Виды и польза пальчиковых игр для маленьких детей

Пальчиковая гимнастика для детей: развиваем речь, мышление, память

Когда в семье рождается ребенок, родители стараются обеспечить его своевременное развитие: интеллектуальное, речевое, эмоциональное.

Большое значение при этом будет иметь обстановка в семье, внимание, которое уделяется родителями воспитанию своего чада, а также их умение правильно организовать с крохой развивающую игровую работу. Важную роль во всем этом играет пальчиковая гимнастика.

Что это такое, в чем ее польза для детей? С какого возраста она эффективна? С этим стоит разобраться подробнее.

Прямая зависимость

Пальчиковая гимнастика – это различные виды массажа, игр, упражнений, направленных на развитие тонких движений рук ребенка. Ведь от того, насколько ловкие его пальчики, напрямую зависит степень развитости психических процессов.

Еще наши прабабушки знали, что работа детских пальчиков влияет на развитие интеллекта ребенка, его речи. Вспомним хотя бы потешки про «Сороку-ворону», «Козу рогатую» или «Ладушки» — эти пальчиковые игры, пожалуй, известны каждому.

Итак, что они дают крохе?

  • Активируют зоны коры его головного мозга, отвечающие за речь.
  • Помогают формированию четкой, ритмичной речи.
  • Помогают научиться концентрировать и распределять внимание.
  • Снимают излишнее нервное напряжение (особенно возникающее во время говорения).
  • Улучшают память.
  • Способствуют овладению навыками письма, рисования.
  • Развивают фантазию, воображение.
  • Улучшают гибкость и подвижность кистей и пальцев рук ребенка.

Пальчиковые упражнения (или игры) подразделяются на несколько видов в зависимости от возраста.

  1. Упражнения для кистей рук, помогающие научиться расслаблению и напряжению мышц, переключаться с одного положения на другое, развивают подражание. Такие занятия можно проводить примерно с полутора лет, когда ребенок целенаправленно может повторять движения за взрослым и выполнять простые просьбы.
  2. Динамические упражнения учат детей сгибать-разгибать пальчики, координировать точность движений. Такие игры подойдут для младших дошкольников.
  3. Статические игры помогают закрепить уже полученные умения, требуют точности при выполнении. Могут выполняться в среднем и старшем дошкольном возрасте.
  4. Массаж. Развивает сенсорно-тактильные ощущения, помогает снизить тонус мышц и подготовить пальцы к более сложным упражнениям. Массаж можно делать уже с рождения.

Если подобрать или придумать сопровождение к таким действам в стихах, ребенок будет проявлять к ним больший интерес:

Я орех качу-качу,

Свои пальчики учу:

Если будут слушаться,

Все у них получится!

  • Три готовых сценария комплексных развивающих занятий в формате pdf;
  • Видео-рекомендации по проведению комплексных игр и по их самостоятельному составлению;
  • План-схему для составления таких занятий дома

Подпишись и получите бесплатно:

Как проводить пальчиковую гимнастику?

Непосредственно пальчиковые упражнения малыши могут воспроизводить примерно после года. С этого времени и можно начинать занятия.

Чтобы они были интересными, обычно каждая игра сопровождается определенным ритмичным текстом – стихами, потешками, сказками, которые «инсценируются» при помощи пальцев и ладошек. Взрослый должен произносить слова игры обязательно ритмично и выразительно.

Это помогает ребенку научиться правильно и красиво оформлять свою речь. Фантазия детей живо включается в игру, и они с удовольствием делают упражнения.

Основные правила при таких занятиях состоят в следующем.

  • Руки взрослого не должны быть холодными (ведь игры предполагают как демонстрацию движений, так и их коррекцию и взаимное участие).
  • Перед началом гимнастики нужно сделать общую разминку для кистей и пальчиков, чтобы они разогрелись, стали податливее (так же как спортсмену перед выступлением или матчем важно размять необходимые мышцы).
  • Во время игр важно контролировать, чтобы ребенок задействовал в упражнениях все пальчики.
  • При проведении такой гимнастики родители должны не только следить за тем, как ребенок выполняет упражнения, но и оказывать тактильное влияние на ручки малыша (гладить, щекотать).
  • Игры не должны проводиться в принудительной форме, иначе от них будет больше вреда, чем пользы.
  • Залог успеха – в систематических занятиях.

Если ребенок до 3 лет утратил интерес к пальчиковой гимнастике в «идеальном» виде, можно переключить его на другой вид таких упражнений — игры с предметами:

  • перекатывание по столу или полу круглых предметов (пластиковых шариков, мячей, мелких фруктов);
  • сортировка круп или мелких деталей конструктора;
  • сборка пирамидки;
  • постройка башни из кубиков;
  • собирание мозаики;
  • рисование пальцами (по муке, песку, крупе, рассыпанным тонким слоем);
  • исследование на ощупь материалов с разными фактурами (шелк, мех, полиэтилен, дерево, металл, перья, пластик, махровые или шерстяные вещи и т. д.).

Примерно с 2 лет можно перенести пальчиковые игры с детьми на бумагу. Из нее можно скатывать шарики или скручивать рулончики из тонких бумажных полосок. Прекрасно работают пальчики, если попросить ребенка отрывать небольшие кусочки от целого листа. Полученные обрывки пусть малыш складывает в небольшой стаканчик.

Поднимаем планку

После 3 лет детям предлагаются координационно более сложные игры. Например, как потешка «Про дружбу». Ребенку нужно точно попадать пальчиком на пальчик, уметь переплетать их между собой:

Дружат во дворе у нас девочки и мальчики

(дети сцепляют пальчики в замочек)

Подружу-ка я сейчас и маленькие пальчики

(дети поочередно соединяют подушечки одноименных пальцев рук)

Раз, два, три, четыре, пять – начинай считать опять

(дети возвращают пальчики в исходное положение)

Раз, два, три, четыре, пять – мы закончили считать

(замочки размыкаются, малыши трясут кистями рук).

Чем старше становится ребенок, тем сложнее по исполнению могут быть стишки для пальчиковой гимнастики. «Высший пилотаж» — точно обыграть пальцами сюжет какой-то сказки.

Обратите внимание

При этом ребенку придется не просто показать «ушки на макушке» у зайки или «намазать варенье на блины», а строить из ладошек целые замысловатые фигуры (птицу с крыльями, мышку с хвостиком), изображать сложные действия («лепить пирожки», «копать огород»).

Когда взрослый показывает такую фигуру, малыш не просто запоминает ее и повторяет – он развивает фантазию и ассоциативное мышление.

«Осьминожки»

Две веселых осьминожки

По морской брели дорожке

(обе руки изображают осьминогов, передвигающихся пальцами-щупальцами по дну моря)

Повстречались, удивились,

(«осьминоги» замирают, «приседают», снова вытягиваются)

Улыбнулись, подружились.

(руки сближаются, можно «поздороваться» указательными пальцами)

И теперь они вдвоем

Изучают водоем.

(сцепившись большими пальцами, руки «путешествуют» вместе).

Еще один способ ненавязчиво втянуть детей после 3 лет в подобные гимнастические игры – предложить им пальчиковые игрушки. Это своеобразный кукольный театр из персонажей – «напальчников», которые легко изготовить самим, сшив из фетра или ткани, склеив из бумаги, связав крючком.

Обычно это герои какой-либо одной сказки («Колобок», «Теремок»). Конечно, очень сложных упражнений при этом не получится: пальчики — «герои» будут только кланяться, когда малыш изображает речь кого-то из них.

Но дети безумно любят инсценировать и, поучаствовав в таких «театрализациях», охотнее включатся в другие пальчиковые упражнения.

Значение мелкой моторики для развития речи ребенка и его интеллекта в целом переоценить сложно.

Регулярные занятия разными видами пальчиковой гимнастики способствуют не только развитию мелкой моторики, но в целом улучшению координации, памяти, воображения, концентрации внимания.

Все это – основа нормального психоэмоционального и речевого развития ребенка, залог его успехов в школе. Не этого ли хочет каждый родитель для своего чада?

Источник: https://Razvivashka.online/metodiki/palchikovaya-gimnastika

Польза пальчиковой гимнастики

“Ум ребенка находится на кончиках его пальцах”, – писал В. А. Сухомлинский. Сегодня нам известно, какое важное место занимает подвижность кистей рук ребенка в его успешном и всестороннем развитии.

А вот в народе такие игры с пальчиками ребенка всегда были популярны, хотя тогда никто и понятия не имел, как пальчиковая гимнастика влияет на развитие головного мозга ребенка. Все дело в том, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки.

К тому же на кистях рук находятся рефлекторные точки, которые подают импульсы в центральную нервную систему, а значит, упражнения для рук и пальчиков положительно скажутся на деятельности мозга.

Наверняка вы замечали, как грудничка интересуют его ручки. Он их рассматривает, тянет в рот, а если мама еще и погладит ладошку, и стишок расскажет, малыш будет просто счастлив.

Важно

Обычно все малыши любят игры с ладошками и пальчиками, поэтому у родителей не возникнет трудностей с проведением пальчиковой гимнастики.

Такие упражнения просты в исполнении, не занимают много времени, но имеют большую эффективность и значение для развития ребенка.

Что дает пальчиковая гимнастика:

  1. Развитие мелкой моторики, которое напрямую связано с развитием речи. Движения пальцев рук и развитие речи ребенка – взаимосвязаны. Делая массаж пальчиков, рассказывая эмоционально стишки, вы будете способствовать стимулировать речевое развитие вашего ребенка, а также формировать правильное звукопроизношение.
  2. Развитие координации движения, улучшение памяти и внимания.
  3. Подготовку к письму.
  4. Развитие творческих и умственных способностей.

Занятия пальчиковой гимнастикой следует подбирать согласно возрасту. Для малышей до трех лет – это будет массаж ладошек и пальчиков со стишками и потешками. В три года можно пробовать играть двумя ручками, дополнять игры другими предметами, например, маленькими мячиками, шариками или кубиками. Дети очень любят, если пальчиковая гимнастика содержит элементы театрального представления.

Любой массаж ручек, пальчиков принесет ребенку только пользу и благоприятно скажется на его физическом развитии. Это замечательная возможность для общения с ребенком, налаживания контакта и снятие стресса у малыша.

Хотелось бы заметить, что кроме пальчиковой гимнастики ловкость, координацию и точность движения пальцев рук развивают такие занятия:

  • рисование, лепка;
  • игры с крупами;
  • игры с мелкими предметами: мозаикой, прищепками, пуговицами и бусинами;
  • катание карандашей и шариков между ладошками и по поверхности;
  • пазлы и шнуровки;
  • теневой театр.

Примеры пальчиковой гимнастики

Этот пальчик – дедушка, (выставляем большой пальчик)

Этот пальчик – бабушка, (выставляем указательный пальчик)

тот пальчик – папочка, (показываем средний пальчик)

Этот пальчик – мамочка, (безымянный пальчик)

Этот пальчик – я, (показываем мизинец)

Вот и вся моя семья! (ритмично сжимаем и разжимаем руку, а в заключение распрямляем все пальчики)

***

Раз, два, три, четыре, пять, (по очереди выпрямляем пальчики из кулачка, начиная с большого)

Вышли пальчики гулять,

Раз, два, три, четыре, пять, (по очереди загибаем пальцы в кулачок, начиная с мизинчика)

В домик спрятались опять.

***

Сорока-ворона

Кашу варила

Деток кормила. (загибаем пальчики)

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

…а этому не дала

Ты дров не рубил

Воды не носил…

***

(Загибаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко-крепко спит.

Тише! Тише, не шумите!

Солнце красное взойдёт,

Утро ясное придёт.

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

(пальчики разгибаются)

***

Мы варили суп-суп (потираем ладошки друг об друга)

Из перловых круп-круп. (потираем ладошки)

Получилась каша. (потираем ладошки)

То-то горе наше. (хватаемся за голову)

***

Замесили тесто, (стучали кулачками по столу, если сидели за столом, и по коленкам, если просто сидели)

А оно ни с места. (удерживаем руки в покое)

Замесили на дрожжах, (снова стучим)

Не удержишь на вожжах!!! (расставляем руки в стороны, как будто хотим удержать)

Источник: https://ihappymama.ru/polza-palchikovoj-gimnastiki/

Статья (младшая группа) на тему

Статья: «Польза пальчиковых игр для маленьких детей».

 Чечет А.А., воспитатель ГБДОУ детский сад№37

Пальчиковые игры – это своеобразная гимнастика, основной целью которой является развитие мелкой моторики ребенка. Такие занятия развивают ловкость, подвижность, интеллектуальные способности малыша, а еще отлично поднимают настроение. Доказано, что дети, которые играют в пальчиковые игры, начинают быстрее ходить, разговаривать, писать и радовать родителей отличной памятью.

Пальчиковые игры для малышей помогают развитию речевых центров, что в свою очередь способствует более активному развитию речи.  В ходе “пальчиковых игр” дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Пальчиковые игры, как правило, имеют незатейливую, доступную детскому пониманию стихотворную форму, а при помощи рук и пальчиков взрослый вместе с ребенком «иллюстрирует» рассказ.

Пальчиковые игры развивает умение ребенка подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.

Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! Когда ребенок начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнения из пальчиковой гимнастики — это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой.

-В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот  вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.

Все виды движений выполняются в медленном темпе, сначала одной рукой, затем другой, а потом двумя руками вместе. Также возможна работа только одной рукой. Первоначально дети знакомятся с ладонью, названием пальцев руки, выполняют элементарные движения (хлопки, прятанье рук за спину и т.д.).

Имитируются энергичные движения кистями рук (месим тесто, забиваем гвоздик и т.д).Составляются простые фигуры из пальцев и ладоней (колечко, ковшик), простые фигуры из пальчиков одной руки (зайчик, коза), согласованные действия двумя руками (домик, ворота).

Педагог показывает образец положения пальцев во время пальчиковой игры, помогает, поправляет малыша.

Совет

Пальчиковые игры сами по себе дарят нашим детям здоровье, т.к. при этом происходит воздействие на кожные покровы кистей рук, где находится множество точек, связанных с теми или иными органами.

Читайте также:  Задания для дошкольников для запоминания азбуки на примере буквы н

В этом возрастном периоде (от года до трех лет) дети научатся распознавать свои пальцы, и выучат, как они называются. Дальше пальчиковые игры не будут завязаны на каждый палец в отдельности. Поэтому именно сейчас имеет смысл рассказать про каждый палец интересную историю (отличительную особенность):

  • мизинец — самый маленький палец на руках и ногах не только у людей, но и у животных; с древне-русского языка так и переводится «самый младший»
  • безымянный — на некоторых языках называется «кольцевым» пальцем, т.к. на него надевают обручальные кольца. Почему именно на него? В древности существовало поверье, что только от этого пальца напрямую к сердцу идёт вена или нерв. На Дальнем Востоке он называется лекарственным, т.к. им принято размешивать различные снадобья.
  • средний — самая крайняя точка вытянутой руки
  • указательный — самый трудолюбивый, так как используется чаще всех в силу анатомической особенности
  • большой — состоит всего из двух фаланг

Вот некоторые игры для детей от 2 до 3 лет.

Капуста

Мы капусту рубим-рубим, (постукивать ребрами ладоней по столу или по коленям)

Мы капусту солим-солим,(поочередно поглаживать подушечки пальцев, как будто солим)

Мы капусту трём-трём,(потирать кулачок о кулачок)

Мы капусту жмём-жмём.(сжимать и разжимать кулачки).

Сорока-ворона

Взрослый водит пальцем по раскрытой ладошке ребенка и говорит:

— Сорока-ворона кашу варила,деток кормила:

(поочередно берет пальчик, покачивает его и загибает к ладошке)

— Этому дала, этому дала, этому дала ,этому дала,
а этому (покачивает посильнее) — не дала!

Ты в лес не ходил,ты дров не рубил,ты печь не топил!

Тебе нет ничего!

Пальчики-грибочки

Поочередно берем за пальчики, начиная с мизинца, покачиваем каждый и прижимаем к ладошке:

Этот пальчик в лес пошел,этот пальчик гриб нашел,этот пальчик чистить стал,

этот пальчик жарить стал.

Ну, а этот (большой пальчик) — взял, и съел,
потому и потолстел

Каша

Наша Маша варила кашу (можно назвать имя своего ребенка)

Кашу сварила, малышей кормила.( круговые движения указательным пальцем по ладошке малыша)

Этому дала, этому дала,

Этому дала, этому дала,( загибать пальчики, начиная с большого)

А этому — не дала. (слегка потрясти за мизинчик)

Он много шалил,

Свою тарелку разбил.

ЗАЙКА

 Зайка, зайка, где твой хвост? ( хлопки )

 — Вот, вот, вот! ( руки за спиной )

Зайка, зайка, где твой нос? ( хлопки )

 — Вот, вот, вот! ( показать нос )

 Зайка, зайка, лапы где? ( хлопки )

 — Вот, вот, вот! ( показать руки )

Зайка, зайка, ушки где? ( хлопки )

 — Вот, вот, вот! ( показать ушки )

КОШКИ — МЫШКИ

 Вот кулак, ( показать кулак левой руки)

 А вот – ладошка, (раскрыть пальцы, ладонь) вверх

 На ладошку села кошка. (когти» правой руки водят по ладошке левой)

Села мышек посчитать, Раз, два, три, четыре пять. (правой рукой загибать по одному пальцу левой)

Мышки очень испугались, (вращать кулаком)

В норки быстро разбежались (спрятать кулак под.правую подмышку)

Моя семья

Вот дедушка,Вот бабушка, Вот папочка, Вот мамочка, Вот деточка моя, А вот и вся семья. (Ф. Фребель)

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с большого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок

Встали пальчики

Этот пальчик хочет спать, Этот пальчик — прыг в кровать, Этот пальчик прикорнул, Этот пальчик уж заснул. Встали пальчики — «Ура!» В детский сад идти пора!(М. Кальцова)

 Поочередно пригибать пальцы к ладошке, начиная с мизинца. Затем большим пальцем касаться всех остальных — «будить». Одновременно с восклицанием «Ура!» кулачок разжать, широко расставив пальцы в стороны

Источник: https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2018/11/20/statya-polza-palchikovyh-igr-dlya-malenkih-detey

Развиваем мелкую моторику: что такое пальчиковые игры для детей

Пальчиковые игры – это своеобразная гимнастика, основной целью которой является развитие мелкой моторики ребенка.

Такие занятия развивают ловкость, подвижность, интеллектуальные способности малыша, а еще отлично поднимают настроение.

Доказано, что дети, которые играют в пальчиковые игры, начинают быстрее ходить, разговаривать, писать и радовать родителей отличной памятью.

Чем еще полезны пальчиковые игры для малышей?

Ученые утверждают, что между развитием мелкой моторики и интеллектуальными способностями ребенка существует связь. И это действительно так.

Игры для развития мелкой моторики улучшают работу головного мозга, ускоряют мыслительные процессы, делают ребенка более подвижным. Кроме этого, пальчиковые игры для детей укрепляют связь между родителями и ребенком.

Поэтому не стоит пренебрегать этим увлекательным занятием в пользу гаджетов, игрушек и других видов развлечений.

Пальчиковые игры для самых маленьких

Особенно важны пальчиковые игры для малышей до года. В этот период ребенок только знакомиться с окружающим миром и с интересом воспринимает все происходящее. Для этого возраста идеально подойдут игры с различными мелкими предметами, где требуется что-то сжимать-разжимать, насыпать-высыпать. Естественно, что подобные занятия должны проходить только под контролем родителей.

Развитию мелкой моторики также способствует физическая активность. Поэтому постарайтесь вписать в интерьер своего дома детскую спортивную стенку. Уверены, что ваш малыш оценит такое приобретение! А уж, когда ребенок подрастет, его спортивные достижения вас точно покорят!

Примеры пальчиковых игр для детей

Пожалуй, самыми известными пальчиковыми играми для детей можно назвать «Ладушки» и «Сороку-ворону». Однако, помимо них существуют и другие увлекательные игры для развития мелкой моторики. Рассказываем о самых интересных.

  • «Кулачок» для детей от 1 до 2 лет

Этот пальчик — маленький, (загибаем мизинчик)

Этот пальчик — слабенький, (загибаем безымянный пальчик)

Этот пальчик — длинненький, (загибаем средний пальчик)

Этот пальчик — сильненький, (загибаем указательный пальчик)

Этот пальчик — толстячок, (загибаем большой пальчик)

Ну а вместе — кулачок!

  • «Сидит белка на тележке» для детей от 1 до 2 лет

Во время этой игры вам вместе с малышом придется сгибать и разгибать пальцы, а делать это нужно в ритме потешки.

Сидит белка на тележке

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заяньке усатому,

Кому в зобок,

Кому в платок,

Кому в лапочку.

  • «Клён» для детей от 2 до 3 лет

Во время этой пальчиковой игры вам нужно имитировать движения клёна, о которых говорится в стихе. Например, на строчке «Ветер тихо клён качает» нужно растопыривать пальцы и тянуться вверх.

Ветер тихо клён качает,

Вправо, влево наклоняет:

Раз — наклон и два — наклон,

Зашумел листвою клён.

  • «Котик» для детей от 2 до 3 лет

Повторять действия согласно смыслу стиха нужно и в игре под названием «Котик». Уверены, что такое занятие понравится даже тем малышам, которые не любят умываться по утрам!

Котик лапкой умывается

Видно, в гости собирается

Вымыл носик.

Вымыл ротик.

Вымыл ухо.

Вытер сухо.

Источник: http://4mama.ua/kids/development/2779-razvivaem-melkuyu-motoriku-chto-takoe-palchikovye-igry-dlya-detey

Пальчиковые игры для малышей – альтернатива бесполезным игрушкам

Хорошее упражнение для развития мелкой моторики – пальчиковые игры для малышей. Мама хочет, чтобы ее ребенок уже в 2-3 года научился читать, рисовать, играть на скрипке. Не спешите, нервная система грудничка еще очень слаба, ей не под силу вынести большие нагрузки.

При желании и большом упорстве можно научить полуторагодовалого младенца считать до ста или запоминать длинные стихи, только такое насилие пойдет в ущерб общему развитию.

В этом возрасте с ребенком нужно играть, а движение пальчиков поможет головному мозгу сформироваться и подготовиться к получению знаний.

Десять тренажеров для нервной системы

Мышцы кистей рук у новорожденного развиты очень хорошо. Он может ухватиться за мамины пальцы и повиснуть, удерживая вес своего тела без больших усилий. Природа выполнила свою анатомическую функцию, теперь ваша задача – научить пальчики выполнять ловкие точные движения.

Этот навык нужен не только для подготовки рук к письму, лепке и рисованию. Мелкая моторика необходима для развития всей нервной системы. При работе с детьми нельзя спешить, забегать вперед.

Все должно идти последовательно: сначала формируются нужные мышцы и связки, потом можно приступать к упражнениям.

Малыш лежит в кроватке, мама поет ему песенки, читает сказки, а погладить пальчики, дать перебирать шарики на веревочке считает излишним.

Родители удивляются, почему ребенок отстает в развитии, не произносит ни одного слова, с ним же постоянно разговаривают. Дело в том, что в коре головного мозга существенную часть занимает область, ответственная за движения рук.

Полушария еще плохо взаимодействуют между собой, но ловкие движения кистей посылают нервные импульсы, способствующие развитию связи между ними.

Невропатологи давно заметили связь между мозгом и мелкой моторикой. При реабилитации после инсульта или травмы головы они рекомендуют больным вязать, шить, перебирать мелкие предметы, массировать ладони и кисти.

Замечено, что у пациентов, прислушивающихся к этим советам, восстановление всех функций организма проходит быстрее.


Когда малыш активно перебирает свои пальчики, хватает и бросает мелкие предметы, у него отмечаются положительные изменения:

  • снимается напряжение всех мышц тела;
  • активизируется мышление;
  • формируются творческие способности и фантазия;
  • развивается внимание;
  • зарождаются способности к определенным видам деятельности.

Пальчики помогут развитию речи

Правая часть мозга распознает предметы, а левая отвечает за развитие речи.

Когда работа полушарий не согласована, малыш видит маму, слышит это слово, ротик готов произнести нужные звуки, но объединить работу всех органов не удается.

Прежде чем учить ребенка говорить, нужно провести подготовительную работу: наладить взаимодействие всех участков головного мозга, сформировать согласованную связь между полушариями.

Логопеды часто используют тест для поисков причины отставания в речевом развитии. Ребенка просят поочередно согнуть и разогнуть каждый пальчик отдельно, затем 2 или 3 вместе.

Обратите внимание

Если кисть хорошо слушается команд, каждый палец может двигаться как самостоятельно, так и вместе с другими, мозговые центры и проводящие нервы работают нормально. В этом случае плохое произношение может быть вызвано анатомическими особенностями губ, языка, горла.

Когда малыш умеет только сжимать и разжимать кулачок, а показать пальцем на предмет, сделать «рожки» не может, причины кроются в плохой работе нервной системы.

Развивать речь младенца нужно с самого рождения. Подвесьте над ним яркие игрушки, которые он сможет хватать и отпускать, подносите к его кистям свои пальцы, чтобы грудничок уцепился за них.

Чем чаще новорожденный будет сжимать и разжимать ручки, тем быстрее пойдет его умственное развитие. Желательно приобретать игрушки со звуковыми или световыми эффектами, чтобы ребенку хотелось взять и потрясти их снова и снова.

Если младенец до года не произносит даже слоги, а только издает непонятные звуки, обязательно проконсультируйтесь со специалистом.

Пальчиковая гимнастика для грудничков

До полугода у ребенка развивается вся кисть: он сжимает и разжимает кулачки, хватает, перекладывает из руки в руку и бросает игрушки с удобной ручкой.

Тренировать пальцы ему пока рано – должны окрепнуть мышцы, связки и сухожилия. Когда грудничку исполнится 6 месяцев, начните массаж кистей.

Возьмите каждый пальчик по очереди, согните и разогните, разотрите от кончика к ладони и до запястья. Можете поиграть в «Ладушки».

Важно

В 10 месяцев пора приступать к развитию мелкой моторики. Дайте ребенку небольшие шарики, бусины, камешки и другие округлые предметы. Кулачком их не ухватить, чтобы играть с интересными новыми вещами, нужно работать каждым пальчиком отдельно.

Покажите малышу, как строить башню из кубиков, надевать кольца на пирамидку. Прекрасным тренажером будет развивающий коврик. Прикрепите на него карман с крупной пряжкой или пуговицей, кладите туда разные игрушки.

Любопытному младенцу будет интересно открыть застежку, чтобы найти новый сюрприз.

В «Козу рогатую» ребенку играть пока сложно: два пальчика никак не хотят разгибаться вместе, но вы можете сами показывать ему «рожки», а малыш захочет повторить мамино движение. Зато «Сороку-белобоку» он освоит очень быстро. Эти старые пальчиковые игры для малышей были знакомы еще прабабушкам.

Они ничего не знали о мелкой моторике, связи между движениями пальцев и головным мозгом. Материнская интуиция подсказывала, что необходимо сыну или дочери, и наши предки создали стихи и игры, не теряющие популярности у всех поколений.

Предложите ребенку поиграть в «Грибочки».

Пусть он держит открытую ладошку и на каждой строчке загибает по одному пальчику: от мизинца к большому. Если сначала у малыша не получится, помогите ему.

Игры для младшего возраста

Когда малышу исполнится полтора года, его пальцы будут готовы к тонким точным движениям. Ему можно предложить простейшие конструкторы, крупную мозаику.

Обязательно купите или сделайте сами игрушку-шнуровку: продевание веревочки в отверстия очень хорошо тренирует мелкую моторику. Дайте ему помять глину или пластилин, но помните, что любопытные дети все хотят попробовать на вкус.

Приобретайте материалы для лепки только в специализированных торговых центрах, смотрите, чтобы они имели сертификат и соответствовали возрасту ребенка.

Малышам от годика до 3 лет можно подобрать более сложные игры. Кисть руки – неограниченный простор для фантазии. Многие из этих упражнений хороши тем, что ими можно заниматься при поездках в транспорте, ожидании очереди в поликлинике и в других местах, где ребенку скучно.

  • «Зоопарк». Средний палец может стать хоботом слона, хвостом тигра или ящерицы, а все остальные – лапами. Две ваших и две детских руки составят целый зоопарк, где звери бегают, танцуют, тихонько подкрадываются друг к другу.
  • «Корни». Сначала найдите старое дерево и покажите ребенку, как причудливо могут переплетаться его толстые корни. Рука до локтя – мощный ствол, пальцы – корни. По команде каждый из игроков «сажает» свое дерево. У кого получилось интереснее?
  • «Ловкие ноги». Большой и указательный пальцы становятся ногами человека, который прыгает, занимается карате, выполняет сложные пробежки в фигурном катании.
  • «Норки». Пальчики – звери, а перчатка – их общий дом. Пусть животные быстро и правильно забегут в свои норки.
Читайте также:  Как безболезненно пережить кризис 5 лет у ребенка — советы психолога

Предложите ребенку самому придумать, кем еще могут стать его пальцы. Хорошо, если упражнения будут сопровождаться стихами, различными историями. Многие детские потешки можно сопровождать движением кистей.

Например, можете с помощью рук сыграть сказку «Репка». В магазинах иногда продаются забавные мордочки животных или кукольные головы, которые можно надеть на пальцы и устроить настоящее театральное представление.

Не забывайте, что при занятиях с детьми нужно придерживаться определенных правил:

  • ясно объясните ребенку, чем вы будете заниматься;
  • ни на что не отвлекайтесь, играйте с настроением, азартом;
  • найдите, за что можно похвалить малыша, но никогда не ругайте за ошибки;
  • если игра не нравится, не настаивайте на ее продолжении;
  • не давайте ребенку утомиться и заскучать, вовремя заканчивайте занятие.

Очень хорошей тренировкой для пальчиков станут бытовые навыки. Скоро малыш пойдет в садик, ему нужно научиться самому застегивать пуговицы, кнопки и пряжки, завязывать шнурки на ботиночках. Если ребенок не хочет сам одеваться, превратите это занятие в интересную игру.

У него есть 10 помощников-гномиков, которые бегают по одежде и проверяют, все ли в порядке. Маленькие человечки завязывают шапочку, поправляют шарфик, подтягивают носочки, смотрят, чтобы все было надежно закрыто и застегнуто.

В конце пусть ребенок посмотрится в зеркало и оценит их работу.

Упражнения для дошкольников

После 3 лет можно продолжать игру в гномиков, только задания теперь будут сложнее. Ребенку пора запомнить названия пальцев. Если эти слова покажутся малышу скучными, пусть они будут фамилиями, а имена своим друзьям малыш придумает сам.

У каждого помощника есть брат на другой руке, например, Коля Указательный и Саша Указательный. Когда нужно выполнить работу, которую дошкольник считает трудной или скучной, пусть позовет на подмогу 10 своих приятелей.

Такой большой компанией они быстро уберут игрушки, сложат на полку разбросанные книжки или соберут сложную фигурку из конструктора.

Совет

Воздействие на кисти и пальцы приносят пользу не только головному мозгу и нервной системе. Восточная медицина считает, что в этой области сосредоточено множество точек, связанных со всеми внутренними органами.

Игрушки не должны быть полностью гладкими и ровными, давайте малышу шершавые или пупырчатые предметы. Очень полезны игры с мячиком, покрытым резиновыми шипами.

Предложите ребенку поймать «ежика», погладить его, покатать в ладонях.

Не нужно забывать и про пальчиковые игры для малышей. Купите специальных кукол, которые надеваются на кисти. Сначала малыш будет просто двигать руками и головой персонажа, а потом сможет разыграть театральное представление.

В темной комнате направьте на стену свет настольной лампы, и покажите, какие интересные тени получаются при разных положениях пальцев. Если ребенок никак не может запомнить их название, прочитайте стишок, а ребенок пусть поднимает тот палец, о котором сейчас идет речь.

Если заметили, что пальчики ребенка до сих пор остаются непослушными, плохо двигаются по отдельности, сообщите об этом педиатру. Он направит вас к невропатологу, хирургу или другому специалисту, который может назначить занятия специальной гимнастикой.

Комплексов существует много, но чтобы подобрать правильные упражнения, нужно выяснить причину проблемы.

Взаимосвязь творчества и мелкой моторики

Если вы вовремя и правильно проводили упражнения с пальчиками, творческая фантазия малыша уже бьет фонтаном. Только подтолкните его в нужном направлении, и ребенок создаст такие шедевры, что вы удивитесь. Научите его пользоваться ножницами, клеем, пластилином.

Нарисованная акварельной краской елка выглядит уныло, но если наклеить на нее кусочки мишуры, части конфетных фантиков, блестящие бусинки, вид станет совсем другой. Творчество дает работу рукам, а точные движения пальцев стимулируют мозг на создание новых проектов.

Возьмите обычную пластиковую бутылочку, вместе с малышом облепите ее пластилином и покажите, как прилепить горошины, крупу, бисер, блестки. Очень скоро у вас в доме появится множество разнообразных самодельных вазочек.

Обратите внимание

Девочкам можно начинать осваивать плетение из крупного бисера, простейшие приемы макраме. Мальчики с удовольствием собирают конструкторы. Не останавливайтесь на одном «Лего», приобретите металлические и строительные наборы, магниты, детали из гибкого пластика.

С каждым годом элементы рукоделия должны становиться мельче, а движения пальчиков – точнее.

Иногда дети отвергают магазинные игрушки и конструкторы и играют с веревочками, камешками и другими не предназначенными для этого вещами. Если такое занятие не угрожает их безопасности – не возражайте: малыш получает и удовольствие, и двойную пользу.

Предмет неправильной формы трудно взять, удержать и уложить в нужное место. Пальцы получают хорошую тренировку, а неровная фактура производит естественный массаж. Второе преимущество – развитие фантазии.

Если малыш видит в шнурке змею, в ракушке – тарелку, а в кусочке дерева – любимую собачку, за него можно только порадоваться.

Пусть малыш рисует, пробует написать что-то печатным шрифтом, но не нужно учить его каллиграфии. Рука до 7 лет еще недостаточно развита, чтобы вывести письменные буквы. Перед поступлением в школу можно учить ребенка простейшему вышиванию и вязанию. Тонкие движения укрепят кисть, и у первоклассника не будет проблем с письмом.

Промышленность постоянно совершенствует товары для детей, начиняет их электроникой, и для занятий с современными игрушками малышу не нужны руки и ноги. Достаточно одного пальца, чтобы нажимать кнопки.

Если вы заполните детский уголок только такой продукцией, у ребенка атрофируются не только мышцы, но и мозг и речь. Не переживайте, если, отправляясь на прогулку или в поездку, вы забыли дома пакет с игрушками.

Зачем они, если у малыша есть 2 руки и 10 пальцев? С таким арсеналом можно придумать столько интересных занятий, что время пролетит незаметно.

Источник: http://TheRebenok.ru/uxod/palchikovye-igry.html

Ладушки-ладушки: чем полезны пальчиковые игры

Пальчиковые игры представляют собой инсценировку стихов и потешек, рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Благодаря играм с пальчиками дети развивают мелкую моторику, что, в свою очередь, стимулирует развитие речевых центров. Ребенок получает новые тактильные впечатления, учится концентрировать внимание и сосредотачиваться.

Такие игры предназначены для детей от полугода; интерес к ним сохраняется примерно до пяти лет. Малыши выполняют упражнения для одной руки, трех-четырехлетние дети задействуют все пальцы, а после четырех лет в игру вводятся различные предметы — шарики, кубики и т.п.

Каковы основные принципы пальчиковых игр?

Игры следует подбирать такие, с которыми ребенок может справиться. Для начала ему нужно подробно продемонстрировать все действия, а потом попросить его повторить или сделать это вместе со взрослым, используя пальчики малыша.

Если он пока не может справиться с игрой самостоятельно, ее нужно упростить. Все игры сопровождаются потешками и специальными стишками (всем известные «Ладушки», «Сорока-белобока» и пр.).

Важно

Забавные простенькие стишки родители могут сочинять самостоятельно и сопровождать ими все движения пальцев ребенка. В возрасте до трех лет главным героем таких игр может быть сам детский пальчик.

Например: «палец толстый и большой в сад за сливами пошел», «этот пальчик хочет спать, этот пальчик лег в кровать…». Начиная с трёх лет пальчики «становятся» поросятами, козлятами, рыбками и т.д.

В игре обязательно должен быть задействован каждый пальчик, и он должен двигаться не только вместе с другими, но и самостоятельно. Игры нужно подбирать таким образом, чтобы кисть малыша поочередно то сжималась, то раскрывалась.

Симметричные и несимметричные движения рук следует чередовать. С наиболее сложными играми, где правая и левая руки одновременно производят разные действия, ребенка следует знакомить примерно к пяти годам.

Играть в пальчиковые игры с малышом нужно часто, но понемногу, чтобы дольше сохранялся интерес к ним. Для некоторых игр можно использовать различные колпачки, или рисовать на подушечках пальцев забавные рожицы.

Используя пальчиковых кукол и зверей, можно устроить маленький театр – это будет способствовать развитию речи, стимулировать творческие способности и воображение малыша.

Как знакомить ребенка с пальчиковыми играми?

Пальчиковыми играми можно заниматься как в развивающей группе, так и дома — это не требует материальных затрат или специальных условий. Перед началом игры лучше «разогреть» пальчики ребенка легким массажем или упражнениями.

Для начала мама сама должна выучить текст и движения, рассказать малышу о новой игре. Произносить текст нужно не торопясь, с паузами, выразительно, понижая-повышая голос, делая акцент на ключевых словах. Большое значение имеет соответствующая мимика взрослого.

При неоднократном повторении уже известных слов малыш начнет подпевать маме.

Как играть в пальчиковые куклы?

Совет

Они бывают тряпичные, вязаные, деревянные, бумажные. Можно купить готовые куклы или сделать их самостоятельно.

Пальчиковую куклу надеваются на один палец, поэтому в домашних условиях ее можно сделать из старой перчатки, отрезав пальчики, сделав из ниток «волосы», пришив «глазки» из пуговиц или бисера.

Сначала мама показывает на собственном пальце, как двигается кукла, потом надевает ее на детский пальчик, и, манипулируя его ручкой, изображает движение игрушки, пока он не научится делать это самостоятельно.

Пальчиковые куклы могут легко поместиться в кармане или в сумке, ими легко будет развеселить ребенка в дороге, на прогулке; скрасить время ожидания в очереди к врачу или в общественном транспорте.

Дома для игр с пальчиковыми играми можно использовать любую импровизированную ширму – край стола, дверцу шкафа, спинку стула или кресла.

С малышами можно разыграть стихи или потешки, дети постарше могут сами исполнить роль какого-нибудь героя в сказке.

Есть ли книги, посвященные пальчиковым играм?

Упражнения как для самых маленьких, так и для детей постарше подробно описаны в работах отечественных авторов: Лены Даниловой , Е. Пименовой «Пальчиковые игры», И.

Ермаковой «Развиваем мелкую моторику у малышей», Жени Кац; и зарубежных, например, Джеки Силберг «Занимательные игры с малышами от рождения до года», Марты и Уильяма Сёрз «Ваш ребенок.

Все, что вам нужно знать о вашем ребенке с рождения до двух лет».

Ольга Легостаева

Ты еще не подписан на наш Telegram? Быстро жми!

Источник: https://www.obozrevatel.com/mamaclub/rannee-razvitie/material/palchikovye_igry_vidy_printsipy_polza-9284.html

Эффективные пальчиковые игры для детей

Любой маме, желающей правильно воспитывать своего ребенка, не обойтись без пальчиковых игр. Помимо улучшения мыслительных способностей, внимательности и развития мелкой моторики данный способ помогает отвлечь и развеселить непоседу. Какие существуют виды пальчиковой гимнастики? Что нужно учитывать при ее проведении? В статье мы собрали всю необходимую информацию по этой теме.

Содержание:

  1. Виды пальчиковых игр
  2. Общие рекомендации
  3. Примеры пальчиковых игр

Виды пальчиковых игр

Опытные педагоги разработали множество полезных занятий для детей разного возраста. Поговорим о наиболее распространенных из них.

Игры-гимнастика. Данные упражнения являются своего рода зарядкой и, как правило, проводится после продолжительных занятий с ребенком. Хорошим примером служит популярное стихотворение «Мы писали».

Игры, основанные на сказочных сюжетах. В этом случае пальчиковая гимнастика сопровождается увлекательным рассказом с определенным сюжетом. Примеры игр данного типа – «Сорока-белобока», «Детки в школе». Помимо общепринятых сказок, эффективным методом развития творческих способностей является вовлечение детей в создание своего собственного рассказа.

Игры, основанные на развитии скорости реакции. В качестве таких игр могут быть комплексы из разных движений руками, касаний, похлопываний и их повторений малышом. Самыми распространенными игровыми упражнениями такого типа считаются «Ладушки» и «Поймай пальчик».

Для достижения максимального эффекта можно применять каждый вид движений как по отдельности, так и в сочетании друг с другом.

Общие рекомендации

Для получения наилучшего результата следует проводить занятия уже с первых месяцев жизни ребенка. Чтобы его ручки развивались гармонично в каждое занятие необходимо включить игры на сжатие, расслабление и растяжение кистей.

Начинать и заканчивать игру-занятие нужно с массажа конечностей. В первые месяцы дети не могут самостоятельно выполнять некоторые движения, поэтому вам следует руководить их руками.

При этом чтобы полушария мозга развивались одинаково, требуется уделять внимание обеим рукам в равной мере и контролировать точность выполняемых движений.

Обратите внимание

Также следует помнить, что обязательным условием успешных тренировок является похвала малыша. Она будет хорошим стимулом к дальнейшим занятиям и подарит позитивное настроение ребенку. Не акцентируйте внимание на ошибках.

Для детей более старшего возраста игровые занятия будут постепенно усложняться. Поэтому вам нужно придерживаться следующих советов:

  • Если в задуманной игре появляются незнакомые малышу понятия или персонажи, то во вступительной части необходимо рассказать ему о них используя картинки или игрушки.
  • Для успеха мероприятия желательно проводить игру с максимально выразительной мимикой. Так ребенку будет легче воспринимать информацию. Делайте паузы и комментируйте движения с нужной интонацией.
  • Вначале старайтесь выбирать такие игры, сюжет которых позволяет вам «побегать» пальцами по ручке или спинке малыша, пощекотать его или погладить. Это создаст у ребенка игривое настроение.
  • Основной комплекс должен состоять из двух-трех игр. Как только они будут освоены ребенком, можно приступать к новым.

Примеры пальчиковых игр

Существует множество различных упражнений, помогающих развить мелкую моторику у детей. Для начала предложите малышу следующие пальчиковые игры.

Читайте также:  Во сколько месяцев ребенок начинает самостоятельно держать голову?

«Пальчики здороваются». В ходе занятия кончик большого пальца должен поочередно касаться кончиков пальцев противоположной руки.

«Ласточка, перепелочка». Правая ладошка ребенка ложится на левую ладонь взрослого. Вам нужно проговаривать слово «ласточка», поглаживая своей правой рукой большой пальчик малыша. То же самое необходимо выполнить еще с несколькими пальчиками.

Далее поглаживая очередной пальчик, скажите слово «перепелочка». Ребенок должен успеть убрать ручку до того, как будет произнесен последний слог. В том случае, если он не успевает отдернуть руку, вам нужно ухватить его за кончик пальца со словами «Поймал!».

Можно повторить игру несколько раз с переменой ролей по желанию малыша.

«Цветок». Ребенок должен сомкнуть подушечки пальцев обеих рук. Ладошки при этом должны оставаться слегка округлыми – получается «бутон». Прижав основания ладоней друг к другу, малыш должен широко раздвинуть пальцы по кругу – получается раскрытый «цветок».

«Слоненок». Средний палец представляет собой хобот слона. Он должен быть устремлен прямо. При этом безымянный и указательный пальцы изображают ноги животного, показывая, как он ходит.

«Барашки». Ладошки обеих рук должны быть опущены вниз. Локти расставлены в разные стороны. Мизинцы и указательные пальцы обеих рук округлены и направлены вперед, изображая рога барашков. Другие пальцы согнуты в кулачок. Ребенку нужно бодаться рогами, аккуратно ударяя согнутыми мизинцем и указательным пальцам одной руки о другую.

«Перетяжки». Взрослый и малыш сцепляются руками «в замочек», после чего каждый участник пытается перетянуть соперника в свою сторону. В течение всей игры вы должны следить за правильной постановкой кисти ребенка.

Также хорошо себя зарекомендовала и предметная деятельность, помогающая развивать мелкую моторику детей. Вы можете во время занятий комбинировать описанные выше игровые упражнения со следующими видами деятельности:

  • нанизывание колец на тесьму;
  • игры с конструктором;
  • расстегивание и застегивание пуговиц (приобретите специальный набор для занятий в магазине);
  • игры с мозаикой;
  • всевозможные шнуровки;
  • перебирание зерен, круп (например, горох отделить от фасоли);
  • сортировка мозаики по ячейкам.

В заключение отметим, что степень увлечения детей пальчиковыми играми во многом зависит от вас. Поэтому с младшими дошкольниками нужно быть спокойными и доброжелательными. Все прикосновения должны быть осторожными и ласковыми. Для детей старше 4-5 лет важным условием является интересная речь и выразительная мимика взрослого.

Источник: https://mezhdunami.net/dety/palchikovye-igry.html

Почему же пальчиковые игры для малышей так полезны?

Пальчиковые игры– это замечательный способ развить мелкую моторику малыша, поднять ему настроение и расшевелить или, наоборот, успокоить непоседу.

Почему же пальчиковые игры для малышей так полезны?

Пальчиковые игры основаны на том, что детская ручка имеет огромное количество так называемых «представителей», которые расположены в коре головного мозга. Это объясняет то факт, что в становлении речи и развитии малыша важное место занимает правильное формирование и развитии кисти, а особенно – пальчиков.

Ведь малыши начинают осваивать речь только тогда, когда их пальчики приобретают некоторую точность. Образно говоря, маленькие детские ручки «готовят почву» для развития речи. Кроме этого, пальчиковые игры для малышей помогают детскому мозгу развить взаимосвязь между левым и правым полушариями и синхронизировать их работу.

Чем крепче становится мостик между полушариями, чем чаще по нему проходят нервные импульсы, чем больше их скорость и активнее процессы мышления, тем более способным и внимательным будет Ваш малыш.

Поэтому, если Вы стремитесь к тому, чтобы малыш научился хорошо разговаривать, быть ловким и способным к обучению, тренируйте его пальчики и кисти с самого рождения.

Каких правил следует придерживаться, организовывая пальчиковые игры для малышей?

Пальчиковые игры для самых маленьких имеют некоторые отличительные особенности. Ведь, если детки постарше уже сами стремятся подражать взрослым и копировать их движения, то самых маленьких нужно этому всему научить и заинтересовать.

Пальчиковые игры до года должны основываться на следующих рекомендациях:

Для достижения максимального эффекта уже с самых первых месяцев жизни малыша занятия следует проводить в комплексе. В каждое занятие должны быть включены игры на растяжение, расслабление и сжатие детских кистей, чтобы ручка развивалась гармонично. Начинать и завершать игру-занятие следует с массажа маленьких ручонок.

В первые месяцы малыши не могут сами выполнять движения, поэтому их ручками должен руководить взрослый. Чтобы полушария головного мозга развивались равноценно, следует в равной мере уделять внимание обеим ручкам и следить за правильностью выполняемых упражнений.

Важно

Обязательным условием успеха занятий является похвала даже самых маленьких достижений Вашего малыша. 

Каковы особенности пальчиковых игр для малышей?

С детьми до года действенными будут следующие упражнения-игры: для новорожденных малышей, которые практически всегда держат ручки сжатыми в кулачки, хорошей тренировкой станет вкладывание взрослым своих указательных пальцев в ладони малыша. Ребенок рефлекторно сожмет ручки в кулачки, после чего его даже можно будет слегка приподнять.

С возрастом такое упражнение поможет научиться отпускать и хватать, а, как известно, хватательный рефлекс напрямую связан с эмоциональным развитием; начиная с четырех-пяти месяцев, следует проводить массаж кистей рук и отдельно каждого пальчика, слегка массируя все фаланги по очереди.

Начинать массаж лучше с поглаживаний, после чего можно перейти к поочередным сгибаниям и разгибаниям. После нескольких занятий малыш сможет выполнять такие движения самостоятельно. с малышом, достигшим 10-месячного возраста, можно переходить к развитию тонких движений кисти и пальчиков.

Пальчиковые игры для малышей этого возраста могут заключаться в перебирании крупных, а затем более мелких предметов, катании деревянных шариков разного диаметра, собирании пирамидок. с карапузами, чей возраст приближается к шести месяцам, можно уже осваивать специальные пальчиковые игры, к примеру, «Сороку-белобоку».

В заключение следует отметить, что пальчиковые игры дают уникальную возможность радовать малышей, а также формировать добрые отношения между непоседливыми карапузами и их родителями. 

Что же включает в себя понятие пальчиковые игры?

Уже в возрасте полутора лет малышей следует учить зашнуровывать себе ботиночки и застегивать пуговицы самостоятельно. А тренировать такие сложные для карапузов навыки лучше на лоскутках ткани, к которым пришиты пуговицы разного размера, и специальных тренажерах-шнуровках. А это уже и есть довольно популярные сегодня пальчиковые игры для малышей.

Хорошей пальчиковой гимнастикой будет  и рисование карандашом, и собирание конструктора.

Кроме того, все малыши в возрасте от двух лет просто обожают мозаику, которая является идеальной игрушкой для развития мелкой моторики.

Совет

А трехгодовалые изобретатели уже могут «завязывать дружбу» с ножницами и пластилином, создавая сказочных героев или живописные аппликации. В более старшем возрасте можно познакомить малышей с бисероплетением и вязанием.

Пальчиковые игры для малышей – это нет только целенаправленные занятия, но и повседневные действия ребенка. Например, ежедневное шнурование и завязывание шнурочков и узелков на одежде – прекрасная стимуляция маленьких пальчиков. При правильном подходе, к школе малыши уже должны идеально владеть своими пальчиками, быть ловкими и самостоятельными.

Существуют следующие типы пальчиковых игр для малышей:

·  игры, которые основываются на развитии быстроты реакции. Это могут быть комплексы из похлопываний, касаний, различных движений руками, которые ребенок должен в точности повторить. Самыми широко известными играми такого типа являются «Поймай пальчик» и «Ладушки». 

·  игры, основанные на сюжетах сказок.В этом случае движения пальчиков сопровождает интересный рассказ с четкой сюжетной линией. Примерами игр такого типа являются «Детки в школе», «Сорока-ворона». Помимо общеизвестных сказок, прекрасным способом для развития творческих способностей ребенка является вовлечение малыша в создание собственной истории.

·  игры- гимнастика. Эти пальчиковые игры представляют собой своеобразную зарядку и обычно проводятся после длительных занятий с малышами. Хорошим примером является известное всем стихотворение «Мы писали». 

Можно не только применять каждый тип по отдельности, но и комбинировать их для достижения наилучшего эффекта. 

Для начала попробуйте предложить Вашему ребенку следующие пальчиковые игры для малышей: 

«Ласточка, перепелочка»Во время игры правая ладошка малыша должна лежать на левой ладони взрослого. При этом взрослый тихо проговаривает слово «ласточка», проводя пальцами своей правой руки вдоль большого пальчика ребенка.

То же самое следует проделать еще с несколькими пальчиками, а затем, поглаживая очередной пальчик, произнести слово «перепелочка», при этом ребенок должен успеть отдернуть ручку до произнесения последнего слога. Если же малыш не успевает убрать руку, взрослый должен схватить его за кончик пальца, приговаривая: «Поймал!».

После этого игра начинается снова с возможной переменой ролей взрослого и ребенка.<\p>

«Пальчики здороваются»Во время игры кончиком большого пальца правой руки необходимо поочередно касаться кончиков других пальчиков.

<\p>

«Слоненок»Средний палец ребенка, представляющий собой хобот слоненка, должен быть направлен вперед, а с помощью указательного и безымянного пальчиков малыш показывает, как слоник ходит.<\p>

«Паучок»Большой палец правой руки нужно сомкнуть с указательным пальцем левой руки, и наоборот.

Затем необходимо разомкнуть нижнюю пару пальцев, а после – снова сомкнуть пальчики над верхней парой. Такие же движения должны проделать все остальные пальчики, поочередно создавая пары с большими пальцами.

<\p>

«Перетяжки»Взрослый и ребенок (или двое малышей) сцепляются несколькими пальцами рук, после чего каждый из играющих старается перетянуть соперника в свою сторону. Необходимо отметить, что выполнять пальчиковые игры для малышей лучше медленно, повторяя игру не менее трех раз для каждой ручки, и только затем выполнять движения двумя руками одновременно. При этом на протяжении всей игры взрослые должны контролировать правильную постановку кисти малышей и четкие переходы между движениями. Корректировать игру ребенка можно только спокойным и доброжелательным тоном, заверяя малыша в успехе.

Упражнения и игры для пальчиков– довольно эффективное средство для развития правильной речи малышей, что особенно важно в дошкольном возрасте.<\p>

Польза пальчиковых игр очевидна.Ведь разучивание текстов с сопровождающей их «пальчиковой» гимнастикой стимулирует развитие речи, эмоциональную выразительность.

<\p>

Пальчиковые игры для развития речи – польза и радостное общение одновременно. Пальчиковая гимнастика, совмещаемая с разучиванием текстов – один из наилучших способов стимулировать не только развитие речи, но и внимание, пространственное мышление, быстроту реакции и воображение.

Пальчиковые игры для развития речи дают малышу возможность легче запомнить стихотворные тексты и сделать речь максимально выразительной. Однако игры с пальчиками не только эффективно развивают мелкую моторику и речь, но и способствуют радостному общению малыша и его близких.

Ведь проведение таких игр подразумевает усаживание ребенка на руки, теплые нежные прикосновения, поглаживания маленьких пальчиков, щекотание, легкие раскачивания.

Такое близкое общение обязательно доставит малышу море положительных эмоций, а также создаст почву для его гармоничного развития, как интеллектуального, так и эмоционального.

Обратите внимание

Немаловажным фактором, важным для развития речи, является то, что все действия, которые малыш повторяет в пальчиковых играх, сопровождают небольшие стихи. А ведь именно стихотворная форма легче всего запоминается маленькими детьми. В некотором смысле, рифма является средством успокоения и утешения для маленького ребенка.<\p>

Разучивать пальчиковые игры для развития речи следует поэтапно:

1.  Сначала взрослый должен продемонстрировать предстоящую игру малышу.<\p>

2.  На втором этапе взрослый знакомит малыша с игрой, манипулируя уже не своими руками, а пальчиками ребенка.<\p>

3.

  Теперь уже малыш и взрослый могут выполнять движения игры одновременно, но за взрослым остается проговаривание текста.<\p>

4.  На этом этапе пальчиковой игры для развития речи малыш должен выполнять движения сам, а взрослый только проговаривает текст.

Но, если маленькому человечку вдруг понадобится помощь, он должен обязательно ее получить.<\p>

5.  Теперь уже ребенок не только самостоятельно выполняет движения игры, но и проговаривает стишок, а задача взрослого – подсказать малышу и помочь.

<\p>

Если придерживаться такой схемы, то Вы обязательно достигнете наилучших результатов.<\p>

Рекомендации по пальчиковым играм

Чтобы пальчиковые игры для развития речи приносили пользу и были малышу в радость, следует придерживаться следующих рекомендаций:<\p>

·  если в задуманной Вами игре присутствуют незнакомые ребенку персонажи или понятия, следует предварительно его ознакомить с ними с помощью игрушек или картинок;<\p>

·  для начала лучше подбирать такие игры, сюжет которых дает возможность взрослому «побегать» своими пальцами по спинке или ручке ребенка, погладить его или пощекотать;<\p>

·  для успеха мероприятия следует проводить игру с крайне выразительной мимикой; чтобы малышу было легче воспринимать информацию, следует делать паузы в подходящих местах, а также комментировать движения с правильной интонацией;<\p>

·  для начала лучше остановиться на двух-трех играх, а когда они будут освоены, можно переходить к новым;<\p>

·  чтобы пальчиковые игры для развития речи дарили позитив, не акцентируйте внимание на промахах ребенка, а хвалите его за любой успех.

  В заключение хотелось бы отметить, что степень увлечения малыша пальчиковыми играми целиком и полностью зависит от взрослого.

Поэтому с детками помладше следует быть ласковыми и спокойными, а прикосновения  должны отличаться осторожностью,   а для малышей старше четырех-пяти лет очень важным аспектом является выразительная мимика и интересная речь взрослого, поэтому, работая с этой возрастной категорией, стихи лучше заучивать наизусть.<\p>

  http://supermams.ru/palchikovye-igry-dlya-razvitiya-rechi.htm

Источник: https://www.baby.ru/blogs/post/92335454-64419364/

Ссылка на основную публикацию