Правовое воспитание детей в дошкольных учреждениях

Правовое воспитание дошкольников в детском саду

Даже самые маленькие члены общества обладают определенными социальными правами, которые не могут нарушаться никем из их окружения или более дальних членов социальной группы.

Правовое воспитание дошкольников, осуществляемое в стенах ДОУ, обеспечивает здоровое развитие личности в период становления и дает малышам чувство психологической защищенности, что очень важно при условиях активного развития и адаптации.

Правовое мышление – основа будущего

Правовое воспитание – один из компонентов нравственного воспитания. Отсутствие у ребенка нравственных норм делает его неспособным соблюдать чужие права, любые знания будут носить лишь формальный характер. У воспитателей в детском саду есть все необходимые возможности для положительного влияния на взрослеющую личность, именно дошкольный период для ее формирования наиболее важен.

Своевременное правовое воспитание позволит взрослым быть уверенными в будущем детей: они и себя не дадут обидеть, и чужих прав не ущемят.

Главные  правовые аспекты возрастного периода дошкольника  – это право на игру, заботу и любовь окружающих взрослых, защиту от насилия или унижения. Атмосфера, в которой растет маленький человек, должна излучать добро и любовь.

Любой малыш имеет право на любящую семью и внимание. Родители и педагоги должны оказать помощь в становлении полноправного гражданина.

Доу – основной участник правового воспитания

Чтобы дать малышам простейшие знания о правах и свободах, о том, что такое уважение и терпимость, воспитателю важно не только подарить детям знания, но создать также условия, когда бы они применили их на практике. Малышам необходимо попрактиковаться в определенных действиях, понять, как тот или иной поступок выглядит со стороны, какие эмоции вызывает у окружающих.

Для объяснения важных понятий в качестве примера педагог использует сказки, пословицы, стихотворные произведения.

Однако, беря сказки как иллюстративный материал для знакомства с правами, их нужно использовать очень осторожно, т.к. они обладают совсем иной шкалой оценки поступков героев.

Обратите внимание

Правовая система оценивания исказит детское восприятие фольклора и может привести к ошибочному осуждению положительных и оправданию отрицательных персонажей.

Успех работы по правовому воспитанию во многом зависит от личного примера воспитателя, умения привлечь внимание к фактам окружающей жизни, создать жизнерадостную обстановку, укрепить веру детей в добро и справедливость.

Малыши должны иметь уверенность, что они надежно защищены от зла и несправедливости.

Нравственно-правовое воспитание начинается с первых дней, когда ребенок только осваивается в стенах ДОУ. Сначала дети учатся положительно воспринимать хорошие поступки, отрицательно относиться к плохим.

Позднее у них складывается осмысленное критическое отношение к тому, что нельзя или плохо.

Читайте еще:  Развитие речи у детей старшего дошкольного возраста

Занятия в младшей группе

Самым младшим пока еще сложно воспринимать понятия, которые содержатся в правовых документах. На этом этапе педагогическая работа имеет своей целью только знакомство малышей с «правовым миром», она носит опосредованный характер, обучение проходит исключительно в игровой форме.

На занятии с малышами по правовому воспитанию могут использоваться материалы сказок. На примере «Трех медведей» ребятам можно дать представление о том, что такое семья, поговорить с ними об уважении между членами семьи. Сказка о трех поросятах – поле для рассуждений о праве на жилище, неправомерных действиях волка.

Средняя группа

От того, как организовано правовое воспитание на занятиях, зависит дальнейшее жизненное самоопределение ребят. В ходе обучения у них формируются способности адекватно себя вести в конфликтных ситуациях. В младшем возрасте дети только учатся ориентироваться на нравственные нормы, ближе к школе они их уже соблюдают, могут пояснить смысл.

При организации мероприятий, коими могут стать конкурсы, викторины, путешествия по сказкам, главная задача развлекательная. Вместе с удовольствием и радостными эмоциями дети попутно получают знания в правовой сфере. Очень помогут здесь подвижные игры, музыка и танцы.

Мероприятия в старшей группе

На занятиях воспитатели формируют у ребят представление о законе и его значимости, о том, как устроено государство.

Со старшими дошкольниками проводятся сюжетно-ролевые игры, беседы, викторины, где они являются активными думающими участниками, на примере различных поступков человека могут объяснить, поступает он плохо или хорошо, каковы их представления о том, как должен действовать гражданин правового государства.

В ходе бесед о законах и о том, зачем они нужны, дети последовательно приходят к выводу, что в любой стране нужны некие механизмы, которые будут регулировать взаимоотношения между людьми, всех членов общества должны защищать законы, за исполнением которых тоже кто-то должен наблюдать.

Работа в подготовительной группе

Дети дошкольного возраста воспринимают многие ситуации через призму чувств. К 6-7 годам они вполне способны почувствовать несправедливость, проявленную к герою мультика или, когда несправедливость направлена на них самих. Именно на эти эмоции и нужно опираться наставникам.

По ФГОС, правовое воспитание дошкольников должно помочь детям усвоить свои основные права. Это право на жизнь и охрану здоровья, на дом и семью.

Дети имеют право на имя, образование, могут развивать свои способности. Ребята старшего дошкольного возраста уже знают, что в любой затруднительной ситуации они получат поддержку, обратившись по номеру телефона доверия.

Существуют службы помощи, которые окажут содействие, где бы они ни жили.

Читайте еще:  Духовно-нравственное воспитание дошкольников

К моменту поступления в школу воспитанники должны быть ознакомлены со своими основными правами и проявлять гражданское поведение, которое выражается в:

  • активной социальной, нравственной позиции;
  • положительных личных качествах;
  • умении разрешать конфликтные ситуации, не выходя за рамки общепринятых норм;
  • ответственном отношении к близким и незнакомым людям, природе;
  • стремлении самосовершенствоваться.

Источник: https://vospitanie.guru/pravovoe/doshkolnikov-pravo

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение “детский сад № 30” города ярославля

ПРАВОВОЕ ВОСПИТАНИЕ ДОШКОЛЬНИКА

Актуальность.

Последнее десятилетие характеризуется усилением внимания к ребенку как к личности, субъекту социально-правовых отношений, наделенному определенными правами.

Многие прогрессивные изменения в российском обществе, социальные, политические и экономические эксперименты предполагают и переоценку роли ребенка в нем.

Общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями.

В дошкольном возрасте является возможным формирование:

– уважительного отношения к установленным правилам поведения;

– осознанного подчинения принятому правомерному стандарту поведения;

– понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил;

– установки на оказание помощи работникам правоохранительных органов, осуществляющих деятельность по пресечению и предупреждению правонарушений;

– установок, препятствующих податливости криминальным и асоциальным влияниям;

– неприятия насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных, объектов окружающей среды с формированием на этом материале правовых убеждений;

– ценностной значимости семьи и добропорядочного отношения к родным и близким;

– ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха.

Правовое воспитание дошкольников является сложным процессом. Раннее правовое воспитание способствует общему социальному развитию ребенка, созданию условий для формирования его правосознания и правосообразного поведения. Правовое воспитание в детском саду предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.

Цели и задачи.

Правовое воспитание детей дошкольного возраста направлено на формирование основных блоков функциональных компонентов структуры правосознания:

– логико-нормативного (элементарные знания детей о своих правах и обязанностях, то есть правовая информированность, понимание социально одобряемых правил поведения);

– эмоционально-образного (субъективное отношение ребенка к правилам поведения, ценностное их восприятие, адекватная оценка своих и чужих поступков с точки зрения действующих правил поведения);

– принципиально-волевого, или поведенческого (проявление активности в ситуациях, когда необходимо руководствоваться социально одобряемыми правилами поведения, реализация правосообразного поведения в различных видах деятельности, соблюдение запретов и исполнение обязанностей).

Основные задачи правового воспитания в ДОУ:

– создание условий для формирования у детей правовой компетентности;

– ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально-правовыми нормами и правилами поведения;

– формирование у детей: социальной ответственности, способностей понимать и оценивать свое поведение и поступки окружающих людей, навыков общения в различных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;

– воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия, в том числе внешнего облика и физических недостатков;

– содействие процессу формирования у детей: чувства собственного достоинства, своего мнения и навыков его выражения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров;

– воспитание уважения к достоинству и мнению другого человека;

– создание в ДОУ правового пространства и условий для повышения квалификации воспитателей в сфере правового воспитания;

– повышение уровня правовой культуры педагогического состава ДОУ и родителей детей, посещающих детский сад;

– создание условий для организации взаимодействия семьи и ДОУ по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс;

– повышение уровня социально-правовой защищенности детей как в ДОУ, так и в семье;

– формирование у родителей понимания ответственности семьи за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения;

– оказание необходимой помощи семьям в осуществлении правовоспитательной деятельности.

Механизм реализации.

Для решения поставленных целей и задач правовоспитательную деятельность в ДОУ необходимо осуществлять по трем направлениям:

– с педагогическим составом;

– с родителями;

– с детьми.

На первоначальном и последующих этапах реализации программы предполагается проведение диагностики уровня правовой культуры и диапазона потребностей всех участников правовоспитательного процесса.

Успешность правового воспитания в ДОУ во многом определяется соответствующей квалификацией педагогических кадров. В практике правовоспитательной деятельности педагогов недопустимы воздействия на дошкольников, оскорбляющие их человеческое достоинство, жестокие наказания, грубые окрики и т.п.

Правовое воспитание не должно быть назидательным, так как невозможно сформировать у детей ненасильственное отношение к другим людям, уважение к человеку и его правам, если занятия будут проводиться в авторитарном стиле.

Важно

Педагогическая тактика должна строиться не на категоричных суждениях, а на убеждении и доброжелательном обсуждении.

Правовое воспитание в детском саду происходит более успешно при использовании поисково-экспериментальных, игровых, проблемных, практических методов. На занятиях целесообразно использовать виды деятельности, в которых дети включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить и т.п.

Наиболее перспективным является проведение правовоспитательной работы на положительных примерах, в отношении которых у детей возникает желание подражать.

Ориентиром в выборе средств воспитательных воздействий на дошкольников в процессе правового воспитания является формирование у детей представления о человеческом достоинстве и праве каждого на его уважение.

ДЕТИ ИМЕЮТ ПРАВО:

– на воспитание в семейном окружении или быть на попечении тех, кто обеспечит им наилучший уход;

– на безопасные условия жизни, право не подвергаться жестокому или небрежному обращению;

– на медицинский уход;

– на достаточное питание и достаточное количество чистой воды;

– на отдых;

– на приемлемый уровень жизни;

– выражать свое мнение и собираться вместе с целью выражения своих взглядов;

Читайте также:  Методики развития внимания у дошкольников, интересные упражнения

– на бесплатное образование;

– говорить на своем родном языке, исповедовать свою религию, соблюдать обряды своей культуры.

ДЕТИ-ИНВАЛИДЫ ИМЕЮТ ПРАВО НА ОСОБУЮ ЗАБОТУ И ОБУЧЕНИЕ.

ДЕТИ НЕ ДОЛЖНЫ ИСПОЛЬЗОВАТЬСЯ В КАЧЕСТВЕ ДЕШЕВОЙ РАБОЧЕЙ СИЛЫ.

Источник: https://mdou30.edu.yar.ru/pravovaya_stranichka/pravovoe_vospitanie_doshkolnika.html

Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования

Гридасова Ж. В., Такахо М. Х. Правовое воспитание детей как инновационная форма дошкольного образования [Текст] // Актуальные задачи педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2016 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2016. — С. 43-45. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10137/ (дата обращения: 08.02.2019).



Еще с древних времен человечество понимало, что жизнь начинается с детства. Многие философы, мыслители поднимали в своих трудах проблему защиты детей. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…».

С наступлением XXI века во всем мире эта проблема стоит особенно остро и объясняется рядом причин: социально-экономическая ситуация современного мира отражается, прежде всего, на детях. Трудно пройти мимо беспризорного, голодного ребенка.

Понимая, что дети самое дорогое, что есть в любом обществе, вне зависимости от политического строя и религиозного вероисповедания, педагоги стоят перед решением важнейшей проблемы: как защитить права ребенка, сохранив тем самым генофонд нации? Для нашей страны проблема защиты прав ребенка имеет особую актуальность.

Существует множество примеров, когда родители, сами стоящие на пагубном пути, попросту издеваются над своими детьми, что приводит к травмам, увечьям и даже гибели несовершеннолетних.

Данная проблема носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы по данной проблеме.

При решении этого вопроса вытекает немало противоречий, одно из которых это высокая значимость и недостаточная практическая разработанность «защиты прав ребенка дошкольного возраста».

Совет

Сложность заключается, прежде всего, в абстрактности самого понятия «право», которое ребенку дошкольного возраста трудно осознать.

Несмотря на то, что это очень серьезный и сложный вопрос, мы считаем возможным и необходимым знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка уже в дошкольном возрасте, используя в своей работе специфические методы и приемы.

Для знакомства с правами ребенка помогут хорошо знакомые произведения, среди которых могут быть изображены сказочные, антропоморфные животные (а не люди или их дети), которые соблюдают (а не нарушают!) права своих детенышей.

Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы, главная цель которой — дать детям дошкольного возраста элементарные знания и представления о Международном документе по защите прав ребенка.

Работа по данной теме предусматривает взгляд на ребенка как на полноправного партнера в условиях сотрудничества.

Специфика ее предполагает четкое реагирование на изменение социальной ситуации в современном мире, варьирование, интеграцию и постоянное совершенствование.

В нашей стране в системе дошкольного образования сделаны лишь первые шаги в этом направлении. Среди авторов, занимающихся изучением данного вопроса наиболее популярны С. Шабельник и С. Усачев. Они предлагают свою форму работы по ознакомлению дошкольников с правами ребенка на основании своего опыта.

Зачастую, права ребенка нарушаются самыми близкими и дорогими людьми. “Проблемные” родители — не вина ребенка, а его беда и несчастье. Жестокое обращение с детьми — это не только побои, нанесение ран, сексуальные домогательства и другие способы, которыми взрослые люди калечат тело ребенка. Это — унижение, издевательства, различные формы пренебрежения, которые ранят детскую душу.

Пренебрежение может выражаться в том, что родители не обеспечивают ребенку необходимое количество пищи, одежды, сна, гигиенического ухода. Кроме того, пренебрежение проявляется в недостатке со стороны родителей уважения, внимания, ласки, тепла.

Обратите внимание

Жестокое обращение с детьми формирует людей социально дезадаптированных, не умеющих создавать семью, быть хорошими родителями. Опасным социальным последствием насилия является дальнейшее воспроизводство жестокости.

В случае выявления жестокого отношения к ребенку со стороны родителей педагогу следует принять меры по его защите.

Какие наиболее характерные особенности в поведении взрослых должны подтвердить ваши опасения?

В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие.

На жалобы по поводу поведения сын: (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально.

Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.

Что может предпринять педагог, подозревая родителей в жестоком обращении с ребенком?

Прежде всего, постараться завоевать его доверие, наблюдать за его поведением, а замеченные отклонения желательно заносить в специальный дневник. Побывать ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.

В результате предпринятых действий вы можете прийти к следующим выводам:

 ваше предположение подтверждается (не подтверждается);

 решение проблемы не терпит отлагательства и требует подключения специалистов.

Особого внимания требуют семьи, в которых существует “установка на агрессию”. Наказание ребенка, в том числе физическое, в данном случае является выражением привычного способа поведения.

Важно

Большинство взрослых, использующих в качестве методов воспитательного воздействия приказы, угрозы, предупреждения, телесные наказания, не считают, что нарушают права ребенка, оскорбляют его достоинство. Основной аргумент, на который они опираются, состоит в том, что такого рода наказания в детстве применялись по отношению к ним самим.

Таким образом, задача педагогов и психологов состоит в поиске способов изменения установки родителей на агрессивное поведение в отношении ребенка.

На сегодняшний день проблема домашнего насилия стоит особенно остро. Приводятся страшные факты жестокого обращения с детьми, и особую тревогу за маленьких граждан испытывают работники ДОУ, которые по роду своей деятельности несут ответственность за своих питомцев.

Для реализации создания системы работы по защите прав ребенка в ДОО рекомендуются следующие мероприятия:

 разработка системы планирования;

 обеспечение научно-методического сопровождения этого направления;

 подготовка дидактического материала;

 определение содержания работы;

 создание формы ее организации на уровне всех участников образовательного процесса.

Реализация положений Конвенции лучше всего начать с диагностики, выявления различных аспектов проблемы путем анкетирования, тестирования и др.

Проблема защиты прав ребенка имеет многоаспектный характер, однако ясно одно: ее невозможно решить только на уровне ДОО, очень важно наладить общую систему работы, вовлекая в нее детей, родителей, педагогов, психологов.

Были определены следующие формы их взаимодействия:

 сюжетно-ролевые игры;

 конкурсы;

 инсценировки;

 встречи с интересными людьми (“беседа у камина”);

 дискуссии (цикл мероприятий дискуссионного зала).

Отвечая на вопрос, на что же ребенок имеет право, следует обратиться к нормативно-правовой базе: это “Всеобщая декларация прав человека”, “Конвенция о правах ребенка”, принятые ООН основополагающие документы, признанные мировым сообществом.

Конвенция — провозглашает ребенка самостоятельным субъектом права. Но реализации прав ребенка невозможно добиться только путем принятия правозащитных законов и создания механизмов обеспечения их выполнения.

Не менее важным является осознание всем нашим обществом, взрослыми и детьми, каждым человеком необходимости устранения из нашего сознания, нашей психологии непризнания ребенка самостоятельной личностью, имеющей свои права и обязанности.

Задача работников дошкольных образовательных учреждений — донести до сознания детей в доступной форме “Конвенцию о правах ребенка”. Невольно возникает вопрос «Как это сделать?»

Для начала необходимо определиться с задачами, которые педагог ставит при знакомстве дошкольников с правами ребенка

 Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

 Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).

 Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).

 Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

 Разъяснять общественные нормы и правила поведения.

Главными путями реализации задач являются игровые занятия со знакомыми сказочными героями в форме путешествий в Солнечный город с Незнайкой, в Изумрудный город с Элли; КВН “Неразлучные друзья — взрослые и дети”; традиционные праздники — концерты “Бабушка любимая моя”, “Вместе дружная семья”; беседы, экскурсии, чтение художественной литературы, познавательные и развивающие игры, а также совместная и самостоятельная деятельность, конкурсы, развлечения, организуемые детьми. Вся запланированная работа сообщает детям знания, вызывает оценочное отношение к социальным явлениям, фактам, событиям, способствует развитию социальных эмоций, чувств.

Литература:

  1. Антонян Ю.М. Жестокость в нашей жизни. — М.: — 1995. Ашиков В. И., Ашикова С. Г. Семицветик: Программа и руководство по культурно-экологическому воспитанию и развитию детей дошкольного возраста. М., 1997.
  2. Зверева 0.П. — Семейная педагогика и домашнее воспитание — М; 2000.
  3. Иванова Н.П. Воспитание детей в семье в контексте социальных изменений//Начальная школа, — 2004. — № 3. — с. 6-13
  4. Котелевская В.В., Анисимова Т.Б. Дошкольная педагогика. Развитие речи и интеллекта в играх, тренингах, тестах. — Ростов н/Дону.: Феникс, 2002.
  5. Мордовец А.С., Магометов А.А., Силантьев Л.В., Чинчиков А.А. Права человека и деятельность органов внутренних дел. Саратов, 1994 год.

Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, дошкольный возраст, жестокое обращение, детский сад, родитель, проблема защиты, проблема, педагог, защита, современный мир.

ребенок, дошкольный возраст, жестокое обращение, детский сад, родитель, проблема защиты, проблема, педагог, защита, современный мир

Источник: https://moluch.ru/conf/ped/archive/189/10137/

Правовое воспитание детей

Основополагающим нормативно – правовым актом по регулированию статуса ребенка является Конвенция «О правах ребенка».

Статья 29 Конвенции о правах ребёнка содержит требования, которые предъявляются к образовательным процессам по правовому воспитанию детей:

  • Развитие умственных и физических способностей ребенка, а также его личности и талантов,
  • Воспитание уважения к родителям и его самобытности, национальности языку и стране в которой ребёнок живёт,
  • Воспитание уважения к правам человека и гражданина,
  • Проведение подготовки к взрослой жизни в свободном социуме в среде,
  • Понимание, терпимость и равноправие полов, дружба народов и религиозных групп.

Правовое воспитание представляет собой деятельность государства, а также организаций по формированию культуры и правового поведения, то есть активному и сознательному соблюдению положение нравственности и формирования навыков взаимодействия с людьми, построения взаимоотношений, которые основываются на доброжелательности и уважении.

Этапы правового воспитания детей

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

В науке принято разделять правовое воспитание на следующие этапы:

  • Младший возраст (также можно назвать дошкольный). Дети обучаются правилам поведения в коллективах, а также установка положительных отношений со взрослыми людьми и своими сверстниками,
  • Средний возраст. Происходит работа по становлению способности детей общаться в обществе, а также формируются нравственные нормы поведения.
  • Старший возраст. Формируются нравственно-правовая культура, происходит ознакомление с нормативно правовыми положениями.
Читайте также:  Как развивать своего ребенка в 10 месяцев?

Дети изучают следующие группы прав:

  • Право ребенка на жизнь, на достойные условия жизни, на заботу родителей.
  • Права ребенка развиваться, то есть получить образование, а также право на досуг и отдых.
  • Право ребенка на защиту, то есть гарантия защищённости от всех форм насилия и особенные права, которые предоставляются детям-инвалидам.

Работа по повышению родительской компетентности в области правового воспитания ребенка проводится путем индивидуальной или коллективной работы с семьей.

Замечание 1

Правовое воспитание граждан является одним из важнейших условий для развития общества и демократического государства. В государстве, где демократия только становится, а права человека выступают важнейшей ценностью государства, очень важно предоставить детям не только творческую реализацию, но также свободное самоопределение.

Цели и задачи правового воспитания детей

Замечание 2

Целью правового воспитания школьников является необходимость сформировать основу правового сознания детей.

Задачи, которые ставятся при проведении правового воспитания:

  • Создаются условия для выработки положительного ощущения у детей,
  • Развиваются навыки общения в обществе,
  • Воспитывается уважение и терпимость,
  • Формируется чувство собственного достоинства,
  • Воспитывается уважение к другим людям.
  • Разъясняются положения основных правил поведения,
  • Ознакомление детей с нормативно-правовыми документами.

Формы правового воспитания детей

  • Беседа,
  • Знакомство с основными правами и свободами человека,
  • Сюжетные игры,
  • Физкультурная деятельность,
  • Изобразительная деятельность,
  • Игры, которые основываются на национальной сфере,
  • Разрешение различных ситуаций путём проблемно-поисковой деятельности.

Направления работы

  • Работа с коллективом в образовательном учреждении,
  • Работа с родителями,
  • Работа с детьми.

Замечание 3

Таким образом, правовое воспитание детей представляет собой важную сферу деятельности, которая направлена на формирование у детей уважительного отношения к законодательству и развитию правовой культуры в целом.

Источник: https://spravochnick.ru/sociologiya/pravovoe_vospitanie_detey/

Правовое воспитание в ДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 12 «Белочка» г. Котовск Тамбовской области 2011 год. – презентация

1 Правовое воспитание в ДОУ Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад 12 «Белочка» г. Котовск Тамбовской области 2011 год<\p>

2 Детство- это период, когда закладываются фундаментальные качества личности, обеспечивающие психологическую устойчивость, нравственные ориентации, жизнеспособность и нравственность. Дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка.<\p>

3 Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей. Актуальность правового воспитания в наши дни однозначна: общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями. Воспитать такие личности возможно лишь в условиях соблюдения правовых норм, исключающих нарушение прав и достоинств детей. АКТУАЛЬНОСТЬ<\p>

Совет

4 Основные задачи – создание условий для формирования у детей правовой компетентности; – ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме с социально- правовыми нормами и правилами поведения; – формирование у детей социальной ответственности, способности понимать и оценивать свои поступки и поступки окружающих людей; – воспитание у детей уважительного и терпимого отношения к людям независимо от их происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, внешнего облика и физических недостатков; – содействие процессу формирования у детей чувства собственного достоинства, своего мнения, умений конструктивного разрешения конфликтов и споров; – воспитание уважения к достоинству и мнению другого – создание в ДОУ правового пространства ; – повышение уровня правовой культуры педагогического состава ДОУ и родителей; – создание условий для организации взаимодействия семьи и ДОУ по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в правовоспитательный процесс; – повышение уровня правовой защищенности детей как в ДОУ, так и в семье; – формирование у родителей понимания ответственности за ребенка, за соблюдение его прав, необходимости создания в семье взаимоотношений, основанных на понимании, заботе, ненасильственных способах общения.<\p>

5 Условия для осуществления правового воспитания -Разработана система планирования работы; – Обеспечено научно-методическое сопровождение; – Подготовлен дидактический материал; – Создана необходимая предметно – развивающая среда.<\p>

6 Механизм реализации -Работа с педагогическим составом; -Работа с детьми; -Работа с родителями.<\p>

7 Работа с педагогами ДОУ Организуются: – Советы педагогов; – консультации для воспитателей по вопросам правового воспитания и вовлечения родителей в процесс правового воспитания детей; – семинары с целью разрешения теоретических и практических вопросов правовоспитательной деятельности детского сада; – взаимопосещения педагогов открытых занятий в рамках правового воспитания; Составлен: план методической работы на год.<\p>

8 Сентябрь Изучение документов “Всеобщей декларации прав человека”, “Конвенции ООН Оправах ребенка”, “Семейного кодекса РФ”. Работа «Школы общения» по темам « Правоотношения», «Правовая культура педагога ДОУ». Диагностика профессиональных качеств педагогов. Октябрь Семинар “Актуальность проблемы гражданско-правовых знаний детей”. Обсуждение вопросов в “Правовой академии педагогов”. Разработка анкет-опросников для родителей. Ноябрь Работа «Школы общения» по темам «Правовая культура родителей», «Правосознание». Взаимопосещение занятий по правовому воспитанию. План работы с педагогами на учебный год<\p>

9 Декабрь Совет педагогов «Гражданско-правовое воспитание в ДОУ». Конкурс профессионального мастерства: показ занятий «Ребенок и его права». Семинар “Жестокое обращение с детьми”. Январь Педагогический мост “Развитие у ребенка положительного отношения и чувства симпатии к народам разных национальностей”. Работа «Школы общения» по теме «Наказания и поощрения в процессе воспитания дошкольников». Февраль Практикум “Какие “барьеры” встречаются в работе воспитателя?” Мини-дискуссия на тему “Как бы ты поступил?” Март Проведение “Недели прав ребенка”. Консультация “Ребенку необходимо самоуважение”. Апрель Факультативные занятия по праву. Работа «Школы общения»: изучение проблемных ситуаций, возникающих в процессе работы с детьми. Май Анализ деятельности ДОУ за год по проблеме “Формирование основ правового сознания у дошкольников”.<\p>

10 Работа с детьми Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека. Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.). Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.). Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.<\p>

11 Модель педагогического процесса правового воспитания дошкольников Организованное обучение Совместная деятельность взрослого и ребенка Самостоятельная деятельность детей<\p>

Обратите внимание

12 Организованная форма обучения Организованная форма обучения Беседы на этические темы, мини- дискуссии Знакомство с правами человека Сюжетно- ролевые игры, инсценировки, дидактические игры Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков Изобразительная, трудовая деятельность Проблемно- поисковая деятельность Физкультурно- оздоровительная деятельность<\p>

13 Самостоятельная деятельность детей Работа с литературой Самостоятельная деятельность детей Создание проблемных ситуаций. Задания для самостоятельных наблюдений Разные виды игр Продуктивные виды деятельности Двигательная активность<\p>

14 Продуктивная Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативности Ролевые, театрализованные, дидактические игры Проблемная Поисково- экспериментальная Ведущие виды деятельности для организации правового воспитания<\p>

15 Реализация задач – игровые занятия со знакомыми сказочными героями; – КВН ; – традиционные праздники – концерты; – беседы; – экскурсии; – чтение художественной литературы; – познавательные и развивающие игры; – наблюдения.<\p>

16 Особенности правового воспитания с учетом возраста детей Младший возраст Главная задача: реально ограждать и предохранять детей от зла, защищать их. Важно воспитать у ребенка чувство доверия к себе, людям, миру, чувство собственного достоинства и уверенности. В младшем возрасте необходимо сформировать у ребенка образ взрослого человека, как справедливого, доброго защитника. Темы ознакомления детей младшего возраста с основами правового сознания: “Я – человек”, « Мое имя», “Я и моя семья”, « Я и мои игрушки”, “Я и люди на Земле”, “Я и мои права”. Старший возраст Главная задача: знакомство детей с правовыми документами, с основными правами и свободами человека. Темы ознакомления детей с основами правового сознания: “Знакомство с Декларацией прав человека”, “Право на жизнь, свободу, семью”, “Право на жилье, пищу, личное имущество”, “Право на защиту, любовь, внимание, заботу, помощь”, “Право на медицинскую помощь и охрану здоровья”, “Защита детей”, “Право на дружбу и собственное мнение”, “Я и общество”.<\p>

17 Работа с родителями Как бы серьезно ни продумывались формы правового воспитания детей в дошкольных образовательных учреждениях, какой бы высокой ни была квалификация работников дошкольного учреждения, невозможно достигнуть поставленной цели без постоянной поддержки и активного участия родителей в правовоспитательном процессе.<\p>

18 Анкетирование родителей по вопросам правового воспитания – С положениями Конвенции о правах ребенка знаком лишь 1% родителей; – О существовании Семейного кодекса известно лишь 58%, но смогли назвать свои права и обязанности только 28 %; – Только половина родителей (54% ) понимают, что уходя из дома по своим делам и оставляя ребенка одного на несколько часов, они тем самым нарушают его права; – 85,7 % родителей справедливо считают, что ударить ребенка – означает нарушить его права, вместе с тем, 73%, допускают щелчок по попе и 31 % – использование ремня, как наказания.<\p>

19 Анкетирование родителей по теме «Наказание в воспитании» – 92% родителей наказывают своих детей (от физического воздействия до речевой агрессии); – 92% опрашиваемых ответили, что их самих в детстве наказывали; – 78% родителей объяснили, что их раздражает в ребенке капризы, ложь, истерики, непослушание, неаккуратность; – 84% родителей не знают, в чем проявляется нарушение прав ребенка.<\p>

Важно

20 Факторы риска – неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов и мачех; – присутствие в семье больного алкоголизмом (наркоманией) или вернувшегося из мест лишения свободы; – безработица, финансовые трудности; – постоянные супружеские конфликты; – статус беженцев, вынужденных переселенцев; – низкий уровень культуры, образования родителей, -негативные семейные традиции; – нежеланный ребенок; – умственные или физические недостатки ребенка; – “трудный” ребенок.<\p>

21 На что обратить внимание – Психическое и физическое развитие ребенка не соответствует его возрасту. – Неухоженность, неопрятность; апатичность или, наоборот, агрессивность ребенка. – Изменчивое поведение: переход от спокойного состояния к внезапному возбуждению (такое поведение часто является причиной нарушения контактов с другими детьми). -Проблемы с обучением в связи с плохой концентрацией внимания. – Отказ ребенка раздеться, чтобы скрыть синяки и раны на теле. – Повторяющиеся жалобы на недомогание (головную боль, боли в животе и др.). – Враждебность или чувство страха по отношению к отцу или матери. – Судорожное реагирование на поднятую руку (ребенок сжимается, как бы боясь удара). – Чрезмерное стремление к одобрению, ласке любого взрослого, гипертрофированная забота обо всем и обо всех. – Демонстрация “взрослого” поведения, интерес к вопросам секса уже в дошкольном возрасте.<\p>

22 Эмоциональные состояния: грустно радостно, сердито, удивленно, восхищенно и т.д. Поведение родителей – В беседе о ребенке родители проявляют настороженность или безразличие. – На жалобы по поводу поведения сына (дочери) в детском саду реагируют холодно либо очень бурно и эмоционально. – Часто меняют детского участкового врача, переводят ребенка из одного дошкольного учреждения в другое.<\p>

23 Впечатления Что предпринять – Прежде всего, постараться завоевать доверие ребенка, наблюдая за его поведением. – Побывать у ребенка дома, посмотреть, в каких условиях он живет, постараться установить контакты с семьей. – Побеседовать с опекунами, близкими родственниками, высказать свою озабоченность его поведением в детском саду.<\p>

24 Мероприятия ДОУ по правовому просвещению родителей Активности Продуктивности Увлеченности – В каждой возрастной группе оформлены информационные стенды «Защита прав ребенка»; – Организуются консультации- беседы с проведением анкетирования родителей «Я и мой ребенок»; – Проводится выставка семейных работ «Мама, папа, я – счастливая семья». – Составляется социальный паспорт каждой семьи; – Организуется посещение семей с целью оценки взаимодействия взрослого с ребенком; – Проводятся родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации по вопросам правового воспитания и ознакомления с нормативно-правовой документацией; – Организуются совместные физкультурные праздники, Дни здоровья.<\p>

25 Результативность Положительное изменение детей в их отношении к себе и другим людям. Снижение уровня агрессии у детей. Сформированность у детей собственного мнения. Изменение подходов к разрешению конфликтов и споров. Умение детей анализировать, отмечать нарушения в правах. Значительно повышена правовая грамотность родителей. В детском саду не зарегистрировано ни одного факта жестокого обращения с детьми. Заметно снизился процент неблагополучных семей.<\p>

26<\p>

Источник: http://www.myshared.ru/slide/552275

Вестник Педагога | “Система работы детского сада по правовому воспитанию”

Автор: Кондратьева Наталья Николаевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МДОУ Детский сад №81
Населённый пункт: г.Ярославль
Наименование материала: консультация
Тема: “Система работы детского сада по правовому воспитанию”
Дата публикации: 06.06.2016
Раздел: дошкольное образование

Назад

Консультация «Система работы детского сада по правовому воспитанию» Воспитатель Кондратьева Н.Н. Ноябрь, 2015г. Работа по правовому воспитанию направлена на воспитание в детях уверенности в себе, самоуважения и уважения к другим людям, и заключается она в формировании основ правового сознания.

Вопросам правового воспитания в последнее время уделяется все больше внимания. Неблагополучное положение многих детей России в начале ХХI века вызывает большую тревогу. Увеличилось количество детей больных и оставшихся без попечительства родителей; малолетних алкоголиков и наркоманов.

Нарушается одно из основных прав ребенка – право на полноценное детство. На протяжении длительного времени для общества в целом была и остается актуальной задача по искоренению преступности, по воспитанию человека, соблюдающего порядок, правила поведения в обществе. Но не только в семье закладываются основы поведения человека.

Совет

Большую роль в этом процессе играет система образования, как один из важнейших институтов социализации.

Право

– совокупность общеобразовательных правил поведения, норм, узаконенных возможностей человека, санкционированных, регулируемых и охраняемых государством. Под

правовым воспитанием

принято понимать целенаправленную систематическую деятельность по формированию и повышению правового сознания и правовой культуры.

Воспитание правовой культуры

– обязательная составляющая политики государства, ратифицировавшего Конвенцию о правах ребенка. Однако по отношению к детям дошкольного возраста эта задача понимается порой непростительно примитивно: мол, дети посмотрят на картинки, почитают рифмовки – и с правами будет все в порядке. Из картинок и из инсценировок по мотивам Конвенции правовая культура ребенка не возникает. Первая необходимая составляющая, обеспечивающая ее, это правовая культура взрослых и их соответствующее поведение.

К нормативно-правовым документам по правам ребёнка относятся:

 Всеобщей декларации прав человека (1949 год)  Декларация прав ребёнка, принятая Генеральной Ассамблеей ООН (1959).  Конвенция ООН о правах ребенка (1989).  Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).  Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации»  Конституция Российской Федерации.  Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании».  Семейный кодекс Российской Федерации.  Уголовный кодекс Российской Федерации.  Типовое положение дошкольного образовательного учреждения.  Устав учреждения.  И другие правовые акты Российской Федерации, касающиеся вопросов правового воспитания.

Историческая справка.

Первым документом, регулирующим права детей, явилась Декларация о правах ребенка, принятая в 1923 году Международным союзом спасения детей. Данный документ действовал в течение 36 лет. Приняв краткую Декларацию прав ребенка, ООН поставила цель: разработать документ о правах детей, который имел бы обязательную силу для государств, согласившихся его подписать.

Именно таким документом и стала Конвенция о правах ребенка. Конвенция ООН о правах ребенка – это документ о правах ребенка, состоящий из 54 статей, каждая из которых описывает определенное право. Когда страна подписывает эту Конвенцию, она принимает на себя обязанность предоставления этих прав всем детям без исключения.

На данный момент большинство стран подписало Конвенцию о правах ребенка (наша страна присоединилась к этому документу 13 июля 1990 г.) Основным актом о правах ребёнка в России является Федеральный закон от 24 июля 1998 г. N 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации».

Правовому воспитанию дошкольников стали уделять большое внимание, так как дошкольное детство – наиболее благоприятный период для становления личности ребенка. Дошкольному учреждению принадлежит особая роль в воспитании будущего гражданина своей страны.

В детском саду правовое образование состоит из трех блоков: работа с детьми, работа с педагогами, работа с родителями. Цель работы по правовому воспитанию – формирование основ правового сознания дошкольников.

Задачи:

 Создавать условия для развития у детей положительного самоощущения.  Развивать социальные навыки, коммуникативную компетентность ребенка.  Воспитывать уважение и терпимость, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.  Способствовать формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.  Воспитывать уважение к достоинству и личным правам другого человека.  Разъяснять общественные нормы и правила поведения.  Познакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

Эти задачи в дошкольном учреждении решаются через:

– организованное обучение; -совместную деятельность взрослого и ребенка; – самостоятельную деятельность детей.

Организованная форма обучения и совместная деятельность

включают в себя:  Знакомство с правами человека на занятиях.  Беседы на этические темы.  Сюжетно-ролевые игры, инсценировки, дидактические игры.  Физкультурно-оздоровительная деятельность.

 Изобразительная, трудовая деятельность.  Игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, коммуникативных умений и навыков.  Проблемно-поисковая деятельность (разрешение различных ситуаций).

Самостоятельная деятельность детей

Обратите внимание

включает:  Работу с литературой.  Создание проблемных ситуаций, задания для самостоятельных наблюдений.  Разные виды игр.  Продуктивные виды деятельности.  Двигательную активность

Методы работы с детьми:

1. Использование сюжетов хорошо известных сказок (иллюстрации, видео, аудиокассеты, диафильмы), беседа о прочитанном и просмотренном. 2. Решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком:, если бы я поймал золотую рыбку:, если бы я вдруг превратился в: 3. Дидактические игры типа: “Я имею право”, “Чьи права нарушены?”, “Назови права героев”, “Выбери право”. 4. Наблюдение. Например, предлагаем детям понаблюдать, как относятся близкие люди друг к другу, прощают ли они обиды, как их друзья относятся к обидчикам, что радует и что огорчает друзей и близких. Этот прием способствует развитию эмпатии и эмоциональной отзывчивости у детей, а значит, и реализации права на дружбу, внимание, заботу. 5. Прием визуализации. Позволяет научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла, помощи. 6. Метод драматизации упражняет детей в умении “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присуще “театральный инстинкт” – стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных. 7. Проблемно-поисковые методы: отгадывание загадок, разгадывание ребусов, решение кроссвордов. 8. Продуктивная деятельность: создание альбомов, символов, изготовление плакатов, эмблем.

Работа с родителями.

Работа по привитию основ правового сознания должна проводиться совместно с родителями воспитанников. Современные психолого-педагогические исследования показывают, что родители испытывают серьезные трудности в обучении и воспитании детей.

Их беспокоят непослушание, конфликтность, неуравновешенность, агрессивность, вызывают отчаяние слабое развитие, нелюбознательность, пассивность, плохие успехи на занятиях в детском саду, но родители не знают, как вести себя в трудных ситуациях.

Установлено, что родители при воспитании своих детей используют телесные наказания, угрожают, запугивают и проявляют чрезмерную строгость. При этом большинство родителей не придают значения переживаниям детей, не стремятся установить их причину, считая их беспредметными и немотивированными.

Подобная ситуация очень опасна как для здоровья ребенка, так и для развития его личности. Жестокое обращение с детьми влияет на их дальнейшую жизнь, меняется психика: они иначе воспринимают окружающую действительность, иначе думают, ведут себя. Правовая и педагогическая культура большинства родителей находиться на низком уровне.

Даже в обычной, нормальной российской семье, в которой социальная ситуация жизни не является критической, нарушение прав маленьких детей, унижение их достоинства – вполне распространенное явление. От квалификации педагога и его культуры зависит соблюдение прав детей в дошкольном учреждении, защита от жестокого обращения в семье.

Поэтому нашей задачей является ведение правового просвещения родителей.

В ДОУ приемлемы следующие формы работы с семьёй по данному направлению: анкетирование родителей по вопросам правового воспитания, изучение семей (социальный паспорт семьи), выявление семей группы риска, родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации, выставки семейных работ, совместные праздники, Дни здоровья, оформление информационных стендов, папок-передвижек. В результате целенаправленного правового воспитания должны быть сформированы у детей такое усвоение прав и гражданское поведение, которое: – активизирует социальную позицию детей, обогащает их шкалу ценностей, нравственность;

– формирует высокие нравственные личностные качества: активность, инициативность, самостоятельность; способность свободно осуществлять выбор, принимать решения; – позволяет ребенку правильно вести себя в природе и обществе, (ребенок учится разрешать конфликтные ситуации нормативными способами, учитывая позиции, желания, потребности других людей, а также приобретает навыки произвольного контролирования своего поведения и управления им; – обеспечивает ответственное отношение к себе и окружающим, к природе; – пробуждает и совершенствует интерес к себе, своему внутреннему миру, системе потребностей, интересов, что служит одной из психологических основ самосовершенствования.

В раздел образования

Источник: http://vestnikpedagoga.ru/servisy/publik/publ?id=6949

Ссылка на основную публикацию