Принципы вальдорфской педагогики и специфика развития детей

Растем и развиваемся!

Вальдорфская методика развития детей является альтернативной педагогической системой, основанной на чувственно-сверхчувственном познании, образном мышлении и сопереживании.

Основателем данной методики стал Рудольф Штайнер.

Своё название методика получила от названия немецкой сигаретной фабрики Вальдорф-Астория, что в Штутгарте, хозяин которой первым подал прошение об открытии школы, где обучение детей проводилось по системе Штайнера.

Особенности Вальдорфской педагогики

Особенностью Вальдорфской методики является то, что обучение ребёнка идёт по принципу «неопережения», то есть ребёнка не стараются развивать быстро, делать из него вундеркинда.

Ребёнок сам познаёт азы обучения, когда захочет и когда сможет – нужно лишь предоставить все возможности для его развития.

При обучении ребёнка нужно использовать недоделанные игрушки и иные пособия, которые будут вызывать у ребёнка интерес их доделать – таким образом, у него будет развиваться фантазия и самостоятельность.

Обратите внимание

При этом знания должны подаваться блоками или «эпохами» по нескольку дней, но иметь в себе три составляющих: духовную (работает мышление), душевную (преподавание музыки и танцев) и креативно-практическую (обучение творчеству: лепке, рисованию, мастерству поделок из дерева, шитью и пр.).

Ритм всех занятий подстраивается под главную тему изучения. К примеру, если в блоке главным предметом идёт математика, то и в других составляющих должен в какой-то степени присутствовать математический компонент. В итоге, когда каждый блок занятий заканчивается, у ребёнка появляется удовлетворение от того, что он что-то узнал или достиг за данный период.

Занятия с детьми разного возраста

Ритмы занятий подбирают под возраст детей.

Если взять историю, то её делят на несколько периодов и изучают каждый период в том возрасте, когда он наиболее понятен ребёнку (например, средневековье с его рыцарями и прекрасными дамами проходят в период полового созревания, в 7-ом классе).

И при этом в каждом предмете сохраняется творчество, то есть при изучении средневековья дети обязательно ставят спектакли на эту тему, поют песни, посещают экскурсии по историческим местам и так далее.

Основным принципом обучения по Вальдорфской методике является «душевная экономия».

Данный принцип заключается в том, что при обучении нужно развивать ту деятельность, которая поддаётся ребёнку без внутреннего сопротивления и стресса.

К примеру, с момента смены зубов до полового созревания делается упор на развитие памяти и образного мышления, а после полового созревания развивают уже абстрактное мышление.

До 12 лет по методу Вальдорфской педагогики отвергается «наглядное обучение», поскольку формирование понятий происходит у ребёнка после этого возраста.

Альтернативой наглядному обучению здесь служит обучение в сопровождении чувств, то есть чувства – это опора для памяти, так как эмоциональная память считается одной из самых долговременных.

Целью обучения является привитие ребёнку знаний за счёт эмоций и преодоления безучастного отношения к познавательному процессу. До 12 лет у ребёнка очень хорошо усваиваются знания, связанные с ритмом, к примеру, прекрасно заучиваются стихотворения и таблица умножения.

Важно

При обучении у ребёнка важно вызвать интерес к происходящему вокруг, и для каждого возраста существуют свои интересы и дисциплины, которые ребёнок легко усваивает. Например, дети дошкольного возраста любят играть, слушать сказки, подражать чему-либо, и как следствие, познавательный процесс должен совпадать с его интересами, и обучение должно происходить в подражательно-игровой форме.

Примерно такой же тактики нужно придерживаться и в возрасте 9-12 лет. В 12 лет наступает кризис, и ребёнок начинает отделять себя от окружающего мира и начинает видеть вещи в реальности.

Исходя из этого, с этого возраста нужно начинать обучать ребёнка более реалистичным наукам – таким, как история, география, биология. Кроме того, при воспитании детей нужно стремиться к равновесию воли, чувств и мышления.

При этом волю воспитывают в раннем возрасте, чувства – в средней школе, а мышление развивают в старших классах.

Требования Вальдорфской методики к педагогам

Что касается педагога, который проводит обучение, то он должен постоянно повышать квалификацию, следить за своей речью и поведением. Учитель должен объединять коллектив, в котором рекомендуется обучать ребёнка по Вальдорфской методике, быть в нём авторитетом, а затем привязанность к самому себе переводить в привязанность к знаниям и школе.

При обучении важно чередовать активное и созерцательное, так как при постоянном активном обучении самочувствие ребёнка может ухудшиться и интерес к образованию пропадёт.

Поэтому нужно чередовать активный познавательный процесс с какими-либо интересными историями, которые рассказывает преподаватель, а истории должны быть такими, чтобы возбудить положительные эмоции и развить свежий интерес к занятиям.

Важно также при обучении ребёнка обращать внимание на социальную среду вокруг него, поскольку обучение будет успешным только тогда, когда ребёнку ничего не мешает и не подавляет извне.

Подходить к обучению следует индивидуально, с учётом характера ребёнка. Не следует в классе сажать темпераментного ребёнка с тихим и робким учеником, поскольку у последнего могут развиться комплексы и пропасть интерес к обучению.

Наоборот, нужно сажать детей одного и тоже темперамента вместе, чтобы каждый их них смог посмотреть на себя со стороны, а свои успехи в знаниях сравнивать лишь со своими же знаниями в прошлом.

При этом ребёнок не подвергается стрессам, а личность его не обесценивается.

Недостатки Вальдорфской педагогики

Негативным моментом в методике Вальдорфской школы является то, что в основе всех знаний по Штайнеру лежит собственное чувственно-сверхчувственное переживание обучаемого, а не изучение наук, требующих логики, анализа, техники и эксперимента.

Кроме того, учение Штайнера постоянно аппелирует к несуществующим понятиям, таким как «эфирные тела», «астральные тела», «высшие духовные тела», к которым восходит ребёнок по мере обучения, что некоторые исследователи считают не совсем нормальным явлением, и если доносить такие мысли до интеллекта ребёнка, то это может сказаться на его психическом самочувствии.

Так что пользоваться данной методикой в первозданном виде лучше не стоит. Кроме того, в Вальдорфских школах весьма негативное отношение к применению лекарственных препаратов (там предпочитают гомеопатию), что может негативно отразиться и на физическом состоянии ребёнка.

Источник: http://razvitoy.ru/valdorfskaya-pedagogika/

Вальдорфская педагогика

Выбирайте лучшее! Экспертный совет Школы Семи Гномов собрал все лучшие товары для развития детей в одной сети магазинов!

Главным содержанием работы в вальдорфском детском саду является освоение народной культуры и разнообразных видов художественной деятельности.

Для вальдорфцев очень важно созвучие в ребенке души и тела. Иными словами, ребенок – это целостный и гармоничный человек во всех проявлениях – интеллектуальных, эмоциональных, духовных, социальных и физических.

Основные принципы организации детских садов и школ

•    Дети-дошкольники. В вальдорфских садах разновозрастные группы для детей от 3х до 7 лет. Таким образом, дети живут, как в одной большой многодетной семье. Младшие ребятки стремятся подражать старшим, старшие учатся ухаживать за младшими. Наполняемость групп – до 20 человек.

•    Организация пространства. Индивидуальность ребенка может развиваться свободно, если её ничего не подавляет.

Поэтому для создания радостной, спокойной и творческой атмосферы в вальдорфской группе организовано игровое пространство (столы, плетеные стульчики, вдоль стен стоят деревянные открытые полки, на них – корзины с шелковыми и хлопчатобумажными лоскутами и т.д.

), подготовлено разнообразное оборудование (самодельные игрушки) и художественно оформлены помещения (стены и занавески – нежно-розового цвета, на стенах – панно из тканей и природных материалов, репродукции икон и картин, на столах – льняные скатерти и т.д.). Вальдорфская среда не предусматривает наличие телевизора, радио и компьютеров.

•    Вальдорфские игрушки. Вальдорфцы не признают пластмассовые, электронные и механическиеигрушки. Предпочтение отдается упрощенным игрушкам исключительно из природных материалов. Игрушки только намекают на свою возможную функцию и позволяют вариативно использовать себя в игре.

Считается, что именно такие рукотворные игрушки заставляют ребенка фантазировать, додумывать образы и придумывать с ними свои сюжеты. Так, например, куколкой может стать завязанный по-особому носовой платок  или веточка, листик дерева.

Строительным материалом здесьвыступают деревянные брусочки, поленья, чурбаны, спилы веток и стволов, шишки, желуди, каштаны, кусочки коры, камни, ракушки и т.п.

Руками воспитателей, родителей и самих детей создаются красиво сшитые куклы, гномы, животные, эльфы, набитые непряденой шерстью, вязаные куры и овечки, подвижные деревянные игрушки по типу загорских (кузнец стучит по наковальне) и т.п.

•    Воспитатель. В вальдорфском саду важны не столько знания, сколько общее самочувствие малыша, осознание им своего места в мире, развитие его индивидуальности.

А всего этого можно добиться благодаря приятной атмосферы в группе, сплоченности детского коллектива и доверительных отношений с воспитателем, а всё это полностью зависит от личности самого педагога.

Поэтому к вальдорфским преподавателям особые требования – ведь они для своих воспитанников «образцы для подражания» и высший авторитет. Воспитатели должны заниматься самосовершенствованием и следить за своим поведение, движениями, манерами и всем остальным.

•    Подражание. Первые семь лет малыш постигает мир опытно – подражательным, а не рассудочным путем.

Взаимодействуя с родителями и другими людьми, играя, рисуя, кушая, ребенок подсознательно впитывает окружающую действительность и приобретает огромный опыт, который проходит через его руки, голову и сердце и закладывает основу его чувств, мыслей, поступков и стремлений.

Совет

Именно подражательный инстинкт и естественное любопытство, а не зубрежка и формальные требования взрослых сохраняют и приумножают в детях искреннюю любовь к учению.

•    Игровая деятельность. Самой важной деятельностью для ребенка – является свободная игра. Наверно ни в одном саду дети не играют столько, сколько в вальдорфском саду.

При этом детям не задаются правила игр, они играют только в то, что им интересно (в основном это сюжетно – ролевые игры), а задача взрослых как можно меньше вмешиваясь в саму игру, а просто побуждать, поддержать и развить интерес ребят к игровой деятельности.

Помимо игровой деятельности дети подражают и помогают взрослым в ухаживании за садовыми растениями, варке компота, резке салатов, выпечке хлеба, пирогов и печенья, уборке группы и т.д. Т.е. дети занимаются осмысленным, настоящим и полезным делом, получая тем самым широкое и глубокое представление об окружающем мире.

•    Всему своё время. Вальдорфские педагоги противники раннего целенаправленного обучения – они избегают нагрузок на память и интеллект детей. Они считают, что от вложенных в ребенка готовых знаний нет никакого прока.

Процесс обучения должен быть тесно связан с индивидуальными, возрастными и духовными особенностями развития детей и выстроен так, чтобы определенные знания дети получали именно в тот период, когда им действительно это интересно. Для маленького ребенка будет более естественным постигать мир в игре, через эмоции, а не изучать абстрактные понятия в виде букв и цифр.

С детьми раннего возраста в вальдорфской системе в основном уделяется внимание лепке, развитию мелкой моторики, азам вышивания. А со старшими – пошиву игрушек, резьбе по дереву, обработке камня.

•    Ритм и повторения. Вся наша жизнь пронизана ритмом и повторениями (части суток, неделя, времена года и т.д.). И наши предки всегда жили в согласии с ритмами природы. Поэтому в вальдорфской педагогике жизнь детей в соответствии с их ритмическими циклами – считается одним из условий их гармоничного развития.

У последователей Штайнера ритм дня представляет собой
чередование фаз «вдоха» и «выдоха». Фаза «выдоха» – это свободная творческая игра ребенка, в которой он выражает и проявляет себя. Она сменяется фазой «вдоха», когда дети впитывают в себя что-то новое, занимаясь с воспитателем.

Ритм недели состоит из чередующихся занятий – в понедельник дети рисуют, во вторник – лепят из воска, в среду – занимаются прядением, в четверг – пекут, в пятницу у них генеральная уборка.

Годовой ритм связан с изменениями погодных условий – весной дети делают грядки на садовом участке, летом – плетут венки из цветов, зимой – лепят из теплого воска. Жизнь в ритме дает ребенку уверенность и спокойствие.

•    Занятия.

Обратите внимание

При избытке умственной деятельности ухудшается здоровье детей, поэтому по вальдорфской программе в течение дня идет плавный переход от «трудовых» видов деятельности (шитье, вязание, прядение, валяние, резьба по дереву, обработка камня и металла) к «художественно-эстетическим» (живопись, музыка, лепка, игра на музыкальных инструментах, эвритмия (образная пластика), ритмические игры, гимнастика, традиционно-народные игры).

Читайте также:  Правила хорошего поведения для детей — этикет для дошкольников

•    Индивидуальность. В вальдорфской системе все равны – тут нет «хороших» и «плохих» детей,«толстых» и «злых», отсутствует разделение детей по материальному, социальному, национальному, религиозному статусу, нет цифровых отметок (безоценочная система) и соревнований. Данный подход позволяет детям наиболее полно раскрыть свои способности и избежать ощущения неполноценности.

•    Родители. В вальдорфской системе очень важна совместная работа родителей и педагогов, посвященная общей задаче воспитания. Родители здесь — частые и желанные гости, и их инициатива всегда приветствуется – помощь в изготовлении игрушек, оформлении и уборке группы, активное участие в праздниках и т.д.
 

Последователи Штайнера берегут и поддерживают любую инициативу ребенка. У них существует только три причины, по которым можно отказать или запретить ребенку что-то делать:

– Если выполнение желания ребенка может причинить вред ему самому.

– Если его действия могут повредить другим.

– Если могут пострадать какие-либо вещи.

При этом запрет взрослого должен быть четким, лаконичным и не допускающим возражений. Тогда он будет действенным и ребенок поймет, что все в жизни происходит не по произволу взрослого, а подчиняется необходимым законам.
 

Будние дни

Как же проходит день в вальдорфском саду?

О приходе малышей воспитателя предупреждает колокольчик, подвешенный над дверь. Педагог встречает ребенка, здоровается с ним за руку, что означает: «заходи, малыш, тебе здесь рады».

День начинается общим приветствием – «утренним кругом», который объединяет детей и позволяет каждому из них осознать своё место. С детьми проводится ритмическая игра-зарядка, где дети активно двигаются, топают и хлопают, читают стихи, поют песни.

Затем идет свободная игра, тут дети могут строить из столов и стульев башни, дома, кареты; выкладывать из каштанов дорожки или заборчики; перевозить на тележке грузы; играть в «дочки – матери» (пеленать и кормить «голышей»); раскладывать камушки и шишки по корзинам и т.д.

Воспитатели же сидят посреди комнаты за большим рабочим столом и, как и любая мать, исподволь наблюдая за детьми, занимаются «своими домашними делами». Они шьют кукол, вяжут крючками мячики, плетут корзины, штопают носки, стирают белье или готовят винегрет. Любой ребенок, заинтересовавшись и желая «подражать», может присоединиться к ним.

После свободной игры – уборка игрушек и завтрак (хлеб, мюсли или другие злаковые блюда, фрукты, чай).

Затем «вдох» – интенсивная музыкально – ритмическая игра. После нее – снова расслабление – прогулка на свежем воздухе, где детям позволено лезть и в воду, и в грязь (в специально приготовленной одежде), играть в песочнице.

А можно сходить в парк, покормить животных или, если «на дворе весна или лето» – заняться огородничеством.
   После возвращения с улицы – у детей есть время снова на «вдох» – воспитатель рассказывает или показывает сказку (например, братьев Гримм), легенду, басню, библейскую историю, историческое событие и т.

п. Причем, одно и тоже произведение воспитатель может «обыгрывать» целую неделю, благодаря чему, дети «вживаются» в сказку и знают в ней каждое слово. Можно не только рассказывать, но и всем вместе сочинять сказки о вылепленных детьми персонажах: «Жил был зайчонок (которого слепила Катя).

Он очень боялся волка и лису (их тоже лепили дети)» и т.д. – разыгрывается целое театральное представление.

Важно

Потом обед за общим столом, накрытым самотканой льняной скатертью и салфетками. Еда подается в красивых глиняных мисочках.

После обеда сон в уютной деревянной кроватке под лоскутным одеялом, потом полдник и занятия на «вдох». Это может быть пение или игра воспитателя на блок – флейте, ксилофоне, лире или других музыкальных инструментах, пальчиковые и жестовые игры, эвритмия и т.п. За “вдохом” следует “выдох” – подвижные игры, игры-ожидания (например, «что в мешочке лежит?»)

Праздники в вальдорфском саду

Праздники в вальдорфском саду занимают особое место. Ведь эти праздники – не демонстрация достижений, а важная часть общей жизни. Они проводятся в духе народных традиций. Детей не «муштруют» по заготовленному сценарию.

Это настоящие праздники детской души, где дети, родители и воспитатели являются и гостями и хозяевами одновременно.

Поэтому и делают они все вместе – украшают детский сад, прямо в группе пекут пироги, накрывают на стол, разучивают стихи, поют песни, танцуют.

В вальдорфском детском саду, кроме календарных праздников (Нового года, Женского дня), существуют и другие праздники. Например, День Урожая, на котором делается костер из листьев, печется картошка, а каждый малыш получает в подарок корзину с осенними дарами.

А в ноябре – праздник Фонариков – дети и взрослые, «вооружившись» самодельными фонарями отправляются на поиски клада, который припрятали гномы. На Рождество – спектакль о Чуде, свечи, яблоки и тихая
музыка. После Нового года – Колядки, Масленица  – с трещотками, санями, хороводами, прыжками через костер, ну и конечно сжиганием чучела.

На Иван – Купалу– гулянья на лужайке между украшенными березками, хороводы, костры.

Ну и конечно же, самый главный праздник для каждого ребенка – его День Рождения. Малыш может прийти в этот день в группу с родителями, которые расскажут о его появлении на свет и о самых интересных событиях из его жизни. Затем поздравления с Днем Рождения, подарки, хороводы, домашние угощения.   

Отрицательные моменты вальдорфской системы

•    Вальдорфские детские сады подойдут далеко не всем детям, вернее не всем родителям. Ведь принципы Штайнера должны быть близки вашим жизненным взглядам – следование народным традициям, обстановка дома без всяких излишеств, отсутствие плодов цивилизации, творческий семейный уклад, любовь к искусству, литературе, театру и т.д.

•    Нужно понимать, что основное направление вальдорфских садов и школ – гуманитарное. Так что если ваш ребенок больше склонен к точным наукам – ему это врядли подойдет. Закончив школу, выпускники – «вальдорфцы» в основном идут учиться на педагогов, актеров, художников, дизайнеров и т.п. 

•    Изначально вальдорфская система была рассчитана на детей рабочих табачной фабрики. Поэтому-то так много внимания уделяется именно хозяйственно-трудовым навыкам, а не интеллектуальным, научным, техническим и логическим.

•    Сам Рудольф Штайнер был весьма незаурядным человеком – мистиком, эзотериком, увлеченным изучением души и ауры человека, основателем антропософского общества. Естественно, что и в его системе идет небольшой «перекос» имеемо в чувственно – духовную сферу.

•    Педагогика создавалась около ста лет назад и за всё это время она почти не изменилась! Но прогресс-то не стоял на месте.

Получается, что дети в вальдорфском детском саду живут в замкнутой искусственной среде – играют в палочки и камушки, учатся читать и считать только в третьем классе, не знакомятся с классическими произведениями для детей (Пушкина, Барто, Михалкова, Носова и т.д.

), не прилагают никаких усилий для добычи знаний. Но рано или поздно ребенок столкнется с реальностью – не будет ли она для него подобно «удара молнии» и не окажется ли он «белой вороной» в нашем динамичном мире.

•    Воспитатели никогда не ругают детей, не делают им замечаний (только в самом крайнем случае). А если ребенок итак слишком темпераментный и неуравновешенный, он может в дальнейшем стать и вовсе не управляемым.

Хотя как правило, дети, посещающие вальдорфский садик – ходят в него с большим удовольствием. Ведь один из главных принципов вальдорфской педагогики – отсутствие любого принуждения.

О вальдорфских куклах:

Ссылка 

Мастер-класс по изготовлению вальдорфской куклы

Кукла из носового платка 1

Кукла из носового платка 2


Источник: https://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/valdorfskaya_metodika/id/953/

Использование вальдорфской педагогики в современном дошкольном образовании

Введение

дошкольный вальдорфской педагогика отсталый

Вальдорфские школы – это система образования, основанная на уважении к детству. Ее цель – развить природные способности каждого ребенка и укрепить веру в собственные силы, которая понадобиться ему во взрослой жизни.

Уже на стадии дошкольного воспитания и в начальной школе закладывается солидный фундамент знания и опыта, на котором буде базироваться образование в средней школе.

На этой стадии вальдорфская школа пытается развить в ребенке такие качества как эмоциональная зрелость, инициативу и творческий подход к делу, здравый смысл и обостренное чувство ответственности.

Совет

Вальдорфская школа предлагает ребенку такой способ познания мира, общества и самих себя, который исключал бы отчужденность от предмета, развивал бы в учащемся чувство сопричастности к происходящему вокруг него. Преподавание в вальдорфских школах основано на принципах преемственности и личного воздействия педагога.

Все занятия в дошкольный период ведет один и тот же педагог, а с 6 до 14 лет с ним работает один и тот же классный руководитель. В 14-18 лет учащийся получает помощь и поддержку своего классного наставника.

Таким образом, на протяжении каждого отдельного периода своего детства и юности ребенок находится под наблюдением одного и того же человека, знающего особенности и потребности своего подопечного.

Педагог в праве самостоятельно решать, чему и как учить в данный момент ребенка с тем, чтобы максимально использовать творческие возможности последнего. При этом и педагог получает возможность проявить преданность делу и наилучшим образом использовать свой профессиональный опыт.

В нашем мире, где разрушаются традиционные культуры, исчезают общины и подвергаются сомнению религиозные ценности, молодые люди все чаще нуждаются в помощи, чтобы развить в себе такие качества как доверие, сочувствие, способность к моральной оценке действительности, различению добра и зла. Вальдорфские школы, опираясь на сотрудничество с родителями, сознательно культивируют эти ценности.

«Не спрашивайте, что нужно знать и уметь делать человек, чтобы наилучшим образом соответствовать запросам существующего общества. Поставьте вопрос по-иному: чем жив человек, и кто из него или из нее может вырасти.

Это единственный способ выявить новые качества каждого нового поколения и направить их на служение обществу. Тогда общество станет таким, каким его может сделать, преодолевая существующие условия, это поколение.

Новое поколение отнюдь не должно становиться таким, каким бы хотело его видеть предшествующее»

Таким образом целью данной работы является: изучение особенностей обучения детей с умственной отсталостью по вальдорфской системе.

Объект работы: специальное образование детей с умственной отсталостью.

Обратите внимание

Предмет работы: использование вальдорфской педагогики в в системе обучения и воспитания детей.

Задачи:

·рассмотреть теоретические основы изучения вальдорфской педагогики;

·изучить особенности развития умственно отсталых детей;

·ознакомиться с использованием вальдорфской педагогики в современном дошкольном и школьном образовании.

1. Теоретические основы изучения вальдорфской педагогики

.1История вальдорфской педагогики

Вальдорфская система образования была создана в начале ХХ века на юге Германии. Толчком для ее возникновения стал период нестабильности в сфере образования. Сотрудники табачной компании «Вальдорф Астория» были обеспокоены тем, что их дети, посещая учебные учреждения, не получали должного педагогического внимания.

Весь обучающий процесс был направлен только на постоянное заучивание материала. В результате такого обучения у учащихся не могли развиваться творческие способности и познавательная активность.

О жалобах работников данной компании стало известно ее владельцу – Эмилю Мольта, который мечтал создать новый тип школы, программа которой полностью соответствовала возрастным особенностям ребенка и отличалась гуманным отношением к подрастающему поколению. Новатор обратился с данной просьбой к педагогу Рудольфу Штайнеру.

Обращение Мольта именно к этому педагогу было не случайным. Рудольф Штайнер вел активную педагогическую деятельность и имел богатый опыт частного преподавания.

Следует отметить, что Рудольф Штайнер давал частые уроки сыну одного венского коммерсанта, который страдал мигренями, нарушением поведенческих реакций и перенес гидроцефалию.

Многие педагоги и врачи были уверены, что мальчик является полностью безнадежным, и не сможет нормально развиваться. Но Штайнер разработал специальную программу для мальчика и занимался с ним систематически на протяжении двух лет.

В итоге его ученик «догнал» сверстников и вскоре получил высшее медицинское образование [3].

Важно

Рудольф Штайнер принял предложение Эмиля Мольта и разработал первую программу вальдорфской школы, которая была одобрена в 1919 году министерством образования и культуры. Новая школа под руководством Мольта была построена в течение года.

Читайте также:  Методики развития внимания у дошкольников, интересные упражнения

Первого сентября педагоги вальдорфской школы приняли 256 учащихся и открыли 8 классов. В данном учреждении у 191 ученика родители трудились на табачной фабрике. Через некоторое время школа стала принимать детей из различных слоев общества.

Сегодня насчитывается в мире большое количество вальдорфских школ. В вальдорфской системе не существует строгих приемов для обучения ребенка. Вся методика направлена на развитие внутреннего мира малыша, а именно его творческих способностей, фантазии и интуиции. Детям прививается любовь к духовному началу и народной культуре.

1.2Педагогика Рудольфа Штайнера

Р. Штайнер (1861-1925) – австрийский педагог, мыслитель, философ. Философское учение Р.

Штайнера, антропософия, рассматривает педагогику как науку о человеке – совокупности трех составляющих: тела (опорно-двигательная система, обмен веществ, действенно-волевая сфера), души (сердце, дыхательная система, сфера эмоций) и духа (мозг и нервная система, интеллектуальная сфера). Задача педагога, по Штайнеру, привести все названные сферы в гармоническое взаимодействие, так как в обычном состоянии они разбалансированы.

Эта же трехчленность заложена в основу организации вальдорфской школы. Первые семь лет жизни – «раннее детство» (вклад в физическое развитие), следующие семь лет, с 7 до 14, – «детство» (вклад в эмоциональное развитие), далее, до 21 года, – «отрочество и юность» (вклад в духовное становление человека) [3].

Основными принципами вальдорфской педагогики Штайнера являются:

·антропоцентризм;

·образование ребенка является следствием его потребностей, а не социального заказа того или иного общества;

·гармоничность развития всех составляющих человека (тела, воли, чувств, разума);

·обучение дедуктивным путем, от общего к частному, от идеи – к ее реализации;

·историчность – воспроизведение в процессе обучения основных этапов человеческой эволюции: занятия земледелием, ремеслами, искусством, наукой;

·цикличность – использование естественных, т.е. суточных, сезонных и астрономических (астрологических), ритмов;

·эвристичность – детям не навязывают готовых правил, а дают воз можность сделать вывод самим;

·художественность всего обучения [3].

Главное свойство педагогики Р. Штайнера – отрицание прямого воздействия на обучающегося. Воспитание и обучение идут через постепенное формирование эмоциональной сферы, интеллекта к воспитанию волевой сферы ученика.

Стержень воспитательной работы – организация нравственного воспитания, в основу которого положены добро, Красота и Правда. Эти качества послужат воспитаннику в дальнейшем основой морали, творчества и мудрости.

Совет

С опорой на антропософские идеи Р. Штайнера австрийский педагог К. Кениг (1902-1966) в 1939 г. в Шотландии учредил школу – деревенскую общину для лиц с отклонениями в умственном развитии (поместье Кэмпхилл в Абердине. Тем самым было положено начало развитию новой ветви педагогики Р.

Штайнера, получившее название «Кэмпхиллское движение».

Это педагогическое направление ориентировано на оказание специальной социально-педагогической помощи лицам с отклонениями в развитии, для которых жизнь и обучение в системе массового образования, а также последующая взрослая жизнь в традиционных условиях затруднительны [3].

1.3 Вальдорфская школа и специальное обучение по Штайнеру

сентября 1919 г. в г. Штутгарте (Германия) для детей рабочих сигаретной фабрики «Вальдорф – Астория» была открыта первая школа, идею и содержание деятельности которой предложил Р. Штайнер. Он же был и научным руководителем этой школы.

Штайнеровская педагогика по праву может быть отнесена сегодня к наиболее перспективным и успешно развивающимся направлениям мировой нетрадиционной педагогики. В настоящее время имеется свыше 600 штайнеровских школ в большинстве развитых стран мира, в том числе около 100 школ в России и странах СНГ [3].

В вальдорфских детских садах и школах дети с отклонениями в развитии чувствуют себя комфортно, так как учебный процесс позволяет учитывать их особые образовательные потребности.

Штайнеровская педагогика с ее бережным, внимательным отношением к внутреннему миру ребенка оказывает благотворное влияние на детей с проблемами в развитии.

Принимая во внимание тот факт, что в нашей стране в последние годы все большее распространение приобретает система интегрированного обучения, знакомство с содержанием образования в штайнеровской педагогике полезно для будущего учителя: пополнится арсенал педагогических средств для преодоления неуспеваемости детей, сглаживания отклонений в поведении и развитии.

Целью многих гуманистических педагогических систем являются воспитание гармоничной личности, сочетающей творческое мышление, любовь и интерес к человеку, к миру, ответственность за себя и за окружающий мир.

В штайнеровской педагогике для достижения этой цели разработаны уникальные планы и методики, философски обоснованные в трудах Р. Штайнера, апробированные в течение 80 лет работой вальдорфских школ и детских садов.

Вальдорфской школе присущи атмосфера тепла, искренности, взаимного уважения и доверия, отсутствие пристрастных суждений со стороны учителя, отсутствие системы оценок как формы давления на учащихся, эмоциональная насыщенность учебного процесса.

Обратите внимание

Штайнеровская педагогика рассматривает человека не только как результат взаимодействия его генотипа и окружающей среды. Природное и общественное в человеке видится лишь как часть его целостной человеческой личности, деятельность которой определяется ее духовным, индивидуальным, человеческим Я.

В соответствии с этим воспитание и обучение в штайнеровской школе направлены на создание оптимальных условий для развития человеческой индивидуальности в процессе ее собственной деятельности. Поэтому учебно-воспитательная работа направлена на три вида деятельности:

·развитие мышления, результатом чего должно стать умение делать целостные обобщения и быть творческим;

·формирование уравновешенной жизни чувства, что является не только основой для формирования способности здравой оценки себя и окружения, но и основой способности социально ориентированного поведения;

·развитие здоровой и сильной воли как основы способности к деятельности и самому действию [3].

Организация вальдорфской школы строится на следующих основах:

·организация дня в определенном ритме, причем утро как время наиболее благоприятное для интеллектуальной деятельности, отводится соответствующим учебным предметам;

·изложение учебного материала большими учебными периодами, «эпохами», что позволяет ученику «погружаться» в учебный материал, сосредоточиться на нем;

·художественно-эстетические упражнения воспитывают волю, произнесенное слово воздействует на чувства;

·принцип авторитета – один из серьезнейших в вальдорфской школе; дети подражают тому, кому хотят, кто завоюет их доверие;

Источник: http://diplomba.ru/work/100793

Вальдорфская педагогика Штайнера: суть, принципы, обучение

Вальдорфская школа педагогики нашла своих приверженцев и сегодня. Во многих городах есть школы и детские сады, методика воспитания в которых построена именно на вальдорфских принципах.

Данную систему разработал в начале ХХ века австриец Рудольф Штейнер.

Особое внимание он уделял развитию эмоциональных качеств детей, поэтому его система воспитания объединяет духовное, социальное и биологическое начало.

То есть на первом месте стоит личность ребенка, независимая от любых социальных ограничителей. Ребенок будет чувствовать себя нормально и в вальдорфской школе или детском саду в любой точке мира.

Суть вальдорфской педагогики заключается в предоставлении ребенку помощи для гармоничного раскрытия личности, что может быть особенно актуально при проблемах личностного развития у ребенка.

Деятельность педагогов направлена на поддержание всех проявляющихся качеств воспитанников, ведь любое из этих качеств может стать основным в формировании зрелой личности. Прощаться с детством в вальдорфских образовательных учреждениях не спешат.

Все должно проходить естественным путем и без форсирования событий.

Принципы вальдорфской педагогики

На первом месте стоит уважение к личности ребенка, из этого пункта выходят все остальные. Очень важно, чтобы дети чувствовали себя психологически комфортно.

В связи с этим на передний план в воспитании выходят эстетические и разного рода трудовые дисциплины. Приветствуется творческое начало.

Особенностью педагогики Штейнера есть изучение национальной культуры. В этом русле делается очень многое – начиная от одежды и заканчивая национальными традициями. Ребенок в таком случае будет ощущать себя частью чего-то намного большего, чем собственная семья. От него уйдут маленькие страхи, обитающие в малой социальной ячейке.

Важно

Для того чтобы ребенок развивался всесторонне, практикуют комплексный подход к изучению внешней среды. К примеру, в классах нет новейшей мебели и последних достижений науки, наоборот, используют натуральные материалы, приближающие к природе. Да и само учебное заведение находится поближе к природе.

Многое зависит от воспитателя и учителей. Одним из действующих принципов данной педагогики является подражание детей педагогическому коллективу.

Особое внимание уделяется общению с родителями. Здесь существует очень тесный контакт еще с дошкольного учреждения. Дети и родители вместе проводят праздники, отмечают Дни рождения, занимаются трудовой деятельностью и т.д. Отдельный класс – это единый дружный коллектив.

Как происходит обучение?

Уроков, к каким привыкли мы, Штейнер не предусматривал. Информация в вальдорфских школах подается блоками. В течение дня дети рассматривают три блока: трудовой, творческий и душевно-духовный.

Вся программа рассчитана на 11 лет. До 8 класса ученики «работают» с одним учителем, он для них как духовный наставник. Уже с 1 класса маленькие вальдорфцы изучают два иностранных языка, принимают активное участие в жизни школы, что развивает одинаково все их способности.

Учебный материал преподносят так называемыми «эпохами», что длится примерно месяц. За такой период ученики успевают «прожить» изучаемую эпоху, что очень хорошо сказывается на осознании и запоминании событий.

Обязательным пунктом каждого учебного года есть заключительный концерт в конце семестра.

Стоит отметить, что в вальдорфской педагогике нет системы оценивания. Все идет своим ходом. Детей не принуждают равняться на какой-то образец правильности. Индивидуальность всегда должна проявляться, и мешать этому не следует.

Недостатки системы

К сожалению, недостатки можно найти везде. Вальдорфская педагогика – не исключение. Так, в детском саду детей не учат чтению и счету, малыши приходят неподготовленными в школу. Огромную роль играют личностные качества преподавателей и учителей.

Немалый акцент делается на некие мистические силы и постулаты. Т.е. в современном мире данная педагогика не может работать эффективно и так, как первоначально хотел Штейнер.

Она обязательно проходит адаптацию под то учебное заведение, где ее пытаются ввести.

Источник: https://vse-pro-detey.ru/valdorfskaya-pedagogika-shtajnera/

Вальдорфская педагогика

Замечание 1

Основателем антропософии – учения о человеке, о его внутреннем духовном мире и первой вальдорфской школы был доктор философии Роберт Штайнер.

Все началось в $1919$ году с выступления Штайнера перед работниками австрийской фабрики по производству табака «Вальдорф-Астория», в котором он пытался доказать важность школы для развития умственных, творческих и волевых качеств ребенка, его адаптации в социуме и духовности. После этого доклада руководитель фабрики выступил спонсором при создании вальдорфской школы для ребят из рабочих семей. Преподавателем этой школы стал Штайнер – автор новой педагогической методики.

Принципы вальдорфской педагогики

Принципы, на которых основывается вальдорфская система, реализовались уже в первой школе Штайнера, в частности:

  • взаимосвязь обучения и искусства, развитие музыкальных и художественных способностей, образного мышления детей;
  • развитие телесной памяти через уроки эвритмии, когда под определенную музыку плавные движения помогают ребенку лучше почувствовать свое тело и понять его;
  • отсутствие иерархической системы в управлении, совместная работа педагогов и родителей над повышением качества обучения;
  • отсутствие дискриминации по гендерному и материальному признаку;
  • приоритизация устного рассказа, как метода обучения;
  • обучение с первого класса иностранным языкам;
  • отсутствие системы оценок;
  • выбор определенного типа питания, в том числе вегетарианского, сыроедения и других.

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Религия и вальдорфская педагогика

Часто вальдорфскую школу сравнивают с сектой. Робертом Штайнером написано множество работ по теософии, его труды формируют систему мировоззрения, которая далека как от православного христианства, так и от иных религий. Но его труды не изучают в вальдорфских школах.

Соответственно дети, не подвергаясь внешнему воздействию, могут получить базовые знания о религии от своих родителей. Герои легенд, сказок эзотерического характера, присутствующие в системе обучения, рассматриваются только как выдуманные персонажи.

Христианство преподносится на уроках вальдорфской школы в качестве основы мировой культуры.

Вальдорфская система: за и против

К положительным аспектам вальдорфской системы относятся:

  • творческое самовыражение ребенка, выявление талантов и склонностей на раннем этапе;
  • формирование чувственного восприятия и эмоционального мира ребенка, воспитание гармоничной и всесторонне развитой личности, которая свободна в самовыражении и восприятии;
  • воспитание в ребенке личной ответственности за все происходящие вокруг него события, честности и искренности.

Минусы вальдорфской системы заключаются в следующем:

  • недостаточный уровень знаний для поступления в ВУЗы, так как основной упор делается на развитие духовного мира ребенка;
  • у данной системы мало единомышленников, вальдорфские школы не очень популярны в нашей стране;
  • бытовые трудности обусловленные тем, что вальдорфская методика требует минимального присутствия всего искусственного в окружении ребенка, не одобряет использование технических новинок детьми.
Читайте также:  Психология и особенности развития ребенка в 2-3 года: «я сам» и «почему?»

Вальдорфская система образования имеет множество специфических особенностей и требует от родителей повышенного внимания к жизни ребенка, активного участия в различных мероприятиях школы и организации необходимых условий для обучения и развития ребенка дома.

Очевидна гуманитарная направленность школ данного типа. Программа учебных заведений, работающих по вальдорфской системе, по точным наукам отстает.

В то же время программа по истории, естественным наукам и иностранным языкам на один-два года опережает программу общеобразовательных учреждений.

Замечание 2

Совет

Основное преимущество вальдорфской системы образования заключается в том, что она воспитывает в ребенке свободную, целеустремленную, гармоничную личность. У ребенка просыпается интерес к учению, появляется уверенность в собственных силах и стремление к достижению цели.

Источник: https://spravochnick.ru/pedagogika/valdorfskaya_pedagogika/

Вальдорфская педагогика в школах. Отзывы родителей

28 Сентября 2016

Вальдорфская педагогика что это такое. Плюсы и минусы. Отзывы родителей.

Вальдорфская педагогическая система была основана в начале 20 века немецким ученым и философом Рудольфом Штайнером.

 Разработанная для детей работников табачной фабрики “Вальдорф-Астория” в Штутгарте, вскоре она приобрела поклонников по всей Германии, а позже и Европе, где начали открываться вальдорфские школы и детские сады.

Вальдорфская педагогика, ставящая своей целью воспитание свободной, творчески мыслящей личности, проповедует всестороннее развитие ребенка путем максимальной близости к природе и народным традициям, а также отказом от ранней интеллектуализации.

Основные принципы вальдорфской философии

Одной из основ вальдорфской педагогики является принцип неопережения, то есть соответствия изучаемой информации тому, что мозг ребенка может воспринимать в данный момент. Именно поэтому система выступает против досрочной интеллектуализации и специализации, раннего изучения абстрактных понятий, таких как буквы и цифры, заучивания информации.

Развивающие занятия в первую очередь основаны на интересах ребенка на данном этапе, на том, что его привлекает и захватывает, такие занятия дают малышу более осмысленные знания, которые легче запоминать.

Например, детям младшего возраста интересны активные игры, сказки, поэтому развивающие занятия проходят в игровой форме или в виде сказочно-театрализованной постановки. 

Вальдорфская философия выделяет в человеке интеллектуальное, эмоциональное (творческое) и волевое (практическое) начало. Развитию каждого из них уделяется особое внимание в определенный, наиболее подходящий для этого, период становления личности ребенка, воля – в младшем возрасте, эмоции – в среднем и разум – в старшем.

Только равномерное развитие всех этих трех составляющих ведет к гармоничному росту и становлению полноценной личности. Особый упор на интеллектуальные занятия отрицательно влияет на физическое здоровье ребенка, поэтому вальдорфский ритм дня основан на постоянном чередовании умственной, творческой и физической активности.

Особая роль в вальдорфской философии и педагогике уделяется комфортной окружающей среде, где ничто не мешает гармоничному развитию ребенка. Малыша окружает интерьер в спокойных тонах, мебель и игрушки из натуральных материалов.

Обратите внимание

Особая роль в гармонизации окружающей среды отдана воспитателю, именно от его поведения зависит, будет ли ребенок чувствовать себя уверенно и свободно, установится ли доверительная атмосфера в группе и сплоченный детский коллектив.

Воспитатель должен найти индивидуальный подход к каждому ребенку, и учитывать его особенности при построении ритма занятий в группе. Именно воспитатель является образцом подражания для ребенка, поэтому к его поведению предъявляются особые требования.

Основы организации вальдорфских учебных заведений

Одной из важнейших особенностей организации учебного процесса в вальдорфской школе и детском саду является интеграция изучаемых предметов, то есть сближение информации из различных уроков при помощи темы года, месяца, недели (так называемые эпохи).

До 7-8 класса большинство предметов в школе ведет один и тот же учитель, что позволяет найти к каждому ученику индивидуальный подход в изучении конкретной темы. В каждом классе существует свой главный урок, информация из которого преподается в течение длительного времени (от 2 до 4 недель), параллельно сопровождаясь музыкальными, творческими занятиями на ту же тему.

Это позволяет ученикам глубже проникнуть в суть изучаемых предметов, изучить тему с разных сторон, последовательно и вдумчиво.

Каждое занятие построено в определенном ритме, где сменяются фаза вдоха и выдоха. День начинается с “выдоха”, то есть свободной игры.

Игра является важнейшим видом деятельности для ребенка, поэтому в вальдорфском саду ей уделяется особое место, дети играют только в то, что им самим интересно.

Воспитатель не вмешивается в ход игры, а старается лишь заинтересовывать ребенка и поддерживать этот интерес.

В процессе игры дети конструируют, играют в ролевые игры. Вальдорфцы предпочитают игрушки из натуральных материалов, минимально указывающие на свою основную функцию, что максимально развивает фантазию и воображение.

Важно

Это могут быть шишки, орехи, желуди, камушки, морские раковины, отрезы ткани, деревянные брусочки, спилы, рукотворные деревянные или вязаные человечки, гномы, животные. Отрицаются современные пластиковые и компьютерные игрушки.

Далее идет “вдох”, это главный урок, музыкальное, творческое, ритмическое занятие или сказка. В вальдорфской школе большое внимание уделяется творческой и практической деятельности, это может быть садоводство, сельское хозяйство, вязание, бытовые обязанности.

Таким образом, научные знания дополняются не только поэтической и художественной картиной мира, но и реальным жизненным опытом, который в современном мире уже довольно сложно получить.

Вальдорфская система воспитания является безоценочнойдо 7 класса, ребенка не сравнивают с другими детьми, а оценивают лишь относительно его собственных предыдущих результатов.

В вальдорфском детском саду разновозрастные группы, что побуждает малышей подражать старшим, а взрослых детей учит ухаживать за младшими.

Огромная роль в вальдорфском образовании отдана родителям, они активно участвуют в жизни сада или школы, помогают готовить праздники, наводить порядок в группе, изготавливать игрушки.

Вальдорфская школа отзывы родителей

Нам в школу еще не скоро, но периодически я задумываюсь о ее выборе. Не так давно знакомая, которая преподавала в одной из таких школ сказала, что ни за что не отдаст своего ребенка туда. Я решила разобраться, почему же такой, казалось бы, идеальный педагогический подход подойдет единицам.

Источник: https://womensec.ru/articles/kids/education/waldorf-pedagogy.html

Вальдорфская система, Раннее развитие детей

Практически все родители стараются не только вырастить полноценного члена общества, но и дать своему ребенку как можно больше возможностей для того, чтобы в будущем он смог добиться успеха и процветания. Именно поэтому любящие мамы и папы уже с самого рождения малыша рассматривают и “примеряют” к своему ребенку различные методики раннего развития, позволяющие раскрыть и закрепить весь потенциал малыша.

Практически все родители стараются не только вырастить полноценного члена общества, но и дать своему ребенку как можно больше возможностей для того, чтобы в будущем он смог добиться успеха и процветания.

Именно поэтому любящие мамы и папы уже с самого рождения малыша рассматривают и “примеряют” к своему ребенку различные методики раннего развития, позволяющие раскрыть и закрепить весь потенциал малыша.

А выбрать есть из чего. Современным родителям доступен огромнейший “арсенал” самых разных методик: методика Монтессори, Гленна Домана, Сесиль Лупан, Елены Даниловой и т.д. Но особой популярностью пользуется Вальдорфская система, разработанная австрийским философом Рудольфом Штейнеров в далеком 1919 году.

Несколько слов о Рудольфе Штейнере

Рудольф Штейнер вошел в историю педагогики как яркий представитель этического индивидуализма, в основу мировоззрения которого легла теория познания Гете.

Он был уверен, что человеческое познание безгранично, поэтому гармоничное развитие личности возможно только при условии отсутствия рамок и ограничений.

Поэтому всю свою сознательную жизнь Рудольф Штейнер активно поддерживал полное отсутствие государственного контроля над работой образовательных учреждений.

В 1907 году из под его пера вышло эссе “Воспитание ребенка”, в котором он подробно описал все основные этапы развития ребенка и свои мысли касательно подхода к образовательному процессу.

Через 12 лет (в 1919 году) Рудольфа Штейнера пригласили на сигаретную фабрику Вальдорф-Астория в Штутгарте в качестве лектора.

Результатом лекции стало появление инновационного метода раннего развития детей и открытие новой школы, которая получила название “Вальдорфская школа“.

Уже в 1922 году вальдорфские школы открылись в Британии, а немного позже распространились по всему миру. На сегодняшний день в мире работает больше 3000 образовательных учреждений, основанных на образовательных принципах Рудольфа Штейнера.

Особенности Вальдорфской педагогики

В основе вальдорфской методики лежит принцип “неопережения” развития ребенка. То есть, создаются максимально комфортные условия для того, чтобы ребенок мог развиваться исходя из своих индивидуальных и возрастных особенностей. Именно поэтому знания по тому или иному предмету ребенок получает только в тот период, когда он наиболее к этому подготовлен.

Не менее важной отличительной чертой вальдорфских школ является использование при оформлении кабинетов и классных комнат исключительно натуральных материалов и самодельных игрушек, способствующих развитию фантазии и воображения у воспитанников.

Обязательным элементом вальдорфской системы также являются духовное развитие всех участников образовательно-воспитательного процесса и занятия музыкой.

Совет

К музыкальным занятиям относятся не только обучение игре на музыкальных инструментах, но и художественное музыкальное движение (различные физические упражнения, направленные на совершенствование координации между полушариями головного мозга).

Программа обучения в школе по Вальдорфской педагогике рассчитана на 11 лет, при этом все основные предметы с 1 по 8 класс ведет один преподаватель. Примечательно, что оценки в общепринятом смысле ученики вальдорфских школ не получают. Вместо них выдаются педагогические характеристики, описывающие способности и достижения каждого ученика.

Среди приоритетных направлений Вальдорфской педагогики также можно выделить воспитание ребенка через подражание взрослому. При этом педагоги тщательно следят за тем, чтобы на мыслительные процессы детей младше 7 лет не оказывалось никакого воздействия.

Группы в детских садах, работающих по вальдорфской системе, разновозрастные, что также способствует “подражательному” воспитанию. Дети сами выбирают чем они хотят заниматься, а если воспитатель организует общие занятия, то могут отказаться от участия в них. Большое внимание уделяется:

  • ручному труду: детей учат вышивать, работать на гончарном круге, резать по дереву, плести из бисера и т.д.
  • изобразительному искусству: малышам предлагаются краски, с помощью которых они могут находить свои творческие решения.
  • музыкальному сопровождению: любое занятие сопровождается игрой на музыкальном инструменте или пением.

Как проходят занятия по Вальдорфской системе

Обучающий материал подается эпохами (блоками) в зависимости от возраста и уровня развития ребенка. Однако на всех этапах образовательно-воспитательного процесса (и в садике, и в школе) каждый день обучения обязательно включает в себя три части:

  • духовная – проводятся занятия, предполагающие активное мышление;
  • душевная – музыкальные занятия или танцевальные “минутки”;
  • креативно-практическая – творческие занятия: лепка, рисование, шитье и т.д.

Достаточно часто занятия всего дня посвящены тому предмету, который в данный момент изучается. Например, если в данный момент изучается математика, то детям предлагают “увидеть” соответствующий математический материал во время творческих занятий или танца.

Вальдорфская система также предусматривает подачу учебного материала в соответствии с развитием ребенка и определенного исторического общества.

Другими словами, если возрастной особенностью развития ребенка является формирование представлений о государственном строе и справедливости, то ему предлагают к изучению историю Римской империи.

В период начала полового созревания вальдорфские педагоги рассказывают воспитанникам об эпохе средневековья, где женственность иллюстрируют дамы, а мужественность – рыцари.

Недостатки Вальдорфской системы

Несмотря на явные достоинства Вальдорфской системы в вопросе постепенного и глубокого развития творческого начала у детей, имеются у нее и недостатки.

И прежде всего, это слишком позднее, по меркам современного общества, обучение детей письму, счету и чтению.

Дело в том, что по канонам данной методики приступать к изучению букв и цифр можно не раньше 7-ми лет, да и то, только в ненавязчивой и непринужденной форме.

Кроме того, вальдорфская методика раннего развития полностью исключает из повседневной жизни ребенка любые фабричные игрушки, телевизор, компьютер, телефон, искусственные материалы в одежде и т.д. То есть, ребенок воспитывается в некотором “вакууме”, и встреча с более “продвинутыми” сверстниками в школе может стать для него стрессом.

Материал полезен?

Источник: https://fulledu.ru/articles/88_rannee-razvitie-detey-valdorfskaya-sistema.html

Ссылка на основную публикацию