Практическое руководство по развитию эмоционального интеллекта у детей

8 книг для развития эмоционального интеллекта ребенка

Мы не раз писали о важности эмоционального интеллекта — умение справляться с эмоциями, распознавать эмоции других людей, контролировать сложные переживания. Это одно из ключевых умений успешных людей и учить ему нужно с детства. Где родителям взять информацию по теме и почерпнуть знания о методиках развития эмоционального интеллекта у детей? Предлагаем вам 8 хороших книг об этом. 

Эмоциональный интеллект

Дэниел Гоулман

Эта книга — творение одного из главных исследователей эмоционального интеллекта, поэтому начинать изучать вопрос лучше с этого бестселлера. Дэниел Гоулман открыл понятие «эмоциональный интеллект» и доказал его важность в формировании детской личности.

Многим родителям и самим будет полезно узнать о том, почему нельзя подавлять эмоции и как управлять негативными эмоциями вроде гнева и страха. Оказывается, все наши проблемы в отношениях с детьми, коллегами и друг с другом объясняются пробелами в эмоциональном воспитании.

Поэтому наверстываем упущенное и учим детей быть счастливыми.

Эмоциональный интеллект ребенка

Джон Готтман, Джоан Деклер

Как вы себе представляете эмоциональное воспитание: вы сидите на диване и читаете ребенку лекцию о том, как нужно себя вести? Авторы этой книги считают, что эмоциональное воспитание — это то, как родители общаются со своими детьми в эмоциональные моменты. Родители должны научиться адекватно реагировать на негативные чувства ребенка и разговаривать с ним о самых разных эмоциях открыто. Именно так можно научить детей справляться с их проблемами.

Язык жизни. Ненасильственное общение

Маршалл Розенберг

Маршалл Розенберг — миротворец, и он научит вас общаться без «применения силы». Звучит очень заманчиво. Это может пригодиться в любой сфере жизни, а в общении с детьми — и подавно.

Ребенок-оптимист

Мартин Селигман

С недавних пор позитивное мышление — наше все. Так почему бы не научить ему ребенка? Основоположник позитивной психологии и автор этой книги Мартин Селигман помогает родителям в этом непростом деле.

Он считает, что именно оптимизм — залог будущего успеха и здоровой самооценки. Но если правда, что дети перенимают наше видение жизни, то для того, чтобы вырастить оптимиста нужно стать таким самому.

 В книге вас ждут практические советы, тесты и полезные упражнения.

Мой ребенок — интроверт

Марти Лэйни

Дети бывают совсем на нас непохожи.

Вы, конечно, можете быть фанатом вечеринок в пижамах и боев подушками, пэйнтбола и КВНа, а вот ваш ребенок может только угрюмо отбиваться от ваших предложений присоединиться к этому «празднику жизни».

С ребенком все в порядке, просто он — интроверт. Не надо его переделывать. Его нужно понять. Эта книга поможет вам в этом, а также даст полезные советы, которые помогут развить способности ребенка и добиться успеха в мире экстравертов.

Высокочувствительный ребенок

Элен Эйрон

Ваш ребенок боязливый, замкнутый, робкий? Он просто высокочувствительный. Это говорит автор — клинический психолог с 20-летним стажем.

Растить такого ребенка непросто, особенно потому что популярные воспитательные методы могут только усугубить эмоциональную хрупкость чада.

В книге описываются самые распространенные проблемы и способы их решения, даются основные принципы воспитания, которыми должны руководствоваться родители высокочувствительных детей, чтобы вырастить их счастливыми в мире, где им сложно.

Ты можешь больше, чем ты думаешь

Томас Армстронг

Это в первую очередь книга для подростков, но родители тоже могут ее прочитать. Эту книгу нужно начинать читать с 10 лет. Психологи говорят, что именно в этом возрасте начинается пик самоопределения, связанный с поиском своих талантов. Но ведь талант не всегда там, где есть оценка «отлично».

Что такое быть «умным» в реальной жизни? Часто двоечники и троечники становятся успешнее отличников. Почему так происходит? В чем скрыт настоящий интеллект? Книга основана на теории эмоционального интеллекта Гарднера.

 Она рассказывает о девяти видах интеллекта — девяти разных способах быть умным, а также помогает детям избавиться от комплексов и навязанных обществом ярлыков.

Что у него в голове?

Эмбер и Энди Анковски

Не забывайте, что маленькие дети мыслят иначе! Авторы этой книги предлагают 33 простых психологических эксперимента, которые помогут родителям лучше понимать своих малышей (от рождения и до семи лет).

 Результаты таких экспериментов имеют практическое значение: теперь вы сможете избежать детских истерик, уменьшить потребление сладкого, дать старт развитию памяти и ответственности и, конечно, научитесь лучше понимать вашего малыша.

Источник: http://womo.ua/8-knig-dlya-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-rebenka/

6 упражнений для развития эмоционального интеллекта у детей

Вчера Вита, моя 4-летняя дочка, нарисовала яркую картину из множества цветных фигур, и сказала, что она называется «Лабиринт к счастью». Мы с детства идем по этому лабиринту, и одним из основных помощников на пути может стать эмоциональный интеллект.

EQ – основа позитивного мышления, фундамент успешной жизни и личного счастья. Поэтому так важно его развивать. Понимание эмоций, способность распознавать чувства, намерения и мотивацию окружающих открывает больше возможностей, не позволяет опустить руки в сложной ситуации.

Только тем, что видишь, можно управлять. И развитый EQ дает возможность руководить не только собственными переживаниями, но и чувствами окружающих.

Дети смотрят на мир через призму эмоций. Для ребенка со слаборазвитым EQ неудача становится личной трагедией и поводом усомниться в себе.

А эмоционально стабильного ребенка отличает дружелюбие и отзывчивость, уверенность в своих силах и спокойствие, целеустремленность и ориентированность на результат.

Обратите внимание

Он может стать успешным дипломатом или бизнесменом, любящим супругом и счастливым родителем.

Женщинам эмоции более подвластны, нежели мужчинам. Девочка с раннего детства учится состраданию, отзывчивости и пониманию. Каждая игра в куклы позволяет представить себя женой, дочерью и мамой.

Не столь важно, чему мы учим детей, сколь то, какой пример мы показываем. А самый важный пример – это умение быть счастливым.

Полезно создать в воображении свою коробочку счастья. «Сложите» в нее все, что ассоциируется у вас со счастьем визуально, на слух, вкус, обоняние и осязание. А затем создайте такую же коробочку вместе со своим ребенком, подробно обсуждая с ним его эмоции. Пример:

  • Зрение: счастливая улыбка ребенка.
  • Слух: шум морской волны.
  • Вкус: сладкая клубника.
  • Обоняние: ароматы леса после дождя.
  • Осязание: объятия любимого человека.

Он поможет не только разобраться в собственных чувствах, но и позволит окружающим лучше вас понимать. Такое общение с партнером, коллегами и особенно с ребенком станет основой взаимопонимания в семье и на работе. Для этого введите в свою речь формулу: «Я чувствую…, потому что…, и я хотела бы…».

На примере общения с ребенком эта формула может звучать так: «Я расстроена, что ты разлил воду с красками. Я хотела бы, чтобы ты был внимательнее. А сейчас давай вместе приберемся».

Суть игры заключается в том, чтобы каждый вечер ребенок сам выбирал эмоцию сегодняшнего дня. «Сегодня я чувствовал радость (грусть, любопытство, злость…), когда…». Для этого распечатайте все эмоции любимого персонажа ребенка, которые он и будет выбирать для обозначения своих переживаний. Эта игра учит осознанности и принятию собственных чувств.

Интересно фотографировать не только в стиле «я и достопримечательности». Попробуйте делать эмоциональные фотографии: «А! Эта пальма как огромный кактус – надо его попробовать», «Башня не падает?!», «Жуууук!».

Поверьте, такие фотографии очень приятно рассматривать всей семьей. А еще по ним можно делать рассказ о путешествии. Распечатываете несколько фотографий, перемешиваете и создаете новую историю вашей поездки.

Можно сделать свою галерею эмоций, где каждая картина – это эмоция, выраженная теми красками и композицией, которую выбирает ребенок. Очень здорово рисовать одновременно и сравнить, какими у вас получились радость, грусть, злость.

Уникальная игра, которая не только знакомит ребенка с эмоциями, но и показывает, какие чувства человек ощущает в той или иной ситуации. Суть игры: каждый получает набор из 8 карточек: радость, страх, интерес, вдохновение, сомнение, удивление, доверие, гнев. Перечень можно дополнять.

Важно

Загадывающий игрок придумывает слово-понятие-ситуацию и, выбирая к ней подходящую эмоцию, выкладывает карточку в круг закрытой. Остальные игроки должны угадать: какую же эмоцию вызывает у игрока загаданная ситуация.

Например, мама может выбрать карточку «радость» на понятие «1 сентября», а дочка – «страх». Детям сложно проговорить о своих эмоциях. А в игре они раскрывают их.

И не забывайте про чтение книг и хорошую музыку. Это неустаревающие ресурсы для познания себя, окружающих и всего мира.

Виктория Шиманская – психолог, автор методики развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков», автор книги «Монсики. Что такое эмоции и как с ними дружить». Мать двоих детей.

Источник: http://www.psychologies.ru/self-knowledge/6-uprajneniy-dlya-razvitiya-emotsionalnogo-intellekta-u-detey/

Простой способ развить эмоциональный интеллект ребенка

Ирина Карнеева, детский психолог

В наше время никто не сомневается в необходимости обладания эмоциональным интеллектом. Очевидно, что для того, чтобы быть социально успешным, мало обладать запасом знаний, умений и навыков. Важно уметь видеть, замечать, различать свои чувства и чувства других людей. Понимать эффект, который вы производите. Все чаще важно не «что» вы делаете, а «как».

Простой способ развития ЭИ у ребенка

Взрослые книги про развитие эмоционального интеллекта уже давно пользуются популярностью.

Для детей существуют целые курсы, хотя есть и волшебный по своей простоте способ овладеть эмоциональным интеллектом легко и непринужденно — чтение детям книг с раннего детства.

Книг, в которых происходят события разной переживательной сложности и поляризации. Это действительно отличный способ развить у ребенка эмоциональный интеллект.

Весь спектр эмоций

В книгах мы можем найти все: переживание страха, стыда, радости, горя, вины, наивности, мести, злости, гордости, единения.

Прочитать, как персонажи переживают эти чувства, в каких случаях люди их испытывают, как справляются и куда эти чувства их ведут.

Впитывая эту информацию, не в виде обучения, не в виде скучных лекций, а в виде интересных историй, ребёнок обучается эмоциональному интеллекту, овладевает им.

Почему именно книги?

Играя в компьютерные игры, такого результата не достичь. Там можно ругаться, драться, даже убивать кого-то. Но там нет объяснений к чему это ведет. Важно лишь достигнуть цели.

А в жизни человек сталкивается и общается с живыми людьми, которые реагируют на одно и то же действие не всегда одинаково. Для любителей компьютеров стираются эмоциональные составляющие. Тонкость чувств пропадает. Ребенок вырастает слишком роботоподобным с точки зрения эмоционального интеллекта. А книги учат эмпатии, успешной социализации человека.

Какие книги для развития эмоционального интеллекта ребенка можно прочесть?

Чем больше книг вы будете читать сами и своим деткам, тем легче будет прокачиваться эмоциональный интеллект всех членов семьи. Постарайтесь выбирать для детей книги, где есть неоднозначные герои, различные ситуации, эмоции и переживания. Ниже лишь малая часть тех книг, которые вы можете прочитать.

Родителям:

  • Эмоциональный интеллект ребенка,
  • Эмоциональная гибкость,
  • Гибкое сознание.

Детям:

  • Улыбочку, Красная шапочка!
  • Паша и папа,
  • Паша и папа в дороге,
  • Я не твоя мама,
  • Дом,
  • Чудо,
  • Дневники Вишенки,
  • Эпифания,
  • Фиби и единорог,
  • Космические лепешки,
  • Анна с фермы Зеленые крыши.

Источник: https://deti.mann-ivanov-ferber.ru/2018/08/31/prostoj-sposob-razvit-emocionalnyj-intellekt-rebenka/

Развитие эмоционального интеллекта ребёнка

Эмоциональный интеллект — наша способность понимать свои эмоции и эмоции других людей, управлять ими и использовать эмоции для решения задач.

Развитый эмоциональный интеллект позволяет ребенку эффективно общаться как со сверстниками, так и со взрослыми, не испытывая чрезмерного стресса; управлять своим поведением; помогает быть собранным и сосредотачиваться на выполнении определенной деятельности, решении конкретной задачи.

Чему не учат в обычной школе?

В школе учат читать, считать, писать. Но не учат эмоциональной грамотности – понимать эмоции и причины их возникновения, тем более управлять эмоциями!

Приглашаем в нашу школу развития эмоционального интеллекта «ЭИ дети». Записаться на пробное занятие

Не бывает плохих и хороших эмоций!

Существует бытовое мнение, что такие эмоции, как злость или страх, «негативные» или «плохие», но давайте посмотрим на них с другой стороны. Наши эмоции – это часть нас самих: они не могут быть хорошими или плохими.

Как электричество – оно опасно, если вы решите воткнуть шпильку в розетку, тогда оно может даже убить вас. Но это ведь не значит, что электричество плохое! Это значит, что мы должны больше узнать о нем и грамотно использовать его.

Программа развития эмоционального интеллекта развивает у ребенка способности направлять эмоции в нужное русло, например, злость усиливает способность убеждать, отстаивать свою точку зрения, а легкая грусть поможет заметить досадные ошибки.

Эмоционально грамотные дети отличаются от других

Они способны понимать чувства других людей, управлять своими эмоциональными реакциями, принимать взвешенные решения, в школе им легче общаться со сверстниками, они с интересом учатся, показывают более высокие академические результаты. Развитый эмоциональный интеллект позволит Вашему ребенку принимать решения и эффективно взаимодействовать в социуме.

Читайте также:  Во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно держать голову?

Программа «Развитие эмоционального интеллекта ребенка»

Комплексная система развития эмоционально — интеллектуального потенциала и социальной компетентности Вашего ребенка, которая позволит ему уже в детском возрасте научиться решать важные жизненные задачи. Обучение проходит в форме игры.

А помогать Вам будут эмоционально – интеллектуальные Интерески. Они научат Вашего ребенка дружить с эмоциями и грамотно их использовать.

Ведь, эмоции – это как фигуры в шахматах, у каждой фигуры есть своя важная роль и все они «ходят» по определенным правилам! Если не знать правил, то выиграть никогда не удастся!

поможет нам творить, придумывать, увлекаться, узнавать что-то новое, а также помнить о том, что для нас важно Эта интереска бережет нас от всего опасного и вредного Страх поможет держаться вдали от опасности
Удивление научит сконцентрироваться на новой ситуации Злость поможет бороться с проблемами, отстаивать свои границы Грусть поможет быть более внимательными и замечать ошибки
Доверие научит дружить и поможет сохранить связь с людьми, которые нам помогают, любят, заботятся о нас И главная интереска «ИНТЕРЕС» никогда не знает покоя, она во всем хочет разобраться, вникнуть в суть, стимулирует Вашего ребенка развиваться, познавать новое и совершать увлекательные открытия

Развитие эмоционального интеллекта у детей с раннего возраста повышает их успех в зрелом возрасте — это научно доказанный факт.

Дети с высоко развитым Э.И. в будущем:

Более успешны в профессиональной деятельности, финансово более успешны Легче адаптируются в социуме, более востребованы Более гармоничны и счастливы, удовлетворены своей жизнью

Методики развития эмоционального интеллекта активно используются в Швейцарии, Великобритании, Испании, Канаде, Германии, США и других странах. Во многих странах они входят в государственные образовательные стандарты.

Сеть детских школ развития эмоционального интеллекта «ЭИ дети» – первая и единственная в России организация, которая работает на научной модели основателей теории эмоционального интеллекта, профессоров Йельского университета и Университета Нью-Гемпшир (Д. Мэйера, П.

Саловея, Д. Карузо), при их личной экспертной поддержке, при личной экспертной поддержке профессора университета Швейцарии Д.

Антоньяцца, эксперта в области социально-эмоционального образования и развития эмоционального интеллекта детей, при научной поддержке Института психологии РАН.

Программы школы сертифицированы Европейской Ассоциацией культурных и эмоционально-интеллектуальных проектов (European Association of Cultural and Emotionally Intelligent Projects).

  Купить  

Источник: https://eikids.ru/dlya-roditelej/o-metodike.html

Эмоциональный интеллект

Было высказано предположение, что понимание чувств других людей позитивно влияет на успех человека в жизни. Но это не отменяло того, что когнитивные способности детей так же важны и играют ключевую роль в их жизни, учебе и дальнейшей карьере.

Рассуждения про роль понимания переживаний других людей явились логичными продолжениями исследований интеллекта. Человек существо социальное, а чувства других людей, их реакции — важная часть социальной реальности. Таким образом, рациональное и чувственное в человеческой природе уравновешено, и нет смысла гадать, какой из этих компонентов является ключевым для успеха.

Структура эмоционального интеллекта

Из каких компонентов складывается ясное понимание человеческих чувств и реакций? Исследователи этого вопроса до сих пор расходятся в мнении относительно этих компонентов. Майер, Соловей и Карузо выделяют четыре составляющие эмоционального интеллекта:

  1. Восприятие эмоций— способность распознавать эмоции (по мимике, жестам, внешнему виду, походке, поведению, голосу) других людей, а также идентифицировать свои собственные эмоции.

  2. Использование эмоций для стимуляции мышления— способность человека оживлять свой мыслительный процесс, обогащая переживаниями, придумывать новое, быть креативным.

  3. Понимание эмоций — способность определять причину появления эмоции, распознавать связь между мыслями и эмоциями, определять переход от одной эмоции к другой, предсказывать развитие эмоции со временем.

  4. Управление эмоциями— возможность выбирать наиболее подходящую к ситуации форму для выражения той или иной эмоции.

В любом случае, важно отметить, что навык распознавания своих переживаний и переживаний других людей — многоплановый, сложный, формирующийся постепенно. Начиная с младенчества, дети погружены в социальную и чувственную реальность, через мимику и жесты происходит взаимодействие ребенка и его близких.

Как ребенок обучается улыбкам, смеху, плачу? Есть множество исследований по этому поводу. Исторически считалось, что эмоции — врожденные древние инстинкты, которые одинаковы у всех людей. Но дальнейшие исследования опровергли универсальность переживаний в разных культурных контекстах.

Совет

Психологи обнаружили, что эмоции — культурный феномен, проявление и развитие которого зависит от обучения. С детства, нам в общих чертах, объясняют, когда люди сердиты, когда — рады.

В зависимости от социальной среды ребенок обучается быть более или менее экспрессивным, в том числе, сила выражений эмоций сильно зависит от конституции нервной системы.

Социальный интеллект и успех

Изначально, считалось, что для достижения успеха детям очень важно научиться контролировать себя, уметь заставлять делать трудные операции, отодвигать получение удовольствие на потом, а так же быть умными, интеллектуальными. Проводилось много исследований, подчеркивающих важность IQ.

Родители волновались, и старались как можно лучше подготовить своих детей к дальнейшей жизни, развивая их мышление, и обогащая знаниями. Внимание к социальным навыкам человека обогатило эту картину.

Выяснилось, что для успеха детей так же важны социальные навыки: умение договариваться, сочувствовать, вступать в отношения, понимать чувства свои и других. Но это вовсе не означает, что всем детям для достижения успеха важно стать эмоциональными и открытыми в выражении своих чувств.

Экспериментально не было установлено, что для всех профессий необходим высокий эмоциональный интеллект.

Ребенок и его эмоциональность

У детей есть право отличаться в проявлении своих переживаний. Проведенные исследования эмоций доказали, что у каждого переживания — многообразие форм.

Один и тот же человек может в разные моменты и заплакать от злости, и вскипеть, начать кричать. Иногда родителям бывает сложно с эмоциональным характером своего ребенка.

Кому-то тяжело, если ребенок чересчур замкнут и закрыт в своих переживаниях. А кому-то, напротив, чрезмерная страстность своего ребенка — тяжелое испытание.

Вектор развития эмоциональности

Неважно, экспрессивен ли ребенок или сдержан, есть общий вектор развития эмоциональной сферы — саморегуляция. Эмоциональная саморегуляция — это важный итог развития многих навыков и процессов.

Это способность ясно осознавать свои переживания, давать им имя, и выбирать наиболее адекватную форму выражения, выбирать, когда давать ход чувствам, а когда — контролировать.

Научиться грамотно обходиться со своей эмоциональностью — все равно, что научиться управлять сложной и тонко устроенной машиной, которая иногда ломается или едет по скользкой дороге.

Обратите внимание

Ребенок, в течение своей жизни, чувственно усложняется, в подростковом возрасте в арсенале переживаний ребенка те же составляющие, что и у взрослого человека: от эйфории до отчаяния.

Ребенку доступны сильные переживания с рождения, дети в младенчестве уже испытывают сильнейший страх или гнев, а так же радость и успокоение. Родителю важно помогать давать переживаниям разные имена, читать литературу, в которой есть различные переживания, рассказывать ребенку про них. Так же важно в рамках разумного объяснять ребенку свои состояния: например, папа расстроен, что у него не получилось взять отпуск, и он не сможет поехать с нами на дачу и поэтому грустит.

Рекомендации родителям

Эмоционально-волевая регуляция — краеугольный камень в процессе взросления ребенка. Очень важно, чтобы ребенок в процессе своего становления научился быть в крепких отношениях с разными людьми, доверять, заботиться, вовремя понимать, что происходит в этих отношениях.

Часто мы наблюдаем, либо перекосы в сторону доверия, или в сторону подозрительности. Слишком доверчивые дети воремя не замечают подвоха, и могут легко попадаться на удочки манипуляций, обмана и использования.

Подозрительные дети бывают настолько закрыты, что им трудно открываться в отношениях, быть спонтанными, эмоциональными, и они могут страдать от одиночества. Важно эти перекосы вовремя заметить и сгладить. Если ребенок гибок, и чувствителен — то его можно обучить хорошо ориентироваться в отношениях с людьми.

Важно обучить технике безопасности, рассказать про манипуляции и обманы, привести примеры диалогов, которые могут насторожить ребенка.

Пугливым и закрытым детям может помочь поддержка их экспрессивности, важно поддерживать ребенка на пути выражения чувств, не давить и не стыдить ребенка, дать ему достаточно времени обучиться выражать эмоции. При этом, стоит не забывать, что иногда невозможно застенчивого ребенка сделать эмоционально раскрепощенным и открытым, есть конституциональные отличия и ограничения.

Импульсивность в выражении эмоций так же может мешать адаптации ребенка в коллективе. Можно объяснить ребенку, что его взрывы чувств могут пугать других детей и отталкивать.

Таким образом, можно подытожить, что эмоциональное развитие каждого ребенка уникально, родителю важно быть чутким, и замечать где ребенку нужна поддержка, а где — ограничения.

Важно

Для развития эмоционального интеллекта необходима активная социальная жизнь ребенка, когда есть взаимодействие с другими и есть возможность обсуждать с родителем плоды этого взаимодействия.

Необходимо помнить, что чувственные смыслы и социальная грамотность — результат культуры и обучения, важно разговаривать с ребенком про переживания, давать им имена, обучать взаимодействовать с другими людьми. Не стоит пускать такое важное дело как формирование эмоционального интеллекта на самотек.

Эмпатия и сочувствие.

Эмпатия — вишенка на торте социального интеллекта. Этот навык чрезвычайно сложен и не у всех зрелых людей развит в достаточной мере. Изначально, дети очень слабо умеют сопереживать другим. В их природе — эгоцентризм. Дети хорошо и ясно отстаивают свои интересы, и могут относиться к другим людям потребительски.

Как обучать ребенка эмпатии? Для начала, важно понимать реальность, что эмпатия — не возникает сама собой в определенный период. Эмпатия — результат теплых, доверительных отношений ребенка со взрослым. Сначала ребенок усваивает, что к нему относятся с любовью и заботой, и только затем обучается отдавать любовь и заботу сам.

Приблизительно в пять лет дети начинают признаваться своим родителям в любви, хотя этот возраст у всех разный. После этого дети учатся новой для них идее, что взрослый — тоже человек, тоже устает, тоже расстраивается, тоже может настаивать на своем.

Если в уважительном ключе эту идею получится донести до ребенка — то это положит начало подлинной, а не показной эмпатии. Эмпатия — это возможность переместиться своим сознанием в другого человека, встать на его место. Эта процедура требует довольно большого внутреннего напряжения.

Способность встать на место другого, особенно на место своего оппонента в ссоре развита даже не у всех подростков. Этот навык называется децентрация, и развивается он в отношениях, в процессе разговоров и обучения.

Значение эмоционального интеллекта в жизни ребенка

Понимание своих переживаний и умение придавать им необходимую форму выражения — возможность быть свободным, возможность выбирать степень и форму чувствам, а не быть у них в рабстве. Эмоциональный интеллект — важная ступень на пути к зрелости и автономии.

Когда ребенок научается ориентироваться в мире чувств и взаимодействий он получает возможность вступать в отношения с другими, дружить и любить, а так же конструктивно конфликтовать в случае необходимости.

Для развития эмоционального интеллекта ключевыми являются два фактора: отношения с родителями, их обучение выражать свои чувства и общаться, и разнообразная социальная среда, в которой ребенок может взаимодействовать с другими людьми.

Источник: https://rosuchebnik.ru/material/emotsionalnyy-intellekt/

Обзор книг и игр для развития эмоционального интеллекта – 28 Июля 2015 – Мир театра

В прошлой статье мы писали о развитии эмоционального интеллекта с помощью театрализованных игр. Расскажем теперь, какие книги и пособия вам могут в этом помочь.

(Все изображения книг являются ссылками на интернет-магазин “Лабиринт”, где вы сможете прочитать подробное описание каждой книги и рассмотреть фотографии страниц.)

О том, что такое эмоциональный интеллект, лучше всего рассказывают книги издательства “Манн, Иванов и Фербер”:

  • Д. Готтман, Д. Деклер: Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей 
  • С. Шабанов, А. Алёшина. Эмоциональный интеллект. Российская практика.
  • Д.Гоулман: Эмоциональный интеллект. Почему он может значить больше, чем IQ.

Попрактиковаться в выражении и объяснении эмоций можно с помощью специально разработанных психологических игр и наборов карточек:

  • Ю. Гиппенрейтер. Психологические игры и занятия с детьми. Развиваем эмоциональный интеллект. Комплект: книга, карточки, лото.
  • А. Вильшанская. Тематический словарь в картинках. Мир человека. Я и мои чувства, настроение, эмоции.
  • Дидактические карточки “Эмоции”.
  • М. Лебедева. Азбука развития эмоций ребёнка. Набор развивающих карточек “Рисуй, стирай и снова играй”.

Интересны будут также энциклопедии и азбуки эмоций.

  • М. Яснов. Большая книга эмоций.
  • Н. Кедрова. Азбука эмоций.

Как научиться рисовать с детьми сомнение, испуг, мечтательность или грусть, вы сможете найти в книге Т. Задорожней “Рисуем историю. Радостный ёжик и другие эмоции”.

Для совсем маленьких деток, возможно, подойдут книги И. Мальцевой из серии “Развитие эмоций”, а также тематические стихи В. Нечаевой “Мир эмоций”.

Совет

Разумеется, это не все существующие пособия и книги, направленные на развитие эмоционального интеллекта детей. Наш список призван лишь помочь сориентироваться в многообразии изданий. 

Но если вам известны какие-либо ещё книги по этой теме, пожалуйста, напишите о них здесь, в комментариях. Так наш список станет более полным и интересным.

На заглавном фото: колесо эмоций Роберта Плутчика (отсюда)

Источник: http://www.mir-teatra.org/news/obzor_knig_i_igr_dlja_razvitija_emoc_intellekta/2015-07-28-69

Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста

Ленкина В. О., Огир А. А., Вартанян О. В., Борохович Л. Ю. Способы развития эмоционального интеллекта у детей дошкольного возраста // Молодой ученый. — 2017. — №13. — С. 569-571. — URL https://moluch.ru/archive/147/40819/ (дата обращения: 08.02.2019).



Новый термин, который привнес ФГОС ДО — эмоциональный интеллект. Что это такое?

Ребенок так же, как и взрослый, обладает эмоциями, проявляет их, но еще не может эти эмоции контролировать. Смешно, но даже взрослые тети и дяди не всегда следят за тем, что и как говорят, в какой ситуации, в какое время, с какой интонацией голоса, как проявляют свое отношение к другим.

Есть субъекты, которые могут хорошо общаться с людьми, проницательны, предвидят реакцию человека на фразу, событие, даже тон голоса, осознают свои переживания и переживания других людей и т. д. Конечно, таким людям проще живется, они могут избегать «острых углов», с ними приятно, потому что проявляют сочувствие, доброту, внимание.

Этой категории людей легче взаимодействовать с окружающими, добиваясь поставленной цели.

Таким образом, эмоциональный интеллект (от англ. emotional intelligence, EI) определяется как способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания других людей и свои собственные, а также способность управлять своими эмоциями и эмоциями других людей в целях решения практических задач.

Читайте также:  Как выбрать и использовать развивающие коврики для детей от 0 до 18 месяцев?

В отношении дошкольников эмоциональный интеллект может быть представлен как основа развития положительной адаптации и социализации в человеческом обществе (рисунок 1).

Чтобы у ребенка не было больших проблем с социализацией, оценкой окружающей действительности, его необходимо учить узнавать, проявлять эмоции (желательно положительные).

Обратите внимание

В развитии эмоционального интеллекта у детей акцент необходимо делать на способности понимать чувства другого ребенка, взрослого, ставя себя на его место и чувствуя его переживания и эмоции.

В первую очередь речь идет о развитии эмпатии, осознанного противостояния злу и проявлению радости за другого.

Целевой ориентир, который затрагивает развитие эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста, определяет следующие характеристики: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, другим людям, самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх. Способен договариваться, учитывать интересы других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».

Рис. 1. Основа положительной адаптации и социализации детей дошкольного возраста

Определить как развивается эмоциональный интеллект у детей младшего и старшего дошкольного возраста поможет «Дневник наблюдений».

Для того чтобы оказать детям помощь в развитии их эмоциональной сферы, целесообразно познакомиться с особенностями развитий эмоций у детей дошкольного возраста.

Особенности эмоционального развития детей дошкольного возраста:

  1. ребенок осваивает социальные формы выражения чувств;
  2. ребенок начинает понимать эмоцию и соотносить ее со словом и поведением;
  3. формируется эмоциональное предвосхищение;
  4. формируются высшие чувства: нравственные, интеллектуальные, эстетические;
  5. чувства становятся разумными, осознанными, обобщенными, произвольными.

Зная эти важные особенности в развитии эмоций, будет интересно понаблюдать за детьми в различных видах деятельности, и увидеть, как дети воспринимают друг друга, как меняется проявление эмоциональной составляющей личности ребенка в различном возрасте (табл. 1).

Таблица 1

Как ребенок воспринимает другого ребенка (в онтогенезе развития эмоций) поЛ.Ю.Борохович

Возраст ребенка Характеристика проявлений эмоций
3–4 года Безразличен к действиям сверстника и его оценки взрослым. Легко решает проблемные ситуации: уступает, делится.ВЫВОД: сверстник еще не играет существенной роли в жизни ребенка.
4–5 лет Происходит перелом в отношении к сверстнику. Наблюдается напряженное внимание к сверстнику: радуется за неудачи, соперничество, конфликтность, конкуренция, хвастовство. Наблюдает за действиями сверстника, оценивает их, бурно реагирует на оценку его действий взрослым. Завышена самооценка, склонен преувеличивать свои достоинства.ВЫВОД: сверстник выступает для ребенка предметом сравнения и противопоставления с собой.
6–7 лет Усиливается эмоциональная вовлеченность в действия и переживания сверстника. Сопереживание другому становится выраженным и адекватным. Появляется стремление не только отозваться на переживание, но и понять их (почему Боре грустно? Почему он плачет? Что его так расстроило?).Появляется бескорыстное желание помочь другому, уступить.ВЫВОД: ровесник стал не предметом сравнения с собой, а целостной личностью. Этот факт — основа развития нравственных чувств.

А теперь, вспомните детей вашей группы. Теперь вы понимаете, почему дети по-разному проявляют себя в общении со сверстниками, что нужно изменить, на что обратить внимание?

Для развития эмоционального интеллекта можно использовать различные способы. Познакомьтесь, пожалуйста с некоторыми из них и проанализируйте, какие подойдут именно вашим детям.

Способы развития эмоционального интеллекта удетей дошкольного возраста:

  1. сюжетно-ролевая игра (ролевые действия помогают ребенку понять другого, учесть его положение, настроение, пожелания);
  2. трудовая деятельность (достижение положительного результата, радость за совершенный с другими детьми труд. Общий успех, чувство удовлетворения от совместной работы);
  3. произведения художественной литературы (сравнения себя с положительным героем, активное сопереживание ему; отрицательная оценка поведению и поступкам отрицательного героя);
  4. творческая деятельность (развитие эстетических чувств, формирование чувства прекрасного; перенос понятия «красота» на поведение детей, людей).

Как вы увидели, один из способов развития эмоционального интеллекта — это произведения художественной литературы. Поэтому, обратите, пожалуйста, внимание на следующую культурную жемчужинку классической литературы.

ПроизведенияЛ.Н. Толстого, как средство развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста

Для развития эмоционального интеллекта детей дошкольного возраста были выбраны несколько рассказов Л. Н. Толстого, которые содержат в себе элементы нравственного воспитания. Главные герои — животные и люди. Произведения Л. Н. Толстого знакомят дошкольников с такими базовыми эмоциями как интерес, удивление, страх, печаль, радость, развитие которых играют важную роль в социализации ребенка.

В процессе образовательной деятельности дети также знакомятся с детством писателя.

ВОЛК ИКОЗА.

Волк видит — коза пасется на каменной горе и нельзя ему к ней подобраться; он ей и говорит:

− Пошла бы ты вниз: тут и место поровнее, и трава для корма много слаще.

А коза и говорит:

− Не за тем ты, волк, меня вниз зовешь — ты не об моем, а о своем корме хлопочешь.

Беседа после чтения:

  1. Зачем волк звал козу спуститься вниз?
  1. Как коза догадалась о замысле волка?
  2. Как бы ты поступил на месте козы? Что бы ты ответил волку?

Инсценируйте этот рассказ.

Измените содержание рассказа так, чтобы коза не боялась волка.

БЕЛКА ИВОЛК.

Белка прыгала с ветки на ветку и упала прямо на сонного волка. Волк вскочил и захотел ее съесть. Белка стала просить:

− Пусти меня.

Волк сказал:

− Хорошо, я пущу тебя, только ты скажи мне, отчего вы, белки, так веселы. Мне всегда скучно, а на вас смотришь, вы там вверху все играете и прыгаете.

Белка сказала:

− Пусти меня прежде на дерево, я оттуда тебе скажу, а то я боюсь тебя.

Волк пустил, а белка ушла на дерево и оттуда сказала:

− Тебе оттого скучно, что ты зол. Тебе злость сердце жжет. А мы веселы оттого, что добры и никому зла не делаем.

Беседа после чтения:

  1. Почему белки всегда веселые?
  2. Почему волк злой?
  3. Как можно помочь волку?
  4. Что мог бы сделать волк, чтобы стать веселым как белки?
  5. Какие добрые дела можно сделать друг другу?

Нарисуйте подарок для волка.

Скажите друг другу добрые слова.

Подберите пословицу к рассказу:

  1. Совет хорошо, а дело лучше.
  2. Легче друга потерять, чем найти.
  3. Доброе слово путь к сердцу открывает.

Литература:

  1. Л. Ю. Борохович Способы развития инициативы и самостоятельности в культурных практиках детства // Воспитатель ДОУ. 2015. № 11.
  2. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования с рекомендациями. М.: ТЦ Сфера, 2016. — 96 с.
  3. Педагогическое взаимодействие в детском саду. Метод. пособие / под ред. Н. В. Микляевой. М.: ТЦ Сфера, 2013. — 128 с.

Основные термины (генерируются автоматически): эмоциональный интеллект, ребенок, дошкольный возраст, волк, эмоция, белок, эмоциональный интеллект детей, положительная адаптация, художественная литература, действие сверстника.

Источник: https://moluch.ru/archive/147/40819/

“Эмоциональный интеллект ребенка”

Я уже описывала прочитанные недавно книги “Правила развития мозга ребенка” и “Рожденный читать”, наконец руки добрались и до третьего отзыва: “Эмоциональный интеллект ребенка” Джон Готтман и Джоан Деклер.

Если кратко, то эмоциональный интеллект, это способность человека истолковывать собственные эмоции и эмоции окружающих с тем, чтобы использовать полученную информацию для реализации собственных целей, это его самосознание, самоконтроль, эмпатия, навыки отношений. Это новый показатель успешных людей. А в книге речь идет об эмоциональном воспитании, о выращивании эмоционального интеллекта своего ребенка и собственного. Более подробно под катом.

Книга про «Эмоциональный интеллект» оказалась для меня самой значимой. Она не круче или умнее других, просто так получилось, что по мере прочтения и прохождения тестов из этой книги, я поняла, что я – не совсем я.

Важно

То представление, которое у меня было о себе, о своих методах воспитания оказалось несколько искаженным, а местами в корне неправильным.

Пару раз я с ужасом замирала в осознании того, что то что я считала логичным, правильным и добрым – совсем не такое, обладает порой негативным влиянием на ребенка и может способствовать созданию проблем в будущем.

Иногда замирала, удивленная, так полно и понятно мне объясняли мою ситуацию, мое отношение к эмоциям, и какими проблемами это чревато для меня. В общем, я не то что не пожалела, а очень благодарна интуиции, призвавшей меня эту книгу купить. Теперь немного о содержании.

Я бы порекомендовала начинать чтение с главы 2, а потом возвращаться к началу. Во второй главе «Оцените свой стиль воспитания» сначала вы проходите тестирование, а затем смотрите расшифровки. Авторами проговариваются подробно четыре типа воспитания: отвергающий родитель, неодобряющий, невмешивающийся и эмоциональный.

Конечно любому родителю тут же захочется относиться к последней группе, даже исходя из названий, и большинство может сказать, что характеристики «игнорирует чувства ребенка», «наказывает ребенка за проявление эмоций», «не учит ребенка решать проблемы» (как раз характеристики первых трех типов воспитания) – не про них.

А как на счет «считает что концентрация на отрицательных эмоциях усугубляет ситуацию», «озабочен тем, чтобы ребенок слушался старших», «предлагает утешение ребенку, который испытывает негативные чувства»? Звучит гораздо более подходяще.

Но это они же, первые типы воспитания. Если быть честным с самим собой, и выделить достаточно времени на то чтобы пройти тест и прочитать и примерить на себя все типы воспитания, можно очень многое уже понять про себя и в каком направлении двигаться.

В общем, самая важная глава с моей точки зрения.

Вернемся к первой главе. Здесь все стандартно для таких книг – речь пойдет о том, что такое эмоциональный интеллект и эмоциональное воспитание, насколько они важны и нужны и детям и родителям. Скорее всего, если вы купили эту книгу, вы уже решили для себя, что они важны.

Совет

Ограничусь здесь цитатой, вынесенной на форзац «Ключ к успешному воспитанию стоит искать не в сложных теориях, семейных правилах или запутанных формулах поведения, а в глубочайшем понимании и сопереживании своему ребенку. Сочувствуя своим детям и помогая им справиться с негативными эмоциями, вы формируете взаимное доверие и привязанность.

И только из чувства любви и связи могут родиться уступчивость, послушание и ответственность»

Глава 3 «Пять основных шагов эмоционального воспитания». Чтобы усилить эмпатию в отношениях со своими детьми и повысить их эмоциональный интеллект. Если кратко, то выглядят эти шаги так

1 Понять эмоцию ребенка

2 Отнестись к эмоции (даже самой негативной) как к возможности для сближения и обучения

3 Выслушать и подтвердить обоснованность чувств ребенка

4 Помочь ребенку правильно назвать эмоцию

5 Обозначить пределы переживаний (другими словами показать, как можно выражать данную эмоцию, чтобы это не разрушило все вокруг) и помочь решить проблему

Звучит довольно просто. Но как и везде здесь множество нюансов, которые непонятны без прочтения полного текста, а также многочисленных примеров из жизни, разбросанных тут и там.

Для меня, например, среди многого прочего было довольно сложно принять тот факт, что мое представление «гнев, злость, печаль= дурной характер и воспитание» в корне неверно.

Я понимаю откуда растут ноги – я так долго воспитывала сама в себе позитивное и спокойное отношение к жизни, запрещая попутно лишний раз сердиться и гневаться, что и забыла, что это абсолютно естественные чувства, присущие каждому, даже самому маленькому человечку.

Обратите внимание

И их не подавлять надо, а направлять в нужное русло, проявлять допустимым в вашей семье способом: «нет, мы не ломаем все вокруг, мы говорим о своей злости, мы можем даже энергично потрясти что-то, а потом приступаем к решению проблемы, которая так разозлила». Также в этой главе еще два теста для самооценки: один позволяет оценить эмоциональную осознанность, другой -навыки в качестве эмоционального воспитателя.

Автор осознает, что если бы все решалось пятью шагами, это было бы слишком просто и оторванно от реальности. В главе 4 – дополнительные стратегии, ситуации под которые они не подходят. Особенно мне понравилось про «родительскую матрицу».

Читайте также:  Во сколько месяцев ребенок начинает осознанно улыбаться, что может вызвать улыбку у малыша?

Суть в том, что каждый родитель имеет долгосрочную программу воспитания или перевоспитания ребенка, ну например «ребенок слишком агрессивный, я должна научить его быть более послушным и спокойным». И все поступки, совершаемые ребенком рассматриваются через призму этой матрицы, все его эмоции, положительное и отрицательное поведение.

Тогда как каждый случай может быть уникален, каждый поступок может совершенно не быть связан с той чертой характера, которую так старательно исправляет родитель.

Глава 5 отдельно выделяет такую проблему как развод и предлагает разные пути решения и минимизации проблем, которые вследствие развода происходят с ребенком.

Я не стала ее читать (дай бог и не придется никогда), но из пролистанного зацепилась за несколько основных правил, которые выглядят очень здраво с точки зрения психологии: не делайте детей оружием и посредниками. используйте эмоциональное воспитание чтобы разговаривать о супружеских конфликтах.

оставайтесь в курсе повседневной жизни детей даже если вы не живете вместе. С этой главой перекликается 6 глава о ключевой роли отца. Не только разведенного, любого. Отец очень часто и неожиданно сильнее влияет на поведение ребенка.

Почему? Исследователи полагают потому, что эмоции которые он вызывает общаясь или не общаясь с детьми, играя с ними в свои особые мужские игры – эти эмоции более редкие и более сильные, с большим размахом. И оставляют больший след. Тогда как мама как правило старается быть спокойной, сдержанной и вменяемой на протяжении всего дня.

Важно

Ну и последняя глава. Хотелось бы мне, чтобы она была самой большой! Здесь речь о практических советах и навыках эмоционального воспитания на каждый возраст ребенка (понятно что про наш возраст мне хотелось читать и читать): младенцы, ясельный возраст, дошкольник, младший школьный возраст, подростки.

Вот такая книжка. Надеюсь кому то мой отзыв был полезен.

Источник: https://www.BabyBlog.ru/community/post/education/3055301

Развитие детей с учетом эмоционального интеллекта

Методика системного развития детей с учетом эмоционального интеллекта

Капура Елена

Психолог, эксперт в методике развития эмоционального интеллекта у детей «Академия Монсиков»

monsiki.ru

Представление спикера

Устный опрос – просьба коротко представиться в чате, город, для чего пришли на курс.

Автор программы развития эмоционального интеллекта детей «Академия Монсиков»

Виктория Шиманская

психолог, ведущий российский эксперт по развитию эмоционального интеллекта, автор книг и мама двоих детей

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ – ПОЧЕМУ ЭТО ВАЖНО?

Будет интересно всем!

Главными критериями нового стандарта дошкольного образования названы социализация и индивидуальное развитие ребенка, а не подготовка к школе.

Закладывая надежное основание в базовых

потребностях, мы помогаем маленькому человеку

достичь главной задачи – реализации своих целей, способностей,

развития собственной личности.

У меня все получится!

  • Позитивная социализация ребенка, развитие эмоционального и социального интеллекта – это приоритетные задачи дошкольного воспитания, где закладывается «азбука» эмоционального интеллекта.

АЛЕКСАНДР ГРИГОРЬЕВИЧ

АСМОЛОВ

«Сейчас важен переход от педагогики знаний к педагогике смыслов . В программе Академии Монсиков формируются смысловые установки развития личности»

Системно-деятельностный подход положен в основу нового ФГОС

Методика Академии Монсиков одобрена А.Г.Асмоловым и, более того, лежит в русле перехода от педагогики знаний к педагогике смыслов

Эмоциональный

интеллект

это

КЛЮЧЕВОЙ

навык будущего

Социально-эмоциональный

интеллект

(Это картинка прямо из источника. На больших кружках – тренды, на маленьких – навыки в соответствии с ними).

В Калифорнии в “Институте изучения будущего” провели исследование – какие навыки будут востребованы в 2020 году.

Навыки определяли на основе общемировых трендов. Например, умные машины вытесняют человека с рутинной работы. Увеличиваются вычислительные мощности, что позволит технологиям развиваться еще быстрее и так далее.

Вот в условиях такого развития технологий именно социально-эмоциональный интеллект становится ключевой компетенцией, необходимой для успешной работы. (можно сказать – наряду с такими навыками, как…)

Модератора попросить направить ссылку в чат:

https://uqpn.uq.edu.au/files/203/LIBBY%20MARSHALL%20future_work_skills_2020_full_research_report_final_1.pdf

https://uqpn.uq.edu.au/files/203/LIBBY%20MARSHALL%20future_work_skills_2020_full_research_report_final_1.pdf

ЧЕМУ УЧИТЬ

ДЕТЕЙ,

ЧТОБЫ РАЗВИТЬ EQ

ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАВЫКИ

По исследованию

Institute of

Future

Поэтому эмоциональный интеллект уже очень много где называют одним из основополагающих навыков будущего и отмечают, что учить этому нужно с раннего возраста. Чему именно учить? (на слайде)

Совет

Но мало просто понимания, что учить нужно. Нужна система и централизованный подход.

EQ- ключевая компетенция будущего

управление изменениями

– умение решать сложные задачи в условиях неопределённости

– креативность

– эмоциональный интеллект EQ и SEL

– коллаборация (умение взаимодействовать и работать в команде)

– умение управлять вниманием

– системностью мышления

Принято считать, что успешными становятся люди с высоким IQ. Давайте посмотрим на факты.

В конце школьного обучения 82% детей хотят учится хорошо и только 36% учатся с удовольствием.

Разрыв между «стараюсь учиться хорошо» (НАДО) и «с удовольствием учусь» (ХОЧУ) покрывается ЗДОРОВЬЕМ РЕБЕНКА!

Как справиться с такой потерей интереса? – Мы в Академии Монсиков разработали специальную методику.

ИССЛЕДОВАНИЯ ПОКАЗЫВАЮТ

РЕЗУЛЬТАТЫ

улучшение взаимодействия с другими детьми

повышение успеваемости

повышение интереса к книгам

улучшение взаимо-

снижение агрессивности в группе

понимания в семье

снижение тревож-

ности

Эмоциональный интеллект (EQ) – способность понимать свои и чужие эмоции, чувства и переживания, и управление ими для эффективного и гармоничного взаимодействия с окружающим миром.

Когда эмоции – это не враги, а друзья, помогающие в достижении целей.

ЧТО ТАКОЕ EQ

Только в 20% cлучаев люди с самым высоким уровнем IQ достигают большего успеха в жизни, чем люди со средним уровнем.

У 90% тех, кто добился жизненных высот, высокий уровень EQ .

Было исследовано 33 профессиональных навыка и выявлено, что успех в работе на 58% определяется высоким уровнем EQ .

Обратите внимание

Люди со средним уровнем IQ достигают большего успеха в жизни, чем люди с высоким уровнем в 70% случаев.

ХОЧУ ИЛИ

НЕ ХОЧУ ?

Вот в чем вопрос!

В чём проблема сейчас? Хочу или не хочу – к 15 годам всего 36 % ходят в школу с удовольствием и многие перестают даже стараться учиться хорошо (след. слайд – статистика).

ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ МЕТОДИКИ

ПРИНЦИП 1:

Подготовка

к познанию

ПРИНЦИП 2:

Признание всех эмоций

Тепловизор эмоций

Практическое задание

Смотреть на время – если прошло больше 50 минут от начала – можно показать слайды как пример практического задания.

Если меньше 50 минут – тогда сделать задания.

Когда я

чувствую

радость

РЕАКЦИЯ

СТИМУЛ

ПОВЕДЕНИЕ

НАМЕРЕНИЕ

ЗНАЧЕНИЕ

КАК РАБОТАТЬ С

НЕГАТИВНЫМИ ПРОЯВЛЕНИЯМИ ЭМОЦИЙ?

описать принцип и сказать, что подробно делаем это на тренинге – пригласить их (в конце будет информация)

ПРИНЦИП 3:

Вовлекающее

обучение

СОЗДАТЬ

МОТИВАЦИЮ

ПОМОГАЕТ

ДРАМАТУРГИЯ

ВОКРУГ ГЕРОЕВ

Тут лучше всего сказать, что вовлекающее обучение это основной принцип методики. Для того, чтобы его строить нужно понимать основные принципы драматургии, которые будут у вас в полной мере завтра на занятии.

Драматургия занятия всегда строится вокруг героев.

В наших пособиях – это сказочные герои Монсики, которые сразу учат осмыслять информацию, включая эмоции.

Для детей старшего возраста героями урока могут стать исторические персонажи с их проблемами, или как мы это чаще всего делаем – сами ученики.

О том как создать правильного образовательного героя для урока – тоже подробно на 2 занятии расскажет Олег и даст шаблон, который поможет подготовиться к занятию.

ПРИНЦИП 4:

5 ШАГОВ

РАЗВИТИЯ

я чувствую – коробочка эмоций

я хочу – драматургия

я знаю – learning is doing, начиться учиться (learning to learning)

я могу – коробочка и дерево достижений

я делаю – связка с текущими задачами

СОЗДАЙТЕ СВОЮ КОРОБОЧКУ ЭМОЦИЙ

Этап 1:

Я ЧУВСТВУЮ

Коробочка эмоций, как пример практики. А вообще важно погрузить ребенка в контекст занятия на уровне ощущений.

ДРАМАТУРГИЯ УРОКА

Этап 2:

Я ХОЧУ

Педагогика смыслов – вовлеченность зависит от того, понимает ли ребёнок смысл заданий – для чего мы это будем делать? Зачем это ему? Как он сможет применить это в реальной жизни? Чем лучше объяснили, тем более осмысленно и вовлеченно ребёнок будет участвовать в процессе. Для дошкольников и младших школьников можно использовать сказочную реальность и воображаемые цели. Поэтому мы используем драматургию.

Об этом будет прямо отдельны часовой разговор на следующем занятии

Важно

Важность выбора – если детям давать выбор – что делать первым, что потом? Как делать то, что мы наметили – предложить варианты и выбрать вместе. Как презентовать свои проекты – написать, нарисовать, снять ролик?

ПАССИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

LEARNING IS DOING

Этап 3:

Я ЗНАЮ

Тут надо поставить что-то другое

ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ ≠ ОЦЕНКИ

Этап 4:

Я МОГУ

Про рефлексию и поддерживающую обратную связь.

  • Практический приём – Лучше подчёркивать красным – то, что ПРАВИЛЬНО, а не ошибки. Так лучше запоминается.
  • Позитивная обратная связь на каждом уроке (что хорошего произошло, кто чему научился, что теперь можем делать лучше, чем раньше)
  • Замечать моменты, когда ребёнок хочет бросить занятие – успокоить, обсудить спокойно, найти, где трудность и спросить – какая помощь нужна, помочь пройти трудный этап и убедиться – Я МОГУ!

Подробно – разбираем на нашем ТРЕНИНГЕ!

1. Знания, умения, навыки

2. Научиться учиться

3. Память о педагоге

4. Опыт общения с другими

5. Эмоциональный след

5 даров

обучения

Научиться учиться – практика ладошка и 5 пальцев

Эмоциональный след – будет ли ребёнок в будущем делать то, чему у вас учился (можно рассказать про зеркальные нейроны – ваши интерес и позитив перенимаются ребёнком)

Тема урока: _________

ПРИНЦИП 5:

5 ВИДОВ

КОНТЕНТА

Слушают

Музыкальный

Смотрят

Аудиотекст

фрагмент

Видео

Делают

Рассказ учителя

Говорят

Картинки на бумаге

Собирают

Анализируют

Участвуют в дискуссии

пазл

Рисунок на доске

Рисуют схему

Делают аппликацию

Проговаривают фразы с разной интонацией

Ищут ответ на вопрос в тексте

Обсуждение в парах

Сравнивают разные данные

Придумывают решение проблемы

ЧЕК-ЛИСТ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

МУЛЬТИСЕНСОРНЫЙ УРОК

этот слайд сделать

СЛУШАЮТ

«География с Монсиками»,

Тема: Армения

ГОВОРЯТ

«География с Монсиками»,

Тема: Армения

ДЕЛАЮТ

«География с Монсиками»,

Тема: Армения

АНАЛИЗИРУЮТ

«География с Монсиками»,

Тема: Армения

СМОТРЯТ

«География с Монсиками»,

Тема: Армения

Этап 5:

Я ДЕЛАЮ

задача обучения – передать ребёнку навык и мотивацию, научить и показать важность применения

К вопросу о мотивации применять навык – ребёнку важно почуствовать радость и собственную значимость от применения новых изученных навыков.

А радость мы чувствуем от реализации собственных целей. Поэтому после изучения навыка важно побуждать детей, чтобы они сами выбрали, как применить. Научились рисовать – кому они хотят нарисовать и подарить рисунок, что украсить – как они САМИ хотят.

Выучили стишок – пусть иллюстрации сделают или ролик помогут снять друг другу на телефон и выложить куда-то с пользой – поздравить или порадовать. Желательно, чтобы результат был осознан и признан.

Об этом надо много говорить с родителями – чтобы радовались вместе с ребёнком его пусть маленьким шагам и новым умениям, и поддерживали его.

БАЗОВЫЙ КУРС «КРАСКИ ЭМОЦИЙ»

Практикум для родителей и педагогов

  • сценарии занятий
  • дидактический и раздаточный материал

11 рабочих тетрадей для ребенка с персональными практическими заданиями

Базовый курс «Краски Эмоций» включает 11 рабочих тетрадей для детей и практикум для педагогов и родителей.

  • Курс “Краски Эмоций с Монсиками” является базовым для детей от 5-ти лет, знакомит их с Монсиками, основными эмоциями, развивает базовые социальные навыки, которые ребенок будет применять в обычной жизни, а также в школе. Курс развивает не только эмоциональный интеллект, но и такие важные способности, как внимательность, ответственность, пунктуальность, знакомит с понятиями чувства юмора и смеха, интереса и приключения, страха и смелости, грусти и осмысления, доверия, вдохновения и красоты, сомнения и находчивости.

В методическом пособии курса «Краски эмоций» в начале каждого занятия дан подробный план и указан реквизит, который необходимо подготовить заранее. Дополнительные материалы (карточки, музыка) и информация доступны для бесплатного скачивания на сайте www . prosv . ru .

ПРАКТИКУМ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ

  • В пособие «Краски эмоций» . Базовый курс развития эмоционального интеллекта детей 5-7 лет включены готовые сценарии занятий.
  • Каждое занятие курса состоит из нескольких этапов.
  • Введение: погружение.

Источник: https://multiurok.ru/index.php/files/razvitie-detei-s-uchetom-emotsionalnogo-intellekta.html

Ссылка на основную публикацию