Логопедические упражнения для детей 5-6 лет, которые можно делать дома

Логопедические занятия для детей 5-6 лет в домашних условиях

Чистота речи дошкольника — залог его будущих ученических побед. Не секрет, что дети, у которых есть проблемы с произношением звуков, хуже учатся. Кроме того, они более замкнутые, ведь общение, на которое им придется идти с ровесниками, отнимает у них слишком много сил.

В этом материале мы представим несколько самых эффективных логопедических занятий и методик развития речи для детей 5-6 лет.

Достаточно часто родители, которые замечают у своего малыша определенные коверканья слов и нечеткое произношение, ошибочно полагают, что с возрастом все наладится само собой.

Обратите внимание

В этом есть доля истины — речевой аппарат детей дошкольного возраста несовершенен, он находится в процессе становления. Ряд проблем с произношением звуков действительно детям удается «перерасти». Однако уповать на это безответственно, тем более, что не все дефекты речи корректируются с возрастом сами собой.

В 5-6 лет у ребенка могут наблюдаться различные нарушения, которые потребуют разного подхода и помощи разных специалистов:

При этом нарушении слух у ребенка не нарушен, выраженных проблем с речевым аппаратом не наблюдается, однако он неверно произносит согласные.

Наиболее часто дети путают звуки «Ш», «Ж», «Л», «Р». Ребенок может подменять звук в слове на похожий (гора-кора), может вообще пропускать звук, может произносить его неправильно — оглушать или озвончать.

В дошкольном возрасте такой дефект встречается чаще всего. Он проявляется в остановке при произношении и затруднении дальнейшего произношения.

О таких дошколятах говорят, что они «гундосят». Порой бывает достаточно сложно понять, что именно говорит ребенок, поскольку произношение «в нос» коверкает даже простые звуки родного языка.

Довольно часто причина такого дефекта кроется в ЛОР-патологии, например, в заложенности носа из-за аденоидов. Однако и после лечения у отоларинголога ребенок может некоторое время продолжать говорить по привычке «в нос». Ему нужны развивающие логопедические занятия.

При нормальном развитии у ребенка в дошкольном возрасте не возникает затруднений с составлением предложений, даже длинных, в которых слова употребляются в разных падежах и склонениях.

Важно

При недоразвитости речи у ребенка возникают трудности с «увязкой» отдельных слов в большую логическую цепочку, а также имеются проблемы с окончаниями даже хорошо знакомых слов.

Нередко это связано с тем, что родители и представители старшего поколения при общении с ребенком сами намеренно коверкали слова, употребляли много уменьшительно-ласкательных суффиксов (чашечка, тарелочка, ботиночек), а также «сюсюкали».

Такое нарушение может быть обусловлено недостаточным общением со взрослыми, нехваткой развивающего общения, контакта со сверстниками, а также может являться последствием или симптомом неврологических нарушений, патологий центральной нервной системы.

Занятия дома имеют некоторые преимущества по сравнению с занятиями у логопеда в поликлинике. Дома ребенку все знакомо и понятно, нет необходимости стесняться незнакомых людей. В игровой форме домашние занятия дают нисколько не меньшие результаты, чем коррекция в кабинете профессионального логопеда.

Дефекты речи в современном мире у детей встречаются, к сожалению, чаще, чем во времена детства их родителей. Дело в обилии информации, которая во многом заменяет детям с самого раннего возраста потребность в общении.

Вместо игры с другом или подругой на площадке дети предпочитают проводить свободное от садика время в интернете, играя с планшетом или компьютером, просматривая многочисленные мультфильмы по телевизору. Все это никак не способствует развитию речи.

В домашних условиях родители могут совмещать логопедические занятия с подготовкой к школе. Сделать это достаточно просто, достаточно сочетать упражнения на произношение звуков и слогов с играми, тренирующими память, запоминанием стишков и прозы, усвоением новой информации об окружающем малыша мире.

Развитие мелкой моторики при обучении рисованию и письму также способствует совершенствованию речевого аппарата.

Совет

Подготовить ручки ребенка к письму, а заодно улучшить работу его речевого аппарата помогут пальчиковые игры. Для них можно использовать готовые наборы пальчиковых персонажей — героев любимых сказок.

Можно сочинять на ходу собственные сказки и истории, и это поможет ребенку развивать еще и фантазию. Хорошо, если представление «на пальцах» будет сопровождаться разученными стихами с элементами чистоговорок.

Чистоговорки лучше выбирать не только на проблемный звук, который не очень получается произносить у ребенка, но и на остальные сложные звуки тоже. Например, если у малыша проблемы с шипящими или звуком «Л», стоит выбирать чистоговорки, которые потребуют от малыша точного произношения именно этих звуков:

А у нас переполох — вырос чертополох,

Чтоб унять переполох, пропололи чертополох!

При проблемах со звуком «С» подойдет такая чистоговорка:

Су-су, су-су-су, так живет сова в лесу.

Мы с сестрой сове в лесу приносили колбасу.

Са-са-са, са-са-са, прилетала к нам оса,

Прибегала к нам лиса, побывала стрекоза.

При проблемах с произношением звука «Р» поможет такой стишок:

Ра-ра-ра, нам домой уже пора,

Ру-ру-ру, нарисуем кенгуру,

Ро-ро-ро, дождик капает в ведро,

Ры-ры-ры, тигры прыгали с горы.

Сочинять чистоговорки можно и самостоятельно, главное при этом — поставить проблемный звук в начало и конец фразы таким образом, чтобы не было возможности подменить его на созвучный иной звук или опустить его совсем. Это совсем не сложно.

Самый удачный пример чистоговорки был известен еще нашим бабушкам и прабабушкам. Это всем знакомые «люли-люли»:

Люли-люли-люли, прилетали гули,

Гулюшки-гули, милые лапули,

Ой люли-люли-люли, мы венок для них сплели.

Отличным логопедическим эффектом обладают многие «народные» стишки – «Гуси-гуси, га-га-га» и другие, которые всем знакомы с самого детства.

Построить занятие можно по следующей схеме:

  • Ритмичные движения в такт песенке или чистоговорке. Предложите ребенку походить по кругу, шагая исключительно в такт стихотворению. Потом шаги можно сменить на небольшие прыжки в такт.
  • Дыхательная гимнастика. После активной пятиминутки предложите дошкольнику глубоко подышать. При этом вдох он должен делать через нос, а выдыхать через рот тонкой струйкой.
  • Эмоциональные «раскраски». После дыхательной гимнастики попросите ребенка повторить чистоговорку с эмоциональным окрасом. Пусть мимикой и жестами показывает лису, сову, осу, гусей и т. д. Помогите ребенку, придумайте смешные образы, которые ему понравится пародировать.
  • Песни. А теперь стишки и чистоговорки можно пропеть. Если их не получается положить даже на простую музыку, как это делали наши прабабушки, напевая у колыбели «Люли-люли-гули», то можно специально разучить песенку-чистоговорку. Такие песенки можно найти на многочисленных видео-уроках логопедических занятий в интернете.
  • Следующим этапом могут стать пальчиковые игры. Попросите ребенка проговорить чистоговорку или стишок еще раз и продемонстрировать ее сюжет на пальцах (указательный и средний, поставленные на подушечки, могут изобразить идущего человека, а взмахи сложенных крест-накрест ладоней демонстрируют махи крыльев гусей и т. д.
  • После вышеуказанных упражнений можно перейти к более спокойным занятиям — логическим и познавательным. Разложите на столе перед дошкольником картинки с изображениями животных и насекомых, которые употреблялись в стишках. Попросите показать и назвать тех, у которых в названии есть звук «Р» (рыба, рак, ворона), а затем попросите показать и назвать тех, в чьих названиях нет «З» (собака, сова, кот). Это упражнение поможет ребенку быстрее освоить чтение.
  • В конце занятия попросите ребенка повторять за вами новое стихотворение и отдельные слова. Проделайте это несколько раз, отчетливо, не забывая хвалить ребенка. Следующее занятие стоит начать именно с этого, нового для дошкольника стишка или чистоговорки.

Сделайте специальную гимнастику для речевого аппарата ребенка ежедневной. С нее лучше всего начинать очередное занятие. Она позволит подготовить мышцы, связки, язык и губы к произношению трудных для дошкольника звуков.

Гимнастика направлена на тренировку жевательных, глотательных и мимических мышц, именно они солидарно участвуют в процессе произношения, делают речь разборчивой и понятной.

Источник: http://www.o-krohe.ru/logopediya/zanyatiya-dlya-5-6-let/

Логопед для детей 5-6 лет

Возраст 5-6 лет дает право ребенку называться старшим дошкольником! Он должен активно общаться с родными и сверстниками, выражать свое мнение, познавать окружающий мир, свойства предметов и явлений природы. Кроме этого, идет более глубокое осознание межличностных отношений (что такое семья и ее значение, привязанность к друзьям и т. д.).

Читайте также:  Психология и особенности развития ребенка в 2-3 года: «я сам» и «почему?»

Идет формирование более глубокого словарного запаса, правильной и связной речи, ее интонационной выразительности.

Давайте подробнее рассмотрим каждую из характеристик речи:

  • Словарный запас. В возрасте 5-6 лет дети очень быстро запоминают новые слова, тем самым обогащая свой лексикон. Эти слова активно используются, тем самым речь становится разнообразней. Расширяйте кругозор ребенка чтением книг, совместным просмотром познавательных передач;
  • Фонематический слух. Данная характеристика неразрывно связана со звуковым анализом и синтезом. Ребенок уже должен осознанно ориентироваться в структуре слова, уметь делить его на слоги, выделять конкретные звуки, точно определять их местоположение в слове;
  • Интонационная выразительность. Дети 5-6 лет уже осознанно начинают менять интонацию своей речи и улавливать ее в речи других людей. Темп не должен быть очень быстрым или медленным, неправильная скорость речи приводит к невыговариванию отдельных звуков;
  • Грамматический строй. Он еще далек от идеального, но все-таки ребенок уже может правильно употреблять предлоги, согласовывать существительные с прилагательными и числительными, подбирать простые синонимы и антонимы, дифференцировать обобщенные понятия;
  • Звукопроизношение. К этому возрасту дети должны правильно произносить звуки. Если в более раннем возрасте сложные звуки дети заменяют на более легкие по произношению, то сейчас такого быть не должно.

Отметим, что необходимо учитывать особенности и скорость развития каждого ребенка, все процессы могут проходить индивидуально. Однако, не стоит забывать и про важность своевременного выявления проблемы.

Если Вы заметили какие-либо отклонения в развитии речи малыша, то лучше обратиться за профессиональной консультацией к логопеду.

Занятия логопеда с детьми 5-6 лет проходят уже на более глубоком уровне, по сравнению, например, с занятиями для малышей 3-4 лет. К этому возрасту проблему уже можно распознать и подобрать необходимую методику для коррекции нарушения.

Первое занятие с логопедом будем носить ознакомительный характер. Специалисту необходимо познакомиться с ребенком, расположить его к общению, понять в чем заключается проблема, постараться выявить причины ее появления, т. е. провести диагностику.

Логопед пообщается и с родителями малыша: имеются ли заболевания, в результате которых могли возникнуть проблемы с речью, занимаются ли с ребенком дома, как складываются внутрисемейные отношения, от которых зависит психоэмоциональное состояние пациента.

Логопед для ребенка 6 лет

Занятия с логопедом для детей 6 лет имеют очень важное значение, если у ребенка имеются проблемы с речью. В этом возрасте идет активная подготовка к школе, которая напрямую зависит от навыков восприятия, осмысления и воспроизведения речи. От того, насколько правильно развита речь, будет зависеть его успеваемость и общение со сверстниками.

Занятия с логопедом для ребенка 6 лет будут направлены на:

  • Развитие словарного запаса и его активное использование. Очень часто недостаточно развитым бывает лексикон у детей, с которыми мало занимались в домашних условиях, не читали книг;
  • Формирование связной речи. Необходимо развить навык правильного построения согласованных предложений, употребления устойчивых выражений и т. д.;
  • Правильную постановку звуков, их четкое произношение;
  • Развитие грамматических навыков;
  • Работа над интонацией, темпом и ритмом речи;
  • Развитие артикуляционной и мелкой моторики;
  • На постановку дыхания.

Очень важно для достижения положительных результатов коррекции не ограничиваться занятиями у логопеда. Делать простые упражнения, которые посоветует специалист, можно и дома, во время прогулки, игр. Необходимо обеспечить комплексный подход к решению проблем с речью у ребенка 6 лет.

В центре коррекции и развития речи «Логопед 0+» Вы всегда сможете получить профессиональную консультацию и помощь по выявлению, диагностике и исправлению нарушений, связанных с речью у ребенка. Логопед в 6 лет может помочь малышу правильно освоить навыки восприятия речи, произношения и осмысления сказанного.

Благодаря знаниям и опыту, наши специалисты помогли уже многим деткам побороть недуг: правильно формулировать свои мысли и произносить звуки, привили навыки связной речи.

Источник: http://logoped-0plus.ru/logoped-dlya-detey-5-6-let

Логопедические упражнения.Рекомендации специалиста для занятий дома

Проблемы с речевым развитием сегодня стали актуальны, как никогда.

Специализированные логопедические садики переполнены и если раньше в каждой группе таких дошкольных учреждений было не более 15 человек, то сегодня эта цифра выросла до 25 деток.

В результате сменились даже нормы речевого развития. Нередко сегодня врачи не предпринимают никаких мер, если ребенок практически не разговаривает в три года.

До трех – четырех лет в речи ребенка можно считать допустимыми (физиологическими) следующие неправильности, искажения в произнесении звуков:

смягченность (ребенок говорит “масинька” вместо “машинка”, “носька” вместо ножка и т.д.); – отсутствие и замена шипящих звуков “ш”, “щ”, “ч”, “ж” (“косетька” вместо “кошечка”, “лосядка” вместо “лошадка” и т.д.

); – отсутствие звука “р”, его замена на звуки “л”, “ль”, “в”, “й” (“каова” вместо “корова”, “от” вместо “рот”, “лак” вместо “рак”, “лямаска” вместо “ромашка”, “йыба” вместо “рыба”); – замены звуков “к” и “г” на звуки “т” и “д” (“тапля” вместо “капля”, “дусь” вместо “гусь”); – замены звонких звуков глухими (“сайка” вместо “зайка” и т.п.); – смягчение произнесения звука “л”, его замена на “й” (“кальбаска” вместо “колбаска”, “стуй” вместо “стул” и т.п.); – пропуск трудных звуков при сочетании согласных (“мачик” вместо “мальчик” и т.п.); – сокращение длинных незнакомых слов (“ампитура” вместо “температура” и т.п.);

– перестановка звуков или целых слогов (“пыселос” вместо “пылесос” и т.п.).

Обратите внимание

Это очень важно для его дальнейшего всестороннего развития, правильности письма, чтения. Да и в принципе правильность речевого развития ребенка говорит о том, что он в общем развивается правильно.

Если у ребенка возникли проблемы с произношением определенных звуков или для того, чтобы их не возникало и речь малыша была четкой, ясной и понятной каждому, нужно выполнять комплекс определенных упражнений, направленных на правильную постановку каждого звука алфавита.

Для начала нужно выяснить, есть ли нарушенные звуки и какие. Сделать это довольно просто. Нужно попросить ребенка называть картинки или повторять за вами слова с интересующими вас звуками при этом так, чтобы в первом случае звук был в начале слова, во втором – в середине и, наконец, в конце.

Например, [C]: санки, весы, автобус; [З]: заяц, коза; [Ц]: цыпленок, огурец, курица; [Ш]: шапка, мышки, камыши; [Ж]: жираф, лыжи; [Щ]: щетка, ящерица, плащ; [Ч]: чайник, туча, мяч; [Л]: лопата, пила, дятел; [Р]: рыба, корова, шар.

С каждым звуком нужно работать отдельно. Начинать с самого «легкого» звука, затем браться за другие в порядке возрастания сложности.

Работу над каждым звуком необходимо начинать с гимнастики для губ и языка. И делать ее непременно нужно перед зеркалом, чтобы ребенок мог почувствовать работу своих органов артикуляции увидеть ее. Это положительно скажется на развитии его фонематического слуха, а значит, на звукопроизношении.

Каждое упражнение нужно выполнять по десять раз, но следите, чтобы ребенок не переутомлялся, занимался с желанием.

Упражнения можно найти в любой книге по логопедии. Вот некоторые из них.
1. «Хоботок – улыбка»: губы то вытягиваются хоботком, как у слона, то улыбаются, как лягушка.
2. «Лопатка – иголочка»: язык то широкий, то длинный и узкий.
3.

«Качели»: кончик языка то поднимается за верхние зубы, то опускается за нижние. Рот широко открыт.
4. «Часики»: кончик языка, как маятник часов, движется от правого уголка губ к левому и назад с разной скоростью.
5.

«Маляр»: «красить небо» «кончиком» языка (водить только по передней части неба).

Звуки к, г, х: язык «комочком» поднимать к задней части неба, кончик языка опущен, губы приоткрыты.
Звуки с, з: язык «желобком» внизу рта, губы улыбаются, воздух идет посредине языка по желобку.

Звук ц: звук складывается из быстрого произношения двух звуков – [т] и [с], в первый момент кончик языка упирается в «бугорки» за верхними зубами, как при звуке [т], затем отскакивает в положение [с].

Звуки ш, ж: язык высунуть, сделать чашечку («чтобы не вылилась водичка»), убираем чашечку за верхние зубы, губы округлены, вытянуты вперед «рупором».
Звук л: язык упирается в основания верхних зубов или в зубы, стоит твердо, как «солдат на посту», не пропускает воздух, который идет по бокам языка.

Читайте также:  Этапы развития эмоциональной сферы у детей в дошкольном возрасте

Звук р: язык поднят к альвеолам, мелко дрожит под напором сильной струи воздуха, губы делают «оскал, как у собаки», твердые, напряженные.

Чтобы добиться сильного направленного выдоха, придумайте разные игры.

Например, такие как мыльные пузыри, пускание пузырей через трубочку для коктейля в воду, просто сильно дуть на воду в глубокой тарелке, вертушки, свистульки, гонять по воде «кораблик», щепочку, загнать мяч в ворота, ватный комочек между двумя карандашами. Во всех играх одно условие: щечки должны быть худенькие (не раздуваются).

Кстати, р – самый трудный звук. Часто его произносят по-французски: кончик языка внизу, а дрожит его корень или увуля – маленький язычок. Исправить это трудно, но можно. Попробуйте следующие упражнения:

1) ударять кончиком языка по альвеолам, произнося «д-д-д…» (как на барабане); губы при этом напряжены, рот открыт. Затем сильно выдохнуть на кончик языка «д-д-д-др-р»; 2) мелкие бумажки класть на кончик языка, быстро заносить за верхние зубы и сдувать сильным выдохом;

3) произносить «ж-ж-ж» и шевелить при этом кончиком языка.

То есть при выполнении всех этих упражнений нужно добиться, чтобы кончик языка был поднят к основаниям верхних зубов и «дрожал».

Как только с отдельным звуком ситуация стала налаживаться, можно приступать к закреплению звуков в слогах. Заниматься при этом важно ежедневно по 15 – 20 минут.

Например слоги ШО, ШУ, ША, ШБ, ШИ, ОШ, УШ, АШ, ЕШ, ИШ или ТРА-ТРО, ДРО-ДРЫ, АТР-АДР, ОТР-ОДР. Когда это станет легко, начинайте повторять слова, называть картинки с этими звуками.

Теперь важно следить, чтобы ребенок произносил освоенный звук в своей свободной речи. Этот этап автоматизации может продлиться долго, даже год. Нужно набраться терпения. Закрепляя в повседневной речи один звук, одновременно приступайте к работе над следующим.

Случается, что ребенок прекрасно произносит схожие звуки, например «з» и «ж», или «с» и «ш», или «ч» и «щ», а в своей речи взаимозаменяет их. Это опасно , так как могут возникнуть такие же ошибки при письме.

Причем не только эти буквы ребенок будет путать, но и другие парные согласные (б – п, д – т, д –дь, т – ть), так как при таком нарушении бывают задеты не только смешиваемые в речи звуки, но и звуко-буквенная система в целом.

Чтобы избежать таких ошибок, нужно рассмотреть с ребенком, в чем разница в положении органов артикуляции при произношении этих звуков, послушать с закрытыми глазами их звучание, сравнить, подумать вместе с ребенком, что слышите в звуке – писк комара или жужжание жука.

Можно поиграть и в такую игру: вы называете ребенку слоги со смешиваемыми звуками, а он определяет, какой звук в этом слоге. Затем – то же со словами. А затем подберите и научите верно проговаривать чистоговорки типа «Сушки на столе, шишки на сосне» или:

Чики-чики-чикалочки, Медведь едет на палочке! Белка на тележке

Щелкает орешки.

Или стихотворение А.Барто «Мы не заметили жука».

Не забывайте ежедневно читать ребенку книги. Даже малые зернышки развития, попавшие в душу, обязательно прорастут, ведь дошкольный возраст самый восприимчивый. В возрасте шести лет у ребенка должно быть не только правильное звукопроизношение, но и обобщение. Например, одним словом «овощи». А также и пояснение, что к ним относится, перечисление различных овощей.

При перечислении «самолеты, машины, поезда, трактора» он выделяет самолет и объясняет: «Он летает, у него крылья»; шестилетний уже способен объяснить различия между, скажем, тем же самолетом и птицей: «Она живая, а он – железный, у него мотор» (выделению самого существенного надо неутомимо учить).

В книге, картинке, фильме ребенок выделяет главное, способен пересказать содержание, понимает, кто герой произведения, кто действует правильно и почему, осуждает отрицательных персонажей. Ребенок в этом возрасте сочиняет сказки, рассказы, понимает вымысел, фантазию и отличает их не только от реальности, но и от лжи, которую осуждает.

Важно

Он способен выступить перед взрослыми со стихотворением, читая его выразительно, передавая настроение.

Он изучает алфавит, составляет слоги и запоминает написание нескольких слов, выделяя их в тексте; печатными буквами пишет некоторые слова из трех-четырех букв и свое имя – разумеется, допуская при этом чудовищные ошибки; понимает сюжетную связь трех картинок, составляет по ним рассказ, сказку.

Безусловно, любить своего ребенка нужно таким, какой он есть, но задача каждого родителя – помочь ему развиться и раскрыться!

Рекомендации детского логопеда Марии Адаменко

Источник: http://mama73.ru/razvitie/vospitanie/2030-2013-11-29-07-23-36.html

Логопедические игры для детей 5-6 лет

Выговор является неотъемлемой составляющей нашей повседневной жизни. Поэтому многие родители уделяют правильности выговоры звуков и словарному запасу ребенка такое особое внимание.

Роль и смысл логопедических игр

Речевые проблемы у детей – явление весьма распространенное. Если некто не выговаривает 2-3 звука, это еще пол беды. Если же в речи отсутствует более 3 звуков, то стоит задуматься над тем, чтобы всерьез заняться решением проблемы.

В зависимости от сложности логопедических нарушений у ребенка можно решать, как продолжительным будет терапия. Но еще большое значение в таком лечении имеет стойкость и терпение родителей.

Как стойкими они будут в выполнении всех требований специалистов.

Занятия с детьми лучше коротать в игровой форме. Игровая обучающая деятельность очень популярна среди детей дошкольного меньшего школьного возраста. Такая форма терапии благотворно влияет на формирование мыслительных процессов от самых несложных до самых сложных.

Логопедические игры — эффективное средство для пополнения лексикона дошкольника. В подобный форме знания лучше усваиваются, а дети проявляют к ним неподдельный заинтересованность и приятно проводят время с родителями. Игры в логопедии развивают сосредоточенность, выговор, логическое мышление, общительность, ум и физическое состояние ребенка.

Дидактические игры являются неким катализатором психических процессов, какие происходят в сознании ребенка при познании различных предметов в возрасте 5-6 лет. Они являются не лишь речевой, но и познавательной деятельностью ребенка.

Также игры помогают малышу почувствовать себя уверено не лишь наедине с родителями, но и в обществе, снимают страх перед окружающими и обучают правильно излагать свои мысли в словах.

В игровой форме ребята самостоятельно решают задачи, пытаются найти правильные ответы, победив некоторые трудности.

https://www.youtube.com/watch?v=NuxhWAuvVMM

Если родители вовремя не начнут помогать ребенку в устранении дефектов выговоры, то это может привести к развитию комплексов, замкнутости и необщительности у него. Для проведения логопедических игр совершенно не обязательно посещать специальные центры, достаточно проводить регулярные дела в домашних условиях.

Как производить занятия в домашних условиях

Устраивая дидактические дела дома, нужно соблюдать ряд простых правил. Проводить игры в домашних условиях вытекает в соответствии со следующими рекомендациями:

  • подбирать время для игр нужно тогда, когда дитя прибывает в хорошем настроении;
  • играть нужно ежедневно, чтобы игровые дела были систематическими. Если такой возможности нет, то следует постараться выковать график (хотя бы несколько раз в неделю), иначе результата родители дождутся совершенно нескоро;
  • начинать игровые занятия следует после посещения специалиста (невролог, логопед), потому что вина могут крыться не только в неусидчивости или лени ребенка, но и иметь немало серьезные корни.

Логопедические игры для дошкольников имеют важное смысл в формировании у них речевого аппарата и выработке четкости речи. Специалисты логопедии рекомендуют для родителей вытекающие правила, которые помогут ребенку легче адаптироваться к занятиям, и мастерить последние более эффективными.

  1. Удобство занятий в домашних условиях также заключается в том, что игры не спрашивают особых затрат на их организацию, а весь учебный материал можно при жажде изготовить вместе с ребенком.
  2. Очень важно заинтересовать малыша такими делами, поэтому рекомендуется создать эффект соревнования или продумать поощрение за успехи в делах.
  3. Логопедические игры должны проходить в легкой, положительной и позитивной атмосфере, какая обязательно укрепит связь между ребенком и родителями.
  4. Прежде чем приступить к делам, нужно точно определиться с целью. Первое время лучше акцентировать внимание на одной конкретной проблеме, а немножко погодя можно вводить и новые дидактические игры.
Читайте также:  Как заниматься логоритмикой с малышами 2-3, 3-4 и 5-6 лет: описание упражнений и советы

Ниже повергнуты лишь некоторые методики занятий, можно всегда придумать что-то свое, в этом деле есть простор для фантазии.

Логопедические игра для постановки звуков Ш-Ж

Звук Ш является одним из самых лукавых и ребенок первое время может вообще пропускать его в словах или заменять немало простым С. Проблемным для произношения многих детей является и звук Ж, какой ребенку порой проще заменить на З.

Для тренировки произношения этих звуков необходимо провести артикуляционную разминку:

  • кончиком языка коснуться внутренней доли верхней губы и резко рвануть его вниз, чтобы получить звук, вылитый на щелчок;
  • свернуть губы трубочкой, задержать эту позу на 5-7 секунд;
  • махонький кусок ватки положить ребенку на кончик носа и попросить его сдунуть ее. Ватка должна приподняться. Это упражнение очень нравиться детям.

Упражнения вытекает повторить 3-5 раз каждое.

Чтобы научить ребенка дифференцировать звуки Ш-З, можно организовать несколько несложных игр.

  1. В ходе первой игры учитель просит ребенка назвать ему все вероятные слова, в которых есть звуки Ш и Ж. Если в семье есть старшие ребята, то игру можно обыграть, как соревнование.
  2. Колокольчик. Если ребенок услышит в игре слова со звучным звуком Ж, он должен позвонить в колокольчик. Шахматы, лужа, груша, пожар, жук, мешок, карандаш, кружок, шиповник, жасмин.
  3. В третьей игре родитель предлагает ребенку завершить начатые слова литером Ж или Ш. Камы.., у.., мы.., гру.., лы.., но.., гара.., черте.., е.., шала.., детены.., кра.., клави..
  4. Дитя должен повторять предложения за учителем.Леша обходит лужу.Ты нестись мне не мешай.Мой дружок от земли вершок.Кружка – это вам не чашкаБез этой пружины не поедет машина.Шелест золотых листьев.Сереже подарили карандаши.Ложкой зачерпну я кашку.Подальнее положишь — поближе возьмешь.Озорная кошечка поиграла с ложечкой.

    Малыши поднялись на лыжи.

Логопедические игры для постановки звуков Л-Р

Следующими тяжело дифференцируемыми звуками для ребенка являются Л-Р. Дефект выговоры, связанный с нечетким произношением этих звуков, часто встречается у взрослых людей собственно по причине легкомысленного отношения родителей к этой проблеме.

Перед игрой вытекает провести небольшую разминку:

  • ребенок полностью открывает рот и старается улыбнуться, не шевеля нательнее челюстью. Язык малыша ходит по верхнему небу назад и вперед;
  • с размашисто открытым ртом ребенок осуществляет чистящие движения кончиком стиля по внутренней стороне зубов;
  • упершись языком в нижние зубы, малыш должен выговаривать звук «да». Затем язык упирается в верхнее небо, а звук заменяется на «ды».

Повторив упражнения несколько раз, можно приступать к играм.

  1. Дитя должен проговаривать слова следом за обучающим.
    Рад-лад, рамка-лавка, игра-игла, пров-плов, рак-лак, Мила-Кира, враг-флаг, трон-слон, лама-рама, краса-глаза, флот-рот, плошка-крошка.
  2. Во другой игре малыш должен закончить начатые слова слогами ЛА или РА.
    Пи.., си.., но.., И.., иг.., го.., шко.., по…
  3. Дитя должен указывать нужную букву или производить какие-нибудь несложные поступки на усмотрение обучающего при услышанных словах.
    Холодильник, ласты, грелка, мухомор, скалолаз, мусоровоз, дрессировщик, клад, плавать, лавры, лазер.

На любой звук подготавливается одинаковое количество картинок. Они раскладываются по стулу. Задача ребенка, проговаривая, разложить влево слова на литер Л, а вправо на Р. Чтобы сделать игру еще интересней, можно каждый раз засекать пора, чтобы ребенок мог бить собственные рекорды.

Логопедические игры для постановки звуков З-С-Ц

Весьма важно научить ребенка раздельному произношению «свистящих» звуков З-С-Ц. Разумеется, перед играми следует размяться, иначе результаты не будут мощно впечатляющими:

  • нужно широко улыбнуться, постаравшись показать все зубы, а после свертеть губы трубочкой;
  • напрячь губы и постепенно их расслабить;
  • поочередно легковесно покусывать зубами то верхнюю, то нижнюю губу;
  • в конце надо представить языком цокот копыт.

После того, как ребенок несколько раз повторил эти упражнения, можно приступать к играм.

  1. Необходимо заранее подобрать картинку любимого мультипликационного героя, девочки, котика, кого угодно. Вырезаем заготовки в облике конфет, а на них наклеивай изображение предметов, в названии которых есть проблемная литера. Говорим ребенку, что наш герой очень любит сладости и нужно его покормить. При верном произношении слов, конфетка попадает к персонажу, в противном случае ее забирает преподаватель.
  2. В этой игре задачей ребенка будет опознавание первого звука в словах.
    Ехидна, солнце, цапля, сила, зонт, слон, цыпленок, злой, цокот, смех и пр.
  3. В игре с повторениями звуков дитя должен проговаривать все слоги четко, не проглатывая проблемные буквы.Стих на звук С.Муха присела на слона,Муха удивляется:Где же слон? Одна спинаПо лесу болтается!Для тренировки произношения звука Ц.Цапля, стоя на крыльце,Объясняет литер «Ц»:— Подойди, цыпленоу Цып!Повторяйка: цып-цып-цып!Если выучишь урок,Подарю тебе цветок!Для проговаривания звука З.Повстречаться Змей и Змея захотели.Встретиться Змей и Змея не сумели.Ехидна в облаках, а Змея на земле.

    Надо бы Змею спуститься к Змее.

  4. Сейчас важно усложнить задачу и попросить ребенка закончить слово слогом СА, ЦА или ЗА.
    Ли.., лин.., птица.., колба.., ко.., ло.., куни.., кра..

Вместо заточения

При правильном подходе, регулярные занятия с ребенком не пройдут зря. Главное не отчаиваться и не пускать ситуацию на самотек. Можно вовлечь в создание новоиспеченных заданий ребенка, попросить его придумать интересующие его темы, а обучающий обставит их в игровую форму. Очень важно настроиться позитивно и только на успех, тогда дела будут в радость и родителям и ребенку.

Источник: https://vashdom-72.ru/logopedicheskie-igry-dlya-detej-5-6-let.html

Логопедические игры для детей 5-6 лет

Существует множество игр и упражнений, которые ребята выполняют с удовольствием и которые помогают им различить и усвоить понятия «слово» и «звуки». Это, так называемые, логопедические игры.

Сначала нужно объяснить ребёнку, что означает термин «слово». Словом мы обозначаем любые предметы, их признаки и действия.

Вот несколько логопедических игр для детей 5-6 лет, в которых по началу взрослые должны занимать ведущую роль.

Назовите несколько слов. Например: стол, подушка, бегать, жёлтый.

Совет

Предложите ребёнку рассказать сколько слов, какие из них обозначают предметы, какие — действия, какие — признак.

Называйте определённые группы слов. Одновременно это будет и упражнение на классификацию.

Посоревнуйтесь — кто больше назовёт слов, обозначающих овощи, одежду, транспорт, действия людей, материал, из которого сделаны окружающие предметы (деревянный, стеклянный и т.д.).

Поищите такие слова среди предметов, которые вас окружают не только дома, но и на улице, в магазине. можно использовать разные старые журналы, вырезая и наклеивая из них картинки.

Затем отметьте то, что некоторые звуки можно потянуть голосом, произнося их отдельно или в словах.

Протяните, пропойте гласные звуки А, У, И, Ы, Э, О.

Проговорите слова, растягивая гласные: МА-А-АК, СО-О-ОК, З-У-У-УБЫ-Ы-Ы, МА-А-АК-А-А-А-РО-О-ОНЫ-Ы-Ы.

Когда малыш будет свободно ориентироваться в этих понятиях, учите его слышать и выделять определённые гласные в слове, указывая их позицию (начало, середину, конец). Начните с гласных звуков А и У, затем переходите к остальным.

Теперь рассмотрите картинки, представленные ниже и предложите ребёнку выполнить следующие задания.

  • Найди длинные слова и самые короткие. Каких из них больше?
  • Какие слова начинаются на гласный звук? В каких из них первый звук одинаковый?
  • Найди, запомни, а затем назови все слова, в которых звук А последний.
  • Найди слово с одним гласным звуком, а затем с двумя, назови их.
  • Сколько на картинке слов со звуком У? В какой он позиции?
  • Найди предметы с одинаковыми признаками, какие они?
  • Что умеет делать стрекоза? Лиса? Утка? Подбери как можно больше слов.

Во время занятий нужно ориентироваться на результаты ответов своего ребёнка. Так вы лучше сможете понять, какие именно виды занятий и игр требуются вашему малышу.

Для развития речи дошкольников также очень полезна артикуляционная гимнастика.

Развивайте детей играючи!

Источник: http://igraemsdetmy.ru/logopedicheskie-igry-dlya-detej-5-6-let/

Ссылка на основную публикацию