Примеры и преимущества игр со словами для дошкольников

Словесные игры для детей 6-7 лет: играем всей семьёй

Поступление в школу требует от первоклашки сосредоточенности на учебной деятельности. Конечно, учителя в первые год-два ещё стараются включать в образовательный процесс игровые моменты, но всё же учёба — не игрушки, а занятие серьёзное, требующее усилий воли, собранности и усидчивости.

Но все же основная деятельность ребёнка первых лет жизни — игра. Через игру малыши знакомятся с окружающим миром:

  • учат буквы и цифры;
  • тренируют память и внимание;
  • развивают логическое и нестандартное мышление;
  • изучают цвета и формы, времена года и дни недели;
  • стимулируют творческий и эмоциональный интеллект;
  • осваивают принципы здорового общения с другими людьми.

По достижении малышом возраста 6-7 лет, когда начинается активная подготовка к школе, родители зачастую отодвигают игры на второй план, призывая любимое чадо привыкать к предстоящим реалиям в роли ученика.

Да, вы можете частично заменять развивающие игры занятиями, по структуре больше напоминающими традиционный школьный урок, но всё же играть нужно и в этот период и, скажем больше, в любой другой — вплоть до глубоко пожилого возраста. Тем более что можно успешно совмещать учение с развлечением.

В помощь всем мамам и папам, с тревогой ожидающим вступления в ряды родителей первоклашек, — словесные игры для детей старшего дошкольного возраста.

Преимущества словесных игр

К словесным относят все игры, в которых основным элементом является слово. Это и различного рода ассоциации, и цепочки, и чехарда, и даже всевозможные виды кроссвордов: сканворды, чайнворды, филворды, диворды и пр.

Некоторые из них подразумевают организацию досуга для большой весёлой компании, другие позволяют интересно провести время наедине с собой. Но все словесные игры объединяются общей характеристикой — для них не требуется никаких (ну, или почти никаких) дополнительных атрибутов.

Максимум — ручка и листок бумаги, мячик, карточки с картинками, словами или буквами.

Играть в словесные игры с детьми можно где угодно:

  • дома;
  • на прогулке;
  • в дороге;
  • в очереди.

Общеизвестно, что в любом возрасте словесные игры активно стимулируют развитие познавательных психических процессов:

  • внимания;
  • памяти;
  • мышления;
  • воображения;
  • речи.

Полагаем, мы убедили вас, что игра учёбе не помеха. Значит, пора переходить от слов к делу. Точнее, к игре. Игре в слова.

Словесные игры с мячом

«Я знаю…»

В игру может играть произвольное количество участников. Можно играть одному, тогда мячик не перекидывается от игрока к игроку, а отбивается от земли. Отличное занятие для тренировки ловкости и координации движений, развития памяти и внимательности (ведь слова в игре нельзя повторять).

Сев в кружок, игроки по часовой стрелке кидают друг другу мяч, проговаривая считалочку:

  • я
  • знаю
  • десять (если 10 предметов одной категории назвать пока сложно, число можно уменьшить до 5 или даже 3)
  • цветков (категории могут быть самыми разными — женские и мужские имена, месяцы, дни недели, цвета, геометрические фигуры, птицы, овощи и пр.)

Далее следует перечисление предметов и их счёт:

  • ромашка — раз;
  • лютик — два;
  • сирень — три…

Если игрок замешкался и не смог быстро назвать цветок, он передаёт мячик дальше по кругу, а в конце кона (когда общими усилиями всех участников будут названы все предметы данной категории) ему предстоит выполнить какое-нибудь задание (рассказать стишок, спеть песенку, ответить на вопрос, попрыгать на одной ножке и т.п.)

«Съедобное — несъедобное»

Во времена, когда все дворы были заполнены разновозрастными компаниями детворы, жильцы близлежащих домов сквозь открытые окна дни напролёт слышали, с каким азартом ребятня играет в эту невероятно популярную тогда игру. Если ваше детство прошло без неё, мы расскажем на удивление простые правила.

Из игроков (их может быть сколько угодно, но не менее двух) выбирается во́да (ведущий). Он становится напротив остальных ребят и поочерёдно каждому из них кидает мяч, называя любое слово:

  • огурец;
  • скамейка;
  • дом;
  • пиджак;
  • булка…

Если названный во́дой предмет можно употреблять в еду, игрок ловит мяч руками, а потом возвращает его ведущему. Если слово «несъедобное», мячик надо отбить. Игрок, неверно отреагировавший на слово, меняется с ведущим местами.

Вместо классификации по «съедобности» можно использовать любой другой признак. Например, ловить мяч, если названное слово обозначает транспорт (цветок, объекты живой природы…), в противном случае — отбивать.

«Ласковый мячик»

Игра развивает ловкость и быстроту реакции. Полезна на этапе изучения уменьшительно-ласкательных суффиксов. Отлично подходит для игры родителя с ребёнком. Можно играть с несколькими детьми сразу, кидая мяч по очереди каждому из них.

Правила несложные: бросая мяч малышу, вы называете основное слово. Ребёнок должен поймать мячик, а потом бросить его вам, назвав это слово в уменьшительной форме.

Примеры:

  • стул — стульчик;
  • глаз — глазик;
  • солнце — солнышко;
  • кукла — куколка.

«Кто готовит?»

Игра на закрепление знаний о многообразии профессий.

Взрослый называет действие и бросает ребёнку мяч, а малыш, возвращая мяч, должен назвать соответствующую этому действию профессию:

Примеры:

  • готовит — повар (кулинар, кондитер);
  • рисует — художник;
  • пишет — писатель (журналист, поэт);
  • строит — строитель;
  • лечит — доктор.

Можно поменяться ролями: профессию называет ведущий, а игроки ловят мяч и называют подходящее действие.

«Земля, вода, воздух»

Ведущий называет стихию (земля, вода или воздух) и кидает мячик в руки игроку. Игрок должен поймать мячик и в доли секунды назвать существо, в этой стихии обитающее.

Можно использовать названия категорий (птицы, рыбы…) и конкретные наименования (окунь, щука, ласточка). Главное условие: слова повторяться не должны. Если назвать слово не получается или случился повтор, проигравший должен выполнить задание ведущего.

Пример:

  • вода — карась;
  • земля — кабан;
  • воздух — воробей.

Общее для словесных игр с мячом

Все описанные игры подходят для организации занятия с ребёнком 6-7 лет на улице и дома. Можно использовать маленький мягкий мячик или отказаться от мяча вовсе, просто проговаривая слова игры по очереди. В этих развивающих играх мяч служит нескольким целям:

  • требует успешно распределять внимание между несколькими действиями (ловить мяч и обдумывать правильный ответ);
  • регламентирует время на обдумывание ответа (мяч не должен задерживаться в руках игрока дольше, чем на 3 секунды — по договорённости это время можно продлить или уменьшить);
  • добавляет игре динамичности и азарта.

Словесные игры на развитие логического мышления

«Кто лишний»

В младшем дошкольном возрасте задания на развитие мыслительных процессов обобщения проводились с использованием картинок.

Ребёнку предлагалось из серии рисунков выделить несколько групп, объединяя изображённые предметы по разным признакам (по размеру, по цвету, по количеству, по назначению и пр.), или, напротив, убрать лишнюю картинку.

Для ребёнка 6-7 лет эту игру можно провести в словесной форме. Таким образом, помимо прочего, задействуется образное мышление, воображение и фонематический слух.

Обратите внимание

Называйте серии слов, в которых все, кроме одного, объединены общими признаками. При этом задание можно усложнить, продемонстрировав, что одни и те же предметы обладают рядом признаков, а подбирать им товарищей по группе можно по каждому из качеств.

Пример:

  • Кровать, шкаф, стол, стул, простыня.

В этой группе лишнее слово «простыня», потому что, в отличие от остальных, оно не обозначает мебель.

  • Подушка, одеяло, простыня, кровать, шкаф.

В этой группе, как и в предыдущей, есть слова «кровать», «простыня» и «шкаф». Лишнее слово на этот раз — «шкаф», так как оно не обозначает предмет, который можно использовать для сна и отдыха.

«Данетки»

Данетки — это особый вид загадок, которые отлично развивают логическое мышление, учат думать нестандартно и креативно. Перед игроком ставится задача, требующая решения. Чтобы это решение найти, игрок (допускается участие нескольких отгадывающих, тогда вопросы ведущему они должны задавать по очереди) задаёт ведущему наводящие вопросы, на которые может быть только три варианта ответа:

Цель — найти верное решение за минимальное количество вопросов. Можно добавить соревновательный элемент, объявив победителем того игрока, который первым догадается, как решить данетку. Примеры готовых данеток есть на нашем сайте. Натренировавшись на готовых загадках, вы сможете придумывать подобные задачки самостоятельно.

Загадки

Загадки — известный издревле вариант словесной игры, отлично развивающей логику. Но мы предлагаем не использовать готовые авторские или народные загадки, а сочинять их, что называется, на ходу. Причём игроки должны поочерёдно меняться ролями отгадывающего и загадывающего: сначала вы загадываете, а ребёнок отгадывает, потом наоборот.

Это игровое задание развивает умение выделять признаки предмета, узнавать предметы по описанию, составлять словесное описание, по которому можно узнать предмет.

Пример:

Этот овощ зелёный, даже когда спелый. Варить или жарить его не надо. Его можно солить, мариновать и квасить.

Как вы наверняка догадались, это огурец. Если ребёнок отгадать загадку никак не может, добавляйте новые условия. Скажите, что любите добавлять этот овощ в салат, что он есть на грядках у бабушки на даче… В общем, развивайте мышление не только детское, но и своё. Пригодится

Источник: http://nii-evrika.ru/slovesnye-igry-dlya-detej-6-7-let/

Играем со словами. Словесные игры для детей | Просто Мама

В возрасте 4-6 лет дети уже умеют играть самостоятельно.

Но это не значит, что родители не должны принимать участие в детских играх.

Просто игры становятся уже другими. И сегодня мне бы хотелось рассказать о словесных играх для детей.

Читайте также:  Как развивать своего ребенка в 10 месяцев?

Словесные игры – огромная находка для родителей. В них можно играть всегда и везде: на прогулке, во время уборки, когда мама моет посуду или готовит кушать. Словесными играми можно занять ребенка в дороге, или в длинной очереди в поликлинику.

Важно

Это универсальные и быстрые игры, не требующие подготовки. При этом игры со словами несут в себе огромный потенциал – они помогают развивать связную речь у ребенка и пополнят словарный запас, тренируют память, внимание, быстроту реакции.

Дети очень любят играть словами. Просто обратите внимание на то, что ваш ребенок любит больше всего, и вовлекайте его в игру. А мы с дочкой (4г. 9мес.) поможем вам своим примером.

Словесные игры для детей

Игра в слова

Это наша любимая игра на сегодняшний день.

Первый игрок называет любое слово (существительное), например – ИГРА. Следующий игрок придумывает слово на букву, которой окончилось первое слово, т.е. на букву А – Ананас. Далее цепочка продолжается: Салат – Трава – Апельсин – Нога и т.д.

Польза игры:

1. Пополняется словарный запас.

2. Расширяется кругозор (по ходу игры я коротко объясняю дочке незнакомые слова).

3. Ребенок учится отличать существительные от прилагательных и глаголов (например, слово «красивый» использовать нельзя, потому что оно описывает предметы и т.д.)

4. Тренируется память.

5. Развивается логическое мышление (если дочка затрудняется придумать слово – то я даю ей подсказку, например: на букву К есть животное, которое живет в Австралии).

Когда игра надоест, ее можно усложнить, сузив круг. Т.е. подпирать слова на какую-то определенную тематику. Например, можно по такому принципу поиграть в города и страны, а потом только в города.

Словесные игры: Рифмы/Стихи

1. Берем слово и подбираем к нему рифмы. Как можно больше рифм: Мишка-Книжка-Мартышка-Иришка и т.д. Такие игры очень помогут ребенку развить интеллект и возможно даже научат писать стихи.

Аня очень любит рифмовать и придумывает рифмы везде и всюду. Этот ее интерес я попыталась перенести на игру в стихи:

2. Ведущий придумывает простую рифму, например: Мишка-Шишка.

Игроки должны придумать с этими словами стихотворение (у нас в стихе всего 2 строчки). Каждый придумывает свое, и когда у всех стихи готовы зачитываем по очереди. Я всегда обращаю внимание дочки на то, что из одинаковых слов получаются совершенно разные стихи:

Словесные игры: превращение слов

Берем известное ребенку стихотворение/песню и заменяем одну букву на другую.

Эта игра хорошо тренирует фонетический слух, учит «слышать слова», развивает внимание и просто веселит ребенка.

Например, в стихе «Уронили мишку на пол» заменяем М на П. Получаем:

Аня нравится заменять буквы в любимых песнях, и хохотать распевая их на новый лад.

Угадай мелодию

Это не совсем игра со словами, но очень веселая, зажигательная и очень нами любимая. Количество игроков от 2 и более.

Один игрок придумывает песню и напевает её без слов, используя звуки животных или просто ла-ла-ла. Например: промяукивает песню в лесу родилась елочка.

Второй игрок должен угадать песню. Затем второй игрок напевает песню третьему и т.д.

Эта игра хорошо развивает память и музыкальный слух.

Совет

И открою небольшой секрет. Если вам сложно угадать, что вам пролаял ваш ребенок, покажите и объясните ему, что нужно не просто лаять песню по слогам, а еще и тянуть гласные там, где нужно. Гав- гаав, гав-гав-гав- гааааааав.

В эту игру мы часто и азартно играем по вечерам всей семьей на кухне.

Словесные игры «Подбираем пару»

Быстроту реакции и словарный запас хорошо развивают игры на подбор пары по заданным правилам.

Например:

— уменьшительно-ласкательное слово: стол – столик;

— множественное число: ребенок – дети, кот – коты, пальто — пальто;

— мама-дитя: слон – слоненок, аист – аистенок;

— антонимы: жара – холод, высоко – низко;

— синонимов: красивый – чудесный; машина – автомобиль.

Играем мы так: сначала в игру веду я, потом меняемся ролями.

Игры на развитие речи с антонимами/синонимами особенно увлекали дочку с трех до четырех лет. А сейчас ей очень интересно подбирать слова омонимы. Но это не в рамках игры, а просто в процессе жизни. Она наблюдает, разыскивает такие слова и очень радуется, когда находит что-то интересное.

Игры со словами — Палиндромы

Палиндромы — это слова или фразы, которые читаются одинаково и слева-направо и справа-налево. Помните знаменитую «А роза упала на лапу Азора»?

Можно вместе с детьми отыскивать такие слова или фразы. Нашей дочке пока просто нравится их читать и запоминать. Вот примеры интересных фраз и слов, которые я для нее подбирала:

  • Потоп
  • Шалаш
  • Кок
  • А собака боса
  • Город дорог
  • Дом мод,
  • Ешь немытого ты меньше
  • А лама мала
  • Мир как Рим
  • Лезу на санузел
  • Хорош шорох
  • На доме чемодан
  • Арбуз зубра
  • Коту тащат уток

Игра со словами «Смешинка»

Эта очень забавная и веселая игра подойдет, когда нужно развлечь ребенка или группу детей. Однако замечу, что кроме веселья игра приносит и пользу. Дети учатся склонять слова. У 4-6 леток эта игра пользуется особой популярностью.

Каждому участнику игры загадайте слово: кочерыжка, поварешка, матрешка, ложка.  И на все вопросы, который задает ведущий, игрок должен отвечать только этим словом.

Словесные игры с мячом

Помните, как много словесных игр с мячиком было у нас в детстве? Давайте будем передавать хорошие традиции нашим детям. Тем более, что такие игры не только развивают речь ребенка, но и тренируют ловкость.

Игра «Я знаю пять…»

В эту игру мы обычно играли на улице. Кидали мяч о землю и говорили: «Я знаю пять имен девочек: Ира – раз, Наташа – два, Света – три, Таня – четыре, Анюта — пять». Помните?

Называть можно все что угодно: имена, города, игрушки, продукты, книжки, песни, страны, животных, птиц, рыб, насекомых, цвета и так далее.

Если у ребенка еще не очень хорошо получается стучать мячом о землю,  можно катать мяч сидя друг напротив друга.

«Съедобное-несъедобное»

Ведущий бросает (или катит) игроку мяч  и называет съедобный/несъедобный предмет. Игрок должен поймать мяч, если предмет съедобный или отбить, если не съедобный.

Вот такие словесные игры играем мы с дочкой.

 А какие игры в слова любите вы?

Источник: http://www.ProstoMama.com/2013/11/igraem-slovami/

Игры для дошкольников

Я+Семья

Ирина Абрамчук,
детский психолог центра «Я+семья»

В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития.

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.

Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности…

В.А.Сухомлинский

Игры бывают разные и для каждого возраста важны свои игры.Дошкольный возраст – возраст от 3 до 6-7 лет.

  Очень часто родители воспринимают этот возраст как подготовительный этап к школе и используют его для обучения ребенка счету, чтению, письму – тем навыкам, которые важны для школьной жизни.

  Конечно, все это делается в игровой форме (просто в другой форме ребенок ничего особо не запомнит, за редким исключением).  В лучшем случае делается акцент на познавательном развитии ребенка  – развитии внимания, памяти, мышления, накоплении знаний об окружающем  мире и т.д.

Да, это все важно. Однако для успешного обучения в школе важны и другие моменты, про которые родители часто забывают – это умение взаимодействовать со сверстниками, выполнять требования учителя, контролировать свое поведение. И в этом нам снова поможет игра.

Игры у дошкольников бывают:

  • сюжетно-ролевые (игры в дочки-матери, в больницу, в индейцев и т.д.);
  • игры с правилами (типа «Съедобное – несъедобное», «Море волнуется раз»),
  • дидактические игры (это игры для решения обучающей задачи, например, научиться считать). Последний вид мы рассматривать в данной статье не будет, этим играм уделено достаточное внимание.

В дошкольном возрасте сюжетно-ролевая игра является ведущей деятельностью. Правда, в игре ребенка 3-4-х лет только появляются зачатки сюжета, поэтому говорят не о сюжетно-ролевой, а о ролевой игре. Ролевая игра –  игра, в которой дети берут на себя роли взрослых и в игровой ситуации воссоздают действия взрослых и их взаимоотношения.

Итак, играть можно в «Кухню», «Доктора», «Деревню», «Автомастерскую», «Парикмахерскую», «Зоопарк», «Цирк» и т. д.  Для сюжетно-ролевой игры важны несколько моментов, которые мы и рассмотрим.

Во-первых, это наличие игрушек данной тематики (понятно, чтобы играть в «Кухню» вам понадобятся и плита, и кастрюли, и поварешки, и тарелки,  и чашки, и другие игрушки.

Обратите внимание

  Трудно кому-либо приготовить еду  (даже игрушке-зверюшке), если у вас под рукой одна кастрюлька с ложечкой).

  Иногда можно использовать не игрушку, а предмет, который может ее заместить (например, вместо игрушечного мобильника можно использовать строительный кирпичик подходящего размера).

Во-вторых, важна организация игрового пространства, т.е. места, где будет проходить игра. Так, если вы играете в «Парикмахерскую», у вас должны быть не только инструменты для стрижки, укладки и т.д., но и стул для клиентов, и зеркало.

А если вы еще «очертите» границы вашей парикмахерской (например, строительными кирпичиками), сделаете дверь (можно тоже из кирпичика), игра будет намного привлекательней для ребенка и вызовет больше положительных эмоций.

Читайте также:  Как развивать трехмесячного малыша?

Не ленитесь, доставьте малышу приятное: помогите обустроить его игровое место.

В каждой игре есть роли. Для вхождения в роль театральному актеру важен грим и костюм, ребенку (особенно 3-4-х лет) тоже легче воплощаться и помнить о том, кто же он в этой игре, если что-то меняется в его внешнем виде.

Так, например, доктор надевает белый халат, повар – фартук, милиционер берет фуражку и жезл, а индеец – перья в волосы и копье и т.д.Но самое главное – это ваши эмоции: то настроение, с каким вы играете с ребенком.

Без эмоций игра скучна и не  вызывает эмоционального отклика у ребенка, а следовательно нет и желания играть в нее.

Ниже приводится пример сюжетно-ролевой игры «Цирк зверей».

Необходимые игрушки: игрушечные обезьяна, лев, попугай (или другие животные, которые бывают в цирке); кубики для обозначения арены цирка; стульчики для зрителей; обруч или перекладина; качели; бумажные «билетики», «афиша цирка».

Взрослый  вешает на доску афишу, на которой нарисованы животные и сообщает: «Внимание, внимание! Сегодня к нам приехал цирк.

Важно

В цирке будут выступать дрессированные звери! Спешите, спешите! В цирке веселые зверята: обезьяна, лев, попугай».

Обращаясь к ребенку, который заинтересовался, взрослый спрашивает: «Вы хотите купить билетик на представление?».

После того как билетик «купили», взрослый предлагает всем «зрителям» зайти в цирк (где предварительно готовы «арена» и «места для зрителей») и занять свои места.

Потом взрослый торжественно сообщает: “Внимание! Внимание! Начинается представление. Сегодня на арене выступят дрессированные звери.

Первым  выступает лев. Он умеет прыгать: але ап! Еще раз: але ап! (Демонстрирует прыжки игрушечного льва через обруч или перекладину.) Молодец! Давайте похлопаем, дорогие зрители.

Проворная обезьянка умеет качаться на качелях: вверх-вниз! Вверх-вниз! (Демонстрирует умения игрушечной обезьянки.) Похлопаем и этой артистке цирка.

А вот и попугай, он умеет петь куплеты: «Я попугай, сижу на ветке, распеваю песни в клетке. Билет берите и приходите!» Молодец попугай, красиво поет!  Похлопаем ему, дорогие зрители!

На  сегодня наше выступление окончено. Приходите к нам еще. До свидания!

»

Звери выходят на поклон. Взрослый предлагает «зрителям» еще раз похлопать «артистам».

Напоследок про сюжетно-ролевые игры хотелось бы сказать следующее: очень часто родители считают их пустой забавой.

Однако именно благодаря этим играм ребенок познает окружающий мир и себя, приобретает первые навыки взаимодействия с другими людьми, развивает речь, воображение, а также веру в себя, умение управлять своими эмоциями и поведением и многое другое.

Немаловажными для развития дошкольников являются и игры с правилами – игры, в которых действия участников и их взаимоотношения определены заранее сформулированными правилами. Начальные формы таких  игр носят сюжетный характер, например, игра в «Кота и мышей», «Цаплю и лягушек», «Лисичку и зайчиков» и подобные им.

Игры с правилами могут быть как подвижными, так и настольными. Основное предназначение этих игр – развитие эмоционально-волевой сферы.

Примеры игр с правилами вы найдете ниже.


Игра  «Цветочек: утро – вечер»
(по Хухлаевой О.В.)Ребенок «превращается» в цветочек. По команде  «вечер!» – цветочек закрылся и уснул (ребенок кладет руки на колени и опускает голову). А когда звучит команда «утро!» – цветочек проснулся и потянулся к солнышку (ребенок поднимает голову и тянет руки вверх). Так повторяется несколько раз.

Игра  «Самолет летит, самолет  отдыхает»

Ребенок превращается в самолет: руки – крылья самолета. По команде «самолет летит» – ребенок поднимает руки, напрягая их (потому что нужны очень сильные крылья, чтобы самолет летел) и бегает по комнате.

По команде «самолет отдыхает» – ребенок останавливается и опускает руки вниз расслабленными – самолет прилетел, крылья устали и хотят отдохнуть.

Игра  «Пчелкины песни» (по Панфилову М.А.

)

Ребенок превращается в «пчелку», которая  «летает» (бегает) с громкими песнями (ж-ж-ж). По сигналу взрослого: «Ночь!» – «пчелка» садится, замолкает и «засыпает». По сигналу: «День!» – «пчелка» вновь «летает» и громко распевает свои песни-жужжалки.

Игра  «Смелые мышки» (по Панфилову М.А.)

Совет

Выбирается  «кот» и «мышка». «Кот» сидит в своем домике и наблюдает за «мышкой». С началом стихотворения, который произносит взрослый вместе с мышкой, мышка делает несколько шагов по направлению к кошкиному домику.

«Вышли  мышки как-то разПосмотреть, который час.Раз – два – три – четыре,Мыши  дернули за гири.Вдруг раздался страшный звон!Бом – бом – бом – бом!

Убежали мышки вон».

Во  время произнесения стихотворения мышка подходит к коту ближе, выполняет движения, соответствующие тексту. Услышав последнее слово, мышка убегает, а кот ее  ловит. При этом нельзя коту бежать раньше, не дослушав стихотворение до конца.Потом можно поменяться ролями.

Игра  «Запрещенное движение»

Сначала взрослый и ребенок договариваются о том, какое движение будет запрещенным. Затем начинается игра: ребенок повторяет вслед за взрослым все движения, кроме запрещенного.

Когда взрослый делает запрещенное движение, ребенок удерживается от его повторения  (усложненный вариант этой игры: происходит замена запрещенного движения на другое движение, например, хлопок в ладоши).


Игра  «Волк-волчишко, пусти  переночевать»
(по Хухлаевой О.В.)

Выбирается  «волк» и  «ребенок» («дети»). В угол комнаты ставится стульчик, на котором будет сидеть «волк». В другой стороны – стульчик-домик «ребенка». Ребенок встает со своего стульчика, подходит к волку со словами: «Волк-волчишко, пусти переночевать».

Волк отвечает: «Хорошо, пущу, а ночью съем». Ребенок усаживается возле волка, а ведущий (взрослый) говорит: «День, день, вечер, поздний вечер, ночь!» При слове «ночь» ребенку надо быстро подняться и добежать до своего стульчика-домика. Волк тоже встает при слове «ночь» и пытается догнать  ребенка.

Игр с правилами много. Вспомните свое детство, наверняка вы играли в «Фанты» (другое название – «Да и нет не говорите…»), «Горелки», «Пятнашки», «Краски», «Съедобное – несъедобное», «Гуси и волк» и другие игры. Вспоминайте правила и играйте с вашим ребенком с удовольствием и с пользой.

Напомним некоторые игры из детства.

Игра «Фанты»

Игра начинается так. Ведущий говорит:«Вам прислали сто рублейЧто хотите, то купите,Черный, белый не берите,”Да” и “нет” не говорите!»После этого он задает участникам игры разные провокационные вопросы, с тем чтобы кто-то в разговоре произнес одно из запрещенных слов: «черный», «белый», «да», «нет».

Обратите внимание

При этом на вопросы играющие должны отвечать быстро и ответ исправлять нельзя. Тот, кто сбился, отдает водящему фант. Поле игры каждый проштрафившийся выкупает свой фант – выполняет задание придуманное ведущим (например, рассказать стишок, спеть песенку, попрыгать на одной ножке или другое).


Игра «Пятнашки»

Выбирается водящий – «пятнашка». Остальные участники игры разбегаются по   площадке, а «пятнашка» их ловит.  Тот, кого «пятнашка» коснется рукой, становится «пятнашкой».У этой игры есть варианты, которые нас и интересуют.

Вариант №1: игра «Пятнашки: ноги от земли». Играющий может спастись от «пятнашки», если встанет на какой-то предмет.

Вариант№2: игра «Пятнашки-зайки». «Пятнашка» может запятнать только бегущего игрока, но стоит последнему запрыгать на двух ногах – он в безопасности.

Вариант №3: игра «Пятнашки с домом». Определяется место, которое является домом (на улице это может быть нарисованный мелом круг на асфальте). Преследуемый может спастись от «пятнашки» в доме, так как в границах круга пятнать нельзя.

Вариант №4: игра «Пятнашки с именем». Все играющие, кроме «пятнашки», выбирают себе названия цветов, птиц, зверей. «Пятнашка» не пятнает того, кто вовремя себя назвал (например, «Я – медведь»).

Играйте, дорогие родители, со своими детками, играйте! И не забывайте, что именно в игровой деятельности у дошкольника формируются основные новообразования, подготавливающие переход ребенка к новой ступени его развития. Не зря еще Л. С. Выготский писал: «Игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития…»

Источник: http://www.uaua.info/ot-3-do-6/razvitie-ot-3-do-6/article-8653-igry-dlya-doshkolnikov/

Игры со словами

Игры со словами: материалы для речевых игр и речевых занятий с детьми. Стихи для развития речи детей.

Дорогие читатели «Родной тропинки», в этой статье вы найдете 17 авторских развивающих речевых игр для детей старшего дошкольного возраста. Эти игры помогут развитию словаря ребенка, освоению грамматического строя русского языка, развитию языкового чутья  и  творческих речевых способностей детей.

Игра со словами «Что как говорит?»

И. Гамазкова. Динь-дон

Поиграем в игру со словами по этому стихотворению «Кто больше звуков услышит?».

Цель игры: Эта игра развивает воображение детей, их творческие речевые  способности, слуховое восприятие и внимание.

Как играть: Предложите ребенку походить по комнате и послушать, о чем и как могут говорить предметы – какие звуки слышны в комнате, в коридоре, на улице. Через минуту начинаем делиться друг с другом по очереди, кто что услышал.

Нужно придумать звукоподражание и сказать, что оно означает. Например: «Ш-ш-ш – говорит стиральная машина, скоро достираю». «Скрип-скрип (это деревянный пол) – пора меня отремонтировать. «Тра-ля-ля! Как я люблю петь!» — это голос пианино. «Дзинь –дзинь! Весело на елке» — так говорят елочные игрушки.

«Плюх- плюх!» — это голос подушки, упавшей с кресла.

Можно придумать целый диалог предметов утром или вечером или сказку о том, что  бывает в доме, когда люди спят.

Читайте также:  Во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно держать голову?

Игры со словами и звуками в словах

А. Шибаев. Буква заблудилась. Шутка

Цель игры: Это замечательное стихотворение – речевая игра поможет Вам развивать фонематический слух детей.

Когда малыш начнет читать, то он будет с радостью находить и исправлять «ошибки» — небылицы в тексте. Дети просто обожают такие юмористические  задания и всегда с удовольствием их выполняют!

Как играть: Прочитайте ребенку пару строчек и попросите заменить один  звук, чтобы получилось правильное слово (двери – звери, ручей – врачей, крысу – крышу, на козе – на коне и т.д.  Дальше не подсказываю 

Источник: http://rodnaya-tropinka.ru/igry-so-slovami-dlya-detej/

Дидактические игры со звуками, слогами, предложениями «Играем по дороге к Азбуке» – «Дошколёнок.ру»

Цель: закреплять знания о графическом изображении букв. Упражнять в умении соотносить звуки в словах с буквами. Развивать фонематический слух.

«Длинные и короткие слова»                      

Цель: закреплять умения детей определять длинные и короткие слова. Развивать интерес к звучащей речи, закреплять умение делить слова на слоги с помощью прошагивания и прохлопывания.

«Собери слово»

Цель: закреплять умения детей составлять целое из частей. Упражнять детей в умении делить слова на слоги, читать слоги и слова. Закреплять акустические характеристики звука. Развивать внимание, интерес к чтению, грамоте.

«Собери букву»

Цель: закреплять умение детей составлять целое из частей; закреплять графическое изображение букв.

«Превращения слов»

 

Цель: упражнять детей в умении изменять слова путём замены или перестановки звуков, слогов в слове; развивать фонематический слух, мышление.

«Ребусы»

Цель: закреплять умение детей отгадывать слово по первым звукам в названии картинок, разгадывать ребусы.

Развивать вариативность мышления, память, речь.

«Давайте познакомимся»

Цель: упражнять детей в чтении, умении ориентироваться в тексте. Развивать внимание, связную речь (составить предложение с заданным словом, составить описательный рассказ). Развивать грамматический строй речи.

«Одень слово»

Цель: закрепить знания детей акустических характеристик звука. Упражнять в умении производить звуковой анализ слов.

«Первая буква»

Цель: закрепить умение детей определять первую букву в слове, первый звук в слове, закрепить графическое изображение буквы. Развивать фонематический слух.

«Найди одинаковые слоги»

Цель: упражнять детей в умении анализировать слоговый состав слова, находить на слух одинаковые слоги. Развивать фонематический слух.

«На какую букву похоже?»

Цель: закреплять знания детей о графическом изображении букв. Закрепить умение соотносить букву с картинкой.

«Напиши букву правильно»

Цель: закреплять знания детей о графическом изображении букв. Упражнять в написании печатных букв.

Прививать интерес к грамоте.

«Звучащий поезд»

 

Цель: закреплять умение детей выделять звук в начале, конце и середине слова, определять положение звука в слове. Развивать фонематический слух.

«Прочитай словечко»

Цель: закреплять знания детей о графическом изображении букв. Упражнять в чтении слов. Развивать интерес к грамоте.

«Давайте познакомимся»

Цель: упражнять детей в умении чётко произносить звуки в слогах, словах, словосочетаниях. Развивать внимание, связную речь (составить предложение с заданным словом, составить описательный рассказ).

Развивать грамматический строй речи.

«Звучащие упражнения»

Цель: упражнять детей в дифференциации звуков [ч] [ш] [щ], умении находить предметы, в названии которых есть заданный звук. Развивать фонематический слух, внимание.

«Что изменилось»

Цель: развивать фонематический слух детей; закреплять умение детей делать звукобуквенный анализ слова, мышление, внимание; упражнять в чтении слов по слогам.

«Азбука»

Цель: закреплять умение детей делить слова на слоги, выделять ударный слог. Упражнять в произношении слов разной слоговой структуры. Упражнять в умении составлять предложения с заданным словом. Воспитывать интерес к чтению.

«Зашифрованное слово»

Цель: закреплять знания детей о графическом изображении букв. Упражнять в чтении слов. Развивать интерес к грамоте.

«Отгадай какая буква спряталась?»

Цель: закреплять умение детей определять название буквы при помощи обследования карточек пальчиками. (карточку с буквой прячут в мешочек).  

Источник: https://dohcolonoc.ru/utrennici/1533-didakticheskie-igry-so-zvukami-slogami-predlozheniyami-igraem-po-doroge-k-azbuke.html

Грамматические игры по развитию речи детей дошкольного возраста

Дидактический материал: демонстрационные предметные картинки с изображением предметов в единственном числе и раздаточные предметные картинки с изображением предметов во множественном числе: флажок — флажки, кукла — куклы, мишка — мишки, машинка — машинки, глаз — глаза, ухо — уши, рука — руки, нога — ноги, книга — книги, окно — окна, дверь — двери, курица — куры, утка — утки, гусь — гуси, ботинок — ботинки, дом — дома, стол — столы, стул — стулья, костер — костры, перо -перья, поезд — поезда, дерево — деревья, куст — кусты, цветок — цветы, комар — комары, пчела — пчелы, воробей — воробьи, кресло — кресла . Первая половина картинок предназначена для детей 3-4 лет. Остальные картинки — для детей 4-5 лет.

Игровые правила: образовать форму множественного числа названного существительного (или родительного падежа существительного во множественном числе).

Игровые действия: поиск нужной картинки, элемент поиска и находки слова в нужной форме.

Ход игры

Взрослый раздает детям картинки с изображением предметов во множественном числе. Показывает предметную картинку с изображением предмета в единственном числе и говорит: «У меня кукла. А у вас?» Ребенок, у которого находится соответствующая картинка, показывает ее и отвечает: «А у меня куклы» или «А у меня много кукол». И т.д.

Игра «Какой, какая, какое?»

Цель: учить детей слушать партнера, дополнять его высказывания; правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе

Дидактический материал: любые предметные картинки; фишки.

Игровые правила: уже сказанное не повторять.

Игровые действия: провести соревнование, кто больше: подбирать к слову как можно больше определений.

Ход игры

Взрослый предлагает поиграть со словами: «Я назову предмет, а вы его опишите, скажите, какой он. Например, яблоки. (Демонстрируется картинка.) Какие они?

Дети подбирают определения. За каждый ответ получают фишку. Когда иссякает запас определений, взрослый подсказывает слова, которые не назвали дети. Например:

Яблоки … (круглые, румяные, сочные, душистые, спелые, большие, наливные).

Ежик … (колючий, запасливый, пугливый, маленький, ушастый).

Взрослый задает наводящие вопросы («Как сказать о ежике, чтобы стало понятно, что его тело покрыто иголками?», «Что он делает со съестными припасами?», «Боится ли он лисы?», «Он быстро бегает?», «У него большие ушки?» И т.д.).

В конце игры взрослый объединяет вместе все фишки, хвалит детей: «Вот сколько разных слов вы назвали».

Когда дети смогут называть достаточно большое количество слов, можно устроить между ними соревнование «Кто назовет больше слов?».

Игра «Мишка-музыкант»

Цель: учить соотносить наименования музыкальных инструментов и музыкальных специальностей

Дидактический материал: карточки с изображением музыкантов с музыкальными инструментами: заяц-барабанщик, мишка-горнист, лиса-гитаристка, заяц-скрипач, ежик-баянист, лев-аккордеонист, кукла-пианистка, волк-балалаечник; медвежонок (игрушка).

Игровые правила: образование слов — названий музыкальных специальностей.

Игровые действия: отгадывание музыкальной специальности медвежонка и персонажей открыток (карточек), воображаемая игра на музыкальных инструментах.

Ход игры

В гости к детям приходит медвежонок, приносит открытки (карточки).

Медвежонок: Я принес вам открытки. На них изображены разные музыканты. Я тоже музыкант. (Выставляет открытки перед детьми). Отыщите, кто здесь горнист (Ответы детей.) Правильно, я горнист. А как вы догадались, что горнист — это я? (Потому что на открытке медвежонок держит в руках горн.) А кто здесь гитарист? Как вы догадались? И т.д.

Взрослый: Сейчас, ребята, мы загадаем вам загадки. Догадайтесь, кто на чем играет. (Изображает игру на пианино.) На чем я играю? Значит, я пиа…(-нист).

А сейчас на чем я играю? (Изображает игру на скрипке.) Значит, я кто? (Скрипач.) Пианино нужно пианисту, скрипка — скрипачу. А для кого балалайка? Кто играет на балалайке? (Балалаечник.

) А на гармошке? На аккордеоне? На баяне? И т.д.

В процессе игры возникает словотворчество. Дети называют разные варианты, пока не назовут слово правильно. Поэтому нежелательно заранее читать написанные на обратной стороне карточек слова. Гораздо полезнее побуждать детей к экспериментированию со словами, подбодряя их улыбкой, взглядом. При необходимости взрослый подсказывает начало слова или все слово.

Важно

Медвежонок предлагает детям изобразить игру на музыкальном инструменте и «отгадывает», кого изображают дети, время от времени «ошибаясь» и давая возможность ребенку исправить его ошибку.

По предложению взрослого ребенок составляет с помощью карточек «оркестр», придумывает, перед кем он выступает, что исполняет, что было потом.

Игра «Киоск открыток»

Цель: учить соотносить наименования действий и названия спортивных специальностей

Дидактический материал: карточки с изображением спортсменов: хоккеисты, футболисты, бегуны, прыгуны, пловцы, борцы, наездники, лучники, фехтовальщики, конькобежцы, лыжники, гимнастки; медвежонок (игрушка).

Игровые правила: образование слов — названий спортивных специальностей.

Игровые действия: поздравления медвежонка; отгадывание спортсменов по характерным движениям.

Ход игры

Взрослый сообщает, что у медвежонка Миши день рождения. Дети могут его поздравить и сделать ему подарки.

Дети по очереди выбирают открытки, называют изображенных спортсменов и что они делают. Например: «Это футболисты, они играют в футбол». После этого «делается покупка», ребенок поздравляет медвежонка, дарит ему открытку.

После того как все открытки куплены и подарены медвежонку, взрослый с медвежонком загадывают загадки, изображая движения спортсменов. Дети отгадывают.

По-прежнему взрослый сначала дает детям возможность перебрать разные варианты слов. Так, пловца дошкольники могут назвать плавщиком, плывуном, плавильщиком и т.п. Если никто не назовет слово правильно, взрослый подсказывает или называет его.

Затем дети могут «организовать соревнования» между спортсменами, рассказывая об их достижениях.

Н.С. Старжинская

Источник: https://vscolu.ru/razvitie-rechi/grammaticheskie-igry-po-razvitiyu-rechi-doshkolnikov.html

Ссылка на основную публикацию