новые термины.

Хозяйственно-бытовой труд

Этот вид деятельности направлен на формирование положительного отношения к сверстникам, окружающим взрослым. Осваивая в процессе хозяйственно-бытовой деятельности новые навыки, дошкольники учатся относиться с уважением к результатам чужой работы. Трудовое воспитание своими методами и средствами позволяет ребенку на каждом возрастном этапе освоить определенные умения:

  1. Младший дошкольник способен полоскать белье и делать влажную уборку для своих игрушек, помогать накрывать на стол, убирать свое рабочее место, сметать снег на скамейке во дворе.
  2. Ребенок среднего дошкольного возраста выполняет обязанности дежурного, самостоятельно моет и выжимает ветошь для ухода за игрушками, может постирать одежду кукол, полностью сервировать столик для обеда, протереть полки, подмести в саду дорожку.
  3. Старший дошкольник готовит свое рабочее место к занятию, игре, моет резиновые объекты с безопасным мылом, способен постирать вещи небольших размеров.

Ремонтируя вместе игрушки или подклеивая книжки, дошкольники учатся помогать сверстникам, заботиться о малышах. Этот вид труда детей направлен на поддержание порядка, чистоты.

Взрослые должны использовать такие средства воспитания, как похвалу выполненной работе, оценку качества помощи другому человеку.

Тогда у ребят появляется стремление соответствовать им, тянуться друг за другом, достигать поставленных целей.

Труд в природе

С помощью труда в природе дети познают красоту малой родины, развивают наблюдательность и совершенствуют свои движения. Они повышают выносливость, развивают способность к волевому усилию. Средствами этого вида решается вопрос воспитания бережного отношения к окружающей среде.

Трудовая деятельность дошкольника усложняется с каждым этапом взросления. Это касается и работы ребят в природе.

В младшей группе воспитанники вместе с наставниками подкармливают разноцветных рыбок в прозрачных аквариумах, помогают собирать урожай на участке, кормят птиц, остающихся на зиму. С удовольствием дети поливают растения в горшках, протирают их листочки.

Они узнают от взрослых новые понятия, сведения об окружающем их мире природы, учатся любить питомцев в живых уголках, заботиться о них.

Важно

Ребята старшей группы берут под свою опеку растения и животных, которые нуждаются в более сложном уходе. Сеют семена с разным вегетационным периодом – привыкают к систематичности работы.

Дети становятся все более внимательными и заботливыми. Дошкольникам доверяют работу с пульверизатором, они способны самостоятельно рыхлить землю на заданную глубину, не повреждая корней у растений.

Под контролем воспитателя дети пробуют высадить рассаду, подкормить растения.

В процессе трудовой деятельности дошкольники учатся замечать закономерности, связи между теми или иными явлениями. У них становится шире кругозор, повышается самостоятельность. Ребята учатся радоваться результатам собственного труда, доставлять удовольствие родителям, рассказывая о своих достижениях.

Ручной труд

Трудовое воспитание малышей старшего дошкольного возраста направлено также и на развитие умения работать с разными материалами. Это достигается в процессе занятий ручным трудом. Ребята под руководством взрослых мастерят различные поделки, используя при этом:

  • разные виды цветной или белой бумаги – картон, гофрированная или бархатная бумага, салфетки;
  • природный материал – желуди, солома, шишки, косточки фруктов, кора, початки кукурузы;
  • бросовый материал – обрезки тканей, меха, коробки, одноразовая посуда, катушки.

Такая трудовая деятельность дошкольников нацелена на развитие у них творчества и воображения, фантазии, конструктивных способностей. Они расширяют свой кругозор, знакомясь с различными материалами, их свойствами.

Очень важно и развитие мелкой моторики рук в процессе работы над небольшими деталями поделки. Еще один аспект – привитие усидчивости, опрятности, терпения.

Средствами ручного труда прививается чувство эстетики, ведь подарки, которые ребята вручат своим родителям, должны выглядеть красиво и аккуратно.

Организация детского труда

Трудовое воспитание дошкольников в детском образовательном учреждении должно быть строго регламентировано. Очень важно, увлекаясь практической составляющей этого процесса, не терять чувства меры и тщательно контролировать при каждом виде работ соблюдение требований санитарных норм и правил.

Дозирование занятий

Трудовое воспитание дошкольников должно соответствовать физиологическим особенностям и психологии воспитанников определенного возраста. Длительность работ для детей 4 лет – 10-15 минут, малыши от 6 до 7 лет могут заниматься физически 20-30 минут.

Если идет активная работа, то надо контролировать состояние каждого малыша – потливость, остановки на отдых, покраснение кожных покровов. Если подобные признаки появляются, то воспитатель должен сменить вид деятельности для ребенка.

При дозировании занятий учитываются также:

  • объем;
  • сложность;
  • физическая нагрузка.

Для предупреждения утомляемости рекомендуется смена деятельности через 10-15 минут каждым ребенком.

Гигиенические условия

Уделяя внимание средствам и формам организации детского труда, в первую очередь надо помнить о гигиене, чтобы предупредить отрицательное влияние условий деятельности на здоровье малышей. К примеру, при подклеивании книг или пришивании пуговиц необходимо, чтобы занятие проходило в помещении с освещением, соответствующим действующим нормам.

Воспитателю важно контролировать позы детей, регулярность их смены, чтобы не развивалось нарушений осанки. Следующий момент – обеспечение притока свежего воздуха. До и после каждого занятия в помещении должно проводиться проветривание без присутствия детей. Полезно в хорошую погоду выполнять работы на улице.

Оборудование и материалы

Каждая группа должна быть оборудована средствами и орудиями деятельности. Для организации хозяйственно-бытового труда нужны:

  • фартуки;
  • подносы;
  • тазики;
  • щетки.

Работая в природе, малыши пользуются различными орудиями труда: лопатки, лейки, грабли.

Для ручного труда понадобятся также различные инструменты и материалы. Требования ко всему оборудованию – безопасность, соответствие возрасту детей, удобство в использовании, эстетичный и привлекательный вид. Должны быть выделены уголки для хранения необходимых средств отдельно по каждому виду труда.

Взаимодействие семьи и детского сада

Воспитание трудом должно иметь систематический характер, поэтому в этом вопросе крайне важна поддержка родителей. Требования, которые звучат в домашних условиях, должны полностью соответствовать требованиям, предъявляемым к ребенку в детском саду.

На родительских собраниях необходимо знакомить мам и пап с воспитательной программой образовательного учреждения. Воспитатель должен консультировать родителей или лиц, их заменяющих, по вопросам средств и способов организации детского труда дома. Необходимо помнить, что детский сад закладывает основы для успешного трудового воспитания в школе.

Для родителей полезно устраивать демонстрации поделок, рисунков воспитанников.

Замечательно для этого подходят фотовыставки, где представлено наглядно, как работают малыши, причем каждое фото должно сопровождаться интересными пояснениями.

Группа должна быть оснащена тематическими стендами, выставками с рекомендованными книгами и материалами по воспитанию детей. Хорошо, если популяризируется положительный опыт трудового воспитания отдельных семей.

Нельзя переоценить значение труда для развития ребенка. Но взрослые должны помнить, что дошкольник лишь осваивает азы, у него может что-то не получаться, он может бояться ошибиться и не справиться. Поэтому родители и воспитатели должны сделать все, чтобы труд не приносил огорчения малышу.

Надо давать посильные задания, приветствовать их выполнение, поощряя любую попытку справиться. Тогда ребенок будет чувствовать радость и гордость от того, какой он уже взрослый и способный на всяческие хорошие дела.

Источник: https://szabotoi.ru/vospitanie/trudovoe-doshkolnikov

Особенности трудового воспитания детей дошкольного возраста

Трудовое воспитание детей дошкольного возраста многие родители не считают обязательным. Широко распространено мнение, что маленького ребенка нельзя лишать детства.

Его жизнь наполняют радостными событиями, играми, подарками, старательно ограждая от огорчений, обязанностей, ответственности и труда. Взрослые полагают, что их малыш успеет все наверстать во взрослой жизни.

Однако такой подход приносит ребенку больше вреда, чем пользы.

Значение трудовой деятельности

Получая все желаемое без труда, ребенок не ощущает ценности вещей. В дальнейшем, пытаясь добиться поставленных целей самостоятельно, он сталкивается с неудачами. Ведь он не привык делать над собой усилие. Он не умеет проявлять настойчивость и терпение.

Первый неудачный опыт, полученный поздно, приносит ребенку горькое разочарование. Он теряет веру в свои силы и отказывается от борьбы. Если в детском возрасте малышу не были привиты трудовые навыки, овладеть ими в более старшем возрасте будет намного труднее.

Читайте также:  Принципы вальдорфской педагогики и специфика развития детей

Трудовое воспитание детей младшего дошкольного возраста помогает им научиться преодолевать трудности. Работа предъявляет высокие требования к волевым качествам ребенка. Он учится направлять свою деятельность, контролировать и регулировать ее. Малыш овладевает навыками мобилизации своих усилий и концентрации на цели.

Совет

Многочисленные неудачи и ошибки в младшем дошкольном возрасте воспринимаются не так болезненно, как в школьном. Они помогают малышу понять, что расстраиваться из-за неудач не стоит. Необходимо не опускать руки, а искать новые способы решения проблемы.

Дети развивают самодисциплину. Они учатся организовывать и планировать свою жизнь, заставлять себя делать неприятные, но нужные действия. Когда малыш видит плоды своих усилий, он начинает верить в свои силы. В дальнейшем он не боится решать более сложные задачи и брать на себя ответственность.

Особенности трудового воспитания детей заключаются в получении опыта трудовой деятельности. Он помогает малышу оценить активность других людей. Получая удовольствие от результатов своего труда, ребята начинают относиться к работе, как интересному занятию, а не как к наказанию. Они видят в ней способ реализации своих интересов. Труд помогает им воплощать свои желания.

Дети осознают пользу и важность труда для себя лично и для всего коллектива. В процессе совместной деятельности появляются навыки согласования своих поступков с намерениями других людей. Дети осознают необходимость учитывать чужие интересы и идти на компромисс ради достижения общей цели.

Впоследствии такие люди более успешны в профессиональной деятельности. Им проще выбрать профессию и реализовать свои амбиции. Они легче находят общий язык с коллегами и выстраивают отношения с руководством с учетом своих интересов.

Как приучить ребенка к труду?

Привить любовь к труду и научить достигать поставленных целей с помощью насилия не удастся. Родителям нужно мотивировать ребенка включиться в трудовую деятельность.

Мотивом может стать любая игра, требующая изготовления игрушек, сувениров или костюмов для друзей или родственников. Желание доставить близким людям удовольствие будет мотивировать ребенка на работу. Чтобы получить желаемый результат, он начнет с удовольствием осваивать новые инструменты или орудия труда, особенно если они яркие и привлекательные.

Существенным мотивом является осознание ребенком своей особой роли в процессе. Ему доверяют отдельный участок работы (вырезание фигурки, склеивание деталей или раскрашивание готового изделия). Ответственность за свой труд позволяет малышу осознать важность своего вклада в работу всех участников процесса. Помогая взрослым, он убеждается в своих возможностях быть полезным другим.

Чтобы поощрить желание ребенка трудиться, необходимо оценить его усилия. Делать это нужно не со стороны рссмотрения объема работы, а исходя из затраченных трудовых и волевых усилий, проявленной настойчивости, аккуратности и усидчивости. Важно акцентировать внимание на том, что результат был достигнут.

Не следует хвалить ребенка за действия, которые похвалы не заслуживают. Надо объяснить, что у него пока выходит плохо и почему. Объективная оценка укрепляет детей в желании действовать самостоятельно, преодолевать трудности и добиваться результата.

Принципы развития трудовой деятельности основаны на переходе ребенка дошкольного возраста от процессуальных действий манипулятивного характера к целесообразным предметным.

Обратите внимание

Умение ставить цель возникает уже в возрасте 3-4 лет. Этому способствуют возникающие повседневные ситуации, связанные с уборкой игрушек или складыванием одежды. Однако цели у детей дошкольного возраста кратковременны и неустойчивы. Родителям надо поддержать их желание самостоятельно поставить перед собой задачу и достичь ее.

В соответствии с Федеральными государственными образовательными стандартами развитие трудовой деятельности у малышей дошкольного возраста осуществляется в четырех направлениях: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

Навыки самообслуживания

В дошкольном возрасте ребенка нужно приучить обслуживать себя самостоятельно. Он должен научиться одеваться, раздеваться, пользоваться туалетом, умываться, самостоятельно принимать пищу и убирать за собой посуду.

Методика трудового воспитания основана на естественном стремлении малыша 3-4 лет к самостоятельности. В этом возрасте он верит в свои возможности и способность повторить действия взрослых. Он с интересом наблюдает за людьми, которые делают разную работу. Необходимо поощрить его желание и предоставить возможность выполнить все действия самостоятельно.

Трудности возникают из-за неспособности ребенка запомнить последовательность действий. Пальцы плохо его слушаются, а способность к волевым усилиям только начинает формироваться. Ребенок постоянно отвлекается и быстро устает.

Родителям надо показать, какие действия следует осуществить и в какой последовательности. Затем нужно попросить сделать все самостоятельно. В процессе работы ребенку подсказывают, что делать дальше.

Можно незаметно поправлять то, что у него не получилось. Когда он овладеет простыми движениями (смочить ладошки, потереть руки), ему показывают более сложные (завернуть рукава).

Постепенно нужно переходить от демонстрации действий к подробным словесным объяснениям.

Практика показывает, что дети делают множество беспорядочных движений и тратят много сил, не достигая результата. Им объясняют, как избежать ненужных движений.

Важно

Очень важно повторять работу ежедневно, невзирая на обстоятельства. Нельзя идти у ребенка на поводу и делать за него его работу, когда он от нее отказывается. Даже если он устал, болен или родители торопятся. Лучше проделать необходимые действия вместе. Это поможет крохе закрепить навыки.

Чтобы стимулировать ребенка делать работу качественнее и быстрее, можно использовать его естественное желание соревноваться. Если вещи складывали все члены семьи, нужно определить, у кого это получилось лучше. Если малыш слишком долго одевается, необходимо сказать ему, что из-за его действий останется мало времени на прогулку или на игры.

Формируя у детей навыки самообслуживания, уделяют внимание бережному отношению к вещам. Помогут понять ценность вещей художественные произведения («Федорино горе», «Мойдодыр»).

Хозяйственно-бытовой труд

Хозяйственно-бытовой труд позволяет малышу участвовать в жизни семьи. Он осознает себя ее членом и формирует привычки для своей будущей семейной жизни. При помощи родителей ребенок начинает понимать различия между женским и мужским трудом. Он осознает свою половую принадлежность и учится нести ответственность за судьбу членов семьи.

Задачи трудового воспитания детей дошкольного возраста должны быть посильными. Кроха 2 лет может поливать из детской лейки растения, ставить посуду на стол или относить ее в мойку после еды. Даже самые маленькие дети с удовольствием лепят вареники и пирожки.

К сожалению, многие родители отказываются от детской помощи и не разрешают малышам «портить тесто». Получая отказы, дети теряют интерес к домашней работе.

Позднее они с трудом осваивают домашние виды деятельности и часто не могут обустроить свой быт во взрослом возрасте.

Хозяйственно-бытовой труд имеет свою цикличность. Часто трудовые операции повторяются ежедневно в неизменном виде. Однако, вовлекаясь в труд семьи, ребенок сталкивается и с нестандартными ситуациями.

Он учится принимать решение в критических ситуациях, наблюдая за родителями. Малыш узнает, что делать, если поломался стул или порвалась сумка. Когда он столкнется с трудностями в другой ситуации, он не растеряется.

Совет

Если во время рисования у него поломается карандаш, он подточит его и уберет за собой стружку без напоминания.

Участвуя в жизни семьи с ранних лет, ребенок учится безопасному обращению с электричеством, горячими и хрупкими предметами.

Труд в природе

Труд в природе позволяет ребенку познавать окружающий мир. Малыши дошкольного возраста охотно кормят аквариумных рыбок и птиц. Они изучают поведение животных и учатся безопасно контактировать с ними. Общение с собаками и кошками в младшем возрасте поможет малышу понять мотивы их поведения. В дальнейшем такие дети не боятся животных и легко находят с ними общий язык.

Хорошо, если дома у ребенка есть свой питомец. Сталкиваясь с необходимостью удовлетворять физиологические потребности животного, ребенок учится нести ответственность за других. Он тренирует волевые качества, учится сочувствовать.

Малыш может ухаживать за комнатными цветами или растениями на приусадебном участке. Он может вырастить свой личный цветок или участвовать в уборке урожая. Малыш 3-4 лет способен рыхлить почву на заданную глубину, не повреждая корней, опрыскивать листочки из пульверизатора. Под контролем взрослых дети высадят рассаду и подкормят растения.

Наблюдая за животными и растениями, они научатся замечать закономерности развития событий, устанавливать связь между явлениями. Это существенно расширит их кругозор, приучит анализировать жизненные процессы и делать самостоятельные выводы.

Важно научить ребенка правильно вести себя в дикой природе. Полезно всей семьей выезжать в лес или на берег реки.

Желательно научить малыша ориентироваться в лесу, распознавать съедобные и несъедобные грибы, правильно вести себя при встрече с дикими животными, ловить рыбу. Ребятам можно доверить сбор хвороста для костра.

Они могут помогать взрослым ставить палатку, разводить костер и готовить еду в полевых условиях. Такие навыки сделают их приспособленными к жизни в любых условиях.

Ручной и художественный труд

Принципы ручного труда основаны на работе с разными материалами. Изготавливая различные поделки, ребята учатся использовать картон, цветную, гофрированную или бархатную бумагу, фольгу. Они осваивают технику лепки, работая с пластичным материалом (глиной, пластилином, поделочным тестом).

Мелкая мускулатура рук развивается благодаря присутствию мелких деталей (бусинок, пуговиц, ракушек). Широко используется природный материал (крупа, желуди, солома, шишки, яичная и ореховая скорлупа, листья, косточки фруктов, веточки, семечки и колоски).

Детям нравится самостоятельно собирать в лесу или поле элементы для своих будущих поделок.

Обратите внимание

При изготовлении сувениров можно использовать самые необычные предметы (пластиковые части упаковки, металлические крышки от бутылок, обрезки тканей и меха, катушки, фигурные макаронные изделия). Применение нестандартных средств для создания различных конструкций приучает детей креативно мыслить, находить неожиданные решения.

Создание поделок развивает фантазию, воображение. Изготавливая объемные сувениры, дети учатся создавать надежные конструкции, изучают способы крепления деталей. Они приобретают представление о геометрических телах и их свойствах. Позднее ребятам будет проще освоить графику трехмерных изображений объектов, определять их пропорции и проекции.

Работа с поделками поможет малышам развить усидчивость, выработать терпение и опрятность.

Организация детского труда

Трудовое воспитание необходимо ограничивать, руководствуясь возможностями ребенка. Не надо увлекаться практической составляющей процесса, теряя чувство меры.

Занятия с малышом до 4 лет не должны длиться дольше 10 минут. Ребенок после 4 лет способен удерживать внимание 10-15 минут. Дети старше 5 лет могут результативно трудиться 15-20 минут.

Шестилетки способны сохранять активный интерес до получаса.

Дольше заставлять малыша делать работу не надо. Это не принесет желаемого результата. Заставляя его трудиться длительное время, можно вызвать у него отторжение к данному виду деятельности и к труду в целом. Если поделка не доделана, работу заканчивают позже.

Признаком переутомления ребенка являются: потливость, частые остановки на отдых, покраснение кожных покровов. В таком случае работу прекращают.

Каждые 10-15 минут меняют позу ребенка, чтобы не развивались нарушения осанки. Перед занятиями проветривают помещение без присутствия детей.

Источник: https://roditeliz.ru/preschool/zadachi-trudovoe-vospitanie-detej-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию